Российский гуманитарный энциклопедический словарь
Статьи на букву "К" (часть 4, "КАР")

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "К" (часть 4, "КАР")

Караваева Анна Ал-др.

КАРАВА́ЕВА Анна Ал-др. (1893-1979) - писательница. После окончания г-зии учительствовала в дер. Окончила Высш. жен. Бестужевские курсы (1916), преподавала лит-ру в 1-й Совпартшколе г. Барнаула. Пов. "Флигель" (1923), как и большинство ранних произв. К., посв. жизни дер. и провинции в послереволюц. годы. На Алтае написана и кн. "Золотой клюв - повесть о дальних днях" (1925) - о борьбе работных людей алтайских горных заводов 18 в. Известность пришла после опубликования пов. "Двор" (1926) и ром. "Лесозавод" (1928). Эти и др. произв. К. отвечали конкретным полит. и идеол. требованиям времени. Автор трил. "Родина" ("Огни", 1943; "Разбег", 1948; "Родной дом", 1950; Сталинская премия за 1950), ром. "Грани жизни" (отд. изд. 1963), мемуарной кн. "Свет вчерашний" (1964).

Каравай

КАРАВА́Й (коровай) - большой круглый хлеб; целый, неначатый сыр, хлеб; свадебный обрядовый хлеб на Украине и Ю. России, богато украш., из сдобного теста; выпеченное в форме изделие из дрожжевого теста (К. яцкой, братский, битый и др.) с добавлением сыра, творога, яиц и т. п. В 19 в. слово К. в последнем значении заменили словами "пудинг", "бабка". Пекли К. в дни именин. Существовал "каравайный" обряд - выпекание К. спец. выделенными "каравайщиками", с соблюдением мн. ритуалов, пением особ. песен и т. п.

Свадебный К. представляет собой один из ключевых символов свадебного обряда, изображения на нем представляют нек-рую схематизир. картину мира. Ряд атрибутов имеет явно фаллический смысл, переходящий и на К. в целом (откуда обряд сажания невесты на К.). Весьма убедительная гипотеза возводит термин К. к слову корова - хлеб (бескровная жертва) выступает как замена кровавой жертвы (скота).

Лит.: Иванов В. В., Топоров В. Н. Исследования в области славянских древностей. М., 1974. С. 243-259.

Каравак Луи

КАРАВА́К Луи (1684-1754) - франц. живописец исп. происхожд., один из первых иностр. художников, приглашенных в Россию Петром I. Представитель складывавшегося в то время стиля рококо (его раннего варианта - стиля Регентства). С 1718 состоял при Канцелярии от строений. Носил звание первого придворного художника. Оказал очень значит. влияние на рус. портретную живопись. Писал портреты чл. имп. фамилии: аллегорич. (портрет Елизаветы в образе Флоры), парадные ("Императрица Анна Иоанновна"), камерные (портретная сер. в Екатерининском дворце, Царское Село), ист. картины ("Полтавская баталия"), панно и плафоны (ныне утрачены; сохранилась роспись "Времена суток" купола и стен Вольера в Петергофе).

Л. Каравак. Портрет царевен Анны Петровны и Елизаветы Петровны. 1717

Л. Каравак. Портрет царевен Анны Петровны и Елизаветы Петровны. 1717

Каракозов Дм. Вл

КАРАКО́ЗОВ Дм. Вл. (1840-66) - революционер, совершивший неудавшееся покушение на имп. Александра II. Происходил из мелкопоместных дворян Саратовской губ. Учился в Казан. и Моск. ун-тах. Будучи студентом последнего, в 1865 вступил в рев. кружки "Организация" и "Ад", осн. его двоюродным братом Н. А. Ишутиным. В марте 1866 приехал в СПб. Там выпустил рукописную прокламацию "Друзьям-рабочим", к-рую сам распространял. В прокламации он призывал народ к рев-ции и установлению социалистич. строя после цареубийства. 4 апр. 1866 у ворот Летнего сада стрелял в Александра II, но промахнулся. Согл. офиц. версии, в последний момент К. ударил по руке костромской крестьянин Комиссаров, впоследствии удостоенный за это потомственного дворянства. К. был сразу же арестован и заключен в Алексеевский равелин Петропавловской крепости. 31 авг. 1866 Верх. угол. судом К. был приговорен к смертной казни через повешение. Казнен на Смоленском поле в СПб.

Каралли Вера Ал

КАРА́ЛЛИ (Коралли) Вера Ал. (1889-1972) - артистка балета и кино. Окончила Моск. театр. уч-ще в 1906 (кл. А. Горского). В 1906-17 артистка, с 1915 балерина Большого т-ра. Среди ее партий: Саламбо, Таит ("Саламбо"), Пастушка ("Пятая симфония"), Анитра ("Нур и Анитра"), Эвника ("Эвника и Петроний"), Лиза ("Тщетная предосторожность"), Одетта-Одиллия ("Лебединое озеро"), Жизель ("Жизель"), Раймонда ("Раймонда"), Китри ("Дон Кихот"). В 1909 К. танцевала в "Русском сезоне" Армиду в "Павильоне Армиды". С 1913 снималась в кино, быстро стала одной из известнейших рус. кинозвезд ("Умирающий лебедь", "Хризантемы" и др.). В 1918 ко мн. легендам о К. прибавился слух о ее смерти. В 1919-20 К. танцует в "Рус. балете Дягилева" Половчанку в "Половецких плясках", позже выступает в труппе А. Павловой. В 1928-30 К. - организатор и рук. литов. балета, в 1930-35 - балетмейстер в румынской Опере, в 1938-41 - педагог в Париже.

Карамзин Ник. Мих.

