Словарь литературных типов (авторы и персонажи)
Статьи на букву "А" (часть 3, "АММ"-"АРА")

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "А" (часть 3, "АММ"-"АРА")

Аммос Шишкин

Аммос Шишкин - псевдоним А. П. Сниткина, которым он подписывал комические стихи

Амур-Эрот

Смотри также Литературные типы произведений Пушкина

"Красавице", "К Наталье", "Городок" (А. воспитаны "Вержье, Парни с Грекуром"), "К M. A. Дельвиг", "Фавн и Пастушка", "Амур и Гименей", ("Малютка бедокур"), "Фиал Анакреона" ("Коварный"), "Сон", "Элегия" ("Амур! уж я не твой!" 18, 17); "Щербинину", "Н. И. Кривцову (1818), Баратынскому (1821). также Эрот.

Амфитеатров Александр Валентинович

Амфитеатров Александр Валентинович (1862-1938) - русский писатель-фельетонист, беллетрист. Автор множества фельетонов ("Господа Обмановы" и др.), хроникальных повествований о судьбах русского общества "Концы и начала. Хроники 1880-1910 гг." ("Восьмидесятники", "Девятидесятники", "Закат старого века", "Дрогнувшая ночь") и серии "Сумерки божков"; литературно-критические статьи, пьесы. Псевдонимы А. В. Амф-в, О. Л., Old Gentleman и др. Амфитеатрова Иллария (Евлалия) Владимировна - жена А. В. Амфитеатрова.

Анаевский А. Е.

Анаевский А. Е. (1788-1866) - весьма посредственный литератор, бывший предметом постоянных насмешек в журналах 40-х - 60-х гг. XIX в.

Анакреон

Смотри также Литературные типы произведений Пушкина

греческий поэт (5-й век до Р. Х.). - Родина его Теос; отсюда у Пушкина "певец тиисский". Перевод его LV, LVI и LVII од (1835 г.). О нем: "Гроб Анакреона" (1815), "К Батюшкову (1815); "Подражание А-у" (1828).

Аналой

Аналой - в православном храме стол, на который во время богослужения кладутся евангелие, крест и иконы.

Анахарсис

Смотри также Литературные типы произведений Пушкина

Имя это приписывается одному их скифов, в VI в. до Р. Х. будто бы путешествовавшему по Европе, поклоннику европейской культуры.

Анахарсис-Клоц

Смотри также Литературные типы произведений Пушкина

прозвище В. К. Кюхельбекера (Брату, 1825).

Ангел смерти ("Ангел смерти")

Смотри также Литературные типы произведений Лермонтова

- "В грозный час последних мук и расставания он крепко обнимает нас; но холодны его лобзанья, и страшен вид его для глаз". - "Он знал таинственные речи, он взором утешать умел и усмирял земные страсти, и было у него во власти больную душу как-нибудь на миг надеждой обмануть". "Как полуночная звезда, манил он смертных иногда и провожал он к дверям рая толпы освобожденных душ". "Их он сожалел", пока не знал, "что состраданья люди не могут заслужить, не награжденье - наказанье последний миг их должен быть! Они коварны и жестоки их добродетели - пороки, и жизнь им в тягость с юных лет". Тогда осталось в нем "желанье миру мстить". "На все, что только прах земной, глядел с презрением нетленный". "И неизбежной встречи с ним" "боится каждый с этих пор: тревожат нас, как злой укор, его приветственные речи, и мрачен неподвижный взор, и льда хладней его объятье, и поцелуй его - проклятье…"

Ангерес (правильно Ангерас) Тимофей Акакиевич

Ангерес (правильно Ангерас) Тимофей Акакиевич - московский комиссионер

Англоман (Барышня-крестьянка)

Смотри также Литературные типы произведений Пушкина

- Муромский, Гр. Ив.

Андерсен Ганс Христиан

Андерсен Ганс Христиан (1805-1875) - датский писатель

Андраши Дюла, граф

Андраши Дюла, граф (1823-1890) - венгерский политический деятель, в 1871-1879 гг. - министр иностранных дел Австро-Венгрии.

Андреев А. А.

Андреев А. А. - Желябужский А. А.

Андреев Александр Иванович

Андреев Александр Иванович - артист Московского Художественного театра в 1898-1906 гг.; в пьесах А. П. Чехова исполнял роли Якова ("Чайка"), Федотика ("Три сестры")

Андреев Леонид Николаевич

Андреев Леонид Николаевич (1871-1919) - русский писатель, автор повестей ("Жизнь Василия Фивейского"), рассказов ("Рассказ о семи повешенных", "Савва", "Красный смех", "Бездна" и др.), драм ("Жизнь человека", "Анатэма" и др.)

Андреева Александра Алексеевна

Андреева Александра Алексеевна (1853-1926) - критик, историк литературы, переводчица ( в т. ч. произведений А. П. Чехова на итальянский язык). Автор работ "Итальянская новелла и "Декамерон"", "Воскресение у гр. Толстого и Г. Ибсена" и др. Знакомая А. П. Чехова.

Андреева Глафира Михайловна

Андреева Глафира Михайловна - подруга детства и юности А. Г. Достоевской

Андреева (урожд. Юрковская, в первом браке Желябужская) Мария Федоровна

Андреева (урожд. Юрковская, в первом браке Желябужская) Мария Федоровна (1872-1953) - с 1898 по 1906 г. актриса Московского Художественного театра, исполнительница роли Нины Заречной, Ирины, Вари ("Чайка", "Три сестры", "Вишневый сад").

