Статьи на букву "Б" (часть 13, "БРО"-"БУК")
БРОНШТЕ́ЙН Матв. Петр. (1906-38) - физик-теоретик; писатель. Сотрудник Ленингр. физ.-технич. ин-та. Один из талантливейших физиков поколения 20-30-х гг. Занимался астрофизикой, космологией, физикой полупроводников, квантовой электродинамикой, ядерной физикой. По мнению акад. А. Д. Сахарова, его работы по квантованию слабых гравитационных волн, по стабильности фотона и др. сохранили свое значение; Б. выступил также автором дет. науч.-популярных кн. ("Солнечное вещество", "Лучи Икс" и др.), напис., по словам К. Чуковского, "с тем заразительным научным энтузиазмом, к-рый в пед. отношении представляет собой высокую ценность". Легкий, веселый, жизнерадостный человек ("В нем было что-то от пушкинского Моцарта". - К. Чуковский), Б. позволял себе иногда опасные шутки, как, напр., пародийную статью в ж. "Социалистич. рев-ция и наука" (1935, № 3), в к-рой, в стиле марксистских начетчиков, "вскрыл буржуазную сущность" закона сохранения энергии и представил "диалектико-материалистич. обоснование" боровской "гипотезы несохранения" (к-рую поборники "марксистско-ленинской физики" как раз терпеть не могли). В 1937 арестован, обвинен в принадлежности к "фаш. террористич. орг-ции" и в 1938 по приговору Воен. коллегии Верх. суда СССР расстрелян. К. Чуковский так упоминает о нем в своем дневнике (в связи с трагедией М. Зощенко): "Очень знакомая российская картина: задушенный, убитый талант. Полежаев, Николай Полевой, Рылеев, Мих. Михайлов, Есенин, Мандельштам, Стенич, Бабель, Мирский, Цветаева, Мотя Бронштейн, Квитко, Бруно Ясенский, Ник. Бестужев - все раздавлены одним и тем же сапогом". Соч.: Атомы и электроны. М., 1980. (Б-чка "Квант"; вып. 1); Солнечное вещество. М., 1990. (Б-чка "Квант"; Вып. 80). Лит.: Горелик Г. Е., Френкель В. Я. Матвей Петрович Бронштейн. М., 1990. |
БРОССЕ́ Марий Ив. (Мари-Фелисите) (1802, по др. свед. 1798-1880) - кавказовед, филолог и историк. Основоположник науч. грузиноведения в Зап. Европе и в России. В "парижский" период своей науч. деятельности (1826-37) издал 57 б. ч. по грузиноведению работ, осн. на изучении лит., нумизматич. и эпиграфич. источников. В 1837 приглашен през. Петербургской АН графом С. С. Уваровым в Россию. В 1836 избран адъюнктом АН, в 1838 - эстраординарным, в 1847 - ординарным акад. Сотрудничал с жившим в Пб. груз. ученым царевичем Теймуразом Багратиони. Усилиями Б. в Азиатском музее АН собрано б. число груз. и арм. рукописей. В 1847-48 Б. совершил путешествие по Грузии и Армении для сбора ист. мат-лов и изучения на месте пам. древности. Опубликовал в оргинале и в переводе на франц. яз. б. число груз. и арм. ист. соч., внес значит. вклад в изучение археологии, хронологии, палеографии, нумизматики, сфрагистики и эпиграфики Кавказа. Библиография кавказоведч. работ Б. включает св. 250 назв. |
БРОШЮ́РА (от франц. brocher - сшивать) - непериодич. текстовое изд. в виде книжного блока объемом от 5 до 48 стр., тип дешевого массового и недолговечного изд., часто - конъюнктурной и преходящей тематики. Б. активно используются как средство массовой пропаганды и агитации, особенно широко - в периоды социально-политич. нестабильности (рев-ции и т. п.). |
БРУ́МЕЛЬ Валер. Ник. (род. 1942) - прыгун в выс. З. м. с. (1961). Олимп. чемпион 1964, серебр. медаль Олимп. игр 1960. Чемпион Европы 1962, СССР 1961-63. Установил 6 мир. рекордов, последний 2,28 (1963) оставался непревзойденным в теч. 8 лет. В 1961, 1962 и 1963 признан лучшим спортсменом мира. В 1962 получил высш. междунар. призы - "Приз Хелмса" и "Зол. каравеллу Колумба". Автор кн. "Высота" (М., 1971) и один из авторов киносценария "Право на прыжок". |
