Статьи на букву "Д" (часть 15, "ДЕ"-"ДЕА")
Де Бари (De Ваrу) Антон (26.1.1831, Франкфурт-на-Майне, - 19.1.1888, Страсбург), немецкий ботаник. Профессор университетов во Фрейбурге (с 1855), Галле (с 1867), Страсбурге (с 1872). Работы Де Б. легли в основу современной микологии и фитопатологии; он выяснил гетеротрофный характер питания грибов; установил, что паразитные грибы являются возбудителями болезней у высших растений; открыл и изучил половой процесс у многих групп грибов (фикомицетов, сумчатых); исследовал цикл развития ржавчинников; предложил первую филогенетическую систему грибов. Автор ряда работ по сравнительной анатомии высших растений. Среди его учеников русские ботаники М. С. Воронин, А. С. Фаминцын, В. И. Беляев и др. Соч.: Vergleichende Anatomic der Vegetationsorgane der Phanerogamen und Fame, Lpz., 1877; Vergleichende Morphologic und Biologic der Pilze, Mycetozoen und Bacterien, Lpz.. 1884; в рус. пер. - Морфология и физиология грибов, лишаев и миксомицетоз, СПБ. 1872. Лит.: Курсанов Л. И., Антон де-Бари (1831-1888) и его значение в развитии микологии и фитопатологии, «Уч.зап. Московского университета», 1940, в. 36, с. 112-35: Jost L., Zum hundertsten Geburtstag Anton de Barys, «Zeitschrift für Botanik», 1930, Bd 24, H. I, S. 1-74 (имеется список работ). Д. В. Лебедев. |
Де Бари (De Ваrу) Антон (26.1.1831, Франкфурт-на-Майне, ‒ 19.1.1888, Страсбург), немецкий ботаник. Профессор университетов во Фрейбурге (с 1855), Галле (с 1867), Страсбурге (с 1872). Работы Де Б. легли в основу современной микологии и фитопатологии; он выяснил гетеротрофный характер питания грибов; установил, что паразитные грибы являются возбудителями болезней у высших растений; открыл и изучил половой процесс у многих групп грибов (фикомицетов, сумчатых); исследовал цикл развития ржавчинников; предложил первую филогенетическую систему грибов. Автор ряда работ по сравнительной анатомии высших растений. Среди его учеников русские ботаники М. С. Воронин, А. С. Фаминцын, В. И. Беляев и др. Соч.: Vergleichende Anatomic der Vegetationsorgane der Phanerogamen und Fame, Lpz., 1877; Vergleichende Morphologic und Biologic der Pilze, Mycetozoen und Bacterien, Lpz.. 1884; в рус. пер. ‒ Морфология и физиология грибов, лишаев и миксомицетоз, СПБ. 1872. Лит.: Курсанов Л. И., Антон де-Бари (1831‒1888) и его значение в развитии микологии и фитопатологии, «Уч.зап. Московского университета», 1940, в. 36, с. 112‒35: Jost L. , Zum hundertsten Geburtstag Anton de Barys, «Zeitschrift für Botanik», 1930, Bd 24, H. I, S. 1‒74 (имеется список работ). Д. В. Лебедев. |
Де Бройль (de Broglie) Луи (р. 1892), французский физик; см. Бройль Л. де. |
Де Бройль (de Broglie) Луи (р. 1892), французский физик; см. Бройль Л. де. |
Де Бройля волны - см. Волны де Бройля. |
Де Валера (De Valera) Имон (р. 14.10.1882, Нью-Йорк), ирландский политический и государственный деятель. Был одним из руководителей Ирландского восстания 1916. В 1917 возглавил партию «Шин фейн» (см. Шинфейнеры) и патриотическую военную организацию «Ирландские волонтёры». В 1919-22 Де В. президент и глава правительства добившейся национальной независимости Ирландии. В период Гражданской войны 1922-23 возглавлял войска республиканцев против сторонников англо-ирландского договора 1921, по которому Северная Ирландия осталась под властью англичан, а остальная часть страны объявлялась британским доминионом. В 1927, порвав с шинфейнерами, вошёл в парламент доминиона в качестве кандидата созданной им в 1926 партии «Фианна файл». В 1932-48 глава ирландского правительства и министр иностранных дел. Проводил курс, направленный на поощрение развития национальной экономики и ослабление её зависимости от британских монополий и вместе с тем на подавление демократических свобод внутри страны. В годы 2-й мировой войны 1939-45 правительство Де В. объявило о нейтралитете. В 1951-54 и в 1957-59 Де В. премьер-министр Ирландской Республики; политика его правительства была направлена на активное привлечение в экономику страны иностранного капитала и в то же время на неприсоединение к военно-политическим блокам. С 1959 Де В. президент Ирландской Республики. Л. Г. Ботов. |
Де Валера (De Valera) Имон (р. 14.10.1882, Нью-Йорк), ирландский политический и государственный деятель. Был одним из руководителей Ирландского восстания 1916. В 1917 возглавил партию «Шин фейн» (см. Шинфейнеры) и патриотическую военную организацию «Ирландские волонтёры». В 1919‒22 Де В. президент и глава правительства добившейся национальной независимости Ирландии. В период Гражданской войны 1922‒23 возглавлял войска республиканцев против сторонников англо-ирландского договора 1921, по которому Северная Ирландия осталась под властью англичан, а остальная часть страны объявлялась британским доминионом. В 1927, порвав с шинфейнерами, вошёл в парламент доминиона в качестве кандидата созданной им в 1926 партии «Фианна файл». В 1932‒48 глава ирландского правительства и министр иностранных дел. Проводил курс, направленный на поощрение развития национальной экономики и ослабление её зависимости от британских монополий и вместе с тем на подавление демократических свобод внутри страны. В годы 2-й мировой войны 1939‒45 правительство Де В. объявило о нейтралитете. В 1951‒54 и в 1957‒59 Де В. премьер-министр Ирландской Республики; политика его правительства была направлена на активное привлечение в экономику страны иностранного капитала и в то же время на неприсоединение к военно-политическим блокам. С 1959 Де В. президент Ирландской Республики. Л. Г. Ботов. |
