Энциклопедия Кольера
Статьи на букву "Д" (часть 4, "ДЖЕ"-"ДИК")

В начало энциклопедии

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Д" (часть 4, "ДЖЕ"-"ДИК")

ДЖЕРОМ ДЖЕРОМ КЛАПКА

ДЖЕРОМ Джером Клапка (Jerome, Jerome Klapka) (1859-1927), английский прозаик и драматург. Родился 2 мая 1859 в Уолсолле (графство Стаффордшир). Отцу не везло в делах, и мальчик с 14 лет пробивался в жизни самостоятельно, побывав конторским служащим, школьным учителем и актером, прежде чем стать писателем и редактором. Высшее его достижение как романиста - опубликованные в 1889 Досужие мысли досужего человека (Idle Thoughts of an Idle Fellow) и Трое в одной лодке (Three Men in a Boat); наивысшее достижение в драматургии - пьеса Жилец с четвертого этажа (The Passing of the Third Floor Back, 1908), в которой реализм сочетается с мистикой. Умер Джером в Нортгемптоне 14 июня 1927.

ЛИТЕРАТУРА

Джером Дж.К. Как мы писали роман. Томми и Компания. Рассказы. М., 1995 Джером Дж.К. Трое в одной лодке, не считая собаки. Трое на четырех колесах. Рассказы. М., 1995

ДЖЕФРИС ХАРОЛД

ДЖЕФРИС Харолд (Jeffreys, Harold)

(1891-1989), английский геофизик и астроном. Родился 22 апреля 1891 в Фэтфилде (графство Дарем). Учился в Армстронг-колледже (Ньюкасл-апон-Тайн) и Сент-Джонз-колледже Кембриджского университета. После окончания университета работал там же, затем, в 1917-1922 - в метеорологической службе, в 1922-1958 - в Кембриджском университете (с 1946 - профессор астрономии и философии этого университета). Основные работы Джефриса посвящены изучению строения, движения и эволюции Земли, а также вопросам происхождения Солнечной системы. Вместе с нидерландским астрономом В. де Ситтером он определил величину сжатия Земли по прецессии ее оси, установил параметры годового движения полюсов инерции и вращения. Составил кривую времени пробега сейсмических волн, которая применяется для определения эпицентров удаленных очагов землетрясений. Вслед за Дж.Дарвином развил теорию приливной эволюции системы Земля - Луна, вычислил энергию приливного трения на океанских побережьях. Вместе с Дж.Джинсом разработал теорию приливной эволюции Солнечной системы, оценил ее возраст в несколько миллиардов лет. Джефрис - автор фундаментальной монографии Земля: ее происхождение, история и строение (The Earth: Its Origin, History, and Physical Constitution, 6-е изд., 1976). Ему принадлежат также работы по применению теории вероятностей к анализу астрономических наблюдений. В 1953 Джефрис был возведен в рыцарское достоинство. Умер Джефрис в Кембридже 18 марта 1989.

ЛИТЕРАТУРА

Джефрис Х. Земля, ее происхождение и стрение. М., 1960

ДЖЕФФЕРСОН ДЖОЗЕФ

ДЖЕФФЕРСОН Джозеф (Jefferson, Joseph) ((1829-1905), США; актер-комик; впервые вышел на сцену в трехлетнем возрасте, играл в разъездной труппе отца; сорок лет продержалась в его репертуаре написанная им в соавторстве с Д.Бусико пьеса Рип Ван Винкль (по одноименной новелле В.Ирвинга).

ДЖЕФФЕРСОН ТОМАС

Статья большая, находится на отдельной странице.

ДЖЕФФРИС ДЖОН

ДЖЕФФРИС Джон (Jeffries, John)

(1744-1819), американский врач и ученый, пионер научных исследований атмосферы с помощью воздушного шара. Родился 5 февраля 1744 в Бостоне (шт. Массачусетс). В 1763 окончил Гарвардский университет, совершенствовался в медицине в Бостоне и за границей; в 1769 получил ученую степень в Абердинском университете (Шотландия). До 1771 практиковал как врач в Бостоне, затем служил на британских военных судах и в военных госпиталях. Принимал участие в Войне за независимость США на стороне Великобритании. После войны работал врачом в Англии; тогда же заинтересовался возможностью изучения свойств атмосферы и ветров на разных высотах с помощью воздушных шаров. Совершил два полета на воздушном шаре с П.Бланшаром: первый, непродолжительный, 30 ноября 1784 из Лондона (максимальная высота подъема была 2837 м), второй - знаменитый, первый в мире перелет через Ла-Манш 7 января 1785 (из Дувра в Кале). Джеффрис снабдил шары измерительными приборами, в числе которых были термометр, барометр, электрометр, гигрометр. Пробы воздуха, взятые на разных высотах при первом полете, исследовал английский ученый Дж.Кавендиш. В 1790 Джеффрис вернулся в Бостон, где занимался врачебной практикой. Умер Джеффрис в Бостоне 16 сентября 1819.

ДЖИБУТИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ДЖИЛАС МИЛОВАН

ДЖИЛАС Милован (Djilas, Milovan)

(1911-1995), югославский политический деятель, автор книги Новый класс, посвященной критике коммунизма. Родился в селе Подбишче возле города Колашина в Черногории 12 июня 1911. Изучал литературу и право в Белградском университете, вступил в компартию Югославии в 1932, в том же году за организацию демонстраций был заключен в тюрьму, где находился до 1935. Встретился с Тито в 1937 и был среди его соратников во время Второй мировой войны. В 1953 Джилас стал одним из лидеров Югославии вместе с Тито, Эдвардом Карделем и Александром Ранковичем. Когда Югославия вступила в конфликт с СССР в 1948, Джиласу поручили как ответственному за идеологическую работу доказать подлинность коммунизма в версии Тито, а не Сталина. Анализ режима в Югославии привел Джиласа к критике коррупции и высокомерия партийного руководства. В 1954 его сместили со всех постов, исключили из партии, а в 1955 он был условно осужден. В декабре 1956 Джиласа заключили в тюрьму на три года за поддержку венгерского восстания. Рукопись книги Новый класс (The New Class), которую он написал в тюрьме, тайно вывезли из Югославии и опубликовали в Нью-Йорке в 1957. После этого его судили повторно и приговорили к семи годам заключения. В книге подвергались критике основы коммунистической теории Ленина и Маркса, осуществление которой привело, по мнению Джиласа, к формированию нового элитарного класса. Джилас был досрочно освобожден из заключения в январе 1961. Публикация отрывков из его новой книги Разговоры со Сталиным (Conversations with Stalin) привела к новому аресту, следствию и заключению в мае 1962. Джилас был амнистирован в 1966 и получил от правительства пенсию как организатор партизанского движения во время Второй мировой войны (хотя боевые награды ему не возвратили), однако ему было запрещено публиковать что-либо на территории Югославии и высказываться в прессе и на радио в течение пяти лет. Тем не менее Джилас немедленно принялся за литературную работу. В 1970-1986 его лишили права выезжать за пределы Югославии. В 1982 он выступал в защиту польской "Солидарности", а в 1990-х годах - против политики С.Милошевича. Умер Джилас в Белграде (Сербия) 20 апреля 1995. Среди книг, опубликованных им с 1966, - Несовершенное общество (The Unperfect Society: Beyond the New Class, 1969), Записки революционера (Memoir of a Revolutionary, 1973), Тито: история, рассказанная его соратником (Tito: The Story from Inside, 1980).

ЛИТЕРАТУРА

Джилас М. Лицо тоталитаризма. М., 1992

ДЖИННА МУХАММЕД АЛИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ДЖИНС ДЖЕЙМС ХОПВУД

Статья большая, находится на отдельной странице.

ДЖИХАД

ДЖИХАД (араб. "усердие") обычно толкуют как борьбу против безбожников и врагов мусульманского государства и общины. Как сугубо исламское явление джихад в ранней исламской истории был непосредственно связан с необходимостью вооруженной борьбы за новую веру. Вместе с тем достаточно рано возникла концепция двух джихадов, малого ("джихада меча") и большого ("джихада сердца"), отдающая предпочтение ненасильственному толкованию понятия "джихад" и основывающаяся на некоторых хадисах. Во время войны власти всегда обращались за поддержкой к религии, но религиозные мотивы все же имели второстепенное значение. В период упадка Османской империи в 19 и начале 20 вв. организованный джихад был нежелателен по политическим соображениям. В 1914 государство в последний раз использовало джихад как собственно религиозное явление. Османская Турция, выступая в союзе с немусульманскими странами, официально призвала верующих воевать против Антанты. Единственными мусульманскими правителями, откликнувшимися на этот призыв, были глава суфийского братства сануситов в Ливии и имам Йемена. Некоторые течения в исламе, например, движение ваххабитов в Саудовской Аравии, все еще сохраняют в своих программах положение о священной войне, однако большинство богословов либо вообще отвергают эту идею, либо понимают джихад в ненасильственном смысле.

ДЖОЙС ДЖЕЙМС

Статья большая, находится на отдельной странице.

ДЖОЛИТТИ ДЖОВАННИ

ДЖОЛИТТИ Джованни (Giolitti, Giovanni)

(1842-1928), итальянский политический деятель. Родился 27 октября 1842 в Мондови. В 1882-1924 несколько раз избирался в палату депутатов и неоднократно занимал пост премьер-министра (в 1892-1893; 1903-1905; 1906-1909 и в 1911-1914). Добиваясь расположения реформистского крыла рабочего движения, Джолитти вводил в правительство социалистов, провел либеральные реформы, легализовал рабочие организации, признал право рабочих на забастовки (1901), ввел всеобщее избирательное право для мужчин (1912). Он был превосходным мастером всякого рода интриг, давления, манипуляций с голосами избирателей, при этом оставаясь лидером демократической ориентации. Джолитти ввел Италию в Тройственный союз, но наладил отношения и с Францией; предпринял также захват Ливии. Джолитти одержал победу на выборах в 1914, однако ушел в отставку "по состоянию здоровья", хотя и считал возможным вернуться к власти, если в том будет необходимость. Он пытался предотвратить вступление Италии в Первую мировую войну, возглавляя лагерь сторонников нейтралитета Италии. Большой успех Народной партии и социалистов на выборах 1919 стал причиной изменения его довоенной политической тактики. Поэтому последний срок пребывания Джолитти на посту премьер-министра оказался кратким (15 июня 1920 - 4 июля 1921). Потворство фашистам не помогло ему восстановить свой авторитет, и в 1921 он был вынужден уйти в отставку. Как и большинство довоенных политиков, Джолитти поначалу заигрывал с фашистами, но после убийства Маттеотти ушел в оппозицию и выступил против тоталитарного правления.

Умер Джолитти в г.Кавуре (Италия) 17 июля 1928.

