Российский гуманитарный энциклопедический словарь
Статьи на букву "Б" (часть 12, "БОШ"-"БРО")

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Б" (часть 12, "БОШ"-"БРО")

Бошняк Ник. Конст.

БОШНЯ́К Ник. Конст. (1830-99) путешественник, иссл. Дальнего Востока, кап. 2 ранга (1865). Окончил Морской корпус (1849). Принимал участие в Амурской эксп. Г. И. Невельского. В 1852 иссл. зап. побережье о. Сахалин и обнаружил месторождения кам. угля, затем - вост. побережье, где открыл р. Тымь и обследовал ее на всем протяжении. В 1853 проводил опись зап. побережья Татарского пролива и обнаружил гавань Хаджи (ныне Сов. Гавань). В 1865 вышел в отставку по болезни и умер в Италии. Именем Б. назв.: гора, мыс, река, перевал, камень и поселок на Д. Востоке.

Боян

БОЯ́Н (Баян) - др.-рус. поэт-певец, семь раз упоминаемый в "Слове о полку Игореве". "Боянъ бо вещий, аще кому хотяше песнь творити, то растекашется мыслию по древу, серым вълком по земли, шизым орлом под облакы..." Личности Б. и характеристике его творчества посвящена обширная исследовательская литература. Большинство исследователей признает историческую реальность Б. Характер его творчества реконструируется на основе тех фрагментов "Слова", к-рые рассматриваются как цитаты из произв. Б.

Бояре

БОЯ́РЕ - в нек-рых местах назв. гостей на свадьбе, поезжан (ср. иронич. пословицу: "На свадьбе все бояре"). Термин "большие бояре" может обозначать дружек жениха, а "малые" - невесты, но это характерно для множеств. числа. "Большой боярин" в ед. числе - обычно старший дружка или же другой из старших чинов поезда жениха.

Бояре-княжата

БОЯ́РЕ-КНЯЖА́ТА - со 2-й пол 15 в. в связи с исчезновением удельной системы нек-рые потомки удельных князей получают чин бояр вел. кн. (из Рюриковичей - кн. Оболенские, Ростовские, Ярославские и др., из Гедиминовичей - Патрикеевы, Булгаковы, Щенятевы и др.). Б.-К. не имели к.-л. служебных преимуществ перед нетитулованными боярами из старых моск. родов.

Боярин

БОЯ́РИН - в Др. Руси старший чл. княж. дружины (изв. с 10 в.), постепенно превращается в крупного привилегиров. землевладельца. В 14-17 вв. - высш. звание служилого человека. Б. назначается особым распоряжением вел. кн. (позднее - царя) из состава наиб. родовитых служилых людей. Звание Б. пожизненное, но не наследств. Б. играют большую роль в управлении как наместники и советники князя, воеводы. По Судебнику 1497 Б. и окольничие вместе с дьяками осуществляют высшие судебные функции. В 16-17 вв. Б. составляют "думу" при государе. При Петре I назначение в Б. прекращается.

Боярский Конст. Фед

БОЯ́РСКИЙ Конст. Фед. (1915-74) - артист бал., балетм. Окончил Ленингр. хореогр. уч-ще в 1935 (кл. В. Пономарева). В 1935-41 артист Т-ра им. Кирова. В 1941 окончил балетмейст. курсы при Ленингр. хореогр. уч-ще (кл. Ф. Лопухова). Поставил выпускные спектакли Ленингр. хореогр. уч-ща: "Барышня-крестьянка" (1940, комп. Б. Асафьев), "Волшебная флейта" (1941, Р. Дриго), "Нунча" (1964, Д. Толстой). В 1945-56 танцовщик и балетм. Ленингр. т-ра муз. комедии. В 1956-67 балетм. Малого т-ра, где возобновил балеты М. Фокина "Эрос", "Петрушка", "Жар-птица" и поставил собств. спектакли: "Накануне" (1960, И. Шварц), "Классич. симфония" (1961, С. Прокофьев), "Орфей" (1962, И. Стравинский), "Барышня и хулиган" (1962, Д. Шостакович). В 1965 в Т-ре им. Кирова поставил бал. "Жемчужина" (Н. Симонян). В 1967-74 худ. рук. "Ленингр. балета на льду". По "Барышне и хулигану" - лучшему из балетов Б., получившему всесоюзную известность, был снят к/ф.

Боярский Мих. Сер.

БОЯ́РСКИЙ Мих. Сер. (род. 1949) - актер т-ра и кино. В 1972-86 работал в Ленингр. т-ре им. Ленсовета. С 1986 худ. руководитель музыкально-драматич. т-ра "Бенефис". Музыкальный, пластичный и темпераментный, получил известность в ролях мужеств. и обаятельных авантюристов (Луис де Карраскиль в "Дульсинее Тобосской" А. М. Володина; Мэкхит в "Трехгрошовой опере" Б. Брехта; Д’Артаньян в т/ф "Д’Артаньян и три мушкетера". Известен также как исполнитель песен, отличающийся характерным хрипловатым тембром и задушевностью, близкой к т. н. авторской песне 60-80-х гг. Нар. артист РСФСР (1990).

Боярских Кл. Серг

БОЯ́РСКИХ Кл. Серг. (род 1939) - спортсменка, лыжница, з. м. с. СССР (1969). Лучшая лыжница-гонщица сер. 60-х гг. Олимп. чемпионка 1964 в гонках на 5 и 10 км и в эстафете 3×5 км. Чемпионка мира 1966 в гонке на 10 км и в эстафете 3×5 км. Победительница Холменколленских игр 1965 на дистанции 10 км, 1967 на дистанции 5 км. Неоднократная чемпионка СССР в 1964-67 в разл. видах лыжных гонок.

Боярчиков Ник. Ник

БОЯ́РЧИКОВ Ник. Ник. (род 1935) - артист бал., балетм. Окончил Ленингр. хореогр. уч-ще в 1954 (кл. Б. Шаврова), балетмейст. отд. Ленингр. консерватории (1967, кл. Ф. Лопухова, затем И. Вельского). В 1954-71 в Ленингр. Малом т-ре исполнил роли: Менцер ("Семь красавиц"), Хулиган ("Барышня и хулиган"), Франц ("Голубой Дунай"), Марцелин ("Тщетная предосторожность"), Дроссельмейер ("Щелкунчик"), Конрад ("Корсар"), Ротбарт ("Лебединое озеро") и др. Наиб. ярко проявился в остром хореогр. рисунке совр. спектаклей. В 1971-77 Б. - гл. балетм. Перм. т-ра оперы и балета, с 1977 - Малого т-ра (т-ра им. Мусоргского). Среди его пост., наполненных ассоциативной символикой, наиб. значительны: "Три мушкетера" (комп. В. Баснер, 1964, Малый т-р), "Пиковая дама" (на муз. С. Прокофьева, 1968, ленингр. Камерный балет), "Царь Борис" (на муз. Прокофьева, 1971, Пермь), "Ромео и Джульетта" (комп. Прокофьев, 1972, Пермь), "Макбет" (комп. Ш. Каллош, 1984, Малый т-р).