БРУ́НИ Фед. (Фиделио) Антониевич (1800 (?) - 75) - живописец-монументалист, гл. рус. академизма и выразитель идей раннего романтизма. Точная дата и место рожд. не установлены (указываются 1799, 1800 и 1801, Милан и Москва). Отец Б., живописец Антонио Бароффи, выходец из итал. Швейцарии, работал в Царском Селе. В возрасте 10 лет Б. поступает в АХ. По окончании уезжает в Рим, где сближается с кружком З. Волконской. Первая зрелая работа Б. - "Портрет Волконской в костюме Танкреда" - отражает настроения романтизма 20-х гг. В работах "Св. Цецилия", "Святое семейство", "Пробуждение Граций", "Смерть Камиллы, сестры Горацио" Б. следует канонам академич. классицизма, не исключая и эл-тов романтизма. Тема античности получает лирич. звучание в картинах "Вакханка и Амур" и "Торквато Тассо со своей сестрой Корнелией". В 30-е гг. значит. место в творчестве Б. занимают библ. сюжеты ("Моление о чаше", образы 4 евангелистов для церкви Зимнего дворца, "Покров Богородицы для Казанского собора"). В 1841-45 участвует в росписи Исаакиевского собора. Наиб. известны фрески на аттиках: "Сотворение мира" и "Всемирный потоп". Со 2-й пол. 30-х гг. Б. работает над полотном "Медный змий" (по изв. библ. сюжету о гибели в пустыне возроптавших на Бога евреев), ставшим одним из шедевров монумент. живописи сер. 19 в. С 1836 Б. проф. в Петерб. АХ, с 1855 ректор отделов живописи и ваяния, а с 1866 и мозаичного отделения. Мн. лет работает в Эрмитаже. Создает ряд портретов и росписей, картоны образов Храма Спасителя в Москве. Лит.: Савинов А. Н. Федор Антонович Бруни. М. - Л., 1949; Верещагина А. Г. Федор Антонович Бруни. Л., 1985. |
БРУСИ́ЛОВ Георг. Львович (1884-1914) - исследователь Арктики, лейтенант (1909), племянник А. А. Брусилова. Окончил Мор. корпус (1905). В 1910-11 на ледокольных пароходах "Таймыр" и "Вайгач" исследовал Чукотское и Вост.-Сиб. моря. В 1912-14 руководил организованной на частные ср-ва эксп. на шхуне "Св. Анна", преследовавшей цель пройти вдоль берегов Сибири из Атлантич. ок. в Тихий. В окт. 1912 у зап. побережья о-ва Ямал шхуна была затерта льдами и начала дрейф на с., а с кон. 1913 - на з. (севернее Земли Франца-Иосифа). Весной 1914 часть экипажа во гл. со штурманом В. А. Альбановым получила разрешение покинуть судно и попытаться добраться по льдам до Земли Франца-Иосифа. Альбанов и матрос Конрад - два уцелевших участника похода, подобраны экспедицией Г. А. Седова на мысе Флора. Дальнейшая судьба Б., членов его экспедиции и "Св. Анны" неизвестна. Именем Б. назв. скалы в горах Принс-Чарльз и ледниковый купол на Земле Франца-Иосифа. Лит.: Затерянные во льдах. Полярная экспедиция Г. Л. Брусилова на зверобойном судне "Св. Анна". Л., 1934. |
БРУШТЕ́ЙН Александра Як. (1884-1968) - писательница. Род. в семье врача. По окончании г-зии приехала в Петерб., где окончила ист.-филол. отд. Высших (Бестужевских) жен. курсов (1907). В гимназич. годы преподавала в вечерних и воскресных школах для рабочих. В 1907-17 работала в Петерб. организации Красного Креста, после рев-ции создавала школы грамоты, в годы гражд. войны была лектором фронтового т-ра. Впервые выступила в провинц. печати со стихами (1901-02). Первая пьеса "Май" (1922). Начав с инсценировок классич. произв. ("Гаврош" по В. Гюго, "Дон Кихот" по Сервантесу, "Хижина дяди Тома" по Г. Бичер-Стоу, "Жестокий мир" по Ч. Диккенсу), Б. создала затем б. 60 оригин. пьес, в т. ч. "Так было", "Голубое и розовое" (1939), "Тяжкий млат" (1943) и др. Автор воспоминаний о театр. жизни кон. 19 - нач. 20 в. "Страницы прошлого" (1952) и автобиогр. трилогии "Дорога уходит вдаль..." (1956-61). |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
