Энциклопедия Кольера
Статьи на букву "Д" (часть 3, "ДЕЛ"-"ДЖЕ")

В начало энциклопедии

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Д" (часть 3, "ДЕЛ"-"ДЖЕ")

ДЕЛАРОШ ПОЛЬ

ДЕЛАРОШ, ПОЛЬ ИППОЛИТ

(Delaroche, Paul Hippolyte)

ПОЛЬ ИППОЛИТ ДЕЛАРОШ. ДЕТИ ЭДУАРДА IV В ТАУЭРЕ

ПОЛЬ ИППОЛИТ ДЕЛАРОШ. ДЕТИ ЭДУАРДА IV В ТАУЭРЕ

(1797-1856), французский живописец; родился в Париже 17 июля 1797. Учился у А. Гро. Был одним из самых популярных художников своей эпохи благодаря выбору острых драматических сюжетов и точности в передаче деталей костюмов исторических персонажей. Картины Делароша отражают увлечение его поколения яркими и безвкусными историческими романами. Среди многочисленных работ художника: Смерть королевы Елизаветы (1827, Париж, Лувр), Кромвель у гроба Карла I (1831, Ним, Музей изящных искусств) и Казнь леди Джейн Грей (1834, Лондон, Национальная галерея).

Умер Деларош в Париже 4 ноября 1856.

ДЕЛЕДДА ГРАЦИЯ

ДЕЛЕДДА Грация (Deledda, Grazia)

(1875-1936), итальянская писательница. Родилась 27 сентября 1875 в Нуоро (Сардиния). Происходила из обеспеченной семьи, но получила лишь начальное образование. В 15 лет опубликовала первую повесть - Сардинская кровь (Il sangue sardo). Всего из-под ее пера вышло более 30 повестей и романов и ряд рассказов. Выйдя замуж в 1900, Деледда провела большую часть жизни в Риме, где и умерла 16 августа 1936. Произведения Деледды передают местный колорит, раскрывают психологию внутренне напряженных, хотя и достаточно безыскусных сардинцев. Едва ли не самым большим достоинством Деледды является ее дар умелого рассказчика. Среди наиболее известных произведений - романы До предела (Sino al confine, 1910), Пепел (Cenere, 1904), Элиас Портолу (Elias Portolu), Пожар в оливковой роще (L'incendio nell'oliveto), Мать (La Madre, 1920) и исполненные сардинского колорита рассказы в сборниках Сардинские рассказы (Racconti sardi, 1894) и В голубизне (Nell'azzurro, 1898). Высоко оцененное итальянскими критиками, творчество Деледды получило международное признание: в 1926 она была удостоена Нобелевской премии в области литературы.

ЛИТЕРАТУРА

Деледда Г. Рассказы. М., 1967

ДЕЛЕЗ ЖИЛЬ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ДЕЛИБ ЛЕО

ДЕЛИБ Лео (Delibes, Leo)

(1836-1891), французский композитор. Родился 21 февраля 1836 в Сен-Жермен-дю-Валь. После окончания Парижской консерватории поступил концертмейстером в "Театр лирик" и вторым хормейстером в "Опера". В 1881 Делиб стал профессором композиции в консерватории. Первый успех принес ему балет Ручей (La Source). Самый популярный балет Делиба - Коппелия (Coppelia) был поставлен в "Опера" в 1870; он находится в репертуаре многих театров и по сей день. Среди других сочинений композитора - оперы Так сказал король (La Roi l'a dit), Лакме (Lakm) и балет Сильвия (Sylvia). Умер Делиб в Париже 16 января 1891.

ЛИТЕРАТУРА

Давидсон И. Балеты Делиба. - Советская музыка, 1961, № 2

ДЕЛИРИЙ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ДЕЛОНИ ТОМАС

ДЕЛОНИ Томас (Deloney, Thomas)

(ок. 1543 - ок. 1600), английский поэт и прозаик. Родился в Лондоне. Писал баллады "на злобу дня", иногда шуточные; многие из них утрачены. Делони более известен как автор новелл Благородное ремесло (The Gentle Craft, ок. 1600; сюжет лег в основу пьесы Т.Деккера Праздник башмачника - The Shoemaker's Holiday), Увлекательная история Джона Уинчкома (The Pleasant History of John Winchcomb, дата написания неизвестна) и Томас из Рединга (Thomas of Reading, дата неизвестна). В последнее время эти произведения, относящиеся к раннему этапу развития английской художественной прозы, привлекают пристальное внимание исследователей романа.

ЛИТЕРАТУРА

Делони Т. Романы. Джек из Ньюбери; Томас из Рединга. М. - Л., 1928

ДЕЛОС

Статья большая, находится на отдельной странице.