Де Гаспери (De Gasperi) Альчиде (3.4.1881, Пьеве-Тесино, - 19.8.1954, Селла-ди-Вальсугана), итальянский политический и государственный деятель. В 1919-26 член Национального совета католической итальянской Народной партии, в 1923-26 её секретарь. В 1921 избран депутатом в парламент, в 1926 лишён фашистами депутатского мандата за участие в Авентинском блоке (См. Авентинский блок). В 1930-44 был секретарём Ватиканской библиотеки. В 1944-46 политический секретарь Христианско-демократической партии (созданной в 1943 на базе бывшей Народной партии), в 1946-53 председатель Национального совета этой партии. С декабря 1945 по июль 1953 председатель Совета Министров Италии. Маневрируя в сложной внутриполитической обстановке и пользуясь поддержкой Ватикана, империалистических кругов США и итальянского монополистического капитала, Де Г. сыграл крупную роль в обеспечении Христианско-демократической партии господствующего положения в политической жизни послевоенной Италии; в 1947, в результате правительственного кризиса, из правительства Де Г. были выведены коммунисты и социалисты. Во внешнеполитических вопросах ориентировался на США. |
Де Гаспери (De Gasperi) Альчиде (3.4.1881, Пьеве-Тесино, ‒ 19.8.1954, Селла-ди-Вальсугана), итальянский политический и государственный деятель. В 1919‒26 член Национального совета католической итальянской Народной партии, в 1923‒26 её секретарь. В 1921 избран депутатом в парламент, в 1926 лишён фашистами депутатского мандата за участие в Авентинском блоке. В 1930‒44 был секретарём Ватиканской библиотеки. В 1944‒46 политический секретарь Христианско-демократической партии (созданной в 1943 на базе бывшей Народной партии), в 1946‒53 председатель Национального совета этой партии. С декабря 1945 по июль 1953 председатель Совета Министров Италии. Маневрируя в сложной внутриполитической обстановке и пользуясь поддержкой Ватикана, империалистических кругов США и итальянского монополистического капитала, Де Г. сыграл крупную роль в обеспечении Христианско-демократической партии господствующего положения в политической жизни послевоенной Италии; в 1947, в результате правительственного кризиса, из правительства Де Г. были выведены коммунисты и социалисты. Во внешнеполитических вопросах ориентировался на США. |
Де Геер (De Geer) Луи (18.7.1818, Финспанг, - 24.9.1896, Труэдсторп), шведский государственный деятель, барон. По образованию юрист. В 1858-70 министр юстиции; в 1876-1880 первый шведский премьер-министр и одновременно в 1876-79 министр юстиции. Разработал и в 1863 внёс в риксдаг умеренно либеральный проект создания двухпалатного цензового, но бессословного парламента вместо существовавшего 4-сословного. Проект Де Г. был принят сословным риксдагом в 1866. |
Де Геер (De Geer) Луи (18.7.1818, Финспанг, - 24.9.1896, Труэдсторп), шведский государственный деятель, барон. По образованию юрист. В 1858-70 министр юстиции; в 1876-1880 первый шведский премьер-министр и одновременно в 1876-79 министр юстиции. Разработал и в 1863 внёс в риксдаг умеренно либеральный проект создания двухпалатного цензового, но бессословного парламента вместо существовавшего 4-сословного. Проект Де Г. был принят сословным риксдагом в 1866. |
Де Голль (de Gaulle) Шарль (1890-1970), французский государственый, военный и политический деятель; см. Голль Шарль де. |
Де Голль (de Gaulle) Шарль (1890-1970), французский государственый, военный и политический деятель; см. Голль Шарль де. |
Де Дюв (De Duve) Кристиан Рене (р. 2.10.1917, Темс-Диттон, Великобритания), бельгийский биохимик, член Королевской академии медицины и Бельгийской АН. В 1941 окончил университет в Лувене, в 1946 получил степень доктора; в 1947-51 преподаватель, с 1951 профессор этого университета; с 1962 профессор Рокфеллеровского университета в Нью-Йорке. Работы Д. посвящены биохимии Инсулина, применяемого в качестве препарата главным образом при лечении сахарного диабета, и Глюкагона. Д. открыл Лизосомы - внутриклеточные образования, содержащие различные ферменты, необходимые для своевременного разрушения и обновления клеточных структур. Соч.: Glucose, insuline et diabéte, P., 1945, в рус. пер. - Лизосома, в кн.: Структура и функция клетки, под ред. Г. М. Франка, М., 1964, с. 90-103. |
Де Дюв (De Duve) Кристиан Рене (р. 2.10.1917, Темс-Диттон, Великобритания), бельгийский биохимик, член Королевской академии медицины и Бельгийской АН. В 1941 окончил университет в Лувене, в 1946 получил степень доктора; в 1947‒51 преподаватель, с 1951 профессор этого университета; с 1962 профессор Рокфеллеровского университета в Нью-Йорке. Работы Д. посвящены биохимии инсулина, применяемого в качестве препарата главным образом при лечении сахарного диабета, и глюкагона. Д. открыл лизосомы ‒ внутриклеточные образования, содержащие различные ферменты, необходимые для своевременного разрушения и обновления клеточных структур. Соч.: Glucose, insuline et diabéte, P., 1945, в рус. пер. ‒ Лизосома, в кн.: Структура и функция клетки, под ред. Г. М. Франка, М., 1964, с. 90‒103. |
Де Костер (De Coster) Шарль (20.8.1827, Мюнхен, - 7.5.1879, Иксель), бельгийский писатель. Писал на французском языке. Родился в семье управляющего делами папского нунция, но всю сознательную жизнь прожил в нужде. В 1855 окончил Брюссельский университет. В 1856 основал еженедельник «Уленшпигель» («Ulenspiegel»), в 60-е гг. ставший трибуной прогрессивных сил страны. Сборники «Фламандские легенды» (1858) и «Брабантские рассказы» (1861) - свидетельство интереса Де К. к историческому прошлому Бельгии и народному творчеству. Главная книга Де К. - «Легенда об Уленшпигеле и Ламме Гудзаке, об их доблестных, забавных и достославных деяниях во Фландрии и других краях» (1867) - появилась в обстановке усиления политической борьбы в Бельгии и массового подъёма рабочего движения в Европе. Её сюжет приурочен к 16 в., эпохе Нидерландской буржуазной революции и борьбы против испанских поработителей и католической церкви. Это яркое полотно, запечатлевшее героику всенародной борьбы и картины мирной жизни цветущей Фландрии. Личные судьбы и судьба народная сплетаются в неповторимо оригинальном повествовании. Народность этого произведения, эпопеи и поэмы, подлинной «библии Бельгии», выражена не только в широком использовании фольклора, не только в поистине народных характерах, но и в самом революционном пафосе патриотов-гёзов, в бурном всплеске гнева масс, вставших на защиту родины и свободы. «Легенда» сохраняет своё значение и поныне как апофеоз свободы. Она открыла для бельгийской литературы путь реализма. Де К. написал также психологический роман «Свадебное путешествие» (1872), историческую драму «Стефания» (1878), очерки о путешествиях в Зеландию, Голландию, Амстердам. Соч. в рус. пер.: Фламандские легенды, Берлин, 1923; Легенда об Уленшпигеле..., вступ. ст. Е. Гальпериной, М., 1955; Легенда об Уленшпигеле..., М., 1961. Лит.: Горький М., О литературе, М., 1961, с. 422-23, 427; Роллан P., Уленшпигель, Собр. соч., т. 14, М., 1958; Мицкевич Б. П., Ш. Де Костер и становление реализма в бельгийской литературе, Минск, 1960; Андреев Л. Г., Сто лет бельгийской литературы, [М.], 1967; Литвинов П. В., Художественная летопись Нидерландской революции и её автор, «Вопросы истории», 1971, № 7; Ш. де Костер. Биобиблиографич. указатель, М., 1964; Hanse J., Charles de Coster, Louvain, 1928; Sosset L. L., Introduction à l'œuvre de Ch. de Coster, Brux. - Liège, 1937. И. Н. Пожарова. Ш. Де Костер. |
