Политика. Толковый словарь.
Статьи на букву "Ф" (часть 1, "ФАБ"-"ФЕТ")

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Ф" (часть 1, "ФАБ"-"ФЕТ")

ФАБИАНСТВО

ФАБИАНСТВО - (Fabianism) Фабианское общество, основанное в 1884 г. в Лондоне, названо в честь Фабия Максима Кунктадора, римского полководца, который, благодаря тщательно разработанной тактике выжидания, истощения армии неприятеля и точного определения момента нападения, нанес поражение Ганнибалу. Немногочисленная группа первых членов общества состояла исключительно из представителей среднего класса, интеллигенции и людей свободных профессий, преданных идее радикализма, убежденных в том, что наилучшим способом политической борьбы являются взвешенные рассуждения и рациональное планирование, а не прямая конфронтация. Фабианством называют особое течение в британском социализме, начало которому положили Беатриса Вебб и Сидней Вебб (Webb) и Джордж Бернард Шоу. Первых фабианцев привлекали прежде всего социальные проблемы, результаты исследования которых они использовали для того, чтобы доказать интеллигенции, равно как и лидерам Независимой лейбористской и Либеральной партий, необходимость реформ. После 1-й мировой войны Фабианское общество вошло в Лейбористскую партию на правах коллективного члена. К 1930-м гг. оно утратило значение ведущей группировки партии, хотя успело заложить основы еще более неоднородной группы интеллектуалов, способных дискутировать по любым вопросам, представлявшим интерес для Лейбористской партии. Фабианское общество всегда отличалось большим разбросом мнений социалистического толка, однако, несмотря на подобную широту взглядов, они редко выходили за социал-демократические рамки "умеренно левого" крыла Лейбористской партии. Веббы и Шоу верили в справедливость теории ренты Рикардо, согласно которой часть ренты должна выделяться обществу, точнее государству, действующему от имени общества. Это являлось морально-этическим оправданием налогообложения по прогрессивным ставкам, обеспечивающего накопление государственных фондов, предназначенных для ликвидации социального неравенства. Государственная политика как в центре, так и на местах должна ориентироваться на создание "национального минимума" социального обеспечения, что позволило бы каждому индивиду свободно проявить свои таланты и вести жизнь добропорядочного гражданина. Таким образом, политическая демократия, выраженная в праве голоса, могла бы подняться до уровня социал-демократии, создающей условия для постепенной ликвидации морально-этических норм и несправедливости безраздельно господствующего капитализма. В то же время фабианцы проповедовали идею о том, что государственный аппарат должен укомплектовываться образованными специалистами-администраторами, способными к рациональному осмыслению государственной политики, преданными государственной службе во имя общего блага и, таким образом, успешно направляющими страну к социал-демократии. Особое значение, которое фабианцы придают роли умных и высокообразованных профессионалов в эффективном управлении страной, объясняется их неприятием "администраторов-любителей", по недомыслию допустивших становление необузданного капитализма. Фабианский подход к политической борьбе как к беспристрастному мыслительному процессу и взвешенному рациональному планированию, а также пропаганда социал-демократических взглядов, которым будет привержена государственная элита, т.е. люди, пришедшие к власти, благодаря своим способностям, находили понимание многих руководящих лейбористов-парламентариев разных поколений и социалистов в английских колониях, особенно в Индии. (См. также Неру) Фабианство критиковали и продолжают критиковать за его исходные посылки, по сути оправдывающие власть элиты. Эти посылки сформулировали люди, которые получили сравнительно хорошее воспитание и университетское образование и игнорировали значение рынка, где роль деятельных администраторов значительно скромнее, чем в обществах с плановой экономикой.

ФАЙНЕР С. Э.

ФАЙНЕР С. Э. - (Finer, S.E.) (1915-93) Влиятельный представитель первого поколения британских политологов, окончивших Оксфордский университет. После первого назначения в Баллиол-колледж преподавал теорию управления в Кильском университете, затем - в Манчестерском, после чего в конце карьеры вернулся в оксфордский колледж "Всех святых". Подобно многим политологам своего поколения Файнер проявлял интерес к различным областям знаний. Он писал о проблемах политической мысли, государственного управления, местного самоуправления, отношений между военными и гражданскими властями, а также занимался сравнительно-историческим изучением управления. Одной из его наиболее известных книг остается пользовавшаяся большой популярностью "Анонимная империя" ("Anonymous Empire") (1958) - первое изложение сведений о деятельности в Британии групп влияния, формирующих общественное сознание. Призыв, которым он завершает эту книгу: "Света! Больше Света!" - стал боевым лозунгом современных политологов, изучающих британские группы влияния.

