Российский гуманитарный энциклопедический словарь
Статьи на букву "Б" (часть 14, "БУК"-"БУР")

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Б" (часть 14, "БУК"-"БУР")

Буколики

БУКО́ЛИКИ (от греч. βουκολοζ - "пастух") - жанр пастушеской поэзии, корни к-рого уходят в греч. фольклор. Основателем жанра считается поэт Стесихор. Развитие Б. связано с именем сиракузского поэта Феокрита (сер. 3 в. до н. э.) и римского поэта Вергилия (1 в. до н. э.). Темой Б. служила идеализиров. любовь пастухов и пастушек, разыгрывавшаяся на фоне безмятежного сел. пейзажа. Иногда героями Б. становились мифические персонажи. В 17-18 вв. античные Б. служили образцами для пасторальной поэзии.

Булава

БУЛАВА́ - оружие ближнего боя, к-рым пользовались в рукопашной схватке пехотинцы и конники для нанесения быстрого удара в любом направлении. Как ударное оружие восходит к глубокой древности, имея прототипом палицу или дубину с утолщ. концом. В археол. памятниках Др. Руси найдено б. 100 экз. В составе рус. вооружения Б. появилась с 11 в. Наиб. ранние навершия - жел., бронз. в форме куба с четырьмя крестообразно расположенными шипами. В 12-13 вв. форма Б. совершенствуется и усложняется. Вес наверший 200-300 г, дл. рукояти 50-60 см. Центры изготовления бронз. Б. - в первую очередь Киев и др. южнорус. города. В 1-й пол. 13 в. на Руси возникают древнейшие среди подобных европ. образцов Б. с шестью веерообразно располож. лопастями - шестоперы, к-рые использовались в боевой практике вплоть до конца 16 в. С 14 в. шестоперы и Б. начинают использоваться и как символы власти (знаки командира и военач.). В этой функции известны у запорожских казаков гетманские, полковничьи и атаманские Б. В 17 в. Б. служили знаком царской власти.

Русские булавы 17 в.

Русские булавы 17 в.

Булак-Балахович Стан. Никодимович

БУЛА́К-БАЛАХО́ВИЧ (Бэй-Була́к-Балахо́вич) Стан. Никодимович (1883-1940?) - один из военачальников Белого движения на С.-З. России, ген.-майор (1919). Добровольцем пошел на 1-ю мировую войну, отличался храбростью и отвагой, в 1915 за боевые заслуги был произведен в прапорщики. К осени 1917 штаб-ротмистр, вступил в Кр. Армию, командовал Лужским партиз. полком. В нояб. 1918 у ст. Торошино под Псковом вместе с полком перешел к белым, произведен в ротмистры, затем в полковники, сформировал пех. дивизию (преим. из пленных красноармейцев). Войска под команд. Б.-Б. в составе Сев.-Зап. армии в мае-июне 1919 участвовали в наступлении на Петроград. Партиз. характер формирований Б.-Б. давал возможность добиваться значит. успехов малыми силами, но в то же время осложнял боевые действия в составе крупных соединений. В авг. 1919 из-за конфликта с окружением Н. Н. Юденича Б.-Б. исключен из армии и арестован, однако вскоре бежал, подчиненные ему войска покинули фронт, а Псков заняли красные. Осенью 1919 находился в распоряжении командования Эст. армии, в янв. 1920 участвовал в аресте Юденича в Ревеле (Таллине). В ходе сов.-польск. войны 1920 командовал "Рус. нар. армией", входившей в состав польск. войск и достигавшей 20 тыс. чел. Части Б.-Б. особо отличились в ходе польск. контрнаступления от Вислы. В эмиграции Б.-Б. - дир. лесных разработок в Беловежской Пуще (Польша). В 1939 в составе польск. армии участвовал в обороне Варшавы. Во время нацист. оккупации убит при невыясненных обст-вах.

Буландт Антон

БУЛА́НДТ, БЮЛА́Н Антон (Жан) (?-1821) - рус. композитор и фаготист, по нац. чех. В России с 1780, выступал в концертах, с 1785 - в придворном оркестре. В 1784 открыл в Пб. торговлю нотами и муз. инструментами. Один из основателей Кассы музыкантских вдов (Петерб. филарм. об-ва, 1802), староста протестантской общины при церкви св. Екатерины. Опера Б. "Сбитенщик" (текст Я. Б. Княжнина, 1783 или 1784, Придворн. т-р; Петр. т-р в Москве, 1784) - одна из популярных рус. опер 18 в. Для торжеств в Москве Б. сочинил Пролог "Счастливая Россия, или 25-летний юбилей" (текст М. М. Хераскова, 1787, Москва) по случаю царствования Екатерины II, в этом же году на текст Я. Б. Княжнина - оперу "Добродетельный волшебник". На сцене домашнего т-ра Н. П. Шереметьева была представлена оп. Б. "Винетта, или Тарас в улье" (1799). В 1821 театр. дирекцией, видимо, у наследников, была куплена партитура оперы Б. "Рудокопы".

Булатов Эрик Вл

БУЛА́ТОВ Эрик Вл. (род. 1933) - живописец, график, окончил Моск. художеств. ин-т им. В. И. Сурикова (1958); в 60-70-е гг. представитель неофиц. (неформального) направления. Иск-во Б. идеологизировано, жестко, иронично, публицистично, фиксирует и обличает стереотипы жизни тоталитарного и посттоталитарного об-ва, концептуально и символично. Кроме собственно изобразит. средств, широко использует фотомонтаж, коллаж, надписи. Произв.: "Слава КПСС" (1975), портреты Л. И. Брежнева (1977-85), серия "Четыре столпа: произ-во, гос-во, любовь, иск-во" (нач. 1980-х гг.) и др.

Лит.: Эрик Булатов, Олег Васильев, Эдуард Гороховский, Илья Кабаков, Иван Чуйков. Живопись, графика: Кат. [выст.]. М., 1989; Герман М. Париж: на исходе зимы // Иск-во Ленинграда, 1989, № 4.

Булатович Ал-др. Ксаверьевич

БУЛАТО́ВИЧ Ал-др. Ксаверьевич (в монашестве Антоний) (1870-1919) - путешественник, географ, этнограф, религ. деятель. Окончил Александровский лицей, служил в лейб.-гвардии Конногренадерском полку. В 1896-1900 трижды побывал в Эфиопии, посетил слабо изуч. юго-зап. и зап. обл. страны и произвел их съемку. Открыл и описал горные хребты вдоль р. Омо. Первым из европейцев пересек горную обл. Каффа. Автор книг: "От Энтото до реки Баро" (1897), и "С войсками Менелика Второго" (1900). Удостоен серебр. медали (1899) и Большой серебр. медали им. П. П. Семенова (1901) РГО (чл. об-ва с 1899). В 1902 постригся в монахи. В 1911-12 вновь посетил Эфиопию с целью орг-ции правосл. мон. На Афоне и в России Б. участвовал в богословских спорах, выступал в поддержку нового религ. движения - т. н. имяславия, за что был запрещен церк. властями в священнослужении. В ночь на 6 дек. 1919 убит грабителями в своем родовом имении.