Де Костер (De Coster) Шарль (20.8.1827, Мюнхен, ‒ 7.5.1879, Иксель), бельгийский писатель. Писал на французском языке. Родился в семье управляющего делами папского нунция, но всю сознательную жизнь прожил в нужде. В 1855 окончил Брюссельский университет. В 1856 основал еженедельник «Уленшпигель» («Ulenspiegel»), в 60-е гг. ставший трибуной прогрессивных сил страны. Сборники «Фламандские легенды» (1858) и «Брабантские рассказы» (1861) ‒ свидетельство интереса Де К. к историческому прошлому Бельгии и народному творчеству. Главная книга Де К. ‒ «Легенда об Уленшпигеле и Ламме Гудзаке, об их доблестных, забавных и достославных деяниях во Фландрии и других краях» (1867) ‒ появилась в обстановке усиления политической борьбы в Бельгии и массового подъёма рабочего движения в Европе. Её сюжет приурочен к 16 в., эпохе Нидерландской буржуазной революции и борьбы против испанских поработителей и католической церкви. Это яркое полотно, запечатлевшее героику всенародной борьбы и картины мирной жизни цветущей Фландрии. Личные судьбы и судьба народная сплетаются в неповторимо оригинальном повествовании. Народность этого произведения, эпопеи и поэмы, подлинной «библии Бельгии», выражена не только в широком использовании фольклора, не только в поистине народных характерах, но и в самом революционном пафосе патриотов-гёзов, в бурном всплеске гнева масс, вставших на защиту родины и свободы. «Легенда» сохраняет своё значение и поныне как апофеоз свободы. Она открыла для бельгийской литературы путь реализма. Де К. написал также психологический роман «Свадебное путешествие» (1872), историческую драму «Стефания» (1878), очерки о путешествиях в Зеландию, Голландию, Амстердам. Соч. в рус. пер.: Фламандские легенды, Берлин, 1923; Легенда об Уленшпигеле..., вступ. ст. Е. Гальпериной, М., 1955; Легенда об Уленшпигеле..., М., 1961. Лит.: Горький М., О литературе, М., 1961, с. 422‒23, 427; Роллан P., Уленшпигель, Собр. соч., т. 14, М., 1958; Мицкевич Б. П., Ш. Де Костер и становление реализма в бельгийской литературе, Минск, 1960; Андреев Л. Г., Сто лет бельгийской литературы, [М.], 1967; Литвинов П. В., Художественная летопись Нидерландской революции и её автор, «Вопросы истории», 1971, № 7; Ш. де Костер. Биобиблиографич. указатель, М., 1964; Hanse J., Charles de Coster, Louvain, 1928; Sosset L. L., Introduction à l'œuvre de Ch. de Coster, Brux. ‒ Liège, 1937. И. Н. Пожарова. |
Де Крюи (de Kruif) Поль (2.3.1890, Зиленд, штат Мичиган, - 28.2.1971, Холланд, там же), американский писатель, один из создателей научно-художественной литературы. Автор сочинений: «Деятели нашей медицины» (1922), «Охотники за микробами» (1926, рус. пер. 1928), «Борцы с голодом» (1928, рус. пер. 1937), «Борцы со смертью» (1932, рус. пер. 1936), «Борьба за жизнь» (1938, рус. пер. 1941), «Борьба с безумием» (1957, рус. пер. 1960). В книге «Стоит ли им жить?» (1936, рус. пер. 1937) автор называет причиной многих болезней антигуманизм капиталистического общества. Симпатизируя Советскому Союзу, Де К. в 30-40-е гг. пишет о В. И. Ленине, выступает как антифашист. В автобиографической книге «Стремительный ветер» (1962) Де К. описывает свой жизненный путь. Соч.: The male hormone, N. Y., 1945; Life among the doctors, N. Y., 1949. Лит.: Залкинд С. Я., Об искусстве художественной научно-популярной книги, «Книга и пролетарская революция», 1938, № 10-11; Рокотов Т., Поль де Крайф и его последние книги, «Интернациональная литература», 1941, № 9-10; Гиленсон Б., Мемуары Поля де Крюи, «Иностранная литература», 1963, № 6. |
Де Крайф, Де Крюи (de Kruif) Поль (2.3.1890, Зиленд, штат Мичиган, ‒ 28.2.1971, Холланд, там же), американский писатель, один из создателей научно-художественной литературы. Автор сочинений: «Деятели нашей медицины» (1922), «Охотники за микробами» (1926, рус. пер. 1928), «Борцы с голодом» (1928, рус. пер. 1937), «Борцы со смертью» (1932, рус. пер. 1936), «Борьба за жизнь» (1938, рус. пер. 1941), «Борьба с безумием» (1957, рус. пер. 1960). В книге «Стоит ли им жить?» (1936, рус. пер. 1937) автор называет причиной многих болезней антигуманизм капиталистического общества. Симпатизируя Советскому Союзу, Де К. в 30‒40-е гг. пишет о В. И. Ленине, выступает как антифашист. В автобиографической книге «Стремительный ветер» (1962) Де К. описывает свой жизненный путь. Соч.: The male hormone, N. Y., 1945; Life among the doctors, N. Y., 1949. Лит.: Залкинд С. Я., Об искусстве художественной научно-популярной книги, «Книга и пролетарская революция», 1938, № 10‒11; Рокотов Т., Поль де Крайф и его последние книги, «Интернациональная литература», 1941, № 9‒10; Гиленсон Б., Мемуары Поля де Крюи, «Иностранная литература», 1963, № 6. |
Де Крюи (de Kruif) Поль (1890-1971), американский писатель; см. Де Крайф П. |
Де Крюи (de Kruif) Поль (1890-1971), американский писатель; см. Де Крайф П. |