Бравич Казимир Вик

БРА́ВИЧ Казимир Вик. (наст. фамилия - Баранович) (1861-1912) - актер. Учился в Псков. землемерном уч-ще, принимал участие в любит. спектаклях. В 1885 впервые выступил как проф. актер. Играл в провинции (Ржев, Новгород, Елец), участвовал в гастрольных поездках по России Г. Н. Федотовой, М. Г. Савиной. В 1897-1903 служил в Петерб. Малом т-ре (т-р Суворина), в 1903-08 - т-ре В. Ф. Комиссаржевской, в 1902-12 - Московском Малом т-ре. Обладая выигрышными внеш. данными, умел анализировать роль и умело использовать свой "неврастенич. темперамент". Роли: Паратов ("Бесприданница"), Тригорин ("Чайка"), Войницкий ("Дядя Ваня"), Протасов ("Дети солнца"), Ранк ("Нора"), Акоста ("Уриель Акоста").

Брага

БРА́ГА - слабоалкогольный старинный рус. напиток, непрозрачный, коричневого цвета, по вкусу напоминает пиво, содержит 1,5-3% спирта. Готовят Б. из смеси ржаного и ячменного солода или сухого кваса (концентрата), хмеля и сахара. Вначале получают затор из смеси солода, квасных хлебцев и сухого кваса. После его осахаривания в него добавляют сахар и сбраживают при помощи дрожжей, добавляют хмельной отвар, сах. сироп и дображивают. После фильтрации брагу разливают в бутылки или бочки и выдерживают. Б. - обязательный напиток на крестьянских праздниках. В нек-рых местах России Б. - преимущественно женский напиток, в отличие от вина - мужского напитка.

Брагинский Эмиль Вениаминович

БРАГИ́НСКИЙ Эмиль Вениаминович (1921-98) - сценарист, драматург, писатель. Окончил Моск. юрид. ин-т. Продолжит. время был корр. ж. "Огонек". С 1962 работает в осн. в содружестве с Э. А. Рязановым. Вместе написали сценарии кинокомедий "Беригись автомобиля" (1966), "Зигзаг удачи" (1968), "Старики-разбойники" (1972), "Невероятные приключения итальянцев в России" (сов.-итал. ф., 1974), т/ф "Ирония судьбы, или С легким паром!" (1975) по своей пьесе, "Служебный роман" (1977) по своей пьесе, "Сослуживцы", "Гараж" (1980), "Вокзал для двоих" (1982), "Забытая мелодия для флейты" (1987). Кроме того, Б. является автором киносценариев комедий "Учитель пения" (1973), т/ф "Почти смешная история" (1977), "Поездки на старом автомобиле" (1985). В центре комедий Б. совр. герои - горожане, интеллигенты, служащие, люди светлые и душевные, бескорыстные и наивные. Б. рассказывает об их жизни и проблемах с тонкой наблюдательностью, добрым и грустным юмором. Драматургии Б. свойствен мотив преображения людей, преодоления героями своих слабостей, победы добра, человечности и справедливости над злом. Среди ф.: "Шаг навстречу" (1976), "Суета сует" (1979), "Нежданно-негаданно" (1983), "Воровка" (1995), "Моск. каникулы" (1995).

Бражников Макс. Викт.

БРА́ЖНИКОВ Макс. Викт. (1902-73) - исследователь др.-рус. певч. иск-ва, композитор, пианист. Род. в Пб., окончил Ленингр. конс. по двум специальностям: в 1925 как пианист (кл. Л. В. Николаева), в 1928 как комп. (кл. М. М. Чернова и В. П. Калафати). Специализировался по курсу др.-рус. нотаций у А. В. Преображенского. С 1930 выступал как пианист и ансамблист. В 1935-41 - ученый секретарь отдела муз. культуры и техники Эрмитажа. В 1943-45 - ст. науч. сотр. Научно-исслед. кабинета при Моск. конс. В 1945-48 - библиограф отдела рукописей ГПБ в Ленинграде; в 1945-53 - ст. науч. сотр. Ин-та театра и музыки, в 1956-71 - Ин-та истории иск-в. В 1921-31 и с 1969 преподавал курс муз. палеографии в Ленингр. конс., с 1971 - проф. Д-р иск-воведения (1969). Заложил основы науч. иссл. памятников рукописной традиции. Автор Концерта для фп. с оркестром на темп знаменного распева, Концерта для скрипки с оркестром, произв. для дет. хора.

Соч.: Пути развития и задачи расшифровки знаменного распева. 12-18 веков. Л.; М., 1949; Новые пам. знаменного распева. Л., 2 Вып. 1967-72; Др.-рус. теория музыки. Л., 1972; Пам. знаменного распева. Л., 1974; Федор Крестьянин. Стихир. М., 1974; Статьи о др.-рус. музыке. Л., 1975; Христофор. Ключ знаменной (совм. с Г. А. Никишовым). М., 1983; Лица и фиты знаменного распева. Л., 1984.

Лит.: Лихачев Д. Слово об авторе // Бражников М. В. Лица и фиты знаменного роспева. От составителя (в т. ч. список работ Б.) // Проблемы истории и теории др.-рус. музыки. Л., 1979.

Брандт Иоганн-Фридрих.

БРАНДТ Иоганн-Фридрих. (Федор Федорович) (1802-79) - академик зоологии Петерб. АН. Род. в прус. Саксонии. В 1826 окончил Берлинский ун-т. Д-р медицины и хирургии. В 1831 получил звание адъюнкта и должность директора Зоолог. музея Петерб. АН, превращ. им в первоклассный европ. музей. С 1833 ординарный акад. Преподавал в Гл. педагогич. ин-те и Медико-хирургич. академии, был инспектором жен. Мариинского ин-та. Многочисл. соч. Б. относятся к систематике, палеонтологии, зоологии, зоопалеонтологии, зоотомии и зоогеографии позвоночных. Один из авторов "Медицинской зоологии" (1829-34) и "Краткого очертания сравнит. анатомии с присоединением истории развития животных" (1858)

Лит.: Штраух А. Академик Федор Федорович Брандт - основатель и первый директор Зоологического музея // Зоологический музей Академии наук. СПб., 1889.

Братина

БРА́ТИНА - большая чаша овальной, реже круглой формы с низкими краями для питья вина на братчинных пирах, на крестинах, именинах и т. п. Б. изготавляли из дерева (липа) или металла (медь, золото, серебро) с чеканным узором (16-19 вв.) В 19-20 вв. Б. используют как декоративный сосуд.

