Статьи на букву "Г" (часть 1, "Г"-"ГАБ")
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Гаагская конвенция по авторскому праву - см. Конвенции международные по охране авторских прав. |
Гаагская конференция 1922 - международная финансово-экономическая конференция в Гааге (Нидерланды), состоявшаяся 15 июня - 19 июля по решению Генуэзской конференции 1922 (См. Генуэзская конференция 1922). В работе Г. к. участвовали представители государств - участников Генуэзской конференции, кроме Германии. Советскую делегацию возглавлял М. М. Литвинов. В отличие от Генуэзской конференции, основными делегатами капиталистических государств на Г. к. были главным образом представители деловых кругов (например, от Великобритании - министр по делам внешней торговли Ллойд-Грим и бывший директор правления Русско-Азиатского банка, бывший владелец Кыштымских и Ленских рудников Л. Уркварт; от Франции - директор Бюро защиты частной собственности французских граждан в России Альфан). Г. к. должна была обсудить претензии капиталистических стран к Советскому государству, связанные с национализацией собственности иностранных капиталистов и аннулированием долгов царского и Временного правительств, и вопрос о кредитах Советской России. Представители капиталистических стран, отвергнув все предложения советской делегации, направленные к международному сотрудничеству, отказались обсудить на Г. к. вопрос о кредитах; они настаивали на возвращении национализированного имущества его бывшим владельцам. Эти домогательства советская делегация решительно отклонила. Г. к. не приняла по существу никаких решений. Публ.: Документы внешней политики СССР, т. 5, М., 1961. Лит.: Штейн Б. E., Гаагская конференция, М., 1922. См. также лит. при ст. Генуэзская конференция 1922. И. И. Минц. |
Гаагская конференция по репарациям 1929-30 - международная конференция по репарациям, рассмотревшая и принявшая Юнга план; проходила в Гааге с 6 по 31 августа 1929 и с 3 по 20 января 1930. На 1-й сессии Г. к. по р. (6-31 августа 1929) были представлены Бельгия, Великобритания, Германия, Греция, Италия, Польша, Португалия, Румыния, Франция, Чехословакия, Югославия и Япония. США официально не участвовали в работе конференции; однако, являясь инициатором плана Юнга, оказывали давление на участников конференции, добиваясь принятия этого плана. На Г. к. по р. развернулась борьба между Великобританией и Францией вокруг 3 вопросов: распределение так называемой безусловной, т. е. не подлежащей отсрочке, части репарационных платежей; поставки натурой (Великобритания требовала сокращения их в интересах увеличения своего экспорта, в особенности угля); процентное распределение всей суммы репарационных платежей между кредиторами. В результате закулисных переговоров между главными участниками конференции 31 августа 1929 был подписан протокол о принципиальном одобрении плана Юнга. Окончательное утверждение плана Юнга, а также принятие постановления о применении санкций в случае отказа Германии от уплаты репараций состоялись на 2-й сессии конференции (3-20 января 1930), где, кроме государств - участников 1-й сессии, были представлены Австрия, Болгария и Венгрия. Одним из основных решений конференции было также соглашение о досрочном выводе (на 5 лет раньше срока, установленного Версальским мирным договором 1919) всех оккупационных войск из Рейнской области (не позже 30 июня 1930). Публ.: Международная политика в 1930 г. Договоры, декларации и дипломатическая переписка, ред. А. В. Сабанин, М., 1932; План Юнга и Гаагская конференция 1929-1930 гг. Документы и материалы, М. - Л., 1931. А. И. Иойрыш. |
Гаагская школа - школа реалистической голландской живописи последней трети 19 в., сложившаяся после 1871 вокруг Й. Исраэлса. Г. ш., творчески преломлявшая традиции голландского искусства 17 в., тяготела к прочувствованному, лирическому восприятию современной будничной жизни, к свободной живописности. Мастера Г. ш. писали главным образом жанровые картины (Исраэлс), пейзажи (Я. Х. Вейсенбрюх, братья Марис, Х. В. Месдаг), изображения интерьеров (Й. Босбом). Лит.: Marius G. Н., De hollandsche schilderkunst in de negentiende eeuw, 2 druk, ’s-Gravenhage, 1903. Я. Х. Вейсенбрюх. «На пляже». 1887. Муниципальный музей. Гаага. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Гаагский конгресс 1-го Интернационала 1872 - см. в ст. Интернационал 1-й. |
Хаазе (Haase) Гуго (29.9.1863, Алленштейн, - 17.11.1919, Берлин), деятель германской социал-демократии, центрист. В 1911-17 один из председателей Социал-демократической партии. Депутат рейхстага (1897-1907 и 1912-18); 4 августа 1914 выступал в рейхстаге с обоснованием голосования Социал-демократической партии за военные кредиты. В апреле 1917 организовал вместе с К. Каутским (См. Каутский) и другими центристскими лидерами Независимую социал-демократическую партию Германии. Во время Ноябрьской революции 1918 был (вместе с Ф. Эбертом) председателем временного правительства - Совета народных уполномоченных; содействовал подавлению революционного движения пролетариата. |
Гаазе, Хаазе (Haase) Гуго (29.9.1863, Алленштейн, - 17.11.1919, Берлин), деятель германской социал-демократии, центрист. В 1911-17 один из председателей Социал-демократической партии. Депутат рейхстага (1897-1907 и 1912-18); 4 августа 1914 выступал в рейхстаге с обоснованием голосования Социал-демократической партии за военные кредиты. В апреле 1917 организовал вместе с К. Каутским и другими центристскими лидерами Независимую социал-демократическую партию Германии. Во время Ноябрьской революции 1918 был (вместе с Ф. Эбертом) председателем временного правительства - Совета народных уполномоченных; содействовал подавлению революционного движения пролетариата. |
