Российский гуманитарный энциклопедический словарь
Статьи на букву "К" (часть 5, "КАР"-"КАХ")

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "К" (часть 5, "КАР"-"КАХ")

Карпов Евтихий Пав

КА́РПОВ Евтихий Пав. (1857-1926) - реж. и драматург. Начинал сценич. деят-ность как актер в 1887 на провинц. сцене, с 1889 ставил спектакли в нар. т-рах для рабочих и крестьян. В 1896-1900 гл. реж. Александринского т-ра. В 1900-08 реж. Т-ра Лит.-Худож. об-ва. С 1917 и до кон. жизни работал реж. Александринского т-ра. Отличался составлением подробных реж. планов, общей культурой постановки, умелой работой с актерами. Отсутствие глубокого дарования и эпигонство иногда приводили к творч. неудачам ("Чайка" на Александринской сцене в 1896). Неоднократно ставил пьесы А. Островского, А. Чехова, М. Горького. Автор пьес, шедших на столичных и провинц. сценах ("На земной ниве", "Сила любви", "Чары любви", "Сумерки", "Илья Муромец", "Житие привольное", "Рабочая слободка", "Рай земной", "Ранняя осень").

Каррик Вильям

КАРРИ́К Вильям (Вас. Анд.) (1827-78) - фотограф. По национальности шотландец, сын кронштадтского лесоторговца А. В. Каррика. Жил и работал в Петербурге. Учился у А. П. Брюллова в АХ, к-рую окончил в 1853. Основы фотографии изучал в Эдинбурге. В 1859 открыл ателье светописи в Петербурге. В творчестве К. можно выделить 3 гл. направления: фотопортрет (Д. И. Менделеев, Н. А. Некрасов, В. М. Гаршин и др.), этнографич. фотография (коллекция типажей Поволжья, Петербурга и Петерб. губ. - ок. 1000 снимков), фоторепродуцирование картин ("Каталог выставки фотогр. снимков с картин... М. Зичи"; "Альбом с картин акад. Юл. Клевера"; "Альбом Русских Художников", составленный из 32 фотографий с картин в осн. художников-передвижников).

Лит.: Эшби Ф. Фотограф с Малой Морской // Юность. 1976. № 7. С. 100-102; Епатко Ю. Столичный фотограф // Нева. 1986. № 8. С. 187.

Карсавин Лев Платонович

КАРСА́ВИН Лев Платонович (1882-1952) - историк-медиевист, религ. философ и поэт. Род. в СПб., в театр. семье (одна из его сестер - знаменитая балерина Тамара Карсавина). В 1906 окончилист.-филол. ф-т Петерб. ун-та. По окончании ун-та работал в г-зиях, в 1909-10 и 1912-22 преподавал на Высш. жен. курсах. В 1916 получил степень д-ра ист. наук. В 1916 дух. акад. Петрограда (римско-католич.) присудила ему степень д-ра теологич. наук. С 1916 К. - ординарный проф., а в 1921-22 - ректор Ист.-филол. ин-та. В 1922 вместе с др. представителями рус. интеллигенции выслан из Сов. России. В 1922-26 К. жил в Берлине, где были изданы его наиб. значит. филос. работы: "Диалоги" (1923), "Джордано Бруно" (1923), "Философия истории" (1923), "О началах" (1925) и др. В 1926-28 К. жил в Париже, где акт. участвовал в евразийск. движении и даже стал его идейным руководителем. В 1928 К. занял каф. всеобщ. истории при гуманит. ф-те Каунас. ун-та в кач-ве проф. В 1931-37 выпустил "Историю европейской культуры" (5 т., на литов. яз.). С 1940 преподавал в Вильнюс. ун-те. С 1944 - дир. Вильнюс. худож. музея. После ареста и осуждения (1949) был отправлен в лагерь, где вскоре умер от туберкулеза.

К. - один из крупнейших представителей метафизики всеединства. Осн. категории и символы этого идейн. течения сложились у него в целостное систематич. учение. Оригинальность воззрений К. состоит в том, что всеединство трактуется им в 1-ю очередь в ист. аспекте - как единый божеств., космич., ист. процесс. К. - софианец, Софию понимает как любовно-мистич. причащение к Божеств. мудрости, в этом его концепция близка к теософским размышлениям раннехрист. гностиков и В. Соловьева. Ист. концепция К. была изложена в работах: "Основы средневековой религиозности..." (1915), "Культура средних веков" (1918), "Введение в историю" (1920), "Философия истории" (1923). Ист. метод К. сложился под влиянием Ж. Мишле, И. Тэна, представителей направления "культурно-ист. типов" (Н. Данилевский, К. Леонтьев, О. Шпенглер), методологии Г. Гегеля и Э. Дюркгейма. К. - один из родоначальников статистич. понимания истории, осн. на описании определ. ист.-культурных статистич. рядов, способных характеризовать состояние соц. психики об-ва конкр. эпохи. Согл. К., исследователь должен вжиться в эпоху, выделить в концентрир. виде типич. эл-ты ее мышления и на осн. таких явлений культуры, как архитектура, лит-ра, философия, нар. фольклор, описать осн. психич. стихию об-ва; такой подход позволил самому К. охарактеризовать и сравнить определ. ист. типы культур в плане их оригинальности и неповторимости. Цель историка - собрать и описать эти бесценные явленности Всеединства, а задача философа - осмыслить синтетич. взаимодействие культур, объяснить взаимоотношения Бога и личности в их единстве и инаковости. Опред. влияние филос.-богослов. концепция К. оказала на Н. О. Лосского.

Соч.: Религиозно-философские сочинения. Т. 1. М., 1992; Философия истории. СПб., 1993; Малые сочинения. СПб., 1994.