ФАКТИЧЕСКОЕ ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВО

ФАКТИЧЕСКОЕ ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВО - (virtual representation) Основная идея фактического представительства состоит в том, что человек может участвовать в процессе принятия решений, не имея при этом возможности голосовать за тех, кто эти решения принимает. На том, что лишенные права голоса фактически были представлены в парламенте, часто настаивали противники реформы избирательного права в Англии о принятия "Великого закона о реформе" 1832 г. Историки-социологи XX в., в т.ч. Э.П. Томпсон, отчасти разделяют подобные взгляды, утверждая, что политики должны в определенной мере учитывать интересы городской бедноты, чтобы избежать бунта. Это что-то вроде предупреждающей реакции, характерной в прошлом, например, для Римской империи, но имеющий также значение и для современных Соединенных Штатов или Соединенного Королевства, жители которых, в отличие от бедноты древних городов, право голоса имеют. Хотя идея фактического представительства может восприниматься как сугубо патерналистская и недемократичная, современное общественное мнение больше возмущает сфера ее применения, а не она сама; все современные общества фактически приемлют эту концепцию, когда речь идет о детях.

ФАЛЬСИФИЦИРУЕМОСТЬ

ФАЛЬСИФИЦИРУЕМОСТЬ - (falsifiability) Проверка теории на научность, в соответствии со взглядами влиятельного ученого Карла Поппера (1902-94). Поппер, главным образом в работе "Догадки и опровержения" ("Conjectures and Refutations", 1963), утверждал, что наука не может доказать истинность вещей, но способна доказать их ложность. Она не может доказать истинность из-за проблемы, которая со времен Юма (Hume) известна как "проблема индукции". "Все лебеди белые" - это либо часть определения понятия "лебедь", либо обобщение понятия "лебедь", основанное на наблюдении всех известных примеров. Когда белые поселенцы впервые увидели черных лебедей Западной Австралии, они могли бы утверждать, что эти птицы не лебеди. Как говорил Гоббс (Hobbes), "истинное и ложное - это атрибуты речи, а не вещей". Однако в качестве сугубо лингвистической условности все согласились с тем, что черные лебеди тоже лебеди. Отсюда следует, что высказывание "Все лебеди белые" является примером поддающегося опровержению и по сути ложного научного обобщения. Таким образом, последователь Поппера должен попытаться сформулировать такое обобщение, которое считает истинным, но формулирует его таким образом, что оно остается открытым для искажения и "фальсификации". Метод Поппера является господствующим, но не бесспорным в практической политике. Любой эмпирический труд с использованием статистических методов прямо или косвенно опровержим в своих подходах. Все статистические тесты исходят из отказа от исследуемой гипотезы, если только вероятность случайно возникшей при наблюдении закономерности превышает 5%. Другие философские школы утверждают, что отдельные аспекты политической жизни могут быть недоступны для наблюдения и что гипотеза об их существовании неопровержима, при этом они (аспекты) тем не менее остаются важными темами научного исследования. См. также ложное созидание; власть в общине. Программу Поппера также критиковали на том основании, что ученые фактически не придерживаются ее, хотя обучены представлять результаты своих исследований так, словно они ей следуют. Наиболее серьезная критика содержится в работе Томаса Кюна "Структура научной революции" ("The Structure of Scientific Revolutions", 1962). Однако критика Кюна не подрывает "фальсифиционистскую" программу настолько сильно, насколько это пытаются представить ее подхалимы от литературы. Хотя ее не могут игнорировать историки науки, влияния на то, как представляются результаты научных исследований и как они обсуждаются, она не оказала.

