Российский гуманитарный энциклопедический словарь
Статьи на букву "К" (часть 8, "КЛА"-"КНИ")

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "К" (часть 8, "КЛА"-"КНИ")

Кладо Ник. Лавр.

КЛАДО́ Ник. Лавр. (1862-1919) - воен.-мор. теоретик и историк, ген.-майор флота (1912), проф. (1910). Окончил Мор. корпус и Мор. академию (1886). С 1886 по 1889 преподавал в Мор. корпусе. С 1889 по 1892 флаг-офицер нач. эскадры на Тихом ок. С 1892 по 1895 вновь преподавал в Мор. корпусе воен.-мор. историю и тактику. С 1896 преподаватель воен.-мор. иск-ва в Мор. академии. Во время рус.-япон. войны 1904-05 нач. воен.-мор. отд. штаба команд. флотом Тихого океана. Был направлен из Владивостока в Петербург для координации действий Владивост. отряда крейсеров и 2-й Тихоок. эскадры. Вышел в поход со 2-й эскадрой, после Гулльского инцидента отбыл в Париж для работы в Междунар. следств. комиссии. В 1905 уволен со службы за резкую критику в печати мор. командования. С 1910 возобновляет преподават. работу в Мор. академии. С 1917 по 1919 нач. Мор. академии. Автор более 80 кн. и ст. по истории воен.-мор. флота и воен.-мор. иск-ва: "Морская тактика" (1897), "История военно-морского искусства" (1901), "Введение в курс истории военно-морского искусства" (1910) и др.

Кларизм

КЛАРИ́ЗМ (от франц. clair - светлый, ясный) - система эстетич. принципов, излож. М. А. Кузминым в ст. "О прекрасной ясности" (1910). Осн. идея К. заключается в том, что подлинно прекрасным произв. иск-ва является в том случае, когда "внутреннее", "стихийное", "хаотическое" в его содержании удается воплотить в логически ясной, обладающей жесткой структурой форме. Как пример Кузмин приводил произв. Э. Т. А. Гофмана и Э. По. Идеи Кузмина отразились в эстетич. программе акмеизма - в требовании "равновесия" содержания и формы и их "соответствия" друг другу.

Классицизм

Статья большая, находится на отдельной странице.

Классический танец

КЛАССИ́ЧЕСКИЙ ТА́НЕЦ (от лат. classicus - образцовый) - танец, опирающийся на обобщенно-поэтич. принцип создания образа, имеющий др. традиции. Существуют разные системы К. Т. в Европе и странах Азии. Универсальность европ. К. Т. способствовала его распространению во всем мире. Термин появился в России в кон. 19 в. и раскрывал истоки европ. театр. танца, берущие нач. в классич. иск-ве Др. Греции, а также его совершенство, достигнутое рус. балетом в эпоху М. Петипа. К. Т. произошел от бальных танцев Италии и Франции. Система формировалась путем отбора движений, наиб. точно и полно выражающих дух. мир чел., его отношения с окруж. действительностью. Движения носили условно-обобщ. характер и стремились к геометрич. ясности, чему способствовал принцип выворотности. Если орг-ция движения в пространстве связана с геометричностью, то распределение его во времени всегда зависело от ритма, муз. сопровождения, с к-рыми танец связан изначально. К. Т. развивался и совершенствовался, откликаясь на муз. содержание и заимствуя формы музыки. Эволюция К. Т. связана также с развитием эстетич. направлений. Терминология К. Т., обозначившая позиции ног, рук, положения корпуса, группы движений и направление их исполнения, появилась в 17 в. В 1-й пол. 18 в. с К. Т. познакомились на рус. придвор. т-ре. Иностр. балетмейстеры воспитывали рус. артистов на осн. итал. и фр. школ. Самобытность рус. исполнительства привела к созданию отеч. школы К. Т., соединившей достоинства разл. европ. школ. Рус. К. Т. сыграл огромную роль в сохранении и развитии мир. балетного т-ра.

Классическое образование

КЛАССИ́ЧЕСКОЕ ОБРАЗОВА́НИЕ - система общ. образования, содержание к-рого - изучение др.-греч. и лат. яз., а также математики. Возникло в Зап. Европе в эпоху Возрождения. Осн. задача К. О. - развитие мышления, эстетич. вкусов, формирование мировоззрения. В России идеи К. О. получили распространение в 17 в., чему способствовало открытие Киево-Могилянской и Славяно-греко-лат. академий. В 18 в. развитию К. О. в определ. степени содействовали г-зии, в к-рых удельный вес др. яз. в уч. процессе был достаточно велик. В 1864 наряду с классич. г-зиями открываются реальные. Во 2-й пол. 19 в. борьба сторонников классич. и приверженцев реального образования привела к сокращению кол-ва часов, отводимых на изучение лат. яз., в большинстве г-зий было отменено преподавание др.-греч. яз.

Классная дама

КЛА́ССНАЯ ДА́МА - воспитательница в жен. г-зиях и прог-зиях в дорев. России. Должность введена в 1870, соответствовала должности классного наставника. К. Д., имевшая свидетельство дом. учительницы, могла преподавать один из предметов в жен. г-зиях или в 3 низших кл. жен. г-зий.

Классный наставник

КЛА́ССНЫЙ НАСТА́ВНИК - воспитатель в муж. г-зиях и реальных уч-щах дорев. России. Должность введена Уставом г-зий (1864). Вначале были утверждены 2 должности К. Н. на г-зию; по Уставу гимназий 1871 и реальных уч-щ 1872 К. Н. полагались уже на каждый кл. Обязанности К. Н. выполняли штатные преподаватели, получавшие надбавку к жалованью; К. Н. помогали классные надзиратели.

