Статьи на букву "Г" (часть 3, "ГОЛ"-"ГРА")
Голубев Валентин Яковлевич (1846-1920) - чиновник Министерства финансов |
Голубкина Анна Семеновна (1864-1927) - скульптор |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Смотри также Литературные типы произведений Тургенева - Словарь литературных типов. |
Гольбейн Ганс Младший (1497-1543) - немецкий художник. |
Гольден Н. А. - Чехова Наталья Александровна |
Смотри также Литературные типы произведений Пушкина (1728-1774). - Английский поэт и романист, автор "Векфильдского священника" (1766). |
Гольцев Виктор Александрович (1850-1906) - публицист, критик, общественный деятель. Один из ведущих сотрудников газеты "Русские ведомости" и журнала "Вестник Европы". С 1885 г. фактический редактор журнала "Русская мысль" |
Гомер - древнегреческий эпический поэт, которому со времен античности приписывается создание "Илиады" и "Одиссеи". |
Смотри также Литературные типы произведений Пушкина В пьесе "Городок" Пушкин упоминает о Г. Гомер был в числе любимых авторов юного поэта. "Болтун страны эллинския" ("Бова"). Онег. "бранил Гомера". (I, 7) - Омир. "Божественный О." - "тридцати веков кумир" (V, 36-37). |
Гомо де ля Верита - Петерсен В. К. |
Гомункул - человечек, которого, по представлению средневековых алхимиков, можно получить искусственным путем (лат. homunculus) |
Смотри также Литературные типы произведений Гончарова (1754-1819). - Отец писателя. От второго брака А. И. (1804 г.) с Авдотьей Матвеевной Шахториной родились сыновья: Николай и Иван, дочери: Елена и Мария (умершие в детстве), Александра и Анна. |
Смотри также Литературные типы произведений Пушкина (1699-1784). - Основатель Полотняного Завода; при Елисавете за свою полезную деятельность был пожалован в ранг маиора (чином коллежского асессора). Екатерина посетила Полотняный Завод. В память этого посещения сыном А. А. была куплена в Берлине колоссальная статуя, отлитая по заказу Потемкина, но установить ее на "Пол. Заводе" Николаю Афанасьеву так и не удалось (Афан. Ник.). |
Смотри также Литературные типы произведений Пушкина († 1832). - Дед Н. Н. Пушкиной; в доме его провела "любимая внучка" детские годы. К нему "на поклон" ездил в "Полотн. Завод" женихом Пушкин. Дедушка обещал дать за внучкой приданое, но просил поэта прежде выхлопотать у министра финансов 200-300 т. р. для приведения в порядок его фабрик, а также разрешение продать на вес статую Екатерины II (La grande maman de Zavode). по этому делу переписку Пушкина и письма к А. И. Г. (1830 г.). |
Гончаров, Иван Александрович (1812-1891) - русский писатель, автор романов "Обыкновенная история" ("Современник", 1847 г.), "Обломов" ("Отечественные записки", 1859), "Обрыв" (1869), путевых записок "Фрегат "Паллада"". С 1855 г. - цензор. Автор "Мильона терзаний" - критической работы о "Горе от ума". ----------------------------------- Смотри также Литературные типы произведений Пушкина (1812-1891). - Автор "Обломова". В 1857 г. по должности цензора рассматривал VII дополнительный том Анненковского издания, и благодаря его докладам многие из статей П., запрещенные ранее к печати, смогли увидеть свет. Сухомлинов М., Исследования и статьи, т. I, изд. Суворина. |
Смотри также Литературные типы произведений Гончарова († 1790). - Дед писателя. Начал службу полковым писарем в Оренбургском крае и дослужился до чина капитана. Оставил после себя "Летописец" - погодные записи о событиях семейной жизни, - хранящиеся ныне в Симбирской архивной комиссии. "Вестн. Евр." 1907, II, стр. 575-576. От третьего брата И. И. Гончарова с Вассой Стефановной родился Александр Иванович Гончаров - отец писателя. |
Смотри также Литературные типы произведений Пушкина Сын Аф. Абр., наследник и расточитель отцовских богатств, оставивший сыну своему Афанасию Николаевичу маиоратное имение и долг в 1,5 м. рублей. |
Смотри также Литературные типы произведений Пушкина Отец Н. Н. Пушкиной. Энергичный и деятельный человек; недолго служил в Москве, но вскоре же вышел в отставку и успешно занялся приведением в порядок запущенных дедом и отцом заводских дел, встречая постоянно противодействие со стороны отца. Подобно своей матери Н. П. Мусиной-Пушкиной, заболел нервным расстройством. Его сыновья от брака с Н. И. Загряжской: Дмитрий, Иван и Сергей; дочери: Екатерина, Александра и Наталья. |
Смотри также Литературные типы произведений Гончарова (1787-1851). - Мать писателя, урожденная Шахторина; 19-ти лет вышла замуж за пятидесятилетнего Александра Ивановича Гончарова. О ней говорит Гончаров в "Воспоминаниях" (II). Получив известие о кончине матери, Иван Алекс. писал сестре (Кирмаловой): "горжусь, благодарю Бога за то, что имел подобную мать. Ни о чем и ни о ком у меня мысль так не светла, воспоминание так не свято, как о ней". |
Смотри также Литературные типы произведений Гончарова (1815 - ?). - Сестра Ив. Ал., в замужестве Кирмалова. Письма к ней Гончарова опубликованы в "Вестн. Евр.", 1907, № 2. |
Смотри также Литературные типы произведений Пушкина род. 1811 г. Любимая сестра Нат. Ник., жившая в доме Пушкиных. В воспоминаниях А. П. Араповой ("Новое время" 1908 г.) отмечается ее интимная близость к Пушкину. Позднее вышла замуж за барона Фризенгофа из Австрии. |
Смотри также Литературные типы произведений Гончарова (1818-1898). - Младшая сестра писателя, по мужу Музалевская. Шесть писем к ней Ив. Ал-а опубликованы в выдержках в статье М. Суперанского "Вестн. Евр." 1908, XII, 439-444. Остальные письма не уцелели, т к., верная завещанию Гончарова, А. А. сожгла их; уцелевшие письма находились у ее приемной дочери. |