Соч.: Апология веры во имя Божие и во имя Иисуса. М., 1913; Мат-лы к спору о почитании имени Божия, вып. 1. М., 1913; История Афонской смуты. П., 1917; Моя борьба с Имяборцами на Святой горе. П., 1917.

А. К. Булатович

А. К. Булатович

Булахов Петр Петр.

БУЛА́ХОВ Петр Петр. (1822-85) - композитор и вок. педагог. Автор салонных романсов и песен, популярных среди любителей музыки. Широко использовал интонации крест. и гор. нар. песни, цыганского романса, оперной арии. Наиб. известность получили романсы "Тройка", "Вот на пути село большое", "Девица-красавица", "Нет, не тебя так пылко я люблю" и др.

Соч.: Избр. песни. М., 1945.

Лит.: Штейнпресс Б. Булаховы // Муз. жизнь, 1963, № 18.

Булаховский Леон. Арс.

БУЛАХО́ВСКИЙ Леон. Арс. (1888-1961) - лингвист. В 1910 окончил славяно-рус. отд. ист.-филол. ф-та Харьковск. ун-та, с 1916 там же приват-доцент каф. слав. филологии. В 1917-21 экстраординарный проф. каф. слав. филологии Пермского унта, в 1921-41 проф. ряда харьковских вузов. С 1936 д-р лингвистич. наук. В 1942-44 в эвакуации в Уфе зам. дир. Ин-та языка и лит-ры АН УССР. С 1944 - в Киеве, дир. Ин-та языковедения АН УССР (1944-61), зав. каф. укр. яз. и каф. славянск. филологии Киевск. ун-та (1944-47), зав. объединенным отделом рус. яз., слав. яз. и общего языкознания Ин-та языковедения АН УССР (1955-61). Дей-ствит. чл. АН УССР (1939). Чл.-корр. АН СССР (1946).

Круг науч. интересов Б. - общее, сравнительно.-историч., славян., рус. и укр. языкознание. Автор неск. учебников, в т. ч. "Введения в языкознание" (1953), долгое время являвшегося наряду с учебником А. А. Реформатского осн. пособием для филол. ф-тов сов. вузов. Предпринимал попытки реконструкции славянской акцентной системы, предвосхитив своими работами тр. В. М. Иллича-Свитыча, В. А. Дыбо, С. Л. Николаева, А. А. Зализняка, В. В. Колесова и др. ("Акцентологический комментарий к польскому яз.", 1950; "Акцентологич. комментарий к чешскому яз.", 1953-56. Вып. 1-3; "Болгарский яз. как источник для реконструкции древнейшей славянской акцентологич. системы", 1958, "Акцентологич. проблематика вопроса о славяно-балтийском языковом единстве", 1959; и др.). Занимался проблемами грамматич. строя рус., укр. и белорус. яз., историей рус. лит. яз. ("Ист. комментарий к рус. лит. яз." 1936; монография "Рус. лит. яз. первой половины XIX в.", 1941-48, Тт. 1-2). Автор "Курса рус. лит. языка" и мн. др. учебников и уч. пособий, а также работ по проблемам совр. укр. яз.

Булгаков Ал. Дм

БУЛГА́КОВ Ал. Дм. (1872-1954) - артист балета. Окончил Петерб. хореогр. уч-ще в 1889 (ученик М. Петипа, П. Гердта). В 1889-1909 артист Мариинского т-ра. Первый исполнитель партий: Ротбард ("Лебединое озеро"), Дон Кихот ("Дон Кихот"); Марк Антоний ("Египетские ночи"), Шахриар ("Шехерезада"); среди др. ролей: Дроссельмейер ("Щелкунчик"), Брамин ("Баядерка"), Бирбанто ("Корсар"), Иниго ("Пахита"), Клод Фролло ("Эсмеральда"). В 1909-14 участник "Рус. сезонов", первый исполнитель партий: Кащей ("Жар-птица"), Дадон ("Золотой петушок"). В 1911-49 артист Большого т-ра (Ганс в "Жизели", Абдерахман в "Раймонде", Капитан в "Красном маке" и др.). Последнюю новую роль - патера Лоренцо на моск. премьере "Ромео и Джульетты" Б. исполнил на 57-м году сценич. деятельности. Был превосходным мимич. артистом, сочетавшим условность балетного жеста с реалистич. выразительностью.

Булгаков Мих. Аф.

БУЛГА́КОВ Мих. Аф. (1891-1940) - прозаик, драматург. Род. в семье проф. Киев. духовной акад. Окончил мед. фак-т Киев. ун-та (1916). До 1919 работал земским врачом. К этому же времени относится начало его занятий лит-рой. В окт. 1919 мобилизован в качестве воен. врача в Добровольч. армию на Сев. Кавказ, где в белогвардейской прессе опубл. первые рассказы. В кон. 1921 переселился в Москву, окончательно избрав профессию литератора. Бедствовал, много, упорно писал. Создал сб. остросатирич. рассказов "Дьяволиада" (1924), пов. "Роковые яйца" (1925), "Собачье сердце" (1925, опубл. 1987), пьесы "Зойкина квартира" (пост. 1926), "Багровый остров" (пост. 1928), в к-рых, по словам самого Б., "изображены бесчисл. уродства нашего быта" и к-рым свойствен "глубокий скептицизм" по отношению ко всему, происходящему в стране. Эти произв. вызвали резкую критику, так же как и осмысление гражд. войны в ром. "Белая гвардия" (1923-24) и пьесах "Дни Турбиных" (пост. 1926, МХАТ), "Бег" (1928, пост. 1957), где Б. стремился "стать беспристрастно над красными и белыми". В 1931-33 работал реж. во МХАТе. В 30-х гг. писал ром. "Мастер и Маргарита" (1929-40, опубл. 1966-67), в к-ром новозавет. библейская образность живо переплетается с остросатирич. изображением совр. действительности, подчеркивая приоритет нравств. ценностей в истории человечества; "Театральный роман" (1936-37, не закончен, опубл. 1965) - гротесковая картина закулисья МХАТа; и "Жизнь господина де Мольера" (1932-33, опубл. 1962). Особое место в творчестве Б. занимает пьеса о Сталине "Батум" (1939), продемонстрировавшая неудачную попытку примириться с властями. Трагич. конфликту художника с деспотич. строем посвящена пьеса о Пушкине "Последние дни" (1940, пост. 1943). Тонкая и беспощадная ирония, острая наблюдательность, сострадат. гуманизм, масштабность проблематики, сильные, оригин. образы и нестандартные коллизии поставили Б. - блестящего продолжателя лучших традиций отечеств. классики в ряд наиб. значимых представителей рус. лит-ры 20 в. В Киеве и Москве созданы музеи Б.; его произв. активно ставятся, инсценируются и экранизируются, являясь также основой для муз. и худож. произв.

Булгаков М. А.

Булгаков М. А.

