Энциклопедия Кольера
Статьи на букву "Д" (часть 2, "ДАР"-"ДЕЛ")

В начало энциклопедии

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Д" (часть 2, "ДАР"-"ДЕЛ")

ДАРРЕЛЛ ЛОРЕНС ДЖОРДЖ

ДАРРЕЛЛ Лоренс Джордж (Darrell, Lawrence) (1912-1990), английский прозаик, поэт, писал также путевые заметки; автор Александрийского квартета, цикла из четырех взаимосвязанных романов, примечательных своей композиционной усложненностью и поэтичностью. Родился 27 февраля 1912 в Джаландхаре (шт. Пенджаб, Индия). Когда ему исполнилось одиннадцать лет, семья переехала в Англию. В 1935 Даррелл бежал от "английской жизни, нескончаемой, непреходящей, как зубная боль" на остров Корфу, где написал свое первое значительное произведение - роман Черная книга (The Black Book, 1938). С 1940 по 1957 он избороздил все Средиземноморье - жил на Родосе, Крите, Кипре, в Египте, Югославии, состоял на различных должностях в таких государственных учреждениях, как Британский совет и Министерство иностранных дел Великобритании. В 1957 обосновался на юге Франции. Умер Даррелл в Сомьере (Франция) 7 ноября 1990. Для Даррелла любая местность, где он жил, становилась либо местом действия произведения, либо побудительной причиной к его написанию. В числе его путевых очерков об островах Эгейского моря - Келья Просперо (Prospero's Cell, 1945), Размышления о Пенорожденной (Reflections on a Marine Venus, 1953) и Горькие лимоны (Bitter Lemons, 1957). Впечатления о Сицилии отразились в его путевых очерках Гений местности (Spirit of Place, 1969) и Сицилийская карусель (Sicilian Carousel, 1977). Кроме Александрийского Квартета (The Alexandria Quartet, 1957-1960), Дарреллу принадлежат и такие романы, как Темный лабиринт (The Dark Labyrinth, 1947), Tunc (1968) и его продолжение Nunquam (1970; названия восходят к фразе Петрония "Aut tunc aut nunquam" - "Теперь или никогда"), пенталогия Владыка (Monsieur, 1975), Ливия (Livia, 1979), Констанция, или одинокие занятия (Constance: or Solitary Practices, 1982), Себастьян (Sebastian, 1983) и Quinx (1985). Его поэзия собрана в книге Избранные стихотворения (Collected Poems, 1960). Высшее достижение Даррелла, Александрийский квартет, тетралогия, задуманная как "исследование любви в современном мире"; по замыслу автора, ее следует рассматривать как цельное произведение. Ее композиция основана на пространственно-временной теории относительности А.Эйнштейна. В первых трех книгах - Жюстина (Justine, 1957), Валтасар (Balthazar, 1958), Маунтолив (Mountolive, 1958), - где события происходят приблизительно в один и тот же отрезок времени, исследуются возможности пространственности времени. В Клиа (Clea, 1960) рассматривается временной элемент пространственно-временного континуума.

ДАТОЛИТ

ДАТОЛИТ - минерал, основной боросиликат кальция, CaBSiO4(OH). Название происходит от греч. "датеомаи" (делю) и "литос" (камень) и связано с легкой делимостью агрегата на отдельные зерна. Минерал бесцветен или белого цвета (если не содержит примесей); часто отмечается зеленоватый или желтоватый оттенок. Блеск стеклянный. Твердость 5-5,5, плотность 2,9-3,0. Встречается в виде почти изометричных кристаллов с многочисленными роазнообразными гранями. Кристаллизуется в моноклинной сингонии. Спайность отсутствует. В пламени горелки легко плавится, окрашивая его в ярко-зеленый цвет. Встречается в виде жил и миндалин в лавах, где осаждался из магматогенных растворов. Там с ним обычно ассоциируют цеолиты. В США датолит сопровождает самородную медь в миндалекаменных лавах в районе озера Верхнего и встречается в траппах Нью-Джерси и Новой Англии. Характерный минерал боросиликатных скарновых месторождений, образовавшихся на контакте гранитов с известняками в Приморье (Россия).

ДАУДЕН ЭДВАРД

ДАУДЕН Эдвард (Dowden, Edward)

(1843-1913), ирландский писатель, историк литературы. Родился 3 мая 1843 в Корке. Образование получил в Куинз-колледже в Корке и дублинском Тринити-колледже (1862), где в 1867 возглавил кафедру риторики и английской литературы. Был лектором в Оксфордском университете по программе Тейлора (1889), в кембриджском Тринити-колледже - по программе Кларка (1892-1895). В 1896 выступал с лекциями на праздновании шестидесятилетия Принстонского университета (США). Дауден пробовал свои силы в поэзии (сборник издан в 1876), но в истории литературы он остался работами о Шекспире (Шекспир: критическое исследование его взглядов и творчества - Shakespeare: A Critical Study of His Mind and Art, 1875) и литературными биографиями, прежде всего - биографией Шелли (1886), побудившей Марка Твена выступить со знаменитым эссе В защиту Гарриет Шелли.

Умер Дауден 4 апреля 1913.

ДАУЛЕНД ДЖОН

ДАУЛЕНД Джон (Dowland, John) (1563-1626), выдающийся английский композитор и лютнист елизаветинской эпохи; знаменит прежде всего своим песенным творчеством. Родился в 1563, по-видимому, в Лондоне. Ранние успехи в игре на лютне и в пении привлекли к молодому музыканту внимание сэра Генри Кобема, английского посланника в Париже в 1579-1583. Дауленд жил в Париже, где состоял на службе у нового посланника, сэра Эдварда Стаффорда, но вскоре вернулся на родину; здесь он женился и получил степень бакалавра музыки в Оксфордском университете. За границей он перешел в католичество и, пытаясь получить место при дворе, ощутил все неудобство своего положения. По приглашению герцога Брауншвейгского Дауленд вновь отправился на континент. Он мечтал увидеть Италию и поучиться у мадригалиста Луки Маренцио; получаемого им жалованья было достаточно для поездки на юг - в Венецию и Флоренцию. Вместе с группой англичан-католиков, покинувших родину, Дауленд остался во Флоренции, отказавшись от намерения добраться до Рима, где рассчитывал познакомиться с учителем. И все же, не желая быть уличенным в государственной измене и тоскуя по родине, он в конце концов возвратился в Англию и принял ее религию. Несколько сочинений Дауленда для лютни были напечатаны без его согласия в сборнике Барли Новая книга табулатуры (New Booke of Tableture, 1596); в 1597 композитор принял решение издавать собственные сборники песен. Его Первая книга песен или арий (First Booke of Songes or Ayres) в течение 16 лет выдержала пять изданий; в 1600 вышла Вторая книга (Second Booke), а в 1603 - Третья книга (Third Booke). Характерно, что в его "ариях" мелодия поручается только верхнему голосу, а не распределяется между голосами, как в мадригале. В 1604 Дауленд создал свое инструментальное сочинение Слезы (Lacrimae), а два года спустя осуществил перевод Микролога (Micrologus) Андреаса Орнитопарка. Последнее произведение Дауленда Музыкальные гармонии одинокого странника (A Pilgrimes Solace) было завершено в 1612 - тогда же Генри Пичем в стихотворении Британская Минерва (Minerva Britanna) изобразил композитора седым стариком, не признанным соотечественниками. В октябре 1612 Дауленд был назначен одним из королевских лютнистов и с тех пор принимал участие в придворных концертах и маскарадах. Годы 1598-1606 композитор провел при дворе датского короля Кристиана IV; в 1622-1623 он совершил короткую поездку в Померанию, где состоял на службе у Филипа Юлиуса, герцога Вольгастского. Умер Дауленд в Лондоне 20 или 21 января 1626.