ДЕЛОССКИЙ СОЮЗ

ДЕЛОССКИЙ СОЮЗ - объединение греческих городов, образованное для войны с Персией в 478 до н.э., а после заключения с ней мира ок. 450 до н.э. переросшее в Афинскую архэ (державу). Когда в результате побед греков при Саламине в 480 до н.э. и Платеях в 479 до н.э. персы во главе с Ксерксом и Мардонием были вытеснены из Греции, греческий флот отправился в экспедицию с целью освободить из-под персидского господства греческие города по берегам Эгейского моря и на Кипре. Поначалу соединенными греческими силами командовал спартанский царь Павсаний, герой битвы при Платеях, но своей надменностью он вскоре восстановил против себя всех союзников, и большинство греков склонилось к тому, чтобы командование перешло к Афинам. После того как Спарта утратила интерес к войне, а Павсаний был отозван, афиняне предложили создать для продолжения войны союз греческих морских государств. В 477 до н.э. создание Делосского союза было завершено. Его члены были связаны с Афинами клятвой, они обязались повиноваться афинским полководцам и ежегодно выплачивать определенный взнос (всего 460 талантов) или поставлять на эквивалентную сумму корабли и воинов с тем, чтобы в сезон летних кампаний для операций против персов собирался флот в 200 судов. Поскольку большинство участников союза предпочли денежный взнос ("синтаксис") поставке кораблей и людей, причитавшаяся с каждого города сумма определялась в зависимости от состояния его финансов. Афинянину Аристиду, пользовавшемуся всеобщим уважением за честность и справедливость, было поручено определить суммы. Казна союза помещалась на Делосе, и там же происходило ежегодное собрание представителей входивших в союз городов-государств. В двух битвах, морской и сухопутной, состоявшихся при реке Эвримедонте в Малой Азии (ок. 468 до н.э.), персы потерпели окончательное поражение, что означало завершение персидских войн. Так, во всяком случае, полагали союзники Афин, не видевшие необходимости сохранять союз. Но афиняне настаивали на том, что война не окончена, мирный договор с Персией не заключен и Персия по-прежнему помышляет о захвате греческих городов, освобожденных усилиями союзников. На самом деле союз был чрезвычайно выгоден Афинам: во-первых, им доставалась львиная часть военной добычи, а во-вторых, взносы членов расходовались на создание и укрепление афинского флота. В результате, когда союзники заявили о желании выйти из Лиги, афиняне принудили их к членству силой, низведя до положения подданных, выплачивающих уже не взнос, но налог ("форос"). Фикция союза прекратилась в 454 до н.э., когда казна была перенесена с Делоса в Афины. Так возникла Афинская архэ эпохи Перикла, которую называют также Первым Афинским морским союзом.

ЛИТЕРАТУРА

Паршиков А.Е. Исследования по истории афинской морской державы. М., 1976 Кондратюк М.В. Архэ и афинская демократия. - В кн.: Античная Греция, т. 1. М., 1983

ДЕЛЬБРЮК ХАНС ГОТЛИБ

ДЕЛЬБРЮК Ханс Готлиб (Delbrck, Hans) (1848-1929), немецкий историк и публицист, родился 11 ноября 1848 в Бергене на острове Рюген. Получил образование в Гейдельберге, Грайфсвальде и Бонне, являлся наставником принца Вальдемара Прусского, был назначен профессором новой истории Берлинского университета. Избирался депутатом прусского ландтага и германского рейхстага от партии свободных консерваторов. В 1883-1919 Дельбрюк издавал "Прусский ежегодник" ("Preussische Jahrbcher") и предлагал в качестве альтернативы германской экспансии в Европе организацию африканских колоний рейха в централизованную Африканскую империю. Написав биографию прусского фельдмаршала Августа Нейтхардта фон Гнейзенау, Дельбрюк обратился к истории военного искусства и создал несколько значительных трудов по истории стратегии в различные эпохи; наиболее важной работой этого цикла является История военного искусства в рамках политической истории (Geschichte der Kriegskunst im Rahmen der politischen Geschichte, 7 Bd., 1900-1936). Во время Первой мировой войны и сразу после нее Дельбрюк опубликовал три тома своих трудов Война и политика (Krieg und Politik, 1914-1919, 1918-1919); на Парижской мирной конференции был экспертом от Германии по вопросу об ответственности; после 1919 опубликовал несколько работ об ответственности Германии за развязывание войны. Умер Дельбрюк в Берлине 14 июля 1929.

ЛИТЕРАТУРА

Дельбрюк Г. История военного искусства в рамках политической истории, тт. 1-4. СПб, 1994

ДЕЛЬТА

Статья большая, находится на отдельной странице.