БРЮС Як. Вилимович (1660-1735) - гос. деятель, ученый, граф (1721), ген.-фельдмаршал (1726). Происходил из старинного шотл. рода, служил в потешных войсках Петра I, участник Крымских 1687-89 и Азовских 1695-96 походов. Входил в состав Великого посольства 1697-98, принимал участие в Сев. войне, занимался орг-цией артиллерии, разработал правила и наставления по стрельбе из орудий, с 1717 президент Берг- и Мануфактур-коллегий. Участвовал в заключении Ништадтского мирного договора (1721). Руководил астрономич. работами, наблюдал небесные светила, осуществил перевод на рус. яз. книги голл. астронома и физика Х. Гюйгенса "Космотеорос", в к-рой излагаются основы гелиоцентрич. системы. Редактировал и составлял карты, глобусы. С именем Б. связывают подготовку изв. гражд. календаря (Брюсова календаря) в 1709-15 (автором его в действительности был В. Киприанов). Был обладателем большой коллекции старинных рукописей, медалей, разл. физ. и астрономич. приборов. С 1726 в отставке. По завещанию Б. часть его коллекций передана в АН. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
БРЮШКО́В Юрий (Георгий) Вас. (1903-71) - пианист, педагог. В 1925 окончил Моск. конс. по кл. К. А. Киппа, в 1928 - аспирантуру у К. Н. Игумнова. Дипломант Междунар. конкурса пианистов им. Шопена (1927). В 1920-е гг. - пианист-концертмейстер Большого т-ра. В 1939-41 - преподаватель в Центр. заочном муз.-пед. ин-те, в 1941-48 - в Моск. конс., в 1951-61 - ректор Ленингр. конс. С 1957 - проф., в 1951-67 - зав. кафедрой фп. Игре Б. были свойственны тонкий лиризм, красота звуковой палитры, естественность (осн. репертуара - соч. Шопена). Засл. арт. РСФСР (1949). Лит.: Григорьев Л., Платек Я. Совр. пианисты. М., 1985. |
БРЯ́НСКИЙ (Григорьев) Як. Григ. (1790-1853) - петерб. актер. Ученик А. А. Шаховского. Дебютировал в 1811. Начал с амплуа "второго любовника", после смерти А. Яковлева (1817) выступал в трагич. репертуаре (Ричард III - "Жизнь и смерть Ричарда III", Отелло и Яго - "Отелло" Шекспира, Язон - "Медея" Лонжпьера). Отличался прекрасными декламаторскими способностями, но подлинной трагич. глубиной и комедийной характерностью не обладал. Это дало основания Пушкину писать в 1820, что Б. "в трагедии никогда никого не тронул, а в комедии не рассмешил". Будучи, по определению современников, "превосходен" в ролях, не требующих "большого жара", перешел на амплуа резонера. Преподавал в театр. уч-ще. В 1842 покинул сцену, с 1845 вновь играет в Александринском т-ре. Среди ролей: Сафир ("Молодые супруги" А. С. Грибоедова), Рославлев ("Притворная неверность" А. С. Грибоедова и А. А. Жандра), Фамусов ("Горе от ума" А. С. Грибоедова), Пронский ("Урок кокеткам, или Липецкие воды" А. А. Шаховского), Езоп ("Притчи, или Езоп у Ксанфа" А. А. Шаховского), Минин ("Рука всевышнего отечество спасла" Н. В. Кукольника), Крутой (Альцест) ("Мизантроп" Мольера), Клавдий ("Гамлет" Шекспира), Франц Моор ("Разбойники" Шиллера), Миллер ("Коварство и любовь" Шиллера), Одоардо ("Эмилия Галотти" Лессинга). |
БРЯ́НЦЕВ Ал-др Ал-др. (1883-1961) - режиссер, актер, один из создателей рус. детского т-ра. В 1908 окончил ист.-филол. ф-т Петерб. ун-та. В 1904-19 Б. - актер и режиссер в Общедоступном т-ре П. П. Гайдебурова. В 1918 поставил первый дет. спектакль "Два брата", в 1919 организовал вместе с П. П. Гайдебуровым театр. отдел. Петрогр. внешкольного ин-та. В 1920-21 Б. - педагог в дет. домах Петрограда. В февр. 1922 открылся созданный им. Петрогр. т-р юных зрителей (ТЮЗ), к-рый Б. возглавлял до смерти. Пост. мн. спектакли, в т. ч.: "Конек-Горбунок" П. П. Ершова (1922), "Тимошкин рудник" Л. Ф. Макарьева (1925), "Ундервуд" Е. Л. Шварца (1929), "Ревизор" Н. В. Гоголя (1936), "Сын полка" В. П. Катаева (1946), "Недоросль" Д. И. Фонвизина (1943, 1954). По инициативе Б. в ТЮЗе создано Делегатское собрание - орг-ция школьников, к-рые выполняли в т-ре разл. обязанности и занимались пропагандой театр. иск-ва среди ровесников. Имя Б. носит С.-Петерб. ТЮЗ. Гос. пр. СССР (1950). |
БРЯ́НЦЕВ Андр. Мих. (1749-1821) - писатель, переводчик, философ. Сын причетника. Учился в Вологодск. духовной семинарии (с 1756), Славяно-греко-лат. академии, Моск. ун-те (1770-79), где преподавал (с 1788 - экстраординарный, с 1795 - ординарный проф. логики и метафизики), занимал ряд администрат. постов. Выступал как переводчик филос., юрид. и филол. лит-ры и автор ораторских произв. филос. характера ("Слово о связи вещей во Вселенной", 1790; и др.). Связанный с традициями просветит. философии, Б. одновременно развивал идеи Г.-В. Лейбница. Один из первых рус. популяризаторов философии И. Канта. |