Смотри также Литературные типы произведений Пушкина Старшая сестра Н. Н.; вышла в 1837 г. замуж за Дантеса-Геккерна. |
Смотри также Литературные типы произведений Гончарова - урожденная Рудольф, жена брата писателя (Николая Александровича). По свидетельству сына, она изображена в "Обрыве", в образе Ульяны Андреевны, а в "учителе Козлове" Елиз. Карл. узнала черты своего мужа. По свидетельству других лиц, знавших Г-у, в Ульяне Андреевне отражены лишь немногие черты Г-ой, но вообще она не пользовалась симпатиями со стороны родственников мужа. "Вестн. Евр." 1908, XI, 18-19. |
Смотри также Литературные типы произведений Пушкина урожденная Загряжская, теща Пушкина |
Смотри также Литературные типы произведений Пушкина Род Г. ведет свое начало от посадских людей г. Калуги. Основателем благосостояния Г. явился Афанасий Абрамович, наследниками его маиората были: сын Николай, правнук Афанасий ("дедушка" Пушкиной) и его сын Николай (отец Пушкиной). О жизни Г-ых в маиоратном имении "Полотняный Завод" работу А. В. Средина в "Ст. годах" июль-сент. 1910 г. (есть отд. оттиски). |
Гоппе Герман Дмитриевич (1836-1885) - в разные годы издатель журналов "Огонек", "Всемирная иллюстрация", "Модный свет". |
Гораций (Квинт Гораций Флакк) (65 до н. э. - 8 до н. э.) - римский поэт, автор сатир, лирических од, посланий, философских рассуждений, наставлений житейско-философского характера. |
Смотри также Литературные типы произведений Пушкина (65 до Р. Х. † 9). - Римский поэт. В пьесе "Городок" в числе любимых авторов Пушкина отмечается "чувствительный Гораций". "Бессмертный трус" (Посл. В. Пушкину, 1817). "Стансы", 1819. Пушкин упоминает о Г. вновь в "Послании к Юдину" (1819). "Умный льстец" (А. Л. Давыдову - 1824). Перевод его оды (II, 7 "К Помпею") - 1835. Уп. в "Евг. Он." VI, 7. Его оды и сатиры переведены Фотом. Спб. П. Порфировым. Оды Г., Спб. 1899 г. |
Смотри также Литературные типы произведений Гончарова - Уп. л. знакомый Аянова и Райского. В письме к последнему Аянов сообщает, что Г. "сбыли за границу вместе с его ведьмой и теперь в доме стало живее". |
Горбунов Иван Федорович (1831-1895) - прозаик, артист Малого, затем Александринского театра, популярный автор и исполнитель юмористических сцен из русского быта ("Сцены из домашней жизни квартального надзирателя", "Мастеровой", "Постоялый двор", "На реке", "Самодур" и др.), знакомый Ф. М. Достоевского. ----------------------------------- (1831-1895) - автор сцен из быта городского мещанства и крестьянства, рассказчик и актер. |
Горбунова (урожд. Короткова) Елена Евгеньевна - слушательница Бестужевских курсов, жена И. И. Горбунова-Посадова. |
Горбунов-Посадов (наст. фамилия Горбунов) Иван Иванович (р. 1864) - писатель, редактор и издатель книг преимущественно для народного и детского чтения. Толстовец. В 80-е гг. принимает активное участие в деятельности издательства "Посредник" (брошюры-листовки для народа) и в конце концов становится его главам руководителем. При нем были выпущены новые серии книг: "Библиотека для юношества", "Библиотека для интеллигентных читателей", "Библиотека свободного воспитания" и др., детский журнал "Маяк". |
Смотри также Литературные типы произведений Пушкина (1770-1862). - Спб. обер-полицмейстер (1811-1821), позднее сенатор. |
Смотри также Литературные типы произведений Пушкина - Уп. л. Кошевой атаман запорожских казаков, сторонник Мазепы. Казнен в 1708 году. |
Гордон Давид Моисеевич (Маркович?) - владелец таганрогской водолечебницы. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Горев (Васильев) Федор Петрович (1850-1910) - артист Малого театра в Москве, с 1897 г. - Александринского театра в Петербурге. |
Горева Елизавета Николаевна (1857-1917) - драматическая актриса и антрепренер. |
Смотри также Литературные типы произведений Пушкина - "Известная скотина", по выражению Володского, женатый на дочери певчего. Зинаида называет Г. "известным мерзавцем". |
Смотри также Литературные типы произведений Лермонтова "Богатый сосед Палицына". "Он был высокого росту, белокур и вообще довольно ловок для деревенского жителя; служил в лейб-кампанцах; 25-ти лет вышел в отставку, женился и нажил себе двух дочерей и одного сына. "Хозяйка поминутно подносила ему тарелки со сластями; он брал из каждой понемножку и важно обтирал рот". |
Смотри также Литературные типы произведений Грибоедова - Платон Михайлович Горичев. |
Смотри также Литературные типы произведений Грибоедова - Наталья Дмитриевна Горичева. |
Горн А. - редактор французской газеты "Journal de St. Petersbourg", выходившей в Петербурге, где была напечатана на французском языке повесть Ф. М. Достоевского "Кроткая". |
Смотри также Литературные типы произведений Гончарова - "Действовала в духе барышни". |
Смотри также Литературные типы произведений Тургенева Приятель и "друг закадычный" Каратаева. По словам последнего, "человек это образованный, всего Пушкина прочел; станет, бывало, с Матреной да со мной разговаривать, так мы и уши развесим". Г. целовал руки у Матрены, как у барыни, "души в ней не чаял" и писать ее выучил. |
Горнфельд Аркадий Григорьевич (1867-1941) - критик, переводчик и литературовед. Печатался в "Северном вестнике", "Русском богатстве" (участвовал в работе отдела библиографии и переводной литературы, рецензировал новые книги, редактировал переводы и пр.). Как автор статей по теории словесности, принимал участие в создании словаря Брокгауза и других энциклопедий. Автор критических статей о Герцене, С. Аксакове, Н. А. Некрасове, Тютчеве, Л. Н. Толстом, В. Г. Короленко и многих других. |