КАРАМЗИ́Н Ник. Мих. (1766-1826) - писатель, публицист, историк. Род. в дер. Карамзинке (Знаменское) Симбирской губ. Обучался в Моск. пансионе проф. Шадена, а с 15 лет в СПб. в Преображенском гв. полку, откуда вышел в отставку поручиком в 17 лет. С 1784 жил в Москве, занимался пер., сотрудничал в ж. Н. И. Новикова "Детское чтение для сердца и разума". Здесь он и сблизился с масонами и их главой Н. И. Новиковым, входил в их "Дружеское об-во", но в 1789 расстался с ними и отправился в путешествие за границу. За полтора года (май 1789 - сент. 1790) он посетил Ригу, Кенигсберг, Берлин, Дрезден, Веймар, Цюрих, Женеву, Париж и Лондон. Результатом путешествия стали "Письма русского путешественника", изд. в осн. К. "Московском журнале" (1791-92). Этот ж. К. стал трибуной рус. сентиментализма. К. публикует в нем свои знаменитые произв. - "Бедная Лиза" и "Наталья, боярская дочь". В 1793-94 К. издавал альм. "Аглая", в к-ром печатались его ст., в т. ч. "Остров Борнгольм". В 1802-03 К. издает лучший в то время лит.-полит. ж. "Вестник Европы". В 1803 оставляет прозу, поэзию и журналистику и приступает к созданию "Истории государства Российского". Александр I назначает К. историографом, ему был определен пенсион. Последующие 23 года занимался написанием гл. тр. - "Истории государства Российского". В 1818 вышли 8 томов "Истории", разошедшиеся за мес. небывалым для того времени тиражом - 3000 экз., 9-й том вышел в 1821, 10-й и 11-й - в 1824, а 12-й, неоконч. (заканчивается событиями 1611), - после смерти автора, в 1829.

В 1811 К. представляет Александру I "Записку о древней и новой России", в к-рой проследил ист. развитие гос-ва от 9 до 19 в., причем осн. внимание было уделено последнему столетию, начиная с Петра Великого. К. обвинил Петра I в нарушении естеств. движения истории России, в "повреждении нравов". Автор подверг резкой критике внеш. и внутр. политику Александра I. "Записка" попала в разряд запрещенной лит-ры и была опубл. только в 1870 в ж. "Русский архив". К. отвергал отмену крепостного права, выступал против реформаторской деят-ности М. М. Сперанского, был сторонником просвещенного самодержавия. К. отрицат. относился к насильств. захвату власти, поэтому не принял Вел. франц. рев-цию и восстание декабристов 14 дек. 1825. В 1816 переехал в Петербург, летом проживал на даче в Царском Селе, где общался с А. С. Пушкиным и оказал большое влияние на формирование мировоззрения молодого поэта. В янв. 1826 заболел чахоткой и в мае умер.

Соч.: Письма русского путешественника. М., 1988; История государства Российского. В 12 т. М., 1989.

Н. М. Карамзин

Н. М. Карамзин

Карандаш

КАРАНДА́Ш (наст. имя и фам. - Мих. Ник. Румянцев) (1901-83) - арт. цирка, клоун. С 1922 работал худ.-плакатистом. С 1930 по окончании Курсов циркового иск-ва начал выступать как коверный ("Рыжий Вася"). В теч. неск. лет использовал маску Чарли Чаплина. В сезоне 1934-35 создал образ Карандаша (по имени франц. худ.-карикатуриста Каран д’Аша). Его герой - жизнерадостный чел., сохранивший дет. непосредственность и обаятельность. Внеш. облик К. - черный мешковатый костюм (с сер. 50-х гг. - зеленый или фиолетовый), остроконечная шляпа, рубашка в крупную клетку с галстуком-веревочкой, большие черные ботинки. Блестяще владел иск-вом импровизации, старался постоянно находиться в контакте со зрит. залом. В первые годы в осн. исполнял пародийно-мимич. репризы на цирковые номера. Впоследствии утвердился как клоун-сатирик со злободневным, актуальным репертуаром. Великолепное умение показать смешное, поразит. иск-во мгновенного перевоплощения, яркий юмор, искренность принесли К. огромную популярность. Среди лучших работ: "Случай в парке" ("Венера"), "Дисс. на тему "Переливание из пустого в порожнее"", "Вода". К. снимался в ф. "Девушка с характером", "Старый двор", "Карандаш на льду" и др. Участвовал в гастролях сов. цирка за рубежом (Финляндия, Франция, Италия, Бразилия, Англия и др.).

Соч.: По афише - Весь вечер на арене цирка Каран д’Аш // Сов. цирк, 1918-1938. Л.; М., 1938; На арене сов. цирка. М., 1977; Над чем смеется клоун. М., 1987.

Лит.: Никулин Л. Карандаш. М., 1951; Чепурин Ю. На манеже Карандаш. М., 1966; Румянцева Н. Карандаш. М., 1983.

Карандашная манера

КАРАНДА́ШНАЯ МАНЕ́РА - разновидность пунктирной углубленной гравюры на металле, имитирующая карандашный рисунок. Гравюра изготовляется на офортном грунте; после травления кислотой линии углубляются резцом и сухой иглой непосредственно на доске. Эффект отпечатка очень напоминает широкие линии карандаша, угля или сангины. Получила распространение как репродукц. техника в 18 в.

Каратаев Ив. Прокофьевич

КАРАТА́ЕВ Ив. Прокофьевич (1817-86) - библиограф, библиофил. Происходил из купеч. семьи. К. собрал большую коллекцию слав. кн. кирилл. шрифта, составил "Хронологическую роспись славянских книг, напечатанных кирилловскими буквами" (1861), в к-рой зарегистрированы кн., изд. с 1491 по 1730. За эту работу автор был удостоен Демидовской пр. АН. Наиб. изв. труд К. - "Описание славянорусских книг, напечатанных кирилловскими буквами" (1878), содержащий исчерпывающие сведения о старопечатных кн., изд. с 1491 по 1652, до наст. времени сохраняет справочное значение.

Каратыгин Анд. Вас.

КАРАТЫ́ГИН Анд. Вас. (1774-1831) - актер и театр. деятель. Окончил Петерб. театр. уч-ще в 1794, выступать начал с 1791. Занимал амплуа "молодых повес", позднее - "благородных отцов". С 1819 - реж. рус. драм. группы Петерб. т-ра. Покинул сцену в 1822. С 1794 по 1831 вел театр. дневник ("Ж. театральный"), в к-ром делал ежедневные отметки о театр. спектаклях, послужившие источником для неск. ист. театр. работ. Родоначальник театр. династии Каратыгиных.