Клаузула

КЛА́УЗУЛА (лат. clausula - заключение) - окончание стиха или прозаич. колона, обычно отмеч. повыш. ритмич. урегулированностью. В силлабо-тонич. системе стихосложения - группа безудар. слогов, следующая в конце стиха после удар. константы (последнего икта). К. различаются по объему заудар. гр., к-рая м. б. нулевой (если ударение падает на последний слог), тогда К. - муж. (напр., Во глубине сибирских ру́д, А. Пушкин); м. б. в 1 слог, тогда К. - жен. (Часы сей жизни скороте́чной, В. Жуковский); в 2 слога - дактилич. К. (В минуту жизни тру́дную, М. Лермонтов); в 3 и более слогов - гипердактилич. (Люблю я задумываться, А. Дельвиг). В рус. поэзии наиб. употребит. стихи с муж. и жен. К.; гипердактилич. - редкость (напр., 6-сложная К. у В Брюсова: Ветки, темным балдахином све́шивающиеся). Чередование К. в стихе является одним из важнейших приемов строфич. компоновки рифмов. и - в еще большей степени - нерифмов. стиха (конфигурация безрифм. строф часто определяется типом К. и способом их комбинирования). Рус. досиллабич. стих использовал 3 вида К. (муж., жен. и дактилич.); силлабич., ориентир. на польск. образцы, заимствовал из них только жен. С утверждением в 18 в. силлабо-тоники к употреблению допускаются муж. и жен. К. (возможности их чередований определялись правилами), дактилич. отвергаются, сохраняясь только в белом нерифмов. стихе как знак имитации стиха нар. С нач. 19 в. допускаются стихи со сплошными однородн. К., а дактилич. К. окончательно закрепляется в рус. поэзии как равноправная. Освоение многослож. гипердактилич. окончаний начинается в сер. 19 в. и достигает своего расцвета в экспериментах старших символистов (гл. обр. В. Брюсова и К. Бальмонта), к-рые впервые вводят в поэтич. практику рифмовку разных типов К. (неравнослож. рифмы).

Клевер Юл. Юл

КЛЕ́ВЕР Юл. Юл. (1850-1924) - живописец-пейзажист. Нач. худож. образование получил у К. Кюгельхена, затем учился в Петерб. АХ (1867-70) у С. Воробьева и М. Клодта. Для пейзажей К. характерны внеш. цветовые эффекты, а также постоянное варьирование мотива заходящего солнца. Обращался к теме балтийской природы; выступал с зимними пейзажами ("Лесная река", 1875; "Мелколесье", 1878; "Лес", 1880). Творчество К. близко к салонному академизму. С 1878 - акад. Преподаватель АХ (проф. с 1881).

Лит.: История русского иск-ва / Под ред. И. Э. Грабаря. М., 1965. Т. 9, кн. 1. С. 440-442.

Клейнмихель Петр Андр.

КЛЕЙНМИ́ХЕЛЬ Петр Андр. (1793-1869) - гос. деятель, граф. Род. в СПб., в семье ген.-лейт. А. А. Клейнмихеля. В 1812 поступил в лейб-гвардии Преображенский полк с назначением адъютантом к А. А. Аракчееву, к-рый стал для К. дух. наставником и образцом для подражания. Участвовал в Бородинском сражении. В 1814 назначен флигель-адъютантом к Александру I и петерб. плац-майором. С 1819 - нач. штаба воен. посселений, с 1820 - ген.-майор. В царствование Николая I К. возглавлял департамент воен. поселений и инспектор. департамент Воен. мин-ва, был главноуправляющим путями сообщения и публич. зданиями (1842-55). Под его рук-вом был возведен первый постоянный мост через Неву, жел. дорога Петербург - Москва (Николаевская ж. д.). Приобрел репутацию чел. жестокого, грубого по отношению к подчиненным. Для К. было характерно самоуправство, расточительность в расходовании казен. средств. Об ответственности К. за человеч. жертвы, с к-рыми было сопряжено стр-во Николаевской ж. д., косвенно упомянул Н. А. Некрасов в стих. "Железная дорога". Будучи порицаем обществом за назв. выше качества, К. завоевал исключит. расположение Николая I, к-рый пожаловал своего любимца мн. наградами и возвел в графское достоинство. Девиз, начертанный на графском гербе К. - "Усердие все превозмогает", - как лучше характеризует личность этого могуществ. временщика, ставшего одним из символов николаевской эпохи.

Лит.: Полный послужной список генерал-адъютанта Его Императорского Величества графа Клейнмихеля // Русский инвалид. 1869. № 9; Булгакова Л. А. Петр Андреевич Клейнмихель // Новый Часовой. 1997. № 5.

П. А. Клейнмихель

П. А. Клейнмихель

Клеть

КЛЕТЬ - 1) Квадрат. дерев. сруб - гл. эл-т почти любой постройки в рус. дерев. зодчестве, напр., трехчастного жилого дома (теплая часть - "изба", "сени" и "клеть", к-рые ставились на "подклет"). К. лежит в осн. церк. простейшего типа из 3-х срубов (собственно К.): большого центр. - для самой церкви и двух меньших - для притвора (сеней) на западе и алтаря (апсиды) на востоке; каждый сруб перекрывался высокой двухскатной кровлей с главой и крестом, выделявшими ц. из др. строений. Такой тип храма наз. клетским.

2) Холодная (без отопления) изба для хоз. нужд.