ДЕЛЬФИНЫ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ДЕЛЬФЫ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ДЕМ

ДЕМ - самая мелкая административная единица в древней Аттике (и некоторых других древнегреческих государствах). Афинский государственный деятель Клисфен, проводя в 508-507 до н.э. свою реформу, стремился свести на нет прежнее влияние родов. С этой целью вся Аттика была разделена на 150 демов (впоследствии их стало 170). Демы были сгруппированы в три территориальных округа (Афины с прилегающей областью и Пиреем, побережье и внутренняя Аттика). Каждая из десяти фил (крупнейшая единица административного деления по реформе Клисфена) была составлена демами из всех трех округов. Демы из одного округа, входившие в одну и ту же филу, образовывали триттию, которых было, таким образом, 30, по 3 в каждой филе. Каждая фила делегировала в Совет пятисот, высший исполнительный орган Афин, 50 членов, которые избирались по демам, вероятно, в соответствии с количеством граждан, занесенных в списки данного дема, поскольку среди них имелись весьма крупные и крошечные. В 18 лет всякий афинский гражданин вносился в список дема, и все последующие переселения на его принадлежности к данному дему не отражались, а членство в деме передавалось по наследству. Демы пользовались определенной автономией, так что внутренние вопросы решались на собрании, проходившем под председательством демарха. Списки демов являлись основой учета граждан Афин, по ним происходила мобилизация, распределялись налоги и повинности.

ДЕМОКРАТИЧЕСКАЯ РЕСПУБЛИКА КОНГО

Статья большая, находится на отдельной странице.

ДЕМОКРИТ

ДЕМОКРИТ (ок. 460 - ок. 370 до н.э.), античный философ, уроженец Абдер во Фракии. Достоверные сведения о его жизни крайне скудны. Вероятно, в молодости Демокрит совершил путешествие по различным странам, в ходе которого познакомился с учениями греков, египтян, персов, вавилонян и, возможно, индусов. Вся его долгая жизнь (он прожил свыше 90 лет) была посвящена преподаванию и исследованиям. Демокрит подробно развил атомистическую теорию своего учителя Левкиппа, признавая в качестве единственной реальности в бесконечном вихре кружащихся миров одни только атомы (греч. "неделимые") и пустоту. Согласно Демокриту, мысль и ощущение существуют лишь в нашем представлении. Вечно движущимся атомам не присущи никакие качества, у них есть лишь положение, форма, размер и непроницаемость, и все вещи, как и качества, которые связывают с ними наши восприятия, - это лишь видимость различных форм и сочетаний атомов. Так, поверхность белого предмета состоит из гладких атомов, причина кислого вкуса - прикосновение к языку игольчатых атомов, зрение возникает от попадания в глаз пленочки из тончайших атомов, постоянно испускаемых в пространство всеми объектами, сама мысль - это лишь движение атомов внутри тела. Душа человека состоит из мелких, круглых, весьма подвижных атомов, которые распадаются после смерти. Существуют два рода знания: "темное" (возникающее на основе чувственных данных) и "подлинное" (знание об атомах и пустоте). Эти и многие другие взгляды были изложены в огромном своде трудов, охватывавших все отрасли наук. У Диогена Лаэртия перечислено более 70 произведений Демокрита, в том числе О вкусе, О цвете, Причины небесных явлений, Логика, Геометрия, Врачебная наука, О ведении боя в доспехах, О красоте стихов. В античности сочинения Демокрита пользовались популярностью, но до нас они дошли лишь в отрывках и изложениях. Школа Эпикура унаследовала и физическую теорию Демокрита, и во многом его этику. Демокрит рекомендовал оберегать душу от сильных потрясений и сохранять благодушие, что доставило ему еще в античности прозвище "Смеющегося философа".

ЛИТЕРАТУРА

Лурье С.Я. Демокрит. Тексты. Перевод. Исследования. Л., 1970

ДЕМОНОЛОГИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ДЕМОСФЕН

Статья большая, находится на отдельной странице.