Габальдон (Gabaldón) Хосе Рафаэль (р. 4.11.1882, деревня Батихоке, штат Трухильо), общественный и политический деятель Венесуэлы. С юношеских лет включился в политическую жизнь страны. В период диктатуры Х. В. Гомеса за активную политическую деятельность отбыл 6-летнее (1929-35) тюремное заключение. В 1935-45 занимал последовательно посты губернатора штата Лара, посла Венесуэлы в Аргентине, Бразилии и на Кубе. Активно участвует в Движении сторонников мира. С 1949 президент Венесуэльского комитета мира. С 1950 член Всемирного Совета Мира. Награждён Золотой медалью Мира им. Жолио-Кюри (1964). Последовательно выступает с разоблачением агрессивных планов США в отношении Кубы, а также против агрессивной войны США во Вьетнаме и за развитие связей Венесуэлы с СССР. |
Габальдон (Gabaldón) Хосе Рафаэль (р. 4.11.1882, деревня Батихоке, штат Трухильо), общественный и политический деятель Венесуэлы. С юношеских лет включился в политическую жизнь страны. В период диктатуры Х. В. Гомеса за активную политическую деятельность отбыл 6-летнее (1929-35) тюремное заключение. В 1935-45 занимал последовательно посты губернатора штата Лара, посла Венесуэлы в Аргентине, Бразилии и на Кубе. Активно участвует в Движении сторонников мира. С 1949 президент Венесуэльского комитета мира. С 1950 член Всемирного Совета Мира. Награждён Золотой медалью Мира им. Жолио-Кюри (1964). Последовательно выступает с разоблачением агрессивных планов США в отношении Кубы, а также против агрессивной войны США во Вьетнаме и за развитие связей Венесуэлы с СССР. |
Габардин (франц. gabardine) шерстяная ткань, вырабатываемая из мериносовой пряжи, очень тонкой, кручёной в два конца для основы, и менее тонкой, одинарной - для утка. Благодаря применению особого вида переплетения - сложной саржи (см. Переплетение нитей) на лицевой поверхности Г. образуется резко выраженный мелкий рубчик, идущий наклонно под углом 60-70°. Из Г. шьют весенне-летние мужские и женские пальто, а также костюмы и некоторые виды офицерского обмундирования. |
Габарит (франц. gabarit) предельное очертание предмета. Применительно к транспортным машинам и движущимся частям стационарных машин Г. определяют с учётом их безопасного перемещения среди других машин и сооружений. Вне Г., допускающего различные перемещения машин, возможно возведение сооружений, установка станков, машин и безопасное пребывание людей. Например, Г. железнодорожного подвижного состава - предельное очертание в плоскости, перпендикулярной к оси железнодорожного пути, из которого не должна выходить ни одна деталь локомотива или вагона в рабочем состоянии. Г. приближения строений железной дороги - предельное очертание в плоскости, перпендикулярной к оси железнодорожного пути, внутрь которого не должны заходить никакие части сооружений и устройств. Выполнение этих Г. обеспечивает безопасное движение поездов в тоннелях, по мостам, под путепроводами и т. д. Подмостовой Г. - очертание свободного просвета под мостом между низом его пролётного строения и расчётным судоходным горизонтом по высоте и между опорами пролёта по ширине. Лит.: Евграфов Г. К., Богданов Н. Н., Проектирование мостов, М., 1966; Железные дороги, М., 1968; Автомобиль. Эксплуатация и ремонт. Энциклопедический словарь-справочник, М., 1968. И. А. Иванов. |
Габаритомер - прибор для измерения габаритов (например, на железной дороге - габаритов приближения строений, а в шахте - расстояний между вагонетками и стенками выработок). Г. для измерения указанных расстояний в шахте изображён на рис. На четырехколёсной тележке 1, колёса 2 которой имеют пружинные поджимы к рельсам, укреплена рама 3. На раме смонтированы самописец 4 и телескопическое устройство 5, к которому шарнирно прикреплён рычаг 6, связанный системой шестерён, валов и рычагов с пером самописца. На оси тележки закреплена звёздочка 7, связанная цепью 8 с лентопротяжным механизмом самописца. При движении Г. по рельсам лента в самописце через цепной привод протягивается пропорционально длине пути, а перо отходит от осевой линии пропорционально углу, на который отклонится рычаг, если расстояние до стенки (крепи) выработки меньше допустимого. Таким образом, когда эти расстояния находятся в допустимых пределах, на ленте начерчена прямая линия. В местах с уменьшенным габаритом рычаг отклонится и перо в самописце начертит на ленте кривую, ординаты которой в масштабе равны уменьшению контролируемых расстояний. И. Б. Житомирский. Шахтный габаритомер. |
