Статьи на букву "Ф" (часть 14, "ФЕН"-"ФЕР")
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Феноляты - солеобразные продукты, получаемые замещением водорода гидроксильной группы Фенолов металлами, например C6H5ONa - фенолят натрия. |
Феномен (от греч. phainomenon - являющееся) 1) необычное явление, редкий факт. 2) Философское понятие, означающее явление, постигаемое в чувственном опыте (см. Сущность и явление). Аристотель употреблял термин «Ф.» в смысле «видимого», «иллюзорного», Г. В. Лейбниц называл Ф. факты, известные из опыта, выделяя при этом «реальные, хорошо обоснованные феномены». Для Дж. Беркли, Д. Юма и сторонников позитивизма и махизма Ф. - данные сознания, элементы опыта (понимаемого субъективно-идеалистически), составляющие единственную реальность. Согласно И. Канту, Ф. - всё, что может быть предметом возможного опыта; Ф. противостоит Ноумену, или «вещи в себе» (См. Вещь в себе). В феноменологии Э. Гуссерля Ф. - непосредственно-данное в сознании как содержание интенционального акта (см. Интенция). В. Ф. Асмус. |
Феноменализм - философский принцип, согласно которому объектом познания признаются лишь явления (Феномены) как единственная доступная человеку реальность. Крайний Ф., которому присуща тенденция к Солипсизму, рассматривает мир как совокупность «идей» или «комплексов ощущений» (Дж. Беркли, Махизм). Умеренный Ф. исходит из признания стоящей за миром явлений реальности («идея», сущность, «вещь в себе»), недоступной познанию как она есть «на самом деле», «до конца»; характерен для идеалистической традиции скептицизма и агностицизма. Ф. свойствен также позитивизму и неопозитивизму. Диалектический материализм опровергает Ф.: между явлением и сущностью нет непереходимой грани; сущность как предмет познания постигается через явление. См. Сущность и явление. |
Феноменологическая школа права - направление буржуазной правовой мысли 20 в., опирающееся на феноменологию (См. Феноменология). Основные представители - А. Рейнах, Ф. Кауфман, Г. Кониг, К. Коссио и др. Ф. ш. п. претендовала на преодоление неокантианского идеализма, господствовавшего в буржуазной науке права в начале 20 в. С позиции этой школы право имеет свою онтологическую основу - независимое от законодателя бытие. Идеальная основа - «эйдос» права - не реальные общественные отношения, социально-экономический и политический строй общества, а особый мир «бытия правовых понятий и норм». Сложный процесс отражения социальных отношений, интересов, целей в правовых нормах в результате сознательной целенаправленной деятельности правотворческих органов изображается представителями Ф. ш. п. как «угадывание» законодателем или судьей уже готовых, сложившихся правовых моделей. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Фенотип в языкознании, конкретная единица языка в совокупности её содержания и формы (слово, предложение), употребляемая и выделяемая в речи в противоположность абстрактной идеальной единице (называется генотипом), которая лежит в основе разнообразия Ф. Различение Ф. и генотипов соответствует различению поверхностного и глубинного уровней в порождающей грамматике (см. Грамматика формальная, Уровни языка). Разные Ф. могут соотноситься с одним генотипом (синонимия Ф.) или наоборот (омонимия Ф.). Переход от генотипа к Ф. регулируется трансформационными правилами (см. Трансформационная грамматика). Понятие Ф. может быть применено и к уровню звукового строя языка, где Ф. √ конкретная речевая реализация генотипа √ фонемы. В соответствии с понятиями Ф. и генотипа различаются фенотипические и генотипические языки как два этапа в порождающей грамматике. Аналогом этого различия в сравнительно-историческом языкознании является праязык как генотип по отношению к реальным языкам √ Ф., развившимся из него. В другом значении термин «Ф.» был введён Б. Л. Уорфом для обозначения открытых грамматических категорий, т. е. категорий, имеющих формальное выражение в речи, в отличие от скрытых (криптотипов), например число в английском языке √ Ф., а род √ криптотип. В. А. Виноградов. |
Фенхель (Foeniculum) род травянистых дву- и многолетних растений семейства зонтичных. Стебель круглый, ветвистый; листья многократноперистые, разделённые на длинные нитевидные доли с многолучевыми (до 20) зонтиками жёлтых цветков и с плодами длиной 4-4,5 мм. 2 вида, обитающих в Средиземноморье, - Ф. обыкновенный и Ф. итальянский. Наиболее распространён Ф. обыкновенный (F. vulgare). Стебель прямостоячий, ветвистый, высотой до 2 м. Корень стержневой, толстый, веретенообразный. Листья очередные, многократно перисторассечённые, тёмно-зелёные. Соцветие - сложный плоский зонтик. Цветки мелкие, жёлтые, опыляются перекрёстно. Плод - продолговатая двусемянка, длиной до 14 мм, шириной 3-4 мм, 1000 семянок весит 5-6 г. Ф. требователен к теплу и влаге, лучшие почвы - чернозёмы. У Ф. итальянского, или нежного (F. italica), черешки листьев у основания образуют толстые вздутия. Распространён преимущественно в Италии. Ф. - эфирномасличная (в семянках до 6,5% эфирного масла, содержащего 40-60% анетола) и пряная культура. Эфирное масло Ф. применяют в парфюмерно-мыловаренной промышленности, медицине, ветеринарии; плоды используют для приготовления укропной воды, применяемой при Метеоризме. Жмых (содержит до 20% белка) скармливают скоту. В культуре - с древнейших времён. Возделывают на небольших площадях во многих европ. странах, в КНР, Японии, Индии, Сев.