ЛИТЕРАТУРА

История Италии, т. 3. М., 1971

ДЖОН ОГАСТЕС

ДЖОН Огастес (John, Augustus Edwin)

(1878-1961), английский художник и гравер. Родился в Тенби (Уэльс) 4 января 1878 в семье юриста, с детства проявлял способности к рисованию и в 1894 поступил в Школу изящных искусств Слейда в Лондоне. С 1903 был одним из ведущих членов Нового английского художественного клуба. В 1904 Джон начал преподавать в школе искусств при Ливерпульском университете. Несколько раз ездил в Дартмур, где вместе с семьей жил в цыганском таборе и писал сцены из жизни цыган. В 1921 был избран членом-корреспондентом, а в 1928 академиком Королевской академии художеств. В 1948-1953 занимал пост президента Королевского общества живописцев-портретистов. Считается, что Джон послужил прототипом героя романа Олдоса Хаксли Контрапункт Джона Бидлейка. Умер Джон в Фордингбридже (Хэмпшир) 31 октября 1961. Живопись Джона эклектична; в ней заметно влияние Поля Сезанна, Эдгара Дега и французских постимпрессионистов. Он писал быстро, и его законченные картины оставляют впечатление спонтанности и непосредственности. Особенно хорошо Джону удавались портреты. Его привлекали и романтические сюжеты. В этюдах, посвященных жизни цыганского табора, с их вытянутыми фигурами, расположенными параллельно картинной плоскости через определенные пространственные интервалы, он добивается удивительных ритмических эффектов. Среди наиболее известных картин художника - Портрет пожилой женщины (1899), Табор в Дартмуре (1906), Дорелия (1911), Портрет Бернарда Шоу (1914) и Портрет Томаса Харди (1923). Джон является также автором книг Кьяроскуро: Фрагменты автобиографии (Лондон, 1952).

ДЖОНС ДЖАСПЕР

ДЖОНС Джаспер (Johns, Jasper)

(р. в 1930), американский художник, скульптор и гравер, виднейший представитель поп-арта. Джаспер Джонс родился 15 мая 1930 в городке Аллендэйл (шт. Южная Каролина). Некоторое время он учился живописи в университете Южной Каролины; затем, после двух лет военной службы, поселился в Нью-Йорке. Здесь Джонс познакомился с художником Робертом Раушенбергом, от которого воспринял передовые идеи в современном искусстве. Он усвоил также многие идеи Марселя Дюшана; Велосипедное колесо и другие редимейды Дюшана стали источником вдохновения для серии предметов, отлитых в бронзе, которую Джонс создал в конце 1950-х - начале 1960-х годов. Вероятно, наиболее значительными произведениями Джаспера Джонса можно назвать серию его ранних живописных работ, созданную во второй половине 1950-х годов. Американский флаг изображен не гордо реющим на ветру, а растянутым на плоскости; это нивелирует патриотический смысл картины и превращает флаг в эмблему, подобие книжной репродукции. Сюжет - например, картина Мишень - идентичен плоскости холста. Эти произведения существуют как самостоятельные и самодостаточные объекты.

ДЖАСПЕР ДЖОНС. ФЛАГ НА ОРАНЖЕВОМ ФОНЕ

ДЖАСПЕР ДЖОНС. ФЛАГ НА ОРАНЖЕВОМ ФОНЕ

Трактовка картины как объекта естественно привела художника к сопоставлению настоящих предметов с нарисованными на холсте, а затем к созданию скульптуры. Скульптуры Джаспера Джонса представляют собой отлитые в бронзе обыденные предметы, например электрический фонарик, лампочку или зубную щетку. Одно из наиболее известных произведений Джаспера Джонса - две бронзовые Банки из-под пива.

ДЖОНС ДЖЕЙМС

ДЖОНС Джеймс (Jones, James) (1921-1977), американский писатель. Родился 6 ноября 1921 в Робинсоне (шт. Иллинойс), там же получил среднее образование. С 1939 по 1944 служил в армии США. Некоторое время его часть была расквартирована неподалеку от Скоуфилд-Барракс (Гавайские острова), где разворачивается действие его первого крупного романа Отныне и вовек (From Here to Eternity, 1951). В этом объемистом, растянутом романе с большой силой раскрыто состояние армии накануне Перл-Харбора, как оно видится новобранцу. Роман получил Национальную книжную премию за 1952 год. Следующий роман Джонса, И подбежали они (Some Came Running, 1959), рисует жизнь компании интеллектуалов-нонконформистов в университетском городке Среднего Запада. В повести Пистолет (The Pistol, 1959) Джонс описывает психологическую травму, пережитую героем после кражи армейского пистолета. Тонкая красная линия (The Thin Red Line, 1962) - описание Гвадалканальской операции времен Второй мировой войны. Следует отметить также Убирайся к безносой (Go to the Widow-Maker, 1967), Прикосновение опасности (A Touch of Danger, 1973) и Вьетнамский дневник (Viet journal, 1974). Умер Джонс в Саутгемптоне (шт. Нью-Йорк) 9 мая 1977. Последний его роман Только позови (Whistle) был опубликован посмертно в 1978.

ЛИТЕРАТУРА

Джонс Д. Пистолет. - В кн.: Современная американская повесть. М., 1980 Джонс Д. Только позови. М., 1983 Джонс Д. Тонкая красная линия. М., 1983 Джонс Д. Отныне и вовек. М., 1986

ДЖОНС ДЖЕЙМС ЭРЛ

ДЖОНС Джеймс Эрл (Jones, James Earl) (р. 1931), США; характерный актер в "эпических" шекспировских ролях и во внебродвейских авангардистских постановках; пьесы: Восход солнца в Кампо-Белло (Sunrise at Саmроbеllо, 1958), Черные (The Blacks, 1961) Ж.Жене, Смертельный узел (Bloodknot, 1964), Большая белая надежда (The Great White Hope, 1968, премия "Тони"), Продавец льда грядет (The Iceman Cometh, 1973) Ю.О'Нила, Поль Робсон (Paul Robeson, 1978), Отелло (Othello, 1982), Ограждения (Fences, 1987, премия "Тони"); снимался в кино и на телевидении.

