Российский гуманитарный энциклопедический словарь
Статьи на букву "К" (часть 6, "КАЦ"-"КИН")

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "К" (часть 6, "КАЦ"-"КИН")

Кацнельсон Сол. Дав

КАЦНЕЛЬСО́Н Сол. Дав. (1907-85) - филолог. Окончил 2-й МГУ (1930). Сотр. НИИ национальностей (1932), затем Ин-та яз. и мышления АН СССР в Ленинграде (1934-50). После лингв. дискуссии 1950 в теч. 3-х лет проф. Ивановского пед. ин-та, с 1953 сотр. Ленингр. отд. Ин-та языкознания АН СССР. Один из основателей ист.-типологич. направления в языкознании, ориентиров. на анализ содержат. стороны яз. Опираясь на данные мн. др. и совр. яз., стремился реконструировать ранние этапы развития яз. и мышления К. подчеркивал невозможность изучения грамматики в отрыве от реального содержания предложения и значений входящих в него слов, рассматривал соотношение между яз., речью и мышлением, универсальным и специфич. в лексике и грамматике. Ряд ст. посвящ. истории языкознания.

Соч.: О грамматической категории // Вестн. ЛГУ. 1948. № 2; Содержание слова, значение и обозначение. М.; Л., 1964; Типология языка и речевое мышление, Л., 1972; Речемыслительные процессы // Вопр. языкознания. 1984. № 4; Общее и типологическое языкознание. Л., 1986.

Качалин Гавриил Дм

КАЧА́ЛИН Гавриил Дм. (род. 1911) - спортсмен, футболист, тренер, з. м. с. СССР (1950), засл. тренер СССР (1956). Чемпион и обладатель Кубка СССР 1937. В 1955-62 -старший тренер 1-й сборной СССР, к-рая под рук-вом К. в 1956 стала олимп. чемпионом, а в 1960 выиграла Кубок Европы. Автор мн. методич. пособий по футболу. Награжден орд. Трудового Красного Знамени (1957).

Качалов Вас. Ив

КАЧА́ЛОВ Вас. Ив. (наст. фамилия Шверубович) (1875-1948) - актер. Т-ром увлекся в гимназич. годы. Будучи студентом юрид. ф-та Петерб. ун-та, выступал в любит. спектаклях, имел большой успех, отмеч. в прессе. Оставив ун-т, пошел на профессион. сцену. В 1896-97 выступал в т-ре Суворина (Петербург), в 1897-90 играл в провинции (Казань, Саратов). Весной 1900 дебютировал на сцене МХТ ролью Берендея в "Снегурочке" А. Островского и вскоре занял одно из ведущ. мест в труппе. К. обладал блестящ. сценич. данными - выс. рост, редкой красоты голос, выразит. пластика, огромное актер. обаяние. Ему были близки чеховские герои (Тузенбах, Трофимов, Иванов), к-рых К. играл с мягким лиризмом и глубоким проникновением в сущность образа. Умение К. создавать не только психологич. достовер., но и соц. точн. характер, его удивит. дар перевоплощения проявились в исполнении роли Барона ("На дне" М. Горького). К. создал ряд образов большой философ. глубины и трагич. мощи: Гамлет ("Гамлет" в постановке Г. Крэга), Иван Карамазов ("Братья Карамазовы" по Ф. Достоевскому), Анатэма ("Анатэма" Л. Андреева), роль "От автора" ("Воскресение" по Л. Н. Толстому). Много выступал на эстраде и по радио как чтец. Снялся в неск. фильмах.

Роли: Протасов ("Дети солнца" Горького), Пимен ("Борис Годунов" А. Пушкина), Карено ("У врат царства" К. Гамсуна), Глумов ("На всякого мудреца довольно простоты" А. Островского), Каренин ("Живой труп" Л. Толстого), Чацкий ("Горе от ума" А. Грибоедова), Бранд ("Бранд" Г. Ибсена), Николай Ставрогин ("Николай Ставрогин" по ром. Достоевского "Бесы"), Вершинин ("Бронепоезд 14-69" В. Иванова) и др.

В. И. Качалов. 1934

В. И. Качалов. 1934

Каша

КА́ША - блюдо из сваренных круп. У всех народов-землепашцев зерно и блюда из него являлись атрибутами религ. ритуалов (культ Деметры у греков, Цереры у римлян и т. д.). У славян К. была ритуальным блюдом на поминках и праздниках (кутья), родинах (бабья К.), обязат. - при свадеб. обряде (даже свадеб. пир называли "кашею"). В старину варили К. с рыбой, грибами и др. продуктами из пшена, овсян. и ячнев. круп, затем из риса ("пшено сарацинское", зерен зрел. пшеницы, из незрелых зерен (зеленая К.) гречневой крупы, позднее - из пшеничной крупки (манная крупа). К. была одним из осн. блюд повседнев. и празднич. столов вост. славян. По консистенции К. бывают рассыпчатыми, вязкими, жидкими. Вязкие и жидкие К. варят на воде, молоке, их смеси, а также на пахте (сыворотке, оставшейся после получения творога, масла), - юражные К. В пословицах К. выступает в качестве сытной хорошей еды ("Эка невидаль, что К. естся"; "Сыт татарин, коли К. не есть"), хотя и простой ("К. наша, щи поповы"). Как синоним еды выступает в таких фразеологизмах как "сапоги К. просят" или "мало каши ел" (про слабого). К. - также общая еда, ср. диал "К." - "артель", "однокашники" про одноклассников или "соучеников", "кашевар" - "повар, стряпун на артель" (В. Даль). "Заварить кашу" - "быть виною (причиной) суматохи" (В. Даль). К. также выступает как обозначение крестин или их эл-тов и отд. моментов свадьбы, имеется множество фразеологизмов со словом К. обозначающим те или иные аспекты или моменты ритуалов. В гор. быту К. - признак простонародности или простоты: так в "Анне Карениной" Левин говорит в ресторане: "Мне все равно. Мне лучше всего щи и каша, но ведь здесь этого нет", на что официант отвечает: "Каша а-ля рюсс прикажете?" Однако К., особенно гурьевская, фигурирует и в светских Петербург. обедах (ср. меню П. П. Дурново 20 янв. 1858, где фигурируют в качестве первого блюда "щи и каша" и в заключение обеда "гурьевская каша").

