Российский гуманитарный энциклопедический словарь
Статьи на букву "Б" (часть 11, "БОН"-"БОЧ")

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Б" (часть 11, "БОН"-"БОЧ")

Бонч-Бруевич Мих. Ал-др.

БОНЧ-БРУЕ́ВИЧ Мих. Ал-др. (1888-1940) - радиотехник, чл.-корр. АН СССР (1931). Организовал первое отеч. пр-во электронных ламп (1916-19). В 1918-28 руководил Нижегород. радиолабораторией. Под рук-вом Б.-Б. создана первая в мире мощная радиовещат. станция им. Коминтерна в Москве (1922). Тр. Б.-Б. относятся к обл. распространения коротких волн, антенн, линий дальней связи. Автор курса "Основы радиотехники".

Бонч-Осмоловский Глеб Анат.

БОНЧ-ОСМОЛО́ВСКИЙ Глеб Анат. (1890-1943) - антрополог, археолог, этнограф, геолог. В 1924-30 преподаватель в ЛГУ, одновр. науч. сотр. Этногр. отдела Рус. музея (до 1931), науч. сотр. Четвертичной комиссии АН СССР, сотрудник (с 1930) и зав. Четвертичным отделом Геологич. ин-та. В 1924 впервые обнаружил на терр. СССР остатки неандертальского человека - в гроте Киик-Коба (Крым). В нояб. 1933 арестован по ложному обвинению, приговорен к 3 годам лагерей, работал в Воркуте (Ухтпечлаг) геологом рудника и геологом бур-колонны разведки угля; внес ряд новшеств в практику углеразведки. В февр. 1936 досрочно освобожден, без права проживания в крупных городах. Жил на ст. Оредеж Ленингр. обл., где организовал домашнюю антропологич. лабораторию. В февр. 1941 вернулся в Ленинград ст. науч. сотрудником ГАИМК и внештатным проф. ЛГУ. Во время войны эвакуирован в Казань, где и умер.

Соч.: Остатки древнепалеолитич. человека в Крыму. "Природа", 1926. № 5 / 6; Брачные обряды татар горного Крыма: Изв. РГО, 1926. Т. 58. Вып. 1; Шайтан-Коба, крымская стоянка типа Абри-Оди: "Бюл. Комиссии по изучению четвертичного периода". 1930, № 2; Палеолит Крыма: Вып. 1-3. М. - Л., 1940-54.

Боны

БО́НЫ (от лат. bonus - хороший, удобный) - 1) Врем. металлич. или бум. деньги, выпускаемые в связи с нехваткой разменной монеты. Известны Б. центр. и местных властей, банков, кооперативов, учреждений, предприятий и частных лиц, гор. и земских управ, а также белогв. пр-в. До рев-ции частные фарфоровые Б. в 1869 выпускал владелец фарфоровой ф-ки в Иркутской губ. И. Д. Перевалов (круглые пластины диаметром 45 мм с обознач. номиналом в 2, 3 и 5 коп.). В 1916 отчеканены в Германии и выпущены в обращение на терр. России, оккупированной герм. войсками, Б. из железа в 1, 2 и 3 коп. В сов. время Б. выпускали 2-я гос. шорно-футлярная и чемоданная ф-ка в Петрограде (1922) - в 1, 2, 3, 5 коп. ив 1, 3 и 5 руб., чеканенные в меди, бронзе и алюминии; кооперативная орг-ция "Разум и совесть" в Киеве (1921); Известны также Б. г. Армавира в 1, 3 и 5 руб. (1918) и др. В 1946 отчеканены Б. в 10, 15, 20 и 50 коп. для использования их сотрудниками сов. объединения "Арктикуголь" Мин-ва угольной пром-сти СССР на архепелаге Шпицберген, относящемся к Норвегии. На Б. изображены пятиконечная звезда, надпись "Арктикуголь", обозначение стоимости, "о-в Шпицберген" и дата. 2) Бум. деньги, потерявшие силу платежного средства; предмет коллекционирования и изучения.

Бор

БОР - сосновый лес, растущий на сухом, возвыш. месте. Одно из древних общеслав. слов, имеющее мн. параллелей в совр. слав. и др. индоевроп. языках. Широко отражено в топонимике: в одной только Нижегородской обл. от этого термина образовано 34 топонима.

Борг фон дер Карл Фридрих

БОРГ Карл Фридрих, фон дер (1794-1848) - нем. поэт, переводчик. Род. в Пб. Учился на юрид. ф-те Дерптского ун-та (1811-16). В 1820-27 секр. окружного суда в Дерпте, с 1827 - синдик и дир. канцелярии ун-та. Пропагандист рус. культуры. Подготовл. Б. сб. переводов "Poetische Erzeugnisse der Russen" ("Поэтические творения русских": В 2 ч. 1820-23; представлены: В. А. Жуковский, А. С. Пушкин, Н. М. Карамзин и др.) - первая антология рус. поэзии на нем. яз. В 1833-36 один из издателей "Дерптских ежегодников" ("Dorpater Jahrbiicher"), сыгравших заметную роль в рус.-нем. культурном обмене.

Боргман Ив. Ив

БО́РГМАН Ив. Ив. (1849-1914) - физик, глава петерб. школы физиков, один из организаторов Рус. физ. об-ва, первый выборный ректор Петерб. ун-та (1905-10). С 1901 - дир физ. ин-та при ун-те. Осн. тр. посвящены электромагнетизму, электрич. разрядам в газах, радиоактивности и электротехнике. Б. - автор фундамент. тр. "Основания учения об электрических и магнитных явлениях" (1893-95). Инициатор изд. сб. "Новые идеи в физике" (1911).

Борей

БОРЕ́Й - см. Ветры

Борецкая Марфа Ивановна?

БОРЕ́ЦКАЯ МАРФА (Ивановна?) (Марфа Посадница) (?-1503) - вдова новгор. посадника Исаака Андреевича Борецкого, боярина Неревского конца. Происходила из рода новгор. бояр Лошинских. По данным моск. летописи, в нач. 1470-х гг. стояла во главе "литовской" партии новгородских бояр, стремившихся передать город под власть польск. короля Казимира. Летопись приписывает М. интриги, связанные с приглашением и пребыванием в Новгороде кн. Михаила Олельковича, и даже стремление выйти замуж за "королевского пана". Сын М., Дмитрий, - один из бояр, подписавших договор с королем Казимиром (1471), воевода, взят в плен в Шелонской битве 1471 и обезглавлен как изменник. Др. сын, посадник Федор, ум. в заточении. Сама М. взята под стражу после падения Новгорода (1478), по нек-рым сведениям - пострижена в одном из монастырей. Рус. лит. традиция со времен Н. М. Карамзина видит в М. символ новгор. "вольности".