БУАЛЬДЬЕ́ (Боальдье) Франсуа Андриен (1775-1834) - франц. композитор, чл. Ин-та Франции. Обучался в певч. школе Руанского собора, с 15 лет органист. В 1791 появились первые соч. Б.: романсы, фп. сонаты; с 1796 живет в Париже, где ему приносят известность оперы ("Швейцарское семейство" и др.). В 1804-11 - капельмейстер франц. придворной труппы в Пб. Небывалый успех Б. у светских и придворных меломанов вызвали пост. оп.: "Алина, королева Голкондская", "Женщина-невидимка", "Опрокинутые повозки", "Телемак", "Калиф Багдадский", "Тетушка Аврора" и др. В 1811 Б. отбыл на родину в связи с начавшимися воен. действиями; продолжал сочинять оперы, зачастую, как и прежде, совм. с др. комп.: Л. Керубини, Р. Крейцером, А. Бертоном, Э. Мегюлем, Ж. Лесюэром. С 1820 - проф. Париж. конс.; среди учеников - А. Адан, Ф. Фетис. В Пб. и Москве долгое время не сходили со сцены оперы Б. "Красная шапочка", "Жан Парижский" и "Белая дама". Лит.: Финдейзен Н. Боальдье и придворная франц. опера в С.-Петербурге в нач. XIX в. // Ежегодник имп. т-ров, 1910, вып. 5. |
БУ́БКА Серг. Назар. (род. 1963) - спортсмен, легкоатлет, з. м. с. СССР (1983). Первый спортсмен мира, преодолевший 6-метровый рубеж в прыжках с шестом (1985). Олимп. чемпион 1988. Чемпион мира 1983, 1987, 1991, 1993, 1995, 1997, чемпион Европы 1986, чемпион СССР 1984, 1985, 1986 (зимний чемпионат). Обладатель Кубка СССР 1986. Победитель Кубков мира и Европы 1985. Победитель турнира "Гран-при" ИААФ 1985, 1987. Рекордсмен мира, установил 33 мир. рекорда в прыжках с шестом (1984-93). Автор книги "Попытка в запасе" (М., 1987). |
БУ́БЛИК - изделие из теста, закруч. в форме кольца. Происхождение ведет от обрядового печения. Для приготовления Б. используется пшеничное тесто, к-рое сперва обваривается, а затем запекается. Б. отличались от баранок большими размерами. Продавались связками; сохраняют популярность в отеч. кухне до кон. 20 в. (особенно Б., посыпанные маком). |
БУ́БЛИКОВ Ал-др Ал-др. (1875-1936) - обществ. деятель, предприниматель; один из ведущих участников Февр. рев-ции. Род. в семье чиновника Мин-ва путей сообщений. По окончании Петерб. ин-та инж. путей сообщений служит на ж. д. Москва - Казань - Екатеринбург. Известность Б. принесли науч. работы по вопросам ж.-д. транспорта; пользовался влиянием в деловых кругах, участник ряда коммерч. предприятий в сфере ж.-д. транспорта. Чл. межведомств. Комиссии по выработке плана развития ж.-д. сети России. Пожертвовал 100 тыс. руб. на содержание Горного ин-та в Екатеринбурге (поч. гражданин города). В 4-й Гос. думе вступил во фракцию прогрессистов. 27 февр. 1917 добился от пред. Врем. к-та Гос. думы М. В. Родзянко назначения комиссаром в Мин-во путей сообщений, к-рое в ночь на 28 февр. занял с небольшим отрядом, состоящим из его рев. солдат. Тогда же по ж.-д. телеграфу сообщил всей России о рев-ции в Петрограде, создании Врем. к-та Гос. думы, взявшего на себя "оборудование новой власти", и призвал железнодорожников к "подвигу" - поддержанию движения поездов "с удвоенной энергией". Телеграмма Б. имела огромное политико-психологич. значение, создав еще за двое суток до отречения Николая II и орг-ции Врем. пр-ва ощущение победы рев-ции, что способствовало повсеместному "разложению" структур старой власти. Б. контролировал передвижение поезда Николая II, воспрепятствовал его прибытию в Царское Село, блокировал проход к Петрограду для подавления рев-ции эшелона с войсками ген. Н. И. Иванова. Претендовал на пост мин. путей сообщений Врем. пр-ва, к-рый, однако, в силу прежних масонских договоренностей получил Н. В. Некрасов (от поста тов. мин. отказался). 8 марта в числе четырех комиссаров Гос. думы участвовал в аресте в Могилеве быв. царя и его препровождении в Царское Село. Чл. Совета и К-та Съездов торговли и пром-ти, выступал против попыток установления рабочего контроля над ж. д. и частными предприятиями, против повышения налогов и "лимитации" прибылей. Рукопожатие Б. и И. Г. Церетели на Гос. совещании в Москве было призвано символизировать стремление к сотрудничеству "цензовой России" и "рев. демократии". С 1918 жил в США. Автор кн. "Рус. рев-ция" (Нью-Йорк, 1918) и "Программа экон. политики" (Нью-Йорк, 1919). |
