Большая советская энциклопедия (БСЭ)
Статьи на букву "М" (часть 137, "МУН"-"МУР")

В начало энциклопедии

По первой букве
0-9 A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "М" (часть 137, "МУН"-"МУР")

Мундт Теодор

Мундт (Mundt) Теодор (19.9. 1808, Потсдам, ≈ 30.11.1861, Берлин), немецкий писатель, критик. Получил образование в Берлинском университете. Участник литературного движения «Молодая Германия». Написанная под влиянием идей сен-симонистов об «эмансипации плоти» книги «Мадонна. Беседы со святой» (1835) подвергалась цензурным преследованиям. В конце 30 ≈ начале 40-х гг. М. капитулирует и примиряется с правительством. Главное место в его творчестве занимают исторические романы («Томас Мюнцер», 1841; «Граф Мирабо», 1858, рус. пер. 1899; «Царь Павел», 1861, рус. пер. 1899, и др.). М. ≈ автор исследований по эстетике и теории литературы.

Соч.: Moderne Lebenswirren, Lpz., 1834; Charlotte Stieglitz. Ein Denkmal, B., 1835; Allgemeine Literaturgeschichte, Bd 1≈3, В., 1846; Dramaturgie, Bd 1≈2, В., 1847≈48.

Лит.: Dietze W., Junges Deutschland in deutscher Klassik, B., 1957.

Мунду

Мунду (Moundou)

город в Республике Чад, на р. Логоне, административный центр префектуры Западного Логоне. 39,6 тыс. жителей (1972). Центр хлопководческого района. Пищевая промышленность (заводы хлопкового масла и пивоваренный), сигаретная фабрика, веломотосборочный завод. ТЭС. Аэропорт.

Мундыбаш

Мундыбаш - посёлок городского типа в Кемеровской области РСФСР, подчинён Таштагольскому горсовету. Расположен в Горной Шории, при впадении рр. Тельбес и Мундыбаш в р. Кондома (приток Томи). Ж.-д. станция на линии Новокузнецк - Таштагол. Агломерационно-обогатительная фабрика Кузнецкого металлургического комбината; предприятия ж.-д. транспорта.

Муне-Сюлли

Муне-Сюлли (Mounet-Sully)

Жан (27.2.1841, Бержерак, - 1.3.1916, Париж), французский актёр. По окончании драматического класса Парижской консерватории (1868) выступал в театре «Одеон», с 1872 - в «Комеди Франсез». Гастролировал за границей, в том числе в России (1894 и 1899). Всемирное признание получило исполнение М.-С. ролей в трагедиях и романтических драмах: Нерон («Британник» Расина), Эдип («Царь Эдип» Софокла), Гамлет («Гамлет» Шекспира), Рюи Блаз («Рюи Блаз» Гюго) и др. Обладал виртуозным мастерством, скульптурной пластикой; однако в его творчестве подчёркнуто эффектный внешний рисунок роли преобладал над раскрытием глубины переживаний героя. К. С. Станиславский относил М.-С. к актёрам так называемого искусства представления. Автор мемуаров.

Соч.: Souvenirs d'un tragédien, P., 1917.

Лит.: История западноевропейского театра, т. 5, М., 1970.

Муне-Сюлли Жан

Муне-Сюлли (Mounet-Sully) Жан (27.2.1841, Бержерак, ≈ 1.3.1916, Париж), французский актёр. По окончании драматического класса Парижской консерватории (1868) выступал в театре «Одеон», с 1872 ≈ в «Комеди Франсез». Гастролировал за границей, в том числе в России (1894 и 1899). Всемирное признание получило исполнение М.-С. ролей в трагедиях и романтических драмах: Нерон («Британник» Расина), Эдип («Царь Эдип» Софокла), Гамлет («Гамлет» Шекспира), Рюи Блаз («Рюи Блаз» Гюго) и др. Обладал виртуозным мастерством, скульптурной пластикой; однако в его творчестве подчёркнуто эффектный внешний рисунок роли преобладал над раскрытием глубины переживаний героя. К. С. Станиславский относил М.-С. к актёрам так называемого искусства представления. Автор мемуаров.

Соч.: Souvenirs d'un tragédien, P., 1917.

Лит.: История западноевропейского театра, т. 5, М., 1970.

Муни

I Му́ни (Muni)

Пол (настоящее имя и фамилия - Фредерих Майер Вайзенфрёйнд; Weisenfreund) (22.9.1895, Львов, - 26.8. 1967, Санта-Барбара, США), американский актёр. С 8 лет выступал на сценах различных городов Западной Европы вместе с родителями - актёрами. В 1926 дебютировал в одном из бродвейских театров Нью-Йорка (в дальнейшем периодически работал во многих труппах города).

С 1929 снимался в кино; один из наиболее известных актёров США 30-х гг. Лучшие роли: бывший каторжник («Я - беглый каторжник»), гангстер («Лицо со шрамом») (оба - 1932), Пастер («Повесть о Луи Пастере», 1936), Золя («Жизнь Эмиля Золя», 1937), Бенито Хуарес («Хуарес», 1939). Большинство этих работ отличает тема протеста против сил реакции, фанатизма. С середины 40-х гг. снимался лишь во второстепенных ролях.

II Му́ни (Mooney)

Том (1883, Чикаго, - 6.3.1942, Сан-Франциско), участник рабочего движения США. По специальности литейщик. В 1907 вступил в Социалистическую партию США. В 1910 присутствовал на Копенгагенском конгрессе 2-го Интернационала. Принимал активное участие в деятельности организации «Индустриальные рабочие мира». В 1916 вместе с профсоюзным активистом У. Биллингсом и др. был арестован по провокационному обвинению в организации взрыва бомбы во время милитаристской демонстрации в Сан-Франциско (22 июля 1916). Несмотря на непричастность к этому делу, М. был в 1917 приговорён к смертной казни; под давлением общественности смертная казнь была заменена в 1918 пожизненным заключением. В 1939 власти вынуждены были освободить М.

Муни Пол

Муни (Muni) Пол (настоящее имя и фамилия ≈ Фредерих Майер Вайзенфрёйнд; Weisenfreund) (22.9.1895, Львов, ≈ 26.8. 1967, Санта-Барбара, США), американский актёр. С 8 лет выступал на сценах различных городов Западной Европы вместе с родителями ≈ актёрами. В 1926 дебютировал в одном из бродвейских театров Нью-Йорка (в дальнейшем периодически работал во многих труппах города).

С 1929 снимался в кино; один из наиболее известных актёров США 30-х гг. Лучшие роли: бывший каторжник («Я ≈ беглый каторжник»), гангстер («Лицо со шрамом») (оба ≈ 1932), Пастер («Повесть о Луи Пастере», 1936), Золя («Жизнь Эмиля Золя», 1937), Бенито Хуарес («Хуарес», 1939). Большинство этих работ отличает тема протеста против сил реакции, фанатизма. С середины 40-х гг. снимался лишь во второстепенных ролях.