Л. П. Карсавин

Л. П. Карсавин

Карсавина Там. Платонова

КАРСА́ВИНА Там. Платонова (1885-1978) - балерина. Окончила Петерб. театр. уч-ще в 1902 (кл. П. Гердта). В 1902-18 артистка Мариинского т-ра, с 1912 балерина. Первая исполнительница партий: Коломбина ("Карнавал"), Султанша ("Исламей"), Бабочка ("Бабочки"), среди др. ролей: Лиза ("Тщетная предосторожность"), Фея Драже ("Щелкунчик"), Коломбина ("Арлекинада"), Аспиччия ("Дочь фараона"), Аврора ("Спящая красавица"), Жизель ("Жизель"), Эсмеральда ("Эсмеральда"), Одетта-Одиллия ("Лебединое озеро"), Медора ("Корсар"), Никия ("Баядерка"). В 1909-14 в "Русских сезонах" первая исполнительница партий: Девушка ("Видение розы"), Балерина ("Петрушка"), Хлоя ("Дафнис и Хлоя"), Шемаханская царица ("Золотой петушок") и др. В 1918 с мужем, англ. дипломатом Брюсом, и малолетним ребенком бежала из России. В 1919-26 (с перерывами) танцевала в "Русском балете Дягилева", среди нов. ролей: Мельничиха ("Треуголка"), Соловей ("Песнь соловья"), Джульетта ("Ромео и Джульетта"). В 1929-31 танцевала в англ. труппе "Баллет Рамбер", в 1930-35 К. - вице-президент англ. Королевской акад. танца. Дарованию К. был близок не только мир классич. балета, но и хореографич. новаторство. Утонченность линий, манящая красота поз, мягкая, слегка размытая пластика движений - все это в иск-ве К. было созвучно худож. исканиям А. Бенуа, Л. Бакста, К. Сомова и миру музыки М. Равеля и раннего И. Стравинского.

Т. П. Карсавина. Худ. С. Сорин

Т. П. Карсавина. Худ. С. Сорин

Карта географическая

КА́РТА ГЕОГРАФИ́ЧЕСКАЯ - уменьш., обобщ., построенное в проекции по математич. законам, символич. изображение к.-л. явления природного или соц. характера, приведенное к земной поверхности.

Заслуга создания К. Г. принадлежит др. грекам. Слово "карта" появилось в эпоху Возрождения (от др.-греч. - бумага из папируса). На Руси К. Г. называли чертежами, с петровских времен стали пользоваться словом "карта". Венцом рус. картографии 16 в. считается "Большой Чертеж", составл. ок. 1570. При его переработке в 1627 к нему была написана "Книга Большому Чертежу" - обстоят. географ. описание Моск. гос-ва. В 17 в. хоз. освоение Сибири сопровождалось как географ. открытиями, так и составлением росписей и чертежей новооткрытых или посещенных земель. Эти чертежи собирались в воеводских канцеляриях, где сводились вместе в карты отд. областей и всей Сибири. "Чертеж всей Сибири" (1667) и "Чертежная книга Сибири" (1701) - первый рус. геогр. атлас.

Петр I предпринял съемки для нужд воен.-мор. флота, при нем было начато картоиздат. дело в России, в т. ч. через АН. Руководил съемками обер-секр. Сената И. К. Кириллов ("Атлас Всероссийской империи", 1734). В 18 в. центром картограф. деят-ности в России был географ. департамент АН во главе с М. В. Ломоносовым. В 1797 было учреждено Дело карт, в 1812 - Воен.-топографич. дело, а в 1822 - Корпус воен. топографов. К 1870 точными съемками была покрыта значит. часть Европ. России. С 19 в. с развитием и дифференциацией науч. знания шир. распространение получили спец. карты (геол., ист., экон., почв. и др.). Центр. фигура в истории использования карт в России - А. А. Тилло (1839-99), ген.-лейт. и чл.-корр. Петерб. и Праж. АН., составитель первых гипсометрич. карт Европ. России. Из частных картограф. заведений в дорев. России наиб. крупным было заведение А. Ильина -А. Маркса, выпускавшее учебники, К. Г. и атласы.

В наст. время карты составляются и издаются как гос-вом, так и разл. ведомств. учреждениями. До распада СССР гос. работы проводило Гл. управление геодезии и картографии (ГУГК).

Карташёв Ант. Вл

КАРТАШЁВ Ант. Вл. (1875-1960) - богослов. Род. в г. Перми, в крест. семье. После обучения в семинарии был принят в Петерб. дух. акад., по окончании к-рой оставлен в кач-ве приват-доц. на каф. истории Рус. Церкви. В 1905 К. поступил на службу в Петерб. публичную б-ку, в отд. богословия. После падения царского режима К. был назначен товарищем обер-прокурора Св. Синода Врем. пр-ва. В 1917 К. становится обер-прокурором Синода. Он пробыл в этом звании всего 10 дней и 5 авг. 1917 стал мин. исповеданий. В окт. 1917 мин. Врем. пр-ва, а среди них и К., были арестованы, однако ему удалось освободиться и уехать за границу.

С самого нач. существования Правосл. богосл. ин-та в Париже К. была поручена каф. истории Рус. Церкви, а в 1927 и каф. Ветхого Завета. Ему пришлось преподавать также и историю Вселенских соборов. Более всего интересовала К. история Рус. Церкви, к-рую он начал преподавать еще в Петерб. дух. акад. В течение мн. лет студенты занимались по объемистым, напечатанным на машинке курсам его лекций. Лишь в кон. жизни К. получил отпуск, чтобы переработать свои записи для публ., и в 1959 вышел в свет его труд "Очерки по истории Русской Церкви" (Париж, 1959. Т. 1-2; переизд.: М., 1993). Немного раньше была опубл. его небольшая кн. "Воссоздание Святой Руси" (Париж, 1956). В осн. мировоззрения К. лежала верность Халкидонскому догмату (IV Вселен. собор, 451) согласно к-рому божеская и чел. природы во Христе соединены в единой Ипостаси "неслиянно, нераздельно, неразлучно". На осн. этого догмата К. считал, что Ц. и гос-во не должны быть враждебными друг другу. Такую "симфонию Церкви и Государства" он воспринимал как св. наследие, получ. нами от Византии и осуществл. в др. Московской Руси, но наруш. при Петре I.

