Статьи на букву "П"
Падма (Padma) См. Чакры; Падмасана; Сахасрара Падма. |
Падмасана (Padmasana) "Поза Лотоса". Ноги скрещены и расположены на противоположных бедрах (подошвы обращены вверх), руки покоятся на бедрах, язык упирается в зубы, подбородок опущен на грудь или удерживается прямо, взгляд направлен на кончик носа или несфокусировано прямо перед собой; руки могут быть скрещены за спиной и удерживать друг друга за большие пальцы. |
Память (Memories) Группа или класс мыслей (Вритти, см.), возникающих в низшем уме (Читта, см.), которые воспроизводят обстоятельства и мысли прошлого. См. также Смрити. |
Пара (The Para) Относящееся к Запредельности. Термин часто используется Шри Кришной в "Бхагавад-Гите" для обозначения состояний вне восьмиричной проявленности, состоящей из пяти форм материи и трех функций разума. |
Парамартха (Paramartha) Высшее Благо. В жизни существует множество благ -- блага, предназначенные для тела, для эмоций, для разума и для развития наших высших подразделений; однако стремиться необходимо к Высшему Благу (то есть к реализации искры духа и подлинного Я). Йог постоянно помнит об этом и уделяет свое время и внимание как этой джняна-йоге, так и раджа-йоге, направленной на развитие высшего Я, и любой практике, необходимой для исправления состояния низшего Я, состоящего из трех областей: тела, эмоций и низшего ума. |
Параматма (Paramatma) Верховная атма, которая, разумеется, не отделяется и не различается с атмой, или дживатмой (см.). Понятие возникло по той причине, что люди очень часто используют термин "атма" для обозначения высшего и даже низшего Я, ни одно из которых не является подлинным Я, и следовательно, относится к "не-Я" (см.). |
Парамаханса (Paramahansa) "Высочайший, совершеннейший лебедь". Звание, присваемое наиболее великим гуру, или учителям философии йоги их последователями. См. также Ханса. |
Паринама (Parinama) Непрерывное преобразование, происходящее при смене одного момента другим. |
Патанджали (Patanjali) Автор "Йога Сутры", живший около 200 года до н.э. Он не основатель философии и практических методов йоги, но скорее ее систематизатор, ибо множество разнообразных форм и методик йоги были хорошо изветсны с гораздо более древних времен. Однако система, классификация, объяснения и сжатые определения Патанджали оказались настолько превосходными и эффективными, что с ними знакомы и ими руководствуются практически все образованные йоги. "Йога Сутра" состоит из четырех Книг, или Глав, посвященных созерцанию (самадхи), практикам йоги, психическим силам и независимости, или Освобождению (кайвалья). |
Перерождение (Reincarnation) См. Реинкарнация, также Инкарнация. |
Пингала (Pingala) Канал, расположенный справа от сушумны. Он описывается как закручивающийся вокруг сушумны и заканчивающийся в правой ноздре или в аджня чакре. См. также Ида. |
Scriptures) См. Священные Писания. |
Питание (Diet) Хотя Патанджали не упоминает о правилах питания и доверяет этот вопрос хорошему вкусу ученика йоги, существует много текстов на санскрите, которые дают множество полезных советов по этом теме. Обычно описывается легкое питание, основанное на сочной, масляной и мягкой пищей; при этом желудок должен наполняться до половины твердой пищей, на четверть -- жикостью и на оставшуюся четверть -- воздухом. "Хатха-йога Прадипика" особо выделяет молоко, масло, пшеницу, рис, ячмень, мед, сушеный имбирь, огурцы и другие овощи. Лук и чеснок обычно не рекомендуются, также как все горькое, кислое, острое, соленое и очень горячее, алкогольные напитки, рыба, мясо и яйца. Впрочем, в этом вопросе не существует жестких правил. Главным критерием является здоровье без излишнего аскетизма, так что пища должна быть питательной и легкой для пищеварения, а процесс еды -- свободным от неприятных умственных ассоциаций и плохого "магнетизма". |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Плотное Тело (The Dense Body) См. Физическое Тело. |
Поза Власти (The Powerful Posture) См. Уграсана. |
Поза Всех Конечностей (Posture of All the Limbs) См. Сарвангасана. |
Поза Дерева (The Tree Posture) См. Врикшасана. |
Поза Кобры (The Cobra Posture) См. Бхуджангасана. |
Поза Лотоса (The Lotus Seat) См. Падмасана. |
Поза Лука (The Bow Posture) См. Дханурасана. |
Поза Павлина (The Peacock Posture) См. Майюрасана. |
Поза Петуха (The Cock Posture) См. Куккутасана. |
Поза Плуга (The Plough Posture) См. Халасана. |
Поза Посвященного (The Adept Seat) См. Сиддхасана. |