Смотри также Литературные типы произведений Гоголя Старый есаул. Когда на свадьбе "показался колдун", Г. "величаво и сановито выступил вперед и сказал громким голосом, выставив против него иконы. "Пропади, образ сатаны! Тут тебе нет места!" "Пусть попробует он, окаянный антихрист, прийти сюда: отведает, бывает ли сила в руках старого казака!" |
Смотри также Литературные типы произведений Гоголя "Ничего не бойся!" "Тебя никто не обидит", - говорил он, когда Катерина, плача, рассказывала про то, что колдун намерен убить ее сына. |
Смотри также Литературные типы произведений Гоголя Катерине обещает позвать старуху-ворожею: "против нее никакая сила не устоит; она выльет переполох тебе". |
Городецкий Даниил Михайлович - журналист, сотрудник газеты "Новости дня". |
Смотри также Литературные типы произведений Гоголя Во времена своей молодости, когда не имел еще обыкновения спать после обеда и пить на ночь какой-то декокт, заправленный сухим крыжовником, "воздвиг в городе Б." модный дощатый забор, выкрашенный серою краскою под цвет грязи". Человек рассудительный, но спавший "решительно весь день от обеда до вечера и от вечера до обеда". |
Смотри также Литературные типы произведений Гончарова - Городничий Буинска - "маленький человечек в военной или полицейской форменной фуражке и сюртуке". "Вбежал впопыхах" на станционный двор и накинулся на хозяина за то, что тот не потребовал паспорта от проезжего (заехавшего в город для смены лошадей). "К тебе въехал приезжий", "а ты и ухом не ведешь, не даешь знать в полицию! а? Ты знаешь, как строго приказано?" - говорил гневно Г. На оправдание хозяина прибавил: "Врешь, врешь, подлец! Ямщик сказывал, что проезжий обедать здесь будешь. Первым твоим делом, подлец, потребовать от проезжего вид и представить в полицию". Взяв, поданный Гончаровым, "отпускной университетский билет", "надел очки", взглянул пристально "на проезжего и потом на билет" и спросил: "А куда изволите ехать?" Получив ответ, вернул билет обратно, заметив, что "все в порядке, но относительно хозяина остался при прежнем мнении: "Нет, нет, он подлец! Он должен смотреть в оба: мало к нему кто заедет! Полиция обо всех должна знать!" - "Может быть, вы зарезали ваших родителей и бежали!" - "выпалил" Г., обращаясь к Гончарову. |
Смотри также Литературные типы произведений Гоголя - Петр Федорович. |
Смотри также Литературные типы произведений Гоголя - Ант. Ант. Сквозник-Дмухановский. |
Смотри также Литературные типы произведений Аксакова - "Адъюнкт-профессор российской словесности", "бездарный и отсталый"; "на первой лекции сказал пошлое, надутое приветствие"; "отчаянный шишковист". "Сожалел, что университетское юношество заражено" таким "опасным писателем", как Карамзин. Студенты, чтоб подладиться к нему, восхищались Сумароковым, Ломоносовым и Шишковым. |
Смотри также Литературные типы произведений Гоголя Чернобровая, "с дрожащими молодыми грудями, ей снится гусарский ус и шпоры; свет луны смеется на ее щеках", а она лежит, "разметавшаяся на одинокой постели". |
Смотри также Литературные типы произведений Гончарова - Уп. л. По уверению Опенкина, он от Г. "без шапки ушел", т. к. у Г. его пить "насильно заставляли". |
Смотри также Литературные типы произведений Гоголя Дворовая девка Ив. Ник. |
Смотри также Литературные типы произведений Гоголя "Старая ключница", бывшая "нянька" Остраницы. "Для праздника наградила себя порядочной кружкой водки". Встретив Остраницу, подняла такой вой, "что лай собак, который было начал стихать, удвоился". "Привыкла бояться повелительного голоса своего пана" и немедленно ему повинуется. |
Горский Витольд - 18-летний студент, убийца шести человек (семьи и прислуги купца Жемарина). Сообщение о его преступлении появилось в марте 1868 г. в газете "Голос". Неоднократно упоминается на страницах романа "Идиот". |
Смотри также Литературные типы произведений Тургенева "Сосед Либановой, 26 лет, умный человек, старинный друг Веры; слывет за человека насмешливого и холодного". По собственной охоте редко предается возвышенным чувствам. "Чувствительность к нему не идет". Ему "гораздо приятнее смеяться, чем вздыхать... или мечтать". У него "сердце слишком холодно, а воображение слишком горячо". По собственной аттестации: "человек недоверчивый, странный. С виду, "говорит он, я насмешлив и развязан, а на самом деле я просто робок......Я человек темный и запутанный, который много виноват пред самим собою, который беспрестанно грешит... Я не рожден для семейной жизни". "Да здравствует насмешливость, веселость и злость!" |
Горский Петр Никитич (1826-1877) - писатель-очеркист (очерк "Бедные жильцы. В больнице и на морозе (Из записок Страстотерпцева)" и др.), сотрудник "Времени". Послужил одним из прототипов Мармеладова ("Преступление и наказание"). |
Горчаков, Александр Михайлович (1798-1883) - князь, русский дипломат, в 1856-62 гг. министр иностранных дел, с 1863 г. - канцлер ----------------------------------- Смотри также Литературные типы произведений Пушкина (1798-1883). - Лицейский товарищ Пушкина. "Любимец мод, большого света друг". Умер в чине государственного канцлера, последним из лицеистов первого выпуска. К нему "А. М. Г-y" (1816 и 1819). "Вступая в жизнь, мы быстро разошлись", - писал Пушкин 19 окт. 1825 г. В 1825 г. был в Псковской губ. вблизи Михайловского, но не заехал к "опальному поэту". Свидание их состоялось у Пещурова (см.), куда приезжал Пушкин. "Мы встретились и расстались довольно холодно, по крайней мере с моей стороны", - писал Пушкин Вяземскому. По словам Я. Грота, "гордился дружбою Пушкина и знал на память обращенные к нему послания знаменитого товарища". Г. по отношению к Пушкину приписывал себе роль la cuisini?re de Moli?re (?еседа его с Гротом), но от активного участия при постановке и открытии памятника поэту в Москве уклонился за недосугом. |
