Энциклопедия Кольера
Статьи на букву "Д" (часть 5, "ДИК"-"ДОМ")

В начало энциклопедии

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Д" (часть 5, "ДИК"-"ДОМ")

ДИККЕНС ЧАРЛЗ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ДИКС ОТТО

ДИКС Отто (Dix, Otto)

(1891-1969), немецкий художник и график. Родился 2 декабря 1891 в местечке Унтерхаус близ города Гера в Саксонии. Учился живописи в дрезденской Академии художеств у Рихарда Мюллера. Во время Первой мировой войны служил добровольцем в действующей армии. Вернувшись с фронта, примкнул к дадаистам и испытал влияние Георга Гроса. Работы Отто Дикса, выполненные до 1924, имеют много общих черт с рисунками последнего. Примером работы Дикса в стиле релизма может служить Портрет доктора Майера-Херманна (1926, Нью-Йорк, Музей современного искусства). В 1927-1933 Дикс преподавал в дрезденской Академии художеств. В начале Второй мировой войны он жил с семьей в окрестностях озера Констанс. К этому времени на смену произведениям, созданным в жесткой реалистической стилистике, проникнутым социально-критическим пафосом, приходят яркие экспрессионистические работы с гротескными и изломанными формами. В 1945 он был призван в народное ополчение и попал в плен к французам, откуда вернулся в 1946. В поздний период творчества художник все чаще обращался к религиозным сюжетам. Умер Дикс в Зингене 25 июля 1969.

ДИЛОФОЗАВР

Dilofosaurus

Для представителя группы мегалозавров Дилофозавр имел слишком легкое телосложение. Дилофозавр достигал длины 5,8 метра и был самым первым большим хищником своей эпохи. Самая необычная структура на его скелете - это пара костных гребней на черепе. Они отсутствовали на всех ранее известных черепах, из-за чего первичное описание оказалось не полным. Гребни были тонкими и полукруглымы, они ,судя по всему, проходили по всей длине черепа спереди назад. Гребни - это отростки черепных костей. Совершенно непонятно, для чего они могли пригодиться, но, возможно, это было чем-то вроде украшений, и только самцы имели гребни на черепе. Факты

ДИЛЬТЕЙ ВИЛЬГЕЛЬМ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ДИМЕТРОДОН

Факты

ДИМОРФОДОН

Факты

ДИНАМИКА

Статья большая, находится на отдельной странице.

ДИНАМОМЕТР

Статья большая, находится на отдельной странице.

ДИНОЗАВРЫ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ДИОГЕН

ДИОГЕН (ок. 412 - ок. 323 до н.э.),

греческий философ, основатель кинизма. Уроженец Синопа, Диоген, согласно враждебной ему традиции, был изгнан из родного города вместе с отцом, руководившим в Синопе монетным двором, якобы за порчу монеты, и в конце концов появился в Афинах. Диоген много писал, в том числе трагедии (в которых, по-видимому, пропагандировал свое учение), однако ни одно из его сочинений не сохранилось. На основании позднейших сообщений можно сделать выводы о сути учения Диогена. Философ учил, что у человека крайне мало естественных потребностей, и все они могут быть легко удовлетворены. Кроме того, ничто естественное, согласно Диогену, не может быть постыдным. Ограничивая потребности, Диоген усердно предавался аскетизму и юродству, что послужило основой для многочисленных анекдотов о его жизни. Так, понаблюдав за мышью, Диоген решил, что собственность для счастья не нужна; глянув на улитку, несущую домик на спине, Диоген поселился в глиняной бочке - пифосе; увидев ребенка, пившего из горсти, выбросил последнее, что у него было, - чашку. Как-то раз он средь бела дня ходил по Афинам с фонарем, говоря, что "ищет человека". Согласно другому анекдоту, однажды Диогена навестил Александр Македонский. Философ в это время грелся на солнце, и когда Александр спросил его, о чем бы он желал его попросить, Диоген попросил царя не заслонять солнце. Диоген отвергал все условности, запрещавшие удовлетворение естественных потребностей в любое время и в любом месте. Первым из греческих философов он стал проповедовать космополитизм. Диоген пытался донести до всех людей свое убеждение в том, что отказ от желаний гораздо добродетельней и благотворней, чем их удовлетворение.За свое "бесстыдство" он был прозван "собакой", и это животное сделалось символом киников. На могиле Диогена в Коринфе был установлен памятник, изображающий пса. См. также КИНИЗМ.

ЛИТЕРАТУРА

Бирюков П.И. Греческий мудрец Диоген. М., 1991

ДИОГЕН ЛАЭРТИЙ

ДИОГЕН ЛАЭРТИЙ - греческий писатель, живший скорее всего в 3 в. н.э. "Лаэртий" не указывает ни на происхождение Диогена, ни на его родной город, по-видимому, это прозвище или эпитет. Диоген - автор истории греческой философии в десяти книгах, единственного произведения такого рода, которое дошло до нас полностью и является источником уникальных сведений. В I кн. автор настаивает на чисто греческом происхождении философии, рассказывает о первых, полулегендарных греческих поэтах, вкратце обозревает дальнейшее развитие философии, после чего повествует о Фалесе и Семи мудрецах. В II-VII кн. говорится об "ионийских" философах, таких, как Анаксимандр, Анаксимен, Анаксагор и наконец Сократ, к которому примыкают другие философы этой группы. Здесь мы обнаруживаем, например, Ксенофонта, основоположника гедонизма Аристиппа, создателя диалектической школы Эвклида Мегарского, главу Академии Платона (которому Диоген отводит целую книгу, вероятно потому, что дама, для которой Диоген писал трактат, увлекалась Платоном), Аристотеля и школу перипатетиков, Антисфена и его последователей киников, Зенона и его школу стоиков. VIII кн. посвящена "италийским" философам, прежде всего Пифагору, Эмпедоклу, астроному Эвдоксу и др. В IX кн. дается характеристика философов, стоящих особняком (Гераклит, Ксенофан), а затем рассказано о Пармениде, Зеноне Элейском, Демокрите, Протагоре, Пирроне и прочих скептиках вплоть до Сатурнина (2 в. н.э.). Х кн. целиком посвящена Эпикуру и его школе. Возникает впечатление, что свою схему развития философии Диоген строит вокруг двух ключевых фигур - Сократа и Пифагора. В построениях Диогена много неясного, они зачастую искусственны или сомнительны, хотя история греческой философии до сих пор основывается во многом именно на них. Книга в целом представляет собой компиляцию имевшихся на тот момент историй философии, биографий, библиографий и т.д., основана на зачастую плохо скомпонованных выписках, бессвязных и иногда противоречивых. Диоген ссылается на сотни источников, но с большинством из них он был знаком лишь из вторых, а то и из третьих рук. Тем не менее современным исследователям пока не удалось выявить его собственных источников. По содержанию книга весьма разнообразна, местами это не имеющая никакой ценности спекуляция, а иногда - весьма компетентное изложение. Книга содержит также бесценные свидетельства (в частности, три послания Эпикура).