Кликушество

КЛИКУ́ШЕСТВО - нервное, истерич. заболевание женщин; выражается в судорожных припадках, резких криках. Под влиянием визант. воззрений, согласно к-рым женщина рассматривалась как олицетворение зла, на Руси К. стало трактоваться как пророчество "порчи", зла, а затем начало ассоциироваться с наветами, клеветой. Под К. принято также понимать крикливость, выражение недовольства, неверие. Впервые о кликушах (другое название "икотицы") становится изв. еще в 11 в. В 17 в. под влиянием раскола и в связи с распространением суеверия и мистицизма роль кликуш становится б. заметной. Так, напр., лица, имена к-рых выкрикивали кликуши, нередко обвинялись в колдовстве, т. к. на них была направлена "порча". Это способствовало распространению клеветы и сплетен. Указы Петра I предписывали привлекать кликуш к гражд. суду. Их помещали в сумасшедшие дома или тюрьму на срок от 4 до 8 мес. По закону 1874 наказанию подвергались не наст., а "притворные" кликуши.

Климент Охридский

КЛИ́МЕНТ О́ХРИДСКИЙ (ок. 840-916) - слав. просветитель, один из наиб. близких учеников и сподвижников Кирилла и Мефодия, участник Моравской миссии, а после смерти своих учителей - ревностный продолжатель дела утверждения слав. письменности и христ. культуры. К. О. много занимался просветит. деят-ностью, обучил грамоте и подготовил для священнич. деят-ности ок. 3500 чел. Был первым слав. еп. в Велице (Болгария), поэтому в источниках иногда о нем говорится как о Клименте, еп. Словенском или Величском. К. О. - автор большого кол-ва "Слов" (поучений и похвал), не всегда, правда, подпис. его именем. Одно из наиб. ярких произв. К. О. - похвала Кириллу Философу. Творчество К. О. имело широкое распространение, сыграло значит. роль в развитии др. слав. лит-р - болг., рус., серб. Для науки произв. К. О. были открыты в 40-е гг. 19 в. рус. ученым В. М. Ундольским, нашедшим в рукописном фонде б-ки Троице-Сергиевой лавры 3 проучения Климента в списках кон. 12 - нач. 13 в. Эти слова были опубл. И. И. Срезневским в 1863.

Климент Смолятич

КЛИ́МЕНТ СМОЛЯ́ТИЧ (? - после 1164) - митр. По происхождению рус., скорее всего родом из Смоленска. Постригся в схиму. В 1147 по предложению вел. кн. Киевского Изяслава Мстиславича был избр. на митрополию собором еп. В междоусоб. войне поддерживал Изяслава, из-за чего в 1149 после занятия Киева Юрием Долгоруким был изгнан из города В 1151 вернулся в Киев вместе с Изяславом, а после его смерти вновь ушел. В 1155 Константинополь по просьбе Юрия Долгорукого поставил митрополитом Киевским Константина, но К. С., ушедший во Владимир-Волынский к Мстиславу Изяславичу, не признавал законности это поставления. Последний раз был на митрополии в 1158, когда Киев принадлежал сыну Изяслава, Мстиславу. После смерти Юрия по соглашению между Мстиславом Изяславичем и его дядей Ростиславом Смоленским, ставшим князем Киевским, оба митр. были низложены, а на их место прислан митр. Федор из Константинополя. После его смерти Ростислав в 1163 попробовал вернуть К. С., но безуспешно: Константинополем был поставлен др. митр. Сложные отношения в митрополии в 1147-63 нашли свое отражение в "Вопрошании" Кирика. К. С. достоверно принадлежит "Послание Фоме презвитеру", адресован. в Смоленск. "Послание" свидетельствует о высокой образованности К. С, вероятно, знавшего греч. яз. Предположительно К. С. приписывается также поучение "В субботу сыропустную память творим св. отецъ".

Изд. и лит.: Никольский И. О литературных трудах митрополита Климента Смолятича. СПб., 1892; Гранстрем Е. Э. Почему митрополита Климента Смолятича называли "философом" // Тр. Отд. др.-рус. лит. 1970. Т. 25.

Климов Элем Германович

КЛИ́МОВ Элем Германович (род. 1933) - кинореж., окончил Моск. авиац. ин-т в 1957 и реж. ф-т ВГИКа (мастерская Е. Дзигана) в 1964. В 1964 снял сатирич. комедию "Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен" (приз VII Междунар. киновстречи ф. для молодежи в Каннах, 1966). Посценарию А. Володина снял ф. "Похождения зубного врача" (1965, вып. 1969). В 1970 снял ф. "Спорт, спорт, спорт" (гл. приз МКФ спорт. ф. в Югославии, 1972; призы др. фестивалей спорт. ф.), соединяющий игровые новеллы с хроникой спорт. состязаний. Здесь и в дальнейшем К. нередко прибегает к гротеск. заострению жизн. мат-ла, к автор. осмыслению хроники. Сложным по построению и стилист. многоплановости стал ф. "Агония" (1974, приз ФИПРЕССИ на МКФ в Венеции, 1982). Совм. с Г. Лавровым и М. Хуциевым завершил работу над док. ф. М Ромма "И все-таки я верю" (1974). После трагич. гибели жены - кинореж. Л. Шепитько - К. продолжил работу над начатым ею ф. по пов. В. Распутина "Прощание с Матерой" (1983). В 1985 снял трагич. ф. о войне "Иди и смотри" (гл. приз и приз ФИПРЕССИ на МКФ в Москве, 1985).

Соч.: Говорят лауреаты киносмотра // Искусство кино. 1985. № 12. С. 36-38; Иди и смотри: Киносценарий. М., 1987. (Совм. с А Адамовичем).

Лит.: Игнатьева И. "Иди и смотри" (СССР) // Иск-во кино. 1985. № 12. С. 80-88.

