Большая советская энциклопедия (БСЭ)
Статьи на букву "Д" (часть 15, "ДЕ"-"ДЕА")

В начало энциклопедии

По первой букве
0-9 A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Д" (часть 15, "ДЕ"-"ДЕА")

Де Бари

Де Бари (De Ваrу)

Антон (26.1.1831, Франкфурт-на-Майне, - 19.1.1888, Страсбург), немецкий ботаник. Профессор университетов во Фрейбурге (с 1855), Галле (с 1867), Страсбурге (с 1872). Работы Де Б. легли в основу современной микологии и фитопатологии; он выяснил гетеротрофный характер питания грибов; установил, что паразитные грибы являются возбудителями болезней у высших растений; открыл и изучил половой процесс у многих групп грибов (фикомицетов, сумчатых); исследовал цикл развития ржавчинников; предложил первую филогенетическую систему грибов. Автор ряда работ по сравнительной анатомии высших растений. Среди его учеников русские ботаники М. С. Воронин, А. С. Фаминцын, В. И. Беляев и др.

Соч.: Vergleichende Anatomic der Vegetationsorgane der Phanerogamen und Fame, Lpz., 1877; Vergleichende Morphologic und Biologic der Pilze, Mycetozoen und Bacterien, Lpz.. 1884; в рус. пер. - Морфология и физиология грибов, лишаев и миксомицетоз, СПБ. 1872.

Лит.: Курсанов Л. И., Антон де-Бари (1831-1888) и его значение в развитии микологии и фитопатологии, «Уч.зап. Московского университета», 1940, в. 36, с. 112-35: Jost L., Zum hundertsten Geburtstag Anton de Barys, «Zeitschrift für Botanik», 1930, Bd 24, H. I, S. 1-74 (имеется список работ).

Д. В. Лебедев.

Де Бари Антон

Де Бари (De Ваrу) Антон (26.1.1831, Франкфурт-на-Майне, ‒ 19.1.1888, Страсбург), немецкий ботаник. Профессор университетов во Фрейбурге (с 1855), Галле (с 1867), Страсбурге (с 1872). Работы Де Б. легли в основу современной микологии и фитопатологии; он выяснил гетеротрофный характер питания грибов; установил, что паразитные грибы являются возбудителями болезней у высших растений; открыл и изучил половой процесс у многих групп грибов (фикомицетов, сумчатых); исследовал цикл развития ржавчинников; предложил первую филогенетическую систему грибов. Автор ряда работ по сравнительной анатомии высших растений. Среди его учеников русские ботаники М. С. Воронин, А. С. Фаминцын, В. И. Беляев и др.

Соч.: Vergleichende Anatomic der Vegetationsorgane der Phanerogamen und Fame, Lpz., 1877; Vergleichende Morphologic und Biologic der Pilze, Mycetozoen und Bacterien, Lpz.. 1884; в рус. пер. ‒ Морфология и физиология грибов, лишаев и миксомицетоз, СПБ. 1872.

Лит.: Курсанов Л. И., Антон де-Бари (1831‒1888) и его значение в развитии микологии и фитопатологии, «Уч.зап. Московского университета», 1940, в. 36, с. 112‒35: Jost L. , Zum hundertsten Geburtstag Anton de Barys, «Zeitschrift für Botanik», 1930, Bd 24, H. I, S. 1‒74 (имеется список работ).

Д. В. Лебедев.

Де Бройль

Де Бройль (de Broglie)

Луи (р. 1892), французский физик; см. Бройль Л. де.

Де Бройль Луи

Де Бройль (de Broglie) Луи (р. 1892), французский физик; см. Бройль Л. де.

Де Бройля волны

Де Бройля волны - см. Волны де Бройля.

Де Валера

Де Валера (De Valera)

Имон (р. 14.10.1882, Нью-Йорк), ирландский политический и государственный деятель. Был одним из руководителей Ирландского восстания 1916. В 1917 возглавил партию «Шин фейн» (см. Шинфейнеры) и патриотическую военную организацию «Ирландские волонтёры». В 1919-22 Де В. президент и глава правительства добившейся национальной независимости Ирландии. В период Гражданской войны 1922-23 возглавлял войска республиканцев против сторонников англо-ирландского договора 1921, по которому Северная Ирландия осталась под властью англичан, а остальная часть страны объявлялась британским доминионом. В 1927, порвав с шинфейнерами, вошёл в парламент доминиона в качестве кандидата созданной им в 1926 партии «Фианна файл». В 1932-48 глава ирландского правительства и министр иностранных дел. Проводил курс, направленный на поощрение развития национальной экономики и ослабление её зависимости от британских монополий и вместе с тем на подавление демократических свобод внутри страны. В годы 2-й мировой войны 1939-45 правительство Де В. объявило о нейтралитете. В 1951-54 и в 1957-59 Де В. премьер-министр Ирландской Республики; политика его правительства была направлена на активное привлечение в экономику страны иностранного капитала и в то же время на неприсоединение к военно-политическим блокам. С 1959 Де В. президент Ирландской Республики.

Л. Г. Ботов.

Де Валера Имон

Де Валера (De Valera) Имон (р. 14.10.1882, Нью-Йорк), ирландский политический и государственный деятель. Был одним из руководителей Ирландского восстания 1916. В 1917 возглавил партию «Шин фейн» (см. Шинфейнеры) и патриотическую военную организацию «Ирландские волонтёры». В 1919‒22 Де В. президент и глава правительства добившейся национальной независимости Ирландии. В период Гражданской войны 1922‒23 возглавлял войска республиканцев против сторонников англо-ирландского договора 1921, по которому Северная Ирландия осталась под властью англичан, а остальная часть страны объявлялась британским доминионом. В 1927, порвав с шинфейнерами, вошёл в парламент доминиона в качестве кандидата созданной им в 1926 партии «Фианна файл». В 1932‒48 глава ирландского правительства и министр иностранных дел. Проводил курс, направленный на поощрение развития национальной экономики и ослабление её зависимости от британских монополий и вместе с тем на подавление демократических свобод внутри страны. В годы 2-й мировой войны 1939‒45 правительство Де В. объявило о нейтралитете. В 1951‒54 и в 1957‒59 Де В. премьер-министр Ирландской Республики; политика его правительства была направлена на активное привлечение в экономику страны иностранного капитала и в то же время на неприсоединение к военно-политическим блокам. С 1959 Де В. президент Ирландской Республики.

Л. Г. Ботов.

Де Гаспери

Де Гаспери (De Gasperi)

Альчиде (3.4.1881, Пьеве-Тесино, - 19.8.1954, Селла-ди-Вальсугана), итальянский политический и государственный деятель. В 1919-26 член Национального совета католической итальянской Народной партии, в 1923-26 её секретарь. В 1921 избран депутатом в парламент, в 1926 лишён фашистами депутатского мандата за участие в Авентинском блоке (См. Авентинский блок). В 1930-44 был секретарём Ватиканской библиотеки. В 1944-46 политический секретарь Христианско-демократической партии (созданной в 1943 на базе бывшей Народной партии), в 1946-53 председатель Национального совета этой партии. С декабря 1945 по июль 1953 председатель Совета Министров Италии. Маневрируя в сложной внутриполитической обстановке и пользуясь поддержкой Ватикана, империалистических кругов США и итальянского монополистического капитала, Де Г. сыграл крупную роль в обеспечении Христианско-демократической партии господствующего положения в политической жизни послевоенной Италии; в 1947, в результате правительственного кризиса, из правительства Де Г. были выведены коммунисты и социалисты. Во внешнеполитических вопросах ориентировался на США.