Смотри также Литературные типы произведений Пушкина († 1867). - Пушкин познакомился с Г. в Кишиневе, где он служил в военной службе. В это время Алексеев и Г. были ближайшими к нему людьми. Ответы по поводу замечаний Г. на "Кавказский пленник" под 1821 г.; в "Москвитянине" 1850 г. (I-IV) напечатаны "Воспоминания Г. о Пушкине". Письма к нему 1821 и 1823. О займе у него письма Нащокину 1830 и сл. г. |
Смотри также Литературные типы произведений Пушкина (1768-1824). - Писатель, автор многих опер, посланий, сатир, член Российской академии и "Беседы люб. рос. слова", пользовался уважением за свой талант и остроумие даже в кружке Карамзина. Многие стихи Г., подобно стихам из "Горя от ума", употреблялись в свое время как пословицы. Пушкин в "Городке" называл Г. "наперсником муз"; он любил его "колкий стих" в посланиях, "в сатире - знанье света и слога чистоту и в резвости куплета игриву остроту". Позднее Пушкин приписывал умершему уже Г. свою "Гаврилиаду" (письмо Вяз. І/ІХ 1828 г.). Сочинения Г. вышли лишь в 1890 г. М. О нем "Городок" (1816). Пушк. Акад. изд., т. I. Прим., стр. 81. М. Сухомлинов. Ист. Рос. акад., т. 7. Соч. Батюшкова, т. 3. |
Смотри также Литературные типы произведений Пушкина - Сестра лицейского товарища Пушкина, в замужестве кн. Кантакузен. Ей пьесы "Stances" (1814). |
Смотри также Литературные типы произведений Пушкина - Сестра лицейского товарища П., в замужестве Хвощинская. Ей, по словам Майкова, посвящена пьеса "Красавице, которая нюхала табак" (1814). |
Смотри также Литературные типы произведений Лермонтова - Фамилия его была малороссийская, хотя вместо Горшенко он называл себя Горшенков. Он был порядочного роста и так худ, что английского покроя фрак висел на плечах его, как на вешалке. Жесткий атласный галстук подпирал его угловатый подбородок. Рот его, лишенный губ, походил на отверстие, прорезанное перочинным ножичком в картонной маске. Щеки его, впалые и смугловатые, местами были испещрены мелкими ямочками, следами разрушительной оспы. Нос его был прямой, одинаковой толщины во всей своей длине, а нижняя оконечность как бы отрублена. Глаза, серые и маленькие, имели дерзкое выражение, брови были густы, лоб узок и высок, волосы черны и острижены под гребенку, "из-за галстука его выглядывала борода ? la St.-Simonienne". "Он был со всеми знаком, служил где-то ездил по поручениям, возвращаясь, получал чины, бывал всегда в среднем обществе и говорил про связи свои со знатью, волочился за богатыми невестами, подавал множество проектов, продавал разные акции, предлагал всем подписки на разные книги, знаком был со всеми литераторами и журналистами, приписывал себе многие безыменные статьи в журналах, издал брошюру, которую никто не читал, был, по его словам, завален кучею дел и целое утро проводил на Невском проспекте". - "Поверите ли, - отвечает на приглашение Браницкого заехать к нему, - я так занят, - вот завтра сам должен докладывать министру, потом надобно ехать в комитет, работы тьма, не знаешь как отделаться; еще надобно писать статью в журнал, потом надобно обедать у князя N, - всякий день где-нибудь на бале, вот хоть нынче у графини Ф. Так и быть уж, пожертвую этой зимой, а летом опять запрусь в свой кабинет, окружу себя бумагами и буду ездить только к старым приятелям". |
Гославский Евгений Петрович (1861-1917) - беллетрист и драматург. Сотрудничал в юмористических журналах "Шут", "Стрекоза", "Детский друг", "Детское чтение", "Наблюдатель", с 1891 г. - в журнале "Артист". Рассказы Е. П. Гославского вышли в 1902 г. отдельной книгой ("Путем-дорогою"). Пьесы Гославского ("Расплата", "Подорожник", "Свободный художник" и др.) шли на сценах столичных театров, в т. ч. Малого и Нового. Познакомился с Чеховым в 1880 г., постоянно обращался к нему за литературными советами. Гославский П. П. - его брат. |
Смотри также Литературные типы произведений Гончарова - Уп. л. Приятель Волкова, только что произведенный в офицеры. |
Смотри также Литературные типы произведений Пушкина - Вотчина Белкиных. |
Смотри также Литературные типы произведений Пушкина - По описанию Белкина, "обитатели Горюхина, большею частию, росту среднего, сложения крепкого и мужественного; глаза их серые, волосы русые или рыжие. Женщины отличаются носами, поднятыми несколько вверх, выпуклыми скулами и дородностию". "Баба здоровенная", сие выражение встречается часто в примечаниях старосты к ревизским сказкам. "Мужчины добронравны, трудолюбивы (особенно на своей пашне), храбры, воинственны. Многие из них ходят одни на медведя и славятся в околодке кулачными бойцами; все вообще склонны к чувственному наслаждению пиянства. Женщины, сверх домашних работ, разделяют с мужчинами большую часть их трудов и не уступят им в отважности: редкая из них боится старосты. Они составляют мощную, общественную стражу, неусыпно бодрствующую на барском дворе, и называются копейщицами (от славянского слова копье). Главная обязанность копейщиц - как можно чаще бить камнем в чугунную доску и тем устрашать злоумышленников. Они столь же целомудренны, как и прелестны; на покушения дерзновенного, отвечают сурово и выразительно. - "Жители Горюхина издавна производят обильный торг лыками, лукошками и лаптями. Сему способствует река Сивка, через которую весною переправляются они на челноках, подобно древним скандинавам, а в прочее время года переходят вброд, предварительно