Ковш-братина с гравировкой. Нач. XX в.

Ковш-братина с гравировкой. Нач. XX в.

Братские школы

БРА́ТСКИЕ ШКО́ЛЫ - уч. заведения в странах Центр. и Вост. Европы в 15-18 вв. при братствах церковных. Наибольшую известность получили в Чехии, на Украине и в Белоруссии, являлись одним из средств борьбы за нац. независимость. Б. Ш. были начальными, средними и повышенного типа. Работали на основе уставов. Особенно известны Львовская (осн. 1586), Виленская (осн. 1585), Киевская (осн. 1615), Луцкая (осн. 1624). В Б. Ш. изучались слав., греч. и лат. яз., диалектика, музыка. Большое значение придавалось изучению правосл. религии. Выделялись среди уч. заведений своего времени разумной орг-цией уч.-воспитат. работы, применением классно-урочной системы занятий, отсутствием жестоких наказаний. Ректор и учителя выбирались на собраниях братства.

Лит.: Медынский Е. Н. Братские школы Украины и Белоруссии и их роль в воссоединении Украины с Россией. М., 1954; Мещериков В. П. Братские школы Белоруссии. Минск, 1977.

"Братское слово"

"БРА́ТСКОЕ СЛО́ВО" - церковно-ист. журнал, посвященный изучению старообрядчества. Изд. Братством Св. Петра Митрополита (Москва) в 1875-1917. Инициатор и первый ред.-секр. Братства - И. И. Субботин. "Б. С." выходило четыре раза в год. С 1877 вместо "Б. С." на средства Братства издавались "Мат-лы для истории раскола". С авг. 1883 изд. "Б. С." возобновилось. Публиковались документы, содержавшие сведения о лицах и событиях "раскола" за первое время его существования (гл. обр. соборные постановления); догматико-полемич. соч. первых "расколоучителей" (челобитные, соч. Аввакума Петрова, дьякона Федора, Спиридона Потемкина и др.), соч. совр. им православных писателей, направленные против "раскольников". При публикации практиковалась тщательная сверка, печатались факсимильные изображения рукописных текстов и т. д. Братство прилагало усилия к распространению "Б. С." среди самих старообрядцев, но фиксировало почти полное отсутствие интереса к журналу в их среде.

Лит.: Колосов Н. А. Указ к "Братскому слову" за 15 лет существования (1875, 1876, 1883-95), М., 1896.

Братства церковные

БРА́ТСТВА ЦЕРКО́ВНЫЕ - нац.-религ. орг-ции. Вопрос о происхождении Б. Ц. слабо разработан. Уже первые монахи являли собою союзы "братьев во Христе", позднее эти союзы стали обнимать неск. монастырей, их состав стал пополняться лицами, не принадлежавшими к монастырской братии (как духовными, так и светскими). Деятельность этих братств была обращена на церк. нужды. В Древней Руси известны "братчины" и "медовые братства", возникшие вскоре после принятия христианства. Первые сведения о Б. Ц. (братчинах) датированы 1159, когда, согласно Ипатьевской летописи, жители Полоцка пригласили своего кн. Ростислава на Петров день на братчину. Судная Псковская грамота и нек-рые грамоты моск. князей доносят сведения о существовании подобных Б. Ц. в Новгороде, Пскове, на сев.-вост. России. Находясь под охраной княж. и великокняж. власти, братчины получили широкое распространение, особенно в сев. и сев.-вост. части страны. В зап. Руси при храмах также существовали церк. союзы. Возможность (на основе Магдебургского права) выработать уставы своих Б. Ц. для осуществления церковно-устроит., благотворит. и религиозно-просветит. целей позволила православным жителям (принадлежавшим к торг.-ремесл. сословию) городов, находившихся под властью Польши и Литвы, создать и укрепить Б. Ц. прежде всего в таких крупных центрах, как Вильна и Львов (15 в.), Витебск, Мстиславль, Минск (16 в.) и др. Одной из гл. целей Б. Ц. стала борьба с католицизмом, стремившимся подчинить себе правосл. население зап.-рус. областей. Значит. внимание Б. Ц. уделяли просвещению, сохранению культурных ценностей народа (см. Братские школы). С кон. 17 в. обстоятельства, вызвавшие энергичную деятельность Б. Ц., стали терять прежнюю остроту, Б. Ц. приходили в упадок. В 18 в. закрыто Львовское Б. Ц., в кон. 18 в. - Виленское и Луцкое. Незначит. Б. Ц. сохранились в местечках зап. областей Белоруссии и Украины.

Восстановление Б. Ц. приходится на время "великих реформ" Александра II: 8 мая 1864 император утвердил осн. правила для учреждения православных Б. Ц. Необходимость их воссоздания была вызвана как усиливавшейся католич. пропагандой в зап. частях Рос. империи (особенно в Царстве Польском), так и ростом атеистич. пропаганды, падением авторитета священнослужителей. Б. Ц. осуществляли религиозно-просветит., миссионерскую, благотворит. и церковно-благоустроит. деятельность. К 1893 существовало 159 Б. Ц., в к-рых состояло ок. 38 тыс. членов. Перед рев-цией 1917 число Б. Ц. достигло 711. В нач. 20 в. для решения местных нужд стали созываться т. н. Братские съезды (первый проходил в авг. 1908 в Могилеве). Б. Ц. подчинялись церк. власти, привлекавшей их, среди прочего, к попечению в церк. школах (1906). Одна из гл. задач Б. Ц. перед рев-цией - содействие оживлению приходской жизни, борьба с пьянством и хулиганством, просвещение "простого народа" с целью укрепления православно-религ. сознания населения страны. В сер. 1920-х деятельность Б. Ц. запрещена. С кон. 1980-х гг. наметилась тенденция к восстановлению традиций и возобновлению деятельности правосл. Б. Ц.

"Братство русской правды"

"БРА́ТСТВО РУ́ССКОЙ ПРА́ВДЫ" (БРП) - воен.-политич. орг-ция рус. зарубежья монархич. толка, созд. для борьбы с сов. властью в 1921. Строилась на централизованно-иерархич. началах. Гл. средства борьбы - партизанские действия в Белоруссии, террористич. акты против представителей сов. органов. Руководители БРП - атаман Краснов, кн. Ливен, писатель Амфитеатров. БРП в Белоруссии поддерживали остатки отрядов Булак-Булаховича, оно имело своих сторонников на Кавказе и Д. Востоке. С нач. коллективизации в СССР контакты БРП теряются, провалы постоянно преследуют орг-цию. До сент. 1932 в БРП работал сотр. ОГПУ барон А. Кольберг ("брат Верный"), бывший одним из руководителей БРП, практически сводивший на нет акции БРП. Разоблачение Кольберга привело к разоблачению в 30-х гг. агентуры ОГПУ - НКВД в РОВСе и др. орг-циях эмиграции, когда засылка партизанских групп в СССР фактически прекратилась.