Андреев-Бурлак

Василий Николаевич (1843-1888) - актер, игравший главным образом в приволжских городах. Исполнитель характерных комедийных ролей, мастер художественного чтения. Один из организаторов "Первого товарищества русских актеров".

Андреевский Сергей Аркадьевич

Андреевский Сергей Аркадьевич (1848-1919) - поэт, литературный критик; адвокат-криминалист. Литературную деятельность начал с переводов Ришпена, Мюссе, Бодлера, Сюлли-Прюдома и др. В 1886 г. выпустил сборник собственных стихов. Автор ряда литературно-критических работ, порой вызывавших острую полемику (например, "Вырождение рифмы").

Андрей Афанасьевич ("Капит. дочка")

Смотри также Литературные типы произведений Пушкина

- Земский. По собственному признанию, государственный чиновник. Караульный называет его просто Андрюхой. На вопрос Гринева: - "Где Андрюшка-земский?" - отвечал гордо подбочась: "Я сам Андрей Афанасиевич, а не Андрюшка". По рассказу караульного, А. А. запер стариков Гриневых "в хлебном амбаре" - "посадил их в колодки и хочет свезти к батюшке-государю"... А. А. "с надменным видом" спросил Гринева, пытавшегося сбить замок с двери амбара, "как" он смеет "буянить". Когда Гринев схватил его "за шиворот, "было заупрямился", но "вынул ключ и отпер амбар"; впустив Гринева, вновь запер амбар; на требование Гринева "отопри" А. А. "отвечал": - "Как не так! сиди-ка сам здесь. Вот ужо научим тебя буянить да за ворот таскать государевых чиновников". Во время перепалки был ранен саблей в голову и "упал, загородив порог".

Андрей Григорьевич Дубровский

Смотри также Литературные типы произведений Пушкина

- Дубровский, А. Г.

Андрей Иванович Тентетников ("Мертвые души")

Смотри также Литературные типы произведений Гоголя

- Тентетников.

Андрей Карлович Р. ("Капит. дочка")

Статья большая, находится на отдельной странице.

Андрей Колосов

Смотри также Литературные типы произведений Тургенева

- повесть. Первое из появившихся в печати произведений Тургенева. Написано в 1844 г.; напечатано в том же году в "Отеч. зап." за подписью Т. Л. (Тургенев-Лутовинов). Под такими инициалами до 1848 г. печатались все произведения И. С. Повесть ведется в форме рассказа от первого лица ("Бледный человек"). В такой же форме написано большинство рассказов Тургенева: 1) Андрей Колосов, 2) Ася, 3) Бригадир, 4) Дневник лишнего человека, 5) Довольно, 6) Жид, 7) Несчастная, 8) Отчаянный, 9) Пегас, 10) Первая любовь, 11) Перепелка, 12) Переписка, 13) Поездка в Полесье, 14) Призраки, 15) Пунин и Бабурин, 16) Рассказ о. Алексея, 17) Собака, 18) Сон, 19) Старые портреты, 20) Степной король Лир, 21) Странная история, 22) Стук... стук... стук! 23) Три встречи, 24) Три портрета, 25) Фауст, 26) Часы, 27) Человек в серых очках, 28) Яков Пасынков и 29-53) все двадцать пять рассказов серии "Зап. охотн.". Таким образом, из восьмидесяти художественных произведений Т. - шесть относятся к романам, десять к драмам и комедиям, пятьдесят три рассказа ведутся от первого лица и только одиннадцать рассказов и повестей написаны в иной манере: 1) Бретер, 2) Вешние воды, 3) Два приятеля, 4) Затишье, 5) История лейт. Ергунова, 6) Клара Милич, 7) Муму, 8) Постоялый двор, 9) Песнь торжествующей любви, 10) Петушков, 11) Собственная господская контора.

Бледный человек. - Бобов. - Варя. - Гаврилов. - Колосов. - Матрена Семеновна. - Пузырицын. - Сидоренко. - Танюша. - Щитов.

Андрей ("Обломов")

Смотри также Литературные типы произведений Гончарова

- Штольц.

Андрей Пупырь ("Львов")

Смотри также Литературные типы произведений Тургенева

(уп. л.) - Алена Тимофеевна.

Андрей ("Тяжба")

Смотри также Литературные типы произведений Гоголя

Лакей Пролетова.

Андриевский

Андриевский - врач, предполагаемый покупатель Мелихова

Андрий Бульбенко ("Тарас Бульба)

Статья большая, находится на отдельной странице.

Андрий ("Тарас Бульба")

Смотри также Литературные типы произведений Гоголя

- Словарь литературных типов.

Андриянова (Андреянова) Елена Ивановна

Андриянова (Андреянова) Елена Ивановна (1819-1857) - балерина, первая исполнительница партии Жизели в России.

Андро А.

Смотри также Литературные типы произведений Пушкина

Оленина.

Андрушкевич Александр Петрович

Андрушкевич Александр Петрович (1878-1915) - студент Ветеринарного института в Юрьеве

Андрюша Обломов

Смотри также Литературные типы произведений Гончарова

- Обломов, Андр.

Андрюша ("Татьяна Борисовна и ее племянник")

Смотри также Литературные типы произведений Тургенева

- Беловзоров А. И..

