Статьи на букву "А" (часть 4, "АНВ"-"АРК")
АНВАЙЛЕР ОСКАР (р. 29.9.1925, Равич, Польша), нем. историк и педагог. Окончил Гамбургский ун-т (1952), преподавал там же. Специализировался на истории России 20 в. В 1963 защитил докторскую дисс. по педагогике. В 1963-64 проф. высшей пед. школы в Люнебурге; в 1964-90 проф. Рурского ун-та (Бохум). С 1972 рук. лаборатории сравнит, исследований в области образования. В 1975-91 вице-през. Герм. общества по изучению Вост. Европы; в 1973- 1977 вице-през. Европ. об-ва сравнит, педагогики. С 1965 один из издателей журн. «Образование и воспитание» («Bildung und Erziehung»). Издатель серии публикаций вост.-европ. ин-та Свободного унта в Зап. Берлине. В ряде трудов дал анализ феномена советской школы и педагогики. В отличие от мн. советологов, историю сов. школы и пед. науки рассмотрел как часть мировой и рос. истории педагогики. Фундамент, труд А. «История школы и педагогики в России с конца эпохи царизма до начала сталинской эры» («Geschichte der Schule und Padagogik im Ru?land seit dem Ende des Zareureiches und bis zum Beginn von Stalin Ara», 1964) выявил осн. мето-дологич. подходы к проблематике срав-нительно-пед. исследований для стран с разл. полит. системами. Мн. публикации по вопросам сов. образоват. политики привлекли внимание зап. исследователей к пед. опыту школы в СССР и стран Вост. Европы. Соч.: Die Sowjetpadagogik in der Welt von Heute. Hdlb., 1968; Politischer Umbruch und Padagogik in ostlichen Europa, Bildung und Erziehung, 43. Jg., 1990, № 4; Wissenschaftliche Interesse und politischer Verantwortung: Dimensionen vergleichen der Bildungsforschung: Aus-gew. Schriften, 1967-1989, Opladen, 1990. Лит.: Белканов Н. А., О личной ответственности в науке, П., 1993, № 5. Н. А. Белканов. |
АНГОЛА (Angola), Народная Республика Ангола (НРА), гос-во на Ю.-З. Африки. Пл. 1246,7 тыс. км2. Нас. 8,9 млн, чел. (1987, оценка). Офиц. яз. - португальский. Столица - Луанда. С кон. 15 в. началось проникновение португ. колонизаторов, фактическое завоевание завершилось в нач. 20-х гг. 20 в. В период колониального господства коренное население (народы языковой семьи банту) было почти полностью неграмотным. Система образования для детей европейцев строилась по португальскому образцу: 4-летняя нач. школа и 7-летняя (охватывала 3 цикла: 2, 3 и 2 года обучения) ср. школа. Окончившие её могли поступить в ун-т. Для афр. детей существовала 3-летняя начальная (т. н. адаптированная) школа, в ср. школу попадали лишь единицы из них. В 1972/73 уч. г. в нач. и адаптиров. школах было 516 тыс. уч-ся, в ср. уч. заведениях 74 тыс. уч-ся, в ун-те ок. 2,6 тыс. студентов (португальцев и метисов). После провозглашения в А. нар. республики (нояб. 1975) система образования была национализирована. Началась её перестройка на основах гос. централизов. управления и планирования, обязательности обучения, его светского характера, равных образоват. возможностей для всех граждан. Как осн. задачи в области просвещения рассматриваются ликвидация неграмотности населения, осуществление всеобщего обязат. 8-летнего образования, ускоренная подготовка нац. кадров, строительство и оборудование школ. Обучение ведётся на португ. яз., в нач. школах и на курсах по ликвидации неграмотности изучаются также 6 нац. языков, на к-рых изданы буквари и учебники. В результате широкой общенац. камлании по ликвидации неграмотности, начавшейся в 1976, к нач. 80-х гг. уровень неграмотности снизился до 66%. Это достижение отмечено премией ЮНЕСКО им. Н. К. Крупской (1980). В 1985 59% населения было неграмотным. Управление уч. заведениями осуществляет Мин-во образования. Расходы на просвещение составляют ок. 11,5% бюджета (1986). Современная система образования включает (кон. 80-х гг.) дет. сады для детей 3-4 лет; подготовительные (инициативные) классы для детей с 5 лет; общеобразоват. и проф. школы, в т. ч. для взрослых; вузы. Базовое общее образование дают 8-летние обязательные школы (возраст поступления - 6-7 лет). Они обеспечивают 4-летнюю начальную подготовку и первый 4-летний курс неполной ср. школы. На основе курса обязательного обучения действуют школы по подготовке квалифициров. рабочих (от 1 до 4 лет обучения), окончание к-рых даёт право поступать в проф. уч. заведения: техн. уч-ща (11), проф.