Де Гаспери Альчиде

Де Гаспери (De Gasperi) Альчиде (3.4.1881, Пьеве-Тесино, ‒ 19.8.1954, Селла-ди-Вальсугана), итальянский политический и государственный деятель. В 1919‒26 член Национального совета католической итальянской Народной партии, в 1923‒26 её секретарь. В 1921 избран депутатом в парламент, в 1926 лишён фашистами депутатского мандата за участие в Авентинском блоке. В 1930‒44 был секретарём Ватиканской библиотеки. В 1944‒46 политический секретарь Христианско-демократической партии (созданной в 1943 на базе бывшей Народной партии), в 1946‒53 председатель Национального совета этой партии. С декабря 1945 по июль 1953 председатель Совета Министров Италии. Маневрируя в сложной внутриполитической обстановке и пользуясь поддержкой Ватикана, империалистических кругов США и итальянского монополистического капитала, Де Г. сыграл крупную роль в обеспечении Христианско-демократической партии господствующего положения в политической жизни послевоенной Италии; в 1947, в результате правительственного кризиса, из правительства Де Г. были выведены коммунисты и социалисты. Во внешнеполитических вопросах ориентировался на США.

Де Геер

Де Геер (De Geer)

Луи (18.7.1818, Финспанг, - 24.9.1896, Труэдсторп), шведский государственный деятель, барон. По образованию юрист. В 1858-70 министр юстиции; в 1876-1880 первый шведский премьер-министр и одновременно в 1876-79 министр юстиции. Разработал и в 1863 внёс в риксдаг умеренно либеральный проект создания двухпалатного цензового, но бессословного парламента вместо существовавшего 4-сословного. Проект Де Г. был принят сословным риксдагом в 1866.

Де Геер Луи

Де Геер (De Geer) Луи (18.7.1818, Финспанг, - 24.9.1896, Труэдсторп), шведский государственный деятель, барон. По образованию юрист. В 1858-70 министр юстиции; в 1876-1880 первый шведский премьер-министр и одновременно в 1876-79 министр юстиции. Разработал и в 1863 внёс в риксдаг умеренно либеральный проект создания двухпалатного цензового, но бессословного парламента вместо существовавшего 4-сословного. Проект Де Г. был принят сословным риксдагом в 1866.

Де Голль

Де Голль (de Gaulle)

Шарль (1890-1970), французский государственый, военный и политический деятель; см. Голль Шарль де.

Де Голль Шарль

Де Голль (de Gaulle) Шарль (1890-1970), французский государственый, военный и политический деятель; см. Голль Шарль де.

Де Дюв

Де Дюв (De Duve)

Кристиан Рене (р. 2.10.1917, Темс-Диттон, Великобритания), бельгийский биохимик, член Королевской академии медицины и Бельгийской АН. В 1941 окончил университет в Лувене, в 1946 получил степень доктора; в 1947-51 преподаватель, с 1951 профессор этого университета; с 1962 профессор Рокфеллеровского университета в Нью-Йорке. Работы Д. посвящены биохимии Инсулина, применяемого в качестве препарата главным образом при лечении сахарного диабета, и Глюкагона. Д. открыл Лизосомы - внутриклеточные образования, содержащие различные ферменты, необходимые для своевременного разрушения и обновления клеточных структур.

Соч.: Glucose, insuline et diabéte, P., 1945, в рус. пер. - Лизосома, в кн.: Структура и функция клетки, под ред. Г. М. Франка, М., 1964, с. 90-103.

Де Дюв Кристиан Рене

Де Дюв (De Duve) Кристиан Рене (р. 2.10.1917, Темс-Диттон, Великобритания), бельгийский биохимик, член Королевской академии медицины и Бельгийской АН. В 1941 окончил университет в Лувене, в 1946 получил степень доктора; в 1947‒51 преподаватель, с 1951 профессор этого университета; с 1962 профессор Рокфеллеровского университета в Нью-Йорке. Работы Д. посвящены биохимии инсулина, применяемого в качестве препарата главным образом при лечении сахарного диабета, и глюкагона. Д. открыл лизосомы ‒ внутриклеточные образования, содержащие различные ферменты, необходимые для своевременного разрушения и обновления клеточных структур.

Соч.: Glucose, insuline et diabéte, P., 1945, в рус. пер. ‒ Лизосома, в кн.: Структура и функция клетки, под ред. Г. М. Франка, М., 1964, с. 90‒103.

Де Костер

Де Костер (De Coster)

Шарль (20.8.1827, Мюнхен, - 7.5.1879, Иксель), бельгийский писатель. Писал на французском языке. Родился в семье управляющего делами папского нунция, но всю сознательную жизнь прожил в нужде. В 1855 окончил Брюссельский университет. В 1856 основал еженедельник «Уленшпигель» («Ulenspiegel»), в 60-е гг. ставший трибуной прогрессивных сил страны. Сборники «Фламандские легенды» (1858) и «Брабантские рассказы» (1861) - свидетельство интереса Де К. к историческому прошлому Бельгии и народному творчеству.

Главная книга Де К. - «Легенда об Уленшпигеле и Ламме Гудзаке, об их доблестных, забавных и достославных деяниях во Фландрии и других краях» (1867) - появилась в обстановке усиления политической борьбы в Бельгии и массового подъёма рабочего движения в Европе. Её сюжет приурочен к 16 в., эпохе Нидерландской буржуазной революции и борьбы против испанских поработителей и католической церкви. Это яркое полотно, запечатлевшее героику всенародной борьбы и картины мирной жизни цветущей Фландрии. Личные судьбы и судьба народная сплетаются в неповторимо оригинальном повествовании. Народность этого произведения, эпопеи и поэмы, подлинной «библии Бельгии», выражена не только в широком использовании фольклора, не только в поистине народных характерах, но и в самом революционном пафосе патриотов-гёзов, в бурном всплеске гнева масс, вставших на защиту родины и свободы. «Легенда» сохраняет своё значение и поныне как апофеоз свободы. Она открыла для бельгийской литературы путь реализма. Де К. написал также психологический роман «Свадебное путешествие» (1872), историческую драму «Стефания» (1878), очерки о путешествиях в Зеландию, Голландию, Амстердам.

Соч. в рус. пер.: Фламандские легенды, Берлин, 1923; Легенда об Уленшпигеле..., вступ. ст. Е. Гальпериной, М., 1955; Легенда об Уленшпигеле..., М., 1961.

