Большая советская энциклопедия (БСЭ)
Статьи на букву "Р" (часть 39, "РЕП"-"РЕС")

В начало энциклопедии

По первой букве
0-9 A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Р" (часть 39, "РЕП"-"РЕС")

Репортажная телевизионная установка

Репортажная телевизионная установка - разновидность передвижной телевизионной станции (См. Передвижная телевизионная станция), отличающаяся повышенной оперативностью, мобильностью и автономностью в работе. Р. т. у. используют для проведения репортажей с места событий (например, спортивных), телевизионных интервью и т.п. Часто Р. т. у, работает совместно с типовой передвижной телевизионной станцией, дополняя внестудийную передачу репортажными сюжетами. Некоторые Р. т. у. могут работать в движении, сопровождая, например, группу бегунов, велогонщиков и т.д. Обычно Р. т. у. бывает готова к ведению передачи уже через несколько минут после доставки на место события. Р. т. у. вошли в практику с начала 70-х гг., когда была создана облегчённая телевизионная аппаратура на полупроводниковых приборах. Различают автомобильные Р. т. у., аппаратура которых смонтирована в кузове микроавтобуса, и ранцевые Р. т. у., размещаемые в заплечном ранце оператора (см. рис.) или его ассистента.

В Р. т. у. обычно применяют 1-2 малогабаритные телевизионные камеры (передающие черно-белое изображение имеют массу 2-3 кг, цветное - 6-10 кг). Камера находится в руках оператора (так называемая пистолетная конструкция) либо на плечевом или лёгком малогабаритном передвижном штативе. Камеры связаны с телевизионной аппаратурой, находящейся в микроавтобусе, коаксиальным кабелем (См. Коаксиальный кабель) (длиной 100-200 м) или линией радиосвязи. Для передачи репортажных сюжетов с Р. т. у. на телецентр используют либо каналы радиосвязи типовой передвижной телевизионной станции (при совместной с ней работе Р. т. у.), либо ретранслятор (смонтированный в специальном автобусе), который принимает сигналы от маломощного радиопередатчика Р. т. у. и затем передаёт их на телецентр по радиорелейной линии, либо, наконец, видеозапись портативным Видеомагнитофоном, который размещается в микроавтобусе или в заплечном ранце.

В. Г. Маковеев.

Ранцевая репортажная телевизионная установка с видеомагнитофоном.

Ранцевая репортажная телевизионная установка с видеомагнитофоном.

Реппе реакции

Реппе реакции - синтезы на основе окиси углерода и ацетилена, разработанные немецким химиком В. Реппе (W. Reppe) в Германии в период 2-й мировой войны 1939-45; важнейшие из них приведены ниже.

Карбонилирование - совместное воздействие CO и H2O (или спиртов, аминов, меркаптанов, кислот) на ацетилены (1), олефины (2), спирты и простые эфиры (3) с образованием карбоновых кислот (См. Карбоновые кислоты) и их производных (катализаторы - соединения Ni или Со):

Винилирование - присоединение ацетиленов к спиртам (1), кислотам (2), аминам (3) или меркаптанам (4) с образованием простых и сложных виниловых эфиров, виниламинов, винилсульфидов (катализаторы - алкоголяты и соли щелочных металлов):

Винилирование - присоединение ацетиленов к спиртам (1), кислотам (2), аминам (3) или меркаптанам (4) с образованием простых и сложных виниловых эфиров, виниламинов, винилсульфидов (катализаторы - алкоголяты и соли щелочных металлов):

Этинилирование - конденсация ацетилена с альдегидами (катализаторы - соли тяжёлых металлов):

Этинилирование - конденсация ацетилена с альдегидами (катализаторы - соли тяжёлых металлов):

HC≡CH + CH2O → HC≡C-CH2OH → HOCH2-C≡C-CH2OH

Циклополимеризация ацетилена с образованием циклооктатетраена (катализатор - цианид или ацетилацетонат никеля):

Реппе реакции

Р. р. лежат в основе промышленных способов получения многих важнейших продуктов основного органического синтеза (См. Основной органический синтез), а также исходных продуктов для производства некоторых видов пластмасс и каучуков.

Б. Л. Дяткин.

Репрезентативность

Репрезентативность (от франц. représentatif - представляющий собой что-либо, показательный)

в статистике, главное свойство выборочной совокупности, состоящее в близости её характеристик (состава, средних величин и др.) к соответствующим характеристикам генеральной совокупности, из которой отобрана (с соблюдением определённых правил) выборочная (см. Выборочное наблюдение). Суждение о степени Р. выносится на основании рассмотрения выборочной совокупности в двух направлениях. Во-первых, она сравнивается с генеральной совокупностью в отношении всех признаков, зафиксированных как в той, так и в другой. Так, для суждения о Р. совокупности семей, отобранных для наблюдения семейных бюджетов, сравнивают их распределение по уровню заработной платы работников с аналогичным распределением по общим статистическим данным или (при отсутствии общих данных о распределении) сравнивают средние уровни заработной платы и т. д. Во-вторых, суждение о степени Р. может быть вынесено на основании колеблемости исследуемых характеристик в выборочной совокупности. Так, если по данным обследования семейных бюджетов, например, душевое потребление хлеба от семьи к семье колеблется гораздо меньше, чем потребление мяса, то это даёт основание считать Р. данной выборки в отношении потребления хлеба большей, чем в отношении мяса.

Р. измеряется «ошибкой репрезентативности», т. е. разностью между характеристиками выборочной и генеральной совокупностей. Однако фактическая (действительная) величина указанной разности остаётся неизвестной, вследствие чего мерой Р. служит определяемая по правилам математической статистики её вероятная величина или же средняя квадратическая её возможных значений (см. также Выборочный метод).

А. Я. Боярский.

Репрессалии

Репрессалии (позднелат. represaliae, от лат. reprehendo - удерживаю, останавливаю, порицаю)

в международном праве одно из средств правовой защиты в межгосударственных отношениях. Заключается в применении каким-либо государством индивидуальных санкций в ответ на незаконные действия другого государства с целью побудить последнее к возмещению ущерба или к воздержанию от правонарушений в будущем. Р. должно предшествовать требование о возмещении ущерба; они допустимы только в случае, если противная сторона отказывается от возмещения ущерба, и должны быть немедленно прекращены, если ущерб возмещен. Кроме того, Р. должны быть соразмерны тем незаконным действиям, против которых они направлены. Однако ни при каких условиях потерпевшее государство не может прибегать к Р. с применением вооружённой силы, оккупировать территорию государства-нарушителя, захватывать корабли в открытом море и т.п. Такие действия по современному международному праву квалифицируются как Агрессия. В Декларации о принципах международного права, принятой 25-й сессией Генеральной Ассамблеи ООН в 1970, закреплено положение о том, что государства должны воздерживаться от актов Р., связанных с применением силы.