ДЖОНС ИНИГО

Статья большая, находится на отдельной странице.

ДЖОНС ХАРОЛД СПЕНСЕР

ДЖОНС Харолд Спенсер (Jones, Harold Spencer)

(1890-1960), английский астроном. Родился 29 марта 1890 в Кенсингтоне (одном из районов Лондона). Окончил Джезус-колледж Кембриджского университета. В 1913-1922 работал в Гринвичской обсерватории. С 1923 по 1933 был директором Капской обсерватории на мысе Доброй Надежды, в 1933-1955 - директором Гринвичской обсерватории - королевским астрономом. С 1956 до конца жизни являлся генеральным секретарем Международного совета научных обществ. Работы Джонса относятся к астрометрии и небесной механике. Он детально исследовал движение земных полюсов и неравномерность вращения Земли вокруг своей оси, вычислил более точное значение масс Венеры и Луны, из анализа наблюдений покрытий звезд Луной получил поправки к элементам ее орбиты. Вывел более точное значение солнечного параллакса из наблюдений астероида Эрос, использовав измерения по 2847 фотопластинкам, и таким образом уточнил расстояние от Земли до Солнца. Среди трудов Джонса - книги Миры без конца (Worlds Without End, 1935), Картина Вселенной (A Picture of the Universe, 1947). Умер Джонс в Лондоне 4 ноября 1960.

ЛИТЕРАТУРА

Джонс Х. Жизнь на других мирах. М., 1946

ДЖОНСОН БЕНДЖАМИН

Статья большая, находится на отдельной странице.

ДЖОНСОН ЛИНДОН

Статья большая, находится на отдельной странице.

ДЖОНСОН СЭМЮЭЛ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ДЖОНСОН ФИЛИП

ДЖОНСОН Филип (Johnson, Philip)

(р. 1906), американский архитектор; представитель интернационального стиля - направления в современной архитектуре, которое отдает предпочтение чистым геометрическим формам и конструкциям из стали и стекла. Впоследствии Филип Джонсон стал лидером постмодернизма, в рамках которого осуществляется провокационная и смелая игра с историческими архитектурными формами и дорогими материалами - мрамором, бронзой, редкими породами дерева. Джонсон родился в Кливленде (шт. Огайо) 8 июля 1906. В 1927-1930 изучал историю искусств в Гарвардском университете. В 1932-1940 и 1946-1954 был заведующим отделом архитектуры и дизайна Музея современного искусства в Нью-Йорке. В 1949 Джонсон построил собственный Стеклянный дом в Нью-Кейнане (шт. Коннектикут), который представляет собой куб с полностью стеклянными наружными стенами, практически лишенный внутренних перегородок. Архитектура Стеклянного дома отражает сильное влияние учителя Джонсона - немецкого архитектора Л.Мис ван дер Роэ, с 1938 работавшего в США. Джонсону принадлежат такие крупные проекты, как Центр Думбартон-Окс в Вашингтоне (1963), небоскреб Сигрем в Нью-Йорке, построенный им вместе с Людвигом Мис ван дер Роэ (1956-1958), а также два крыла и сад скульптуры для Музея современного искусства (1964) и Театр штата Нью-Йорк в Центре исполнительских искусств им. А.Линкольна (1965). В 1967 Джонсон и чикагский архитектор Джон Берджи объединили усилия для создания нескольких оригинальных проектов, таких, как Центр разноотраслевых инвестиционных служб в Миннеаполисе (шт. Миннесота), представляющий собой комплекс из четырех стеклянных зданий, окружающих центральный двор площадью 1858 кв. м (1973); эффектный Хрустальный собор в Гарден-Гроув (шт. Калифорния, 1980), имеющий в плане очертания вытянутой четырехконечной звезды; здание для американской телефонной и телеграфной службы на Манхаттене (1984), увенчанное огромным разорванным фронтоном и считающееся шедевром постмодернизма; Республиканский Банковский центр в Хьюстоне (шт. Техас, 1984) - здание из красного гранита со ступенчатыми фронтонами и зигзагообразным очертанием. В галерее Филипа Джонсона, открытой при Музее современного искусства в Нью-Йорке в 1984, расположена постоянная экспозиция, посвященная архитектуре 20 в.

ДЖОНСОН ЭНДРЮ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ДЖОРДАНО ЛУКА

ДЖОРДАНО Лука (Giordano, Luca)

(1632-1705), итальянский живописец и гравер неаполитанской школы, родился в Неаполе в 1632. Учился живописи у своего отца. В 1652 посетил Рим, Парму и Венецию, где копировал произведения мастеров, работавших в самых разных стилях. Решающее влияние на него оказала живопись Пьетро да Кортона, мастера зрелого барокко. Произведения Луки Джордано отличаются свободной импрессионистической манерой исполнения, которая нашла свое наиболее эффектное воплощение в его рисунках. За быстроту работы он получил прозвище Fa presto (делай быстро). Среди работ художника - фрески в палаццо Медичи-Риккарди во Флоренции (1683-1686), росписи сводов лестницы в Эскориале в Мадриде (1692-1694), фрески сакристии собора в Толедо (1698) и композиция Триумф Юдифи в церкви Сан Мартино в Неаполе (1704).

Умер Лука Джордано 12 января 1705.

