Статьи на букву "К" (часть 7, "КИН"-"КИТ")
КИНЖА́Л - холодное рубяще-колющее оружие, имеющее прямой (иногда изогнутый) клинок с одним или двумя лезвиями длиной до 30 см и рукоятку (обычно без гарды). Был распространен у народов Востока, в Европе - в ср. века у пехоты. На Руси имел трехгранный изогнутый клинок с одним лезвием, вогнутая сторона наз. "тылье", боковые грани - "голомяни". |
КИНОВЕ́ДЕНИЕ - науч. дисциплина, изучающая кино как полифункцион. социокульт. феномен, как вид иск-ва, средство массовой коммуникации, обл. произ-ва, вид массового досуга и т. п. Включает в себя историю, теорию, социологию, психологию, семиотику кино. Особ. место занимает кинокритика, о месте к-рой идут споры: она рассматривается и как специфич. раздел К., и как особ. форма кинотворчества. Важным вспомогат. разделом К. является фильмография. Многообразие филос.-эстетич. концепций в культуре 19 в. определило и гл. направления К. в специфич. социокульт. условиях разных стран. В теории кино осн. идеи объединяются вокруг двух полюсов: "фотографич. теории, усматривающие специфику киноиск-ва в фотографич. природе кинообраза, его способности наиб. непосредств. отражать реальность" (З. Кракауэр, А. Базен) и "синтетич. "теории, в к-рых выявляется уник. способность фильма синтезировать выразит. возможности всех др. иск-в (С. М. Эйзенштейн, М. И. Ромм). Формирование К. определялось как теоретич. рефлексией, так и непосредств. запросами практики: приспособление "фильма-товара" к условиям рынка, завоевание зрит. аудитории, выработка правовых основ кинодеят-ности, учет особенностей киновосприятия разных возрастных категорий зрителя, самоопределение кино в системе иск-в. Особую роль в становлении К. как науки сыграли сами кинопрактики (С. М. Эйзенштейн, Л. В. Кулешов, Вс. И. Пудовкин в России, Л. Делюк, Р. Клер, др. деятели франц. "авангарда"). Развитие К. в Сов. России в значит. мере определялось ленинским лозунгом: "Из всех иск-в важнейшим для нас является кино", т. е. приоритетом его информац.-пропагандист. функций. Такая ориентация, с одной стороны, ограничивала худож.-эстетич. потенциал нац. кинематографа, но в то же время стимулировала поиск прочного контакта со зрителем, надежного воздействия на него. Энтузиазм мастеров раннего сов. кино, интенсивность и разнообразие их поисков в новой обл. культуры обусловили значимость их фундамент. теоретич. работ, к-рые и сегодня не утратили своей роли (работы Л. Кулешова о монтаже и "кинонатурщике", Вс. Пудовкина о специфике работы актера в кино, Д. Вертова о специфике док. кино и особенно труды С. Эйзенштейна практически по всем разделам К.). На рубеже 80-90-х гг. в связи с радик. реорг-цией кинодеят-ности в России активизируются социол. иссл., особое значение приобретают изучение организац.-экон., технол., коммуникативных аспектов кинематографа, выявление его места в системе аудиовизуальной культуры, анализ взаимоотношений с телевидением, видео. Лит.: Садуль Ж. Всеобщая история кино. М., 1958-82. Т. 1-4, 6; Мартен М. Язык кино. М., 1959; Эйзенштейн С. М. Избр. произв. М., 1964-1971. Т. 1-6; Аристарко Г. История теорий кино. М., 1966; История сов. кино. 1917-1967. М., 1969-1978. Т. 1-4. |
КИНОДРАМАТУРГИ́Я - теория построения киносценария. К. фильма включает представление о жизн. содержании, реальные противоречия, связи, находящие выражение в драм. конфликте; собств. сценарные принципы выражения данного содержания; выявляет связь сценария с постановкой. Между К. и драматургией сценич. существует определ. сходство, т. к. драма (подобно киносценарию) наделена внутр. потенциалом сценич. действия. Однако это сходство между кино и т-ром по отношению к лит. первооснове сочетается с сущностными различиями между т-ром и кино как видами иск-в. К. - совокупность кинодрам. произв. опред. периода в соотнесении с процессом развития киноиск-ва. Организац. и теоретич. издержки роста кинематографа в значит. мере касались К. и практики сценарного дела. Если для нач. периода было достаточно элементарной фабулы, заимств. у лит-ры самого разл. уровня, то с сер. 1910-х и особ. в 20-е гг. к К. обратились такие писатели, как И. Бабель, Б. Лавренев, И. Эренбург, Л. Рейснер. В К. появились противостоящие течения - прозаич. и поэтич. Спор между ними, восходящий к разл. пониманию природы киноиск-ва и определению в нем приоритетного, продолжался вплоть до 60-х гг. В 20-е гг. одноврем. создаются монумент.-эпич. ("Броненосец Потемкин", "Октябрь" С. Эйзенштейна) и лиро-эпич. произв. К. ("Арсенал", "Повесть пламенных лет", "Поэма о море" А. Довженко). Тогда же появляется психол. драма, представл. сценариями Б. Леонидова ("Катька - Бумажный ранет") и К. Виноградского ("Обломок империи") и лирич. ф. Е. Червяка ("Девушка с далекой реки", "Мой сын"), заметно обогатившие поэтич. направление в К. Появление звука в 30-е гг. повлекло за собой усиление в К. драм., действующего нач. Лишь со 2-й пол. 50-х гг. противостояние в К. уступило место сочетанию разл. подходов. Оказалось, что в К. возможен лишенный традиц. интриги сюжет и герой, интересный не динамичностью поступков, а напряжением дух. жизни. Киносценарии В. Некрасова, В. Пановой, Б. Метальникова утверждали новую для К. эстетич. структуру. Нач. было положено