Статьи на букву "Б" (часть 10, "БОГ"-"БОН")
БОГОРО́ДИЧНЫ - в правосл. богослужении - песнопения в честь Божией Матери, входящие в состав всех ежедневных служб и имеющие несколько разновидностей в связи с местом внутри службы, праздником, днем недели (Б. среды и пятницы, варьирующие тему сострадания у креста Богородицы распятому сыну, называются "крестобогородичны"). Особую группу составляют "Б. догматики" (греч. δογμα - "учение", "истина веры") - восемь песнопений (по числу гласов), приписываемых Иоанну Дамаскину, к-рые исполняются на всенощном бдении перед гимном "Свете тихий". Содержат догматическое (непреложное, общеобязательное для христиан) учение о непостижимом для человеческого сознания воплощении от Девы Марии Сына Божия, ставшего Богочеловеком. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
"БОГОСЛО́ВСКИЙ ВЕ́СТНИК" (1892-1918) - богословско-филос. журн., изд. при Моск. духовной академии (Сергиев Посад). Возник как продолжение изд. при Академии с 1843 по 1891 "Творений св. отцов в рус. переводе", выходил ежемесячно (объем 12-15 печ. л.). "Б. В." продолжал изд. произведений патристики. На его стр. были напечатаны произв. св. Астерия Амасийского, св. Афанасия Великого, св. Ефрема Сирина, св. Кирилла Александрийского и св. Никифора Константинопольского. В отличие от предшествующего изд., "Б. В." содержал ст. и иссл. по богословию, философии и истории. Постоянными его сотр. в разное время являлись С. Н. Булгаков, А. И. Введенский, М. М. Тареев, П. В. Тихомиров, П. А. Флоренский, В. Ф. Эрн. Сам Флоренский в начале 20 в. был его гл. ред.; в это время ж. приобрел отчетливое богоискат. направление. В "Б. В." публ. также обозрения событий церк. и граждан. жизни, содержались критика, рецензии и библиогр. лит-ра по богослов. дисциплинам. Отд. разд. составляли сведения о внутр. жизни Академии (дисс., протоколы заседаний Совета Академии, каталоги академич. б-ки и т. п.). В прил. к "Б. В." был издан большой "Библейско-богословский словарь" (см. Богословие в России, Богоискательство, |
БОГОСЛО́ВСКИЙ Никита Вл. (род. 1913) - композитор, писатель-сатирик. В 1927-28 занимался по композиции у Глазунова, окончил Ленингр. конс. по кл. композиции у П. Б. Рязанова и теор. дисциплинам у Х. С. Кушнарева, М. О. Штейнберга и В. В. Щербачева. С 1937 работает в обл. киномузыки. В 1946 ф. "Большая жизнь" (2-я серия, режиссер Л. Луков) с музыкой Б. был подвергнут резкой критике постановлением ЦК ВКП(б), и лишь после 1953 Б. получил возможность продолжить работу в кино. Автор 8 симфоний (1940-86), оперы "Соль" по И. Бабелю (1980), ок. 20 оперетт, струнных квартетов и б. 100 песен. Среди них: "Любимый город" (слова Б. Ласкина; к/ф "Большая жизнь", 1-я серия, 1939), "Шаланды, полные кефали..." и "Темная ночь" (слова Е. Агатова; к/ф "Два бойца", 1942), Песня Рощина ("Отчего же мы не встретились...", слова Н. Доризо; к/ф "Разные судьбы", 1956), "Три года ты мне снилась" (слова А. Фатьянова), "Помнишь, мама моя" (слова Н. Доризо) и др., создавшие Б. всенародную известность. В 1971-91 пред. Союза кинематографистов СССР. Нар. арт. СССР (1983). Автор статей, рассказов и фельетонов. Соч.: Божества и убожества. М., 1964; Музей муз. М., 1968; Тысяча мелочей. М., 1973. Лит.: Тарновский К. Н. Композитор Никита Богословский: Даты творч. жизни. М., 1984. |
БОГОСЛО́ВСКО-ФИЛОСО́ФСКИЕ ЖУРНА́ЛЫ в России - издавались гл. обр. при духовных академиях ("Христианское чтение" (СПб.), "Богословский вестник", "Христианин", "Творения св. Отцов в русском переводе с прибавлением духовного содержания" и "прибавления к изданию Творений св. Отцов" (Москва), "Православный собеседник" (Казань), "Труды Киевской Духовной академии" (Киев). В Харькове издавался ж. "Вера и Разум". Существовали и частные изд. такого рода, напр., "Православное обозрение" (Москва). Филос. раздел играл здесь не первую роль, оставляя гл. место богословию (апологетика, экзегетика, литургика, гомилетика, каноника и пр.). В Б.-Ф. Ж. публиковались также переводы патристич. произведений. Б.-Ф. Ж. предназначались не только для духовных, но и светских читателей. Прекратили свое существование в 1917-18. Расцвет рус. религиозно-филос. мысли в Зап. Европе в 1920-30-е гг. привел к возникновению там Б.