Словарь литературных типов (авторы и персонажи)
Статьи на букву "Ц"

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Ц"

Цабала (Цабала-и-де-ла-Пуэнте) Хуан

Цабала (Цабала-и-де-ла-Пуэнте) Хуан (1804-1879) - испанский генерал, монархист

Царица ос ("Дым")

Смотри также Литературные типы произведений Тургенева

- Ш., графиня.

Царица ("Пропавшая грамота")

Смотри также Литературные типы произведений Гоголя

Когда дед дьяка, Фомы Григорьевича, прибыв во дворец с грамотой и пройдя четыре дворцовые комнаты, в пятой увидел наконец царицу: "сидит сама, в золотой короне, в серой новехонькой свитке, в красных сапогах, и золотые галушки ест". Ц. "велела ему насыпать целую шапку синицами..."

Царское Село

Смотри также Литературные типы произведений Пушкина

уездный городок Спб. губ., "поэтическая отчизна" Пушкина. "Отечество нам Ц. С." ("19 окт. 1825 г."). "В те дни в таинственных долинах, весной при кликах лебединых, близ вод сиявших в тишине являться муза стала мне" ("Евг. Он.", VIII, 3 проп.). "Здесь каждый шаг рождает воспоминанья прежних лет". ("Восп. в Ц. С. 1815). "К товарищам" (1817); "Царскосельские хранительные сени" (Чаадаеву, 1821); "Восп. в Ц. Селе" (1829 г.).

Царь ("Бор. Год.")

Смотри также Литературные типы произведений Пушкина

- Годунов, Борис.

Цветухин

Цветухин - чиновник, нанятый А. Н. Майковым в качестве посредника между ним и Стелловским.

Цебрикова Мария Константиновна

Цебрикова Мария Константиновна (1835-1917) - писательница демократического направления, в 70-е гг. печатавшаяся в "Отечественных записках", автор "Детских рассказов" и "Записок гувернантки"; активная поборница женского равноправия.

Цейдлер Петр Михайлович

Цейдлер Петр Михайлович (1821-1873) - педагог и литератор, в 60-е гг. редактор журналов "Иллюстрация" и "Воскресный досуг". Знакомый Ф. М. Достоевского.

Цейнер Михаил Абрамович

Цейнер Михаил Абрамович (р. 1867) - писатель

Цейх, Амалия, баронесса ("И. С. Поджабрин")

Смотри также Литературные типы произведений Гончарова

- По словам Маши, "прехорошенькая, особенно утром, как с постели встает". Поджабрин при встрече с А. был поражен "ее красотою". После покупки у нее лошади Поджабриным "выразительно посмотрела на него" и "сделалась разговорчива". Получив от Поджабрина две тысячи рублей в долг "на четыре дня" "поблагодарила нежным пожатием руки и влажным взглядом", но денег не вернула. Когда же он заикнулся и хотел напомнить о долге, зажала ему рот "хорошенькой ручкой". На просьбу Поджабрина вернуть деньги Ц. отвечала: "Я заняла! Опомнитесь!.." "Напротив, я хотела спросить вас, скоро ли вы мне отдадите семьсот рублей за лошадь?"

Цейхгауз

Цейхгауз (цейхауз) - воинский склад оружия, обмундирования, снаряжения и т. п. (нем. Zeughaus)

Целлер Эдуард

Целлер Эдуард (1814-1908) - немецкий историк философии, автор труда "Философия греков в ее историческом развитии".

Целовальник ("Капит. дочка")

Смотри также Литературные типы произведений Пушкина

- Уп. л. "Ему Пугачев" заложил" свой "тулуп".

Цёльнер И. К. Ф.