Каратыгин Вас. Анд

КАРАТЫ́ГИН Вас. Анд. (1802-53) - драм. актер, литератор. Сын петерб. актеров А. В. и А. Д. Каратыгиных. Окончил Горный корпус. К сценич. выступлениям готовился под рук. А. А. Шаховского и П. А. Катенина. Дебютировал на петерб. сцене в 1820 (Фингал в одноим. трагедии В. А. Озерова, загл. роль в пьесе А. Н. Грузинцева "Эдип-царь" и Танкред в трагедии Вольтера). Прекрасные внешние данные, эмоциональность, естественность, мужественность молодого артиста сделали его непревзойденным исполнителем героич. ролей в классицистич. драматургии. Позднее репертуар актера расширялся за счет мелодрамы и романтич. драмы, в к-рых К. проявлял виртуозность внешнего рисунка, чувство стиля и обдуманность исполнения. В 40-е гг. К. вместе с А. Е. Мартыновым и М. С. Щепкиным стал родонач. психол. направления в рус. актерском иск-ве. В течение 3-х десятилетий актер пользовался любовью и поклонением петерб. публики, имел огромный репертуар и значит. влиял на общее состояние Александринской сцены и всего рос. т-ра. Особо можно выделить роли в произв. Шекспира (Лир, Гамлет, Отелло, Кориолан), Шиллера (Карл Моор, Фердинанд), Пушкина (Дон Гуан и Барон), необыкнов. успехом пользовалось исполнение им ролей Велизария (в пьесе "Велизарий" Э. Шенка), Кина ("Кин, или Гений и беспутство" А. Дюма), Нино ("Уголино" Н. Полевого), Гюга Бидермана ("Смерть или честь" Н. Полевого), Людовика XI ("Замок Плесси-Латур, или Смерть Людовика XI" К. Делавиня и "Заколдованный дом" И. Ауфенберга). Играл также Чацкого в "Горе от ума" А. Грибоедова, Арбенина в "Маскараде" М. Лермонтова, Тараса Бульбу в инсц. пов. Н. Гоголя, Ипполита в "Федре" Ж. Расина и др. К. много сделал для расширения репертуара рос. т-ра собств. пер. и переделками пьес Шекспира ("Король Лир" и "Кориолан"), Расина, Дюма, В. Гюго и др. авторов, инсценировал поэму А. Пушкина "Цыганы".

Каратыгин Петр Анд

КАРАТЫ́ГИН Петр Анд. (1805-79) - актер и драматург. Сын А. В. и А. Д. Каратыгиных, брат В. А. Каратыгина. Окончил Петерб. театр. уч-ще в 1821, после чего был принят в труппу Петерб., позднее Александринского т-ра, где служил до 1878. Начинал в ролях молодых любовников, позднее занимал комич. роли, к-рые играл в острой, нередко карикатурной манере: Марио ("Игра любви и случая" П. Мариво), Оргон ("Тартюф" Ж. Мольера), Бридуазон ("Свадьба Фигаро" П. Бомарше), Замухрышкин ("Игроки" Н. Гоголя), фон Фонк ("Холостяк" И. Тургенева), Пауков ("Архивариус" П. Федорова), Клейстер (в собств. водевиле "Булочная, или Петерб. немец"). В теч. 40 лет играл одну из лучших своих ролей - Загорецкого в "Горе от ума", изображая его то пронырливым негодяем, то молодящимся стариком. В 1832-38 К. заведовал драм. кл. Петерб. театр. уч-ща. Драматургич. деят-ность начал в 1830 ("Сентябрьская ночь") и в продолжение неск. десятилетий оставался одним из самых репертуарных водевильных авторов. Водевили К. отличались точностью жанровых зарисовок, остроумными каламбурами, соединением комедийных и драматич., сатирич. и лирич. эл-тов - "Знакомые незнакомцы", "Ложа первого яруса на последний дебют Тальони", "Дом на Петерб. стороне, или Иск-во не платить за квартиру", "Вицмундир", "Первое июля в Петергофе", "Жена и зонтик, или Расстроенный настройщик", "Отелло на Песках, или Петерб. арап", "Натуральная школа" и др. Наблюдательность К., его участие в важнейших театр. событиях 20-60-х гг. 19 в. отразились в напис. им в конце жизни "Записках".

П. А. Каратыгин

П. А. Каратыгин

Каратыгина Ал-дра Дм

КАРАТЫ́ГИНА (Полыгалова, Перлова) Ал-дра Дм. (1777-1859) - драм. актриса. Окончила Петерб. театр. уч-ще в 1794. Тогда же вступила в труппу Петерб. т-ра. Ученица И. А. Дмитревского. Занимала амплуа "любовниц" и "благородных матерей", особенно удавались актрисе героини сентимент. драм, чувствит. натуры. Мать В. А. и П. А. Каратыгиных. Роли: Лиза ("Лиза, или Торжество благодарности" Н. Ильина), Мариамна ("Ирод и Мариамна" Г. Державина), Амасека ("Сульоты, или Спартанцы, осьмнадцатого столетия" Л. Невоховича), Гекуба ("Поликсена" В. Озерова), Ксения ("Ксения и Темир" С. Висковатова), Клитемнестра ("Электра и Орест" А. Грузинцева), Софья ("Слуга двух господ" К. Гольдони, в переделке Ф. Роже), Регана ("Король Леар" Н. Гнедича по У. Шекспиру), Гертруда ("Гамлет" Висковатова по Шекспиру), Андромаха ("Андромаха" Ж. Расина), Осавева ("Гофолия" Расина), Елизавета ("Мария Стюарт" Х.-Г. Шписа).

Каратыгина Ал-дра Мих.

КАРАТЫ́ГИНА (Колосова) Ал-дра Мих. (1802-80) - драм. актриса, дочь изв. танцовщицы Е. И. Колосовой. Получила хорошее домашнее образование, к сценич. дебюту готовилась с П. А. Катениным. Начиная с первой роли - Антигона в пьесе В. Озерова "Эдип в Афинах" (1818), К. пыталась соперничать с Е. Семеновой в трагич. репертуаре, но не обладала трагич. дарованием: ее героиням не хватало страстности, чувства подменялись холодной декламацией. В 20-х гг. К. побывала в Париже, брала уроки драм. мастерства у Тальма и Марс. После возвращения выступала в комедийном репертуаре, в ролях светских дам, покоряя шармом и светскими манерами. Лучшими ролями К. были: Прелестна (Селимена) в "Мизантропе" Ж. Мольера, Сусанна (Сюзанна) в "Свадьбе Фигаро" П. Бомарше и Валерия в комедии Э. Скриба и Мельвиля "Валерия, или Слепая". Др. роли: Моина ("Фингал" В. Озерова), Наталья Дмитриевна ("Горе от ума" А. Грибоедова), Лукерья ("Урок дочкам" И. Крылова), Наталья ("Нерешительный, или Семь пятниц на неделе" Н. Хмельницкого), Глинская ("Елена Глинская" Н. Полевого), Луиза ("Коварство и любовь" Ф. Шиллера), Мария ("Мария Стюарт" Ф. Шиллера) и др.

