Большая советская энциклопедия (БСЭ)
Статьи на букву "Й" (часть 2, "ЙОВ"-"ЙОН")

В начало энциклопедии

По первой букве
0-9 A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Й" (часть 2, "ЙОВ"-"ЙОН")

Йованович Йован

Йованович Йован (1833-1904), сербский поэт; см. Змай Й.

Йованович Слободан

Йованович (Joванови·) Слободан (21.11.1869, Нови-Сад, ‒ 12.12.1958, Лондон), сербский и югославский историк, государственный деятель, идеолог великосербской буржуазии. Окончил юридический факультет в Женеве (1890). В 1897‒1941 профессор Великой школы в Белграде (в 1905 преобразована в университет). С 27 марта по 6 апреля 1941 заместитель премьер-министра в правительстве Д. Симовича. С января 1942 по июнь 1943 глава эмигрантского королевского правительства в Лондоне. С мая 1946 председатель реакционной организации югославской эмиграции Югославского национального комитета. Автор ряда работ по истории Сербии с 1838 по 1903.

Соч.: Сабрана дела, [к°).] 1‒17, Београд, 1932‒40.

Йовине

Йовине (Jovine)

Франческо (9.10. 1902, Гуардиальфиера, провинция Кампобассо, - 30.4.1950, Рим), итальянский писатель. Участвовал в итальянском Движении Сопротивления во время 2-й мировой войны 1939-45. В сборнике сатирических рассказов «Империя в провинции» (1945) разоблачается фашистская демагогия. Лучшее произведение - роман «Земли Сакраменто» (1950), в котором показана борьба итальянского крестьянства за землю в период прихода фашизма к власти в 20-е гг. Как выдающеюся явление литературы Неореализма, роман Й. оказал влияние на её развитие.

Соч. в рус. пер.: Земли Сакраменто, М., 1955.

Лит.: Потапова З. М., Неореализм в итальянской литературе, М., 1961.

Йовине Франческо

Йовине (Jovine) Франческо (9.10. 1902, Гуардиальфиера, провинция Кампобассо, - 30.4.1950, Рим), итальянский писатель. Участвовал в итальянском Движении Сопротивления во время 2-й мировой войны 1939-45. В сборнике сатирических рассказов «Империя в провинции» (1945) разоблачается фашистская демагогия. Лучшее произведение - роман «Земли Сакраменто» (1950), в котором показана борьба итальянского крестьянства за землю в период прихода фашизма к власти в 20-е гг. Как выдающеюся явление литературы неореализма, роман Й. оказал влияние на её развитие. Соч. в рус. пер.: Земли Сакраменто, М., 1955. Лит.: Потапова З. М., Неореализм в итальянской литературе, М., 1961.

Йовков

Иордан (настоящее имя Стефанов Иордан) (9.11.1880, с. Жеравна Сливенского округа, - 15.10.1937, Пловдив, похоронен в Софии), болгарский писатель. Окончив гимназию, учительствовал в сёлах Добруджи. Дебютировал в 1905 подражательными стихами в духе символистов. Литературную известность Й. принесли «Рассказы» (т. 1-2, 1917-18). В более поздних рассказах главный герой - болгарский крестьянин (сборник «Последняя радость», 1926, и др.). Й. - автор повести «Жнец» (1920), романа «Поместье у границы» (1934), нескольких пьес. Для рассказов Й., дающих реалистичную картину жизни деревни, характерно восхищение духовным богатством болгарского крестьянина.

Соч.: Събрани съчинения, т. 1-7, С., 1956; в рус. пер. - Рассказы, М., 1,957.

Лит.: Ильина Г. Я., Иордан Йовков, в кн.: Очерки истории болгарской литературы XIX-XX вв., М., 1959; Султанов С., Йовков и неговият свят. Литературни етюди, [С., 1968]; Минев Д., Иордан Йовков. Спомени и документи, 2 изд., Варна, [1969].

Йовков Иордан

Йовков Иордан (настоящее имя Стефанов Иордан) (9.11.1880, с. Жеравна Сливенского округа, ‒ 15.10.1937, Пловдив, похоронен в Софии), болгарский писатель. Окончив гимназию, учительствовал в сёлах Добруджи. Дебютировал в 1905 подражательными стихами в духе символистов. Литературную известность Й. принесли «Рассказы» (т. 1‒2, 1917‒18). В более поздних рассказах главный герой ‒ болгарский крестьянин (сборник «Последняя радость», 1926, и др.). Й. ‒ автор повести «Жнец» (1920), романа «Поместье у границы» (1934), нескольких пьес. Для рассказов Й., дающих реалистичную картину жизни деревни, характерно восхищение духовным богатством болгарского крестьянина.