Клипер

КЛИ́ПЕР - воен. судно особого кл., существовавшего в рус. флоте во 2-й пол. 19 в. Первонач. предназначались для дальнего океан. крейсерства, последние клипера использовались как вспомогат. суда для дозорной, посыльной и т. п. службы. В К. сочетались большая скорость, и высокие мореходные качества и способность к длит. автоном. плаванию. Появление этого кл. в рус. флоте стало реакцией России на поражение в Крымской войне, в результате чего была принята доктрина крейсерской войны. Первые 6 парусно-винтовых К. ("архангельские К.": "Джигит", "Наездник", "Опричник", "Пластун", "Разбойник", "Стрелок") заложены в сент. 1855, вошли в строй весной 1857. В соответствии с программой усиления крейсерского флота в 1860-62 построена 2-я сер. К. ("Абрек", "Алмаз", "Всадник", "Гайдамак", "Жемчуг", "Изумруд", "Яхонт"). В связи с принятием "программы 4-х отрядов" на смену устаревшим дерев. К. в 1873-80 построены две сер. с цельнометаллич. ("Крейсер", "Разбойник", "Стрелок") и композитными жел.-дерев. ("Наездник", "Пластун", "Вестник", "Опричник") корпусами. Последний из них ("Стрелок") действовал в составе флота до 1914. По классификации 1892 К. были отнесены к рангу крейсеров 2-го ранга. В период до рус-япон. войны оставшиеся в строю К. использовались преим. для разведыват. плаваний.

Клир

КЛИР (греч. χλἥροζ - жребий, доля, доставшаяся по жребию) - в широком значении - совокупность священнослужителей (духовенства) и церковнослужителей (иподьяконы, чтецы, певцы, пономари, алтарники). "Клирики так называются потому, что они избираются в церковные степени так же, как избран был по жребию Матфий [Деян. 1:26], поставленный апостолами" (Блаженный Августин). По отношению к храмов. (церк.) служению люди делятся на следующие категории. I. В Ветхом Завете: 1) "клир" (первосвящ., свящ. и "левиты" (низшие служители) и 2) народ. Принцип иерархии здесь - "родоплеменной", поэтому "клириками" являются только представители "колена" (племени) Левия: первосвящ. - прямые представители рода Аарона; свящ. - представители того же рода, но не обязательно прямые; левиты - представители др. родов того же колена. "Народ" - представители всех ост. колен Израилевых (а также принявшие религию Моисея не израильтяне). II. В Новом Завете: 1) "клир" (священно- и церковнослужители) и 2) народ. Нац. критерий упраздняется. Священно- и церковнослужителями могут стать все мужчины христиане, соответствующие определ. канонич. нормам. Допускается участие женщин (вспомогат. должности: "диакониссы" в Древней Церкви, певицы, прислужницы в храме и др.), при этом к "клирикам" они не причисляются. (Ин-т "женского священства", довольно широко распростр. в наст. время в протестантизме, решительно отвергается правосл. и католиками.) "Народ" (миряне) - все ост. христиане. В Древней Церкви "народ", в свою очередь, подразделялся на 1) мирян и 2) монахов (при возникновении этого ин-та). Последние отличались от "мирян" только образом жизни, занимая по отношению к клиру такое же положение (принятие священ. сана считалось несовместимым с монаш. идеалом). Однако этот критерий не являлся абсолютным, и вскоре монахи стали занижать высшие церк. должности. В др.-рус. Церкви "клир" - совокупность алтарных и внеалтарных служителей, за исключением архиерея. В наст. время принято деление на клир и причт, или причет церковный; представители последнего - причетники.

Лит.: Елеонский Ф. Г. О ветхозаветном священстве // Христ. чтение. 1879. Ч. 2; Титов Г., свящ. Полемика по вопросу о ветхозаветном священстве и сущности священнического служения вообще. СПб., 1882; см. также лит. при ст. Иерархия.

Клирос

КЛИ́РОС (греч. χλἥροζ - жребий, удел, владение) - места для певчих по правую и левую сторону от амвона. В др. значении - название органа церк. управления, носившего коллегиальный характер. В него входили свящ. всех ц. города, дьяконы, иногда даже миряне. К. имел знач. коллектив. органа управления ц., а также обладал нек-рыми более широкими функциями. Есть свидетельства об администр. деят-ти клирошан, об участии К. в суде. Клирошане выступали свидетелями зем. актов, а по мере развития на Руси церк. землевладения становились наследств. владельцами принадлежавших собору земель. Наиб. ранние упоминания К. на Руси относятся к киевскому Софийскому собору и к кон. 11 в. По др.-рус. мат-лам К. предстает перед нами как орган, обладавший большой властью. Существование К. и клирошан - яркое свидетельство демократ. строя др.-рус. ц. Подтверждением этому служит и б. поздняя история К. Он продолжал жить и развиваться там, где для него сложились благоприят. условия, т. е. в Вел. Новгороде и Вел. княжестве Литовском - гос-вах, унаследовавших др.-рус. демократич. традиции политич. жизни. В Сев.-Вост. Руси, по мере усиления и централизации княж. власти, произошло усиление и центр. церк. органов правления. К., перестав играть к.-л. значит. роль, определ. время сохранялся лишь по традиции.

Лит.: Голубинский Е. Е. История русской церкви. 2-е изд. М., 1901. Т. 1, 1-я пол. С. 376-383; Щапов Я. Н. Государство и церковь Древней Руси 10-13 вв. М., 1989. С. 126-131.

Клирошанин

КЛИРОША́НИН (крылошанин) -производное от "клирос", означает представителя низш. духовенства, причетника, поющего или читающего на клиросе (певчего, чтеца); в др. значении - чл. особого органа церк. управления.

Клодт фон Юргенсбург

Статья большая, находится на отдельной странице.