I Габашви́ли Георгий (Гиго) Иванович [9 (21).11. 1862, Тбилиси, - 28.10.1936, Цихисдзири], живописец, крупнейший представитель грузинского реалистического искусства 2-й половины 19 - начала 20 вв., народный художник Грузинской ССР (1929). Один из основателей и профессоров тбилисской АХ (1922). Учился в петербургской АХ (1886-1888; вольнослушатель в батальном классе Б. П. Виллевальде) и в мюнхенской АХ (1894-97). Создал яркую галерею портретов-типов горожан и крестьян («Три горожанина», 1893; «Спящий хевсур», 1898; «Пьяный хевсур», 1899; «Курд», между 1903 и 1909), в которых сочетаются бытовая сочность с чертами монументальности. Картины народной жизни находят отражение в многофигурных сюжетных композициях Г.: «Базар в Самарканде» (варианты 1894, 1895, 1896, 1897), «Бассейн Диван-беги в Бухаре» (1897), «Алавердоба» («Храмовый праздник»; 1899). Г. писал также портреты (И. Чавчавадзе, между 1903-05; Н. Николадзе, 1926; и др.), пейзажи, натюрморты. Все названные произведения Г. - в Музее искусств Грузинской ССР. Лит.: Дудучава М. И., Г. Габашвили, М., 1958; Г. Габашвили. [Альбом, вступит. ст. Н. А. Езерской], М., 1967. Н. А. Езерская. Г. И. Габашвили. II Габашви́ли Екатерина Ревазовна [16 (28).6.1851, Гори, - 7.8.1938, Тбилиси], грузинская писательница. Родилась в княжеской семье. Печаталась с 1870. Г. изображала бесправную жизнь крестьянства, социальные противоречия грузинской деревни (рассказы «Роман в Дидихеви», 1881; «Кона», 1881; «Орена и Куче», 1883), труд сельской интеллигенции (повести «Сельский учитель», «Гамарджвебули Нико» и др.), тяжёлую судьбу женщины в условиях социального неравенства («Разные свадьбы», 1881; «Обескрыленная», 1912), деградацию грузинской феодальной аристократии («Бенуар № 3», 1898). Ей принадлежат рассказы для детей («Сивко Магданы», «Семья Мшиерадзе» и др.). В конце жизни Г. опубликовала воспоминания. Соч.: в рус. пер. - Рассказы, Тб., 1957. Лит.: Барамидзе А., Радиани Ш., Жгенти Б., История грузинской литературы, Тб., 1958. |
Габашвили Георгий (Гиго) Иванович [9 (21).11. 1862, Тбилиси, - 28.10.1936, Цихисдзири], живописец, крупнейший представитель грузинского реалистического искусства 2-й половины 19 - начала 20 вв., народный художник Грузинской ССР (1929). Один из основателей и профессоров тбилисской АХ (1922). Учился в петербургской АХ (1886-1888; вольнослушатель в батальном классе Б. П. Виллевальде) и в мюнхенской АХ (1894-97). Создал яркую галерею портретов-типов горожан и крестьян («Три горожанина», 1893; «Спящий хевсур», 1898; «Пьяный хевсур», 1899; «Курд», между 1903 и 1909), в которых сочетаются бытовая сочность с чертами монументальности. Картины народной жизни находят отражение в многофигурных сюжетных композициях Г.: «Базар в Самарканде» (варианты 1894, 1895, 1896, 1897), «Бассейн Диван-беги в Бухаре» (1897), «Алавердоба» («Храмовый праздник»; 1899). Г. писал также портреты (И. Чавчавадзе, между 1903-05; Н. Николадзе, 1926; и др.), пейзажи, натюрморты. Все названные произведения Г. - в Музее искусств Грузинской ССР. Лит.: Дудучава М. И., Г. Габашвили, М., 1958; Г. Габашвили. [Альбом, вступит. ст. Н. А. Езерской], М., 1967. Н. А. Езерская. |
Габашвили Екатерина Ревазовна [16 (28).6.1851, Гори, - 7.8.1938, Тбилиси], грузинская писательница. Родилась в княжеской семье. Печаталась с 1870. Г. изображала бесправную жизнь крестьянства, социальные противоречия грузинской деревни (рассказы «Роман в Дидихеви», 1881; «Кона», 1881; «Орена и Куче», 1883), труд сельской интеллигенции (повести «Сельский учитель», «Гамарджвебули Нико» и др.), тяжёлую судьбу женщины в условиях социального неравенства («Разные свадьбы», 1881; «Обескрыленная», 1912), деградацию грузинской феодальной аристократии («Бенуар № 3», 1898). Ей принадлежат рассказы для детей («Сивко Магданы», «Семья Мшиерадзе» и др.). В конце жизни Г. опубликовала воспоминания. Соч.: в рус. пер. - Рассказы, Тб., 1957. Лит.: Барамидзе А., Радиани Ш., Жгенти Б., История грузинской литературы, Тб., 1958. |
Габбро (итал. gabbro) магматическая горная порода основного состава, содержащая примерно в равных количествах основной плагиоклаз (лабрадор, битовнит), цветные минералы (пироксены, реже оливин и амфибол) и в небольших количествах рудные минералы. Собственно Г. состоит из плагиоклаза и моноклинного пироксена. Разновидности: нориты из плагиоклаза и ромбических пироксенов, троктолиты из плагиоклаза и оливина. Если в Г. вместе с пироксеном присутствует оливин, порода носит название оливиновые Г. Богатые плагиоклазом (85-90%) Г. выделяются под названием плагиоклазитов (См. Плагиоклазиты). Из них известны Лабрадориты, плагиоклазы которых обладают часто красивой голубоватой или зеленоватой игрой цветов. Химический состав: около 45-50% кремнезёма и до 20% окислов железа и магния. Окраска чёрная, тёмно-зелёная, иногда пятнистая. Типичные Г., застывшие на большой глубине, характеризуются примерно одинаковыми размерами кристаллов слагающих их светлых и тёмных минералов; Г. небольших массивов обычно имеет офитовую структуру (См. Офитовая структура) (плагиоклаз представлен хорошо образованными кристаллами, а тёмные минералы заполняют промежутки между плагиоклазами). Формы и условия залегания Г. - крупные Лакколиты, Лополиты, дайки (См. Дайка) и Штоки. Размеры тел достигают огромной величины (например, массив Дулут в Канаде занимает площадь до 5 тыс. км2). В СССР крупные массивы Г. известны на Урале, Украине, Кольском полуострове, в Закавказье и др.: за рубежом - в ЮАР, Франции, Шотландии (Великобритания) и др. При выветривании Г. образуются железистые глины, охры и реже низкокачественные каолины. Г. содержат иногда скопления рудных минералов и в этих случаях могут использоваться как руды меди, никеля и титана. Часто применяются в качестве строительного и облицовочного камня высокой прочности, для наружной и внутренней облицовки, преимущественно в виде полированных плит (например, колонны здания библиотеки им. В. И. Ленина в Москве) и для приготовления щебня и дорожного камня. |