Лит.: Горький М., О литературе, М., 1961, с. 422-23, 427; Роллан P., Уленшпигель, Собр. соч., т. 14, М., 1958; Мицкевич Б. П., Ш. Де Костер и становление реализма в бельгийской литературе, Минск, 1960; Андреев Л. Г., Сто лет бельгийской литературы, [М.], 1967; Литвинов П. В., Художественная летопись Нидерландской революции и её автор, «Вопросы истории», 1971, № 7; Ш. де Костер. Биобиблиографич. указатель, М., 1964; Hanse J., Charles de Coster, Louvain, 1928; Sosset L. L., Introduction à l'œuvre de Ch. de Coster, Brux. - Liège, 1937.

И. Н. Пожарова.

Ш. Де Костер.

Ш. Де Костер.

Де Костер Шарль

Де Костер (De Coster) Шарль (20.8.1827, Мюнхен, ‒ 7.5.1879, Иксель), бельгийский писатель. Писал на французском языке. Родился в семье управляющего делами папского нунция, но всю сознательную жизнь прожил в нужде. В 1855 окончил Брюссельский университет. В 1856 основал еженедельник «Уленшпигель» («Ulenspiegel»), в 60-е гг. ставший трибуной прогрессивных сил страны. Сборники «Фламандские легенды» (1858) и «Брабантские рассказы» (1861) ‒ свидетельство интереса Де К. к историческому прошлому Бельгии и народному творчеству.

Главная книга Де К. ‒ «Легенда об Уленшпигеле и Ламме Гудзаке, об их доблестных, забавных и достославных деяниях во Фландрии и других краях» (1867) ‒ появилась в обстановке усиления политической борьбы в Бельгии и массового подъёма рабочего движения в Европе. Её сюжет приурочен к 16 в., эпохе Нидерландской буржуазной революции и борьбы против испанских поработителей и католической церкви. Это яркое полотно, запечатлевшее героику всенародной борьбы и картины мирной жизни цветущей Фландрии. Личные судьбы и судьба народная сплетаются в неповторимо оригинальном повествовании. Народность этого произведения, эпопеи и поэмы, подлинной «библии Бельгии», выражена не только в широком использовании фольклора, не только в поистине народных характерах, но и в самом революционном пафосе патриотов-гёзов, в бурном всплеске гнева масс, вставших на защиту родины и свободы. «Легенда» сохраняет своё значение и поныне как апофеоз свободы. Она открыла для бельгийской литературы путь реализма. Де К. написал также психологический роман «Свадебное путешествие» (1872), историческую драму «Стефания» (1878), очерки о путешествиях в Зеландию, Голландию, Амстердам.

Соч. в рус. пер.: Фламандские легенды, Берлин, 1923; Легенда об Уленшпигеле..., вступ. ст. Е. Гальпериной, М., 1955; Легенда об Уленшпигеле..., М., 1961.

Лит.: Горький М., О литературе, М., 1961, с. 422‒23, 427; Роллан P., Уленшпигель, Собр. соч., т. 14, М., 1958; Мицкевич Б. П., Ш. Де Костер и становление реализма в бельгийской литературе, Минск, 1960; Андреев Л. Г., Сто лет бельгийской литературы, [М.], 1967; Литвинов П. В., Художественная летопись Нидерландской революции и её автор, «Вопросы истории», 1971, № 7; Ш. де Костер. Биобиблиографич. указатель, М., 1964; Hanse J., Charles de Coster, Louvain, 1928; Sosset L. L., Introduction à l'œuvre de Ch. de Coster, Brux. ‒ Liège, 1937.

И. Н. Пожарова.

Де Крайф

Де Крюи (de Kruif) Поль (2.3.1890, Зиленд, штат Мичиган, - 28.2.1971, Холланд, там же), американский писатель, один из создателей научно-художественной литературы. Автор сочинений: «Деятели нашей медицины» (1922), «Охотники за микробами» (1926, рус. пер. 1928), «Борцы с голодом» (1928, рус. пер. 1937), «Борцы со смертью» (1932, рус. пер. 1936), «Борьба за жизнь» (1938, рус. пер. 1941), «Борьба с безумием» (1957, рус. пер. 1960). В книге «Стоит ли им жить?» (1936, рус. пер. 1937) автор называет причиной многих болезней антигуманизм капиталистического общества. Симпатизируя Советскому Союзу, Де К. в 30-40-е гг. пишет о В. И. Ленине, выступает как антифашист. В автобиографической книге «Стремительный ветер» (1962) Де К. описывает свой жизненный путь.

Соч.: The male hormone, N. Y., 1945; Life among the doctors, N. Y., 1949.

Лит.: Залкинд С. Я., Об искусстве художественной научно-популярной книги, «Книга и пролетарская революция», 1938, № 10-11; Рокотов Т., Поль де Крайф и его последние книги, «Интернациональная литература», 1941, № 9-10; Гиленсон Б., Мемуары Поля де Крюи, «Иностранная литература», 1963, № 6.

Де Крайф Поль

Де Крайф, Де Крюи (de Kruif) Поль (2.3.1890, Зиленд, штат Мичиган, ‒ 28.2.1971, Холланд, там же), американский писатель, один из создателей научно-художественной литературы. Автор сочинений: «Деятели нашей медицины» (1922), «Охотники за микробами» (1926, рус. пер. 1928), «Борцы с голодом» (1928, рус. пер. 1937), «Борцы со смертью» (1932, рус. пер. 1936), «Борьба за жизнь» (1938, рус. пер. 1941), «Борьба с безумием» (1957, рус. пер. 1960). В книге «Стоит ли им жить?» (1936, рус. пер. 1937) автор называет причиной многих болезней антигуманизм капиталистического общества. Симпатизируя Советскому Союзу, Де К. в 30‒40-е гг. пишет о В. И. Ленине, выступает как антифашист. В автобиографической книге «Стремительный ветер» (1962) Де К. описывает свой жизненный путь.

Соч.: The male hormone, N. Y., 1945; Life among the doctors, N. Y., 1949.

Лит.: Залкинд С. Я., Об искусстве художественной научно-популярной книги, «Книга и пролетарская революция», 1938, № 10‒11; Рокотов Т., Поль де Крайф и его последние книги, «Интернациональная литература», 1941, № 9‒10; Гиленсон Б., Мемуары Поля де Крюи, «Иностранная литература», 1963, № 6.

Де Крюи

Де Крюи (de Kruif)

Поль (1890-1971), американский писатель; см. Де Крайф П.

Де Крюи Поль

Де Крюи (de Kruif) Поль (1890-1971), американский писатель; см. Де Крайф П.

Де Куинси

Де Квинси (De Quincey) Томас (15.8.1785, Манчестер, - 8.12.1859, Эдинбург), английский писатель. В автобиографической книге «Исповедь англичанина-опиомана» (1822, рус. пер. 1834) подлинная история бедствований автора сочетается с изображением наркотических видений. Де К. издавал газету консервативного толка. По своим литературным симпатиям он был близок к поэтам «озерной школы» (См. Озёрная школа). Де К. принадлежат работы об У. Шекспире, Дж. Мильтоне, П. Б. Шелли, Дж. Китсе. Де К. способствовал развитию декадентской литературы.