Соч.: Реформы, реформация и исполнение Церкви. Берлин, 1922; На путях к Вселенскому собору. Париж, 1932; Ветхозаветная библейская критика. Париж, 1947; Вселенские соборы. Париж, 1963.

Картина

КАРТИ́НА - один из наиб. распростран. видов станков. живописи; произв. живописи, обладающ. самостоят. эстетич. значением и не зависящ. от определ. декорат. системы или интерьера. К. обыкнов. состоит из основы, грунта и красоч. слоя.

Картография русская

Статья большая, находится на отдельной странице.

Картон

КАРТО́Н (франц. carton) - вид твердой бумаги; в изобразит. иск-ве К. наз. рис. предполагаемого произв. фресковой живописи, витража, мозаики, шпалеры, выполн. в натур. величину. При переносе композиции на пост. осн. контуры К. прокалываются. Широкое распространение К. получил в европ. изобразит. иск-ве Нов. времени (15-18 вв.).

Картуз

КАРТУ́З - летний муж. головной убор с жестким (иногда лаковым) козырьком. К. были самодельные - войлочные и покупные - из фабричной ткани. Шили К. из синего или черного сукна и дополняли красным околышем. К. не имел отличит. знаков, указ. на принадлежность к тому или иному ведомству, как фуражка или венгерка, и во 2-й пол. 19 в. получил повсеместное распространение. В 19 в. особенно охотно их покупали молодые мужчины и парни. В нач. 20 в. К. стал заменяться кепкой. В крест. быту К. был престижным головным убором, для высших слоев (и в лит-ре нач. 19 в.) считался непрезентабельным. Так, в вольной поэме В. Л. Пушкина "Опасный сосед" гуляка и пьяница Буянов появляется "в пуху, в картузе с козырьком" (этот стих цитируется затем в "Евгении Онегине").

Картуш

КАРТУ́Ш (франц. cartouche - сверток) - декор. эл-т в виде щита (или развернутого свитка), на к-ром помещен сопровождаемый надписью герб (или эмблема). К. изображались на документах, географ. картах и планах. Выполнялись также резные и лепные К., предназнач. для декор. оформления входов во дворцы и особняки. Широкое распростр. в Европе К. получили в 16-18 вв.; в России - в 18 в.

Касаткин Ив. Мих.

КАСА́ТКИН Ив. Мих. (1880-1938) - прозаик, поэт. Род. в крест. семье. Занимался революц. деят-ностью. Прошел поэтич. школу К. Случевского. Большое влияние на творч. судьбу К. оказала дружба с М. Горьким. Расцвет таланта К. падает на 1904-14, лучшие произв. этого периода составили сб. "Лесная быль" (1916). Осн. тема рассказов К. - жизнь рус. деревни начала 20 в. После Окт. рев-ции К. был чл. Всерос. объединения крест. писателей, председателем правления Всерос. Союза писателей, ред. ж. "Красная нива", "Колхозник", а также ред. Гослитиздата. Сов. критика не одобряла послереволюц. произв. К., поскольку они, объективно показывая отсталость и бедность деревни, не выявляли ростков "светлого будущего". В 1938 К. был арестован НКВД и погиб.

Касаткина Нат. Дм

КАСА́ТКИНА Нат. Дм. (род. 1934) - артистка балета и балетмейстер. Окончила Моск. хореогр. уч-ще в 1953 (кл. С. Мессерер). В 1954-76 артистка Большого т-ра. Перв. исполнительница партий: Бесноватая ("Весна священная"), Индийская кукла ("Щелкунчик"), Рок ("Кармен-сюита"), Изольда ("Тристан и Изольда"). Среди др. ее ролей: Фанни ("Тропою грома"), Мерседес ("Дон Кихот"), Андалузка ("Золушка"), Молодая цыганка ("Каменный цветок"), Рабыня ("Лейли и Меджнун"), Дивчина ("Лесная песня"); исполняла испанские танцы ("Раймонда", "Лебединое озеро"). Снималась в т/ф.-концерте "Хореографич. новеллы" и в т/ф.-балете "Половецкие пляски". Одна из лучших характерных танцовщиц Большого т-ра, К. обладала эффектной внешностью, темпераментом, артистизмом, выразит. пластикой, графичностью линий. Осн. постановки (совм. с В. Василевым): "Ванина Ванини" (1962, комп. Н. Каретников), "Героическая поэма" ("Геологи", 1964, Каретников), "Весна священная" (1965, И. Стравинский) - все в Большом т-ре; "Сотворение мира" (1971, А. Петров, Т-р им. Кирова), "Ромео и Джульетта" (1972, С. Прокофьев, Новосиб. т-р оперы и балета), "Прозрение" (1974, Ю. Буцко, Моск. муз. т-р), "Пушкин" (1979, Петров, Т-р им. Кирова). С 1977 К. и Василев - худ. рук. ансамбля "Моск. классич. балет" / Гос. т-р балета. Их совм. постановки: "Гаянэ" (1977, А. Хачатурян), "Сотворение мира" (1978), "Повесть о Ромео и Джульетте" (1981), "Петербургские сумерки" (1987, П. Чайковский) и др.

Каскад

КАСКА́Д (франц. cascade) - 1) Небольшой естеств. или искусств. водопад, низвергающийся уступами. В европ. парковой архитектуре - инженерное сооружение из системы водоемов, уступов, по к-рым устремляются потоки воды. К. являются важной сост. ч. мн. дворцово-парковых ансамблей; характерны для садов итал. типа, часто сочетаются с фонтанами и парковой скульптурой. Широко изв. К. виллы д’Эсте, Тиволи, Италия (1550-72). К. в Марли (Франция) повлияли на создание в России трех К. в Петергофе. В пейзажных парках имитируют естеств. К., часто с мотивами руин: Большой и Руинный К. в Павловске.

