Политика. Толковый словарь.
Статьи на букву "У"

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "У"

УЗКОЕ ТОЛКОВАНИЕ

УЗКОЕ ТОЛКОВАНИЕ - (strict constructionism) Концепция, согласно которой интерпретации Конституции США или поправок к ней должны основываться исключительно на строгом следовании "первоначальному намерению" составителей. Однако далеко не всегда можно понять, каковы были первоначальные намерения. См. также: судебный активизм (judicial activism).

УИНСТЭНЛИ ДЖЕРАРД

УИНСТЭНЛИ ДЖЕРАРД - (Winstanley, Gerrard) (около 1609-60) лидер диггеров - группы, члены которой рассматривали землю как общее достояние всего человечества. Они последовательно выступали против изгнания с земли любых собственников и были убеждены, что такое изгнание является историческим следствием незаконного захвата, несовместимого с Божьей волей. Выступали за общинное владение общественными и необрабатываемыми землями. Диггеры подвергали сомнению законность власти, защищавшей частную собственность. Основали недолго просуществовавшую коммуну в Сент-Джордж-Хилл (графство Суррей). В последних своих работах Уинстэнли высказывал более авторитарные идеи. Его часто обвиняли в приверженности анархическим (anarchism) и социалистическим традициям.

УМИРОТВОРЕНИЕ

УМИРОТВОРЕНИЕ - (appeasement) Политика удовлетворения заведомо агрессивных требований ради сохранения мира. Политики и средства массовой информации используют этот термин с негативным оттенком. Подразумевается, что те, кто проводит политику умиротворения, готовы пожертвовать территориями других государств или правами других людей из низменных побуждений или трусости. Более того, принято считать, что "умиротворение" никогда не приносит долгосрочных результатов - агрессор всегда возвращается с требованием еще больших уступок; отказ от "умиротворения", наоборот, неизменно приводит к счастливому концу, как в пьесах о добре и зле. Таково отношение к политике "умиротворения" со времен 2-й мировой войны. Однако изначально, когда это слово только входило в обиход, а это случилось в 20-х - начале 30-х гг., оно негативного смысла не имело. Так, английский министр иностранных дел Энтони Иден, которого позднее назовут "антиумиротворителем", заявил в Палате общин, что "наша постоянная задача - умиротворение Европы". В большинстве стран, и особенно в Великобритании, имело место согласие в том, что мирное урегулирование 1919 г., основанное на сомнительной исходной посылке о виновных в развязывании 1-й мировой войны, было слишком жестоким по отношению к странам, потерпевшим в ней поражение. Следовательно, говорили сторонники "умиротворения", чтобы война не повторилась, победители должны с пониманием отнестись к обоснованным жалобам побежденных. Это означало отмену - в результате переговоров - репараций, согласие с Германией о допустимых уровнях вооружений, вывод войск с оккупированных территорий, а также удовлетворение претензий по вопросам границы, сопряженным с отказом от права на самоопределение. Поначалу Франция и некоторые из ее восточноевропейских союзников колебались в правильности такого подхода. Однако постепенно Великобритания, поддержанная большинством других стран, преодолела эти колебания. Победители в 1-й мировой войне, проводившие политику "умиротворения", сначала не придали большого значения приходу в 1933 г. к власти в Германии Адольфа Гитлера. Многие надеялись, что, по мере обретения опыта и удовлетворения германских претензий, Гитлер станет более умеренным. Таким образом, ни Великобритания, ни Франция не сделали ничего, чтобы не допустить "нелегального" перевооружения Германии, ремилитаризации Рейнской демилитаризованной зоны и аншлюса Австрии. Да и общественное мнение в Великобритании и Франции, не говоря уже о Соединенных Штатах, не одобрило бы жестких мер по этому поводу. Более популярной была бы война против Италии Муссолини, нападавшей на Абиссинию, однако британское и французское правительства слишком боялись растущей мощи Германии и Японии, чтобы пойти на риск вмешательства в конфликт, который непосредственно их интересов не затрагивал. Настроение широких масс в Великобритании и Франции изменилось только в 1938-39 гг. главным образом в результате того, как Гитлер обошелся с Чехословакией. Вначале, когда Гитлер обратил внимание мировой общественности на недовольство немецкоязычного меньшинства Чехословакии, проживающего в пограничной с Германией Судетской области, его доводы казались достаточно вескими. И деятельность британского премьер-министра Невилла Чемберлена, который на Мюнхенской встрече в сентябре 1938 г. мастерски организовал передачу этой территории Германии, была воспринята в целом с одобрением. Однако шумное меньшинство, возглавляемое Уинстоном Черчиллем, утверждало, что поведение Гитлера представляет угрозу, что он уже унизил Великобританию и Францию и его подлинной целью является завоевание господства если не во всем мире, то по крайней мере в Европе. В марте 1939 г. правота Черчилля, похоже, подтвердилась. Германия вторглась в Чехословакию без каких-либо серьезных на то оснований. И хотя Гитлер продолжал двигаться на восток, Чемберлен, казалось, не был склонен менять свою прежнюю политику "умиротворения", ссылаясь на то, что Восточная Европа никогда не была зоной жизненно важных интересов Великобритании. Он понимал, что в любом случае соотношение армий и вооружений не позволит сдержать действия Гитлера в этом регионе. К тому же у него не было никакого желания вступать в союзнические отношения с Советским Союзом, коммунистическая система которого представлялась ему более опасной, чем фашизм. Однако британский кабинет министров, отражая общественное мнение, большинством голосов принял решение отказаться от лояльного отношения к гитлеровской политике. Польше была обещана "гарантия безопасности", и Англия выполнила это обещание, объявив вместе с Францией в сентябре 1939 г. войну Германии. Так была дискредитирована политика "умиротворения", и отрицательное отношение к ней сохраняется по сей день. Некоторые историки пытаются дать "ревизионистскую" оценку этой политике, оправдывающую "широкий" подход Чемберлена. Они ссылаются на то, что в 1939-40 гг. Великобритания и Франция были неспособны нанести поражение Германии, хотя это и привело к порабощению Польши на целых пятьдесят лет. А. Дж. П. Тейлор в ранней работе "ревизионистского" толка писал: "Во время войны умерло менее ста тысяч чехов. Было убито шесть с половиной миллионов поляков. Что лучше - быть чехом, которого предали, или поляком, которого спасли?"