ДЕНГЕ ЛИХОРАДКА

ДЕНГЕ ЛИХОРАДКА - вирусное заболевание, широко распространенное в тропических и субтропических регионах. Иногда встречается и в зонах умеренного климата. Так, серьезные вспышки заболеваемости отмечались в Техасе в 1922 и в Греции в 1927. Последняя эпидемия в США была зарегистрирована в середине 1940-х годов. Лихорадка денге проявляется через 5-6 дней после заражения. Характеризуется внезапным повышением температуры, которое продолжается 5-7 дней, головной болью, сильной болью в суставах и мышцах, иногда сыпью. За этим следует период физического истощения и депрессии длительностью не менее недели. Вирусы-возбудители лихорадки денге относятся к арбовирусам (от англ. arthropod borne - переносимые членистоногими); они очень близки к вирусам желтой лихорадки и почти повсеместно переносятся тем же видом москитов (Aedes aegypti), что и вирус желтой лихорадки. Выявлено четыре близких штамма (серотипа) вирусов денге. Заражение каждым из них оставляет после себя достаточно прочный иммунитет, но он практически не распространяется на другие серотипы. Единственный известный источник этих вирусов - человек, однако есть сообщения о болезни обезьян в Малайзии. В 1950-х годах в Юго-Восточной Азии были зарегистрированы две крайне тяжелые формы заболевания: геморрагическая лихорадка денге и шоковый синдром денге. Они вызывали у маленьких детей прострацию и смерть, причем число смертельных случаев было очень велико. Причины столь тяжелого течения болезни остаются неясными. Возможно, мутации некоторых штаммов вируса денге привели к образованию более вирулентных форм. Не исключено также, что имело место повторное, в течение короткого срока, заражение другими серотипами вируса, что привело к нарушению иммунных механизмов. Специфических средств лечения обычных форм лихорадки денге не существует. При геморрагической лихорадке и шоковом синдроме используют кортикостероиды и антибиотики, но их эффективность не доказана. В случаях шокового синдрома рекомендуются меры по поддержанию водного баланса организма и применение средств, увеличивающих объем плазмы. Продолжается разработка вакцин против лихорадки денге, но пока без определенных результатов. Более того, если будет доказано, что развитие тяжелых геморрагических и шоковых синдромов обусловлено сенсибилизацией (повышением чувствительности) иммунной системы, то сама целесообразность иммунизирующей вакцинации окажется сомнительной.

ДЕНИ МОРИС

ДЕНИ Морис (Denis, Maurice)

(1870-1943), французский художник и критик; родился 25 ноября 1870 в Гранвиле. Испытал влияние П.Сезанна, Пюви де Шаванна, Гогена; участвовал в создании группы Наби; стремился к возрождению традиций декоративной монументальной живописи - как церковной, так и светской. Среди наиболее известных его произведений - Весна (1897), росписи церкви в Везине (1901-1903) и плафон Театра Елисейских полей (1913) с аллегориями Танца, Симфонии, Оперы и Лирической драмы. Его взгляды на искусство изложены в двух работах - Теории (1913) и Новые теории (1922), оказавших значительное влияние на молодых художников

ЛИТЕРАТУРА

Крючкова В.А. Символизм в изобразительном искусстве. Франция и Бельгия 1870-1900. М., 1994

ДЕННЕТ ДЭНИЭЛ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ДЕРБИ ЭДУАРД ДЖЕФРИ СМИТ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ДЕРВИШ

ДЕРВИШ - в исламе, член суфийского ордена или братства. Суфийские ордены во многом схожи с христианскими. Давая обет бедности и воздержания, дервиши одного ордена обычно жили в братствах, которые располагались в особых местах, называвшихся такийа, завийа или рибат. Некоторые дервиши были странствующими нищими или учителями. Распространенные по всему мусульманскому миру, дервишские ордены известны своей практикой исполнения религиозной музыки и песнопений (араб. "самa'"). Она стала отличительной чертой суфийского ритуала после того, как была узаконена аль-Газали (ум. 1111). В Индии наиболее популярен орден мурадийа; среди других знаменитых орденов можно назвать рифа'ийа ("ревущие дервиши"), каландарийа ("странствующие дервиши") и маулавийа ("кружащиеся дервиши"). Помимо наставников и начинающих, братства дервишей включали третью категорию - связанных с ними мирян, вверивших себя руководству главного шейха. Дервишами называли также любых фанатичных приверженцев махди в Судане.

ДЕРЕВО

Статья большая, находится на отдельной странице.

ДЕРЕН АНДРЕ

ДЕРЕН Андре (Derain, Andre)

(1880-1954), французский художник, график, театральный декоратор, скульптор, керамист. Родился 10 июня 1880 в Шату-сюр-Сен близ Парижа. Учился у Э.Каррьера (1898-1899), а затем начал самостоятельно заниматься живописью, черпая вдохновение в работах своего друга Мориса Вламинка и позднее у Анри Матисса, которые оказали огромное влияние на формирование молодого художника. Картины Дерена впервые привлекли внимание публики на Осеннем Салоне 1905; в них мастер использовал резкие интенсивные цвета и смелый обобщенный рисунок; эти качества его работ сближали его с фовистами (название направления "фовизм" происходит от франц. les fauves, "дикие"). Выполненные им виды Лондона и Темзы (1906) демонстрируют понимание цвета и рисунка, присущее фовизму, и полный отказ от импрессионизма. Позже увлечение живописью Сезанна подвигло Дерена к экспериментам в области построения живописного пространства, отчасти родственного ранним кубистическим композициям Пабло Пикассо. В 1920-е годы в пейзажах, натюрмортах и портретах Дерен выработал собственный стиль, который принес ему славу одного из ведущих современных художников. Несмотря на то, что он часто обращался к творчеству своих предшественников, его лучшие произведения глубоко индивидуальны. Умер Дерен в Гарше близ Парижа 10 сентября 1954.