2) В цирке - прием комич. акробатич. имитации падений.

3) В оперетте - быстрый танец, сопровождаемый пением.

Каслинское литьё

КА́СЛИНСКОЕ ЛИТЬЁ - худож. ремесло, литье из чугуна камерной скульптуры, посуды, утвари, архитект. деталей, решеток, надгробий, предм. садового быта (столики, скамейки, кресла, вазы), корпусов часов и др. разл. бытовых предм. с ажурным орнаментом и рельефами, производящихся в г. Касли́ на вост. склонах Урала (ныне Челябинская обл.). Каслинский чугунолитейный завод осн. в 1747, вскоре был приобретен Демидовыми и в 1-й пол. 19 в. стал центром рус. худож. литья. Стиль К. Л. определила и наибольшую известность приобрела настольная скульптура, украшавшая интерьер с эпохи поздней эклектики, создававшая чувство уюта. Она получила широчайшее распространение в быту всех слоев населения. В сер. 19 в. были многократно повторены уменьшенные копии конных групп П. К. Клодта с Аничкова моста, модели гр. Ф. П. Толстого и др. Многие популярные скульптуры классицизма, повторенные в дешевом тиражировании и ставшие частью небогатого интерьера, "опростились", приобрели черты нар. ремесла. Параллельно этому процессу фольклоризации шла разработка оригинальных моделей К. Л., исполнение к-рых отличалось высоким мастерством: тщательная отливка, моделировка форм, тонкая обработка. Характерн. чертами К. Л. являются графичность силуэтов, сочетание тщательно проработ. деталей и гладких поверхностей с игрой световых бликов. Эти изделия были гордостью России и неоднократно получали высокие оценки на междунар. выставках. Одним из высших достижений К. Л. было изготовление настольных скульптур по моделям Е. А. Лансере 1880-90-х гг. (напр., "Тройка", "Джигитовка"). Они во множестве наполняли собою интерьеры самых аристократич. домов. Модели для К. Л. делали Р. Р. Бах, Н. Либерих, М. Д. Канаев (первый скульптор, работавший на з-де), мастер завода В. Ф. Торокин ("Старуха за прялкой", "Крестьянин на пашне") и др. Прославился "Чугунный павильон" Всемирной выставки в Париже 1900 по проекту арх. Е. Баумгартена. После 1917 происходит падение кач-ва, потеря худож. значения изделий К. Л. В сов. время з-д работал по моделям Н. А. Андреева, И. С. Ефимова, Н. В. Томского и др.; выполнялись портреты В. И. Ленина, И. В. Сталина и др. вождей ком. партии, скульптурная группа "Гимн Советского Союза", жанровые и анималистич. скульптуры, архит. изделия для парков, обществ. зданий, станций метрополитена, Всесоюзной с.-х. выставки, для мостов и набережных разл. городов, но К. Л. как особый вид худож. ремесла практич. прекратило свое существование.

Лит.: Пешкова И. М. Иск-во каслинских мастеров. Челябинск, 1983.

Каслинское литье. Возок

Каслинское литье. Возок

Каспари Альвин Анд

КАСПАРИ́ Альвин Анд. (1836-1912) - издатель, типограф, книгопродавец. Работал в типографиях Германии, в 1857 приехал в Петербург. Изд. деят-ность начал в 1870 в СПб. с выпуска общедоступ. нар. календарей. Выпускал ж. "Родина" (с 1886), "Новь" (1906-09), "Всемирная новь" (1910-17), книж. сер. "Библиотека романов", "Знание и польза", науч.-популярные тр. ("Всемирная история Каспари", 1902-04. Т. 1-4), соч. Д. Мильтона, И. Гете и др. Особенно большую популярность среди читателей завоевали двухтомники фирмы К. в сер. "Дешевая б-ка рус. классиков". К. имел одну из самых крупных типографий в России (с 1891) и большую книжную торговлю (3 книжных магазина).

Лит.: Альвин Андреевич Каспари: (Некролог) // Родина. 1913. № 1.

Каспаров Гарри Кимович

КАСПА́РОВ Гарри Кимович (род. 1963) - шахматист, з. м. с. СССР (1985), междунар. гроссмейстер (1980), 13-й в истории шахмат чемпион мира (с 1985), 7-кратный обладатель приза "Оскар" (1982-1983, 1985-1989), чемпион СССР (1981, 1988). Победитель Олимпиад (в составе сборной команды СССР) 1980, 1982, 1986, 1988. Первый обладатель Кубка мира (1989). Победитель мн. междунар. турниров. Первый през. Ассоциации гроссмейстеров (с 1986). Для игры К. характерны глубокое стратегич. мастерство и отменная техника, фантазия и логика.

Кассиан

КАССИА́Н (Безобразов Сер. Сер.) (1892-1965) - еп., богослов, ректор Православ. Сергиевского Богосл. ин-та в Париже. Род. в СПб., сын сенатора. В 1910 окончил г-зию, в 1914 ист.-фил. ф-т Петерб. ун-та. Был оставлен при ун-те. С 1917 приват-доцент каф. ист. Церкви. Преподавал также на Высш. жен. курсах. В 1920-21 проф. Туркестанского ун-та в Ташкенте. В 1921 распоряжением сов. власти отстранен от преподавания в ун-те. С 1921 преподавал в Петрогр. Богосл. ин-те. В 1922 нелегально уехал за границу. В 1923-25 преподавал в рус.-серб. г-зии в Белграде. В 1925 занял кафедру Свящ. Писания Нового Завета в открывшемся Сергиевском Богосл. ин-те в Париже. В 1932 пострижен в монашество с именем Кассиан, рукоположен во иеромонаха, в 1934 возведен в сан игумена, в 1936 - архим. Опубл. ряд ст. в ж., из к-рых наиб. значительны "Евангелисты как историки" и "Завещание иудео-христианства". В 1947 избр. ректором Сергиевского Богосл. ин-та. В 1950 был издан его крупный тр. "Христос и первое христианское поколение", в 1956 ст. о богодухновенности Св. Писания, а ранее, в 1949, - брошюра "Царство Кесаря перед судом Нового Завета", в к-рой на осн. новозаветных текстов освещается проблема взаимоотношения Церкви и гос-ва. В 50-е гг. Британ. библ. об-вом К. был поручен новый пер. на рус. яз. Нового Завета. Первое изд. его было выпущено лишь в 1970.

