Наши партнеры

купить стабилизатор напряжения

Российская педагогическая энциклопедия
Статьи на букву "П" (часть 4, "ПОВ"-"ПОО")

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "П" (часть 4, "ПОВ"-"ПОО")

ПОВТОРЕНИЕ

ПОВТОРЕНИЕ - возвращение к ранее пройденному уч. материалу; необходимое условие прочного, глубокого и системного усвоения содержания обучения. В пед. лит-ре термин «П.» имеет 2 значения: деятельность воспроизведения (в этом значении употребляется и в психологии); этап процесса обучения. Значение П. было показано ещё К. Д. Ушин-ским, к-рый отмечал, что учитель должен прибегать к П. не для того, «чтобы починить развалившееся, но для того, чтобы укрепить здание и вывести на нём новый этаж» (Избр. пед. соч., под ред. А. И. Пискунова, Г. С. Костюка и др., т. 1, с. 324). Он же сформулировал ряд требований к П., основанных на анализе природы памяти, таких, как активность учащихся; П. как предупреждение поверхностности усвоения; П. в новых комбинациях, систематизация материала. Требуя, чтобы изучаемое в мл. классах служило фундаментом для последующего обучения и чтобы не изучалось то, чему не будет продолжения и развития в дальнейшем, Ушинский связывал проблему П. не только с приёмами обучения, но и с отбором и распределением содержания.

Дидактич. требования к П. опираются на закономерности процесса обучения и данные пед. психологии. П. эффективно только в том случае, когда в содержание обучения заложено развитие идей, понятий, умений, если в его построении соблюдается преемственность и системность. Главное в П. - включение элементов новизны как в содержание, так и в методы обучения, чтобы П. не было механич. воспроизведением ранее пройденных правил, определений и пр. Иначе оно не эффективно и ведет к потере интереса к учению. Новизна при П. достигается путем показа знакомых объектов в новых аспектах, привлечения внутрипредметных и межпредметных связей, сведений, получаемых самими учащимися в практич.деятельности, работе с разл. средствами массовой информации Возвращение к пройденному должно сочетаться с углублением и совершенствованием знаний, умений, убеждений, вести к их систематизации и обобщению. Приводя в конечном итоге к перестройке знаний, П. не только способствует прочному усвоению, но и создает основы мировоззрения учащихся

П. должно быть активным и сознательным учащиеся должны понимать цель и методы своей работы, правила, лежащие в основе действий, использовать адекватные выполняемой деятельности приемы самоконтроля, замечать недостатки своей работы, исправлять ошибки. При П. используются те же приемы и методы, к-рые характерны для обучения в целом Лекция, беседа, экскурсия, решение задач служат преим для П. в процессе сообщения нового, упражнения и опрос. связаны гл. обр. с закреплением и контролем. Для П. с элементами систематизации применяются обзорная лекция, кинофильмы, обобщающая беседа, составление учащимися схем, таблиц.

Различают текущее и итоговое П.. Текущее осуществляется параллельно с изучением нового, служит опорой при его введении, сочетается с закреплением знаний и умений. Итоговое П. проводится при завершении работы над более или менее законченным фрагментом содержания - темой, разделом. Итоговым является и П. перед экзаменом Это П. проводится по крупным блокам, с выделением главного, с учетом системы повторяемого П. по билетам противоречит пед.требованиям, ведет к формализму.

ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ КУРСЫ И ОТДЕЛЕНИЯ

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ КУРСЫ И ОТДЕЛЕНИЯ - формы организации общеобразоват. дополнит, подготовки абитуриентов вузов. В СССР создавались с 1948.

В Рос. Федерации курсы по подготовке к поступлению в вузы (подготовит, курсы) призваны оказывать конкретную помощь работающей молодёжи, учащимся ст. классов ср. общеобразоват. школ, выпускникам ср. спец. уч. заведений в углублении знаний, необходимых для поступления в вуз и дальнейшего обучения. В вузах организуются приказом ректора. Работают на основе самоокупаемости за счёт средств, поступающих от слушателей в порядке платы за обучение. Организуются как дневные, вечерние или заочные. Срок обучения от 1 до 9 мес.

Занятия проводятся в соответствии с уч. планами по предметам, выносимым на вступит, экзамены; слушателям может быть прочитан также профориен-тационный курс лекций. При наличии достаточного числа слушателей и необходимых условий для организации уч. процесса на базе курсов могут создаваться филиалы на пром. и с.-х. предприятиях, стройках и т. п. Курсы действуют практически при всех вузах.