Кашин Дан. Никитич

КА́ШИН Дан. Никитич (1770-1841) - композитор, пианист, скрипач, дирижер, педагог, собиратель нар. песен. Крепостной Г. И. Бибикова, музыке обучался в дом. капелле, брал уроки у жившего нек-рое время в Москве Д. Сарти, учеником к-рого К. себя называл. Был изв. в артистич. кругах исполнением песен и романсов, почитателями таланта был выкуплен в складчину. Получив "вольную" (1799), К. обрел возможность быть равноправным преподавателем Благородного пансиона при Моск. ун-те, где учительствовал 40 лет (из них половину - без жалованья).

К. принадлежит музыка хоров к героич. драме С. Глинки "Наталья, боярская дочь" по пов. Н. Карамзина (1805), необычайно популярной в годы Отеч. войны 1812, а также опер "Сельский праздник" (1807) и "Ольга прекрасная" (1809). Деят-ность К. в годы Отеч. войны носила ярко патриотич. направленность. Большой популярностью пользовались песни К.: "Песнь донскому воинству", "Авангардная песня" и особ. "Защитники Петрова града". Худож. и ист. ценность имели собр., обработ. и изд К. 3 сб. рус. нар. песен (1833-34).

Кащей Бессмертный

КАЩЕ́Й (КОЩЕ́Й) БЕССМЕ́РТНЫЙ - персонаж рус. (вост.-слав.) волшебных сказок: демонич. существо, враждебное людям; сила его - в оборотничестве и чародействе, он неуязвим для окружающих; смерть К. Б. заключена в яйце, к-рое запрятано в тайном месте ("На море, на океане есть остров, на том острове дуб стоит, под дубом сундук зарыт, в сундуке - заяц, в зайце - утка, в утке - яйцо, а в яйце - моя смерть"). Тайну смерти К. Б. выведывает его пленница, по ее указанию герой с помощью животных-помощников добывает яйцо, разбивает его, после чего К. Б. гибнет. В сказке "Кащеева смерть от коня" К. гибнет от удара копыта коня или падая с коня. Имя К. возводят: к др.-рус. "кощей" (возм., из тюрк.) в значении "пленник", "раб"; к "катить" - позорить, посрамлять; к слову "кость" со значением изможд. старика, скряги или же скелета: К. мертвец, скелет и потому бессмертен.

В бытовом употреблении и в литре 18-19 вв. К. - имя нариц. для обозначения скупца и лицемера. Возможно, значит. роль сыграл пушкинский стих "Там царь Кащей над златом чахнет" ("Руслан и Людмила").

Кваренги Джакомо

КВАРЕ́НГИ Джакомо (1744-1817) - итал. архитектор, обучался в Риме, где среди его учителей был арх. В. Бренна. 1 сент. 1779 подписал контракт о поступлении на рус. службу. В кон. янв. 1780 К. приехал в С.-Петербург. Первым заказом Екатерины II К. была постройка церквей вокруг Царского Села - в Пулково, Моск. Славянке, Кузьмине (не сохр.) и храма-усыпальницы гр. А. Д. Ланского. Первой значит. постройкой К. в России стал дворец в английском парке Петергофа (1781-94, не сохр.). В этой работе зодчий как бы изложил свою арх. программу, в осн. к-рой лежало требование простоты и гармонии. В С.-Петербурге К. построил множество зданий, без к-рых сегодня невозможно представить город: Академию наук (1783-89), Эрмитажный т-р (1783-87), Ассигнационный банк (1783-99), Иностр. коллегию (1782-83), дворец Н. Б. Юсупова на Фонтанке (1789-92), Мариинскую больницу на Литейном просп. (1803-05), Екатерининский ин-т на Фонтанке (1804-07), Конногв. манеж (1804-07), Смольный ин-т (1806-08). В С.-Петербурге К. построил также ряд город. домов и усадеб, задав систему застройки город. среды. Ни один из многочисл. работавших одноврем. с К. блистат. архитекторов не повлиял своими постройками столь сильно на облик города, как К. До наст. времени в границах ист. центра С.-Петербурга сохранилось 19 построек, возвед. по его проектам. Одноврем. он работал и в пригородах С.-Петербурга. Помимо Английского дворца в Петергофе, он построил госпиталь с ц. в Павловске (1781-84), павильон "Концертный зал" (1782-88) и Александровский дворец (1792-96) в Царском Селе. В Москве по проектам К. построены дворец кн. А. А. Безбородко (несохр.), Странноприимный дом гр. Шереметева и др. Творчество К., в отличие от др. совр. ему последователя А. Палладио Чарльза Камерона, свободно от идиллич. утонченности, ему присуща строгость и лапидарность стиля. К. уловил желание вельмож во гл. с имп. быть похожими, по выражению А. С. Пушкина, на "земных богов", и создавал для них дворцы наподобие антич. храмов. Единств. роскошью, допускавшейся К., были портики с колоннами. Восьмиколонный портик, увенч. треугольным фронтоном, стал как бы визитной карточкой К. и характерным признаком петерб. архитектуры. За предельно строгими фасадами его построек скрываются интерьеры, оформленные цветным мрамором, зеркалами, полихромными плафонами и росписями стен, рельефами, мозаичными полами.

Дж. Кваренги. Здание Академии наук в Петербурге

Дж. Кваренги. Здание Академии наук в Петербурге

Квас

КВАС - напиток, получаемый сквашиванием сусла (отвара от настоя сухарей, фруктов, спец. квасных хлебцев). Впервые упоминается в 996. Содержит растворимые углеводы (сахар и др.), углекислый газ, спирт (около 1%), молочную кислоту. Освежающий, хорошо утоляющий жажду напиток. До кон. 19 в. был в России самым распростран. напитком. Существовало мн. видов К.: хлебный, сухарный, грушевый, яблочный, медовый, клюкв. и др. С глубокой древности и до наст. времени используется для приготовления тюри, окрошек, свекольников, ботвиньи, для заправки хрена, подачи со студнем и др. закусками. К. нашел широкое применение в свадеб. обрядах. На богатых купеч. свадьбах полагалось "девять квасов", т. е. 9 кушаний с непременным квасным подливом. В представлении народа напиток, приютов. на хлебе, наделял чел. здоровьем, весельем, оберегал от злых духов.

