Политика. Толковый словарь.
Статьи на букву "П" (часть 7, "ПРО"-"ПЯТ")

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "П" (часть 7, "ПРО"-"ПЯТ")

ПРО-ЛАЙФ

ПРО-ЛАЙФ - (pro-life) см. выступающий против абортов.

ПРОЛЕТАРИАТ

ПРОЛЕТАРИАТ - (proletariat) В капиталистическом обществе класс, источником средств существования которого является заработная плата, а единственным имеющим материальную ценность достоянием - его рабочая сила. Маркс (Marx), Энгельс (Engels) и другие марксисты фактически узурпировали это слово, хотя во времена античности и средние века так называли тех, кто находился в услужении. В их понимании пролетариат - это класс, живущий исключительно за счет своей рабочей силы и не имеющий возможности жить, подобно буржуазии, за счет прибыли от капитала, или за счет собственности на средства производства; класс, который был полностью лишен собственности в процессе промышленной революции. Хотя в наши дни довольно часто можно встретить термин "рабочий класс", используемый как синоним понятия "пролетариат", следует иметь в виду, что Энгельс в работе "Принципы коммунизма" (1847) утверждал: рабочий класс существовал всегда так же, как всегда были бедняки, тогда как пролетариат появился только в XIX в.

ПРОМЫШЛЕННАЯ ДЕМОКРАТИЯ

ПРОМЫШЛЕННАЯ ДЕМОКРАТИЯ - (industrial democracy) Участие работников в управлении предприятием. Иначе - в соответствии с французским названием autogestion - самоуправление. Идея промышленной демократии возникла параллельно с социализмом (socialism), однако эти понятия не всегда однородны или близки. Типично социалистическое обязательство, взятое из ст. IV Устава британской Лейбористской партии (Labour Party) в изложении 1918-95 гг., нацелено на "совместную собственность на средства производства, распределения и обмена, а также наилучшую из имеющихся систему общественного управления и контроля над каждой отраслью промышленности либо сферой услуг". Однако, когда национализирована, скажем, угольная промышленность, чьей собственностью становятся шахты - шахтеров или народа? Интересы шахтеров и народа не идентичны: первым выгоден дорогой уголь, вторым - дешевый. Теоретики социализма обсуждали это многократно, например в ходе полемики между Марксом (Marx) и Бакуниным (Bakunin) в 1870-е гг. Ожесточеннее всего вопрос обсуждался в 1900-20 гг. на волне подъема революционного синдикализма (sindicalism) и гильдейского социализма (guild socialism). Синдикалисты полагали, что рабочим каждой отрасли промышленности следует захватить ее, но не имели никакой теории справедливого и эффективного распределения или обмена. Цеховой социализм поддерживал нереволюционную промышленную демократию, но опять-таки без обращения к распределению или обмену. В связи с этим не была разработана никакая доказательная альтернатива стандартной модели национализации, при которой железнодорожник мог быть введен в Угольный совет, а шахтер в Железнодорожный совет, зато никогда шахтер не попадал в Угольный совет. Подъем рыночного социализма (market socialism) в 1980-е гг. оживил интерес к промышленной демократии и сфокусировал внимание на немногих относительно успешных опытах прошлого. Наибольшего внимания заслуживает сеть производственных кооперативных предприятий в Мондрагоне, в Баскской провинции Испании. Управляемые рабочими предприятия страдают от хронической нехватки капитала и от конфликтов, возникающих между старыми и новыми работниками. Эти конфликты менее значительны там, где фирма больше зависит от человеческого капитала (научные кадры и навыки), нежели от машинного оборудования, а потому промышленная демократия больше распространена в обслуживающих предприятиях, особенно связанных с вычислительной или информационной техникой. Не все сторонники промышленной демократии социалисты: обратитесь, например, к последней работе либерала Роберта А. Даля, утверждающего, что у людей должно быть столько же власти принимать решения по месту работы, сколько и на политическом торжище.

ПРОПАГАНДА

ПРОПАГАНДА - (propaganda) Термин возник в римской католической церкви, в канцелярии, отвечающей за распространение веры (de propaganda fidei). Общеупотребительным он стал во второй четверти XX в. "Пропагандой" назывались попытки тоталитарных режимов полностью подчинить науку и вообще всякое знание интересам государственной политики. Основанная на стремлении фашистов, нацистов и большевиков утвердить законность своей власти и установить контроль над обществом, преодолев господствующее культурное влияние предшествующих режимов, пропаганда вскоре оказалась направленной на население других государств, вызвав соответствующую реакцию со стороны промышленно развитых демократических стран. В конце 1930-х гг. ввиду надвигавшейся войны Англия учредила свое собственное министерство, но не пропаганды, а информации - уже само это название служило примером манипулирования словами. Это министерство использовало печать, радио, кино и живую речь для того, чтобы представить в самом выгодном свете государственную политику и успехи британского оружия ("белая пропаганда") и одновременно изобразить в неприглядном и искаженном виде державы оси ("черная пропаганда"). Сохранявшая важное значение в международных отношениях в период холодной войны (Cold War), проводившаяся такими радиостанциями, как "Голос Америки", пропаганда внутри страны и за рубежом часто была грубой и неэффективной, особенно в коммунистических государствах, где сказывалось техническое отставание в области рекламы, маркетинга и средств связи от уровня, достигнутого в рамках частного сектора потребительской западной культуры с ее в основном не ограниченными средствами массовой информации. В то же время в промышленно развитых странах пропаганда в последние годы была доведена до уровня высокого мастерства, когда форме подачи материала, посвященного вопросам государственной политики и законодательства, уделяется почти столько же внимания, сколько содержанию и составлению этого материала.