засучив портки до колен". - "Язык горюхинский есть решительно отрасль славянского, но столь же разнится от него, как и русский; он исполнен сокращениями и усечениями; некоторые звуки вовсе в нем уничтожены или заменены другими. Однако ж россиянину легко понять горюхинца, и обратно". - "Мужчины женятся обыкновенно на 13-м году, на девушках 20-тилетних. Жены били своих мужей в течение четырех или пяти лет. После чего мужья уже начинают бить жен; и таким образом оба пола имели свое время власти, и равновесие было соблюдено". - "Одежда горюхинцев состояла из рубахи, надеваемой сверх порток, что есть отличительный признак их славянского происхождения. Зимою носили они овчинные тулупы, но более для красы, нежели из настоящей нужды, ибо тулуп обыкновенно надевали они на одно плечо и сбрасывали при малейшем труде, требующем движения". - "Науки, искусства и поэзия издревле находились в Горюхине в довольно цветущем состоянии... Музыка всегда была любимое искусство образованных Г.; балалайка и волынка, услаждая чувство и сердце, и поныне раздаются в их жилищах, особенно в древнем общественном здании, украшенном елкою и изображением двуглавого орла". Поэзия некогда процветала в древнем Горюхине. Доныне стихотворения Архипа Лысого сохранились в памяти потомства". |
Госпиталь (Лермонтова) - один из образчиков "юнкерской музы" Л. ниже "Уланша". |
Смотри также Литературные типы произведений Гоголя Согласен, что в комедиях "нет того, что бы показывало, что это порождено высокой любовью к человечеству, словом, любовью". "Причина этих произведений" - "желчь, ожесточение, негодование": соображая все, что слышал об авторе, думает, что "он точно должен быть или эгоист, или очень раздражительный человек". |
Смотри также Литературные типы произведений Гоголя "Занимает государственную должность довольно значительную", "кажется, министр". "Ничуть не разделяет мнений многих чересчур разгорячившихся патриотов", будто "не нужно нам показывать злоупотреблений" в комедии, будто "Ревизор" - "насмешка над правительством, над нашими обычаями". Но ему кажется, "не слишком ли много здесь чего-то печального?" Он сомневается - "что скажет народ, когда увидит, что у нас бывают вот какие злоупотребления", и "неужели, однако ж, существуют у нас точь-в-точь такие люди?" "Очень скромно одетый человек" удостоверил, что народ думает: "Небось, прыткие были воеводы, а все побледнели, когда пришла царская расправа", и указал, что вместо второго вопроса надо спрашивать: "Неужели я сам чист вовсе от таких пороков". Восхитившись "честностью и благородством" таких воззрений, г. А. предлагает молодому человеку "место, где будет обширное поле действия, где он получит несравненно более выгод и будет на виду". "Душа" А. осветилась после встречи с этим чиновником". - "Да хранит тебя Бог, наша малознаемая нами Россия! В глуши, в забытом углу твоем скрывается подобный перл, и вероятно не один". |
Смотри также Литературные типы произведений Гоголя Считает, что обличение есть "некоторым образом оскорбление, которое более или менее распространяется на всех". "Чем выставлять дурное, зачем же не выставить хорошее, достойное подражания". "Это некоторым образом наши общественные раны, которые нужно скрывать, а не показывать". "Скажешь глупость: она бы, может быть, так и проскользнула незамеченной, но отыщется поклонник и приятель, сумеет совсем опошлить ее". |
Смотри также Литературные типы произведений Гоголя "Осмеять! Да ведь со смехом шутить нельзя. Это значит разрушить всякое уважение - вот что это значит. Да ведь меня после всего этого всякий прибьет на улице, скажет: "Да ведь над вами смеются; а на тебе такой же чин, так вот тебе затрещина!" - Ведь это вот что значит!" |
Смотри также Литературные типы произведений Лермонтова - Во фраке, с длинными усами и красной рожей. Подговоренный драгунским капитаном, на вечере в благородном собрании "направил неверные шаги свои прямо к княжне: он был пьян. Остановясь против смутившейся княжны и заложив руку за спину, он уставил на нее мутно-серые глаза и произнес хриплым дискантом: "Пермете... ну, да что тут! просто, ангажирую вас на мазурку". - Видя смущение княжны и одобряемый драгунским капитаном, прибавил: "Разве вам неугодно? Я таки опять имею честь вас ангажировать pour mazure... Вы, может, думаете, что я пьян? Это ничего!.. Гораздо свободнее, могу вас уверить!.." Когда Печорин подошел к пьяному господину, взял его довольно крепко за руку и, посмотрев ему прямо в глаза, попросил удалиться, Г. сказал "засмеявшись": "Ну нечего делать!.. в другой раз…" "и удалился к своим товарищам, которые тотчас увели его в другую комнату". |
Смотри также Литературные типы произведений Гоголя Слушая противоречивые сплетни "Просто Враля", "Господина отрицательного свойства" и т. п., недоумевает, не зная, кому верить. Когда ему указывают, что "все это говорится экспромтом", негодует: "Это, однако ж, бессовестно: лгать и не чувствовать самому" ("Господин хладнокровного свойства"). |
Смотри также Литературные типы произведений Тургенева "Молодой", развязный, с длинными волосами, впалой грудью, по которой в виде маленького водопада извивался черный атласный галстук, приколотый огромной золотой булавкой. Г. слыл во всей губернии за человека, до тонкости изучившего все обычаи и уставы высшего света, хотя он в Петербурге прожил всего шесть месяцев и выше домов коллежского советника Сандараки и зятя его статского советника Костандараки проникнуть не успел. На всех балах танцами распоряжался он, подавая музыкантам знак хлопаньем в ладоши, посреди воя труб и визга скрипок. |