-Ф. Ж. При Сергиевском Богосл. ин-те стала издаваться "Православная мысль", в Париже выходили также "Путь" и "Новый град". Мн. статей по богословско-филос. тематике помещено также в ж. "Вестник рус. студенческого движения" и "Вестник Рус. Западно-Европейского Патриаршего экзархата". На англ. яз. в США выходит орган Свято-Владимирской духовной семинарии "St. Vladimir’s Theological Seminary Quarterly". В сов. России нек-рое кол-во статей по богословско-филос. тематике было помещено в "Журнале Моск. патриархии" и в "Богословских трудах". С кон. 80-х гг. произв. рус. религ. философов перепечатываются в светских журналах ("Вопросы философии" и др.). Возрождены издания дух. академий - "Христ. чтение" и "Богословский вестник". Издаются журналы частных христ. учебн. заведений и обществ ("Труды Высшей религиозно-философской школы", СПб.; "Преображение", СПб.; "Начала", М.; и др.). |
БОГОСТРОИ́ТЕЛЬСТВО - идейное течение в рус. социал.-демократии нач. 20 в., понимавшее социализм как человекопоклонство, гуманистич. коллективистскую религию. Виднейшие представители - А. Луначарский, В. Базаров, П. Юшкевич, Н. Валентинов, Ю. Стеклов, Г. Алекскинский, М. Лядов. Выразить идеи Б. в худож. форме пытался М. Горький. Филос. основание - рус. механицизм, прежде всего учение А. Богданова. Б. вынашивалось радикально настроенными интеллигентами накануне первой рус. рев. (поэма "Человек" Горького - 1903), поражение к-рой дало толчок его активной пропаганде (ст. Луначарского "Будущее религии" в ж. "Образование", 1907, № 10-11; его же кн. "Религия и социализм" в 2 т., СПб., 1908-11; ст. "Богоискательство и богостроительство" Базарова в сб. "Вершины", СПб., 1908; "Очерки философии коллективизма", СПб., 1908). В 1907-10 Б. получило значит. распространение в РСДРП, преим. среди большевиков. Идеи, созвучные ему, высказали в это время Л. Мартов, Л. Троцкий, Г. Хрусталев-Носарь и др. Однако наиб. влиятельные лидеры парт. фракций - Г. Плеханов и В. Ленин резко осудили Б., в результате число его приверженцев в РСДРП заметно уменьшилось, открытая пропаганда идей Б. почти прекратилась. Нач. 1-й мир. войны поставило перед социалистич. движением в Европе так мн. новых и неотложных проблем, что страсти вокруг Б. окончательно утихли. Исходная посылка Б. такова: коллектив - демиург, потенциально всемогущий. Всемогущество это станет реальностью в высшем типе коллектива - братском союзе всех трудящихся. Осуществление такого братства (социалистич. рев-ция) есть поэтому созидание "истинного" Бога, задача в той же мере религиозная, в какой эконом. и политич. Б. политизирует религию, рассматривая ее исключит. как орудие самоорг-ции коллектива, эмоц. прикрепления индивида к общему делу, как лучшее средство вызвать человека на самопожертвование, подчинить множество индивид. воль общей цели и тем стабилизировать социум. Так что низвержение старой веры и замена ее новой - непременное условие смены обществ. строя. Проповедью рев. культа удобнее всего сплотить массы на борьбу за новый социальный идеал, а потому необходимо выработать и внедрить в умы "социалистич. религию". Богочеловек Христос должен уступить место человекобогу, творцу нового мира. Б. не посягало на идею Бога, но коллектив оставался для него высшим началом, отвергающим идею личного Бога. Тем самым Б. воспринимало человека лишь как частицу коллективного целого. Фактически Б. предлагало веру в праведность и непорочность вождей, было проповедью жертв. и ревностного служения начальству. Своеобр. аналог Б. в иск-ве - рус. футуризм. Мечтой о человекобоге и грядущем преображении Вселенной по его воле проникнут худ. манифест этого течения - опера "Победа над Солнцем" (1913). |
БОГОЧЕЛОВЕ́ЧЕСТВО - одно из центр. понятий христианства и рус. религ. философии, народ Божий. Церковь как мистич. тело Христово, "часть" Богочеловека (по содержат. соотношению этих понятий-символов), новый, народившийся от Христа (по духовному преемству) род человеч., призванный к соучастию в делах миродержания. Душой этого нового преображенного человечества выступает София как Премудрость Божия, олицетворяющая его идеально духовный образ в будущем. Как понятие Б. занимает одно из гл. мест в религ. философии Вл. Соловьева, наиб. отчетливо представлено в "Чтениях о Богочеловечестве" (1887-81). Лит.: Булгаков С. Н. О Богочеловечестве. Чч. 1-3. Париж, 1933, 1936, 1945; Карсавин Л. П. О личности // Религ.-филос. соч. М., 1992; он же. Филос. истории. СПб., 1993; Бердяев Н. А. Экзистенциальная диалектика божественного и человеческого // О назначении человека. М., 1993; Франк С. Л. С нами Бог // Духовные основы об-ва. М., 1992; Лосский Н. О. Ценность и бытие. Бог и мировое зло. Основы теодицеи. Прага, 1934. Трубецкой Е. Н. Смысл жизни. М., 1994. |
