Словарь йоги (философия)
Статьи на букву "С"

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "С"

Сабиджа

Сабиджа (Sabija) Буквально: "содержащее зерно". Соответствует таким медитации и созерцанию, которые приводят к новым представлениям по отношению к предмету рассмотрения. См. Две Формы Самадхи.

Садхана

Садхана (Sadhanas) Практика, представляющая собой набор средств или методов. В первую очередь: четыре средства, обеспечивающие успех освобождению и обретению знания Брахмана: вивека, вайрагья, шатсампатти и мумукшутва (см.). Понятие садханы применяется также в общем смысле к применению любых методов, ведущих к приобретению психических способностей (сиддхи) и продвижению прочих религиозных достижений.

Салокья

Салокья (Salokya) Пребывание в Боге. См. Путь к Богу.

Самадхана

Самадхана (Samadhana) Посвящение разума и жизни высшей цели, указанной в доктринах веданты, -- противоположность растратам энергии и времени на отвлеченные соблазны и интересы. Самадхана относится к шести достижениям (см. Шатсампатти).

Самадхи

Статья большая, находится на отдельной странице.

Самана

Самана (Samana) Вайю (см.), жизненный ветер, приписываемый пупочному центру, или солнечному сплетению (см. Манипурака Чакра) и связанный с надчревным сплетением, и следовательно, с процессами пищеварения. Иногда он наблюдается имеющим зеленый или молочно-туманный цвет.

Саматва

Саматва (Samatwa) Уравновешенность разума. В "Бхагавад-Гите" говорится: "Саматва называется йогой." Это соответствует учению о том, что мудрый человек с одинаково ровным настроением воспринимает все разнообразие оыпыта, который ему приносит карма. Это предполагает полное отсутствие любых враждебных или недовольных ощущений и состояние разума, при котором человек способен увидеть доброе и полезное во всем и обрести лучшее, что возможно извлечь из любого опыт. Конечно, это дополняется спокойствием разума, необходимым в йоге.

Самипья

Самипья (Samipya) Близость к Богу. См. Путь к Богу.

Самоизучение

Самоизучение (Self-Study) См. Свадхьяя.

Самоосознание

Самоосознание (Self-Realization) См. Атмавидья; Освобождение; Кайвалья; Мокша; Нирвана.

Самопознание

Самопознание (Self-Studying) См. Свадхьяя.

Санкхьяя

Санкхьяя (The Sankhya Philosophy) Одна из шести известных философских систем Индии, включающая классифицированное описание 25 составляющих, принципов, или истин (таттва) нашего мира восприятия, истинным знанием которых человек способен достичь Освобождения (см.). Эта философия особо примечательна в связи с раджа-йогой, описываемой Патанджали, терминология которой в большой степени базируется на понятиях санкхьи. Слово "санкхьи" означает перечисление и классификацию, поэтому эта система считается научной, и представляется в этом виде начальной частью учения Шри Кришны в "Бхагавад-Гите", в которой он объясняет отношения между телом и душой и говорит о своих описаниях как о "согласных с санкхьей", только после этого дополняя их своим собственным учением (Глава II, стих 39 и далее). В двадцать пять категорий, таттва (см.), входят две основных -- дух (пуруша) и материя (пракрити), последняя из которых далее подразделяется на (3) интеллект (махат, или буддхи); (4) индивидуальность, или персональность (аханкара); (5) разум как координатор и логический интерпретатор чувственного опыта; (6-10) пять органов восприятия (джнянендрийя); (11-15) пять органов действия (кармендрийя); (16-20) пять грубых элементов (эфир, воздух, огонь, вода и земля); (21-25) пять тонких чувств (см. Танматра).

Санньяса

Санньяса (Sannyasa) Отречение от обладания материальными ценностями и деятельности. Санньяси называется тот, кто отвергает плоды действий или действует вне желаний; при этом, однако, осторожно объясняется, что он должен действовать в соответствии с другим мотивом, а именно, согласно мудрости, с тем чтобы его деяния полностью входили в сферы даны (свободного даяния), яджны (жертования, то есть действия во благо других) и тапаса (сохранения правильного состояния собственного тела, речи и мышления). В "Бхагавад-Гите" и других религиозных тесктах путь отречения описывается и рекомендуется как высочайший. Он являет собой отречение от любых желаний, наград и возмещений добра, которое творит человек. Это не означает прекращение активной деятельности во внешнем мире; наоборот, дары (дана), жертвы (Яджня, см.) и тапас (см.) чрезвычайно необходимы.