Братчина

БРА́ТЧИНА - угощение, устраиваемое в складчину всеми жителями села, обычно осенью (после сбора урожая) и зимой. Наиб. известны Никольская и Михайловская Б. (6 дек. и 6 сент. по ст. ст.). Широко распространен обычай приурочивать Б. к кузьминкам (первые 3 дня нояб.) и к храмовому празднику. На Б. варилось пиво с расчетом не только на жителей своего села, но и на гостей, к-рые могли приезжать без приглашения. Ритуально обязат. пьянство, поедание жертв. животного (быка, барана), экстатич. формы поведения указывают на языч. происхождение Б.

Браудо Исайя Ал-др.

БРА́УДО Исайя Ал-др. (1896-1970) - органист, клавесинист, пианист, педагог, музыковед. Сын вице-директора Рос. публичной б-ки в Пб. Среди первых учителей - С. Майкапар, А. Страхова (ученица А. Зилоти), Н. Ильенковский (учитель А. Глазунова), П. Романовский (ученик А. Есиповой). В 1914 поступил в Петерб. конс. в классы М. Бариновой (фп.) и Я. Хандшина (орган). В 1915-18 учился в Моск. конс. по фп. у А. Гольденвейзера и параллельно - в Мед. ин-те и в ун-те (филос. семинар). В 1919 в Киеве занимался у Ф. Блуменфельда и учился в Одесском ун-те (математич. ф-т). В 1921-23 в Ленингр. конс. в кл. органа Хандшина и Н. Ванаджина. Совершенствовался как органист в Париже (1924) у Л. Вьерна и Ш. Видора, в Германии (1926). у Ф. Хайтмана (Берлин), А. Ситтарда (Гамбург), Г. Рамина (Лейпциг). С 1923 - преп. Ленингр. конс. (кл. орг. и фп.), с 1935 - проф. Среди его учеников-органистов - А. Браудо, С. Дайч, А. Котляревский, В. Стамболцян, Н. Оксентян, Т. Чаусова, М. Шахин и др. Концертировал с середины 1920-х гг. в СССР и за рубежом. Иск-ву Б.-органиста были свойственны интеллектуализм и глубокое проникновение в стилистику полифонич. яз. Баха. Одним из первых в стране сочетал произв. старых мастеров 16-17 вв. с совр. отечеств. и заруб. музыкой. Чл. Ленингр. ассоциации совр. музыки (1926-28), участник концертов-выставок Ленингр. ин-та истории искусств (1926-29). Организатор органных семинаров для композиторов, консерваторского Баховского кружка (1930-40-е - 50-60-е гг.) и фп. семинаров для педагогов муз. школ и училищ. Автор органных транскрипций. Засл. деят. искусств РСФСР (1957), д-р иск-ведения (1965). Научн. деят-ность Б. была сосредоточена в области теории исполнительства на старинных инструментах.

Соч.: Возрождение органа // Новая музыка. Сб. III. Л., 1927. С. 15-23; Артикуляция (О произношении мелодии). Л., 1961; Об изучении клавирных сочинений Баха в муз. школе. М. - Л., 1965; Об органной и клавирной музыке. Л., 1976.

Лит.: Майский В. И. А. Браудо - мыслитель и музыкант // Музыка и жизнь: Музыка и музыканты Ленинграда. Л.; М., 1972. С. 190-201; Ковнацкая Л. Артист, педагог, ученый // Браудо И. А. Об органной и клавирной музыке. Л., 1976. С. 3-121; Ее же. Об И. А. Браудо и Ленингр. конс. в воспоминаниях. Вып. 2. Л., 1988. С. 97-101.

Браун Фед. Ал-др.

БРА́УН Фед. Ал-др. (1862-1942) - филолог-германист, специалист по гото-славянским и скандинавско-др.-рус. связям и по истории зап.-европ. лит-ры. Окончил ист.-филолог, ф-т СПб. ун-та, где под влиянием А. Н. Веселовского увлекся др.-герм. эпосом. В 1885 за работу о др.-англ. эпической поэме "Бео-вульф" получает зол. медаль. После окончания ун-та б. двух лет учился за границей (Германия, Швейцария, Франция, Англия). С 1888 приват-доц. каф. романо-германской филологии СПб. ун-та. Преподавал историю заруб. лит-ры и читал курс "Введение в германскую филологию". В 1900-20 - проф. зап.-европ. лит-ры СПб. ун-та. Преподавал на Высших жен. и педагогич. курсах. С 1920 в Германии, с 1923 - проф. Лейпцигского ун-та. Ученики Б. - В. М. Жирмунский, Е. А. Рыдзевская и др.

Соч.: Разыскания в области гото-славянских отношений. СПб., 1899.

Лит.: Платонов С., Крачковский И., Ольденбург С. Записка об ученых трудах проф. Ф. А. Брауна // Изв. АН СССР, 1927. С. 1517-1520.

Браунинг

БРА́УНИНГ - 1) Назв. автомат. пистолета системы Джона Мозеса Браунинга, американца по происхождению, конструировавшего свои образцы для бельг. фирмы "Фабрик Насьональ" в г. Эрстале и для америк. фирмы Кольта. В нач. 20 в. разл. модели пистолетов его конструкции получили широкое распространение во всем мире, в т. ч. и в России. 2) Как разг. назв. любого автоматич. пистолета. Связано с тем, что одна из моделей Браунинга (т. н. "модель 1906" калибра 6,35 мм) выпускалась мн. оруж. фирмами разл. стран под разными названиями и в разных модификациях. Засилье Б. на т. н. гражд. рынке оружия и привело к тому, что в среде неспециалистов всякий автоматич. пистолет наз. Б.

Браунштейн Иоганн-Фридрих

БРАУНШТЕ́ЙН Иоганн-Фридрих (ок. 1680 - после 1728) - скульптор и архитектор. Скульптор в Берлине в 1712-13, в февр. 1714 приехал в СПб. по приглашению А. Шлютера и служил у него в кач-ве чертежника; после смерти Шлютера - арх. в пригородах столицы. Проектировал и строил первые имп. увеселит. дворцы и парк. павильоны на европ. манер. Осн. постройки - в Петергофе: "Верх. палаты" (буд. Большой дворец) и Грот (1715-16, 1719-24, неоднокр. перестр.), Монплезир (проект совм. с А. Шлютером, строит-во 1715-23), Эрмитаж и Марли (1721-22), Б. Оранжерея (1722-25). В Сарской Мызе - каменные "палаты" Екатерины I (перестр. - Екатерининский дворец) и церковь (1720-21). На о. Котлин - дворец Петра I. По проекту Б. и под его рук-вом на о. Котлин в 1715-27 построены 18 каменных трехэтажных жилых т. н. "губернских" домов (фрагм. сохр.). Ок. 1722 исполнил чертеж Кронштадтской гавани - проект порта с колоссальным маяком над каналом. В 1728 вернулся в Германию.