Репрессия

Репрессия (позднелат. repressio - подавление, от лат. reprimo - подавляю)

Наказание, применяемое государством.

Репрессор

Репрессор - специальный регуляторный белок, образующийся в клетках бактерий и служащий для прекращения транскрипции (См. Транскрипция), т. е. синтеза матричной, или информационной, рибонуклеиновой кислоты (См. Рибонуклеиновые кислоты) (и-РНК) с определённого оперона (группы генов, ведающих синтезом функционально родственных ферментов). Число различных Р. соответствует числу оперонов. В отличие от др. белков, Р. присутствует в клетке в количестве всего 10-20 молекул. Когда Р. присоединён к оператору (регуляторный участок оперона), синтез и-РНК останавливается. Эффектор (например, лактоза, в случае лактозного оперона), взаимодействуя с Р., образует с ним комплекс, в результате чего происходит обратимое пространственное изменение в молекуле Р. и его инактивация. Такой Р. уже не может соединяться с оператором, поэтому синтез и-РНК восстанавливается. Подробнее см. в статьях Ген, Молекулярная генетика, Оперон.

Реприза

I Репри́за (франц. reprisc, от reprendre - брать обратно, возобновлять)

в музыке, повторение какого-либо раздела произведения. Большое значение имеют различные трёхчастные репризные структуры, в которых повторение раздела отделено от его первого проведения иным по характеру средним разделом. Наряду с точной Р. часто используется и видоизменённая. См. Музыкальная форма.

II Репри́за

в цирке и на эстраде, 1) словесная, словесно-действенная или пантомимическая шутка, острота, исполняемая клоунами или артистами разговорного жанра. 2) Комбинация связанных между собою трюков, после которых следует пауза. 3) В конном цирке - движение лошади одним и тем же аллюром (См. Аллюры).

Реприза (в музыке)

Реприза (франц. reprisc, от reprendre ≈ брать обратно, возобновлять) в музыке, повторение какого-либо раздела произведения. Большое значение имеют различные трёхчастные репризные структуры, в которых повторение раздела отделено от его первого проведения иным по характеру средним разделом. Наряду с точной Р. часто используется и видоизменённая. См. Музыкальная форма.

Реприза (в цирке)

Реприза в цирке и на эстраде, 1) словесная, словесно-действенная или пантомимическая шутка, острота, исполняемая клоунами или артистами разговорного жанра. 2) Комбинация связанных между собою трюков, после которых следует пауза. 3) В конном цирке ‒ движение лошади одним и тем же аллюром.

Репрография

Репрография (от Репродукция и... графия (См. ...графия)

факсимильное копирование документальной информации прямой или косвенной репродукцией (см. Репродукционные процессы) на светочувствительном или другом воспринимающем материале. Методы и средства Р. обеспечивают получение копии практически любого изображения, соответствующей оригиналу по виду, форме и содержанию (см. Копирование документов).

Репродуктивные органы

Репродуктивные органы - органы воспроизведения, органы растений и животных, выполняющие функции размножения. У многих низших и всех высших растений в циклах развития осуществляется смена ядерных фаз, приводящая к чередованию бесполого (Спорофит) и полового (Гаметофит) поколений. У таких растений Р. о. представлены как органами бесполого (спорового) размножения - спорангиями (См. Спорангий) (изо-, или микро-, имегаспорангиями), так и органами полового воспроизведения - гаметангиями (См. Гаметангий) - половыми, или генеративными органами (См. Генеративные органы). У растений к Р. о. относят и органы вегетативного размножения. О Р. о. животных см. в ст. Половые органы, Размножение. Ср. Вегетативные органы.

Репродуктор

1) устройство для громкого воспроизведения звука. Термин «Р.» применялся в разговорной речи в 20-40-е гг. 20 в. как синоним громкоговорителя (См. Громкоговоритель) (чаще всего - сетей проводного вещания). 2) Перфоратор, предназначенный для перезаписи информации с одного носителя (перфокарты, перфоленты) на другой такой же или для перегруппировки массивов перфокарт.

Репродукционная техника

Статья большая, находится на отдельной странице.

Репродукционные процессы

Репродукционные процессы - совокупность технологических операций по изготовлению печатных форм (См. Печатная форма) с иллюстрационных оригиналов. Наиболее распространены фотомеханические Р. п., в ходе которых последовательно получают фотоформы (негативы и диапозитивы), изготовляют с них копии на формном материале, обрабатывают эти копии и затем печатают контрольные (корректурные, пробные) оттиски с форм (см. Репродукционная техника). Различают прямой и косвенный способы репродуцирования многоцветных изображений. При прямом способе фотографирование оригинала ведётся в типографии, одновременно через растр и светофильтр, осуществляющий цветоделение. Недостатки цветоделения в этом случае исправляют вручную, что вносит субъективизм в передачу цвета. Более сложный косвенный способ позволяет фотографировать оригинал на месте. Превращение первоначального цветоделённого полутонового изображения в растровое, пригодное для копирования, производят в этом случае на более поздней стадии работы, что даёт возможность применить для устранения искажений фотомеханический способ цветокорректуры - так называемое маскирование. Из-за длительности выполнения и высокой стоимости косвенный способ рентабелен только при воспроизведении оригиналов наивысшей сложности, например произведениях живописи.

Существуют Р. п. с использованием электронных устройств (например, электронных гравировальных автоматов), позволяющие получать изображение на формном материале или цветоделённые фотоформы, минуя стадии фотографирования и копирования. Большинство подобных устройств является одновременно и цветоделителем, и цветокорректором, что обеспечивает высокое качество репродукций.

Лит.: Зернов В. А., Фотографические процессы в репродукционной технике, М., 1969; Синяков Н. И., Технология изготовления фотомеханических печатных форм, 2 изд., М., 1974.

И. А. Жуков.

Репродукция

I Репроду́кция (от Ре... и лат. produco - произвожу)

1) воспроизведение и размножение изображений (рисунков, чертежей, картин, фотоснимков, документов и т.п.). Выполняется фотографическим или полиграфическим способами (см. Репродукционная техника, Репродукционные процессы). 2) Воспроизведённый посредством печати рисунок, картина или фотографический снимок. При точной передаче не только содержания, но и всех особенностей воспроизводимого объекта Р. называется факсимильной. Обычно Р. характеризуется числом красок на оттиске (одно-, двух- и многокрасочные) и примененным способом печати (офсетная, глубокая, фототипная и др.), иногда дополнительно - материалом, на котором получен отпечаток (на мелованной бумаге, жести, коленкоре, целлофане и т.п.).

II Репроду́кция (биологическая)

воспроизведение организмами себе подобных; то же, что Размножение.

Репродукция (биол.)

Репродукция (биологическая), воспроизведение организмами себе подобных; то же, что размножение.