Муни Том

Муни (Mooney) Том (1883, Чикаго, ≈ 6.3.1942, Сан-Франциско), участник рабочего движения США. По специальности литейщик. В 1907 вступил в Социалистическую партию США. В 1910 присутствовал на Копенгагенском конгрессе 2-го Интернационала. Принимал активное участие в деятельности организации «Индустриальные рабочие мира». В 1916 вместе с профсоюзным активистом У. Биллингсом и др. был арестован по провокационному обвинению в организации взрыва бомбы во время милитаристской демонстрации в Сан-Франциско (22 июля 1916). Несмотря на непричастность к этому делу, М. был в 1917 приговорён к смертной казни; под давлением общественности смертная казнь была заменена в 1918 пожизненным заключением. В 1939 власти вынуждены были освободить М.

Мунис Хорезми

Шир-Мухаммед Авазбий-оглы (1778, Хорезм, - 1829, Хива), узбекский поэт и историк. Родился в знатной семье. Получил хорошее образование, был каллиграфом и знатоком музыки. Унаследовал после отца придворную должность мираба - «распределителя воды». Автор газелей (См. Газель), объединённых в Диван (9500 двустиший-Бейтов), исторической хроники о Хорезме «Райский сад счастья», доведённой до 1812, а также «Трактата о грамоте». Хроника М. Х. продолжена до 1825 его племянником и учеником поэтом Агахи. Это сочинение содержит большой фактический материал.

Соч.: Танланган асарлар, Тошкент, 1957; в рус. пер. - Райский сад счастья, в кн.: Материалы по истории туркмен и Туркмении, т. 2, М. - Л., 1938; Избранное, Таш., 1961.

Мунис Хорезми Шир-Мухаммед Авазбий-оглы

Мунис Хорезми Шир-Мухаммед Авазбий-оглы (1778, Хорезм, ≈ 1829, Хива), узбекский поэт и историк. Родился в знатной семье. Получил хорошее образование, был каллиграфом и знатоком музыки. Унаследовал после отца придворную должность мираба ≈ «распределителя воды». Автор газелей, объединённых в диван (9500 двустиший-бейтов), исторической хроники о Хорезме «Райский сад счастья», доведённой до 1812, а также «Трактата о грамоте». Хроника М. Х. продолжена до 1825 его племянником и учеником поэтом Агахи. Это сочинение содержит большой фактический материал.

Соч.: Танланган асарлар, Тошкент, 1957; в рус. пер. ≈ Райский сад счастья, в кн.: Материалы по истории туркмен и Туркмении, т. 2, М. ≈ Л., 1938; Избранное, Таш., 1961.

Муниципализация земли

Статья большая, находится на отдельной странице.

Муниципалитет

Муниципалитет (нем. Munizipalität, от лат. municipium - город с правом самоуправления)

в буржуазных государствах выборные органы местного управления и самоуправления. В некоторых странах (например, в США, Великобритании) М. именуются лишь органы городского управления. М. избираются населением соответствующих административно-территориальных единиц и рассматриваются в буржуазном праве как публично-правовые корпорации. Как правило, М. состоит из выборной коллегии во главе с мэром, бургомистром и т. п. и чиновничьего исполнительного аппарата. М. могут быть собственниками коммунальных предприятий, жилого фонда и др. имущества; они ведают государственными школами, санитарными службами, местной полицией, а в ряде стран управляют различными учреждениями по медицинскому обслуживанию и социальному обеспечению. Главный источник собственных доходов М. - местные налоги с населения. В период империализма и особенно в условиях государственно-монополистического капитализма М. как орган буржуазного местного самоуправления всё больше утрачивают самостоятельность и независимость в местных делах, превращаясь в орган общегосударственной администрации. Их деятельность регулируется и контролируется правительственным аппаратом. В финансовом отношении М. находятся в сильнейшей зависимости от субсидий центральной власти. Для развитых капиталистических стран характерен глубокий кризис муниципального управления. Вместе с тем как выборные органы М. - один из важных институтов буржуазной демократии. Рабочий класс, коммунистические партии буржуазных стран ведут постоянную борьбу за завоевание большинства в М., за расширение их общественно полезных служб и их использование в интересах трудящихся. Во Франции, Италии и некоторых др. странах прогрессивные силы добились значительных успехов на муниципальных выборах и занимают прочные позиции во многих М., возглавляя их или имея большинство мест.

Муниципальный социализм

Муниципальный социализм («Муниципа́льный социали́зм»,)

одно из направлений реформистского социализма. «М. с.» рассматривает передачу в собственность или в распоряжение органов местного самоуправления (муниципалитетов) городского транспорта, электростанций, газоснабжения, школ, больниц и т. д. как путь к постепенному, мирному «врастанию» капитализма в социализм. В 80-90-х гг. 19 в. с защитой идей «М. с.» выступили реформисты различных стран: Поссибилисты во Франции, фабианцы и руководители Независимой рабочей партии в Великобритании, бернштейнианцы (см. Бернштейнианство) в Германии, «экономисты» (см. «Экономизм») в России. Разновидностью «М. с.» была выдвигавшаяся меньшевиками программа муниципализации земли (См. Муниципализация земли). Идеи «М. с.» - составная часть воззрений современных реформистов.

Сторонники «М. с.», стремясь отвлечь рабочих от коренных проблем классовой борьбы, переносят внимание «... на область мелких местных вопросов, не вопроса о господстве буржуазии, как класса, не вопроса об основных орудиях этого господства, - а вопроса о расходовании крох, бросаемых богатой буржуазией на "нужды населения"» (Ленин В. И., Полное собрание соч., 5 изд., т. 16, с. 339).

Коммунистические партии (в Италии, Франции и др. странах), придавая, особенно после 2-й мировой войны 1939-1945, большое значение участию коммунистов и всех трудящихся в деятельности муниципалитетов, отвергают оппортунистическую концепцию «М. с.»

Муниципии

Муниципии (лат., единственное число municipium, от munus - обязанность и capio - беру)

в римском государстве статут городов, свободное население которых получало по договору с Римом в полном или ограниченном виде права римского гражданства. В зависимости от характера договора с Римом М. делились на две категории. М. первой категории, так называемые римские М. (m. civium Romanorum), пользовались, как правило, самоуправлением, а их жители обладали всеми гражданскими и политическими правами в Риме. Граждане М. второй категории (aerarii) не имели политических прав в Риме, но несли обязанности римских граждан (служили в легионах, учитывались римским цензом и т. д.). Среди этих М. одни города, так называемые М. церитского права, сохраняли полное самоуправление; другие же были лишены внутренней автономии и управлялись посланными из Рима префектами, откуда их название - префектуры. В результате Союзнической войны 90-88 до н. э. всё свободное население Италии получило права римского гражданства, что означало практически переход всех италийских городов и колоний в разряд римских М. Это положение было закреплено законом Юлия Цезаря о М. (45-44 до н. э.), по которому все муниципалы (граждане М.) приравнивались в правах к римлянам, а система управления М. унифицировалась по римскому образцу. В эпоху империи статут М. даровался городам в провинциях в качестве привилегии. По эдикту Каракаллы (212 н. э.) права римского гражданства были распространены на всё свободное население империи, а все города обращены в М.