Брегвадзе Бор. Як

БРЕГВА́ДЗЕ Бор. Як. (род 1926) - артист балета и педагог. Первонач. хореогр. образование получил в студии Сарат. т-ра оперы и балета (1944), где выступал в 1942-46. В 1946-47 учился в кл. усовершенствования Ленингр. хореогр. уч-ща у Б. Шаврова. В 1947-67 в Т-ре им. Кирова исполнял роли: Али-Батыр ("Шурале"), Армен ("Гаянэ"), Принц ("Золушка"), Ленни ("Тропою грома"), Евгений ("Медный всадник"), Фрондосо ("Лауренсия"), Солор ("Баядерка"), Базиль (Дон Кихот"), Отелло ("Отелло"), Спартак ("Спартак"), Ромео ("Ромео и Джульетта"), Меркуцио ("Ромео и Джульетта") и др. С 1962 педагог Ленингр. хореогр. уч-ща, с 1964 руководитель каф. хореографии в Ленингр. ин-те культуры. Классич. танцовщик героико-романтич. амплуа, обладавший легким прыжком и артистич. обаянием.

Бредихин Фед. Ал-др.

БРЕДИ́ХИН Фед. Ал-др. (1831-1904) - академик Петерб. АН, астроном. В 1855 окончил Московск. ун-т. С 1865 д-р (дисс. "Возмущение комет, не зависящее от планетных притяжений"). В этом же году - ординарный проф. Моск. ун-та, в 1873 - дир. ун-тской обсерватории; в 1902 Б. учредил премию в 2 тыс. рублей за систематич. изложение его трудов по теории комет (уже в 1903 такое соч. было написано Р. О. Егерманом). В 1890-95 Б. - дир. Гл. астроном. обсерватории (Пулковской), расширил программу астрофизич. иссл., установил новые инструменты. Один из основателей Моск. математич. об-ва (1864), в 1886-90 през. Об-ва испытателей природы, чл. Рус. астроном. об-ва, Рус. географ. об-ва, д. чл. нем. академии исследований природы "Ле-опольдина" в Галле и пр.

Лит.: Зигель Ф. Ю. Федор Александрович Бредихин. Его жизнь и деят-ность. М., 1957.

Брежнев Леон. Ил

БРЕ́ЖНЕВ Леон. Ил. (1906-82) - деятель КПСС и сов. гос-ва. Из семьи рабочего-металлурга. Окончил Курский землеустроительно-мелиорат. техникум (1927), Металлургич. ин-т в Днепродзержинске (1935). С мая 1937 - зам. пред. исполкома Днепродзержинского горсовета. С мая 1938 - зав. отделом, с февр. 1939 - секр. Днепродзержинского обкома КП (б) У. В годы Вел. Отеч. войны - зам. нач. Политуправления Юж. фронта, нач. Политотдела 18-й армии, нач. Политуправления 4-го Укр. фронта. Ген.-майор (1943). В 1945-46 - нач. Политуправления Прикарпатского В. О. С авг. 1946 - 1-й секр. Запорожского, с нояб. 1947 - Днепропетровского обкомов партии. С июля 1950 - 1-й секр. ЦК КП Молдавии. С 1952 - чл. ЦК, канд. в чл. През., секр. ЦК КПСС. В марте 1953 - февр. 1954 - зам. нач. Гл. политуправления Сов. Армии и ВМФ. С февр. 1954 - 2-й, с авг. 1955 - 1-й секр. ЦК КП Казахстана. С июня 1957 (разгром "группировки Молотова, Кагановича и Маленкова") - чл. През. ЦК КПСС, секр. ЦК по тяж. пром-сти. В мае 1960 - июне 1964 - пред. През. ВС СССР. С июня 1963 - секр. ЦКпо организац. вопросам. С окт. 1964 - 1-й секр. ЦК КПСС. С апр. 1966 - Ген. секр., с 1977 - пред. През. ВС СССР.

Б. принимал активное участие в орг-ции и осуществлении заговора против Н. С. Хрущева (осень 1964). Заняв высший парт.-гос. пост, Б. постепенно устранил с полит. арены соратников по перевороту, к-рые могли угрожать его власти. В отличие от предшественников, Б. не тревожил "номенклатуру" попытками преобразований и жесткой опекой, что привело к массовой практике приписок, фиктивной отчетности, распространению клановости и коррумпированности в партии и об-ве. Репрессии против "инакомыслящих" и активное использование тезиса о внеш. (империалистич.) угрозе позволили исключить активное сопротивление брежневскому режиму. Экон. концепция Б. предполагала соединение преимуществ планово-командной экономики с достижениями НТР при сохранении в неприкосновенности всех осн. характеристик сов. хоз. системы. Это противоречило идеям пред. Сов. мин. А. Н. Косыгина, пытавшегося внедрить экон. стимулы в управление произ-вом. В итоге реформа 1965-67 не дала устойчивых результатов, и в 1970-е гг. сов. нар. хоз-во оказалось в глубоком кризисе, прикрываемом беспрецедентно благоприятной внешнеэкон. конъюнктурой (рост мировых цен на энергоносители, совпавший с открытием и разработкой нефтегазовых месторождений в Сибири), а также наращиванием произ-ва и продажи спиртных напитков. В обл. внеш. политики реализовалась "доктрина Б.", предполагавшая право Сов. Союза вмешиваться в события в др. странах, если там, по оценке сов. руководства, возникала угроза интересам СССР и делу социализма (Чехословакия - 1968, Афганистан - 1979). Продолжалась гонка вооружений, что привело в 1970-е гг. к установлению т. н. паритета, означавшего возможность для СССР эффективного противостояния Западу по всем видам вооружений в большинстве регионов мира. При этом предпринимались попытки осуществления полит. и воен. разрядки, не подкрепленные адекватными мерами доверия и контроля.

Брежнев Л. И.

Брежнев Л. И.