Квасник

КВАСНИ́К - широко распростр. (с кон. 17 в.) предмет мат. культуры рус. крестьянства и традиц. прикл. иск-ва: керамич. сосуд для хранения и разлива кваса. Обыкновенно К. имел дисковидное тулово (часто с отверстием в середине), горло, носик, ручку. Обильно украшался росписями.

Квасной патриотизм

КВАСНО́Й ПАТРИОТИ́ЗМ - патриотизм, основ. на признании традиц. форм рус. быта (одежды, обычаев и т. д.) в качестве безусловных ценностей. И. И. Панаев считал первым квасным патриотом С. Н. Глинку - ред. ж. "Русский вестник". Одним из первых это выражение употребил А. Н. Муханов ("Дневник" за июль 1832).

Квасов Ал. Вас.

КВА́СОВ Ал. Вас. (1718-72) - арх., градостроитель. В 1763-72 - гл. арх. Комиссии о каменном строении С.-Петербурга и Москвы. Руководил созданием генер. планов С.-Петербурга, Казани, Астрахани, Харькова, Ярославля, Ельца, Архангельска, Тобольска, Нижнего Новгорода и др. Автор градостроит. проекта реконструкции центр. районов С.-Петербурга - Адмиралт. части столицы с устройством системы центр. площадей, площадей и мостов на границах города в местах пересечения р. Фонтанки с гор. магистралями и т. п. Проекты К. отличаются регулярностью и симметрией застройки, рациональностью и согласованностью эл-тов планировки, четкостью и ясностью градостроит. концепций.

Лит.: Барышникова Е. Ю. Алексей Квасов // Зодчие Санкт-Петербурга: 18 век. СПб., 1997.

Квасов Анд. Вас.

КВА́СОВ Анд. Вас. (1718 или 1720 - после 1777) - арх. С 1734 раб. в Москве помощником М. Г. Земцова, после его смерти участвовал в создании Большого Царскосельского дворца (1743, в муз. "Царское Село" сохр. проектная модель), построил ц. Успения Богородицы (Спаса на Сенной) в Петербурге (1753), много работал для Разумовских: дворец А. Г. Разумовского в Козельце (1743), его усадьба в Гостилицах близ Петергофа; с 1748 - почти постоянно на Украине: г. Глухов (новая столица Малороссийского гетманства, 1749-51 и позже), имп. дворец в Киеве (позже назв. Мариинским, по проекту В. В. Растрелли, 1752-55), собор в Козельце (1753-63). В 1770-х гг. - гл. арх. Малороссийской коллегии. Строил в елизаветинском стиле, поэтому многие его работы приписывали Растрелли.

А. В. Квасов. Модель перестройки царскосельского дворца

А. В. Квасов. Модель перестройки царскосельского дворца

Квитка Григ. Фед

КВИ́ТКА Григ. Фед. (псевд. Грицько Основьяненко) (1778-1843) - прозаик, драматург, поэт, очеркист. Из дворян. В 1804-05 - послушник Куряжского мон. С 1808 чл. дирекции и актер Харьковского т-ра, в 1812-16 его дир. Позднее уезд. предводитель дворянства, судья, пред. Харьковской палаты уголов. суда и т. д. В 1816-19 один из ред. издателей ж. "Украинский вестник", где в 1816 начал лит. деят-ность сатирич. "Письмами к издателю". Автор комедий "Приезжий из столицы, или Суматоха в уездном городе" (1827), "Дворянские выборы" (1828), "Шельменко-денщик" (ок. 1835), нравоописат. сатирич. ром. "Жизнь и похождения Петра Степанова, сына Столбикова" (1841) и "Пан Халявский" (1839-40). В 1840-х гг. выступал в жанре физиологич. очерка. Сочинения К. зрелой поры позволяют говорить о его близости натур. школе. Писал также и на укр. яз.

Кедрин Дм. Бор.

КЕ́ДРИН Дм. Бор. (1907-45) - поэт. Первые стихи опубликовал в екатеринославской газ. "Грядущая смена". С сер. 20-х гг. стихи К. - в "Комсомольской правде", ж. "Прожектор" и др. В 1931 К. переехал в Москву. В 1933-41 - литконсультант в изд-ве "Молодая гвардия". В поэзии К. стих. о драматизме современности, о борьбе против старого быта ("Кукла", 1923; была высоко оценена М. Горьким) соседствовали с произв. на ист. тему (баллада "Зодчие", 1938; пов. в стихах "Конь", 1940; драма в стихах "Рембрандт", 1940 и др.), трагич. по своему содержанию и потому не получившими в то время признания. Лирике К. свойственна интонация доверит., сердечной беседы, особенно в стихах о природе ("Подмосковная осень", 1937; "Зимнее", 1939; "Осенняя песня", 1940; "Аленушка", 1942-44). В период Вел. Отеч. войны К. около года работал в армейск. газ. Сев.-Зап. фронта "Сокол Родины". Переводил поэтов народов СССР, а также с венг., польс, сербо-хорв., чеш. яз. По офиц. сведениям, К. "трагически погиб", но есть предположение и о том, что он стал жертвой запланиров. убийства. Большая ч. наследия К. опубл. посмертно. Из 3-х составл. им сб. - "Свидетели" (1932), "День гнева" (1941-43), "Русские стихи" (1942) - при жизни поэта вышел только первый (1940).

Кедров Ив. Анд

КЕ́ДРОВ Ив. Анд. (1811-46) - философ. После окончания Петерб. дух. акад. работал библиотекарем и преподавал в Ярослав. дух. семинарии в качестве проф. словесности. Осн. работа - "Опыт философии природы" (СПб., 1838), в к-рой излагается т. зр. о невозможности познания сущности посредством разума. Наиб. интересны рассуждения К. о диалектике абсолют. и относит. истины, предполагающей, что истина в себе навсегда останется для человечества идеалом, но приблизить ее в формах человеч. мышления, найти факты, в к-рых она воплощается, - всегда будет пределом устремлений человеч. разума.

Лит.: Шпет Г. Г. Очерк развития русской философии // Шпет Г. Г. Сочинения. М., 1989. С. 173-175.