Лит.: Нечай Ф. М., Рим и италики, Минск, 1963; Маяк И. Л., Взаимоотношения Рима и италийцев в III-II вв. до н. э., М., 1971; Manni Е., Per la storia dei municipii fino alla guerra sociale, Roma, 1947.

И. Л. Маяк.

Мунк

Статья большая, находится на отдельной странице.

Мунк Анджей

Мунк (Munk) Анджей (16.10.1921, Краков, ≈ 20.9.1961, близ Освенцима), польский режиссёр. В 1951 окончил Государственную высшую школу кинематографии и театрального искусства (Лодзь). С 1949 оператор и режиссёр кинохроники: снимал фильмы: «Направление ≈ Новая Гута» (1951), «Слово железнодорожников» (1953), «Звёзды должны гореть» (1954, совместно с В. Лесевичем) и др. В 1955 дебютировал в художественном кино. Известность М. принесли фильмы «Человек на рельсах» (1957), «Героика» (1958), «Косоглазое счастье» (1960, в советском прокате ≈ «Шесть превращений Яна Пищика»). Последний фильм М. «Пассажирка» (по одноимённой повести З. Посмыш) завершён Лесевичем в 1963. В фильмах М. характеры героев раскрываются в острых и напряжённых ситуациях; ряд его кинолент награжден премиями на международных кинофестивалях в Венеции (1955, 1958), Карлови-Вари (1957) и др.

Лит.: Рубанова И., Польское кино 1945≈1965, М., 1966; Маркулан Я., Кино Польши, Л., 1967; Andrzej Munk, Warsz., 1964 (лит.).

Мунк Кай

Мунк (Munk) Кай (13.1.1898, Марибо, ≈ 4.1.1944, Хёрбюлунне, близ Силькеборга), датский драматург, поэт, публицист. По окончании теологического факультета Копенгагенского университета (1924) М. ≈ приходский священник в Западной Ютландии. Литературную деятельность начал в 20-х гг. Первое значительное произведение ≈ драма «Идеалист» (опубликовано 1928), трактующая на библейском материале проблемы добра и зла. В драме «Слово» (1925) М. утверждает силу религиозной веры. В произведениях 30-х гг. отразилось увлечение М. идеей «сильной личности», приведшее его к проповеди политической диктатуры (драмы «Гамлет», 1934, «Победа», 1936, «Диктаторша», 1938); однако в драме «Он сидит у плавильного тигля» (1938) М. осудил расовые теории фашизма. После оккупации Дании выступал как активный антифашист и патриот: сборники стихов «Клянитесь, юноши!» (1941), «Юный Север» (1942), сборники статей «На реках Вавилонских» (1941), «Мечом слова» (1942), национально-историческая драма «Нильс Эббесен» (1942). Стихи и проповеди М., зовущие к сопротивлению, печатались в нелегальной прессе. Убит нацистами.

Соч.: Mindeudgave, [bd 1≈9], Kbh. 1948≈49.

Лит.: Кристенсен С. М., Датская литература 1918≈1952, М., 1963; Larsen J. K., Kaj Munk som dramatiker, Kbh., 1941; Brix Н., Hastigt svandt den lyse sommer, Kbh., 1946: Marcussen O., Kaj Munks bÆger. Enbibliografi, Kbh., 1945.

И. П. Куприянова.

Мунк Петер Андреас

Мунк (Munch) Петер Андреас [15.12.1810, Кристиания (Осло), ≈ 25.5.1863, Рим], норвежский историк. Профессор университета в Кристиании (с 1841). С 1861 архивариус Государственного архива. Основной труд ≈ «История норвежского народа» (доведена до 1397). Опираясь на обширный, критически проверенный материал разнообразных источников, частично впервые введённых им в научный оборот, М. реконструировал древнейший период в истории Норвегии. В основу разработанной (вслед за своим учителем Я. Кейсером) концепции средневековой норвежской истории М. положил борьбу между «родовой аристократией» и королевской властью. Идеолог радикальных кругов норвежской буржуазии, М. активно выступал за разрыв шведско-норвежской унии.

Соч.: Det norske folks historie, del 1≈4, [bd 1≈6], Christiania, 1852≈59.

Мунк Эдвард

Мунк (Munch) Эдвард (12.12.1863, Лётен, ≈ 23.1.1944, Экели, близ Осло), норвежский живописец и график. Учился в Кристиании в Королевской школе рисования (1881≈86) и в мастерской К. Крога (1882≈83). В конце 1880-х ≈ 1900-е гг. жил во Франции (где испытал влияние постимпрессионизма), в Германии (особенно долго) и в Италии. Мировоззрение М. формировалось под воздействием творчества Х. Х. Йегера, а также Ю. А. Стриндберга и др. писателей-символистов, что обусловило его частое обращение к мотивам медленно угасающей жизни, смерти, одиночества и тревоги, болезненной эротики. Творчество М. с начала 1890-х гг. развивалось в русле складывавшегося стиля «модерн» («Сестра художника», 1892; «Комната умирающего», 1893). Вместе с тем оно обнаруживает ряд новых черт (жёсткий, вихреобразный контурный рисунок, повышенная динамика композиции, диссонирующий цветовой строй), которые усиливают трагическое звучание образов и во многом предвосхищают возникновение экспрессионизма («Крик», 1893; «Танец жизни», 1899; «Девушки на мосту», см. илл.; все названные произведения ≈ в Национальной галерее, Осло). Большинство картин М. 1890-х≈1910-х гг. входит в символический по замыслу, неосуществлённый полностью цикл «Фриз жизни». Он обращался к монументально-декоративной живописи (росписи актового зала университета в Осло, 1910≈16), создал галерею островыразительных портретов современников, много работал в области ксилографии, офорта и литографии.

Лит.: Стенерсен Р., Эдвард Мунк, [пер. с норв., послесловие И. Я. Цагарелли. М., 1972]; Benesch О., Е. Munch, Köln, 1960; Munchmuseet. Katalog, Oslo, 1963; Stang N., Edvard Munch, Oslo, [1971]: Munch Ed., Album. Text by Th. M. Messer, N. Y., [197≈].

Т. И. Володина.

Мункачи

Статья большая, находится на отдельной странице.

Мункачи Бернат

Мункачи (Munkácsi) Бернат (12. 3. 1860, Надьварад, ныне Орадя, Румыния, ≈ 21.9.1937, Будапешт), венгерский языковед и этнограф, академик Венгерской АН (1910). Окончил Будапештский университет (1882). Основные труды в области сравнительно-исторического языкознания, тюркологии, иранистики и этнографии. Изучал финно-угорские народы Поволжья и Западной Сибири. Редактировал журнал «Ethnographia». Основатель журнала «Келети семле» («Keleti SzemIe»), организатор Венгерского комитета Международного общества Средней и Восточной Азии (1904).

