Энциклопедия Кольера
Статьи на букву "Л" (часть 3, "ЛЕВ"-"ЛЕС")

В начало энциклопедии

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Л" (часть 3, "ЛЕВ"-"ЛЕС")

ЛЕВИТЫ

ЛЕВИТЫ - в Библии, потомственное и уставное священство. Левиты считались потомками Левия, однако возможно, что многие левиты не принадлежали к колену Левия и набирались из других колен (Суд 17:7-9). Храмовое священство, по традиции, ограничивалось кругом левитов, являвшихся прямыми потомками Аарона (кохены). В священные обязанности левитов входило служение Яхве, истолкование пророчеств, совершение всесожжений (род жертвоприношений) и обучение народа закону Яхве (Втор 33:10). Храмовые жертвоприношения совершались одними кохенами, однако остальные левиты принимали участие в богослужении и были обязаны заботиться о содержании скинии, а впоследствии - Храма. В эпоху Второго храма левиты убивали и подготавливали животных для жертвоприношений, а кроме того, обеспечивали музыкальное сопровождение богослужений и пели псалмы. За левитами, в отличие от других колен, не была закреплена какая-то определенная территория. Вместо этого им были выделены земельные наделы в окрестностях различных городов, при этом каждый город должен был поддерживать свое священство десятинами и пожертвованиями. Эта повинность стала главным фактором, вызвавшим восстание десяти северных колен после смерти Соломона (ок. 930 до н.э.). Вождь этого восстания, Иеровоам, изгнал из нового царства Израиля всех левитов и учредил полностью мирское священство. Многие еврейские семьи имеют священническое или левитское происхождение, на которое указывают фамилии Коган или Леви (Левин). В настоящее время левиты призываются к чтению Писания в синагоге после кохенов.

ЛЕВКИПП

ЛЕВКИПП (расцвет деятельности - вторая половина 5 в. до н.э.), греческий философ, основатель античного атомистического учения. О его жизни ничего не известно, а через столетие после смерти философа традиция соединила его личность, идеи и даже произведения с личностью, идеями и трудами его ученика Демокрита. Хотя учение, изложенное в книге Левкиппа Большая система мироздания, оказало существенное влияние на труды его последователей, от всего, написанного Левкиппом, уцелела лишь строка из книги Об уме: "Ничего не происходит зря, для всего имеется необходимое основание". Принцип жесткого детерминизма - лишь одна из идей, которыми обязана Левкиппу история западной мысли, среди других следует назвать принцип сохранения энергии и материи и глубоко продуманный механизм объяснения изменений. Вначале Левкипп выдвинул атомистическую теорию для объяснения парадокса, предложенного Парменидом. Парменид утверждал, что ничто действительное никоим образом не может возникнуть или уничтожиться; движение, по его утверждению, невозможно, поскольку для него необходимо пустое пространство, а пустота - это именно то, что не существует. Левкипп возражал на это, что существование пустоты необходимо допустить, поскольку движение - бесспорный факт. Однако в связи с этим не следует представлять себе фундаментальное бытие как нечто творимое, изменчивое или гибнущее, ибо его можно мыслить как образованное из бесчисленных неделимых и неуничтожимых частиц, атомов, которые могут входить в бессчетные и вечно изменчивые пространственные сочетания.

См. также

ДЕМОКРИТ;

ЗЕНОН ЭЛЕЙСКИЙ.

ЛЕВКТРЫ

ЛЕВКТРЫ - битва при Левктрах (371 до н.э.), городе в Беотии, сражение, положившее конец спартанской военной гегемонии в Греции. Здесь фиванская армия, которой командовали Эпаминонд и Пелопид, встретила значительно превосходящие силы спартанцев и союзных им пелопоннесцев, во главе которых стоял спартанский царь Клеомброт. Эпаминонд применил тактическую новинку, которую впоследствии с успехом использовали македонские цари Филипп II и Александр. Он значительно увеличил глубину собственных рядов на левом фланге (до 50 против 12 по всему фронту у спартанцев) и начал сражение именно здесь, стремительно напав на сильнейший, правый фланг спартанцев, после того как превосходящая фессалийская конница фиванцев опрокинула спартанскую конницу. Остальное фиванское войско продвигалось вперед уступами вправо, так что к тому моменту, когда правый фланг спартанцев был смят и уничтожен (здесь погиб сам Клеомброт), центр фиванцев уже подтянулся и с легкостью обратил в бегство более слабые и теперь уже деморализованные центр и левый фланг спартанского войска. После битвы при Левктрах Фивы стали играть ведущую роль в жизни Греции.

ЛЕГАР ФЕРЕНЦ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЛЕГАТ

ЛЕГАТ (лат. legare - посылать), в Римской республике, посланник сената. Позднее так называли императорского наместника в римской провинции. В каноническом праве легаты - представители папы Римского в разных странах. Папство претендует на право посылать таких представителей вне зависимости от разрешения гражданских властей той или иной страны. Обычай посылать легатов возник в 5 в., в особенности при папе Льве I. Два вида папских легатов различались в кодифицированном каноническом праве при Григории IX (1227-1241). Высшими чинами были legati a latere ("легаты со стороны [[папы]]"), папские полномочные представители в сане кардинала. В последние века представительство папы было возложено на легатов, называемых нунциями, интернунциями или апостольскими делегатами, обычно в сане архиепископов с иерархической степенью ниже кардинальской.

См. также КАРДИНАЛ.

ЛИТЕРАТУРА

Христианство. Энциклопедический словарь, тт. 1-3. М., 1993-1995

ЛЕГИЗМ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЛЕГИЯ-И-САЛЬСЕДО АУГУСТО БЕРНАРДИНО

ЛЕГИЯ-И-САЛЬСЕДО Аугусто Бернардино (Leguia y Salcedo, Augusto Bernardino) (1863-1932), государственный и политический деятель Перу. Родился 19 февраля 1863 в Ламбайеке, учился в Вальпараисо. Служил в перуанской армии во время Тихоокеанской войны 1879-1884. В 1888 занимался страховым бизнесом в Эквадоре. С 1903 по 1908 находился на посту министра финансов, в 1908-1912 был президентом страны. По окончании президентского срока эмигрировал в США, жил в Панаме и Великобритании. В 1919 вернулся на родину и пришел к власти в результате государственного переворота 4 июля. В качестве временного президента правил до сентября 1919, когда состоялось его официальное избрание. Установил диктаторский режим, попирал гражданские свободы и вынудил эмигрировать многих перуанских интеллектуалов. Выдвинул амбициозную программу экономических преобразований, но, чтобы покрыть огромные расходы на содержание административного аппарата, систематически прибегал к иностранным займам. В правление Легии-и-Сальседы был решен пограничный спор с Чили о провинциях Такна и Арика. Легия-и-Сальседо находился у власти до 1930, когда был свергнут в результате военного переворота и заключен в тюрьму Лимы. Умер Легия-и-Сальседо 6 февраля 1932.