Габбровая структура - кристаллически-зернистая структура габбровых пород. Характеризуется более или менее изометричными зёрнами слагающих породу минералов, обладающих почти одинаковой степенью Идиоморфизма. |
Габеас корпус акт (Habeas Corpus Act) см. Хабеас корпус акт, а также ст. Великобритания, раздел Государственный строй. |
I Га́беленц (Gabelentz) Ханс Георг Конон фон дер (16.3.1840, Альтенбург, - 11.12.1893, Берлин), немецкий языковед. Сын Ханса Конона фон дер Габеленца. Профессор Лейпцигского и Берлинского университетов. Изучал восточно-азиатские языки, занимался общим языкознанием. Основные работы: «Грамматика китайского языка» (1881), «Конфуций и его учение» (1888), «Языкознание, его проблемы, методы и достигнутые результаты» (1891, 2 изд., 1901). II Га́беленц (Gabelentz) Ханс Конон фон дер (13.12.1807, Альтенбург, - 3.10.1874, Лемниц, Тюрингия), немецкий филолог-востоковед. Изучал многие неисследованные языки Азии, Африки и Америки. Его работа «О пассиве» (1860) написана на материале около 200 языков. Основатель журнала «Цайтшрифт фюр ди кунде дес моргенландес» («Zeitschrift für die Kunde des Morgenlandes», 1837-). Основные работы: «Элементы маньчжурской грамматики» (1832), «О языкознании» (1852), «Меланезийские языки» (1860-73). |
Габеленц (Gabelentz) Ханс Георг Конон фон дер (16.3.1840, Альтенбург, - 11.12.1893, Берлин), немецкий языковед. Сын Ханса Конона фон дер Габеленца. Профессор Лейпцигского и Берлинского университетов. Изучал восточно-азиатские языки, занимался общим языкознанием. Основные работы: «Грамматика китайского языка» (1881), «Конфуций и его учение» (1888), «Языкознание, его проблемы, методы и достигнутые результаты» (1891, 2 изд., 1901). |
Габеленц (Gabelentz) Ханс Конон фон дер (13.12.1807, Альтенбург, - 3.10.1874, Лемниц, Тюрингия), немецкий филолог-востоковед. Изучал многие неисследованные языки Азии, Африки и Америки. Его работа «О пассиве» (1860) написана на материале около 200 языков. Основатель журнала «Цайтшрифт фюр ди кунде дес моргенландес» («Zeitschrift für die Kunde des Morgenlandes», 1837-). Основные работы: «Элементы маньчжурской грамматики» (1832), «О языкознании» (1852), «Меланезийские языки» (1860-73). |
Габель (gabelle, от араб. аль-кабала - налог) налог на соль в средневековой Франции (до 14 в. также налог на сукно, на вино и т.п.). Г. была введена государством, монополизировавшим продажу соли (ордонанс 1341), дважды отменялась, окончательно утверждена в 1383. Г. собирали либо чиновники, либо многочисленные откупщики. Размер Г. по провинциям был неодинаков (существовали области «большой Г.», «малой Г.» и др.). Большую Г. в 16 в. выплачивали округа Парижа, Орлеана, Тура, Дижона, Руана и др. Некоторые провинции были освобождены от выплаты Г. Со 2-й половины 15 в. не платили Г. провинции Пуату, Сентонж, Гиень и др.; в 1548 в Гиени вспыхнуло восстание в связи с попыткой ввести Г. Особенно тяжела была Г. для прибрежных районов, где много соли шло на засолку рыбы. Г. была одним из самых ненавистных налогов, вызывавших народные волнения (в Овилларе в 1633, в Ажене в 1635, и др.). Г. была отменена в 1790. Лит.: Duchat Е., La gabelle, l’impôt indirect, Troyes, [1950]. |
Габен (Gabin) Жан (настоящие имя и фамилия - Жан Алекси Монкорже, Moncorgé) (р. 17.5.1904, Мериель), французский киноактёр. Творческую деятельность начал в 1923, был эстрадным танцором, певцом в варьете и оперетте. Впервые снялся в кино в кинооперетте «Каждому может повезти» (1931). Получил известность в фильмах режиссёров М. Карне, Ж. Дювивье, Ж. Ренуара. Большое обаяние, душевная щедрость, мужество и доброта объединяли созданные им образы людей, часто преследуемых обществом, деклассированных, но всегда сохраняющих человеческое достоинство, высокое чувство товарищества: рабочий Жан («Дружная компания»), гангстер Пепе («Пепе ле Моко») (оба - 1936), солдат-дезертир Жан («Набережная туманов», 1938), рабочий Франсуа («День начинается», 1939). Лучшая работа 30-х гг. - Марешаль («Великая иллюзия», 1937). Роль Пьера («У стен Малапаги», 1949) как бы продолжила предвоенную тему творчества Г., но в 50-60-е гг. герои Г. меняются. Беспокойство и тоску по лучшей жизни прежних его героев сменила спокойная уверенность, мудрость приобретённого жизненного опыта, юмор и скептицизм. Среди ролей: машинист Раймон («Ночь - мое царство», 1951), Макс («Не троньте добычу», 1954), банкир Ноэль Шудлер («Сильные мира сего», 1958), рабочий Неве («Улица Прери», 1959), Брассак («Гром небесный», 1965) и др. Награждён французскими национальными премиями, а также премиями на международных кинофестивалях. Лит.: Соловьева И., Шитова В., Жан Габен, М., 1967; Viazzi G., Jean Gabin, Mil., 1956. Ж. Габен и М. Морган в фильме «Набережная туманов». 1938. Ж. Габен. |