Андрюша Чепрунов ("Семейная хроника" и "Детские годы")

Смотри также Литературные типы произведений Аксакова

- "Единственный", "обожаемый сынок" Катерины Алексеевны. Товарищ Багрова внука по классу; "кривой, один глаз выпятился от бельма и похож на какую-то белую пуговицу. Учитель арифметики поступал с А. несправедливо": ставил отметки не по достоинству и "обращался" худо.

Андрюшка ("Евгений Онегин")

Смотри также Литературные типы произведений Пушкина

- "Скорей! Пошел, пошел, Андрюшка!" II, 32.

Андрюшка ("Лакейская")

Смотри также Литературные типы произведений Гоголя

Слуга (Анны Петровны), в картузе, шинели и с узелком в руке. Григорий называет его "московской вороной" и "штопальницей". По собственным словам, он и "лакей и женский портной вместе", работой копейку добывает.

Андрюшка ("Мертвые души")

Смотри также Литературные типы произведений Гоголя

Один из мужиков, высыпавших из деревни на дорогу "поглазеть", "когда, по глупости кучеров или лошадей", чичиковская бричка и губернаторский шестерик "так странно столкнулись, перепутавшись упряжью, и дядя Митяй с дядей Миняем взялись распутывать дело", взявши А. в помощники.

Андрюшка ("Обломов )

Смотри также Литературные типы произведений Гончарова

- Дворовый в Обломовке.

Анекдоты китайские

Смотри также Литературные типы произведений Пушкина

Были в большом ходу в тогдашней подцензурной журналистике. "Коль скоро газетчик прогневался на кого-нибудь, тотчас в листках его "является известие из-за границы (и большею частью из-за китайской), в коем противник расписан самыми черными красками в лице какого-нибудь вымышленного или безыменного писателя. Большею частью китайские анекдоты, если не делают чести изобретательности и остроумию сочинителя, то по крайней мере достигают цели своей, по злости, с каковою они написаны. Не узнавать себя в пасквиле безыменном, но явно направленном, было бы малодушием". "Кр. зам.". По поводу одновременного появления "Бориса Год." и романа Булгарина "Дмитрий Самозванец", Пушкин сам рассказал "Кит. Ан." о трагике Фан-Хо и романисте Фан-Хи. ("Крит. зам.").

Анжело

Анжело - повесть в стихах - пересказ драмы Шекспира "Мера за меру". Написана в 1833 г., напечатана в альманахе "Новоселье" 1834 г. с сокращениями, обозначенными точками. Эти сокращения сделаны по указанию императора Николая Павловича. Белинский считал, что "эта поэма недостойна таланта Пушкина". Критик относил "А." к переходным пьесам поэта: от эпических его поэм к драматическим. "В поэме видно какое-то усилие на простоту, отчего простота ее слога как-то искусственна. Можно найти в "А." счастливые выражения, удачные стихи, если хотите, много искусства, но искусства чисто технического, без вдохновения, без жизни". (Соч., т. VIII). По мнению Н. И. Стороженко, у "Шекспира Анжело бросает Марианну главным образом потому, что приданое ее погибло во время кораблекрушения. Пушкин справедливо счел этот мотив слишком тривиальным для человека с такой чистой репутацией, как Анжело, и, упомянув вскользь об этом обстоятельстве, выдвигает другой мотив, именно дурные слухи, которые ходили об его невесте. "Пускай себе молвы неправо обвиненье - нет нужды. Не должно коснуться подозренье к супруге Кесаря". Последних стихов нет у Шекспира: они прибавлены Пушкиным, и нельзя не сознаться, что мотив, выдвинутый Пушкиным на первый план, как нельзя более соответствует характеру Анжело, которому было всего дороже его незапятнанная репутация. Рассматриваемый как психологический этюд "Анжело" окажется весьма замечательным произведением". (Сборник "Венок на памятник Пушкину", стр. 226-227).

Анисим ("Дубровский")

Смотри также Литературные типы произведений Пушкина

- Кистеневский священник. Когда суд приехал отбирать Кистеневку у Дубровского, сказал попадье: "удались от зла и сотвори благо"; "нечего нам здесь оставаться; не твоя беда, чем бы дело не кончилось".

Анисимова Александра Максимовна

Анисимова Александра Максимовна - учительница Талежской, потом Чирковской школ Серпуховского уезда, попечителем которых был А. П. Чехов.

Анисья ("Евг. Онегин")

Смотри также Литературные типы произведений Пушкина

- "Ключница" в имении Онегина. "Старушка". "Старый барин", дядя Онегина, "бранился" с ней и по "воскресеньям", "бывало, надев очки, играть изволил в дурачки". - "Дай Бог душе его спасенье, а косточкам его покой в могиле, в мать-земле сырой", - прибавляет А., показывая дом Онегина Татьяне. Она же рассказала Татьяне, где "сиживал" Онегин, где "почивал" и "кофей кушал".

Анна Андреевна Сквозник-Дмухановская ("Ревизор")

Статья большая, находится на отдельной странице.

Анна Васильевна ("Накануне")

Смотри также Литературные типы произведений Тургенева

- Стахова.