Лит.: Азиатцев Д. Б. Безобразов С. С. // Сотрудники Российской национальной библиотеки - деятели науки и культуры. СПб., 1995. С. 79-81.

Кассиль Лев Абр.

КАССИ́ЛЬ Лев Абр. (1905-70) - прозаик, драматург, чл.-корр. Акад. пед. наук (1965). Род. в семье врача. Первые рассказы напечатал в газ. "Новости радио" (1925). С 1927 - корреспондент газ. "Правда Востока", "Сов. Сибирь", ж. "Новый Леф", позднее - газ. "Известия". Прозе К. свойственно жизнеутверждающее восприятие мира, пропагандист. тематич. пафос и ясность сюжет. ходов, юмор и живость языка. Автобиогр. повести. "Кондуит" (1930) и "Швамбрания" (1933), рассказывавшие о жизни гимназистов в дорев. России, сделали К. одним из самых изв. дет. писателей. За ними последовали: "Вратарь республики" (1938), "Черемыш, брат героя" (1938), "Великое противостояние" (1941-47), "Дорогие мои мальчишки" (1941), "Улица младшего сына" (совм. с М. Поляновским; Сталинская премия за 1950) и др.

Кассы

Статья большая, находится на отдельной странице.

Кастальский ключ

КАСТА́ЛЬСКИЙ КЛЮЧ (Каста́лия) - источник на юж. склоне горы Парнас ок. г. Дельфы в Греции, где обитают Аполлон и музы. По одной из версий мифа, его назв. происходит от имени нимфы Касталии, к-рая бросилась в источник, чтобы избежать преследований Аполлона. Водой К. К. омывались паломники перед вступлением в Дельфийский храм и прорицательница Пифия перед нач. своих прорицаний. В европ. и рус. культурах К. К. стал метафорой источника поэтич. вдохновения, к-рая широко использовалась в поэзии 18 и 19 вв. (напр., в стих. А. Пушкина "В степи мирской, печальной и безбрежной..."). Форма "Касталия" - б. редкая, от нее прилагат. касталийский (А. Сумароков издевался над М. Ломоносовым за его ошибку, когда тот написал вместо "Кастальский" - "кастильский", от исп. провинции Кастилии). В 20 в. это слово получило доп. смысл, т. к. Герман Гессе (в романе "Игра в бисер", 1943) назвал этим именем утопич. страну чистой науки и/или игры. К. К. нередко путают с Иппокреной и потому помещают не на Парнасе, а на Геликоне - др. обиталище муз.

Касторский Вл. Ив

КАСТО́РСКИЙ Вл. Ив. (1870-1948) - певец (бас), засл. артист РСФСР (1934), засл. деятель иск-в (1939). Род. в семье сел. священника. В 1893 поступил в Петерб. конс. (кл. С. Габеля), однако через год был исключен "за безголосие и бездарность" (позднее С. Габель признал свою ошибку). Слушая итал. певцов А. Мазини, М. Баттистини и др., пользовался их советами и т. о. продолжал вокальное образование. В 1897 был принят в Киевскую оперу. В 1898 дебютировал в Мариинском т-ре, где пел до 1918 и в 1923-30. В 1907-09 был участником "Русских сезонов" С. Дягилева в Париже и Лондоне. В 1918-23 солист Большого т-ра. Обладал полнозвучным, подвижным, ровным голосом мягкого "бархатного" тембра и широкого диапазона (пел не только басовые, но и баритоновые партии). Лучшие партии: Сусанин ("Жизнь за царя" М. Глинки), Руслан ("Руслан и Людмила" М. Глинки), Мельник ("Русалка" А. Даргомыжского), Пимен ("Борис Годунов" М. Мусоргского). Один из лучших исполнителей на рус. сцене партий Хагена и Вотана ("Валькирия", "Зигфрид", "Золото Рейна" Р. Вагнера). Вел пед. деят-ность в Ленингр. т-ре им. Кирова, Ленингр. худ. студии и в Ленингр. конс. (проф.).

Катавасия

КАТАВА́СИЯ (греч. katabásion - схождение) - ирмос, исполняемый в кон. каждой песни канона (чаще всего только после 3, 6, 8 и 9-й). Назв. происходит от предписания Типикона (19 гл.): для пения катавасии певцам 2-х хоров (клиросов) следует спускаться со своих мест и сходиться на сер. храма, что приводит к опред. нарушению порядка монастырского богослужения, где строго определено место каждого (в приходской практике, как правило, певчие при пении К. остаются на местах). В бытовом яз. - суета, сумбур, беспорядок.

Катаев Вал. Петр.