ФАНОН ФРАНЦ

ФАНОН ФРАНЦ - (Fanon, Franz) (1925-61) Теоретик революции, идейная позиция которого наиболее ясно выражена в его последней книге "Изгои Земли" ("The Wretched of the Earth"). Родился на Мартинике, изучал медицину в Париже, специализировался в психиатрии. В 1956 г. вступил во Фронт национального освобождения (ФНО) Алжира. Позднее был на дипломатической работе в различных африканских государствах. В колониализме Фанон видел систему расового угнетения, коварство которого усугубляется тем, что он воздействует на человека не только психически, но и физически, извращая как отношение человека к жизни, так и его поведение. Настоящего освобождения, таким образом, нельзя добиться путем мирных переговоров, как это пытались делать некоторые страны "черной" Африки в 1960-х гг. Это возможно только в результате длительных массовых выступлений, как это имело место в Алжире. Но даже и при таком подходе Фанон с оговорками относился к националистическим движениям, поскольку их вождями обычно выступают привилегированные представители городского среднего класса, подверженные влиянию колониалистов. Единственно надежной революционной силой, по Фанону, является крестьянство, которому нечего терять и которое сохраняет способность к спонтанному протесту и взрывам насилия. Умер Фанон от рака крови, не дождавшись окончательного освобождения Алжира, которое произошло в 1962 г.

ФАШИЗМ

ФАШИЗМ - (fascism) Крайне правые националистические идеология и движение с тоталитарной и иерархической структурой, диаметрально противоположные демократии и либерализму. Термин берет свое начало в Древнем Риме, в котором власть государства символизировалась фасциями - связанных вместе пучками прутьев, (что означало единение народа) с выступающим из связки топориком (означавшим руководство). Этот символ послужил Муссолини эмблемой для движения, которое он привел к власти в Италии в 1922 г. Позднее, однако, это название стало общим для целого ряда движений, возникших в Европе в период между двумя мировыми войнами. К этим движениям относятся: национал-социалисты в Германии, "Аксьон франсез" (Action Francaise) во Франции, "стреловидный крест" в Венгрии и фалангисты в Испании. В послевоенный период термин применялся часто с приставкой "нео" по отношению к тем, кого считают последователями вышеупомянутых движений. К ним, в частности, относятся Итальянское социальное движение (переименованное в 1994 г. в Национальный альянс), Республиканская партия в Германии, Национальный фронт во Франции и Фаланга в Испании, а также перонизм (Peronism) и, в последнее время, движения, возникшие в посткоммунистических странах, типа "Памяти" в России. Так можно ли при таком разнообразии движений говорить об одном значении этого термина? Классифицировать сугубо фашистские идеологии можно следующим образом. С точки зрения структуры, среди них выделяются монистические, основанные на идее безусловных фундаментальных и наиболее существенных истин о человечестве и окружающей среде; упрощенческие, приписывающие возникновение сложных явлений единым причинам и предлагающие единые решения; фундаменталистские, связанные с делением мира на "плохое" и "хорошее" без каких-либо промежуточных форм, и заговорщические, исходящие из того, что существует тайный широкомасштабный заговор неких враждебных сил, которые намерены манипулировать массами для достижения и/или сохранения своего господства. С точки зрения содержания фашистские идеологии различаются по пяти главным позициям: 1) крайний национализм (nationalism), вера в то, что существует чистая нация, имеющая собственные, отличительные от других наций черты, культуру и интересы и превосходящая все остальные нации; 2) подобный вывод обычно сопровождается утверждением, что эта нация переживает период упадка, но когда-то, в мифическом прошлом, она была великой, с гармоничными общественно-политическими отношениями, и сама господствовала над другими, но позднее потеряла внутреннее единство, распалась и попала в зависимость от других, менее значительных наций; 3) процесс национального упадка зачастую связывают с снижением уровня расовой чистоты нации. Для некоторых движений характерен подход к нации как к чему-то такому, что совпадает во времени и пространстве с расой (nation race), другие признают иерархию рас, внутри которых находятся нации (race nation). Практически во всех случаях считается, что утрата чистоты ослабляет расу и в конечном счете является причиной ее нынешнего трудного положения; 4) вину за упадок нации и/или за смешанные браки возлагают на заговор иных наций или рас, которые, как считается, ведут отчаянную борьбу за господство; 5) в этой борьбе как капитализм, так и его политическая оболочка - либеральная демократия - рассматриваются всего лишь как хитроумные средства раскола нации и ее дальнейшего подчинения мировому порядку. Что касается основных требований этих идеологий, то главным среди них является воссоздание нации как объективной реальности посредством восстановления ее чистоты. Второе требование - восстановление господствующего положения нации через перестройку государственного устройства, экономики и общества. К средствам достижения этих целей в разных случаях относят: 1) построение авторитарного, антилиберального государства, господствующую роль в котором играет одна партия; 2) полный контроль этой партии над политической организацией, информацией и национализацией; 3) государственное управление трудовыми ресурсами и сферой потребления с целью построения продуктивной и самодостаточной экономики; 4) наличие харизматического лидера, который был бы способен облечь в плоть и кровь "реальные" интересы нации и мобилизовать массы. В случае достижения этих важнейших целей нация сможет вернуть себе утраченное господство даже, если потребуется, военным путем. Подобные цели в период между двумя мировыми войнами были характерны для фашистских движений, которые с особым рвением занимались расовой и этнической чистками, установили тоталитарные политические системы и диктатуры, построили продуктивную экономику и, конечно же, развязывали войны с целью завоевания мирового господства. Однако такие партии ныне уже не могут открыто пропагандировать столь экстремистские идеи. Произошла ревизия позиций. Борьба за чистоту нации и расы теперь выливается в противостояние непрекращающейся миграции и в требования репатриации чужестранцев; на смену требованию тоталитаризма и диктатуры пришли менее жесткие предложения о существенном усилении государственной власти якобы в рамках демократии; прерогатива производства товаров заменена вмешательством государства в экономическую сферу, а о воинской доблести говорить почти совсем перестали. Послевоенные движения с подобными идеологиями обычно называют неофашистскими.