ПРОПОРЦИОНАЛЬНОЕ ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВО (ПП)

ПРОПОРЦИОНАЛЬНОЕ ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВО (ПП) - (proportional representation) Любая система, которая стремится обеспечить, чтобы каждая входящая в состав электората фракция, группа или партия была представлена в выборном органе пропорционально своим размерам. По конкретным системам ПП см.: система дополнительного членства; партийный список; единое голосование с передачей голосов. О системе, которую часто неточно называют ПП, см.: alternative vote (альтернативное голосование). Понятие пропорциональности на редкость расплывчато (что является одной из причин существования разных систем ПП). В отношении последствий применения принципа ПП мнения расходятся. Поэтому не утихают споры о том, стоит ли его применять. Согласно закону Дюверже (Duverger), существует взаимосвязь между системой "кто первый придет к финишу" (first-past-the-post) и двухпартийными системами и соответственно между ПП и многопартийными системами. Вторая ассоциация значительно слабее первой. Однако большинство аргументов в пользу преимуществ ПП дают основание предположить, что она соответствует действительности. Противники принципа ПП возражают, утверждая, что ПП ведет к нестабильности и безответственности правительства. Сторонники ПП доказывают, что его альтернативы не обеспечивают справедливого распределения масс. Таким образом, в данном вопросе, как правило, точек соприкосновения не наблюдается. Конструктивное доказательство желательности ПП в любом случае должно исходить из следующего: справедлива ли (по всей вероятности) вторая часть закона Дюверже применительно к рассматриваемой ситуации, будет ли тенденция к многопартийности существовать независимо от ПП и какова задача данной избирательной системы - обеспечить представительность органа или его способность принимать решения? Если речь идет о последнем, то составители правил выборов должны отдать предпочтение скорее мажоритарному принципу, чем принципу пропорциональности.

ПРОПОРЦИОНАЛЬНОЕ РАСПРЕДЕЛЕНИЕ

ПРОПОРЦИОНАЛЬНОЕ РАСПРЕДЕЛЕНИЕ - (apportionment) Распределение мест в представительных органах власти в соответствии с числом партий или единиц территориального деления. Например, согласно Конституции Соединенных Штатов места в палате представителей должны перераспределяться между штатами каждые десять лет, после очередной переписи населения, при этом право на какое-либо одно место не может передаваться другому штату. Пограничные комиссии Соединенного Королевства перераспределяют места в парламенте каждые двенадцать-тринадцать лет, и, как правило, ни одно из них не выделяется двум смежным графствам. Оба варианта пропорционального распределения (proportional representation) - и партийный, и территориальный - имеют общую математическую основу (а следовательно, и общие принципы, следующие из теоремы невероятности - impossibility theorem). Однако это обычно не признается реформаторами, время от времени изобретающими "новые" системы пропорционального распределения, которые уже давно применяются на практике - только под иным названием и в другом месте. См. также Джефферсон, Хондт.

ПРОСВЕЩЕНИЕ, АМЕРИКАНСКОЕ

ПРОСВЕЩЕНИЕ, АМЕРИКАНСКОЕ - (Enlightenment, American) Традиция политической мысли, привнесенная в революционную Америку главным образом Франклином (Franclin), Джефферсоном (Jefferson) и Пейном, (Paine). Джефферсон воспринял идеи как французского, так и шотландского Просвещения (French and Scottish Enlightenments); Пейн - в основном французского и революционных мыслителей. Вместе с тем они не просто перенесли идеи Просвещения на американскую почву, но видоизменили их и применили на практике. В Декларации независимости, проект которой был написан Джефферсоном; в Конституции, написанной под руководством Франклина; в Билле о правах, в разработке которого принимали участие Джефферсон и Медисон (Madison), в пропаганде Джефферсоном Вирджинской декларации религиозной свободы, по типу которой сформулирована Первая поправка (First Amendment), американские просветители пошли дальше своих учителей: они стали творцами документов, не потерявших своего значения по сей день. Джефферсону также принадлежит заслуга в "репатриации" идей Просвещения на французскую почву. Французская Декларация прав человека и гражданина 1789 г., которая до сих пор является частью французской Конституции (см. также: Конституция) - это отчасти американская Декларация прав и отчасти декларация о гражданстве Руссо (Rousseau). В США начала XIX в. мирской тон просвещенческих идей зачастую вызывал отрицательную реакцию. Джефферсон был религиозным агностиком, хотя и был высокого мнения об Иисусе как об учителе, проповедовавшем основы нравственности; Пейн - деистом, выступавшим против христианства. Пейн в условиях религиозной реакции умер в нищете и забвении, а Джефферсон в конце жизни нашел "утешение в разумной философии, одинаково безразличной и к надежде, и к страху".