Соч.: A vogul nyelvjárások szóragozásukban ismertetve, Bdpst, 1894; Vogul népköltési gyűjtemény, köt 1≈4, Bdpst, 1892≈1952; Árja és kaukázusi elemek a finn-magyar nyelvekben, Bdpst, 1901.

Лит.: Munkácsi N., Egy nagy magyar nyelvész, Bdpst, 1943; Kálmán B., Munkácsi Bernát emlékezete, «Magyar Tud. Akad., Nyelves Irodalomtudományi Osztályának Közleményei», 1960, 16 köt., №1≈4.

Мункачи Михай

Мункачи (Munkácsy), собственно ≈ Либ (Lieb) Михай (20.2.1844, Мункач, ныне Мукачево, УССР, ≈ 1.5.1900, Эндених, близ Бонна, Германия), венгерский живописец. Учился у Э. Самоши (1862≈1863), в венской и мюнхенской АХ (1865≈1868), а также в Дюссельдорфе (1868≈1869) у Л. Кнауса. Испытал влияние мастеров дюссельдорфской школы, барбизонской школы и Г. Курбе. Ранние произведения М. проникнуты романтическими веяниями («Гроза в степи», 1867, Венгерская национальная галерея, Будапешт). В 1870-е гг. под воздействием революционно-демократических идей создает произведения, насыщенные активным социально-критическим пафосом, отличающиеся острой психологической убедительностью ситуаций и яркостью народных типов (принёсшая М. мировую известность «Камера смертника», 1870; «Щипательницы корпии», 1871; «Ночные бродяги», 1873; все ≈ там же). Работая над многофигурными сценами из народной жизни, М. добивается драматической насыщенности и цельности композиции с помощью пастозного, объёмно лепящего форму мазка и эмоционально насыщенного колорита, построенного обычно на напряжённых контрастах белого и коричневатых или чёрных тонов. С конца 1870-х гг., помимо островыразительных пейзажей и портретов («Ласло Паал», около 1876≈77, там же), М. всё чаще пишет религиозные, исторические и жанровые полотна, отмеченные чертами салонности и академизма («Се человек», 1896, Музей им. Ф. Дери, Дебрецен), но обращается и к революционной тематике («Забастовка», 1895, Венгерская национальная галерея, Будапешт). Лучшие произведения М. легли в основу реалистического направления в венгерской живописи 19 в.

Лит.: Алёшина Л. С., Михай Мункачи, М., 1960; Végvári L., Munkácsy Mihály élete és müvei, Bdpst, 1958.

Мунку-Сардык

Мунку-Сардык - горный массив в Восточном Саяне. Состоит из 6 вершин (наиболее высокая - Мунку-Сардык, 3491 м). Сложен гранитами. В речных долинах до высоты 2000 м встречаются леса, выше на склонах - альпийские луга, горные тундры и каменистые россыпи. На М.-С. - несколько небольших ледников (общая площадь оледенения 1,3 км2).

Мункэ

Мункэ (1208-1259)

четвёртый хан Монгольской империи, внук Чингисхана. Вступил на престол в 1251 при поддержке Батыя (См. Батый) (Бату), одержав победу над своими соперниками. Внутренняя политика М. была направлена на укрепление центрального аппарата управления, упорядочение торговли и ремёсел, внешняя - на продолжение завоевательных походов. К 1258 им был завоёван Иран и начато покорение Южного Китая. Умер во время похода в Китай.

Мунтения

Мунтения (Muntenia; от рум. munteni - горцы, munte - гора)

название восточной части Валахии (См. Валахия), расположенной к В. от р. Олт, которая отделяет её от западной части - Олтении. По современному административному делению включает уезды Арджеш, Брэила, Бухарест, Бузэу, Дымбовица, Илфов, Прахова, Телеорман, Яломица, часть уездов Вылча и Олт.

Мунтжаки

Мунтжаки (Muntiacus)

род млекопитающих семейства оленей отряда парнокопытных. Длина тела 80-100 см, высота в холке 45-58 см; хвост длинный, тонкий. Рога только у самцов, длиной до 15 см, сидят на высоких выростах лобных костей, ежегодно сбрасываются и вырастают вновь. Верхние клыки у самцов длинные, выступают изо рта. Мех короткий, мягкий, окраска от желтовато-серой до буро-коричневой, с беловатыми пятнами. 5 видов; распространены в Юго-Восточной Азии (включая острова Суматра, Ява, Калимантан). Питаются травой, листьями, побегами. Держатся в зарослях джунглей, чаще в одиночку. Размножаются круглый год, приносят по 1 (редко по 2) детёнышу. Объект охоты (используются мясо и шкура).

Мунтжак (Muntiacus muntjak).

Мунтжак (Muntiacus muntjak).

Мунтяну

Мунтяну (Munteanu)

Франчиск (р. 9.4.1924, Вецел, Хунедоара), румынский писатель, сценарист, кинорежиссёр. Первое крупное произведение - повесть «Ленца» (1954). Герои повестей и романов («В городе над Мурешем», 1954, «Статуи никогда не смеются», 1957, «Гостиница Тристеце», 1957, «Небо начинается с третьего этажа», 1958, «Терра ди Сиена», 1962) - подпольщики-коммунисты, интеллигенты-антифашисты, представители поколения, подготовившего победу социализма в Румынии. С начала 60-х гг. М. работает в кино. Совместно с советскими киноработниками создал сценарии фильмов «Туннель» (1967) и «Песни моря» (1971). В романе «Куда?» (1970) ставит вопросы морали и выбора жизненного пути молодёжью. Многие произведения М. переведены на русский язык.

Лит.: Gafiţă М., Вănulescu Т., Scriitori români contemporani, Buc., 1964.

Мунтяну Франчиск

Мунтяну (Munteanu) Франчиск (р. 9.4.1924, Вецел, Хунедоара), румынский писатель, сценарист, кинорежиссёр. Первое крупное произведение ≈ повесть «Ленца» (1954). Герои повестей и романов («В городе над Мурешем», 1954, «Статуи никогда не смеются», 1957, «Гостиница Тристеце», 1957, «Небо начинается с третьего этажа», 1958, «Терра ди Сиена», 1962) ≈ подпольщики-коммунисты, интеллигенты-антифашисты, представители поколения, подготовившего победу социализма в Румынии. С начала 60-х гг. М. работает в кино. Совместно с советскими киноработниками создал сценарии фильмов «Туннель» (1967) и «Песни моря» (1971). В романе «Куда?» (1970) ставит вопросы морали и выбора жизненного пути молодёжью. Многие произведения М. переведены на русский язык.

Лит.: Gafiţă М., Вănulescu Т., Scriitori români contemporani, Buc., 1964.