ЛИТЕРАТУРА

Лосев А.Ф. Диоген Лаэрций - историк античной философии. М., 1981 Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. М., 1986

ДИОДОР СИЦИЛИЙСКИЙ

ДИОДОР СИЦИЛИЙСКИЙ - греческий историк, родился в Агирии на Сицилии, до 100 до н.э. Его главное произведение - огромная Библиотека, всеобщая история в 40 книгах. Полностью сохранились лишь 15 книг (I-V и XI-XX), охватывающих период начиная с ранней, отчасти мифической, истории до эпохи эллинизма и распада империи Александра Македонского (302 до н.э.). Остальные книги дошли в извлечениях, судя по которым повествование было доведено до т.н. первого триумвирата (60 до н.э.), т.е. до эпохи самого Диодора; наиболее позднее событие, о котором говорится в тексте, относится к 36 до н.э. Собственный вклад Диодора - попытка соединить истории всех народов древности в повествование с единой хронологией. Достаточно ненадежная система хронологии, на которой базируется Диодор, исходит из последовательности римских консулов, афинских архонтов, победителей в беге на Олимпийских играх и правителей разных народов. По этой причине мы обязаны Диодору, помимо иной ценной информации, также и достаточно надежными, почти полными списками этих лиц на период с начала 5 в. до н.э. до 302 до н.э.

ЛИТЕРАТУРА

Диодор Сицилийский. Историческая библиотека, кн. 17. - В кн.: Арриан Флавий. Поход Александра. СПб, 1993

ДИОКЛЕТИАН

Статья большая, находится на отдельной странице.

ДИОНИС

ДИОНИС - в греческой религии, бог плодородия и растительности, особенно - виноградной лозы, а отсюда - бог вина, носитель цивилизации и миротворец. По происхождению Дионис - чужеземное божество, вероятно, фракийское; в Малой Азии его культ был особенно популярен во Фригии и Лидии. Диониса называли Лиэем, т.е. "освобождающим" (от злых чар), его приветствовали специально посвященным ему гимном - дифирамбом, а также исполняли в его честь трагедию и комедию; состязания трагических и комических поэтов в Афинах были приурочены к посвященным ему празднествам, особенно - к Великим, или Городским, Дионисиям, проводившимся в марте - апреле. Римляне называли Диониса Вакхом, а его спутников и почитателей - вакхантами а если это были женщины - вакханками и менадами. В свиту Вакха входили также сатиры и силены. Согласно преданию, Дионис был сыном Зевса и Семелы, дочери Кадма. По наущению ревнивой Геры Семела заставила Зевса пообещать, что он явится ей во всем божественном величии, но, когда он это исполнил, его огонь испепелил Семелу. Зевсу удалось спасти своего недоношенного сына, зашив его в собственное бедро, откуда тот в надлежащие сроки родился. Дионис вначале воспитывался у Ино, сестры Семелы, а затем у нисейских нимф, однако Гера вынудила его скитаться, так что он достиг пределов Индии. Распространение в Греции его культа привнесло экстатический и мистический элемент в греческую религию, и почитателям Диониса приписывалась способность совершать чудеса (например, источать из земли потоки молока или вина), а также нечеловеческая сила, позволявшая им голыми руками разрывать на куски козла или быка. Предания, повествующие о Дионисе после достижения им зрелого возраста, обычно содержат рассказы о гонениях и о постепенном распространении его культа (мирном или насильственном).

ДИОНИСИЙ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ДИОНИСИЙ АРЕОПАГИТ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ДИОНИСИЙ ГАЛИКАРНАССКИЙ

ДИОНИСИЙ ГАЛИКАРНАССКИЙ (расцвет деятельности - вторая половина 1 в. до н.э.), греческий ритор и историк, с 30 по 8 до н.э. жил и преподавал риторику в Риме. Главным произведением Дионисия стали Римские древности, история Рима от основания города до 1-й Пунической войны (264 до н.э.). Из 20 книг этой истории полностью сохранились первые 10, а также значительная часть 11-й и небольшие фрагменты остальных. Дионисия чрезвычайно интересовала римская религия и римские политические учреждения, а также их происхождение; он пытался убедить греков в преимуществах римского правления. Сохранились еще несколько сочинений по риторике, в которых обсуждаются такие авторы, как Фукидид, Демосфен и Платон. Наиболее интересен трактат О соединении слов, единственное в своем роде сочинение, в котором рассматриваются вопросы надлежащего соединения слов и благозвучия.