Репродукция (воспроизведение)

Репродукция (от ре... и лат. produco ≈ произвожу), 1) воспроизведение и размножение изображений (рисунков, чертежей, картин, фотоснимков, документов и т.п.). Выполняется фотографическим или полиграфическим способами (см. Репродукционная техника, Репродукционные процессы). 2) Воспроизведённый посредством печати рисунок, картина или фотографический снимок. При точной передаче не только содержания, но и всех особенностей воспроизводимого объекта Р. называется факсимильной. Обычно Р. характеризуется числом красок на оттиске (одно-, двух- и многокрасочные) и примененным способом печати (офсетная, глубокая, фототипная и др.), иногда дополнительно ≈ материалом, на котором получен отпечаток (на мелованной бумаге, жести, коленкоре, целлофане и т.п.).

Рептилии

Рептилии - класс позвоночных животных; то же, что Пресмыкающиеся.

Репульсионный электродвигатель

Репульсионный электродвигатель (от позднелат. repulsio - отталкивание)

однофазный двигатель переменного тока с трансформаторной связью между обмотками статора и ротора. На статоре неявнополюсной конструкции имеются две последовательно соединённые обмотки, оси которых образуют угол 90°. Ротор выполнен подобно якорю машины постоянного тока. Щётки коллектора замкнуты накоротко, а щёточную траверзу можно поворачивать относительно оси двигателя. Когда линия щёток направлена вдоль оси одной из обмоток статора, в обмотке ротора, как во вторичной обмотке трансформатора, наводится ток. Этот ток, взаимодействуя с магнитным потоком второй обмотки статора, создаёт момент, приводящий ротор во вращение. Перемещением щёток по коллектору можно изменять вращающий момент от нуля до максимального значения, используя это для пуска в ход, регулирования частоты вращения и реверсирования двигателя. Существуют также Р. э. с одной обмоткой статора. Принцип действия такого Р. э. аналогичен рассмотренному выше, так как магнитный поток обмотки статора можно рассматривать как сумму двух взаимно перпендикулярных потоков. Достоинством Р. э. является возможность регулирования частоты вращения в широких пределах без использования вспомогательной аппаратуры, его недостаток - усложнённая конструкция. Р. э. применяются в регулируемых приводах однофазного переменного тока небольшой мощности.

Лит.: Костенко М. П., Пиотровский Л. М., Электрические машины, 3 изд., ч. 1-2, Л., 1972-73.

М. Д. Находкин.

Рерберг

Иван Иванович [22.9(4.10).1869, Москва, - 1932, там же], советский инженер и архитектор, заслуженный деятель науки и техники РСФСР (1932). Окончил петербургскую Военно-инженерную академию (1896). Преподавал в Московском училище живописи, ваяния и зодчества - Государственных свободных художественных мастерских (1906-19). В постройках Р. передовые для своего времени металлические и железобетонные конструкции, рациональная, функционально обусловленная планировка часто эклектически сочетаются с декорацией фасадов в духе архитектуры русского классицизма [здание Северного страхового общества (ныне административное здание; 1910-11); Киевский вокзал (1914-17) - оба с соавторами; здание Школы красных командиров им. ВЦИК (ныне здание Президиума Верховного Совета СССР; 1932-34) - все в Москве].

Лит.: А. П., Памяти большого строителя, «Строительство Москвы», 1932, № 10.

И. И. Рерберг. Центральный телеграф в Москве, 1925-27.

И. И. Рерберг. Центральный телеграф в Москве, 1925-27.

И. И. Рерберг. Центральный телеграф в Москве, 1925-27.

Рерберг Иван Иванович

Рерберг Иван Иванович [22.9(4.10).1869, Москва, ‒ 1932, там же], советский инженер и архитектор, заслуженный деятель науки и техники РСФСР (1932). Окончил петербургскую Военно-инженерную академию (1896). Преподавал в Московском училище живописи, ваяния и зодчества ‒ Государственных свободных художественных мастерских (1906‒19). В постройках Р. передовые для своего времени металлические и железобетонные конструкции, рациональная, функционально обусловленная планировка часто эклектически сочетаются с декорацией фасадов в духе архитектуры русского классицизма [здание Северного страхового общества (ныне административное здание; 1910‒11); Киевский вокзал (1914‒17) ‒ оба с соавторами; здание Школы красных командиров им. ВЦИК (ныне здание Президиума Верховного Совета СССР; 1932‒34) ‒ все в Москве].

Лит.: А. П., Памяти большого строителя, «Строительство Москвы», 1932, № 10.

И. И. Рерберг. Центральный телеграф в Москве, 1925‒27.

Рёрих

Статья большая, находится на отдельной странице.

Рёрих Николай Константинович

Статья большая, находится на отдельной странице.

Рёрих Святослав Николаевич

Рёрих, Рерих Святослав Николаевич [р. 23.10(5.11.)1904, Петербург], живописец, русский по национальности. Работает в Индии. Сын Н. К. Рёриха. Учился архитектуре: с 1919 в Королевской академии искусств в Лондоне, затем в Колумбийском и Гарвардском университетах в США. В 1923 впервые посетил Индию, с 1936 живёт там постоянно (Бенгалуру, штат Майсур). Продолжая традиции позднего творчества отца, пишет портреты, символические и жанровые композиции и особенно много ‒ пейзажи («Гималаи. Закат солнца», портрет отца, оба произведения ‒ 1937, Третьяковская галерея; «Вечная жизнь», 1954; «Утёсы», 1969; «Мой дом», 1971; «Моя страна прекрасна», 1974, все произведения ‒ собственность автора). Посетил СССР в 1960 и в 1974‒75 (в связи с юбилейной выставкой отца).

Лит.: Святослав Рерих. [Каталог выставки], М., 1974.

Рёрих Юрий Николаевич

Рёрих, Рерих Юрий Николаевич [3(16).8.1902, Окуловка, ныне Новгородской области, ‒ 21.5.1960, Москва], советский учёный-востоковед, доктор филологических наук (1957), профессор. Сын Н. К. Рёриха. Получил разностороннюю филологическую подготовку в крупнейших востоковедческих центрах мира. В 1923‒ 1957 жил и работал в Индии. В 1930‒42 директор института гималайских исследований в Нагаре. Вместе с отцом участвовал в научных экспедициях в Китае (Тибет, Синьцзян), МНР и др. После приезда в 1957 в СССР заведовал сектором истории религии и философии института народов Азии АН СССР. Основные труды по истории Тибета и тибето-монгольских отношений, этнографии, материальной культуре народов Центральной Азии, тибетской историографии и языкознанию, иконографии, эпосу о Гэсэр-хане «Гэсэриаде», буддийской философии и религии. Перевёл крупнейшее тибетское историческое сочинение 15 в. «Синий тэптхэр» (ч. 1‒2, 1949‒53). Член Королевского азиатского общества в Лондоне, Азиатского общества в Бенгалии, американского археологического и этнографического обществ и др.

Лит.: Ю. Н. Рерих, «Народы Азии и Африки», 1962, № 4 (лит.).