Борецкий Иов

БОРЕ́ЦКИЙ ИОВ (в миру Ив. Матв.) (?-1631) - видный деятель просвещения на Украине, поборник воссоединения Украины с Россией. Образование получил в Львовской братской школе и за границей. Преподавал в Львовск. братской школе, с 1604 - ректор. С 1610 в Киеве, будучи священником Воскресенской церкви, открыл приходскую школу. В 1615-18 - ректор открытой в 1615 при его активном участии Киевской братской школы. С 1619 занимал церк. посты, вел активную борьбу против католицизма и унии, выступал за распространение грамотности в народе, призывал создавать новые братские школы.

Борзов Ал-др Ал-др.

БОРЗО́В Ал-др Ал-др. (1874-1939) - географ. Окончил Моск. ун-т (1900). С 1918 - проф., а с 1923 - рук. кафедры физ. географии МГУ. Науч. иссл. посвящены изуч. рельефа СССР. За тр. в обл. изучения морфологии Рус. равнины удостоен малой зол. медали РГО (1924). Участвовал в редактировании и составлении ряда карт; ред. ж. "Землеведение" (1927-38). Вместе с Д. Н. Анучиным организовал н.-и. ин-т географии при МГУ и уч. геогр. музей. Создал школу геоморфологов. Науч. деятельность Б. отмечена также зол. медалью Моск. об-ва любителей естествознания, антропологии и этнографии. Его именем назв. вулкан на Курильских о-вах, ледники в горном хребте Сунтар-Хаята (Вост. Сибирь), зал. на Н. Земле и др.

Борзов Валер. Фил

БОРЗО́В Валер. Фил. (род. 1949) - выдающийся сов. легкоатлет, з. м. с. (1970). Один из лучших спринтеров 1970-х гг., олимп. чемпион (1972) в беге на 100 и 200 м. Первый европ. спринтер, выигравший обе короткие дистанции у американских бегунов на Олимп. играх. Неоднократный чемпион Европы и СССР 1969-78. В общей сложности в беге на 100, 200 м, эстафете 4×100 м Б. 17 раз становился чемпионом СССР. Обладатель европ. рекордов в беге на 100 м - 10,0 (1969) и на 200 м - 20,0 (1972). В последнее время - мин. по делам молодежи и спорта Украины.

Борис Александрович

БОРИ́С АЛЕКСА́НДРОВИЧ (?-1461) - вел. кн. Тверской (1425). Стремился к сохранению независимости своего княжества, вел политику лавирования между Литвой, Новгородом и Москвой. В годы феод. войны сер. 15 в. в Моск. вел. кн-ве старался сохранять нейтралитет. С 1446 поддерживал Василия II Темного, выдав свою дочь Марию за сына моск. князя Ивана (буд. Иван III Васильевича). Договор Б. А. с Василием II признавал равноправие сторон. Время Б. А. - расцвет Тверского княжества, оказавшегося в стороне от феод. усобиц, раздиравших рус. землю. В "Слове похвальном" инока Фомы содержится панегирик Б. А., к-рый именуется "самодержцем", сравнивается с имп. Константином Великим.

Борис и Глеб

БОРИ́С И ГЛЕБ - рус. князья, мл. сыновья кн. Владимира I Святославича, первые святые Рус. правосл. церкви (1071). Убиты по приказу старшего брата Святополка I Окаянного (в рус. фольклоре Опорхол, Святой пок.), к-рый после смерти отца стремился утвердиться на киевском великокняжеском престоле и потому опасался соперничества братьев. Борис (в крещении Роман) (?-1015), кн. Ростовский, получил кн-во по разделу рус. земель ок. 994-96, погиб на реке Альте. Глеб (в крещении Давыд) (?-1015), кн. муромский, убит на р. Смядыни, близ Смоленска. После поражения Святополка кн. Ярослав Владимирович велел перенести останки Б. и Г. в Вышгород под Киевом. 1-2 мая 1115 освящен первый кам. храм-усыпальница Б. и Г. В 1240 во время нашествия татар вышгородский храм разграблен, вероятно, тогда же мощи первых рус. святых были утрачены. Распространение культа Б. и Г. отражено в др.-рус. лит-ре (запись "О убиении Борисове" в "Повести временных лет" под 1015, "Сказание и страсть и похвала святому мученику Борису и Глебу" и др.). Вслед за храмом в Вышгороде Борисоглебские церкви строятся в Чернигове, Смоленске, Рязани, Новгороде, Гродно и др. городах. В духовных стихах 18-19 вв. конфликт между братьями Б. и Г. и Святополком интерпретируется не как полит., а как семейно-бытовой, б. значимым становится мотив идеализации мл. братьев, традиц. для рус. фольклора. В иконографии изображения святых в рост были б. популярны, чем конные, появившиеся под влиянием виз ант. традиции. Среди древнерус. икон Б. и Г. - житийная икона нач. 14 в. из Коломны, икона 14 в. От 12-14 вв. сохр. значит. число резных кам. иконок Б. и Г.

Память Б. и Г.: 2/15 мая, 24 июля / 6 авг.

Борис и Глеб. Икона 14 в.

Борис и Глеб. Икона 14 в.

Бориса и Глеба церковь в Кидекше

БОРИ́СА И ГЛЕ́БА ЦЕ́РКОВЬ В КИ́ДЕКШЕ - одна из первых белокам. построек Сев.-Вост. Руси, возведена при кн. Юрии Долгоруком в 1152 в княж. замке, основанном по преданию на месте становища св. Бориса и Глеба (ныне окраина с. Кидекша в 4 км от Суздаля). Четырехстолпный, трехапсидный храм увенчан одной главой. Первонач. своды и восточ. столбы были изменены при восстановлении храма в 17 в. Фасады украшены аркатурным поясом и поребриком. Сохр. фрагменты фресок 12 в. Ближайший архит. аналог - Спасо-Преображенский собор в Переяславле-Залесском (1152).

Борисов Ал-др Тим

БОРИ́СОВ Ал-др Тим. (род. 1927) - художник кино. В 1955 окончил ВГИК. Работу в кино начал с реж. А. Довженко - "Поэма о море" (1958), "Повесть плам. лет" (1961). Участвовал в сложных постановочных ф. "Анна Каренина" (1968), "Чайковский" (1970), в создании самых поэтичных и лиричных ф. реж. С. Соловьева - "Сто дней после детства" (1975), "Мелодии белой ночи" (1977), "Наследница по прямой" (1982), в ф. Э. Рязанова "Ирония судьбы" (1975), "Служебный роман" (1977), "Вокзал для двоих" (1982), "Гараж" (1980), "Забытая мелодия для флейты" (1987). Манеру Б. отличают лиризм, ясность, простота, высокая изобразит. культура эскиза, всегда безлюдного, одухотворенность создаваемой им вещной среды. Среди др. ф.: "Станционныйсмотритель" (1972), "О бедном гусаре замолвите слово" (1983), "Жестокий романс" (1984).