Цёльнер И. К. Ф. - немецкий астрофизик; при посредстве американского медиума Слэда провел опыт по доказательству существования четырехмерного пространства, которое воспринимают лишь спиритические медиумы. Опыт состоял в возникновении узлов на веревке, заранее прикрепленной и припечатанной сургучом к другой веревке. И. Н. Ливчак (см.) опроверг эти данные, наглядно продемонстрировав, как с помощью хитроумных технических приспособлений можно незаметно для публики завязать узлы на веревке, припечатанной сургучом к дубовому столу.

Цензурное ведомство

Статья большая, находится на отдельной странице.

Цеолин ("Альфред")

Смотри также Литературные типы произведений Гоголя

Тан короля Альфреда.

Цертелев, Дмитрий Николаевич

Смотри также Литературные типы произведений Гончарова

(1852-1911). - Поэт и философ, редактор "Русского обозрения". В письме к М. М. Стасюлевичу гр. А. К. Толстой просит свести Ц. с Гончаровым (1874 г.). Сб. "Памяти Белинского", 373. Письмо к нему Гончарова (об "Обрыве"), "Новое время", 1912 г., № 12, 943. Ил. прил. Перепечатано в извлечении ниже, Райский - Критика.

Цертелев Дмитрий Николаевич, князь

Цертелев Дмитрий Николаевич, князь (1852-1911) - литературный критик и публицист, в 1890-1892 гг. редактор журнала "Русское обозрение".

Цикада

Цикада - Мусина-Пушкина Д. М.

Циммермановская

Циммермановская - шляпа - шляпа из магазина фабриканта Циммермана на Невском проспекте

Цине Эмиль Васильевич

Цине Эмиль Васильевич - в 1885 г. старшина Немецкого клуба в Москве.

Цинциннат Луций Квинкций

Цинциннат Луций Квинкций (род. ок. 519 г. до н. э.) - римский полководец и государственный деятель; занимался земледельческим трудом на своем поле и славился скромностью своего образа жизни.

Цирульник ("Нос)

Смотри также Литературные типы произведений Гоголя

- Иван Яковлевич.

Цирцеи

Смотри также Литературные типы произведений Пушкина

"Не пел порочной он забавы, не пел презрительных Цирцей". ("Евг. Он.", II, 9, пропущ.), "Московских франтов и Цирцей привлечь насмешливые взгляды" (VII, 27).

Цитера

Смотри также Литературные типы произведений Пушкина

(Цитерея). "Веселые Цитеры", "Мое завещ.", (1815); "Фавн и пастушка", "Послание к Лиде", (1810); "А. А. Шишкову", (1817); "Кривцову","Щербинину", ("Младые монашенки Ц-ы, 1818). Ц. - "слабая царица" - противопоставляется свободы гордой певице ("Вольность", 1820).

Цитович Петр Павлович

Цитович Петр Павлович (1842-1912) - профессор гражданского права Новороссийского университета, автор брошюры, в которой защищалось общинное земледелие ("Новые приемы защиты общинного землевладения"), публицист (брошюра "Что делали в романе "Что делать?""), в 1880 г. - редактор газеты "Берег".

Цицерон

Смотри также Литературные типы произведений Пушкина

Онегин "читал охотно Апулея, а Цицерона не читал" (VIII, 1), "читал охотно Елисея, а Цицерона проклинал" (VIII, 1, проп.). - "День дружбы... глас натуры!!.. Взглянув друг на друга, потом, как цицероновы авгуры, мы рассмеялися тишком" (Путеш.).

Цицерон Марк Туллий

Цицерон Марк Туллий (106-43 г. до н. э.) - римский государственный деятель, писатель и философ, выдающийся оратор. Сторонник республиканского строя.

Цицианов, князь Дмитрий Евсеевич

Смотри также Литературные типы произведений Пушкина

Славился своими невероятными рассказами. В "Воображ. разговоре с имп. Алекс. I" Пушкин говорит: "вольное, всякое сочинение возмутительное приписывается мне, как всякие остроумные вымыслы - князю Цицианову".