В. А. Богословский.

Рерум новарум

Рерум новарум («Ре́рум нова́рум»)

[от первых слов лат. текста послания: «Rerum novarum...» - «Новых вещей (касаюсь я)...»], энциклика папы Льва (См. Лев) XIII от 15 мая 1891. Отразила процесс приспособления католической церкви и папства (защищавших и поддерживавших на протяжении веков феодально-абсолютистские режимы) к капитализму и перехода к защите основ буржуазного общества. Направлена против социализма и рабочего движения. «Р. н.» отмечала новые явления в мире в экономической области и в отношениях между людьми: развитие индустриализма, концентрацию капитала в руках немногих и рост нищеты в широких массах народа, углубление социальных конфликтов. Выражая сочувствие трудящимся, энциклика в то же время проповедовала извечность существования частной собственности и классового деления общества, решительно выступала против социализма, призывала к отказу от классовой борьбы и к классовому сотрудничеству. Все бедствия в мире «Р. н.» приписывала последствиям так называемого «первородного греха», страдания объявляла уделом человечества. В противовес классовым рабочим организациям «Р. н.» призывала создавать под руководством церкви клерикальные рабочие организации, основанные на принципах сотрудничества труда и капитала. Основные положения «Р. н.» с учётом новых явлений в мире легли в основу последующих социальных энциклик папства («Квадрагезимо анно», 1931 - к 40-летию «Р. н.»; «Матер эт магистра», 1961 - к 70-летию «Р. н.») и апостолического послания «Октогезимо адвениенс», 1971 - к 80-летию «Р. н.».

Ресеквентные

Ресеквентные долины (от ре... и лат. sequens, родительный падеж sequentis ≈ следующий), долины рек, текущих в сторону, согласную с падением слоев горных пород. См. также Консеквентные долины.

Ресеквентные долины

Ресеквентные долины (от Ре... и лат. sequens, родительный падеж sequentis - следующий)

долины рек, текущих в сторону, согласную с падением слоев горных пород. См. также Консеквентные долины.

Ресивер

Ресивер (англ. receiver, от receive - получать, принимать, вмещать)

сосуд для скапливания газа или пара, поступающего в него и расходуемого через трубы меньшего сечения, а также для сглаживания колебаний давления, вызываемых пульсирующей подачей и прерывистым расходом. В компрессионной установке Р. предназначается также для охлаждения газа и отделения капель масла и влаги. В паровых машинах Р. - теплоизолированная труба, соединяющая цилиндры высокого и низкого давлений.

Ресистенсия

Ресистенсия (Resistencia)

город на С.-В. Аргентины, административный центр провинции Чако. 142,7 тыс. жителей (1970). Ж.-д. узел. Торговый центр главного в стране района хлопководства и разработок дерева кебрачо. Хлопкоочистительный, маслобойный, лесопильный заводы. Производство кебрачевого экстракта.

Ресифи

Ресифи (Recife)

Пернамбуку (Penambuco), город на С.-В. Бразилии, административный центр штата Пернамбуку. Расположен в устьях р. Капибериби и Бебериби, частично на материке, частично на полуострове и на острове (в лагуне), соединённых между собой мостами. Важнейший морской порт на Атлантическом океане и экономический центр С.-В. страны. Узел железных и шоссейных дорог, аэропорт. 1046,4 тыс. жителей (1970, с пригородами). Предприятия пищевой (производство сахара, спирто-водочных изделий), текстильной, машиностроительной (в том числе судоверфь), цементной, химической, кожевенно-обувной, табачной промышленности. Вывоз сахара, хлопка, кож, леса, фруктов. Университет. Основан в 1-й половине 16 в. Город разделён на несколько частей: на острове расположены деловые и коммерческие здания; квартал Санту-Антонну (основан около 1640) с дворцом губернатора, классицистическим театром Санта-Изабел (около 1845, архитектор Л. Вотье); на материке - Боа Виста (основан в конце 17в.) - квартал богатых вилл, окруженных садами и парками; на полуострове Сан-Жозе - квартал бедноты. Сооружения 17 в. (монастыри и прочие) сильно перестроены.

Ресифи, Церковь Сан-Педру дус Клеригус. 1729. Архитекторы М. Ферейра-и-Жакоме и Н. Надзони.

Ресифи, Церковь Сан-Педру дус Клеригус. 1729. Архитекторы М. Ферейра-и-Жакоме и Н. Надзони.

Рескин

Раскин (Ruskin) Джон (8.2.1819, Лондон, - 20.1.1900, Брентвуд, Ланкашир), английский теоретик искусства, художественный критик, историк, публицист. Окончил Оксфордский университет (1839). Будучи последователем Т. Карлейля (См. Карлейль), в своих трудах («Современные живописцы», 5 тт., 1843-60; «Семь светочей архитектуры», 1849; «Камни Венеции», 3 тт., 1851-53; «Политическая экономия искусства», 1857) Р., развивая концепцию единства красоты и добра А. Шефтсбери, выступал с романтической критикой капиталистической цивилизации, враждебной искусству как синтезу природы, красоты и высокой нравственности, призывал к возрождению средневекового ручного труда, коллективных форм художественного творчества. Взгляды Р. во многом обусловили антибуржуазные элементы в эстетике прерафаэлитов (См. Прерафаэлиты), которых он поддерживал (книга «Прерафаэлитизм», 1851). Обращаясь к английскому пролетариату («Письма к рабочим и труженикам Великобритании», 1871-86), Р. приобрёл большую популярность в его среде; преподавал в первом Рабочем колледже. Ранние сочинения Р. отличаются патетикой и изысканностью литературного стиля; позднее он заботился о ясности слога, его доступности простому народу (незаконченные мемуары «Прошлое», 1886-1900). Близкий к У. Моррису, Р. участвовал в организации его художественно-промышленных мастерских. Известен также как рисовальщик и акварелист.

Несмотря на противоречия в воззрениях Р., их утопизм, в целом они оказали значительное влияние на развитие европейской культуры 2-й половины 19 в. В России труды Р. высоко ценились Л. Н. Толстым.

Соч.: The works, v. 1-39, L., 1903-12; в рус. пер. - Соч., сер. 1, т. 1-10, сер. 2 т. 1, М., 1900-05.

Лит.: История эстетики, т. 3, М., 1967, с. 817-19, 853-68; Clark К., Ruskin today, [L., 1964]; Landow G. P., The aesthetic and critical theories of John Ruskin, Princeton, 1971.