Лит.: Соловьев С. Александр Борисов // Пространство цвета. М., 1982; Светлова И. Александр Борисов // Сов. художники театра и кино. М., 1986. Вып. 7.

Борисов Ал-др Фед

БОРИ́СОВ Ал-др Фед. (1905-82) - актер, нар. арт. СССР, Герой Соц. Труда. Род. в Пб., в рабочей семье. В 1923 Б. принят в Школу рус. драмы при б. Александринском т-ре в кл. Ю. М. Юрьева, в 1926 - в Т-р-студию при Госдраме, где важную роль играл Н. В. Петров (с 1928 гл. реж.), вводивший молодежь в состав труппы в кач-ве осн. исполнителей совр. репертуара. Так Б. сыграл роль Волгина в "Чудаке" Афиногенова, успешно создав маску "своего парня". Среди крупных ролей Б. классич. репертуара: Юродивый и Самозванец в "Борисе Годунове", а также роли в пост. реж. Кожича (Петя в "Чудесном сплаве" Киршона, Петр в "Лесе", Гаврила в "Горячем сердце", Мелузов в "Талантах и поклонниках", Счастливцев в возобновленном "Лесе", Кисельников в "Пучине", где впервые зазвучали трагедийные ноты в лирич. теме Б.). В пьесах совр. репертуара создал образы "своих парней" разного возраста: Рекало ("За тех, кто в море"), Лаврухин ("Годы странствий"). Возвращался к роли Самозванца, сыграл царя Федора ("Царь Федор Иоаннович"), Лепорелло ("Маленькие трагедии"), Тихона ("Гроза"), Толстячка ("Сказки старого Арбата"), Луки ("На дне"), Плюшкина ("Похождения Чичикова") и др. Как реж. пост. "Кроткую" на "Ленфильме", где сыграл Кузовкина. Творч. путь Б. завершен ролью Светловидова в "Лебединой песне" Чехова (1980). Исполнял романсы совм. с гитаристом С. Сорокиным; сыграл гл. роли в к/ф "Академик Иван Павлов" и "Мусоргский".

Соч.: Из творческого опыта. М., 1954.

Лит.: Бейлин А. М. Hap. артист Александр Борисов. Л., 1964; Рыбакова Ю. П. Александр Борисов. Л., 1987.

Борисов Леон. Ильич

БОРИ́СОВ Леон. Ильич (1897-1972) - прозаик. Род. в Петерб. в семье портного, обшивавшего, в частности, мн. деятелей иск-ва. Автор беллетризов. биографий Ж. Верна, Н. Римского-Корсакова, Ф. Шаляпина. Наиб. известна романтич. пов. Б. "Волшебник из Гель-Гью" (1945), посв. А. Грину (2-я часть - пов. "Спящая красавица", не опубл.). Автор кн. воспоминаний "За круглым столом прошлого" (1971), рассказавшей о встречах с писателями, актерами, художниками - А. А. Блоком, И. Е. Репиным, Ф. И. Шаляпиным, А. И. Куприным, А. С. Грином и др.

Борисов Олег Ив

БОРИ́СОВ Олег (Альберт) Ив. (1929-94) - артист театра и кино. Окончил школу-студию им. В. И. Немировича-Данченко (1951, педагоги Г. А. Герасимов, Б. А. Вершилов, С. А. Блинников). В 1951-64 - актер Рус. драм. т-ра им. Леси Украинки (Киев). В 1964-83 - в труппе БДТ им. М. Горького (Ленинград). С 1983 в труппе МХАТа им. М. Горького. Исполнитель роли Павла I в спектакле Центр. академич. т-ра Сов. Армии по одноим. пьесе Дм. Мережковского (1989, реж. Л. Хейфиц). С 1991 - руководитель "Антрепризы Олега Борисова" в Москве. Актер огромного драматич. темперамента, глубинного и тонкого психологизма, мощной энергетики и безупречной сценич. формы, Б. владел всем спектром театр. палитры - от буффонной комедии до трагедии. Среди ролей: Конь ("Враги" Горького, 1951), Аркашка Счастливцев ("Лес" Островского, 1962), а также с реж. Г. Товстоноговым принц Гарри ("Король Генрих IV" Шекспира, 1969), Суслов ("Дачники" Горького, 1976), Еремеев ("Прошлым летом в Чулимске" Вампилова, 1974), Григорий Мелехов ("Тихий Дон" по Шолохову, 1977; Гос. премия, 1978) и др. Особого успеха достиг Б. в ролях спектаклей по произв. Ф. М. Достоевского: Ганя Иволгин ("Идиот", 1966, реж. Г. Товстоногов), Он ("Кроткая", 1981, БДТ им. М. Горького; 1984, МХАТ им. М. Горького, реж. Л. Додин).

Снимается в кино с 1956. Работы Б. в ф. "Дайте жалобную книгу" (1965), "Крах инженера Гарина" (1973, т/ф), "Остров сокровищ" (1982, т/ф), "Рецепт ее молодости" (1984) отмечены игровой легкостью, энергией, технич. совершенством, виртуозным владением комедийными и мелодраматич. масками. С драматич. роли искалеч. войной Леонида Плещеева ("Рабочий поселок", 1966) начинается восхождение Б. к образам большой соц.-психологич. наполненности. Глубокий анализ личности современника - в ф. реж. В. Шешунова, А. Германа, В. Абдрашитова: партиз. разведчик Соломин ("Проверка на дорогах", 1971, в прокате с 1987), фронтовик Степан Егорович ("Вторая попытка Виктора Крохина", 1977), следователь Ермаков ("Остановился поезд", 1982), астроном Костин ("Парад планет", 1984). Играл и в экранизациях рус. классики: следователь ("Живой труп", 1969), Кочкарев ("Женитьба", 1978), Василий Васильевич ("Гамлет Щигровского уезда", 1978, т/ф), Версилов ("Подросток", 1983, т/ф). Др. ф.: "На войне как на войне", "Кража" (т/ф), "Рафферти" (т/ф), "По главной улице с оркестром", "Слуга" (одна из наиб. значит. удач Б.), "Садовник", "Последний свидетель" (1990, Болгария, приз на 47-м МКФ в Венеции "За лучшую мужскую роль") и "Луна-парк" (1992, совм. с Францией, приз "Актер года").

О. И. Борисов

О. И. Борисов

Борисова Юл. Конст.

БОРИ́СОВА Юл. Конст. (род. 1925) - актриса. С 1949 в труппе Т-ра им. Евг. Вахтангова. Верность принципам вахтанговской школы, блистательные актерские данные позволили Б. в теч. мн. лет быть абсолютным лидером труппы Т-ра им. Евг. Вахтангова. Женское обаяние Б., сочетавшее лиризм с драматич. напряженностью (что позволило ей достичь особого успеха в исполнении ролей "инфернальных" женщин, в т. ч. в спектаклях по произв. Ф. М. Достоевского), способствовало тому, что ее роли в спектаклях разл. плана пользовались огромной популярностью не только у отечеств., но и заруб. зрителей.