ф. "Солдаты" (1956, сцен. В. Некрасова, реж. А. Иванов), к-рый проложил дорогу нов. направлению в К. Появление ф. В. Пановой ("Сережа", 1956) подтвердило возможность замены "крепкого сюжета", осн. на событийной фабуле, свободной формой новеллистич. сюжета. Наблюдение за жизнью, не связ. "железной" драм. схемой, утверждало в кино (вслед за лит-рой) возможность раскрытия внутр. мира чел. Сама творч. практика подтверждала закономерность синтезирующего подхода к К., способной на равных вбирать драм., эпич. и лирич. начала лит-ры, отсутствие в К. родовых лит. приоритетов и, в частности, казалось, почти узакон. приоритета драмы. К 60-70-м гг. в К. упрочивается создание полижанровых структур. К ранее изв. именам кинодраматургов добавляются новые: А. Адабашьян, А. Гребнев, Р. Ибрагимбеков, С. Лунгин, В. Мережко, А. Миндадзе и др. Наряду с полижанризмом возрождаются и традиц. кинематогр. жанры - приключенч. фильм, детектив, мелодрама. Лит.: Вопр. кинодраматургии: Сб. ст. М., 1954-74. Вып. 1-6; Лоусон Д. Теория и практика создания пьесы и киносценария: Пер. с англ. М., 1960; Демин В. Фильм без интриги. М., 1966; Вайсфельд И. О сущности кинодраматургии. М., 1981; Зримое слово: Кино и литература: диалектика взаимодействия: Сб. / Отв. ред. Н. Горницкая. Л., 1985. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
КИНОСЦЕНА́РИЙ - лит. осн. ф. Термин театр. происхождения. Первоначально сценарий - перечень действ. лиц, схема спектакля в нар. т-ре импровизации. С появлением кинематографа был воспринят им и проделал эволюцию от краткой схемы будущего ф. до развернутого произв., нередко имеющего самостоят. лит. ценность. Вопрос о характере сценария, его роли в процессе создания ф. был предметом острых дискуссий на всех стадиях развития киноиск-ва. В немом кино 20-х гг. К. обозначал последовательность кадров, акцентируя техн. сторону ф. Такой К. называли "номерным" или "железным". Его идея в значит. мере была обусловлена стремлением максимально удешевить произ-во, приравняв сценариста к инж. на кинофабрике, от к-рого зависит "создание чертежей и их реализация". В противовес "железному" тогда же пытались ввести "эмоц." К., к-рый С. Эйзенштейн определял как "стенограмму эмоц. порыва". Такой К. должен был вызывать у реж. эмоции, необходимые для постановки ф. Наиб. изв. автором такого рода К. был А. Ржешевский. В 30-е гг. с появлением звука, развитием выразит. возможностей кино в творч. среде все отчетливее стало определяться стремление видеть в К. произв. иск-ва, соединяющее эл-ты кинематограф. и лит. образности, где все описанное словом могло получить воплощение на экране. "Железный" и "эмоц." сценарии уступили место новым формам, мотивир. системе образности. Во 2-й пол. 50-х гг. роль К., его функции в процессе кинотворчества, самый характер его заметно переосмысляются. Жесткие стереотипы уступают место свобод. наблюдению за жизнью. Оставаясь необходимой ч. кинематограф. процесса, К. окончательно встает в ряд произв. худож. лит-ры как самостоят. чтение. Наряду с проф. сценаристами к созданию К. обращаются писатели и реж. К., подобно театр. пьесе, обладает спецификой: образ К., выраж. словесно, ориентирован на экранное воплощение. Эта особенность обнаруживается на 3-х стадиях пути К. к экрану. 1. В лит. К. киноспецифика свернута и укрыта лит. формой. Суть этой специфики обусловлена разл. природой зримости лит. и кинематограф. образа, психолог. особенностями восприятия слова и изображения. 2. Режиссерский (рабочий) сценарий представляет собой своеобразную "партитуру" фильма - развернутое режиссерское прочтение лит. текста. При этом из описат.-драм. части лит. сценария реж. извлекает все необходимое (в т. ч. прямую речь и диалоги) для создания атмосферы действия. Здесь дается разбивка на кадры с указанием необходимых режимно-тех. условий съемки. 3. Воплощение К. в звуко-зрит. образ ф. Ф. выступает как итог. этап кинодраматургии. Здесь взаимодействуют все эл-ты киноиск-ва, образуя единое целое. Свои особенности, обусловл. спецификой вида, имеют К. док., хроник. и науч.-популяр. кино, а также анимац. (мультипликация) кино. Лит.: Драматургия кино. М., 1934; Эйзенштейн С. О форме сценария // Избр. произв. М., 1964. Т. 2; Ольшанский И. Г., Руднева Н. И. Киносценарии. М., 1964; Пудовкин В. О киносценарии // Собр. соч. М., 1974. Т. 1; Киносценарии: Альманах. М., 1973-1982. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
КИ́О - семья цирков. артистов-иллюзионистов. Эмиль Теодорович (наст. фам. Гиршфельд-Ренард) (1894-1965). Творч. деят-ность начал в 1917 как актер т-ра миниатюр "Одеон" (Москва). Затем работал в цирке А. Чинизелли (Варшава). В 1920 приобрел в Берлине иллюзион. аппаратуру и начал выступать в садах, кинотеатрах, эстрадных т-рах. С 1932 - в цирке. К. изобрел ряд новых иллюзион. трюков и творч. переработал и развил мн. старые фокусы. Его номера в осн. строились на исчезновениях и появлениях людей в пустых ящиках, сундуках и т. д. Первым стал показывать в цирке большой иллюзион. аттракцион с крупной аппаратурой, многочисл. ассистентами. Вначале придавал своим номерам вост. колорит, таинственность, выходил в чалме, часто менял костюмы. Отказавшись от экзотич. костюма, начал выходить во фраке, поддерживал непосредств. контакт со