ЛИТЕРАТУРА

Перу: 150 лет независимости. М., 1971 Гавриков Ю. Перу: от инков до наших дней. М., 1977

ЛЕГРО АЛЬФОНС

ЛЕГРО Альфонс (Legros, Alphonse)

(1837-1911), французский и английский живописец, гравер и скульптор, родился 8 мая 1837 в Дижоне. Поступил в обучение к маляру, затем уехал в Париж, где учился у театрального художника (1851) и одновременно в Школе изящных искусств. В ранних гравюрах Легро (1857) видно влияние Милле, а его первые живописные работы близки кругу Курбе. С 1863 работал в Лондоне, где был назначен профессором Школы изящных искусств Слейда в Университетском колледже (1876); в 1881 получил английское гражданство. Сюжеты гравюр Легро - пейзажи и сцены из жизни французских крестьян, проникнутые глубоким сочувствим к страданиям людей. Офорты Канал и Смерть бродяги - отличные примеры его творчества. Эти листы и портреты (например, Портрет кардинала Мэннинга) дают право считать художника одним из лучших мастеров офорта в 19 в. Его достижения в литографии и скульптуре также заслуживают внимания. Самая крупная коллекция офортов мастера находится в Публичной библиотеке Бостона. Умер Легро в Уотфорде близ Лондона 8 декабря 1911.

ЛЕДА

ЛЕДА - в греческой мифологии, дочь этолийского царя Фестия и жена спартанского царя Тиндарея. Была возлюбленной Зевса, явившегося к ней в облике лебедя. Она снесла (или только высидела) яйцо, из которого вышли Кастор и Полидевк (Поллукс); кроме того, она была матерью Елены и Клитемнестры. Отцом Клитемнестры и Кастора был Тиндарей, а Елены и Полидевка - Зевс.

ЛЕДЕРБЕРГ ДЖОШУА

ЛЕДЕРБЕРГ Джошуа (Lederberg, Joshua)

(р. 1925), американский генетик, получивший в 1958 Нобелевскую премию по физиологии и медицине (совместно с Э.Тейтемом и Дж.Бидлом) за открытия в области генетической рекомбинации и организации генетического материала у бактерий. Родился 23 мая 1925 в Монтклэре (шт. Нью-Джерси). Окончил Колумбийский университет (1944) и Йельский университет (1948). Работал в Висконсинском университете (1948-1958), с 1958 - профессор Станфордского университета. Основные научные работы Ледерберга посвящены исследованию механизмов рекомбинации у бактерий. В 1946 в сотрудничестве с Дж.Тейтемом ему удалось показать, что при совместном культивировании мутантных штаммов E. coli, не способных к росту на минимальной среде, образуются клетки, успешно размножающиеся на такой среде и проявляющие признаки обоих родительских типов. Эта работа привела к открытию одного из типов рекомбинации у бактерий - конъюгации. В 1952 Ледерберг совместно с Н.Циндером открыл феномен трансдукции - направленного переноса умеренным фагом информации от бактерии-донора к бактерии-реципиенту. В 1953 этот феномен был продемонстрирован на сальмонеллах. Опыты по трансдукции положили начало исследованиям по картированию генов.

ЛИТЕРАТУРА

История биологии. С начала XX века до наших дней. М., 1975

ЛЕДНИКИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЛЕЖЕ ФЕРНАН

ЛЕЖЕ Фернан (Leger, Fernand)

(1881-1955), французский живописец, скульптор, график, керамист и декоратор, поборник т.н. "эстетики машинных форм" и "механического искусства". Родился 4 февраля 1881 в Аржантане, в семье нормандского крестьянина; в 16 лет начал работать в архитектурной фирме в Кане, а в 1900 был чертежником в архитектурной мастерской в Париже. После службы в армии поселился в живописном и привлекательном для художников доме с мастерскими "Ла Рюше" ("Улей"), где встретился с такими мастерами, как А.Архипенко, А.Лоран, Ж.Липшиц, Делоне, М.Шагал и Х.Сутин. В 1910 он познакомился с П.Пикассо и Ж.Браком. Свои первые полотна Леже писал под влиянием живописи П.Сезанна, в частности Свадьбу (1910), знаменитую Даму в голубом (1912) и серию Геометрические элементы (1913-1914). После Первой мировой войны Леже заинтересовался современными теориями движения и механики. Этот интерес выразился в создании таких произведений, как Город (1919), Механика (1920), Большой завтрак (другое название Три женщины, 1921) и Вокзал (1923). В них элементы человеческого тела напоминают формы труб, моторов, стержней и шестеренок. Леже осуществил крупные декоративные проекты на Выставке декоративных искусств в Париже (1925), на Брюссельской международной выставке (1935) и в здании ООН в Нью-Йорке (1952).

ФЕРНАН ЛЕЖЕ. КОМПОЗИЦИЯ: ДИСК

ФЕРНАН ЛЕЖЕ. КОМПОЗИЦИЯ: ДИСК

С 1931 по 1939 Леже несколько раз бывал в США. Во время Второй мировой войны (с 1940) он получил там убежище и преподавал в Йельском университете. Вернувшись в Париж в декабре 1945, он завершил серию крупных композиций Прощай, Нью-Йорк (1946), Развлечения (1949), Конструкторы (1950), Деревенская компания (1953), Большой парад (1954). Леже интересовали разные области искусства: мозаика, цветное стекло, книжная иллюстрация, изготовление картонов для ковров, театральная декорация. Везде он стремился передать движение. В киноискусстве Леже создал первый фильм без сценария, Механический балет (1924). В 1934 А.Корда попросил его сделать декорации для фильма по сценарию Г.Уэллса Форма грядущего. Вместе с А.Колдером, М.Дюшаном, М.Эрнстом и М.Рэем он работал над фильмом Мечты, которые можно купить за деньги ("Ханс Рихтер филм", 1948). Умер Леже в Жиф-сюр-Иветт (Сена-и-Уаза) 17 августа 1955.