Анна Власьевна ("Капит. дочка")

Смотри также Литературные типы произведений Пушкина

- Жена станционного смотрителя. "Племянница придворного истопника"; "тотчас же" с Марьей Ивановной "разговорилась" и "посвятила ее во все таинства придворной жизни", рассказала, в котором часу государыня обыкновенно просыпалась, кушала кофе, прогуливалась; какие вельможи находились в то время при ней; что изволила она вчерашний день говорить у себя за столом; кого принимала вечером. В саду А. В. рассказала историю каждой аллеи и каждого мостика; "разговор" ее стоил "нескольких страниц исторических записок и был бы драгоценен для потомства". Когда же придворная карета приехала за Марьей Ивановной, А. В. "изумилась и расхлопоталась. - Ахти, Господи! - закричала она: - государыня требует вас ко двору. Как же это она про вас узнала? Да как же вы, матушка, представитесь к императрице? Вы, я чай, и ступить по-придворному не умеете... Не проводить ли мне вас? Все-таки, я вас хоть в чем-нибудь да могу предостеречь. И как же вам ехать в дорожном платье? Не послать ли к повивальной бабушке за ее желтым роброном?" "Сопровождаемая советами и благословениями" А. В., Марья Ивановна "поехала во дворец"; А. В., "нетерпеливо ожидавшая ее возвращения, осыпала ее вопросами", "хотя и была недовольна ее беспамятством, но приписала его провинциальной застенчивости и извинила великодушно".

Анна Власьевна ("Отцы и дети")

Смотри также Литературные типы произведений Тургенева

- Базарова.

Анна Гавриловна ("Лакейская")

Смотри также Литературные типы произведений Гоголя

- см. Аннушка.

Анна Гарлин ("Мария Шонинг")

Смотри также Литературные типы произведений Пушкина

Гарлин, Анна.

Анна Григорьева ("Мертвые души")

Смотри также Литературные типы произведений Гоголя

- Дама приятная во всех отношениях.

Анна Захаровна Сипягина ("Новь")

Смотри также Литературные типы произведений Тургенева

Тетка Сипягина. "Исполняла роль Колиного дядьки или гувернера". "Перезрелая дева"; "от нее попахивало камфарой, как от залежалого платья, и вид она имела беспокойный и унылый". Ненавидела Нежданова, "тайно благоговела" перед Калломейцевым.

Анна Ивановна ("Отрывок")

Смотри также Литературные типы произведений Гоголя

Содержанка Собачкина, который находит, что "с нее довольно и любви" - "нельзя же деньги сорить на все".

Анна Ивановна ("Первая любовь")

Смотри также Литературные типы произведений Тургенева

- жена хозяина (уп. л.).

Анна Ивановна ("Учитель")

Смотри также Литературные типы произведений Гоголя

Старушка, обладательница пятидесяти душ. "В лице ее, тронутом резкою кистью, которою время с незапамятных времен расписывает род человеческий и которую Бог знает с каких пор называют морщинами, в темно-кофейном ее капоте, в чепчике (покрой которого утратился в толпе событий, знаменовавших ХVІІІ-е столетие), в коричневом шушуне, в башмаках без задков", "виднелся тот период жизни", "когда роковые шестьдесят лет гонят холод в некогда бившие огненным ключом жилы и термометр жизни переходит за точку замерзания. Впрочем вечная забота и страсть хлопотать несколько одушевляли потухшую жизнь в чертах ее, а бодрость и здоровье были верною порукою еще за тридцать лет вперед". "Не чужда была тщеславия", когда дело шло о ее хозяйственных способностях, и целый день проводила в хлопотах.

Анна Кирилловна ("Ревизор")

Смотри также Литературные типы произведений Гоголя

Сестра Чмыхова.

Анна Павловна Адуева ("Обыкн. ист.")

Смотри также Литературные типы произведений Гончарова

- Адуева А. П.

Анна Петровна ("Лакейская")

Смотри также Литературные типы произведений Гоголя

Уп. л. По характеристике Григория, "пигалица", из Москвы приехала, "коляска-то орех раскушенный, веревками хвосты лошадям повязаны". По словам Андрюшки, слуге "четвертака на извощика не даст", а все бегать заставляет...

Анна Петровна ("Слуги")

Смотри также Литературные типы произведений Гончарова

- Уп. л. "Страстная охотница устраивать свадьбы".

Анна Семеновна Миловидова ("Клара Милич")

Смотри также Литературные типы произведений Тургенева

- Миловидова.

Анна Сергеевна ("Отцы и дети")

Смотри также Литературные типы произведений Тургенева

- Одинцова.

Анна Федотовна, графиня *** ("Пиковая дама")

Смотри также Литературные типы произведений Пушкина

- Графиня ***.

Анна ("Шинель")

Смотри также Литературные типы произведений Гоголя

Чухонка. Кухарка хозяйки Акакия Акакиевича.

Анна-де-Сольва ("Каменный гость")

Смотри также Литературные типы произведений Пушкина

-Донна-Анна.

Анненков, Павел Васильевич

Смотри также Литературные типы произведений Гончарова

(1813-1887). - Критик и беллетрист, близкий к кружку Белинского. Позднее редактировал первое исправное издание сочинений Пушкина; седьмой дополнительный том этого издания цензировал Гончаров. Друг Тургенева, А. был также расположен и к Гончарову и пользовался доверием последнего. "Лит. воспомин. А-а, Спб. 1909 г., стр. 520-521 и ниже: "Тургенев". также "Сл. Л. Тип." в.в. 7-8, стр. 163.