Кейзерлинг Ал-др Анд

КЕ́ЙЗЕРЛИНГ Ал-др Анд. (1815-91) - геолог, палеонтолог и путешественник. Поч. чл. Петерб. АН (с 1887). Окончил Берлинский ун-т (1842). В 1840 принимал участие в эксп. по изучению геологии европ. ч. России, в т. ч. в эксп. англ. геолога Р. Мурчисона. Собрал обширный мат-л по геологии и палеонтологии этой терр. Один из авторов капит. тр. "Геологическое описание Европейской России и хребта Уральского" (т. 1-2, 1845, пер. 1849). Занимался (1843-46) геол.-геогр. изуч. Тиманского и Печорского краев. Последние годы жизни посвятил систематике папоротников. Удостоен Демидовской премии Петерб. АН (1846).

Келдыш Мст. Вс.

КЕ́ЛДЫШ Мст. Вс. (1911-78) - механик и математик, акад. АН СССР (1946). Трижды Герой Соц. Труда (1942, 1946, 1971). С 1953 - чл. През., с 1960 - вице-през., с 1961 по 1975 - през. АН СССР. Род. в Риге. После окончания Моск. ун-та (1931) был направлен на работу в Центр. аэрогидродинамич. ин-т, с 1932 работал в Моск. ун-те. С 1936 в АН СССР. В 1961-75 - гл. теоретик космонавтики. С 1953 - дир. Ин-та прикладной математики АН СССР. В работах К. иссл. разл. вопросы механики и математики: теория колебаний, аэродинамика, теория волн на поверхности тяжелой жидкости, теория удара о воду, приближ. интегрирование дифференц. уравнений, теория потенциала, конформ. отображения и др. Большое значение имеют труды К. по теории, расчету и разработке мер устранения разл. рода вибраций на самолете. В работах К., посвящ. аэрогидродинамике, даются важные качеств. выводы о свойствах движения жидкостей и газов; в частности, К. открыл, что при нек-рых вибрациях крыла в воздухе при движении появляется тянущая сила. Развил теорию крыльев, движущ. под поверхностью воды. Принцип. значение имеют теоретич. работы К. по определению влияния сжимаемости воздуха на подъемную силу крыла. Внес большой вклад в развитие космонавтики, вычислит. математики и техники в СССР. Руководил НИИ, разрабатывающими науч. и техн. проблемы в обл. математики и механики. К. был пред. К-та по Ленинским премиям в обл. науки и техники при Совете мин. СССР, чл. мн. иностр. академий и науч. об-в. Ленинская пр. (1957), Гос. пр. (1976). Золотая медаль им. К. Э. Циолковского (1972). В 1978 АН СССР учредила зол. медаль им. К. Его именем названы корабль для науч. иссл., кратер на видимой стороне Луны и одна из малых планет.

М. В. Келдыш

М. В. Келдыш

Кельсиев Вас. Ив

КЕЛЬСИ́ЕВ Вас. Ив. (1835-72) - обществ. деятель и публицист. Род. в дворян. семье. Будучи вольнослушателем ф-та вост. яз. Петерб. ун-та (1855-57), сблизился с радик. кружками, Н. А. Добролюбовым, бр. Курочкиными. В 1859 приехал в Лондон, стал сотр. А. И. Герцена и объявил себя эмигрантом. Изд. "Сборник правительственных сведений о расколе" (1860-62) и "Собрание постановлений по части раскола" (1863). Весной 1862 нелегально ездил в Россию для налаживания связей с рус. подпольем и транспортировки герценовских изд. В дек. 1862 вызван в Россию по "делу 32-х", не явился и приговорен к лишению всех прав и изгнанию из России. С осени 1862 жил в Турции, где вел пропаганду среди старообрядцев, с дек. 1862 - в Тульче среди "некрасовцев". Постепенно разочаровался в рев. деят-ности; в 1865-67 в Венгрии и Галиции собирал слав. фолькл. и этногр. мат-лы и начал печататься в рус. повременных изд. под псевдонимом Иванов-Желудков. В 1867 перешел границу и сдался рус. властям. В тюрьме написал "Исповедь" - дух. автобиографию, был прощен, стал сотр. ж. "Русский вестник", "Заря" и др., но его соч. (напр., пов. "Москва и Тверь", 1870; "При Петре", 1871) успеха не имели.

Кензель

КЕ́НЗЕЛЬ - оригин. твердая стихотв. форма, созд. в 10-е гг. 20 в. И. Северяниным. Представляет собой 15-стишие, обычно графич. раздел. на 5-стишия, где 1-й стих повторяется затем как 8-й (центр.) и 15-й (заключит.), что создает "зеркальность" формы. Схема К.: abbba ccaca addda (подчеркнуты повторяющиеся стихи). Пример К.:

В шумном платье муаровом, в шумном платье муаровом

По аллее олуненной Вы проходите морево...

Ваше платье изысканно, Ваша тальма лазорева,

А дорожка песочная от листвы разузорена

Точно лапы паучные, точно мех ягуаровый.

Для утонченной женщины ночь всегда новобрачная...

Упоенье любовное Вам судьбой предназначено...

В шумном платье муаровом, в шумном платье муаровом

Вы такая эстетная, Вы такая изящная...

Но кого же в любовники? и найдется ли пара Вам?

Ножки пледом закутайте дорогим, ягуаровым,

И, садясь комфортабельно в ландолете бензиновом,

Жизнь доверьте Вы мальчику в макинтоше резиновом,

И закройте глаза ему Вашим платьем жасминовым

Шумным платьем муаровым, шумным платьем муаровым!..

Кёниг Генрих

КЁНИГ Генрих (1790-1863) нем. публицист, историк, романист, полит. деятель. Выступал со статьями о совр. нем. лит. в ж. "Московский наблюдатель". В итоге бесед с Н. А. Мельгуновым и самост. занятий написал кн. "Literarische Bilder aus Russland" ("Литературные картины России", 1837; рус. пер.: "Очерки русской литературы", 1862), впервые представившую нем. читателю очерк ист. и совр. состояния рус. словесности. Кн. К. способствовала росту интереса к рус. культуре в Германии, была переведена на мн. европ. яз.