Подготовительные отделения организовывались с 1969 в целях создания работающей молодёжи необходимых условий для поступления в вузы. Принимаются занятые трудовой деятельностью со стажем работы не мнее одного года, а также военнослужащие, увольняемые в запас из Вооружённых Сил. На обучение с отрывом от произ-ва зачисляются лица в возрасте до 34 лет, без отрыва от произ-ва - без ограничения возраста. Поступающие проходят индивидуальные собеседования в комиссии, по результатам к-рого производится приём. Слушателям дневных подготовит, отделений выплачивается стипендия в размере, установленном для студентов 1-го курса данного вуза. Срок обучения по дневной форме 8 мес, по вечерней - 10 мес.

Примерные уч. планы отделений разработаны для неск. десятков групп специальностей; они учитывают содержание дисциплин, по к-рым проводятся вступит, экзамены в вуз. Изучение родного языка обязательно для всех слушателей. Предусмотрено чтение лекций, практич. и семинарские занятия, лабораторные и контрольные работы, коллоквиумы и зачёты. Продолжительность семестров при дневной форме обучения 15 нед, при вечерней - 19. Лица, окончившие курс подготовит, отделения и успешно выдержавшие выпускные экзамены, зачисляются на 1-й курс вуза без вступит, экзаменов.

Лит.: Овчинников С. С., Подготовит, отделения пед. вузов, СП, 1976, № 8; Алексеева Л. П., Волкова М. Г., Роль подготовит, отделений в формировании студенч. контингента и профессиональном становлении студентов, «Совр. высшая школа». Варшава, 1978, № 2. О. М. Коваленко.

ПОДДЬЯКОВ НИКОЛАЙ НИКОЛАЕВИЧ

ПОДДЬЯКОВ НИКОЛАЙ НИКОЛАЕВИЧ (р. 4.10.1929, Томск), психолог, акад. РАО (1992; ч.-к. АПН СССР с 1978, акад. АПН СССР с 1990), д-р психол. наук (1974), проф. (1981). В 1953 окончил филос. ф-т МГУ. С 1965 в НИИ дошк. воспитания АПН СССР, в 1965-81 зав. лабораторией умственного воспитания, в 1981-92 директор. Исследования П. посвящены широкому кругу проблем умственного развития и воспитания дошкольников. Изучал закономерности развития допонятийных форм мышления в дошк. детстве, впервые в качестве самой ранней формы мышления выделил наглядно-образное мышление. В общей структуре познават. сферы ребёнка отметил специфику внутр. противоречий её осн. компонентов как движущей силы умственного развития. Исследовал особенности становления категориальной структуры мышления дошкольников, роль неопределённых представлений и знаний детей в их умственном развитии. Разрабатывал вопросы содержания и методов умственного воспитания детей. Изучал особенности становления поисковой деятельности у дошкольников, структуру и функции дет. экспериментирования. Ввёл новое понятие «игровая позиция» (игровое отношения к жизни), обозначающее одно из важнейших качеств личности дошкольника. Исследовал специфику развития объяснительной речи в дошк. возрасте.

Соч.: Умственное воспитание дошкольника, М., 1972 (ред. и соавт.); О развитии элементарных форм мышления в дошк. возрасте, Душ., 1973; Мышление дошкольников, М., 1977; Умственное воспитание в дет. саду, М., 1980; Творчество и саморазвитие детей дошк. возраста, Волгоград, 1994.

ПОДРАЖАНИЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПОДУФАЛОВ НИКОЛАЙ ДМИТРИЕВИЧ

ПОДУФАЛОВ НИКОЛАЙ ДМИТРИЕВИЧ (р. 22.5.1949, с. Борисовка Красноярского края), математик, педагог, один из членов-учредителей и акад. РАО (1992), д-р физ.-матем. наук (1984), проф. (1987). Окончил физ.-матем. ф-т Красноярского ун-та (1971), впоследствии работал там же (в 1976-78 декан ф-та; с 198Эректор); преподавал в др. вузах Красноярска; в 1983-89 ректор инж.-строит. ин-та. С 1996 зам. министра общего и профессионального образования РФ. Авт. трудов в области алгебры (теория конечных групп).

П. - организатор и пред. Сиб. отделения РАО (создано на базе Красноярского ун-та в 1992). В его состав вошли Лесо-сиб. пед. ин-т, организованный в 1993 (по инициативе П.), психол. пед. ф-т ун-та, эксперим. общеобразоват. школа (базовая для подготовки по профилю ф-та) и школа-интернат по космонавтике (одна из базовых по программе «Одарённость»). В сфере науч. интересов П. - технология высш. образования. Участник ряда науч. разработок по программе «Высшая школа России», в т. ч. связанных с региональными проблемами образования в Сибири. Чл. Академиии экон. наук и предпринимат. деятельности России (с 1991) и Междунар. АН высшей школы (с 1993).