УНИВЕРСАЛИЗМ

УНИВЕРСАЛИЗМ - (universal domain) Требование в системе общественного выбора (social choice), согласно которому любая процедура должна обеспечить определенный результат при любом логически возможном определении индивидуальных приоритетов. Правило "Предпочти Х-Y, если большинство голосуют за Х, и предпочти Y-Х, если большинство голосуют за Y" не отвечает требованию универсальности применения, поскольку не учитывает случаев, когда не происходит ни того, ни другого. Правило "Предпочти Х-Y, если большинство голосуют за Х, а в остальных случаях предпочитай Y" отвечает требованию универсального применения, но за счет предпочтительного отношения к Y в ущерб Х.

УНИЛЕТАРАЛИЗМ

УНИЛЕТАРАЛИЗМ - (unilateralism) Британское движение против ядерного вооружения страны. Буквально переводится как "односторонность", хотя "унилетаралисты" отчаянно протестовали против этого в 1980-х гг., когда ох оппоненты пытались именно так трактовать смысл этого слова. Все "унилетаралисты" выступают против обладания Британией ядерным оружием, утверждая, inter alia, что для национальной безопасности оно бесполезно, но безусловно дестабилизирует международную безопасность, препятствует разоружению и вообще аморально. Большинство "унилетаралистов" протестуют против размещения американского ядерного оружия на территории Британии в рамках тех обязательств, которые Британия взяла на себя как член НАТО (NATO). А некоторые из них требуют выхода Британии из НАТО на тои основании, что Североатлантический союз полагается на ядерное оружие, независимо от того, находится ли оно на территории Британии или нет. Самой важной "унилетаралистской" организацией является Кампания за ядерное разоружение (CND), созданная в 1958 г. - в период, когда отношения между сверхдержавами ухудшилось, а британское правительство Макмиллана проводило активную политику испытаний ядерного оружия и развертывания его систем. В 1980-х гг. от CND отделилась организация Европейское ядерное разоружение (END), целью которой было проведение, совместно с другими европейскими организациями борцов за мир, кампаний против активной политики НАТО по развертыванию в Европе американского ядерного оружия нового поколения. В 1980-х гг. CND/END возлагали определенные надежды на массовое политическое движение, настаивающее на отказе Британии от участия в ядерном вооружении. Свои основные усилия участники движения сосредоточили на новых американских ракетах, против которых было настроено большинство политически активных граждан. Вместе с тем на протяжении всей истории "унилетарализма" его главной политической целью оставалось "завоевание" Лейбористской партии (Labour Party). Большинство членов CND входили в ее левое крыло. В 1960 г. на съезде партии "унилетаралисты" одержали верх над парламентским руководством Хью Гейтскелла, но год спустя проиграли, и, хотя преемник Гейтскелла Гарольд Вильсон, казалось, симпатизировал "унилетаралистам", лейбористские правительства с 1964 по 1970 г. проводили традиционную проядерную политику в области обороны. В лейбористских манифестах 1974 г. также, как казалось, выражалась солидарность с "унилетарализмом", однако на практике правительства Вильсона и Каллагэна в 1974-1979 гг. неуклонно придерживались противоположных взглядов. После успешного разрешения Карибского кризиса (Cuban Missile Crisis) и заключения в 1963 г. Договора о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, в космическом пространства и под водой поддержка CND со стороны общественности ослабла, и движение сузилось до небольшой группы активистов, выступающих против американской политики. CND вновь набрало силу в 1970-х гг., когда период разрядки закончился и НАТО стало более решительно действовать в ответ на явные проявления экспансионизма СССР и его перевооружение. Это привело в 1983 г. к развертыванию ракет, что вызвало массовые антиядерные выступления по всей Европе, в т.ч. и в Британии. Лейбористская партия вновь обратилась к "унилетарализму" в области обороны и в избирательных кампаниях 1983 и 1987 гг. выступала под "унилетаралистскими" лозунгами, однако в предвыборной агитации, несмотря на непопулярность новых американских ракет, "унилетарализм" оказался колоссальной помехой. После выборов 1987 г. Нейл Киннок, бывший известный "унилетаралист", направил Лейбористскую партию по пути поддержки политики НАТО в области обороны и ядерного вооружения Британии. В декабре 1987 г. две сверхдержавы согласились вывести из Европы все ракеты, кроме ракет самого ближнего радиуса действия. Это привело к окончанию "холодной войны" и к принятию широких соглашений по разоружению. Как и в 1962-63 гг., улучшившиеся международные отношения подорвали авторитет "унилетарализма", а интерес общественности к проблемам обороны ослаб. Уроки 1983 и 1987 гг., а также переход на позиции "нового реализма" заставили лейбористов на всеобщих выборах 1992 г. выступить с манифестом бескомпромиссно проядерного характера, поддерживающим британское ядерное вооружение (программа "Трайдент") и НАТО в целом.

УОЛЛСТОНКРАФТ МЭРИ

УОЛЛСТОНКРАФТ МЭРИ - (Wollstonecraft, Mary) (1759-97) первый английский теоретик феминистского движения. В работе "Защита прав женщины" (1789) Уоллстонкрафт исследует подчиненное положение женщины в обществе в свете принципов рациональности и равенства, игравших столь важную роль в эпоху Просвещения (Enlightenment). Она отстаивала точку зрения, согласно которой рассудок, определяемый ею как способность к познанию, суждениям и формированию моральных принципов, в равной степени присущ как мужчинам, так и женщинам. Именно отсутствие равных с мужчиной возможностей для женщин получать образование, с одной стороны, и стереотип ее восприятия только как матери - с другой, заставляют женщин вести себя иначе, чем мужчины. В другой, достаточно известной работе "Мысли об образовании дочерей" Уоллстонкрафт также выступала за равноправие женщин в области образования. Ее идеи, связанные с получением женщинами образования и равенства, легли в основу законов, обеспечивающих женское равноправие.