Кеппен Петр Ив

КЕ́ППЕН Петр Ив. (1793-1864) - историк культуры, статистик, географ и этнограф. Акад. (с 1843). Род. в Харькове. Окончил Харьковский ун-т (1814). Служил в Петербурге в почтовом департаменте, а потом (в 1824-27) в департаменте нар. просвещения. Был одним из учредителей Вольного об-ва любителей рос. словесности (1816), в 1825-26 издавал один из первых в России библиографич. журналов "Библиографические листы", позднее был ред. газеты "Санкт-Петербургские ведомости" (на нем. яз.). Установил и активно поддерживал контакты с зап.-слав. учеными. В 1829-34 исследовал Крым и степные пространства между Днестром и Волгой, собрал большой геогр. и этногр. мат-л. С 1837 - адъюнкт по кафедре статистики АН. Был в числе членов-учредителей Рус. геогр. об-ва (1845), в к-ром возглавлял отделение статистики (до 1850). Организовал системат. сбор статистич. данных о нац. составе нас. России, на осн. этих данных создал первую "Этнографическую карту Европейской России" (1851). Был удостоен Константиновской медали (1853), полной Жуковской премии РГО (1852).

Керамика

Статья большая, находится на отдельной странице.

Керенки

КЕ́РЕНКИ - казначейские знаки достоинством в 20 и 40 руб., выпущенные в авг. 1917 Врем. пр-вом, во гл. к-рого стоял А. Ф. Керенский. К. не имели обозначения серий и номеров, года вып. и обычных для того периода подписей управляющего и кассира Госбанка. В результате обесценения бум. денег в 1917 остро ощущалась их нехватка в обороте, получившая название "ден. голода". В 1-е послерев. годы из-за потери доверия к обесцен. бум. деньгам из оборота стали исчезать разменные металлич. деньги. К "ден. голоду" России добавился "разменный голод". В этом отношении любопытно был решен вопрос разменных денег в Кяхтинском (Троицко-Савском) р-не Забайкальской обл. летом 1918 с помощью т. н. "четвертованных керенок", или "кяхтенок". 11 июня Совет нар. комиссаров (СНК). Троицко-Савского у. принял постановление о выпуске мелких денежных знаков путем разделения определ. кол-ва ходивших купюр на 4 ч. Выпуск таких разменных денег не увеличивал общей массы денег. Разрезание К. достоинством 40 и 20 руб. позволило получить следующий ряд номиналов: 5, 10, 20 и 40 руб. Для увеличения срока службы "четвертованных К. "их наклеивали на спец. типографские бланки, снабж. факсимильными подписями комиссара финансов Малафеева и управляющего местным отделением Нар. банка Ермоленко. На наклеенную четвертушку знака ставилась старая печать отделения Госбанка с царским гербом (новой печати к тому времени еще не было). Номер денежного знака проставлялся нумератором, предназнач. для регистрации исходящих бумаг СНК. "Чертвертованные К." имели хождение в Троицко-Савском у., в прилегающих р-нах Монголии и в ряде мест Верхнеудинского у. После появления в Забайкалье денежных знаков Центр. исполкома Сов. Сибири (Центросибири) достоинством 50 руб. "четвертованные К." были изъяты из обращения. Т. о. они находились в обращении ок. 2-х месяцев.

Керенский Ал-др Фед

КЕ́РЕНСКИЙ Ал-др Фед. (1881-1970) - политич. деятель, глава неск. созывов Врем. пр-ва в 1917. Род. в Симбирске, дворянин. В 1899 поступил в Петерб. ун-т, где сначала учился на ист.-филол., а затем на юрид. ф-те, к-рый окончил в 1904. Будучи адвокатом, К. приобрел известность, выступая защитником в политич. процессах, в т. ч. по делу "Дашнакцутюн", по делу Бейлиса и др. В кон. 1905 арестован и посажен в тюрьму, в 1906 выслан в Ташкент. По возвращении в Петербург выступает адвокатом в политич. процессах, в т. ч. и по делу о Ленском расстреле. В 1912 избран депутатом 4-й Гос. думы от фракции трудовиков, был ее пред. В том же году вступил в масонскую ложу "Великий Восток народов России". Участие в политич. процессах и выступления в Гос. думе принесли К. широкую популярность. Особую активность К. проявил в дни Февр. рев-ции, войдя как в рук-во Петрогр. Совета, так и в состав Врем. пр-ва. С 1917 - эсер, чл. Врем. к-та Гос. думы, товарищ пред. Петрогр. Совета. 2 марта 1917, вопреки решению Исполкома Совета, вошел в состав Врем. пр-ва, заняв пост мин. юстиции. Во 2-м составе Врем. пр-ва (май - сент. 1917) К. был воен. и мор. министром, а с 30 авг. и Верх. главнокомандующим. С 8 июля по 25 окт. К. - мин.-пред. Врем. пр-ва. С именем К. связан ряд рев. мер, осуществл. Врем. пр-вом: ликвидация царской политич. каторги и ссылки, отмена смерт. казни, амнистия политич. заключенным, провозглашение России респ. и др. К осени 1917 влияние К. и Врем. пр-ва стало быстро падать, что позволило большевикам почти без сопротивления взять власть в Петрограде. 25 окт. 1917 К. бежал из столицы в Гатчину и совм. с ген. П. Н. Красновым возглавил выступление против Сов. власти, а после его провала 1 нояб. бежал на Дон. В 1918 эмигрировал во Францию, с 1922 по 1932 редактировал газ. "Дни" и участвовал в антисов. "Лиге борьбы за народную свободу". Был одним из лидеров созд. в Париже "Внепартийного демократического объединения". С 1940 жил в США. Автор мемуаров и документ. публикаций по истории рев-ций 1917.

Соч.: Дело Корнилова. М., 1918; Издалека: Сб. статей. 1920-1921. Париж, 1921; Россия на историческом повороте // Вопросы истории. 1990. № 6-12.

А. Ф. Керенский

А. Ф. Керенский

Кетлинская Вера Казимир.