Караулов Мих. Ал-др.

КАРАУ́ЛОВ Мих. Ал-др. (1878-1917) - казак, полит. деятель. В 1901 окончил филол. ф-т Петерб. ун-та, в 1902 сдал выпускной экзамен в Николаевском кавалерийском уч-ще. Воен. службу окончил в чине есаула. Редактировал ж. "Казачья Неделя", опубликовал неск. кн. по истории терского казачества. Избирался деп. II и IV Гос. думы. Оставаясь "внепартийным", в IV Гос. думе примыкал к фракции прогрессистов. 27 февр. 1917 избран чл. Врем. к-та Гос. думы. Как комиссар Врем. к-та Гос. думы выехал во Владикавказ, где был избран Наказным атаманом Терского Казачьего Войска и возглавил Войсковое правление. В окт. 1917 стал одним из создателей "Юго-Вост. союза казачьих войск, горцев Кавказа и вольных народов степей". После Окт. рев-ции заявил о принятии на себя "всей полноты гос. власти" в Терском крае, а 1 дек. возглавил Терско-Дагестанское пр-во. 13 дек. убит при столкновении с солдатами, возвращавшимися с Кавказского фронта.

Карачарово

КАРАЧА́РОВО (варианты: Корочарово, Карачаево, Карачагово, Качарово и др.) - в былинах село близ Мурома, родина Ильи Муромца. Отсюда обычно богатырь отправляется в Киев, по дороге совершая свои первые подвиги: освобождает Чернигов и побеждает Соловья-разбойника. Ученые "историч. школы", основываясь на анализе былинных топонимов и на письм. свидетельствах, пришли к заключению, что упоминания К. и Мурома отражают поздний этап ист. развития былинного эпоса, связ. с трактовкой Ильи как богатыря и сев.-вост. Руси и что древнейшими следует считать город Карачев (Северская земля) и Моровийск (Черниговская земля) как свидетельство первоначального юж.-рус. происхождения образа Ильи Муромца и былин о нем. Гипотеза эта, однако, опровергается тем фактом, что путь из Мурома в Киев через Чернигов был известен уже в 11-12 вв. Устойчивое упоминание К. и Мурома в былинах об Илье позволяет относить к Муромско-рязанской земле окончат. оформление фигуры богатыря и приурочение к нему определ. былинных сюжетов. В одной записи К. выступает как нач. место действия в былине "Сорок калик со каликою" (вероятно, перенесено из былин об Илье).

Карбасников Ник. Пав

КАРБА́СНИКОВ Ник. Пав. (1852-1921) - издатель и книгопродавец, издавал лит-ру по разл. отраслям знаний, но специализировался на изд. уч.-пед. лит-ры, беллестристики, работ по теории и истории лит-ры, ж. "Книжные новости" (1879-84) и газ. "Листок книжных объявлений" (1886-1909), а т-во "Н. П. Карбасников", осн. им в 1908 вместе со своими сыновьями, издавало ж. "Среди книг" (1913-17). Товарищество существовало до 1919.

Карбованец

КАРБОВА́НЕЦ - укр. и белорус. назв. рос. рубля. Возникло в 18 в. из-за оформления гурта монет в виде косых насечек (карбов) вместо гуртовых надписей на монетах предшествующих выпусков.

Карбонарий

КАРБОНА́РИЙ (от лат. carbonaro, букв. - угольщик) - чл. тайной рев. орг-ции (Carbonaria), существовавшей в Италии в 1-й пол. 19 в. и во Франции в 20-30-х гг. 19 в. В России в 19 в. К. ассоциировался с мятежником, вольнодумцем, заговорщиком.

Карбышев Дм. Мих.

КА́РБЫШЕВ Дм. Мих. (1880-1945) - военач., ген.-лейт. инж. войск (1940), проф., д-р воен. наук (1941), Герой Сов. Союза (посмертно, 1946). Окончил Сиб. кадет. корпус (1898), Николаевское воен.-инж. уч-ще (1900), Николаевскую воен.-инж. академию (1911). Участник рус.-япон. войны 1904-05. Строил форты Брестской крепости в 1911-14, в 1-ю мир. войну руководил инж. работами на Юго-запад. фронте. В Кр. армии с 1918. В гражд. войну 1918-20 участвовал в стр-ве ряда укрепл. р-нов, был нач. инженеров 5-й армии Восточного фронта, пом. нач. инженеров Юж. фр. В 1921-36 служил в инж. войсках, был пред. Инж. к-та Гл. воен.-инж. управления Кр. армии, затем на преподават. работе в Воен. академии им. М. В. Фрунзе, нач. кафедры Воен. академии Ген. штаба, автор св. 100 тр. по воен.-инж. иск-ву и воен. истории. В нач. Вел. Отеч. войны 8 авг. 1941, находясь на фронте (Зап. Белоруссия), был тяжело контужен и попал в плен. Отказался перейти на службу к фашистам, был зверски замучен в лагере смерти Маутхаузен.

Каргер Мих. Конст.

КА́РГЕР Мих. Конст. (1903-76) - историк иск-ва Др. Руси, археолог. В 1923 окончил Петрогр. ун-т, с 1925 начал преподавать в нем, с 1927 доц. Ленингр. ун-та; был одним из организаторов ф-та теории и истории иск-ва в Ин-те живописи, скульптуры и архитектуры Всерос. АХ; проф. и зав. кафедрой истории иск-ва историч. ф-та ЛГУ; дир. Ленингр. отд-ния Ин-та археологии АН СССР. Большая ч. иссл. К. посв. архитектуре др.-рус. городов. Под его рук-вом проведена реставрация Георгиевского собора Юрьева мон. в Новгороде; также в Новгороде открыта ч. храма Благовещения на Городище. В 1938 К. становится рук. Киевской археол. эксп. от АН СССР, усилиями к-рой впервые раскопаны полностью фундаменты Десятинной ц., раскрыты кварталы жилищ и мастерских ремесленников, изучена Киевская София.