БОДЕНШТЕ́ДТ Фридрих (1819-92) - нем. переводчик, писатель. Один из первых в Европе пропагандистов рус. лит-ры (пер. стихотв. А. С. Пушкина, В. А. Жуковского, А. А. Фета и др., издал двухтомное соч. М. Ю. Лермонтова, 1852). |
БОДНА́РСКИЙ Богд. Степ. (1874-1968) - библиограф, библиотековед. Род. в семье мелкого служащего в г. Радзивилове-Волынском. Окончил Московский ун-т (1901) и Археологический ин-т (1910). Директор Российской центральной книжной палаты (1920-1921) и председатель Русского библиографического об-ва (1920-1929). Редактор первого рус. научного журнала по теории библиографии "Библиографические известия" (1913-1929). Автор значительного числа теоретических работ в области библиографии. В статьях "Государственная библиографическая регистрация" (1920) и "Библиографическая работа государств. кн. палат союзных республик СССР" (1934) ставил вопрос о необходимости качественной регистрации национальной лит-ры. В книге "Междунар. десятичная библиографическая классификация. Теория. Таблицы - Указатель" (1921) впервые на рус. яз. изложил теорию междунар. десятичной классификации; он был активным сторонником ее внедрения в практику библиотечной работы в СССР. Интересен историографический обзор "Библиография рус. библиографии" (1942), в к-ром дано определение термина "библиография библиографии". Из библиографических пособий, составл. Б., наибольшую справочную и научную ценность представляют публиковавшиеся в "Библиографических известиях" (1913-1925; 1929) списки библиографических указателей под заглавием "Библиография рус. библиографии", положившие начало текущей национальной универсальной библиографии библиографии. |
БОЕВИ́К - чл. вооруж. боевой группы, террорист. Группы Б. стали формироваться в сер. 19 в. народниками для борьбы с властями с целью изменения полит. строя. Возникшая в 1879 орг-ция "Нар. воля" поставила террористич. деятельность во главу угла и целенаправленно готовила кадры Б. Их крупнейшей акцией стало убийство Александра II 1 марта 1881. Индивид. террор активно использовали социалисты-революционеры, считая его наиб. действ. средством борьбы. Эсеровские Б. совершили ряд громких террористич. акций - в 1904 Е. Сазонов убил мин. внутр. дел В. К. Плеве, в февр. 1905 И. Каляев - Вел. Кн. Сергея Александровича. Существ. роль в подготовке и проведении этих акций сыграл изв. эсеровский Б. Б. В. Савинков. Эсеровская Боевая орг-ция была строго законспирирована, поставлена фактически вне контроля ЦК. Сильнейшим ударом по Боевой орг-ции стало разоблачение в 1909 ее руководителя Е. Азефа, оказавшегося полицейским провокатором. В период рев-ции 1905-07 группы Б. получают широкое распространение, их создают как рев., так и крайние правые полит. партии. Большевики формировали боевые дружины для подготовки всенар. вооруж. восстания, ведя фактически групповой террор; ряд громких экспроприаций совершили анархисты; меньшевики создавали отряды самообороны от черносотенцев и полиции. Действовали и правые вооруж. формирования, терроризировавшие участников рев. движения, интеллигенцию и организуя инородческие погромы. Активная деятельность Б. стала характерной особенностью полит. жизни дорев. России, отличит. чертой рос. радикализма. В совр. полит. лексике термином Б. обозначают участников незаконных бандформирований. |
"БОЕВО́Й КАРАНДА́Ш" - объединение ленингр. художников, авторов агитационно-полит. литографиров. плакатов, тиражируемых как цветные эстампы оперативно и качественно. Осн. в 1939. Особую роль сыграло в период Вел. Отеч. войны. Важным для развития иск-ва "Б. К." явилось использование традиции лубка. Художники "Б. К.": Н. А. Тырса, Г. С. Верейский, Н. С. Астапов, В. А. Гальба, Г. Н. Петров, В. И. Курдов, Н. Е. Муратов и др. Для работ 2-й пол. 50-х и последующего времени характерна бытовая, мирная тематика. |