КЕТЛИ́НСКАЯ Вера Казимир. (1906-76) - прозаик. Род. в Севастополе, в семье адм. флота. По свидетельству К., она рано порвала с семьей, отдавшись комсомол. работе. Работала прядильщицей и одноврем. была комсомол. функционером; в 1927-29 - чл. бюро Выборгского райкома ВЛКСМ и рук. район. пионер. орг-ции (г. Ленинград). В 1931-37 - внештатный корреспондент "Комсомольской правды" на Дальнем Востоке. Училась на филос. курсах при Комакадемии. В годы Вел. Отеч. войны - отв. секр. Ленингр. писат. орг-ции. Среди кн. К.: ром. "Мужество" (1938), "В осаде" (1947), "Дни нашей жизни" (1953), "Иначе жить не стоит" (1960). Гл. темы К. - сов. чел. как строитель социалистич. об-ва и "романтика будней" социалистич. стр-ва, проблемы коммунистич. воспитания. В этом качестве романы К. были в своем роде образцовыми произв. социалистич. реализма. В мемуарном повествовании "Вечер. Окна. Люди" (1972) К. обращается к годам молодости, стремясь воссоздать судьбу семьи, разобраться в истории гибели отца, убитого после рев-ции при невыясн. до конца обстоятельствах.

Киавери Гаэтано

КИАВЕРИ́ Гаэтано (1689-1770) - итал. арх., работал в России с 1718 по 1727. Его творчество относилось к периоду позднего рим. барокко и находилось под влиянием церк. построек Ф. Борромини, работавшего во 2-й пол. 17 в. В 1722 имп. Екатерина I поручила К. постройку ц. в своей вотчине, с. Коростине Новг. губ. К. создал проект треугольной в плане центрально-купольной постройки с использованием вогнутых поверхностей стен, идею к-рых он заимствовал в рим. ц. Сан Иво, построенной Борромини. Проект остался на бумаге, т. к. в нем не были учтены традиции правосл. ц. (отсутствовали иконостас и ризницы). К. сыграл решающую роль в возведении здания Кунсткамеры на стрелке Васильевского о-ва (1724-27). Вследствие использования некачеств. мат-лов своды и стены башни в центре здания грозили обрушиться. К. разобрал почти достроенную башню до фундамента и по своему проекту выстроил заново, благодаря чему здание сохранилось до нашего времени. В авг. 1727 К. был уволен и в апр. 1728 покинул СПб.

Кибальчич Ник. Ив

КИБА́ЛЬЧИЧ Ник. Ив. (1853-81) - революционер-народник, изобретатель. Чл. "Земли и воли", организатор типографий и динамит. мастерской, агент Исполкома "Народной воли", участник покушений на Александра II. С 1871 учился в Петерб. ин-те инж. путей сообщения, с 1873 - в Мед.-хирургич. академии. С окт. 1875 до июня 1878 находился в тюрьме по обвинению в рев. пропаганде. После освобождения перешел на нелегальное положение и принял участие в рев. движении. 17 марта 1881 арестован по делу 1 марта 1881. Приговорен к смерт. казни и повешен вместе с др. первомартовцами. Находясь в тюрьме, за неск. дней до казни К. разработал оригин. проект пилотир. ракет. летат. аппарата. В проекте К. рассмотрел устройство порохового ракет. двигателя, управление полетом путем наклона двигателя, программный режим горения, обеспечение устойчивости аппарата и др.

Н. И. Кибальчич

Н. И. Кибальчич

Кибернетика

КИБЕРНЕ́ТИКА - наука об управлении и связи в живом организме и машине (Н. Винер); изучает хранение, передачу и переработку информации и ее использование для управления и регулирования в сложных динамич. системах, т. е. общие закономерности процессов управления, формализуемых математически в теоретич. и воплощаемых практически отраслями прикладной К. Высокая степень общности системного подхода выражает тенденцию к интеграции научного знания и определяет влияние К., первоначально возникшей преимущественно из нужд технич. прогресса, на разл., в т. ч. гуманитарные, обл. науки.

В СССР К. бурно развивается начиная с конца 50-х гг. (до этого рассматривалась как "бурж. лженаука"). Публикуются ключевые работы Н. Винера, У. Росс Эшби, Дж. Неймана, в 1959 создается Научный совет по комплексной проблеме "Кибернетика" АН СССР. В 60-е гг. в обл. К. активно работают специалисты по системотехнике, радиоэлектронике и вычислит. технике, физиологии, математики, философы (А. И. Берг, В. М. Глушков, П. К. Анохин, Н. А. Бернштейн, А. Н. Колмогоров, А. А. Ляпунов, А. А. Марков, Б. В. Бирюков и др.).

В большой мере под влиянием К. и связ. с ней теории информации и теории систем в гуманитарные науки проникает стремление к точным методам (в лингвистике это было вызвано, в частности, необходимостью создания высокоформализов. моделей для машинной обработки текстов на естеств. яз). Своеобраз. точкой пересечения методов К., лингвистики и искусствознания оказалось, напр., стиховедение: стихотворение как произв. иск-ва и текст на естеств. яз. - идеальный испытат. полигон, т. к. оно подчиняется определ. статистич. закономерностям, может быть истолковано как система, оно обладает структурой, включается в др. системы (его эл-ты принадлежат одновременно естеств. яз. стиховым конвенциям, стилю, направлению, идиолекту автора), содержит информацию, имеет целью произвести опред. эстетич. эффект, т. е. управлять адресатом в процессе коммуникации.

Лит.: Росс Эшби У. Введение в кибернетику. М., 1959; Кибернетику - на службу коммунизму. М., 1961-67. Т. 1-5; Винер Н. Кибернетика, или управление и связь в животном и машине. М., 1968; Берг А. И. и др. Управление, информация, интеллект. М., 1976; Кибернетика: Указ. отеч. изд. / Сост. Т. К. Тарасова и др. Л., 1983.

Кибрик Евг. Адольфович

КИ́БРИК Евг. Адольфович (1906-78) - график, живописец, нар. художник СССР (1967), действит. чл. АХ СССР (1962); учился в Одес. худож. ин-те (1922-25), во ВХУТЕИНе (1925-27), чл. об-ва "Мастера аналитич. иск-ва" (1930). Рисовальщик, мастер литографии и акварели, иллюстрировал произв. заруб. и рус. классиков. Решающей в формировании К. как художника явилась работа по созданию илл. к "Кола Брюньону" Р. Роллана (1934-36), в ходе к-рой сформировался его метод иллюстрирования, интерес к сложным, психологически острым образам, стремление исторически точно и достоверно передавать эпоху. В следующих работах К. развивает найденные приемы ("Легенда об Уленшпигеле" Ш. де Костера, 1937-38; "Тарас Бульба" Н. В. Гоголя, 1943-45 и др.). Преподават. деят-ность связ. с АХ: 1942-43 - Всерос. АХ, Самарканд, рук. графич. мастерской; 1953-76 - рук. мастерской станков. графики Моск. гос. худож. ин-та им. В. И. Сурикова, творч. мастерской графики АХ СССР.