Клочков Вас. Ив

КЛОЧКО́В Вас. Ив. (1861/62-1915) - книгопродавец и библиофил. Имел собств. книж. магазин в СПб., являвшийся одним из самых изв. сборных пунктов библиофилов столицы. К. одним из первых в России занялся изд. периодич. каталогов приобретаемых им книг. В 1895-1915 выпустил 507 подобных каталогов. Через книж. магазин К., никогда не колебавшегося заплатить высокую цену за редкую кн., прошло немало ценнейших б-к. Так, им были проданы б-ки кн. М. С. Воронцова, графа С. А. Апраксина и др. При непосредств. участии К. была составлена знаменитая б-ка Г. В. Юдина, положившая начало Слав. отделу Ун-тской б-ки Вашингтона. К. был одним из учредителей "Кружка любителей русских изящных изданий" в СПб. (1903). К. был изв. за границей, где долгое время с его именем связывали всю антикварно-книж. деят-ность в России. В помещении магазина К. на Литейном просп. по сей день торгуют книгами. На стене висит портрет быв. владельца.

Лит.: Соловьев Н. В. В. И. Клочков: Некролог // Рус. библиофил. 1915. № 5; Шибанов П. П. Антикварная книжная торговля в России // Книжная торговля. М.; Л., 1925.

Клушин Ал-др Ив

КЛУ́ШИН Ал-др Ив. (1763-1804) - писатель, журналист. Происходил из др., но обедневшего дворян. рода. Систематич. образования не получил. Служил в Орловской провинц. канцелярии, затем - на воен. службе. С 1788 - в СПб. Завязал знакомства в лит. кругах, совм. с И. А. Крыловым и П. А. Плавилыциковым издавал ж. "Зритель" (1792) и "Санкт-Петербургский Меркурий" (1793). Эстетич. взгляды К. были во мн. противоположны сентиментализму, однако в своей лирич. поэзии и прозе ("Вертеровы чувствования, или несчастный М-в", 1793) он обнаруживает с ним явную связь. Наибольшей известностью из произв. К. пользовались его комедии ("Смех и горе", 1792; "Алхимист", 1793). После 1793 К. служил при рус. т-ре в С.-Петербурге (цензором, затем инспектором труппы). С театр. службой К. связана его позднейшая драматургия (комедии "Худо быть близоруким", 1799; "Услужливый", 1800), не пользовавшая успехом у зрителей.

Клыков Вяч. Мих.

КЛЫ́КОВ Вяч. Мих. (род. 1939) - скульптор (станковист и монументалист). Автор станковых, монумент.-декор. скульптур, пам. деятелям рус. культуры, религ. мыслителям и подвижникам. На раннем этапе творчества создает сер. обобщ. языч. образов ("Песня степей", 1971 и др.). В 70-80-е гг. тонко передает особые психолог. состояния героев, соотнося их с общими проблемами бытия чел. ("Отравленная вода", 1974; пам. Н. М. Рубцову, 1985 и др.) Первым обратился к воплощению в скульптуре образов Серафима Саровского (1990-91), протопопа Аввакума (1991). Среди др. его работ пам. Г. К. Жукову (1995), имп. Николаю II (1996).

Лит.: Костина О. Образный мир Вячеслава Клыкова // Московские скульпторы / Авт.-сост. Л. В. Марц, К. М. Шмакова. М., 1986.

Клычков Сер. Ант.

КЛЫЧКО́В Сер. Ант. (наст. фам. Лешенков) (1889-1937?) - писатель. Род. в дер. Дубровки Тверской губ., в семье старообрядца-сапожника. В 1900-05 учился в Моск. реальном уч-ще И. Фидлера. В 1905 нач. слушать курс на ист.-филол. ф-те Моск. ун-та, участвовал в баррикадных боях. Первые стихи связаны с рев. событиями. Вместе с М. Чайковским совершил поездку в Италию, виделся на Капри с М. Горьким и А. Луначарским. Первые сб. стих. "Песни" (1911) и "Потаенный сад" (1913), насыщ. фольклор.-сказ. мотивами, оказались в русле того течения рус. культуры нач. 20 в., к-рое объединяло художников Н. Рериха, А. Васнецова, И. Билибина, скульптора С. Коненкова, композиторов А. Лядова, Н. Римского-Корсакова и т. н. неокрестьянских поэтов Н. Клюева, С. Есенина и др. С Есениным К. познакомился в 1913. Их дружба продолжалась до кон. жизни Есенина. В годы гражд. войны К. дважды угрожала смертная казнь от Махно и от белых (спасал случай). В соавторстве с Есениным, М. Герасимовым К. написал "Кантату", слова к-рой были высечены на мемор. доске памяти жертв рев-ции в Ленинграде. Вместе с А. Белым, Есениным К. организовал моск. труд. артель художников слова (1918-20), к-рая издала сб. К. "Потаенный сад" (1918), "Дубравна" (1919), "Кольцо лады" (1919). Впоследствии вышли сб. "Гость чудесный" (1923), "Домашние песни" (1923), "В гостях у журавлей" (1930), ром. "Сахарный немец" (1925), "Чертухинский балакирь" (1926), "Князь мира" (1928). К. работал в ред. ж. "Красная новь", в изд-ве "Круг", переводил и обрабатывал фольклор. произведения вогулов, киргизов, марийцев и др. В 1937 репрессирован и вскоре расстрелян. Реабилитирован в 1956.

Клюев Ник. Ал

Статья большая, находится на отдельной странице.

"Ключ знаменной" инока Христофора

"КЛЮЧ ЗНА́МЕННОЙ" инока Христофора (1604) - уник. пам. теории др.-рус. музыки, дошедший до нас в единств. списке. Это одна из первых азбук нового типа, получившая многообразное воплощение в рукописях на протяжении 17 в. "К. З." содержит такие новые для теории др.-рус. музыки руководства, как 2 разных типа кокизника - перечисления ("Имена полевкам"), назв. попевок со строками из песнопений; 3 разных типа путевой азбуки - сопоставление строк из песнопений в знаменном и путевом распевах ("Согласие знамени с путный знаменем..."), перечисление ("Имена путного знамени..."), объяснение путевых знаков с помощью знаменных ("А се путное знамя розведено столповым"); фитники ("Розвод знамени мудрому и фитам..." и "Розвод фитам исо владычних празников"). Но и в традиц. виды руководств автор "К." привносит черты нового, вводя дополнит. знамена и фиты в азбуку-перечисление и давая иной характер объяснения распевов в азбуку-толкование. "К. З." отразил те осн. принципы, к-рыми руководствовались распевщики в повседневной практике богослужения кон. 16 - нач. 17 в.