Соч.: Събрани съчинения, т. 1‒7, С., 1956; в рус. пер. ‒ Рассказы, М., 1,957.

Лит.: Ильина Г. Я., Иордан Йовков, в кн.: Очерки истории болгарской литературы XIX‒XX вв., М., 1959; Султанов С., Йовков и неговият свят. Литературни етюди, [С., 1968]; Минев Д., Иордан Йовков. Спомени и документи, 2 изд., Варна, [1969].

Йога

Статья большая, находится на отдельной странице.

Йогачары

Йогачары - виджнянавадины, последователи одной из двух крупнейших (наряду с мадхьямикой (См. Мадхьямика)) религиозно-философских школ Буддизма махаяны. Основные идеи учения Й. появляются в 3 в. н. э. Виднейшими представителями Й. считаются: Асанга (4 в. н. э.) - основные соч. «Йога-чарьябхуми», «Махаяна сампариграха» и «Абхидхармасамуччая» - и Васубандху (5 в. н. э.) - основные соч. «Вьякхьяюкти», «Вимшика», «Трамшика». Расцвет школы относится к 6-8 вв. н. э., когда создаются комментарии на соч. Асанги и Васубандху (труды Стхирамати и Дхармапалы) и когда протекает деятельность крупнейших буддийских логиков Дигнаги и Дхармакирти, соч. которых сохранились главным образом в тибетских, монг. и отчасти кит. переводах.

Конкретизируя общее положение буддизма о единственности реальности и ценности психического бытия личности, Й. развивают идею исключительной значимости чистого сознания (виджняны), отвлечённого от всякого содержания. Пребывание в этом сознании, составляющее цель человеческих стремлений, есть бодхи (буквально «просветление»), или Нирвана; как средство её достижения у Й. особенно культивировалась Йога. Одновременно в школе Й. была распространена концепция алая виджняны («сокровищницы сознания», буквально «накопленного сознания»), своеобразного всесознания, абсолютного сознания, имеющего природу Будды и выступающего как бы в качестве общей основы для всякого эмпирического, индивидуального сознания.

Й. внесли большой вклад в развитие неаристотелевской логики, создав самостоятельную её отрасль - так называемую буддийскую логику с совершенно оригинальной разработкой проблем дихотомической классификации категорий, построения фигур силлогизма и др.

Лит.: Щербатской Ф. И., Теория познания и логика по учению позднейших буддистов, ч. 1-2, СПБ, 1903-09; Радхакришнан С., Индийская философия, пер. с англ., т. 1, М., 1956, с. 534-51; Stcherbatsky Th., Buddhist logic, v. 1-2, Leningrad, 1930-32; Wolff E., Zur Lehre vom Bewußtsein (Vijnanavada) bei den späteren Buddhisten, Hdlb., 1930 (Diss.); Takukasu J., The Essentials of Buddhist philosophy, Honolulu, 1947.

В. П. Лугина.

Йод

Йод - химический элемент; см. Иод.

Йодль

I (Jodl)

Альфред (10.5.1890, Вюрцбург, - 16.10.1946, Нюрнберг), генерал-полковник (1944) немецко-фашистской армии. Участник 1-й мировой войны 1914-18, затем служил на штабных должностях в рейхсвере, был начальником отдела обороны страны. С августа 1939 по май 1945 начальник штаба оперативного руководства вооруженных сил фашистской Германии, главный советник Гитлера по всем оперативно-стратегическим вопросам; в конце войны деятельность его ограничивалась западными театрами войны. 7 мая 1945 по поручению адмирала К. Дёница подписал в Реймсе общую капитуляцию германских вооруженных сил перед западными союзниками. Был привлечён к суду как военный преступник, 1 октября 1946 приговорён Международным военным трибуналом в Нюрнберге к смертной казни и повешен.

II

йодлер (нем. Jodel, Jodler, от jodein - петь с переливами на тирольский лад), жанр народных песен у альпийских горцев (в Австрии, Швейцарии, Южной Баварии), с рефреном в форме Вокализа. Последний исполняется в своеобразной манере на одних гласных с характерным частым и резким переходом из низкого грудного регистра в головной (фальцет), на широких интервалах и разложенных аккордовых звуках. В низком регистре певец вокализирует на гласных а, о, в высоком - на е, и.

