Российский гуманитарный энциклопедический словарь
Кирилл

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

Кирилл

КИРИ́ЛЛ (2-я пол. 14 в.) - псковский зодчий, упомянут летописью под 1374 в связи со стр-вом ц. Кирилла над Греблей в Довмонтовом городе. Вероятно, постройкой храма "в свое имя" отмечены особые заслуги мастера перед г. Остатки ц. открыты раскопками В. Д. Белецкого: это сравнит. небольшой 4-столпный 3-апсидный храм. Существует предположение, что под рук-вом мастера К. псковские каменщики в 1365-67 возводили "на старой основе" гл. храм города - Троицкий собор.

-----------------------------------

КИРИ́ЛЛ (в миру Конст. Илларионович Смирнов) (1863-1937) - митр. Казанский и Свияжский. Родился в СПб., в семье псаломщика. Окончил Петерб. дух. академию со степенью канд. богословия (1887), тогда же был рукоположен во священника. В 1902 принял монаш. постриг; архим.; был назначен нач. Урмийской дух. миссии (Персия). С 1904 - еп. Гдовский, викарий Петерб. митр. Отпевал св. Иоанна Кронштадтского согласно завещанию посл. В 1909-18 еп., архиеп. (1913) Тамбовский и Шацкий. На Поместном соборе 1917-18 был избран чл. Св. Синода. В 1918 назначен экзархом Грузии, митр., но к месту назначения прибыть не сумел. С 1919 неоднократно арестовывался сов. властями. В 1920 назначен митр. Казанским и Свияжским. Согласно завещат. распоряжению Патриарха Тихона (Белавина) - первый кандидат на должность Патриаршего местоблюстителя. Стоял в оппозиции зам. Патриаршего местоблюстителя, Нижегор. митр. Сергию (Страгородскому), не признавая полит. конформизма последнего. В кон. 1929 митр. Сергием был отстранен от занимаемой кафедры и запрещен в служении. Фактич. с сер. 1920-х гг. пост. находился в тюрьмах и в ссылках. Расстрелян в Чимкенте.

-----------------------------------

КИРИ́ЛЛ (1130-е гг. - до 1182) - святой, еп. Туровский, церк. деятель, выдающийся писатель Др. Руси. Родился в Турове, в состоят. семье, постригся в монахи. Благодаря своей учености был поставлен в еп. по требованию князя и горожан. Полемизировал с еп. Владимирским Феодором, ставленником Андрея Боголюбского, и с самим Андреем. Лит. наследие К., сохранившееся до наших дней, велико. Ему принадлежат "Притча о душе и теле", "Повесть о белоризце и о мнишестве", "Сказание о черноризчем чине". В "Притче о душе и теле" К. толкует притчу о слепце и хромце, поставл. сторожами и ограбивших охраняемый ими сад. В произв. легко прослеживаются 2 пласта: богослов., связ. с рассуждениями о душе и теле, и политич. "Притча" содержит откров. намек на еп. Феодора (слепца) и кн. Андрея (хромца). Это единств. пример политич. памфлета у К. Несомненно К. также принадлежат 7 "Слов" на праздники Пасхального цикла, слово "На собор святых отец...", посвящ. Никейскому собору 325, цикл покаянных молитв и 2 канона: "Молебен" и "На успение преподобныя Ольги". "Слова" К. - яркие образцы жанра торжеств. красноречия. Соверш. владение яз., знание приемов визант. риторики и безупречное их применение, яркая образность и одухотворенность произв. К. обусловили их популярность на протяжении столетий.

В яз. К. сочетаются высокая церк.-слав. лексика и лексика рус. по происхождению, особенно в широко используемых К. диалогах. Поэтичность и эмоциональность - отличит. черты творчества К.

Лит.: Еремин И. П. Литературное наследие Кирилла Туровского // Тр. Отд. др.-рус. лит. Л., 1955-1958. Т. 11-13, 15; Его же. Ораторское искусство Кирилла Туровского // Там же. М.; Л., 1962. Т. 18.

В начало словаря