зрит. залом. С кон. 40-х гг. демонстрировал своеобразные иллюзионные ревю. Лучшие работы К. были созданы в творч. содружестве с реж. Б. Шахетом, А. Арнольдом, худ. А. Судакевич, В. Рындиным и др. Удостоен золотой медали Междунар. артистич. ложи (1960), был избран поч. чл. Всемирн. клуба магии (1961). Нар. артист России (1958). Эмиль Эмильевич (род. 1938) - сын Э. Т. К. В цирке с 1961 в аттракционе отца. С 1966 выступает самостоят. Продолжает традиции отца, работает над сохранением лучших трюков из его репертуара и созданием новых номеров и трюков. Засл. артист России (1977). Иг. Эмильевич (род. 1944) - сын Э. Т. К. С 1959 выступал с отцом, с 1966 - самостоят. В 1976 выпустил новый иллюзион. аттракцион "Раз, два, три..." Лауреат Междунар. премии "Оскар" (1970). Засл. артист России (1980). Соч.: Кио Э. Т. По афише - Кио и его ассистенты // Сов. цирк, 1918-1938. Л.; М., 1938; Его же. Фокусы и фокусники. М., 1958; Его же. Иллюзионисты и волшебники. М., 1959. Лит.: Вадимов А., Тривас М. От магов древности до иллюзионистов наших дней. М., 1979; Марьяновский В. Кио: Отец и сыновья. М., 1984. |
КИО́Т - 1) Исполняющий роль оклада шкафчик, обычно застекленный, для икон - одной большой или нескольких. К К. прикреплялись лампады, перед ними возжигались свечи, во время богослужения (молебна) ставился аналой с Евангелием. 2) Ниша, углубление в стене для размещения иконы, обычно на наружных стенах храма, например, на алтарной части, в соответствии с запрестольным образом, находящимся внутри алтаря. 3) Архитектурное сооружение малых форм, обычно в виде памятника - пилона с иконой, установленное в честь памятных событий, для сбора пожертвований и т. д. в общественных учреждениях, на дорогах, чтимых местах - например, на месте алтарей упраздненных церквей, на могилах, у источников. Назначение К. в основном совпадает с назначением часовен, но К. не имеют архитектурного объема. 4) Символически К. - обрамление, место пребывания великой святыни. Так, в богослужебных текстах на праздник Успения Богородицы Ее гроб именуется "кивотом кивота Бога Жива". |
КИПРИА́Н (ок. 1336-1406) - митр. Киевский и всея Руси, писатель, переводчик. По нац. болгарин или серб. Постригся в Келифаревском мон. В 60-е гг. 14 в. сблизился с Константинопольским патр. Филофеем Коккином. В это время происходило очеред. столкновение Моск. князя с вел. кн. Литовским Ольгердом. Ч. бывшей терр. Киевской Руси, соответственно Киевской митрополии, находилась под властью лит. князей. Другая ч. подчинялась вел. князю Владимирскому (этот титул давался ханом Золотой Орды князю Московскому или князю Тверскому); начиная с митр. Максима, в 1396 перешедшего во Владимир, митр. всея Руси постоянно пребывали там, периодически наезжая в Киев. Ольгерд требовал создания отд. митрополии с центром в Киеве. Улаживать этот конфликт Филофей послал К. В 1375 по требованию Ольгерда К. был рукоположен в митр. киевского, рус. и литовского с условием объединения митрополии после смерти митр. Алексия. Однако кн. Дмитрий Иванович решительно воспротивился этому и выдвинул своего кандидата, Митяя, к-рый должен был стать во главе отд. от Киева митрополии. После его смерти в 1378 и победы в Куликов. битве (1380) Дмитрий принял К., но в 1382 К. был изгнан опять и окончательно вернулся на митрополию "всея Руси" только в 1390 при вел. кн. Василии I Дмитриевиче. К. занимался упорядочением дел в митрополии, ставил еп. во владениях лит. и моск. князей. К кон. 90-х гг. вернул под свою юрисдикцию Галицкие земли. В 1402 совместно с вел. кн. восстановил и утвердил старый Номоканон (свод юридич. церк. правил). В 1395 по инициативе К. была перенесена из Владимира в Москву икона Владимир. Богоматери, тем самым Москва официально становилась новым религ. центром Руси. Умер К. в Москве, похоронен в Киеве в Софийском соборе. К. был высокообразов. чел., талантливым писателем. Переводил с греч. яз. на слав. церк. службы, молитвы, каноны. Сам К. написал "Службу митрополиту Петру", "Молитву разрешити царя и князя...", ряд др. литургич. произв., 4 послания своим единомышленникам в Моск. Руси, свою ред. "Жития митрополита Петра". Произв. К. характеризуются ясным, образ. яз., выдержанностью стиля. Последнее произв. К. - его духовная - послужило образцом для мн. написанных позже пам. этого жанра. Изд. и лит.: Рус. ист. библиотека. СПб., 1880. Т. 6; Прохоров Г. М. Повесть о Митяе: Русь и Византия в эпоху Куликовской битвы. Л., 1978; Памятники литературы Древней Руси, XIV - середина XV в. М., 1981. ----------------------------------- КИПРИА́Н (Керн Конст. Эд.) (1899-1960) - архим., богослов и философ, историк Церкви. Род. в Туле. В 1925 окончил юридич. и богослов. ф-ты Белградского ун-та. Участник осн. в Белграде правосл. молодежью Братства преп. Серафима Саровского. Принял монашество в 1927. Рукоположен в том же году в иереи. Преподавал в Битольской семинарии в 1925-28 и в 1931-36. Возглавлял рус. миссию в Иерусалиме (1928-30). С 1936 и до кон. жизни - проф. Православ. Богослов. ин-та Св. Сергия в Париже. Соч.: Крины молитвенные. Белград, 1928; О. Антонин Капустин. Белград, 1934; Евхаристия. Париж, 1947; Антропология св. Григория Паламы. Париж, 1950; Православное пастырское служение. Париж, 1957. Из неизданных писем К. Леонтьева. Париж, 1959; Золотой век святоотеческой письменности. Париж, 1967. |