Де Квинси (De Quincey) Томас (15.8.1785, Манчестер, - 8.12.1859, Эдинбург), английский писатель. В автобиографической книге «Исповедь англичанина-опиомана» (1822, рус. пер. 1834) подлинная история бедствований автора сочетается с изображением наркотических видений. Де К. издавал газету консервативного толка. По своим литературным симпатиям он был близок к поэтам «озерной школы» (См. Озёрная школа). Де К. принадлежат работы об У. Шекспире, Дж. Мильтоне, П. Б. Шелли, Дж. Китсе. Де К. способствовал развитию декадентской литературы. Соч.: The collected writings, ed. by D. Masson, v. 1-14, L., 1896-97. Лит.: История английской литературы, т.2, в. 1, М.,1953; Proctor S. К., Thomas De Quincey's theory of literature, N. Y., 1966 (библ. с. 299-306); Green J. A., Thomas De Quincey. A bibliography, N. Y., [1968]. |
Де Куинси, Де Квинси (De Quincey) Томас (15.8.1785, Манчестер, ‒ 8.12.1859, Эдинбург), английский писатель. В автобиографической книге «Исповедь англичанина-опиомана» (1822, рус. пер. 1834) подлинная история бедствований автора сочетается с изображением наркотических видений. Де К. издавал газету консервативного толка. По своим литературным симпатиям он был близок к поэтам «озерной школы». Де К. принадлежат работы об У. Шекспире, Дж. Мильтоне, П. Б. Шелли, Дж. Китсе. Де К. способствовал развитию декадентской литературы. Соч.: The collected writings, ed. by D. Masson, v. 1‒14, L., 1896‒97. Лит.: История английской литературы, т.2, в. 1, М.,1953; Proctor S. К., Thomas De Quincey's theory of literature, N. Y., 1966 (библ. с. 299‒306); Green J. A., Thomas De Quincey. A bibliography, N. Y., [1968]. |
Деларош (De la Roche) Мазо (15.1.1879, Ньюмаркит, около Торонто, - 12.7.1961, Торонто), канадская писательница. Окончила университет в Торонто. Её роман «Джална» (1927) открыл серию из 16 романов о семье Уайтоук; последний из них - «Утро в Джалне» (1960). Интересы автора сосредоточены только на семейных отношениях - социальные проблемы почти не волнуют её героев. Автор популярной пьесы «Семья Уайтоук» (1935). В автобиографии «Повторения» (1957) современному капиталистическому образу жизни противопоставлен патриархальный уклад. Лит.: Thomas С., Canadian novelists. 1920-1945, Toronto, 1946; Pacey D., Creative writing in Canada, Toronto, [1967]; Literary history of Canada, ed. C. F. Klinck, [Toronto, 1965]. |
Де Ла Рош, Деларош (De la Roche) Мазо (15.1.1879, Ньюмаркит, около Торонто, ‒ 12.7.1961, Торонто), канадская писательница. Окончила университет в Торонто. Её роман «Джална» (1927) открыл серию из 16 романов о семье Уайтоук; последний из них ‒ «Утро в Джалне» (1960). Интересы автора сосредоточены только на семейных отношениях ‒ социальные проблемы почти не волнуют её героев. Автор популярной пьесы «Семья Уайтоук» (1935). В автобиографии «Повторения» (1957) современному капиталистическому образу жизни противопоставлен патриархальный уклад. Лит.: Thomas С., Canadian novelists. 1920‒1945, Toronto, 1946; Pacey D., Creative writing in Canada, Toronto, [1967]; Literary history of Canada, ed. C. F. Klinck, [Toronto, 1965]. |
Де Леон (De Leon) Даниель (14.12.1852, остров Кюрасао, Антильские острова, - 11.5.1914, Нью-Йорк), деятель рабочего движения США. Образование получил в Германии, Нидерландах и в США (куда он переехал в 1872). В 1883-89 читал лекции по праву в Колумбийском университете. В 1890 вступил в Социалистическую рабочую партию (СРП) и вскоре стал её руководителем и идеологом. С 1891 Де Л. - редактор официального органа СРП «Пипл» («People»). Отстаивая идею классовой борьбы, Де Л. выступал против идеологии тред-юнионизма и цеховщины, вёл борьбу против правоцентристских руководителей СРП и реформистских лидеров Американской федерации труда (АФТ), разоблачал политику оппортунистических лидеров 2-го Интернационала. Однако в своей деятельности Де Л. допускал серьёзные сектантские ошибки, игнорировал значение борьбы за повседневные требования рабочих. Потерпев неудачу в борьбе внутри АФТ, Де Л. призывал социалистов и революционно настроенных рабочих выйти из её организаций. В 1905 он участвовал в создании организации «Индустриальные рабочие мира». В то же время Де Л. отрицал руководящую роль партии в рабочем движении и необходимость диктатуры пролетариата, фактически разделял буржуазную теорию американской исключительности. Соч.: Speeches and editorials, v. 1-2, N. Y., 1923-30; Industrial unionism, N. Y., 1920. Лит.: Зубок Л. И., Очерки истории рабочего движения в США, М., 1962; Фонер Ф., История рабочего движения в США, т. 2, М., 1958. |
Де Леон (De Leon) Даниель (14.12.1852, остров Кюрасао, Антильские острова, ‒ 11.5.1914, Нью-Йорк), деятель рабочего движения США. Образование получил в Германии, Нидерландах и в США (куда он переехал в 1872). В 1883‒89 читал лекции по праву в Колумбийском университете. В 1890 вступил в Социалистическую рабочую партию (СРП) и вскоре стал её руководителем и идеологом. С 1891 Де Л. ‒ редактор официального органа СРП «Пипл» («People»). Отстаивая идею классовой борьбы, Де Л. выступал против идеологии тред-юнионизма и цеховщины, вёл борьбу против правоцентристских руководителей СРП и реформистских лидеров Американской федерации труда (АФТ), разоблачал политику оппортунистических лидеров 2-го Интернационала. Однако в своей деятельности Де Л. допускал серьёзные сектантские ошибки, игнорировал значение борьбы за повседневные требования рабочих. Потерпев неудачу в борьбе внутри АФТ, Де Л. призывал социалистов и революционно настроенных рабочих выйти из её организаций. В 1905 он участвовал в создании организации «Индустриальные рабочие мира». В то же время Де Л. отрицал руководящую роль партии в рабочем движении и необходимость диктатуры пролетариата, фактически разделял буржуазную теорию американской исключительности. Соч.: Speeches and editorials, v. 1‒2, N. Y., 1923‒30; Industrial unionism, N. Y., 1920. Лит.: Зубок Л. И., Очерки истории рабочего движения в США, М., 1962; Фонер Ф., История рабочего движения в США, т. 2, М., 1958. |
Де Лоне (de Launay) Луи (1860-1938), французский геолог; см. Лоне Л. де. |
Де Лоне (de Launay) Луи (1860-1938), французский геолог; см. Лоне Л. де. |
Де Местр (de Maistre) Жозеф (1753-1821), французский публицист, один из идеологов феодально-монархической контрреволюции; см. Местр Ж. |
Де Местр (de Maistre) Жозеф (1753-1821), французский публицист, один из идеологов феодально-монархической контрреволюции; см. Местр Ж. |