Смотри также Литературные типы произведений Гоголя У него "четыре дома в одной улице: все рядом, один возле другого, в шесть лет выросли! Каково действует честность на прозябательную силу? С жаром говорит по поводу комедии: "Нравственность, нравственность страждет, вот что главное". |
Смотри также Литературные типы произведений Гоголя "Скверен как черт, а язык, как у змеи". "Нравственность, - говорит он, - вещь относительная". Всякий меряет нравственность относительно к себе. Один называет нравственностью сниманье ему шляпы на улице; другой называет нравственностью смотренье сквозь пальцы на то, как он ворует; третий называет нравственностью услуги, оказываемые его любовнице... Впрочем, это так только в провинциях водится, в столицах этого не бывает, не правда ли? Тут если и явится у кого-нибудь в три года два дома, так ведь это отчего? Все от честности, не так ли?" |
Смотри также Литературные типы произведений Гоголя "Говорил с негодованием, что он не понимает, как в нынешний просвещенный век могут распространяться нелепые выдумки, и что он удивляется, как не обратит на это внимание правительство. Господин этот, как видно, принадлежал к числу тех господ, которые желали бы впутать правительство во все, даже в свои ежедневные ссоры с женою". |
Смотри также Литературные типы произведений Гоголя Автор пьесы, по его словам, "ничуть не умный: я знаю, он служил, его чуть не выгнали из службы: просьбы не умел написать". |
Смотри также Литературные типы произведений Гоголя Действительный статский советник В. говорит о нем: "Есть люди, которые имеют искусство все охаять. Твою же мысль, повторивши, они умеют сделать так пошлою, что сам краснеешь. Скажешь глупость; она бы, может быть, так и проскользнула незамеченной - нет, отыщется поклонник и приятель, который непременно пустит ее в ход и сделает еще глупее, чем она есть. Даже досадно право: точно в грязь посадил". - П. подхватывает мысли г. В. Обличение - "это именно оскорбление, которое распространяется. Теперь выведут, например, какого-нибудь титулярного советника, а потом..." "Э... пожалуй выведут... и действительного статского советника"... "Ну уж, брат, слишком. Как же может быть гусь действительный статский советник?.. Ну, пусть еще титулярный... Нет, ты уж слишком". "Он (г. Б.) может себе говорить что ему угодно, а ведь это все-таки наши, так сказать, раны" (Госп. В. в сторону: "ну, попались ему на язык эти раны! Будет он толковать о них и встречному и поперечному!") |
Смотри также Литературные типы произведений Лермонтова Увешанный крестами, ездил в дом Печориных только на званые обеды. |
Смотри также Литературные типы произведений Гоголя "Я не знаю, что это за человек (автор комедии). Это, это, это... Для этого человека нет ничего священного! сегодня он скажет: такой-то советник не хорош, а завтра скажет, что и Бога нет. Ведь тут всего только один шаг". |
Смотри также Литературные типы произведений Гоголя Подхватывает, что автор "комедии сидел за долги в каком-то городке": но "не в тюрьме: это было на башне. Это видели те, которые проезжали. Говорят, это было что-то необыкновенное. Вообразите: поэт на высочайшей башне, вокруг - горы, местоположение восхитительное, и он оттуда читает стихи. Не правда ли, что здесь является какая-то особенная черта писателя?" |
Смотри также Литературные типы произведений Гоголя "Говорят - безделушка, пустяки, театральное представление. Нет, это не простые безделушки; на это нужно обратить строгое внимание. За этакие вещи и в Сибирь посылают. Да если б я имел власть, у меня бы автор не пикнул. Я бы его в такое место засадил, что он бы и света Божьего не взвидел". |
Смотри также Литературные типы произведений Гоголя По его словам, врали "еще за две минуты не знают сами, что услышат от себя. Язык у них без ведома хозяина вдруг брякнет новость, а хозяин и рад возвращаться домой, как будто бы наелся. А на другой день он уж и позабыл о том, что сам выдумал. Ему кажется, что он услышал от других это". |
Госпожинки - пост с 1 по 15 августа перед "осенним мясоедом" |
Гостомысл (IX в.) - новгородский посадник или князь, с именем которого связывается предание о призвании варяжских князей. Легендарный предводитель новгородских словен. |
Смотри также Литературные типы произведений Лермонтова - Гость на великосветском балу, выражающий такое мнение: "Во всякой песне модной всегда слова такие есть, которых женщина не может произнесть". |
Смотри также Литературные типы произведений Лермонтова - Гость на великосветском балу; говорит, что русский язык "слишком прям" и "к женским прихотям доселе не привык". |
Смотри также Литературные типы произведений Лермонтова Гость на великосветском балу. "Как дикарь, свободе лишь послушный, не гнется гордый наш язык; за то уж мы как гнемся равнодушно!" - говорит он. |
Смотри также Литературные типы произведений Гоголя "Какого он роду - Бог его знает", но упрятывает галушки, как корова сено. Покамест все съели по одной и опустили спички за другими, дно было гладко, как панский помост. Теща насыпала еще: думает, гость наелся и будет убирать меньше. Ничего не бывало: еще лучше стал уплетать. И другую выпорожнил. Вдруг поперхнулся и упал. Кинулись к нему - и дух вон. Удавился! "Так ему, обжоре проклятому, и нужно!" - сказал голова. |
Смотри также Литературные типы произведений Гоголя О жене городничего говорит: "Да, она такова всегда была; я ее знаю: посади ее за стол, она и ноги свои..." |
Смотри также Литературные типы произведений Лермонтова - Марфа Петровна. |