Соч.: Об иск-ве и художниках. М., 1961; Работа и мысли художника. М., 1984.

Лит.: Евгений Адольфович Кибрик: Каталог. М., 1976.

Е. А. Кибрик. Иллюстрация к повести Р. Роллана «Кола Брюньон»

Е. А. Кибрик. Иллюстрация к повести Р. Роллана «Кола Брюньон»

Кивер

КИ́ВЕР (от польск. kiwior) - воен. форм. головной убор цилиндрич. формы, обычно из фетра, кожи, сукна. С кон. 18 до сер 19 в. являлся принадлежностью воен. костюма армий мн. гос-в мира. В России появился в 18 в. как эл-т форм. костюма чинов гусарских полков. В дальнейшем, в 1802-14, постепенно стал деталью воен. одежды чинов егерских (1802), мушкетерских (1803), артиллер. (1803), гренадерских (1807), конно-егерских (1814), драгунских (1817) ч. рус. армии. В 1846 К. в рус. армии были отменены, но в ходе реформы воен. формы 1907-09 К. были вновь введены для ношения при парадной форме в ч. гвардейской пехоты, артиллерии, воен.-уч. заведениях и др.

Киев

Статья большая, находится на отдельной странице.

Киево-Могилянская академия

КИ́ЕВО-МОГИЛЯ́НСКАЯ АКАДЕ́МИЯ (до 1701 - коллегия) - первое высшее уч. заведение (1632-1817) на Украине, созд. на базе школы Киево-Богоявленского братства и осн. в 1631 Петром Могилой школы при Киево-Печерской лавре. Обучались дети зажиточных горожан и духовенства, казацкой старшины, шляхты. В 17 в. в академии было 8 классов, подразделявшихся на 3 отделения: младшее (4 класса), среднее (2 класса) и старшее (2 класса). Преподавание велось преим. на лат. яз. Изучались слав., греч., лат., польск. яз., риторика, грамматика, богословие, философия, поэзия, геометрия, астрономия, музыка. В 18 в. кол-во классов увеличивается до 20, вводятся новые предметы - франц., нем. и др.-евр. яз., архитектура, география, экономика, медицина, всеобщая и естественная история. В 17-18 вв. К.-М. А. - крупнейший общеобразоват. науч.-культ. центр Украины, Белоруссии, России. В ней воспитывались и преподавали С. Полоцкий, Е. Славинецкий, Ф. Прокопович, Г. Сковорода и др. Роль и значение К.-М. А. после открытия Моск. ун-та и в 1805 Харьковского ун-та значит. снизились, в 1817 она была закрыта.

Киево-Печерская лавра

Статья большая, находится на отдельной странице.

Кижский погост

КИ́ЖСКИЙ ПОГО́СТ - адм. ц. на о-ве Кижи (Заонежский р-н, Карелия), объединявший дер. мн. о-вов в Онежском оз. (Так, в 16 в. это было объединение более чем 100 дер.) В 17 в. была возведена дерев. оборонит. стена вокруг К. П. со сторожевыми башнями. На К. П. находится неск. всемирно известных дерев. церквей: 22-главая Преображенская (1714) с 4-ярусным иконостасом, 9-главая Покровская (1764); шатровая колокольня (1874, арх. С. О. Петрухин). Преображенская и Покровская ц. представляют собой тип "восьмерика на четверике". Обилие бочек и глав навеяно архитектурой 17 в. с ее многоглавием и ярусами кокошников. С 1960 К. П. - музей-заповедник нар. дерев. зодчества и этнографии Карелии. Сюда свезены мн. крестьянские дома Севера, хоз. постройки, ц. окрестных дер. (напр. Лазаревская ц. Муромского мон., 14 в.).

Лит.: История русской архитектуры. М., 1956. С. 332-335; Ополовников А. В. Кижи. 2-е изд. М., 1976; Тюриков И. П., Фролов А. И. Кижи. 3-е изд. Петрозаводск, 1983.

Кижский погост

Кижский погост

Кизеветтер Ал-др Ал-др.

КИЗЕВЕ́ТТЕР Ал-др Ал-др. (1866-1933) - историк, публицист и политич. деятель, выпускник Моск. ун-та, ученик В. О. Ключевского, в 1903-11 приват-доцент ун-та по кафедре рус. истории. К. активно занимался и политич. деят-ностью, в 1904 вступил в "Союз освобождения", был чл. Центр. к-та партии кадетов, сотрудничал в ж. "Русские ведомости" и "Русская мысль". Окт. рев-цию не принял и в 1922 был выслан из страны. Занимал должность проф. рус. истории в Пражском ун-те. В одной из своих работ эмигрант. периода - "Исторические силуэты. Люди и события" (Берлин, 1931) представляет интересные зарисовки разл. политич. деятелей, в т. ч. и монархов России 19 в. К. - автор ряда работ по истории обществ. движения в России 18 - нач. 20 в.: "Посадская община России в 18 в." (М., 1903), "Городовое положение Екатерины II 1785 г." (М., 1909) и др.

Лит.: Вандалковская М. Г. П. И. Милюков, А. А. Кизеветтер: история и политика. М., 1992.