ДАУНА СИНДРОМ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ДАФНА

ДАФНА - в греческой мифологии, нимфа, дочь речного бога Пенея. Ее любили смертный Левкипп и бог Аполлон. Левкипп был убит нимфами, обнаружившими, что он проник к ним, под видом девушки. Аполлон преследовал Дафну, но она убежала от него и, взмолившись о помощи, была превращена в лавровое деревце, которое с тех пор посвящено Аполлону.

ДАФНИС

ДАФНИС - в греческой мифологии, легендарный герой сицилийских пастухов и изобретатель буколической поэзии. По преданию, был сыном Гермеса и сицилийской нимфы. Когда его возлюбленная Пиплея была похищена разбойниками для их царя Литиерса, Дафнис, чтобы ее вернуть, стал соревноваться с царем в жатве. Он потерпел поражение, однако был спасен Гераклом, который убил Литиерса. По другой версии, Дафнис зачах от тоски и умер от неутоленной любви или же был ослеплен за то, что нарушил клятву верности, данную любившей его наяде.

ДАЦИТ

ДАЦИТ - или кварцевый андезит (синоним, употребительный в англоязычной литературе, но не принятый в России), вулканическая (излившаяся) порода, обычно светлоокрашенная. Встречается довольно редко. Отличается от риолита более высоким содержанием плагиоклаза. По химическому составу - эффузивный аналог гранодиорита. Состоит в основном из плагиоклаза (андезина) и кварца, содержит калиевый полевой шпат, но в подчиненном количестве по отношению к плагиоклазу. Темноцветные минералы - роговая обманка и биотит, нередко также пироксены; акцессорные - магнетит, апатит, реже титанит, циркон, гранат и др. Обычны фенокристы (вкрапленники) плагиоклаза и темноцветных минералов. Вкрапленники кварца редки; кварц и калиевый полевой шпат заключены преимущественно в основной массе породы, где часто присутствует также вулканическое стекло. Если вкрапленников много, то породу иногда называют дацит-порфиром. Дациты залегают в виде лавовых потоков, куполов и даек. Некоторые лавовые потоки на тихоокеанском побережье США и в Неваде представлены дацитами. В России молодые дациты известны на Камчатке и Курилах, более древние - на Урале, Алтае, Кавказе. Используются в качестве строительного камня, в основном в виде щебня.

ДВЕНАДЦАТИ ШАГОВ ПРОГРАММА

Статья большая, находится на отдельной странице.

ДВЕНАДЦАТЬ КОЛЕН ИЗРАИЛЕВЫХ

Согласно библейской традиции, древние евреи, потомки Иакова (Израиля), были разделены на 12 племен ("колен"), носящих имена сыновей Иакова (за исключением колен Манассии и Ефраима, которые являются потомками Иосифа, сына Иакова, и носят имена двух сыновей Иосифа). Потомки сына Иакова Левия не включаются в число 12 колен, так как колено Левия, посвященное на служение Господу, не имело собственного земельного удела в Ханаане и было рассеяно по всей стране. Обычно в перечнях колен последние группируются в соответствии с происхождением по материнской линии: колена Лиины: Рувима, Симеона, Левия, Иуды, Иссахара, Завулона; колена Зелфины: Гада и Асира; колена Рахили: Ефраима, Манассии и Вениамина; колена Валлины: Дана и Неффалима. Колено состояло из группы семей, объединенных кровными узами и образующих социальную и политическую общность. Со временем более сильные колена стали поглощать более слабые. После установления монархии колена перестали существовать как самостоятельные социальные единицы и в основном утратили свою индивидуальность, однако само понятие "12 колен Израиля" сохранилось и фигурирует в относительно поздней еврейской литературе. Современная научная точка зрения на израильские колена существенно отличается от традиционной. Согласно этой точке зрения, еврейская нация возникла как конфедерация кочевых скотоводческих племен, которые вторгались в Ханаан в разное время, хотя в каждом случае это могли быть группы, объединявшие несколько племен; и совершенно невероятно, чтобы все эти племена произошли от одного человека - Иакова.

ЛИТЕРАТУРА

Христианство. Энциклопедический словарь, тт. 1-3. М., 1993-1995 Библейская энциклопедия. М., 1996

ДВИГАТЕЛЬ ТЕПЛОВОЙ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ДВОРЖАК АНТОНИН

Статья большая, находится на отдельной странице.

ДВУКРЫЛЫЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ДВУСТВОРЧАТЫЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ДЕ БАРИ ГЕНРИХ АНТОН

ДЕ БАРИ Генрих Антон (De Bary, Heinrich Anton)

(1831-1888), немецкий морфолог, миколог и анатом растений, один из основоположников микологии. Родился 26 января 1831 во Франкфурте-на-Майне. Изучал медицину и ботанику в Гейдельберге, Марбурге и Берлине (1849-1853). Профессор ботаники Фрейбургского (с 1855), Галльского (с 1867) и Страсбургского (с 1872) университетов, одновременно директор ботанических садов этих университетов. Основные научные исследования Де Бари относятся к морфологии, биологии, развитию грибов, лишайников, миксомицетов, водорослей. Ученый первым изучил жизненный цикл многих грибов, открыл и исследовал процесс оплодотворения у грибов. Показал, что паразитические формы грибов являются возбудителями болезней многих растений. Предложил филогенетическую систематику грибов, описал морфологию, эволюцию и биологию грибов, лишайников и миксомицетов. Провел многочисленные исследования в области альгологии (изучения водорослей). Одна из наиболее известных работ Де Бари - книга Миксомицеты (Die Mycetozoen, 1859). Умер Де Бари в Страсбурге 19 января 1888.

ДЕ ВАЛЕРА ИМОН

Статья большая, находится на отдельной странице.