КАТА́ЕВ Вал. Петр. (1897-1986) - писатель, драматург. Род. в Одессе, в семье учителя. Во время 1-й мир. войны - офицер, в гражд. занимался в Одессе пробольшевистской пропагандистской деят-ностью, работал в РОСТА. С 1921 - в ЮгРОСТА (Харьков), с 1922 - в Москве, сотр. газ. "Гудок". Дебютировал в прозе рассказами о 1-й мир. и гражд. войнах, писал приключен., эксперимент. в форм. отношении ром., достиг известности после опубл. пов. "Растратчики" (1926), сатирически живописавшей нравы эпохи нэпа. Роман "Время, вперед!" (1932), воспевавший "трудовой подвиг" строителей Магнитки, принес К. офиц. признание: в 1934 он становится чл. правления Союза писателей РСФСР. Наиб. изв. произв. К. стал ром. "Белеет парус одинокий" (1936). Вместе с написанными впоследствии ром. "Хуторок в степи" (1956), "Зимний ветер" (1960), "Катакомбы" (1949) этот роман образовал тетралогию "Волны Черного моря", в к-рой рассказывалось об ист. событиях с 1905 до 2-й мир. войны. За свою дет. пов. "Сын полка" К. получил в 1945 Сталинскую премию. Поздние произв. К. ("Святой колодец", 1965; "Трава забвения", 1967; "Разбитая жизнь, или Волшебный рог Оберона", 1972; "Алмазный мой венец", 1978) постр. на мат-ле его воспоминаний разн. лет и в значит. мере знаменуют собой возвращение писателя от традиц. реализма к стилистич. и композиц. экспериментированию, столь характерному для его ранних произв. В лит. жизни К. был близок умеренно либер. тенденциям: в частности, осн. (в 1955) и возглавлял (до 1962) ж. "Юность", поддерживал молодых талантливых писателей, отходивших от форм. и идеологич. клише (напр., В. Аксенова). В политике, однако, К. не позволял себе никакого свободомыслия и, будучи с 1958 чл. КПСС, послушно выполнял все ее требования (напр., подписал инспириров. властями и опубл. 31 авг. 1973 письмо с осуждением А. Солженицына).

В. П. Катаев

В. П. Катаев

Катаев Ив. Ив

КАТА́ЕВ Ив. Ив. (1902-39) - писатель. Род. в Москве, в семье проф. истории. Вступил добровольцем в Кр. армию (1919), служил в политотделе 8-й армии, был воен. журналистом. После демобилизации (1921) учился на экономич. отделении Моск. ун-та. Начинал как поэт; печатался в ж. "Кузница" (1920), "Октябрь", "Город и деревня" (1924-26); был ред. последнего. В 1926-32 являлся участником группы "Перевал". Наиб. острые дискуссии вызвал рассказ К. "Молоко" (1930), в к-ром критики находили идеализацию "кулака" (в нем действительно было выражено сострадание преследуемым крестьянам). Автор пов. "Встреча" (1933), сб. "На краю света" (1933), "Ледяная Эллада" (1934), "Отечество", "В стане семи весен" (1935). Арестован в 1937, погиб в заключении. Реабилитирован посмертно.

Каталектика

КАТАЛЕ́КТИКА (от греч. katalēktikós - конечный, усеченный) - в стиховедении - учение о клаузулах (окончаниях) стиха. Совпадения кон. стиха с кон. стопы дают акаталектич. (полномерное) окончание (таковыми считаются муж. окончания в ямбах и анапестах, жен. - в хореях и амфибрахиях, дактилич. - в дактилях); неполная последняя стопа - каталектич. (усеч.) окончание (муж. окончания в хореях, амфибрахиях, дактилях, жен. - в дактилях); последняя стопа с доп. безудар. слогами - гипердактилич. (наращенное) окончание (жен. в ямбах и анапестах, дактилич. в ямбах, хореях, анапестах и амфибрахиях). Усечению и наращению могут подвергаться строки любой стопности.

Каталог

КАТАЛО́Г - перечень всех имеющихся в наличии произв. печати, учитываемых по к.-л. признаку (месту хранения, виду изд. и т. д.). Различают библиотечные К. и сводные К., к-рые отражают изд., находящиеся в разных хранилищах города или страны (в т. ч. весь репертуар книж. продукции). Библиотечный. К. м. б. читат. или служебным, генер. или спец., алфавит., систематич. или предметным.

Катальные горы

Статья большая, находится на отдельной странице.

Катафатическое богословие

КАТАФАТИ́ЧЕСКОЕ БОГОСЛО́ВИЕ (катафатизм) - позит., утвердит. путь познания Бога, в отличие от апофатич. и в дополнение к нему. Такое различение проводится в "Ареопагитиках". К. Б. - это положит. определения Божества или "имена" Бога, к-рый, как источник и нач. всего, "всеименен". Вершина К. Б. - учение о Троице. Но К. Б., определяя Бога, тем самым Его ограничивает, а потому недостаточно. Необходимо восполнение К. Б. богословием апофатическим, или отрицат., утверждающим, что к Богу неприменимо никакое имя, что Он "безымянен". Апофатизм мыслим лишь в связи с К. Б., будучи др. стороной того же самого богословия. Бог сокровенный, пребывающий за пределами всего того, что Его открывает, есть также тот Бог, к-рый Себя открывает. Он - мудрость, любовь, благость, но Его природа остается в глубинах Своих непознаваемой, и именно Он себя открывает. Имена самые высокие, даже имя "любовь", выражают Божеств. сущность, но ее не исчерпывают. Божеств. имена в нек-ром смысле помогают приблизиться к Богу, войти в Него, но не позволяют постигнуть Его сущность, иначе Он определялся бы Своими свойствами; Бог ничем не определяем и именно потому личен.

Лит.: Лосский В. Н. Очерк мистического богословия Восточной Церкви: Догматическое богословие. М., 1991.

Катенин Пав. Ал-др.

КАТЕ́НИН Пав. Ал-др. (1792-1853) - поэт, критик, драматург, театр. деятель. Из дворян. В 1806 поступил на службу в Мин-во нар. просвещения, с 1810 - в лейб-гвардии Преображенском полку (1820 - полковник). Участник Отеч. войны 1812 и заграничных походов. В 1816-19 видный деятель раннедекабрист. орг-ций - "Союза спасения" и "Воен. об-ва". В 1820 по политич. мотивам уволен в отставку, а 1822 за подчеркнутое фрондерство выслан из Петербурга. В 1833 определился на воен. службу на Кавказ, в 1838 уволен с чином ген.-майора. Почет. чл. Рос. АН (1841). Лит. деят-ность начал в 1809-10. Выступал как гражд. поэт (гимн "Отечество наше страдает", между 1816 и 1820), приобрел известность как драматург (пер. П. Корнеля, Ж. Расина; напис. совм. с А. Грибоедовым комедия "Студент", 1817; оригин. трагедия "Андромаха", 1818; сатирич. комедия "Сплетни", 1820). В своих опытах создания нац. самобыт. лит-ры опирался на фольклор, пам. др.-рус. письменности, широко использовал просторечия ("Убийца", 1815; "Леший", 1815; "Ольга", 1816; "Мстислав Мстиславич", 1819). Сыграл важную роль в ист. рус. т-ра как критик и реж. В 1830 был привлечен А. Пушкиным к участию в "Литературной газете", где выступил с сер. ст. о поэзии и т-ре "Размышления и разборы". Из поздних соч. примеч. поэма-сказка "Княжна Милуша" (1833) и идиллия "Инвалид Горев" (1835).