ЛИТЕРАТУРА

Жадова Л. Фернан Леже. М., 1970 Сагалович М.В. По следам Фернана Леже. М., 1983

ЛЕЙБНИЦ ГОТФРИД ВИЛЬГЕЛЬМ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЛЕЙКОЗ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЛЕЙН ЭДУАРД УИЛЬЯМ

ЛЕЙН Эдуард Уильям (Lane, Edward William) (1801-1876), английский востоковед, родился в Херефорде 17 сентября 1801. Поездка в Египет в 1825, предпринятая с целью поправить здоровье, ознаменовала начало выдающейся научной карьеры. За три года Лейн составил детальное описание Египта, содержавшее более 100 рисунков. Во время следующих двух посещений, в 1833-1835 и 1842-1849, он собрал материал для своего известного труда Манеры и обычаи современных египтян (Account of Manners and Customs of the Modern Egyptians, 1836), перевода Тысячи и одной ночи (Arabian Nights, 1838-1840) и арабского словаря, вышедшего посмертно. Умер Лейн в Уортинге (графство Западный Суссекс) 10 августа 1876.

ЛЕЙТМОТИВ

ЛЕЙТМОТИВ (нем. Leitmotiv, "ведущий мотив"), в оперной музыке, сквозной мотив, гармоническая секвенция или ритмический рисунок, которые в восприятии слушателя ассоциируются с данным персонажем, отвлеченной идеей или драматургической ситуацией. Истоки лейтмотивной техники обнаруживаются в некоторых операх 18 в., а также в симфоническом творчестве Берлиоза, но именно Р.Вагнер в своих музыкальных драмах (Нюрнбергские мейстерзингеры, Тристан и Изольда, Парсифаль и тетралогия Кольцо нибелунга) стал первым композитором, достигшим с помощью лейтмотивной техники глубокого тематического единства в крупной музыкально-сценической форме. По замыслу Вагнера, сложное и часто философски отвлеченное содержание его драм передается главными символами, которые, будучи невыразимы словами, воплощаются на языке музыки в лейтмотивах. Так, в Кольце восходящий диатонический мотив, ассоциирующийся с заветным мечом Нотунгом, звучит в двух решающих моментах драмы, когда сам меч не присутствует на сцене и о нем даже нет речи. В финале Золота Рейна, когда боги вступают в свое новое (и обреченное на гибель) жилище Валгаллу, мотив меча прорезается сквозь мрачно-торжественную музыку шествия, раскрывая умысел Вотана - призвать свободного человека-героя (Зигмунда), который освободит Вотана от роковой ловушки - заколдованного кольца карлика-нибелунга Альбериха и его козней. В сцене всеобщей катастрофы в Гибели богов тот же диатонический мотив звучит, когда мертвый герой Зигфрид поднимает правую руку с кольцом, чтобы оттолкнуть сына Альбериха - Хагена, который готов присвоить отцовское кольцо и таким образом подчинить себе весь мир. Некоторые последователи Вагнера пытались сочинять оперы с помощью вагнеровской лейтмотивной системы, но без особого успеха. Пожалуй, единственным произведением такого рода, закрепившимся в мировом оперном репертуаре, можно считать "Гензель и Гретель" Э. Хумпердинка. В принципе же лейтмотивная техника стала неотъемлемым компонентом современного оперного письма.

ЛЕЙТОН МАРГАРЕТ

ЛЕЙТОН Маргарет (Leighton, Margaret) (1922-1976), Англия, США; пьесы классического репертуара, включая шекспировские (театр "Олд Вик"), Вечеринка с коктейлями (The Cocktail Party, 1950) и Личный секретарь (The Confidential Cleerk, 1951) Т.С.Элиота, Отдельные столики (Separate Tables, 1956, премия "Тони") Т.Раттигана, Ночь игуаны (The Night of Iguana, 1961, премия "Тони") Т.Уильямса, Лисички (The Little Foxes, 1967) Л.Хелман; фильмы: Мальчик Уинслоу (The Winslow Воу, 1948), Падуб и плющ (The Holly and the Ivy, 1953), Посредник (The Go-Between, 1971).

ЛЕЙТОН ФРЕДРИК

ЛЕЙТОН Фредрик (Leighton, Frederick)

(1830-1896), английский художник и скульптор. Родился 3 декабря 1830 в Скарборо (графство Йоркшир). В детстве много путешествовал по Европе. В 1855 впервые выставил свои произведения в Королевской академии художеств и получил награду за картину, приобретенную впоследствии королевой Викторией. В 1860 художник поселился в Лондоне. В 1878 он был избран президентом Королевской академии художеств и занимал этот пост до конца жизни. В 1878 получил дворянство, а в 1895 - титул барона. Лейтон писал картины главным образом на сюжеты из античной литературы и истории с изображениями обнаженных женских фигур. Он часто вводил в свои композиции сентиментальные подробности. Именно эта особенность его работ стала одной из причин популярности художника. Лейтон обладал большим даром рисовальщика. Среди наиболее известных картин Лейтона - Сиракузская невеста (1866); Электра у гробницы Агамемнона (1869); Летняя луна (1872); Купание Психеи (1890). Скульптурные работы Лейтона, такие, как Атлет, борющийся с Пифоном (Лондон, галерея Тэйт), выполнены в неоклассицистической манере. Умер Лейтон в Лондоне 25 января 1896.