Цицианов, князь Павел Дмитриевич

Смотри также Литературные типы произведений Пушкина

(1754-1806). - Боевой генерал; с именем Ц. связано присоединение к России Имеретии. "Пылкий" Ц. ("Кавк. плен.". Эпил.).

Цугундер

Цугундер - взять (тянуть) на цугундер - привлечь к ответственности, взять для расправы (от нем. zu Hundert - "к сотне" (ударов))

Цукки Вирджиния

Цукки Вирджиния - итальянская танцовщица, гастролировавшая в России с 1885 по 1892 г. (в Мариинском и частных театрах).

Цшокке Генрих

Цшокке Генрих (1771-1848) - немецкий писатель

Цыбула ("Сорочинская ярмарка")

Смотри также Литературные типы произведений Гоголя

Кум Черевика. "Будь я собачий сын, если не поднес бы ему дулю под самый нос!" - говорит Ц. про самого черта но, испугавшись свиной рожи, заползает "в судорогах под подол своей супруги".

Цыган ("Сорочинская ярмарка")

Смотри также Литературные типы произведений Гоголя

"Совершенно провалившийся между носом и острым подбородком рот, вечно осененный язвительною улыбкою, небольшие, но живые, как огонь, глаза и беспрестанно меняющиеся на лице молнии предприятий и умыслов". Надет на нем "темно-коричневый кафтан, прикосновение к которому, казалось, превратило бы его в пыль; длинные, валявшиеся по плечьям охлопьями, черные волосы; башмаки, надетые на босые, загорелые ноги, - все это, казалось, приросло к нему и составляло его природу". По определению Грыцко, Ц. принадлежал к тому "племени", которому "все бы корысть только: поддеть да обмануть доброго человека".

Цыган старый ("Цыгане")

Смотри также Литературные типы произведений Пушкина

- "На вешнем солнце греет уж остывающую кровь". "В его уме минувши лета час от часу темней, темней". "Что было, то не будет вновь", - говорит Ц.; но песня Земфиры, которую "певала Мариула", "заронилась глубоко в памяти" Ц. Ожидая Земфиру, "он перед углями сидит, согретый их последним жаром и в поле дальнее глядит", "и стынет убогий ужин старика". Когда Земфира приводит гостя - встречает Алеко: "Я рад. Останься до утра под сенью нашего шатра или пробудь у нас и доле, как ты захочешь. Я готов с тобой делить и хлеб, и кров. Будь наш, привыкни к нашей доле, бродящей бедности и воле, а завтра, с утренней зарей, в одной телеге мы поедем; примись за промысел любой: железо куй иль песни пой и села обходи с медведем!" Он знает, что "не всегда мила свобода тому, кто к неге приучен". - "Ты для него дороже мира", - говорит Ц., обращаясь к Земфире. - "Ты любишь горестно и трудно, а сердце женское шутя", - утешает он Алеко. По словам Ц., "вольнее птицы младость, кто в силах удержать любовь?" "Кто сердцу юной девы скажет: люби одно, не изменись!" - "Не плачь, тоска тебя погубит", - утешает он Алеко. "Твое унынье безрассудно". Алеко называет "другом"; припоминая "старую печаль", ему рассказывает "повесть о самом себе", когда он "молод был". - "Моя душа в то время радостно кипела, - говорит Ц. - Ах, быстро молодость моя звездой падучею мелькнула, но ты, пора любви, минула еще быстрее: только год меня любила Мариула". С этих пор ему "постылы" все девы мира: "меж ними никогда мой взор не выбирал себе подруги, и одинокие досуги уже ни с кем я не делил". После того, как Алеко стал "убийцей", обращается к нему с требованием: "Оставь нас, гордый человек! Мы дики, нет у нас законов; мы не терзаем, не казним, не нужно крови нам и стонов: но жить с убийцей не хотим. Ты не рожден для дикой доли, ты для себя лишь хочешь воли; ужасен нам свой будет глас: мы робки и добры душою, ты зол и смел - оставь же нас; прости! да будет мир с тобою".