Лит.: Tobler A., Kühreihen oder Kühreigen, Jodel und Jodellied in Appenzell, Z., 1891.

Йодль Альфред

Йодль (Jodl) Альфред (10.5.1890, Вюрцбург, ‒ 16.10.1946, Нюрнберг), генерал-полковник (1944) немецко-фашистской армии. Участник 1-й мировой войны 1914‒18, затем служил на штабных должностях в рейхсвере, был начальником отдела обороны страны. С августа 1939 по май 1945 начальник штаба оперативного руководства вооруженных сил фашистской Германии, главный советник Гитлера по всем оперативно-стратегическим вопросам; в конце войны деятельность его ограничивалась западными театрами войны. 7 мая 1945 по поручению адмирала К. Дёница подписал в Реймсе общую капитуляцию германских вооруженных сил перед западными союзниками. Был привлечён к суду как военный преступник, 1 октября 1946 приговорён Международным военным трибуналом в Нюрнберге к смертной казни и повешен.

Йодль (жанр нар. песен)

Йодль, йодлер (нем. Jodel, Jodler, от jodein - петь с переливами на тирольский лад), жанр народных песен у альпийских горцев (в Австрии, Швейцарии, Южной Баварии), с рефреном в форме вокализа. Последний исполняется в своеобразной манере на одних гласных с характерным частым и резким переходом из низкого грудного регистра в головной (фальцет), на широких интервалах и разложенных аккордовых звуках. В низком регистре певец вокализирует на гласных а, о, в высоком - на е, и. Лит.: Tobler A., Kühreihen oder Kühreigen, Jodel und Jodellied in Appenzell, Z., 1891.

Йожа

Йожа (Józsa)

Бела (1898, с. Хадиш, бывший уезд Одорхей, - 22.11.1943, г. Сомеш), деятель румынского рабочего движения. В 1919-24 сначала руководил профсоюзом лесорубов в Клуже, затем профсоюзом на судостроительной верфи в Галаце. В 1924-27 работал в организации «Красная помощь» (по оказанию помощи политзаключённым) в Бухаресте. В 1927-40 возглавлял рабочую организацию солидарности в Клуже, являясь член комитета организации Трансильвании и Баната компартии Румынии. Неоднократно подвергался арестам. В 1940-43 секретарь областной партийной организации в Сомеше. Выдан провокатором и зверски замучен хортистской охранкой.

Йожа Бела

Йожа (Józsa) Бела (1898, с. Хадиш, бывший уезд Одорхей, ‒ 22.11.1943, г. Сомеш), деятель румынского рабочего движения. В 1919‒24 сначала руководил профсоюзом лесорубов в Клуже, затем профсоюзом на судостроительной верфи в Галаце. В 1924‒27 работал в организации «Красная помощь» (по оказанию помощи политзаключённым) в Бухаресте. В 1927‒40 возглавлял рабочую организацию солидарности в Клуже, являясь член комитета организации Трансильвании и Баната компартии Румынии. Неоднократно подвергался арестам. В 1940‒43 секретарь областной партийной организации в Сомеше. Выдан провокатором и зверски замучен хортистской охранкой.

Йожеф

Йожеф (Jozsef)

Аттила (11.4.1905, Будапешт, - 3.12.1937, с. Балатонсарсо), венгерский поэт. Член Коммунистической партии Венгрии с 1930. Сын рабочего. Учился в Сегедском и Венском университетах и в Сорбонне. В первом сборнике Й. «Попрошайка красоты» (1922) заметно подражание Э. Ади, Д. Юхасу, У. Уитмену. Но уже в сборниках «Не я кричу» (1924), «Ни отца, ни матери» (1929), несмотря на известное влияние экспрессионизма и сюрреализма, утверждается собственная вызывающе-гротескная, а порой задушевная лирическая манера. Поэзия Й., в которой появляется напряжённый драматизм, отражает обездоленность рабочего люда и волю к революционной борьбе: сборники «Пни корчуй и не скули» (1931), «Ночь окраины» (1932), «Медвежий танец» (1934). В последнем сборнике Й. «Очень больно» (1936) ожесточённый протест переплетается с подавленностью и отчаянием.