Габен (Gabin) Жан (настоящие имя и фамилия - Жан Алекси Монкорже, Moncorgé) (р. 17.5.1904, Мериель), французский киноактёр. Творческую деятельность начал в 1923, был эстрадным танцором, певцом в варьете и оперетте. Впервые снялся в кино в кинооперетте «Каждому может повезти» (1931). Получил известность в фильмах режиссёров М. Карне, Ж. Дювивье, Ж. Ренуара. Большое обаяние, душевная щедрость, мужество и доброта объединяли созданные им образы людей, часто преследуемых обществом, деклассированных, но всегда сохраняющих человеческое достоинство, высокое чувство товарищества: рабочий Жан («Дружная компания»), гангстер Пепе («Пепе ле Моко») (оба - 1936), солдат-дезертир Жан («Набережная туманов», 1938), рабочий Франсуа («День начинается», 1939). Лучшая работа 30-х гг. - Марешаль («Великая иллюзия», 1937). Роль Пьера («У стен Малапаги», 1949) как бы продолжила предвоенную тему творчества Г., но в 50-60-е гг. герои Г. меняются. Беспокойство и тоску по лучшей жизни прежних его героев сменила спокойная уверенность, мудрость приобретённого жизненного опыта, юмор и скептицизм. Среди ролей: машинист Раймон («Ночь - мое царство», 1951), Макс («Не троньте добычу», 1954), банкир Ноэль Шудлер («Сильные мира сего», 1958), рабочий Неве («Улица Прери», 1959), Брассак («Гром небесный», 1965) и др. Награждён французскими национальными премиями, а также премиями на международных кинофестивалях. Лит.: Соловьева И., Шитова В., Жан Габен, М., 1967; Viazzi G., Jean Gabin, Mil., 1956. |
Хабер (Haber) Фриц (9.12.1868, Бреслау, - 29.1.1934, Базель), немецкий химик-неорганик. С 1898 профессор Политехнического института в Карлсруэ. В 1904 начал изучение равновесия реакции образования аммиака из элементов - азота и водорода при высоких температурах и давлениях. В 1908 на полузаводской установке Г. впервые получил жидкий аммиак, а в 1913 под его руководством был организован завод по фиксации атмосферного азота (Нобелевская премия, 1918). С 1911 руководитель института физической химии и электрохимии в Берлин-Далеме. Во время 1-й мировой войны был одним из организаторов военно-химической промышленности Германии, в частности выработки отравляющих веществ. После войны Г. активно содействовал возрождению германской военной промышленности. После прихода фашистов к власти весной 1933 уехал из Германии. |
Габер, Хабер (Haber) Фриц (9.12.1868, Бреслау, - 29.1.1934, Базель), немецкий химик-неорганик. С 1898 профессор Политехнического института в Карлсруэ. В 1904 начал изучение равновесия реакции образования аммиака из элементов - азота и водорода при высоких температурах и давлениях. В 1908 на полузаводской установке Г. впервые получил жидкий аммиак, а в 1913 под его руководством был организован завод по фиксации атмосферного азота (Нобелевская премия, 1918). С 1911 руководитель института физической химии и электрохимии в Берлин-Далеме. Во время 1-й мировой войны был одним из организаторов военно-химической промышленности Германии, в частности выработки отравляющих веществ. После войны Г. активно содействовал возрождению германской военной промышленности. После прихода фашистов к власти весной 1933 уехал из Германии. |
I Га́берландт Хаберландт (Haberlandt) Готлиб (28.11.1854, Мошонмадьяровар, Венгрия, - 30.1.1945, Берлин), немецкий физиолог растений. Сын Ф. Габерландта. Член-корреспондент АН Берлина, Вены, Мюнхена и академии «Леопольдина». По окончании Венского университета (1876) работал в Тюбингене, а с 1877 - в Венском университете. Профессор университета в Граце (1888-1909) и Берлине (1909-23). Один из основоположников физиологической анатомии растений. Разработал систему и терминологию растительных тканей по их физиологической роли (механическая, проводящая, ассимиляционная и т.д.). Изучал Тропизмы и явления раздражимости у растений. Открыл так называемые раневые гормоны - продукты распада клеток, стимулирующие клеточное деление. Соч.: Physiologische Pflanzenanatomie, 6 Aufl., Lpz., 1924. Лит.: Guttenberg Н. von, Gottlieb Haberlandt, «Phyton», 1955, v. 6, fasc. 1-2 (имеется список работ). II Га́берландт Хаберландт (Haberlandt) Фридрих (21.2.1826, Братислава, - 1.5.1878, Вена), австрийский натуралист. Отец Г. Габерландта. Окончил с.-х. школу в Мошонмадьяроваре (1849); с 1851 адъюнкт, с 1853 профессор с.-х. института, созданного в 1850 на основе этой школы, с 1869 руководитель станции шелководства в Герце, с 1872 профессор ботаники в Высшей с.-х. школе в Вене. В противоположность господствовавшему в агрономии химическому направлению, Г. решал проблемы земледелия и растениеводства с позиций физики и физиологии растений. Исследовал все фазы развития с.-х. растений и влияние на них внешних факторов, зависимость влагоудерживающей способности почвы от температуры, вымерзание растений и др. Автор работ по искусственному орошению, акклиматизации, шелководству, борьбе с вредителями и др. Соч.: Der allgemeine landwirtschaftliche Pflanzenbau, W., 1879; в рус. пер. - Общее сельскохозяйственное растениеводство, т. 1-2, СПБ, 1880. Лит.: Leisewitz G., Haberlandt Friedrich, в кн.: Allgemeine deutsche Biographie, Bd 10, В., 1879, S. 269-74. Е. М. Сенченкова. |
Габерландт, Хаберландт (Haberlandt) Готлиб (28.11.1854, Мошонмадьяровар, Венгрия, - 30.1.1945, Берлин), немецкий физиолог растений. Сын Ф. Габерландта. Член-корреспондент АН Берлина, Вены, Мюнхена и академии «Леопольдина». По окончании Венского университета (1876) работал в Тюбингене, а с 1877 - в Венском университете. Профессор университета в Граце (1888-1909) и Берлине (1909-23). Один из основоположников физиологической анатомии растений. Разработал систему и терминологию растительных тканей по их физиологической роли (механическая, проводящая, ассимиляционная и т.д.). Изучал тропизмы и явления раздражимости у растений. Открыл так называемые раневые гормоны - продукты распада клеток, стимулирующие клеточное деление. Соч.: Physiologische Pflanzenanatomie, 6 Aufl., Lpz., 1924. Лит.: Guttenberg Н. von, Gottlieb Haberlandt, «Phyton», 1955, v. 6, fasc. 1-2 (имеется список работ). |