Бренко Анна Ал

БРЕНКО́ Анна Ал. (1848-1934) - актриса, театр. деятель. Окончила Высш. пед. курсы, брала уроки театр. иск-ва в Пб. и за границей. С 1878 в труппе Малого т-ра. В 1880 открыла первый в Москве частный т-р, изв. как Пушкинский т-р. По сути, это было товариществом актеров, к-рым руководили М. И. Писарев и В. Н. Андреев-Бурлак. В труппу входили П. А. Стрепетова, А. Я. Глама-Мещерская, М. Т. Иванов-Козельский, А. И. Южин, В. П. Далматов. Спектакли имели большой успех, однако из-за финанс. трудностей в 1882 т-р был закрыт. После этого Б. занималась пед. работой в Киеве, затем в Пб. В 1885-87 играла на сцене Александринского т-ра. Принимала активное участие в создании рабочих т-ров, в 1914 организовала из учащихся Пречистенских курсов Рабочий т-р. В сов. время продолжала пед. и просветит. деятельность.

Бренна Винченцо

БРЕ́ННА Винченцо (Викентий Францевич) (1747-1818) - архитектор, декоратор. По происхождению итальянец. В 1784-1802 работал в России. Придворный архитектор имп. Павла I (1796-1801). Манера Б. представляет собой сочетание традиций позднего барокко и рококо с художеств. принципами классицизма.

С кон. 1780-х гг. по 1794 Б. принимает участие в отделке парадных помещений имп. дворца в Павловске (арх. Ч. Камерон, 1782-1804): интерьер Верхнего вестибюля - тематика отделки напоминает о победах рус. армии в рус.-тур. войнах кон. 18 в.; композиции из знамен, оружия, доспехов и т. п. на гладком фоне тониров. стен; интерьер Итал. (Круглого) зала - стены отделаны искусств. мрамором, простенки заполнены накладными панно, над ними помещены овальные лепные медальоны, в полуциркульных нишах размещены античные скульптуры; интерьер Греч. зала - осн. роль в объемно-пространств. композиции отведена ордеру, колонны коринфского ордера, облицов. зеленым искусств. мрамором, размещены по периметру зала, стены обработаны нишами со скульптурой. Б. также оформляет интерьеры залов Войны и Мира, Коврового кабинета, Б-ки, Малого кабинета, Туалетной комнаты и т. д. В 1796 имп. Павел I предписывает провести ряд реконструкций в анс. своей резиденции. По проекту Б. гл. корпус перестает быть доминирующей частью дворца, к-рый принял вид грандиозного архит. сооружения с незначит. выделением центра. Б. достраивает флигели и боковые колоннады; в 1796-01 принимает участие в создании Павловского парка - одного из крупнейших пам. садово-паркового иск-ва эпохи классицизма. В нач. 1790-х гг. Б. приступает к работам в Гатчине, где создает ряд архит. сооружений в Гатчинском парке. Наиб. значит. из них - Большая терраса на Длинном острове, расположенная почти на оси дворца и являющаяся центр. композиц. звеном прилегающей ко дворцу части парка. Большая терраса - превосходный пример синтеза архитектуры и скульптуры в архитектуре классицизма. В 1798 перед террасой Б. создает регулярный сад, украш. скульптурами итал. мрамора. В 1792-96 по его проектам создаются лесная оранжерея в Англ. саду, Адмиралтейские и Березовые ворота на границах парка и портал "Маска". В 1790-1800 Б. привлекается к работам по реконструкции дворца (арх. А. Ринальди, 1766 - нач. 1780-х гг.). Крупнейшая постройка Б. в СПб. - анс. Михайловского (Инженерного) замка (1797-1800), гор. резиденция имп. Павла I. Общая планировочная схема представляет собой квадрат со вписанным в него 8-угольником дворца. Внутр. планировку отличает разноообразие архит. форм. Прямоугольные в плане помещения, выстроенные анфиладами, перемежаются овальными, круглыми, прямоугольными. Интерьеры Михайловского замка выполнены с присущими Б. пышностью и изяществом. Среди др. работ Б. в Санкт-Пб.: изменения в интерьерах Зимнего, Мраморного, Таврического и др. дворцов, сооружение Румянцевского обелиска (в память полководца П. Румянцева и его побед в рус.-тур. войне 1768-73 гг.), проектирование мостов через каналы вблизи Михайловского замка, изготовление декоративного саркофага в соборе св. Екатерины и др.

Лит.: Врангель Н. Винцент Бренна // Старые годы, 1908, март-апр.; Успенский А. И. Павловские дворцы и дворцовый парк. М., 1912; Лансере Н. Е. Архитектура и сады Гатчины // Старые годы, 1914, июль-сент.; Шуйский В. К. Винченцо Бренна. Л., 1986.

Брешко-Брешковская Ек. Конст.

Статья большая, находится на отдельной странице.

Брианца Карлотта

БРИА́НЦА Карлотта (1867-1930) - балерина. Окончила школу милан. т-ра "Ла Скала" у К. Блазиса, выступала на сценах Италии и Франции. В 1887 гастролировала в Пб. в летнем т-ре, в 1889 выступала в Москве, затем 3 сезона в Мариинском т-ре в балетах "Гарлемский тюльпан", "Эсмеральда", "Царь Кандавл", а также в поставл. для нее М. Петипа "Спящей красавице" и "Калькабрино". Обладавшая высочайшей техникой (включая туры в воздухе), Б. была чужда танц. акробатизму. Умение Б. создавать женств. образ прежде всего средствами совершенной пластики ценил П. Чайковский.

Бригада

БРИГА́ДА (от фр. brigade и итал. brigata - общество, отряд) - тактич. соединение вооруж. сил. Состоит, как правило, из неск. батальонов или полков с подразделениями спецвойск и тыла. Две-три Б. составляют осн. силы див. Бывают отдельные Б., предназнач. для качеств. усиления войск или для ведения самостоят. боевых действий. Б. как соединение зародилась во 2-й пол. 16 в. в Испании. В России бригадная организация была введена Петром I в 1706, а с 1806 стала пост. Пех. и кав. Б. состояли из 2 полков, арт. - из 2-4 батарей. Во флоте Б. насчитывала 4 однотипных корабля. В Кр. Армии была принята трехчастная система формирования, поэтому Б., как правило, состояли из 3 полков или арт. дивизионов. В 20-е гг. появились авиац. Б. В 1935 были созданы механизир. и тяж. танковые Б. В 1936 - возд.-десантные, 1940 - мор. пехоты, в 1941 - истребит.-противотанковые, в 1942 - гв. минометные, Б. реактивной артиллерии. В послевоен. годы продолжалось совершенствование структуры Б. и их специализация.

Бригадир

БРИГАДИ́Р (нем. Brigadier) - офицерское звание, промежуточное между полк. и ген.-майором. Введено Петром I в 1722 и упразднено Павлом.

Брик Осип Макс.