Среди многочисл. ролей: Настасья Филипповна ("Идиот", 1957), Валя ("Иркутская история", 1960, в анс. с М. А. Ульяновым и Ю. П. Любимовым), Турандот ("Принцесса Турандот", 1963), Лика Мизинова ("Насмешливое мое счастье", 1967), Кручинина ("Без вины виноватые", 1994). Две большие кинороли сыграны Б. в фильмах, снятых на театр. мат-ле: Настасья Филипповна ("Идиот"), Кольцова ("Посол Советского Союза").

Борисов-Мусатов Вик. Эльпидифорович

БОРИ́СОВ-МУСА́ТОВ Вик. Эльпидифорович (1870-1905) - живописец, учился в Моск. уч-ще живописи, ваяния и зодчества (1890-91, 1893-95), в АХ (1891-93) у П. П. Чистякова и в студии Фернана Кормона (1895-98) в Париже. С 1904 - чл. "Союза русских художников". Жил гл. обр. в Саратове, а также в Подольске и Тарусе. Выработал собств. живописную манеру и декоративность с применением принципов пленэризма. Оказал влияние на рус. символизм. Осн. произв.: "Майские цветы", 1894; "Гобелен" (темпера, 1901); "Водоем", 1902; "Изумрудное ожерелье" (темпера, 1903-04); "Куст орешника" (пастель, 1905).

Лит.: Русакова А. А. В. Э. Борисов-Мусатов. М. - Л., 1966; Борисов-Мусатов: [Альбом] / Авт. вступ. ст. и сост. А. А. Русакова. 2-е изд. Л., 1979; Кочик О. Я. Живописная система В. Э. Борисова-Мусатова. М., 1980.

В. Э. Борисов-Мусатов. "Водоем"

В. Э. Борисов-Мусатов.

Борисовский Вад. Вас.

БОРИСО́ВСКИЙ Вад. Вас. (1900-72) - альтист, педагог. Окончил Моск. конс. в 1922 у В. Р. Бакалейникова. С 1922 выступал с сольными концертами, что по тем временам было редкостью. Для Б. характерен мощный, насыщенный тон, благородство фразировки. Его партнерами были К. Игумнов, А. Гольденвейзер, Л. Оборин, Е. Бекман-Щербина. В 1924-64 - участник квартета им. Бетховена. С 1925 преподавал в Моск. конс., с 1935 проф., с 1950 - зав. кафедрой. Б. - основоположник отечеств. альтовой школы. Среди его учеников - Е. Страхов (первый лауреат-альтист), Г. Матросова, Ф. Дружинин, Л. Куренкова, И. Малкин, М. Толпыго. Сотрудничество с мастером Т. Подгорным способствовало созданию знаменитых отечеств. альтов и виоль д’амур, к-рые Б. стремился возродить и популяризировать на концертной эстраде. В 1937 совм. с нем. музыковедом В. Альтманом издал на нем. языке каталог произв. для альта, виоль д’амур и ансамблей с участием этих инструментов. Автор многочисленных транскрипций и редакций соч. для альта.

Лит.: Юзефович В. В. Борисовский - основатель сов. альтовой школы. М., 1977.

Борковский Вик. Ив

БОРКО́ВСКИЙ Вик. Ив. (1900-82) - языковед-славист, иссл. древних вост.-слав. пам. письменности, действ. чл. АН СССР (1972), лауреат Гос. премии СССР (1970), иностр. чл. АН ГДР (1968), чл.-корр. Академии наук и лит-ры в Майнце (ФРГ, 1969), поч. доктор Берлинского ун-та им. В. Гумбольдта. В 1919 поступил на ист.-филолог. ф-т Моск. ун-та,; в связи с воен. службой перевелся в Петрогр. ун-т (окончил в 1923). Занимался под рук-вом акад. Е. Ф. Карского, П. А. Лаврова, проф. М. Г. Долобко. В 1930-50 зав. каф. рус. яз. в Крымском и Ярославском пед. ин-тах, Львовском ун-те). С 1950 - в ин-тах АН СССР (до 1954 - зам. директора Ин--та языкознания, затем до 1960 - дир. того же ин-та; в Ин-те рус. яз. руководил сектором сравнительно-историч. изучения вост.-слав. яз.). С 1950 - ред. ряд лингвистич. ж. (до 1953 - "Рус. яз. вшколе" - отв. ред.; в 1957-67 - "Известия АН СССР. Серия лит-ры и языка" - зам. гл. ред.; в 1967-78 - "Рус. речь" - гл. ред.). Науч. интересы Б. связаны с изучением конкретных пам. письменности и их лингвистич. описанием: "О языке Суздальской летописи по Лаврентьевскому списку" (Тр. Комиссии по рус. языку. 1936. Т. I); в 1938 защищена как канд. дисс. Основой докт. дисс. (1950) Б. стала монография "Синтаксис др.-рус. грамот. Простое предложение" (1948). В 1958 вышел 2-й том этого труда, посв. сложному предложению. В том же году Б. избран чл.-корр. АН СССР. В 1950-60-е гг. Б. принимал участие в комплексном изучении и публикации текстов берестяных грамот. В коллект. труде "Палеографич. и лингвистич. анализ новгор. берестяных грамот" (1955) и иссл. "Новгор. грамоты на бересте" (3 тт. 1958-63, совм. с историком А. В. Арциховским) ему принадлежат лингвистич. комментарии к находкам, содержащие предложения по расшифровке и датировке ряда текстов, за что в 1970 Б. удостоен Гос. премии СССР. Автор (в соавторстве с П. С. Кузнецовым) учебника по ист. грамматике рус. яз., в к-ром впервые содержался обстоятельно и систематически скомпонованный раздел о синтаксисе. Итог изучения синтаксиса вост.-слав. яз. в диахронии - монография в 4 тт. (1968-72), 1-й и 3-й тома к-рой написаны самим Б. (остальные - под его рук-вом и ред.). Прокомментировал и подготовил к переизданию классич. тр. по славяноведению, Е. Ф. Карского и А. А. Потебни. Автор науч. биографий выдающихся филологов-славистов и русистов (А. А. Потебни, Е. Ф. Карского, С. П. Обнорского, Л. А. Булаховского, А. А. Шахматова и др.). В последние годы своей жизни был пред. Комиссии по истории филологич. наук при Отделении лит. и яз. АН СССР, зам. пред. Сов. к-та славистов, чл. Междунар. к-та славистов.

Соч.: Использование диалектных данных в трудах по ист. синтаксису вост.-слав. языков. М., 1958; Сравнительно-историч. синтаксис вост.-слав. языков: Типы простого предложения. М., 1968; То же. Бессоюзные сложные предложения, сопоставляемые со сложноподчиненными. М., 1972; Синтаксис сказок: Рус.-белорус. параллели. М., 1981.