Сансара

Сансара (Sansara) Течение человеческого существования в цепи перерождений.

Санскара

Санскара (Sanskara) Санскара представляет собой привычку, или влияние прошлого на настоящее, проявляющееся как рефлекс, автоматизм, а также шаблон состояния (см.). Она рассматривается как психический центр части всеобщей инерции, который функционирует как основной инстинкт, управляющий телом, или склонность, управляющая потоком мыслей в данный момент. Когда воля это допускает, в низшем уме (читта) происходит перемена к состоянию расслабленности, в котором в нем свободно, "от центра" (ассоциативно сменяя друг друга) текут мысли, либо когда воля того требует, низший ум переходит в управляемое состояние, течению мыслей "к центру" (к выбранному предмету), что называется концентрацией (Дхарана, см.). Такое состояние является привычкой; другими словами, воля устанавливает склонность разума к контролированию (ниродха). Человек, познавший ощущения при концентрации, способен вновь устанавливать это состояние, или привычку, благодаря своим "воспоминаниям", или "возвращению" этих ощущений, и затем это состояние остается в силе без специального внимания, ему уделяемого (ибо оно стало привычным) в течение определенного периода времени. Таким образом, человек может обладать либо привычкой концентрации, либо склонностью к распылению внимания. Общим, обычным состоянием разума является разрешение свободного ассоциативного течения мыслей (дрейфа, распыления), но йога предусматривает практику концентрации, что устанавливает новую санскару, обращающую течение мыслей к центру. В ней каждое мгновение внимание возвращается и оживляет один и тот же объект. Когда исчезающие и возникающие друг за другом образы становятся схожими, наступает сфокусированное состояние разума. Привычная склонность превращает этот процесс в спокойное течение концентрации, которое вскоре начинает происходить без усилий внимания и становится основой медитации (см. Дхьяна) и созерцания (см. Самадхи), то есть полной саньямы (см.). Все объекты мира, включая органы восприятия человека, обладают своими собственными привычками благодаря их санскарам.

Сантоша

Сантоша (Santosha) Удовлетворение. Оно требуется от практикующего йогу как один из пяти обрядов ниямы (см.), предписываемых повседневной мирской жизни.

Санчита

Санчита (Sanchita) Определение, применяемое к скрытой части кармы (см.) человека, которая пребывает в состоянии "сохранения" до тех пор, пока для нее не возникнет возможность проявиться в окружении человека. Такой кармы, как считается, можно избежать путем искупляющих ее противоположных по характеру действий в настоящем. Например, жестокость, имевшая место в прошлом, может быть нейтрализована добротой в настоящем.

Саньйога

Саньйога (Sanyoga) Буквально: "воссоединение". Мысленное объединение наблюдателя с наблюдаемым объектом (см. Аханкара).

Саньяма

Саньяма (Sanyama) Фиксация разума на одной мысли или предмете средствами сочетания концентрации, медитации и созерцания (см. соответственно Дхарана, Дхьяна и Самадхи), непрерывно следующих друг за другом. См. также Плоды Медитации; Высшая Самьяма.

Сарвангасана

Сарвангасана (Sarvangasana) "Поза всех конечностей". Стойка на плечах, с ногами, направленными вертикально вверх; при этом спина поддерживается ладонями, а локти упираются в землю, помогая плечам удерживать вес тела.

Сарупья

Сарупья (Sarupya) Богоподобность, сходство с Богом. См. Путь к Богу.

Сат

Сат (Sat) Реальность, Истина, Брахман, или Бог (см. также Чит; Ананда; Сат-Чит-Ананда).

Саттва

Саттва (Sattwa) Упорядоченность, порядок; качество, или сила Природы (Гуна, см.), заставляющая предметы сохранять их взаимные отношения и реакции после того, как они установлены. Означает также закон природы, порядок в ней. То же понятие используется иногда применительно к разуму, так как его деятельность направлена на установление порядка в природе, как например, при изготовлении часов, в которых разные части механизма пребывают в согласованных отношениях, или при развитии физических тел человека и животных. В человеке этот порядок проявляется в незаметных и согласованных функциях дыхания, кровообращения, пищеварения -- непрерывных обыденных процессах, хорошо скоординированных и помогающих друг другу. Более широким примером может быть явление наследственности.