БУ́БЛИКОВ Тим. Сем. (наст. фам. Бубличенко) (ок. 1748 - ок. 1815) - балетмейстер, артист. Род. в Малороссии. Танц. иск-ву обучался в балетной школе Ораниенбаума (закрыта в 1762 после смерти Петра III), в Петерб. танц. школе (окончил в 1763). В 1763-65 танцовщик петерб. группы. Отличался высокой техникой и выразительностью исполнения трагич. ролей в придворных аллегорич. спектаклях. В 1765-67, командированный для проф. совершенствования, успешно выступал в Вене в балетах Хильфердинга, Анджолини, Новерра. В 1777 преподовал в Театр. школе, в 1795-99 - в т-ре Н. Шереметева, где ставил преим. балеты на рус. темы и учил крепостных танцу. |
"БУБНО́ВЫЙ ВАЛЕ́Т" - объединение моск. художников, названное по одноим. выставке (1910), в к-рой приняли участие М. Ф. Ларионов (автор названия), П. П. Кончаловский, Р. Р. Фальк, И. И. Машков, А. В. Куприн, А. В. Лентулов, Н. С. Гончарова и др. (мн. - учащиеся Моск. уч-ща живописи, ваяния и зодчества - МУЖВЗ). Члены "Б. В." отвергали академизм и реализм 19 в. и мистико-символич. тенденции 20 в., положив начало мн. новым направлениям рус. живописи (напр., лучизм). Для раннего периода характерна ориентация на принципы постимпрессионизма, а также примитивизма (т. н. рус. сезаннизм). Б. влияние на "Б. В." оказали фовизм и кубизм (творчество Н. А. Удальцовой, Л. С. Поповой, И. А. Пуни, П. П. Кончаловского), привлекавшие худож. новизной приемов и активно-аналитич. отношением к предмету, возможностью новых толкований взаимоотношений цвета, формы, пространства, а также экспрессией и эмоц. выразительностью. В 1911 от "Б. В." откололась группа, ориентировавшаяся на примитивизм, кубофутуризм и абстрактное иск-во (В. Д. и Д. Д. Бурлюки, Н. С. Гончарова, М. Ф. Ларионов, К. С. Малевич и др.), - объединение "Ослиный хвост". "Б. В." распался в 1917. В 1925 его члены создали объединение "Моск. живописцы", преобразованное затем в об-во ОМХ. Художники "Б. В." сыграли б. роль в разработке проблемы передачи объема на плоскости, лепки формы цветом, экспрессии и характерности, пластич. выразительности. Лит.: Выставка произведений художников группы "Бубновый валет". М., 1927; Лебедев А. К. Иск-во "Бубнового валета" и проблема художественного наследия // Вопросы искусства в свете борьбы идеологий. М., 1966; Коган Д. З. Новые тенденции в живописи 1907-1917 годов // История русского искусства. М., 1969. Т. 10, кн. 2; Поспелов Г. Г. Бубновый валет. М., 1990. |
БУ́БРИХ Дм. Влад. (1890-1949) - языковед, этнограф; один из основоположников совр. отеч. финно-угроведения. В 1909-13 - студент ист.-филолог. ф-та СПб. ун-та. Под рук-вом акад. А. А. Шахматова специализировался по славяно-рус. филологии. В 1924 за работу "Северно-кашубская система ударения" удостоен степени д-ра наук. С сер. 20-х гг. переходит к иссл. финно-угорских яз., организуя эксп. к финно-угорским народам. Работает в Москве (с 1925 - зав. кафедрой финно-угроведения МГУ и науч. сотр. НИИ народов Востока) и в Ленинграде (в 1924-35 - преп., проф. Пед. ин-та им. Герцена, в 1922-49 - доц., затем проф., зав. каф. финно-угроведения ЛГУ, с 1927 - чл. Комиссии по изуч. племенного состава народов России, в 1934-49 возглавляет группу финно-угроведов Ин-та яз. и мышления АН СССР). В 1936 или 1937 арестован НКВД по обвинению в "финском национализме", но вскоре освобожден. Выдвинул в 1946 концепцию контактного развития финно-угорских яз. и народов, объясняя формирование яз. общностей особенностями эволюции взаимоотношений рода и племени. С 1946 чл.