ЛИТЕРАТУРА

Дионисий Галикарнасский. О соединении слов. Письмо к Помпею. - В кн.: Античные риторики. М., 1978

ДИОРИТ

ДИОРИТ - интрузивная магматическая порода среднего состава. Окраска темно-серая или серая. Состоит главным образом из плагиоклаза, представленного основным олигоклазом или андезином, и роговой обманки; в небольших количествах в нем могут присутствовать биотит и клинопироксен. Среди акцессорных минералов преобладают магнетит, ильменит и апатит. При увеличении содержания CaO в полевом шпате диорит переходит в габбро, вместо роговой обманки преобладающим темноцветным минералом обычно становится авгит или другой пироксен. С увеличением содержания кварца и калиевого полевого шпата диорит постепенно переходит в кварцевый диорит, затем в гранодиорит. Вулканический аналог диорита по химическому составу - андезитобазальт. Диорит залегает в виде штоков и других небольших интрузивных тел, например на западе Северной Америки (Кордильеры). Распространен в Великобритании, Центральной Азии (Казахстан), России (Урал) и других районах мира.

ДИОСКОРИД ПЕДАНИЙ

ДИОСКОРИД Педаний - греческий военный врач и натуралист 1 в. н.э., один из основателей ботаники как науки, родился в Аназарбе (совр. Назарва) (Киликия, Малая Азия). Диоскорид много странствовал вместе с римской армией при императоре Нероне, посвящая свое время отчасти военной медицине, но в гораздо большей степени коллекционированию и определению растений. Диоскорид упоминается у Галена и Плиния, а его сочинение О лекарственных веществах (De materia medica) было очень популярно в Средние века: существуют многочисленные греческие рукописи, а также арабские и латинские переводы, содержащие краткие, но чрезвычайно точные описания почти 600 растений, часто с указанием ареалов и других сведений. Им описаны также ок. 1000 различных медицинских препаратов. В течение 1500 лет труд Диоскорида считался наиболее авторитетным источником по ботанике и фармакологии и оказал значительное влияние на науку последующего времени. Многие из названий, которые дал растениям Диоскорид, используются и сегодня.

ДИОФАНТ АЛЕКСАНДРИЙСКИЙ

ДИОФАНТ Александрийский (вероятно, ок. 250 н.э., хотя возможна и более ранняя дата), древнегреческий математик, работавший в Александрии, автор трактата Арифметика в 13 книгах (дошли 6), посвященного главным образом исследованию неопределенных уравнений (т.н. диофантовых уравнений). Одним из первых Диофант стал использовать при записи алгебраических рассуждений специальные знаки. На результаты, полученные Диофантом, впоследствии опирались Ферма, Эйлер, Гаусс и др.

ЛИТЕРАТУРА

Диофант. Арифметика и книга о многоугольных числах. М., 1974

ДИОЦЕЗ

ДИОЦЕЗ (лат. dioecesis),

первоначально область или сфера управления, например финансами. Около 300 н.э. диоцез сделался в Римской империи территориальной единицей, объединяющей несколько провинций (при Диоклетиане диоцезов было 11). Константин (306-337) реформировал систему, сведя несколько диоцезов в 4 префектуры. Если на заре христианства епископ был тесно связан с городом - центром провинции, причем его престол или "кафедра" располагались в наиболее древней или крупной церкви - "кафедральном соборе", то с признанием христианства официальной религией (312-313) диоцез сделался церковной территориальной единицей под управлением епископа (им мог быть митрополит или архиепископ, если в области имелось несколько епископов). При Константине к епископам перешли также некоторые административные функции в диоцезе, например, при нем мог совершаться отпуск раба на свободу. В церковном праве слово "диоцез" (рус. "епархия", как называли на Востоке провинции Римской империи) до сих пор означает территорию, на которую распространяется власть епископа. В Средние века, судя по тенденции, прослеживаемой в Подложных декреталиях (9 в.), границы церковных диоцезов начинают восприниматься как священные. Единственный случай заметного отступления от традиционных границ имел место во Франции после 12 июля 1790, когда в соответствии с "Гражданским устроением духовенства" границы диоцезов были приведены в соответствие с границами департаментов.

ДИПЛОДОК

Diplodocus

Диплодок достигал в длину 27 метров, но был сравнительно легким динозавром, весившим около 10 тонн.

Название рода озночает "двойной отросток" отражает наличие на нижней поверхности хвостовых позвонков двойных отростков. Они предохраняли хвост ящера, когда он волочился по земле.

Питался диплодок, ощипывая молодые побеги, хвою и шишки на кронах хвойных деревьев.

Факты

ДИРАК ПОЛЬ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ДИСКОБОЛ

ДИСКОБОЛ (греч. "метатель диска"), атлет, занимающийся метанием диска. Данный термин особенно часто употребляется применительно к произведению жившего в 5 в. до н.э. греческого скульптора Мирона, известному нам благодаря древним описаниям и римским копиям. Самая известная полнофигурная реплика Дискобола происходит из Палаццо Ланчеллотти-Массими в Риме (в настоящее время - в Национальном музее в Риме). Другие копии находятся в Ватиканском и Британском музеях; торс - в Национальном музее терм в Риме; рука с диском - в Каза Буонарроти во Флоренции; головы - в Базеле и Берлине; эллинистические бронзовые воспроизведения - в Британском музее. Другая знаменитая статуя метателя диска Навкиду из Аргоса, сыну Патрокла и ученику Поликлета. Ее копии находятся в Ватикане и в Городском антиквариуме в Риме.

ДИСКОРДИЯ

ДИСКОРДИЯ - латинский вариант имени Эриды, персонификация раздора. Это мифологический образ греческого происхождения, а не почитаемая богиня.