ЛЕЙФ ЭРИКССОН

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЛЕККИ УИЛЬЯМ ЭДУАРД ХАРТПОЛ

ЛЕККИ Уильям Эдуард Хартпол (Lecky, William Edward Hartpole)

(1838-1903), ирландский историк и эссеист, родился в Ньютон-Парке близ Дублина 26 марта 1838. Окончил Тринити-колледж в Дублине в 1859. Несмотря на то что первые книги Лекки не были замечены публикой, он не бросил литературного поприща. Труд Лекки История возникновения и влияния рационализма в Европе (History of the Rise and Influence of the Spirit of Rationalism in Europe, 1865) сразу же сделал его одним из самых популярных авторов своего времени; такой же восторженный прием нашла История европейской морали от Августа до Карла Великого (History of European Morals from Augustus to Charlemagne, 1869). Главный труд Лекки - История Англии восемнадцатого столетия (The History of England in the Eighteenth Century, 8 vols, 1878-1890) отличают здравомыслие и непогрешимая беспристрастность. В 1895-1902 Лекки представлял Дублинский университет в палате общин. В 1903 он выпустил исправленное и имевшее больший успех издание своей ранней работы Вожди общественного мнения в Ирландии (Leaders of Public Opinion in Ireland, 1861). Умер Лекки в Лондоне 22 октября 1903.

ЛИТЕРАТУРА

Лекки У. История возникновения и влияния рационализма в Европе. СПб, 1871-1872

ЛЕКОНТ ДЕ ЛИЛЬ ШАРЛЬ

ЛЕКОНТ ДЕ ЛИЛЬ Шарль (Leconte de Lisle, Charles Marie Rene)

(1818-1894), французский поэт. Родился 22 октября 1818 в Сен-Поле (остров Реюньон). Первой его стихотворной книгой были Античные стихотворения (Pomes antiques, 1852), переосмыслявшие классические сюжеты. За ними следовали Варварские стихотворения (Pomes barbares, 1862). Леконт де Лиль переводил многих античных авторов - Феокрита, Гесиода, Гомера, Эсхила, Горация, Софокла, Еврипида. Переводы его отличаются тщательностью и точностью. В 1884 вышел еще один поэтический сборник Леконта де Лиля, Трагические стихотворения (Pomes tragiques), а в 1895, уже посмертно, - Последние стихотворения (Derniers pomes). Леконт де Лиль - признанный лидер группы "парнасцев". Его интересовала не только античность, но и Восток. Одной из его тем было противопоставление христианства древней мудрости: первое представлялось ему мрачным и унижающим человека, вторая - радостной и гордой. В 1886 он был избран во Французскую Академию. Умер Леконт де Лиль в Лувсьенне, близ Версаля, 18 июля 1894. См. также ПАРНАС 2.

ЛИТЕРАТУРА

Леконт де Лиль Ш. Из четырех книг. Стихи. М., 1960

ЛЕЛЛИНОЗАВР

Факты

ЛЕМБРУК ВИЛЬГЕЛЬМ

ЛЕМБРУК Вильгельм (Lehmbruck, Wilhelm)

(1881-1919), немецкий скульптор и график, родился 4 января 1881 в Дуйсбурге в семье шахтера. В 1895 начал заниматься искусством в Академии художеств в Дюссельдорфе, в 1910 уехал в Париж. Следуя классицистическому учению немецкого скульптора и теоретика искусства Адольфа фон Хильдебранда, Лембрук сосредоточил свое внимание на изображении обнаженного человеческого тела. С 1910 примкнул к экспрессионизму и в своих скульптурах использовал приемы деформации фигур, особенно удлинение пропорций. Своим работам скульптор всегда стремился придать особую одухотворенность. В Германии он известен и как автор офортов. Лембрук покончил жизнь самоубийством в Берлине 25 марта 1919.

ЛЕМУАН ФРАНСУА

ЛЕМУАН Франсуа (Lemoyne, Francois)

(1688-1737), французский живописец. Родился в Париже в 1688. Учился у Луи Галлоша в Королевской академии живописи и скульптуры, в 1718 стал членом Академии, а в 1736 - придворным художником. В 1723 Лемуан совершил поездку в Италию. Его кисти принадлежит плафон Апофеоз Геркулеса в зале Геркулеса в Версальском дворце и множество картин и декоративных панно на религиозные и мифологические сюжеты. Изысканный колорит работ Лемуана оказал влияние на живопись его ученика Франсуа Буше. Лемуан покончил с собой 4 июня 1737.

ЛЕН

ЛЕН (Linum), род трав или низких кустарников семейства леновых (Linaceae). Примерно 90 видов, все из областей с умеренным климатом. Лен культурный (L. usitatissimum) - важная культура, ценящаяся за получаемые из стебля прядильные волокна, которые идут на изготовление льняных тканей, и экстрагируемое из семян масло. Это стройный однолетник высотой до 1,2 м. Листья мелкие, узкие, светло-голубые цветки собраны в верхушечные соцветия. Плод - сухая коробочка, содержащая 10 блестящих бурых семян. Лен культурный разводят с древних времен. Родиной его считается Западная Азия. Есть данные, что он выращивался в Месопотамии уже в 3000 до н.э. Льняные ткани носили древние евреи и египтяне, а римляне импортировали их из Испании. Сейчас лен культурный разводят по всему миру, это вторая по значению прядильная культура после хлопка. Главные производители льняного волокна - Россия, Польша, Франция, Бельгия и Нидерланды. Кроме тканей, из этого волокна получают нитки, текстильную основу, шпагат, брезент, мешковину и многие другие изделия. Масличные плантации льна культурного существуют главным образом в Аргентине, США, Индии, Канаде и России. Льняное масло, получаемое из льняного семени, применяется в производстве красок, лаков и эмалей, линолеума, клеенки и многих других продуктов. Жмых скармливается скоту. Другие виды льна иногда выращивают как декоративные растения, например лен крупноцветный (L. grandiflorum) - североафриканский однолетник высотой до 60 см с красными или пурпурными цветками.

ЛЕНАУ НИКОЛАУС

ЛЕНАУ Николаус (Lenau, Nikolaus);

псевд.; наст. имя - Николаус Франц Нимбш фон Штреленау (Strehlenau) (1802-1850), австрийский поэт. Родился 13 августа 1802 в Чатаде (Венгрия). Его отец рано умер, и мальчика воспитали мать и родители отца. Невыдержанность характера не дала ему закончить университетский курс ни в Пресбурге, ни в Вене, ни в Гейдельберге, где он изучал право, агрономию, медицину. Получив наследство, он посвятил себя литературе и снискал всеобщее признание как талантливый лирический поэт после публикации сборника Стихотворения (Gedichte, 1832). Наскучив Старым Светом, Ленау уехал в Америку. Возвращение в Германию в 1833 ознаменовалось началом его страстной и несчастливой привязанности к замужней женщине. В 1844 Ленау сошел с ума. Умер Ленау в Обердеблинге близ Вены 22 августа 1850. Лирика Ленау принадлежит к лучшим образцам немецкоязычной поэзии. Он был хорошим скрипачом, и любовь к музыке отозвалась в его стихах. Творчество Ленау проникнуто задумчивой меланхолией. Помимо нескольких сборников стихов, его перу принадлежат эпическая драма Фауст (Faust, 1836) и поэма Савонарола (Savonarola, 1837), а также драматическая поэма Дон Жуан (Don Juan, 1844, опубл. 1851) и историческая поэма Альбигойцы (Die Albigenser, 1842).