ДЕРРИДА ЖАК

Статья большая, находится на отдельной странице.

ДЕСАИ МОРАРДЖИ РАНЧОДЖИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ДЕСЯТЬ ЗАПОВЕДЕЙ

ДЕСЯТЬ ЗАПОВЕДЕЙ (десятисловие, декалог) - перевод еврейского выражения "асерет-ха-дварим", употребленного в Исх 34:28 и Втор 4:13 и 10:4. Традиция отождествляет десятисловие с "десятью заповедями", представленными в Книге Исхода (20:2-17) и еще раз, с небольшими разночтениями, - в Книге Второзакония (5:6-21). Однако некоторые исследователи отождествляли десятисловие с законами, содержащимися в Исх 34:10-26 и составляющими часть т.н. культового декалога, который библейская критика считает древнейшей частью Шестикнижия (Пятикнижие и Книга Иисуса Навина). Другие применяли термин "десятисловие" к законам, изложенным в Лев 19:2-18 и составляющим часть т.н. кодекса святости; к законам в Исх 20:23-26 и 23:10-19; и к законам Втор 27:15-26. Большинство исследователей признает, что традиционные десять заповедей первоначально имели более краткую форму. Согласно Библии, десять заповедей были возвещены Богом Моисею на горе Синай в пустыне и начертаны на двух каменных скрижалях, которые Моисей принес с собой с горы, где оставался сорок дней и сорок ночей. Спустившись вниз, он обнаружил, что сыны Израиля изготовили в его отсутствие золотого тельца, который изображал божество, вызволившее их из Египта; в гневе Моисей разбил скрижали. За этим последовало наказание и раскаяние части израильтян, после чего Моисей вновь взошел на гору Синай и, проведя там еще сорок дней и сорок ночей, спустился вниз с новыми скрижалями. Они были помещены в ковчег завета. Перечни десяти заповедей в еврейской и христианской традиции несколько различаются. Согласно еврейской традиции, в Исх 20:2 содержится первая заповедь, а в Исх 20:3 - вторая. Согласно же христианской традиции, первая заповедь содержится в Исх 20:3, а Исх 20:2 рассматривается как общее вступление. Большинство протестантских церквей, а также Греко-католическая церковь делят вторую по еврейской традиции заповедь (Исх 20:3-6) на две, считая первый стих первой заповедью, а остальные стихи - второй. Римско-католическая и Лютеранская церкви делят на две десятую по еврейской традиции заповедь. Лютеране следуют порядку Второзакония и делают заповедь "Не желай дома ближнего" девятой заповедью, а дальнейшее - десятой.

ЛИТЕРАТУРА

Христианство. Энциклопедический словарь, тт. 1-3. М., 1993-1995

ДЕТЕКТИВ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ДЕТЕКТОРЫ ЧАСТИЦ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ДЕТСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ДЕТСКАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ДЕТСКИЙ ЦЕРЕБРАЛЬНЫЙ ПАРАЛИЧ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ДЕТСТВО

Статья большая, находится на отдельной странице.

ДЕФО ДАНИЕЛЬ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ДЕЦЕМВИРЫ

ДЕЦЕМВИРЫ - в Древнем Риме совет из десяти человек (почти все - бывшие консулы), избранный в 451 до н.э. для составления и опубликования свода законов. Полное название этой комиссии, созданной после длительных волнений среди плебеев, - decemviri consulari imperio legibus scribendis ("десять мужей с консульскими полномочиями для написания законов"). Все прочие магистратуры, включая трибунат, были на это время приостановлены, а консульские полномочия исполнялись децемвирами поочередно, причем смена происходила ежедневно. Децемвиры подготовили и опубликовали 10 таблиц законов, а в 450 до н.э. вновь избранная комиссия, в состав которой вошли и плебеи, издала еще 2. Эти децемвиры отказывались сложить с себя полномочия или допустить выборы преемников, но были свергнуты, власть трибунов и других должностных лиц (449 до н.э.) была восстановлена. Тем не менее XII таблиц сохранились как основа римского публичного и частного права. Обе комиссии децемвиров возглавлял Аппий Клавдий, оказывавший требованиям плебеев поддержку, но представленный в римской традиции тираном из-за стремления удержать власть, а также из-за того, что он, пользуясь своей властью, попытался силой овладеть девушкой-плебейкой Вергинией, что вызвало беспорядки среди плебеев и их уход из города. Последний эпизод (яркий рассказ о нем - у Тита Ливия, III 44-58), возможно, является вымыслом. Децемвирами звали и других членов советов десяти: были, например, decemviri stlitibus iudicandis ("по разрешению тяжб"), удостоверявшие в спорных случаях свободу человека, или decemviri agris assignandis ("по распределению земель").