ПРОСВЕЩЕНИЕ, ФРАНЦУЗСКОЕ

ПРОСВЕЩЕНИЕ, ФРАНЦУЗСКОЕ - (Enlightenment, French) Так называется французский вариант наиболее важного идейного течения XVIII в. (Другие варианты характерны в основном для Англии, Шотландии и Соединенных Штатов.) Были также отдельные признанные последователи этого течения во всех уголках Европы. Несмотря на то что между этими мыслителями были определенные различия, Просвещение по самой своей природе было течением интернациональным и в первую очередь общеевропейским. На Европу часто смотрели как на единую страну, поделенную на различные провинции с единым образом мышления, единой шкалой ценностей и единым языком - французским, который имел такое же значение, как латинский в Средние века. Общей для всех просветителей была вера в прогресс, который они, однако, не рассматривали как нечто, что должно возникнуть само по себе. Просветители понимали необходимость борьбы за него. Слово "цивилизация" в том значении и с теми понятиями ценностей, как оно воспринимается сейчас, первым употребил, по-видимому, в 1757 г. Мирабо (отец известного французского революционного деятеля). Попытки определить точные даты начала и конца эпохи Просвещения - это всего лишь искусственно привнесенная пунктуальность. Истоки всех идей Просвещения можно обнаружить в трудах мыслителей XVII в., таких, как Гоббс (Hobbes), Декарт, Локк (Locke) и Ньютон. Они были намного самостоятельнее своих последователей и заложили логическую и методологическую базу гносеологии, философии, естественных наук и исследования общественных явлений. После "Славной революции" 1688 г., которая дала новую модель политических перемен, идеи ее либеральных сторонников инициировали брожение умов в Европе начала XVIII в. В середине века произошел взрыв идей, детонатором для которого послужили работа Монтескье (Montesquieu) "Esprit des lois" (1748, первые тома Encyclopedie (1751), "Le Sicle de Louis XIV" Вольтера (Voltaire), первый выпуск "Histoire naturelle", (1749), Бюффона и, хотя Руссо (Rousseau) и придерживался другого образа мыслей, две его книги "Discourses" (1750 и 1754). Мыслители французского Просвещения, конечно же, расходились во мнениях по многим вопросам, но все они не признавали авторитет как основу познания. Авторитет они заменили рационализмом предыдущего века как в дидактической, так и в эмпирической форме. Это отнюдь не влекло за собой автоматического отрицания религии. В течении имелись представители, которые придерживались самых разных взглядов: атеизма, деизма, протестантизма различных оттенков и даже католицизма. На практике, однако, это означало отрицание церкви как источника знаний, а следовательно, и правил, по которым должен жить каждый. Эти правила может выработать лишь индивид, опираясь на собственный разум. Наилучшим примером такого подхода являлась "Энциклопедия" под редакцией Дидро (Diderot) и Д`Аламбера, которая претендовала на изложение всех существующих знаний в доступной форме. Этот подход имел универсальный характер и относился не только к природе человека, религии и политике, но и к естественным наукам, праву, искусствам, а также к сугубо практическим дисциплинам. Философия в строгом смысле этого слова, в особенности онтология, находились в упадке. При наличии такой общей точки отсчета французское Просвещение в политическом плане делилось на несколько направлений. Их представителями были такие люди, как Вольтер, призывавший укреплять абсолютную монархию, которую считал наиболее эффективным средством реализации реформ, и Монтескье, выступавший за ограничение власти монарха в интересах восстановления свободы. Существовали и другие политические направления; одного из них придерживались Гельвеций (Helvetius) и Гольбах (Holbach). Никто не предлагал крайних мер, хотя некоторые исследователи до сих пор часто говорят о том, что их идеи Просвещения привели к Французской революции (French Revolution). Эта революция, конечно же, никем не замышлялась заранее, и никто ее не предвидел, о чем говорит приверженность идеям Просвещения многих европейских правителей, таких, как Фридрих Вильгельм II (Пруссия), Иосиф II (Австрия) и Екатерина II (Россия). Иногда к французскому Просвещению относят Руссо - некоторое время его принимали в свой круг другие представители этого течения, и он сотрудничал в "Энциклопедии" - однако его пессимизм и то, что его наиболее значимые политические рекомендации, похоже, относятся лишь к тому, что можно было бы сделать в городе-государстве, заставляют в этом усомниться.

ПРОСВЕЩЕНИЕ, ШОТЛАНДСКОЕ

ПРОСВЕЩЕНИЕ, ШОТЛАНДСКОЕ - (Enlightenment, Scottish) Период примерно с 1730 по 1800 г. был одним из блестящих в истории шотландских университетов (и одним из наиболее мрачных в истории английских) - феномен, до сих пор остающийся загадкой. Возможно, это связано с притоком капиталов и ростом национального самосознания, обусловленных подписанием Договора о союзе 1707 г., и отсутствием клерикального контроля над университетами. Главные фигуры шотландского Просвещения - Фрэнсис Хатчинсон (1694-1746), Адам Фергюсон (1723-1816), Дэвид Юм (Hume), Адам Смит (Smith) и Дугальд Стюарт (1753-1828). Трудно делать общие выводы относительно идей, которые пропагандировали люди, составлявшие довольно разрозненную группу, однако можно сказать, что представители шотландского Просвещения первыми предприняли попытку сформулировать общественно-политические принципы, свободные от религиозных догм, считавшихся первостепенными даже такими либералами, как Локк (Locke). Юм и Смит разработали классическую экономику. Шотландские просветители поддерживали связи с французскими и американскими просветителями. Юм провел несколько лет во Франции, где написал свой "Treatise of Human Natur". Смит и Тюрго (Turgot) восхищались работами друг друга. Джефферсон (Jefferson) многим обязан шотландскому преподавателю колледжа Уильяма и Марии, и многие основные идеи либерального толка, возможно, попали в Америку именно этим путем. Впрочем, Декларация независимости США звучит уж слишком по-локкиански. В ней, безусловно, нашли отражение идеи Локка, попавшие в Америку скорее всего через шотландских просветителей (а следовательно, в очищенном от религиозного влияния виде), а не напрямую.