Лит.: Кедайтене Е. И. Виктор Иванович Борковский (1900-82) // Рус. речь, 1983, № 5; Вомперский В. П. Виктор Иванович Борковский // Рус. речь, 1990, № 1.

Борн Ив. Мартынович

БОРН Ив. Мартынович (1778-1851) - писатель, педагог. Сын немца-портного. Получил образование в петерб. Акад. г-зии. Учительствовал в Смольном ин-те и Главном нем. уч-ще св. Петра в Петерб. Один из организаторов Вольного об-ва любителей словесности, наук и художеств, избирался его секр. и през. В 1808 при участии А. Х. Востокова издал "Краткое рук-во к российской словесности" - курс грамматики, теории и истории лит-ры. В своем творчестве (стихи, проза) отразил просветит. и предромантич. увлечения. После 1808 оставил лит-ру, посвятив себя службе.

Боровиковский Вл. Лукич

БОРОВИКО́ВСКИЙ Вл. Лукич (1757-1825) - художник, портретист, представитель сентиментализма. До 1788 жил в Миргороде (Украина), где учился у отца - иконописца. С кон. 1788 - в СПб. (с 1792 обучался в мастерской И. Лампи). Был близок к крупнейшим деятелям рус. просветительства - писателю В. Капнисту, поэту Г. Державину, арх. Н. Львову. С нач. 1790-х гг. писал миниатюры (портрет В. Капниста) и сходные с ними по характеру исполнения портреты ("Лизанька и Дашенька", 1794). Разрабатывал камерный тип портрета, в к-ром ставил задачу раскрыть естеств. чувства и прирожд. склонности модели (портреты О. Филипповой, нач. 1790-х гг.; Е. Арсеневой, 1796; М. Лопухиной, 1797). Писал также б. сдержанные по настроению и сухие по живописному исполнению парадные портреты (А. Куракина, 1801-02; имп. Павла I, 1800). В нач. 19 в. в творчестве Б. появляются ампирные черты (портреты мадам де Сталь, М. Долгоруковой - оба нач. 1810-х гг.).

Лит.: Алексеева Т. В. В. Л. Боровиковский и рус. культура на рубеже 18-19 вв. М., 1975.

В. Л. Боровиковский "Портрет М. И. Лопухиной"

В. Л. Боровиковский

Боровка Григ. Иос.

БОРО́ВКА (Боровко) Григ. Иос. (1895-1941) - археолог, исследователь культур Евразии в скифо-сарматскую эпоху; палеонтолог, геолог. С 1918 - сотр., с 1921 - хранитель скифской секции эллино-скифского отделения Эрмитажа. С 1919 - науч. сотр. Гос. Академии истории матер. культуры (ГАИМК). Преподавал историю античного иск-ва в Гос. ин-те истории искусств, доисторическую археологию - в ЛГУ (доц., затем проф.). Вел раскопки на всем пространстве евразийских степей, от Крыма и Кубани до Тувы и Монголии (где работал в 1925-26). В 1926-29 в Германии, Швеции, Финляндии с успехом выступал с лекциями о значении скифской культуры, о зап. влияниях на иск-во др. Китая, петроглифах Монголии и т. д. В сент. 1930 арестован, через год по фальсифициров. обвинению в шпионаже приговорен к 10 годам лагерей. В Ухтпечлаге заведовал геологич. музеем, читал лекции на геологич. курсах, занимался палеонтологией, собрал в р-не Ухты большую археологич. коллекцию. С 1940 на поселении в Коми АССР, работал вольнонаемным в геологоразвед. конторе Ухтинского комбината. В нояб. 1941 арестован как "социально опасный элемент" и в кон. года, по свидет-ву очевидцев, расстрелян.

Соч.: Жен. головные уборы Чертомлыцкого кургана // Изв. РАИМК, 1921. Вып. 1; Бронз. олень из Ульского кургана // Изв. РАИМК, 1922; Археол. обследование ср. течения реки Толы // Сев. Монголия. Л. Т. 2, 1927.

Борода

Статья большая, находится на отдельной странице.

Бородай Мих. Матв

БОРОДА́Й Мих. Матв. (1853-1929) - антрепренер, театр. деятель. В юности был расклейщиком афиш, в 1870 поступил к харьковскому антрепренеру Дюкову библиотекарем и актером на выходные роли. Работал кассиром и администратором у таких опытных антрепренеров, как П. Медведев, Е. Неделин. С сер. 80-х стал возглавлять крупные провинц. труппы в Киеве, Харькове, Казани, Нижнем Новгороде, Саратове, Одессе. В сезоне 1907-08 возглавлял оперные труппы в Тифлисе и Екатеринодаре. Б. пропагандировал серьезный репертуар, подбирал сильные труппы, старался увести т-р от "развлекательности". Последние годы жизни работал в Иркутске.

Бородин Ал-др Порфирьевич

БОРОДИ́Н Ал-др Порфирьевич (1883-87) - композитор; ученый-химик. Окончил петерб. Мед.-хирургич. академию (1856), д-р медицины (1858), проф. (с 1864), зав. каф. химии (с 1874), акад. (1877) Мед.-хирургич. академии. Один из организаторов и педагогов Жен. врачебных курсов. Получил домашнее муз. образование, самостоятельно учился композиции. В 1860-х стал членом "Балакиревского кружка" ("Могучей кучки"), развивавшего нац. муз. традиции, заложенные М. И. Глинкой. Творч. наследие Б. невелико, прежде всего в результате его исключит. требовательности к себе и тщательнейшей обработки каждого соч. Отличит. особенности творчества Б. - эпичность, сочетающаяся с глубоким лиризмом, интерес к нар. музыке, на к-рую Б. опирался, не прибегая к прямым цитатам, но обобщенно воспроизводя ее характерные черты в оригин. муз. образах. Б. создал 3 симфонии (наиб. известна 2-я - "Богатырская"), камерно-инструмент. ансамбли (выделяется 2-й струнный квартет, 1881), разл. камерно-вокальные произв. (эпич. романсы-баллады "Море", "Песнь темного леса"; знаменитая элегия "Для берегов отчизны дальней" и др.). Шедевр Б. - опера "Князь Игорь", над к-рой он работал 18 лет, но не успел завершить; она была дописана по материалам Б. и дооркестрована Н. А. Римским-Корсаковым и А. К. Глазуновым (премьера в Пб. в 1890). Масштабное историко-эпич. повествование, соединяющее трагич. конфликтность и лирич. образность, "Князь Игорь" - одна из самых ярких рус. опер. Мастерство Б. особенно ярко проявилось в трактовке темы Востока - пожалуй, самой убедительной в рус. музыке. Также автор оперы "Богатыри" (либретто В. А. Крылова, 1867) - оперы-фарса по содержанию, оперы-"пастиччио" по типу муз. решения: наряду с музыкой самого Б. в ней использованы фрагменты произв. Россини, Оффенбаха, Верстовского и др. Событием в истории рус. музыки стала "Богатырская" (1876) симфония, в темах к-рой как бы оживают образы могучих стихийных сил России. К числу ярких симф. соч. Б. принадлежит также программмная оркестровая картина "В Средней Азии" (1800), воссоздающая экзотич. картину далекой пустыни.