БОЖА́ТЫЕ - (божат, божатко, божата, -тая, -тка), в сев. говорах крестные отец и мать, иногда также приемные отец и мать (см. Крестные родители). Внутр. форму термина можно, видимо, понять через ассоциацию крестный - Божий. В свадебных песнях слово того же корня - богоданный - выступает как "классификатор" свойства: богоданный сын - зять и т. п. |
БОЖИДА́Р (Гордеев Богдан Петр.) (1894-1914) - поэт и теоретик стиха. Род. в Харькове, в семье ученого и обществ. деятеля. В марте 1914 приехал в Москву, примкнул к поэтич. группе "Центрифуга". По возвращении в Харьков вместе с Н. Асеевым и Г. Петниковым организовал лит.-издат. группу "Лирень". По определению М. Л. Гаспарова, Б. - "самый яркий из последователей Хлебникова", пытавшийся, исходя из интуитивных прозрений учителя, построить новую теорию поэзии и реализовать ее установки в своем творчестве. Издал литограф. сб. "Бубен" (1914), стихи к-рого, характеризующиеся широким использованием архаизмов и неологизмов на слав. основе, разрушением синтаксиса, тщательной проработкой звукового строя, графич. разметкой ритмич. ходов, свидетельствовали о несомненной одаренности автора. Бунтарь, восстававший против "всеобщего утилитаризма" соврем. цивилизации, Б. тяжело пережил начало 1-й мир. войны и в состоянии депрессии покончил с собой. Посмертно был издан его стиховедческий трактат "Распевочное единство размеров" (1916), написанный тем же "ослепительно необычным языком" (М. Л. Гаспаров), что и поэтич. произв. Б. |
БО́ЖНЕВ Бор. Бор. (1898-1969) поэт, художник-примитивист. Сын учителя. Род. в Ревеле. Воспитывался в семье родственников отчима. Эмигрировал во Францию в 1919. Инициатор создания русско-французской авангардной лит.-худож. группы "Через" (1923). Автор поэтич. кн. "Борьба за несуществование" (1925), ставшей одним из наиб. заметных событий эмигрантской лит. жизни 20-х гг., "Фонтан" (1927), "Ayse" (1930, неопубл.), "Альфы с пеною омеги" (1936) и "Silentium Sociologicum" (поэма, 1936). Последующие стихотворн. сборники публиковал, минуя книгоиздателей, "камерными", "закрытыми" тиражами. К концу 30-х гг. полностью прервал связи с рус. лит. средой, что послужило основанием для создания устойчивой легенды о его смерти в "лечебнице для душевнобольных" (Г. П. Струве. "Рус. лит-ра в изгнании, 1955). После войны занимался преим. живописью. Собрал значит. коллекцию работ франц. художников-модернистов. Похоронен в Марселе на кладбище Сан-Пьер. Для поэзии Б. характерна попытка совмещения иронически архаизованной "пушкинско-державинской" лексики с трагической и одновременно демонстративно антиэстетич. тематикой, близкой имажинизму. Соч.: Б. Божнев. Собр. стихотворений. Тт. 1-2. Berkeley, 1987. |
БОЖНИ́ЦА - в Др. Руси небольшой храм, часовня. Б. ставили в тех местах, где не было церкви, или над могилой усопшего и украшали иконами (отсюда назв.). Б. также наз. часовня, поставленная над алтарем сломанной церкви или на др. особо почитаемом месте. В др.-рус. памятниках богадельня, при к-рой обычно имелась церковь. В совр. понимании - Киот, полка или шкаф с иконами. |
БОЗ (БОЖ) (лат. Boz, Bocz, Box) - вождь славян-антов кон. 4 или нач. 5 в. Происхождение имени объясняется по-разному: от назв. племени бужан, обитавших по Бугу; непонятным в греко-лат. мире синонимом слова "dux" (вождь). События, связанные с антами, разворачивались на терр. между Карпатами и Днепром после разгрома державы Германариха гуннами и подчинения ими части готов. Среди последних оказались остготы, предводительствуемые Винитарием. Постепенно усиливаясь, Винитарий двинулся войной на своих соседей - антов, но в первом же сражении был разбит. Затем он все же добивается победы, а для устрашения покор. распинает "короля" Б., его сыновей и 70 старейшин. По одной из версий это столкновение антов с готами вспоминает автор "Слова о полку Игореве": "Се бо Готьскыя красныя девы... поют время Бусово". |