Соч.: История культуры Древней Руси: Домонгольский период. М.; Л., 1951. Т. 2. С. 245-395; Древний Киев: Очерки по истории материальной культуры древнерусского города: В 2 т. М.; Л., 1958-1961; Новгород Великий. Л., 1966; Памятники архитектуры Новгорода XI-XVII вв. М.; Л., 1966.

Кардовский Дм. Ник

КАРДО́ВСКИЙ Дм. Ник. (1866-1943) - живописец, график, театр. художник, педагог, засл. деят. иск-в РСФСР (1930); учился на юрид. ф-те Моск. ун-та и в част. рисов. школе арх. Гунста (1886-91), Высш. худож. уч-ще АХ (1892-96, 1901-02), действ. чл. АХ (1911), акад. (1915). К. создает сер. илл. к произв. Н. В. Гоголя ("Невский проспект", 1904), А. С. Грибоедова ("Горе от ума", 1919), Н. А. Некрасова ("Русские женщины", 1922), И. С. Тургенева ("Рудин", 1933) и др. Худож. интерпретация разл. этапов истории рус. гос-ва - важнейший аспект творчества К. (ист. картины для изд-ва И. Кнебеля, 1907-10; сер. портретов декабристов, 1925; илл. к ром. "Петр I" А. Н. Толстого, 1933 и т. д.). К. оформил ряд драм. и опер. спектаклей по произв. А. Н. Островского, И. С. Тургенева, Н. В. Гоголя и др. Преподавал в Высш. худож. уч-ще АХ (1903-22); ВХУТЕМАС-ВХУТЕИН (1920-30-е гг.), Ленингр. ин-те живописи, скульптуры и архитектуры (1933-34).

Соч.: Об иск-ве: Воспоминания, статьи, письма. М., 1960.

Лит.: Подобедова О. Д. Н. Кардовский. М., 1957.

Д. Н. Кардовский. «Москва в сентябре 1812 г.»

Д. Н. Кардовский. «Москва в сентябре 1812 г.»

Карев Ал. Еремеевич

КА́РЕВ Ал. Еремеевич (1879-1942) - живописец, педагог, учился в Боголюбовском рисов. уч-ще (1896-98), Пензенском худож. уч-ще (1898-1901), экспонировался на выставках "Мир искусства" (1917), "4 иск-ва" (1926), комиссар Петрогр. свободных худож.-уч. мастерских (1918), рук. мастерской в худож.-технич. мастерских (1921-22); преподавал в Высш. худож. уч-ще АХ (1922), в худож. школе при Ленинг. ин-те живописи, скульптуры и архитектуры (1936-37). Живопис. поиски К. 1900-10-х гг. приводят к монументальности, яркой декоративности ("Орнаментальные композиции", 1900-10). Натюрморты К. 1910-20-х гг. выявляют своеобразие фактур и взаимоотношений предметов в среде, свидетельствуют об использовании традиций Ж.-Б. Шардена, увлечении работами П. Сезанна. Гл. тема иск-ва К. 1920-30-х гг. - городская ("Городской пейзаж", 1926; "Нева", 1934 и др.). Суждение о живописи К. высказал в работах теоретич. характера: "Законы цвета применительно к живописи", "Об основных положениях станковой живописи" и др.

Лит.: Алексей Еремеевич Карев: Каталог выставки. Живопись, графика / Авт. вступ. ст. О. Н. Шихирева. Л., 1981.

Кареев Ник. Ив

КАРЕ́ЕВ Ник. Ив. (1850-1931) - историк. Из дворян. семьи. Окончил Моск. ун-т (1873), где учился у С. М. Соловьева, М. С. Куторги, В. И. Герье, Ф. И. Буслаева и др. В юности испытал влияние идей Н. А. Добролюбова и Д. И. Писарева, в дальнейшем - Н. К. Михайловского. В 1873-79 - учитель 3-й Моск. г-зии. Сдав магист. экзамены, получил командировку в Париж (1877-78). В 1879-84 - проф. Варшавского ун-та. С 1885 - приват-доц., с 1890 - проф. Петерб. ун-та, преподавал также в Александровском лицее и на Высш. жен. курсах. К. был изв. либер. взглядами, состоял под негласным надзором полиции. В 1899 в связи со студенч. волнениями он был уволен из ун-та и с Высш. жен. курсов (восстановлен в 1906). С 1902 читал лекции на экон. ф-те Политехн. ин-та. Чл.-корр. Рос. АН (1910). Чл. партии кадетов, был пред. Петерб. гор. к-та партии. Вместе с др. представителями интеллигенции пытался предотвратить кровопролитие 9 янв. 1905, был арестован и 10 дней провел в Петропавл. крепости. Депутат 1-й Гос. думы от партии кадетов. Позднее отошел от полит. деят-ности. Автор более 460 науч. тр., оказал огромное влияние на развитие мир. и отеч. историографии. К. был крупнейшим специалистом по истории Франции периода Вел. франц. рев-ции ("Крестьяне и крестьянский вопрос во Франции в последней четверти XVIII в.", 1879, магист. дисс.; закрепила за рус. ист. наукой приоритет в изучении данной проблемы; "Очерк истории франц. крестьян с древнейших времен до 1789 г.", 1881; "Парижские секции времен Французской революции: 1790-1795", 1911; "Историки Франц. революции". Т. 1-3, 1925 и мн. др.). Работа в Варшаве способствовала изучению истории Польши ("Очерки истории реформационного движения и катол. реакции в Польше", 1886; "Падение Польши в ист. литературе", 1888; "Ист. очерк польского сейма", 1888; "Польские реформы XVIII в.", 1890 и др.). К. сыграл огромную роль в улучшении преподавания и изучения всеобщей истории в России. Лекц. курсы легли в осн. капит. тр. "История Зап. Европы в новое время", т. 1-6 (1892-1912), составляющего гордость рус. ист. науки. К нему примыкают 5 тт. "Типологических курсов по истории гос. быта" (1902-08), освещающих эволюцию полит. форм определ. ист. периода, ряд вводных курсов, школьные учебники по др., ср.-век. и новой истории, книги для молодежи. Много внимания К. уделял теоретич. вопросам ист. науки ("Осн. вопросы философии истории", 1883-90 и др.). Он считал одинаково необходимым и полезным материалистич. и идеалистич. подход в ист. науке, был убежден, что всемирная история - естеств.-ист. процесс, движущийся в прогресс. направлении, разработал периодизацию всеобщей истории. Ред. "Научно-ист. журнала" (1913-14). Ред. ист. разделов в словаре Брокгауза / Ефрона, в Новом энциклопедич. словаре, автор ст. в этих изданиях и словаре "Гранат". Поч. чл. АН СССР (1929). Последние месяцы жизни ученого были омрачены кампанией, развернутой против него и Е. В. Тарле на методологич. секции об-ва историков-марксистов. К. обвинили в "антимарксистских выкриках" на стр. иностр. изд. С нач. 1930-х гг. имя К. предается забвению, его блестящие иссл. перестают упоминать.