ДЖОРДЖОНЕ

ДЖОРДЖОНЕ (Giorgione)

(ок. 1477-1510), венецианский художник эпохи Ренессанса. Родился в Кастельфранко в Венето. Точная дата его рождения неизвестна: первый биограф Джорджоне, Джорджо Вазари, дает разные даты в двух изданиях своих Жизнеописаний (1550, 1568). Настоящее имя художника - Джорджо да Кастельфранко, но обычно его называли Джорджоне (большой Джорджо). После смерти Вазари распространилась легенда, что Джорджоне был связан с семьей Барбарелли; поэтому позднее его часто называли этим именем (Джорджо Барбарелли да Кастельфранко). Джорджоне приехал в Венецию еще в юности и учился в мастерской Джованни Беллини. Сохранилось очень мало документов того времени, содержащих сведения о творческой деятельности художника. Существуют записи о двух официальных заказах, полученных им в 1507, но созданные по этим заказам фрески до нас не дошли. Искусство Джорджоне обогатило венецианскую живопись новым пониманием проблем композиции, цвета и живописной фактуры, а также расширило круг ее сюжетов; оно стало образцом для его самого знаменитого ученика - Тициана. Современники Джорджоне писали о нем как об одном из величайших итальянских художников. Нет ни одной подписанной картины Джорджоне; некоторые из его неоконченных произведений известны только по копиям и гравюрам. Поэтому атрибуция картин художника представляет достаточно сложную проблему, вызывавшую споры среди историков искусства уже в 16 в. Среди работ, приписываемых Джорджоне большинством исследователей: алтарный образ собора в Кастельфранко (ок. 1504); Три философа (после 1505, Вена, Художественно-исторический музей), Юдифь (ок. 1502, Эрмитаж), Спящая Венера (ок. 1510, Дрезден, Картинная галерея); Поклонение пастухов (ок. 1504, Вашингтон, Национальная галерея искусств); Сельский концерт (ок. 1508, Лувр). Знаменитая Гроза (ок. 1506) из венецианской Академии, которую обычно считают принадлежащей кисти Джорджоне, является одной из первых картин в венецианской живописи, где главным предметом изображения стали пейзаж и атмосферные эффекты.

ДЖОРДЖОНЕ. ПОКЛОНЕНИЕ ПАСТУХОВ

ДЖОРДЖОНЕ. ПОКЛОНЕНИЕ ПАСТУХОВ

ЛИТЕРАТУРА

Смирнова И.А. Джорджоне да Кастельфранко [[Альбом]]. М., 1962 Белоусова Н.А. Джорджоне: Очерки о творчестве. М., 1982

ДЖОТТО ДИ БОНДОНЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ДЖОУЛЬ ДЖЕЙМС ПРЕСКОТТ

ДЖОУЛЬ Джеймс Прескотт (Joule, James Prescott)

(1818-1889), английский физик. Родился в Солфорде близ Манчестера 24 декабря 1818. Хотя Джоуль унаследовал от отца большой пивоваренный завод, всю свою жизнь он посвятил науке. Получил домашнее образование. Первые уроки по физике ему давал Дж.Дальтон, под влиянием которого Джоуль начал экспериментальные исследования. В 1838 в журнале "Анналы электричества" ("Annals of Electricity") была опубликована его статья с описанием изобретенного им электромагнитного двигателя. В 1840 Джоуль установил, что количество теплоты, выделяющееся в металлическом проводнике при прохождении через него электрического тока, пропорционально сопротивлению проводника и квадрату силы тока (закон Джоуля - Ленца). В 1843-1850 экспериментально показал, что теплоту можно получить за счет механической работы, и определил механический эквивалент теплоты, дав тем самым опытное доказательство закона сохранения энергии. Именем Джоуля названа универсальная единица измерения всех видов энергии: механической, тепловой, электрической, лучистой и др. Исследуя охлаждение сжатых газов при их расширении, Джоуль совместно с У.Томсоном (Кельвином) установил, что при медленном адиабатическом протекании газа через пористую перегородку его температура изменяется. Эффект Джоуля-Томсона используется для ожижения газов. Кроме того, Джоуль построил термодинамическую температурную шкалу, теоретически определил теплоемкость некоторых газов, вычислил скорость движения молекул газа и установил ее зависимость от температуры. Открыл явление магнитного насыщения ферромагнетиков (1840) и магнитострикцию (1842). Среди наград и почестей, которых был удостоен Джоуль, - золотая медаль Королевского общества (1852), медаль Копли (1866), медаль Альберта (1880). В 1872 и 1877 он был избран президентом Британской ассоциации по распространению научных знаний.

Умер Джоуль в Сейле 11 октября 1889.

ЛИТЕРАТУРА

Джоуль Дж. Об определении механического эквивалента тепла. - В сб.: Классики физической науки. М., 1983

ДЖОУНЗ ДЭНИЭЛ

ДЖОУНЗ Дэниэл (Jones, Daniel)