-тех. училища (15) и школы (15) со сроком обучения 3-4 года, нормальные (пед.) школы со сроком обучения 3-4 года. Действуют также спец. уч. центры (4) по подготовке кваффициров. рабочих с разл. сроками обучения. В связи с эко-номич. и политич. трудностями с кон. 80-х гг. заключит. двухлетний цикл курса полного ср. образования в школах не преподаётся. Выполнение этой задачи и формирование контингента абитуриентов временно возложены на спец. подготовит, курсы или ф-ты (срок обучения 2 года) вузов. В кон. 80-х гг. во всех нач. и ср. уч. заведениях обучалось ок. 1 млн. детей. Создана широкая сеть уч. заведений по проф. обучению и повышению квалификации взрослых. Высшее образование даёт Нац. ун-т Анголы в Луанде (осн. в 1963, 6 ф-тов, св. 4,5 тыс. студентов, ок. 300 преподавателей в 1988/89 уч. г.). Учителей для 8-летних школ готовят нормальные (пед.) школы и краткосрочные пед. курсы, для ср. уч. заведений - ун-т, в составе к-рого действует Высший пед. ин-т (в Луабанго). В 1978 открыт Нац. ин-т языков - вуз, готовящий специалистов по местным языкам и диалектам, а также преподавателей иностр. языков, В 1980 создан Нац. ин-т пед. и социальных исследований. К кон. 1982 при помощи СССР, стран Вост. Европы и Кубы в А. было основано более 20 проф.-тех. уч. заведений. Лит.: Хазанов А. М., Притворов А. В., Ангола, М., 1979; Ф и т у-ни Л. Л., Нар. Республика Ангола, М., 1985; Developpement de leducation en Repub-lique Populaire dAngola. 1981 - 1983, Luanda, 1984. S. 3. Клепиков. |
АНДРАГОГИКА (от греч. апёг, род. падеж andros - взрослый человек и ago-ge - руководство, воспитание), одно из обозначений отрасли пед. науки, охватывающей теоретич. и практич. проблемы образования, обучения и воспитания взрослых. Наряду с термином «А.» в специальной лит-ре используются термины «педагогика взрослых (внутренне противоречив), «теория образования взрослых» и др. Впервые термин «А.» для названия особого раздела педагогики применил нем. историк просвещения К. Капп (С. Kapp) в книге о пед. взглядах Платона (1833). Против обособления А. выступил И. Ф. Гербарт, усматривавший в этом опасность «узаконения вечного несовершеннолетия». В кон. 19 в. специфичность пед. знания, связанного с проблематикой образования взрослых, была признана в пед. теории независимо от терминологич. оформления. Систематизация А. относится к периоду науч.-техн. революции 2-й пол. 20 в., когда значительно расширилась сфера формального и неформального образования взрослых, потребовавшая спец. исследований в интересах повышения эффективности уч. процесса, осмысления традиционной пед. проблематики в свете идей непрерывного образования. Значит. масштабы приобрели исследования по А. в ФРГ: X. Г. Гротхофф (Н.-Н. Groothoff), Ф. Пёггелер (F. Poggeler), И. Вирт (I. Wirth), а также в Нидерландах, Бельгии, Швейцарии, Югославии, Польше, Венгрии и др. странах. В трактовке теоретиков А. призвана раскрывать закономерности, социальные и психол. факторы эффективного образования, обучения и воспитания взрослых, разрабатывать метод. системы уч.-воспитат. работы с индивидами и группами индивидов в возрасте от 18-20 лет до глубокой старости. Особенности разработки проблематики предопределены характером пед. руководства взрослыми: сформированностью черт их личности, наличием у них жизненного опыта, культурными, образовательными, проф. запросами, преобладанием самообразования и самовоспитания и др. Теоретики А. различают общую и сравнит. А., а также т. н. частные андра-гогики: производств., воен. геронтологическую и др. В рамках этих отраслей изучается связь между физич. состоянием, здоровьем людей и их способностями, между потребностями, мотивами и интересами, направленностью личности и её обучаемостью и воспитуемостью, между образом жизни взрослого человека и его трудовой и обществ. активностью. Изучается восприятие уч. информации, ориентация на разл. источники её получения, роль б-к, музеев, лекториев, уч. радио и телевидения и др. В СССР понятие А. относилось к числу малоупотребительных. Тем не менее обозначаемая им отрасль