Поза Свастики (The Swastika Seat) См. Свастикасана. |
Поза Силы (The Vigorous Seat) См. Вирасана. |
Поза Трупа (The Corpse Posture) См. Шавасана. |
Познание (Knowing) См. Основы Знания; Джнятри, Джняна, Джнейя; Свадхьяя; Мышление. |
Позы (Postures) См. Асана. |
Поле (Field) См. Кшетра. |
Порядок (Orderliness) См. Саттва. |
Постоянство (Stability) См. Тамас. |
Поступок (The Doing) См. Карма. |
Прабибха (Prabibha) Интуиция, или прозрение, предшествующее окончательной вивеке (см.). |
Правда , Правдивость (Truth, Truthfullness) См. Сатья; Добро, Истина и Красота. |
Праджня (Prajna) Мудрость духовного понимания, результат овладения восемью аспектами йоги (см.), ведущий к высочайшей вивеке (см.). |
Пракаша (Prakasha) Внутреннее видение разума, которое с точки зрения личности является интуицией. Когда человек вспоминает какие-либо факты своего опыта, чтобы осмыслить и рассмотреть их, они часто предстают во внутреннем видении разума. Это видение является свойством разума, и именно посредством этого зрения, присущего разуму, йог может видеть вещи астральным зрением, по мере того, как призываются объективные образы тонкого действия разума (мысли или эмоции). Видение нашего физического зрения -- не совсем то же самое, что простые колебания или передача излучения, изучаемые физиками -- подобен этому явлению, когда мы всматриваемся во что-то; таким образом, зрение всегда сопровождается определенной степенью и формой распознавания, и представляет собой умственное действие. Внутреннее видение разума является третим уровнем разделения, или проявления, и подразумевает познание без необходимости реального существования объекта. Его можно сравнить с внутренним прикосновением, которое представляет собой второй уровень разделяющего познания. Частые упражнения позволяют йогу ощущать посредством внутреннего прикасания присутствие Учителя или другого высшего существа, обитающего в астральном мире. Это можно сравнить также с внутренним звучанием, который можно было бы назвать первым покровом, если читатель понимает, что любое проявленное, или разделенное, или объективное познание осуществляется силой покровов и подразумевает некоторое упрощение, искажение, или сдерживание полного познания. |
Пракрити (Prakriti) Буквально: "претворенная". Материальная, или проявленная сторона Вселенной. Пракрити означает субстрат объективной реальности. Этимология слова указывает негативную, недеятельную, то есть субстанциональную, или материальную (в самом широком смысле) природу всего сущего; "пра" означает "пре-", "крити" -- "сотворенное", но это означает не сотворение форм, а создание принципов материальности, основным из которых является инертность, которая, впрочем, активна в процессе перехода от прошлого к настоящему. Таким образом, в настоящем она представляет разуму status quo (и статичность, и динамичность), что позволяет ему действовать и реализовывать различные варианты будущего. Пракрити обладает тремя качествами (гунами, см.): тамас (инерция покоя, или материя), раджас (инерция движения, или энергия) и саттва (возможность образования, отзыв на разумную деятельность, то есть формирующая и комбинирующая Гармония, закон природы, ее пластичное свойство сохранения форм). Пракрити как принцип, абстрактная форма, входящая во взаимоотношения с разумом, становится прадханой, фундаментальной пластичной материальностью. |
Пракритилайя (Prakritilaya) Бестелесное состояние. См. Видеха и Пракритилайя; Развоплощенное Состояние. |
Пралайя (Pralaya) Периодическое состояние сна Вселенной, когда в покое пребывают все "разумы", или "жизни", за исключением достигших полного освобождения и, образно говоря, достигли признания в области Божественного, вне дуальной проявленности материального (связываемого с Брахмой, см.) и разумного (соответствующего Вишну, см.) начал. Продолжительные сменяющие друг друга периоды мирового покоя и мировой деятельности, или проявленности, называют ночами и днями Брахмы. |
Прамана (Pramanas) Праманы представляют собой те мысли и идеи (Вритти, см.) разума, которые настолько поддерживаются восприятией, рассуждениями или опытной проверкой, что человек считает их абсолютно справедливыми во всех практических вопросах (см. Восприятие, Умозаключение, Свидетельство). |
Прана (Prana) Вайю (см.), жизненный ветер, связанный с сердечным центром (см. Анахата Чакра) и сердечным сплетением, и следовательно, со здоровьем и силой сердца и его деятельности в теле. Изредка ее видят желтой или кораллового цвета. Прану как энергию нельзя путать с дыханием, для именования которого тоже используется это понятие (см. Пранаяма). |