ПРОСТРАНСТВЕННОЙ КОНКУРЕНЦИИ ТЕОРИЯ

ПРОСТРАНСТВЕННОЙ КОНКУРЕНЦИИ ТЕОРИЯ - (spatial competition, theory of) Раздел теории общественного выбора (social choice). В нем предпринимается попытка предсказать, как политики, стремящиеся быть избранными, будут взаимодействовать с избирателями, готовыми голосовать за их политический курс. Эту идею вызвали исследования экономистов, пытавшихся объяснить, почему магазины сосредоточены в центре города, а не расположены на равном удалении друг от друга. По аналогии с этим Энтони Даунс в "Экономической теории демократии" ("An Economic Theory of Democracy", 1957) утверждал, что стремящиеся к (пере)избранию политики будут корректировать свою политическую платформу в расчете на среднего избирателя (см. также: Black - Блэк). Теория пространственной конкуренции исходит из того, что избиратели в состоянии вычислить "расстояние" между собой и кандидатами в многомерном политическом пространстве и проголосовать либо за самого близкого к ним кандидата, либо, из тактических соображений, за более отдаленного, но имеющего более высокие шансы на победу. Подобно другим разделам теории общественного выбора теория пространственной конкуренции облекается, как правило, в сложный язык математики, доступный лишь теоретикам. Поэтому ее сильные и слабые стороны непостижимы для всех других. Кроме того, она не пригодна там, где 1) избиратели не считают проблемы важными и не имеют реального представления ни о самой проблеме, ни о своей позиции по отношению к ней; 2) проблема настолько многомерна, что правило большинства замыкается в цикл (см.: социальный выбор), а пунктов стабильного равновесия, на которые могли бы рассчитывать политики, не существует. Однако эта теория может стать мощным средством для анализа поведения умудренных опытом голосующих в одномерных зонах действия, как, например, в комитетах Конгресса. Здесь находит подтверждение теория о том, что люди, стремящиеся к победе на выборах, корректируют свою политику в расчете на среднего избирателя. Незавидна судьба тех, кто отходит от центра (Барри Голдуотер в 1964 г.; Джордж Макговерн в 1972 г.; Майкл Фут в 1983 г.; возможно, Маргарет Тэтчер в 1990 г.), также говорит о том, что теория пространственной конкуренции имеет прочную основу.

ПРОТЕКТОРАТ

ПРОТЕКТОРАТ - (protectorate) 1. Форма правления в Англии в 1653-59 гг., когда Оливер Кромвель назначил себя лордом-протектором (1653-58), и некоторое время при его сыне Ричарде, ставшем его преемником. 2. Государство, находящееся под протекторатом (попечительством) империалистической державы, но не управляемое ею непосредственно, как колония. Различие между протекторатом и колонией скорее всего почти не имеет значения, как можно видеть на примере определения, данного в Оксфордском словаре английского языка (1889), "Корабль Ее Величества "Эджерия" только что завершил замечательный рейс, имевший целью присоединение территорий, официально провозгласив протекторат Великобритании над не менее чем 13 островами в южной части Тихого океана".

ПРОТЕКЦИОНИЗМ

ПРОТЕКЦИОНИЗМ - (protectionism) Защита, покровительство (покровительственная система в торговле). Теория или практика ограничения торговли между странами в пользу отечественных производителей путем установления тарифов, квот или (чаще всего используемых в наше время) нетарифных барьеров, как-то: требование, чтобы все японские видеозаписыващие системы, импортируемые во Францию, проходили растаможивание на маленьком провинциальном пункте в Пуатье.

ПРОТЕСТАНТСКИЕ ПАРТИИ

ПРОТЕСТАНТСКИЕ ПАРТИИ - (Protestant parties) Политические партии, стремящиеся отстаивать интересы протестантской религии перед поборниками католицизма или антиклерикализма либо выступать против чрезмерного либерализма в вопросах личной жизни. Сектантская политика Северной Ирландии привела к тому, что Ольстерская юнионистская, Официальная юнионистская и Демократическая юнионистская партии стали отождествляться с протестантской частью населения, противостоящего католическому меньшинству и территориальным притязаниям со стороны Эйре (Ирландии) - католического государства. Аналогичным образом в Скандинавии в 1960-е гг. в связи с ростом возмущения протестантов сексуальной вседозволенностью появились христианские народные партии. В других случаях политическая поддержка и защита протестантской религии либо входит в число других нерелигиозных элементов, определяющих политику партии (как в английской Консервативной партии, поддерживающей традиционную англиканскую церковь), либо становится одной из религиозных кампаний, проводимых политической партией в ее борьбе с тенденцией к изоляции жизни общества от влияния религии (голландская партия "Христианский демократический призыв"). С 1960-х гг. протестантские взгляды пропагандируются главным образом в рамках более общих религиозных выступлений, направленных против секуляризма в русле популистских течений "морального большинства" внутри партий, таких как американская Республиканская партия. Однако ни в одной стране нет правительства, сформированного чисто протестантской партией. Это является характерным свойством политических систем, которому способствует усиливающейся тенденцией к межконфессиональной терпимости и общему преобладанию нерелигиозных вопросов при формировании партийных систем на Западе.