ДИСНЕЙ УОЛТ

ДИСНЕЙ Уолт (Disney, Walt), полное имя - Уолтер Элайас (1901-1966), американский режиссер, художник и продюсер. Родился 5 декабря 1901 в Чикаго. Образование получил в Канзас-Сити и Чикагской академии искусств. Поработав художником в рекламной компании в Канзас-Сити, отправился в Голливуд, где создал несколько анимационных персонажей, в том числе кролика Освальда. Известность пришла к Диснею после выхода на экран мультфильма Пароходик Вилли (Steamboat Willie), героем которого был мышонок Микки Маус. С появлением в кино звука мультфильмы Диснея обрели большую жизненность за счет синхронизации диалога, музыки и звуковых эффектов с изображением. Семейство рисованных персонажей пополнили пес Плуто, утенок Дональд, Гуффи, вышла новая серия мультфильмов под названием Забавные симфонии (Silly Symphonies). Из внесерийных мультфильмов Диснея наибольшим успехом пользовались Три поросенка (The Three Little Pigs, 1933), пока в 1937 не вышел первый полнометражный мультфильм Белоснежка и семь гномов (Snow White and the Seven Dwarfs); успех закрепил Пиноккио (Pinocchio, 1940). В развитие замысла Забавных симфоний была создана Фантазия (Fantasia, 1940), где средствами анимационного кино иллюстрировалась музыка И.С.Баха, П.И.Чайковского, П.Дюка, И.Стравинского, Л.Бетховена, А.Понкьелли и Ф.Шуберта, записанная на пяти звуковых дорожках оркестром под управлением Л.Стоковского. В дальнейшем Дисней совмещал выпуск таких традиционных мультфильмов, как Бэмби (Bambi) и Дамбо (Dumbo), с экспериментальными лентами (Неуступчивый дракон - The Reluctant Dragon, Салюдос, амигос! - Saludos, Amigos, Три кабальеро - The Three Caballeros), где наряду с рисованными персонажами действовали живые актеры. К числу особых проектов Диснея относится мультипликационный сборник Сыграй мою музыку (Make Mine Music), куда вошли диснеевская версия оперы С.Прокофьева Петя и волк (Peter and the Wolf) и сюжет Кит, который хотел петь (The Whale Who Wanted to Sing) - шедевр, в котором Н.Эдди (1901-1967) не только читал авторский текст, но и пел все партии. Среди других полнометражных мультфильмов Диснея - Приключения Ихабода и мистера Тоуда (Adventures of Ichabod and Mr. Toad, 1949), Золушка (Cinderella, 1950), Алиса в стране чудес (Alice in Wonderland, 1951), Питер Пэн (Peter Pan, 1953) и Спящая красавица (Sleeping Beauty, 1959). Кроме игровых картин с реальными актерами (Остров сокровищ - Treasure Island, 1950, и Мэри Поппинс - Mary Poppins, 1964), Дисней выпустил серию документальных видовых фильмов Пол-акра природы (Natures Half Acre), Живая пустыня (The Living Desert) и Исчезающая прерия (The Vanishing Prairie). Во время Второй мировой войны по заказу правительства Дисней выпускал учебные и пропагандистские мультфильмы. С 1954 начал делать фильмы для телевидения. Умер Дисней в Лос-Анджелесе 15 декабря 1966.

ЛИТЕРАТУРА

Арнольди Э.М. Жизнь и сказки Уолта Диснея. Л., 1968

ДИССОЦИАТИВНЫЕ РАССТРОЙСТВА

Статья большая, находится на отдельной странице.

ДИСТАНЦИОННОЕ ЗОНДИРОВАНИЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ДИФЕНБЕЙКЕР ДЖОН ДЖОРДЖ

ДИФЕНБЕЙКЕР Джон Джордж (Diefenbaker, John George)

(1895-1979), канадский государственный деятель, родился 18 сентября 1895 в Грей-Каунти (провинция Онтарио). Окончил университет Саскачевана в 1915, получил магистерскую степень в 1916. В годы Первой мировой войны в составе канадских экспедиционных сил служил в чине лейтенанта, однако после ранения в 1917 вернулся в Канаду. Преподавал право и в 1919 занялся адвокатской практикой в Саскачеване. В 1937-1940 был лидером консервативной партии Саскачевана. В 1940 был избран в палату общин от Лейк-Сентр (Саскачеван) и оставался в парламенте вплоть до 1953. В декабре 1956 Дифенбейкер стал лидером партии и на федеральных выборах в июне 1957 одержал верх над кандидатом либералов, прервав 22-летний срок пребывания Либеральной партии у власти. Будучи премьер-министром, укрепил свою парламентскую базу на выборах 31 марта 1958, когда его партия получила 209 из 265 мест в парламенте. Проявил себя как умелый и жесткий политик, полностью контролировал как партию, так и парламент, и его репутация у избирателей оставалась безупречной до тех пор, пока рост безработицы и ухудшение экономической ситуации в 1960 не выдвинули на политическую авансцену либералов и социалистов. Дифенбейкеру не удалось разрешить проблему распределения финансов между федеральным бюджетом и бюджетом провинций, однако он выпестовал свое детище - билль о правах, получивший одобрение парламента. В основе всех его предвыборных кампаний лежал призыв больше уделять внимания интересам Содружества и добиваться большей независимости от США, однако его внешняя политика мало отличалась от политики либералов. В феврале 1963 Дифенбейкер получил вотум недоверия из-за затягивания выполнения обязательств по соглашению 1959 с США о размещении в стране американских ядерных сил. Дифенбейкер распустил парламент, в апреле состоялись всеобщие выборы. Избирательная кампания Дифенбейкера был выдержана в антиамериканских тонах. Консерваторы утратили парламентское большинство, и Дифенбейкер покинул пост премьер-министра, оставшись лидером партии. В 1965 ему удалось отстоять свое лидерство в партии, но в 1967 он ушел в отставку. Дифенбейкер оставался членом палаты общин до конца жизни.

Умер Дифенбейкер в Оттаве 16 августа 1979.

ДИФТЕРИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНАЯ ГЕОМЕТРИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНЫЕ УРАВНЕНИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ДНК-ИДЕНТИФИКАЦИЯ

ДНК-ИДЕНТИФИКАЦИЯ - или типирование ДНК, установление генетической индивидуальности любого организма на основе анализа особенностей его дезоксирибонуклеинововой кислоты (ДНК). Получаемый при типировании "профиль" ДНК, как и отпечатки пальцев, может использоваться для идентификации личности. В основе типирования лежат две характеристики ДНК как носителя генетической информации:

1) последовательность составляющих ДНК элементов (нуклеотидов) имеет индивидуальные особенности у каждого отдельного животного или растения, кроме идентичных (однояйцовых) близнецов или клонированных организмов; 2) у каждой особи ДНК всех соматических клеток (клеток тела) совершенно одинакова. Для ДНК-идентификации можно использовать любой биологический материал из живого или мертвого организма, например кровь, семенную жидкость, слюну, корни волос, кожу или же листья либо семена растений. Важно только, чтобы ДНК не была разрушена. На практике при проведении генетического типирования с целью идентификации личности или степени генетического родства (близости или отдаленности) сравнивают профили ДНК из нескольких биологических образцов и оценивают полученный результат, используя вероятностный и статистический анализ. Процедура типирования состоит из следующих основных этапов: выделение (экстракция) ДНК из биологического материала; "разрезание" полученной ДНК на фрагменты разной длины с помощью специальных ферментов; разделение и выстраивание фрагментов по размерам; гибридизация (связывание) полученных фрагментов ДНК с радиоактивными зондами - цепочками сходной ДНК; фиксация пространственного распределения фрагментов методом радиоавтографии, т.е. на рентгеновской пленке. Связанные с радиоактивными зондами фрагменты исследуемой ДНК засвечивают рентгеновскую пленку в виде располагающихся друг под другом черных полосок, так что радиоавтограф ДНК внешне напоминает штриховые коды на упаковках товаров в магазинах. Типирование ДНК находит разнообразное применение: в популяционно-генетических исследованиях для определения происхождения популяций людей, животных или растений; в практике судебной медицины для анализа биологических улик; для определения отцовства или степени родства; для генетического анализа клеток костного мозга при его трансплантации от донора реципиенту; для определения происхождения охотничьих трофеев или мяса в случаях браконьерства; в селекционной работе для уменьшения вероятности инбридинга (близкородственного скрещивания) при разведении вымирающих видов; для подбора генетических маркеров у животных и растений, позволяющих проследить судьбу родительских признаков в поколениях; для разрешения спорных вопросов авторства при патентовании штаммов микроорганизмов и растений; для анализа эволюционного происхождения биологических видов.

См. также НУКЛЕИНОВЫЕ КИСЛОТЫ.

ДОБРЖАНСКИЙ ФЕОДОСИЙ ГРИГОРЬЕВИЧ

ДОБРЖАНСКИЙ Феодосий Григорьевич (Dobzhansky, Theodosius)

ФЕОДОСИЙ ГРИГОРЬЕВИЧ ДОБРЖАНСКИЙ

ФЕОДОСИЙ ГРИГОРЬЕВИЧ ДОБРЖАНСКИЙ

(1900-1975), американский генетик и эволюционист русского происхождения. Родился 25 января 1900 в г. Немирове (ныне Украина). В 1921 окончил Киевский университет, до 1924 работал там же на кафедре зоологии. В 1924-1927 был профессором генетики в Ленинградском университете. В 1927 эмигрировал в США. Работал в Колумбийском университете у известного генетика Т.Моргана, затем у него же в Калифорнийском технологическом институте в Пасадене (1928-1940). В 1940 вернулся в Колумбийский университет, в 1962-1971 был профессором Рокфеллеровского университета в Нью-Йорке. Научные интересы Добржанского концентрировались вокруг проблем изменчивости и эволюции животных, он был одним из основоположников такого важного направления в биологии, как популяционная генетика. Свои первые работы в этой области он выполнил во время экспедиции в Среднюю Азию в 1926-1927, где исследовал популяции сельскохозяйственных животных этого региона. Позже в качестве экспериментального объекта для изучения генетических и эволюционных процессов Добржанский выбрал плодовую мушку дрозофилу. Ему удалось установить генетические основы полиморфизма популяций этого организма - подразделения на репродуктивно изолированные (не способные скрещиваться друг с другом) группы. Он показал также, что преимущества разных рас дрозофилы проявляются при разных условиях, определяемых, например, высотой над уровнем моря, температурой окружающей среды, характером доступной пищи, временем года. Совместно с Дж.М.Смитом Добржанский определял скорость естественного отбора в природных и экспериментальных популяциях. Его исследования создали предпосылки для объяснения механизма формирования новых рас и видов и позволили построить синтетическую теорию эволюции. Широко известны такие книги ученого, как Генетика и происхождение видов (Genetics and the Origin of Species, 1941); Эволюция, генетика и человек (Evolution, Genetics and Man, 1955); Биологические основы человеческой свободы (The Biological Basis of Human Freedom, 1956). Добржанский был членом Лондонского королевского общества, Германской академии естествоиспытателей "Леопольдина", Шведской академии наук, Датского королевского общества. Награжден медалью Эллиота Американской национальной академии наук.

Умер Добржанский в Дейвисе (шт. Калифорния) 18 декабря 1975.

ЛИТЕРАТУРА

Смит Дж. Математические идеи в биологии. М., 1970

ДОБСОН ФРЭНК

ДОБСОН Фрэнк (Dobson, Frank)

(1888-1963), английский скульптор. Родился 18 ноября 1888 в Лондоне. Его отец был иллюстратором книг по естественной истории. Будущий скульптор занимался в художественных школах Эппинга, Арброта и Лондона. В 1913 Добсон остановил свой выбор на скульптуре, став лидером авангардного направления. Он участвовал в организации "Группы Х", а в 1923-1927 был ее председателем. В 1942 был избран ассоциированным членом Королевской Академии художеств. С самого начала в творчестве Добсона проявилась тенденция к упрощению формы, сведенной к сжатым, несколько деформированным массам. Он выработал свой стиль, опираясь на раннюю античную классику и отчасти - на произведения А.Майоля. В позднем творчестве Добсона искажения форм становятся все более заметными. Среди его произведений, выполненных из различных пород камня и бронзы, Человек, играющий на концертино (The Concertina Man, 1919); Сюзанна (Susanna, 1925); Источник (Source, 1944); портреты Асквита и Оксфорда (1921), Осберта Ситуэлла (1923) и Таллулаха Бенкхеда (1927). Умер Добсон в Лондоне 22 июля 1963.