Сат-Чит-Ананда

Сат-Чит-Ананда (Sat-Chit-Ananda) Три характеристики, присущие Реальности, или Брахману -- бытие (сат), знание, или сознание (чит) и неомраченное счастье, радость, или блаженство (ананда). Они рассматриваются не как три свойства, или качества, так как каждое из них тождественно с двумя другими, и Реальность обладает одной единой сущностью, хотя человеческий разум, наблюдая их сквозь покров майи, ошибочно считает их тремя в одном. См. также Саччидананда.

Сатья

Сатья (Satya) Правдивость; вторая из форм воздержаний ямы (см. Яма). Эта добродетель приводит к прояснению разума и облегчению работы памяти. Обманывающий других неизбежно приходит к самообману. Худшим в лжи является то, что она вызывает взаимное недоверие и портит социальные отношения. Мы часто слышим, как люди говорят: "Я не могу доверять этому человеку, потому что он следует ложным принципам, утверждая, что 'они ведут к лучшему', и не я не могу верить моему врачу, ибо он считает, что если я узнаю о своих болезнях, то буду беспокоиться и только усугублю их." Решение йога -- не вовлекаться в эти проблемы и быть правдивым по отношению к себе и к другим. Это не связано с верным или ложным пониманием, но только с правдивостью.

Сахасрара Падма

Сахасрара Падма (The Sahasrara Padma) "Тысячелепестковый лотос" -- название центра сознания, расположенного на вершине позвоночного столба, на макушке головы каждого человеческого существа. Каждой букве алфавита соответствует по двадцать его лепестков, которые покрывают весь спектр цветов. Он соответствует самой атме (и Параматме). Помимо божеств шести чакр, он является обителью непроявленного Шивы, поэтому когда кундалини достигает его, а затем возвращается вниз, к основанию позвоночника, пронизывая на своем пути все чакры, она не только восстанавливает их силы, ставшие латентными, когда она проходила через них вверх, но и придает им новые качества, происшедшие от ее единения с Шивой.

Саччидананда

Саччидананда (Sachchidananda) Суть Того (Тат) как отличная от Этого (идам). "Это" означает все, пребывающее в области проявленного, как объективное, так и субъективное. Понятие саччидананда составлено из слов сат, чит и ананда (см.). См. также Сат-Чит-Ананда.

Саюджья

Саюджья (Sayujya) Воссоединение с Богом. См. Путь к Богу.

Свадхиштхана Чакра

Свадхиштхана Чакра (The Swadhishthana Chakra) Колесо, или лотос, расположенный на уровне гениталий. У него шесть лепестков оранжево-красного цвета, которым соответствуют буквы "б", "бх", "м", "н", "р" и "л". В ее неокрашенном центре может размещаться образ макара (крупного водного животного, совмещающего образы крокодила и кита, или дельфина; в литературе он рассматривается также как символ бога любви), который считается указанием на жидкую, текучую, водную энергию, или силу. Божества, которым следует поклоняться в связи с этим центром, относятся к группе проявлений Вишну, то есть ответственны за силы мудрости и любви; однако на низших уровнях это означает внешнее чувственное искушение, низшую форму любви под названием кама (страсть), подобно случаю с проявлениями муладхары (см. Муладхара).

Свадхьяя

Свадхьяя (Swadhyaya) Самоизучение. Слово происходит от "сва" ("собственный, само-") и "адхьяя" ("изучение"). Обычно оно считается размышлением на собственными сочинениями и записями, но в широком смысле означает постижение всего, что связано с подлинной сутью человека.

Свапна

Свапна (Swapna) Состояние сновидения. См. Авастха.

Свастикасана

Свастикасана (Swastikasana) "Поза Свастики". Сидячая поза, в которой корпус выпрямлен, ноги скрещены; ступни находятся под икрами и бедрами.

Сверх-Я

Сверх-Я (Overself) Введенный доктором Полом Брантоном термин, указывающий, что святой источник нашего существа и корень нашего сознания находится в нас, является нашим подлинным Я. В санскрите эквивалентом является понятие "адхиатма", встречающееся в главе 7, стихах 28-29, и в главе 8, стихе 3 "Бхагавад-Гиты". См. также Высшее Я.