Соч.: Совр. технологии образования. Сб. науч. трудов, Красноярск, 1994 (ред., соавт.).

ПОЗНАНИЕ

ПОЗНАНИЕ - воспроизведение в сознании (индивидуальном и коллективном) характеристик объективной реальности. П. носит социально и культурно опосредованный ист. характер и в большинстве случаев предполагает более или менее ярко выраженное осознание используемых средств и способов познават. деятельности.

Выделяют разл. формы П.: направленное на получение знания, неотделимого от индивидуального субъекта (восприятие, представление), П., направленное на получение объективированного знания, существующего вне отд. индивида (напр., в виде нек-рых текстов или в форме созданных человеком вещей, несущих в себе социально-культурный смысл). Объективированное П. может осуществляться коллективно, в особых способах межиндивидуальной коммуникации. Следует различать также обыденное, мифологич., худож. и науч. П. Внутри науки существ, особенностями обладают естественно-науч. и гуманитарное П. Как специфич. вид рассматривается фил ос. П.

Существуют также разные культурно-ист. типы П. Так, напр., в античности идеал П. связывался с пониманием природных процессов - дедуктивным выведением следствий из отд. посылок, истинность к-рых постигается интуитивно. Возможность предсказания будущих событий не рассматривалась как необходимая и существ, характеристика П. Античная наука в целом отвечала этому идеалу П. В новое время идеал П. связывался прежде всего с новой экспериментальной наукой, с возможностью воспроизведения познават. феноменов в искусств, условиях и с возможностью предсказания. В знании и ведущем к нему П. виделись силы, помогающие овладеть природными и социальными процессами и поставить их на службу человеку. В совр. эпоху в связи с трансформациями, переживаемыми культурой, происходит пересмотр идеалов П. Понимание П. как овладения предметом, к-рый как бы становится под полный контроль познающего, сменяется представлением о П. - развиваемым как в естествознании (И. Пригожий), так и в науках о человеке и обществе, - как своеобразном диалоге между познающим и познаваемым; П. уподобляется в ряде отношений коммуникации.

Если классич. наука и классич. философия связывали П. с полным осознанием применяемых процедур, с полнотой саморефлексии, то в кон. 20 в. всё более выявляется важная познават. роль неосознаваемых в полной мере предпосылок (т. н. неявное, предпосылочное знание), роль допущений, принимаемых до поры на веру, погружённость П. в культурный контекст, к-рый не эксплицируется самим познающим и выявление к-рого предполагает особые исследоват. усилия. Вместо противопоставления ненаучного и науч. П., признания подлинного познават. статуса лишь за последним в совр. условиях подчёркивается многообразие видов познават. деятельности, в ряду к-рых наука занимает важное, но не единственное место.

П. считается активной творческой деятельностью и не существует вне деятельности познающего по производству нек-рой новой реальности, в т. ч. и репрезентирующей знание. Эта искусств, реальность, воплощающая результаты познават. деятельности, выступает в вещной форме, в виде орудий труда, приборов и инструментов, а также в виде разного рода текстов и человеческой речи. Невозможно понять П. (начиная с его простейших форм, таких, как восприятие) вне учёта его включённости в деятельность и в коммуникацию.

Особая форма П. - учебная деятельность. Усвоение накопленного человечестном богатства знаний оказывается возможным в том случае, когда оно осуществляется по законам П., как открытие нового, до этого неизвестного, как творческая деятельность, сталкивающаяся с проблемами и решающая их, как деятельность диалогическая (в данном случае диалог между учителем и учеником).

П. изучается рядом науч. дисциплин. Эталоны и нормы П., их соответствие познаваемой реальности, достоверность и недостоверность П., взаимоотношение П. и иных форм отношения человека к миру (религии, морали, иск-ва) изучаются в спец. разделе философии - теории П. Механизмы познават. деятельности отд. человека исследуются в психологии П. Социальный и культурный контекст познават. деятельности - предмет социологии П. и культурологии. Ист. развитие науки как специфич. формы П. изучается историей науки. Специфич. проблемы логич. организации науч. знания анализируются в логике и методологии науки. В. А. Лекторский.