-Вост. Африке, США. В России Ф. стали выращивать с начала 20 в. как однолетнюю культуру. Площади посева Ф. в СССР (Черновицкая и Винницкая области, Краснодарский край) около 1100 га в 1975; средний урожай семянок 10-14 ц с 1 га. Сеют Ф. широкорядным способом (междурядья 60 см), норма высева семян 8-10 кг/га, глубина заделки 2,5-3 см. Уход за посевами: 3-4 культивации в течение вегетации, подкормки в фазе розетки и бутонизации (до 100 кг/га NPK), уничтожение сорняков, вредителей и возбудителей болезней. Убирают Ф. переоборудованными зерноуборочными комбайнами при побурении примерно половины зонтиков. После обмолота семена просушивают до влажности 13-14%. Вредители Ф. - жук кравчик, проволочники, майский жук, озимая совка, луговой мотылёк и др.; из болезней наиболее вредоносен церкоспороз. Лит.: Шульгин Г. Т., Залозный К. Д., Краткий справочник по эфиро-масличным культурам, М., 1959; Эфиромасличные культуры, М., 1963. К. Д. Залозный. Фенхель обыкновенный. |
Феогнид (Theognis) из Мегары (гг. рождения и смерти неизвестны), древнегреческий лирический поэт 2-й половины 6 в. до н. э. Аристократ, участник политической борьбы, долго жил в изгнании. Под его именем сохранилось 2 книги наставительных «Элегий». Мировоззрение Ф. отличают культ родовой доблести, ненависть к победоносной «черни», жажда богатства и власти. Однако традиционные советы чтить богов и предков создали Ф. популярность в античности. Соч. в рус. пер.: Элегии, пер. А. Пиотровского, П., 1922; в кн.: Эллинские поэты, в пер. В. Вересаева, М., 1963. |
Феод (позднелатинское feodum, feudum) фьеф (франц. fief), фи (англ. fee), лен (нем. Lehn), в странах Западной Европы в средние века земельное владение или фиксированный доход (в деньгах или в натуре), пожалованные сюзереном своему вассалу (см. Вассалитет) в наследственное владение под условием несения последним в пользу первого феодальных служб: прежде всего военной, а также придворной (участие в суде, в управлении сеньорией и др.) и уплаты предусмотренных обычаем денежных платежей. Поскольку вассалы, как правило, часть полученной земли или дохода передавали (субинфеодировали) во владение своим вассалам, в конечном итоге над одним и тем же земельным владением возникала т. н. иерархическая лестница - надстраивавшийся по вертикали ряд носителей владельческих прав в отношении одного и того же Ф. Феод (его предшественником был Бенефиций) - наиболее характерная форма собственности господствующего класса в Западной Европе в период развитого Феодализма (11-15 вв.). Дробление Ф. в процессе субинфеодации, всё более широкое распространение (по мере развития товарно-денежных отношений) т. н. фьефрентных договоров (при которых вассал в качестве Ф. получал не землю с крестьянами, а лишь право на какой-либо доход), переход к системе наёмного войска превратили к 15-16 вв. систему Ф. в юридическую фикцию. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Феодальная рента - см. Земельная рента. |
Феодальная собственность - см. в статьях Собственность, Феодализм. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Феодальный строй - см. Феодализм. |
Феодор (Theodores) из Самоса, древнегреческий архитектор, скульптор, резчик гемм и мастер торевтики (См. Торевтика) 6 в. до н. э. Работал в Самосс (ныне Тигани) на одноимённом острове. |
Ласкарис (Theodores Laskares) (около 1175 - начало 1222, Никея), основатель Никейской империи (См. Никейская империя). Из знатного визант. рода, зять визант. императора Алексея III. После захвата Константинополя крестоносцами в 1204 возглавил в Малой Азии борьбу за объединение сил греков, в районе Никеи образовал государство. Действовал сначала как наследник Алексея III (с титулом деспота), около 1206 провозгласил себя императором, в 1208 был официально коронован. В начале 1211 разбил сельджуков. В 1214 заключил с Латинской империей Нимфейский договор, определивший границы между обоими государствами. В 1214 занял западные владения Трапезундской империи. |