I (De Mille) Агнес (р. 1909, Нью-Йорк), американская артистка балета и балетмейстер. Окончила Калифорнийский университет. Танцу училась у Ф. М. Козлова, М. Рамбер, А. Тюдора и др. В 1929 впервые выступила на сцене, в 1938-56 (с перерывами) солистка «Балле Рамбер» (Великобритания) и «Балле тиэтр» (США). Основатель и руководитель труппы «Агнес де Милль данс тиэтр» (1953-54). В 1940 начала балетмейстерскую деятельность, для которой характерно использование национального танца (особенно американского фольклора) как основы хореографической драматургии. Наиболее известен в постановке Де М. балет «Родео» Копленда (с 1942 в репертуаре балетных трупп; в 1960 показан в СССР труппой «Балле тиэтр»). Поставила также: «Три девы и дьявол» Хейдена (1941), «Легенда Фолл Ривер» Гулда (1948), «Злая судьба» Лоу и Ритман (1953), «Ветер в горах» Розенталя (1965), «Четыре Марии» Ритман (1965), «Золотой век» Пито (1967) и др. Оказала значительное влияние на развитие жанра Мьюзикл (ставила танцы в спектакле «Оклахома!» Роджерса и Хамерстайна, 1943, и др.). Соч.: Dance to the piper, N. Y., 1952; And promenade home, N. Y., 1958; To a young dancer..., Toronto, 1962; The book of the dance, N. Y., 1963; Lizzie Borden..., N. Y., 1968. Н. П. Рославлева. II (De Mille) Сесиль Блаунт (12.8.1881, Ашфилд, - 21.1.1959, Голливуд), американский режиссёр, продюсер. Учился в Американской академии драматического искусства. В 1902-10 выступал как актёр в театре. Один из организаторов кинофирмы «Парамаунт» (1912). Постановщик комедий и салонных драм. Успехи картин «Самцы и самки» (1919), «Зачем менять жену» (1920), «Запретный плод» (1921) определялся элементами секса, рекламой мод и великосветского этикета. В библейских «боевиках» «Десять заповедей» (1923), «Царь царей» (1927) окончательно сформировался эклектичный, псевдомонументальный стиль его фильмов. В 30-40-е гг. Де М. стал одним из самых видных мастеров Голливуда, работы которого характеризовались профессионализмом, высоким уровнем актёрского исполнения. С конца 40-х гг. Де М. снова снимал библейские фильмы и постановочные «суперколоссы» («Самсон и Далила», 1949, «Грандиознейшее представление на земле», 1952, «Десять заповедей», 1956). Лит.: Mourlet М., Cecil В. De Mille, [P., 1968]. В. А. Утилов. |
Де Милль (De Mille) Агнес (р. 1909, Нью-Йорк), американская артистка балета и балетмейстер. Окончила Калифорнийский университет. Танцу училась у Ф. М. Козлова, М. Рамбер, А. Тюдора и др. В 1929 впервые выступила на сцене, в 1938‒56 (с перерывами) солистка «Балле Рамбер» (Великобритания) и «Балле тиэтр» (США). Основатель и руководитель труппы «Агнес де Милль данс тиэтр» (1953‒54). В 1940 начала балетмейстерскую деятельность, для которой характерно использование национального танца (особенно американского фольклора) как основы хореографической драматургии. Наиболее известен в постановке Де М. балет «Родео» Копленда (с 1942 в репертуаре балетных трупп; в 1960 показан в СССР труппой «Балле тиэтр»). Поставила также: «Три девы и дьявол» Хейдена (1941), «Легенда Фолл Ривер» Гулда (1948), «Злая судьба» Лоу и Ритман (1953), «Ветер в горах» Розенталя (1965), «Четыре Марии» Ритман (1965), «Золотой век» Пито (1967) и др. Оказала значительное влияние на развитие жанра мьюзикл (ставила танцы в спектакле «Оклахома!» Роджерса и Хамерстайна, 1943, и др.). Соч.: Dance to the piper, N. Y., 1952; And promenade home, N. Y., 1958; To a young dancer..., Toronto, 1962; The book of the dance, N. Y., 1963; Lizzie Borden..., N. Y., 1968. Н. П. Рославлева. |
Де Милль (De Mille) Сесиль Блаунт (12.8.1881, Ашфилд, ‒ 21.1.1959, Голливуд), американский режиссёр, продюсер. Учился в Американской академии драматического искусства. В 1902‒10 выступал как актёр в театре. Один из организаторов кинофирмы «Парамаунт» (1912). Постановщик комедий и салонных драм. Успехи картин «Самцы и самки» (1919), «Зачем менять жену» (1920), «Запретный плод» (1921) определялся элементами секса, рекламой мод и великосветского этикета. В библейских «боевиках» «Десять заповедей» (1923), «Царь царей» (1927) окончательно сформировался эклектичный, псевдомонументальный стиль его фильмов. В 30‒40-е гг. Де М. стал одним из самых видных мастеров Голливуда, работы которого характеризовались профессионализмом, высоким уровнем актёрского исполнения. С конца 40-х гг. Де М. снова снимал библейские фильмы и постановочные «суперколоссы» («Самсон и Далила», 1949, «Грандиознейшее представление на земле», 1952, «Десять заповедей», 1956). Лит.: Mourlet М., Cecil В. De Mille, [P., 1968]. В. А. Утилов. |
Де Рада (De Rada) Иероним (29.11.1814, деревня Маккья-Альбанесе, Козенца, Италия, - 28.2.1903, там же), албанский поэт, публицист, политический деятель. Сын священника. Окончил итало-албанскую коллегию (1833), с 1834 изучал в Неаполе право. Д. Р. - один из идеологов национально-освободительного движения в Албании. Зачинатель албанского романтизма, Д. Р. - в числе первых собирателей албанского фольклора. Его поэмы «Песни Милосао» (1836), «Песни Серафины Топии» (1848), «Несчастный Скандербег» (1886) посвящены борьбе албанского народа за единство и национальную независимость. Лит.: Historia е letёrsisё shqipe, v. 2, Tiranё, 1959. |
Де Рада (De Rada) Иероним (29.11.1814, деревня Маккья-Альбанесе, Козенца, Италия, ‒ 28.2.1903, там же), албанский поэт, публицист, политический деятель. Сын священника. Окончил итало-албанскую коллегию (1833), с 1834 изучал в Неаполе право. Д. Р. ‒ один из идеологов национально-освободительного движения в Албании. Зачинатель албанского романтизма, Д. Р. ‒ в числе первых собирателей албанского фольклора. Его поэмы «Песни Милосао» (1836), «Песни Серафины Топии» (1848), «Несчастный Скандербег» (1886) посвящены борьбе албанского народа за единство и национальную независимость. Лит.: Historia е letёrsisё shqipe, v. 2, Tiranё, 1959. |