входит в сферу интересов отеч. психолого-пед. науки как комплексная и междисциплинарная проблема. Изучение её имеет значительные традиции (Б. Г. Ананьев и его школа и др.). См. также Образование взрослых. Лит.: Hanselmann H., Andragogik, Z., [1951]; Poggeler F., Einfuhrung in die Andragogik, Dusseldorf, [1957]; D u r-ko M., Pedagogical aspects of adult educa-tion. University texstbpok, Bdpst, 1966; Osnovi andragogije, Sarajewo, 1966; S a v i-c e v i с VD., Obrazovanje za zivot u porodici. Andragosko-metodicke osnove, Beograd, [1967]; Tur os L., Przedmiot, problematyka i metody badan andragogiki, [Warsz.], 1969; его же, Wprowadzenie do andragogiki, Warsz., 1972; Dostigmica i razvojni pravci andragoske teorije iprakseu Jugoslaviji, Beograd, 1973; Dylak B., Maziarza С z., Andragogika w sluzbie praktyki oswiaty do. roslych, Warsz., 1986. Б. М. Бим-Бад. |
АНДРЕЕВА ГАЛИНА МИХАЙЛОВНА (р. 13.6.1924, Казань), социолог и социальный психолог, акад. РАО (1993), д-р филос. наук (1965). Выпускницей ср. школы ушла на фронт (1941-45). Око,н-чила филос. ф-т МГУ, преподавала там же (проф. с 1968), с 1971 на ф-те психологии. Организатор кафедры методики конкретных социальных исследований (на филос. ф-те), зав. (1972-89) кафедрой социальной психологии (на психол. ф-те). Осн. область науч. исследований - психология социального познания, межличностное восприятие. Авт. первого отеч. университетского курса лекций по социальной психологии и соотв. вузовских учебников (1980, 5 изд. 1998). Соч.: Межличностное восприятие в группе, М., 1981; Общение и оптимизация совместной деятельности M, 1987, Актуальные проб лемы социальной психологии, M, 1988. |
АНДРЕЕВ ЕВГЕНИЙ НИКОЛАЕВИЧ - [4(16). Ю. 1829, Таганрог, - 12(24).7.1889, Париж, похоронен в Петербурге], деятель рабочего и техн. образования в России, педагог. В 1849 окончил юрид. ф-т Петерб. ун-та. В 1857-60 инспектор Петерб. технол. ин-та. В 1863-78 зав. кафедрой с.-х. технологии в Лесном ин-те в Петербурге. Один из учредителей Рус. техн. об-ва (РТО), инициатор создания и первый пред. (1868-83) его Постоянной комиссии по техн. образованию. Сыграл важную роль в разработке теоретич. основ проф. образования. Выступал за запрещение дет. труда и замену его проф. школами. Выдвинул (1874) проект закона о труде и обучении малолетних (принят в сокращённом виде в 1882). В 1883-84 был первым гл. фабричным инспектором. Рассматривал общее образование как основу профессионального. Предлагал осуществлять взаимосвязь курса естествознания и трудового обучения в нач. школе с подготовкой к участию в труде, а для восполнения образования детей-рабочих - развитие вечерне-воскресного обучения. Настаивал на совершенствовании системы ученичества и охраны труда детей, преодолении ремесленничества в подготовке рабочих. Высказывался за спец. подготовку педагогов проф. школы. Под руководством А. РТО создало систему вечерне-воскресных уч. заведений для рабочих, работающих подростков, детей рабочих. В 1882 предложил план шк. реформы, сочетавший задачи общего и проф. образования. Соч.: Доклад об образовании мастеров, СПБ, 1868; Проект жен. учительской проф. школы, СПБ, 1880; Шк. дело в России. Наши общие и спец. школы, СПБ, 1882; Работа малолетних в России и Зап. Европе, СПБ, 1884; О реальных уч-шах и проф. школах, СПБ, 1896; Гос. система школ, СПБ, 1898. Лит.: Тридцатипятилетний юбилей Е. Н. Андреева. СПБ, 1886; Памяти E. H. Андреева, СПБ, 1892; Гуцевич В., Из истории тех. образования рабочих в России, ПТО, 1959, № 10; Мельников А. М., Видный деятель проф. образования, ПТО, 1984, Jvfe 12; Карелин В. A., E. H. Андреев как теоретик и пропагандист. проф.-тех. образования в пореформенной России, в кн.: Науч. биография - вид ист. исследования, Л1985. Е. Г. Осовский. |