Рескин Джон

Рескин, Раскин (Ruskin) Джон (8.2.1819, Лондон, ‒ 20.1.1900, Брентвуд, Ланкашир), английский теоретик искусства, художественный критик, историк, публицист. Окончил Оксфордский университет (1839). Будучи последователем Т. Карлейля, в своих трудах («Современные живописцы», 5 тт., 1843‒60; «Семь светочей архитектуры», 1849; «Камни Венеции», 3 тт., 1851‒53; «Политическая экономия искусства», 1857) Р., развивая концепцию единства красоты и добра А. Шефтсбери, выступал с романтической критикой капиталистической цивилизации, враждебной искусству как синтезу природы, красоты и высокой нравственности, призывал к возрождению средневекового ручного труда, коллективных форм художественного творчества. Взгляды Р. во многом обусловили антибуржуазные элементы в эстетике прерафаэлитов, которых он поддерживал (книга «Прерафаэлитизм», 1851). Обращаясь к английскому пролетариату («Письма к рабочим и труженикам Великобритании», 1871‒86), Р. приобрёл большую популярность в его среде; преподавал в первом Рабочем колледже. Ранние сочинения Р. отличаются патетикой и изысканностью литературного стиля; позднее он заботился о ясности слога, его доступности простому народу (незаконченные мемуары «Прошлое», 1886‒1900). Близкий к У. Моррису, Р. участвовал в организации его художественно-промышленных мастерских. Известен также как рисовальщик и акварелист.

Несмотря на противоречия в воззрениях Р., их утопизм, в целом они оказали значительное влияние на развитие европейской культуры 2-й половины 19 в. В России труды Р. высоко ценились Л. Н. Толстым.

Соч.: The works, v. 1‒39, L., 1903‒12; в рус. пер. ‒ Соч., сер. 1, т. 1‒10, сер. 2 т. 1, М., 1900-05.

Лит.: История эстетики, т. 3, М., 1967, с. 817‒19, 853‒68; Clark К., Ruskin today, [L., 1964]; Landow G. P., The aesthetic and critical theories of John Ruskin, Princeton, 1971.

Рескрипт

Рескрипт (лат. rescriptum, от rescribo - письменно отвечаю)

1) в Древнем Риме имевший силу закона письменный ответ императора на представленный ему для разрешения вопрос. 2) В монархических государствах акт монарха, адресованный определённому должностному лицу (например, министру). Через Р. на должностных лиц возлагалось какое-либо поручение, объявлялась благодарность за службу и т.д.

Ресницы

Ресницы - короткие жёсткие волосы, расположенные в 2-3 ряда по переднему ребру свободного края век (См. Веки) у человека и млекопитающих. У человека 100-150 волос на верхнем веке и 50-70 на нижнем. У корня каждого ресничного волоса находятся 3-4 сальные железы. Р. защищают роговицу от инородных тел (например, частиц пыли). Заболевания Р.: неправильное их положение, которое может быть врождённым (дистихиаз) или следствием развития рубцовой ткани в веках (Трихиаз). Такие Р. могут вызывать постоянное раздражение роговицы, Конъюнктивит, Блефарит. Лечение неправильного положения Р. - частичная их эпиляция (удаление).

Реснички

Реснички - тонкие ните- или щетинковидные выросты поверхности клеток, способные совершать ритмические движения. Среди простейших характерны для инфузорий (См. Инфузории). У некоторых низших многоклеточных животных (Ресничные черви) Р. свойственны всем наружным покровным элементам (покровному эпителию). Ресничным покровом обладают личинки (планулы) большинства кишечнополостных и губок. У позвоночных и человека Р. имеют лишь некоторые специализированные клетки, например у человека эпителий дыхательных путей, евстахиевых труб, семявыносящих канальцев, яйцеводов, матки. Локомоторная деятельность Р. обеспечивает перемещение клетки в жидкой среде, а в тех случаях, когда клетки фиксированы на субстрате, вызывает токи жидкости в окружающей среде. Длина Р. в среднем 5-15 мкм, диаметр - 0,1-0,6 мкм. Количество Р. на 1 клетке колеблется от 10-22 у человека до 2500-15 000 у инфузорий. Ультраструктура Р. и жгутиков (См. Жгутики) идентична. Снаружи они покрыты трёхслойной мембраной, переходящей в поверхностную мембрану клетки. В центре помещаются тянущиеся вдоль всей Р. 2 центральные трубчатые фибриллы и 9 периферических, каждая из которых двойная. В поверхностных слоях цитоплазмы клетки каждая Р. берёт начало от кинетосомы (базального тельца (См. Базальное тельце)), имеющей сходную с Р. структуру, но лишённую центральных фибрилл. Периферические фибриллы обусловливают движение Р., тогда как центральные играют, по-видимому, опорную, а возможно, и проводящую возбуждение роль.

Ю. И. Полянский.

Реснично

Реснично - фагоцита́рные о́рганы, цилио-фагоцитарные органы, органы выделения многощетинковых червей и пиявок, служащие наряду с фагоцитами (См. Фагоциты) для удаления из полости тела твёрдых частиц. Р.-ф. о. - обособленные участки стенок полости тела, выстланные ресничным эпителием, или мешковидные образования, соединённые с полостью тела мерцательной воронкой. К Р.-ф. о. частицы привлекаются током жидкости, вызываемым движением ресничек (См. Реснички). Обычно Р.-ф. о. тесно связаны с метанефридиями (См. Метанефридии), через которые удаляются продукты распада, накапливающиеся в этих органах. См. также Выделительная система.

Лит.: Руководство по зоологии, т. 2, М. - Л., 1940; Ковалевский А. О., Избранные работы, [М.], 1951.

Ресничные черви

Статья большая, находится на отдельной странице.

Респиги

Респиги (Respighi)

Отторино (9.7.1879, Болонья, - 18.4.1936, Рим), итальянский композитор. Сын музыканта. Окончил Болонский музыкальный лицей (1899). Композицией занимался у Л. Торчи и Дж. Мартуччи. В 1900-03 был альтистом театрального оркестра Итальянской оперы в Петербурге и Москве. Брал уроки у Н. А. Римского-Корсакова, живописный оркестровый стиль которого оказал на Р. большое влияние. Выступал как скрипач, альтист, пианист и дирижёр. С 1913 профессор (класс композиции) академии «Санта-Чечилия» в Риме (в 1924-25 также директор). Наибольшей популярностью пользовались оркестровые произведения Р., в том числе симфонические поэмы «Фонтаны Рима» (1916), «Пинии Рима» (1924), «Римские празднества» (1928). Ему принадлежат также оперы «Бельфагор» (1923), «Потонувший колокол» (1927), «Пламя» (1934), балеты, симфонии, камерно-инструментальные, вокальные сочинения, многочисленные обработки. Для творчества Р. характерны импрессионистские и неоклассические тенденции.

Лит.: Крейн Ю., Отторино Респиги, «Советская музыка», 1960. № 8: Respighi E., Ottorino Respighi, [Mil., 1954].

М. Л. Слободенюк.