Булгаков Сер. Ник

БУЛГА́КОВ Сер. Ник. (1871-1944) - философ и богослов, протоиерей. Род. в Орловской губ. в семье потомств. священника. Потеряв веру, ушел из семинарии. В 1890-94 окончил юрид. ф-т Моск. ун-та, с 1895 - преподаватель политэкономии в Моск. техн. училище. Увлекается марксизмом, для изучения к-рого в 1898 едет в Германию, но знакомство с кантианством постепенно подтачивает его марксист. убеждения. Через глубокий духовный кризис Б. возвращается к религ. вере. "Марксистский период" завершается магистерской дисс. "Капитализм и земледелие" (М., 1901. Тт. 1-2). Переход к "религ.-философскому" периоду ознаменован сб. ст. "От марксизма к идеализму" (М., 1903), идеи к-рого развиваются в кн. "Два града" (М., 1911). В 1901-06 Б. преподает в Киеве, затем возвращается в Москву, где читает лекции в Моск. коммерч. ин-те (1906-10) и в Моск. ун-те (1917). Разойдясь с марксистами, Б. сближается с деятелями рус. религ. возрождения (Бердяев, Трубецкие, Флоренский, Франк, Эрн). Редактирует ж. "Новый путь", входит в ред. ж. "Вопросы жизни". Докторская дисс. Б. "Философия хозяйства" (М., 1912) знаменует окончат. преодоление марксизма: эконом. функции трактуются здесь в свете важнейшей концепции рус. религ. философии - "софийности" (мир, природа в своем начале отражает Софию, Премудрость Божию, как отражает ее и человек, микрокосм; экономич. деят-ность человека - творч. проявление его софийности). В фундамент. труде "Свет Невечерний" (1917) Б. подвергает анализу все осн. проблемы православно-христ. мировоззрения (тварности и софийности твари, природы зла и греха, грехопадения и спасения человека, смысла истории и др.). Большевистскую рев-цию Б. воспринял как гибель России и предвестие гибели всей Европы. Избран чл. Собора Рус. правосл. церкви (1917-18), где ему поручен ряд докладов, в т. ч. об отношении церкви к гос-ву и об имяславии (мат-лы для доклада легли в осн. труда "Философия имени"). В июне 1918 Б. по благословению патриарха Тихона рукоположен в священники. В 1919 пробирается в Крым, откуда 1 янв. 1923 выслан большевиками в Константинополь. В 1923-25 - проф. церк. права в Рус. науч. ин-те в Праге. С 1925 - проф. догматики и декан в Богословском ин-те в Париже. Пережив краткое увлечение католицизмом, Б. с удвоенным рвением обращается к православию и в двух трилогиях ("Купина Неопалимая" - "Друг Жениха" - "Лестница Иаковля"; "Агнец Божий" - "Утешитель" - "Невеста Агнца") дает систематич. и своеобр. изложение правосл. догматики. Во всех осн. соч. Б., продолжая дело Вл. Соловьева, разрабатывал учение о Софии - Премудрости Божией, являющей себя миру через посредство церкви. Однако нек-рые положения софиологии Б. осуждались правосл. традиционалистами (Моск. патриархии, Архиерейского собора в Карловцах в 1935). Руководил Рус. студенч. христ. движением (РСХД), участвовал в экуменич. деят-ности. Похоронен на рус. кладбище в Сен-Женевьев-де-Буа под Парижем.

Лит.: Елена, монахиня. Профессор протоиерей Сергий Булгаков // Богословские труды. М., 1986. Сб. 27. С. 107-194. Библиогр.: с. 179-194 (410 назв.).

С. Н. Булгаков.

С. Н. Булгаков.

Булгаков Як. Ив

БУЛГА́КОВ Як. Ив. (1743-1809) - гос. деятель, писатель. Происходил из старинного дворянского рода. Учился в Моск. ун-тетской г-зии и ун-те. В 1762-92 - на дипломатич. службе, посол в Турции (1781-89) и Польше (1790-92). В отставке с 1799. Б. - поч. чл. АН и Моск. ун-та (с 1805). Активно переводил произв. как худож., так и ист. и географич. характера; в 1792 написал кн. "Memoire sur la revolution de Pologne" ("Воспоминания о польской революции", пер. тогда же на рус. яз.). Вел дневники, поддерживал обширную переписку (в т. ч. с Г. Р. Державиным, П. А. Вяземским, В. А. Жуковским, Н. А. Львовым, Д. И. Фонвизиным и др.), где нередко затрагивались лит. и театр. темы.

Булгакова Майя Григ

БУЛГА́КОВА Майя Григ. (1932-1999) - актриса. С 1955 работает в Т-ре-студии киноактера в Москве. Снялась в ф. "Повесть пламенных лет", "Крылья", "В огне брода нет", "Преступление и наказание", "Прощание", проявив себя прежде всего как создательница сильных и прямых нац. жен. характеров.

Булганин Ник. Ал-др.

БУЛГА́НИН Ник. Ал-др. (1895-1975) - сов. гос. деятель. Систематич. образования не получил. В 1917 примкнул к большевикам. 1918-22 служил в органах ВЧК. С 1922 на хоз. работе, на руководящих должностях в Высшем Совете нар. хоз-ва, дир. Моск. электрозавода. В годы 1-й пятилетки проявил себя энергичным администратором. С 1931 пред. Моссовета, с 1937 на высших адм.-хоз. должностях (пред. Совнаркома РСФСР, зам. пред. Совнаркома СССР, пред. Правления Госбанка СССР). В годы Вел. Отеч. войны - в действующей армии, чл. Воен. совета Зап., 2-го Прибалт. и 1-го Белорус. фронтов. С 1944 - чл. Гос. к-та обороны и зам. наркома обороны. С 1947 Б. зам. пред. Совмина СССР, в 1947-49 одновременно мин. вооруж. сил. После смерти И. В. Сталина (1953) - вновь мин. обороны, в 1955 сменил Г. М. Маленкова на посту пред. Сов. мин. СССР. Б. сочувствовал заговору против Н. С. Хрущева в 1957, но сумел сохранить свой пост. Через год Хрущев сместил его и сам занял его место. Оставаясь формально чл. ЦК КПСС (до 1961) и деп. Верх. Совета (до 1962), Б. в активной полит. деят-ности участия больше не принимал.