Соч.: The collected writings, ed. by D. Masson, v. 1-14, L., 1896-97.

Лит.: История английской литературы, т.2, в. 1, М.,1953; Proctor S. К., Thomas De Quincey's theory of literature, N. Y., 1966 (библ. с. 299-306); Green J. A., Thomas De Quincey. A bibliography, N. Y., [1968].

Де Куинси Томас

Де Куинси, Де Квинси (De Quincey) Томас (15.8.1785, Манчестер, ‒ 8.12.1859, Эдинбург), английский писатель. В автобиографической книге «Исповедь англичанина-опиомана» (1822, рус. пер. 1834) подлинная история бедствований автора сочетается с изображением наркотических видений. Де К. издавал газету консервативного толка. По своим литературным симпатиям он был близок к поэтам «озерной школы». Де К. принадлежат работы об У. Шекспире, Дж. Мильтоне, П. Б. Шелли, Дж. Китсе. Де К. способствовал развитию декадентской литературы.

Соч.: The collected writings, ed. by D. Masson, v. 1‒14, L., 1896‒97.

Лит.: История английской литературы, т.2, в. 1, М.,1953; Proctor S. К., Thomas De Quincey's theory of literature, N. Y., 1966 (библ. с. 299‒306); Green J. A., Thomas De Quincey. A bibliography, N. Y., [1968].

Де Ла Рош

Деларош (De la Roche) Мазо (15.1.1879, Ньюмаркит, около Торонто, - 12.7.1961, Торонто), канадская писательница. Окончила университет в Торонто. Её роман «Джална» (1927) открыл серию из 16 романов о семье Уайтоук; последний из них - «Утро в Джалне» (1960). Интересы автора сосредоточены только на семейных отношениях - социальные проблемы почти не волнуют её героев. Автор популярной пьесы «Семья Уайтоук» (1935). В автобиографии «Повторения» (1957) современному капиталистическому образу жизни противопоставлен патриархальный уклад.

Лит.: Thomas С., Canadian novelists. 1920-1945, Toronto, 1946; Pacey D., Creative writing in Canada, Toronto, [1967]; Literary history of Canada, ed. C. F. Klinck, [Toronto, 1965].

Де Ла Рош Мазо

Де Ла Рош, Деларош (De la Roche) Мазо (15.1.1879, Ньюмаркит, около Торонто, ‒ 12.7.1961, Торонто), канадская писательница. Окончила университет в Торонто. Её роман «Джална» (1927) открыл серию из 16 романов о семье Уайтоук; последний из них ‒ «Утро в Джалне» (1960). Интересы автора сосредоточены только на семейных отношениях ‒ социальные проблемы почти не волнуют её героев. Автор популярной пьесы «Семья Уайтоук» (1935). В автобиографии «Повторения» (1957) современному капиталистическому образу жизни противопоставлен патриархальный уклад.

Лит.: Thomas С., Canadian novelists. 1920‒1945, Toronto, 1946; Pacey D., Creative writing in Canada, Toronto, [1967]; Literary history of Canada, ed. C. F. Klinck, [Toronto, 1965].

Де Леон

Де Леон (De Leon)

Даниель (14.12.1852, остров Кюрасао, Антильские острова, - 11.5.1914, Нью-Йорк), деятель рабочего движения США. Образование получил в Германии, Нидерландах и в США (куда он переехал в 1872). В 1883-89 читал лекции по праву в Колумбийском университете. В 1890 вступил в Социалистическую рабочую партию (СРП) и вскоре стал её руководителем и идеологом. С 1891 Де Л. - редактор официального органа СРП «Пипл» («People»). Отстаивая идею классовой борьбы, Де Л. выступал против идеологии тред-юнионизма и цеховщины, вёл борьбу против правоцентристских руководителей СРП и реформистских лидеров Американской федерации труда (АФТ), разоблачал политику оппортунистических лидеров 2-го Интернационала. Однако в своей деятельности Де Л. допускал серьёзные сектантские ошибки, игнорировал значение борьбы за повседневные требования рабочих. Потерпев неудачу в борьбе внутри АФТ, Де Л. призывал социалистов и революционно настроенных рабочих выйти из её организаций. В 1905 он участвовал в создании организации «Индустриальные рабочие мира». В то же время Де Л. отрицал руководящую роль партии в рабочем движении и необходимость диктатуры пролетариата, фактически разделял буржуазную теорию американской исключительности.

Соч.: Speeches and editorials, v. 1-2, N. Y., 1923-30; Industrial unionism, N. Y., 1920.

Лит.: Зубок Л. И., Очерки истории рабочего движения в США, М., 1962; Фонер Ф., История рабочего движения в США, т. 2, М., 1958.

Де Леон Даниель

Де Леон (De Leon) Даниель (14.12.1852, остров Кюрасао, Антильские острова, ‒ 11.5.1914, Нью-Йорк), деятель рабочего движения США. Образование получил в Германии, Нидерландах и в США (куда он переехал в 1872). В 1883‒89 читал лекции по праву в Колумбийском университете. В 1890 вступил в Социалистическую рабочую партию (СРП) и вскоре стал её руководителем и идеологом. С 1891 Де Л. ‒ редактор официального органа СРП «Пипл» («People»). Отстаивая идею классовой борьбы, Де Л. выступал против идеологии тред-юнионизма и цеховщины, вёл борьбу против правоцентристских руководителей СРП и реформистских лидеров Американской федерации труда (АФТ), разоблачал политику оппортунистических лидеров 2-го Интернационала. Однако в своей деятельности Де Л. допускал серьёзные сектантские ошибки, игнорировал значение борьбы за повседневные требования рабочих. Потерпев неудачу в борьбе внутри АФТ, Де Л. призывал социалистов и революционно настроенных рабочих выйти из её организаций. В 1905 он участвовал в создании организации «Индустриальные рабочие мира». В то же время Де Л. отрицал руководящую роль партии в рабочем движении и необходимость диктатуры пролетариата, фактически разделял буржуазную теорию американской исключительности.

Соч.: Speeches and editorials, v. 1‒2, N. Y., 1923‒30; Industrial unionism, N. Y., 1920.

Лит.: Зубок Л. И., Очерки истории рабочего движения в США, М., 1962; Фонер Ф., История рабочего движения в США, т. 2, М., 1958.

Де Лоне

Де Лоне (de Launay)

Луи (1860-1938), французский геолог; см. Лоне Л. де.

Де Лоне Луи

Де Лоне (de Launay) Луи (1860-1938), французский геолог; см. Лоне Л. де.

Де Местр

Де Местр (de Maistre)

Жозеф (1753-1821), французский публицист, один из идеологов феодально-монархической контрреволюции; см. Местр Ж.

Де Местр Жозеф

Де Местр (de Maistre) Жозеф (1753-1821), французский публицист, один из идеологов феодально-монархической контрреволюции; см. Местр Ж.