ДЕ ВАЛУА НИНЕТ

ДЕ ВАЛУА Нинет (De Valois, Ninette) (настоящие имя и фамилия Идрис Станнус) (р. 1898), английская танцовщица, хореограф, руководитель труппы, родилась в Ирландии. В 1931 основала труппу "Вик Уэллс балле", впоследствии получившую название Королевского балета, которой руководила до 1963. В числе ее постановок - балеты Иов (музыка Р.Воана-Уильямса, 1931) и Шах и мат (музыка Артура Блисса, 1937). Автор книг Приглашение в балет (Invitation to the Ballet, 1937) и Потанцуй со мной (Come Dance with Me, 1957).

ДЕ ВИК ХЕНДРИК

ДЕ ВИК Хендрик (De Wyck, Hendrik)

(14 в.), создатель первых широко известных механических часов. Родился либо в графстве Вюртемберг (ныне - часть земли Баден-Вюртенберг, ФРГ), либо в герцогстве Лотарингия (в городке Вик близ Шато-Салена, Франция). Приблизительно в 1360 король Франции Карл V призвал Де Вика в Париж и поручил ему соорудить башенные часы в Королевском дворце (теперь - Дворец правосудия). На создание часов и их установку ушло 8 лет, и все эти годы мастер жил в башне. На циферблате имелась лишь одна стрелка, колокол отбивал каждый час; точность хода регулировалась с помощью гирь, передвигаемых вдоль "коромысла", и составляла примерно 2 ч в сутки. Часовой механизм приводился в действие грузом в 227 кг, а колокол, отмечавший время, - гирей в 680 кг. Часы Де Вика ремонтировались и модернизировались в последний раз не позже 1852; принцип их действия мало чем отличается от того, который используется в современных механических часах с гирями.

ЛИТЕРАТУРА

Завельский Ф.С. Время и его измерение. М., 1977

ДЕ ГАСПЕРИ АЛЬЧИДЕ

ДЕ ГАСПЕРИ Альчиде (De Gasperi, Alcide)

(1881-1954), итальянский политический деятель. Родился 3 апреля 1881 в г.Пьеве Тезино в области Трентино, часть которой, населенная итальянцами, в то время входила в австрийский Тироль. С 17 лет был активным членом ирреденты, проитальянской партии неприсоединения. После окончания в 1905 Венского университета Де Гаспери стал редактором газеты - главного печатного издания этой партии. С 1911 и до окончания Первой мировой войны был депутатом парламента Австрии. Когда после войны область Трентино отошла к Италии, Де Гаспери был в 1921 избран в палату депутатов парламента Италии от католической партии. После прихода к власти Муссолини Де Гаспери был арестован и приговорен к тюремному заключению за антифашистскую деятельность. После освобождения с 1931 до 1941 работал в Ватиканской библиотеке. Созданные им во время Второй мировой войны группы сопротивления стали основой партии Христианских демократов, председателем которой он стал в 1946. После освобождения Италии в 1944 Де Гаспери назначили министром без портфеля в правительстве Бономи, министром иностранных дел в последующих кабинетах Бономи и Парри, а в конце ноября 1945 - премьер-министром. Деятельность его первого кабинета завершилась в июне 1946 в связи с переходом страны от монархического правления к республике. Второй и третий кабинеты, как и первый, были коалиционными, с участием коммунистов. 21 мая 1947 Де Гаспери сформировал четвертый кабинет, в который впервые после освобождения не вошли представители коммунистической партии и других левых организаций. Однако в декабре он включил в него представителей левоцентристской Республиканской и Социалистической партий. Всеобщие выборы в апреле 1948 принесли христианским демократам абсолютное большинство. После этого Де Гаспери еще несколько раз назначался премьером. В июле 1951 он сформировал свой седьмой кабинет. В том же году Де Гаспери участвовал в Оттавской конференции НАТО и вел в Вашингтоне переговоры с президентом США Г.Трумэном. В июне 1953 четырехпартийная коалиция Де Гаспери приобрела незначительное большинство в обеих палатах парламента Италии, но когда палата депутатов выразила недоверие его новому кабинету 28 июля, Де Гаспери ушел в отставку. В течение восьми лет на своем посту Де Гаспери терпеливо и осторожно проводил политику, направленную на стабилизацию и усиление правительства страны, постоянно подвергаясь нападкам со стороны коммунистов и неофашистов. Вместе с Жаном Монне, Робером Шуманом и Конрадом Аденауэром он стоял у истоков европейской интеграции. Умер Де Гаспери в Селле Валь Сугане, близ итальянского города Тренто, 19 августа 1954.

ЛИТЕРАТУРА

История Италии, т. 3. М., 1971

ДЕ ГОЛЛЬ ШАРЛЬ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ДЕ КЛЕРК ФРЕДЕРИК ВИЛЛЕМ

ДЕ КЛЕРК Фредерик Виллем (De Klerk, Frederik Willem) (р. 1936), последний белый президент Южной Африки, занимавший этот пост в 1989-1994. Родился в Йоханнесбурге 18 марта 1936. Окончил среднюю школу в Крюгерсдорпе и университет Почефструма (1958). В 1961 начал адвокатскую практику в Ференихинге. В 1973, после года работы на должности профессора университета Почефструма, стал членом парламента от Ференихинга (в 1974 был переизбран). Начиная с 1978 занимал ряд постов в кабинете министров, в том числе пост министра внутренних дел. В 1982 Де Клерк стал руководителем отделения Национальной партии в Трансваале, сменив на этой должности своего отца. В 1984 он был назначен министром по делам местного управления и национального (для белых) образования. В 1980-е годы снискал репутацию консерватора с ярко выраженными антидемократическими взглядами. В 1989, когда президент Южной Африки Питер Виллем Бота перенес инсульт, Де Клерк возглавил Национальную партию, а после отставки Боты стал президентом. Де Клерк сразу взял курс на привлечение к управлению страной африканского населения. В 1990 он освободил из тюрьмы Нельсона Манделу и легализовал Африканский национальный конгресс и Южно-Африканскую коммунистическую партию. В 1991 были отменены составлявшие основу системы апартеида законы о расселении по группам, регистрации населения и общественной безопасности. В 1990 Де Клерк и Мандела начали консультации о переговорах по новой конституции и в декабре 1991 созвали многорасовую и многопартийную конференцию для ее подготовки. Переговоры были успешно завершены в феврале 1993, когда Де Клерк и Мандела достигли соглашения о создании переходного правительства, в котором Национальная партия и Африканский национальный конгресс объявлялись партнерами на пятилетний срок начиная с мая 1994. Тем не менее Де Клерк по-прежнему стремился сохранить некоторые привилегии для белого меньшинства. В 1992 он отстранил от обязанностей 23 офицеров вооруженных сил, включая шесть генералов, которые подозревались в провоцировании насилия в черных тауншипах, одновременно подписав закон об амнистии всех государственных чиновников, совершивших преступления в период апартеида. Де Клерк стал первым белым южноафриканским лидером, который нанес визит в Нигерию в апреле 1992. В июле 1993 он вместе с Манделой совершил поездку по США. В октябре 1993 Де Клерк и Мандела стали лауреатами Нобелевской премии мира. На первых в Южной Африке демократических выборах Национальная партия получила почти 21% голосов, поданных за кандидатов в депутаты новой Национальной ассамблеи, что дало ей право назначить заместителя президента. Де Клерк был избран Национальной ассамблеей вторым заместителем президента. В июне 1996 он ушел в отставку, чтобы заняться превращением Национальной партии в многорасовую оппозиционную партию. В августе 1997 Де Клерк объявил, что оставляет пост главы Национальной партии и уходит из политики.