-----------------------------------

Смотри также Литературные типы произведений Пушкина

(1813-1887), редактировал первое исправное издание сочинений Пушкина. Спб., 7 т. По тогдашним цензурным условиям седьмой дополнительный том смог появиться лишь в 1857 г. Им же собраны ценные "Материалы для биографии А. С. Пушкина", Спб., 1855 г., и Спб., 1873 г. (второе изд.) и как дополнение к ним очерки: "А. С. Пушкин в Александровскую эпоху", Спб., 1874 г. также собрание его работ: "Крит. статьи и воспоминания", Спб., 3 т., 1891 г. и сокращенное второе издание: "Литературные воспоминания", Спб., 1909 г. О нем: А. Н. Пыпин, "Вестн. Евр.", 1887 г. Апрель.

Анненкова Прасковья Егоровна

Анненкова Прасковья Егоровна (1800-1876) - жена И. А. Анненкова

Аннунциата (Гоголя)

Аннунциата (Гоголя) - неоконченная повесть Г.; отрывок из нее появился под заглавием "Рим".

Аннунциата ("Рим")

Смотри также Литературные типы произведений Гоголя

Албанка. "Неслыханная красавица", "в сияющем албанском наряде, в ряду двух других, тоже прекрасных женщин, которые были перед ней - как ночь перед днем. Это было чудо в высшей степени. Все должно было померкнуть перед этим блеском. Глядя на нее, становилось ясно, почему итальянские поэты сравнивают красавиц с солнцем. Это именно было солнце - полная красота. Все, что рассыпалось и блистает поодиночке в красавицах мира, все это собралось сюда вместе. Взглянувши на грудь и бюст ее, уже становилось очевидно, чего недостает в груди и бюстах прочих красавиц... Это была красота полная, созданная для того, чтобы всех равно ослепить. Тут не нужно было иметь какой-нибудь особенный вкус; тут все вкусы должны были сойтись, все должны были повергнуться ниц: и верующий и неверующий упали бы перед ней, как перед внезапным появлением божества..." "Попробуй взглянуть на молнию, когда, раскроивши черные как уголь тучи, нестерпимо затрепещет она целым потопом блеска. Таковы очи у албанки Аннунциаты. Все напоминает в ней те античные времена, когда оживлялся мрамор и блистали скульптурные резцы. Густая смола волос тяжеловесной косою вознеслась в два кольца над головою и четырьмя длинными кудрями рассыпалась по шее. Как ни поворотит она сияющий снег своего лица - образ ее весь отпечатлевался в сердце. Станет ли профилем - дивным благородством дышит профиль, и мечется красота линий, каких не создавала кисть. Обратится ли затылком с подобранными кверху чудесными волосами, показав сверкающую позади шею и красоту невиданных землею плеч, - и там она чудо. Но чудеснее всего, когда глянет она прямо очами в очи, водрузивши хлад и замиранье в сердце. Полный голос ее звенит, как медь. Никакой гибкий пантер не сравнится с ней в быстроте, силе и гордости движений. Все в ней венец созданья, от плеч до античной дышащей ноги и до последнего пальчика на ее ноге. Куда ни пойдет она - уже несет с собой картину..." "Чудный праздник летит из лица ее навстречу всем; и, повстречав ее, останавливаются, как вкопанные..."

Аннушка ("Касьян с Красивой Мечи")

Смотри также Литературные типы произведений Тургенева

"Все ее тело было мало и худо, но очень стройно и ловко". Красивое личико с черными глазами "поразительно сходно" с лицом самого Касьяна - "те же острые черты, тот же странный взгляд, лукавый и доверчивый, задумчивый и проницательный, и движенья те же..." Одета в синий сарафанчик, с клетчатым платком на голове. Застенчива и пуглива. Видимо, любит Касьяна. Когда последнего спросили, не его ли А. дочка, лицо ее "слабо вспыхнуло". Касьян уклоняется от разговоров об А.

Аннушка ("Лакейская")

Смотри также Литературные типы произведений Гоголя

Горничная из другого дома. Зашла поговорить с Лаврентием о бале, который затевают слуги в складчину; боится "только насчет общества"; в особенности не нравится ей, что "будут кучера": "от них всегда запах простого табаку или водки; при том же все они необразованные, невежи". "Заслушалась" речью Лаврентия, который всегда, по ее словам, "хорошо говорит".

Аннушка ("Накануне")

Смотри также Литературные типы произведений Тургенева

- горничная девушка - приятельница Шубина. Миловидное, немножко широкое, но свежее лицо, с веселыми карими глазами и черными бровями. Ш. вылепил ее голову вместе со своею; впрочем это была скорее карикатура, чем портрет.

Аннушка ("Семейная хроника")

Смотри также Литературные типы произведений Аксакова

- "Молоденькая прачка Софьи Николаевны", которую выдали замуж за Ефрема Евсеича.

Аннушка ("Странный человек")

Смотри также Литературные типы произведений Лермонтова

- Старая верная служанка семьи Арбениных. По словам Марьи Дмитриевны, "все слуги ее любят".

Анпадист ("Бурмистр")

Смотри также Литературные типы произведений Тургенева

Крестьянин. На чем свет стоит ругает бурмистра Софрона, называя его "мошенником беспардонным", "собакой", "псом" и т. д., причем постоянно повторяет: "прости Господи мое прегрешенье!"

Анпадист ("Нахлебник")

Смотри также Литературные типы произведений Тургенева

"портной, 70 лет. Дряхлый, выживший из ума, изнуренный и севший на ноги, дворовый человек".