Кий

КИЙ, ЩЕК, ХО́РИВ - легендарные братья - основатели Киева. Согласно рус. летописи: "И были три брата: один по имени К., другой - Щ. и третий - Х., а сестра их была Лыбедь. Сидел К. на горе, где ныне подъем Боричев, а Щ. сидел на горе, к-рая ныне зовется Щекавица, а Х. на третьей горе, к-рая прозвалась Хоревицей. И построили городок по имя старшего своего брата и назвали его Киев". Далее летописец, отвергая бытовавшее в его время мнение о К. как перевозчике через Днепр, сообщает, что К. был Полянским князем, принятым с большими почестями в Царьграде (Константинополе). Возвращаясь от греков, К. пытался осесть со своим родом на Дунае, но был изгнан и вернулся в Киев. Как в древности, так и в наст. время отношение к ист. основе легенды неоднозначно. Скепсис обусловлен фактами широкого бытования аналогичных нар. сказаний, осмысляющих происхождение и название городов через деяния героев (в т. ч. братьев), возможностью объяснить назв. г. Киева иначе - от топоосновы Kuj - "вершины горы, крутой холм" (Киев возник на высоких горах прав. берега Днепра), наличием аналогий микротопонимии Киева в др. слав. городах, напр., в Праге - Вышеград, Подоли, Стшешовице. Вместе с тем в осн. рассказа о попытке К. закрепиться на Дунае, видимо, лежат реальные события истории антов 6 - нач. 7 в., а пребывание братьев на 3-х горах есть отражение реально существовавших неск. предгородских поселений. Сторонники ист. подлинности К. как основателя полянской княж. династии и города относят время его деят-ности к кон. 5 - нач. 6 в., что соответствует времени правления визант. имп. Анастасия (491-518), принимавшего у себя, как полагают, К. Имена К., Щ., Х. и Лыбеди запечатлены в др. и совр. микротопонимии и гидрономии Киева (горы Хоревица и Щекавица, Кияновский ручей, р. Лыбедь, ул. Хоревая).

Кика

КИ́КА (кичка) - головной убор замужней женщины, как правило с рогами. В свадеб. песнях часто получает эпитет "белая" и противопоставляется красной красоте. Надевание такого убора эквивалентно смене прически, но часто обряды с волосами совершаются до венчания, а надевание головного убора - после (этот обряд наз. "скручивание").

Лит.: Маслова Г. С. Народная одежда в восточнославянских традиционных обычаях и обрядах XIX - начала XX в. М., 1984.

Кика

Кика

Кикимора

КИКИ́МОРА - жен. дух дома, иногда жена домового. Днем сидит невидимой за печью, ночью прядет или путает пряжу, разбрасывает принадлежности прядения, двигает печную заслонку, чем пугает домашних, особенно детей. К мужчинам относится неприязненно. Может вредить курам, лошадям и др. скотине. Для защиты от К. в курятнике под насестом вешают "куриного бога" (камень с естеств. отверстием) или отбитое горлышко кувшина. Есть сведения не только о домашних К., но даже о К. мужского пола.

Кикин Петр Андр.

КИ́КИН Петр Андр. (1772-1834) - статс-секр. Е. И. В., сенатор, тайный советник. Из дворян. Образование получил в Моск. ун-тском пансионе. Служил в лейб-гвардии Семеновском полку; с 1802 - флигель-адъютант. В 1812 состоял дежурным ген. армии, участвовал в походе 1814. В 1814 вышел в отставку в чине бригадного ген. В 1816-26 - статс-секр. по принятию прошений, поданных на высочайшее имя. Один из основателей Об-ва поощрения художников (1820). К. первым подал мысль о сооружении в Москве в память 1812 храма Христа Спасителя (в письме к А. С. Шишкову, переданному затем Александру I).

Кикины

КИ́КИНЫ - дворян. род, происходивший от Логина Мих. Кики, "радного пана" короля и вел. князя лит. Ягелло (Ягайлы); Кика выехал на Русь и поступил на службу к Дмитрию Донскому. Его потомки находились на администрат. должностях, принимали активное участие в политич. событиях, происходивших в стране. Из К. наиб. изв. Вас. Петр. (ум. 1676) - стольник, полковой воевода, входивший в состав делегаций, к-рые вели переговоры с Малороссией, а также один из его сыновей Ал-др Вас. (1673-1718) - гос. деятель петровского времени, адмиралтейств-советник (1712). Службу начал бомбардиром в Потешном полку в 1693, участвовал в Азовском походе. В составе Великого посольства отправился за границу, учился кораб. делу в Голландии, в 1703-04 работал на верфях Воронежа и Олонца. Позже руководил петерб. адмиралтейством. За злоупотребления был отдан под суд, но, будучи прощен Петром, наказанию не подвергался. С этого момента К. уже не занимал ответств. постов, произошло его сближение со сторонниками царевича Алексея, противниками реформатор. курса и самого Петра. Это повлекло арест и обвинение в участии в заговоре против царя. К. был подвергнут пыткам и приговорен к смертной казни через колесование. В конфиск. великолепном доме К. ок. Смольного двора ("Кикины палаты") Петр I открыл первый рос. музей - Кунсткамеру.

Ким Нелля Вл

КИМ Нелля Вл. (род. 1957) - спортсменка, гимнастка, з. м. с. СССР (1976). Олимп. чемпионка 1978, 1980. Чемпионка мира 1974, 1978, 1979, Европы 1975, 1977 и СССР 1973-1976 в отд. видах многоборья и в команд. соревнованиях.

Соч.: Счастливый помост. М., 1985.

Кин Вик. Пав

КИН Вик. Пав. (наст. фамилия Суровикин) (1903-37) - прозаик. Род. на ст. Новохоперск, в семье железнодорожника. С 1918 - комсомолец, в гражд. войну - подпольщик, затем доброволец на Польском фронте. Участвовал в подавлении крестьянского восстания под рук-вом А. С. Антонова. В кон. 1921 направлен для работы в коммунистич. подполье на Дальний Восток (об этом периоде жизни К. - его роман "По ту сторону", 1928). Был чл. губкома комсомола в Екатеринбурге, завполитпросвета, ред. газ. "На смену". С 1925 - в "Комсомольской правде", с 1926 - в "Правде". В 1931 командирован от ТАСС в Италию. В 1933 переведен корр. ТАСС в Париж. Вернулся в 1936, после чего был ред. "Журналь де Моску". За границей писал 2 ром.: о 1-й мир. войне ("Лилль") и о газетчиках 1920-х гг. Ром. остались незаконч. В 1937 К. арестован, по-видимому, вскоре расстрелян. В "Избранном" (1965) были также опубликованы случайно уцелевшие фрагменты неоконченных романов К. и его записные книжки, позволяющие познакомиться с "творческой лабораторией" писателя.

Кинематография русская

Статья большая, находится на отдельной странице.

Предыдущая страница Следующая страница