БО́КОВ Вик. Фед. (р. 1914) - поэт. Род в дер. Язвицы близ Сергиева Посада в семье крестьянина. Работал токарем, зоотехником. Окончил Лит. ин-т им. М. Горького (1938). Печатается с 1934. Составитель антологии "Рус. частушка" (1950). В лирике Б. ("Яр-хмель", 1958; "Весна Викторовна", 1961; "Алевтина", 1968; "В трех шагах от соловья", 1977; "Стежки-дорожки", 1985 и др.) сочетание нар.-поэтич. начал с совр. формами стиха. Среди песен на стихи Б. особой популярностью пользуется "Оренбургский платок". В журн. публикациях 1989 ("Дружба народов", "Дон") - стихи Б., связ. с арестом и репрессиями, к-рым поэт подвергся в сталинский период. |
БОКС (англ. box, букв. - удар) - спорт. единоборство, кулачный бой по особым правилам, в спец. мягких перчатках. Первый кодекс боксерских законов был написан в Англии в 1743; позднее там создается спец. академия Б., открываются первые в мире боксерские школы. С 1904 Б. стал олимп. видом спорта, с 1925 проводятся европ. первенства, с 1971 чемпионат мира, а с 1979 чемпионаты мира среди юниоров и Кубки мира. Издавна и в России кулачные бои были мерилом силы. Посредством кулачных боев разрешались когда-то суд. тяжбы. Рос. история кулачных поединков насчитывает почти тысячу лет. Проводились кулачные бои на широких площадях, а зимой чаще всего - на речном льду. Отеч. Б. свои первые шаги сделал в кон. 19 в. Первый удар гонга прозвучал в России в 1898, когда два боксера-англичанина провели в Пб. показат. поединок. У нового вида спорта сразу появились поклонники; через 15 лет спорт. об-во "Санитас" организовало первый чемпионат России. В 1926 проведен первый чемпионат СССР. Дебют сов. боксеров на большом междунар. ринге состоялся в 1952 на XV Олимп. играх в Хельсинки, где они завоевали 2 серебр. и 4 бронз. медали. С Олимпиады 1956 сов. боксеры возвращались уже с зол. медалями и затем неоднократно завоевывали призовые места на Олимп. играх, чемпионатах Европы и мира. Славу нашему Б. на междунар. арене принесли О. Григорьев, Б. Лагутин, В. Енгибарян, Г. Шатков, Д. Поздняк, С. Степашкин, В. Попенченко, В. Агеев и мн. др. |
БО́ЛДИНО (Большое Болдино) - село на ю. Нижегородской обл., находится в 39 км от ж-д ст. Ужовка. Население - 4,4 тыс. жителей (1989). Б. - бывшее нижегородское имение Пушкиных. А. С. Пушкин провел в Б. три осени, в т. ч. знаменитую Болдинскую осень (1830). За три месяца этой осени, как считал сам поэт, были подведены итоги его молодости. Здесь были написаны "Повести Белкина", "Маленькие трагедии", завершен "Евгений Онегин". С 1949 в Б. находится музей-заповедник Пушкина, музей "Вотчинная контора Пушкиных". В Б. ежегодно проводятся праздники поэзии. |
БО́ЛДЫРЕВ Ив. Вас. (1848-98) - фотограф, изобретатель "фотографич. принадлежностей". Сын рядового казака Донского войска. С 1872 жил в Пб. Работал ретушером и помощником в мастерской петерб. фотографа А. Лоренса. Был вольнослушателем Имп. Академии художеств. Вернувшись в Новочеркасск, создал серию снимков из жизни казаков, к-рые критик В. В. Стасов сравнивал по выразительности с картинами жанристов-передвижников. По просьбе Стасова снимает фасады и интерьеры Бахчисарайского дворца в Крыму, дворец в Ливадии. Делает портреты имп. Александра III и членов его семьи. В 1878 Б. изобрел "прозрачную, смоловидную, гибкую" фотопленку, усовершенствовал фотообъектив и "моментальный затвор", с помощью к-рого снимал пейзажи из окна движущегося поезда. На Всерос. промышл. выставке 1882 года за свои фотографии получил бронз. медаль. Был в числе организаторов в 1878 V отдела светописи и ее применения Имп. рус. технич. об-ва. Его фотографии, хранящиеся в Пб. в Рос. нац. б-ке, дают широкую панораму жизни России 1870-1890-х гг. Соч.: Изобретения и усовершенствования по фотографии, сделанные И. В. Болдыревым. СПб., 1883. Лит.: Морозов С. Рус. художественная фотография. М., 1961. С. 63-67; Бархатова Е. Донские сюжеты Ивана Болдырева // Наше наследие, 1989, № 4. С. 136-143. |
БОЛО́НЬ (Болонье) - 1) низкая, болотистая луговая равнина, заливаемая водой; пойменный луг; 2) (устар.) свободное пространство перед гор. стенами или между двумя гор. валами, обычно оставляемое без застройки и служащее выгоном для скота. Слово считается одной из древних лексич. изоглосс вост. славянства, широко употребляется в пам. др.-рус. лит-ры с 12 в. и имеет обширный ареал распространения: от Центр. Европы до Д. Востока, а также многочисл. лексич. и семантич. параллели в др.-слав. яз. След в слав. топонимике: Болонь в Рязанской обл. и Хабаровском крае; р. Оболонь в басс. Оки; Оболонь - один из р-нов Киева и т. п. |