Ласкарис (1221, Никея, - август 1258, там же), император Никейской империи с 1254. Опирался на служилую знать, вступил в конфликт с землевладельческой аристократией. На В. стремился заручиться поддержкой монголов против сельджуков. На Балканах отстаивал завоевания своего отца Иоанна III. В 1256 заключил выгодный для Никеи договор с болг. царём Михаилом I Асенем. Попытка Ф. II установить свою власть над Драчем и рядом др. крепостей привела к обострению отношений с Эпиром. Отказался от согласованного при Иоанне III проекта унии с папством. Писатель и философ, Ф. II покровительствовал развитию наук и искусств в Никее. Лит.: История Византни, т. 3, М., 1967, гл. 3-4: Pappadopulos J. В., Theodore II Laskaris, P., 1908. |
Феодор Валсамон (Theodoros Balsamon) (умер после 1195, Константинополь?), византийский правовед, патриарх Антиохии (избран между 1185 и 1191). Автор толкований к Номоканону (См. Номоканоны) в 14 титулах, имевших целью примирить противоречия между церковным правом и Василиками (См. Василики), а также между отдельными церковными канонами (правилами). Толкования включают ряд важных не дошедших до нас документов. Ф. В. принадлежат и другие юридические сочинения, письма, эпиграммы. Ф. В. - идеолог сильной императорской власти, защитник особых привилегий константинопольского патриарха, сторонник подчинения монашества епископату. Лит.: Нарбеков В., Номоканон константинопольского патриарха Фотия с толкованием Вальсамона, т. 1-2, Казань, 1899; Stevens G. P., De Theodore Balsamone, Roma, 1969. |
Феодор Метохит (Theódöros Metochites) (1270-13.3.1332, Константинополь), византийский писатель и государственный деятель, ближайший советник императора Андроника II. С вступлением на престол Андроника III в 1328 подвергся опале. Автор многочисленных сочинений, в том числе «Заметок» (120 этюдов на темы морали, политики, эстетики, истории и древнегреческой литературы), описания посольства в Сербию, астрономического трактата. Сочинения (частично ещё не изданные) Ф. М. (знатока античных авторов, комментатора Аристотеля) способствовали более глубокому пониманию античности и подготовке Возрождения. Ф. М. покровительствовал монастырю Хора, в церкви которого (современный Кахрис-Джами в Стамбуле) в начале 14 в. по его заказу были созданы мозаики и фрески - знаменитый памятник т. н. палеологовского ренессанса. В этом монастыре Ф. М. провёл последние годы жизни. Лит.: Beck Н. G., Theodores Metochites, Münch., 1952; ševčenko I., Theodore Metochites, the Chora, and the intellectual trends of his time, в кн.: The Kariye Djami, v. 4, Princeton, 1975, p. 19-91. |
Феодор Продром (Theodores Prodromos) (oколо 1100 - около 1170; по др. данным, умер около 1158), византийский придворный поэт и прозаик. Автор любовного романа в стихах «Роданфа и Досикл», пародийной драмы «Война кошек и мышей», эпиграмм, писем, философских и богословских сочинений. Панегирист знати, Ф. П., однако, сочувственно изображал «маленьких людей», страдающих в неустроенном мире. Пытался ввести в византийскую литературу разговорный народный язык. Творчеству Ф. П. свойственны лиричность и юмор. Атрибуция ряда сочинений спорна. Лит.: Horandner W., Theodores Prodromes, Historische Gedichte, W., 1974; Каждан А. П., Два новых византийских памятника XII столетия, в сборнике: Византийский временник, т. 24, М., 1964. |
Феодор Студит (Theodores Studites) (759-11.11.826, Принцевы острова), византийский церковный деятель и писатель. С 798 настоятель Студийского монастыря в Константинополе. Отстаивал независимость монашества от императорской власти, выступал с 815 против иконоборчества (См. Иконоборчество). Был трижды сослан. В катехизисах, проповедях и стихотворениях пропагандировал общежительный монастырь (киновия), основанный на строгой дисциплине занятых производительным трудом монахов, подчинённых деспотической власти настоятеля. Сохранившиеся письма Ф. С. (свыше 500) - важный источник по истории политической и идейной борьбы в Византии начала 9 в. Соч.: Творения, т. 1-2, СПБ, 1907-08. Лит.: Доброклонский А., Преподобный Феодор..., т. 1-2, Од., 1913-14. |
Феодора (Theodora) (около 500-28.6. 548, Константинополь), византийская императрица с 527, жена Юстиниана I (См. Юстиниан I). Дочь служителя цирка, цирковая артистка, Ф. стала женой наследника престола. После воцарения Юстиниана I активно участвовала в управлении государством, поддерживая, в частности, монофиситов (См. Монофиситы). Ф. сыграла большую роль в подавлении восстания «Ника», воспрепятствовала бегству Юстиниана I из столицы. Лит.: Диль Ш., Византийские портреты, т. 1, М., 1914, гл. 3; В r owning R., Justinian and Theodora, L., 1971. |