"Катенька"

"КА́ТЕНЬКА", "КАТЕРИ́НКА" (разг.) - неофиц. название гос. кредит. билета достоинством 100 руб. образца 1866, 1898 и 1910 - по изображению портрета имп. Екатерины II на лиц. стороне ассигнаций, повторенного, кроме того, в качестве водяного знака.

Катехизис

КАТЕХИ́ЗИС - краткое изложение христ. вероучения. В первые века христ-ва К. - устное наставление тех, кто обращался к ц.; предшествовало крещению. Тогда же складываются его приемы и методы, излож. в соч. Иоанна Златоуста и Блаженного Августина. В 16 в. назв. К. получает кн., утвержд. высш. церк. властью в качестве пособия для элемент. обучения вере самих христиан. К. - символич. книга; он содержит учение, признание к-рого обязат. для каждого чл. ц. Содержание обычно излагается в форме вопросов и ответов. В тех странах, где ц. является гос. и Закон Божий входит в число обязат. предметов, К. используется в школьном преподавании. Свои К. имеются в католич. (Римский К. 1566 и др.), лютеран. (большой и малый К. Лютера) и др. христ. ц. В правосл. ц. изв. К. Лаврентия Зизания и киев. митр. Петра Могилы (17 в.), моск. митр. Платона (кон. 18 - нач. 19 в.). Наиб. распростр. К. моск. митр. Филарета, вышедший в 1838. Правосл. свящ. обязаны вести К. поучения, т. е. просто и понятно разъяснять К. верующим. В перен. значении К. - краткое изложение к.-л. учения в форме вопросов и ответов.

Катков Мих. Никиф.

Статья большая, находится на отдельной странице.

Католицизм в России

Статья большая, находится на отдельной странице.

Каторга

Статья большая, находится на отдельной странице.

Катрен

КАТРЕ́Н (франц. quatrain, от quatrea - четыре) - четверостишие, строфа из 4 строк. В рус. поэзии является наиб. распростран. строфич. формой. Виды К. определяются способом рифмовки, наиб. популярными из к-рых являются: перекрестная (а в в а), парная (а а в в) и опоясывающая (а в в а). В послепушкинскую эпоху в рус. стихе преобладают К. с перекрестной рифмовкой. Изредка встречаются К. на одну рифму (моноримы; напр., у А. К. Толстого), а также К. с одной или двумя холостыми рифмами (напр., а а х а - Рубаи; х а х а - у Фета и в подражаниях нем. романтикам). Как самостоят. стих. К. используется для эпиграмм, эпитафий и др. малых лирич. жанров. К. также называют 2 первые строфы сонета. В рус. стиховедч. традиции термин "К". обычно применяется для обозначения строф в твердых стихотв. формах, в остальных случаях строфу называют "четверостишием". Пример К. (Ф. И. Тютчев):

Нам не дано предугадать,

Как слово наше отзовется,

И нам сочувствие дается,

Как нам дается благодать...

Катульская Ел. Клим

КАТУ́ЛЬСКАЯ Ел. Клим. (1888-1966) - певица (лирико-колоратурное сопрано). Нар. арт. СССР (1965). Серьезно заниматься пением начала с 1905 у И. Прянишникова. В 1907-09 обучалась в Петерб. конс. (кл. Н. Ирецкой), в 1909-13 солистка петерб. Мариинского т-ра, в 1913-46 - моск. Большого т-ра. Обладала сильным, звучным, ровным во всех регистрах голосом мягк. "серебристого" тембра и обширного диапазона, легкой подвижной колоратурой. Лучшие партии: Снегурочка, Марфа ("Снегурочка", "Царская невеста" Н. А. Римского-Корсакова), Розина ("Севильский цирюльник" Дж. Россини). Репертуар певицы включал 46 партий. Была выдающейся камерной певицей: камерный репертуар насчитывал св. 700 произв. В 1948-66 преподавала в Моск. конс. (с 1950 проф.).

"Катюша"

"КАТЮ́ША" - разг. назв. реактивной системы залпового огня БМ-13 ("гвардейского миномета" - офиц. назв., призв. замаскировать принцип действия оружия), широко распростр. сегодня во всем мире. Происхождение его неясно. Существуют неск. версий; наиб. правдоподобные связывают это назв. с популяр. в то время песней, характерным звуком, издаваемым при пуске ракет, и буквой "К" (заводской знак воронежского з-да им. Коминтерна), стоявшей на пусковой установке.

Кауфман Исаак Мих.

КА́УФМАН Исаак Мих. (1887-1971) - библиограф, книговед. Оконч. ист.-филологич. ф-т МГУ, в 20-е гг. приступил к библиографич. деят-ности, работая в Госиздате. С 1942 по 1959 - в Гос. б-ке СССР им. Ленина. Автор библиограф. справ. изданий: "Словари и энциклопедии" (1937), "Русские энциклопедии" (1960), "Терминологические словари" (1961), "Географические словари" (1964), "Русские биографические и биобиблиографические словари" (1950 и 1955) и др. Библиографич. тр. К. полностью сохраняют научно-справ. значение.

Кауфман Мих. Абр.