ПРОТИВОРЕЧИЕ

ПРОТИВОРЕЧИЕ - (contradiction) Расхожее значение этого слова было адаптировано Гегелем (Hegel) и Марксом (Marx) к диалектическим конфликтам в истории и обществе. Согласно марксистской теории, противоречие является скорее принципом диалектического мышления, чем логической ошибкой. Считается, что оно присутствует во всех явлениях и служит главной причиной их движения и развития. В "Диалектике природы" Энгельс (Engels) приводит в защиту этого суждения примеры из области естественных наук и математики. Однако учение о противоречиях как главном источнике развития легче понять на примере общества. В "Манифесте Коммунистической партии" Маркс и Энгельс утверждают, что "история общества - это история классовой борьбы". При капитализме интересы общественных классов, в частности буржуазии и пролетариата, находятся в противоречии, и их взаимодействие порождает не только исторические, но и социальные изменения. Маркс и Энгельс предсказали победу пролетариата и окончательную ликвидацию классов. Поскольку противоречия свойственны всем явлениям, советские идеологи оказались в затруднительном положении при характеристике социалистических общественных отношений. Они решили эту проблему, введя понятия антагонистических и неантагонистических противоречий: в отличие от буржуазии и пролетариата при капитализме, между интересами рабочих и крестьян в СССР не было антагонистических противоречий.

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ СОЮЗЫ

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ СОЮЗЫ - (trade unions) Общественные организации рабочих, целью которых является замена индивидуальных договоров (с предпринимателями) на коллективные договоры для повышения - и поддержания на высоком уровне - качества жизни своих членов. Действуют как объединения, призванные нейтрализовать экономическую слабость лишенных собственности неорганизованных наемных рабочих. Свидетельств, подтверждающих представление о том, что профсоюзы выросли из средневековых гильдий ремесленников, немного. Хотя первые организации наемных работников, возникшие в XVII в., являлись объединениями именно ремесленников, современное профсоюзное движение началось с развитием промышленного производства в начале XVIII в. Политическое значение профсоюзов в Британии, в первой промышленной державе, представляет особый интерес. Отмена законов Соединенного Королевства 1824 г. об объединениях ремесленников позволила мастным тайным ассоциациям ремесленников выйти из подполья и начать объединяться в централизованные союза национального масштаба. Первый такой союз - Объединенное общество машинистов - был создан в 1850 г. Национальные союзы "нового типа" были консервативны - в том смысле, что представляли интересы только квалифицированных мастеров, крайне заинтересованных в сохранении своих привилегированных позиций на рынке труда. Закон о профсоюзах 1871 г. объявлял их законными организациями, а принятые в дальнейшем законы (XIX в.) узаконили и коллективные договоры. В последние десятилетия XIX в. возникают новые профсоюзы "универсального типа" (моряков, докеров, общие и муниципальные), защищавшие интересы низкооплачиваемых неквалифицированных рабочих, путь которым в "образцовые" профсоюзы был закрыт. Этой волне "нового тред-юнионизма" предстояло заменить тактику квалифицированных рабочих (контроль над ученичеством и создание объединенных комитетов по переговорам с администрацией) тактикой забастовок и всеобщего членства. Для современного британского тред-юнионизма характерны напряженные отношения между профсоюзами квалифицированных и неквалифицированных рабочих, что является прямым наследием прошлого века. Политическую роль профсоюзов можно оценивать с трех точек зрения. Плюралисты-консерваторы (и Ленин) считают, что профсоюзы являются "экономическими" организациями, решающими узкий круг задач об условиях найма и труда; сфера деятельности профсоюзов может в принципе включать заботу о благосостоянии и подготовке кадров, но они не играют политической роли в обществе. Исследователи, придерживающиеся социал-демократической веберианской традиции, настаивают на том, что целью тред-юнионизма является демократическое участие в регулировании условий труда. В центре внимания профсоюзов остается рабочее место но, будучи представительными демократическими организациями, они, как считается, должны быть активнее в деле социальной перестройки. Эта традиция имела чрезвычайно большое значение для Британии, где в результате своеобразных условий на базе профсоюзов зародилась Лейбористская партия (Labour Party). Марксистский подход к тред-юнионизму носит комплексный характер, при этом основное внимание обращается на то, в какой мере профсоюзы способствуют коллективным действиям и развитию классового сознания рабочих и как они вместе с тем вносят в рабочий класс раскол. Без профсоюзов, утверждал Маркс, рабочих низвели бы до однородной массы разоренных бедняков без надежды на спасение; однако рабочие не должны ограничиваться требованием "честной оплаты за честно проработанный день", им следует написать на своем знамени "революционный призыв к отмене системы наемного труда" - "Заработная плата, цена и прибыль". Профсоюзное движение в странах Европы неоднородно по структуре, идеологии и организационным формам, обусловленным различиями в историческом развитии. Если в Германии в отношениях между администрацией и рабочими в промышленности проявляется тенденция к высокой централизации, легализации и сотрудничеству, то в Италии, под влиянием политики социалистической и синдикалистской (syndicalism) направленности, возникла чрезвычайно боевая форма тред-юнионизма, в центре внимания которой находятся низовые профсоюзные организации на конкретных предприятиях. Все профсоюзы - от американских отраслевых 1930-х гг. до японских, создаваемых по инициативе компаний, - постоянно сталкиваются с огромным количеством проблем, касающихся выработки и реализации стратегии реструктуризации отношений труда и капитала. Тем не менее европейский тред-юнионизм, похоже, настроен вступить в новую фазу энергичной деятельности, подразумевающую целый ряд крупномасштабных слияний, ставших возможными в результате принятия Единого европейского закона (Single European Act).

ПРО-ЧОЙС

ПРО-ЧОЙС - (pro-choice) см. Отстаивающий право выбора.