Лит.: Дианин С. А. Бородин. Жизнеописание... М., 1960; Сохор А. Н. Бородин. М. - Л., 1965; Зорина А. А. Бородин. М., 1988.

А. П. Бородин. Худ. И. Е. Репин

А. П. Бородин. Худ. И. Е. Репин

Бородин Ив. Парфеньевич

БОРОДИ́Н Ив. Парфеньевич (1847-1930) - ботаник, акад. (с 1902). Окончил Петерб. ун-т (1869). Инициатор создания Рус. ботанич. об-ва (1916) и первый его президент. Разработал серию конкретных предложений по охране природы, инициатор создания особой Комиссии по охране пам. природы при Рус. геогр. об-ве (1910). Автор работ по физиологии и анатомии растений.

Бородино

БОРОДИНО́ - село Можайского р-на Моск. обл., в 110 км к З. от Москвы, в 12 км к З. от г. Можайска. Во время Отеч. войны 1812 у Б. 26 авг. (7 сент.) произошло кр. сражение между рус. армией под команд. М. И. Кутузова и франц. армией под команд. имп. Наполеона I. В глазах потомков Б. является символом стойкости рус. солдат. На Бородинском поле размещается воен.-ист. музей-заповедник с большим кол-вом памятников, воздвигнутых к 100-летию сражения в память о подвигах полков рус. армии. В 1962 в Москве открыт музей-панорама "Бородинская битва", в к-ром представлена панорама "Бородинская битва", созданная в 1910-12 худ. Ф. А. Рубо.

Бородинская битва. Фрагмент панорамы

Бородинская битва. Фрагмент панорамы

Борона

БОРОНА́ - земледельч. орудие, предназнач. для разравнивания вспаханного поля и зарывания посева. В 19 в. обычная Б. представляла собой решетку из связ. между собой продольных и поперечных жердей (грядок), в месте соединения к-рых крепились "зубья". Архаичная Б. - т. н. суковатка делалась из неск. связ. верхушек еловых жердей с торчащими сучьями. Б. использовалась в обрядовых целях. Ею "боронили" дорогу на кладбище во время эпидемий. На Б. отвозили бабку-повитуху после окончания родов. По выпавшим из бороны зубьям судили о количестве предстоящих в деревне свадеб. Во время "завораживания" рубили Б. на перекрестке, разбрасывая ее части во все стороны и слушали "что кому будет".

Бортнянский Дм. Степ

БОРТНЯ́НСКИЙ Дм. Степ. (1751-1825) - выдающийся рус. духовный композитор. Род. на Украине, в г. Глухове; мальчиком взят в придворный певч. хор. Учился музыке в СПб. у Б. Галуппи, затем послан учиться у него же в Венеции. Жил в Италии в 1769-79, его оперы ставились в итал. т-рах ("Креонт", 1776, Венеция; "Алкид", 1778, там же; "Квинт Фабий", 1778, Модена). По возвращении в СПб. назначен "композитором придворного певческого хора", с 1796 - "директор вокальной музыки" и управляющий Придворной певч. капеллой. Создал ок. 100 соч. в жанре хорового концерта "а капелла", великопостные песнопения ("Да исправится молитва моя", "Ныне силы небесные" и др.), пасхальные песнопения ("Ангел вопияше", "Светится, светится"), гимн "Коль славен наш Господь в Сионе", множество отд. песнопений из церк. служб (в том числе семь "Херувимских"). Б. был крупнейшим и популярнейшим композитором своего времени, его произв. мгновенно расходились по России, исполнялись церк. хорами, крепостными капеллами, любит. ансамблями. Б. уделял внимание и светской музыке (оперы "Празднество сеньора", 1786, Павловск; "Сокол", 1786, Гатчина; "Сын-соперник, или Совр. Стратоника", 1787, Павловск; камерно-инструмент. ансамбли; романсы; хор "Певец во стане русских воинов", 1812, на слова В. А. Жуковского; и др.). Композиторы последующих поколений в 19 веке свысока относились к Б., считая, что европейские формы и итальянизмы его музыки плохо гармонируют с русско-визант. стилем архитектуры, храмовым интерьером, всем строем правосл. службы. Однако в практике церк. пения произв. Б., проникнутые глубоким религ. чувством, выражающие молитв. настроение, всегда оставались очень популярны, а в сер. 20 в. к нему пришло второе признание. Музыку Б. широко исполняют в концертах, в музыковедении вырабатывается представление о нем как о крупнейшем представителе европ. муз. классицизма, плодотворно преломившем традиции этого направления на почве муз. культуры России. По рассказам современников, перед смертью Б. призвал к себе хор капеллы и приказал петь свой концерт "Векую прискорбна еси, душа моя", под звуки к-рого скончался. Памятник Б. установлен в Нью-Йорке, в епископальном соборе св. Иоанна Богослова.

Лит.: Лебедев Н. А. Березовский и Бортнянский как композиторы церк. пения. СПб., 1887; Памяти духовных композиторов Бортнянского, Турчанинова и Львова: Сб. ст. СПб., 1908; Рыцарева М. Композитор Д. Бортнянский: Жизнь и творчество. Л., 1979; Тимофеев Г. Н. Бортнянский // Христианство: Энцикл. словарь. М., 1993. Т. 1. С. 303-304.

Д. С. Бортнянский

Д. С. Бортнянский

Борщ

БОРЩ - суп, в состав к-рого входит свекла. Похожие блюда знают и др. народы (румын. - борщ, польск. - борщец и т. д.), однако в Польше Б. появился лишь в 18 в., а в России упоминается в памятниках 16-17 вв. На Украине известен очень давно. Считается, что слово Б. (и блюдо) пришло в Россию с Украины, а из рус. яз. перешло в др. слав. яз. Первоначально Б. означал суп из растения сем. зонтичных - борщевика, широко распространенного на всей территории страны. Борщевик как съедобное растение упоминается в "Домострое" (16 в.). Затем Б. стали готовить из крапивы, свекольной ботвы ("...а возле тына всего огорода борщу сеять, где крапива растет, и с весны его вари про себя много" - "Домострой"). Ингредиенты совр. Б.: свекла, морковь, лук, белые коренья, иногда - картофель. На Украине, в Белоруссии, Литве, на Ю. России, в Сибири готовят Б., а на С. и Урале - преим. щи.