ДЕ КОСТЕР ШАРЛЬ

ДЕ КОСТЕР Шарль (de Coster, Charles)

(1827-1879), бельгийский писатель, писал на французском языке. Родился 20 августа 1827 в Мюнхене, рос в Бельгии. В 1855 окончил Брюссельский университет. Служил в банке, преподавал в Военной академии, был одним из основателей еженедельника "Уленшпигель". В публицистике требовал признания права фламандского народа на самоуправление, остро выступал по социальным вопросам. Умер Де Костер в Икселе 7 мая 1879. Работая над своей лучшей книгой Легенда о Тиле Уленшпигеле и Ламме Гудзаке (La Lgende de Thyl Ulenspiegel et de Lamme Goedzak, 1867), Де Костер вдохновлялся патриотическими чувствами. Он надеялся, что воссозданное им героическое прошлое подвигнет бельгийцев на борьбу за будущее величие своего народа. Его герой, народный любимец Тиль Уленшпигель, проказник и балагур, стал символом сопротивления народных масс гнету и тирании. Чтобы усилить действенность своей книги-эпопеи, автор перенес героя народной книги 14 в. в 16 век, охваченный борьбой гезов с испанскими поработителями, с инквизицией. Де Костер не заботился об исторической достоверности картины, ее правдивость обеспечивают художественные средства - архаический французский язык, сочное просторечие. Вдохновение он черпал у фламандских живописцев, духом их искусства овеяно все его творчество. Воинствующий антиклерикал, писатель демонстративно, нескрываемо пристрастен и к католикам, и к протестантам. В Фламандских легендах (Lgendes Flammandes, 1858) Де Костер по примеру Ф.Рабле перелагал на старофранцузском языке средневековые предания Фландрии. Посмертно была напечатана историческая драма Стефания (Stephanie). Среди других его произведений - Цыгане (Les Bohmiens, 1868), психологический роман из современной жизни Свадебное путешествие (Le Voyage de noce, 1872), Женитьба Туле (Le Marriage de Toulet, 1879).

ЛИТЕРАТУРА

Кржевский Б.А. Легенда об Уленшпигеле. - В кн.: Кржевский Б.А. Статьи о зарубежной литературе. М. - Л., 1960 Мицкевич Б.П. Шарль де Костер и становление реализма в бельгийской литературе. Минск, 1960 Шарль де Костер: Биобиблиографический указатель. М., 1964 Де Костер Ш. Легенда об Уленшпигеле. М., 1975 Де Костер Ш. Фламандские легенды. М., 1975

ДЕ КУИНСИ ТОМАС

Статья большая, находится на отдельной странице.

ДЕ КУНИНГ ВИЛЛЕМ

ДЕ КУНИНГ Виллем (De Kooning, Willem)

ДЕ КУНИНГ в своей мастерской.

ДЕ КУНИНГ в своей мастерской.

(1904-1997), современный американский художник, глава школы абстрактного экспрессионизма. Де Кунинг родился 24 апреля 1904 в Роттердаме. В возрасте 15 лет он поступил на вечерние курсы живописи при Академии художеств; позднее учился в Брюсселе и Антверпене. В 1926 Де Кунинг эмигрировал в США. В 1935 он стал членом Федерального совета по искусству и гуманитарным наукам; в это же время начал серьезно заниматься живописью. В это время Де Кунинг решительно отказывался выставлять свои произведения. Когда в 1948 была наконец организована его персональная выставка в галерее Игэн, он выставил сложные, нервные, черно-белые абстрактные композиции, открывшие в их авторе великого художника-модерниста. В 1951 в галерее Игэн были представлены цветные абстрактные композиции Де Кунинга, в том числе один из шедевров этого времени, картина Яма (ныне в Художественном институте в Чикаго). После этого в течение двух лет Де Кунинг вернулся к полуреалистическому стилю. В 1953 в галерее Джэнис он выставил несколько гигантских полотен под одним и тем же названием - Женщина; здесь отдельные абстрактные биоморфные формы, с которыми художник работал в предыдущее десятилетие, снова соединились в женские фигуры, которые шокировали публику едва ли не больше, чем первые произведения искусства авангарда. Эти картины моментально разошлись по крупнейшим музеям и коллекциям США. В 1964-1966 Де Кунинг создал еще одну большую серию композиций с изображением огромных, искаженных, как будто стремящихся выйти за пределы картинного пространства женских фигур, написанных на дверных досках. Эти фигуры были заполнены типичными для абстрактных композиций Де Кунинга фрагментами едва намеченных углов и поверхностей. В 1969 и 1978 в Нью-Йорке в Музее современного искусства и в музее Гуггенхейма прошли ретроспективные выставки произведений Де Кунинга; они утвердили за художником славу одного из самых выдающихся деятелей современного американского искусства.

Умер Де Кунинг в Нью-Йорке 19 марта 1997.