Габерландт, Хаберландт (Haberlandt) Фридрих (21.2.1826, Братислава, - 1.5.1878, Вена), австрийский натуралист. Отец Г. Габерландта. Окончил с.-х. школу в Мошонмадьяроваре (1849); с 1851 адъюнкт, с 1853 профессор с.-х. института, созданного в 1850 на основе этой школы, с 1869 руководитель станции шелководства в Герце, с 1872 профессор ботаники в Высшей с.-х. школе в Вене. В противоположность господствовавшему в агрономии химическому направлению, Г. решал проблемы земледелия и растениеводства с позиций физики и физиологии растений. Исследовал все фазы развития с.-х. растений и влияние на них внешних факторов, зависимость влагоудерживающей способности почвы от температуры, вымерзание растений и др. Автор работ по искусственному орошению, акклиматизации, шелководству, борьбе с вредителями и др. Соч.: Der allgemeine landwirtschaftliche Pflanzenbau, W., 1879; в рус. пер. - Общее сельскохозяйственное растениеводство, т. 1-2, СПБ, 1880. Лит.: Leisewitz G., Haberlandt Friedrich, в кн.: Allgemeine deutsche Biographie, Bd 10, В., 1879, S. 269-74. Е. М. Сенченкова. |
Габеронес (Gaberones) до 1969 название г. Габороне в Ботсване. |
I Га́бе́с Малый Сирт, залив Средиземного моря, у северных берегов Африки (Тунис). Длина 41 км, ширина около 68 км. Глубина около 50 м. При входе в залив расположены острова Керкенна на С. и о. Джерба на Ю. Приливы полусуточные (высота до 0,4 м). Крупный порт - Габес; в порту Сехира - окончание нефтепровода из нефтедобывающего района Эджеле в Алжире. II Га́бе́с город на восточном побережье Туниса, торгово-транспортный и административный центр провинции Габес. 32,2 тыс. жителей (1966). Порт на берегу залива Габес, конечная железнодорожная станция, узел шоссейных дорог. Растущий промышленный пункт Южного Туниса. Строится (1971) химический завод и реконструируется (1971) порт. Развито производство оливкового масла. Торговля финиками, вином. Рыболовство. Электростанция. |
Габес, город на восточном побережье Туниса, торгово-транспортный и административный центр провинции Габес. 32,2 тыс. жителей (1966). Порт на берегу залива Габес, конечная железнодорожная станция, узел шоссейных дорог. Растущий промышленный пункт Южного Туниса. Строится (1971) химический завод и реконструируется (1971) порт. Развито производство оливкового масла. Торговля финиками, вином. Рыболовство. Электростанция. |
Габес, Малый Сирт, залив Средиземного моря, у северных берегов Африки (Тунис). Длина 41 км, ширина около 68 км. Глубина около 50 м. При входе в залив расположены острова Керкенна на С. и о. Джерба на Ю. Приливы полусуточные (высота до 0,4 м). Крупный порт - Габес; в порту Сехира - окончание нефтепровода из нефтедобывающего района Эджеле в Алжире. |
Габион (франц. gabion, от итал. gabbione - большая клетка) конструкция в виде заполненного камнем или галькой ящика из металлической оцинкованной сетки на каркасе, предназначенная для защиты русла реки от размывов, для устройства регуляционных и берегоукрепительных сооружений (См. Берегоукрепительные сооружения). Г. имеет обычно форму параллелепипеда с размерами (м): длина 3-5; ширина 1-1,5; высота 1. Для предохранения от разрушений русло реки у сооружения выстилается габионными тюфяками. Применяется Г. при скоростях потока 1,5-3 м/сек. Лит.: Гришин М. М., Гидротехнические сооружения, М., 1968. |
Габитус - хабитус (лат. habitus - внешность, наружность), внешний облик человека, его телосложение, конституция, осанка; наружный вид, облик животного или растительного организма, кристалла, минерала. |
Михаил Маркович [24.11(7.12).1905, деревня Великие Гуляки, ныне Фастовский район Киевской области, - 12.7.1965, Москва], советский артист балета, народный артист РСФСР (1951). Член КПСС с 1936. Ученик балетмейстера А. А. Горского (См. Горский). В 1924, по окончании Московского балетного училища, был принят в труппу Большого театра. Исполнял главные партии в классических балетах. Г. - первый исполнитель на сцене Большого театра ведущих партий в балетах советских композиторов: Вацлав («Бахчисарайский фонтан» Асафьева), Ромео («Ромео и Джульетта» Прокофьева), Евгений («Медный всадник» Глиэра), Принц («Золушка» Прокофьева; Государственная премия СССР, 1946), Ма Ли-чен («Красный мак» Глиэра; Государственная премия СССР, 1950) и др. С 1954 вёл педагогическую работу в Московском хореографическом училище (в 1954-58 художественный руководитель училища). Разрабатывал теоретические проблемы балетного искусства. Награждён 2 орденами и медалями. М. М. Габович и Г. С. Уланова в балете «Ромео и Джульетта» С. С. Прокофьева. |
Габович Михаил Маркович [24.11(7.12).1905, деревня Великие Гуляки, ныне Фастовский район Киевской области, - 12.7.1965, Москва], советский артист балета, народный артист РСФСР (1951). Член КПСС с 1936. Ученик балетмейстера А. А. Горского. В 1924, по окончании Московского балетного училища, был принят в труппу Большого театра. Исполнял главные партии в классических балетах. Г. - первый исполнитель на сцене Большого театра ведущих партий в балетах советских композиторов: Вацлав («Бахчисарайский фонтан» Асафьева), Ромео («Ромео и Джульетта» Прокофьева), Евгений («Медный всадник» Глиэра), Принц («Золушка» Прокофьева; Государственная премия СССР, 1946), Ма Ли-чен («Красный мак» Глиэра; Государственная премия СССР, 1950) и др. С 1954 вёл педагогическую работу в Московском хореографическом училище (в 1954-58 художественный руководитель училища). Разрабатывал теоретические проблемы балетного искусства. Награждён 2 орденами и медалями. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Габор (Gábor) Андор (24.1.1884, с. Уйнеп, - 21.1.1953, Будапешт), венгерский писатель. Член Коммунистической партии с 1919. Окончил Будапештский университет. В первых стихах и сатирических фельетонах высмеивал косные, обывательские нравы. Участвовал в революционных событиях 1918-19 в Венгрии. В 1920 эмигрировал в Вену, в 1926 - в Берлин, в 1933-45 жил в СССР. В своих стихах Г. обличал белый террор и хортистскую реакцию (сборник стихов «Родина моя», 1920). Писал антифашистские рассказы и статьи. Премия им. Кошута (1953). Соч.: Összegyütött müvei, 1-10 köt., Bdpst, 1953-58; в рус. пер. - Венгерские стихи, М., 1942; Куда ты, Венгрия?, Таш., 1943. Лит.: Венгерская революционная поэзия, М. - Л., 1925; Антология венгерской поэзии, М.,1952; Кланицаи Т., Саудер Й., Сабольчи М., Краткая история венгерской литературы, Будапешт, 1962, с. 306-308; Diószegi A., Gábor Andor, Bdpst, 1966 (библ., с. 179-83). |
Габор (Gabor) Деннис (Денеш) (р. 5.6.1900, Будапешт), физик, основоположник голографии. Член Британского королевского общества (1956). Почётный член Венгерской АН (1964). Окончил Технический университет в Будапеште и Высшую техническую школу в Берлине. В 1927-33 работал в Германии. В 1934 эмигрировал в Великобританию. В 1949-67 преподавал в Лондонском университете (с 1958 профессор). С 1967 руководитель Станфордской лаборатории Колумбийской радиовещательной системы. В 1948-51 построил общую теорию голографии и получил первые голограммы, а в 1956 сконструировал первый голографический микроскоп. Г. принадлежат также труды по электронике, оптике, теории информации, теории связи. Соч.: The electron microscope, L., 1946; Electronic inventions and their impact on civilization, L., 1959; Inventing the future, L., 1963. |
Габор (Gábor) Миклош (р. 7.4.1919, Секешфехервар), венгерский актёр, народный артист ВНР (1967). В 1940 окончил Академию сценического искусства (Будапешт). В годы 2-й мировой воины (1939-43) был участником Движения Сопротивления. В 1945-54 актёр Национального театра, с 1954 - Театра им. И. Мадача. Значит работы Г. - роли в пьесах У. Шекспира: Яго («Отелло» 1954), Ромео («Ромео и Джульетта», 1956), Гамлет, Ричард III («Гамлет», «Ричард III», 1962, 1969). Г. - актёр внутреннего перевоплощения, последователь К. С. Станиславского. С большим драматизмом и темпераментом исполнил роли: Генрих IV («Генрих IV» Фюшта), Сатин («На дне» Горького), Мекки-нож («Трёхгрошовая опера» Брехта) и др. Г. - популярный актер кино. Снимался в фильмах «Мишка-аристократ», «Альба Регия», «Отец» и др. Премия им. Кошута (1953). Соч.: Tollal, Bdpst, 1963. Лит.: Гершкович А., По театрам социалистических стран, М., 1965; его же, Встреча с венгерским Гамлетом, в сб.: Шекспировский ежегодник, М., 1968. А. А. Гершкович. |
Габорио (Gaboriau) Эмиль (9.11.1832, Сожон, - 1.10.1873, Париж), французский писатель. Автор исторических и бытовых романов, но успех имели только его романы с уголовными сюжетами: «Дело Леруж» (1866, рус. пер. 1873), «Дело под № 113» (1867), «Рабы Парижа» (1868), «Лекок» (1869, рус. пер. 1870) и др. Г. - один из родоначальников детективного жанра; в основе его романов обычно лежит какая-либо семейная тайна и рационалистический метод раскрытия преступления. Соч.: Le crime d’Orcival, P. [1963]. Лит.: Библиографический указатель переводной беллетристики в связи с историей литературы и критикой. С предисл. Н. А. Рубакина, СПБ, 1897 с. 23, Messac R., «Le Detective Novel» et l’influence de la pensée scientifique, P., 1929; Car E., Le centinaire de Gaboriau, Lyon, 1933; Talvart H., Place J., Biographie des auteurs modernes de langue française (1801-1936), t. 6, P., 1937. А. Ю. Наркевич. |
Габорио (Gaboriau) Эмиль (9.11.1832, Сожон, - 1.10.1873, Париж), французский писатель. Автор исторических и бытовых романов, но успех имели только его романы с уголовными сюжетами: «Дело Леруж» (1866, рус. пер. 1873), «Дело под № 113» (1867), «Рабы Парижа» (1868), «Лекок» (1869, рус. пер. 1870) и др. Г. - один из родоначальников детективного жанра; в основе его романов обычно лежит какая-либо семейная тайна и рационалистический метод раскрытия преступления. Соч.: Le crime d▓Orcival, P. [1963]. Лит.: Библиографический указатель переводной беллетристики в связи с историей литературы и критикой. С предисл. Н. А. Рубакина, СПБ, 1897 с. 23, Messac R., «Le Detective Novel» et l▓influence de la pensée scientifique, P., 1929; Car E., Le centinaire de Gaboriau, Lyon, 1933; Talvart H., Place J., Biographie des auteurs modernes de langue française (1801-1936), t. 6, P., 1937. А. Ю. Наркевич. |
Габороне (Gaborone) столица Ботсваны, в южной части Африки, на железной дороге, ведущей к портам ЮАР и Мозамбика. Около 18 тыс. жителей (с пригородами, оценка). Торговый центр; значительная часть населения занимается сельским хозяйством. |