УОТЕРГЕЙТ

УОТЕРГЕЙТ - (Watergate), комплекс гостиничных, жилых и офисных помещений в Вашингтоне. В 1972 г. в нем, наряду с другими учреждениями, размещался Национальный комитет Демократической партии США. В ходе предвыборной кампании 17 июня 1972 г. в помещении Национального комитета были арестованы пятеро взломщиков. В ходе расследования обнаружилась связь между ними и комитетом за переизбрание на второй срок президента-республиканца Ричарда Никсона. Разразившийся скандал получил название Уотергейтского. Его результатом стала отставка Никсона в августе 1974 г. В настоящее время часть слова "-гейт" широко применяется для обозначения лиц или мест, связанных с политическими скандалами.

УПРАВЛЕНИЕ ПО ОХРАНЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

УПРАВЛЕНИЕ ПО ОХРАНЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ - (EPA (Environmental Protection Agency)) Это Американское федеральное управление оказалось в центре внимания в 1970-х гг., когда вопросам охраны окружающей среды уделялось особенно много внимания, и успешно пережило попытки администрации Рейгана ограничить сферу его деятельности. Иногда EPA упрекают в том, что оно слишком расширяет рамки того, что обязано регулировать.

УПРАВЛЯЕМОСТЬ

УПРАВЛЯЕМОСТЬ - (governability) В 1970-х гг. появилось много книг, в которых утверждалось, что ряд передовых промышленно развитых стран (особенно Британия, но не только она) становятся неуправляемыми или по крайней мере трудноуправляемыми. Веских аргументов возникновения подобной ситуации не приводилось, но основная идея сводилась к следующему: количество проблем, которые должно решать правительство, возросло, а его возможности по их решению сократились. Управление стало менее эффективным, потому что снизилась способность правительства добиваться неукоснительного проведения в жизнь своей политики. Частично это объясняется тем, что возникающие проблемы крайне сложны, а граждане ожидают от будущего слишком многого. Вместе с тем создавшаяся ситуация отражает противостояние властям отдельных групп, особенно профсоюзов. Критики этой концепции, со своей стороны, утверждают, что государственное устройство большинства европейских стран изначально не было рассчитано на управляемость сильной центральной властью, а скорее представляло собой некий компромисс между соперничающими общественными группами. Термин почти перестал употребляться в 1980-х гг., когда правительства правых, с одной стороны, продемонстрировали стремление ограничить функции государства, а с другой - утвердить свою власть в ключевых, по их мнению, сферах государственной деятельности.

УРБАНИЗМ

УРБАНИЗМ - (urbanism) В современном значении слово заимствовано из французского языка (l'urbanisme). Его можно перевести как "городское планирование". Однако его значение выходит за рамки буквального перевода и относится к городу вообще, включая теории, объединяющие городские явления. Наверное, наиболее влиятельной среди них является неомарксистская теория Мануэля Кастельса и Анри Лефевра, рассматривающая урбанизм как комплекс взаимосвязанных явлений, происходящих в некоем пространстве и оказывающих определенное влияние на сферы распределения и классовые отношения (помимо воздействий способа производства).

УТИЛИТАРИЗМ

Статья большая, находится на отдельной странице.

УТИЛИТАРНОЕ ПРАВЛЕНИЕ

УТИЛИТАРНОЕ ПРАВЛЕНИЕ - (rule utilitarianism) См.: утилитаризм (utilitarianism).