ПОКРОВСКИЙ АЛЕКСАНДР АНДРЕЕВИЧ

ПОКРОВСКИЙ АЛЕКСАНДР АНДРЕЕВИЧ - [14(26).12.1898, Рязань, - 5.5.1988, Москва], физик-методист, канд. пед. наук (1940). Окончил Рязанский пед. ин-т (1922). С 1923 преподавал физику в Моск. . Опытно-показат. школе Наркомпроса и на рабфаке при Моск. горном ин-те. В 1934-42 в Пед. ин-те им. К. Либкнехта (зав. лабораториями и уч. кабинетами физ.-матем. ф-та). В 1942-47 преподавал в Моск. гор. пед. ин-те им. В. П. Потёмкина и в Моск. гор. ИУУ. В 1933 вышло из печати его первое метод. пособие для преподавателей ср. школы - «Оборудование физ. кабинета». Материал канд. диссертации П. составил часть кн. «Руководство к практикуму по методике и технике школьного физ. эксперимента» (1940) - первого пособия такого рода для будущих педагогов (в соавторстве с E. H. Горячкиным и С. И. Ивановым). С 1946 в НИИ методов обучения АПН. Разрабатывал систему уч. физ. эксперимента в ср. школе, содержание и методику фронтальных лабораторных занятий в 6-10-х кл., а также оборудование физ. кабинета, к-рое было принято для массового произ-ва.

Под ред. П. вышли: руководство для учителя «Фронтальные лабораторные занятия по физике в ср. школе» (1950), «Практикум по физике в старших классах ср. школы», «Демонстрационные опыты по физике в 6-7 классах ср. школы» (1954), «Демонстрационные опыты по молекулярной физике и теплоте» (1960), «Физ. эксперимент в школе. Электроника, полупроводники, автоматика» (1964), «Демонстрационный эксперимент по физике в старших классах ср. школы» (ч. 1-2, 1967-68) и другие, неоднократно переиздававшиеся уч. книги.

Соч.: Оборудование физ. кабинета. Пособие для учителя, М., 1958.

Лит.: А. А. Покровский, ФШ, 1969, № 2;

Памяти А. А. Покровского, там же, 1988, № 6.

А. С. Енохович

ПОКРОВСКИЙ ЕГОР (ГЕОРГИЙ) АРСЕНЬЕВИЧ

ПОКРОВСКИЙ ЕГОР (ГЕОРГИЙ) АРСЕНЬЕВИЧ - [1834 (1835 или 1838), с. Никитское, ныне в Тверской обл., - 16(28). 10.1895, Москва], педиатр и педагог, теоретик физич. воспитания. Окончил мед. ф-т Моск. ун-та (1861). С 1870 д-р мед.ицины. Будучи (с 1871-72?) гл. врачом Софийской дет. больницы в Москве, сделал её образцовой. Имел репутацию «доброго доктора». Основатель и ред. (1890-95) журн. «Вестник воспитания».

П. доказывал, что успех всего последующего воспитания зависит от того, насколько правильно осуществлялось первонач. развитие ребёнка, подчёркивал важность установления постоянных и тесных связей между педагогами и врачами в деле воспитания детей. Лучшей системой воспитания считал такую, при к-рой обращается одинаковое внимание на душевное и физич. развитие ребёнка. Выделял 2 фактора, влияющих на здоровье: наследственность и среду. Считал, что суетливая, напряжённая деятельность совр. общества, вызываемая борьбой за материальные богатства, вредно отражается на подрастающем поколении. Ребёнок должен быть поставлен в благоприятные условия относительно воздуха, света, сна, движения, чтобы ничто не влияло отрицательно на его организм и в особенности на его нервную систему. В интересах сохранения здоровья детей П. обращал внимание родителей, педагогов и врачей на особенности формирования в детстве костной и мускульной систем, на влияние рацион, питания и разл. приёмов физ. развития.

П. отрицательно отзывался о нем. и швед, гимнастиках. Заботясь о физич. развитии учащихся в школах, с особенной энергией пропагандировал подвижные игры на свежем воздухе, когда дети сами могут регулировать физич. нагрузку (что снижает число травм). Игры вносят в душу ребёнка веселье и радость и одновременно содействуют укреплению его организма. В отличие от гимнастики, в играх проявляется инициатива детей. Игры приучают ребёнка к дисциплине, согласованию своих желаний с желаниями других. В гимнастике и др. подобных приёмах физич. развития детей много искусственного, поэтому они подходят для занятий школьников исключительно ст. возрастов. Особенно ценил П. нар. подвижные игры, имеющие такое же важное образоват. значение, как фольклорная поэзия, сказки, загадки и др.

Соч.: Значение дет. игр в отношении воспитания и здоровья, М., 1884; Физич. воспитание детей у разных народов, преимущественно России. Мат-лы для медико-антропологич. исследования, М., 1884; Дет. игры и гимнастика в отношении воспитания и здоровья молодежи, М., 1893; Дет. игры, преимущественно русские. (В связи с историей, этнографией, педагогией и гигиеной), M.; Первонач. физич. воспитание детей. (Популярное руководство для матерей), M.; Об уходе за малыми детьми, М.