БО́ЛОС Харман фан (традиц. неправ. Бо́лес) (1683-1764) - голландский плотничный и "типичный" (т. е. по постройке шпилей) мастер, работал в СПб. с 1713. В теч. полувека он был единств. специалистом по сооружению шпилей и куполов. Под его рук. были построены шпили Петропавловского собора, Исаакиевской, Симеоновской и Троицкой церк., Адмиралтейства, а также Часовой башни в Шлиссельбургской крепости. Деятельность фан Болоса способствовала формированию архит. силуэта рос. столицы. Постройка и ремонт всех мостов в СПб. и деревянных набережных рек и каналов также производились под его началом. Фан Болос не только руководил перечисл. выше работами по своей осн. специальности. Этот мастер (не архитектор!) неоднократно создавал проекты построек и даже градостроит. проекты. Так, в сер. 18 в. он выполнил проект перестройки Троицкой церк. на Петерб. о., по его проекту восстанавливались и расширялись Анненгоф и Елизаветгоф - два небольших увеселительных дворца на терр. Екатерин гофа, сохранился его проект застройки терр. в Литейной части между р. Фонтанкой и Хамовной улицей. Фан Болос умер в СПб. в 1764. |
БОЛО́ТНИКОВ Ив. Исаевич (?-1608) - предводитель одной из повстанческих группировок Смутного времени. Из холопов кн. А. А. Телятевского, бежал на Дон, попал в плен к крымским татарам, вернулся в Россию через Зап. Европу. В Польше от убийцы Ф. Б. Годунова, Мих. Молчанова получил письмо к кн. Г. П. Шаховскому, с помощью к-рого объявил себя "большим воеводой чудом спасшегося царевича Дмитрия", и в сент. 1606 его войско начало боевые действия против царя Василия Шуйского. В сент.-окт. 1606 разбил войска кн. Ю. Трубецкого, гл. рать кн. И. Мстиславского и др. С конца окт. по дек. 1606 совм. с войском И. Пашкова осаждал Москву. 2 дек. 1606 в битве у дер. Котлы под Коломенским в рез-те предательства Пашкова потерпел поражение и отступил к Калуге Однако, потерпев в сер. 1607 два сокрушит. поражения, был вынужден запереться в Туле и держать длит. осаду. Сдался на милость Шуйского в окт. 1607, был сослан в Каргополь, ослеплен и утоплен. Лит.: Скрынников Р. Г. Смута в России в нач. 17 в. Иван Болотников. Л., 1988. |
БОЛО́ТНИКОВ Петр Григ. (род. 1930) - спортсмен, легкоатлет, з. м. с. СССР (1959). Один из лучших стайеров 1-й пол. 60-х гг. Олимп. чемпион 1960 в беге на 10 000 м. Чемпион Европы 1962 на этой же дистанции. Чемпион СССР 1957-62, 1964 в беге на 10 000 м; 1958-62 в беге на 5000 м. Рекордсмен мира в беге на 10 000 м (1960-62). Автор кн. "Последний круг" (М., 1975). |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
БОЛТИ́Н Ив. Никитич (1735-92) - историк, археограф, гос. деятель. В 1751-68 служил в лейб-гвардии Конном полку. Выйдя в отставку, стал директором таможни в г. Васильков, в Киевск. губ. С 1779 - в С.-Петербурге, служил в Гл. таможенной канцелярии, в качестве прокурора, члена Военной коллегии. Много ездил по России, собрал богатые материалы по рус. старине. Находился под воздействием историч. взглядов В. Н. Татищева и А. Л. Шлецера. В 1784-86 написал фундаментальный труд - "Примечания на Историю древней и нынешней России Леклерка" (в 2-х т.). В нач. 90-х гг. 18 в. опубликовал еще одну двухтомную работу - "Критические примечания на Историю кн. Щербатова". Б. положительно оценивал роль рос. государственности в формировании обществ. нравов, в то же время полагал, что именно нравы являются тем фундаментом, на к-ром строится гос. порядок. Дал негативную оценку масштабов и последствий реформационной деят-ности Петра I. Вслед за М. М. Щербатовым видел в европеизации России причину "повреждения нравов". Пользовался поддержкой Екатерины II, во многом разделявшей его позицию и способствовавшей изданию его трудов. Принимал участие в издании памятников др.-рус. письменности. Есть указание на то, что Б. занимался переводом и подготовкой комментариев к "Слову о полку Игореве". |