(1881-1967), английский фонетист, родился 12 сентября 1881, получил образование в школе Университетского колледжа и в Кингз-колледже Кембриджского университета. В 1903 получил степень бакалавра, а в 1907 - степень магистра. В 1936 Цюрихский университет присудил ему почетную степень доктора. В 1907 стал лектором, в 1914 - доцентом, а в 1921 - профессором фонетики Университетского колледжа в Лондоне. С 1907 по 1927 был заместителем секретаря, а с 1928 - секретарем Международной фонетической ассоциации. Специалист по английской фонетике, Джоунз преподавал во многих университетах Европы, Индии и США и был главным фонетистом Британской телерадиовещательной корпорации. Его многочисленные публикации посвящены многим языкам: английскому, новоиндийским, сечуана (группа банту), французскому, русскому, кантонскому диалекту китайского языка. Джоунз занимался также произношением в трудах Шекспира, проблемой международной транскрипции и вопросами общей фонетики. Среди его основных работ - Фонетическая транскрипция английской прозы (Phonetic Transcriptions of English Prose, 1907); Интонационные кривые. Сборник текстов с обозначением интонации (Intonation Curves, a Collection of Texts in Which Intonation is Marked by Means of Curved Lines, 1909); Очерк английской фонетики (An Outline of English Phonetics, 1939); Русское произношение (The Pronunciation of Russian, совместно с М.В.Трофимовым, 1923); Словарь английского произношения (An English Pronouncing Dictionary, 1948); Английское произношение (The Pronunciation of English, 1949); Фонема, ее природа и функции (The Phoneme, Its Nature and Use, 1949); Основы фонетического написания (Fondamenti di grafia fonetica, совместно с А.Камилли). C 1907 по 1940 Джоунз был заместителем главного редактора, а с 1941 по 1950 главным редактором журнала "Le matre phontique".

Умер Джоунз 4 декабря 1967.

ДЖОУНЗ УИЛЬЯМ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ДЖОФФРИ РОБЕРТ

ДЖОФФРИ Роберт (Joffrey, Robert) (1930-1988), американский танцовщик, хореограф, руководитель труппы, родился в Сиэттле (шт. Вашингтон). В 1956 основал труппу "Джоффри балле", где главным балетмейстером был Джералд Арпино. Сам Джоффри поставил там балеты Па Богинь (Pas des Desses, на музыку Джона Филда, 1954), Астарта (на музыку Кроме Сиркюса для группы ударных инструментов, 1967), Воспоминания (Remembrances, на музыку Р.Вагнера, 1973), Открытки (на музыку Э.Сати, 1980).

ДЖУЛИО РОМАНО

ДЖУЛИО РОМАНО (Giulio Romano)

(1492 или 1499-1546), итальянский художник, архитектор и рисовальщик. Родился в Риме в 1492 или 1499; его настоящее имя - Джулио Пиппи (Pippi), прозвище Романо означает "римлянин". Джулио Романо - один из самых талантливых и знаменитых учеников Рафаэля; под его руководством он работал над фресками Станцы дель Инчендио (1517, Ватикан), виллы Фарнезина (Риме, 1518) и Лоджии в Ватикане (1519), а также написал ряд картин: Святое семейство (1522, Рим, Санта Мария дель Анима), Портрет Джованны Арагонской (1518, Лувр) и др. После смерти Рафаэля в 1520 осталось много его неоконченных работ, и Джулио Романо завершил их по рисункам своего учителя (картина Преображение, 1520, Ватикан; фрески Зала Константина, Ватикан, 1524-1525; виллы Мадама, Рим, ок. 1521, и др.). Около 1525 Джулио Романо приехал в Мантую по приглашению маркиза Федериго II Гонзага; он был назначен главным архитектором дворцов и садов Гонзага, ему было поручено украшение их фресками и античными статуями, а также обновление облика всего города. Как и Рафаэль, Джулио Романо часто прибегал к помощи художников своей мастерской. Его произведения иногда перегружены деталями, экстравагантны и причудливы, предвосхищая живопись эпохи барокко. Умер Джулио Романо в Мантуе 1 ноября 1546.

ДЖЭКСОН ЭНДРЮ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ДИАБЕТ САХАРНЫЙ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ДИАЗ НАРСИС ВИРЖИЛЬ

ДИАЗ ДЕ ЛА ПЕНЬЯ, НАРСИС ВИРЖИЛЬ

(Diaz de la Pea, Narcisse Virgile)

(1808-1876), французский художник-пейзажист, испанец по происхождению, родился 20 августа 1808 в Бордо. Начал свою деятельность учеником печатника, а затем работал на заводах по производству севрского фарфора. Позже учился под руководством Сушона в лилльской Школе изящных искусств. В его ранних произведениях присутствует влияние романтизма. В 1831 Диаз де ла Пенья познакомился с Теодором Руссо и около 1841 присоединился к нему в Барбизоне, став впоследствии одним из видных членов группы барбизонцев. Его произведения отличаются сияющим колоритом и особым интересом к передаче эффектов солнечного света, пробивающегося сквозь густую листву. Часто он включал в свои пейзажи человеческие фигуры. Умер Диаз де ла Пенья в Ментоне 18 ноября 1876.

ЛИТЕРАТУРА

Яворская Н.В. Пейзаж барбизонской школы. М., 1962

ДИАКОН

Статья большая, находится на отдельной странице.

ДИАКОНИСА

ДИАКОНИСА - церковный сан женщин (соответствует сану диакона у мужчин), распространенный в раннехристианской церкви. В круг обязанностей диаконис входила церковная работа с женщинами; они были привратницами в церквах, помогали священнику при крещении женщин, осуществляли милосердную деятельность по отношению к женщинам. Институт диаконис существовал в Восточной церкви вплоть до эпохи Средневековья, в Западной же церкви постепенно исчез к 10 в. Сан диаконис возродился в "сестрах милосердия" в немецком протестантизме и в церковных служительницах в Англиканском сообществе и других деноминациях. Диаконисы посвящаются особой молитвой и благословением, но не обладают священнической властью.

ДИАРЕЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ДИАС ПОРФИРИО

ДИАС Порфирио (Diaz, Porfirio) (1830-1915), также Порфирио Диас де ла Крус (Daz de la Cruz), мексиканский военный и государственный деятель, диктатор. Родился в Оахаке 15 сентября 1830. В юности испытал сильное влияние Бенито Хуареса. Учился на юриста, участвовал в Американо-мексиканской войне 1846-1848, активно поддерживал Хуареса, командовал отрядами национальной армии во время французской интервенции 1861-1867. В 1876 Диас пришел к власти в результате государственного переворота. Оставался президентом страны до 1911, за исключением краткого периода с 1880 по 1884, когда он также находился на важных государственных постах. Правил железной рукой, жестоко подавляя оппозицию. Выдвинув лозунг "Мир и порядок", заслужил доверие иностранных держав и привлек в страну капиталы США и Великобритании. Диасу удалось создать образ Мексики как стабильной и безопасной страны, где даже на пустынных дорогах человек находится под защитой отрядов сельской полиции, т.н. руралес. В 1910, после пышных торжеств по поводу празднования 100-летия независимости Мексики, началось вооруженное выступление против диктатуры Диаса во главе с Франсиско Мадеро. Революционеры нанесли ряд крупных поражений правительственной армии, и весной 1911 Диас тайно бежал из Мехико во Францию. Умер Диас в Париже 2 июля 1915.

ЛИТЕРАТУРА

Паркс Г. История Мексики. М., 1949 Очерки новой и новейшей истории Мексики. 1810-1945. М., 1960 История Латинской Америки, т. 2. М., 1993

ДИАСПОР

ДИАСПОР - минерал, гидроксид алюминия AlO(OH). Название происходит от греч. "диаспора" - растрескивание (при нагревании минерал растрескивается и распадается на мелкие кусочки). Цвет белый, желтоватый, серый. Обладает совершенной спайностью в одном направлении, параллельном базальным граням таблитчатых кристаллов. Блеск стеклянный, на плоскостях спайности перламутровый. Твердость 6,5 (промежуточная между твердостью полевого шпата и кварца), плотность 3,4. Встречается в виде таблитчатых кристаллов, относящихся к ромбической сингонии, а также в виде листоватых и пластинчатых агрегатов. Образуется как продукт метаморфизма (наждаки) или гидротермального изменения пород, богатых глиноземом (вторичные кварциты). Диаспор обычен также в метаморфизованных высокоглиноземистых глинах и бокситах.

ДИАСТРОФИЗМ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ДИАШ БАРТОЛОМЕУ

ДИАШ Бартоломеу - именуемый также Диашем ди Новаишем

(Dias/Diaz de Novaes, Bartolomeu/Bartholomew)

(ок. 1450-1500), португальский мореплаватель, первый европеец, открывший путь на Восток. Служил на королевской судоверфи. Занимался исследованием Африки. По поручению короля Жуана II возглавил поход на трех судах вдоль берегов Африки. Экспедиция вышла из Лиссабона в августе 1486 (по другим источникам - 1487). Она должна была продолжить к югу исследования, проведенные Диего Каном в 1482-1486 на побережье Африки. Диаш успешно добрался до 26°50ў ю.ш., но шторм унес его далеко от берега на юг. В поисках суши Диаш поплыл на восток, а затем на север, достигнув берега, последовал вдоль него на восток. Именно тогда, в 1488, он открыл мыс Бурь (Cabo Tormentozo) у южной оконечности Африки. Впоследствии португальский король Жуан II переименовал его в мыс Доброй Надежды (Cabo de Buena Esperanza). В 1497 Диаш вместе с Васко да Гамой плавал к островам Зеленого Мыса. В 1500 Диаш командовал одним из судов в экспедиции Педро Кабрала в Бразилию. Диаш погиб в кораблекрушении по пути в Индию в составе той же экспедиции недалеко от мыса Доброй Надежды.

ДИВИДЕНДЫ

ДИВИДЕНДЫ - доход, выплачиваемый акционерам корпорации. За исключением дивидендов по привилегированным акциям, выплачиваемых по определенной и ограниченной ставке, они обычно сильно варьируются в зависимости от величины прибыли корпорации. Поскольку дивиденды представляют собой распределение прибыли, они являются необязательными платежами, в отличие от процентов по облигациям, которые относятся к категории фиксированных платежей. Выплата дивидендов производится по усмотрению совета директоров, располагающих свободой выбора в том, что касается использования полученных предприятием прибылей. В зависимости от текущих потребностей корпорации директора могут принять решение о выплате акционерам всей заработанной прибыли, либо о переводе всей прибыли или ее части в резервы предприятия. Если совет директоров решает не распределять прибыль вообще, у недовольных акционеров не остается иного выхода, кроме как сменить директоров, проголосовав на собрании за тех людей, которые будут выдавать дивиденды. Крайне редко и при весьма необычных обстоятельствах акционерам, не обладающим контрольным пакетом акций, удается добиться решения суда о выплате дивидендов. При распределении прибыли директора компании могут придерживаться политики регулярных и постоянных по сумме дивидендных платежей на протяжении длительного периода времени. При этом высокие прибыли, полученные в отдельные годы, распределяются не полностью и идут на выплату дивидендов в те годы, когда доходы корпорации оказываются меньше обычных. Если корпорация получает большие прибыли, однако нет уверенности в том, что они сохранятся и в будущем, совет директоров может помимо регулярного дивиденда выплатить дополнительный дивиденд. Если объем прибылей корпорации подвержен значительным колебаниям, директора обычно отдают предпочтение нерегулярному объявлению дивидендов, что дает возможность корректировать их размер в зависимости от величины прибыли. Кроме наличных дивидендов следует отметить еще три их формы: дивиденды, выплачиваемые сертификатами, акциями и имуществом. Сертификаты дают акционерам право на получение в определенное время в близком будущем указанной суммы денег; обычно дивиденды в такой форме выплачиваются в тех случаях, когда директора готовы объявить дивиденды, однако стремятся отсрочить их фактическую выплату. Под дивидендами в форме акций корпорации подразумевается передача акционерам дополнительных акций вместо выплаты им наличных денег. Наконец, в редких случаях дивиденды могут выплачиваться имуществом, принадлежащим корпорации.