Лит.: Вирениус А., Воспоминания о докторе Е. А. Покровском, «Образование», 1896, №2; Д с м с т с p Г. С., Доктор Е. А. Покровский - выдающийся деятель в области физич. воспитания, в кн.: Мат-лы докладов к XV науч.-метод. конференции по итогам работы за 1964, Омск, 1965 И. В. Шадрина.

ПОКРОВСКИЙ МИХАИЛ НИКОЛАЕВИЧ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПОЛИВАНОВ ЛЕВ ИВАНОВИЧ

ПОЛИВАНОВ ЛЕВ ИВАНОВИЧ - [27 2(11 3) 1838, с Загарино, ныне Краснооктябрь-ского р-на Нижегородской обл, - 11(23) 2 1899, Москва], педагог, литературовед, обществ.деятель После окончания историко-филол. ф-та Моск. ун-та (1861) преподавал в уч заведениях Москвы В 1868 вместе с группой прогрессивных педагогов открыл в Москве частную муж гимназию (получившую известность как «Поливановская»), директором к-рой он оставался до конца жизни Был членом Моск. к-та грамотности, Уч. отдела Об-ва распространения техн знаний, Об-ва любителей рос. словесности, Психол. об-ва при Моск. ун-те и др, уделял много времени составлению и редактированию популярных брошюр для нар. чтения, рекомендат каталогов - «библиотек» - для учителей с аннотациями книг и рецензиями Возглавлял комиссию по устройству пушкинских празднеств при открытии памятника поэту в Москве (1880).

Наибольшее значение в разносторонней деятельности имела работа II в области методики рус. яз и лит-ры в школе II - убежденный сторонник классич.образования. Ограничивая круг изучаемых в школе произв в основном классиками 1-й пол 19 в, гл. целью изучения лит-ры в школе считал развитие логич.мышления и лит речи учащихся В методике рус. языка осн. внимание уделял установлению науч. основ и принципов преподавания грамматики, выявлению значения и связей разл. частей языкового курса, выступал за ист. принцип в преподавании языка Большую роль II отводил сочетанию анализа содержания лит текста с анализом грамматич. строя речи, обращая внимание учащихся на то, как форма изложения помогает раскрытию содержания, передаче смысловых оттенков

Соч: Учебник рус грамматики для ср уч заведений, ч 1-2, M, 1880-19047, Краткий учебник рус грамматики (синтаксис и этимология) для учеников трех первых классов ср уч заведений, M 191618, Нач книжка для обучения рус языку, M 191615, Первая пчелка Книга для классного чтения в нар уч-щах сельских и городских, M, 190613, Вторая пчелка Книга для классного чтения в нар многолетних уч-щах, M, 18933, Рус хрестоматия, [ч 1], M, 191827, [ч 1-2], M, 191824, ч 2-3, M, 191610

Лит 25-летие Моек частной гимназии, учрежденной Л И Поливановым, 1868-1893, M, 1893, Памяти Л И Поливанова, [М], 1909, Л И Поливанов, в кн Тридцать лет жизни Уч Отдела Об-ва Распространения Технич Знаний Сост А Е Грузинский, M, 1902, с 212- 221, Гольдин Ф Л, Л И Поливанов - педагог и методист (1838-1899), «Тр Одесского гос ун-та им И И Мечникова Сер филол наук», 1961, в 11, Колосов С Н, Л И Поливанов, педагог и методист конца прошлого века, РЯШ, 1941, J * 3

M В Михайлова

ПОЛИТЕХНИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПОЛНОГО УСВОЕНИЯ СИСТЕМА

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПОЛОВИНКИН АЛЕКСАНДР АЛЕКСАНДРОВИЧ

ПОЛОВИНКИН АЛЕКСАНДР АЛЕКСАНДРОВИЧ - [31.10(12.11). 1887, г. Алатырь, Чувашия, - 28.7.1955, Ленинград], географ, методист, ч.-к. АПН РСФСР (1945), дер геогр. наук (1943), проф. (1921). Окончив естеств. отделение физ.-мат. ф-та Казанского ун-та (1912), преподавал в Казанском коммерч. уч-ще. С 1921 вёл Н.-и. и преподават. работу в Иркутском ун-те (1920-21), Читинском ин-те нар. образования (1921-23), Дальневосточном ун-те (1923-30) и пед. ин-те (1930-32). С 1932 в Москве. В 1934-54 работал в МГПИ им. В. И. Ленина (проф., зав. кафедрой, декан геогр. ф-та). Разрабатывал вопросы физико-геогр. характеристики Сибири и проблемы методики преподавания географии, пропагандировал графич. метод преподавания географии. Автор учебников, уч. пособий для вузов и метод. руководств для учителей ср. школы. Совм. с А. С. Барковым составил стабильный учебник по физ. географии для 5-х кл. (1935).