ЛИТЕРАТУРА

Роз Б. Американская живопись XX в. Женева, Париж, 1995

ДЕ МИЛЛЬ СЕСИЛЬ БЛАУНТ

ДЕ МИЛЛЬ Сесиль Блаунт (De Mille, Cecil B.) (1881-1959), американский кинорежиссер, мастер масштабных голливудских постановок. Родился 12 августа 1881 в семье драматурга Г.Ч.Де Милля. Окончил Пенсильванскую военную академию и Американскую академию драматических искусств в Нью-Йорке. В 1913 совместно с С.Голдвином и Д.Ласки основал кинокомпанию "Джесси Ласки фичер плэй компани", в которой занял пост генерального директора. В том же году поставил свой первый фильм, Индеец племени скво (The Squaw Man), экранную версию театрального спектакля "под открытым небом". Двумя годами позже Де Милль экранизировал Кармен (Carmen) с оперной певицей Джеральдин Фаррар (1882-1967) в главной роли. Затем, вплоть до 1924, Де Милль занимался постановкой таких зрелищных картин, как Самец и самка (Male and Female), Не меняйте своего мужа (Don't Change Your Husband), Зачем менять жену? (Why Change Your Wife?). В 1923 Де Милль снял свой первый фильм на религиозную тему, Десять заповедей (The Ten Commandments), где с успехом применил гриффитовскую модель масштабного кинополотна. В 1927 на экраны вышел самый знаменитый фильм Де Милля - Царь царей (The King of Kings). В основу сюжета этой поражающей масштабами постановки положена история Христа. Картины Крестное знамение (The Sign of the Cross, 1932), Клеопатра (Cleopatra, 1934) и Крестовые походы (The Crusades, 1935) доказали, что и в звуковом кино он обрел достойное место. В поисках новых сюжетов в 1936 Де Милль обратился к анналам отечественной истории. Характерными для этого периода стали фильмы Житель равнин (The Plainsman, 1936), Пират (The Buccaneer, 1938) и Юнион Пасифик (Union Pacific, 1939). В 1949 Де Милль вернулся к библейской тематике, поставив фильм Самсон и Далила (Samson and Dalilah, 1949), а в 1952 на экраны вышел фильм Грандиознейшее представление на земле (The Greatest Show on Earth, 1952), удостоенный премии "Оскар" как лучший фильм года. Последней работой режиссера стал римейк его картины 1923 Десять заповедей. Эта 3,5-часовая лента с блестящим составом главных исполнителей и тысячными массовками вышла в прокат в 1958. Умер Де Милль в Голливуде 21 января 1959.

ДЕ ФОРЕСТ ЛИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ДЕ ФРИЗ ХУГО

Статья большая, находится на отдельной странице.

ДЕ ХЭВИЛЛЕНД ДЖЕФРИ

ДЕ ХЭВИЛЛЕНД Джефри (De Havilland, Geoffrey)

(1882-1965), английский авиаконструктор, один из пионеров авиации. Родился 27 июля 1882 в Хейзлмире (графство Суррей). Самолетостроением начал заниматься в 1909. В 1910 построил и успешно испытал первый самолет, который был куплен британским правительством. В том же году получил место конструктора и летчика-испытателя на одном из военных заводов. Здесь он построил несколько самолетов с тянущим винтом, в том числе биплан B.S.1, прототип появившегося позже истребителя. В 1914 он стал главным конструктором на фирме "Эрплейн мэньюфекчуринг", где создал несколько самолетов серии DH, в том числе DH-4, широко применявшийся в Первую мировую войну. В 1920 основал компанию "Де Хевиланд эркрафт", которая среди прочего выпускала легкие двухместные самолеты серии "Мос", очень популярные в авиаклубах, и высокоскоростной двухмоторный деревянный "Москито", применявшийся в начале Второй мировой войны. В 1927 Де Хевиланд начал заниматься авиационными двигателями и разработал серию поршневых двигателей "Джипси". Во время Второй мировой войны его фирма выпускала турбореактивные двигатели и истребители. В 1949 был создан первый пассажирский турбореактивный самолет "Комета". Де Хевиланд был возведен в рыцарское достоинство (1944) и награжден орденом "За заслуги" (1962). Умер Де Хевиланд в Лондоне 21 мая 1965.

ДЕАК ФЕРЕНЦ

ДЕАК Ференц (Dek, Ferencz)

(1803-1876), венгерский государственный деятель. Родился 17 октября 1803 в Шейтере. Изучал право, в 1833 был избран в парламент Венгрии депутатом комитата Зала. В условиях обострения борьбы между Габсбургами и венгерскими сторонниками конституции Деак проводил умеренную политику, призывая обе стороны к соблюдению законов. Когда революция 1848 привела к принятию новой конституции, Деак стал министром юстиции в первом ответственном правительстве Венгрии. Вражда с Австрией в 1848-1849 заставила его покинуть свой пост. В 1854 Деак восстановил свое влияние в политической жизни Венгрии и собрал вокруг себя известных деятелей, которые надеялись на взаимопонимание с Австрией. С его усилиями непосредственно связано достижение компромисса 1867, восстановившего конституцию Венгрии и поставившего ее в равные отношения с Австрией в рамках австро-венгерской монархии. В 1868 Деак был инициатором закона Деака, в соответствии с которым венгерский язык получил статус государственного (что вызвало недовольство национальных меньшинств в Венгрии). Умер Деак в Будапеште 29 января 1876.

ДЕБАЙ ПЕТЕР

Статья большая, находится на отдельной странице.

ДЕБОЛЬСКИЙ НИКОЛАЙ ГРИГОРЬЕВИЧ

ДЕБОЛЬСКИЙ Николай Григорьевич (1842-1918), русский философ, психолог. Родился в Петербурге 16 ноября 1842. Сын известного богослова, преподавателя Петербургской духовной академии Г.С.Дебольского. Учился сначала в Горном институте, а затем на естественном факультете Петербургского университета. В 1865 получил степень кандидата естественных наук. Преподавал на Высших педагогических курсах; в 1882-1887 - в Петербургской духовной академии (курсы логики, метафизики, психологии). В эти годы Дебольский публикует ряд работ, посвященных истории и современности европейской философии: Очерк истории новой английской философии; Немецкая философия за последние пятьдесят лет; Психология Герберта Спенсера и др. Столь же часто он обращался к психологической и педагогической проблематике, нашедшей отражение в таких трудах, как Знание и характер, Основы психологии, Философские основы нравственного воспитания и др. Собственную философскую позицию он определял как "феноменальный формализм". Первоначально склонный к эмпиризму, Дебольский в дальнейшем обращается к диалектике Гегеля (итогом стали перевод Науки логики и статья Логика Гегеля в ее историческом основании) (1912), не принимая, однако, гегелевского панлогизма и устанавливая принципиальную границу между Абсолютным духом и человеческим разумом. Последний не только не тождествен Абсолюту, но и оказывается в состоянии познать лишь его "формальное выражение" в феноменальном мире (отсюда и название собственной философии - "феноменальный формализм"). Философия познает действительность в ее "разумной формальности". Дебольский стремился приложить подобный подход и к историко-философскому процессу, выделяя в нем соответствующие "формальные" вехи: критический формализм Канта, субъективный формализм Фихте, абсолютный формализм Гегеля. Важнейшим и необходимым условием развития философского знания поздний Дебольский признавал последовательный скептицизм, преодолевающий любые формы догматизма. Умер Дебольский в Петербурге 26 февраля 1918.