ДЕЦИЙ ГАЙ МЕССИЙ КВИНТ ТРАЯН

ДЕЦИЙ Гай Мессий Квинт Траян (Gaius Messius Quintus Decius Traianus)

(201-251), римский император в 249-251. Профессиональный военный, уроженец Паннонии, Деций вошел в историю прежде всего как гонитель христиан, которых он, как и всех прочих подданных, в целях укрепления единства империи принуждал давать клятву на верность императору. Поскольку церемония включала языческий обряд, христиане отказывались от нее и автоматически становились государственными преступниками, подлежащими смерти. Так, были схвачены и умерли в тюрьме епископы Антиохии и Иерусалима, в Риме был казнен папа Фабиан. Деций погиб в Мезии, отражая нападение готов.

ДЖАБИР

ДЖАБИР - или Гебер, подпись, которую ставили под своими трудами авторы известных трудов по алхимии 8-14 вв. Настоящий Джабир, которого, по-видимому, звали Абу Муса Джабир ибн Хайян, находился в расцвете сил ок. 750 н.э. Полагают, что сам он написал всего несколько работ из более 2000 трактатов, носящих его имя. Позднейшие трактаты приписывают членам секты исмаилитов, интересовавшихся астрологией, алхимией, космологией и нумерологией. Алхимия в этих трактатах следует идеям Аристотеля; материя - соединение четырех качеств: тепла, холода, влаги и сухости. Многие из этих трудов носили теоретический или мистический характер, в других приводились подробные описания лабораторных экспериментов. Трактаты Джабира приобрели такое влияние в Европе, что один испанский алхимик, подлинное имя которого осталось неизвестным, написав четыре книги по алхимии в начале 14 в., взял латинизированную форму имени - Гебер, чтобы придать вес высказанным в них идеям.

ДЖАЙНИЗМ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ДЖАКОМЕТТИ АЛЬБЕРТО

ДЖАКОМЕТТИ Альберто (Giacometti, Alberto)

(1901-1966), швейцарский скульптор и живописец. Родился 10 октября 1901 в Стампе (Швейцария). Интерес к искусству возник у Альберто уже в раннем детстве. Он учился в Школе искусств и ремесел в Женеве (1919-1920) и в студии Гранд Шомьер у Э.Бурделя (1922-1925), испытал влияние кубизма, примыкал к сюрреализму. Временами работал в Париже и Риме, но всегда возвращался в свой родной город. В 1925-1935 Джакометти занимался проблемой соотношения массы и пространства в скульптуре. Он создал несколько значительных произведений, которые назвал "скульптурами в клетке". В них многочисленные части были заключены в каркасную раму или подобие клетки. Среди наиболее известных - Дворец в четыре часа утра (1923-1933, Нью-Йорк, Музей современного искусства) и Висящий шар (1930, Цюрих, Кунстхаус). После 1935 Джакометти создавал почти исключительно этюды отдельно стоящих человеческих фигур, скульптурные группы или портретные бюсты. Под влиянием Родена Джакометти создавал неровные, словно выветренные, напоминающие фантастический пейзаж поверхности с живописной светотенью.

ВЫСТАВКА ДЖАКОМЕТТИ в 1960 в Париже, на Елисейских полях.

ВЫСТАВКА ДЖАКОМЕТТИ в 1960 в Париже, на Елисейских полях.

В последние годы жизни скульптор получил множество наград. Большие ретроспективные выставки его творчества прошли в Музее изящных искусств в Цюрихе (1962) и в Музее современного искусства в Нью-Йорке (1965).

Умер Джакометти в местечке Кур в Швейцарии 12 января 1966.