ДОГМАТ

ДОГМАТ (греч. dogma - мнение, решение, установление), полученная в Откровении религиозная истина, признания которой церковь требует ото всех верующих. Христианские догматы - не просто истины, выраженные в форме торжественных определений, но истины, общеобязательность которых подтверждается авторитетом церкви. Основанием для веры в эти догматы является авторитет сообщающего их в Откровении Бога, "Который не обманывает и не может быть обманут". То, что епископы проповедуют как учение Христа и апостолов, обычно рассматривается как догмат, однако Римско-католическая церковь включает в число догматов и те положения, которые не были уяснены с самого начала или вызывали споры среди епископов, пока решением собора или папы не определялось, как надлежит решать данный вопрос. Под догматическим развитием обычно подразумевают дальнейшее истолкование "наследия веры" (depositum fidei), ничего не убавляющее и ничего не прибавляющее, но лишь углубляющее понимание. Догматика (догматическое богословие) начиная с 17 в. занимается в большей степени догматами теоретического, нежели практического содержания. Поэтому она получила статус теоретической теологической дисциплины, вокруг которой группируются все прочие разделы теологии, которые либо опираются на догматическое богословие, либо обслуживают его.

ЛИТЕРАТУРА

Булгаков С.Н. Православие. Очерки учения Православной Церкви. М., 1991 Глубоковский Н.Н. Русская богословская наука в ее историческом развитии и новейшем состоянии. М., 1992 Христианство. Энциклопедический словарь, тт. 1-3. М., 1993-1995

ДОДЕ АЛЬФОНС

ДОДЕ Альфонс (Daudet, Alphonse)

АЛЬФОНС ДОДЕ (портрет работы Э.Карьера).

АЛЬФОНС ДОДЕ (портрет работы Э.Карьера).

(1840-1897), французский прозаик и драматург, более всего известен яркими и увлекательными рассказами из жизни Прованса. Родился 13 мая 1840 в Ниме (Прованс). С юных лет работал школьным учителем. Об этом трудном периоде и о переезде семнадцатилетним юношей в Париж повествует автобиографический роман Малыш (Le Petit Chose, 1868). Из пьес Доде самая известная - инсценировка его собственного рассказа Арлезианка (L'Arlsienne, 1872), успехом немало обязанная музыке Ж.Бизе. Но прежде всего Доде был прозаиком. В его творчестве можно выделить два главных направления: одно отличают юмор, ирония и яркость воображения; другому свойственна точность наблюдений, сближающая Доде с натуралистами. Хотя оба направления присутствуют во всех книгах Доде, его сочинения можно разделить на две группы. К первой группе относятся вдохновленные Провансом Письма с моей мельницы (Lettres de mon moulin, 1869) и Тартарен из Тараскона (Tartarin de Tarascon, 1872) - самые оригинальные и известные его произведения. Ко второй группе принадлежат в основном большие романы, в которых он не слишком дает волю воображению, стремится списывать характеры с реальных лиц и местом действия чаще всего избирает Париж. Все это проявляется в лучших реалистических романах Доде. Фромон младший и Рислер старший (Fromont jeune et Risler an, 1874) - достоверное и сочувственное изображение жизни рабочего квартала в Париже. Сафо (Sapho, 1884) повествует о падшей женщине, обнаруживающей, что искренней любви недостаточно, чтобы изменить жизнь. Среди других романов этой группы - Джек (Jack, 1876), Набоб (Le Nabab, 1877) и Короли в изгнании (Les Rois en exil, 1879). Умер Доде в Париже 17 декабря 1897.

ЛИТЕРАТУРА

Доде А. Собрание сочинений, тт. 1-7. М., 1965 Пузиков А. Альфонс Доде и реалистическая традиция. - В кн.: Пузиков А. Портреты французских писателей. М., 1967

ДОЖДЬ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ДОЙЗИ ЭДУАРД АДЕЛБЕРТ

ДОЙЗИ Эдуард Аделберт (Doisy, Edward Adelbert)

(1893-1986), американский биохимик, удостоенный в 1943 Нобелевской премии по физиологии и медицине (совместно с Х.Дамом) за открытие витамина К и установление его роли в свертывании крови. Родился 13 ноября 1893 в Хьюме (шт. Иллинойс). Окончил Иллинойсский университет (1914). В 1915-1917 работал в Медицинской школе Гарвардского университета, в 1920 защитил диссертацию по биохимии. В 1919-1923 - сотрудник кафедры биохимии Медицинской школы при университете Дж.Вашингтона в Сент-Луисе (шт. Миссури), в 1923-1965 - профессор, заведующий кафедрой биохимии Сент-Луисского университета. Основные работы Дойзи посвящены изучению структуры витаминов и гормонов. Дойзи получил в кристаллическом виде женские половые гормоны, в частности эстрадиол. Открыл витамины K1 и K2, определил их структуру, синтезировал витамин K1. Открыл ряд желчных кислот, осуществил их синтез. Автор книг Половые гормоны (Sex Hormones, 1936) и Пол и внутренняя секреция (Sex and Internal Secretions, 1939). Умер Дойзи в Сент-Луисе 23 октября 1986.

ДОЙЛ АРТУР КОНАН

ДОЙЛ Артур Конан (Doyle, Arthur Conan)

АРТУР КОНАН ДОЙЛ

АРТУР КОНАН ДОЙЛ

(1859-1930), английский писатель. Родился 22 мая 1859 в Эдинбурге. Учился в Стоунихерст-колледже (графство Ланкашир); изучал медицину в Эдинбургском университете, в 1881 стал доктором медицины. Практиковал в Саутси (Англия), окончил аспирантуру в Вене, после чего решил специализироваться в области офтальмологии. Первое произведение, принесшее ему успех, Этюд в багровых тонах (A Study in Scarlet), было опубликовано в "Битонском Рождественском ежегоднике" за 1887. В 1891 он оставил врачебную практику и всецело посвятил себя писательскому делу. Перу Дойла принадлежат 60 рассказов и две литературные композиции о Шерлоке Холмсе, по всей вероятности, самом знаменитом герое английской литературы. В 1893 Дойл решил покончить с Холмсом, но читатели потребовали вернуть его к жизни. Из рассказов о Холмсе наиболее популярны Этюд в багровых тонах, Знак четырех (The Sign of the Four, 1890), Собака Баскервилей (The Hound of the Baskervilles, 1902). Писал Дойл также исторические романы, в т.ч. Михей Кларк (Micah Clarke, 1889) и Белый отряд (The White Company, 1891). В 1902 за работу в полевом госпитале во время англо-бурской войны Дойл был возведен в рыцарское достоинство. В последний период жизни увлекся спиритизмом, отдавая статьям и выступлениям на эту тему много времени и сил. Умер Дойл в Кроуборо 7 июля 1930.