Карелин Анд. Осипович

КАРЕ́ЛИН Анд. Осипович (1837-1906) - нижегородский фотограф. С 1857 по 1864 учился в Петерб. АХ. Одновременно с учебой в академии работал ретушером у фотографа. В 1869 открыл свое ателье в Н. Новгороде. Снимал бытовые сцены. В 1870 вместе с художником И. И. Шишкиным создает альбом "Нижний Новгород". В 1877 получил золотую медаль на Междунар. фотовыставке в Эдинбурге. Вторую золотую медаль получил на 8-й Всемирн. выставке в Париже за "Художественный альбом фотографий с натуры". В 1876 удостоен звания фотографа Имп. АХ. Мастер фотопортрета (портреты В. Г. Короленко, А. М. Горького, Д. И. Менделеева, В. В. Верещагина и др.).

Открыл в Н. Новгороде вечернюю школу живописи, сам писал портреты. Был организатором 1-й в России провинц. худож. выставки. Собирал коллекцию предметов прикладного иск-ва, к-рую его младший сын после смерти отца передал в нижегородский музей.

Лит.: Семенов А. Андрей Карелин // Сов. фото. 1988. № 5. С. 36-37; Андрей Осипович Карелин: Творч. наследие: [Альбом]. Н. Новгород, 1990.

А. О. Карелин. Любительницы гравюр

А. О. Карелин. Любительницы гравюр

Карелин Вл. Ал-др.

КАРЕ́ЛИН Вл. Ал-др. (1891-1938) - юрист, журналист, лидер партии левых социал-революционеров, чл. ее Центр. к-та, чл. Учредит. собр., чл. Всерос. центр. исполнит. к-та (ВЦИК) 2-4-го созывов. С дек. 1917 по март 1918 - нарком гос. имуществ РСФСР. В связи с несогласием с условиями Брестского мира по решению ЦК партии левых эсеров вышел из состава Сов. пр-ва. Поддержал убийство герман. посла В. Мирбаха 6 июля 1918, принимал участие в задержании Ф. Дзержинского. 27 нояб. 1918 К. по решению рев. трибунала при ВЦИК был заочно приговорен к тюремному заключению сроком на 3 года. В февр. 1918 был арестован, в окт. 1919 - освобожден. С 1921 работал юрисконсультом в Харькове. В 1937 арестован, в 1938 расстрелян. Реабилитирован посмертно.

Карелин Григ. Силыч

КАРЕ́ЛИН Григ. Силыч (1801-72) - путешественник. Род. в Петерб. губ. Окончил Петерб. кадет. корпус (1817). За сочинение эпиграммы на А. Аракчеева был выслан в 1822 в Оренбург. В 1827-29 путешествовал по зап. ч. Казахстана, составил подроб. карту расположения Букеевской орды. В 1832 - нач. эксп. по обследованию сев.-вост. ч. Каспия. По инициативе и под рук-вом К. в 1834 был построен форт Ново-Александровский (ныне Шевченко). В 1836 возглавил эксп. на судне "Св. Гавриил" по обследованию вост. и юго-вост. берегов Каспия. Нанес на карту ч. берегов Кара-Богаз-Гола, дал его 1-е описание. В 1840-42 по поручению Моск. об-ва испытателей природы (чл. к-рого был с 1828) совм. с И. Кирилловым совершил путешествие в отдал. юго-вост. р-ны России. Исследовал р-ны бывшего Семиречья, верх. течения Иртыша и его притоков, хребтов Тарбагатай, Нарымского, Джугарского Алатау, собрал коллекции растений, птиц, животных, насекомых, минералов.

Соч.: Путешествие по Каспийскому морю // Зап. Рус. геогр. об-ва. 1883. Т. 10.

Лит.: Блюминг Г. З. В дали неизведанной земли. Челябинск, 1982.

Карельская Римма Клавдиевна

КАРЕ́ЛЬСКАЯ Римма Клавдиевна (род. 1927) - артистка балета и педагог. Окончила Моск. хореогр. уч-ще в 1946 (кл. М. Кожуховой). В 1946-73 солистка Большого т-ра. Среди ее ролей: Одетта-Одиллия ("Лебединое озеро"), Раймонда ("Раймонда"), Фея Сирени ("Спящая красавица"), Лауренсия ("Лауренсия"), Зарема ("Бахчисарайский фонтан"), Царь-девица ("Конек-Горбунок"), Жар-птица ("Жар-птица") и др. Технич. и уверен. танцу К. были свойств. масштабность движений, динамика и широта прыжков, четкость вращений. С 1974 педагог и балетмейстер-репетитор Большого т-ра.

Кариатиды

КАРИАТИ́ДЫ - арх. эл-т, введенный др.-греч. зодчеством: опора балочного перекрытия в виде жен. фигуры (обычно задрапированной). К. могут использоваться в функции колонн, декорировать кронштейны или вообще не иметь конструктивной функции. В рус. архитектуре К. получили распространение в 18-19 вв.: в интерьерах (Екатерининский дворец в Царском Селе: Светлая галерея, Картинный зал, Парадная лестница; Павловский дворец: Итальянский и Большой залы, Кабинет-Фонарик) и на фасадах многих зданий периода эклектики, оформленных в мотивах Ренессанса и барокко.