КИРА́СА (от франц. cuirasse) - вид защит. снаряжения, предназнач. для предохранения груди и спины воина от холодного и огнестрельного оружия. К. состояла из 2-х сплошных выгнутых пластин: грудной и спинной. Передняя пол. (грудная) соединялась с задней (спинной) сверху посредством петель с шарнирами или петель, оков. ремнями, внизу - поясом. В древности К. изготовлялась из плотного войлока, покрытого кожей, иногда медными пластинками. Позже появились железные К. Масса К. от 6 до 10 кг, толщина - от 1 до 3,5 мм. С введением постоянных армий К. сделались исключит. принадлежностью кирасир. В рус. армии К. появились в 1731 при учреждении кирасир. полков и с небольшим перерывом (1801-12) сохранились как защит. вооружение до 60-х гг. 19 в. В 1861 с расформированием армейских кирасир. полков К. были отменены. Использовались только в полках 1-й гвард. кавалер. дивизии как предмет парадного обмундирования. К. рядового, офицер. состава и личного состава лейб-гвардии конных полков отличались по конструкции и богатству отделки. В лейб-гвардии К. были полиров. (у офицеров посеребр.) с медными (у офицеров - позолоч.) украшениями. Кирасиры рус. армии носили К. только в конном строю. В связи с совершенствованием огнестрельного оружия К. с 1911 превратилась в эл-т парадного снаряжения гвард. кавалерии (до 1917). |
КИРЕ́ЕВСКИЙ Ник. Вас. (1798-1870) - помещик, знаменитый охотник. К. имел поместье Шаблыкино в Орловской губ., к-рое он за полвека сумел превратить в изв. на всю Россию центр не только охотн., но и культ. жизни. В числе гостей К. были И. С. Тургенев, Л. Н. Толстой, худ. Р. К. Жуковский, литераторы-охотники Е. А. Пракудин-Горский, Л. Н. Ваксель и др. О своих охотах К. написал кн. "Сорок лет постоянной охоты. Из воспоминаний старого охотника" (1860). |
"КИРИЕ́ ЭЛЕЙСО́Н" - молитв. призывание на греч. яз. - "Господи, помилуй!", завершающее собой во время богослужений гл. обр. прошения ектеньи. Богослужеб. устав предусматривает 3-кратное, 12-кратное и даже в ряде случаев 40-кратное за один раз повторение "Господи, помилуй!" В период христианизации Руси первыми священнослужителями были греки. Совершаемые ими визант. богослужения являлись столь непонятными для народа, что часто повторяемое "К. Э." даже вызвало появление в рус. яз. глагола "куролесить" - делать что-то бессмысл. и загадочное. Резким противником нового этапа эллинизации рус. богослужения, проводившейся "грекофилом" патр. Никоном (1652-58) в рамках исправления литургич. кн. и ст. обрядов, был протопоп Аввакум. "Воздохни-тко по-старому, - писал он царю Алексею Михайловичу, - [...] и рцы по русскому языку: "Господи, помилуй мя, грешнаго!" А кирелеи-сон-от отставь; так елленя говорят, плюнь на них! [...] Любит нас Бог не меньше греков; предал нам и грамоту нашим языком Кириллом святым и братом его. Чево же нам еще хощется лучше тово? Разве языка ангельска?" В наст. время "К. Э." без перевода на рус. яз. исполняется у нас, как правило, только на торжеств. архиерейских богослужениях. |
КИ́РИК НОВГОРО́ДЕЦ (1110-1160?) - дьякон, доместик (т. е. уставщик и регент) ц. Рождества Богородицы Антониева мон. в Новгороде. Изв. как первый др.-рус. математик, автор соч. "Учение им же ведати человеку числа всех лет" (1136) и "Вопрошания". Матем. "Учение" К. Н. содержит уник. данные о др.-рус. вычислит. технике, матем. науке времени, календ. расчетах. К. Н. признан основоположником рус. науч. хронологии. Сложные календ. исчисления К. Н. имели самое непосредств. отношение к его певч. профессии, к практике богослужения: в них выработана система практич. соединения лунного и солнечного календарей - двух больших кругов годового служеб. последования, а также малых кругов собств. муз. значения - гласового 8-недельного, недельного (как части триодного). Кроме того, К. Н. разработал метод расчета времени внутри суток для исполнения церк. предписаний, служеб, пения "часов". Текст "Учения" К. Н. дошел до нас в списках 16-19 вв. Возможно, толчком к ученым изысканиям К. Н. послужило частич. солнечное затмение 1136. Изд. и лит.: Зубов В. П. Примечание к "Наставлению..." Кирика Новгородца // Историко-матем. исследования. М., 1953. Вып. 6; Симонов Р. А. Кирик Новгородец - ученый XII в. М., 1980. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
КИРИ́ЛЛ II (ок. 1200-81) - митр. Киевский и всея Руси. Был близок к кн. Галицкому Даниилу. На пустовавшую после разгрома Киева Батыем в 1240 митрополию был избран, очевидно, собором еп. при непоср. участии Даниила. Ставиться в Никею, где тогда пребывала патриархия, поехал после возвращения из Орды Даниила в 1246-47, но как митр. упоминается уже под 1243. По дороге в Никею вел переговоры с венг. королем Белой IV, закончившиеся браком венг. принцессы и сына Даниила. В 1250 привез дочь Даниила в жены кн. Андрею Ярославичу Владимирскому. В 1251 поехал в Новгород, где впервые встретился с Александром Невским. Ок. этого времени К. оставил Даниила, согласившегося принять королевскую корону от Папы римского. В 1252 Александр получил ярлык на Владимирское княжение вместо Андрея, возможно, уже тогда К. удалось получить ярлыки, гарантирующ. неприкосновенность правосл. ц. (сохранился ярлык 1267). К. старался восстановить норм. жизнь митрополии, наруш. татаро-монг. нашествием. Он учредил епископию в Твери (1258), постоянно ездил по Руси, ставил еп. во Владимир, Ростов, Сарай (столица Золотой Орды). В 1273-74 в Киеве состоялся собор, упорядочивший и восстановивший церк. законодательство. К. была введена т. н. Сербская кормчая, наиб. распростр. впоследствии. К этому времени относится "Правило митрополита Кирилла", несомненно написанное К. С К. связывают составление жизнеописания Даниила Галицкого, ставшее основой Галицко-Волынской летописи. Умер К. в Переяславле-Залесском, похоронен в Киеве. |