Респиги Отторино

Респиги (Respighi) Отторино (9.7.1879, Болонья, ‒ 18.4.1936, Рим), итальянский композитор. Сын музыканта. Окончил Болонский музыкальный лицей (1899). Композицией занимался у Л. Торчи и Дж. Мартуччи. В 1900‒03 был альтистом театрального оркестра Итальянской оперы в Петербурге и Москве. Брал уроки у Н. А. Римского-Корсакова, живописный оркестровый стиль которого оказал на Р. большое влияние. Выступал как скрипач, альтист, пианист и дирижёр. С 1913 профессор (класс композиции) академии «Санта-Чечилия» в Риме (в 1924‒25 также директор). Наибольшей популярностью пользовались оркестровые произведения Р., в том числе симфонические поэмы «Фонтаны Рима» (1916), «Пинии Рима» (1924), «Римские празднества» (1928). Ему принадлежат также оперы «Бельфагор» (1923), «Потонувший колокол» (1927), «Пламя» (1934), балеты, симфонии, камерно-инструментальные, вокальные сочинения, многочисленные обработки. Для творчества Р. характерны импрессионистские и неоклассические тенденции.

Лит.: Крейн Ю., Отторино Респиги, «Советская музыка», 1960. № 8: Respighi E., Ottorino Respighi, [Mil., 1954].

М. Л. Слободенюк.

Респираторные острые заболевания

Респираторные острые заболевания (ОРЗ)

катары верхних дыхательных путей, группа инфекционных заболеваний (в основном вирусного происхождения), характеризующихся главным образом поражением верхних дыхательных путей. Источник инфекции - больной человек или вирусоноситель. Возбудитель распространяется воздушно-капельным путём (с капельками слизи и слюны при кашле, чихании, разговоре); заражение может произойти и через предметы (бельё, полотенце, посуду). В возникновении некоторых Р. о. з. важную роль играют охлаждение, пылевые, химические и другие факторы окружающей среды. К группе Р. о. з. относят Грипп, парагрипп, аденовирусные, реовирусные, риновирусные и энтеровирусные заболевания, а также некоторые инфекции, вызванные микоплазмами, стрепто- и стафилококками. Иммунитет после заболевания, вызванного одним возбудителем, не предохраняет от другого, поэтому один человек может перенести Р. о. з. несколько раз в году. Р. о. з. (кроме гриппа) протекают с невысокой температурой, выраженными проявлениями Ринита, Фарингита, Ларингита, Трахеита, Бронхита, иногда сочетаются с воспалением соединительной оболочки глаз - Конъюнктивитом. При отсутствии осложнений Р. о. з. обычно продолжаются 5-8 дней. Специфическая профилактика разработана только против гриппа; неспецифическая - при всех Р. о. з. та же, что и при гриппе. Важны предупреждение переохлаждения, поддержание оптимального микроклимата в производственных помещениях.

Лит.: Эпштейн Ф. Г., Грипп и гриппоподобные заболевания, 2 изд., М., 1972.

В. Л. Василевский.

Респираторы

Респираторы (от лат. respiro - дышу)

приборы для индивидуальной защиты органов дыхания человека от пыли и вредных веществ. Изолирующие (шланговые или кислородные) Р. используют при недостаточном (менее 16%) содержании кислорода, а также при высоком содержании вредных примесей в воздухе (например, при аварийно-спасатсльных работах). Фильтрующие (противо-пылевые) Р. легки, портативны, но при высокой загрязнённости воздуха менее надёжны, чем изолирующие. В качестве фильтра Р., защищающих от радиоактивной пыли, служат различные волокнистые материалы: фетр, вата, гофрированная бумага, рыхлый картон или ткани из натуральных и синтетических волокон. В производственной и лабораторной практике широкое распространение получил простейший Р. - респираторная повязка ШБ-1, называемая «Лепесток», состоящая из фильтрующей ткани, заключённой между двумя слоями марли; повязка обладает высокой защитной способностью и малой массой (около 10 г.) Для защиты от радиоактивной пыли могут также применяться Р. различных типов (см. рис.).

Респираторы: а - респираторный патрон типа Р; 1 - коробка, 2 - навинтованная горловина, 3 - отверстие (используется совместно с лицевой частью - шлем-маской фильтрующего противогаза); б - респиратор Р-2; 1 - фильтрующая полумаска, 2 - вдыхательный клапан, 3 - выдыхательный клапан, 4 - эластичные тесёмки, 5 - нерастягивающиеся тесёмки, 6 - носовой зажим.

Респираторы: а - респираторный патрон типа Р; 1 - коробка, 2 - навинтованная горловина, 3 - отверстие (используется совместно с лицевой частью - шлем-маской фильтрующего противогаза); б - респиратор Р-2; 1 - фильтрующая полумаска, 2 - вдыхательный клапан, 3 - выдыхательный клапан, 4 - эластичные тесёмки, 5 - нерастягивающиеся тесёмки, 6 - носовой зажим.

Респонсин

Респонсин [от лат. responsum - ответ и греч. syn (chronismos) - одновременность], Волновая передача с электромагнитным возбуждением волн деформации. Вращающееся магнитное поле, возбуждаемое обмотками статора и замыкаемое через расположенный внутри гибкого колеса гибкий магнитопровод, играет в Р. роль генератора волн деформации.

Обмотки диаметрально противоположно расположенных полюсов в Р. питаются попарно, что вызывает заданную деформацию гибкого колеса. При обычной для волновых передач кинематике взаимодействия гибкого и жёсткого колёс выходной вал получает частоту вращения примерно в 100-200 раз меньше частоты вращения магнитного поля. Применение магнитного поля для непосредственного деформирования гибкого колеса позволяет исключить быстровращающиеся элементы передачи, что обеспечивает безынерционность, быстродействие и высокую кинематическую точность Р. Отсутствие неуравновешенных вращающихся масс полностью исключает вибрацию механизма при работе. Кпд Р. - 10-20%. Идея Р. принадлежит советскому инженеру А. И. Москвитину. Р. нашёл применение в 60-е гг. в качестве тихоходного привода следящих систем (См. Следящая система) и т. п. точных механизмов.

Лит.: Цейтлин Н. И., Цукерман Э. М., Волновые передачи, М., 1969.

Ю. Б. Синкевич.

Респонсин: 1 - гибкое колесо; 2 - гибкий магнитопровод: 3 - жёсткое колесо; 4 - статор; 5 - выходной вал.

Респонсин: 1 - гибкое колесо; 2 - гибкий магнитопровод: 3 - жёсткое колесо; 4 - статор; 5 - выходной вал.

Республика

Республика (лат. respublica, от res - дело и publicus - общественный, всенародный)

форма правления, при которой все высшие органы государственной власти либо избираются, либо формируются общенациональными представительными учреждениями (парламентами). Исторически Р. возникла в античную эпоху как антипод монархии (например, рабовладельческая демократия в Афинах (См. Афины)). Различают два основных вида буржуазной Р.: президентские и парламентарные. Отличительной чертой президентских Р. является соединение в руках выборного президента полномочий главы государства и главы правительства (США, Аргентина, Бразилия). Жёсткое разграничение компетенции между высшими органами государственной власти и организационное их обособление обусловило и др. характерные черты президентских Р.: внепарламентский порядок избрания президента и формирования правительства, отсутствие института парламентской ответственности правительства и право президента на досрочный роспуск парламента.