Булгарин Фаддей Венедиктович

БУЛГА́РИН Фаддей (Тадеуш) Венедиктович (1789-1859) - журналист, прозаик, издатель, мемуарист. Из семьи польского шляхтича. С 1798 учился в петерб. Сухопутном шляхетском кадет. корпусе, в 1806 выпущен корнетом в Уланский полк. Участвовал в воен. действиях против французов (1806-07) и шведов (1808-09); за сатир. стихи переведен в Кронштадтский гарнизонный (1809), затем в Ямбургский драгунский (1810) полк; в 1811 из-за плохой аттестации уволен из армии, вступил во франц. Польский легион, участник войны в Испании и похода в Россию. В 1819 вошел в виленское т-во шубравцев - либеральное об-во польских литераторов-просветителей; выступая в польской периодич. печати, приобрел лит. известность. В 1819 переехал в Пб., сблизился с братьями Бестужевыми, Н. И. Гречем, А. С. Грибоедовым, К. Ф. Рылеевым и др., с 1821 чл. Вольного об-ва любителей рос. словесности, где примкнул к либеральному крылу. Предприимчивый журналист, Б. с 1822 издавал ж. "Северный архив", с 1825 (совм. с Н. И. Гречем) - "Сев. пчела" и "Сын отечества". После 1825 занял подчеркнуто верноподданнич. позицию, составил ряд записок, рекомендующих правительству меры по искоренению "вольнодумства" в России, сотрудничал с 3-м Отделением. Связи с властями Б. использовал для укрепления монопольного положения своих периодич. изданий. Стремлением к коммерч. успеху в значительной мере обусловлено и его поведение в лит. жизни - самореклама, грубые формы полемики с конкурентами, их дискредитация любыми способами, вплоть до политич. доносов. Острый конфликт возникает у Б. с идеологически и эстетически чуждыми ему писателями пушкинского круга (эпиграммы А. С. Пушкина, П. А. Вяземского и др., антипушкинский памфлет Б. "Анекдот", 1830; и т. д.), позднее - с представителями "натуральной школы". Несмотря на одиозную репутацию Б., его периодич. изд. и соч. были в свое время популярны в среде массового читателя, в т. ч. нравоописат. очерки, предвосхитившие отд. черты будущих "физиологий", в кн.: "Картинки рус. нравов" (1842), "Очерки рус. нравов" (1843), фельетоны, мемуары ("Воспоминания", 1846-49). Б. выступил одним из зачинателей рус. романа. Большой читат. успех имели его "Иван Выжигин", 1829; "Петр Иванович Выжигин", 1831; "Памятные записки титулярного советника Чухина", 1835), а также ист. "Димитрий Самозванец", 1830; "Мазепа", 1833-34), ром., сочетающие благонамеренную дидактику, схематизм характеров, мелодраматич. авантюрное начало.

Ф. В. Булгарин

Ф. В. Булгарин

Булла

БУЛЛА́ - семейство петерб. фотографов;

Карл Карлович (1855/56-1929) - родоначальник рус. фоторепортажа. Мальчиком с родителями приехал из Германии. Начинал службу в фирме "Дюнант" лаборантом. В 1886 получил свидет-во "на право снятия фотографич. видов столицы и ее окрестностей". Носил поч. звание "фотографа Мин-ва Имп. двора". Один из первых мастеров фоторепортажа; запечатлел рус.-япон. войну, рев-цию 1905, 1-ю мир. войну и др. события. Его репортажи публиковали мн. газеты и журналы ("Нива", "Огонек", "Новое время" и др.). Снимал Л. Н. Толстого, И. Е. Репина, Ф. И. Шаляпина, А. А. Блока, В. М. Бехтерева, А. И. Куприна и др. деятелей культуры, причем съемки проводил в дом. обстановке. Л. Н. Толстого снимал в Ясной Поляне, И. Е. Репина в Пенатах в окружении друзей и родных. Фирменная марка в нач. 20 в.: "Старейший фотограф-иллюстратор К. К. Булла. С.-Петербург, Невский, 54". В 1916 уехал в Эстонию.

Ал-др Карлович (?-?), ст. сын К. К. Б. Профессии обучался в Германии. Работал помощником у своего отца. Автор фоторепортажей, помещенных в ж. "Солнце России", а после 1917 - в ж. "Пламя", "Эхо", "Красная панорама", "Ленинград".

Викт. Карлович (?-1944), младший сын К. К. Б. Окончил Английское уч-ще в Пб. Учился фотографии у отца и в Германии. Работал с отцом и ст. братом. В рус.-япон. войне участвовал в качестве "корр.-фотографа", сделал ок. 200 снимков. Награжден медалью за храбрость. В 1909 основал товарищество "Аполлон" для создания к/ф. Неск. лет работал оператором и режиссером, снял ок. 40 лент, в т. ч. о важнейших событиях нач. 20 в. Во время 1-й мир. войны работал фотокорр. ж. "Нива" на полях сражений. Автор знаменитой фотографии "Расстрел июльской демонстрации в 1917", сделанной с крыши петрогр. магазина "Пассаж". В 1935 передал в дар гор. архиву окт. рев-ции и социалистич. строит-ва Ленингр. обл. б. 130 негативов, снятых всеми представителями семьи Б. В 1930-е гг. работал с сыном Юрием. Репрессирован в 1938. Умер в заключении. Реабилитирован в 1958.

Лит.: Чудаков Г. Родоначальник фоторепортажа в России // Сов. фото, 1988, № 9. С. 34-37; Головин А. А. На рубеже веков // Наше наследие, 1989, № 1. С. 23-31; Никитин Н. А. Рассказы о фотографах и фотографиях. Л., 1991. С. 71-91.

Булыгин Ал-др Григ

БУЛЫ́ГИН Ал-др Григ. (1851-1919) - гос. деятель. Из дворян. В 1871 окончил Уч-ще правоведения в СПб. Служил судебным следователем в Киевской губ. С 1873 на адм. должностях в Саратов. губ. В 1879-81 - инспектор Гл. тюремного управления. В 1881-87 - предводитель дворянства Зарайского у. Рязанской губ. С 1886 тамбовский вице-губернатор, с 1888 калужский, с 1893 московский. Отличался честностью, исполнительностью и консерватизмом. С 1902 пом. Моск. ген.-губернатора вел. кн. Сергея Ал-др. Активно содействовал реализации идей С. В. Зубатова по созданию контролируемых полицией рабочих орг-ций. 1 янв. 1905 назначен чл. Гос. совета, 20 янв. на имя Б. направлен рескрипт имп. Николая II, в к-ром объявлялось о намерении привлечь выборных от народа для обсуждения и подготовки законодат. предположений. Во главе Особого совещания для выработки положения о Гос. думе поставлен Б. Работа была выполнена в точном соответствии с указаниями монарха. 6 авг. опубл. Манифест о созыве законосовещат. думы (т. н. "Булыгинская дума"). Недостаточная твердость Б. в подавлении антиправительств. выступлений подрывала доверие к нему со стороны придворных кругов. Окт. всерос. стачка 1905 прервала подготовку выборов в Гос. думу. Манифест 17 окт. 1905, в подготовке к-рого Б. участия не принимал, означал конец его полит. деят-ности. В кабинете С. Ю. Витте пост мин. внутр. дел занял П. Н. Дурново. Б. получил отставку с сохранением места в Гос. совете, но активного участия в его работе не принимал. После Февр. рев-ции 1917 отошел от полит. деят-ности, уехал в свое имение в Рязанской губ. В 1919 арестован чекистами и расстрелян.