БОЛЬМ Адольф Рудольфович (1884-1951) - артист балета, балетмейстер. Окончил Петерб. театр. уч-ще в 1903 (кл. П. Карсавина). В 1903-11 артист Мариинского т-ра, среди ролей - Голубая птица ("Спящая красавица"). В 1908 партнер А. Павловой в ее первых заруб. гастролях, в 1909-16 участвовал в "Русских сезонах", имел громадный успех в партии Лучника в "Половецких плясках". Среди др. ролей: Царевич ("Жар-птица"), Амун ("Клеопатра"), Пьеро ("Карнавал"), Путник ("Тамара"). С 1916 Б. живет в США, в 1917 организует труппу "Интимный балет", ставит балеты в т-рах Нью-Йорка, Чикаго, Буэнос-Айреса. Первым осуществил пост. балетов "Аполлон Мусагет" (комп. И. Стравинский, Вашингтон, 1928) и "Петя и Волк" (на муз. С. Прокофьева, Амер. т-р балета, 1940). Ставил танцы в ряде амер. к/ф, последние годы жизни преподавал в Голливуде. |
БОЛЬШАКО́В Конст. Аристархович (1895-1938) - поэт, прозаик. Род. в Москве. Еще гимназистом опубликовал сб. стихов и прозы "Мозаика" (1911). Последовательно примыкал к футуристич. объединениям "Мезонин поэзии", "Гилея", "Центрифуга". Автор поэтич. сб. "Сердце в перчатке" (1916), "Королева Мод" (1917) и антивоенной "Поэмы событий" (1917). Стихи Б. во многом родственны поэзии В. Маяковского, с к-рым его связывала многолетняя дружба. В сов. время выступал как прозаик (ром. "Сгоночь", 1927; "Бегство пленных, или История страданий и гибели поручика Тенгинского пехотного полка Михаила Лермонтова", 1929; "Маршал сто пятого дня", кн. 1 - "Построение фаланги", 1936; сб. рассказов "Путь прокаженных", 1927; и др.). В 1938 арестован, погиб в заключении. Соч.: Собр. соч. М., 1928. Тт. 2-4; Повести и рассказы. М., 1961; Бегство пленных...: Стихотворения. М., 1991. Лит.: Очеретянский А., Яначек Д., Крейд В. Забытый авангард. Россия, первая треть XX столетия. Нью-Йорк; СПб., 1993. Кн. 2. С. 180-188. |
БОЛЬШАКО́ВА Нат. Дм. (род. 1943) - артистка балета. Окончила Ленингр. хореогр. уч-ще в 1963 (кл. Л. Тюнтиной). В 1963-89 артистка Т-ра им. Кирова. Первая исполнительница партий: Хуана ("Жемчужина"), Ева ("Сотворение мира"), Шура ("Гусарская баллада"), Тора ("Фея Рондских гор"), Марья Антоновна ("Ревизор"), Тинатин ("Витязь в тигровой шкуре"), Ариадна ("Икар"), Наталья Николаевна ("Пушкин"). Среди др. ролей: Маша ("Щелкунчик"), Аврора ("Спящая красавица"), Ала ("Скифская сюита"), Планета ("Далекая планета"), Сари ("Тропою грома"), мазурка, 7-й вальс ("Шопениана"), Асият ("Горянка"), Эсмеральда ("Собор Парижской Богоматери"), Хозяйка Медной горы ("Каменный цветок"), Лауренсия ("Лауренсия"), Золушка ("Золушка"), Одетта - Одиллия ("Лебединое озеро"), Жизель ("Жизель"), Китри ("Дон Кихот"). Мастер танца широчайшего диапазона - от строгой классики до экспериментов совр. хореографии, от романтич. репертуара до комедийных и гротесковых партий. Постоянно выступала в дуэте с В. Гуляевым. В 1987 Б. окончила балетмейст. отд-ние Ленингр. конс. (кл. О. Виноградова), с 1989 преподает в Японии. |
БО́ЛЬШЕВА Кира Ал-др. (1893-194?) - художник-искусствовед. Получила образование в Екатерининской г-зии СПб. (1911), Высшем уч-ще технич. рисования бар. Штиглица (1918), Ин-те истории иск-в (1923). Свободно говорила на франц. и нем. яз. В 1918-22 - пом. дир. музея Штиглица, до 1927 преподавала рисование в разл. школах Ленинграда, а также изучала нар. иск-во и копировала фрески в Новгор. губ. и Заонежье. С 1927 - науч. сотр. Петергофских музеев. Принимала активное участие в составлении описей Петергофских дворцов и кладовых, формировании и каталогизации архива; в Музее истории Ленинграда собственноручно копировала петергофские чертежи 18 в. по наст. время - ценнейший мат-л), изучала док-ты моск. архивов, занималась экспозиц. работой (выставка по истории фарф. произв. и др. видов прикладного иск-ва и т. п.), а также историей Собственной дачи Александра II и памятников парка Александрия в Петергофе, хранителем к-рых была в разные годы. С 1936 - ст. науч. сотр. Петергофских музеев, с 1937 - с. н. с. Рус. музея. В нач. 1940-х гг. работала в Ин-те этнографии АН в Ленинграде, умерла во время блокады. Соч.: Крест. живопись Заонежья // Иск-во Севера, б/г.; К истории Мальцовского хрустального произ-ва // ИЗОГИИИ. Academia, 1927; Петергоф: Дворец-музей "Собственная дача". М. - Л., 1931; Нар. художеств. ремесла Ленинградской обл. (совм. с Л. А. Динцес) // Сов. этнография", 1939, № 2. |