Де Руа (De Roy) Леруа (Le Roy) Хендрик [латинизиров. Региус (Regius)] (29.6.1598, Утрехт, - 17.2.1679, там же), голландский философ-материалист, физиолог и педагог. Пропагандировал механистическую физику и физиологию Декарта, но отверг его дуалистическую метафизику («Основания физики», 1646; «Разъяснение о человеческом уме», 1647); объявил душу лишь «модусом» (свойством) тела, выступил против учения о врождённости идей, допуская существование в душе только способности мышления. Предвосхищая идеи Гоббса, Де Р. связал механистическую физиологию с учением об опытном, чувственном происхождении всех идей. В систематическом курсе «Естественной философии» (1654) Де Р. резко выдвинул на первый план физику, которая у него, в отличие от Декарта, предшествует психологии и теории познания. Лит.: Быховский Б., Принципы философии Гендрика Де-Руа, «Под знаменем марксизма», 1932, № 5-6; Vrijer М. J. A. de, Henricus Regius..., 's-Gravenhage, 1917. |
Де Руа (De Roy), Леруа (Le Roy) Хендрик [латинизиров. Региус (Regius)] (29.6.1598, Утрехт, ‒ 17.2.1679, там же), голландский философ-материалист, физиолог и педагог. Пропагандировал механистическую физику и физиологию Декарта, но отверг его дуалистическую метафизику («Основания физики», 1646; «Разъяснение о человеческом уме», 1647); объявил душу лишь «модусом» (свойством) тела, выступил против учения о врождённости идей, допуская существование в душе только способности мышления. Предвосхищая идеи Гоббса, Де Р. связал механистическую физиологию с учением об опытном, чувственном происхождении всех идей. В систематическом курсе «Естественной философии» (1654) Де Р. резко выдвинул на первый план физику, которая у него, в отличие от Декарта, предшествует психологии и теории познания. Лит.: Быховский Б., Принципы философии Гендрика Де-Руа, «Под знаменем марксизма», 1932, № 5‒6; Vrijer М. J. A. de, Henricus Regius..., 's-Gravenhage, 1917. |
Де Санктис (De Sanctis) Франческо (28.3.1817, Морра-Ирпино, ныне Морра-де-Санктис, провинция Авеллино, - 29.12.1883, Неаполь), итальянский историк литературы, критик и общественный деятель. Участвовал в национально-освободительном движении Рисорджименто; в его творчестве нашли выражение революционно-демократические идеалы. После объединения Италии был министром просвещения. Важнейшие сочинения: «Критические очерки» (1866), «Критический очерк о Петрарке» (1869), «История итальянской литературы» (1870), «Новые критические очерки» (1872-79); опубликованы посмертно: «Исследование о Джакомо Леопарди» (1885), «Итальянская литература в XIX в.» (1897). В начале творчества Де С. примыкал к итальянскому романтизму, выражая его наиболее передовые тенденции. Его взгляды складывались под влиянием Дж. Вико и Г. В. Ф. Гегеля (См. Гегель). Во 2-й половине 60-х гг. усиливаются материалистические тенденции в философии и реалистические в эстетике Де С. Он оказал серьёзное влияние на поэтику Веризма. Широкая картина исторического развития литературы дана в его труде «История итальянской литературы». Де С. получил высокую оценку А. Грамши, отмечавшего его гуманизм и «... страстный пыл партийного человека» (Избранные произведения, т. 3, М., 1959, с. 502). Наследие Де С. широко использует и развивает итальянское прогрессивное, особенно марксистское, литературоведение (Н. Сапеньо, Дж. Петронио, К. Салинари и др.). Соч.: Opere. A cura di N. Cortese, v. 1-21, Napoli - Torino, 1930-69; в рус. пер. - История итальянской литературы. Под ред. Д. Е. Михальчи, т. 1-2, М., 1963-64. Лит.: Грамши А., Избр. произв., т. 3, М., 1959; Полуяхтова И. К., История итальянской литературы XIX в. (эпоха Рисорджименто), М., 1970, с. 192-197; Croce В., Una famigliadi patrioti, Bari, 1927; Cione Е., F. De Sanctis ed i suoi tempi, Napoli, 1961; Macera G., Fr. De Sanctis. Restauro critico, [Napoli, 1968]. Р. И. Хлодовский. Ф. Де Санктис. |
Де Санктис (De Sanctis) Франческо (28.3.1817, Морра-Ирпино, ныне Морра-де-Санктис, провинция Авеллино, ‒ 29.12.1883, Неаполь), итальянский историк литературы, критик и общественный деятель. Участвовал в национально-освободительном движении Рисорджименто; в его творчестве нашли выражение революционно-демократические идеалы. После объединения Италии был министром просвещения. Важнейшие сочинения: «Критические очерки» (1866), «Критический очерк о Петрарке» (1869), «История итальянской литературы» (1870), «Новые критические очерки» (1872‒79); опубликованы посмертно: «Исследование о Джакомо Леопарди» (1885), «Итальянская литература в XIX в.» (1897). В начале творчества Де С. примыкал к итальянскому романтизму, выражая его наиболее передовые тенденции. Его взгляды складывались под влиянием Дж. Вико и Г. В. Ф. Гегеля. Во 2-й половине 60-х гг. усиливаются материалистические тенденции в философии и реалистические в эстетике Де С. Он оказал серьёзное влияние на поэтику веризма. Широкая картина исторического развития литературы дана в его труде «История итальянской литературы». Де С. получил высокую оценку А. Грамши, отмечавшего его гуманизм и «... страстный пыл партийного человека» (Избранные произведения, т. 3, М., 1959, с. 502). Наследие Де С. широко использует и развивает итальянское прогрессивное, особенно марксистское, литературоведение (Н. Сапеньо, Дж. Петронио, К. Салинари и др.). Соч.: Opere. A cura di N. Cortese, v. 1‒21, Napoli ‒ Torino, 1930‒69; в рус. пер. ‒ История итальянской литературы. Под ред. Д. Е. Михальчи, т. 1‒2, М., 1963‒64. Лит.: Грамши А., Избр. произв., т. 3, М., 1959; Полуяхтова И. К., История итальянской литературы XIX в. (эпоха Рисорджименто), М., 1970, с. 192‒197; Croce В., Una famigliadi patrioti, Bari, 1927; Cione Е., F. De Sanctis ed i suoi tempi, Napoli, 1961; Macera G., Fr. De Sanctis. Restauro critico, [Napoli, 1968]. Р. И. Хлодовский. |