БРИК Осип Макс. (1888-1945) - писатель, драматург, в кино - сценарист и критик, исследователь рус. классич. стиха. Окончил юридич. ф-т Моск. ун-та (1910). Один из организаторов Об-ва изучения поэтич. языка (ОПОЯЗа) и изд. "Сб-ков по теории поэтич. языка" (1916-17). Вместе с Маяковским ред. газ. "Иск-во коммуны" (1918), журн. "ЛЕФ" (1923-25) и "Новый ЛЕФ" (1927-28). Активно пропагандировал лефовские теории и лозунги "лит. факта", "социального заказа". Совм. с Маяковским написал пьесу "Радио-октябрь" (1926), меломиму "Москва горит" (1930). Автор оперных либретто - "Камаринский мужик" (муз. В. Желобинского, 1933), "Именины" (муз. Желобинского, 1935), "Иван Грозный" (1941). В кн. "Звуковые повторы" (1917), посв. проблемам стиховедения, Б. на примере поэтич. речи Пушкина и Лермонтова описал эвфонический прием, заключающийся в повторении внутри стиха и в соседних стихах групп одинаковых или похожих звуков, и предложил классификацию звуковых повторов. Продолжил иссл. в книге "Ритм и синтаксис" (1927). В кон. 20-х - нач. 30-х гг. работал в сценарном отделе к/ст. "Межрабпомфильм", был ред. и консультантом мн. фильмов, отстаивая лефовскую ориентацию на факт. Автор сценариев ф.: "Потомок Чингис-хана (1928, реж. В. Пудовкин), "Два-Бульди-Два" (совм. с Н. Агаджановой, 1929, реж. В. Жемчужный), "Случай в вулкане" (совм. с М. Розенфельдом, 1941, реж. Е. Шнейдер), сюжет подсказан сиб. писателем И. Новокшоновым, работавшим в 1926-33 над одноим. пов. (опубл. в 1966). Муж Л. Ю. Брик - хозяйки модного в нач. 20 в. лит.-худож. футуристич. кружка, предмета многолетней привязанности и героини мн. стихов и поэм Маяковского.

Соч.: Услужливый эстет // ЛЕФ. 1923, № 2; За политику // Новый ЛЕФ, 1927, № 7; Противокиноядие // Новый ЛЕФ, 1927, № 2; Не теория, а лозунг // Печать и революция, 1929. № 1; Как мы работаем над сценарием. М., 1936.

Бриль Иг. Мих.

БРИЛЬ Иг. Мих. (род. 1944) - джазовый пианист, композитор, педагог. Окончил Муз.-пед. ин-т им. Гнесиных по кл. фп. у Т. Д. Гутмана (1971). С 1962 выступал на мн. джазовых фестивалях (в трио, квинтете, оркестре), в 1974 возглавил первое эстрадно-джаз. отделение в уч-ще Гнесиных, выпустил первый учебник "Практич. курс джазовой импровизации" (1979). В 1980-90 руководил джаз. ансамблями и гастролировал за рубежом. Засл. арт. России (1983), проф. Рос. Академии музыки (1992).

Бродский Иосиф Ал-др.

Статья большая, находится на отдельной странице.

Бродский Исаак Израил

БРО́ДСКИЙ Исаак Израил. (1884-1939) - живописец, график, д-р искусствоведения (1939). Учился в Одес. худ. уч-ще (1896-1902), АХ (1902-08), пенсионер АХ в Германии, Франции, Италии. Чл. СРХ (1910). Тов-во Южно-русск. художников (1910), экспонент ТПХВ (1914-16), чл. АХРР (1923-28), пред. Об-ва А. И. Куинджи (1930). В 1905-06 Б. участвует в забастовках студентов, исполняет ряд острополит. карикатур для сатир. журналов. В 1900-20 пишет пейзажи, тонкий лиризм к-рых напоминает произв. И. И. Левитана, а также портреты и пейзажи в стиле "модерн" ("Сквозь ветви", 1907; "Л. М. Бродская на террассе", 1908; и т. п.). Запечатлел в живописных и граф. работах многих деятелей культуры ("Портр. К. И. Чуковского", 1915; "Портр. И. Е. Репина", 1926; и др.). В 1920-30 гг. создает серию историко-рев. картин и портретов деятелей партии и правительства ("Торжественное открытие II Конгресса Коминтерна", 1924; "В. И. Ленин в Смольном", 1930; и др.). Высокий уровень композиц. мастерства и рисунка - отличит. черта творчества Б. Начиная с сер. 20-х гг. Б. нередко испытывает влияние эпохи тоталитарного об-ва ("Народный комиссар обороны К. Е. Ворошилов на лыжной прогулке", 1937; и т. п.). Пед. деят-ность Б. связана с Ленингр. ин-том живописи, скульптуры и архитектуры (1932-39), в 1934-39 Б. - дир. Всероссийской АХ. Среди учеников: А. И. Лактионов, Вл. А. Серов, Ю. М. Непринцев.

Соч.: Мой творч. путь. Л., 1965; Исаак Израилевич Бродский: (Альбом) // Сост. А. Г. Петрова, О. П. Родосская; Авт. текста И. А. Бродский. Л., 1988.

И. И. Бродский

И. И. Бродский

"Бродячая собака"

"БРОДЯ́ЧАЯ СОБА́КА" - лит.-артистич. кабаре, в Пб.-Петрограде (1912-15). Находилось в подвале дома № 5 на Михайловской ил. (ныне - пл. Иск-в). Идея создания "артистич. кафе" возникла одноврем. с созданием Об-ва интимного т-ра (1909) и была воплощена в жизнь последователем В. Э. Мейерхольда Б. К. Прониным. Непосредств. участие в создании "Б. С." принимали А. Н. Толстой, С. А. Судейкин, А. А. Мгебров и др. В "Б. С." устраивались вечера, мн. из к-рых явились значит. событиями в истории рус. культуры 20 в. (юбилей К. Д. Бальмонта, чествование Ф. Т. Маринетти, вечер танцев Т. П. Карсавиной и др.), лит. дискуссии, ставились спектакли. "Б. С." стала излюбл. местом встреч петерб. творч. интеллигенции, ее завсегдатаями были М. А. Кузмин, Н. А. Тэффи, А. А. Ахматова, Н. С. Гумилев, В. В. Маяковский, О. Э. Мандельштам и др. 3 марта 1915 кабаре закрыто из-за инцидентов, произошедших во время футуристич. вечеров (в т. ч. - из-за скандала, связанного с чтением В. В. Маяковским 11 февр. 1915 пацифистского стихотв. "Нате!"). Офиц. поводом для закрытия "Б. С." послужило обнаружение незаконной продажи вина. Преемником "Б. С." стало кабаре "Привал комедиантов".