ДИДРО ДЕНИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ДИЗЕЛЬ РУДОЛЬФ

ДИЗЕЛЬ, РУДОЛЬФ КРИСТИАН КАРЛ

(Diesel, Rudolf Christian Karl)

(1858-1913), немецкий изобретатель, создатель двигателя внутреннего сгорания с воспламенением от сжатия. Родился 18 марта 1858 в Париже в семье ремесленника из Аугсбурга. Учился в Мюнхенской высшей технической школе. Еще студентом, ознакомившись с основами теории тепловых машин, увлекся идеей повысить КПД паровой машины. Для этого, как он полагал, сжигание горючей смеси следует проводить внутри цилиндра, предварительно повысив степень сжатия. Но слишком сильно сжимать горючую смесь нельзя: она перегревается и вспыхивает раньше времени. Дизель решил сжимать не горючее, а воздух, и только к концу сжатия впрыскивать в цилиндр жидкое топливо под высоким давлением. Все эти соображения Дизель изложил в работе Теория и конструкция рационального теплового двигателя (Theorie und Konstruktion eines rationellen Warmemotors, 1893). Вначале он попытался создать двигатель на угольной пыли, но успеха добился, лишь когда использовал в качестве горючего частично очищенную нефть. В 1897 работы над двигателем были завершены. Его КПД действительно был значительно выше, чем у созданных к тому времени паровых машин; кроме того, здесь не нужна была система зажигания. Историю своего изобретения Дизель изложил в книге Создание дизельного двигателя (Die Enstehung des Dieselmotors, 1913). Новый двигатель сразу нашел широкое применение, многие страны приглашали к себе его изобретателя. Обстоятельства гибели Дизеля трагичны: 29 сентября 1913 он отправился на пароходе из Антверпена в Лондон для проведения консультаций в английском Адмиралтействе, однако во время плавания упал за борт и утонул.

ЛИТЕРАТУРА

Радциг А.А. История теплотехники. М. - Л., 1936 Гумилевский Л.И. Рудольф Дизель. М. - Л., 1938

ДИЗЕНТЕРИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ДИЗРАЭЛИ БЕНДЖАМИН

Статья большая, находится на отдельной странице.

ДИКАСТЕРИЙ

ДИКАСТЕРИЙ - суд присяжных в древних Афинах. До начала 6 в. до н.э. судебные функции в Афинах исполняли должностные лица либо аристократический совет Ареопаг. Апелляции рассматривались специальным народным собранием, гелиеей. Со временем апелляций становилось все больше, и гелиея оказалась не в состоянии их рассматривать, собираясь в полном составе. Поэтому было организовано несколько специализированных судов, которые назывались дикастериями. Заседателями в них были граждане-добровольцы старше 30 лет, занесенные в составляемый на год список из 6000 человек, а председательствовали должностные лица. Для обеспечения явки граждан была установлена плата за день судебного заседания: два обола (не ранее 425 до н.э. - три обола). Это было меньше той суммы, которую можно было заработать за день, поэтому в дикастерии привлекались в основном старики. Дело разбиралось за один день: заседатели знакомились с обстоятельствами дела, выслушивали доводы сторон и выносили решение голосованием, без какого-либо совещания. Число заседателей бывало различным в зависимости от дела, которое предстояло рассмотреть, но обычно составляло несколько сотен человек: считалось, что такую массу людей труднее подкупить. Одно дело, как сообщается, разбиралось в присутствии всех 6000 граждан, значившихся в списке. В 4 в. до н.э. стали назначать нечетное число заседателей, чтобы избежать равенства голосов за и против.

ЛИТЕРАТУРА

Античная демократия в свидетельствах современников. М., 1996

ДИКИН АЛЬФРЕД

ДИКИН Альфред (Deakin, Alfred)

(1856-1919), австралийский политический деятель, один из первых премьер-министров Австралийского Союза. Родился 3 августа 1856 в Мельбурне. Получил образование в англиканской средней школе и в Мельбурнском университете. Дикин вступил в политику в качестве оппонента сторонников свободной торговли. В 1880-е годы занимал ряд государственных постов в Виктории и возглавил делегацию Австралии на колониальной конференции в Лондоне в 1887. Эксперт по ирригации, он активно поддерживал планы ирригации Виктории. Написал книгу Ирригация в Западной Австралии (Irrigation in Western Australia, 1885). В 1890 участвовал в конференции, посвященной проекту создания австралийской федерации, и был делегатом конституционных съездов федерации в 1891 и 1897-1898. В 1900 в составе австралийской делегации Дикин отправился в Лондон и добился прохождения в британском парламенте акта о создании Австралийского Союза, который вступил в силу 1 января 1901. В 1901-1903 занимал пост генерального прокурора Союза, а в 1903-1904, 1905-1908 и 1909-1910 - премьер-министра. В 1910 стал лидером оппозиции, однако слабое здоровье вынудило его в 1912 отказаться от участия в политической деятельности. Умер Дикин в Мельбурне 7 октября 1919.

Предыдущая страница Следующая страница