Мунц-металл

Мунц-металл - медно-цинковый сплав с добавками свинца. Предложен в 1832 англичанином Дж. Мунцем (G. Muntz). Обладает высокими механическими свойствами и коррозионной стойкостью в сочетании с хорошей обрабатываемостью. В СССР М.-м. называют свинцовистую Латунь марки ЛС59-1, содержащую 57-60% Cu, 0,8-1,9% Pb (остальное - Zn). Выпускается в виде прутков, полос, лент, проволоки, труб. Применяется во многих областях машиностроения и приборостроения для изготовления деталей массового производства.

Мунши

Каньялал Манеклал (р. 30. 12.1887, Бхаруч), индийский писатель, историк, государственный и общественный деятель. Пишет на английском и гуджаратском языках. Родился в богатой брахманской семье. По образованию юрист. В 1950-52 министр продовольствия, в 1952-57 губернатор штата Уттар-Прадеш. Литературную деятельность начал как журналист. С 1915 сотрудничал в журнале М. Ганди «Янг Индия» («Young India»). На формирование мировоззрения М. решающее влияние оказали националистические идеи, возникшие под некоторым воздействием западноевропейских мыслителей, особенно Т. Карлейля (См. Карлейль), у которого М. воспринял мысль о том, что ход истории определяется деятельностью героев. Это сказалось в исторических романах М. «Бог Гуджарата» (1918-19), «Возлюбленный мира» (1920-21), «Император» (1922), «Да здравствует Сомнатх» (1935), в которых показано героическое прошлое гуджаратцев. В романах, обращенных к современности, - «Чья вина?», «Мечтатель» (1924), «Возмездие» (1931), в драмах «Дядюшкина луна» (1948), «Два дурных человека» и др. М. подверг резкой критике с консервативных позиций общественные и семейно-бытовые устои. Автор сочинений «Гуджарат и его литература» (1935) и др. После завоевания Индией независимости в 1947 отошёл от литературной деятельности. Идейная эволюция М. привела его к крайне правым позициям, разрыву с партией Индийский национальный конгресс. Участвует в издании капитального труда «История и культура индийского народа».

Лит.: Чатурведи Ситарам, Муншиджи аур унки пратибха, Дели, 1948; Шарма К. П., Гуджарати аур уска сахитья, Дели, 1960.

Мунши Каньялал Манеклал

Мунши Каньялал Манеклал (р. 30. 12.1887, Бхаруч), индийский писатель, историк, государственный и общественный деятель. Пишет на английском и гуджаратском языках. Родился в богатой брахманской семье. По образованию юрист. В 1950≈52 министр продовольствия, в 1952≈57 губернатор штата Уттар-Прадеш. Литературную деятельность начал как журналист. С 1915 сотрудничал в журнале М. Ганди «Янг Индия» («Young India»). На формирование мировоззрения М. решающее влияние оказали националистические идеи, возникшие под некоторым воздействием западноевропейских мыслителей, особенно Т. Карлейля, у которого М. воспринял мысль о том, что ход истории определяется деятельностью героев. Это сказалось в исторических романах М. «Бог Гуджарата» (1918≈19), «Возлюбленный мира» (1920≈21), «Император» (1922), «Да здравствует Сомнатх» (1935), в которых показано героическое прошлое гуджаратцев. В романах, обращенных к современности, ≈ «Чья вина?», «Мечтатель» (1924), «Возмездие» (1931), в драмах «Дядюшкина луна» (1948), «Два дурных человека» и др. М. подверг резкой критике с консервативных позиций общественные и семейно-бытовые устои. Автор сочинений «Гуджарат и его литература» (1935) и др. После завоевания Индией независимости в 1947 отошёл от литературной деятельности. Идейная эволюция М. привела его к крайне правым позициям, разрыву с партией Индийский национальный конгресс. Участвует в издании капитального труда «История и культура индийского народа».

Лит.: Чатурведи Ситарам, Муншиджи аур унки пратибха, Дели, 1948; Шарма К. П., Гуджарати аур уска сахитья, Дели, 1960.

Мунье

Статья большая, находится на отдельной странице.

Мунье Ролан

Мунье (Mousnier) Ролан (р. 7.9.1907, Париж), французский историк. Профессор Сорбонны (с 1955), руководитель Центра по исследованиям европейской цивилизации (с 1958). Председатель французского Национального комитета историков (с 1971). Основные работы М. посвящены истории Франции 16≈18 вв., главным образом аграрным отношениям и социальной структуре общества, трактуемым в антимарксистском духе. Значительное место в его исследованиях занимает проблема французского абсолютизма, который он изображает как надклассовую силу, выражающую общенациональные интересы.

Соч.: La vénalité des offices sous Henri IV et Louis. XIII, 2 éd., P., 1971; Le XVIII siècle. Révolution intellectuelle, technique et politique (1715≈1815), 2 éd., P., 1955; Le XVI et XVII siècles. Les progrès de la civilisation europèenne et le déclin de l'Orient (1492≈1715), 5 éd., P., 1967; L'art de la dissertation historique, P., 1960; Le XVIII siècle. L'epoque des «Lumières» (1725≈1815), P., 1963 (совм. с Labrousse E..); L'assassinat d'Henri IV 14 mai 1610, P., 1964; Tureurs paysannes. Les paysans dans les révoltes du XVII siècle (France, Russie, Chine), P., 1967.

Мунье Эмманюэль

Мунье (Mounier) Эмманюэль (1.4.1905, Гренобль, ≈ 22.3.1950, Шатне-Малабри, близ Парижа), французский философ-идеалист, основатель и глава французского персонализма, организатор и руководитель его теоретического органа ≈ журнала «Эспри» («Esprit», основан в 1932). В основе учения М. лежит признание абсолютной ценности личности. М. резко отграничивает понятие личности от понятия индивида. Если индивид, по М., ≈ это изолированное человеческое «Я», замкнутый в себе, погруженный в свой внутренний мир человек, то личность ≈ это высшая духовная сущность, находящаяся в постоянном творческом самоосуществлении. Это самоосуществление есть отрицание личностью своей индивидуальной самодостаточности и замкнутости, устремление к трансцендентному. В целом персонализм М. ≈ одна из разновидностей католического модернизма. Разделяя общую с экзистенциализмом теорию «вовлечения», М. считал, однако, что личность не «брошена» в мир, не враждебна ему, а разумно включается в него, преобразуя его согласно своим морально-политическим устремлениям.

Персонализм М. ставил и конкретные социально-политические задачи: борьбу с капитализмом и колониализмом, выступления против фашизма, поддержку мира. Путь освобождения человечества М. видел в моральном обновлении. Выступая как противник капитализма с позиций «христианского социализма», М. одновременно требовал «преодоления» марксизма; учению о классовой борьбе и социалистической революции он противопоставил идею «персоналистской и общинной духовной революции».