БОЛЬШЕВИ́ЗМ - одно из направлений в рус. марксизме. Термин появился в 1903, после того как на 2-м съезде РСДРП произошел раскол на две фракции ("большевики" и "меньшевики"). При выработке Устава партии В. Ленин и Ю. Мартов предложили две редакции пункта о членстве в РСДРП. Сторонников Ленина, набравших большинство при выборах центр. органов партии, стали называть большевиками, пошедших за Мартовым и Г. Плехановым - меньшевиками. Восстановленное на 4-м съезде РСДРП (1906) орг. единство партии оказалось непрочным, и в 1912 на конференции в Праге большевики обособились в самостоят. партию, к-рая с апр. 1917 наз. РСДРП(б), с 1918 - РКП(б), с 1925 - ВКП(б), с 1952 - КПСС). В 1914 после неудачной попытки Ленина повести за собой 2-й Интернационал (он предлагал всем с.-д. Европы бороться за "поражение своего пр-ва в мировой войне" и за "превращение империалистич. войны в гражданскую") нач. разрыв Б. с европ. социал-демократией, оформившийся с созданием по инициативе РКП(б) в 1919 3-го (Коммунистич.) Интернационала (распущен в 1943), провозгласившего принципы Б. обязательными для входивших в него партий. Идейно Б. представлял собой род левого "младомарксизма"; возвращал социализм от науки и утопии к "религиозному верованию". Все, что у К. Маркса и Ф. Энгельса шло от живого протеста против состояния дел современного им об-ва, было подхвачено и утрировано большевиками; вооруж. восст., захват власти, "диктатура пролетариата". В этом для большевиков - "Закон и пророки", социалистич. рев-ция была для Б. не выводом, а исходным пунктом, первой аксиомой его: из нее все выводилось и к ней стремилось, ею все оправдывалось, ей все должно было служить - во-первых, сплоченная партия, использующая любые легальные и нелегальные формы полит. борьбы; во-вторых, сильное (тоталитарное) гос-во диктатуры пролетариата, создаваемое после полит. переворота, берущее от имени об-ва в целом во владение все средства произ-ва и твердой рукой проводящее социалистич. преобразования. Гос-во, построенное по большевистскому рецепту, стремилось от лица об-ва контролировать все приватные отношения, вплоть до самых интимных; обл. частной жизни чрезвычайно сужается, если не исчезает вовсе, а личности в теории и практике Б. отводится весьма скромная роль по сравнению с "нар. массами". Кредо Б. сходно с наполеоновским "большие батальоны решают дело". Только "замечательная" теоретич. беспечность позволяла Ленину искренне считать эти построения согласными с философией марксизма. Идейная основа Б. - скорее "субъективный идеализм" (волюнтаристского толка), и нек-рые большевики поняли это. Лучше всего эту точку зрения выразил А. А. Богданов, говоривший прямо, что заимствовать у Маркса можно только его теорию классовой борьбы и социалистич. рев-ции, диалектику же и материализм следует отбросить как пережиток гегельянства и метафизики 18 в. и взамен создать "настоящую пролетарскую философию". Он и взялся за это и на основе идей нем. философов Э. Маха и Р. Авенариуса выработал учение, к-рое назвал "эмпириомонизмом" - наиб. последовательное и адекватное выражение Б. в философии. |
БОЛЬШО́Й ЧЕРТЁЖ ВСЕМУ́ МОСКО́ВСКОМУ ГОСУДА́РСТВУ - вершина рус. картографии 16 в. Составлен ок. 1600 в Разрядном приказе - органе центр. управления, ведавшем воен. силами рус. гос-ва. В 1627 был выполнен вновь с доп. указанием дорог из Москвы в Крым. Охватывает терр., огранич. на З. р. Днепр и р. Зап. Двина, на С.-З. - р. Тана в Лапландии, на В. - р. Обь, на Ю. - Бухара, Грузия, Крым. Число подпис. на нем геогр. названий превышало полторы тысячи. До нашего времени чертеж не сохранился. Содержание его изв. из "Книги Большому Чертежу". |
БОМБАРДИ́Р (нем. bombardier - бомбометатель) - 1) В регулярных армиях кон. 17-18 вв. - звание рядовых солдат при бомбардирских (бомбических) орудиях (мортирах, гаубицах, единорогах). 2) В России первонач. неофиц. звание, впервые установленное Петром I для артиллеристов "потешных" войск в 1682. Звание Б. имел Петр I, пока ему в 1700 не было присвоено звание капитана бомбардирской пехоты. Обращение - "господин Б.". 3) В нач. 20 в. в рус. армии Б. наз. лучшие канониры рядового состава, назначавшиеся отделенными или взводными командирами (отв. за оружие и амуницию) и имевшие знаки отличия на погонах в виде поперечной полоски желтого (в гвардии) или белого (в армии) цвета. Звание Б. соответствовало званию ефрейтора. |
БОНИ́СТИКА - вспомогат. ист. дисциплина, изучающая бумажные ден. знаки и боны как источник по экономич. и политич. истории об-ва. |