АНДРОНОВ ИВАН КОЗЬМИЧ - [21.5(2.6). 1894, г. Новосиль, ныне Орловской обл., - 5.11.1975, Москва], математик-методист, ч.-к. АПН РСФСР (1957), проф. (1925). С 1911 учитель нач. школы. Окончив пед. ин-т им. П. Г. Шелапутина (1918), преподавал в Петерб. губернской учительской школе; работал в Наркомпросе, участвовал в создании уч. планов и программ для новых трудовых школ. В 1918 разработал проект первой в СССР программы по методике преподавания математики для учительских ин-тов и вплоть до 70-х гг. руководил созданием программ по этой дисциплине. С 1920 преподавал в АКБ, в 1925-75 - в МОПИ им. Н. К. Крупской. А. исследовал проблемы методологии И истории математики, методики её преподавания, вопросы подготовки учителей. Сформулировал идею единого курса математики для школ и техникумов, усиления теории в курсе математики нач. школы, мировоззренческой и практич. направленности обучения. Автор серии уч. пособий, в которых представлена целостная концепция изложения учения о числе. Соч.: Арифметика натуральных чисел, М., 1954; Арифметика дробных чисел и осн. величин, М., 1955; Арифметика. Развитие понятия числа и действий над числами, М., 1959; Арифметика, М., 1967 (соавт.); Трилогия предмета и метода математики, ч. 1, М., 1974; Математика действительных и комплексных чисел, М., 1975; Полвека развития шк. матем. образования в СССР, М., 1967. |
АНИКСТ ОЛЬГА ГРИГОРЬЕВНА - [1(13).6. 1887, Кишинёв, - 9.9.1959, Свердловск], педагог, организатор проф. образования в РСФСР. По окончании профшколы в Одессе работала на кожев. фабрике. За участие в рев. движении 1905 находилась в заключении (1905-06), затем в эмиграции во Франции и Швейцарии. Была секретарём Об-ва помощи ссыльным и политкаторжанам. В мае 1917 возвратилась в Россию, работала зав. учебным отделом Наркомата торговли и пром-сти. Вместе с Ф. В. Летником и Ф. Ф. Шу была инициатором создания Гос. к-та по проф. образованию при Наркомпросе РСФСР и входила в его состав (дек. 1918 - март 1919). Зам. пред. Секции проф.-тех. образования, созданной на его основе (апр. 1919 - янв. 1920). В дек. 1920 вошла в состав комиссии СНК РСФСР по преодолению кризиса рабочей силы («комиссия Троцкого»), предложившей создать Главпрофобр. Чл. коллегии, зам. пред. Главпрофобра, зав. отделом рабочего образования и низших профшкол (до 1928). Руководила организацией проф. уч. заведений, школ ФЗУ, яерестройкой системы ученичества, подготовкой рабочих на произ-ве. Отстаивала развитие школ ФЗУ как проф.-общеоб-разоват. уч. заведений, вела полемику с ЦИТом, выступая против узкопроф. направленности подготовки рабочих. Была организатором 1-го Всерос. съезда по образованию рабочих-подростков (1922), Всес. съезда по рабочему образованию (1924) и др. Ред. журн. «Жизнь рабочей школы» (с 1923). А. была членом ГУСа, учёным-секретарём науч.-пед. секции (1927). С 1928 занималась вопросами пед. образования. Организатор и первый директор (1930-32) Моск. ин-та новых языков (ныне Лингви-стич. ун-т). Выступала по вопросам подготовки кадров по иностр. языкам. Затем работала в ВЦСПС (курировала вопросы повышения квалификации на произ-ве, распространения техн. знаний), в об-ве «Техника массам». В 1938 незаконно репрессирована, реабилитирована в 1956. Соч.: Проф. образование в России, «Еженедельник "Правды"», 1919, № 6, 2 марта; НЭП и профтех. образование, «Нар. просвещение», 1921, № 87-88; Рабочее образование в РСФСР, [М.], 1925; Подготовка квалифициров. рабочих, М. - Л., 1928; Под знаком рационализации пед. процесса, «Нар. просвещение», 1928, № 8-9; Актуальные проблемы профобразования, там же, 1929, № 3-4; О кадрах преподавателей иностр. языков, «За пед. кадры», 1931, № 1; Что такое тех. минимум, М., 1933; Странички из пережитого, в кн.: Воспоминания о Н. К. Крупской, M. Лит.: О. Г. Аникст. [Некролог]. ПТО, 1960, № 1; Крупская Н. К., По поводу статьи о проф. образовании т. О. Аникст, «Правда», 1919, 4 марта; Осовский Е. Г., Развитие теории проф.-тех. образования в СССР (1917-1940), М., 1980, гл. П. Е. Г. Осовский. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