ПРУДОН ПЬЕР ЖОЗЕФ

ПРУДОН ПЬЕР ЖОЗЕФ - (Proudhon, Pierre-Joseph) (1809-65) Французский социальный теоретик и первый мыслитель, детально разработавший идею анархизма (anarchism) и обозначивший этим термином идеальное сообщество, свободное от ограничений, накладываемых правом, правительством и государственной властью. Используя этот термин, он умышленно провоцировал своих оппонентов на установление различий между анархизмом как новым, революционным путем устройства жизни, способным обеспечить порядок и справедливость, и анархией как состоянием беспорядка и беззакония. Влияние Прудона начало быстро распространяться после публикации его работы "Что такое собственность?" ("What is Property?", 1840). В этом сочинении были подвергнуты критике традиционные права на обладание собственностью, но в то же время отвергался и коммунизм (communism). Согласно Прудону, ведущим экономическим принципом анархистского сообщества должна была стать "совместность" (mutuality), которая подразумевала создание "кооперативной" системы производства, направленной скорее на удовлетворение насущных человеческих потребностей, чем на получение прибыли, и основанной на нравственном уважении индивидуальности в небольших общинах.

ПСЕФОЛОГИЯ

ПСЕФОЛОГИЯ - (psephology) Термин, введенный в 1952 г. Р. Б. Маккаллумом и получивший распространение благодаря Д. Е. Батлеру. Используется для обозначения изучения выборов и поведения избирателей. Происходит от греческого слова "psephos" - камешек, который в демократических Афинах бросали в одну из урн при голосовании.

ПССВ (ПЕРЕГОВОРЫ О СОКРАЩЕНИИ СТРАТЕГИЧЕСКИХ ВООРУЖЕНИЙ)

ПССВ (ПЕРЕГОВОРЫ О СОКРАЩЕНИИ СТРАТЕГИЧЕСКИХ ВООРУЖЕНИЙ) - (START (Strategic Arms Reduction Talks)) Продолжили неудавшиеся Переговоры по ограничению стратегических вооружений (SALT), начатые по инициативе президента США Рональда Рейгана в 1981 г. В условиях возобновления "холодной войны" (Cold War) эти переговоры не дали положительных результатов и были прекращены в 1983 г.; возобновлены в 1985 г., когда президент Рейган и Генеральный секретарь КПСС Михаил Горбачев восстановили нормальные отношения. Первый договор в рамках ПССВ, заключенный президентами Бушем и Горбачевым в июле 1991 г., предусматривал для каждой стороны сокращение количества пусковых установок ракет дальнего радиуса действия до 1600, боеголовок - до 6000, а также другие важные ограничения, особенно в отношении ракет наземного базирования. В декабре 1992 г. Джордж Буш и президент России Борис Ельцин подписали второй договор в рамках ПССВ, сокративший количество боеголовок для каждой стороны до 3 500, в т.ч. до 500 ракет наземного базирования, каждая из которых могла иметь только одну боеголовку. Возможно, ПССВ-2 положит конец гонке ядерных вооружений между сверхдержавами. К этому времени Беларусь и Казахстан согласились передать России находившееся у них в советское время оружие, а к 1994 г. отдать бывшее советское оружие пообещала Украина в обмен на западную помощь.

ПУБЛИИС

ПУБЛИИС - (Publius) Коллективный псевдоним, использованный Джеймсом Медисоном (Madison), Александером Гамильтоном (Hamilton) и Джоном Джеем в качестве авторов "Федералиста" ("The Federalist Papers") (1787-88). Валерий Публий, согласно Плутарху ("Жизни"), был героической фигурой, с его именем связывают установление в Риме после падения Тарквиния стабильного республиканского правления.

ПУБЛИЧНЫЙ ЗАКОНОПРОЕКТ

ПУБЛИЧНЫЙ ЗАКОНОПРОЕКТ - (public bill) Любой законопроект (bill), касающийся государственной политики и затрагивающий права и обязанности всего населения в целом или какой-то его части (например, замужних женщин). В Соединенном Королевстве таковыми могут быть правительственные законопроекты, вносимые министрами, или личные законопроекты, вносимые рядовыми членами парламента (private members' bill), т.н. депутатами-заднескамеечниками. Большинство государственных законопроектов вначале представляются в Палате общин, и только некоторые из них начинают свой путь в Палате лордов.

ПУЖАДИЗМ

ПУЖАДИЗМ - (Рoujadism) Движение во Франции, созданное Пьером Пужадом после 1953 г. и объединившее нижние слои средних классов, торговцев, ремесленников и крестьян на юге страны. Выступало против крупного предпринимательства и профсоюзов, государства и правительства, но больше всего против налогов. Придерживаясь правых, популистских (populism) и в то же время республиканских взглядов, пужадисты, используя широко распространенное недовольство Четвертой Республикой (Fourth Republic), получили свыше 2,5 млн. голосов на выборах 1956 г. и провели 53 депутата в парламент. Через два года из-за слабости руководства и отсутствия программы движение распалось.