Пранамайякоша (Pranamayakosha) См. Коша. |
Пранаяма (Pranayama) Регуляция дыхания; управление и правильный подход к процессам вдоха и выдоха. Это означает приостановку дыхания только в той степени, в какой можно называть остановками его задержки после полного вдоха и полного выдоха; однако это не полная остановка дыхания -- в противном случае не имело бы смысла говорить о вдохе и выдохе. Выдох, вдох и состояние покоя, задержки, являются тремя моментами, которые требуют регуляции по их характеру, продолжительности и пропорциональности. Пропорциональность означает взаимное отношение продолжительности всех трех этапов дыхания. Наиболее часто встречающейся пропорцией является одна единица времени для вдоха (пурака), четыре единицы для задержки воздуха (кумбхака) и две единицы времени для выдоха (речака), однако Патанджали не упоминает о соотношении 1:4:2 или какой-либо другой пропорции, предлагая практикующим определить свой собственный стандарт, обеспечивающий наибольшее удобство и результативность. Что касается вопроса продолжительности этой единицы времени, необходимо рассмотреть систему его измерения. В прежние времена -- и иногда сейчас -- наиболее употребимой единицей времени (матра) для измерения продолжительности стадий дыхания было время, необходимое для того, чтобы три раза поднять руку над коленом и не торопясь щелкнуть пальцами. В переводе на привычные современные единицы измерения времени это составляет около 3 секунд. После непродолжительной практики ощущение продолжительности выбранной единицы времени становится у практикующего автоматическим. В санскритской философской литературе упоминается также более мелкая единица времени под названием секунда, или мгновение (кшана), которая обычно считается равной четверти промежутка времени, необходимого для мигания глазом; однако, она не используется непосредственно в пранаяме. Патанджали не дает никаких предписаний относительно единиц измерения и продолжительности стадий дыхания. Он только отмечает, что цикл дыхания должен быть долгим, то есть более продолжительным, чем обычно; и -- в связи с характером его течения -- оно должно быть красивым, то есть дышащий не должен возмущать окружающий внешний воздух, должен обладать здоровым телом и пребывать в спокойном состоянии, с тем чтобы максимально обнажить свой внутренний свет и достичь ничем не отвлекаемой практики умственной концентрации. См. также Необычные Формы Дыхания. |
Прарабдха (Prarabdha) Прилагательное, применяемое к созревающей части кармы (см.) человека, той карме, которая уже активна в области его объективного существования. Ее невозможно отвратить и необходимо искпать в этой области. |
Пратьякша (Pratyaksha) Прямое, непосредственное восприятие -- чрезвычайно важное достижение для йога, ибо он не должен слишком сильно полагаться на свои рассуждения и вмешательства разума (см. также Прамана; Восприятие, Умозаключение, Свидетельство). |
Пратьяхара (Pratyahara) Отстраненность, отвлечение чувств от восприятия объектов. Часто можно заметить, что когда разум погружен в чтение или размышление, человек может не обращать внимания на громкий шум, зрительные образы, запахи, и т.д. Эту способность можно развить до уровня волевого контроля путем намеренного отсутствия любопытства, устанавливаемого как режим работы разума при подготовке к практике концентрации и медитации. Такую отрешенность можно упражнять, к примеру, прислушиваясь сначала к тиканию часов, а затем умышленно переводя фокус умственного внимания к другой теме. Тогда можно заметить, что на вскоре тиканье часов уже не слышно. Невозможно заметить как восприятие прекращает влиять на разум, так же как человек не способен наблюдать собственное погружение в сон. После некоторой практики становится достаточно простым отстранять внимание от нежелательных факторов восприятия в окружении, таких как шум позеда, лай собак, крики детей или звуки строительства неподалеку. Упражняясь в концентрации и медитации, человек сначала сознательно дает своему разуму и чувствам команду игнорировать внешние раздражители, с чувством уверенности в полном подчинении органов восприятия. |
Преданность (Devotion) См. Бхакти. |