ДЖАМБОЛОНЬЯ

ДЖАМБОЛОНЬЯ (Giambologna)

(1529-1608), итальянский скульптор эпохи маньеризма. Его творчество можно рассматривать как связующее звено между искусством Микеланджело и Бернини. Оригинальность творческого метода Джамболоньи заключается прежде всего в прекрасном владении приемами построения композиции, что особенно ярко проявилось при создании скульптурных групп. Примером может служить монументальная композиция Похищение сабинянок (1579, Флоренция, Лоджия деи Ланци), в которой мастеру удалось решить проблему объединения трех переплетенных фигур в единую группу. Среди других произведений Джамболоньи, выполненных из мрамора и бронзы, - конный памятник Козимо I Медичи (1587-1593, Флоренция, Пьяцца делла Синьория), Меркурий Медичи (ок. 1565, Рим, галерея Колонна), Геркулес, убивающий кентавра (ок. 1576, Флоренция, Лоджия деи Ланци) и Фонтан Нептуна (1563-1566, Болонья). Одна из лучших его работ - Аллегория Апеннин (сад виллы в Пратолино близ Флоренции), огромная фигура старика, олицетворяющего Апеннинские горы. Она сделана из кирпичей, камня и стука и должна была казаться высеченной из настоящей скалы. Среди работ скульптора имеются и произведения на религиозные сюжеты. Настоящее имя Джамболоньи - Жан де Булонь (Jean de Boulogne). Он родился в 1529 в городке Дуэ в Пикардии, принадлежавшей тогда Фландрии. Учился у скульптора Дюбрека в Монсе, а ок. 1550 отправился в Рим. Там молодой скульптор изучал искусство Возрождения (в своем творчестве он испытал сильное влияние Микеланджело) и греко-римской античности. Через два года приехал во Флоренцию, где обрел покровительство герцогов Медичи. Несмотря на то, что на новой родине его всегда воспринимали как фламандца, он получил прозвище Джамболонья, которое является разговорной, сокращенной формой его имени, произнесенного на итальянский лад. Достаточно большое количество произведений, вышедших из его мастерской, были фактически созданы учениками мастера, которых он обучил изготавливать скульптуры по восковым и глиняным моделям (многие из этих моделей находятся в музее Виктории и Альберта в Лондоне). Умер Джамболонья во Флоренции 13 августа 1608.

ДЖАХАНГИР

ДЖАХАНГИР (1569-1627), четвертый император из правившей в Северной Индии династии Великих Моголов. Сын Акбара, нареченный при рождении Селимом, при восшествии на престол в 1605 принял тронное имя Джахангир (Завоеватель мира). В 1611 он женился на персидской княжне Hyp Джахан, чье влияние на монарха часто использовалось ее родственниками и вызывало возмущение при дворе. Через год после своего восшествия на престол Джахангиру пришлось подавить мятеж, поднятый его сыном Хусру. Однако восстания продолжались, особенно после захвата персами Кандагара. В 1624 мятеж поднял другой его сын, Шах Джахан, впоследствии ставший преемником отца. Умер Джахангир в октябре 1627.

ДЖЕББ РИЧАРД КЛАВЕРХАУЗ

ДЖЕББ Ричард Клаверхауз (Jebb, Richard Claverhouse) (1841-1905), шотландский филолог-классик. Родился 27 августа 1841, получил образование в Тринити-колледже Кембриджского университета. Всю свою жизнь Джебб преподавал в Кембридже, за исключением 14 лет, проведенных в университете Глазго, где он был профессором греческого языка. Среди работ Джебба - "Характеры" Теофраста (The Characters of Theophrastus, 1870), Аттические ораторы от Антифонта до Исея (Attic orators from Antiphon to Isaeus, 1876), Развитие и влияние греческой поэзии (Growth and Influence of Greek Poetry, 1893), а также 7-томное издание Софокла (1887-1896). Умер Джебб 9 декабря 1905.

ДЖЕЙМС ГЕНРИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ДЖЕМС УИЛЬЯМ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ДЖЕННЕР ЭДУАРД

Статья большая, находится на отдельной странице.

ДЖЕНТИЛЕ ДА ФАБРИАНО

ДЖЕНТИЛЕ ДА ФАБРИАНО (Gentile da Fabriano)

(ок. 1370-1427), итальянский живописец, работавший в стиле поздней готики. Его настоящее имя - Джентиле ди Никколо ди Джованни Масси (Gentile di Niccol di Giovanni Massi); он родился между 1360 и 1370 в Фабриано в Умбрии. Джентиле работал в Венеции (1408-1414), Брешии, Флоренции (1421-1424), Сиене, Орвьето и Риме. Умер он в Риме в 1427. В искусстве художника сочетаются присущий североевропейской готике интерес к деталям, декоративность и мягкая сентиментальность, характерная для умбрийской школы. Живопись Джентиле да Фабриано, противоположная Ренессансу по своему духу, оказала решающее воздействие на искусство Северной Италии (в частности, на творчество Якопо Беллини, Пизанелло и Антонио Виварини) и многих мастеров Центральной Италии. Отзвуки стиля Джентиле да Фабриано можно обнаружить во фресках Беноццо Гоццоли в палаццо Медичи во Флоренции и в батальных композициях Паоло Уччелло. Одно из самых известных произведений Джентиле - Поклонение волхвов (1423, Флоренция, галерея Уффици).