Де Милль

I (De Mille)

Агнес (р. 1909, Нью-Йорк), американская артистка балета и балетмейстер. Окончила Калифорнийский университет. Танцу училась у Ф. М. Козлова, М. Рамбер, А. Тюдора и др. В 1929 впервые выступила на сцене, в 1938-56 (с перерывами) солистка «Балле Рамбер» (Великобритания) и «Балле тиэтр» (США). Основатель и руководитель труппы «Агнес де Милль данс тиэтр» (1953-54). В 1940 начала балетмейстерскую деятельность, для которой характерно использование национального танца (особенно американского фольклора) как основы хореографической драматургии. Наиболее известен в постановке Де М. балет «Родео» Копленда (с 1942 в репертуаре балетных трупп; в 1960 показан в СССР труппой «Балле тиэтр»). Поставила также: «Три девы и дьявол» Хейдена (1941), «Легенда Фолл Ривер» Гулда (1948), «Злая судьба» Лоу и Ритман (1953), «Ветер в горах» Розенталя (1965), «Четыре Марии» Ритман (1965), «Золотой век» Пито (1967) и др. Оказала значительное влияние на развитие жанра Мьюзикл (ставила танцы в спектакле «Оклахома!» Роджерса и Хамерстайна, 1943, и др.).

Соч.: Dance to the piper, N. Y., 1952; And promenade home, N. Y., 1958; To a young dancer..., Toronto, 1962; The book of the dance, N. Y., 1963; Lizzie Borden..., N. Y., 1968.

Н. П. Рославлева.

II (De Mille)

Сесиль Блаунт (12.8.1881, Ашфилд, - 21.1.1959, Голливуд), американский режиссёр, продюсер. Учился в Американской академии драматического искусства. В 1902-10 выступал как актёр в театре. Один из организаторов кинофирмы «Парамаунт» (1912). Постановщик комедий и салонных драм. Успехи картин «Самцы и самки» (1919), «Зачем менять жену» (1920), «Запретный плод» (1921) определялся элементами секса, рекламой мод и великосветского этикета. В библейских «боевиках» «Десять заповедей» (1923), «Царь царей» (1927) окончательно сформировался эклектичный, псевдомонументальный стиль его фильмов. В 30-40-е гг. Де М. стал одним из самых видных мастеров Голливуда, работы которого характеризовались профессионализмом, высоким уровнем актёрского исполнения. С конца 40-х гг. Де М. снова снимал библейские фильмы и постановочные «суперколоссы» («Самсон и Далила», 1949, «Грандиознейшее представление на земле», 1952, «Десять заповедей», 1956).

Лит.: Mourlet М., Cecil В. De Mille, [P., 1968].

В. А. Утилов.

Де Милль Агнес

Де Милль (De Mille) Агнес (р. 1909, Нью-Йорк), американская артистка балета и балетмейстер. Окончила Калифорнийский университет. Танцу училась у Ф. М. Козлова, М. Рамбер, А. Тюдора и др. В 1929 впервые выступила на сцене, в 1938‒56 (с перерывами) солистка «Балле Рамбер» (Великобритания) и «Балле тиэтр» (США). Основатель и руководитель труппы «Агнес де Милль данс тиэтр» (1953‒54). В 1940 начала балетмейстерскую деятельность, для которой характерно использование национального танца (особенно американского фольклора) как основы хореографической драматургии. Наиболее известен в постановке Де М. балет «Родео» Копленда (с 1942 в репертуаре балетных трупп; в 1960 показан в СССР труппой «Балле тиэтр»). Поставила также: «Три девы и дьявол» Хейдена (1941), «Легенда Фолл Ривер» Гулда (1948), «Злая судьба» Лоу и Ритман (1953), «Ветер в горах» Розенталя (1965), «Четыре Марии» Ритман (1965), «Золотой век» Пито (1967) и др. Оказала значительное влияние на развитие жанра мьюзикл (ставила танцы в спектакле «Оклахома!» Роджерса и Хамерстайна, 1943, и др.).

Соч.: Dance to the piper, N. Y., 1952; And promenade home, N. Y., 1958; To a young dancer..., Toronto, 1962; The book of the dance, N. Y., 1963; Lizzie Borden..., N. Y., 1968.

Н. П. Рославлева.

Де Милль Сесиль Блаунт

Де Милль (De Mille) Сесиль Блаунт (12.8.1881, Ашфилд, ‒ 21.1.1959, Голливуд), американский режиссёр, продюсер. Учился в Американской академии драматического искусства. В 1902‒10 выступал как актёр в театре. Один из организаторов кинофирмы «Парамаунт» (1912). Постановщик комедий и салонных драм. Успехи картин «Самцы и самки» (1919), «Зачем менять жену» (1920), «Запретный плод» (1921) определялся элементами секса, рекламой мод и великосветского этикета. В библейских «боевиках» «Десять заповедей» (1923), «Царь царей» (1927) окончательно сформировался эклектичный, псевдомонументальный стиль его фильмов. В 30‒40-е гг. Де М. стал одним из самых видных мастеров Голливуда, работы которого характеризовались профессионализмом, высоким уровнем актёрского исполнения. С конца 40-х гг. Де М. снова снимал библейские фильмы и постановочные «суперколоссы» («Самсон и Далила», 1949, «Грандиознейшее представление на земле», 1952, «Десять заповедей», 1956).

Лит.: Mourlet М., Cecil В. De Mille, [P., 1968].

В. А. Утилов.

Де Рада

Де Рада (De Rada)

Иероним (29.11.1814, деревня Маккья-Альбанесе, Козенца, Италия, - 28.2.1903, там же), албанский поэт, публицист, политический деятель. Сын священника. Окончил итало-албанскую коллегию (1833), с 1834 изучал в Неаполе право. Д. Р. - один из идеологов национально-освободительного движения в Албании. Зачинатель албанского романтизма, Д. Р. - в числе первых собирателей албанского фольклора. Его поэмы «Песни Милосао» (1836), «Песни Серафины Топии» (1848), «Несчастный Скандербег» (1886) посвящены борьбе албанского народа за единство и национальную независимость.

Лит.: Historia е letёrsisё shqipe, v. 2, Tiranё, 1959.

Де Рада Иероним

Де Рада (De Rada) Иероним (29.11.1814, деревня Маккья-Альбанесе, Козенца, Италия, ‒ 28.2.1903, там же), албанский поэт, публицист, политический деятель. Сын священника. Окончил итало-албанскую коллегию (1833), с 1834 изучал в Неаполе право. Д. Р. ‒ один из идеологов национально-освободительного движения в Албании. Зачинатель албанского романтизма, Д. Р. ‒ в числе первых собирателей албанского фольклора. Его поэмы «Песни Милосао» (1836), «Песни Серафины Топии» (1848), «Несчастный Скандербег» (1886) посвящены борьбе албанского народа за единство и национальную независимость.

Лит.: Historia е letёrsisё shqipe, v. 2, Tiranё, 1959.