Де Сантис (De Santis) Джузеппе (р. 11.2.1917, Фонди), итальянский кинорежиссёр. Окончил философский факультет Римского университета (1939). Учился на актёрском и режиссёрском отделениях Римского экспериментального киноцентра. Один из зачинателей Неореализма. В 1942-45 получил известность как кинокритик. В 1943-1945 сражался в рядах итальянского Сопротивления, вступил в Итальянскую компартию. Свои политические и художественные взгляды режиссёр воплотил уже в первом фильме «Трагическая охота» (1947). Лучшие фильмы: «Нет мира под оливами» (1950), «Рим, 11 часов» (1952), «Дайте мужа Анне Дзаккео» (1953, в советском прокате «Утраченные грёзы»), «Дорога длиной в год» (1958, поставлен в Югославии). В 1964 осуществил постановку советско-итальянского фильма «Они шли на Восток». Фильмы Де С. поднимают проблемы жизни и борьбы итальянских трудящихся, они остросоциальны, их отличает романтическая приподнятость, страстный темперамент, человечность. Де С. активно участвует в общественной жизни Италии, выступает в защиту прогрессивного киноискусства. Соч.: Нет мира под оливами, в сб.: Сценарии итальянского кино, М., 1958; Рим, 11 часов, М., 1958. Лит.: Кацев И., Джузеппе де Сантис, [М., 1965]. Г. Д. Богемский. Кадр из фильма «Рим, 11 часов». 1952. Режиссёр Дж. Де Сантис. Дж. Де Сантис. |
Де Сантис (De Santis) Джузеппе (р. 11.2.1917, Фонди), итальянский кинорежиссёр. Окончил философский факультет Римского университета (1939). Учился на актёрском и режиссёрском отделениях Римского экспериментального киноцентра. Один из зачинателей неореализма. В 1942‒45 получил известность как кинокритик. В 1943‒1945 сражался в рядах итальянского Сопротивления, вступил в Итальянскую компартию. Свои политические и художественные взгляды режиссёр воплотил уже в первом фильме «Трагическая охота» (1947). Лучшие фильмы: «Нет мира под оливами» (1950), «Рим, 11 часов» (1952), «Дайте мужа Анне Дзаккео» (1953, в советском прокате «Утраченные грёзы»), «Дорога длиной в год» (1958, поставлен в Югославии). В 1964 осуществил постановку советско-итальянского фильма «Они шли на Восток». Фильмы Де С. поднимают проблемы жизни и борьбы итальянских трудящихся, они остросоциальны, их отличает романтическая приподнятость, страстный темперамент, человечность. Де С. активно участвует в общественной жизни Италии, выступает в защиту прогрессивного киноискусства. Соч.: Нет мира под оливами, в сб.: Сценарии итальянского кино, М., 1958; Рим, 11 часов, М., 1958. Лит.: Кацев И., Джузеппе де Сантис, [М., 1965]. Г. Д. Богемский. |
Де Сика (De Sika) Витторио (р. 7.7.1901, Сора), итальянский киноактёр и кинорежиссёр. Сниматься в кино начал в 1930-е гг., как режиссёр выступает с 1940. Фильм «Дети смотрят на нас» (1943) положил начало творческому содружеству Де С. со сценаристом Ч. Дзаваттини. Развивая художественные принципы Неореализма, одним из основоположников которого он был, Де С. создал фильмы: «Шуша» (1946), «Похитители велосипедов» (1948), «Умберто Д.» (1951), «Чудо в Милане» (1951), «Крыша» (1956). Творчество режиссёра глубоко социально и гуманистично, проникнуто протестом против несправедливости и жестокости буржуазного общества, против фашизма и войны. Актёрские и режиссёрские работы Де С. отмечены высоким мастерством, тонким художественным вкусом. Их отличает жанровое разнообразие, сочетание психологической глубины и острой сатиричности, изящной, тонкой комедийности. Одна из лучших актёрских работ Де С. - роль Бертоне («Генерал Делла Ровере», 1959). Поставил фильмы: «Чочара» (1960, по роману А. Моравиа), «Страшный суд» (1961), «Альтонские узники» (1962, по пьесе Ж. П. Сартра), «Вчера, сегодня, завтра» (1963), «Бум» (1963), «Брак по-итальянски» (1964, по пьесе Де Филиппо «Филумена Мартурано»), «Подсолнухи» (1970, совместное итало-французское производство при участии киностудии «Мосфильм»), «Сад Финци-Контини» (1971, по роману Дж. Бассани). Лит.: Богемский Г., Витторио де Сика, М., 1963; Bazin A., Vittorio De Sica, Parma, 1953. В. Де Сика. |
Де Сика (De Sika) Витторио (р. 7.7.1901, Сора), итальянский киноактёр и кинорежиссёр. Сниматься в кино начал в 1930-е гг., как режиссёр выступает с 1940. Фильм «Дети смотрят на нас» (1943) положил начало творческому содружеству Де С. со сценаристом Ч. Дзаваттини. Развивая художественные принципы неореализма, одним из основоположников которого он был, Де С. создал фильмы: «Шуша» (1946), «Похитители велосипедов» (1948), «Умберто Д.» (1951), «Чудо в Милане» (1951), «Крыша» (1956). Творчество режиссёра глубоко социально и гуманистично, проникнуто протестом против несправедливости и жестокости буржуазного общества, против фашизма и войны. Актёрские и режиссёрские работы Де С. отмечены высоким мастерством, тонким художественным вкусом. Их отличает жанровое разнообразие, сочетание психологической глубины и острой сатиричности, изящной, тонкой комедийности. Одна из лучших актёрских работ Де С. ‒ роль Бертоне («Генерал Делла Ровере», 1959). Поставил фильмы: «Чочара» (1960, по роману А. Моравиа), «Страшный суд» (1961), «Альтонские узники» (1962, по пьесе Ж. П. Сартра), «Вчера, сегодня, завтра» (1963), «Бум» (1963), «Брак по-итальянски» (1964, по пьесе Де Филиппо «Филумена Мартурано»), «Подсолнухи» (1970, совместное итало-французское производство при участии киностудии «Мосфильм»), «Сад Финци-Контини» (1971, по роману Дж. Бассани). Лит.: Богемский Г., Витторио де Сика, М., 1963; Bazin A., Vittorio De Sica, Parma, 1953. |
Де Там (De Tham) (De - военачальник; полностью - Хоанг Хоа Тхам, Hoang Hoa Tham) (около 1857-10.2.1913), руководитель вооружённых выступлений против французских колонизаторов в Северном Вьетнаме в конце 19 - начале 20 вв. В национально-освободительную борьбу включился с 1887. В период с 1893 по 1913 возглавлял крестьянское движение в районе Йентхе провинции Бакжанг, которое до 1896 являлось составной частью освободительного движения «Кан выонг». В 1897 французские колонизаторы, которым не удалось сломить сопротивление армии Де Т., заключили с ним перемирие и признали его власть над отдельным районом. В начале 20 в. Де Т. оказал поддержку сторонникам одного из идеологов нарождающейся буржуазии Фан Бой Тяу. В эти же годы им был подготовлен ряд антифранцузских выступлений. В 1909 французские колонизаторы, нарушив соглашение 1897, начали наступление на укреплённый район Де Т. Его отряды, не получив поддержки из др. районов страны, потерпели поражение. Де Т. был вынужден скрываться у крестьян. В 1913 он был убит предателями. Де Т. - один из национальных героев вьетнамского народа. И. М. Щедров. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Де Форест (De Forest) Джон (31.5.1826, Сеймур, Коннектикут, - 17.7.1906, Нью-Хейвен), американский писатель. Участник Гражданской войны 1861-1865 на стороне северян, Д. первым отразил это событие в романе «Мисс Равенель уходит к северянам» (1867), в центре которого - образ девушки-южанки, проникшейся идеями Аболиционизма. В романах «Честный Джон Вейн» (1875) и «Игра с огнём» (1875) изображена политическая коррупция в США. Соч.: A union officer in reconstruction, New Haven, 1948. Лит.: Самохвалов Н. И., Американская литература XIX в., М., 1964, с. 258-278. |