ЛИТЕРАТУРА

Ленау Н. Стихотворения. Ян Жижка. М., 1956 Луначарский А.В. Ленау и его философские поэмы. - В кн.: Луначарский А.В. Собрание сочинений, т. 5. М., 1965 Ленау Н. Стихи. - В кн.: Европейская поэзия ХIХ века. М., 1977

ЛЕНГЛИ СЭМЮЭЛ

ЛЕНГЛИ Сэмюэл (Langley, Samuel Pierpont) (1834-1906), американский астроном, физик, пионер аэронавтики. Родился 22 августа 1834 в Роксбери (шт. Массачусетс). В 1851 окончил Бостонскую высшую школу. В 1851-1864 работал инженером и архитектором в Чикаго и Сент-Луисе, затем ассистентом в Гарвардской обсерватории. В 1864-1865 посетил несколько европейских обсерваторий и научных центров. В 1886 преподавал математику в Военно-морской академии в Аннаполисе. В 1867-1889 - директор обсерватории в Аллегейни и профессор физики и астрономии Питсбургского университета. С 1887 - секретарь Смитсоновского института в Вашингтоне. В 1890 основал Смитсоновскую астрофизическую обсерваторию. Работы Ленгли относятся к области астрофизики. В 1879-1881 он изобрел болометр - прибор для измерения энергии излучения, в основе действия которого лежит зависимость сопротивления металлов от температуры. Измерил с его помощью энергию солнечного излучения в широком диапазоне длин волн, организовав для этого в 1881 экспедицию на г. Уитни в Калифорнии. В 1901 составил атлас инфракрасной области солнечного спектра, определил солнечную постоянную. В 1887-1906 Ленгли занимался аэродинамическими исследованиями и конструированием аппаратов для полета в атмосфере. Артиллерийское бюро Военного ведомства выделило ему 50 тыс. долл. для создания летательного аппарата, а его ассистент Ч.Мэнли сконструировал бензиновый двигатель звездообразной схемы с водяным охлаждением. Модель в четверть натуральной величины с уменьшенным двигателем Мэнли успешно летала, но испытания полноразмерного аппарата, катапультированного с баржи на р. Потомак и пилотируемого Мэнли, закончились неудачей. Это произошло за 9 дней до того, как О.Райт совершил свой первый полет в Китти-Хоук (шт. Северная Каролина). Расстроенный неудачей, не имея средств для дальнейших экспериментов, Ленгли прекратил свои работы по аэронавтике. Умер Ленгли в Эйкене (шт. Южная Каролина) 27 февраля 1906.

ЛЕНГМЮР ИРВИНГ

ЛЕНГМЮР Ирвинг (Langmuir, Irving) (1881-1957), американский химик и физик, удостоенный Нобелевской премии по химии 1932 за исследования поверхностных явлений. Родился 31 января 1881 в Бруклине (шт. Нью-Йорк). В 1903 окончил Горную школу при Колумбийском университете; в 1906 получил степень доктора философии в Геттингенском университете. С 1909 по 1950 работал в исследовательской лаборатории "Дженерал электрик". Работы Ленгмюра посвящены изучению разрядов в газах, физике плазмы, электронике, химическим силам в твердых телах, жидкостях, поверхностных пленках. В 1911 он получил атомарный водород, разработал метод сварки металлов в водородном пламени (водородная горелка Ленгмюра). В 1913 установил закон изменения плотности тока термоэлектронной эмиссии (закон Ленгмюра). Разработал технологию создания газонаполненных ламп накаливания, высоковакуумных мощных электронных ламп, сконструировал газотронный выпрямитель, вязкостный манометр, пароструйный насос. В 1919 совместно с Г.Льюисом построил теорию химической валентности (теория Льюиса - Ленгмюра), предложил модель атома (модель Ленгмюра). Изучал поверхностные явления, связанные с образованием пленок на поверхности воды, сконструировав для этого специальный прибор - весы Ленгмюра, позволяющий оценивать силу поверхностного натяжения. Вывел уравнение мономолекулярной адсорбции (уравнение изотермы адсорбции Ленгмюра). В 1929 совместно с Л.Тонксом ввел понятие плазмы и плазменных колебаний (ленгмюровские колебания). Во время Первой мировой войны Ленгмюр и В.Кулидж создали прибор для обнаружения подводных лодок, а во время Второй мировой войны вместе с В.Шафером разработали метод дымовых завес, применявшийся армией США. Продолжение этих работ привело к созданию технологии рассеивания в воздухе кристалликов сухого льда и иодида серебра, вызывающих дождь. Среди многочисленных наград Ленгмюра - медали Д.Юза (1918), Б. Румфорда (1920), Дж.Гиббса (1930) и др. Умер Ленгмюр в Фалмуте (шт. Массачусетс) 16 августа 1957. ЛИТЕРАТУРА Брунауэр С. Адсорбция газов и паров. М., 1948 Зандберг Э.Я., Ионов Н.И. Поверхностная ионизация. М., 1952

ЛЕНГТОН СТЕФАН

ЛЕНГТОН Стефан (Langton, Stephen)

(ок. 1165-1228), английский кардинал и архиепископ Кентерберийский, теолог, историк и поэт. Дата рождения неизвестна, родился предположительно в Лангтоне близ Рагби (графство Линкольншир). Прожил около 25 лет в Париже, преподавая богословие. Ленгтон разделил книги Ветхого Завета (по Вульгате) на главы; это деление используется и в современных переводах Библии, а также в греческом Новом Завете и в Септуагинте. В 1206 папа Иннокентий III сделал его кардиналом, а в 1207 по предложению папы Ленгтон был избран на вакантную кафедру архиепископа Кентерберийского. Однако король Иоанн не одобрил этот выбор, и до 1213 Ленгтону был запрещен въезд в Англию. Позднее он помирился с королем, но поддержал баронов, выступивших против монарха, и был первым свидетелем при подписании Великой хартии вольностей (1215). В 1214 папа отправил его в отставку за то, что он не провел в жизнь папские осуждения баронов, но в 1218 простил его. На синоде в Осни (1222) Ленгтон обнародовал 22 канона, которые до сих пор остаются в силе в церковном судопроизводстве.