Ансеров Александр Алексеевич

Ансеров Александр Алексеевич (1856-1913) - московский врач, ассистент терапевтической клиники проф. Остроумова (см.)

Антик

Антик - здесь в значении "редкость"

Антип ("Бурмистр")

Смотри также Литературные типы произведений Тургенева

- Тоболеев.

Антип ("Обломов")

Смотри также Литературные типы произведений Гончарова

- Дворовый из Обломовки.

Антип ("Обрыв")

Смотри также Литературные типы произведений Гончарова

- Уп. л. Отец Марины.

Антип ("Старые портреты")

Смотри также Литературные типы произведений Тургенева

Бурмистр Телегина; последний звал А. "микромэгасом", а то и просто "грабителем". Барин его побаивался. - "Ну, грабитель, что скажешь? Много в пуньку потаскал?" - "Все вашею милостью", - весело отвечает А. "и барин и бурмистр оба смеются в лицо друг другу".

Антипка ("Бретер")

Смотри также Литературные типы произведений Тургенева

- уп. л.

Антипка ("Муму")

Смотри также Литературные типы произведений Тургенева

Форейтор. Подслушивал и подглядывал, что делает в своей каморке Герасим, и тотчас доносил дворне.

Антиповна ("Капитанская дочка")

Смотри также Литературные типы произведений Пушкина

- Уп. л. По словам Савельича, "к А. то и дело, бывало, Бопре забежит: "Мадам, же ву при водкю".

Антиспатов Михаил

Антиспатов Михаил - псевдоним В. П. Буренина

Антокольский Марк Матвеевич

Антокольский Марк Матвеевич (1843-1902) - русский скульптор, был близок к передвижникам; в Таганроге был поставлен памятник Петру I работы М. М. Антокольского.

Антон (Антон Тихоныч) ("Слуги")

Смотри также Литературные типы произведений Гончарова

- "Отпущенник из крепостных". Брюнет лет сорока с лохматой головой, с здоровыми длинными мускулистыми руками, с такими же здоровыми крепкими ногами". "Из себя видный" - "вылитый Илья Муромец". По словам А., раньше "у господ служил" "при столе, с господами тоже выезжал по гостям и по егерской части"; несмотря на свою громоздкость, "ходил тихо", "ступал мягко, осторожно", "как кот" или "как волк"; "убирал комнаты неслышно", "дрова приносил, прижимая к груди, как родных детей, и складывал каждое полено у печки, как перышко, как мать кладет дитя в колыбель: ни одно полено у него не стукнет". Был "исправным", "смирным" слугой; "как по машине исправлял свою немудреную службу". Из дома "отлучался редко"; "никогда не заговаривал сам и на вопросы всегда отвечал тихо и робко", глядя на барина "покорно, почти со страхом, тупым апатичным взглядом, из которого не только не прорезывалось иглы, луча света, но даже искры не было". На расспросы барина о том, не пьет ли А., отвечал "уклончиво": "Нынче курица и та пьет", и, под предлогом взять щетку, тихо ускользнул в переднюю к себе". Ходил "в длинном, широком нескладном сюртуке, очевидно, сшитом не по нем". "Никаких художеств" не было за А., за исключением "неважных уклонений" от исправности" и "употребления" остатков барской закуски в свою пользу; каждый раз на требование барина подать оставшуюся от другого дня закуску А. говорил: "Сейчас", - и шел "к буфету, как будто справиться", а потом возвращался и говорил тихо: "...Там нет-с"... На расспросы "стыдливо" отвечал, "потупив глаза": "Я... употребил" или - "употребил-с". Когда же барин, оставляя "что-нибудь из закуски до другого раза", говорил А.: "Вот это оставь мне, не употребляй!" - А. "не отвечал ни слова и не употреблял никогда". На свои именины собрал у себя целую компанию, a сам "лежал навзничь во весь свой гигантский рост на постели, без чувств, со свесившимися на пол ногами, с открытым ртом и глазами. На другой день на вопрос барина о происшедшем тихо сказал: "именинник был!" - "Ты часто так употребляешь?" - "Никак нет-с: в редкость. Вот именины случились"... - "Кабы не пришли (гости) так я бы не того-с". Через несколько месяцев, на святой, А. снова "употребил" и лежал врастяжку на полу, диагонально: навзничь, опять с открытым ртом, с закатившимися под лоб зрачками, без чувств". Наутро, узнав от барина, что воры обокрали квартиру, огляделся кругом "с недоумением". - "Господи, Боже Ты мой - Господи! Господи Владыко! - говорил он, оборачиваясь около себя, тараща глаза и разводя руками; потом вдруг заплакал и стал на колени. - Сам Христос видит: ведать не ведаю, сударь. Виноват тем, что захмелел"... Он рассказал, что ходил в балаган; там рядом с ним сидели какие-то три личности, не то торговцы, не то служащие у господ. Сначала читали вместе афишку, потом разговорились, потом гуляли около качелей и наконец пошли в трактир и его позвали, пили чай и прочее... Они расспрашивали его, кто он, где он живет, у кого служит, каково ему на месте, бывает ли барин дома, богат ли он? И все выведали. А сами все угощали меня и сами пили. Один простился и ушел, а вместо него пришли еще двое - и опять стали пить и пить и меня угощать, пока я к вечеру очень охмелел, - заключил А., - и... и... не помню, что было... как попал домой".

Антон Антонович Сквозник-Дмухановский ("Ревизор")

Статья большая, находится на отдельной странице.