Бульвар

БУЛЬВА́Р (франц. boulevard, от нем. Bollwerk - бастион, оплот) - аллея в городе или улица, обсаженная деревьями. Б. обычно возникали на месте разнообр. крепостных стен (Бульварное кольцо в Москве), срытых земляных укреплений (Садовое кольцо в Москве), засыпанных каналов (Конногвардейский Б. в СПб.).

"Бульдозерная выставка"

"БУЛЬДО́ЗЕРНАЯ ВЫ́СТАВКА" - состоялась 15 сент. 1974 на пустыре в районе Беляево-Богородское (Москва). Организована живописцами, скульпторами и графиками, находившимися в оппозиции к иск-ву соц. реализма. Инициаторы выставки - художник Оскар Рабин, поэт и публицист А. Д. Глезер и др. Выставка была сметена бульдозерами (отсюда назв.), машинами, милицией. Акт вандализма вызвал возмущение в СССР и за рубежом. 29 сент. 1974 художники получили возможность устройства 1-й офиц. выставки (Москва, Измайловский парк). Последующие репрессии принудили нек-рых художников к эмиграции. В 1974-80 страну покинули Э. Неизвестный, О. Целков, О. Рабин и мн. др.

Лит.: Глезер А. Д. Русские художники на Западе. М., 1991.

Бумажные деньги

БУМА́ЖНЫЕ ДЕ́НЬГИ - денежные знаки достоинством 1, 5, 10 и 50 марок, выпущенные Главнокоманд. Зап. Добровольч. Армией ген. П. Р. Бермондт-Аваловым в окт. 1919 в г. Митаве (Елгаве). Поступали в обращение наравне с герм. оккупационными деньгами, выпускавшимися ссудной кассой г. Ковно (Каунаса). Все ден. знаки несли изображения герба царской России - двуглавого орла со всеми царскими регалиями и "железного креста" Германии, а также надписи на рус. и нем. языках. Исходя из перевода рус. надписи "временные разменные знаки" на нем. яз., они были назв. "бумажные деньги".

Бунак Викт. Валерьянович

БУНА́К Викт. Валерьянович (1891-1979) - антрополог, этнограф. После окончания в 1912 МГУ оставлен при ун-те: возглавлял каф. антропологии и Ин-т антропологии при МГУ. С 1948 работал в Ин-те этнографии АН СССР. Доктор биологич. наук, проф. Специалист широкой ориентации, оставил иссл. по этнич. антропологии, этногенезу народов СССР, теоретич. расоведению, принципам расовых классификаций, проблемам антропогенеза, эволюции мозга, происхождения речи и интеллекта и др. Возглавлял эксп. по антропологич. изучению русских, украинцев, белорусов, мордвы, народов Кавказа и др. Основоположник прикладной антропологии в СССР. Во время кампании по борьбе с генетикой подвергался критике со стороны лысенковцев.

Соч.: Методика антропологич. исследований. М., 1931; Раса как ист. понятие // Тр. Ин-та антропологии МГУ. М., 1938. Вып. 4. С. 5-46; Череп человека и стадии его формирования у ископаемых людей и совр. рас. М., 1959; Происхождение и этнич. история рус. народа / Под ред. В. В. Бунака. М., 1965; Род Homo, его возникновение и последующая эволюция. М., 1980.

Бунаков Ник. Фед

БУНАКО́В Ник. Фед. (1837-1904) - педагог, последователь К. Д. Ушинского, теоретик и практик нач. обучения, методист рус. яз., автор учебников, уч. пособий. Отстаивал идею всеобщего обязат. и бесплатного обучения, выступал за повышение общеобразоват. уровня нар. школ. В открытой им в Воронеже элемент. школе (1867-84) проводил большую методич. работу, написал неск. руководств для учителей, разработал основы первонач. обучения. В 1884 в с. Петине Воронежской губ. построил на свои средства нар. школу, преподавал в ней, открыл школу для взрослых и нар. б-ку, был организатором и руководителем первого в России крестьян, самодеят. т-ра. В 1902 арестован и лишен права заниматься пед. и обществ. деятельностью. Петинская школа и др. просветит. учреждения, созданные им, были закрыты.

Соч.: Избр. пед. соч. М., 1953.

Лит.: Соловьева В. Д. Пед. взгляды и деят-ность Н. Ф. Бунакова. М., 1960.

Бунге Ал-др Ал-др.

БУ́НГЕ Ал-др Ал-др. (1851-1930) - зоолог, доктор медицины (1880), исследователь Арктики. В 1882-84 возглавлял эксп. к устью р. Лены, в 1885-86 нач. эксп. в р-н р. Яны и на Новосибирские о-ва. В 1893-94 и 1895 участвовал в Енисейской эксп. по доставке стройматериалов для Сиб. ж. д., в 1899-1901 - в Шпицбергенских эксп. В должности флагманского врача штаба нач. эскадры Тихого ок. участвовал в рус.-япон. войне и обороне Порт-Артура. В 1908 - участник помощи нас. г. Мессины, разрушенного землетрясением. Именем Б. назв.: о. Земля Бунге (Новосибирские о-ва), гора, озеро, ледник и плоскогорье на арх. Шпицберген, ледник на Н. Земле и п-ов в арх. Нордшельда.

Бунге Ал-др Анд

БУ́НГЕ Ал-др Анд. (1803-90) - ботаник, путешественник. Окончил Дерптский ун-т (1825). Проф. Казанского (1833-36) и Дерптского (1836-67) ун-тов. Будучи врачом Колывано-Воскресенских горных заводов, занимался изучением флоры Алтая. В 1830-32 совершил путешествие в Монголию и Китай. В 1857-59 участвовал в эксп. РГО в Персию. В 1867 вышел в отставку и занялся обработкой собр. материала. Написал монографию по систематике ряда родов цветковых растений; описал много новых видов. Б. - один из основоположников геолого-морфологич. метода в систематике растений. В его честь названы род растений Bunge, а также мн. виды растений.

Бунге Ник. Христианович

БУ́НГЕ Ник. Христианович (1823-95) - гос. деятель, экономист, акад. (1890) и поч. чл. (1881) Петерб. АН Окончил юридич. ф-т Киев. ун-та (1845), с 1850 проф. там же; в 1859-62, 1871-75 и 1878-80 - ректор унта. Одновременно с 1865 - управляющий киев. конторой Гос. банка. В 1881-86 - мин. финансов, в 1887-95 - пред. Ком-та министров. Б. - сторонник законодательства, обеспечивавшего свободу предпринимат. деят-ности, ограничения вмешательства гос-ва в экономику. Как мин. финансов поддерживал стр-во жел. дорог, начал выкуп частных жел. дорог в казну, проводил гос. финансирование маш.-строит. и металлургич. пром-сти, спасал от банкротства крупные предприятия и банки, пытался упорядочить бюджет и денежное обращение.

Соч.: Теория кредита. Киев, 1832; Основания полит. экономии. Киев, 1860; Курс статистики. 2-е изд., чч. 1-2. Киев, 1876; Очерки политико-экон. лит-ры. СПб., 1895.