Де Руа

Де Руа (De Roy)

Леруа (Le Roy) Хендрик [латинизиров. Региус (Regius)] (29.6.1598, Утрехт, - 17.2.1679, там же), голландский философ-материалист, физиолог и педагог. Пропагандировал механистическую физику и физиологию Декарта, но отверг его дуалистическую метафизику («Основания физики», 1646; «Разъяснение о человеческом уме», 1647); объявил душу лишь «модусом» (свойством) тела, выступил против учения о врождённости идей, допуская существование в душе только способности мышления. Предвосхищая идеи Гоббса, Де Р. связал механистическую физиологию с учением об опытном, чувственном происхождении всех идей. В систематическом курсе «Естественной философии» (1654) Де Р. резко выдвинул на первый план физику, которая у него, в отличие от Декарта, предшествует психологии и теории познания.

Лит.: Быховский Б., Принципы философии Гендрика Де-Руа, «Под знаменем марксизма», 1932, № 5-6; Vrijer М. J. A. de, Henricus Regius..., 's-Gravenhage, 1917.

Де Руа Хендрик

Де Руа (De Roy), Леруа (Le Roy) Хендрик [латинизиров. Региус (Regius)] (29.6.1598, Утрехт, ‒ 17.2.1679, там же), голландский философ-материалист, физиолог и педагог. Пропагандировал механистическую физику и физиологию Декарта, но отверг его дуалистическую метафизику («Основания физики», 1646; «Разъяснение о человеческом уме», 1647); объявил душу лишь «модусом» (свойством) тела, выступил против учения о врождённости идей, допуская существование в душе только способности мышления. Предвосхищая идеи Гоббса, Де Р. связал механистическую физиологию с учением об опытном, чувственном происхождении всех идей. В систематическом курсе «Естественной философии» (1654) Де Р. резко выдвинул на первый план физику, которая у него, в отличие от Декарта, предшествует психологии и теории познания.

Лит.: Быховский Б., Принципы философии Гендрика Де-Руа, «Под знаменем марксизма», 1932, № 5‒6; Vrijer М. J. A. de, Henricus Regius..., 's-Gravenhage, 1917.

Де Санктис

Де Санктис (De Sanctis)

Франческо (28.3.1817, Морра-Ирпино, ныне Морра-де-Санктис, провинция Авеллино, - 29.12.1883, Неаполь), итальянский историк литературы, критик и общественный деятель. Участвовал в национально-освободительном движении Рисорджименто; в его творчестве нашли выражение революционно-демократические идеалы. После объединения Италии был министром просвещения. Важнейшие сочинения: «Критические очерки» (1866), «Критический очерк о Петрарке» (1869), «История итальянской литературы» (1870), «Новые критические очерки» (1872-79); опубликованы посмертно: «Исследование о Джакомо Леопарди» (1885), «Итальянская литература в XIX в.» (1897). В начале творчества Де С. примыкал к итальянскому романтизму, выражая его наиболее передовые тенденции. Его взгляды складывались под влиянием Дж. Вико и Г. В. Ф. Гегеля (См. Гегель). Во 2-й половине 60-х гг. усиливаются материалистические тенденции в философии и реалистические в эстетике Де С. Он оказал серьёзное влияние на поэтику Веризма. Широкая картина исторического развития литературы дана в его труде «История итальянской литературы». Де С. получил высокую оценку А. Грамши, отмечавшего его гуманизм и «... страстный пыл партийного человека» (Избранные произведения, т. 3, М., 1959, с. 502). Наследие Де С. широко использует и развивает итальянское прогрессивное, особенно марксистское, литературоведение (Н. Сапеньо, Дж. Петронио, К. Салинари и др.).

Соч.: Opere. A cura di N. Cortese, v. 1-21, Napoli - Torino, 1930-69; в рус. пер. - История итальянской литературы. Под ред. Д. Е. Михальчи, т. 1-2, М., 1963-64.

Лит.: Грамши А., Избр. произв., т. 3, М., 1959; Полуяхтова И. К., История итальянской литературы XIX в. (эпоха Рисорджименто), М., 1970, с. 192-197; Croce В., Una famigliadi patrioti, Bari, 1927; Cione Е., F. De Sanctis ed i suoi tempi, Napoli, 1961; Macera G., Fr. De Sanctis. Restauro critico, [Napoli, 1968].

Р. И. Хлодовский.

Ф. Де Санктис.

Ф. Де Санктис.

Де Санктис Франческо

Де Санктис (De Sanctis) Франческо (28.3.1817, Морра-Ирпино, ныне Морра-де-Санктис, провинция Авеллино, ‒ 29.12.1883, Неаполь), итальянский историк литературы, критик и общественный деятель. Участвовал в национально-освободительном движении Рисорджименто; в его творчестве нашли выражение революционно-демократические идеалы. После объединения Италии был министром просвещения. Важнейшие сочинения: «Критические очерки» (1866), «Критический очерк о Петрарке» (1869), «История итальянской литературы» (1870), «Новые критические очерки» (1872‒79); опубликованы посмертно: «Исследование о Джакомо Леопарди» (1885), «Итальянская литература в XIX в.» (1897). В начале творчества Де С. примыкал к итальянскому романтизму, выражая его наиболее передовые тенденции. Его взгляды складывались под влиянием Дж. Вико и Г. В. Ф. Гегеля. Во 2-й половине 60-х гг. усиливаются материалистические тенденции в философии и реалистические в эстетике Де С. Он оказал серьёзное влияние на поэтику веризма. Широкая картина исторического развития литературы дана в его труде «История итальянской литературы». Де С. получил высокую оценку А. Грамши, отмечавшего его гуманизм и «... страстный пыл партийного человека» (Избранные произведения, т. 3, М., 1959, с. 502). Наследие Де С. широко использует и развивает итальянское прогрессивное, особенно марксистское, литературоведение (Н. Сапеньо, Дж. Петронио, К. Салинари и др.).

Соч.: Opere. A cura di N. Cortese, v. 1‒21, Napoli ‒ Torino, 1930‒69; в рус. пер. ‒ История итальянской литературы. Под ред. Д. Е. Михальчи, т. 1‒2, М., 1963‒64.

Лит.: Грамши А., Избр. произв., т. 3, М., 1959; Полуяхтова И. К., История итальянской литературы XIX в. (эпоха Рисорджименто), М., 1970, с. 192‒197; Croce В., Una famigliadi patrioti, Bari, 1927; Cione Е., F. De Sanctis ed i suoi tempi, Napoli, 1961; Macera G., Fr. De Sanctis. Restauro critico, [Napoli, 1968].

Р. И. Хлодовский.

Де Сантис

Де Сантис (De Santis)

Джузеппе (р. 11.2.1917, Фонди), итальянский кинорежиссёр. Окончил философский факультет Римского университета (1939). Учился на актёрском и режиссёрском отделениях Римского экспериментального киноцентра. Один из зачинателей Неореализма. В 1942-45 получил известность как кинокритик. В 1943-1945 сражался в рядах итальянского Сопротивления, вступил в Итальянскую компартию. Свои политические и художественные взгляды режиссёр воплотил уже в первом фильме «Трагическая охота» (1947). Лучшие фильмы: «Нет мира под оливами» (1950), «Рим, 11 часов» (1952), «Дайте мужа Анне Дзаккео» (1953, в советском прокате «Утраченные грёзы»), «Дорога длиной в год» (1958, поставлен в Югославии). В 1964 осуществил постановку советско-итальянского фильма «Они шли на Восток». Фильмы Де С. поднимают проблемы жизни и борьбы итальянских трудящихся, они остросоциальны, их отличает романтическая приподнятость, страстный темперамент, человечность. Де С. активно участвует в общественной жизни Италии, выступает в защиту прогрессивного киноискусства.