АНОПОВ ИВАН АЛЕКСЕЕВИЧ - [1844-18.1 (31.2).1907, Петербург], педагог, обществ. деятель. Окончил Петерб. технол. ин-т (1866), с 1876 директор Лодзинского высш. ремесл. уч-ща, с 1880 директор Петерб. ремесл. уч-ща. Чл. Пост, комиссии по техн. образованию Рус. техн. об-ва; с 1892 руководитель отделения пром. уч-щ МНП. Один из организаторов и руководителей съездов по техн. и проф. образованию. Участвовал в разработке положений об отд. типах уч. заведений, установленных законом «Основные положения о пром. уч-щах» (1888), а также уставов гос., обществ. и частных уч. заведений («Устав ср. техн. уч-щ», 1889; «Таблица числа асов уч. занятий в неделю в пром. уч-щах», 1889; «Устав низших техн. уч-щ», 1890, и др.). Способствовал открытию новых проф.-тех. уч-щ. В труде «Опыт систематич. обозрения материалов к изучению совр. состояния ср. и низшего техн. и ремесл. образования в России» (1889) систематизировал сеть проф. уч. заведений и дал анализ состояния проф.-тех. образования. В отчёте Лодзинского ремесл. уч-ща обосновывал необходимость общего образования как базы профессионального, обобщил опыт работы этого уч. заведения, дававшего как общее среднее, так и ср. спец. образование. В работе «По вопросу о ср. общеобразоват. школе с применением её к запросам и нуждам совр. жизни нек-рых местностей России» (1891) предложил новый тип ср. уч. заведения, к-рое на основе сближения общеобразоват. и проф. подготовки готовило бы к продолжению образования и к практич. деятельности. С 1900 зав. уч. отделом Мин-ва финансов. Был инициатором пересмотра Положения о коммерч. уч-щах (1894): коммерч. уч-ща стали (с 1900) общеобразоват. уч. заведениями, дававшими углублённую подготовку по естеств.-матем. профилю, а также нач. коммерч. знания. При участии А. были реформированы и торговые школы, ставшие низшими проф. уч-щами для подготовки продавцов, кассиров и др. По инициативе А. было принято новое «Положение о худож.-пром. образовании» (1902), в к-ром пересмотрены организац. структура и содержание обучения в сторону усиления техн., прикладной подготовки. Соч.: Отчет Лодзинского ремесл. уч-ща за 1875-76, Лодзь, 1877; то же за 1880-81, Лодзь, 1882; Совр. состояние техн. и проф. образования в России, СПБ, 1895. Лит.: Памяти И. А. Анопова, «Техн. образование», 1907, м l; Антология пед. мысли, сост. Н. Н. Кузьмин, т. 2. - Рус. педагоги и деятели нар. образования о трудовом воспитании и проф. образовании, М., 1989, с. 260-61. H. H. Кузьмин. |
АНТИПАТИЯ (греч. antipatheia, от ап-ti- приставка со значением враждебности и pathos - чувство), чувство неприязни, нерасположения к кому-либо, чему-либо. А. противоположна симпатии. А., как и симпатия, является во многом безотчётным чувством и не обусловливается волевым решением, но она может возникать и сознательно, в результате моральной оценки по отношению к людям безнравственным, жестоким и т. п. Р. Г. Апресян. |
АНТИПЕДАГОГИКА - течение в педагогике стран Зап. Европы и США 2-й пол. 20 в., обосновывающее отказ от воспитания как целенаправленного процесса формирования личности. А. возникла в 70-х гг. в США, получила развитие в Зап. Европе. Среди теоретиков: К. Берейтер (США), М. Маннони (Франция), Р. Шерер, Э. фон Браунмюль, К. Рутчки, X. фон Шёнебек (все - ФРГ), А. Миллер (Швейцария). Представители А. отрицают возможность пед. реформ в целях улучшения воспитания, выступая вслед за сторонниками теории дескулизации с анархо-ин-дивидуалистич. позиций. В отличие от либеральных концепций 60-80-х гг. {гуманистическая педагогика, открытое обучение), ставивших вопрос. об изменении методов пед. воздействий в духе традиций свободного воспитания, А. стремится к дискредитации пед. подхода как такового. А. исходит из культурно-антропологич. представлений о разобщённости поколений как неизбежной болезни совр. цивилизации. Между «отцами» и «детьми» возникает пропасть, т. к. вследствие быстрых социокультурных изменений взрослые не могут передать детям тот тип культуры, к-рый служил бы для молодого поколения реальной опорой в жизни. Представители А. делают вывод, что институт воспитания себя не оправдывает и поэтому от него следует отказаться. Воспитание, утверждают они, вызывает патогенные для самосознания личности процессы, разрушает психич. здоровье молодого поколения вследствие предъявляемых ему непосильных требований цивилизации. А. опирается на психоаналитич. концепцию о невротизирующем влиянии социума, культуры на индивида и утверждает необходимость макс, расширения рамок свободного проявления бес-сознат. порывов ребёнка, выступает с позиций безоговорочной защиты непо-средств. эмоций, сиюминутных потребностей развивающейся личности. Спонтанное самовыражение