КИРИ́ЛЛ БЕЛОЗЕ́РСКИЙ (Козьма) (1337-1427) - церк. деятель, основатель и игумен Кирилло-Белозерского мон. (1397), писатель, книжник. Родился в Москве "у благородных родителей", после их смерти воспитывался у своего родственника, окольничего вел. кн. Дмитрия Донского Т. В. Вельяминова. Между 1370-80 постригся в монахи в княж. Симонове мон., нес разное послушание, иногда переписывал книги. В 1390 стал игуменом Симонова мон., но в 1397 ушел на север и поселился в пещере на берегу Сиверского оз. в Белозерском крае. Вскоре к нему стала собираться братия. Ко времени смерти К. Б. в монастыре было 53 инока. Основанный К. Б. Успенский Кирилло-Белозерский мон. был одним из духовных и культ. центров Др. Руси, в нем переписывались книги, велось свое летописание, независимое от великокн. моск. Из лит. наследия К. Б. сохранились 3 послания и духовная грамота. Историч. интерес представляют также подписанные им хоз. документы. Послания-поучения адресованы вел. кн. Московскому Вас. Дмитриевичу, удельным кн. Анд. Дмитриевичу и Юр. Дмитриевичу. К. Б. призывает князей не допускать братоубийственных войн, вершить праведный суд, защищать обиженных. Духовная К. Б. сохранилась в подлиннике. Часть личной б-ки К. Б. дошла до наших дней. 12 скромно оформленных книг небольшого размера были переписаны частью самим К. Б., частью его учениками. Среди богослужебных книг есть 4 четьих сборника, содержащих кроме лит. текстов выписки по многим отраслям знания: естествознанию, медицине, астрономии. Б-ка К. Б. позволяет представить круг интересов образованных монахов на рубеже 14-15 вв. Житие К. Б., единств. источник сведений о нем, было написано Пахомием Логофетом в кон. 15 в. по рассказам учеников К. Изд. и лит.: Прохоров Г. М. Книги Кирилла Белозерского // Труды Отд. др.-рус. лит. М.; Л., 1981. Т. 36. |
КИРИ́ЛЛ (до принятия монашества в 869 - Конст.) (827-69) и МЕФОДИЙ (ок. 815-85) - создатели слав. азбуки, первые переводчики на слав. яз. богослужеб. греч. кн. К. и М. - братья, уроженцы г. Солуни (Фессалоники, ныне - Салоники), вокруг к-рого было много слав. поселений и жители к-рого говорили как на греч., так и на слав. яз. Ст. брат М. был неск. лет правителем слав. обл. недалеко от Солуни, затем удалился в мон. Полихрон на г. Олимп. Мл. брат К. получил блестящее для своего времени образование, был прозван современниками за свою ученость "философом". Знал слав., греч., лат., евр. и араб. яз. Был библиотекарем при патриаршей б-ке, преподавал философию. В 859 К. начал работу над составлением слав. азбуки и пер. греч. богослужеб. кн. Большинство ученых придерживается мнения, что эта азбука была глаголицей. В 862 великоморавский кн. Ростислав обратился к визант. имп. Михаилу III с просьбой прислать миссионеров, к-рые могли бы проповедовать христ. религию на слав. яз. Во гл. миссии были поставлены солунские братья. В Моравии К. и М. закончили вместе с учениками пер. Евангелия, Апостола, Псалтыри и др. богослужеб. кн. Нем. духовенство, деят-ность к-рого распространялась и на Моравию, враждебно отнеслось к проповеди христ-ва на слав. яз. Это побудило К. и М. отправиться за поддержкой к Папе римскому. Папа Адриан II признал право славян на свой яз. в письменности и богослужении. В Риме К. неожиданно заболел и скончался. М. был назначен папой Адрианом II архиеп. Паннонским и Моравским. Дальнейшая его деят-ность протекала в борьбе с нем.-лат. духовенством. Противникам удалось даже заточить М. в тюрьму, где он провел 2 года. После смерти М. его противники добились у нов. папы Стефана V запрещения слав. богослужения и изгнали учеников М. из Моравии. Но в Моравии и в отделившейся от нее в 895 Чехии слав. письменность не прекратила окончательно свое существование. Известны пам., созд. там в 10 и даже в 11 в. ("Киевские листки", "Пражские отрывки" и нек-рые др.). Ученики К. и М. направились на слав. Ю. Наиб. благоприят. условия для их деят-ности сложились в Болгарии, где в 893 слав. яз. был офиц. провозглашен на церк. соборе яз. церкви и гос-ва. Книжники т. н. Преславской школы составляли списки пер. К. и М., переводили новые богослужеб. кн. с греч., создавали оригин. творения на слав. яз. Произв. преславских книжников написаны кириллицей - азбукой, к-рая, видимо, здесь и была составлена и назв. так учениками К. в его честь. Традиции кирилло-мефодиевской письменности были продолжены в Македонии, где сложилась т. н. Охридская школа. Она представлена прежде всего именами учеников К. и М. - Климента и Наума. Пам. письменности, созд. здесь, а также в Моравии и Хорватии, написаны глаголицей. Слав. яз. в 9-10 вв. были близки друг другу, поэтому яз. пер. К. и М., отразивш. диалект солунских славян и дошедший до нас в списках 10-11 вв., стал первым лит. яз. всех славян. Этот яз. принято наз. ст.-слав. или др.-церк. слав. Создатели первого лит. яз. славян К. и М. были канонизированы, а день этих святых - 11 мая по ст. ст. (24 мая по н. ст.) отмечается сейчас и как День слав. письменности. Лит.: Сказания о начале славянской письменности. М.. 1981; Житие Кирилла и Мефодия: факс. воспроизведение рукописей. М., 1986; Истрин В. А. 1100 лет славянской азбуки. М., 1988. |