ПУЛАНТЦАС НИКОС

ПУЛАНТЦАС НИКОС - (Poulantzas, Nicos) (1936-79) Греческий теоретик неомарксизма. Его главная заслуга - создание концепции "относительной автономии" капиталистического государства. Находясь под сильным влиянием Грамши (Gramsci) и Альтюссера (Althusser), Пулантцас в своей классической работе "Политическая власть и социальные классы" ("Political Power and Social Classes", 1968) утверждал, что, хотя официально государство не связано с институтами экономического производства, оно стимулирует накопление, сохраняя единство капиталистического общества и характерную для него классовую систему. В следующем году Пулантцас и Милибанд приняли участие в знаменитой полемике на страницах "New Left Review" ("Обозрение новых левых"). Милибанд предусматривал возможность преобразования общества под руководством государства, тогда как Пулантцас считал, что "структурное" положение государства держит его в услужении у капитализма. Работы Пулантцаса 1970-х гг. касались широкого круга вопросов, имеющих важное стратегическое и теоретическое значение для современного европейского левого движения (например, фашизм и авторитаризм, конец военных диктатур в Южной Европе, и возможности развития демократического социализма). В 1979 г. Пулантцас покончил жизнь самоубийством. Несмотря на свой высокий авторитет в стране, где он жил (во Франции), его работы не пользовались популярностью среди промарксистски настроенной интеллигенции Англии и Америки.

ПУФЕНДОРФ САМУЭЛЬ ФОН

ПУФЕНДОРФ САМУЭЛЬ ФОН - (Pufendorf, Samuel or Puffendorf, Freiherr von) (1632-94) Юрист, его главная заслуга - вклад в развитие международного права. Родился близ Хемница, Саксония, изучал право в Лейпциге и Йене, преподавал в Гейдельберге и Лунде. Был посажен в тюрьму датчанами за контакты со шведским послом, сыновей которого он обучал в Копенгагене. Находясь в тюрьме, написал "Основы универсальной юриспруденции" ("The Elements of Universal Jurisprudence", 1660). Его главный труд, написанный в Лунде, назывался "О естественном праве и праве наций" ("On Natural Law and the Law of Nations", 1670). Он также автор трудов "О долге человека и гражданина" ("On the Duty of Man and of the Citizen", 1671) и "Об отношениях между церковью и государством" ("On the Relation between Church and State", 1686). Пуфендорф в основном развивал идеи Гроция (Grotius), но трактовал понятие ius gentium с позитивистских позиций, порвав тем самым с аристотелевской традицией. Он использовал элементы общественного договора Гоббса (Hobbes), не придавая при этом такого значения личному интересу, как это имеет место у Гоббса. Как и Гроций, Пуфендорф считал, что для политического общества необходима более прочная и рациональная основа. Следуя позитивистской позиции, он близко подошел к пониманию Руссо (Rousseau) общей воли (general will) или государства как обладающего нравственностью лица, чья воля является равнодействующей, в которой в равновесие приведены воли отдельных граждан. Рассуждая об отношениях между церковью и государством, он, отдавая государству власть в религиозных делах, оставлял за церковью власть в делах церковных (назначения и т.д.) при условии, что церковь может передавать эти полномочия государству. Иерархической церкви он не поддерживал.

ПЭЙН

ПЭЙН - (Пэн), Томас (Paine, Thomas) (1737-1809) Английский деист и радикал. Родился в Тетфорде. В Англии памятен прежде всего своими откровенными республиканскими убеждениями, изложенными главным образом в сочинении "Права человека" (1791-92) и в письменном выступлении в защиту Французской революции (French Revolution) в ответ на "Размышление о революции во Франции" Бёрка (Burke). К тому времени Пейн уже приобрел известность в американских колониях: считается, что его журналистская деятельность и антимонархический памфлет "Здравый смысл" содействовали делу независимости. В Англии Пейн присоединился к реформаторам, таким как Годвин (Godwin), а затем, в 1792 г., после Королевской декларации против призывающих к мятежу сочинений, бежал во Францию. Впоследствии был заочно объявлен вне закона. Поначалу почитаемый во Франции, где он общался с умеренными сторонниками Кондорсе (Condorcet) и жирондистами, впал в немилость после прихода к власти якобинцев и на короткое время заключен в тюрьму. Дал подробное изложение деистской теологии в I и II частях "Век разума" и основных принципов государства всеобщего благоденствия в "Аграрная справедливость" ("Agrarian Justice", 1797). Пейн был скорее пропагандистом, чем оригинальным мыслителем. Он внес вклад в популяризацию таких важных идей, как естественные права, равенство, принцип большинства и писаная конституция. Он говорил, что его родина - это мир, а его религия - делать добро. Умер в 1809 г. в Америке почти в безвестности, однако еще при его жизни Томас Джефферсон (Jefferson), бывший близким другом Пэйна, сказал вполне подходящие для эпитафии слова: "Твоя слава будет заключаться в упорном труде, таком же плодотворном, как труд любого человека".

ПЯТАЯ ПОПРАВКА

ПЯТАЯ ПОПРАВКА - (Fifth Amendment) Одна из десяти поправок в рамках "Билля о правах" (Bill of Rights), внесенных в Конституцию Соединенных Штатов (1791). Гарантирует гражданину соблюдение надлежащей правовой процедуры (due process) в случае его ареста или суда. Особое значение имеет право не свидетельствовать против себя (что неофициально называется "действовать по пятой").