Феодоро (Theodoro) Мангупское княжество, феодальное государство на Ю.-З. Крыма около 12-15 вв. Территория Ф. (на С. и С.-В. до р. Качи, на Ю. до побережья Чёрного моря, от современной Балаклавы до Алушты) совпадала в основном с Готской епархией в Крыму и охватывала известную в 6-8 вв. область Дори с центром Дорос (с 10 в. Мангуп). Население Ф. было пёстрым по этническому составу: аланы, греки, караимы и потомки крымских готов. В 14-15 вв. Ф. отстаивало свою независимость от посягательств монголо-татар и генуэзцев. В целях укрепления власти владетели Ф. стремились установить прочные связи с Русью и Молдавией. С начала 15 в. портом Ф. была крепость Каламита (Инкерман). В 1475 Ф. разгромлено турками и превращено в тур. кадылык (округ). Город перестал существовать в конце 18 в. Сохранились архитектурные памятники 6-15 вв.: искусственные пещеры, развалины цитадели, т. н. дворца, базилик, домов. Лит.: Тиханова М. А., Дорос-Феодоро в истории средневекового Крыма, в кн.: Материалы и исследования по археологии СССР, т. 34, М. - Л., 1953; Якобсон А. Л., Крым в средние века, М., 1973. |
Феодосий (около 1470 - начало 16 в.) русский живописец. Сын Дионисия (См. Дионисий), к творческой манере которого был близок в собственных работах. Совместно с отцом и братом Владимиром написал фрески и иконы соборной церкви Успения богоматери Иосифо-Волоколамского монастыря (после 1485, иконы работы Ф. и фрески не сохранились), собора Рождества богородицы Ферапонтова монастыря (См. Ферапонтов монастырь). Руководил росписью Благовещенского собора Московского Кремля (1508). |
Феодосий I - или Великий, Флавий (Flavius Theodosius) (около 346-395), римский император с 379. Родом из Испании, сын полководца. Был энергичным военачальником и ловким дипломатом. После гибели императора Валента был провозглашен августом (соправителем императора Грациана), получив в управление восточную часть империи. При Ф. I было приостановлено наступление готов (См. Готы) (в результате победы над ними в 382, а также благодаря соглашению с ними и расселению их в качестве федератов (См. Федераты) на территории империи). Ф. I окончательно утвердил господство ортодоксального христианства (эдикт de fide catholica, 380), преследовал сторонников арианства и запретил отправление языческих обрядов. При нём было разрушено много языческих храмов, сожжена Александрийская библиотека, в 394 отменены Олимпийские игры. Христианская церковь признала его Великим. Ф. I был последним императором, объединившим (394-395) власть над восточной и западной частями Римской империи. Лит.: Ensslin W., Die Religionspolitik des Kaisers Theodosius, Münch., 1953. |
Феодосий I, или Великий, Флавий (Flavius Theodosius) (около 346√395), римский император с 379. Родом из Испании, сын полководца. Был энергичным военачальником и ловким дипломатом. После гибели императора Валента был провозглашен августом (соправителем императора Грациана), получив в управление восточную часть империи. При Ф. I было приостановлено наступление готов (в результате победы над ними в 382, а также благодаря соглашению с ними и расселению их в качестве федератов на территории империи). Ф. I окончательно утвердил господство ортодоксального христианства (эдикт de fide catholica, 380), преследовал сторонников арианства и запретил отправление языческих обрядов. При нём было разрушено много языческих храмов, сожжена Александрийская библиотека, в 394 отменены Олимпийские игры. Христианская церковь признала его Великим. Ф. I был последним императором, объединившим (394√395) власть над восточной и западной частями Римской империи. Лит.: Ensslin W., Die Religionspolitik des Kaisers Theodosius, Münch., 1953. |
Феодосий II (Theodosius) (около 401 - 28.7.450), император Византии (Восточной Римской империи) с 408. При Ф. II в управлении государством значительную роль играли: его сестра Пульхерия (до 428), затем жена Евдоксия (до 441), позднее евнух Хрисафий. В правление Ф. II Константинополь был обнесён (413) мощными стенами («стены Феодосия»); был издан т. н. Кодекс Феодосия (438) - свод ранневизантийского права. В 431 и 449 Ф. II созывал Вселенские соборы в Эфесе. При Ф. II вандалы завоевали у Византии значительные территории в Сев. Африке. Феодосий. Миниатюра «Евангелия 1507 года». Публичная библиотека имени М. Е. Салтыкова-Щедрина. Ленинград. |
Феодосий Косой (гг. рождения и смерти неизвестны) глава еретического течения, идеолог крестьянства и городской бедноты 16 в. в борьбе против официальной церкви и феодального строя. По происхождению холоп. В конце 40-х гг. бежал из Москвы на Белоозеро и постригся в монахи, затем перешёл в монастырь на Новоозере, где с 1551 начал пропаганду т. н. «Нового учения». Ф. К. подверг критике основные догматы христианства: о божественной природе Христа, о воскресении мёртвых и др., отрицал святых и чудеса, призывал не поклоняться иконам, выступал за уничтожение института монашества. Отвергая официальную церковь, Ф. К. проповедовал идеи равенства всех людей, отвергал всю систему феодального господства и подчинения, считал «спасение» человека делом его собственных рук, призывал к ликвидации войн и эксплуатации. Подвергался критике со стороны Зиновия Отенского (См. Зиновий Отенский). В 1553 в связи с делом М. Башкина заключён в один из московских монастырей, но бежал в Польшу, где оказал серьёзное влияние на формирование радикального движения антитринитариев (См. Антитринитарии). (См. Ереси в России.) Лит.: Клибанов А. И., Реформационные движения в России в XIV - первой пол. XVI вв., М., 1960. |