Лит.: Христофор. Ключ знаменной, 1604 / Публ., пер. М Бражникова и Г Никишова. М.. 1983.

Ключарь

КЛЮЧА́РЬ - хранитель ключей, эконом (11 в.); свящ., ведающий ризницей и церк. утварью в соборной ц. (17 в.). По Соборному Уложению (1649) бесчестие К. каралось строже, чем рядового свящ.

Ключевский Вас. Осип

КЛЮЧЕ́ВСКИЙ Вас. Осип. (1841-1911) - историк. Род. в семье сел. священника. Окончил приходское дух. уч-ще, затем уездное дух. уч-ще, учился в Пензенской дух. семинарии. Незадолго перед окончанием курса в семинарии в 1861 отказался от дух. карьеры и поступил на ист.-филол. ф-т Моск. ун-та. Учился у С. В. Ежевского, Ф. И. Буслаева, С. М. Соловьева, Б. Н. Чичерина. В 1865 закончил ун-т и был оставлен при каф. рус. истории для подготовки к проф. званию. Канд. работа К. при окончании ун-та - "Сказания иностранцев о Московском государстве" (1865). В 1871 издал и в 1872 защитил магист. дисс. "Древнерусские жития святых как исторический источник". В 1882 опубликовал и защитил докт. дисс. "Боярская дума Древней Руси". В 1879 сменил С. М. Соловьева на каф. рус. истории Моск. ун-та. Был деканом ист.-филол. ф-та, ректором ун-та. Изв. как выдающ. лектор. Помимо Моск. ун-та (1879-1911) преподавал в Моск. дух. акад. (1871-1906), на Моск. высш. жен. курсах (1872-87), в Александровском воен. уч-ще (1867-83), преподавал в 1893-94 историю вел. кн. Георгию Александровичу. Был чл. Моск. археол. об-ва, Об-ва любителей рос. словесности, Об-ва истории и древностей российских (пред. в 1893-1905). С 1889 - чл.-корр. АН, в 1900 избран акад. истории и древностей рус., в 1908 избран поч. акад. по разряду изящной словесности. Наиб. крупным произведением К. является изданный в 1904-21 "Курс русской истории" в 5 частях, неоднокр. переиздававшийся. Курс охватывает период рус. истории с древнейших времен до реформ 1860-х гг. К. признавал общность всемирного ист. процесса, а народ - осн. его движущей силой, доказывал, что развитие об-ва зависит от сочетания внеш. и внутр. факторов: геогр., этногр., полит., экон. и соц. Впервые в рус. науке К. попытался проследить историю отд. классов и соц. групп, рассмотреть роль экон. фактора в России. "Курс русской истории", состоящий из отд. лекций, отличает блестящий лит. стиль, мастерские характеристики ист. личностей, хорошо продуманная система изложения. Помимо "Курса" К. опубл. целый ряд ист. иссл. ("Происхождение крепостного права в России", 1885; "Подушная подать и отмена холопства в России", 1886 и др.). К. впервые в России стал читать ун-тский курс рус. историографии.

Соч.: Сочинения: В 9 т. М., 1987-1990; Древнерусские жития святых как исторический источник. М., 1988; Исторические портреты. М., 1991.

Лит.: Нечкина М. В. Василий Осипович Ключевский: История жизни и творчества. М., 1974.

В. О. Ключевский

В. О. Ключевский

Клюшников Викт. Петр.

КЛЮ́ШНИКОВ Викт. Петр. (1841-92) - писатель. Из дворян. семьи. Племянник И. П. Клюшникова. Окончил естеств. отд. Моск. ун-та (1861). Был одним из наиб. последоват. сторонников М. Н. Каткова и известен как автор считавшегося самым одиозным антинигилистич. ром. "Марево" (1864). В 1870-90-х гг. был ред. ж. "Нива".

Клюшников Ив. Петр.

КЛЮ́ШНИКОВ Ив. Петр. (1811-95) - поэт, прозаик. В 1832 окончил Моск. ун-т со степенью канд. словесных наук. Участник кружка Н. В. Станкевича. Сотр. "Московского наблюдателя", "Отечественных записок" и др. Для филос.-романтич. лирики К. характерны напряж. рефлексия, психологизм, иронич. и пессимистич. мотивы. В пов. "Привидение первого мужа, или Вдова замужем" (1841) близок натур. школе. В нач. 1840-х гг., пережив тяжелую депрессию, покинул Москву и почти 40 лет провел в родовом имении. В 1880-х гг. опубл. неск. стих. в "Русском вестнике". К. - прототип гл. героя ром. в стихах Я. П. Полонского "Свежее предание".

Клячко Лев Моис.

КЛЯЧКО́ Лев Моис. (1873-1934) - издатель и журналист, организатор первого в СССР дет. частного изд-ва "Радуга" (1923-30). В этом изд-ве вышли классич. произв. для детей С. Я. Маршака, К. И. Чуковского, Е. Л. Шварца, В. В. Бианки, А. Л. Барто и др. с рисунками В. В. Лебедева, В. М. Конашевича, С. В. Чехонина.

Кнебель Иосиф Ник

КНЕ́БЕЛЬ Иосиф Ник. (1845-1926) - издатель и книгопродавец. Вершина книгоиздат. деят-ности К. - выпуск шеститомной "Истории рус. иск-ва" под ред. И. Э. Грабаря (1910-16). Всего К. выпустил ок. 400 изд. В 1918 его изд-во было национализировано.