Антон ("Дворянское гнездо")

Смотри также Литературные типы произведений Тургенева

Состоял в чине статского советника; "говорил с расстановкой, туго и басом и пользовался всеобщим уважением"; служил в каком-то мудреном департаменте, где ему, "по выражению его завистников", "влепили Станислашку". Относился скептически ко всему сверхъестественному: "если, - говорил он, - допустить возможность сверхъестественного, возможность его вмешательства в действительную жизнь, то... какую роль после этого должен играть здравый смысл?"

Антон ("Дубровский")

Смотри также Литературные типы произведений Пушкина

- "Старый кучер" Дубровских. "Прослезился", увидя приехавшего Дубровского. Накануне ввода во владение Кистеневкой Троекурова не мог заснуть всю ночь: "до сна ли нам", говорит А., "до чего мы дожили"...

Антон ("Мертвые души", II)

Смотри также Литературные типы произведений Гоголя

Лакей Петуха, прозванный хозяином "А.-вор".

Антон Прокофьевич Пупопуз ("Как поссорился Ив. Ив.")

Смотри также Литературные типы произведений Гоголя

- Голопуз.

Антон Тимофеев ("История села Горюхина")

Смотри также Литературные типы произведений Пушкина

- Был посажен "окаянным приказчиком" "в железы", как говорит "горюхинский летописец".

Антон-Волокита ("Мертвые души")

Смотри также Литературные типы произведений Гоголя

- Волокита А.

Антонелли Петр Дмитриевич

Антонелли Петр Дмитриевич (р. 1825) - агент III Отделения, с марта 1847 г. посещал "Пятницы" у Петрашевского.

Антоний

Антоний (1846-1912) - в миру Вадковский Александр Васильевич, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский, с 1900 г. первенствующий член Священного Синода. В 1870-е гг. редактор журнала "Православный собеседник".

Антоний Великий

Антоний Великий (ок. 250-356) - святой; отшельник в Египте, основатель христианского монашества. Канонизирован. Считается покровителем домашних животных и целителем от гангрены.

Антоний Марк

Антоний Марк (ок. 83 - 30 до н. э.) - римский политический деятель и полководец.

Антонович Максим Алексеевич

Антонович Максим Алексеевич (1835-1918) - литературный критик "Современника". Приобрел известность острой полемикой с журналами Достоевского "Время" и "Эпоха" и Писарева "Русское слово". Псевдоним Посторонний сатирик. После ссоры с Н. А. Некрасовым вынужденно оставил литературную деятельность и занялся геологией.

Антонову Николай ("Пунин и Бабурин")

Смотри также Литературные типы произведений Тургенева

Дворецкий. А. был отдал приказ рассчитать Бабурина. Исполнив приказ барыни, "он кричал во все горло кучеру тарантаса, в котором сидели Пунин и Бабурин: "Пошел! ворона! пошел! не зевай!"

Антре

Антре - вход (франц. antre)

Антропка ("Певцы")

Смотри также Литературные типы произведений Тургенева

Имя А. по крайней мере раз тридцать прокричал звонким голосом мальчик, прежде чем "с противоположного конца поляны, словно с другого света, пришел едва слышный ответ - чего-о-о-о? - Иди сюда, черт, леший-и-и-ий! - Заче-е-е-ем? - А затем, что тебя тятя высечь хочи-и-ит", - спешно прокричал первый голос. А. не откликался.

Антропов Лука Николаевич

Антропов Лука Николаевич (1843-1884) - драматург, критик. Литературную деятельность начал в 1865 г. в журнале "Библиотека для чтения" статьями о театре и литературе, вел театральный отдел в журнале "Заря". Сотрудничал также в газетах "Голос", "Московские ведомости". В 1870-е гг. выступил как драматург ("Блуждающие огни", драматический эскиз "Ванька-ключник", комедия "Очаровательный сон" и др.).

Антропоморфизм

Антропоморфизм - уподобление человеку, наделение человеческими свойствами предметов и явлений неживой природы, небесных тел, животных, мифических существ

Антропос

Антропос - человек (греч.)

Антропофагия

Антропофагия - людоедство

Анучин Дмитрий Николаевич

Анучин Дмитрий Николаевич (1843-1923) - этнограф и антрополог, профессор антропологии Московского университета, академик.

Анучкин, Никанор Иванович ("Женитьба")

Смотри также Литературные типы произведений Гоголя

Один из женихов. Дворянин. По отзыву невесты А., "недурен, хотя конечно худощав". Сваха Фекла говорит, что у него губы "малина", а сам "такой субтильный, и ножки узенькие, тоненькие..." "Тонкого поведенья человек, немецкая штука..." "такой, великатный". Яичница находит, что у A. - "поджарые ноги", и "физиогномия этого человека" Яичнице не нравится. А., по его собственным словам, "служил в пехотной службе, но умеет, однако же, ценить обхождение высшего общества". Жениться желает на девушке, непременно говорящей по-французски и знакомой "с обхождением высшего общества". - "Нужно, чтоб она непременно знала, а без того у ней и то, и это... (показывает жестами) все уж будет не то". "Мой отец, - говорит сам А., - был мерзавец, скотина. Он и не думал меня выучить французскому языку. Я был тогда еще ребенком, меня легко было приучить, стоило только посечь хорошенько, и я бы знал, я бы непременно знал..." Относительно знания французского языка Агафьей Тихоновной полагается сначала на "какое-то предчувствие", а затем верит на слово Кочкареву. Обижается на сваху: "Признаюсь, любезнейшая, никак не думал я, чтобы вы стали так обманывать. Знай я, что невеста с таким образованьем, да я... да и нога бы моя просто не была здесь. Вот как-с!"