детской «естеств. природы», диктуемой неосознанными влечениями, трактуется как безусловное благо, отнимаемое у ребёнка взрослыми. Считая воспитание системой травмирующего контроля (если не прямого насилия) над личностью, представители А. утверждают, что только спонтанное формирование- человека ведёт к гуманизации общества. А. следует фрейдовскому учению о неврозах, вызванных пережитым в дет стве и, как правило, не осознаваемых взрослыми в их общении с детьми. Поскольку в бессознательном сохраняется опыт отрицат. эмоций, возникающих в процессе воспитания, взрослые вымещают на детях свои прошлые обиды. Представители А. особое внимание уделяют профилактике дет. психотравматизма, занимаются психотерапевтич. практикой (часто в собств. клиниках). А. находит отклик у перегруженных или безуспешно работающих учителей. «Антипед.» настроения привлекают и тех родителей, для к-рых воспитание детей оказывается сложной, стрессовой и в конечном итоге неразрешимой проблемой. Лит.: Пилиповский В. Я., Углубление кризиса бурж. науки о воспитании: антипедагогика, «Новые исследования в пед. науках», 1986, Nil; Bereiter С., Must weeducate?, Englewood Cliffs (№. Y.), 1973; Braunmuhl E. v о ц, Antipadagogik. Studien zur Abschaffung der Erziehung, Wein-heim - Basel, 1975; W i n k l er M., Stichworte zur Antipadagogik, Elemente einer historisch-systematischen Kritik, Stuttg., 1982; Schoenebeck H. von, Antipadagogik im Dialog: eine Einfuhrung in antipadagogisches Denken, Weinheim, 1985. В. Я. Пилиповский. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
АПАЦАИ-ЧЕРЕ, АПАЦАИ-ЧЕРИ (Apaczai Csere, Apaczai Cseri), Янош [10.6.1625, с. Апацаи, Трансильвания, - 31.12.1659, Коложвар, ныне Клуж-На-пока (Румыния)], венг. педагог-просветитель, философ, последователь идей Декарта, сторонник пед. учения Я. А. Ко-менского. Родился в семье бедного крестьянина. Учился в Дьюлафехерваре, затем в Утрехтском и Лейденском ун-тах. Будучи сторонником реального образования, стремился построить универсальную систему знаний, необходимых для жизни. Составил первую на родном языке «Венгерскую энциклопедию» («Magyar Encik-lopedia», 1653). Его «Венгерская логика» («Magyar logikacska», 1654) способствовала формированию нац. науч. терминологии. Первым в Венгрии обосновал и пытался создать 3-ступенчатую шк. систему (нач., ср. и высш. школа), добивался открытия в Трансильвании ун-та как базы подготовки учителей и нац. интеллигенции. А.-Ч. предлагал использовать родной язык в качестве языка обучения в нач. школе, считая это гл. условием повышения уровня культуры и самосознания нации. Отстаивал необходимость использования доступных и интересных детям методов обучения с учётом их возрастных особенностей, рассматривал учащихся и учителей как единый организм, задача к-рого - подготовка детей к жизни. Лит.: Ban I., Apaczai Csere J., Bdpst, 1958. Д. П. Мансфельд. В. Е. Априлов. |
АППЕРЦЕПЦИЯ (от лат. ad - к и perceptio - восприятие), зависимость восприятия от общей направленности и всего предшествующего опыта человека. Термин «А.» введён Г. В. Лейбницем. И. Ф. Гербарт считал, что всякое новое представление осознаётся и истолковывается при условии его связи с родственными представлениями прошлого опыта, к-рые он назвал апперципирующей массой. Сам же процесс соединения и есть А. Именно А. определяет отчётливость, правильность и прочность восприятия и усвоения нового знания. Развитое Гербартом понимание А. явилось теоретич. основой его пед. учения о принципах и приёмах усвоения знаний (построения урока, преемственности, последовательности и т. п.). Учение Гербарта об А. применительно к педагогике использовалось У. Джемсом, П. Ф. Каптеревым. Понятие А. получило широкое распространение в психологии благодаря работам В. Вундта, придавшего ему смысл объяснительного принципа работы сознания. Вундт поставил в зависимость от А. сложные деятельности сознания - внимание, мышление, а также волевые процессы. Совр. психология сохраняет название А. для обозначения того факта, что прежний опыт отражается на каждом психич. процессе; один и тот же объект воспринимается различно в зависимости от мировоззрения человека, его