КА́УФМАН Мих. Абр. (1897-1980) - реж., оператор. Брат Д. Вертова и Б. Кауфмана (амер. оператор). Один из основоположников документ. кино. С 1922 ведущий оператор в группе Д. Вертова. С этого времени и по 1925 снимал мат-ал для периодич. киножурналов "Кинонеделя" и "Киноправда" (реж. Д. Вертов). Оператор в ф., пост. Д. Вертовым: "Шестая часть мира" (1926) и "Человек с киноаппаратом" (1929). Как реж.-оператор создал документ. ф., показывающие разнообразную жизнь страны: "Москва" (1929) и "Наша Москва" (1939), "Небывалый поход" (1931), "Большая победа" (1933) и др.

С 1941 работал реж. на Моск киностудии научно-популярных ф. (ныне "Моснаучфильм"), в этом качестве поставил ф.: "Так было - так будет" (1942), "Тень от Луны" (1945), "В Третьяковской галерее" (1956), "Художник Грабарь" (1957) и др.

Др. ф.: "Порт Новороссийск" (1927, реж. и оператор), "Лебедев-Кумач" (1937, реж.), "Авиамарш" (1936), "Неведомый Крым" (1947), "Владимиро-Суздальская Русь" (1948, реж.).

Соч.: Киноанализ // Пролетарское кино. 1931. № 4; Кауфман М., Агапов Б. Великий план на экранах // Кино. 1935. № 34.

Лит.: Оператор кинооков // Сов. экран. 1929. № 4; Ушаков Н. Три оператора. Киев, 1930; Сирота Н. Михаил Кауфман // Сов. кино. 1934. № 11-12.

Кафе

КАФЕ́ (франц. cafe) - заведение, в к-ром подают кофе, шоколад, какао и кондитер. изделия. Первая кофейня открылась в Венеции (1646), затем в Марселе (1660). В Париже в 1672 было открыто К. "Прокопио", ставшее одним из центров культ. жизни города. В России К. стали появляться после того, как рус. офицеры познакомились во время Отеч. войны 1812 с париж. К. Как и в Париже, петерб. К. стали местом встреч молодежи, писателей, художников. Особ. известностью пользовалось К. С. Вольфа и Т. Беранже (Невский просп., 18). В нем часто встречались буд. декабристы, бывали А. С. Пушкин и его друзья. Из этого К. поэт отправился на роковую дуэль. К. сыграли огромную роль в культ. жизни России. К. "Питореск" в Москве было оформл. худ. Г. В. Якуловым, создавшим здесь панно на темы блоковской "Незнакомки" (после рев-ции К. наз. "Красный петух"). Здесь бывали А. В. Луначарский, В. Э. Мейерхольд, В. В. Маяковский и др. Петрогр. К. "Би-ба-бо", "Бродячая собака" и др. связаны с именами В. В. Маяковского, С. А. Есенина, В. В. Хлебникова, Д. Д. Бурлюка, А. А. Ахматовой.

Кафтан

КАФТА́Н (тюрк. кафтан - верхняя одежда, халат) - первонач. только верх. муж. одежда, в дальнейшем верх. Одежда вообще (муж. и жен.). Мат-лом служили дорогие ткани: парча, атлас, тафта, бархат, камка. Став предметом широкого употребления, К. шились из разл. тканей и разного покроя.

В 19 в. К. сохранились только в купеч. и крест. среде и различались качеством тканей и отделкой. Преим. это праздничная одежда из белого, серого, синего сукна. Застегивался К. на кожаные или медные пуговицы с ушками; воротник и обшлага обшивали кожей и черным плисом. Правую полу на груди и швы, боковые и по спине, украшали черным или красным шерстяным шнуром. Подпоясывали К. красным или пестрым кушаком. К. были исподние, верхние, теплые (К. шубный), стеганые и холодные (без подкладки). Был широко распространен К. из сукна без воротника (чуйка), по краю ворота, рукавов и пол он обшивался полоской меха или ткани. Короткий К. в талию назывался полукафтаном. Различались К. и по назначению: смирные (траурные К., их шили только из черного сукна), столовые, выездные и т. п. В пословицах серый и синий К. - признак щегольства, ср. пример В. Даля: "пуст карман, да синь кафтан - щеголь". В словесности К. фигурирует, напр., в фин. формулах сказок: "дали мне синь кафтан, иду, ворона кричит: "синь кафтан", а я слышу: "скинь кафтан", я и скинул". Часто фигурирует в загадках: "Сам алый, сахарный, кафтан зеленый, бархатный - арбуз", "По горам, по долам ходят шуба да кафтан - баран". Фразеологизм лит. происхождения "Тришкин кафтан" - о попытках исправить что-л. за счет ухудшения в других отношениях (из басни И. Крылова, где портной ставит заплаты на К., отрезая их от других, целых частей того же К.).

Каховский Петр Григ

КАХО́ВСКИЙ Петр Григ. (1797-1826) - декабрист. Происходил из дворян Смолен. губ., образование получил в Моск. ун-тском пансионе, поступил в гвардию, был разжалован в солдаты и сослан на Кавказ, службу закончил в чине поручика. Из-за угрюмого и неуживчивого характера потерял родств. связи, друзей не имел, жил в Петербурге в крайней нужде. На формирование взглядов К. повлияло изучение антич. истории, а также происходящее в Зап. Европе рев. движение. К. был поклонником реформатор. деят-ности М. М. Сперанского, но гл. методом борьбы с крепостн. правом, беззаконием и произволом считал террор, т. е. убийство тиранов, что стало своего рода навязчивой идеей. В 1825 К. стал чл. Северного об-ва, а затем одним из инициаторов восстания 14 декабря. Во время восстания смертельно ранил гр. М. А. Милорадовича, был арестован и на следствии полностью признался в своих убеждениях, раскрыл свой план. Из Петропавловской крепости написал Николаю I неск. писем, в к-рых критиковал существующий строй в России. К. был осужден вне разряда, приговорен к четвертованию, но окончат. приговор заменил это наказание казнью через повешение, осуществл. 13 июня 1826.

Предыдущая страница Следующая страница