Статьи на букву "Н"
Нага (Naga) Один из младших вайю (см.), жизненных ветров. |
Нада (The Five or Seven Nadas) Звук (шабда) присутствует повсюду, подобно тому, как весной все исполняется движения, сопровождаемого всеобщим пением. Таким образом, в Космосе непрерывно звучит песня мира, равно как шум войны присутствует в самых малых конфликтах и движениях Хаоса. В душе, или разуме йога существует подобное движение, и шумы Хаоса должны во всех своих проявлениях быть заменены песнями Космоса. Он никогда не должен забывать, что в простом избавлении от шумов Хаоса еще нет достижения, и что приобретением является только слышание песни Космоса. Это справедливо для всех уровней тела и разума, хотя песня (подобно прикосновению и взгляду) всегда присутствует в его внутреннем мире. Можно сказать, что человек всегда воплощается не в теле, но только в разуме, и что тело -- не обитель его, но лишь мастерская. Йогу следует прислушиваться к этому внутреннему голосу несколькими способами; некоторые источники выделяют пять способов, некоторые семь, другие десять, но это только вопрос классификации. Одни определяют их как следствия относительно внешне-ориентированных, или материальных опытов; другие связывают их с мантрами; третьи -- с внутренней медитацией, говоря даже о "голосе тишины". Что касается последнего случая, работы буддистов утверждают, что ученик должен слышать голос своего внутреннего бога в семи проявлениях, которые подобны голосу соловья, звону серебряных тарелок, шуму в раковине, звучании вина, бамбуковой флейте, трубам и грому; последний из них поглощает все предыдущие, так что они более не слышны. Символически этот ряд отражает предельно мистическое звучание, зарождающееся в тишине и становящееся все громче и громче, достигая своей кульминации, когда ученик сливается с Единством. Другой текст, "Малые Упанишады" описывают эту последовательность следующим образом: сначала идет звук, подобный "чини", затем -- подобный "чиничини", затем колокольчик, потом шум раковины, потом звук лютни, звон тарелок, флейта, затем стук небольшого барабана, затем громкий барабанный бой, и, наконец, гром. Еще один источник определяет порядок так: легкое позвякивание, литавры, рога, флейта и вина, и йогу предлагается прислушиваться ко все более тонким звукам. Еще говорят о шуме моря, облаков, водопада, барабанов, колоколов, труб, флейт, вина и жужжании пчел. Некторые учителя указывают своим ученикам закрывать уши большими пальцами, глаза указательными, ноздри средними, а губы -- оставшимися пальцами рук. После непродолжительной постоянной практики они начинают слышать звук, похожий на жужжание пчел, затем пение флейты, а затем вина. С продолжением практики приходят звуки колоколов, и в конце концов -- гром. Разум йога поглощается этими звуками, так что он не поддается уже внешним отвлечениям. Понятие нада используется также для обозначения продолжительности звуков, например, при произнесении Ом. |
Нади (Nadis) Каналы тонкого тела. См. Ида; Пингала; Сушумна. |
Наклонность (Tendency) См. Васана; Склонность Характера; Шаблон Состояния Разума. |
Намарупа (Namarupa) Буквально: "имя и форма". Обозначает свойство всего созданного или проявленного. Существует отличие между двумя понятиями, так как форма соответствует объективному существованию, тогда как наименование -- его отражению в субъективной жизни, разуме, в котором имя обычно есть символ формы (традиционный, подобный алгебраическому обозначению) и может использоваться в отсутствие предмета для умственной работы и манипуляции, связанной с этой формой. В основном, понятие намарупы используется, когда разум отмечает, что объект, к которому он обращается, принадлежит полю майи, и на самом деле нереален. Вся Вселенная рассматривается как преходящая, не представляющая собой ничего, кроме суммы карм всех существ, пребывающих в ней. |
Неведенье (Ignorance) Корень всех наших несчастий, авидья. |
Независимость (Independence) См. Кайвалья; Мокша; Нирвана; Освобождение. |
Ненасилие (Non-Injury) См. Ахимса. |