Священная Нить

Священная Нить (Sacred Thread) См. Яджнопавита.

Священные Писания

Священные Писания (The Scriptures) В первую очередь, это "Веды", которые, как считается, содержат откровения о подлинных истинах и знании. В качестве практического руководства для их верного понимания рассматривается "Тройственное вспомоществование" (Прастхана-трайя), которое включает "Брахма Сутру" ("Веданта Сутру"), десять больших "Упанишад" и "Бхагавад-Гита".

Семья

Семья , Семьянин (Family Life, Householder) См. Йога для Семьянина.

Сиддхасана

Сиддхасана (Siddhasana) "Поза Посвященного": корпус выпрямлен, ноги скрещены; при этом одна нога согнута в колене и приближена к груди, а вторая опирается на щиколотку первой. Внимание сосредоточено на междубровьи (взгляд направлен прямо перед собой и расфокусирован, либо глаза вообще закрыты). Подобородок опущен на грудь или направлен прямо.

Сиддхи

Сиддхи (Siddhis) Представляют собой набор из восьми оккультных сил -- достижений, совершенств, или приобретений, -- сил разума, проявляющихся в отношении мира. Патанджали не рекомендует йогу намеренно преследовать эти силы; в противоположность, интерес к ним рассматривается как отклонение от высших целей, на которые должен ориентироваться йог, и как несомненное препятствие на пути к самадхи (созерцанию, см.). Эти силы естественным образом вырабатываются, когда йог достигает определенных уровней в движении к своей основной цели, и адепт способен тогда использовать их при необходимости. Конкретно, эти силы включают способности по собственной воле становиться очень маленьким (анима), большим (махима), легким (лагхима) или тяжелым (гарима); добираться и дотягиваться до любого предмета (прапти); удовлетворять любое желание (пракамья); обладать и контролировать все, что угодно (ишатва); и власть направления любых событий в нужном направлении (вашитва). Последняя способность является наиболее важной, поскольку все, с чем приходится иметь дело, пребывает в области личности, и будучи хозяином всех процессов в этой области, йог или адепт может не сомневаться в своей неподверженности внешним воздействиям и обладании только внутреннего источника побуждений. Свойства, подобные уменьшению и увеличению, связаны с относительностью и способностью изменять свои собственные пропорции так, чтобы видеть и оперировать большим и малым, вплоть до бескрайних пространств мельчайшего, атомного, и величайшего, астрономического уровня. Хотя Патанджади описывает сиддхи как благоприобретения саньямы и предоставляет множество соответствующих указаний, он упоминает, что психические силы (необязательно входящие в перечисленные восемь) могут быть выработаны, начиная с рожденья, посредством наркотических веществ, заклинаний (мантр), или аскетизма (тапас). Здесь понятие тапас имеет гораздо более строгий характер, чем тапас, являющийся частью йоги в повседневной жизни, начальной йоги, входящий в пять обрядов ниямы (см. Нияма). Без практики восьми аспектов йоги (Анга, см.), однако, любая психическая сила, хотя и может быть достигнута, будет функционировать только на низших уровнях. Например, в отсутствие отказа от желаний причинить вред, лгать, воровать, быть чувственным или алчным, требуемого первым аспектом (Яма, см.) йоги, психические силы способны вовлечь человека в практики черной магии. Что касается крайнего аскетизма, он способен значительно утончить характер физического тела, но это еще не подразумевает развития разума.

Силы

Силы (Forces) Это понятие используется в йоге и оккультизме в четырех различных значениях.

(1) Силы Природы. Они выполняют роль регуляторов равновесия материального мира, и относятся к тем явлениям, которые традиционно изучаются наукой, в частности, физикой: тепло, свет, звук, элктричество, магнетизм, и так далее.

(2) Силы эфирного двойника, в частности, жизненные ветры (см. Вайю) и Кундалини (см.). Они также входят в область проявления материальной Природы.

(3) Силы, вызываемые мыслеформами и эмоциональными формами, которые, хотя и порождены разумом, становятся, покидая своих создателей, независимыми сущностями, обладающими зарядом эмоциональных и ментальных сил до самого момента их гибели. Они также относятся к материальной Природе, хотя обитают на тонких планах на уровне низшего ума.