ДЖЕНТИЛЕ ДЖОВАННИ

ДЖЕНТИЛЕ Джованни (Gentile, Giovanni) (1875-1944), итальянский философ, деятель образования и издатель. Основатель и главный представитель философии актуализма. Джентиле родился 30 мая 1875 в Кастельветрано (Сицилия). Преподавал в университетах Палермо и Пизы, в 1917 стал профессором философии Римского университета. Джентиле - основатель "актуального идеализма", "теории духа как чистого акта", ответвления неогегельянства, выросшего из неаполитанского гегельянского движения конца 19 в. С точки зрения актуализма - врага натурализма и позитивизма, акт мысли ("мысль мыслящая") является единственной реальностью, диалектика этого акта такова, что делает имманентными себе все остальные вещи. Это акт самоконституирующий и самоутверждающий, и в то же время - обнаружение Я в языке и социальном мире, определяемом через нормы и ценности. Наиболее полно "актуальная" диалектика проявляется в логике, метафизике и философии государства. Подход Джентиле наилучшим образом изложен в следующих его работах - Общая теория духа как чистого акта (Teoria generale dello spirito come atto puro, 1916); Система логики как теории познания (Sistema di logica come teoria del conoscere, v.1-2, 3 ed. 1940-1942) и Принципы философии права (I Fondamenti della filosofia del diritto, 1916). Среди других его работ - Философия Маркса (La filosofia di Marx, 1899); Истоки современной итальянской философии (Le origini della filosofia comtemporanea in Italia, 4 vol., 1917-1923); Реформа образования (La riforma dell'educazione, 1920); Философия искусства (La filosofia dell'arte, 1931); Моя религия (La mia religione, 1943). Джентиле был редактором "Итальянской энциклопедии" ("Enciclopedia Italiana") в 1925-1943. В 1903-1922 совместно с Б. Кроче издавал журнал "Критика" ("La Critica"). В октябре 1922 стал министром просвещения в правительстве Муссолини, хотя в то время и не был членом фашистской партии. Этот пост он занимал до июля 1924. Его работа Сумма педагогики (Sommario di pedagogico) представляет собой ясное изложение идеалистической философии образования. Произведения Джентиле-министра представлены в сборнике Фашизм как руководство школой (Fascismo al governo della scuola). При нем был принят новый (по сравнению с законом Казати 1859) закон об образовании. В качестве члена фашистской партии Джентиле был сенатором, председателем совета по образованию (1926-1928), членом Большого фашистского совета (1925-1929) и председателем комиссии по реформе конституции. Будучи гегельянцем, он подчеркивал значимость национальных культурных групп и необходимость связи свободы с дисциплиной, что привело его к поддержке фашизма. Во время Второй мировой войны его влияние и репутация быстро сошли на нет. Джентиле был убит на улице во Флоренции партизанами 15 апреля 1944.

ДЖЕНТИЛЕСКИ

ДЖЕНТИЛЕСКИ (Gentileschi),

семья итальянских живописцев конца 16 и 17 вв., в основном работавших в Риме. Настоящая их фамилия - Ломи (Lomi).

ДЖЕНТИЛЕСКИ Орацио

(Gentileschi),

итальянский живописец

(ок. 1562-1647) родился в Пизе. В молодости испытал сильное влияние Караваджо, а его зрелый стиль отражает знание современных достижений голландской живописи. В 1626 он уехал в Англию, где работал по заказам Карла I и герцога Бакингема. Умер в Лондоне в 1647. Среди наиболее значительных его работ - Отдых на пути в Египет (1626, Париж, Лувр), Мария Магдалина (1622-1623, Вена, Художественно-исторический музей), Нахождение Моисея (1630, Мадрид, Прадо) и Иосиф и жена Потифара (Хэмптон-Корт).

ДЖЕНТИЛЕСКИ Артемизия

(Gentileschi),

итальянский живописец

(1597-1651), дочь Орацио, большую часть жизни провела в Италии. Стиль произведений художницы близок манере, в которой работал Орацио, но в них заметно также влияние Гвидо Рени и Доменикино. О брате Артемизии, Франческо Джентилески (1599-1661), который был историческим живописцем, почти ничего не известно.

Предыдущая страница Следующая страница