ЛИТЕРАТУРА

Дебольский Н.Г. Введение в учение о познании. СПб, 1870 Дебольский Н.Г. Философия будущего. СПб, 1882 Асмус В.Ф. Консервативное гегельянство второй половины 19 в. - В кн.: Гегель и философия в России. М., 1974

ДЕБРЕ МИШЕЛЬ

ДЕБРЕ, МИШЕЛЬ ЖАН ПЬЕР (Debre, Michel Jean Pierre)

(1912-1996), французский политический деятель, первый премьер-министр Пятой республики. Родился 15 января 1912 в Париже, получил юридическое образование, служил в государственном совете. В годы Второй мировой войны сотрудничал с французским подпольем в Марокко и Франции. После войны стал сенатором (1948-1958). В 1958 Дебре был назначен министром юстиции и содействовал осуществлению конституции Пятой республики, усилившей президентскую власть и ослабившей власть парламента. Дебре занимал пост премьер-министра до 1962. Ушел в отставку после Эвианского соглашения (18 марта 1962), по которому Алжир получил независимость. В 1965 вернулся в правительство, занимал посты министров экономики и финансов, в 1968 - министра иностранных дел. В 1969, после избрания Ж.Помпиду, стал министром обороны; в 1973 ушел в отставку. Дебре оставался членом Национальной ассамблеи в 1963-1986. Баллотировался на пост президента в 1981, но набрал менее 2% голосов. В 1988 был избран членом Французской академии. Умер Дебре в Монлуи-сюр-Луаре (Франция) 2 августа 1996.

ЛИТЕРАТУРА

Байзакова К.И. Концепция "сильного государства" Мишеля Дебре. Ташкент, 1985

ДЕБЮССИ КЛОД АШИЛЬ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ДЕВКАЛИОН

ДЕВКАЛИОН - в греческой мифологии, сын Прометея и Климены, царь Фтии в Фессалии. Когда Зевс, разгневанный порочностью человечества, истребил всех смертных в потопе, он пощадил Девкалиона и его жену Пирру за их благочестие. Девкалион построил лодку, в которой они плавали девять дней, и, когда воды спали, высадился на горе Парнас. Следуя совету оракула бросить через плечо "кости их матери", они стали бросать за спину камни матери-земли; камни, брошенные Девкалионом, становились мужчинами, а брошенные Пиррой - женщинами. Старшим сыном Девкалиона и Пирры был Эллин, мифический прародитель эллинской расы.

ДЕГА ЭДГАР

Статья большая, находится на отдельной странице.

ДЕДАЛ

ДЕДАЛ - в греческой мифологии, искуснейший мастер, по некоторым источникам - уроженец Афин. Он обучал своего племянника Талоса (или Пердикса), и когда юноша начал превосходить его своим искусством, Дедал из ревности его убил, однако Афина превратила мальчика в куропатку (греч. perdix). Последующая деятельность Дедала была связана преимущественно с Критом, где он выстроил лабиринт для Минотавра и откуда он, спасаясь от гнева царя Миноса, бежал со своим сыном Икаром, прикрепив к рукам изготовленные из перьев и воска крылья, которые подняли их в воздух. Во время этого полета Икар слишком приблизился к солнцу, отчего воск растаял; мальчик упал в море (получившее название Икарийского) и утонул. Самому же Дедалу удалось достигнуть Сицилии, где его приютил царь Кокал, а когда Минос и здесь разыскал Дедала, дочери Кокала убили критского царя.

ДЕЗИДЕРИО ДА СЕТТИНЬЯНО

ДЕЗИДЕРИО ДА СЕТТИНЬЯНО (Desiderio da Settignano)

(ок. 1428/1431-1464), итальянский скульптор флорентийской школы; родился в деревне Сеттиньяно близ Флоренции, отсюда и происходит его имя. В 1453 Дезидерио да Сеттиньяно вступил во флорентийский цех каменотесов; в это же время он создал одно из самых знаменитых своих произведений - надгробие Карло Марсуппини в церкви Санта Кроче во Флоренции. Это мраморное надгробие с архитектурным обрамлением в виде арки на пилястрах находится у стены бокового нефа напротив сходного по композиции надгробия Леонардо Бруни работы скульптора Бернардо Росселлино. Произведение Дезидерио замечательно изящными резными орнаментальными деталями, мягким лиризмом образов Мадонны с Младенцем Христом, помещенных в люнете, и двух обнаженных путти, несущих гербы покойного. Второе крупное произведение Дезидерио да Сеттиньяно, созданное им, очевидно, незадолго до смерти, - киворий для церкви Сан Лоренцо во Флоренции. Здесь мастер столкнулся с проблемой передачи глубины пространства в низком рельефе. Двум главным произведениям скульптора очень близки по настроению и стилю несколько рельефов и бюстов детей и молодых женщин, отличающиеся мягкостью и нежностью моделировки и тонкостью обработки мрамора. Умер Дезидерио да Сеттиньяно во Флоренции 16 января 1464.

ДЕИЗМ

ДЕИЗМ - термин, первоначально употреблявшийся в том же смысле, что и термин "теизм", и обозначавший веру в единого верховного Бога, а в конце 17 в. приобретший самостоятельное значение и использовавшийся для обозначения такой веры в Бога, которая может быть обоснована только разумом. Лорд Герберт Чербери (1583-1648), которого обычно называют "отцом деизма", искал основания для рационалистической религии в тех изначальных идеях, которые разделяют все люди независимо от их вероисповедания. С.Кларк (1675-1729) различал четыре разновидности деизма, из которых только одна приближалась к ортодоксальному христианству. Дж.Локка (1632-1704), в силу его убежденности, что лишь разум является окончательным критерием всякого познания, часто причисляли к деистам, однако сам он решительно настаивал на отличии своей позиции от позиции таких деистов, как Дж.Толанд (1670-1722), поскольку в своей системе Толанд не оставлял места чуду. Иными словами, Локк придерживался более широкой трактовки разума, чем это было свойственно мыслителям, которых принято называть деистами. Со временем рационалистический идеал приобрел естественнонаучную окраску, и деисты стали искать доказательства существования Бога в окружающем нас мире, рассматривая его как создание Бога. Поэтому позднейший деизм ассоциируется главным образом с представлением о Боге как о трансцендентном "механике", сконструировавшем мир. Все деисты подчиняли Откровение разуму. Одни, как, например, М.Тиндал (1655-1733), отводили Откровению роль источника альтернативных популярных доказательств истинности учения, которое для людей более образованных может быть обосновано чисто рациональными средствами (так, воскресение Христа - это доказательство бессмертия, основанное на чувственной очевидности). Другие, как, например, Э.Коллинз (1676-1729) и Т.Вулстон (1670-1733), напротив, решительно отвергали Откровение и все, на чем основывается вера в него, - прежде всего чудеса и исполнение пророчеств. Все деисты были критически настроены по отношению к институту священства и к священнослужителям, которых они подозревали в скрытой заинтересованности в поддержании атмосферы таинственности и невежества в народе. Именно в силу признания ими высшего авторитета разума и выраженной ненависти к священству такие мыслители, как Вольтер и Т.Пейн (1737-1809), были причислены к деистам. Деизм был подвергнут особенно серьезной критике с религиозных и философских позиций Дж.Батлером (1692-1752), Дж.Беркли (1685-1753) и У. Лоу (1686-1761).