Соч.: Методика географии, М., 1939 (совм. с В. А. Грузинской); Методика географии, М., 1939 (соавт.); География и родная природа, М. - Л., 1949; География и рисование, M.; Методика преподавания физ. географии, M.; Физ. география, М., 1959.

Лит.: Памяти А. А. Половинкина, VIII, 1955, № 5. С. Г. Степанов

ПОЛОВОЕ ВОСПИТАНИЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПОЛОВЦОВ ВАЛЕРИАН ВИКТОРОВИЧ

ПОЛОВЦОВ ВАЛЕРИАН ВИКТОРОВИЧ - [29.5(10.6).1862, с. Спасское, ныне в Новгородской обл., - 17.11.1918, Петроград], педагог, методист-естественник. Окончив физ.-мат. ф-т Петерб. ун-та (1888), был оставлен при кафедре физиологии растений для науч. работы. Занимался фитопатологией, а позднее вопросами дыхания у растений. Пед. деятельность начал в 1896: преподавал ботанику, методику естествознания в Жен. пед. ин-те, в Тенишевском уч-ще, на разл. курсах, в т. ч. при Пед. музее воен.-уч. заведений; зав. кафедрой ботаники Новороссийского ун-та (1909-15).

Наибольшую известность как педагог-методист. П. приобрёл, работая в Петерб. биол. лаборатории (осн. в 1894 П. Ф. Лес-гафтом). В 1901, когда встал вопрос. о восстановлении в школах преподавания естествознания, П. выступил в защиту этого уч. предмета и пропагандировал актуальные методы его преподавания. В 1907 П. основал Об-во распространения естеств.-науч. образования (ОРЕО) и журнала по методике естествознания «Природа в школе». Автор первой методики естествознания в России «Основы общей методики естествознания» (1907). Эта книга, основанная на взглядах К. Д. Ушинского и А. Я. Герда, определила постановку преподавания естествознания в передовых рус. школах. П. рекомендовал строить преподавание на самостоят. практич. занятиях, экскурсиях и др. приёмах самодеятельности учащихся; обосновал т. н. биол. метод обучения - изучение строения живых организмов на основе связи с окружающей средой.

Соч.: Избр. пед. труды, М., 1957.

Лит.: Райков Б. Е., В. В. Половцов, его жизнь и труды, М. -Л., 1956 (библ.).

Б. Е. Райков.

ПОЛЬЗА

ПОЛЬЗА - ценностное понятие, отражающее положит. значение предметов и явлений в их отношении к чьим-либо интересам; в более строгом смысле - характеристика средств, необходимых для достижения заданной цели. Нечто признаётся полезным, если: а) отвечает чьим-то интересам, б) обеспечивает достижение поставленных целей, в) позволяет получить результаты, близкие этим целям (способствует успешности действий) и г) с наименьшими затратами (способствует эффективности действий). Как и др. ценности практич. сознания (успех, эффективность, целесообразность, преимущество и т. п.), П. представляет собой относительную ценность в отличие от высших ценностей (добра, прекрасного, истины, совершенства). П., как правило, связывается с богатством, властью, наслаждением, здоровьем, навыками и умениями, трудом. Принятие П. в качестве ценностной ориентации порождает серьёзные нравств. противоречия в том случае, когда П. трактуется как благо вообще или как моральное добро.

В исторически раннем или неразвитом (т.е. внутренне недифференцированном) ценностном сознании понятие П. исчерпывается значением удовлетворения жизненных потребностей. Во всех дока-питалистич. обществах стремление к П., как и к наживе, осуждалось. наиб. ценными признавались блага, доставшиеся в наследство, в результате дара или благодеяния, по случаю. Развитие товарного произ-ва и денежного х-ва определило формирование иных ценностных ориентации; в рамках экономических, вещных отношений П. - приоритетная ценность, ключевой принцип деятельности. наиб. типичным выражением пользо-ориенти-рованной деятельности является предпринимательство, направленное на достижение прибыли посредством произ-ва товаров и предоставления услуг, к-рые, во-первых, необходимы обществу в лице разл. частных потребителей и, во-вторых, способны конкурировать с аналогичными товарами и услугами, предлагаемыми др. производителями. Т. о., принцип П. проявляет всеобщую взаимозависимость человека как носителя частного интереса с др. людьми и, следовательно, его сориентированность на общественно значимые ценности. В рамках отношений пользования (как взаимопользования) сориентированный на П. индивид видит цель в себе, а в других лишь средство; однако, нуждаясь в товарах и услугах, к-рыми обладают другие, он вынужден вступать в обмен с ними, предлагая то, чем владеет сам, иными словами, он сам предстаёт в качестве средства для удовлетворения чужих целей. С возрастанием правового регулирования экон. отношений в капиталистич. обществах, в особенности с сер. 20 в., негативные стороны обществ. отношений, основанных на взаимопользовании и конкуренции, существенно ограничиваются.