Лит.: Гиндин И. Ф. Гос. банк и экономич. политика царского правительства. 1861-1892 гг. М., 1960; Степанов В. Л. Н. Х. Бунге. Судьба реформатора. М., 1998.

Бунин Ив. Ал

БУ́НИН Ив. Ал. (1870-1953) - писатель, поэт, переводчик. Род. в обедневшей, но родовитой дворянской семье (в роду Б. - В. А. Жуковский, поэтесса начала 19 в. А. П. Бунина, изв. географ и путешественник П. П. Семенов-Тян-Шанский). Детство провел на хуторе Бутырки Орлов. губ., наследств. поместье Б. Получил дом. образование (б. роль в жизни Б. сыграл ст. брат Юлий, народник), учился в Елецкой г-зии (1881-86; не окончил). Работал библиотекарем, статистиком, сотрудничал в провинц. прессе. Начал печататься с кон. 1880-х гг. Лирика Б., в осн. пейзажная, продолжала традиции природоописания 19 в. ("Листопад", 1900; "Запустение", 1903) и противостояла модернист. течениям, в то же время вбирая сложность психол. и филос. проблематики прозы ("Одиночество", 1903; "Памяти друга", 1916). В прозе Б. выступал в нач. 1890-х гг. как принцип. "архаист", продолжатель реалистич. традиций Л. Н. Толстого и А. П. Чехова. В рассказах "Антоновские яблоки" (1900), "Худая трава" (1913), "Захар Воробьев" (1912), "Ночной разговор" (1911), пов. "Деревня" (1909-10) и "Суходол" (1911) показаны правдивая картина жизни деревни, "трагич. основы рус. души", колоритные, противоречивые, безудержные в страстях характеры мужицкой и дворянской России. В рассказах "Братья" (1914) и "Господин из Сан-Франциско" (1915) Б. с такой же трезвостью и жесткостью, в манере "скрытой сатиры" изображает уклад бурж. цивилизации, чуждой размышлениям над вечной загадкой жизни и смерти, к-рой Б. посв. рассказы "Легкое дыхание" (1916), "Чаша жизни" (1913), "Сны Чанга" (1916) и др. Для лирико-филос. новеллы Б., сложившейся в эти годы, характерны сочетание заурядности исходной ситуации, рельефности внеш. предметного рисунка и психологич. глубины ("Грамматика любви", 1915; "Старуха", 1916; и др.). Переводил польскую (А. Мицкевич) и англ. (Д. Байрон, А. Теннисон) поэзию. Автор классич. пер. "Песни о Гайавате" Г. Лонгфелло (1896). Отклик Б. на окт. рев-цию - кн. "Окаянные дни", дневниковые записи 1918-19, к-рые писатель вел в Москве и Одессе. Б. воспринимает рев-цию и гражд. войну как разгул низм. страстей, спровоцированный большевиками, но также бессилием прежней власти и деят-ностью рус. интеллигенции, не знавшей наст. народа и создавшей лит-ру, льстившую его разрушит. инстинктам. С 1920 Б. в эмиграции, во Франции (умер в Париже), где опубл. 10 новых кн. прозы (в т. ч. пов. "Митина любовь", 1925; сб. рассказов о любви "Темные аллеи", 1943; ром. "Жизнь Арсеньева", первое полн. изд. 1952, продолжающий традицию рус. автобиографич. прозы и одновременно учитывающий открытия прозы 20 в. (М. Пруст). Автор мемуаров об А. М. Горьком, А. А. Блоке, А. Н. Толстом ("Воспоминания", 1950), филос.-религ. иссл. "Освобождение Толстого" (1937), кн. "О Чехове" (незаконч., опубл. 1955). В 1933 Б. удостоен Нобелевской премии по лит-ре.

И. А. Бунин

И. А. Бунин

Бунин Леонтий

БУ́НИН Леонтий (кон. 17 - нач. 18 в.) - гравер, работал в Оружейной палате. Основная техника - резцовая гравюра на меди, к-рой исполнено гл. произв. Б. - 43 листа Букваря Кариона Истомина для царевича Алексея, сына Петра I. Это в осн. инициалы, составл. из разл. предметов или человеч. фигур, повторенные трижды - в слав., греч. и лат. написании.

Бунин Юл. Ал

БУ́НИН Юл. Ал. (1857-1921) - ст. брат И. А. Бунина, лит.-обществ. деятель, публицист. По образованию математик и юрист. С 1879 активный участник "Черного передела". В 1884-85 в Харьков. тюрьме, затем в елецкой ссылке под наблюдением родителей, с 1888 - в Харькове, Полтаве; работал статистиком, участвовал в земском движении, был близок к орг-ции "Нар. право". С 1897 в Москве; фактич. ред. ж. "Вестник воспитания", один из учредителей ж. "Начало", основателей и сопредсед. кружка "Среда" и "Новая среда", ред. и пред. правления "Книгоизд-ва писателей в Москве". Активный участник и организатор ряда лит. об-в и кружков 10-х - нач. 20-х гг. По характеристике В. Н. Буниной, жены И. А. Бунина, в Б. "было редкое сочетание пессимистически настроенного ума (семейная черта) с необыкновенно жизнерадостной натурой".

Бунина Анна Петр.

БУ́НИНА Анна Петр. (1774-1829) - поэтесса, переводчица. Из старинного дворянского рода, к к-рому принадлежали также В. А. Жуковский и И. А. Бунин. Первая значит. рус. поэтесса, пользовалась репутацией "северной Коринны", "рус. Сапфо". Стих. Б. несколько архаичны, но лучшим из них свойственны глубина и драматизм лирич. переживаний. Дебютировала в печати в 1799; внимание к творчеству Б. привлек ее сб. "Неопытная Муза" (чч. 1-2, 1809-12). В 1819-21 вышло "Собрание стихотворений" Б. (3 т.). Выступила также с прозаич. соч., переводами произв. Ш. Батте, Н. Буало, С.-Ф. Жанлис, Х. Блэра. Избрана поч. членом "Беседы любителей русского слова" (1811).

Бунт

БУНТ - 1) восстание, мятеж, возмущение, (от польск. bunt - мятеж, восстание, заговор). Восходит к ср.-верх.-нем. Bund - союз. Впервые упоминается в 1400 в Никоновской летописи и там же в 1665: "Беглые рейтары, к-рые ефремовцы и елчаня были сысканы в Новосильском уезде, учинили бунт, начальных людей били и поворотились в домы свои"; 2) (бунд) связка, кипа, пачка, тюк к.-л. товара. ("6 юфтеи кож красных да кож же красных 73 бунта" - 1648).