Соч.: Manifeste au service du personnalisme, P., 1936; Qu'est-ce que le personnalisme?, P., 1947; CEuvres, t. 1≈4, P., 1961≈63.

Лит.: Кузнецов В. Н., Французская буржуазная философия 20 в., М., 1970, с. 211≈22; [Emmanuel Mounier], «Esprit», 1950, № 12 (174); Mounier et sa génération, P., 1956; Moix C., La pensée d'Emmanuel Mounier, P., 1960; Cuissard L., E. Mounier, P., 1963; Conilh J., Emmanuel Mounier. Sa vie, son oeuvre. Avec un exposé de sa philosophie, P., 1966; Plużański Т., Mounier, Warsz., 1967; Domenach J.- M., Emmanuel Mounier, P., 1972.

Т. А. Сахарова.

Муонио-Эльв

Муонио-Йоки (Muonio älv, Muoniojoki), река на границе Швеции и Финляндии, левый приток р. Турне-Эльв (Торнио-Йоки). Вытекает из озера Кильписъярви. Длина 333 км, площадь бассейна 14,4 тыс. км2, средний расход воды 165 м3/сек, ледостав 7-8 мес, питание преимущественно снеговое, половодье в мае - июне.

Мур

Статья большая, находится на отдельной странице.

Мур Генри

Мур (Moore) Генри (Хенри) (р. 30.7.1898, Каслфорд, Йоркшир), английский скульптор. Учился в художественном колледже в Лидсе (1919≈21) и Королевском колледже искусства в Лондоне (1921≈25), в котором преподавал до 1933; позднее преподавал в художественных школах Челси и Слейда. Испытал влияние примитивного искусства (главным образом древнемексиканской пластики) и скульптуры Проторенессанса. Разрабатывая с начала 20-х гг. немногие постоянные мотивы (например, «Мать и дитя», «Лежащая фигура»), М. создаёт как достаточно конкретные («Семейная группа»; см. илл.), так и отвлечённые, абстрактные или фантастически изощрённые образы. Произведениям М. присущи мощная пластика и монументальность форм, их акцентированное взаимопроникновение, сложная, остро-напряжённая архитектоника композиции, ритмическая выразительность силуэта, органическая связь с окружающей средой («Лежащая фигура», мрамор, 1957≈58, дом ЮНЕСКО, Париж; «Лежащая мать и дитя», бронза, 1961, Центр искусств, Миннеаполис). М. известен также как рисовальщик (серия рисунков 1-й половины 40-х гг., посвященная военным будням Лондона).

Соч.: Heads, figures and ideas, L. ≈ N. Y., 1958.

Лит.: Валериус С., Прогрессивная скульптура XX века, М., 1973, с. 268≈274: Read H., H. Moore v. 1≈2, L., 1955≈57.

Мур Джордж

Мур (Moore) Джордж (24.2.1852, графство Мейо, Западная Ирландия, ≈ 21.1.1933, Лондон), ирландский писатель. Родился в семье помещика. В Лондоне и Париже учился живописи. Первые романы «Современный любовник» (1883), «Жена комедианта» (1885), автобиографическая повесть «Исповедь молодого человека» (1888) написаны в натуралистической манере. В центре романов «Кисейная драма» (1886, рус. пер. 1887), «Эстер Уотерс» (1894, рус. пер. 1895) ≈ социальная проблематика. Сборник рассказов «Невспаханное поле» (1903), роман «Озеро» (1905), автобиографическая трилогия «Приветствие и прощание» (1911≈14) созданы на сюжеты ирландской действительности. В рассказах М. заметно влияние И. С. Тургенева, с которым он был знаком.

Соч.: Works, [v. 1≈20], L., 1936≈37; Letters to lady Cunard. 1895≈1933, L., 1957; в рус. пер. ≈ Потусторонние искания, М. 1904.

Лит.: История английской литературы, т. 3, М., 1958; Hone J., The life of G. Moore, N. Y., 1936; Brown M., G. Moore. A reconsideration, Seattle 1955; Cunard N., Memories of G. Moore L., 1956; Williams I. A., G. Moore. A bibliography, L., 1921; Noёl J. С., G. Moore..., P., 1966 (лит. с. 553≈647); Gilcher E., A bibliography of G. Moore Dekalb (Ill.), 1970.

А. П. Саруханян.

Мур Джордж Эдуард

Мур (Moore) Джордж Эдуард (4.11.1873 Лондон, ≈ 24.10.1958, Кембридж), английский философ-идеалист. Профессор Кембриджского университета (1925≈39), член Британской АН, главный редактор журнала «Майнд» («Mind», 1921≈47). В ст. «Опровержение идеализма» (1903) выступил против субъективного идеализма и английского неогегельянства, которые, по М., отождествляют «реальность» и «опыт», и дал анализ ощущений, который привёл его к обоснованию неореализма. Согласно М., ощущения включают в себя два элемента ≈ объединяющее их «сознание» и отличающий их одно от другого «объект». Основываясь на положениях «здравого смысла» шотландской школы, М. считал необходимым признать независимое от сознания существование объекта; «здравый смысл», однако, не исключал возможности веры в духовный характер бытия, потусторонний мир и т. д. Понятие объекта носит в философии М. двойственный характер: это и физическая вещь, и «нейтральное» ≈ в духе австрийского философа и физика Э. Маха ≈ «чувственно данное», которое выступает как часть внешних проявлений физических вещей. Сознание рассматривается как особая активность субъекта, заключающаяся в непосредственном схватывании «чувственных данных»; входя в сознание, они приобретают психический характер, а выходя из познавательного отношения ≈ физический. Т. о., сами по себе физические вещи в философии М. оказываются практически недоступными познанию. Большое внимание М. уделил анализу обыденного языка; его идеи позднее легли в основу лингвистической философии.

В этике М. стоит на позициях интуитивизма. Он считал, что предшествующие философы совершали «натуралистическую ошибку», отождествляя добро с каким-либо др. объектом или качеством (утилитаризм ≈ с пользой, гедонизм ≈ с удовольствием и т. д.). С точки зрения М., добро есть самостоятельное качество бытия, схватываемое интуитивно и не поддающееся никакому определению; долг человека ≈ следовать этому интуитивно воспринятому добру.

Соч.: Principia ethica, Camb., 1903; Ethics, L., 1912; Philosophical studies, L., 1920; Some main problems of philosophy L. - N. Y., 1958; Philosophical papers, L.≈ N. Y., 1959.

Лит.: Богомолов А. С., Философия англо-американского неореализма, М., 1962; Хилл Т. И., Современные теории познания, М., 1965, гл. 6; The philosophy of G. E. Moore, ed. by P. A. Schilpp, Evanston ≈ Chi., 1942; White A. R., C. E. Moore. A critical exposition, Oxf., 1958.

Д. М. Луканов.