Кнебель Мария Осиповна

КНЕ́БЕЛЬ Мария Осиповна (1898-1985) - актриса, реж., педагог. С 1918 занималась в студии М. А. Чехова, в 1921 поступила в школу 2-й студии МХТ. По окончании школы вступила в труппу МХТ, где проработала до 1950. Проявила себя как острохарактерн. актриса в ролях Шарлотты ("Вишневый сад"), Уордль ("Пиквикский клуб" по Ч. Диккенсу), Карпухиной ("Дядюшкин сон" по Ф. Достоевскому), Горностаевой ("Любовь Яровая") и др. С 1935 начала работать как реж., сначала в т-ре им. Ермоловой, где поставила спектакли "Дальняя дорога" (А. Арбузов), "Последние" и "Дети солнца" (М. Горький), "Как вам это понравится" (В. Шекспир). С 1950 была реж., а в 1955-60 - гл. реж. Центр. дет. т-ра, где поставила спектакли "Горе от ума", "Конек-Горбунок" (совм. с А. Некрасовой), "Страница жизни" В. Розова и др. Пед. деят-ность начала с 1932. С 1940 преподавала в Театр. уч-ще им. Щепкина, с 1948 - в ГИТИСе.

Соч.: Вся жизнь. М., 1967; О том, что мне кажется особенно важным. М., 1971; Поэзия педагогики. М., 1984.

Лит.: Владимирова З. В. М. О. Кнебель. М., 1991.

Книга

КНИ́ГА - самост. по оформлению произв. печати или письменности, предназнач. для сохранения и передачи содерж. в нем информации. Две осн. формы К. - свиток и кодекс. К. в виде свитка появилась раньше (5 тыс. лет назад), но была впоследствии (в Европе - на рубеже средневековья) вытеснена б. удобным кодексом. В Россию К. проникла из Византии. Долгое время осн. центрами книж. дела были мон. и храмы. Светская К. в России получила широкое распространение только в нач. 18 в.

Книга. «Азбука». Рукописная книга. 1698

Книга. «Азбука». Рукописная книга. 1698

"Книга Большому Чертежу"

"КНИ́ГА БОЛЬШО́МУ ЧЕРТЕЖУ́" - описание крупнейшей карты России 17 в. ("Большого Чертежа"), свод географ. и этнограф. сведений. Использовалась в качестве практич. руководства при "посылке людей для государевой службы". С кон. 17 и в 18 в. служила общеобразоват. пособием, использовалась в науч. целях. "К. Б. Ч." была составлена в 1627 в Разрядном приказе. "К. Б. Ч." позволяет составить представление об утраченном "Большом Чертеже", т. к. включает все имевшиеся на карте назв. и описание изображ. мат-лов. Это описание и сейчас удивляет полнотой и точностью. Дошла до наст. времени в многочисл. списках 17-19 вв. Впервые опубл. И. И. Новиковым под назв. "Древнероссийская идрография, содержащая описание Московского государства, рек, протоков, озер, кладезей и какие на них урочища и на каком они расстоянии" (1775).

"Книга и революция"

"КНИ́ГА И РЕВОЛЮ́ЦИЯ" - 1) Ежемес. критико-библиограф. ж., издавался в Петрограде с 1920. В состав редколлегии входили М. К. Лемке, К. А. Федин и др. Ж. стремился дать обзор кн. по всем отраслям знаний, вышедших на рус. яз. с 1917. Ст., рецензии и хроники рус. и заруб. жизни носили, как правило, информац.-просветит. характер. В ж. печатались Н. О. Лосский, А. В. Луначарский, Б. М. Эйхенбаум и др. В связи с увеличением выпуска книж. продукции и невозможностью ее полностью отрецензировать ж. начал испытывать трудности, и в 1923 был закрыт.

2) Критико-библиограф. ж., издавался в Москве с 1929 по 1930. Отв. ред. - И. М. Керженцев. В состав редколлегии входили Н. К. Крупская, М. Н. Покровский, Е. М. Ярославский.

Книговедение

КНИГОВЕ́ДЕНИЕ - научн. дисциплина, изуч. теорию, ист. и орг-цию книж. дела, т. е. проблемы создания, распространения и использования произв. письменности и печати. К. в узком смысле рассматривает процессы создания книги и влияние этих процессов на об-во. В широком смысле К. - комплекс частных дисциплин; охватывает такие самостоят. обл. деят-ности, как библиотеч. дело, полиграфия, изд. дело, книж. торговля, библиография. К. как научн. дисциплина развивалось в Европе с последней четверти 18 в. В России теоретич. проблемами книж. дела занимались В. С. Сопиков, В. Г. Анастасевич, А. М. Ловягин, М. Н. Куфаев и др.

Книгопечатание

КНИГОПЕЧА́ТАНИЕ - способ изготовления кн., открывший новую эпоху в ист. книж. дела. И до изобретения набора кн. печатали ксилографич. методом (с досок), но только после изобретения печатн. станка в сер. 15 в. К. стало массовым и сравнительно дешевым способом изготовления кн. В России К. появилось в сер 16 в. (анонимная типография в Москве, И. Федоров, но только в 18 в. было достигнуто преобладание печ. кн. над рукописной. К. наз. обычно только книж. произ-во раннего, нач. периода.

Лит.: 400 лет русского книгопечатания. М., 1964; 500 лет после Гутенберга: 1468-1968. М., 1968.

Станок Московского печатного двора. 16 в. Модель 1624 г.

Станок Московского печатного двора. 16 в. Модель 1624 г.