(4) Живые существа, подобные человеческим существам,также называются Силами, поскольку они обладают способностью использовать свою собственную энергию мысли, любовь и волю для внесения изменений в три вышеупомянутых отдела Природы. К ним относятся крийяшакти и инчашакти (см.). См. также Сиддхи; Шакти.

Символические Образы

Символические Образы (Similes) См. Изображения и Образы Божеств; Актёр; Аллигатор; Змея и Верёвка; Приснившаяся Змея; Художник; Облака и Солнце; Олень, Слон, Мотылёк, Рыба и Пчела; Рогатый Заяц; Скрытое Сокровище; Неугасимая Лампа; Город Девяти Врат.

Системы Философии

Системы Философии (Systems of Philosophy) См. Даршана.

Скрытое Сокровище

Скрытое Сокровище (The Hidden Treasure) Урок образа Скрытого Сокровища заключается в том, что оно не возникает из-под земли, если его только лишь желать. Необходимо обладать точными данными о его местоположении, разобрать на этом месте камни и выкопать Сокровище. См. Символические Образы.

Слух

Слух (Hearing) См. Шравана; Внутреннее Звучание.

Смерть

Смерть (Death) С мистической точки зрения, смертью является наше телесное условие воплощенной жизни, ибо оно в огромной степени омрачает и погребает подлинную суть человека. Он пребывает в тесных рамках ограничений, хотя с другой точки зрения, благодаря им он один за другим получает множество полезных уроков. Даже смерть тела идет ему на пользу, ибо позволяет душе войти в новый и иной урок следующего воплощения. Таким образом развивающееся существо постепенно восполняет недостатки своих способностей. Йога представляет собой изучение этих уроков и осознанное, волевое заполнение этих пробелов силы, в противоположность пассивному восприятию медленному процессу обучения, обеспечиваемого Природой.

Смрити

Смрити (Smritis) Память (см.). Это понятие применяется к большому количеству древних книг, которые, как считается, содержат воспоминания, записи о лично пережитом и испытанном. Термин также используется для тех мыслей (Вритти, см.) разума, которые воспроизводят прошлые мысли или образы прошлого опыта.

Сновидение

Сновидение (Dream) Это очень широкая тема, но она занимает немного места в практике йогов, ибо сновидения представляют собой в большинстве случаев автоматическую работу низшего ума и тела эмоций (или набора привычек), тогда как рассудочное свойство позитивного, или высшего разума при этом пребывает в неопределенном, неактивном состоянии. В целом, сновидения оказывают целительное воздействие на разум, пребывающий в свободном течении мыслей; фантастичность сновидений позволяет непоследовательным и несогласованным эмоциям прийти в относительное равновесие. Сновидения подобны шторму, неукротимым силам природы, которые, жестоко бушуя, пытаются достичь насильственного равновесия, покоя, хотя сами по себе они не являются жестокими и насильственными. В сновидения человека могут входить также мысли других людей, а также идеи, нанесенные и оставшиеся привязанными к предметам ближайшей обстановки, например, находящихся в комнате спящего. Сновидения могут, кроме того, обеспечить определенный опыт, получаемый во время "путешествий в астрал" во время сна; многие люди вполне осознанно осуществляют их, хотя обычно не помнят об этом в бодрствующем состоянии. Известно и записано довольно много подобных случаев, когда в сновидении человек встречается и беседует с другими людьми и видит множество удивительных вещей. Решение проблем и открытия, совершенные во сне, осуществляются не пассивностью подсознательного умом, но действиями, происшедших в описанных выше условиях. Эти путешествия, или проекции в астрал не должны, однако, занимать все время сна человека, ибо умственный и эмоциональный аппарат нуждаются в расслаблении, во время которого они достигают внутренней координации. Помимо прочего, ментальной триаде, по крайней мере, разуму (манасу) необходимо время на размышления наедине с самим собой.

Совершенства Тела

Совершенства Тела (Perfections of the Body) Совершенство тела описывается в различных книгах, посвященных йоге. Патанджали определяет его как правильную форму, красоту, силу, и очень крепкую сложенность. "Упанишады" дают следующие признаки: легкость, хороший цвет кожи, правильное функционирование органов, стройность и невозмутимость. Ни одно из описаний не предполагает изнуряющего тело аскетизма. Некоторые люди проповедуют умерщвление плоти (см.) и пренебрежение им, однако для здравомыслящего человека этот подход неприемлем; единственное, что можно сказать в его пользу: он приводит к развитию силы воли, которое, впрочем, достигается при следовании старому совету: в качестве упражнения человек каждый день должен совершать нечто такое, чего ему не хочется делать. См. также Тело.