Кариатиды. Монплезир. Фрагмент Центрального зала. 1717-18

Кариатиды. Монплезир. Фрагмент Центрального зала. 1717-18

Карикатура

КАРИКАТУ́РА - изображение, в к-ром сознательно преувеличиваются и заостряются специфич. черты фигуры, лица, манеры поведения чел., используются неожид. сопоставления, соединяются реальное и фантастич. К. имеет целью подчеркивание, разоблачение, осмеяние разл. рода явлений, имеющих место в жизни об-ва. Носит, как правило, ярко выраж. соц. направленность. Важную роль в К. играет текст, усиливающий остроту изображения. Наиб. часто встречается в графике (реже в живописи и скульптуре), что обусловлено возможностью быстрого тиражирования и распространения изображения (осн. графич. техники, применяемые для изготовления К., - ксилография, офорт, литография). К. обычно помещается в газ. и ж., спец. альбомах. К. - наиболее политизир. жанр изобразит. иск-ва в силу своей разоблачит. направленности. Истоки К. восходят к античности, она встречается в ср.-век. иск-ве (особенно в традиц. жанрах). В совр. смысле К. появляется в эпоху Ренессанса. Самостоят. эстетич. ценность К. как жанра изобразит. иск-ва признается в 18 в. Начиная с творчества У. Хогарта (Англия), К. занимает важное место в европ. иск-ве. Среди крупнейших мастеров К. - Ф. Гойя, О. Домье, Т. Стенлейн и др. В рус. иск-ве К. имеет глубокие корни с нач. 19 в. ("народные картинки" И. Теребенева, А. Венецианова). В сер. 19 в. появляются сатирич. журналы ("Искра", "Гудок"), в к-рых печатаются К. ряда художников-реалистов (Н. Степанова, Н. Иевлева, П. Шмелькова). Крупными мастерами К. в нач. 20 в. стали художники В. Серов, Б. Кустодиев, Е. Лансере, отразившие в своих произв. соц.-полит. потрясения врус. об-ве (В. Серов, "1905 год. После усмирения"). После рев-ции 1917 К. стала составной ч. агитац. иск-ва, пропагандирующего принципы нового режима в России ("Окна РОСТА", творчество Д. Моора, В. Дени и др.). Необыч. распространение К. получила в 1920-30-е гг., сделавшись одним из ведущих жанров иск-ва. К. в СССР претерпевает изменение самой своей сути, превратившись в жестко регламентир. систему идеол. штампов, служащую проводником правительств. политики.

Карикатура. «Мадрид. Фонтебло. Москва. Наполеон на подломившихся ходулях». Раскрашенная гравюра неизв. худож. 1-я пол. 19 в.

Карикатура. «Мадрид. Фонтебло. Москва. Наполеон на подломившихся ходулях». Раскрашенная гравюра неизв. худож. 1-я пол. 19 в.

Карильон

КАРИЛЬО́Н (карийон) (от фр. carillon - трезвон) - ударный муз. инструмент, представляющий собой набор настроенных колоколов с ручной и ножной клавиатурой и механич. приводом. В Зап. Европе широко распространился с 15 в. Устанавливался на башнях ратуш и колокольнях. Набор колоколов К. обычно использовался и для исполнения мелодий курантов. В СПб. К. появился при Петре I, любившем механич. чудеса. Два голл. К. размещались на колокольнях Петропавловского собора, а позже Исаакиевского. Оба погибли при пожарах. Новый К. Петропавловского собора также был изготовлен в Голландии часовым мастером Б. Оортом Крассом и литейщиком Н. Дерком. Звучать этот К. начал в 1776. Для рус. традиции не характерно исполнение на колоколах мелодий, поэтому, вероятно, игра на петропавловском К. прекратилась к сер. 19 в., а карильонная музыка в России распространения не получила. В наст. время К. 18 в. действует в Гатчинском дворце, К. на Петропавловской колокольне исполняет только заданную постоянную программу.

Карин Ал-др Григ

КА́РИН Ал-др Григ. (1730-е гг. - 69) - писатель. Происходил из дворян. семьи, брат Н. Г. и Ф. Г. Кариных. Учился в ун-тской г-зии, затем в Моск. ун-те, служил в Конногвард. полку, участвовал в перевороте 1762. Выступал как поэт ("Ода на восшествие на престол Екатерины II", 1762), печатался в ж. М. М. Хераскова. Автор переделки комедии Ф.-Д. Детуша "Граф Карамелли" (1759), комедии "Россияне, возвратившиеся из Франции".

Карин Ник. Григ

КА́РИН Ник. Григ. (1730-е гг. - 68) - писатель. Происходил из дворян. семьи, брат А. Г. и Ф. Г. Кариных. Учился в ун-тской г-зии. С 1757 служил в Конногвард. полку. Вероятно, принадлежал к кругу М. М. Хераскова. Его стихотв. произв. выс. оценивал Н. И. Новиков.

Карин Фед. Григ

КА́РИН Фед. Григ. (кон. 1730-х гг. - 80) - писатель. Происходил из дворян. семьи. Брат А. Г. и Н. Г. Кариных. Учился в ун-тской г-зии, служил в армии. Имел широкие связи в лит. кругах, принадлежал к кружку Н. П. Николева, в разное время был близок с Е. И. Костровым, И. А. Крыловым, И. И. Хемницером. Среди соч. К. - пер. "Рассуждения о преступлениях и наказаниях" Д. Драгонетти (1769), "Нравоучительные мнения, взятые из свойств графики М. В. Салтыковой" (1770). Переводил также Ж. Расина, К.-А. Гельвеция и др. В своей жизни К. стремился подражать типу просвещ. вельможи, у современников пользовался репутацией вольтерьянца. Одноврем. крайне жестоко обращался с крестьянами, в 1797 его имение было взято в опеку.

Каринский Мих. Ив

КАРИ́НСКИЙ Мих. Ив. (1840-1917) - философ, специализировался в осн. в обл. логики. Род в семье священника. Окончил Моск. дух. академию (1862), где был оставлен для подготовки к проф. званию, там же и преподавал. С 1869 по 1894 - проф. Петербург. дух. академии, после выхода из к-рой преподавал на Пед. и Высш. жен. курсах. Публиковался мало: изд. всего 18 его работ, из к-рых самая выдающаяся - "Классификация выводов" (докторская дисс., 1880), где наряду с (традиционно выделяемыми) индуктивным и дедуктивным выводами он наметил третий их тип, названный им "традуктивным" (умозаключения тождества, аналогии и т. д.). К. показал несводимость всех типов логич. вывода к форме аристотелевского категорич. силлогизма. Гл. тема его логико-гносеологич. иссл. - проблема "самоочевидных истин".