-корр. АН СССР, с 1947 дир. Ин-та истории, яз. и лит-ры Карело-финской базы АН СССР. В 1948-49 сторонниками "нового учения о языке" Н. Я. Марра Б. подвергся резкой критике и обвинениям в идеализме и антимарксизме. Соч.: Карелы и карельский яз. М., 1932; Грамматика карельского яз. Петрозаводск, 1937; Происхождение карельского народа. Пов. о союзнике и друге рус. народа на Севере. Петрозаводск, 1947; Эрзя-мордовская грамматика-минимум. Саранск, 1947; Ист. фонетика удмуртского языка (сравнительно с коми яз.). Ижевск, 1948; Ист. фонетика финского-суоми языка. Петрозаводск, 1948; К вопросу об этнич. принадлежности рун "Калевалы" // Тр. юбилейной науч. сессии, посв. 100-летию полного изд. "Калевалы". Петрозаводск, 1950. С. 142-151; Ист. грамматика эрзянского яз. Саранск, 1953; Ист. морфология фин. яз. М. - Л., 1955. |
БУГА́ЕВ Ник. Вас. (1837-1903) - математик, чл.-корр. Петерб. АН (1897). Отец писателя А. Белого. Род. в с. Душети (Грузия). В 1863 окончил Моск. ун-т, где учился у Н. Д. Брашмана и А. Ю. Даидова. Проф. этого ун-та. Большая часть матем. работ посв. анализу и теории чисел. Один из основателей, с 1891 през. Моск. матем. об-ва и его печ. органа - "Матем. сб-ка". Придерживаясь осн. положений "монадологии" Лейбница, Б. развивал свою оригин. филос. концепцию - "эволюционную монадологию". Известен также своей "аритмологией", или математич. теорией прерывных функций, исходя из к-рой рассматривал идею прерывности как универс. мировоззренч. принцип (наряду с идеей непрерывности) и, используя достижения математики, обосновывал идею свободы. Соч.: Осн. начала эволюц. монадологии // Вопр. философии и психологии, 1893. Кн. 2 (17); Математика и научно-филос. миросозерцание // Вопр. философии и психологии, 1898. Кн. 5 (45); К вопросу о свободе воли // Тр. Моск. психол. об-ва. Вып. 3. |
БУГО́Р Вас. Ерм. - землепроходец 17 в. Енисейский казачий десятник. В 1628 одним из первых вышел на р. Лену. В 1647 сбежал с отрядом казаков от якут. воеводы и спустился по Лене до ее устья, морем перешел на Индигирку, а оттуда - на Колыму. В 1650-51 вместе с отрядом М. Стадухина перебрался на р. Анадырь. Позже плавал в сев. морях, занимаясь промыслом клыков моржа. |
БУДА́ШКИН Ник. Пав. (1910-68) - композитор. В 1937 Б. окончил Моск. конс. (по кл. композиции Н. Я. Мясковского). В 1941-44 служил в Политотделе Балт. флота, был в блокадном Ленинграде; участвовал в создании муз. к оперетте "Раскинулось море широко" (вместе с В. Виллиным, Л. Круцем, Н. Минхом). В 1945-51 - зам. худож. руководителя оркестра рус. нар. инструментов им. Осипова. Доцент Моск. ин-та культуры (1967). Автор мн. соч. для оркестра рус. нар. инструментов (концерты для домры с оркестром рус. нар. инстр., увертюры, фантазии), отличающихся простотой гармонии, ярким тематизмом, темпераментным ритмом, слаженностью формы, популярности к-рых способствует использование изв. нар. песен, а также камерных и симфонич. произв., музыки к кинофильмам. Гос. премия СССР (1947, 1949). Нар. арт. РСФСР (1972). Лит. соч.: Нар. муз. инструменты. М., 1961. Лит.: Леонова М. Ф. Ник. Будашкин: Очерк жизни и творчества. М., 1987. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
БУДИ́ЩЕВ Ал. Ник. (1864-1916) - писатель. Из дворян. Учился на естеств. и мед. ф-тах Моск. ун-та; курса не окончил по болезни. Жил в Пб. Автор многочисл. прозаич. произв. и неск. пьес, Б. получил известность как автор слов романса "Калитка" ("Только вечер затеплится синий", муз. А. Обухова); успехом пользовался и его ром. о рус. ницшеанце "Лучший друг" (1901), где развенчан тип "сверхчеловека". |
БУДУА́Р (франц. boudoir) - дамская гостиная в больших парадных апартаментах или комната перед спальней, где дама проводит утренние часы, не полностью одетая. Обычно интерьер Б. выдерживался в стиле рококо или "Наполеона III" и в светлых тонах; специально меблировался. |