Созерцание

Созерцание (Contemplation) Самадхи, последняя, высшая стадия из трех внутренних аспектов (антаранга) раджа-йоги. Полное согласование, или координация всего содержимого разума по отношению к объекту созерцания, в котором невозможно возникновение новых мыслей об объекте, то есть сознание проявлено в своем максимуме, предельном состоянии сознания без ожидания, ведущей к восприятию осознанных ощущений, ранее не испытанных.

Сознание

Сознание (Consiousness) Нечто внутри нас, или скорее, то, чем мы действительно являемся, то, что осознает и разум, и тело. Мы осознаем наше тело и на самом деле способны чувствовать и видеть его предельно четко и ясно. Также, мы осознаем свой разум и его деятельность. Таким образом, наше сознание нельзя путать ни с разумом, ни с телом. В действительности, сознание есть просто знание, которое не подразумевает и не требует чего-то или кого-то, кто знает. Мы осознаем разум и тело, не сами по себе тело и ум являются бессознательными. См. Чит.

Сокровище

Сокровище (Treasure) См. Скрытое Сокровище.

Сон

Сон (Sleeping State; Dream) См. Авастха; Сновидения.

Сосредоточение

Сосредоточение (Concentration) См. Дхарана.

Состояние Бодрствования

Состояние Бодрствования (Waking State) См. Авастха.

Состояние Сновидения

Состояние Сновидения (Dreaming State) Свапна. См. Авастха; Сновидения.

Состояние Стены

Состояние Стены (Wall-Gazing) Метод медитации, распространенный среди дзен-буддистов, при котором йог становится "подобным стене" (а не смотрит в стену, как иногда полагают), то есть отрешается от желаний, интересов или склонностей.

Спокойствие

Спокойствие (Peace) Состояние разума, в котором не возникает внутренних конфликтов и противоречий, а внешние предметы воспринимаются одинаково уравновешенно. Во время своей деятельности, йог способен пребывать в мире с окружающим миром, независимо от того, как относится к нему внешний мир. См. также Шанти.

Стадии Жизни

Стадии Жизни (The Four Stages of Life) Существуют четыре стадии жизни:

(1) Детство и обучение, в течение которых в первую очередь развиваются способности и свойства тела, восприятия, и т.п.

(2) Стадия "семьянина", период семейной жизни, во время которого основным является эмоциональное развитие.

(3) Подготовление к отдыху, период раздумий, преимущественного развития интеллекта и разума.

(4) Стадия, гармонизирующая все три предшествующих, во время которой должное внимание уделяется внутреннему Я.

Таким образом, жизнь высшего Я и ради высшего Я считается обычно наступающей в четвертом периоде -- на Западе это приблизительно соответствует 63-му году жизни. Однако йог объединяет все три направления в гораздо более раннем возрасте, и в некоторых случаях, если его предыдущая жизнь была сознательно посвящена йоге, он может начать эту практику с самого детства нового воплощения. См. также Ашрама.

Статичная Инерция

Статичная Инерция (Static Inertia) См. Тамас.

Стихии

Стихии (Elements) Пять великих материальных элементов или состояний материи, махабхуты (см.): эфир, воздух, огонь, вода и земля. Но те элементы, которые известны нам, являются по грубому и видимому миру, не являются чистыми состояниями этих пяти стихий, но их комбинациями, панчикаранами, которые описываются следующим образом:

Грубая земля состоит из 50% чистой земли и 12.5% каждого из остальных четырех элементов.

Грубая вода состоит из 50% чистой воды и 12.5% каждого из остальных четырех элементов.

Грубый огонь состоит из 50% чистого огня и 12.5% каждого из остальных четырех элементов.

Грубый воздух состоит из 50% чистого воздуха и 12.5% каждого из остальных четырех элементов.

Грубый эфир состоит из 50% чистого эфира и 12.5% каждого из остальных четырех элементов.

Стойка на Голове

Стойка на Голове (The Head Posture) См. Ширшасана.