Соч.: Нет мира под оливами, в сб.: Сценарии итальянского кино, М., 1958; Рим, 11 часов, М., 1958.

Лит.: Кацев И., Джузеппе де Сантис, [М., 1965].

Г. Д. Богемский.

Кадр из фильма «Рим, 11 часов». 1952. Режиссёр Дж. Де Сантис.

Кадр из фильма «Рим, 11 часов». 1952. Режиссёр Дж. Де Сантис.

Дж. Де Сантис.

Дж. Де Сантис.

Де Сантис Джузеппе

Де Сантис (De Santis) Джузеппе (р. 11.2.1917, Фонди), итальянский кинорежиссёр. Окончил философский факультет Римского университета (1939). Учился на актёрском и режиссёрском отделениях Римского экспериментального киноцентра. Один из зачинателей неореализма. В 1942‒45 получил известность как кинокритик. В 1943‒1945 сражался в рядах итальянского Сопротивления, вступил в Итальянскую компартию. Свои политические и художественные взгляды режиссёр воплотил уже в первом фильме «Трагическая охота» (1947). Лучшие фильмы: «Нет мира под оливами» (1950), «Рим, 11 часов» (1952), «Дайте мужа Анне Дзаккео» (1953, в советском прокате «Утраченные грёзы»), «Дорога длиной в год» (1958, поставлен в Югославии). В 1964 осуществил постановку советско-итальянского фильма «Они шли на Восток». Фильмы Де С. поднимают проблемы жизни и борьбы итальянских трудящихся, они остросоциальны, их отличает романтическая приподнятость, страстный темперамент, человечность. Де С. активно участвует в общественной жизни Италии, выступает в защиту прогрессивного киноискусства.

Соч.: Нет мира под оливами, в сб.: Сценарии итальянского кино, М., 1958; Рим, 11 часов, М., 1958.

Лит.: Кацев И., Джузеппе де Сантис, [М., 1965].

Г. Д. Богемский.

Де Сика

Де Сика (De Sika)

Витторио (р. 7.7.1901, Сора), итальянский киноактёр и кинорежиссёр. Сниматься в кино начал в 1930-е гг., как режиссёр выступает с 1940. Фильм «Дети смотрят на нас» (1943) положил начало творческому содружеству Де С. со сценаристом Ч. Дзаваттини. Развивая художественные принципы Неореализма, одним из основоположников которого он был, Де С. создал фильмы: «Шуша» (1946), «Похитители велосипедов» (1948), «Умберто Д.» (1951), «Чудо в Милане» (1951), «Крыша» (1956). Творчество режиссёра глубоко социально и гуманистично, проникнуто протестом против несправедливости и жестокости буржуазного общества, против фашизма и войны. Актёрские и режиссёрские работы Де С. отмечены высоким мастерством, тонким художественным вкусом. Их отличает жанровое разнообразие, сочетание психологической глубины и острой сатиричности, изящной, тонкой комедийности. Одна из лучших актёрских работ Де С. - роль Бертоне («Генерал Делла Ровере», 1959). Поставил фильмы: «Чочара» (1960, по роману А. Моравиа), «Страшный суд» (1961), «Альтонские узники» (1962, по пьесе Ж. П. Сартра), «Вчера, сегодня, завтра» (1963), «Бум» (1963), «Брак по-итальянски» (1964, по пьесе Де Филиппо «Филумена Мартурано»), «Подсолнухи» (1970, совместное итало-французское производство при участии киностудии «Мосфильм»), «Сад Финци-Контини» (1971, по роману Дж. Бассани).

Лит.: Богемский Г., Витторио де Сика, М., 1963; Bazin A., Vittorio De Sica, Parma, 1953.

В. Де Сика.

В. Де Сика.

Де Сика Витторио

Де Сика (De Sika) Витторио (р. 7.7.1901, Сора), итальянский киноактёр и кинорежиссёр. Сниматься в кино начал в 1930-е гг., как режиссёр выступает с 1940. Фильм «Дети смотрят на нас» (1943) положил начало творческому содружеству Де С. со сценаристом Ч. Дзаваттини. Развивая художественные принципы неореализма, одним из основоположников которого он был, Де С. создал фильмы: «Шуша» (1946), «Похитители велосипедов» (1948), «Умберто Д.» (1951), «Чудо в Милане» (1951), «Крыша» (1956). Творчество режиссёра глубоко социально и гуманистично, проникнуто протестом против несправедливости и жестокости буржуазного общества, против фашизма и войны. Актёрские и режиссёрские работы Де С. отмечены высоким мастерством, тонким художественным вкусом. Их отличает жанровое разнообразие, сочетание психологической глубины и острой сатиричности, изящной, тонкой комедийности. Одна из лучших актёрских работ Де С. ‒ роль Бертоне («Генерал Делла Ровере», 1959). Поставил фильмы: «Чочара» (1960, по роману А. Моравиа), «Страшный суд» (1961), «Альтонские узники» (1962, по пьесе Ж. П. Сартра), «Вчера, сегодня, завтра» (1963), «Бум» (1963), «Брак по-итальянски» (1964, по пьесе Де Филиппо «Филумена Мартурано»), «Подсолнухи» (1970, совместное итало-французское производство при участии киностудии «Мосфильм»), «Сад Финци-Контини» (1971, по роману Дж. Бассани).

Лит.: Богемский Г., Витторио де Сика, М., 1963; Bazin A., Vittorio De Sica, Parma, 1953.

Де Тхам

Де Там (De Tham) (De - военачальник; полностью - Хоанг Хоа Тхам, Hoang Hoa Tham) (около 1857-10.2.1913), руководитель вооружённых выступлений против французских колонизаторов в Северном Вьетнаме в конце 19 - начале 20 вв. В национально-освободительную борьбу включился с 1887. В период с 1893 по 1913 возглавлял крестьянское движение в районе Йентхе провинции Бакжанг, которое до 1896 являлось составной частью освободительного движения «Кан выонг». В 1897 французские колонизаторы, которым не удалось сломить сопротивление армии Де Т., заключили с ним перемирие и признали его власть над отдельным районом. В начале 20 в. Де Т. оказал поддержку сторонникам одного из идеологов нарождающейся буржуазии Фан Бой Тяу. В эти же годы им был подготовлен ряд антифранцузских выступлений. В 1909 французские колонизаторы, нарушив соглашение 1897, начали наступление на укреплённый район Де Т. Его отряды, не получив поддержки из др. районов страны, потерпели поражение. Де Т. был вынужден скрываться у крестьян. В 1913 он был убит предателями. Де Т. - один из национальных героев вьетнамского народа.

И. М. Щедров.

Де Филиппо

Статья большая, находится на отдельной странице.

Де Филиппо Эдуарде

Статья большая, находится на отдельной странице.