ФБР (ФЕДЕРАЛЬНОЕ БЮРО РАССЛЕДОВАНИЙ)

ФБР (ФЕДЕРАЛЬНОЕ БЮРО РАССЛЕДОВАНИЙ) - (Federal Bureau of Investigation (FBI)) Подразделение Министерства юстиции США, занимающееся расследованием фактов нарушения федерального законодательства. ФБР было организовано в 1934 г. под руководством Дж. Эдгара Гувера как агентство, на которое возлагались в основном расследования фактов нарушения законов и вопросы внутренней безопасности. Однако под авторитарным управлением Гувера ФБР систематически занималось нелегальной деятельностью, направленной в первую очередь против левых сил и борцов за гражданские права. С 1970-х гг. Конгресс пытается повысить уровень подотчетности ФБР.

ФЕДЕРАЛИЗМ

ФЕДЕРАЛИЗМ - (federalism) Смысл понятия заключается в следующем: все будут удовлетворены (или никто не будет постоянно находиться в невыгодном положении) при условии оптимального сочетания национальных интересов с интересами региональными или территориальными. Такое сочетание осуществляется посредством сложного механизма сдержек и противовесов в системе общенационального или федерального правительства, с одной стороны, и множества региональных правительств - с другой. Это очень удобная, приобретающая все большую популярность, но всегда неясная, а порой и опасная концепция, претендующая на описание способа организации территориального управления и соблюдения противоречивых территориальных интересов. Концепция вместе с тем не допускает ни чрезмерной централизации, характерной для унитарных систем, ни крайней децентрализации, свойственной конфедерациям. В этой концепции есть три главных сомнительных положения. Во-первых, на практике федеральные системы функционируют в самых разнообразных политических условиях и дают самые разнообразные политические результаты. Еще не появилась ни одна истинно федеральная схема отношений между центральной и региональными властными структурами. Пока еще нет полной ясности относительно того, что региональные интересы и власти всегда лучше обеспечены и защищены в федеральных странах, чем в унитарных. Во-вторых, теоретическая база федерации остается непроработанной. В литературе описываются три обобщенные модели федерализма - двойная, кооперативная и органическая. Если эти модели статичны (непреходящи), т. е. в любой конкретный исторический момент мы можем обнаружить примеры всех трех, то различия между ними окажутся настолько велики, что отнести их к одному и тому же явлению нельзя. Если, однако, утверждается, что они по своей сути эволюционны, т.е. двойной федерализм существовал, скажем, в XIX в., кооперативный - в середине XX, а органический - в конце XX в., то, похоже, разница между федеральной и унитарной системами окажется совсем маленькой. "Федерализм" - это классический пример концептуальной натяжки. В-третьих, сторонники федеральной "идеи" и мнения о федерализме как об очень ясном принципе правления наиболее убедительны, когда они ограничивают свои исследования вопросами формальных структур и институтов. Чего им никогда не удавалось, так это присовокупить к отличительным чертам федерализма и характерной для него децентрализации другие политические феномены, политические культуры, партийные системы, влияние чиновничества и внешние воздействия. В результате политическая наука не в состоянии серьезно поддержать "идею" федерализма. Единственными ее сторонниками, похоже, являются юристы, специализирующиеся в области конституционного законодательства. Все эти сугубо научные неясности не имели бы большого значения, если бы федерализм не выступал столь часто в качестве символа серьезных расхождений и конфликтов. Это странное и вместе с тем опасное явление, поскольку политики -приверженцы федерализма часто предлагают этот символ как способ ухода от территориальных конфликтов. На практике же люди проявляли готовность бороться и умереть в борьбе за этот принцип или против него. Это связано с тем, что федерализм обычно становится "живой" политической проблемой в двух чрезвычайно опасных ситуациях: 1) когда регион желает отделиться от федерации и 2) когда предпринимается попытка заменить непрочную конфедерацию или союз более централизованной федерацией. Федерализм, таким образом, является одной из концепций, оспариваемых по существу (essentially contested concept). Возможно, он предлагает средний путь к сотрудничеству и общему согласию в области территориальных интересов. На практике же, если такие вещи вообще существуют, формального принятия на себя обязательства следовать конституционному федерализму вообще не требуется. Если же они не существуют, то и федерализм их не создаст.