УТОПИЗМ

УТОПИЗМ - (utopianism) Представления об альтернативном обществе, в котором устранены все известные виды социального зла, удовлетворены все запросы человека и достигнуто всеобщее благополучие за счет воцарения полной справедливости, свободы, равенства и/или каких-либо других идеалов, сформулированных автором утопии. Томас Мор назвал Утопией в книге с одноименным названием (1516) фантастический остров, социальная, экономическая и политическая жизнь на котором построена на коммунистических принципах, порожденных, безусловно, религиозными убеждениями (католическими) Мора и его монашескими идеалами. Воображаемое общество, описанное Мором, является как "хорошим местом" (от греческого eutopia), так и "не местом" (от греческого outopia) в том смысле, что оно не существует. Задолго до Мора люди любили размышлять над тем, каким - по природе и форме - должно быть идеальное сообщество. Эта традиция восходит к греческой политической мысли (Greek political thought), особенно к Платону (Plato). Дальнейшее развитие она получила в христианском учении (например, в повествовании неоплатонического толка о хорошем обществе св. Августина - "О граде Бопсием". От"Платона до Мора литературная утопия служила в основном способом выражения, с нравственной точки зрения, понятия идеального. Она же позволяла увидеть в подлинном свете недостатки реальных сообществ людей и политических систем. Зачастую в утопических произведениях реальность (например, частная собственность) "перевертывалась" на 180? и превращалось в свою противоположность (например, в коммунизм). В литературе такие контрасты часто выглядели сатирически, как, например, в рассказе Мора о том, что на Утопии ночные горшки делают из золота и серебра. Расцвет искусства и науки в эпоху Возрождения дал новый импульс утопической мысли. Идеальные общества, описанные Кампанеллой ("Город Солнца", 1602) и Бэком ("Новая Атлантида", 1627), возможны в результате развития знания и экономическо-технического прогресса. В XVII-XVIII вв. утопические идеи проникли в движения социального протеста, революционные секты и партии, а также в новые глобальные политические идеологии века промышленных и демократических революций. В частности, социалистические теории начала XIX в., сформулированные Сен-Симоном (Saint-Simon), Фурье (Fourier), Оуэн (Owen), Кабе и др. широко распространились как доктрины спасения общества промышленным рабочим классом в ходе его борьбы за освобождение от дегуманизирующей и эксплуататорской сущности капиталистической индустриализации. Социалисты-утописты говорили о новом общественном строе, в котором царят полная гармония, мир и справедливость, и часто довольно детально объясняли, как такое общество будет организовано - на уровне небольшой общины (Фурое, Оуэн) либо на национальном или даже международном уровне (Сен-Симон, его ученики и Кабе). Маркс (Marx) и Энгельс (Engels) стремились четко разграничить утопический социализм и их собственный, научный. Понимая, что предшественники-утописты возлагали слишком много надежд на разум и просвещение как на инструменты построения социализма, они подчеркивали важность классовой борьбы и необходимость революционного переустройства существующего общественного строя. Тем не менее Маркс и Энгельс, судя по их собственным взглядам и по взглядам современных марксистов (см.: Marxism - марксизм), представляли социалистической, а затем и коммунистическое будущее как полное осуществление идеалов освобождения человека и равенства всех людей. Это и объясняет, почему много споров ведется вокруг того, насколько сам марксизм оказался под влиянием утопических идей"и надежд. Но не только социалисты и коммунисты в эпоху новой истории предлагали утопические идеи. Согласно анализу Карла Мангейма (Манхейм) в его "Идеологии и утопии" ("Ideology and Utopia"), утопические надежды на будущее, а зачастую и вполне разработанные планы его построения содержатся как в либеральных, так и в консервативных философиях. К этому следует добавить сугубо утопические устремления многих современных общественных течений: экологического ("зеленый утопизм"), феминистского (представители которого являются авторами многочисленных художественных произведений утопического толка) и др. Вместе с тем весьма прогрессивные посылки, лежащие в основе многих утопических течений XIX в., оказались под огнем критики с разных позиций в XX в., а утопические схемы и идеалы многими были отвергнуты, что соответствовало духу антиутопического мировоззрения. За последние полвека на умонастроения людей сильно повлияла некая литературная дистопия, т.е. показ катастрофических последствий реализации разумных утопических схем. "О, дивный новый мир" (1932) Олдоса Хаксли и "1984" (1949) Джона Оруэлла (Orevell) - вот две наиболее читаемые книги о гипотетических "кошмарных" мирах будущего, в которых утопические идеалы и принципы воплощены в жизнь всемогущими диктаторскими государствами. Озабоченность по поводу реализации утопических идей, порождающих тоталитаризм, получила несомненное подтверждение в ХХ в. в форме сталинизма (Stalinism) и фашизма, равно как и в антигуманной сущности рационального бюрократического государства. Впрочем, утопизм отнюдь не обязательно ведет к пропаганде всемогущего государства и крайним формам коллективизма. Как показал Роберт Нозик в книге "Анархия, государство и утопия" (Anarchy, State and Utopia) (1974), с помощью утопических аргументов, можно оправдать и минималистическое государство, и крайне бунтарский индивидуализм.