КИРИ́ЛЛИЦА - одна из двух древнейших слав. азбук наряду с глаголицей. Назв. по имени слав. просветителя 9 в. Кирилла. Была создана на осн. греч. алфавита визант. эпохи. 24 из 43 букв К. восходят к греч. уставному письму. Остальные 19 букв были созданы спец. для передачи специфич. слав. звуков. Явилась основой для вост.-слав. (рус., укр., белорус.) и юж.-слав. (болг., серб., черногорская и пр.) письменности. На Руси К. начала применяться в 10-11 вв. в связи с распространением христ-ва. К. лежит в осн. совр. рус. алфавита. В слав. азбуках, как и в греч. традиции, ч. букв имела числовое значение. При написании буквы в числовом значении она снабжалась титлом, что отличало ее от обычной буквы. Возникший на осн. К. граждан. шрифт заменил собственно К. в упомянутых системах письменности и широко использовался при разработке графич. систем яз. народов России и СССР. |
КИРИ́ЛЛОВ Вл. Петр. (род. 1955) - артист балета. Окончил Моск. хореогр. уч-ще в 1973 (кл. Л. Жданова). С 1973 солист Моск. муз. т-ра. Первый исполнитель партий Лионеля ("Легенда о Жанне Д’Арк"), Антония ("Антоний и Клеопатра"), Иванушки ("Конек-Горбунок"), Дона Базилио ("Браво, Фигаро!"), Алексея ("Оптимистическая трагедия"), Молодого ковбоя ("Ковбои"), Солиста ("Лебединая песня"), Конрада ("Корсар"), Человека ("Одинокий голос человека"). Среди др. его ролей: Базиль ("Дон Кихот"), Альберт ("Жизель"), Ромео ("Ромео и Джульетта"), Мизгирь ("Снегурочка"), Феб ("Эсмеральда"), Джотто ("Франческа да Римини"), Вакх ("Вальпургиева ночь"). Высокий, статный, мужеств. танцовщик, исполнявший классич. роли принцев и благородных героев, заново открыл себя в спектаклях балетмейстера Д. Брянцева, обратившись к психолог. насыщ., а также к комедийным образам. |
КИРИ́ЛЛОВ Влад. Тим. (1890-1943?) - поэт. Род. в д. Харино Смоленской губ., в семье крестьянина. С 9 лет работал учеником сапожника в Орле, юнгой плавал на судах Черноморского флота в Турцию, Грецию, Египет. В 1905-06 участвовал в рев. выступлениях. 3 года находился в Усть-Сысольской ссылке, где начал писать. Поселившись затем в Петербурге, зарабатывал игрой на мандолине, в составе оркестра нар. инструментов ездил в Америку (1911). Участник Февр. и Окт. рев-ций 1917. В 1917-18 работал в Петрогр., с 1919 - в Тамбовском Пролеткульте, выезжал с агитбригадами на фронт. С 1920 жил в Москве, был сотр. лит. отдела Наркомпроса, участником "Кузницы", потом пред. Всерос. ассоциации пролет. писателей. Автор сб. "Зори грядущего" (1919), "Железный мессия" (1921), "Паруса" (1921), "Рабочие шаги" (1925). Широкую известность получило полемич. стихотворение К. "Мы" (написано в ответ на заявление А. В. Луначарского о выходе в отставку в знак протеста против разрушения пам. рус. культуры), содержавшее строки, к-рые стали восприниматься как один из лозунгов Пролеткульта: "Во имя нашего Завтра - сожжем Рафаэля, разрушим музеи, растопчем искусства цветы". Стихи К., несмотря на декларировавшийся им разрыв с прошлым, достаточно традиционны в поэтич. отношении. С 1929 К. выступал в печати редко. Незаконно репрессирован (1937). Погиб в заключении. |
КИРИ́ЛЛОВ Ив. Кир. (1689-1737) - географ и картограф. Окончил Моск. школу математич. и навигацких наук (1707 или 1708). С 1712 служил в Сенате. В 1727 написал тр. "Цветущее состояние Всероссийского гос-ва" (изд. в 1731), в к-ром впервые дал систематизир. статистич. и экон.-географ. описание России. С 1728 возглавлял работы по топограф. съемке страны. В 1734 опубликовал первый вып. "Атласа Всероссийской империи". Был одним из организаторов 2-й Камчатской эксп. В 1734-37 возглавлял Оренбургскую эксп. с целью постройки крупного города на р. Орь (г. Оренбург, 1735). |
КИ́РОВСКИЙ ТЕА́ТР - см. |
КИРПИ́ЧНЫЙ СТИЛЬ - направление рус. неоромантич. архитектуры кон. 19 в., в к-ром для облицовки зданий использовался неоштукатур. кирпич. Кирпич. кладка часто имела и декорат. значение, выкладывалась из полихром. кирпича, включала глазуров. керамику или скульптур. терракотов. вставки. Характерные особенности рацион. формы, связ. с качеством мат-ла, пластич. и цветовые эффекты придавали К. С. особую выразительность. В России, особенно центр., издавна строили кирпич. с изразцами храмы, эта техника была традиц., она и легла в осн. кирпич. зодчества так же, как и характерные для Европы необлицов. замки и костелы. В царствование Екатерины II появились романтич. здания, построенные в "готич." стиле из кирпича (Царицынский ансамбль под Москвой В. Баженова и М. Казакова и др.). Затем А. Менелас построил для Александра I и Николая павильоны в Александровском парке Царского Села. При Николае I стали строить казен. учреждения в кирпич. варианте Ренессанса (т. н. "военно-гражд. стиль"). На