Препятствия Созерцания (The Obstacles of Contemplation) Патанджали перечисляет следующие препятствия на пути достижения успешного созерцания: болезни, вялость, нерешительность, беззаботность, леность, приземленность, ошибочные взгляды, отход от истинного пути, и непостоянство. Все они считаются порождениями внешних проявлений (викшепа) низшего ума (читта). Они сопровождаются несчастьями и страданиями, упадком духа и отчаянием, а также беспорядочным дыханием. Чтобы избавиться от них, необходимо практиковать единую истину. Под этим обычно понимается постоянная мысль о подлинном Я как едином и независимом, или следование единственной главной задаче жизни, по отношению к которой остальные либо направлены в другие стороны, либо преследуются прямо или опосредованно, или, наконец, воспитание чистоты и четкости разума (прасадана). |
Привычка (Habit) Большая часть жизни протекает под управлением привычек, которые сопровождают наше сознание и приветствуются им, ибо не требуют усилий. Внутренняя часть человека, однако, медленно работает над изменением шаблонов привычек, посредством мышления, любви и воли. Первая часть йоги непосредственно заключается в воспитании этих трех качеств и продолжается да тех пор, пока они не станут зрелыми (у большинства людей они все еще слабо развиты); после того, как проявляется интуиция самого Я, в дополнение к прежним знаниям тела и разума-души в сознание добавляется новый элемент, а именно знание духа, или знание Я. |
Природа (Nature) См. Гуны; Качества Природы; Реальность; Законы Природы и Жизни. |
Приснившаяся Змея (Snake in a Dream) Урок образа Приснившейся Змеи заключается в том, что несмотря на ее нереальность, снящаяся змея способна разбудить человека и перевести его в бодрствующее состояние. Подобным образом, объекты мира, представляющие собой майю, могут служить средством пробуждения человека в области подлинной Реальности. См. Символические Образы. |
Причинное Тело (The Causal Body) См. Карана Шарира. |
Приятная Поза (The Pleasant Posture) См. Сукхасана. |
Проявленное (The Manifested) Проявленный, наблюдаемый мир, состоящий из объектов и ощущений. Он непознаваем, подвижен и неподвижен, и обладает тремя гунами. Он необходим для получения опыта и реализации, достижения освобождения, и на самом деле существует во имя Наблюдающего. Его формы сотворены кармами существ по причине их обладания клеша, и существование Проявленного прекращается для каждого отдельного человека, если он избавляется от клеша; таким образом, для каждого существует "свой мир", его собственная игра наряду с множеством чужих игр. См. Дришья. |
Проявленный Мир (The World; What is Seen) Видимый мир, дришья (см.). Он состоит из объектов и ощущений. Он непознаваем, подвижен и неподвижен, и обладает тремя гунами. Он необходим для получения опыта и реализации, достижения освобождения, и на самом деле существует во имя Наблюдающего. Его формы сотворены кармами существ по причине их обладания клеша, и существование Проявленного прекращается для каждого отдельного человека, если он избавляется от клеша; таким образом, для каждого существует "свой мир", его собственная игра наряду с множеством чужих игр. |
Прямое Осознание (Direct Cognition) См. Апарошанубхути. |
Пурака (Puraka) Буквально: "наполнение". Процесс вдоха в пранаяме. |
Пуруша (Purusha) Истинное Я, обитатель тела. Этот дух представляет собой чистое сознание, и в учении Патанджали называется еще Наблюдателем (драштри). Это концепция наблюдения, не связанного ни с субъектом, ни с объектом, или скорее такого, которое обычно считается субъективным, и неизбежно обнаруживается в основе объективного мира, хотя не имеет формы и не является материальным. Ошибочное представление о том, что наблюдает разум, отражается на истинном наблюдателе и объединяет наблюдателя и его видение; целью практики йоги является разрушение этого объединения. |
Пурушаджняна (Purushajnana) Самоосознание, атмавидья. Опыт не-Я никак не может обеспечить знание Я, так как первое существует "во имя второго" (парартха), будучи создаваемым и разрушаемым, тогда как Я существует само по себе. Вот почему мы не способны видеть Я других людей, но только их тела, принадлежащие им блага и их действия. Таким образом, йог, стремящийся к самореализации, или познанию себя, должен искать его вне разума. См. Атмавидья. |
Путь (Path) См. Путь к Богу; Благородный Восьмистадийный Путь. |
Путь к Богу (Approach to God) Для указания на возрастающие ступени пути, приближения к Богу, обычно используются четыре понятия: близость (самипья), сходство (сарупья), совместное пребывание (салокья) и соединение (саюджья). Последняя ступень соответствует Освобождению (см.). См. также Бог. |