Боссе Гаральд Юлий Анд

БО́ССЕ Гаральд Юлий Анд. (Эрнестович) (1812-1894) - архитектор, рисовальщик. Род. в Лифляндской губ. в семье придворного живописца. Первонач. художеств. образование получил в Дармштадте, затем работал чертежником в СПб. у А. П. Брюллова. С 1837 - акад., с 1854 - профессор АХ, в 1858-63 - архитектор Имп. двора. По проектам Б. возведены дворцы, особняки, церкви и др. здания в СПб., а также в Риге и Дрездене, где он провел последние годы жизни. Среди наиб. изв. творений Б.: дворцы семейства Пашковых - на Литейном пр. ("дом с парадным подъездом" - герой знаменитого стихотворения Некрасова) и на набережной Невы (1841-1844) в разнообр. формах итал. Ренессанса; шталмейстерский корпус в елизаветинском барокко в усадьбе "Знаменка" вел. кн. Николая Николаевича (1850-е) и усадебный комплекс дворца вел. кн. Михаила Николаевича - "Михайловка" (1860-1862) в итал. неоренессансе, включающий романтич. дворец, состоящий из мн. почти самостоят. объемов с башнями, террасами и перголами; кавалерский, шталмейстерский корпуса, оранжереи и проч.; дом статс-дамы Бутурлиной на Сергиевской ул. (1857) в духе Растрелли; два дворца для кн. Кочубей, надстройка верхнего этажа нового корпуса Гор. думы (1860-е); романо-готич. нем. Реформатская церковь на Мойке (1862-1865, перестр.) и др. Будучи одним из популярных, модных архитекторов СПб., Б. занимался также созданием интерьеров в Зимнем дворце, дворце А. Демидовой (1845); фасадов и внутр. помещений дома А. Карамзиной (Б. Морская, 55, перестр.). Один из лучших отечеств. стилизаторов историзма. Собств. дом Б. - первый пример гор. здания свободной планировки.

Бострог

БО́СТРОГ (от голл. bostrok - куртка, фуфайка) - вид форменной одежды, куртка без рукавов, введенная на рус. флоте в петровскую эпоху.

Ботанические сады

БОТАНИ́ЧЕСКИЕ САДЫ́ - науч. учреждения, призв. изучать природу растений и отвечать на запросы практики. В наст. время насчитывается ок. 100 располож. в самых разных частях страны Б. С. и дендрологич. парков, где собраны богатейшие коллекции р-ний. С созданием Б. С. связаны имена ученых Х. Х. Стевена, Ф. Б. Фишера, Э. Л. Регеля, Р. Э. Траутфетара, Р. И. Шредера, А. Н. Бекетова, А. Н. Краснова, В. Л. Комарова, П. Н. Крылова, А. Г. Генкеля, Б. А. Федченко и др. Б. С. создавались не только в научно-исследоват. целях и для расширения кругозора, но и с практич. задачами. Напр., в результате работы Батумского Б. С. были выведены в культуру чай, цитрусовые, тунговое дерево, бамбук и др. Сейчас интродукция и акклиматизация растений - один из центр. видов деятельности Б. С. Поиски новых видов исходного сырья для селекции, введение новых диких растений в культуру - важнейшая цель для страны с такими разнообр. климатич. условиями. До рев-ции в России насчитывалось ок. 20 Б. С, теперь они есть во всех республиках СНГ, в самых разл. климатич. зонах. Старейший Б. С. СССР находится в Тбилиси (осн. в 1625). В 17 в. в Воронеже, Лубнах, Тобольске созданы "аптекарские огороды". Долгую историю имеют начавшиеся с петровских "аптекарских огородов" Б. С. орд. Трудового Кр. Знамени Ботанич. ин-та им. В. Л. Комарова в СПб. и Б. С. Моск. ун-та им. М. В. Ломоносова.

Мн. Б. С. не только владеют богатейшими ботан. коллекциями живых р-ний, но и являются ценными дендрологич. парками: "Александрия" (г. Белая Церковь), "Софийка" (г. Умань), "Тростянец" (Чернигов. обл.), "Дендрарий" (г. Сочи). Уникальным является Полярно-альп. Б. С. Кольского филиала Рос. АН в г. Кировске, располож. на 120 км севернее Полярного круга. Памирский Б. С. АН Таджикистана расположен на выс. 2100-3500 м над ур. м. В результате его работы, в частности, был интродуцирован картофель на Памире.

Кроме внедрения полезных с.-х. р-ний в культуру, Б. С. занимаются селекцией декор. р-ний. По инициативе Гл. Б. С. организовано гос. сортоиспытание, разведение и внедрение в жизнь растений, созданы цветочно-декор. коллекции: тюльпанов в Ташкентском Б. С, роз и флоксов в Гл. Б. С.; роз, канн, хризантем в Никитском; ирисов - в С.-Петерб. Б. С.; хризантем в Сухумском Б. С.; роз - в Алма-Ате. Очень важную работу проделали Полярно-альп. Б. С. по интродукции р-ний для озеленения Заполярья. В программу работы Б. С. специально включены темы по созданию устойчивого ассортимента для нужд зеленого стр-ва Севера и Сибири, озеленению горноруд. пром. пр-тий и нас. пунктов. Мн. Б. С. издают результаты иссл. в спец. тр. и сб., обмениваются семенами с другими в собств. стране и за рубежом. Ценность коллекций и заповедных участков (напр., степи в Аскания-Нова) с каждым годом возрастает, т. к. в совр. условиях антропогенного влияния на природу возможно, что Б. С. окажутся единств хранителями мн. видов р-ний и источниками их репатриации в природу.

Для координации науч.-иссл. работ Б. С. 1 нояб. 1963 было введено "Положение о Совете ботанических садов СССР", трансформировавшееся после 1991 в соотв. российское положение. В Междунар. ассоциации Б. С. Россия представлена Советом Б. С. и индивид. членством.

Ботвинник Мих. Моис.

БОТВИ́ННИК Мих. Моис. (род. 1911) - шахматист, д-р техн. наук (1951), проф. Гроссмейстер СССР (1935), междунар. гроссмейстер (1950), з. м. с. СССР (1945). Седьмой в истории и первый среди сов. шахматистов чемпион мира 1948-57, 1958-60, 1961-63 (завоевал этот титул в матч-турнире на первенство мира; уступал это звание в 1957 Вас. Смыслову, в 1960 Мих. Талю, но в 1958 и 1961 в матчах-реваншах возвращал его). Входил в команду СССР, побеждавшую на шахматных олимпиадах 1954, 1956, 1958, 1960, 1962, 1964 и на чемпионатах Европы 1961, 1965. Чемпион СССР 1933, 1939, 1944, 1945, 1952. Победитель крупнейших междунар. турниров.

Соч: Аналитические и критические работы. М., 1987.