Феодосий Печерский (около 1008, Василев, ныне г. Васильков Киевской области, - 3.5.1074, Киево-Печерский монастырь) древнерусский церковный писатель. С 1057 игумен Киево-Печерского монастыря. Впервые на Руси ввёл общежительный устав, заимствованный в Студийском монастыре (Константинополь), впоследствии принятый всеми древнерусскими монастырями. Авторство Ф. П. считается установленным для 11 сочинений: 2 послания к князю Изяславу Ярославичу («о неделе» и «о вере крестьянской и о латыньской»), 8 «слов» и «поучений» монахам («о терпении и о любви», «о терпении и о смирении», «о душевной пользе», «о хождении к церкви и о молитве» и др.) и молитва «за вся крестьяны». Стиль его сочинений ясен, лаконичен, лишён риторических украшений и вместе с тем эмоционален. Ф. П. проповедовал основы христианской морали, призывал монахов полностью, «без уныния» отречься от мира, обличал своекорыстие и жадность иноков. Выступал против княжеских междоусобиц. Сочинения Ф. П. известны в рус. и южнославянских списках, самые древние из них относятся к 13-15 вв. Сведения о нём - в «Житии... Феодосия» (80-е гг. 11 в.) Нестора и в «Повести временных лет». Тексты: Еремин И. П., Литературное наследие Феодосия Печерского, «Тр. ОДРЛ АН СССР», 1947, т. 5. Лит.: Еремин И. П., Лекции по древней русской литературе, [Л.], 1968, с. 24-31, 64-67. В. Г. Смолицкий. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Феокрит (Theokritos) (конец 4 в. - 1-я половина 3 в. до н. э.), древнегреческий поэт. Родом из Сиракуз (Сицилия) или с о. Кос. Основоположник жанра идиллии (См. Идиллия). Создал условный образ томящегося любовью пастуха; в изображении городских жителей продолжал традицию Мимов Софрона. Художественно и тематически важное у ф. - интерес к повседневной жизни простолюдина. Композиция устойчивая - диалогическая рамка или песня-рассказ; стиль иногда нарочито наивный или учёно-мифологический. Сохранилось до 30 идиллий Ф., из которых не все являются подлинными. Изд.: Theocritus. Works. Ed. with a translation and commentary by A. S. F. Gow, v. 1-2, Camb., 1950; в рус. пер. - Феокрит. Мосх. Бион. Идиллии и эпиграммы. Пер. и коммент. М. Е. Грабарь-Пассек, М., 1958. Лит.: Радциг С. И., История древнегреческой литературы, 3 изд., М., 1969. |
I Феокти́стов Евгений Михайлович [1828, Москва, - 16(28).6.1898, Петербург], русский государственный деятель, литератор, мемуарист. Родился в семье офицера. Окончил Московский университет (1851). Сотрудничал в «Современнике», «Московских ведомостях». В 1871-83 редактор «Журнала Министерства народного просвещения». От умеренного либерализма 50-60-х гг. эволюционировал в 70-80-х гг. к консерватизму. В 1883-96 начальник Главного управления по делам печати, сотрудник министра внутренних дел Д. А. Толстого (См. Толстой), гонитель демократической и умеренно либеральной печати (закрытие «Отечественных записок» (См. Отечественные записки) и «Голоса»). Ф. - автор мемуаров, богатых фактическими сведениями по истории русской литературы, общественной мысли и внутренней политике («За кулисами политики и литературы. 1848-1896», 1929). II Феокти́стов Константин Петрович (р. 7.2.1926, Воронеж), лётчик-космонавт СССР, Герой Сов. Союза (19.10. 1964), доктор технических наук (1967), профессор (1969). Участвовал в Великой Отечественной войне 1941-45. Окончил Московское высшее техническое училище им. Н. Э. Баумана (1949). Работал в различных научно-исследовательских организациях. С 1964 в отряде космонавтов. Совместно с В. М. Комаровым и Б. Б. Егоровым совершил 12-13 октября 1964 полёт в космос на многоместном космическом корабле «Восход» в качестве научного сотрудника. За сутки пребывания в космосе 16 раз облетел земной шар, покрыв расстояние около 700 тыс. км. Член-корреспондент Международной академии астронавтики. Герой Труда СРВ. Ленинская премия Награжден орденом Ленина, 3 другими орденами, а также медалями. Именем Ф. назван кратер на обратной стороне Луны. III Феокти́стов Лев Петрович (р. 14.2.1928, Москва), советский физик, член-корреспондент АН СССР (1966), Герой Социалистического Труда. Член КПСС с 1956. Окончил МГУ (1950). Основные труды по ядерной физике и технике. Ленинская премия. Награжден орденом Ленина, 2 другими орденами, а также медалями. |
Феоктистов Евгений Михайлович [1828, Москва, √ 16(28).6.1898, Петербург], русский государственный деятель, литератор, мемуарист. Родился в семье офицера. Окончил Московский университет (1851). Сотрудничал в «Современнике», «Московских ведомостях». В 1871√83 редактор «Журнала Министерства народного просвещения». От умеренного либерализма 50√60-х гг. эволюционировал в 70√80-х гг. к консерватизму. В 1883√96 начальник Главного управления по делам печати, сотрудник министра внутренних дел Д. А. Толстого, гонитель демократической и умеренно либеральной печати (закрытие «Отечественных записок» и «Голоса»). Ф. √ автор мемуаров, богатых фактическими сведениями по истории русской литературы, общественной мысли и внутренней политике («За кулисами политики и литературы. 1848√1896», 1929). |