Умер Ленгтон в Кентербери 9 июля 1228.

ЛЕНЕН

ЛЕНЕН (Le Nain),

братья Антуан (Antoine) (ок. 1588-1648), Луи (Louis) (ок. 1593-1648) и Матье (Mathieu) (1607-1677), французские художники, родились в Лане и работали в Париже в области жанровой живописи, изображая сцены из жизни крестьян и мелких буржуа. Братья Ленен были почти полностью забыты после смерти; в середине 19 в. их творчество заново открыл Шанфлери, писатель-реалист, друг Гюстава Курбе. Антуан писал небольшие, несколько наивные картины, такие, как Мастерская художника (Лондон, собрание Бьют) и Семейный портрет (Париж, Лувр). Картины Матье более изысканные и большего размера, например, Процессия с бараном. Гораздо более значительным живописцем является средний брат, Луи. Его произведения, в целом близкие голландской жанровой живописи и творчеству караваджистов, отличаются особой трезвостью и сдержанностью. Картина Возвращение с сенокоса (Париж, Лувр) пронизана атмосферой задумчивости и монументальной значительности. На картине Трапеза крестьян (Париж, Лувр) изображена семья состоятельных крестьян, собравшихся вокруг стола; их суровое достоинство придает сцене дух протестантского благочестия. Еще более новаторское полотно - Кузница (Париж, Лувр), которое является изображением людей во время работы, свободным от всяких следов мифологии, аллегории или снисходительности. Именно по этой причине Луи Ленен считается предтечей реализма. Несмотря на неакадемический характер их творчества, братья Ленен были в числе основателей Королевской академии живописи и скульптуры. Вскоре после этого Луи и Антуан умерли один за другим, первый 23 мая 1648, а второй 25 мая 1648. Матье жил тем, что писал аллегорические картины и портреты небогатых дворян. Умер Матье Ленен 4 апреля 1677.

ЛИТЕРАТУРА

Нерсесов Н. Братья Ленен [[Альбом]]. М., 1966 Каган М.С. Братья Антуан, Луи и Матье Ленен [[Альбом]]. М., 1972

ЛЕНИН ВЛАДИМИР ИЛЬИЧ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЛЕОН

ЛЕОН - генеалогическое древо правителей

ЛЕОН ИЗ МОДЕНЫ

ЛЕОН ИЗ МОДЕНЫ (настоящее имя Иехуда Арье) (1571-1648), итальянский ученый, раввин, поэт и критик. Родился в Венеции 23 апреля 1571. Одаренный ребенок, он получил хорошее образование и в совершенстве овладел как светскими, так и религиозными дисциплинами. В 14-летнем возрасте Леон написал трактат о порочности азартных игр, но впоследствии им овладела именно страсть к игре. Он влезал в долги, а потому брался за любую работу. Говорили, что он овладел двадцатью шестью профессиями; ему приходилось работать, среди прочего, нотариусом, книготорговцем и корректором. Леон считался одной из самых колоритных фигур в итальянской еврейской общине. Блестящий преподаватель и проповедник, Леон собирал многочисленную аудиторию и пользовался большим уважением в христианском ученом мире. Он был плодовитым писателем и в своих произведениях, обнаруживающих больший интерес к духу, нежели к букве еврейского Закона, критиковал как мистиков, так и рационалистов за искаженную, по его мнению, интерпретацию истинного учения. Умер Леон в Венеции 24 марта 1648.

ЛЕОНА КОРОЛИ

ЛЕОНА КОРОЛИ - генеалогическое древо

ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЛЕОНИД

ЛЕОНИД - царь Спарты (правил ок. 490-480 до н.э.), командовал греками во время их легендарного противостояния персам при Фермопилах в 480 до н.э. Когда персы во главе с Ксерксом вторглись в Грецию, объединившиеся греки решили удержать узкий проход Фермопилы, открывавший путь в центральную Грецию. Здесь Леонид с 300 спартанцев (своей личной охраной; в отряд были отобраны лишь воины, имевшие сыновей) и примерно 6000 союзников-греков на протяжении двух дней отбивали атаки персов. На третий день персы, использовав заброшенную горную тропу, совершили обход, в результате чего часть их армии вышла грекам в тыл. Леонид, напрасно прождав подкрепления, дал возможность всему своему войску, кроме спартанцев, уйти. После кровопролитной схватки защитники прохода, спартанцы и с ними несколько сотен отказавшихся их покинуть воинов из Феспий (город в Беотии вблизи Фив), были уничтожены. Леонид и его воины удостоились памятника на поле битвы, на котором была выбита эпитафия, сочиненная Симонидом Кеосским: "Странник, поведай спартанцам, что мы полегли в этом месте,

Верность храня до конца воле сограждан своих".

ЛЕОНКАВАЛЛО РУДЖЕРО

ЛЕОНКАВАЛЛО Руджеро (Leoncavallo, Ruggiero)

РУДЖЕРО ЛЕОНКАВАЛЛО

РУДЖЕРО ЛЕОНКАВАЛЛО

(1857-1919), итальянский оперный композитор; родился 25 апреля 1857 в Неаполе, умер 9 августа 1919 в Монтекатини, близ Флоренции. Как автор и постановщик опер он пережил долгую полосу невезения и несколько провалов; настоящий успех и славу принесла ему опера в 2-х актах Паяцы (I Pagliacci), впервые исполненная в 1892 в Милане под управлением Тосканини. Композитор создал также несколько оперетт, балет, симфоническую поэму и ряд песен.