БУ́ДУЩЕЕ ВРЕ́МЯ - одна из трех форм глагольной категории времени, осн. значением к-рой является выражение отнесенности действия к периоду, следующему после момента речи при абс. употреблении (ср. Он скоро уедет) или после времени др. действия при относит. употреблении (ср. Он сказал, что скоро уедет). Формы Б. В. есть только у личных форм глагола (причастия их не имеют). Они образуются двояким образом в зависимости от вида глагола. Глаголы несоверш. вида имеют сложные (аналитич.) формы Б. В., образуемые соединением личных форм глагола быть, имеющих в самостоят. употреблении значение Б. В., с инфинитивом осн. глагола; ср. буду читать, будешь петь, будет решать и т. д. Глаголы соверш. вида имеют простые (синтетич.) формы Б. В., образуемые так же, как и формы наст. времени глаголов несоверш. вида; ср. прочитаю, споет, решит и т. д. (особых форм наст. времени у глаголов соверш. вида нет). Особенность форм Б. В. соверш. вида - широкое использование для выражения настоящего неактуального времени, к-рое обозначает действие, повторяющееся или возможное в период, включающий момент речи; ср. Как вспомню о нем, грустно становится; Их разве слепой не заметит (Некрасов); Он всегда все перепутает. В силу этого простые формы Б. В. иногда называют также формами настоящего-будущего времени или разделяют на два омонима. Эти формы в сочетании с усилит. частицей как могут обозначать и внезапное интенсивное действие в прошлом; ср. Герасим глядел, глядел, да как рассмеется вдруг (Тургенев). Лит.: см. при ст. Время. |
БУЕРА́К - глубокий крутосклонный овраг, рытвина, промоина. |
БУЗА́ Елисей Юр. - землепроходец 17 в. Енисейский казачий десятник. В 1636 послан из Енисейска осмотреть все реки, впадающие в Сев. Ледовитый ок., и наложить ясак на местных жителей. В 1636-39 совершил с товарищами походы и плавания из устья Лены на З. к р. Оленёку и на В. к р. Яне. В 1642, совершив поход на р. Индигирка, вернулся в Якутск, откуда отправлен с ясачной казной в Москву. Последнее упоминание о Б. относится к 1646. |
БУЙ - 1) высокое, открытое место; холм, бугор; 2) глубокое место в реке, озере; стремнина, быстрое течение. Слово считается одной из древних лексич. изоглосс вост. славянства. Часто встречается в др.-рус. пам., где имеет форму прилагательного со значением "большой, сильный, дерзкий"; 3) сигнальный поплавок на реке, озере и т. п. для обозначения отмели, места рыбацкой сети и т. п. |
БУ́КА - мифологич. персонаж, страшилище, пугало. Внешний облик Б. неопределенен, иногда его описывают как уродливое существо с раскрытым ртом и высунутым языком. Б. идентифицируется также с домовым, с чертом. Б. пугают детей ("Бука возьмет, съест"). В колыбельных песнях Б. гонят, чтобы он не мешал ребенку заснуть. Согласно песням Б. живет под сараем и обязан ухаживать за лошадьми. Одно из переносных значений Б. - нелюдим, угрюмый человек ("глядеть букой"). |
БУ́КВА - письм. или печ. знак в составе алфавита, служащий для обозначения определенного звукового комплекса. В системе рус. графики Б. обозначает чаще отдельный звук а [а], б [b] или [b’], реже - сочетания звуков: е [je]. В зависимости от величины различают прописные (заглавные) Б. и строчные Б., часто прописные и строчные Б. разл-ся также начертанием. Под звуковым значением Б. понимают звучание, соответствующее тому или иному графич. знаку в данном письме. Б. рус. алфавита могут быть однозначными и двузначными. Однозначная Б. имеет одно осн. (главное) значение а [а], й [j] и т. п., двузначная Б. - два осн. (главных) значения б [b] и [b’], [’е] и [je]. Под осн. звуковым значением понимается то, которое не зависит от характера орфографич. правил, определяясь алфавитом или графикой. Второстеп. звуковое значение определяется орфографич. правилами и регулируется фонетич. законами совр. рус. яз.: о [а] в безударном