Мур (река)

Мур, Мура (Mur, Mura), река в Австрии и Югославии, в нижнем течении по М. проходит участок границы между Югославией и Венгрией; левый приток Дравы (бассейн Дуная). Длина 434 км, площадь бассейна около 15 тыс. км2. В верховьях течёт в узкой долине, ниже г. Грац ≈ по равнине. Средний расход воды в устье 166 м3/сек. Сплавная. ГЭС. Судоходна ниже г. Грац (Австрия).

Мур Станфорд

Мур (Moore) Станфорд (р. 4.9.1913, Чикаго), американский биохимик, член Национальной АН США и Американской академии наук и искусств. В 1935 окончил университет Вандербилта. С 1939 в Рокфеллеровском институте медицинских исследований (Нью-Йорк), с 1952 профессор этого института; в 1950≈51 читал курс лекций в Брюссельском (Бельгия) университете, в 1951 работал в Кембриджском (Великобритания) университете. Исследовал строение ряда белков, главным образом фермента рибонуклеазы; разрабатывал хроматографические методы химического анализа; совместно с У. Стайном предложил автоматическую аппаратуру для хроматографического разделения и количественного определения аминокислот. Нобелевская премия (1972) за основополагающий вклад в химию ферментов (совместно с К. Анфинсеном и У. Стайном).

Мур Сэмюэл

Мур (Moore) Сэмюэл (около 1830 ≈ 1912), английский юрист, член 1-го Интернационала: друг К. Маркса и Ф. Энгельса. Владел небольшой фабрикой в Манчестере. Разорившись, стал заниматься юриспруденцией. Перевёл на английский язык большую часть 1-го тома «Капитала» Маркса (перевод вышел в 1887) и «Манифест Коммунистической партии» Маркса и Энгельса (перевод вышел в 1888); оба перевода изданы под редакцией Энгельса.

Лит.: Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 22, 23, 31≈39 (см. Указат. имён).

Мур Томас

Мур (Moore) Томас (28.5.1779, Дублин, ≈ 25.2.1852, Лондон), английский поэт. По происхождению ирландец. Сын бакалейщика; учился в Дублинском университете. Широкую известность в России приобрели романтическая «восточная» поэма «Лалла Рук» (1817) и «Ирландские мелодии» (1807≈34) М., воспевающие борьбу и страдания народа Ирландии. В русский раздел цикла стихов М. «Песни народов» (1818≈27) входит известная песня «Вечерний звон» (рус. пер. И. Козлова). Сатиры М. (особенно «Басни для Священного союза», 1823) направлены против реакционной политики английских и др. европейских правителей. М. опубликовал также «Письма и дневники лорда Байрона с замечаниями о его жизни» (1830), «Историю Ирландии» (1835≈46) и биографию Р. Б. Шеридана (1825).

Соч.: The poetical works, L. ≈ N. Y., 1910; The letters, v. 1≈2, Oxf., 1964; в рус. пер, ≈ [Стихотворения], в кн.: Английские поэты в биографиях и образцах. Сост. Н. Гербель, СПБ, 1875.

Лит.: История английской литературы, т. 2, в. 1, М., 1953; Jones H. M., The harp that once ≈ a chronicle of the life of Thomas Moore, N. Y., 1937; De Ford М. A., Thomas Moore, N. Y., [1967] (лит. с. 119≈23).═

Мур Эдуард

Мур (Moore) Эдуард (22.3.1712, Абингдон, Беркшир, ≈ 1.3.1757, Лондон), английский писатель. Жил и умер в бедности. В 1753≈56 редактор журнала «Уорлд» («World»). Литературную известность М. принесли «Басни для прекрасного пола» (1744). Драмы «Найдёныш» (1748), «Жиль Блаз» (1751) и трагедия «Игрок» (1753) ≈ яркий образец так называемой мещанской драмы. Переведённая с французской обработки трагедия М. получила распространение в России под названием «Беверлей» (1773; по имени героя).

Соч.: Poems, fables and plays, L., 1756.

Лит.: История английской литературы, т 1 в. 2, М., 1945; Caskey J. Н., The life and works of Edward Moore, New Haven, 1927.

Мура

Мура - река в Иркутской области и Красноярском крае РСФСР, левый приток Ангары. Длина 330 км, площадь бассейна 10 800 км2. Течёт по Приангарскому плато в глубокой долине с широким днищем; в нижнем течении - каменистые перекаты. Близ устья - порог, ниже - фьордообразный эстуарий. Питание снеговое и дождевое. Средний расход воды в 79 км от устья 25 м3/сек. Сплавная.

Муравский

Митрофан Данилович (1838, деревня Горловка, ныне Донецкой области, - ноябрь 1879), русский революционер, народник. Из дворян. Учился в Харьковском (1854-58) и Киевском (1859-1860) университетах. В 1856 был в числе основателей Харьковско-Киевского тайного общества (См. Харьковско-Киевское тайное общество); вместе с др. членами общества в 1860 арестован в Киеве. Сосланный в Бирск, затем в Оренбург, М. продолжал революционную пропаганду. В 1862 был вновь арестован, в 1863 приговорён к 8 годам каторги, которую отбывал на Нерчинских заводах. В 1868 вышел на поселение. В начале 1870-х гг. создавал народнические кружки на Урале, участвовал в «хождении в народ» (См. Хождение в народ), в 1874 арестован. Один из главных подсудимых на «процессе 193-х» (См. Процесс 193-х) (1877-78), приговорён к 10 годам каторги. Умер в Новоборисоглебском централе (Харьковская губерния).

Лит.: Козьмин Б., М. Д. Муравский в Харьковском тайном обществе 1856-1858, «Каторга и ссылка», 1928, № 4; Общественно-политическое движение на Украине в 1856-1862 гг., К., 1963; Орлова С. А., М. Д. Муравский в революционном движении 60-70-х гг. 19 в., Пермь, 1973, (Автореферат).

Муравский Митрофан Данилович

Муравский Митрофан Данилович (1838, деревня Горловка, ныне Донецкой области, ≈ ноябрь 1879), русский революционер, народник. Из дворян. Учился в Харьковском (1854≈58) и Киевском (1859≈1860) университетах. В 1856 был в числе основателей Харьковско-Киевского тайного общества; вместе с др. членами общества в 1860 арестован в Киеве. Сосланный в Бирск, затем в Оренбург, М. продолжал революционную пропаганду. В 1862 был вновь арестован, в 1863 приговорён к 8 годам каторги, которую отбывал на Нерчинских заводах. В 1868 вышел на поселение. В начале 1870-х гг. создавал народнические кружки на Урале, участвовал в «хождении в народ», в 1874 арестован. Один из главных подсудимых на «процессе 193-х» (1877≈78), приговорён к 10 годам каторги. Умер в Новоборисоглебском централе (Харьковская губерния).

Лит.: Козьмин Б., М. Д. Муравский в Харьковском тайном обществе 1856≈1858, «Каторга и ссылка», 1928, № 4; Общественно-политическое движение на Украине в 1856≈1862 гг., К., 1963; Орлова С. А., М. Д. Муравский в революционном движении 60≈70-х гг. 19 в., Пермь, 1973, (Автореферат).