образования, проф. принадлежности, социального опыта. Существуют данные, раскрывающие действительные механизмы восприятия, объясняющие его как живой творч. процесс познания, в к-ром отражается не мгновенное воздействие, но весь опыт личности. В пед. практике законы А. требуют: постановки познават. задачи, пробуждающей интерес к объяснению нового; собеседования с учащимися по поводу намеченного к изучению материала с целью выявления знаний и воспроизведения представлений, к-рые потребуются для восприятия нового; проведения предварит. наблюдений, само-сгоят. и практич. работ. Факты А. должны учитываться при реализации дидактич. принципов обучения, в частности принципа систематичности и последовательности. Лит.: Каптерев П. Ф., Пед. психология, СПБ; Джемс В., Беседы с учителями о психологии, пер. с англ., П., 1919; Теп лов Б. М., Психология, М.; Общая психология, под ред. А. В. Петровского, M.; Рубинштейне. ЛОсновы общей психологии, т. 1 - 2, М. А. Н. Ждан. |
АПРАКСИНА ОЛЬГА АЛЕКСАНДРОВНА - [4(17).7.1910, г. Иваново-Вознесенск (ныне Иваново), - 11.11.1990, Москва], педагог, д-р пед. наук (1971), проф. (1972). После окончания муз.-пед. ф-та Моск. консерватории (1936) преподавала в консерваториях Свердловска (1936-40) и Москвы (1940-43). С 1944 в АПН РСФСР - НИИ теории и истории педагогики, с 1947 в НИИ худож. воспитания. В 1968-76 зав. кафедрой муз.-пед. ф-та МГПИ им. В. И. Ленина. А. - один из первых в СССР исследователей истории рус. муз. педагогики. В кн. «Муз. воспитание в рус. общеобразоват. школе» (1948), ставшей этапной работой в отеч. теории муз. воспитания, всесторонне проанализировала метод. труды дорев. педагогов-музыкантов, исследовала и вскрыла связи осн. направлений общего муз. воспитания с проф. муз. образованием, с прогрессивными обществ.-пед. явлениями. Большой вклад внесла в подготовку преподавателей музыки для общеобразоват. школ: разработала программно-метод. материалы для студентов, подготовила пособия по методике муз. воспитания. В пособии для студентов муз.-пед. ф-тов пед. вузов «Методика муз. воспитания в школе» (;1983) раскрыла специфич. особенности деятельности педагога в каждом классе, осн. моменты внеклассной работы по муз. воспитанию школьников. Под ред. А. вышли сб. «Муз. воспитание в школе» (в. 1-17, 1961-86). Ведущей пед. концепцией А. является комплексный подход к обучению и развитию, когда без овладения навыками музицирования невозможно полноценное освоение эстетич. критериев музыки. Соч.: Очерки по истории худож. воспитания в сов. школе, М., 1956; Совр. требования к учителю-музыканту и задачи муз.-пед. ф-тов, «Музыка в школе», 1983, № 1; Хрестоматия по методике музыкального воспитания в школе, М., 1987 (сост.). С. Н. Морозова. |
АПРИЛОВ ВАСИЛ ЕВСТАТИЕВ (21.7.1789, Габрово, - 2.10.1847, Галац, Румыния), деятель болг. нац.-просветительского движения, педагог, писатель. Получил образование в греч. уч-ще в Москве, нем. гимназии в Брашове и Венском ун-те (1807-09). Занимался торг, деятельностью в Одессе, был попечителем греч. уч-ща. В нач. 30-х гг. сблизился с болг. патриотами и вскоре возглавил об-во содействия просвещению болгар. На собранные об-вом средства в Габрове была открыта (янв. 1835) первая в Болгарии нац. светская школа, ставшая центром создания и распространения болг. учебников. А. содействовал также открытию болг. школ в др. городах. Осн. тенденция сочинений А. - пробуждение нац. сознания болгар. В кн. «Денница новоболг. образования» (изд. в Одессе в 1841) рассмотрел многовековые традиции болг. просвещения и его актуальные проблемы, выступил за тесное единство слав. культур. Развитие болг. школы и лит-ры А. считал важнейшими путями, ведущими народ к освобождению от иноземного ига и нац. возрождению. В «Дополнении к книге "Денница"» (СПБ, 1842) А. обосновал возможность создания болг. лит. языка на базе народного разговорного. В 1847 в Одессе опубликовал кн. «Мысли о совр. болг. образовании», где дал анализ болг. учебников и сформулировал принципы нач. болг. школы: преподавание на родном языке, изучение арифметики, географин, истории и др. предметов при светском характере образования и его практич. ориентации. Автор трудов по истории болг. культуры и языка. Соч.: Себрани сечинения, София, 1940. Лит.: Арнаудов М., В. Е. Априлов. Живо-iv дейност, съвременници. 1789 - 1847, София, 1935; Гечев МВ. Априлов - пламенен деец за народна просвета, «Народна просвета», 1969, N° 7. |