положении; б [р] или [р’] в позиции оглушения и т. п. Вместо второстепенного звукового значения иногда говорят о графич. субститутах (буквах, употребл. вместо требуемых по произношению (И. А. Бодуэн де Куртенэ) или о заместительном употреблении Б. (Л. В. Щерба). Второстеп. значение Б. м. б. нулевым в том случае, когда буква не соответствует никакому звучанию (л в со́лнце, й в пожал́уйста). Характер передачи звуков Б. в каждом конкретном случае называют типом написания. Существует неск. пересекающихся классификаций типов написания: 1. По характеру правил, легших в осн. выбора конкретных Б., выделяют написания опорные (по правилам графики, напр., о в слове кот) и орфографич. (по правилам орфографии, напр., о в слове коты). 2. По соотношению с произношением выделяют написания фонетич. (адекватнофонемные) и нефонетич. (неадекватнофонемные). В фонетич. написаниях читается (произносится) оттенок той фонемы, к-рую обозначает Б. 3. По соотношению с орфографич. правилами выделяют написания проверяемые, непроверяемые (беспроверочные) и условно проверяемые (косвенно проверяемые). Во всех случаях речь идет о проверке произношением. Условно проверяемые написания определяются наполовину произношением, наполовину условным правилом (написание и после ж, ш, ц). |
БУКВА́РЬ - уч. пособие для обучения детей грамоте, развитию речи и логич. мышлению. Первыми славяно-рус. Б. были азбука-грамматика Ивана Федорова (Львов, 1574), Б. Лаврентия Зизания (Вильно, 1596) и аналогичный ему Б. В. Бурцова (Москва, 1634). В 17 в. лучшим был Б. Кариона Истомина (1694), содержавший предметные рис. к каждой букве. В 16-18 вв. Б. составлялись по буквослагат. методу. В сер. 19 в. появляется Б., составл. по слоговому, а затем - по звуковому методу (Ф. Студитского, 1846; В. Золотова, 1860). В 1864 К. Д. Ушинский создал первый рус. Б. ("Родное слово"; 147 изд.), построенный по звуковому аналитико-синтетич. методу (основа отеч. Б. с 1836). В 1875 появилась "Новая азбука" Л. И. Толстого, составл. по т. н. слуховому методу (28 изд.). |
БУ́КВЕННАЯ ЦИФИ́РЬ - см. |
БУ́КИН Анд. Анат. (род. 1957) - спортсмен, фигурист, з. м. с. СССР (1984). Чемпион Олимп. игр (1988) в спортивных танцах на льду (с Н. Бестемьяновой). Чемпион мира (1985-88), Европы (1983, 1985-88). Чемпион СССР (1982, 1983, 1987). Знаменосец сов. команды на Олимп. играх 1988. |
БУКИНИСТИ́ЧЕСКАЯ ТОРГО́ВЛЯ - торговля старыми изд., повторно поступившими в продажу. Упоминания о продаже в России подержанных книг встречаются уже в 16-17 вв., широкое распространение Б. Т. получила с нач. 19 в. Большинство торговцев не имели, как правило, собств. кн. лавок (т. н. "холодные букинисты", "стрелки"). Магазины, специализиров. на старой книге, появились лишь во 2-й пол. 19 в., гл. обр. в Пб. и Москве. Различалась торговля старопеч. и просто подержанной книгой. Из старопечатной кн. выделяли инкунабулы и палеотипы. В наст. время старую книгу делят несколько условно: до 1851 - антикварная, с 1851 - букинистическая. |
БУКЛЕ́Т (от англ. booklet - книжица) - изд. в виде одного листа, сфальцованного (сложенного) тем или иным способом (напр., "в гармошку"). В виде Б. печатаются рекламно-информац. проспекты, памятки, путеводители. |
БУКО́ВСКИЙ Вл. Конст. (род. 1942) - правозащитник. В 1965 им была организована демонстрация в Москве в защиту А. Д. Синявского и Ю. М. Даниэля. В янв. 1970 Б. представил материалы об использовании в СССР психиатрии в политич. целях Всемирному конгрессу психиатров в Мехико. В 1960-70-х гг. неоднократно подвергался репрессиям, отбывая наказание в исправительно-трудовых лагерях и находясь на принудительном лечении в психиатрических больницах. В 1976 в обмен на освобождение Луиса Корвалана, генерального секретаря ЦК ком. партии Чили, Б. был выслан за границу. В наст. время живет в Великобритании. Автор воспоминаний: "...И возвращается ветер...", "Письма русского путешественника" (1990). |