ФЕДЕРАЛИСТ

ФЕДЕРАЛИСТ - (Federalist Papers, The) Серия статей, опубликованных в нью-йоркских газетах со 2 октября 1787 по 16 августа 1788 г. Большинство из этих 85 статей, подписанных псевдонимом "Паблиус", принадлежит перу либо Александера Гамильтона (Hamilton), либо Джеймса Медисона (Madison) и несколько - Джону Джею. Цель статей - аргументация необходимости ратифицировать Конституцию Соединенных Штатов, разработанную летом 1787 г. Несмотря на напыщенность стиля и повторы, "Записки федералиста" остаются важным сочинением, к которому постоянно обращаются юристы, ученые и комментаторы, желающие точнее разобраться в различных статьях Конституции. В "Записках" ставятся наиболее важные вопросы, возникающие при стремлении многочисленного и разнородного сообщества установить либерально-демократическую систему управления. Тематика "Записок" включает вопросы природы представительной власти, проблемы разделения властей, федерализма (federalism), плюрализма, а также обзор судебных дел. К наиболее важным запискам можно отнести номера 10, 51, 70 и 78.

ФЕЙЕРБАХ ЛЮДВИГ АНДРЕАС

ФЕЙЕРБАХ ЛЮДВИГ АНДРЕАС - (Feuerbach, Ludwig Andreas) (1804-72) Родился в Ландсхуте, Бавария, в семье известного юриста и администратора. Изучал теологию в Гейдельберге и философию в Берлине под руководством Гегеля (Hegel). Первая работа, опубликованная в 1830 г. после получения докторской степени, "Мысли о смерти и бессмертии", привлекла внимание полиции и цензуры, и Фейербаху было запрещено в дальнейшем заниматься преподаванием. Он женился и переехал в Брукберг, где многие годы жил в спокойном одиночестве и материальном достатке. Наиболее продуктивным для Фейербаха стал период 1840-х гг., когда он опубликовал "Сущность христианства" (1841), а несколько позднее - "Предварительные тезисы к реформе философии" и "Основы философии будущего". Эти работы сразу же возвели его в ранг ментора левогегельянского движения. Он дал этому движению общую философскую концепцию, как простого процесса познания человеком самого себя. Он также дал ясное понятие природы человека как вида (species-being). И, наконец, он нашел пути критики с материалистических позиций любой религии и религиозного верования, особенно, вероятно, иудаизма. Сейчас его труды изучают мало, однако не следует забывать, что критика Марксом (Marx) философии Фейербаха в "Тезисах о Фейербахе" (1845) явилась первой декларацией исторического материализма (historical materialism).