ПЯТАЯ РЕСПУБЛИКА, ФРАНЦУЗСКАЯ

ПЯТАЯ РЕСПУБЛИКА, ФРАНЦУЗСКАЯ - (Fifth Republic, French) Создана в качестве ответной меры на военный мятеж, который произошел в мае 1958 г. в Алжире и был направлен скорее против политики парижского правительства, чем против режима вообще. Армия, перед лицом непрекращающихся националистических выступлений по всему Средиземноморью, хотела иметь гарантии того, что Алжир останется французским, в то время как в Париже рассчитывали на достижение мира путем переговоров. Четвертая республика (Fourth Republic, French) уже не пользовалась уважением и не могла в полной мере осуществлять властные полномочия. Кризиса удалось избежать только благодаря назначению премьер-министром генерала де Голля. При этом подразумевалось, что он представит на одобрение избирателям проект новой Конституции. Конституция Пятой республики вводила должность сильного президента, хотя его властные полномочия делились с премьер-министром, подотчетным Национальному собранию. В соответствии с давно оформившимися взглядами Шарля де Голля, парламенту отводилась сугубо законодательная роль, а его ревностно охраняемый суверенитет серьезно ограничивался. Законодательная инициатива оставалась прерогативой правительства. Тем не менее роль президента в новой системе Конституция трактовалась путанно, о его отношениях с премьер-министром и правительством говорилось туманно. Президент назначал премьер-министра (и, надо полагать, мог освобождать его от должности), и вскоре де Голль дал понять, что вопросы внешних сношений, обороны и Алжира являются его собственным "полем деятельности". Более того, окончание в 1962 г. войны в Алжире знаменовалось явным уклоном в сторону президентского правления, причем президента теперь уже выбирала не коллегия выборщиков, а избиратели в ходе прямого голосования. Однако при де Голле (1958-69) система управления государством оставалась менее президентской, чем при его преемниках, что, возможно, объяснялось нежеланием генерала погрязать в административной рутине, в разработке и реализации внутренней политики. Эти заботы он поручал назначенным им премьер-министрам, которые, в свою очередь, пользовались поддержкой большинства в парламенте. Позднее президенты вмешивались в эти дела более активно. В наибольшей степени президентскими полномочиями воспользовался в 1981-86 гг. Франсуа Миттеран, бывший лидер Социалистической партии, безусловно поддерживаемый своими соратниками в правительстве и руководящий дисциплинированным социалистическим большинством в Национальном собрании. Несмотря на то что масштабы президентского вмешательства существенно возросли, а его должность еще более персонифицировалась, в стране с устоявшимися либеральными традициями и мощными автономными институтами, естественно, существовали безусловные ограничения свободы действий высшего должностного лица. Миттеран, еще до 1986 г. и периода "сожительства" (cohabitation), начал передавать премьер-министру и правительству все больше полномочий, и эта тенденция сохраняется по сей день. Широкие полномочия в чрезвычайных условиях, данные президенту в соответствии со статьей 16 Конституции, использовались только однажды - де Голлем. Положение о всенародном референдуме, выработанное во время войны в Алжире, не имело никакого практического значения, однако после войны оказалось палкой о двух концах. Де Голль был вынужден уйти в отставку после провала на референдуме вопроса о региональных полномочиях, а референдум 1992 г. по Маастрихтскому договору (Maastricht treaty) хотя и дал незначительное большинство голосов "за", продемонстрировал, насколько сильно взгляды избирателей расходятся по этому вопросу. В отличие от своих предшественниц, Пятая республика обеспечила стабильность государственного управления и преемственность политики, несмотря на студенческие и рабочие волнения в мае 1968 г., напряженность, порожденную "сожительством", между 1986-88 и 1993-95 гг., а также вопреки экономическим трудностям 1970-х гг. Хотя популярность политических лидеров и правительств колебалась в широком диапазоне, тогдашние институты Французской Республики пользовались беспрецедентной со времен революции легитимностью. Национальное согласие по вопросам внешней политики, достигнутое де Голлем, продолжает существовать и в настоящее время, претерпев поразительно малые изменения. Когда правительства пытались браться за самые трудноразрешимые проблемы, в стране не наблюдалось почти никаких признаков застоя (immobilisme), характерных для двух предыдущих режимов. При Пятой республике консолидировался и окончательно оформился Общий рынок, было модернизировано французское сельское хозяйство, реформирована промышленность, проведена экономическая либерализация, административная децентрализация и существенно изменена система образования. Пятая республика отмечена безболезненным, сопровождавшимся нарастающим единством взглядов на экономическую политику переходом власти от правых сил к левым, и наоборот. Такая ситуация возникла в 1982 г. после резкого изменения социалистами своих взглядов, выразившегося в признании свободного рынка, т.е. в отходе от принципов государственного контроля. Потеря коммунистами поддержки избирателей и последующий уход этой партии из правительства (1984) также способствовали достижению согласия и стабильности, несмотря на постоянно возникающие новые проблемы: иммиграция, конфликты на расовой почве, экология. За периодом "сожительства" последовало беспрецедентное переизбрание (1988) Миттерана на второй срок на центристской платформе, весьма далекой от радикальной "Общей программы", еще действовавшей в 1981 г. Премьер-министр Мишель Рокар был общепризнанным "социал-демократом", а в его правительство, по преимуществу социалистическое, входили также и представители правого центра. Традиционная линия раздела между правыми и левыми во французской избирательной системе практически исчезла, а новой четкой границы не появилось. Внезапный закат коммунистов, традиционно оппозиционной партии, и быстрый рост таких движений, как Национальный фронт и партия "зеленых", обострили чувство потери ориентиров не только у сторонников коммунистов, но и у избирателей самых различных политических взглядов. Четырнадцатилетнее пребывание Миттерана в должности президента (1981-95) породило усталость и разочарование, усугублявшиеся целым рядом финансовых скандалов, в которых оказались замешаны министры и политические деятели всех главных партий. В системе, всегда предоставляющей бюрократии привилегированное положение, были вскрыты серьезные факты административной некомпетентности. И все же "недуги" Пятой республики не идут ни в какое сравнение с периодическими кризисами Третьей и Четвертой.

Предыдущая страница Следующая страница