АРВАРСОН ГЕНРИ - , в России - Андрей Данилович (1674 - 12 1739, Петербург), педагог, математик Выходец из Шотландии Получил образование в Маршалл-колледже (г Абердин), преподавал математику в одном из колледжей при Абердинском ун-те Во время визита Петра I в Англию (1697- 1698). был представлен царю и по рекомендации лордов адмиралтейства принят на рус службу В 1699 с двумя помощниками - P Гвином и С Грейсом - прибыл в Москву, где приступил к занятиям с неск. рус учениками Пед. деятельность Ф в России связана гл. обр. с первыми техн. и воен. -мор уч заведениями - Навигацкой школой в Москве и Мор академией в Петербурге, в к-рых он преподавал науки высш. цикла геометрию, тригонометрию, навигацию, геодезию Создал ряд уч пособий на лат языке, ставших в переводах первыми в России печатными учебниками по высш. математике «Таблицы синусов, тангенсов и секансов и логарифма синусов и тангенсов »(1716), «Эвклидовы элементы » (1719), «Тригонометрия плоская и сферическая» (1730). и др. В процесс обучения Ф вводил практич. занятия по геодезии, приобретавшие практич. направленность гос. значения (работы по проектированию «перспективной» дороги от Москвы до Петербурга). |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
АРЕНДТ РУДОЛЬФ ФРИДРИХ (1.4.1828, Франкфурт-на-Одере, - 15.5. 1902, Лейпциг), нем. химик и педагог. С 1854 учился в Лейпцигском ун-те. В 1861-97 преподавал естеств. науки, технологию и др. в коммерч. уч-ще и химию в политехн. ин-те в Лейпциге (проф. с 1880). Первым разработал методику преподавания химии как самостоят. уч. предмета в ср. школе. Стремясь подчинить изложение уч. предмета особенностям мышления учащихся, ввёл «методическую» систематику химии, основанную на формальной классификации по сложности состава вещества (элементы, бинарные соединения и т. д.). Сторонник индуктивного метода в преподавании. Последователь И. Ф. Гербарта в педагогике; считал, что преподавание должно раскрывать воспитат. возможности уч. предмета. Труды А. оказали заметное влияние на преподавание химии в ср. уч. заведениях России. Соч.: Didaktik und Methodik des Chemie-Unterrichts, Munch., 1895; Technik der Expe-rimentalchemie, Bd 1-2, Lpz. Лит.: Шейд К., Методика преподавания химия, предисл. Л. М. Сморгонского, М., 1935. В. Л. Рысс. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
АРКИН ЕФИМ АРОНОВИЧ - [1(13).1.1873, Минск, - 31.1.1948, Москва], педагог, врач, д. ч. АПН РСФСР (1947), д-р пед. наук (1936), проф. (1924). Окончил мед. ф-т Киевского ун-та (1897). Преподавал в ср. мед. школе Москвы с 1907. С 1919 на науч.-пед. работе: на Высш. науч.-пед. курсах, в Пед. ин-те дефектологии, МГПИ им. В. И. Ленина (1943- 1945). А. - один из первых учёных, занимавшихся разработкой теории и практики обществ. дошк. воспитания в СССР. Ранние работы А. отмечены влиянием концепций свободного воспитания, спонтанного развития ребёнка. Разрабатывал комплекс проблем дошк. педагогики: физич. и умственное воспитание дошкольника; игры и игрушки; гигиена и рациональная организация жизни ребёнка в условиях дет. учреждения и семьи; семейное воспитание (в т. ч. проблема общения взрослого и ребёнка); возрастные и индивидуальные особенности детей раннего, дошк. и шк. возраста, а также подготовка специалистов в области дошк. воспитания. Соч.: Мозг и душа. M.; Физиология человека, M.; Ребенок от года до четырех лет, М. - Л., 1931; Ребенок и его игрушка в условиях первобытной культуры, М., 1935; Беседы о воспитании, M. Физич. воспитание в дет. саду, М. - Л. ; Особенности шк. возраста, M. Работа дет. сада с семьей, [M.]; Дошк. возраст, М.; Вопросы сов. дошк. вое питания, М. 1950; Родителям о воспитании Воспитание ребенка в семье от года до зре лости, M.; Письма о воспитании детей M. ; Ребенок в дошк. годы, вступ. ст и ред. А. В. Запорожца и В. В. Давыдова [М., 1968]. Лит.: P а д и и а Е., Е. А. Аркин. [Некролог], СП, 1948, № 4. Р. П. Гуцалюк, Л. Н. Павлова. |