ЛИТЕРАТУРА

Дойл А.К. Собрание сочинений, тт. 1-10. М., 1993 Дойл А.К. Собрание сочинений, тт. 1-3. М., 1995

ДОКЕТИЗМ

ДОКЕТИЗМ (от греч. dokeo - казаться), раннехристианская ересь, отрицавшая полноту человечества Христа. Учение докетизма было основано на абсолютном противопоставлении духа и материи, характерном для гностицизма. Поскольку материя рассматривалась как низшее по отношению к духу и принципиально злое начало, невозможно было допустить, чтобы Бог действительно сделался человеком, поэтому докеты считали, что Христос лишь казался человеком, и либо он воспринял человеческий образ при рождении, расставшись с ним на кресте, либо само его тело было небесной, эфирной природы. Тем самым отрицалось учение о воплощении, искупительной жертве и воскресении Христа. На следы докетистских заблуждений указывают уже новозаветные послания (см. 1 Ин 1:1-3; 2:22; 4:1-3; 5:6; 6:20; 2 Ин 7), и этот взгляд решительно оспаривали апостольские мужи в своих писаниях. Гностики 2 в., Василид, Валентин и Маркион, были докетами, хотя во многом их позиции расходились. Формулировки Никейского символа веры, касавшиеся Иисуса Христа как "распятого... при Понтийском Пилате... страдавшего и погребенного..." и воскресшего из мертвых свидетельствуют о признании церковью человеческой природы Христа.

ЛИТЕРАТУРА

Христианство. Энциклопедический словарь, тт. 1-3. М., 1993-1995

ДОКТОРОУ ЭДГАР ЛОРЕНС

ДОКТОРОУ Эдгар Лоренс (Doctorow, Edgar Lawrence) (р. 1931), американский прозаик, в своих произведениях исследующий взаимоотношения литературы и истории. В романе Рэгтайм, где выведены такие известные исторические личности, как иллюзионист Г.Гудини, анархистка Эмма Гольдман, Т.Драйзер, промышленник Г.Форд, банкир Д.П.Морган, Доктороу представил широкую панораму Америки рубежа веков. Родился 6 января 1931 в Бронксе (Нью-Йорк). Его формирование, пришедшееся на период после мирового экономического кризиса 1929-1930 (т.н. "Великая депрессия"), в обстановке нужды и надежд, рожденных либеральным "новым курсом" Ф.Д.Рузвельта, составило содержание романа Всемирная выставка (World's fair, 1985). Учился Доктороу в Кеньон-Колледже (Гамбир, шт. Огайо), потом год в аспирантуре Колумбийского университета; в 1953-1955 служил в армии. Первые два романа, Добро пожаловать в тяжелые времена (Welcome to Hard Times, 1960) и Большой, как жизнь (Big as Life, 1966), Доктороу написал, работая сначала рецензентом сценариев для киностудии "Коламбиа пикчерз", потом редактором в издательствах "Новая Американская библиотека" ("New American Library") и "Дайел пресс" ("Dial Press"). В 1971 выпустил Книгу Дэниела (The Book of Daniel), основанную на процессе Ю. и Э.Розенберг, обвиненных в шпионаже и передаче военных секретов СCCР и казненных в 1953. Рэгтайм (Ragtime, 1975) и Всемирная выставка получили Национальную книжную премию. Доктороу - автор книг Гагарье озеро (Loon Lake, 1980), хроники жизни находчивого бродяги в период экономического кризиса; сборника Жизни поэтов (Lives of the Poets, 1984) из шести рассказов и одноименной повести; Билли Батгейта (Billy Bathgate, 1989), истории оборванца из Бронкса, ставшего учеником гангстера Голландца Шульца (время действия те же 1930-е годы); и Водной станции (The Waterworks, 1994), истории преступного использования науки в Нью-Йорке в 1871, поведанной редактором газеты.

ЛИТЕРАТУРА

Доктороу Э. Рэгтайм. - Иностранная литература, 1979, № 9-10 Доктороу Э. Билли Батгейт. - Иностранная литература, 1991, № 6-7

ДОЛГИЙ ПАРЛАМЕНТ

ДОЛГИЙ ПАРЛАМЕНТ - название пятого и последнего парламента при короле Англии Карле I. Он был созван 3 ноября 1640, а самораспустился 16 марта 1660. В 1640 и 1641 парламент вступил в острый конфликт с Карлом, вынудив его пойти на уступки, и когда в январе 1642 король покинул Лондон, парламент взял на себя все функции управления. После того как гражданская война закончилась, Долгий парламент попытался взять под свой контроль армию, в итоге с одобрения Кромвеля из него было изгнано пресвитерианское большинство (декабрь 1648, т.н. "Прайдова чистка"). Остаток парламентариев, называемый обычно "Охвостьем", сформировал суд, начавший процесс против Карла и вынесший ему смертный приговор. В феврале 1649 этот остаток палаты общин упразднил палату лордов и управлял Англией как республикой (Commonwealth), пока в апреле 1653 не был разогнан Кромвелем. Снова созванный армией в мае 1659, после смерти Кромвеля, Долгий парламент был вновь распущен в октябре, а два месяца спустя был вновь восстановлен. Наконец, 16 марта 1660, дав согласие на проведение свободных выборов, Долгий парламент объявил о самороспуске.