Де Форест

Де Форест (De Forest)

Джон (31.5.1826, Сеймур, Коннектикут, - 17.7.1906, Нью-Хейвен), американский писатель. Участник Гражданской войны 1861-1865 на стороне северян, Д. первым отразил это событие в романе «Мисс Равенель уходит к северянам» (1867), в центре которого - образ девушки-южанки, проникшейся идеями Аболиционизма. В романах «Честный Джон Вейн» (1875) и «Игра с огнём» (1875) изображена политическая коррупция в США.

Соч.: A union officer in reconstruction, New Haven, 1948.

Лит.: Самохвалов Н. И., Американская литература XIX в., М., 1964, с. 258-278.

Де Форест Джон

Де Форест (De Forest) Джон (31.5.1826, Сеймур, Коннектикут, ‒ 17.7.1906, Нью-Хейвен), американский писатель. Участник Гражданской войны 1861‒1865 на стороне северян, Д. первым отразил это событие в романе «Мисс Равенель уходит к северянам» (1867), в центре которого ‒ образ девушки-южанки, проникшейся идеями аболиционизма. В романах «Честный Джон Вейн» (1875) и «Игра с огнём» (1875) изображена политическая коррупция в США.

Соч.: A union officer in reconstruction, New Haven, 1948.

Лит.: Самохвалов Н. И., Американская литература XIX в., М., 1964, с. 258‒278.

Де Фриз

Де Фрис (De Vries) Хуго (16.2.1848, Харлем, - 21.5.1935, Люнтерн), голландский ботаник. Образование получил в Лейдене, Гейдельберге и Вюрцбурге. В 1878-1918 профессор Амстердамского университета и директор ботанического сада. Позднее работал в своём имении в Люнтерне. Де Ф. разработал метод определения осмотического давления у растений и показал, что оно зависит от числа молекул вещества в данном объёме (1877). Один из учёных, вторично открывших Менделя законы; один из основателей учения об изменчивости и эволюции (1900). Наблюдая изменчивость энотеры, Де Ф. пришёл к выводу, что вид может внезапно распасться на большое число разных видов. Это явление Де Ф. назвал Мутациями и считал, что биологические виды периодически вступают в фазу мутирования. Воззрение это легло в основу «мутационной теории» Де Ф., которая иногда необоснованно противопоставляется теории Дарвина. Происхождение приспособлений Де Ф. толковал согласно Ч. Дарвину - как результат естественного отбора. Под видом он подразумевал более узкую систематическую категорию, чем Дарвин.

Соч. в рус. пер.: Избр. произв., М., 1932.

Лит.: Lehmann Е., Die Theorien der Oenotheraforschung, Jena, 1922; Hugo de Vries, Stuttg., 1929; Stomps Th. J., Fünfundzwanzig Jahre der Mutationstheorie, Jena, 1931.

В. Л. Рыжков.

Де Фриз Хуго

Де Фриз, Де Фрис (De Vries) Хуго (16.2.1848, Харлем, ‒ 21.5.1935, Люнтерн), голландский ботаник. Образование получил в Лейдене, Гейдельберге и Вюрцбурге. В 1878‒1918 профессор Амстердамского университета и директор ботанического сада. Позднее работал в своём имении в Люнтерне. Де Ф. разработал метод определения осмотического давления у растений и показал, что оно зависит от числа молекул вещества в данном объёме (1877). Один из учёных, вторично открывших Менделя законы; один из основателей учения об изменчивости и эволюции (1900). Наблюдая изменчивость энотеры, Де Ф. пришёл к выводу, что вид может внезапно распасться на большое число разных видов. Это явление Де Ф. назвал мутациями и считал, что биологические виды периодически вступают в фазу мутирования. Воззрение это легло в основу «мутационной теории» Де Ф., которая иногда необоснованно противопоставляется теории Дарвина. Происхождение приспособлений Де Ф. толковал согласно Ч. Дарвину ‒ как результат естественного отбора. Под видом он подразумевал более узкую систематическую категорию, чем Дарвин.

Соч. в рус. пер.: Избр. произв., М., 1932.

Лит.: Lehmann Е., Die Theorien der Oenotheraforschung, Jena, 1922; Hugo de Vries, Stuttg., 1929; Stomps Th. J., Fünfundzwanzig Jahre der Mutationstheorie, Jena, 1931.

В. Л. Рыжков.

Де Фрис

Де Фрис (De Vries)

Тёйн (р. 1907), нидерландский писатель; см. Фрис Т. де.

Де Фрис Тейн

Де Фрис (De Vries) Тёйн (р. 1907), нидерландский писатель; см. Фрис Т. де.

Де Хааза - ван Альфена эффект

Де Хааза - ван Альфена эффект - осциллирующая зависимость магнитной восприимчивости χ металлов от напряжённости магнитного поля Н, наблюдаемая при температурах, близких к абсолютному нулю; открыт В. де Хаазом (W. J. de Haas) и П. ван Альфеном (Р. М. van Alphen) в 1930. При описании Де Х. - ван А. э., так же как и в случае Шубникова - де Хааза эффекта, удобно рассматривать зависимость не от Н, а от 1/Н (рис.). Амплитуда осцилляций убывает с ростом температуры. Период осцилляции связан с площадью экстремальных сечений Ферми поверхности (См. Ферми поверхность), поэтому исследование Де Х. - ван А. э. позволяет получить информацию о её форме.

Лит. см. при ст. Металлы.

Зависимость магнитной проницаемости цинка от 1/Н при температуре 4,2 К.

Зависимость магнитной проницаемости цинка от 1/Н при температуре 4,2 К.

Деавтоматизация

Деавтоматизация - нарушение пространственных, временных, скоростных и силовых параметров движения человека. При Д. происходит рассогласование деятельности анализаторных систем и складываются иные функциональные взаимоотношения между ними. Это влечёт за собой нарушение психофизиологических механизмов пространственной ориентировки, нарушение пространственных дифференцировок, ухудшение восприятия и оценки интервалов времени, снижение диапазона и уровня пространственного анализа, нарушение координации движений. Для повышения устойчивости нервно-мышечного аппарата к Д. осуществляются специальные профилактические меры. См. также Автоматизм.

Лит.: Очерки психофизиологии труда космонавтов, М., 1967.

Б. А. Душков.

Деак

Деак (Deak)

Ференц (17.10.1803, с. Шёйтёр, комитат Зала, - 29.1.1876, Будапешт), венгерский политический деятель. В 1833-47 один из лидеров парламентской оппозиции, которая поддерживала Л. Кошута. В 1848 министр юстиции в правительстве Л. Баттяни. В начале 1849 отошёл от активной политической деятельности. После поражения Революции 1848-49 сторонник тактики пассивного сопротивления Габсбургам. В 1861 лидер парламентской т. н. Партии петиции, выступавшей за восстановление революционных законов 1848 путём подачи прошений Габсбургам. В 1865 основал и возглавил политическую партию (см. Деака партия), сыгравшую значительную роль в подготовке и заключении австро-венгерского соглашения 1867.

Предыдущая страница Следующая страница