Карлгоф Вильгельм Ив

КАРЛГО́Ф Вильгельм Ив. (1796-1841) - писатель, переводчик. Окончил Олонецкую г-зию в Петрозаводске и 2-й петерб. кадет. корпус (1817). С 1828 в штабе гвард. корпуса, с 1838 - в Мин-ве нар. просвещения (пом. попечителя Киев., позднее Одес. уч. округа). Изв. беллетрист (сб. "Повести и рассказы" 1832); хозяин петерб. лит. салона, с к-рым связаны шумные дебюты Н. В. Кукольника и В. Г. Бенедиктова. Пов. К. "Станционный смотритель" (1827), воплощающая характерный для писателя идеал скромной добродет. жизни, нашла полемич. отклик в одноим. произв. А. С. Пушкина.

Карнация

КАРНА́ЦИЯ (от франц. carnation - телесный цвет) - живописный прием, позволяющий путем многослойного наложения красок передать естеств. вид живой кожи человека.

Карниз

КАРНИ́З (нем. Karnies) - архит. деталь, представляющая собой выступающую верхнюю ч. антаблемента и предназнач. для поддержки крыши здания и защиты стены от стекающей воды. Помимо конструктивной функции имеет также декоратив. значение.

Каронин С.

КАРО́НИН С. (наст. имя Петропавловский Ник. Елпидифорович) (1853-92) - писатель. Род. в семье священника. Учился в дух. уч-ще Самарской семинарии, классич. г-зии. Увлекся народнич. идеями и "ходил в народ". Осужден по делу 193-х (1874), затем мн. годы провел в тюрьмах и ссылках. С 1886 жил в поволжских городах, сильно бедствуя. Гл. произв. К. ("Рассказы о парашкинцах", 1879-81; "Рассказы о пустяках", 1881-83) характеризуют его как одного из наиб. заметных представителей лит. народничества, того его крыла, к-рое сосредоточило внимание на изображении разорения рус. деревни и тем самым не оказалось прямо связ. с народнич. доктринами. Об этом свидетельствует и пов. К. "Снизу вверх. История одного рабочего" (1883-86) - ее тема и оптимистич. пафос противоречили народнич. ортодоксии.

Карпакова Пол. Мих.

КАРПАКО́ВА Пол. (Пелагея) Мих. (1845-1920) - артистка балета. Окончила Моск. театр. уч-ще в 1865 (кл. К. Блазиса). В 1863-83 артистка Большого т-ра. Первая исполнительница партий: Царица русалок ("Папоротник"), Сараваста ("Дева ада"), Одетта-Одиллия ("Лебединое озеро"). Среди др. ее ролей: Кати ("Маркитантка"), Наяда ("Наяда и рыбак"), Низия ("Царь Кандавл"), Сильфида ("Сильфида"), Медора ("Корсар"). К. - уверенная, грациозная, несколько холодноватая танцовщица - вошла в историю отеч. балета как первая исполнительница гл. жен. роли в 1-й пост. "Лебединого озера" в 1877.

Карпеченко Георг. Дм

КАРПЕ́ЧЕНКО Георг. Дм. (1899-1941) - генетик и цитогенетик, один из ближайших сотрудников Н. Вавилова. Окончил Моск. с.-х. акад. (1922). В 1925 по приглашению Н. Вавилова возглавил лабораторию генетики Всерос. ин-та растениеводства в Детском Селе. В 1929-31 работал в США в лабораториях Т. Торгана и Э. Бэбкона. С 1932 параллельно с работой во Всерос. ин-те растениеводства возглавлял каф. генетики растений в ЛГУ (с 1938 - проф.). Мировую известность К. принесли его иссл. по проблеме отдаленной гибридизации растений. В 1934 Президиум ВАСХНИЛ присудил К. уч. степ. д-ра биол. наук. Практич. реализацию идей К. в селекции растений осуществили впоследствии его ученики. Сам он, последовательно отстаивавший в дискуссиях 30-х гг. принципы науч. генетики, 17 февр. 1941 был арестован и погиб в заключении.

Соч.: Избранные труды. М., 1971.

Карпинский Ал-др Петр.

КАРПИ́НСКИЙ Ал-др Петр. (1847-1936) - геолог, обществ. деятель. Род. в пос. Турьинские Рудники в семье горного инж. В 1866 окончил Горный ин-т в СПб. С 1869 адъюнкт, в 1877-96 проф. в этом ин-те. Активно участвовал в орг-ции Геологич. комитета (1882), в к-ром вначале работал старшим геологом, в 1885-1903 был его дир., а в 1903-29 -почет. дир. В 1886 избран адъюнктом Петерб. АН, в 1880 - экстраординарным, а в 1896 - ординарным акад. С 1916 исполнял обязанности вице-президента АН, с мая 1917 стал перв. выборным президентом Рос. АН, а с 1925 - АН СССР. Осн. труды К. - по стратиграфии и палеонтологии, петрографии, генезису рудных месторождений и др. Составил сводные геологич. карты Урала, европ. части СССР и Зап. Европы. Стал основателем рус. геологич. науч. школы. Константиновская медаль Рус. геогр. об-ва (1892), премия им. Кювье АН Франции (1922). В 1946 АН СССР учредила премию и золотую медаль имени К., присуждаемую за выдающиеся работы в обл. геологии. Именем К. назван город в Свердл. / Екатеринбургской обл. (г. Карпинск), вулкан на о-ве Парамушир (Курильские о-ва), гора на Сев. Урале. Похоронен в Москве у Кремл. стены.

Лит.: Михайлова Е. И. Александр Петрович Карпинский: Библиогр. указ. тр. М.; Л., 1947; Романовский С. И. А. П. Карпинский. Л., 1981.

А. П. Карпинский

А. П. Карпинский

Карпов Анат. Евг

КА́РПОВ Анат. Евг. (род. 1951) - шахматист, з. м. с. СССР (1974), междунар. гроссмейстер (1970). 12-й в истории шахмат чемпион мира (1975-1985), 9-кратный обладатель приза "Оскар" (1973-1977, 1979-1981, 1984). Неоднократный победитель в составе сб. команды СССР на Всем. шахматных олимпиадах (1972-88). 2-кратный чемпион СССР (1976, 1982/83, в 1988 разделил 1-2-е место с Г. Каспаровым). Карпов - шахматист классич. позиц. стиля. Для него характерны глубокая и безошибочная оценка позиции, быстрота и внешняя легкость игры.

Предыдущая страница Следующая страница