этой осн. и вырос рациональный и одновременно романтич. К. С. В. Шретер и И. Китнер стали строить из неоштукатур. кирпича доход. дома и особняки, служеб. здания. Скоро постройки, стены к-рых облицовывались качеств. кирпичом или оставались обнаж., приобрели большую популярность, тем более что при этой технике можно было строить в любом европ. или рус. нац. варианте и, что немаловажно, гораздо дешевле. В кирпиче были построены Охотничий дворец в Беловежской пуще (Н. де Рошфор), Нижняя дача для Александра III в Петергофе (А. Томишко), Исторический музей в Москве (В. Шервуд). Именно К. С. привил рус. арх. тот вкус к естеств. декорат. мат-лам, рационализм и одновременно романтизм, к-рые привели к расцвету рус. архитектуры эпохи модерна. Арх. К. Шмидт и др., начав как мастера К. С., затем перешли к стр-ву зданий, облиц. глазуров. кирпичом "кабанчик", характернейшей деталью модерна. |
КИРСА́НОВ Сем. Исаакович (1906-72) - поэт. Род. в Одессе, в семье портного. В 1927 окончил г-зию, в 1925 - филол. ф-т Одесского ин-та нар. образования. В 1924 в Одессе К. встретился с В. Маяковским, оказавшим огромное влияние на его творчество. В 1925 приехал в Москву, начал печататься в ж. "ЛЕФ", вместе с Маяковским выступал с чтением стих. в разных городах страны. В первых сб. стих. К. "Прицел" (1926), "Опыты" (1927), "Слово предоставляется Кирсанову" (1939) определились характерные для К. черты: фантастичность, сказочность сюжетов, словесная игра и т. п. В 30-е гг. К. активно занимается поэтич. публицистикой: сб. "Строки стройки" (1930), "Ударный квартал" (1931), "Стихи в строю" (1932) и др. С сер. 30-х гг. в поэзии К. усиливаются лирич. мотивы: цикл "Желания" (1935), "Твоя поэма" (1937), цикл "Последнее мая" (1937). В годы Вел. Отеч. войны К. - корр. армейских газ. В 1945 был корр. газ. "Труд" на Нюрнбергском процессе. В послевоен. годы К. посвятил пропаганде стахановского движения поэму "Макар Мазай" (1950; Сталинская премия, 1951), написал поэмы "Вершина" (1954), "Однажды завтра" (1962), "Семь дней недели" (1956), "Зеркала" (1967), сб. "Ленинградская тетрадь" (1960), "Искания" (1967) и др. Значит. место в творчестве К. занимают фантаст. поэмы, сказания ("Моя именинная", 1927; "Поэма о Роботе", 1934; "Золушка", 1935; "Сказание про царя Макса-Емельяна", 1964; "Дельфиниада", 1971). |
КИ́РША ДАНИ́ЛОВ - см. Древние российские стихотворения, собранные Киршею Даниловым. |
КИСЕЛЁВ Андр. Петр. (1852-1940) - педагог-математик. После окончания (1875) физико-математич. ф-та Петерб. ун-та работал (до 1891 г.) преподавателем математики, механики и черчения в Воронеж. реальном уч-ще, затем в Воронеж. кадет. корпусе (до 1901), после чего вышел в отставку. В 1884 К. издал "Систематический курс арифметики для средних учебных заведений", в 1888 - "Элементарную алгебру", в 1892 - "Элементарную геометрию". Эти кн. отличались от существовавших в то время учебников более высоким теоретич. уровнем, последовательностью, ясностью и краткостью изложения. Они стали осн. учебниками по математике в ср. учеб. заведениях. После 1917 К. вернулся к преподават. деят-ности, одновременно продолжая работу над совершенствованием своих учебников. В сов. время учебники арифметики, алгебры и геометрии К. неоднократно переиздавались и в течение 20 лет были осн. учебниками в ср. школе. |
КИСЕЛЁВ Ник. Петр. (1884-1965) - библиотекарь, книговед, занимался гл. обр. изучением инкунабул и палеотипов. В его "Каталоге инкунабул Московского публичного и Румянцевского музеев" (1912-13. Вып. 1-2) описано 258 инкунабул и 204 изд. 1-й четв. 16 в. Тр. не был завершен - вышли 2 вып. из намеч. 4-х. К. составил фундамент. каталог палеотипов той же б-ки (1927-29. Вып. 1-2), к-рый также не был завершен (включает описание 790 палеотипов - от А до L). В посл. годы жизни напечатал в сб. "Книга" ряд ориг. ст. по истории отеч. книгопечатания. Среди них: "О Московском книгопечатании 17 в." (1959), "Греческая печать на Украине в 16-18 вв." (1962), "Наборные украшения в изданиях" (1964) и др. Лит.: Грачева О. А., Сокольская К. П. Н. П. Киселев: Биобиблиогр. указ. М., 1984. |
КИСЕЛЁВА Валер. Сер. (род. 1916) - актриса. В 1936 окончила Ленингр. техникум сценич. иск-ва. Работала как драм. актриса в Ленингр. пионерском т-ре рабоч. молодежи (1931-34), в Лит. ансамбле Дома пионера и школьника (1934-41). В 1942 вступила в труппу Большого т-ра кукол. Ролям К. дет. репертуара свойственна романтич. приподнятость: Тимур ("Тимур и его команда" Л. Браусевич, 1963), Кибальчиш ("Мальчиш-Кибальчиш" В. Лебедева и А. Кирилловского, 1967) и мягкость лирич. красок: Дюймовочка ("Дюймовочка" А. Бруштейн, 1947), Царевна-Лебедь ("Сказка о царе Салтане" по А. С. Пушкину, 1949). В спектаклях для взрослых раскрылся комедийный темперамент актрисы: Грицацуева, Эллочка-людоедка ("Двенадцать стульев" по И. Ильфу и Е. Петрову, 1957), Галатея ("Прелестная Галатея" Б. Гадора и С. Дарваша, 1958), дочь Бабы-Яги ("До третьих петухов" по В. М. Шукшину, 1976), мадам Ренессанс ("Клоп" В. Маяковского, 1979). |