Критика: Сопоставляя Алеко со Ст. цыг., Белинский говорит: "и как велик, как истинно (т. е. внутренно, духовно) свободен перед ним старый цыган, этот сын природы, бедности, не знающий в простоте сердца никаких теорий нравственности". "Это одно из таких лиц, созданием которого может гордиться всякая литература. Есть в этом цыгане что-то патриархальное. У него нет мыслей: он мыслит чувством - и как истинны, глубоки, человечны его чувства! Язык его исполнен поэзии. В тоне речи его столько простоты, наивности, достоинства, самоотрицания (resignation), кротости, теплоты и елейности. И как верен он себе во всем - тогда ли, как рассказывает своим простодушным языком предание об Овидии; или когда в исполненной дикого огня, дикой страсти и дикой поэзии песни Земфиры припоминает старого друга; или когда, утешая Алеко в охлаждении Земфиры, по-своему, но так верно и истинно объясняет ему натуру и права женского сердца и рассказывает трогательную повесть о самом себе, о своей любви к Мариуле и ее измене, которую он в своей цыганской простоте так человечно, так гуманно нашел совершенно законной... Но в сцене похорон и прощания с Алеко он является, сам того не подозревая в своей цыганской дикости, в истинно-трагическом величии".

Цыганы (Пушкина)

Цыганы (Пушкина) - поэма. Начата в Одессе, закончена вчерне 10 октября 1824 г. в Михайловском. Пушкин не торопился с изданием поэмы и отрывки из нее (в альманахах "Полярная звезда" и "Северные цветы" на 1825 г.) появились против воли поэта. Пушкин долго и упорно работал над "Цыганами". Из отзывов ближайших друзей он видел, что его произведение было плохо понято. Восторги Жуковского не шли дальше похвал "совершенству" слога, и он спрашивал о "цели поэмы". Перелом в творчестве Пушкина отметил И. Киреевский, писавший в "Моск. вестн.", что все недостатки "Ц." зависят от противоречия двух разногласных стремлений: одного - самобытного, другого - байронического; посему самое несовершенство поэмы есть для нас залог усовершенствования поэта". "Байроновскую тень" видела современная критика прежде всего в новом произведении поэта, и лишь один "Вестн. Евр." не допускал даже сравнения Пушкина с Байроном, ставя последнего недосягаемо высоко пред Пушкиным. Совершенно одиноко стоит мнение кн. П. А. Вяземского, писавшего Пушкину по поводу "Цыган": "ты ничего жарче этого не сделал. Это, кажется, полнейшее, совершеннейшее, оригинальнейшее твое творение". К этому мнению, высказанному в 1825 г., примыкает мнение Белинского, признавшего в 1846 г., что с "Ц." Пушкин уже перестал быть выразителем нравственной настроенности русского общества и явился уже воспитателем будущих поколений". "Цыганы" были первым усилием, первой попыткой Пушкина создать что-нибудь важное и зрелое, как по идее, так и по исполнению". "Цыганы" оставили далеко за собой все написанное им прежде, обнаружив в поэте великие силы; но в то же время в этой поэме виден только могучий порыв к истинно художественному творчеству, но еще не полное достижение желанной цели стремления". "Идея "Ц." вся сосредоточена, по мнению Белинского, "в герое поэмы" (Алеко). Позднее Достоевский горячо отрицал подражание в этой "гениальной поэме" ("Дневник писателя", август 1880 г.). Он видел в "Ц." намек на "русское решение вопроса, проклятого вопроса по народной вере и правде. Смирись, гордый человек, и прежде всего сломи свою гордость; смирись, праздный человек, и прежде всего потрудись на родной ниве - вот это решение по народной правде и народному разуму".

Алеко. - Земфира. - Мариула. - Старик. - Цыган молодой.

Цыплакова Маша

Цыплакова Маша - горничная, служившая у Чеховых в Мелихове

Предыдущая страница Следующая страница