Феоктистов Константин Петрович (р. 7.2.1926, Воронеж), лётчик-космонавт СССР, Герой Сов. Союза (19.10. 1964), доктор технических наук (1967), профессор (1969). Участвовал в Великой Отечественной войне 1941√45. Окончил Московское высшее техническое училище им. Н. Э. Баумана (1949). Работал в различных научно-исследовательских организациях. С 1964 в отряде космонавтов. Совместно с В. М. Комаровым и Б. Б. Егоровым совершил 12√13 октября 1964 полёт в космос на многоместном космическом корабле «Восход» в качестве научного сотрудника. За сутки пребывания в космосе 16 раз облетел земной шар, покрыв расстояние около 700 тыс. км. Член-корреспондент Международной академии астронавтики. Герой Труда СРВ. Ленинская премия Награжден орденом Ленина, 3 другими орденами, а также медалями. Именем Ф. назван кратер на обратной стороне Луны. |
Феоктистов Лев Петрович (р. 14.2.1928, Москва), советский физик, член-корреспондент АН СССР (1966), Герой Социалистического Труда. Член КПСС с 1956. Окончил МГУ (1950). Основные труды по ядерной физике и технике. Ленинская премия. Награжден орденом Ленина, 2 другими орденами, а также медалями. |
Фиолент, мыс на южном берегу Крымского полуострова, в 12 км к Ю. от Севастополя. Высота около 150 м. Сложен изверженными порфировыми и трахитовыми породами. |
Теопомп (Theopompos) (около 377-300 до н. э.), древнегреческий историк. Ученик Исократа. Противник демократии. Странствующий софист. Автор «Греческой истории» (в 12 кн.), охватывавшей период с 411 по 394 (по замыслу автора это сочинение должно было явиться продолжением труда Фукидида), и «Истории Филиппа Македонского» (в 58 кн.), в которой прославлялся Филипп II. От сочинений сохранились фрагменты. Публ.: Jacob у F., Die Fragmente der griechischen Historiker, Tl2, B. - Leiden, 1962. |
Феофан Грек (около 1340 - после 1405) живописец, работавший в Византии и Древней Руси. Писал фрески, иконы, миниатюры. Исполнил ряд росписей в церквах в Константинополе, Галате, Халкедоне, Кафе (Феодосия). На Руси расписал Спаса на Ильине церковь в Новгороде (1378), вместе с Симеоном Чёрным - церковь Рождества богоматери (1395), Архангельский собор (1399), вместе с Андреем Рублёвым и Прохором с Городца - Благовещенский собор (1405) - все в Московском Кремле. Работал также в Серпухове, Нижнем Новгороде и, возможно, в Коломне и Переславле-Залесском. Ф. Г. приписывают иконы деисусного чина Иконостаса Благовещенского собора в Московском Кремле - «Спас», «Богоматерь», «Иоанн Предтеча», а также «Архангел Гавриил», «Апостол Павел», «Иоанн Златоуст» (с помощниками). Следы его поправок сохранились на ликах архангела Михаила и Василия Великого на иконах того же чина. По прорисям Ф. Г., а некоторые и по его непосредственному рисунку, исполнены иконы праздничного чина того же собора. Мастерской Ф. Г. (по мнению ряда исследователей - самому Ф. Г.) приписываются иконы «Богоматери Донской» с «Успением» на обороте (1380 или 1392), «Четырёхчастная» и «Преображение» - из Переславля-Залесского (все в Третьяковской галереи) и инициалы рукописи «Евангелия Кошки» (около 1392, библиотека СССР им. В. И. Ленина, Москва). Для произведений Ф. Г. характерны одухотворённая патетика образов, драматическая динамика и оригинальность приёмов письма, смелая живописность, сочетающаяся с мастерством пластической лепки и чётким конструктивным рисунком. Творчество и личность Ф. Г. были высоко оценены в Древней Руси, где его называли «философом». Созданная им в Москве мастерская стимулировала деятельность местных живописцев, выработавших, однако, отличный от феофановского стиль. Лит.: Лазарев В. Н., Феофан Грек и его школа, М., 1961; Голеизовский Н. К., Заметки о творчестве Феофана Грека, в сборнике: Византийский временник, г. 24, М., 1964; его же, Епифаний Премудрый о фресках Феофана Грека в Москве, там же, т. 35, М., 1973. Л. В. Бетин. Феофан Грек. «Троица». Фреска церкви Спаса Преображения в Новгороде. 1378. |
Феофан Исповедник (Theophanes Homologetes) (около 752, Константинополь, - 818, о. Самофракия), византийский хронист. Его «Хронография», написанная в 810-814 в значительной мере на основе не дошедших до нас источников, представляет собой погодное описание событий за 284-813; для периода 769-813 является единственным последовательным изложением истории Византии и сопредельных стран. Ф. И., стоявший на позициях ортодоксального монашества, выражал резко враждебное отношение к иконоборчеству (См. Иконоборчество), его идеал - император Константин I. Соч. в рус. пер.: Летопись византийца Феофана, М., 1884. Лит.: Чичуров И. С., К проблеме авторского самосознания византийских историков IV-IX вв., в кн.: Античность и Византия, М., 1975. |