Смотри также Литературные типы произведений Пушкина поэтесса. "Ответ А. И. Г-ой" (1828), вызванный ее посланием к Пушкину по поводу "непонимания" поэтом женщин. |
Готский-Данилович Э. М. - исправник г. Старая Русса, перлюстрировавший письма А. Г. Достоевской, вследствие чего они постоянно запаздывали. |
Готфрид Бульонский (ок. 1060 - 1100) - один из предводителей первого крестового похода. В 1099 г. его войска взяли Иерусалим. |
Гофкригсрат - придворный военный совет, высшее военное учреждение в Австрии |
Гофман фон Фаллерслебен Август Генрих (1798-1874) - немецкий поэт и филолог, исследователь истории немецкой народной песни. Автор небезызвестной патриотической песни "Deutschland, Deutschland ?ber alles" ("Германия, Германия превыше всего"). |
Гофман Эрнст Теодор Амадей (1776-1822) - немецкий писатель-романтик, композитор, художник. В своих произведениях ("Золотой горшок", "Эликсир дьявола", "Крошка Цахес", "Песочный человек" и др.) тонкую иронию и причудливую фантазию, доходящую до мистического гротеска, соединял с критическим восприятием реальности. |
Гофф Иоганн (ум. 1887) - придворный поставщик пива, конфет, шоколада, владелец пивоваренного завода в Петербурге. |
Градовский Александр Дмитриевич (1841-1889) - русский историк государственной школы, публицист либерального направления. |
Градовский Григорий Константинович (1842-1915) - фельетонист, писавший под псевдонимом Гамма. Сотрудничал как в консервативных, так и в либеральных изданиях ("Московских ведомостях", "Гражданине", "С.-Петербургских ведомостях", "Голосе", "Молве", "Московском телеграфе" и др.). Сотрудничая в "Голосе", полемизировал с "Дневником писателя" Ф. М. Достоевского. В июле 1876 г. основал в Петербурге еженедельную газету "Русское обозрение", которая в феврале 1878 г. была прекращена за "вредное направление" (после публикации статьи о суде над Верой Засулич). В 1877-78 гг. - военный корреспондент "Голоса" в Закавказье и Малой Азии (впоследствии опубликовал книгу очерков "Война в Малой Азии в 1877 г."). Другие сочинения: драмы, статьи, мемуары. |
Градов-Соколов Леонид Иванович (1845-1890) - драматический актер, для которого задумывалась роль антрепренера в водевиле, создававшемся А. П. Чеховым совместно с А. С. Лазаревым. В Москве играл в театре Корша, Бренко, Лентовского (см.), до этого - в Петербурге, в Александринском театре. |
Гракх Тиберий и Гракх Кай (II в. до н. э.) - братья, римские народные трибуны из знатного плебейского рода. Пытались провести демократические земельные реформы; погибли в борьбе с сенатской знатью. |
Смотри также Литературные типы произведений Пушкина (1786-1827). - Литератор, автор "Рассуждения о древней русской словесности" (1804), где и находится его объяснение азбуки. ("Мелк. зам."). |
Смотри также Литературные типы произведений Пушкина - герой романа Ричардсона. Р. перевод: "Английские письма, или история Кавалера Г.". Спб. 1793-1794. "Сей Градисон был" "гвардии сержант", "игрок"; "одевался всегда по моде и к лицу", был "славный франт". - Он нравился Лариной "сердцем и умом" гораздо больше чем ее муж. - Когда Ларина, старушкою уже, вернулась в Москву, оказалось, что Гр. "в Москве, живет у Симеона". "Меня в сочельник навестил", - рассказывает княжна Полина. "Недавно сына он женил". Ларина не сразу и вспомнила, кто такой "Грандисон". "Она любила Ричардсона... не потому, чтоб Грандисона она Ловласу предпочла" (II, 30). "И бесподобный Грандисон, который нам наводит сон" (III, 9). "Но наш герой, кто б ни был он, уж верно был не Грандисон" (III, 10). |
Грановский Тимофей Николаевич (1813-1855) - историк, общественный деятель, профессор всеобщей истории в Московском университете, весьма популярный в передовых кругах русского общества. Блестящий оратор. Сторонник идеи общности развития России и Западной Европы. Один из прототипов Степана Трофимовича Верховенского ("Бесы") |
Гран-рон - фигура танца (фр. grand rond, большой круг) |
Грассейман - грассирование, картавление (фр. grasseyement) |
Смотри также Литературные типы произведений Пушкина - Жена "не успела полюбить" его до свадьбы, - он и "впоследствии о том не заботился". Жена изменяла ему, а он "один во всем Париже ничего не знал и ничего не подозревал". Когда настало время графине разрешиться ребенком Ибрагима, "графа нашли способ удалить". "Он возвратился поздно, узнал о счастливом разрешении супруги и был очень доволен". |
Смотри также Литературные типы произведений Гончарова - Уп. л. Герой романа Бебикова, "красивый, ловкий" и "блестящий молодой человек, офицер одного из первых гвардейских полков. [Юр. Лорин, герой романа Валуева - "Лорин". "Список: Валуев]. |
Граф Нулин - поэма. Написана в Михайловском в 1825 г., напечатана полностью в "Северных цветах" на 1828 г. и отдельно Спб. 1827 г. В "Заметках" Пушкина находится следующее объяснение происхождения поэмы: "В конце 1825 года находился я в деревне и, перечитывая "Лукрецию", довольно слабую поэму Шекспира, подумал: что, если бы Лукреции пришла в голову мысль дать пощечину Тарквинию? Быть может, это охладило б его предприимчивость и он со стыдом принужден был отступить. Лукреция бы не зарезалась. Публикола не взбесился бы - и мир, и история мира были бы не те. Мысль пародировать историю и Шекспира мне представилась, я не мог противодействовать двойному искушению и в два утра написал эту повесть". "Граф Нулин", по словам Пушкина, наделал ему больших хлопот (П-ъ и цензура). "В свете приняли его благосклонно". Император Николай, как сообщил поэту Бенкендорф, прочитал поэму с большим удовольствием, хотя и заметил одно место, подлежащее исключению. "Гр. Н.", по отзыву Белинского, "не