"Брокгауз - Ефрон"

"БРОКГА́УЗ - ЕФРО́Н" - изд-во, осн. в СПб. в 1889 в результате соглашения, заключенного типографом И А. Ефроном (1847-1917) с нем. изд-вом "Ф. А. Брокгауз" (Лейпциг) с целью публикации в пер. на рус. яз. нем. энциклопедич. словаря "Большой Брокгауз". В ходе подготовки первых томов возникла идея создания оригин. рус. энциклопедии, словаря. Гл. ред. нового изд. стал И. А. Андреевский (1831-91), затем К. К. Арсеньев и Ф. Ф. Петрушевский. Энциклопедич. словарь "Б.-Е." (в просторечии "Брокгауз") вышел в свет в 1889-1904 (41 том, или 82 полутома; в 1905-07 изд. 4 полутома дополнений; в 1991-93 словарь переиздан факсимильно изд-вом "Терра"). Особую ценность в нем представляют статьи, дающие представление о России кон. 19 - нач. 20 в. (том "Россия" переизд. Лениздатом в 1991). На основе этого словаря выпущено 2 изд. Малого энциклопедич. словаря (тт. 1-3, 1899-1902, и тт. 1-2, 1907-09).

В 1-й пол. 1910-х гг. фирма "Б.-Е." преобразована в акц. об-во "Издательское дело", к-рое выпустило обновленный и более компактный "Новый энциклопедич. словарь" (не завершен, тт. 1-29, А - Отто, 1911-16) и "Евр. энциклопедию" (тт. 1-16, 1908-13, совм. с Об-вом для научных евр. изданий; также переиздана факсимильно изд-вом "Терра"). С 1991 изд-во "Большая Российская энциклопедия" осуществляет переиздание биографич. статей из Энциклопедич. словаря "Б.-Е." и Нового энциклопедич. словаря, ряд тематич. выборок из них выпущен др. изд-вами. Среди др. изданий "Б.-Е." серии: "Б-ка великих писателей" (под ред. С. А. Венгерова, в ее составе вышли большеформатные иллюстрированные собр. соч. А. С. Пушкина, Дж. Байрона, Ж. Б. Мольера, Ф. Шиллера, У. Шекспира), "История Европы по эпохам и странам в ср. века и новое время" (под ред. Н. И. Кареева и И. В. Лучицкого), науч.-популярные серии "Дешевая б-ка самообразования", "Дешевая б-ка естествознания", "Б-ка пром. знаний" и др.

После окт. рев-ции 1917 изд-во временно закрыто, возобновило деятельность в 1918, с 1919 вновь под маркой "Б.-Э.", ликвидировано в нач. 1930-х гг.

Лит.: Иллюстриров. каталог изданий акц. об-ва "Брокгауз - Ефрон". СПб, 1913; Каталог изданий акц. об-ва "Издательское дело", быв. "Брокгауз - Ефрон". П., [1915]; Румянцева Т. П. Деят-ность изд-ва "Брокгауз - Ефрон" в Петербурге с 1889 по 1917 год // Из истории рус.-сов. междунар. книжного общения (19-20 вв.). Л., 1987.

Брон Захар Нухимович

БРОН Захар Нухимович (род. 1947) - скрипач, педагог. Окончил Моск. муз. уч-ще им. Гнесиных у Б. Э. Гольдштейна, Моск. конс. и аспирантуру у И. Д. Ойстраха (1974). Лауреат Всесоюзного конкурса камерных ансамблей (1967), Междунар. конкурсов им. королевы Елизаветы (Брюссель, 1971, 3-я пр.), им. Г. Венявского (Познань, 1977, 3-я пр.). С 1977 преподавал в Новосибирской конс., с 1989 - организатор и пред. жюри Всерос. конкурса юных скрипачей в Новосибирске. Среди учеников Б. - лауреаты Междунар. конкурсов В. Репин, М. Венгеров, Н. Прищепенко, Н. Мадоян. Засл. деят. иск-в РСФСР, проф. С 1989 преподает в Германии (Любек), проф. Роттердамской конс. и Лондонской королевской муз. академии; и пр.

Броневой Леон. Сер.

БРОНЕВО́Й Леон. Сер. (род. 1928) - актер, нар. артист СССР (1987). На театральной сцене с 1950. С 1960 - в Моск. драм. театре на Малой Бронной, а с 1988 - в Моск. театре им. Ленинского комсомола (с 1990 - моск. театр "Ленком"). Известность приобрел благодаря характерным ролям, выразительным сценическим портретам: Капулетти ("Ромео и Джульетта" У. Шекспира, 1970), Яичница ("Женитьба" Н. В. Гоголя, 1975), Крутицкий ("На всякого мудреца довольно простоты" А. И. Островского, 1989) и др. Снимался в теле- и кинофильмах: "Семнадцать мгновений весны", "Всего несколько слов в честь господина де Мольера", "Тот самый Мюнхгаузен", "Покровские ворота", "Небеса обетованные" и др.

Броненосец

БРОНЕНО́СЕЦ - боевой корабль с брониров. бортом и крупнокалиберной артиллерией. Б. появились после Крым. войны 1853-56, в России первыми Б. были фактически броненосные винтовые фрегаты "Петропавловск" и "Севастополь". До 1892 типы броненосных судов имели в России разные назв.: броненосные батареи, башенные лодки, башенные фрегаты, броненосные корабли. Термин "Б." в рус. флоте офиц. введен в 1892. Эскадр. Б. (с 1907 - линейные корабли) составляли гл. силу флота и обладали большой мореходностью и дальностью плавания. Б. береговой обороны предназначались для действия в закрытых морях. Парусно-паровые корабли, имевшие броневую защиту по ватерлинии и предназнач. спец. для крейсерских действий в океане, наз. в 60-80-х 19 в. броненосными фрегатами (первый - "Генерал-адмирал"). Преемниками эскадр. Б. стали линейные корабли - дредноуты (тип "Севастополь"), броненосных фрегатов - броненосные, с 1915 - линейные крейсеры (тип "Измаил"). Восстание матросов на эскадр. Б. "Потемкин" в период 1-й рус. рев-ции 1905-07 вошло в отечеств. историю как символ героич. борьбы народа против угнетения и жестокости власти.

Бронепоезд

БРОНЕПО́ЕЗД - ж.-д. состав, состоящий из брониров. (противопульной и противоснарядной броней) вагонов и локомотива. Предназначен для самостоят. действий в полосе ж. д. и для огневой поддержки войск. Впервые Б. использовались англичанами в англо-бурской войне 1899-1902. В России активно строились и применялись в ходе 1-й мир. войны. Особенно широкое распространение получили в годы гражд. войны (ср. Вс. В. Иванова "Бронепоезд 14-69", 1922, перераб. изд. 1932). В межвоен. период их значение стало уменьшаться, и использование их в Вел. Отеч. войне носило огранич. характер. Определ. роль сыграли Б. в специфич. условиях обороны Ленинграда и т. н. зенитные Б. на остальных участках воен. действий.

Предыдущая страница Следующая страница