Де Форест (De Forest) Джон (31.5.1826, Сеймур, Коннектикут, ‒ 17.7.1906, Нью-Хейвен), американский писатель. Участник Гражданской войны 1861‒1865 на стороне северян, Д. первым отразил это событие в романе «Мисс Равенель уходит к северянам» (1867), в центре которого ‒ образ девушки-южанки, проникшейся идеями аболиционизма. В романах «Честный Джон Вейн» (1875) и «Игра с огнём» (1875) изображена политическая коррупция в США. Соч.: A union officer in reconstruction, New Haven, 1948. Лит.: Самохвалов Н. И., Американская литература XIX в., М., 1964, с. 258‒278. |
Де Фрис (De Vries) Хуго (16.2.1848, Харлем, - 21.5.1935, Люнтерн), голландский ботаник. Образование получил в Лейдене, Гейдельберге и Вюрцбурге. В 1878-1918 профессор Амстердамского университета и директор ботанического сада. Позднее работал в своём имении в Люнтерне. Де Ф. разработал метод определения осмотического давления у растений и показал, что оно зависит от числа молекул вещества в данном объёме (1877). Один из учёных, вторично открывших Менделя законы; один из основателей учения об изменчивости и эволюции (1900). Наблюдая изменчивость энотеры, Де Ф. пришёл к выводу, что вид может внезапно распасться на большое число разных видов. Это явление Де Ф. назвал Мутациями и считал, что биологические виды периодически вступают в фазу мутирования. Воззрение это легло в основу «мутационной теории» Де Ф., которая иногда необоснованно противопоставляется теории Дарвина. Происхождение приспособлений Де Ф. толковал согласно Ч. Дарвину - как результат естественного отбора. Под видом он подразумевал более узкую систематическую категорию, чем Дарвин. Соч. в рус. пер.: Избр. произв., М., 1932. Лит.: Lehmann Е., Die Theorien der Oenotheraforschung, Jena, 1922; Hugo de Vries, Stuttg., 1929; Stomps Th. J., Fünfundzwanzig Jahre der Mutationstheorie, Jena, 1931. В. Л. Рыжков. |
Де Фриз, Де Фрис (De Vries) Хуго (16.2.1848, Харлем, ‒ 21.5.1935, Люнтерн), голландский ботаник. Образование получил в Лейдене, Гейдельберге и Вюрцбурге. В 1878‒1918 профессор Амстердамского университета и директор ботанического сада. Позднее работал в своём имении в Люнтерне. Де Ф. разработал метод определения осмотического давления у растений и показал, что оно зависит от числа молекул вещества в данном объёме (1877). Один из учёных, вторично открывших Менделя законы; один из основателей учения об изменчивости и эволюции (1900). Наблюдая изменчивость энотеры, Де Ф. пришёл к выводу, что вид может внезапно распасться на большое число разных видов. Это явление Де Ф. назвал мутациями и считал, что биологические виды периодически вступают в фазу мутирования. Воззрение это легло в основу «мутационной теории» Де Ф., которая иногда необоснованно противопоставляется теории Дарвина. Происхождение приспособлений Де Ф. толковал согласно Ч. Дарвину ‒ как результат естественного отбора. Под видом он подразумевал более узкую систематическую категорию, чем Дарвин. Соч. в рус. пер.: Избр. произв., М., 1932. Лит.: Lehmann Е., Die Theorien der Oenotheraforschung, Jena, 1922; Hugo de Vries, Stuttg., 1929; Stomps Th. J., Fünfundzwanzig Jahre der Mutationstheorie, Jena, 1931. В. Л. Рыжков. |
Де Фрис (De Vries) Тёйн (р. 1907), нидерландский писатель; см. Фрис Т. де. |
Де Фрис (De Vries) Тёйн (р. 1907), нидерландский писатель; см. Фрис Т. де. |
Де Хааза - ван Альфена эффект - осциллирующая зависимость магнитной восприимчивости χ металлов от напряжённости магнитного поля Н, наблюдаемая при температурах, близких к абсолютному нулю; открыт В. де Хаазом (W. J. de Haas) и П. ван Альфеном (Р. М. van Alphen) в 1930. При описании Де Х. - ван А. э., так же как и в случае Шубникова - де Хааза эффекта, удобно рассматривать зависимость не от Н, а от 1/Н (рис.). Амплитуда осцилляций убывает с ростом температуры. Период осцилляции связан с площадью экстремальных сечений Ферми поверхности (См. Ферми поверхность), поэтому исследование Де Х. - ван А. э. позволяет получить информацию о её форме. Лит. см. при ст. Металлы. Зависимость магнитной проницаемости цинка от 1/Н при температуре 4,2 К. |
Деавтоматизация - нарушение пространственных, временных, скоростных и силовых параметров движения человека. При Д. происходит рассогласование деятельности анализаторных систем и складываются иные функциональные взаимоотношения между ними. Это влечёт за собой нарушение психофизиологических механизмов пространственной ориентировки, нарушение пространственных дифференцировок, ухудшение восприятия и оценки интервалов времени, снижение диапазона и уровня пространственного анализа, нарушение координации движений. Для повышения устойчивости нервно-мышечного аппарата к Д. осуществляются специальные профилактические меры. См. также Автоматизм. Лит.: Очерки психофизиологии труда космонавтов, М., 1967. Б. А. Душков. |
Деак (Deak) Ференц (17.10.1803, с. Шёйтёр, комитат Зала, - 29.1.1876, Будапешт), венгерский политический деятель. В 1833-47 один из лидеров парламентской оппозиции, которая поддерживала Л. Кошута. В 1848 министр юстиции в правительстве Л. Баттяни. В начале 1849 отошёл от активной политической деятельности. После поражения Революции 1848-49 сторонник тактики пассивного сопротивления Габсбургам. В 1861 лидер парламентской т. н. Партии петиции, выступавшей за восстановление революционных законов 1848 путём подачи прошений Габсбургам. В 1865 основал и возглавил политическую партию (см. Деака партия), сыгравшую значительную роль в подготовке и заключении австро-венгерского соглашения 1867. |