ДОЛМЕЧ АРНОЛЬД

ДОЛМЕЧ Арнольд (Dolmetsch, Arnold) (1858-1940), французский музыкант. Родился 24 февраля 1858 в Ле-Ман (Франция). Посвятил всю жизнь изучению и исполнению произведений И. С. Баха и его предшественников. Поставив задачу аутентичной интерпретации, Долмеч реставрировал старинные инструменты и строил новые по их моделям. В 1925 он основал ежегодный фестиваль в Хейслмире (Англия), где старинная музыка звучала в исполнении членов семьи Долмеч. Труд Долмеча Интерпретация музыки 17-18 веков (The Interpretation of the Music of the 17th and 18th Centuries), изданный в Лондоне в 1915, считается ныне классическим.

Музыкант умер в Хейслмире 29 февраля 1940.

ДОЛОМИТ

ДОЛОМИТ - минерал и порода, названные в честь французского минералога и химика Д.Доломье (1750-1801). Минерал доломит, природный карбонат кальция и магния, CaMg(CO3)2. Цвет белый, серый, блекло-желтый. Блеск на гранях и по спайности в агрегате - стеклянный, матовый. Твердость 3,5-4. Хрупок. Плотность 2,85-3,0. Кристаллизуется в тригональной сингонии, образуя ромбоэдрические кристаллы, грани которых имеют форму ромбов и параллельны направлениям его совершенной спайности. В отличие от более распространенного карбоната кальция (кальцита) не образует скаленоэдры. Кристаллы доломита часто "седловидные", с искривленными гранями. Порошок доломита вскипает в холодной соляной кислоте, куски в ней растворяются очень медленно, но легко растворимы в горячей кислоте. Доломит - широко распространенный жильный минерал гидротермальных месторождений. Образуется также в результате замещения кальцита под воздействием магматогенных или грунтовых вод. Горная порода доломит состоит главным образом (на 95%) из минерала доломита. Цвет обычно белый или серый, но может иметь любой другой оттенок - желтоватый, красноватый и др. Царапается стальной иглой и отличается от известняка меньшей растворимостью и более сильным блеском. Достоверно определить доломит можно лишь путем химического анализа. Содержание кальцита сильно варьирует, так что существует переходный ряд между доломитом и известняком. Некоторые доломиты имеют включения ископаемых организмов, как правило, различимых простым глазом. Органические остатки встречаются в них гораздо реже, чем в известняках, что, вероятно, обусловлено разрушением органогенных структур при доломитизации. Пока еще нет единого мнения о происхождении доломита. Карбонаты кальция и магния не извлекаются из морской воды живыми организмами, не удается их осадить и в лабораторных условиях, максимально приближенных к природным. Не исключено, что по большей части доломиты образуются в результате замещения известняков, которое происходит под воздействием морской воды, просачивающейся сквозь слой известкового ила на морском дне. Такое замещение может происходить также под влиянием грунтовых или даже магматогенных вод, фильтрующихся через более древние известняки. Доломит распространен почти так же широко, как известняк, и используется в большинстве случаев для тех же целей. Кроме того, он служит одним из источников получения металлического магния и употребляется при производстве стали, в основном в мартеновских печах (в качестве сырья для огнеупоров и флюса).

См. также ИЗВЕСТНЯК.

ДОЛЬЧИ КАРЛО

ДОЛЬЧИ Карло (Dolci Carlo)

(1616-1686), итальянский живописец. Родился во Флоренции 25 апреля 1616. Большинство его работ представляют собой сентиментальные по настроению изображения Мадонны и святых. Для усиления драматизма и выразительности он использовал полуфигурные композиции, размещая персонажей на простом темном фоне. Дольчи Карло писал алтарные образы для капелл и по заказам частных лиц; его произведения были очень популярны. Дольчи также писал портреты; одно из самых известных его произведений в этом жанре - Портрет Виттории делла Ровере (Флоренция, галерея Питти). Умер Дольчи во Флоренции 17 января 1686.

ДОМЕНИКИНО

ИЛЬ (il Domenichino)

(1581-1641), итальянский живописец. Его настоящее имя - Доменико Цампьери. Родился в Болонье 21 октября 1581, учился в Академии братьев Карраччи. В 1602 приехал в Рим вместе с Аннибале Карраччи и помогал ему в росписи палаццо Фарнезе; в Риме Доменикино прожил около тридцати лет. В ранних работах художника господствует строгий классицизм; так, во фреске Мученичество апостола Андрея из церкви Сан Грегорио Маньо, написанной в 1608, тщательно уравновешенные группы фигур изображены на фоне античных храмов и колонн. Одно из лучших произведений Доменикино, картина Последнее причастие св. Иеронима (1614, Ватикан), имеет в качестве прототипа композицию Агостино Карраччи из болонской Пинакотеки. Никола Пуссен восхищался живописью Доменикино: классическая ясность его пейзажей во многом предвосхищает достижения мастеров французской школы. С середины 1620-х годов, возможно, под влиянием впечатления, произведенного на него росписью купола церкви Сант Андреа делла Валле, выполненной Ланфранко, в живописи Доменикино начали проявляться черты, характерные для искусства барокко (это чувствуется в выполненных им фресках апсиды того же храма и в монументальных образах евангелистов в медальонах, расположенных в парусах). Однако основы стиля художника коренятся в классическом искусстве Рафаэля и Корреджо. В произведениях Доменикино фигуры трактованы как статуи, расположение которых подчинено чередованию пространственных планов. Его произведения отличаются ясностью рисунка, мягкостью света, изяществом, симметрией и плотностью форм. Художник писал также портреты и идеализированные образы святых жен, среди которых алтарный образ Мученичество св. Агнессы (ок. 1619-1622, Болонья, Пинакотека). Славу ему принесли прелестные архитектурные пейзажи с фигурками людей. Умер Доменикино в Неаполе 15 апреля 1641.

ДОМИНАТ

Статья большая, находится на отдельной странице.

Предыдущая страница Следующая страница