Буняковский Викт. Як

БУНЯКО́ВСКИЙ Викт. Як. (1804-89) - математик. Род. в Подольской губ. в семье офицера. Высшее образование получил за границей, где, в частности, изучал математику под рук-вом. Лапласа, Пуассона, Фурье, Коши. В 1825 получил в Париже степень д-ра, в 1826 начал в Пб. науч., орг. и пед. работу. Преподавал в 1-м кадет. корпусе, Мор. корпусе, ин-тах путей сообщения и горном; в 1846-59 читал лекции в Петерб. ун-те. С 1828 адъюнкт Петерб. АН, с 1830 акад., с 1864 вице-през. АН. Осн. тр. Б. в обл. интегрального исчисления, теории вероятностей, теории чисел, теории неравенств и демографии. Автор 130 опубл. работ, ряда статей и заметок для "Энциклопедич. словаря, составленного рус. учеными и литераторами" (1861-63). Наиб. известны монографии Б. "О нек-рых неравенствах, относящихся к определ. интегралам или интегралам в конечных разностях" (1859), где устанавливается неравенство Буняковского-Шварца, а также "Основания математич. теории вероятностей" (1846). Осуществил изд. 1-го тома "Лексикона чистой и прикладной математики" (1839). Разработал принципы эмеритальных касс (воен. статистика), конструкции ряда измерит. и счетных приборов: свободного планиметра, "самосчетов".

Бурбон

БУРБО́Н - выражение, означавшее грубого служаку; в рус. лит-ре получило распространение во 2-й пол. 19 в. (М. Е. Салтыков-Щедрин, И. С. Тургенев и др.). Пришло в рус. яз. из Франции, где после реставрации династии Бурбонов (1814) мн. солдаты и унтер-офицеры получили офицерский чин. По выражению Щедрина, Б. - "рус. офицеры, выслужившиеся из кантонистов и сдаточных".

Бургомистр

БУРГОМИ́СТР (от нем. Burgermeister, голл. - burgemeester) - назв. выборного должностного лица, главы гор. самоуправления, пред. в магистратах и ратушах в нек-рых европ. гос-вах (напр., Германии, Голландии). В России в 1-й четв. 18 в. Б. наз. выборные лица по судебному управлению городов; в кон. 19 - нач. 20 в. Б. сохранялись в Царском Селе, Петергофе, а также в тех городах Царства Польского, в к-рых не было отд. полицейского управления (Б. там заведовали всеми хоз. и адм. делами, входили в состав уездных воинских присутствий).

Бурдин Фед. Ал

БУРДИ́Н Фед. Ал. (1827-87) - драм. актер. С 1841 суфлер, затем актер Малого т-ра. В 1846-47 выступает в провинции. В 1847-83 - в Александринском т-ре. Играет комедийные роли, проявляя наблюдательность и бытовую характерность. Однако ограниченность актерских данных не позволила ему подняться над усредн. и поверхн. стилем игры, для к-рого А. Григорьев придумал термин "бурдинизм". С энтузиазмом Б. связано появление на александринской сцене мн. пьес А. Н. Островского, в к-рых он неизменно участвовал: Бородкин ("Не в свои сани не садись"), Митя ("Бедность не порок"), Белогубов ("Доходное место"), Тихон и Дикой ("Гроза"), Большов ("Свои люди - сочтемся"). Др. роли: Земляника ("Ревизор" Н. В. Гоголя), Расплюев ("Свадьба Кречинского" А. В. Сухово-Кобылина), Мордоплюев ("Жених из Ножевой линии" А. М. Красовского), шарманщик ("Сумасшедший от любви" О. Анисе-Буржуа и А.-Ф. Деннери).

Буренин Викт. Петр.

БУРЕ́НИН Викт. Петр. (1841-1926) - поэт и критик. Сын архитектора. Окончил Моск. Дворцовое архитект. уч-ще (1859). Начал лит. деятельность в демокр. ж. как поэт-сатирик, переводчик и автор обществ. злободневных фельетонов. Со 2-й пол. 1860-х гг. Б. постепенно отходит от демокр. лагеря и с 1876 становится одним из самых активных сотрудников газ. "Новое время". Здесь за ним упрочилась репутация бесцеремонного и циничного критика, не стеснявшего себя никакими нравств. соображениями. Объектом критики Б. стали мн. известные писатели (С. Я. Надсон, В. Г. Короленко, М. Горький, Л. Н. Андреев, И. А. Бунин, В. Я. Брюсов, А. А. Блок и др.). Дважды Б. привлекался к суду за клевету (см. кн. Б. "Критические очерки и памфлеты". СПб., 1884). В кон. 19 - нач. 20 в. его имя стало символом беспринципной и грубой критики.

Бурков Георгий Иванович

БУРКО́В Георгий Иванович (1933-90) - актер, засл. артист России (1980). С 1964 по 1980 - на сцене Моск. драм. театра им. Станиславского, в 1980-88 (с перерывами) - во МХАТе, в 1984-87 - в Моск. драм. театре им. Пушкина. Известен как разноплановый актер, выступал как в драматических, так и в острохарактерных комедийных ролях: Степан Головлев ("Господа Головлевы" по М. Е. Салтыкову-Щедрину), Прохор Железнов (первый вариант "Вассы Железновой" М. Горького) и др. Снимался в ф.: "Печки-лавочки", "Калина красная", "Они сражались за Родину", "Подранки", "Из жизни отдыхающих" и др.

Бурлаки

БУРЛАКИ́ (возможно, от назв. р. Бурла, протекающей гл. обр. в Алтайском крае РФ) - наемные рабочие (гл. обр. из оброчных крестьян, а также гор. низов) на реках, тянувшие суда вдоль берега бечевой или передвигавшие их по воде с помощью весел. Появились в кон. 16-17 вв.; гл. районы распространения - Волжский, Беломорский и Днепровский. Обычно нанимались артелями (по 4-6, иногда 10-40 чел., составлявших затем большую артель до 150 чел., связанных между собой круговой порукой). В связи с технич. прогрессом к нач. 20 в. бурлачество исчезло. Тяжелый и низкооплачиваемый труд Б., их особый статус, образ жизни и характер работы нашли отражение в бурлацких песнях. К кон. 19 - нач. 20 в. Б. нередко становились героями произв. лит-ры и иск-ва (знаменитая картина И. Е. Репина "Бурлаки на Волге" и др.).

Бурлацкие песни

БУРЛА́ЦКИЕ ПЕ́СНИ - песни, исполнявшиеся бурлаками во время тяжелых артельных работ, требовавших больших совместных усилий (снятие баржи с мели, вбивание свай, передвижение тяжестей и т. д.). В таких песнях, где ритм синхронно соответствовал трудовому ритму и способствовал его орг-ции, гл. роль выполняли припевы ("Вот подернем! Подернем! Подернем!"; "Идет, идет, идет, идет!"). В осн. тексте Б. П. описывались трудовые ситуации, они касались отношений бурлаков с хозяином или приказчиком, содержали насмешливые выпады и шутки ("Чтоб прибавить барке ходу / Побросаем девок в воду!"). Среди песен этого типа наиб. известны т. н. "Дубинушки".