Необычные Формы Дыхания (Unusual Forms of Breathing) Книги по хатха-йоге описывают множество дыхательных упражнений, равно как и большое разнообразие поз (асан). Подобно позам, которые делятся на две группы: ориентированные на подготовку тела к позам медитации и направленные на оздоровительные и укрепляющие упражнения, на группы можно разделить и дыхательные практики. Правильное дыхание входит в пранаяму; ниже приводится очень краткое описание остальных практик дыхания, которым обычно обучают в рамках йоги. Существует множесто форм дыхания, описываемых и преподаваемых различными учителями хатха-йоги, среди которых наиболее часто упоминаемыми являются следующие восемь: (1) практика кумбхаки (задержки дыхания после вдоха), проводимой до тех пор, пока давление воздуха не ощущается во всем теле, от головы до ног, после чего воздух выпускается через правую ноздрю; (2) глубокое и шумное дыхание, с описанной выше задержкой и выпусканием воздуха через левую ноздрю; (3) дыхание с языком, выдвинутым между губами, сопровождаемое свистящим звуком; выдох осуществляется через обе ноздри; (4) предельно глубокий выдох, затем вдох со свистом, после чего начинается чрезвычайно учащенное дыхание с усилиями, прилагаемыми к вдохам и выдохам, продолжающееся до наступления усталости; выдох через правую или (5) левую ноздрю; (6) вдох, сопровождаемый жужжанием пчелы-самца, и выдох, сопровождаемый жужжанием самки-пчелы; (7) после вдоха горло сжимается, подбородок опускается на грудь, и в этом положении осуществляется очень медленный выдох; (8) простая остановка дыхания, без вдохов и выдохов, продолжительность которой определяется самим практикующим. См. также Пранаяма. |
Непроявленное (Unmanifested) См. Авьякта; Запредельное. |
Несчастье (Trouble) См. Клеша. |
Неугасимая Лампа (The Steady Lamp) Образ Неугасимой Лампы применим к йогу, занимающемуся атма-йогой (см.). Он уравновешен и тверд, "подобно немеркнущей лампе, укрытой от ветра". См. Символические Образы. |
Неудача (Failure) См. Успех и Неудача. |
Не-Я (The Not-Self) Вся та область сущего, с которой связаны тело и разум, включая само тело и сам разум, есть Не-Я. Поскольку оно представляет собой только лишь средство познания, или, скорее, самопознания, йог отбрасывает его в надлежащее время -- в момент, когда он готов непосредственно обратиться к подлинному Я. См. также Анатма. |
Нидана (Nidanas) Набор, или цепь причин и следствий. Двенадцать из них, которые часто упоминаются как источники страданий и несчастья, особо перечисляются в буддизме и покрывают весь цикл материального существования: (1) неведенье (авидья), которое является первопричиной всего последующего ряда; (2) зарождение привычек и шаблонов разума (санскар, или санкхар) в трех мирах -- ментальном, эмоциональном и физическом; (3) распознавание объектов (виджняна, или винняна); (4) присваивание наименований и придание форм (намарупа); (5) пробуждение шести органов восприятия (шадаятана); (6) связь с предметами (спарша, или пхасса); (7) ощущение удовольствия или страдания от связи с предметами (ведана); (8) желание достигать или избегать (тришна, или танха); (9) привязанности и деятельность (упадана); (10) воплощение, рождение (бхава); (11) состояние и тип тела (джати); (12) набор разложения (джара), смерти (марана), горя (шока), жалоб (паридевана), страданий (духкха), и подавленных состояний, или ментальных болезней (дурмана). В этом заключается содержание жизни, повторения которого можно избежать посредством йоги, которая является практикой единения со знанием, или мудростью, или разрушением неведенья, что достигается следованием благородному восьмистадийному пути (см.). В нем заключено уничтожение описанного выше ряда причин, что соответствует понятию нирваны (см.). |
Нидидхьясана (Nididhyasana) Глубокая медитация. Последняя из трех практик, рекомендуемых школами веданты для ученика, освоившего подготовительные дисциплины (см. Садхана). Первыми двумя практиками являются чтение и слушание (шравана) и мышление (манана). |
Нидра (Nidras) Нидрами называются мысли, полученные во время сна, содержащиеся в большинстве сновидений, не имеющих основ в реальности. См. Вритти. |
Низшее Я (The Lower Self) Это современное понятие, но, правильно понимаемое, оно чрезвычайно полезно, так как путем упорядочивания низшего Я и приведения его в гармонию с законами Природы человек способен прийти к личным качествам, снимающим преграды к методам раджа-йоги. Во-первых, низшее Я состоит из трех отделов: физического, эмоционального и низшего ментального. В определенном смысле, все три отдела материальны, и каждый из них можно назвать телом, поскольку они представляют собой три организма, обладающие неизменными, или привычными реакциями и инстинктивными действиями, основанными на опыте прошлого. Далее, каждое из трех тел должно быть приведено в надлежащее, здоровое состояние, что означает преодоление лености и вялости, развитие силы и энергии, а затем -- упорядочивание (но ни в коем случае не подавление) этих сил согласно верным правилам, с тем чтобы они проявлялись в верных пропорциях. Упорядоченная сила проявляется как здоровье, а ее активность -- в форме спокойствия и контроля. В дополнение к сказанному, тройственное низшее Я должно быть надлежащим образом натренировано и наполнено физически, эмоционально и умственно, дабы правильно согласовываться с внешним окружением. Время, затрачиваемое высшим Я (см.) на управление и наполнение низшего Я, расходуется не напрасно, так как при этом развивается воля, привязанность силы мысли к выполнению этой задачи; кроме того, это сохраняет время и энергию в продолжительных нагрузках повседневной жизни, повышая внимание к ее материальным сторонам. |
Низший Ум (The Lower Mind) Разум, который собирает, накапливает и вспоминает информацию, полученную органами чувств, и мысли, с нею связанные. Он активен в смысле движения ассоциаций, которое проявляется в виде свободного течения мыслей, хотя на самом деле такой переход от одной мысли к другой не является в полном смысле свободным, ибо управляется определенными законами, или привычками, которые можно назвать четырьмя путями мыслей; это показывает, что низший ум подобен не джунглям, но саду с проложенными дорожками, или государству с хорошо развитой системой магистральных путей, ускоряющий систему транспортного переноса. Этими четырьмя путями являются: (1) отношения между родами и разновидностями, или классами и частностями, включая отношения и разницу между членами одного класса; (2) отношения части и целого; (3) отношения свойства и его обладателя; и (4) отношение сопоставления привычного и нового в опыте. К примеру, думая о розе, человек может последовать одному из четырех путей: (1) дикие розы -- садовые розы, имеющие собственные имена -- другие цветы; (2) лепестки -- тычинки -- розовый куст; (3) цвет -- аромат; (4) конкретные известные розы -- ваза с цветами; и т.п. Во время течения мыслей каждую смежную их пару всегда соединяет одно из этих отношений, так что низший ум шагает как бы с помощью пары ног, или перескакивая с камня на камень, как например, в потоке ассоциаций: роза -- сад -- дом -- спальня -- сон -- сновидение; при этом при переходе к "дому" уже потеряна идея "розы". Одной из основных практик йоги является замена подобного привычного течения мыслей способностью концентрации, которую можно использовать в любой нужный момент; при этом, перед тем, как оставить идею розы, человек может рассмотреть все, что эта идея может ему дать. В низшем уме происходит также привязка разного рода положительных и отрицательных ощущений по отношению к объектам и мыслям, что становится причиной множества форм возбудимости и импульсивности, которые также являются предметом изучения и покорения практики йоги. См. также Читта. |
Нирвана (Nirvana) Термин, используемый в буддизме для Освобождения. Его этимология (нир-ва: "угасать") в негативной форме указывает на стремление к освобождению с целью избавления от любых свойств и характеристик в "угасшей" области нового состояния. Будде, достигшему просветления этой истиной, приписываются слова: "Я, Будда, рыдавший с каждой слезой моих братьев, смеюсь и радостен теперь, ибо это свобода." Он также советовал: "Не роняйте бисер мыслей в Бездонное: вопрошающий льнет к ошибочности; ответствующий заблуждается; пребывайте в безмолвии." Это понятие возникает и в индусских священных текстах, например, в "Бхагавад-Гите", которая считается заповеданной, но никем не написанной пять тысячелетий тому. Тем не менее, индусы признают мысль о том, что это состояние есть единение с Брахманом и его сат, чит и ананда (см. Сат-Чит-Ананда). См. также Кайвалья; Мокша; Освобождение. |
Ниродха (Nirodha) Управление, контроль над мыслями (вритти) низшего разума (читты) (см. Читта-Вритти-Ниродха). |
Нияма (Niyama) Пять "обрядов", внутренних ритуалов человека. Они включают в себя чистоплотность тела и разума, удовлетворенность, совершенствование тела (тапас), самоизучение (свадхьяя), и внимательность, или чистоту разума (прасадана). Успешное отправление этих пяти требований приводит к (1) хорошему здоровью и невосприимчивости к дурному магнетизму окружающих, возвышенности ума, целеустремленности, овладению чувствами и готовности к видению Я (атмы); (2) высшей форме удовлетворенности; (3) достижению предельной чистоты и высших способностей тела и чувств; (4) связи с мудрыми и добрыми, с адептами и божествами; (5) власти созерцания (самадхи). |