Страдание

Страдание (Pain) См. Духкха; Сукха-Духкха; Удовольствие и Страдание; Клеша.

Страсть

Страсть (Desire-Nature) Та часть низшего ума (см.), которая связана с нашими чувствами об объектах мира и приводит нас к мнениям о них, к ранее полученным наслаждениям и страданиям, вызванным ими. Такая естественная страсть, Кама (см.), приносит возбуждение и придает силу отношениям между разумом и объектами внешнего мира, что приводит внутренне к знанию, а внешне -- к действию; это взаимодействие возникает и усиливается до той степени, когда накапливается достаточно много материала для оодключения интеллекта, который обрабатывает и организует полученную информацию. См. также Вайрагья; Васана; Двеша; Желание; Кама; Рага.

Стремление к Обладанию

Стремление к Обладанию (Possessiveness) Последнее из пяти клеша, источников несчастья. См. Абхинивеша.

Стхула

Стхула (Sthula) См. Упадхи; Физическое Тело.

Субъект и Объект

Субъект и Объект (Subject and Object) Эти категории представляют собой две стороны сотворенного: объект -- материальный, а субъект -- умственный, жизненный аспект Природы. Оба они рассматриваются как эманации единой Божественной и верховной Реальности, беспричинной причины всякого бытия и всего сущего; таким образом, они являются теми силами, которые в современных понятиях могут быть описаны как сила, претворяющая прошлое в настоящее (что, по нашему мнению, может служить наиболее точным определением материи), и сила, привносящая в настоящее будущее (что, очевидно, является свойством позитивного разума). Объект и субъект соответствуют функциям Брахмы и Вишну. Третий член Божественной троицы, Шива, пребывает вне категорий объекта и субъекта, и йогу необходимо воспитать свой разум как можно более открытым и незамутненным с целью приближения к этому третьему проявлению Божественного.

Сукха-Духкха

Сукха-Духкха (Sukha-Duhkha) "Удовольствие и страдание". В начале своего развития человек вял (пребывает во власти тамаса) и даже не заботится о заблаговременном поиске пищи до тех пор, пока его не начинает подталкивать к этому страдание от голода. Затем он открывает для себя удовольствие процесса питания и другие наслаждения, и с этого момента становится очень энергичным и даже беспокойным (переходит во власть раджаса) в преследовании удовольствий, так что в результате пресыщается ими. Это вновь приносит страдания, благодаря которым он становится разумным и учится управлять своими действиями и желаниями и приводить их в надлежащую упорядоченность (саттва), в соответствии с умеренностью и гармонией, требуемыми законами Природы.

Сукхасана

Сукхасана (Sukhasana) "Приятная Поза". Поза удобна для тех, кто хочет сидеть на полу, но чьи члены недостаточно разработаны для удобства падмасаны (см. Падмасана), позы со скрещенными ногами, принятой на Востоке. В сукхасане для поддержки веса колен используется длинная лента ткани, или шарф, который пропускается под коленями и сзади через поясницу; таким образом, шарф удерживает колени в приподнятом положении. Руки при этом покоятся на связанных концах ленты, между коленями.

Сукшма

Сукшма (Sukshma) Тонкое тело. См. Упадхи.

Сушумна

Сушумна (Sushumna) Канал (нади) в тонком теле, пролегающий вдоль позвоночника, в позвоночном столбе, начинаясь от чакры в его основании (Муладхара, см.) и завершаясь в черепе. В нем пролегает более тонкий канал, ваджрини-нади, а в том -- еще один, читрини. Толщина последнего считается сравнимой с тысячной долей толщины волоса; на него нанизаны остальные чакры (см. Чакра) и по нему поднимается Кундалини (см.). Отверстие этого канала в его основании, перекрытое головой кундалини, называется брахма-двара ("дверь Брахмана"). Рядом с сушумной расположены два других канала: справа Пингала (см.), а слева -- Ида (см.), которые обвиваются вокруг сушумны и соединяются в аджня чакре (см. Чакра). Эти три канала часто рассматриваются как олицетворенные в жезле Меркурия (Гермеса), но этот символ используется также для обозначения многих других троиц.

Сушупти

Сушупти (Sushupti) Состояние глубокого сна. См. Авастха.

Предыдущая страница Следующая страница