Муравский шлях

Муравский шлях - один из главных путей, которым пользовались крымские татары в 16 - 1-й половине 17 вв., совершая набеги на Русь. М. ш. шёл от Перекопа к Туле по водоразделу рек: справа - Северского Донца, слева - Северной Ворсклы и Сейма. В 16-17 вв. М. ш. пользовались также посольские и купеческие караваны, направлявшиеся из Москвы в Крым и обратно.

Лит.: Новосельский А. А., Борьба Московского государства с татарами в первой половине XVII в., М. - Л., 1948.

Муравьёв

Статья большая, находится на отдельной странице.

Муравьёв Александр Николаевич

Муравьёв Александр Николаевич [10(21).10.1792 ≈ 18(30). 12.1863, Москва], декабрист, сын Н. Н. Муравьёва, основателя училища Колонновожатых, брат Н. Н. Муравьёва (Карского) и М. Н. Муравьёва. Окончил Московский университет (1810). Участник Отечественной войны 1812 и заграничных походов русской армии 1813≈14. С 1815 полковник Гвардейского Генштаба. В 1816 основатель «Союза спасения», в 1817 член «Военного общества», в 1818 один из членов-учредителей «Союза благоденствия», руководил его московской управой. Выступал против крепостничества за предоставление крестьянам земли и замену самодержавия конституционно-монархическим правлением. Осенью 1818 вышел в отставку и вскоре отошёл от тайного общества. В 1826 по делу декабристов приговорён к ссылке в Сибирь. С 1828 на различных административных постах: в 1837≈39 гражданский губернатор в Архангельске, в 1856≈61 военный губернатор в Нижнем Новгороде. Активно содействовал подготовке крестьянской реформы 1861. С 1861 генерал-лейтенант и сенатор.

Лит.: Восстание декабристов, т. 8, Л., 1925; Декабристы. Новые мат-лы, М., 1955; Нечкина М. В., Движение декабристов, т. 1≈2, М., 1955; Ветринский Ч., А. Н. Муравьёв и другие декабристы во время крестьянской реформы, в сб.: Великая реформа, т. 5, М., 1911.

А. Г. Тартаковский.

Муравьёв Артамон Захарович

Муравьёв Артамон Захарович [1794 ≈ 4(16).11.1846, с. Малая Разводная Иркутской губернии], декабрист. Воспитывался в Московском университете. Полковник. Участник Отечественной войны 1812 и заграничных походов русской армии 1813≈14. С конца 1817 член «Союза спасения», затем ≈ «Союза благоденствия» и Южного общества декабристов. Сторонник решительных революционных действий, М. неоднократно предлагал себя в цареубийцы и требовал скорейшего вооруженного выступления. В планах военного переворота декабристы возлагали большие надежды на М., командовавшего с 1824 Ахтырским гусарским полком. Однако в декабре 1825 М. сильно заколебался, отклонил требование С. И. Муравьёва-Апостола поддержать восставший Черниговский полк и предложил воздействовать на нового царя мирными средствами. В 1826 был приговорён к 20 годам каторжных работ, которые отбывал в Сибири до 1839, затем переведён на поселение.

Лит.: Восстание декабристов. Документы, т. 11, М. ≈ Л., 1954.

А. Г. Тартаковский.

Муравьёв Михаил Артемьевич

Муравьёв Михаил Артемьевич [13(25).9.1880, деревня Бурдуково, ныне Ветлужского района Горьковской области, ≈ 11.7.1918, Симбирск, ныне Ульяновск], левый эсер, подполковник (1917). Из крестьян Костромской губернии. Окончил духовную семинарию и Казанское пехотное юнкерское училище (1899). Участник русско-японской войны 1904≈05 и 1-й мировой войны 1914≈18. После Февральской революции 1917 председатель Центрального исполкома по формированию революционной армии из добровольцев тыла для продолжения войны с Германией. Перед Октябрьской революцией 1917 примкнул к левым эсерам. После Октября предложил свои услуги Советскому правительству. 28 октября (10 ноября) 1917 назначен начальником обороны Петрограда, а 30 октября (12 ноября) ≈ главнокомандующим войсками, действовавшими против войск Керенского ≈ Краснова (см. Керенского ≈ Краснова мятеж). В период борьбы с калединщиной М. ≈ начальник штаба у В. А. Антонова-Овсеенко. В начале 1918 командовал группой из красногвардейских отрядов, направленных против контрреволюционной украинской Центральной рады, а затем боярской Румынии. С 13 июня 1918 главнокомандующий войсками Восточного фронта. После левоэсеровского мятежа 1918 в Москве М. изменил Советской власти и 10 июля поднял мятеж в Симбирске. Убит при вооружённом сопротивлении аресту.

Муравьёв Михаил Николаевич (гос. деятель)

Муравьёв Михаил Николаевич, [1(12).10.1796, Москва, ≈ 29.8(10.9). 1866, Петербург], граф, русский государственный деятель, генерал от инфантерии (1863). По окончании Московского университета в 1811 поступил на военную службу. Участник Отечественной войны 1812 и заграничных походов русской армии 1813≈14. Член «Союза спасения» и «Союза благоденствия», в 1821 отошёл от декабристского движения. В 1825 арестован по делу декабристов, но оправдан. В 1826 назначен витебским вице-губернатором, а в 1828 ≈ могилёвским губернатором. Принимал участие в подавлении Польского восстания 1830≈1831. С 1850 член Государственного совета. В 1857≈1861 министр государственных имуществ; противник проведения крестьянской реформы. Во время Польского восстания 1863≈64 генерал-губернатор Северо-Западного края с чрезвычайными полномочиями; за жестокость при подавлении восстания заклеймён общественным мнением как «вешатель». Проводил политику русификации края, осуществил в нём земельную реформу. В 1866 председатель Верховной следственной комиссии по делу Д. В. Каракозова. Записки М. опубликованы В «Русской старине» (1882, №11≈12; 1883, № 1≈5; 1884, № 6) и в «Русском архиве» (1885, ч. 2, № 6).

Лит.: Кропотов Д. А., Жизнь графа М. Н. Муравьева в связи с событиями его времени и до назначения его губернатором в Гродно, СПБ, 1874.

А. Г. Тартаковский.

Муравьёв Михаил Николаевич (дипломат)

Муравьёв Михаил Николаевич [7(19).4.1845, Петербург, ≈ 8(21).6.1900, там же], граф, русский дипломат. Учился в Гейдельбергском университете. В Петербурге служил в канцелярии министерства иностранных дел (1864≈67). Занимал дипломатические посты за границей. В 1897≈1900 министр иностранных дел России. Сторонник перенесения центра русской внешней политики с Ближнего Востока на Дальний Восток. В 1898 обратился к державам с нотой о сокращении вооружений, в результате чего была созвана 1-я мирная конференция в Гааге.

Предыдущая страница Следующая страница