ЛИТЕРАТУРА

Христианство. Энциклопедический словарь, тт. 1-3. М., 1993-1995

ДЕЙВИС ДЖОН

ДЕЙВИС Джон (Davis, John) (ок. 1550-1605), также Девис, английский мореплаватель и первопроходец. Родился в Сандридже (Девоншир, Англия). В 1585-1587 участвовал в трех значительных морских экспедициях в Арктике, занимавшихся поиском Северо-Западного прохода. Обнаружив пролив (впоследствии названный его именем), попал в Баффинов залив и проплыл на север до 72°12ў с.ш. Продвигаясь вдоль западного побережья Гренландии, достиг того места, где теперь находится Упернавик, а вдоль американского побережья прошел от мыса Дайер на Баффиновой Земле до южных берегов Лабрадора. В 1592, направляясь в Магелланов пролив, открыл Фолклендские о-ва. Дейвис изобрел двойной квадрант для астрономических наблюдений. Опубликовал пособие по практической навигации Секреты моряка (The Seaman's Secrets, 1594) и Гидрографическое описание мира (The World's Hydrographical Description, 1595). В 1597 плавал капитаном судна Уолтера Рейли в составе экспедиции герцога Эссекского на Азорские о-ва. Дейвис был убит японскими пиратами недалеко от современного Сингапура в 1605.

ДЕЙВИС ОССИ

ДЕЙВИС Осси (Davis, Ossi) (р. 1917), США; актер, драматург, продюсер; на Бродвее: Джеб (Jeb, 1946), Не время для старшин (No Time For Sergeants, 1955), Пятно на солнце (Raisin in the Sun, 1959) Л.Хансберри, Перли победоносный (Purlie Viсtorious, 1961, является также автором пьесы), Лучшее, что написано о неграх (A Treasury of Negro World Writing, 1964), Зулус и Зейда (The Zulu and the Zaуda, 1965), мюзикл Перли (Purlie, 1970), Я не Раппопорт (I'm Not Rappoport, 1987); фильмы: Выхода нет (Nо Wау Out, 1950), Кардинал (The Cardinal, 1963), Делай как надо (Do the Right Thing, 1988), Клиент (The Client, 1994); телевидение: Учитель, учитель (Teacher, Teacher, 1969, премия "Эмми"), Вечерняя тень (Evening Shade, 1990-1994), Клиент (The Client, 1995-1996).

ДЕЙЛ ГЕНРИ ХАЛЛЕТТ

ДЕЙЛ Генри Халлетт (Dale, Henry Hallett)

(1875-1968), английский фармаколог и физиолог, удостоенный в 1936 Нобелевской премии по физиологии и медицине (совместно с О.Леви) за открытие роли ацетилхолина в химической передаче нервных импульсов. Родился 9 июня 1875 в Лондоне. Окончил Тринити-колледж Кембриджского университета, степень доктора медицины получил в больнице св. Варфоломея. В 1904-1914 работал фармакологом в психофизиологической лаборатории компании Уэллком. В 1914 был назначен директором отдела биохимии и фармакологии Совета по медицинским исследованиям. В 1920 возглавил Национальный институт медицинских исследований в Хампстеде (Лондон), в 1942-1946 руководил лабораторией Дэви - Фарадея в Королевском институте, одновременно в 1939-1959 был профессором физиологии Лондонского университета. Первые научные работы Дейла были связаны с изучением химического состава спорыньи - гриба, паразитирующего на ржи и других злаках. Уже с конца 16 в. было известно, что спорынья стимулирует сокращения матки, но вещества, вызывающие этот эффект, не были идентифицированы. В 1906 Дейлу и его коллегам удалось получить в кристаллическом виде биологически активный алкалоид спорыньи, названный ими эрготоксином (от ergot - спорынья). В 1910 Дейл выделил из спорыньи гистамин. Он описал его фармакологические свойства, исследовал роль этого вещества в развитии шоковой реакции, в частности анафилаксии. Особенно широкую известность принесли Дейлу его работы по изучению механизма передачи нервных импульсов (1930). Ими было доказано участие в этом процессе ацетилхолина как медиатора при передаче возбуждения с окончаний блуждающего нерва в желудке, с окончаний симпатических нервов, иннервирующих потовые железы и т.д. Дейл ввел классификацию центробежных нервов на холинергические и адренергические в зависимости от химической природы медиатора. Дейл был членом Лондонского королевского общества (с 1914), его непременным секретарем (1925-1935) и президентом (1940-1945). Во время Второй мировой войны состоял членом Консультативного комитета по атомной энергии. В 1932 был возведен в рыцарское достоинство. Умер Дейл в Кембридже 23 июля 1968.

ЛИТЕРАТУРА

Бак З. Химическая передача нервного импульса. М., 1977

ДЕЙЛИ ДЖОН ОГАСТИН

ДЕЙЛИ Джон Огастин (Daly, John Augustine) (1838-1899), американский режиссер и драматург. Родился 20 июля 1838 в Плимуте (шт. Северная Каролина). Работал театральным критиком в нью-йоркском "Курьере" ("The Courier") в 1859-1869. Творческую карьеру начал как автор сценических редакций иностранных пьес. Всего за свою жизнь написал и переложил для сцены ок. 90 пьес. Режиссерский дебют Дейли состоялся в 1867, когда он поставил свою первую оригинальную пьесу При газовом свете (Under the Gaslight), волнующую мелодраму, в которой героиня спасает раненого солдата из-под колес поезда. В 1869 Дейли открыл свой первый театр в Нью-Йорке (1869-1877), спустя десять лет создал постоянную труппу при театре "Дейли" на Бродвее. В 1888 показал в Лондоне свой спектакль Укрощение строптивой - до этого времени европейцы не видели Шекспира в американской постановке. В 1893 Дейли открыл и назвал своим именем театр в Лондоне, пользовавшийся успехом и приносивший его основателю хороший доход. Среди оригинальных пьес Дейли - мелодрама Вспышка молнии (A Flash of Lightning, 1868), драма о жизни в Новой Англии Красный шарф (The Red Scarf, 1869), пьеса о переселенцах на Запад Горизонт (Horizon, 1871), Развод (Divorce, 1871) и Темный город (The Dark City, 1877). В 1873 он объединил нью-йоркских импресарио в ассоциацию, чтобы покончить с жестокой конкуренцией. Умер Дейли в Париже 7 июня 1899.

ДЕЙНОНИХ

Deinonychus

Дейноних был очень активным хищником, что заметно даже по строению его конечностей. Животное прекрасно балансировало на двух ногах, благодара длинному и жесткому хвосту. На задних лапах ящера было по два пальца, а третий представлял из себя огромный вытягивающийся коготь. Именно этот коготь и был главным оружием во время охоты.