Феофан Прокопович (1681-1736) русский и украинский церковный и общественный деятель и писатель 1-й трети 18 в. См. Прокопович Феофан. |
Феофилакт Ифест, Феофилакт Охридский (1-я половина 11 в., о. Эвбея, - после 1126), византийский богослов, писатель. В 70-х гг. учитель риторики в Константинополе, затем дьякон храма св. Софии, воспитатель наследника престола Константина Дуки. С 1088-89 Ф. Б. - архиепископ болг. архиепископии с центром в Охриде (в 1110 был ещё на этом посту). Ф. Б. - автор писем (важный источник по социально-экономической и политической истории Византии и Болгарии на рубеже 11-12 вв.), речей (в которых выражены представления аристократии о царской власти), житий, толкований к Новому завету. Лит.: Маслев Ст., За ролята и значението на дейността на Теофилакт Охридски като архиепископ български, «Известия на Института за история», 1974, т. 23. |
Петр Петрович [р. 31.3(13.4).1915, г. Сольвычегодск, ныне Архангельской области ], советский физик, член-корреспондент АН СССР (1964). Окончил Ленинградский политехнический институт (1939). Работает в Государственном оптическом институте (с 1939). Основные труды по люминесценции, спектроскопии и квантовой оптике. Исследовал люминесценцию растворов сложных органических соединений и кристаллов. Создал осциллографический метод для изучения быстропротекающих физических процессов. Открыл скрытую анизотропию центров люминесценции в кубических кристаллах, выполнил работы по оптике синтетических кристаллов (флюорита и др.). совместно с В. В. Овсянкиным открыл явление кооперативной сенсибилизированной люминесценции. Разрабатывал кристаллы для оптических квантовых генераторов. Государственная премия СССР (1949, 1975). Награжден 2 орденами Ленина, орденом Трудового Красного Знамени и медалями. Соч.: Поляризованная люминесценция атомов, молекул и кристаллов, М,, 1959; Некоторые вопросы спектроскопии редкоземельных ионов в кристаллах, в сборнике: Спектроскопия кристаллов, М., 1966; Кооперативные процессы в люминесцирующих системах, «Изв. АН СССР. Сер. физическая», 1973, т. 37, № 2 (совместно с В. В. Овсянкиным). |
Феофилов Петр Петрович [р. 31.3(13.4).1915, г. Сольвычегодск, ныне Архангельской области ], советский физик, член-корреспондент АН СССР (1964). Окончил Ленинградский политехнический институт (1939). Работает в Государственном оптическом институте (с 1939). Основные труды по люминесценции, спектроскопии и квантовой оптике. Исследовал люминесценцию растворов сложных органических соединений и кристаллов. Создал осциллографический метод для изучения быстропротекающих физических процессов. Открыл скрытую анизотропию центров люминесценции в кубических кристаллах, выполнил работы по оптике синтетических кристаллов (флюорита и др.). совместно с В. В. Овсянкиным открыл явление кооперативной сенсибилизированной люминесценции. Разрабатывал кристаллы для оптических квантовых генераторов. Государственная премия СССР (1949, 1975). Награжден 2 орденами Ленина, орденом Трудового Красного Знамени и медалями. Соч.: Поляризованная люминесценция атомов, молекул и кристаллов, М,, 1959; Некоторые вопросы спектроскопии редкоземельных ионов в кристаллах, в сборнике: Спектроскопия кристаллов, М., 1966; Кооперативные процессы в люминесцирующих системах, «Изв. АН СССР. Сер. физическая», 1973, т. 37, № 2 (совместно с В. В. Овсянкиным). |
Феофраст (Theophrastos) (около 372 до н. э. - около 287, Афины), древнегреческий философ; см. Теофраст. |
Феохромоцитома (от греч. phaiós - серый, тёмный, chroma - цвет, kýtos - вместилище, здесь - клетка и -ота - окончание в названиях опухолей) хромаффинома, опухоль мозгового слоя надпочечников или узлов симпатической вегетативной нервной системы (См. Вегетативная нервная система), усиленно продуцирующая Катехоламины (адреналин, норадреналин). Наблюдается преимущественно у лиц молодого и среднего возраста. Основное проявление - симптоматическая гипертония (См. Симптоматические гипертонии), которая может быть постоянной (часто с гипертоническими кризами на фоне повышенного артериального давления) или пароксизмальной. Наиболее редки случаи Ф. без гипертонии (латентная форма). Криз при Ф. характеризуется внезапным резким повышением артериального давления, побледнением кожи и слизистых оболочек, похолоданием конечностей, ознобом, возбуждением, головной болью, головокружением, одышкой, тахикардией (реже брадикардией). В крови сбычно повышенное содержание сахара, лейкоцитоз. В моче появляются белок, цилиндры. Продолжительность криза - от нескольких минут до нескольких часов; его окончание нередко сопровождается обильным мочеиспусканием. Гипертония, кризы возникают при