Нравственно-гражд. значение принципа П. определяется тем, что он позволяет установить масштаб обществ. значимости индивидуального поведения и тем самым ограничить эгоистич. своеволие. Не случайно, именно на основе отношений взаимопользования появляется реальная возможность для провозглашения равенства, свободы, справедливости как высших целей обществ. развития. Вместе с тем абсолютизация принципа П., меркантильность разрушают духовные и нравств. основы жизни и препятствуют совершенствованию человека, к-рое возможно лишь на основе бескорыстного и милосердного отношения человека к др. людям. Р. Г. Апресян.

ПОЛЬША

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПОЛЯКОВ ВАЛЕРИЙ АЛЕКСЕЕВИЧ

ПОЛЯКОВ ВАЛЕРИЙ АЛЕКСЕЕВИЧ (р. 9.10.1936, с. Субботино Моск. обл.), педагог, акад. РАО (1993; акад. АПН СССР с 1990), д-р пед. наук (1980), проф. (1982). По окончании Орехово-Зуевского пед. ин-та (1959) работал в Моск. обл.

ИУУ; с 1961 - в НИИ ТОПО АПН СССР (с 1978 зам. директора, в 1976-78 зав. сектором НИИ школ Мин-ва просвещения РСФСР), организатор и директор (с 1992) Ин-та проф. самоопределения молодёжи РАО. Разрабатывал основы общей методики трудового и проф. обучения, к-рые изложил в одноимённом труде (1987; в соавторстве). Предложил концепцию подготовки подрастающего поколения и учащейся молодёжи к труду в системе непрерывного образования (ШИП, 1990, № 1). Составил уч.-метод. комплект для подготовки учащихся по электротехн. профессиям; обосновал принципы, содержания и формы организации производств. труда учащихся и систему воспитания трудолюбия у детей в семье. Сформулировал общие подходы к совр. содержанию подготовки студентов пед. ин-тов в области трудового и экон. воспитания. С 90-х гг. исследует проблемы теории и практики непрерывной экон. подготовки и проф. самоопределения молодёжи («Педагогика», 1993, № 5, соавт.). Один из авторов краткого словаря для учителя «Трудовое воспитание и политехническое обучение» (1968).

Соч.: Политехн. принцип в трудовом обучении школьников, М., 1977; Электротехника. Уч. пособие для учащихся 9 и 10 кл. ср. общеобразоват. школы, M.

ПОМЫКАЛО ВОЙЦЕХ

ПОМЫКАЛО ВОЙЦЕХ (р. 20.2. 1931, Варшава), польск. педагог; д-р пед. наук (1986, Москва), проф. (1992). Окончил Высшую школу обществ. наук в Варшаве (1965). С нач. 60-х гг. преподаёт в вузах, в т. ч. в Высшей пед. школе в Олышыне (с 1987). В 1961-89 ответств. ред. обществ. ежемесячника «Выховане», преобразованного в 1973 в офиц. журн. Мин-ва просвещения «Осьвята и выховане» («Обучение и воспитание»; выходил в 4 версиях для разл. проф. групп педагогов). П. был среди организаторов Учительского радио-телевиз. ун-та (1973). Авт. трудов в области общей педагогики. Проблеме целей образования и их динамике поев. кн. «Социалистич. стратегия воспитания» (1971), к-рая вызвала критику офиц. инстанций ПОРП, но получила поддержку ряда специалистов в Польше и СССР. В «Споре об идеале поляка» (2 тт., 1986) проанализировал формирование обществ. идеала воспитания в Польше после 1945. С 70-х гг. работает над обобщением теоретич. проблематики образования: выпустил «Малую пед. энциклопедию» (как приложение к журналу; 1970). Инициатор и гл. ред. первой в Польше крупной однотомной (св. 150 печ. л.) «Педагогической энциклопедии» (изд. в 1993). Инициатор и през. частного фонда «Инновация», созданного (1989) с целью подержки талантливых учащихся и их наставников и издания пед. лит-ры.

ПОНИМАНИЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПОНОМАРЕНКО ВЛАДИМИР АЛЕКСАНДРОВИЧ

ПОНОМАРЕНКО ВЛАДИМИР АЛЕКСАНДРОВИЧ (р. 3.1.1933, Мелитополь, Украина), врач и психолог, акад. РАО (1993; акад. АПН СССР с 1990); д-р мед. наук (1972), проф. (1980). Ген.-майор мед. службы (1984). После окончания Саратовского мед. ин-та (1956) работал в частях ВВС. С 1962 в Ин-те авиац. и космич. медицины (в 1986-93 начальник ин-та). Автор и соавтор ряда исследований по проблемам психологии в авиации и космонавтике, безопасности полёта и др. (монография «Практическая психология», 1994, соавт.; и др.). Под рук. П. выполнены инж.-психол. и эргономич. исследования по обеспечению жизнедеятельности операторов авиакосмич. профиля, в т. ч. в интересах воспитания устойчивости личности и спец. групп при действиях в экстремальной обстановке, разработаны соотв. методы и техн. средства обучения (Премия СМ СССР, 1990). Сформулированная П. концепция активного оператора в автоматизиров. человеко-машинных системах используется при проектировании разл. типов летат. аппаратов спец. назначения. Разработал теорию образа полёта и систему воспитания профессионально важных качеств личности, ныне практикуемую в лётных училищах Рос. Федерации; обосновал комплекс мер по профориентации и повышению мотивации учения в школах-интернатах авиац. профиля. Предложил концепцию профессионального здоровья - часть нац. программы обеспечения здоровья человека. Соч.: Образ в системе психич. регуляции деятельности, М., 1981 (соавт.); Психология жизни и труда летчика, М., 1989; Страна Авиация - черное и белое, М., 1995; Образ духа человеческого как психологич. парадигма XXI века, «Магистр», 1996, № 3.

ПОНЯТИЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПООЩРЕНИЕ

ПООЩРЕНИЕ - вид моральной санкции; положит. воздействие авторитетного лица, к.-л. обществ. органа на человека или коллектив с целью закрепления достигнутых им результатов (действия, поведения, позиций и т. п.) и засвидетельствования их одобрения. П. выражается в признании (как правило, публичном) заслуг. П., связанное с повышением социального статуса или улучшением материального положения, называется наградой. Помимо одобрения социальное значение П. определяется тем, что оно обращает внимание др. людей и обществ. мнения на примеры, достойные подражания. Т. о., возникает социально-психол. механизм воспроизведения одобряемых обществом действий и их результатов. Этот процесс имеет 2 негативных момента. Во-первых, сама процедура П. и её положит. следствия могут провоцироваться действиями, к-рые целиком сориентированы на получение П. Внешне положительные, такие действия в нравств. плане являются недостойными. Поэтому с этич. точки зрения П. должно учитывать не только результаты действия, но и его мотивы. Во-вторых, со стороны авторитета П. может использоваться как средство манипулирования поведением людей в форме неявного подкупа, привлечения их на свою сторону и др. Р. Г. Апресян В воспитании П. - это метод. стимулирующий развитие ребёнка. В практике П. даёт гораздо более сильный эффект, чем наказание. П. вызывает положит. эмоции, способствует формированию чувства собств. достоинства, дисциплинированности, ответственности и др. П. осуществляется в разл. словесных формах (благодарность, признательность, одобрение, похвала и др.), наградах, подарках, в зависимости от возраста ребёнка, его интересов, склонностей, целей воспитания и конкретных ситуаций.

П. эффективно, когда доставляет обоюдное удовлетворение детям и взрослым. П. не воспринимается, если при вручении подарка подчёркивается, что награда не совсем заслужена или ожидается ответная благодарность. Постоянные П. за одни и те же поступки могут перестать вызывать у ребёнка положит. эмоции, поэтому в П. всегда должен быть элемент неожиданности, сюрприза. Нельзя увлекаться материальным выражением П., для ребёнка не менее важно моральное одобрение его поступка, уважит, отношение к его заслугам. Пед. цели достигает П., заслуженное ребёнком, его физич. и нравств. усилием, вызывающим удовлетворение и желание сделать ещё лучше. Наступает нравств. саморегуляция, когда человек уже критически оценивает свою деятельность, возможности. На базе уже имеющихся моральных качеств формируются новые.

В воспитании педагогически запущенных и трудновоспитуемых детей особую роль играет авансированное П., когда поощряется ещё не сам поступок, а его мотив или только начатое дело, не сформированные окончательно положит. качества личности и т. д. В этих случаях важно оказать воспитаннику доверие, стимулировать его желание выполнить общественно полезное дело хорошо, заставить поверить его в свои силы и возможности. Так, напр., иногда ученику ставят неск. завышенную оценку за знания, но тем самым стимулируют дальнейшие успехи. ПОПЕЧИТЕЛЬСТВО, см. Опека и попечительство.

Предыдущая страница Следующая страница