ЛИТЕРАТУРА

Торадзе Г. Леонкавалло и его опера "Паяцы". М., 1960

ЛЕОНТЬЕВ КОНСТАНТИН НИКОЛАЕВИЧ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЛЕОПАРД

ЛЕОПАРД - барс (Panthera pardus),

крупный хищник семейства кошачьих, обитающий на большей части Африки к югу от Сахары и в отдельных районах Азии - от Израиля до Индонезии, юго-востока Сибири и Кореи. Когда-то этот зверь был широко распространен и в Европе, но вымер там к концу плейстоцена, ок. 10 000 лет назад. Древнейшие известные остатки леопарда датируются поздним плиоценом (примерно 2 млн. лет) в Индии и Южной Африке. Для леопарда характерны мелкие и средние черные пятна и розетки (круги или группы пятен) по фону, цвет которого варьирует от бледно-соломенного или серого до ржаво-бурого. Нижние части и внутренние стороны ног белые. В тропиках встречаются звери-меланисты, называемые черными пантерами. Если присмотреться, на них можно различить типичный узор в виде пятен более насыщенного цвета. Размеры леопардов зависят от географической области и сильно варьируют, но в среднем самцы крупнее самок. Максимальная длина тела леопарда без хвоста 1,8 м, а масса 90 кг, но у среднего самца в Южной Африке длина 1,4 м (плюс хвост 78 см), высота в холке 75 см, а масса 60 кг. Леопарды легко приспосабливаются и живут в тропических лесах, горах и даже пустынях. Размер индивидуального участка варьирует от 8 до 400 кв. км в зависимости от региона, рельефа и обилия добычи. Звери преимущественно ночные, но могут охотиться в любое время суток. Предпочтение отдают среднего размера парнокопытным, например импале в Африке или пятнистому оленю в Азии, но нападают также на обезьян, грызунов и птиц, домашних коз и овец, собак, изредка даже на людей, не брезгуют падалью и крадут добычу у других хищников, в том числе у леопардов. Часто леопарды прячут недоеденные туши на деревьях, чтобы их не нашли гиены, львы и тигры. Размножаются леопарды круглый год. После длящейся 98-106 дней беременности рождается обычно от одного до трех детенышей, которые сосут мать примерно 100 дней, но начинают есть мясо уже с 70-дневного возраста. Примерно в 10 месяцев молодые в первый раз отправляются с матерью на охоту, а вскоре после этого начинают самостоятельно убивать добычу. Половая зрелость наступает в возрасте 2,5-4 года, а живут леопарды 10-11 лет в природе и до 21 года в неволе. По всему ареалу леопард охраняется и внесен в международную Красную книгу; главная угроза для него связана с изменением естественных местообитаний и сокращением кормовой базы. Торговля леопардовыми шкурами, когда-то представлявшая собой серьезную проблему, сейчас отошла на второй план, и главную озабоченность вызывает браконьерский отстрел животных для нужд восточной медицины. Выживание вида могут гарантировать только крупные заповедники.

ЛЕОПАРДИ ДЖАКОМО

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЛЕОПОЛЬД I

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЛЕОПОЛЬД II

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЛЕОПОЛЬД III

ЛЕОПОЛЬД III (Leopold III)

(1901-1983), король бельгийцев (roi des Belges), сын Альберта I. Родился 3 ноября 1901 в Брюсселе, 17 февраля 1934 наследовал трон отца. Его жена шведская принцесса Астрид, мать троих детей, погибла в следующем году в автокатастрофе в Швейцарии. Рост Рексистской (фашистской) партии в Бельгии и возвращение в 1936 Германии Рейнской области заставили Леопольда III объявить политику нейтралитета и в 1936 заключить оборонительный союз с Францией. Однако эти меры оказались тщетными, и через восемь месяцев после начала Второй мировой войны немецкие войска вторглись на территорию страны, а 28 мая 1940 Леопольд III подписал акт о капитуляции Бельгии. Находившееся в эмиграции в Лондоне правительство премьер-министра Пьерло осудило действия короля, а парламент, также находившийся за пределами страны, проголосовал за лишение Леопольда III трона за "неспособность к правлению". В 1940-1944 Леопольд III оставался в плену у немцев. В этот период он женился второй раз, на Мари-Лилиан Балс, дочери бывшего министра Анри Балса. В 1945 королевская семья была переправлена сначала в Германию, затем в Австрию. До 1950 Леопольд III с семьей проживал в Швейцарии, а сразу после освобождения Бельгии в 1944 Союзными войсками парламент избрал регентом принца Шарля, младшего брата короля, отложив решение вопроса о полномочиях Леопольда III до возвращения его из Швейцарии. На состоявшемся в марте 1950 референдуме, который носил рекомендательный характер, 57,68% бельгийцев высказались за возвращение короля, хотя некоторые провинции голосовали против него. На основании этого решения в июле 1950 Леопольд III с семьей вернулся в Бельгию, однако вскоре под давлением общественного мнения был вынужден отречься от престола. 17 июля 1951 королем бельгийцев был провозглашен его сын Бодуэн. В 1957 Леопольд возглавил правительственную инспекторскую комиссию по изучению форм внедрения достижений научного прогресса в экономику и общественную жизнь в Бельгии и Бельгийском Конго (ныне Заир). Умер Леопольд в Брюсселе 25 сентября 1983.

ЛЕПЕР ЛУИ ОГЮСТ

ЛЕПЕР Луи Огюст (Lepre, Louis Auguste)

(1849-1918), Французский живописец, гравер и литограф, родился 30 ноября 1849 в Париже. Гравировал на дереве иллюстрации для журналов "Ле Монд иллюстре" и "График", а также для целого ряда издательств. Позже стал делать гравюры по собственным рисункам; особенно замечательны виды Парижа. Лепер много сделал для возрождения старинной техники гравюры на дереве, изготавливал цветные гравюры на дереве, работал в технике офорта, а также цветной и черно-белой литографии. Высокое техническое мастерство и тонкое чувство сюжета делают Лепера одним из лучших граверов его времени и замечательным мастером гравюры на дереве 19 в. Среди его офортов следует отметить очаровательную деревенскую сцену Прекрасное осеннее утро и Амьенский собор, передающий массивность и богатство деталей знаменитого архитектурного сооружения. Одна из его лучших гравюр на дереве - Руанский собор. Живописные работы художника находятся в Люксембургском дворце и других музеях.