"Книжная летопись"

"КНИ́ЖНАЯ ЛЕ́ТОПИСЬ" - осн. издание, осуществ. текущий учет нац. книж. продукции. Выходила еженедельно с 1907 в Пб. В 1907-17 издавалась Гл. упр. по делам печати. Ведущую роль в создании и редактировании "К. Л." сыграл А. Д. Торопов. С 1920 "К. Л." стала выходить в Москве.

"Книжный угол"

"КНИ́ЖНЫЙ У́ГОЛ" - непериодич. ж. критики, библиографии и хроники текущей жизни. Издатель и ред. - В. Ховин. В Петрограде в 1918-22 вышло 8 номеров ж. Наряду с ближайшими сотр. ж. М. Б. Эйхенбаумом и В. Шкловским в "К. У." печатались Ю. Тынянов, Б. Кушнер, Э. Голлербах и др. Считая себя футуристом, В. Ховин парадоксально относил к наиб. талантливым представителям этого лит. течения постоянного автора ж. В. Розанова. В целом позиция ж. определялась резким неприятием послерев. действительности. В. Ховин отрицательно относился к творчеству А. Блока после 1917, к деят-ности Пролеткульта и мн. др. обществ. и лит. движениям. Нек-рые мат-лы, появлявшиеся в "К. Л.", напр. ст. Б. Эйхенбаума "5-100", посвящ. пятилетию ОПОЯЗа, имели принцип. значение в лит. полемике тех лет.

Книпович Ник. Мих.

КНИПО́ВИЧ Ник. Мих. (1862-1939) - зоолог, гидробиолог. Поч. чл АН СССР (с 1935). Род. в Свеаборге. Окончил физ.-мат. ф-т Петерб. ун-та (1886). В 1894-1921 работал в Зоологич. музее Петерб. АН, в 1911-30 - проф. каф. зоологии и общей биологии мед. ин-та. Основатель рус. школы ихтиологов, организатор науч.-промысл. дела и иссл. морей Европ. ч. СССР, рук. ряда науч.-промысл. эксп.: Мурманской (1898-1901), для к-рой впервые в мире было построено спец. исследоват. судно "Андрей Первозванный"; Каспийских (1886, 1904, 1912-13, 1914-15); Балтийской (1902), Азовско-Черноморской (1922-27), Всекаспийской (1931-32). Автор монографий по гидрологии и промыслу в Сев. Ледовитом океане, Баренцевом, Каспийском, Азовском и Черном морях; работ по гидрологии и зоологии мор. беспозвоночных, геолог. прошлому сев. морей; труда по гидрологии морей и солоноватых вод применит. к промысл. делу.

Соч.: Основы гидрологии Европейского Ледовитого океана. СПб., 1906. (Зап. Рус. Геогр. об-ва по общей географии; Т. 42); Гидрологические исследования в Касп. море в 1914-1915 гг. Пг., 1921. (Тр. Каспийской экспедиции 1914-1915 гг.); Определитель рыб Черного и Азовского морей. М., 1923; Определитель рыб морей Баренцева, Белого и Карского. М., 1926. (Тр. НИИ по изучению Севера; Вып. 27).

Лит.: Берг Л. С. Почетный академик Николай Михайлович Книпович // Вестн. АН СССР. 1950. № 8.

Книппер-Чехова Ольга Леонардовна

КНИ́ППЕР-ЧЕ́ХОВА Ольга Леонардовна (1868-1959) - актриса. В 1895-98 училась в муз.-драматич. уч-ще Моск. филармонического об-ва у В. И. Немировича-Данченко. В 1898 была в числе создателей Моск. Худож. т-ра. В первом спектакле МХТ "Царь Федор Иоаннович" сыграла роль царицы Ирины. В 1901 стала женой А. П. Чехова. К.-Ч. создала на сцене МХТ целую серию чеховских образов: Аркадина ("Чайка", 1898), Елена Андреевна ("Дядя Ваня", 1899), Маша ("Три сестры", 1901), Раневская ("Вишневый сад", 1904), Анна Петровна ("Иванов", 1904). В те же годы К.-Ч. сыграла в спектаклях по пьесам М. Горького: Елена ("Мещане", 1902), Настя ("На дне", 1902), Мелания ("Дети солнца", 1905). В 1909 К.-Ч. исполнила роль Наталии Петровны в спектакле "Месяц в деревне". Актерская манера К.-Ч. отличалась разноплановостью. Комедийная линия в ее творчестве открылась исполнением роли Анны Андреевны в спектакле "Ревизор" (1908) и получила продолжение в образах, созданных актрисой в течение всей жизни на сцене: Белина ("Мнимый больной", 1913), Хлестова ("Горе от ума", 1925), Надежда Львовна ("Бронепоезд 14-69", 1927), Марья Александровна ("Дядюшкин сон", 1929), Графиня Чарская ("Воскресение", 1930), Полина Бардина ("Враги", 1935), Госпожа Пернель ("Тартюф", 1939) и др.

До последних дней жизни К.-Ч. работала в т-ре, переживая вместе с МХАТом периоды успехов и неудач. После смерти создателей т-ра К. С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко К.-Ч. много сделала для сохранения творческого уровня т-ра и воспитания молодых актеров. Всю жизнь К.-Ч. заботилась о сохранении творч. наследия А. П. Чехова.

О. Л. Книппер-Чехова и А. П. Чехов. 1901

О. Л. Книппер-Чехова и А. П. Чехов. 1901

Книш

КНИШ (кныш) - 1) Вид лепешки из дрожжевого теста, поджар. в масле ("Тут булки, и кныши, и бублики..." - Н. Гоголь, "Повесть о том, как поссорились..."). В старину К. были очень распространены ("Пока у бабы поспеют кныши, у деда не будет души". В. Даль). 2) Плоский открытый пирог с зеленым луком (Юг России, Кубань).

Предыдущая страница Следующая страница