эмоциональных расстройствах, физической нагрузке, переохлаждении, перегревании, глубокой пальпации (См. Пальпация) живота, сдавленни опухоли при определённых движениях тела; с развитием болезни становятся более частыми и тяжёлыми. Смерть при Ф. может наступить от кровоизлияния в мозг, острой сердечной недостаточности (отёк лёгких) и др. причин. Развитие Ф. при беременности опасно для матери и плода, поэтому прибегают к раннему удалению опухоли или прерыванию беременности. Распознавание основывается на характерных признаках криза, результатах исследования мочи (резкое увеличение количества выделяемых катехоламинов) и рентгенологические исследования (рентгенография с введением кислорода в околонадпочечниковую клетчатку), а также на быстром лечебном эффекте внутривенного введения адренолитиков (тропарен, фентоламин). Лечение хирургическое. Лит.: Феохромоцитома, М., 1965. Н. Р. Палеев. |
Ферамен (Theramenes) (около 455-404 до н. э.), афинский политический деятель (Древняя Греция). Один из организаторов переворота 411, в результате которого был установлен олигархический режим «четырёхсот». Представляя группировку умеренных, Ф. добился ликвидации этого режима и передачи власти народному собранию граждан Афин, число которых на основе имущественного ценза было ограничено 5 тыс. чел. После восстановления демократии в 410 оставался влиятельным лицом в государстве. После поражения Афин в Пелопоннесской войне (См. Пелопоннесская война) (431-404) стал одним из руководителей олигархической коллегии «тридцати тиранов» (См. Тридцать тиранов), но после выступления против террористической политики Крития (См. Критий) был казнён. |
Ферапонтов монастырь - основан около 1398 в 20 км от Кирилло-Белозерского монастыря (См. Кирилло-Белозерский монастырь), между озёрами Бородавским и Пасским (в черте современного с. Ферапонтово, Вологодской области) монахом Московского Симонова монастыря Ферапонтом (умер 1426). К концу 15 в. Ф. м. владел многочисленными сёлами и землями. В 16 в. - крупный культурный центр. В Ф. м. жил опальный патриарх Никон. В 1798 был упразднён, в 1903 - восстановлен. В настоящее время - филиал Кирилло-Белозерского историко-архитектурного и художественного музея-заповедника. В составе живописного архитектурного ансамбля Ф. м. собор Рождества богородицы (1490; ростовские мастера) - четырёхстолпный, первоначально двуглавый, со ступенчатыми сводами (с повышенными подпружными арками) и позакомарным покрытием храм, окруженный крытой папертью. Над входом в собор и в интерьере фрески, выполненные Дионисием (См. Дионисий) с сыновьями (1500-02, по др. исследованиям - 1502-03), - одно из выдающихся произведений древнерусской монументальной живописи. В числе других памятников архитектуры - трапезная палата с церковью Благовещения (1530-34; тип церкви «иже под колоколы»), связанная с собором крытыми переходами со встроенной в центры их шатровой колокольней (17 в.), шатровая церковь Мартиниана (1640-41), пристроенная к собору с Ю., и др. Лит.: Бочаров Г., Выголов В., Вологда, Кириллов, Ферапонтове, Белозерск, 2 изд., [М., 1969]; Фрески Ферапонтова монастыря. [Автор текста И. Е. Данилова. Альбом, М., 1970]. Ферапонтов монастырь. Слева направо: собор Рождества богородицы (1490), колокольня (17 в.) и церковь Благовещения (1530-34). |
Фераун (Feraoun; настоящее имя - Лит Шаабан) Мулуд (8.3.1913, Тизи-Хибель, - 15.3.1962, Эль-Биар, район г. Алжир), алжирский писатель. Писал на франц. языке. Его отец - кабильский феллах, долгие годы работавший шахтёром во Франции, Ф., окончив лицей в Тизи-Узу, а затем педагогическое училище в Бу-Зареа, учительствовал в Кабилии (1935-57). Ф. - родоначальник реалистического направления в алжирской литературе на французском языке. В романс «Сын бедняка» (1950, рус. пер. 1963), сборник новелл «Дни Кабилии» (1954, рус. пер. 1970), эпические дилогии «Земля и кровь» (1953, рус. пер. 1965) и «Дорога, ведущая в гору» (1957, рус. пер. 1965) Ф. воссоздал типические характеры и обстоятельства народной жизни в период между двумя мировыми войнами, в канун Ноябрьского восстания 1954. В статье «Последнее послание» (1960) он отвергал ассимиляторский план решения алжирской проблемы, предложенный А. Камю. В вооружённой борьбе народа с колонизаторами Ф. видел единственный путь к свободе и независимости Алжира («Дневник. 1955-1962», 1962). Пал жертвой оасовского террора. В 1972 опубликовал очерки, критические статьи и фрагменты незавершённого романа «Годовщина». Соч.: Les poemes de Si Mohand, P., 1960; Lettre a ses amis, P.. 1969; в рус. пер. - Дневник. 1955-1962. [Фрагменты], в кн.: Писатель и современность, М., 1973. Лит.: Прожогина С. В., Франкоязычная литература стран Магриба, М., 1973 (см. указатель); Khatibi A., Le roman maghrebin, P., 1968; DejeuxJ., La litterature maghrebined'expressionfrancaise, t. I, Alger, 1970. В. П. Балашов. |