УЧАСТИЕ, ПОЛИТИЧЕСКОЕ

УЧАСТИЕ, ПОЛИТИЧЕСКОЕ - (participation, political) Участие в политической жизни. Общий уровень участия в делах общества - это степень политической активности населения в целом: в арифметическом выражении это число политически активных людей, умноженное на количество их действий. Однако вопрос, в чем заключается участие в политической жизни, оказывается очень сложным и в итоге неопределенным. Он порождает другой вопрос: что входит в понятие "политическая жизнь"? Допустим, к примеру, что деятельность в рамках политической партии или организации, считающей себя группой давления, будет считаться участием в политике. А как расценивать работу в другого рода организациях, таких как спортивные ассоциации и традиционные женские организации? Хотя они и не носят явно политического характера, они определяют политическую обстановку, дают своим активным членам административный опыт, а в случае угрозы их интересам или принципам способны на открытые политические действия. Есть и другая, противоположная проблема, касающаяся тех, кто проигрывает в политике: если люди действуют, но безрезультатно (возможно, потому, что принадлежат к тем, кто постоянно составляет меньшинство в данной политической системе), можем ли мы сказать, что они принимают участие в принятии решений? Из этого, в частности, следует, что обладание властью служит необходимым условием или логическим эквивалентом подлинного политического участия. Если у человека просто спрашивает мнение влиятельное лицо, нуждающееся в информации, либо заручаются у него поддержкой или отправляют на переподготовку под чьим-нибудь началом, нельзя говорить о сколько-нибудь значительном участии в политической жизни. Проблема определения понятия "участие в политике" приобретет более четкие очертания, если рассмотреть, почему участию придают такое значение. Теоретики, образующие непрерывающуюся демократическую традицию, идущую от Руссо (Rousseau) к Джону Стюарту Миллю (Mill), Коулу (Cole), Кэрол Пейтман, были сторонниками роста политического участия не потому, что это обязательно приводит к лучшим, с точки зрения утилитарной оценки политических результатов, решениям (разумеется, в целом ряде обстоятельств рост участия вызовет снижение качества политики в этом смысле), а потому, что участие в политике развивает людей, расширяет их образование, повышает значимость их жизни и ценности их взаимоотношений. Появился ряд дополнительных аргументов относительно того, какое поприще лучше всего подходит для участия больших масс людей: промышленная демократия и передача власти небольшим территориальным единицам создают, по-видимому, оптимальные возможности большому количеству людей взаимодействовать, оказывая определенное реальное политическое влияние на свою жизнь. Высказываются и различные сомнения относительно ценности участия в политической жизни. Некоторые видят в апатии, по крайней мере проявляющейся при системе всеобщего избирательного права, показатель удовлетворенности ситуацией и связывают высокий уровень политизации с нестабильными обществами, где коренные проблемы не решаются, например, в Веймарской республике 1919-33 гг. в Германии. Другие скептики предполагают, что политическое участие может сопровождаться превосходящими его ценность издержками, которые проявляются в том, что принятие решений, причем низкого качества, затягивается, а также в несообразном сочетании политических курсов. Расхождение во мнениях во многом восходит к базовой оценке того места, которое занимает политика в состоявшейся человеческой жизни. Что такое участие в политике: высшее из возможных призваний или просто участие в скучных митингах? Цель жизни или всего лишь способ обеспечения условий для более важной деятельности (как заметил однажды лорд Хейлшем, религия - для интеллигентов, а охота на лис - для тупиц)?

Предыдущая страница Следующая страница