Анфисушка ("Отцы и дети")

Смотри также Литературные типы произведений Тургенева

"Женщина с мужественным лицом и кривая", исполняющая должности ключницы, птичницы и прачки.

Анюта ("Вадим")

Смотри также Литературные типы произведений Лермонтова

- "Простая дворовая девочка", "черноглазая, чернобровая, в посконном клетчатом платье"; первая любовь Юрия; "через шесть лет... сделалась дюжей толстой бабою; колотила слюнявых ребят, мела избу, бранила пьяного мужа самыми отвратительными речами..." "Из черноглазой и чернобровой девочки" вышла "отвратительная женщина".

Аониды-музы

Смотри также Литературные типы произведений Пушкина

"Городок" (1814); в "Восп. в Ц. Селе" (1815) им дается эпитет: "небесные". "Наперсник милых А." - Батюшков. (К Б-у, I). "В хоре богинь Аонид" росла Рифма (1830). "Поклонник мирных Аонид..." ("Евг. Он.", II, 40).

Аполлон

Смотри также Литературные типы произведений Пушкина

бог солнечного света (Феб). "Пир. студ.", "К Батюшкову", I, "Городок" (1814); к Дельвигу, "Мое завещание" (1815); Батюшкову, 2, "Галичу", Горчакову, Шишкову (1816); В. Пушкину (1817) "Ответ на вызов" (1819); Баратынскому (1821); "Поэт", "Череп", A. Н. Муравьеву (1827); И. Сленину; "Увы, язык любви" (1828); "Художнику (1836). Внуки A-a (поэты) "Евг. Он.", I, 49.

Аполлон Бельведерский

Аполлон Бельведерский - изображение бога Аполлона (целителя, прорицателя и покровителя искусств) работы древнегреческого скульптора Леохара.

Апологист

Апологист - защитник

Апполон ("Провинциалка")

Смотри также Литературные типы произведений Тургенева

Племянник Васильевны, "мальчик Ступендьева 17 лет, с тупым изумлением в лице; смешон в голубой ливрее с белыми пуговицами, весьма неловко скроенной".

Аппробовать

Аппробовать - одобрять (от фр. approber)

Апраксея ("Дворянское гнездо")

Смотри также Литературные типы произведений Тургенева

Старушка, повязанная платком по самые брови; голова ее тряслась и глаза глядели тупо, но выражали усердие, давнишнюю привычку служит безответно, и в то же время - какое-то почтительное сожаление. Глафира Петровна сослала ее с барского двора и велела ей быть птичницей. "Она говорила мало, - словно из ума выжила, - а глядела подобострастно".

Апропо

Апропо - кстати (франц. ? propos)

Апулей, Луций

Апулей, Луций (ок. 124 - г. неизв.) - древнеримский писатель и философ, автор "Метаморфоз" ("Золотой осел").

-----------------------------------

Смотри также Литературные типы произведений Пушкина

(120 г.). Римский поэт. Его сатирический роман "Осел" или "Золотой Осел" был известен Пушкину. Онегин "читал охотно Апулея, а Цицерона проклинал", VIII, I).

Апухтин Александр Николаевич

Апухтин Александр Николаевич (1841-1893) - русский поэт-лирик, в 60-е гг. - сотрудник радикальных сатирических журналов, позднее сторонник теории "чистого искусства".

Апфельбаум ("Герой нашего времени")

Смотри также Литературные типы произведений Лермонтова

- "Фокусник, акробат, химик и оптик", имевший честь давать "великолепные представления в зале пятигорского благородного собрания", "иначе в ресторации".

Арабажи (Деген) Наталья Викторовна

Арабажи (Деген) Наталья Викторовна - секретарь редакции петербургского журнала "Северный вестник".

Арабажин Константин Иванович

Арабажин Константин Иванович (р. 1866) - историк литературы, критик и журналист, в начале 1900 гг. преподаватель петербургского Николаевского кадетского корпуса, соредактор газеты "Северный курьер". С 1892 г. соредактор "Северного курьера", автор многочисленных рецензий и работ о театре, опубликованных в "Ежегоднике императорских театров", книг "Публичные лекции о русских писателях" (Н. В. Гоголе, Л. Н. Толстом, А, П. Чехове и др.; лекции читались в Петербурге и др. городах России), "Л. Андреев. Итоги творчества", "Этюды о русских писателях", "Поэт мировой скорби" (о Лермонтове). В 1913 г. избран профессором кафедры русской литературы Гельсингфорского университета.

Арабески (Гоголя)

Арабески (Гоголя) - заглавие третьего сборника произведений Г., вышедшего в январе 1835 г. (Спб.). Сюда вошли статьи и повести Г., написанные за время 1830-1834 гг. Из художественных произведений в "Арабесках" помещены: 1) "Портрет", первоначальная редакция; 2) "Невский проспект"; 3) "Записки сумасшедшего"; 4) Глава из исторического романа, напечатанная ранее в альманахе Дельвига "Северные цветы" на 1831 г. и 5) "Пленник" второй отрывок из историч. романа ("Гетман").

Предыдущая страница Следующая страница