Умер Лепер в Дордони 20 ноября 1918.

ЛЕРДО ДЕ ТЕХАДА СЕБАСТЬЯН

ЛЕРДО ДЕ ТЕХАДА Себастьян (Lerdo de Tejada, Sebastian) (1825-1889), мексиканский государственный и политический деятель. Родился в мексиканском городе Халапа 25 апреля 1825; получил юридическое образование. Был близким другом выдающегося вождя либералов Бенито Хуареса и под его покровительством в 1855-1857 работал в Верховном суде, а затем на различных государственных должностях, включая пост министра иностранных дел. С 1867 - председатель Верховного суда. В 1871 Лердо де Техада выступил соперником Хуареса на президентских выборах, проиграл, но остался председателем Верховного суда. После смерти Хуареса 18 июля 1872 Лердо де Техада, согласно конституции, стал президентом, а в октябре того же года был избран на этот пост народным голосованием. В его правление конгресс принял закон о реформах (12 ноября 1874), значительно ограничив экономическую и политическую власть церкви. Лердо де Техада отказался предоставить США концессию на строительство железной дороги из Техаса в Мехико. Это послужило одной из причин фактической поддержки североамериканцами мятежа Порфирио Диаса, в результате которого Лердо де Техада был свергнут и покинул страну. Умер Лердо де Техада в Нью-Йорке 21 апреля 1889.

ЛИТЕРАТУРА

Паркс Г. История Мексики. М., 1949 Очерки новой и новейшей истории Мексики. 1810-1945. М., 1960 Гордин Я. Три войны Бенито Хуареса. М., 1984

ЛЕРМОНТОВ МИХАИЛ ЮРЬЕВИЧ

ЛЕРМОНТОВ Михаил Юрьевич (1814-1841), русский поэт и прозаик. Родился 15 октября 1814 в Москве. Поступил в Московский университет, откуда был вскоре исключен за нарушение дисциплины. Окончив юнкерскую школу, стал офицером гвардейского полка. Первое произведение Лермонтова появилось в печати в 1835. В 1837, после гибели А.С.Пушкина на дуэли, он написал стихотворение Смерть поэта, за которое был предан военному суду и сослан на Кавказ. Хлопотами бабушки был возвращен в Санкт-Петербург в 1838, а в 1840 его вновь сослали на Кавказ, где он был убит на дуэли 27 июля 1841. Лермонтов был по натуре романтиком, одержимым страстной любовью к свободе. Борение между тоской по идеалу и ощущением действительности очевидно во многих его сочинениях, в том числе в поэмах Демон и Мцыри. Главным прозаическим произведением Лермонтова является его роман Герой нашего времени, состоящий из трех частей: Бэла, Максим Максимыч и Дневник Печорина, последняя из которых также включает три части: Тамань, Княжна Мэри и Фаталист. В романе разносторонне рассматривается характер Печорина, архетипического персонажа тогдашней России. В атмосфере российской жизни Печорин, умный, даровитый и прекрасно образованный, лишен свободы мысли и поступка, и его жизненные силы прибретают разрушительный характер. Печорин в художественной прозе и пушкинский Евгений Онегин в поэзии являются первыми в ряду образов характерного социального типа, обрисованного впоследствии другими великими русскими писателями, - типа, которому И.Тургенев дал название "лишнего человека".

ЛИТЕРАТУРА

Гинзбург Л. Творческий путь Лермонтова. Л., 1940 Эйхенбаум Б.М. Статьи о Лермонтове. М. - Л., 1961 Герштейн Э. Судьба Лермонтова. М., 1964 Андроников И.Л. Лермонтов: Исследования и находки, 2-е изд. М., 1967 М.Ю.Лермонтов в воспоминаниях современников, 2-е изд. М., 1972 Лермонтовская энциклопедия. М., 1980 Лермонтов М.Ю. Собрание сочинений, 2-е изд., тт. 1-4. М., 1983-1984 Эйхенбаум Б.М. Лермонтов: Опыт историко-литературной оценки. - В кн.: Эйхенбаум Б. О литературе. М., 1987

ЛЕС

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЛЕСАЖ АЛЕН РЕНЕ

ЛЕСАЖ Ален Рене (Lesage, Alain-Rene)

(1668-1747), французский писатель, автор классического нравописательного романа Жиль Блаз. Родился 13 декабря 1668 в Сарзо (ныне департамент Морбиан). Изучал в Париже право, в 1692 стал юристом. Женившись (1694), решил зарабатывать на жизнь литературой. Последующие пятьдесят лет провел в Париже. Чтобы прокормить семью (у него было четверо детей), практически постоянно писал романы и пьесы. Умер Лесаж 7 ноября 1747. Две из его многочисленных пьес остались в репертуаре - Криспен, соперник своего господина (Crispin rival de son matre, 1707) и Тюркаре (Turcaret), впервые поставленный в 1709. В них выведен ранний прототип Фигаро - слуги, который умнее своего господина. В образе бессердечного ростовщика Тюркаре Лесаж дал резко сатирический портрет беззастенчивых откупщиков. Среди романов Лесажа выделяется Хромой бес (Le Diable boiteux, 1709), сюжет которого заимствован из испанской литературы. Делом всей жизни стал для Лесажа роман Жиль Блаз (Gil Blas), первые две книги которого вышли в 1715, третья в 1724 и последняя в 1735. Это плутовской роман, действие которого происходит в Испании, однако герои и сюжет - французские. В романе представлена галерея представителей различных слоев французского общества, и, к чести автора, добродетель торжествует, а порок наказывается. В отличие от своего современника Вольтера, Лесаж не обладал философским складом ума, он был просто внимательным наблюдателем, не склонным к пропаганде. Утверждали, что существовал испанский оригинал Жиль Блаза, который Лесаж, как и во многих других случаях, просто обработал, однако подтверждений этому нет. Источники Жиль Блаза следует искать в душе самого Лесажа, в круге его чтения, в его наблюдениях над своими современниками времен Людовика XIV и начала царствования Людовика XV.

ЛИТЕРАТУРА

Лесаж А. Тюркаре. М., 1955 Лесаж А. Хромой бес. М., 1969 Лесаж А. Похождения Жиль Бласа из Сантильяны. М., 1990

Предыдущая страница Следующая страница