ФЕМИНИЗМ

ФЕМИНИЗМ - (feminism) Видение мира, в котором живут женщины, глазами самих женщин. Главное внимание при этом сосредоточено на патриархате, который можно определить как систему власти мужчин, угнетающую женщин посредством общественных, политических и экономических институтов. Феминизм, таким образом, является, с одной стороны, критикой патриархата, а с другой - идеологией женской эмансипации. Возникнув как призыв к единению - ("все женщины мира - сестры"), феминизм ныне превратился в идеологию, разделяемую множеством людей с различными политическими взглядами. Так, существуют феминисты-марксисты, феминисты-анархисты, феминисты-радикалы, феминисты-либералы. В поисках источников вдохновения феминизм не только обращался к традиционным идеологиям, но и сам внес существенный вклад в область анализа текстов и выступлений, психоанализа, историографии и литературы, касающейся развития систем. Феминистская методология, берущая начало в "повышении сознательности" женского движения, нашла также широкое применение в области методологического анализа. Такие спорные вещи, как раса, сексуальность, класс и этническая принадлежность, развеяли миф о наличии единства, именуемого "женщиной", в котором каждая женщина узнает себя. Критика первой и второй волн западного феминизма со стороны чернокожих женщин, представительниц третьего мира и лесбиянок привнесла разнообразие в подходы, дискуссии внутри феминистского движения. Эта тенденция еще более усилилась, когда феминизм столкнулся с проявлениями постструктурализма (post-structuralism) и постмодернизма (post-modernism). Ныне феминизм не просто идеология, он все более становится научной дисциплиной. Это позволяет женщинам систематически изучать проблемы пола в процессе получения образования, однако включение данных проблем в учебные планы вызывает у многих из них тревогу, поскольку они усматривают в этом процессе факт притупления наиболее острого оружия феминизма - его политической активности.

ФЕНОМЕНОЛОГИЯ

ФЕНОМЕНОЛОГИЯ - (phenomenology) Феномен - это то, что представляется, кажется. В политическом и философском смысле в основе феноменологии лежит "изучение видимого, являемого (что подразумевается противопоставляемым действительности)". Этот термин приобрел популярность благодаря названию работы Гегеля (Hegel) "Феноменология духа" и позже, уже в другом значении, благодаря Эдмунду Гуссерлю (1859-1938). По мнению Гуссерля, изучать феномены можно только субъективно, а не объективно, поэтому феноменология - близкая родственница экзистенциализма (см.: Сартр). Некоторые психологи заимствовали этот термин в значении "самого безыскусного и полного описания непосредственного опыта, какое только возможно" и применяли его к восприятию ощущений от цвета, движения и т.д.

ФЕОДАЛИЗМ

ФЕОДАЛИЗМ - (feudalism) Общественный строй, при котором вассалы признают власть сеньора и участвуют на его стороне в войнах в обмен на личную защиту и защиту права собственности на землю. Сеньор, в свою очередь, присягает на верность королю, получая взамен свой статус, хотя зачастую эти взаимоотношения носили сложный характер. Феодализм, таким образом, всеобъемлющая социальная система, определяющая властные и имущественные права. Модель, описанная выше, существовала в той или иной степени во многих странах мира. Более всего она ассоциируется с Францией IX-XIII вв., однако на большей части Европы в разное время имелись похожие общественные системы. Такая же система сложилась и в далекой Японии. Жесткая феодальная система в Англии установилась после вторжения норманнов (1066), но ей всегда противостояли внефеодальные английские институты, вынуждавшие систему идти на компромисс. В эволюционных теориях истории, разработанных Марксом (Marx) и другими учеными, феодализм представляется как исторический этап, неизбежно сменяющий распадающиеся экономические и военно-политические системы древнего мира, но и сам, в свою очередь, неизбежно порождающий своего преемника - торговый капитализм. В бытовом употреблении слова "феодальный" и "феодализм" используются по отношению к чему-то реакционному, устаревшему или связанному с аристократией.

ФЕТВА

ФЕТВА - (fatwa) Правовое заключение по вопросам исламского ритуала, поведения или юриспруденции. Человек, имеющий право выносить подобные суждения, в исламском законе называется юристом (муфтием). Его правовые заключения основываются на религиозных принципах. Между фетвой, вынесенной в рамках шиизма, и фетвой, упомянутой выше, существовуют различия. Фетва обычно считается именно правовым заключением, которое не носит обязательного характера. Это согласуется с характером того течения ислама, которое именуется суннизмом и в котором одним из источников законов ислама является согласное мнение (иджма) богословов. В шиизме, где главенствует иерархическая система религиозной власти, фетва иногда имеет силу судебного решения. В XX в. роль муфтия в судебном производстве существенно понизилась в связи с принятием светскими правительствами исламских стран европейских правовых норм. В последние годы, однако, в связи с возобновившимся интересом к исламу вообще и к шариату (своду мусульманских юридических и религиозных норм, изложенных в Коране и традиционных высказываниях Мухаммеда), в частности, роль муфтиев вновь возросла.

Предыдущая страница Следующая страница