более, как легкий сатирический очерк одной стороны нашего общества, но очерк, сделанный рукой в высшей степени художественной". "В этой повести все так и дышит красками русского деревенского быта. Здесь целый ряд картин в фламандском вкусе - и ни одна из них не уступит в достоинстве любому из тех произведений фламандской живописи, которые так высоко ценятся знатоками. Что составляет главное достоинство фламандской школы, если не уменье представлять прозу действительности под поэтическим углом зрения? В этом смысле "Граф Нулин" есть целая галерея превосходнейших картин фламандской школы. И если мы сказали, что не "Графом Нулиным" будет бессмертен Пушкин, это не значит, чтоб мы на поэму его смотрели, как на легонькое литературное произведеньице, как на остроумную шутку: нет, это значит только, что у Пушкина слишком много гораздо больших прав на бессмертие, чем "Граф Нулин", и что эта поэмка, которая могла бы составить главный капитал известности для иного поэта, у Пушкина есть только роскошь, избыток, который тратится без внимания и без сожаления. По мнению критика, поэт схватывает в "Графе Нулине" самые характерические черты русской жизни". Лидин. - Натальи Павловны муж. - Нулин, граф. - Параша. - Picard. - Фалбала. |
Смотри также Литературные типы произведений Пушкина - Восьмидесятилетняя старуха. Не имела злой души, но была своенравна, как женщина, избалованная светом. По рассказу Томского, лет пятьдесят тому назад ездила в Париж и была там в большой моде. Народ бегал за нею, чтоб увидеть "1а V?nus moscovite; Ришелье за нею волочился" и, по уверению Г., "он чуть было не застрелился от ее жестокости". Графиня не имела ни малейшего притязания на красоту, давно увядшую, но сохраняла все привычки своей молодости, строго следовала модам семидесятых годов и одевалась так же долго, так же старательно, как и шестьдесят лет тому назад, "хотя в этом наряде и казалось ужасна и безобразна". Она была "скупа и погружена в холодный эгоизм, как и все старые люди, отлюбившие в свой век и чуждые настоящему. Она участвовала во всех суетностях большого света; таскалась на балы, где сидела в углу, разрумяненная и одетая по старинной моде, как уродливое и необходимое украшение бальной залы; к ней с низкими поклонами подходили приезжающие гости, как по установленному обряду, и потом уже никто ею не занимался. У себя принимала она весь город, наблюдая строгий этикет и не узнавая никого в лицо. Ее родственники давно смотрели на нее, как на отжившую": во время выездов два лакея приподнимали старуху и просовывали в дверцы кареты, но Г. имела обыкновение поминутно делать в карете вопросы: кто это с нами встретился? как зовут этот мост? что там написано на вывеске? - и сердилась, когда ей отвечали "невпопад". Во время бессонных ночей ("Г. страдала бессонницей") "сидела вся желтая, шевеля отвислыми губами, качаясь направо и налево. В мутных глазах ее изображалось совершенное отсутствие мысли; смотря на нее, можно было бы подумать, что качание страшной старухи происходило не от ее воли, но по действию скрытого гальванизма". Увидя Германна, "это мертвое лицо изменилось неизъяснимо: губы перестали шевелиться, глаза оживились: перед Г. стоял незнакомый мужчина", "она искала слов для ответа". Напоминание Германна о Чаплицком "видимо" смутило ее. "Черты ее изобразили сильное движение души; но она скоро впала в прежнюю бесчувственность". "При виде пистолета Г. во второй раз оказала сильное чувство. Она закивала головою и подняла руку, как бы заслоняясь от выстрела". В сотый раз рассказывала "внуку свой анекдот" и требовала у него присылки нового романа, "только, пожалуйста, не из нынешних", т. е. такого романа, "где бы герой не давил ни отца, ни матери и где не было утопленных тел". Изумилась, что "есть русские романы", выслушала в чтении воспитанницы две страницы, "зевнула" и велела отослать книги обратно. Покойный муж графини, по словам внука, "был род бабушкина дворецкого". "Он ее боялся как огня". "Когда он отказался заплатить ее проигрыш", Г. "дала ему пощечину и легла спать одна в знак своей немилости". На другой день она велела позвать мужа, надеясь, что домашнее наказание над ним подействовало"; она "всегда была строга к шалостям молодых людей". Ее воспитанница была "домашней мученицей". В то время как "многочисленная челядь" Г., разжирев и поседев в ее передней и девичьей, делала что хотела, наперерыв обкрадывая умирающую старуху, ее воспитанница "получала выговоры за лишний расход сахара". Приказывала заложить карету, заставляла воспитанницу читать вслух и сердилась, что воспитанница не одета. - "Всегда надобно тебя ждать, это, матушка, несносно!" - и опять отменяла свое приказание: "Лизанька, мы не поедем: нечего было наряжаться!" "Но только что Лизавета Ивановна успела снять капот и шляпу, как графиня послала за нею и велела тотчас подавать карету". |
Смотри также Литературные типы произведений Пушкина - Леонора, графиня. |
Смотри также Литературные типы произведений Пушкина - Уп. л. "Она была богата, молода". Представляла хладный идеал тщеславия". "Ездила всегда" в церковь "к Покрову". "Входила в церковь с шумом, величаво; молилась гордо...." "Но сквозь надменность эту я читал иную повесть: долгие печали, смиренье жалоб". "Она страдала, хоть была прекрасна и молода; хоть жизнь ее текла в роскошной неге; хоть была подвластна фортуна ей; хоть мода ей несла свой фимиам - она была несчастна". [По свидетельству Н. Маевского, под именем графини Пушкин вывел граф. Екатерину Александровну Стройновскую, урожд. Буткевич. "Ист. Вестн." 1880 г. № 10]. |