"КИСЕЛЁВСКИЕ ШКО́ЛЫ" - приходские уч-ща, созд. по инициативе мин. гос. имущества П. Д. Киселева в селах гос. крестьян (1842). В школы поступали дети 8 лет (в т. ч. девочки). Школы открывались в центр. селе каждой волости и содержались за счет доп. обложений крестьян. Преподавание вели в осн. сельские свящ. Изучались Закон Божий, грамота, арифметика, вводились церк. пение и занятие садоводством и огородничеством. В 1866-67 часть "К. Ш." передается в ведение земств, часть - Мин-ву нар. просвещения. |
КИСЕ́ЛЬ - сладкое холодное студенистое блюдо с добавлением в качестве загустителя крахмала (К. ягод., фрукт., молоч. и др.). В старину К. готовили без крахмала (овсяный, гороховый). Для получения К. в древности заквашивали овсяное молочко, отчего и произошло слово "К." Это одно из древнейш. и любимых слав. блюд ("Царю и киселю место всегда найдется", а также формула описания "утопической" земли: "Молочные реки и кисельные берега"). Готовят К. жидкие и густые. К. были повседневн. сладким и обрядовым блюдом на поминках и тризнах. |
КИСЛЯКО́В Ник. Анд. (1901-73) - этнограф и историк. Специалист по этнографии народов Ср. Азии (прежде всего таджиков), Ирана и Афганистана. Обл. науч. интересов К.: традиц. обществ. ин-ты (брак, семья, наследование имущества, пережитки родовых отношений), традиц. соц.-экон. отношения, матер. культура. В 1932 К. окончил этногр. отд. геогр. ф-та Ленингр. ун-та, после чего поступил на работу в Ин-т этнографии АН СССР, где проработал до конца жизни (за искл. воен. лет: в 1941-43 был был дир. Респ. музея Таджикского филиала АН СССР, в 1943-45 работал в посольстве СССР в Иране, г. Тегеран). В 1945-50 К. возглавлял Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого, вплоть до 1973 был зав. Ленингр. частью отдела Передней и Ср. Азии. На протяжении б. чем 30 лет К. вел активную полевую работу в Ср. Азии. В 1930-32 провел там 2 года, год работая учителем в горных р-нах, а затем вплоть до начала 60-х гг. неоднократно выезжал в эксп. Является автором более 100 науч. публикаций. Соч.: Очерки по истории Каратегина: К истории Таджикистана. 2-е изд. испр. и доп. Сталинабад, 1954; Патриархально-феодальные отношения среди оседлого сельского населения Бухарского ханства в конце 19 - начале 20 в. М.; Л., 1962 (Тр. Ин-та этнографии АН СССР. Т. 74); Очерки по истории семьи и брака у народов Средней Азии и Казахстана. Л., 1969; Наследование и раздел имущества у народов Средней Азии и Казахстана (XIX - начало XX в.). Л., 1977. |
КИСС - семья цирк. артистов. Ник. Ал-др. К. (1897-1972) - жокей, жонглер, клоун. В 1966-72 преподавал в Гос. уч-ще цирк. и эстр. иск-ва (ГУЦЭИ). Его дети: Ал-Др Ник. (1921-90) - жонглер, Виолетта Ник. (род. 1925) - жонглер, с 1966 - реж.-педагог ГУЦЭИ. В 1939 брат и сестра К. выпустили номер, в к-ром соединялись жонглирование, акробатика, эквилибристика, антипод. С 1966 Ал-др К. - соло-жонглер, с 1967 - с женой В. Деминой. В 1970 в Италии был удостоен поч. приза Энрико Растелли. В посл. годы занимался реж. деятностью. В цирке работают сыновья Ал-дра Ник. Ник. (род. 1953) и Ал-др (род. 1957), жонглеры. Соч.: Кисс А. Если ты - жонглер. М., 1971. Лит.: Черненко И. Здравствуй, цирк! М., 1968; Никулин Ю. Почти серьезно... М., 1979. |
КИСТЕ́НЬ - оружие ударно-дробящего действия. Представляет собой короткую палку, к одному кон. к-рой ремнем, цепью или веревкой крепился груз (гиря, спец. граненая отливка и т. д.), а к др. петля (темляк) для надевания на кисть руки. Для 19 в. использование К. в качестве оружия характерно лишь для горцев в ходе Кавк. войн и для разбойников. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
КИ́ТЕЖ - мифологич. город, чудесная судьба к-рого стала предметом целого цикла рус. преданий и легенд. Сказание о К. зафиксировано в письм. форме в рукописях кон. 17-18 вв., но родилось гораздо раньше. По легенде, кн. Георгий построил град Большой Китеж близ с. Владимирского на оз. Светлояр (ныне Воскресенский р-н Нижегород. обл.) и в граде 3 церкви: Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня; Пресвятые Богородицы Успения; Благовещения. Стр-во Большого Китежа было закончено к 30 сент. 1167, и город простоял 75 лет до Батыева нашествия. Когда войска Батыя подошли к нему, то, по молению жителей, К. стал невидим и будет таковым до пришествия Христова. Существует 3 варианта метаморфозы К.: град укрыла земля; Китеж скрылся в оз. Светлояр; он стоит на месте, но люди в силу своих грехов его не видят. В нар. сознании укрепилась мысль, что храм невидимого града открывается лишь людям правед. жизни и принимает только того, кто идет к ней путем внутр. подвига, любви к Богу и ближнему. Хождение к К., на берега оз. Светлояр, стало традиц. формой паломничества, берега св. озера явились символич. местом дух. соединения с жизнью иного, до поры скрытого мира. Китежская мифологема получила новый импульс в самосознании староверов, к-рые по-своему преломляют ее традиц. содержании е в "Повести о сокровенном Граде Китеже" (1713). Дань ей отдали также рус. поэты (А. И. Майков, И. А. Клюев, М. А. Волошин, С. М. Городецкий), прозаики (П. И. Мельников-Печерский, А. М. Горький, Д. С. Мережковский, К. А. Федин), художники (В. М. Васнецов, И. К. Рерих, И. С. Глазунов). По ее мотивам создана опера Н. А. Римского-Корсакова "Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии", где предание о К. объединено с др.-рус. пов. о Петре и Февронии. Лит.: Комарович В. Л. Китежская легенда. М.; Л., 1938. |