Парламентарная Р. основывается на формальном принципе верховенства Парламента, перед которым правительство несёт коллективную политическую ответственность за свою деятельность. Это означает, что правительство остаётся у власти до тех пор, пока оно располагает поддержкой парламентского большинства, в случае утраты этой поддержки оно либо уходит в отставку, либо через главу государства распускает парламент и назначает досрочные парламентские выборы. В парламентарной Р. правительство формируется только парламентским путём из числа депутатов, как правило, ведущих деятелей правящей партии или нескольких партий (так называемое коалиционное правительство). В парламентарной Р. премьер-министр, возглавляющий правительство, является обычно лидером правящей партии (см. также Парламентаризм).

Р. является единственно возможной формой социалистического государства; независимо от вида социалистической Р. (советская республика, народная республика, народно-демократическая республика, демократическая республика) все они строятся на единых социалистических принципах. См. также Государство.

Республиканская партия

Статья большая, находится на отдельной странице.

Республиканская партия радикалов и радикал-социалистов

Республиканская партия радикалов и радикал-социалистов (Parti républicain radical et radical-socialiste)

буржуазная партия во Франции; образована в июне 1901 на съезде в Париже; в неё вошли сторонники политических течений радикализма и радикал-социализма, сложившихся в последней трети 19 в. Партия ставила перед собой двойную задачу: с одной стороны - оградить парламентскую республику от угрозы реакции (клерикально-монархической, бонапартистской и т.п.), с другой - предотвратить социалистическую революцию путём политических и социальных реформ. Официальная программа принята на 7-м съезде в 1907. Главные политические требования: незыблемость всеобщего избирательного права и демократических свобод, доведение до конца отделения церкви от государства, создание единой светской системы народного образования; среди социальных - прогрессивный подоходный налог, социальное страхование и пенсии для рабочих, национализация ряда монополий и отраслей хозяйства. Отрицая необходимость обобществления средств производства, партия выдвигала утопический лозунг «распространения собственности на всех». Главной социальной опорой партии при Третьей республике были мелкая и средняя буржуазия, крестьянство, интеллигенция. С момента прихода к власти в 1902 партия при образовании правительств прибегала к коалициям с другими буржуазными партиями; на выборах нередко вступала в союз с социалистами и пользовалась в парламенте их поддержкой («левый блок» в 1902-05 и 1924-26); в 1936-38 участвовала в Народном фронте (См. Народный фронт). Наиболее известные лидеры радикализма: Ж. Клемансо (в 19 в.), Л. Буржуа, Э. Комб и К. Пельтан - до 1-й мировой войны 1914-18, Э. Эррио - в период между мировыми войнами.

Во время 2-й мировой войны 1939-45 партия распалась, но в 1944 была восстановлена. Она участвовала в правительствах Четвёртой республики. При Пятой республике радикалы находились в оппозиции к режиму личной власти Ш. де Голля (См. Голль). В 1965 они вступили в Федерацию демократических и социалистических левых сил, выдвинувшую единого с коммунистами кандидата на президентских выборах. Не прекращавшаяся внутренняя борьба по вопросу о правой или левой ориентации и о сотрудничестве с компартией привела к расколу партии в 1971. Оставшееся в партии правое крыло во главе с Ж. Ж. Серван-Шрейбером вступило в соглашение с Демократическим центром (основанным в 1965), а Движение левых радикалов во главе с Р. Фабром в июле 1972 присоединилось к принятой компартией и социалистической партией Совместной правительственной программе левых сил. В декабре 1973 состоялся учредительный съезд Движения левых радикалов.

С. Н. Гурвич.

Республиканская печать

Республиканская печать - в СССР система печатных изданий союзных и автономных республик; охватывает издание книг и брошюр, газет, журналов и других периодических и продолжающихся изданий на языках народов СССР. Государственную регистрацию и статистический учёт выходящей печатной продукции осуществляют республиканские Книжные палаты, имеющиеся во всех союзных республиках, а также в Татарской АССР, Башкирской АССР и Чувашской АССР. См. раздел Печать, радиовещание, телевидение в статьях об отдельных республиках.

Республиканский календарь

Республиканский календарь - революционный календарь, введён в период Великой французской революции декретом Национального конвента от 5 октября 1793. Разработан Комитетом народного образования под руководством Ш. Ж. Ромма. Р. к. отменил христианское летосчисление и установил новую эру (первый день - день провозглашения Республики - 22 сентября 1792), делил год на 12 месяцев по 30 дней в каждом, месяц - на 3 декады. После 360 дней вводились 5 (в високосном году 6) «дополнительных» дней («санкюлотиды»). Десятый день и все дополнительные считались днями отдыха. Были введены новые названия месяцев, в которых учитывались особенности времени года: осенние (Вандемьер, Брюмер, Фример), зимние (Нивоз, Плювиоз, Вантоз), весенние (Жерминаль, Флореаль, Прериаль), летние (Мессидор, Термидор, Фрюктидор), и названия дней недели (в основе лат. количественное числительное): primidi (первый день), duodi (второй день), tridi (третий день) и т.д. Р. к. действовал по 1 января 1806, когда вновь был заменен в период наполеоновской империи григорианским календарём (См. Григорианский календарь). Р. к. был восстановлен во время Парижской Коммуны и действовал с 18 марта по 28 мая 1871. После этого вновь был введён григорианский календарь. См. Календарь и лит. при этой статье.

Ресселл

Расселл (Russell) Генри Норрис (25.10.1877, Ойстер-Бей, штат Нью-Йорк, - 18.2.1957, Принстон), американский астроном. В 1900 окончил Принстонский университет (в 1911-47 профессор там же). В 1912-47 директор астрономической обсерватории Принстонского университета. Автор трудов по астрофизике, звёздной астрономии, космогонии. Наиболее важны его работы по классификации звёзд, определению масс звёзд и звёздных параллаксов, вычислению орбит двойных звёзд, в частности затменных переменных звёзд, приложению теории ионизации к астрономическим явлениям, определению блеска и альбедо планет. Р. установил зависимость между светимостью звёзд и их спектральным классом (см. Герцшпрунга - Ресселла диаграмма). Автор одной из первых гипотез об эволюции звёзд.

Соч.: Determinations of stellar parallax, Wash., 1911; The masses of the stars, Chi., 1940; в рус. пер. - Астрономия, т. 1-2, М. - Л., 1934-35 (совм. с Р. С. Дэган, Д. К. Стюарт); Солнечная система и ее происхождение, М. - Л., 1944.