I Габрие́ли (Gabrieli) Андреа (между 1510 и 1520, Венеция, - 1586, там же), итальянский композитор. С 1536 певчий, с 1584 первый органист собора св. Марка, с 1558 органист церкви св. Иеремии (Венеция). Выдающийся представитель венецианской школы (см. Италия, раздел Музыка). Автор церковных многохорных сочинений с участием оркестровых инструментов и двух органов. Писал также светские сочинения, музыку к праздничным церемониям (победа при Лепанто, 1571, открытие театра «Олимпико» в Виченце, 1585, и др.), мадригалы, органные пьесы. Среди учеников и преемников Г. - Х. Л. Хаслер, Дж. Кроче, О. Векки, А. Банкьери, Дж. Габриели. Лит.: Benvenuti G., Andrea е Giovanni Gabrieli e la musica strumentale in San Marco, v. 1-2, Mil., 1931-32. II Габрие́ли (Crabrieli) Джованни (1557?, Венеция, - 12.8.1612 или 1613, там же), итальянский композитор. Племянник и ученик А. Габриели. В 1575-79 состоял в придворной капелле под руководством О. Лассо (Мюнхен). С 1584 органист собора Марка (Венеция). Крупнейший мастер венецианской школы (см. Италия, раздел Музыка), автор церковных полифонических произведений для нескольких хоров, оркестров и двух органов. «Священные симфонии» (1597) Г. заложили основы оркестровой музыки, а его органные произведения - первые образцы самостоятельного органного творчества. У Г. совершенствовался немецкий композитор Г. Шюц. Лит.: Winterfeld С., Johannes Gabrieli und sein Zeitalter, Tl 1-2, B., 1834; Benvenuti G., Andrea е Giovanni Gabrieli e la musica strumentale in San Marco, v. 1-2, Mil., 1931-32. |
Габриели (Gabrieli) Андреа (между 1510 и 1520, Венеция, - 1586, там же), итальянский композитор. С 1536 певчий, с 1584 первый органист собора св. Марка, с 1558 органист церкви св. Иеремии (Венеция). Выдающийся представитель венецианской школы (см. Италия, раздел Музыка). Автор церковных многохорных сочинений с участием оркестровых инструментов и двух органов. Писал также светские сочинения, музыку к праздничным церемониям (победа при Лепанто, 1571, открытие театра «Олимпико» в Виченце, 1585, и др.), мадригалы, органные пьесы. Среди учеников и преемников Г. - Х. Л. Хаслер, Дж. Кроче, О. Векки, А. Банкьери, Дж. Габриели. Лит.: Benvenuti G., Andrea е Giovanni Gabrieli e la musica strumentale in San Marco, v. 1-2, Mil., 1931-32. |
Габриели (Crabrieli) Джованни (1557?, Венеция, - 12.8.1612 или 1613, там же), итальянский композитор. Племянник и ученик А. Габриели. В 1575-79 состоял в придворной капелле под руководством О. Лассо (Мюнхен). С 1584 органист собора Марка (Венеция). Крупнейший мастер венецианской школы (см. Италия, раздел Музыка), автор церковных полифонических произведений для нескольких хоров, оркестров и двух органов. «Священные симфонии» (1597) Г. заложили основы оркестровой музыки, а его органные произведения - первые образцы самостоятельного органного творчества. У Г. совершенствовался немецкий композитор Г. Шюц. Лит.: Winterfeld С., Johannes Gabrieli und sein Zeitalter, Tl 1-2, B., 1834; Benvenuti G., Andrea е Giovanni Gabrieli e la musica strumentale in San Marco, v. 1-2, Mil., 1931-32. |
Габриель (Gabriel) Жак Анж (27.10.1698, Париж, - 4.1.1782, там же), французский архитектор. Учился у своего отца. С 1742 первый архитектор короля и президент Академии архитектуры. Один из основоположников Классицизма 18 в. В своих работах (реконструкция интерьеров дворца в Версале и перестройка его северного крыла, названного впоследствии крылом Г., 1735-74; Военная школа в Париже. 1751-75; Оперный зал в Версале, 1763-70) Г. противопоставил подчеркнутой репрезентативности архитектуры 17 в. и капризной прихотливости декора Рококо рациональность планировки, логическую ясность, простоту и чёткость форм, изящество сдержанной отделки. Гармоничный, изысканный по пропорциям Малый Трианон (1762-64) построенный Г. в парке Версаля, знаменовал переход от аристократического дворца к интимному особняку, а связанная с городскими магистралями планировка и открытая к Сене застройка площади Людовика XV (ныне площадь Согласия) в Париже (1753-75) явилась важным этапом в осмыслении архитектурного ансамбля как органической части пространственной композиции города. Лит.: Gromort G., Jacques-Ange Gabriel, sa vie, son oeuvre, P. 1933. Ж. А. Габриель. |
Габриель (Gabriel) Жак Анж (27.10.1698, Париж, - 4.1.1782, там же), французский архитектор. Учился у своего отца. С 1742 первый архитектор короля и президент Академии архитектуры. Один из основоположников классицизма 18 в. В своих работах (реконструкция интерьеров дворца в Версале и перестройка его северного крыла, названного впоследствии крылом Г., 1735-74; Военная школа в Париже. 1751-75; Оперный зал в Версале, 1763-70) Г. противопоставил подчеркнутой репрезентативности архитектуры 17 в. и капризной прихотливости декора рококо рациональность планировки, логическую ясность, простоту и чёткость форм, изящество сдержанной отделки. Гармоничный, изысканный по пропорциям Малый Трианон (1762-64) построенный Г. в парке Версаля, знаменовал переход от аристократического дворца к интимному особняку, а связанная с городскими магистралями планировка и открытая к Сене застройка площади Людовика XV (ныне площадь Согласия) в Париже (1753-75) явилась важным этапом в осмыслении архитектурного ансамбля как органической части пространственной композиции города. Лит.: Gromort G., Jacques-Ange Gabriel, sa vie, son oeuvre, P. 1933. |
Габриеля реакция - метод синтеза первичных аминов взаимодействием органических галогенопроизводных с фталимидом калия (I) с последующим гидролизом образующегося N-замещённого фталимида (II): Гидролиз осуществляют нагреванием со щелочами, кислотами или гидразингидратом. Г. р. - удобный метод получения индивидуальных первичных аминов, широко применяемый в лабораторной практике и химико-фармацевтической промышленности (например, при синтезе Пилокарпина). Г. р. открыта в 1887 немецким химиком З. Габриелем (S. Gabriel). |