М. М. Ботвинник

М. М. Ботвинник

Ботик Петра I

БО́ТИК ПЕТРА́ I - нац. реликвия, сохраняемая в память о создании Петром I регулярного воен.-мор. флота. Мореходный бот, по-видимому, был доставлен из Англии в 40-х 17 в. В 1688 Петр I увидел его в амбаре своего двоюродного деда Н. И. Романова в с. Измайлове и поручил починить его голл. плотнику К. Бранту. После спуска на воду Петр I плавал на ботике по Яузе, а затем на Просяном пруду в Измайлове. В 1701 бот, назв. Петром I "дедушкой рус. флота", перевезен в Москву и поставлен в Кремле под навесом. По случаю победы в Сев. войне 1700-21 бот в 1723 перевезен в Петербург, где занимал центр. место во всех торжествах: на нем император принимал парады на Неве. В 1761 рядом с Петропавловским собором по проекту арх. А. Ф. Виста построен "Ботный домик" для хранения бота. В 1928 бот перевезли из Петропавловской крепости в Н. Петергоф, в нач. 1940 передали Центр. воен.-мор. музею. Во время Вел. Отеч. войны бот хранился в Ульяновске, в 1946 возвращен в Ленинград.

Лит.: Веселаго Ф. Ф. Дедушка рус. флота, ботик Петра Великого. 1682-1872. СПб., 1872.

Боткин Вас. Петр.

БО́ТКИН Вас. Петр. (1811/12-69) писатель, критик, искусствовед. Брат С. П. Боткина. Род. в моск. купеч. семье. Участник кружка Н. А. Станкевича. В 30-40-х гг. был близок к западничеству, к М. А. Бакунину, В. Г. Белинскому, А. И. Герцену; переписка Б. с Белинским и др. представляет большой обществ. интерес. Сотрудничал в "Телескопе" и "Отечеств. записках". Знаток иск-ва, Б. опубликовал статьи об У. Шекспире, Э. Т. А. Гофмане, Ж. Санд, одну из лучших статей о поэзии А. А. Фета ("Современник", 1857), худож. выставках; о музыке: "Итальянская и германская музыка" (1839), "Об эстетич. значении новой фортепианной школы" (1850), об итал. опере. Пропагандист творчества Бетховена; ряд статей посвятил муз.-исполнит. иск-ву, а также творчеству рус. композиторов, в т. ч. М. И. Глинки. В обзоре "Германская лит-ра" ("Отечеств. записки", 1843) впервые познакомил рус. читателя с трудами молодого Ф. Энгельса (изложение его брошюры "Шеллинг и откровение"). Путешествуя по Европе, познакомился с К. Марксом, П. Леру, Л. Бланом. В 1847-49 опубликовал в "Современнике" очерки "Письма об Испании". После 1855 - защитник "чистого иск-ва".

В. П. Боткин

В. П. Боткин

Боткин Сер. Петр.

БО́ТКИН Сер. Петр. (1832-89) - выдающийся врач-терапевт, основоположник физиологич. направления в клинич. медицине, крупный обществ. деятель. Брат В. П. Боткина. В 1855 окончил мед. ф-т Моск. ун-та, принимал участие в Крымской кампании в должности ординатора Симферопольского воен. госпиталя. В 1860 защитил докторскую дисс., с 1861 - проф. каф. Академич. терапевтич. клиники, при к-рой впервые в России создал эксперимент. лаб. для проведения физич. и химич. анализов человеч. организма. Лаб. Б. положила начало эксперимент. фармакологии и терапии в отечеств. медицине. В том же году открыл первую бесплатную амбулаторию, в 1880 - Александровскую барачную больницу (ныне больница им. С. П. Боткина), в 1872 при его деят. участии возникли жен. врачебные курсы (первая высш. мед. школа для женщин). Б. был лейб-медиком Александра II и фактически гл. терапевтом рус. армии в войне 1877-78 гг. С 1881 гласный Петерб. гор. думы, зам. пред. думской комиссии обществ. здравия. Б. положил начало сан. орг-ции в Пб., ввел ин-т санитарных и "думских" врачей, положил начало бесплатной помощи на дому. В 1886 - пред. правительств. комиссии для разработки мероприятий по улучшению сан. состояния страны и снижения смертности в России.

Свои осн. взгляды Б. изложил в трех вып. "Курса клиники внутр. болезней" (1867, 1868, 1875) и 35 лекциях, запис. и изд. его учениками ("Клинич. лекции проф. С. П. Боткина". 1885-91. Вып. 1-3). Автор большого кол-ва открытий в обл. медицины, осн. на внедрении естеств.-науч. методов лечения и профилактики заболевания.

С. П. Боткин

С. П. Боткин

Боткины

БО́ТКИНЫ - предприниматели, деятели науки и культуры, меценаты. Происходили из торопецких посадских людей. Родоначальник - Петр Кононович Б. (1781-1853), переехав в кон. 18 в. в Москву, основал известную чайную фирму, с 1854 - торговый дом, а с 1893 - товарищество "Б. Петра сыновья". Из 9 сыновей Петра Кононовича наибольшую известность имели Вас. Петр. Б. (1811-1869), писатель, публицист, критик, а также Сер. Петр. Б. (1832-1889), врач, ученый и обществ. деятель. После смерти старшего брата В. П. Боткина фирму возглавили Дм. Петр. Б. (1829-1889) и Петр Петр. Б. (1831-1907). Первый был страстным коллекционером зап.-европ. живописи, библиофилом. Однако самым крупным собирателем произв. иск-ва среди Б. был Мих. Петр. (1839-1914), художник, акад. ин-та живописи. Помимо этого, Мих. Петр. активно участвовал в коммерческой деятельности, был одним из директоров пароходного об-ва "Кавказ и Меркурий", председателем правления Первого Рос. страхового об-ва, членом совета Петерб. между-нар. коммерческого банка.

Из третьего поколения Б. известны Сер. Сер. (1859-1910), врач-биохимик, проф. ВМА, коллекционер рисунков и акварелей рус. художников, а также Евг. Сер. (1865-1918), д-р медицины, приват-доцент ВМА, лейб-медик, расстрелян вместе с семьей имп. Николая II.

Бочаг

БОЧА́Г (от др.-рус. бъча - сосуд, ср. бочка) - глубокое место на дне реки, оз., болота; омут, водоворот; яма, наполн. водой. Широко распространено в рус. нар. говорах. Отражено в топонимике: Большая Бочага - одно из старых назв. Онежского оз.

Бочка

БО́ЧКА - форма покрытия крыш зданий или их частей (крылец и т. п.) в виде двух округлых скатов с заостр. верхом и образующая на фасаде килевидный фронтон. Пересечение двух Б. образует "крешатую Б.", или коробовое покрытие. Для криволинейной формы Б. требуется особый мат-л покрытия - тес, лемех. Б. встречаются в рус. церк. и гражд. архитектуре 17-18 вв. Большое распростран. Б. получили в архитектуре севера допетровской Руси (Хоромы Строгановых, Сольвычегодск, 1565; Дворец в с. Коломенском под Москвой, 1667-68 и др.)

Предыдущая страница Следующая страница