Ресселл Генри Норрис

Ресселл, Расселл (Russell) Генри Норрис (25.10.1877, Ойстер-Бей, штат Нью-Йорк, ‒ 18.2.1957, Принстон), американский астроном. В 1900 окончил Принстонский университет (в 1911‒47 профессор там же). В 1912‒47 директор астрономической обсерватории Принстонского университета. Автор трудов по астрофизике, звёздной астрономии, космогонии. Наиболее важны его работы по классификации звёзд, определению масс звёзд и звёздных параллаксов, вычислению орбит двойных звёзд, в частности затменных переменных звёзд, приложению теории ионизации к астрономическим явлениям, определению блеска и альбедо планет. Р. установил зависимость между светимостью звёзд и их спектральным классом (см. Герцшпрунга ‒ Ресселла диаграмма). Автор одной из первых гипотез об эволюции звёзд.

Соч.: Determinations of stellar parallax, Wash., 1911; The masses of the stars, Chi., 1940; в рус. пер. ‒ Астрономия, т. 1‒2, М. ‒ Л., 1934‒35 (совм. с Р. С. Дэган, Д. К. Стюарт); Солнечная система и ее происхождение, М. ‒ Л., 1944.

Рессель

Рессель (Ressel)

Йосеф (29.6.1793, Хрудим, Богемия, - 10.10.1857, Любляна), чешский изобретатель. Учился в Венском университете и Венской лесной академии, которую окончил в 1817. Работал лесничим близ Триеста. В 1812 разработал проект судна, движущегося с помощью Архимедова винта (см. Водоподъёмная машина). В 1826 успешно испытал гребной винт на лодке, а в 1827 получил на него патент в Австрии. В 1829 построил винтовой пароход «Циветта» водоизмещением 33 т, на котором с помощью нового движителя достиг скорости около 6 узлов. Дальнейшие работы были прекращены из-за повреждения судовой паровой машины и недостатка средств.

Лит.: Ottův slovník naučný, dil 21, Praha, 1904, s. 591-94; Příruční slovník naučný, dil 3, Praha, 1966, s. 846; Meyers neues Lexikon, Bd 6, Lpz., 1963, S. 925.

Рессель Йосеф

Рессель (Ressel) Йосеф (29.6.1793, Хрудим, Богемия, ‒ 10.10.1857, Любляна), чешский изобретатель. Учился в Венском университете и Венской лесной академии, которую окончил в 1817. Работал лесничим близ Триеста. В 1812 разработал проект судна, движущегося с помощью Архимедова винта (см. Водоподъёмная машина). В 1826 успешно испытал гребной винт на лодке, а в 1827 получил на него патент в Австрии. В 1829 построил винтовой пароход «Циветта» водоизмещением 33 т, на котором с помощью нового движителя достиг скорости около 6 узлов. Дальнейшие работы были прекращены из-за повреждения судовой паровой машины и недостатка средств.

Лит.: Ottův slovník naučný, dil 21, Praha, 1904, s. 591‒94; Příruční slovník naučný, dil 3, Praha, 1966, s. 846; Meyers neues Lexikon, Bd 6, Lpz., 1963, S. 925.

Рессора

Рессора (франц. ressort, буквально - упругость, пружина, от старофранц. ressortir - отскакивать)

вид амортизирующего устройства (см. Амортизатор), упругий элемент подвески транспортной машины (автомобиля, вагона, локомотива и др.), передающий нагрузку кузова на ходовые тележки, колёса, гусеницы, лыжи, полозья и т.п. и смягчающий толчки и удары при прохождении по неровностям пути. Р. бывают металлические, гидравлические и пневматические. Наибольшее распространение получили металлические Р., которые разделяются на листовые, торсионные (см. Торсион) и пружинные. Листовая Р. (рис. 1) состоит из пакета стальных закалённых листов 1 различной длины, соединённых хомутами 2. Хомуты опираются на ходовые элементы транспортных машин и предохраняют листы от относительного бокового смещения, а свободные концы листов шарнирно закрепляются на кузове машины через серьги, ушки или специальные подвески 3. Листовая Р. работает на изгиб, как упругая балка. Для уменьшения рабочих напряжений листам придают изогнутую форму. Пружинная Р. имеет одну или несколько пружин (цилиндрических, конических, параболоидных или тарельчатых), расположенных одна в другой или одна над другой. Пружинные Р. часто сочетают с листовыми, например в ж.-д. подвижном составе (рис. 2).

Пружинные Р. более чувствительны к изменениям нагрузки, а листовые Р. лучше гасят колебания. Это обеспечивает большую плавность хода транспортной машины. В гидравлических Р. жидкость перетекает из одной полости цилиндра в другую через калиброванные отверстия. В пневматических Р., кроме того, могут использоваться упругие свойства газа или воздуха.

В. С. Киреев.

Рис. 1. Листовая рессора задней оси автомобиля: 1 - лист; 2 - хомут; 3 - подвеска.

Рис. 1. Листовая рессора задней оси автомобиля: 1 - лист; 2 - хомут; 3 - подвеска.

Рис. 2. Смешанная (комбинированная) подвеска железнодорожного подвижного состава.

Рис. 2. Смешанная (комбинированная) подвеска железнодорожного подвижного состава.

Рессу

Рессу (Ressu)

Камил (28.1.1880, Галац, - 1.4.1962, Бухарест), румынский живописец и график, народный художник СРР, член Академии СРР. Учился в школах изящных искусств в Бухаресте (1897-99) и Яссах (1899-1902), в Мюнхене и в Париже в академии Жюлиана (1902-07). Профессор (с 1924) и ректор (с 1955) института изобразительных искусств в Бухаресте. В 1910-20-е гг. выполнял сатирические рисунки для прогрессивных газет и журналов. Автор портретов и картин на темы крестьянской жизни, которым свойственны демократизм образов, обобщенность рисунка и чётких пластических объёмов, сдержанность гаммы («Отдых косарей», 1925; «Подписание воззвания о мире», 1950, - обе в Музее искусств СРР, Бухарест).

Лит.: Cosma G., С. Ressu, Buc., 1967.

Рессу Камил

Рессу (Ressu) Камил (28.1.1880, Галац, ‒ 1.4.1962, Бухарест), румынский живописец и график, народный художник СРР, член Академии СРР. Учился в школах изящных искусств в Бухаресте (1897‒99) и Яссах (1899‒1902), в Мюнхене и в Париже в академии Жюлиана (1902‒07). Профессор (с 1924) и ректор (с 1955) института изобразительных искусств в Бухаресте. В 1910‒20-е гг. выполнял сатирические рисунки для прогрессивных газет и журналов. Автор портретов и картин на темы крестьянской жизни, которым свойственны демократизм образов, обобщенность рисунка и чётких пластических объёмов, сдержанность гаммы («Отдых косарей», 1925; «Подписание воззвания о мире», 1950, ‒ обе в Музее искусств СРР, Бухарест).

Лит.: Cosma G., С. Ressu, Buc., 1967.

Предыдущая страница Следующая страница