К Б. П. относят также песни о "бурлаках понизовых", вольных людях, "добрых молодцах": они изображаются одетыми в богатые красочные кафтаны, вольно плывущими в лодках по Волге; они обманом похищают девушку; собираются "на работушку на государеву" - "на канавушку на Ладожску". Картины проводов бурлаков, разлуки, ожидания, встреч, возвращения даны поэтически возвышенно. Наряду с этим рисуется тяжелая жизнь бурлаков. Девушка, вышедшая замуж за бурлака, узнает, что он беден ("Сказали - у бурлака денег много, / У него алтын в котомке"). Песни о "бурлаках понизовых" образуют единое целое с песнями "удалыми", о казачьей вольнице (см. Разбойничий фольклор).

Бурлюк Дав. Дав

БУРЛЮ́К Дав. Дав. (1882-1967) - поэт, художник, критик. Род. в семье хуторянина, впоследствии управляющего в ряде имений. В 1898-1901 учился в Казан. и Одес. худ. уч-щах, в 1902-03 - в Мюнхен. акад. иск-в, в 1904 - в Париже у худ. Ф. Кормона. В 1910 поступил в Моск. худ. уч-ще живописи, ваяния и зодчества, где впоследствии познакомился с В. Маяковским и первым способствовал его самоутверждению как поэта. Печатался с 1899. В 1910 Б. сплотил вокруг себя группу поэтов и художников, "будетлян", провозгласивших идеи и принципы нового иск-ва - рус. футуризма. Среди лит. соратников Б. - В. Хлебников, В. Каменский, Е. Гуро, Н. Бурлюк, впоследствии А. Крученых, Б. Лившиц, В. Маяковский. В кон. 1911 "будетляне" объявили о создании группы "Гилея" (по др.-греч. назв. Таврии, где в то время жила семья Б.). Б. явился крупнейшим организатором и пропагандистом футуризма, инициатором лекций, выставок, изданий, диспутов. Собств. поэтич. творчество Б., в к-ром он ориентировался на франц. "проклятых поэтов" (прежде всего А. Рембо), отличается подчеркнутым антиэстетизмом, вызывающей образностью, эпатажем (первый сб. стихов "Лысеющий хвост", 1919).

В годы гражд. войны Б. скитался по городам Сибири и Д. Востока, затем эмигрировал. С 1922 - в США, где продолжал занятия живописью и лит-рой, издавал поэтич. сб-ки, кн. по иск-ву и ж. "Цвет и рифма".

Бурлюк Ник. Дав

БУРЛЮ́К Ник. Дав. (1890-1920) - поэт, прозаик, критик. Брат Д. Д. Бурлюка. Окончил Херсон. г-зию. В 1909-14 учился в Петерб. ун-те на ист.-филол. и физ.-мат. фак-тах. Б. - активный участник гр. поэтов-"будетлян" ("Гилея"), выступал со стихами в их изд. Поэзия Б. получала благожелат., а подчас и высокие оценки В. Брюсова, В. Пяста, Н. Гумилева. Ее принадлежность к футуризму не отменяла связи с лирич. традицией рус. классич. и особенно символистской поэзии. Также автор лирич. прозы. Теоретич. воззрения Б. на лит-ру отличались умеренностью.

Бурмейстер Вл. Павл

БУРМЕ́ЙСТЕР Вл. Павл. (1904-71) - артист балета и балетмейстер. Окончил Моск. театр. техникум им. Луначарского в 1929. В 1927-30 выступал в спектаклях Мастерской драм. балета под рук. Н. Греминой. С 1930 солист, с 1932 балетмейстер Моск. Художеств. т-ра балета под рук. В. Кригер (Моск. муз. т-ра). Среди партий: Ли Шанфу ("Красный мак"), Никез ("Соперницы"), Алеко ("Цыганы"), Нурали ("Бахчисарайский фонтан"), Людовик XV ("Карманьола") и др. В 1941-60 и в 1963-71 гл. балетмейстер Моск. муз. т-ра им. Станиславского и Немировича Данченко. Пост.: "Ночь перед Рождеством" (совм. с Ф. Лопуховым, 1938; комп. Б. Асафьев), "Штраусиана" (1941, И. Штраус), "Виндзорские проказницы" (совм. с И. Куриловым, 1942, В. Оранский), "Лола" (1943, С. Василенко), "Шехеразада" (1944, Н. Римский-Корсаков), "Карнавал" (1946, Р. Шуман), "Эсмеральда" (1950, Ц. Пуни, Р. Глиэр, Василенко), "Лебединое озеро" (1953, новая хореогр. редакция совм. с П. Гусевым), "Берег счастья" (совм. с А. Куриловым, 1956; А. Спадавеккиа), "Жанна Д’Арк" (1957, Н. Пейко), "Снегурочка" (1963, П. Чайковский), "Вариации" (1964, Ж. Бизе), "Болеро" (1964, М. Равель), "Красные дьяволята" (1967, И. Дунаевский и С. Кнушевицкий), "Аппассионата" (1970, Л. Бетховен). Поставил также балет "Татьяна" (1947, А. Крейн; Т-р им. Кирова); за рубежом - "Лебединое озеро" (1960, Гранд-Опера), "Поэма любви" (1960, Бизе; там же), "Снегурочка" (1961, "Лондон фестивал балле") и др. Отличался творч. фантазией, духом новаторства; ориентировался на принципы "танцующего актера". Гос. премия СССР (1946). Нар. артист СССР (1970).

Бурмистр

БУРМИ́СТР (польск. burmistr от нем. Burgermeister - букв. "начальник крестьян мастеров") - 1) в дорев. России - староста, управляющий имением; назначался помещиком для надзора за выполнением крестьянами разл. повинностей, а также исполнением разл. адм. функций; 2) назв. выборного должностного лица (см. Бургомистр), к-рое появилось в рос. городах с 1699 при Петре I. Б. входили в состав Бурмистерской палаты (с 1700 - Ратуши) в Москве и избирались в др. городах. Б. выбирались купцами, а после создания городовых магистратов в 1723-24 из числа "граждан первостатейных, добрых, пожиночных и умных". Действия Б. были направлены на контроль за сбором подати, правилами торговли; они принимали участие в суд. делах. С передачей губернаторам финанс. и фискальных функций им были подчинены и Бурмистерские избы, а Ратуша из центр. учреждения превратилась в московское.

Буров Анд. Конст.

БУ́РОВ Анд. Конст. (1900-57) - архитектор, ученый, педагог; д-р технич. наук. Учился во ВХУТЕМАСе (Москва, 1918-25) у бр. Весниных. В 20-е гг. работает в стиле конструктивизма (павильоны Всерос. кустарной с.-х. выставки, 1923). В 30-40-е гг. использует формы нац. рус. архитектуры, руководит созданием первых серий проектов крупноблочных и крупнопанельных домов, принимает участие в разработке и изготовлении новых строит. сверхпрочных, синтетич. мат-лов, проектировании серии домов из них (1956).

Соч.: Об архитектуре. М., 1960; Письма. Дневники. Беседы с аспирантами. Суждения современников. М., 1980.

Лит.: Ржехина О. И., Блашкевич Р. Н., Бурова Р. Г. А. К. Буров. М., 1984.

Предыдущая страница Следующая страница