Дейнонихи охотились стаями, как современные волки, и могли завалить добычу, которая была крупнее, чем они сами.

Взрослый дейноних достигал длины в 3 - 4 метра, рост его был, вероятно, 1,5 метра. Весил он около 70 - 77 килограмм. Более половины его длины приходилось на хвост, который в задней части был жестким и служил в качестве балансира. Благодаря своим зубам, а так же когтям на передних и задних конечностях он представлял собой весьма опасного хищника.

На задних ногах у него имелось по одному особенно большому и сильно изогнутому когтю, который во время бега откидывался вверх. При нападении на жертву он со всей силой молниеносно вонзался ей в тело. Поэтому ему дали название "страшный коготь" - дейноних. Удар его когтя был сильнее, когда дейноних, крепко удерживая добычу передними конечностями, вгрызался своими челюстями в ее тело. Так как его зубы располагались с наклоном назад, жертва не могла освободиться, даже если она яростно вырывалась, поскольку зубы при этом вонзались еще глубже.

Охотничьими повадками дейноних напоминает современного леопарда, сравнимого с ним по величине. Как и леопард, он мог забивать добычу, превосходящую его по размерам. Возможно, эти динозавры охотились стаями, о чем, в частности, свидетельствуют находки костей нескольких животных в одном месте. Необычайно большая полость черепа также говорит в пользу того, что дейноних был способен к сложным групповым взаимотношениям и совместному обитанию в обществе.

Жертвами дейнониха были скорее всего молодые динозавры всевозможных видов, чаще всего растительноядные - гипсилофодон и игуанодон.

Deinonychus antirrhopus

Deinonychus antirrhopus

Факты

ДЕКАН АЛЕКСАНДР ГАБРИЕЛЬ

ДЕКАН Александр Габриель (Decamps, Alexandre Gabriel)

(1803-1860); французский живописец и график. Родился в Париже 3 марта 1803. Учился у А.де Пюжоля. Декан был мастером романтического пейзажа, иллюстратором и карикатуристом периода Реставрации и, что особенно важно, первым художником-ориенталистом. 1827-1828 он провел в Константинополе и Малой Азии; во время пребывания там усвоил своеобразную манеру передачи эффекта взаимопроникновения света и тени. Картина Турецкий патруль (1831, Нью-Йорк, музей Метрополитен) принесла Декану известность. Среди других его знаменитых произведений: Поражение кимвров (1834, Париж, Лувр), Эксперты (карикатура, изображающая художественных критиков в облике обезьян) и серия рисунков на сюжеты из жизни Самсона (1845). Умер Декан в Фонтенбло 22 августа 1860.

ДЕКАРТ РЕНЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ДЕККЕР ТОМАС

ДЕККЕР Томас (Dekker, Thomas)

(ок. 1572 - ок. 1632), английский драматург, памфлетист, лирический поэт. О происхождении Деккера ничего не известно. Как драматург он впервые упоминается в 1598 в связи с труппой "Слуги лорда-адмирала". Работал обычно в соавторстве с другими драматургами; большинство его пьес утрачено. Три наиболее известные драмы Деккера относятся к раннему периоду - фольклорно-лирическая пьеса Старый Фортунат (Old Fortunatus, 1600), Праздник башмачника (The Shoemaker's Holiday, 1600), принесшая ему самый крупный успех, и Бич сатирика (Satiromastix, 1602), веселая сатира на Б.Джонсона, которую ставили во время "войны театров". В 1604 появилась психологическая трагедия Честная потаскуха (The Honest Whore), часть I, а затем - ряд сатирических "городских" комедий в соавторстве с Т.Мидлтоном и Д. Уэбстером. Приблизительно в 1606-1607 Деккер оставил театр и продолжил серию памфлетов, начатую Банкетом холостяка (The Batchelor's Banket, 1603). Наибольшую известность получили Букварь чайки (The Gull's Hornbook, 1609) - описание жизни лондонских модников и театралов, и Удивительный год (The Wonderful Year, 1603), оставивший достоверную картину лондонской чумы. Семь смертных грехов Лондона (The Seven Deadly Sins of London, 1606), Новости из ада (News From Hell, 1606) и Лампада и свеча (Lanthorn and Candlelight, 1608) обнажают пороки простолюдинов. Четыре птицы из Ноева ковчега (Four Birds of Noah's Ark, 1609) - простая, ясная книга молитв. Приблизительно в 1609, возможно, по материальным соображениям, Деккер вернулся в театр. Запутавшись в долгах, он в 1613 попал в тюрьму, где провел около шести лет. Среди его поздних работ - бытовая драма Эдмонтонская ведьма (The Witch of Edmonton, 1621), с позиции просвещенного ума протестующая против охоты на ведьм. Затем последовали несколько пьес в модном трагикомическом жанре, а также сцены для торжеств в честь лорда-мэра. Умер Деккер ок. 1632. Стиль прозаических памфлетов Деккера прост и прозрачен, а стихи песен в его пьесах сравнимы с лучшими образцами елизаветинской поэзии. В пьесах Деккера, с их изображением буржуазного быта, подлинным гуманизмом и демократическим пафосом, точно передана атмосфера елизаветинской эпохи.

ЛИТЕРАТУРА

Деккер Т. Праздник башмачника. - В кн.: Современники Шекспира, т. 1. М., 1959

ДЕКУРИОН

ДЕКУРИОН (лат. decurio, букв. "десятник"),

член совета в городах, находившихся под властью Рима, как в колониях (выведенных поселениях), так и в муниципиях (союзных городах). Число декурионов бывало разным, в зависимости от величины города, они назначались пожизненно из числа бывших магистратов, а также по итогам происходившего раз в пять лет ценза горожан. К ним предъявлялись определенные требования: по возрасту (минимум 25 лет, что нередко игнорировалось), богатству и репутации. Кроме того, предполагалось, что в благодарность за свое избрание они должны внести сумму денег или сделать пожертвование на общественные нужды. На местном уровне декурионы располагали значительной властью, превышавшей полномочия городских магистратов и собраний горожан. Помимо того, что декурионы делали взносы на местные нужды, в случае непоступления причитавшихся от города сумм в казну они должны были покрыть разницу из собственных средств, и в период поздней Империи это стало для них чрезвычайно тягостным бременем, от которого они старались освободиться, несмотря на то, что должность декурионов сделалась тогда наследуемой и принудительной повинностью. Естественно, это приводило к упадку местного управления и в конечном счете самих городов. В поздней Империи декурионы образовывали избиравший магистратов городской сенат, его называли курией, а декурионов - куриалами.

ДЕЛАКРУА ЭЖЕН

Статья большая, находится на отдельной странице.

Предыдущая страница Следующая страница