Соч.: Összes versei, [Bdpst], 1966; Összes müvei. 1-4 köt., Bdpst, 1952-67; Irodalom és szocializmus, [Bdpst], 1967; в рус. пер. - Стихотворения, М., 1958; Стихи, М., [1962].

Лит.: Шаргина Л., Аттила Йожеф, в сборнике: Писатели стран народной демократии, М., 1959; Россиянов о., Поэтический образ у Аттилы Йожефа, в сборнике: Поэзия социализма, М., 1969; Szabolcsi М., Fiatal életek indulója, Bdpst, 1963; Forgács L., József Attila esztétikája, Bdpst, 1965; Tötök G., A lira: logika, Bdpst, 1968; Balogh L., Józef Attila, 2 kiad., Bdpst, 1970.

О. К. Россиянов.

Йожеф Аттила

Йожеф (Jozsef) Аттила (11.4.1905, Будапешт, ‒ 3.12.1937, с. Балатонсарсо), венгерский поэт. Член Коммунистической партии Венгрии с 1930. Сын рабочего. Учился в Сегедском и Венском университетах и в Сорбонне. В первом сборнике Й. «Попрошайка красоты» (1922) заметно подражание Э. Ади, Д. Юхасу, У. Уитмену. Но уже в сборниках «Не я кричу» (1924), «Ни отца, ни матери» (1929), несмотря на известное влияние экспрессионизма и сюрреализма, утверждается собственная вызывающе-гротескная, а порой задушевная лирическая манера. Поэзия Й., в которой появляется напряжённый драматизм, отражает обездоленность рабочего люда и волю к революционной борьбе: сборники «Пни корчуй и не скули» (1931), «Ночь окраины» (1932), «Медвежий танец» (1934). В последнем сборнике Й. «Очень больно» (1936) ожесточённый протест переплетается с подавленностью и отчаянием.

Соч.: Összes versei, [Bdpst], 1966; Összes müvei. 1‒4 köt., Bdpst, 1952‒67; Irodalom és szocializmus, [Bdpst], 1967; в рус. пер. ‒ Стихотворения, М., 1958; Стихи, М., [1962].

Лит.: Шаргина Л., Аттила Йожеф, в сборнике: Писатели стран народной демократии, М., 1959; Россиянов о., Поэтический образ у Аттилы Йожефа, в сборнике: Поэзия социализма, М., 1969; Szabolcsi М., Fiatal életek indulója, Bdpst, 1963; Forgács L., József Attila esztétikája, Bdpst, 1965; Tötök G., A lira: logika, Bdpst, 1968; Balogh L., Józef Attila, 2 kiad., Bdpst, 1970.

О. К. Россиянов.

Йозгат

Йозгат (Yozgat)

город в центральной части Турции; административный центр вилайета Йозгат. 27,8 тыс. жителей (1970). Узел автодорог, завод взрывчатых веществ; пивоваренный завод, мельницы. В районе Й. - добыча свинца и марганцевой руды.

Йокаи

Йокаи (Jókai)

Мор (18.2.1825, Комаром, - 5.5.1904, Будапешт), венгерский писатель. Родился в семье мелкопоместного дворянина. Первый роман «Будни» (1846) написан в традициях романтизма, с которым связано и дальнейшее творчество Й. С 1847 редактировал прогрессивный журнал «Элеткепек» («Életképek»). В 1848 с Ш. Петёфи участвовал в революции, но вскоре перешёл на позиции примирения с Габсбургами. В романах «Золотой век Трансильвании» (1852), «Сыновья человека с каменным сердцем» (1869, рус. пер. 1959, одноимённый фильм, 1965) Й. воспел национально-освободительную борьбу. В романах «Венгерский набоб» (1853, одноимённый фильм, 1966), «Золтан Карпати» (1854) и «Новый землевладелец» (1863) отразилось увлечение Й. идеей постепенных реформ. Писатель возлагает надежды на развитие капиталистической экономики - романы «Чёрные алмазы» (1870, рус. пер. 1882), «Золотой человек» (1873, рус. пер. 1882). В позднем творчестве Й. большое место занимают элементы развлекательности, но роман «Узник Раби» (1879) и повесть «Жёлтая роза» (1893, рус. пер. 1956) содержат реалистические черты.

Соч.: Válogatott művei, [1-32 köt.], Bdpst, 1954-62.

Лит.: Кланицаи Т., Саудер Й., Сабольчи М., Краткая история венгерской литературы XI-XX в., пер. с венг., Будапешт, 1962; Sőtér 1., Romantika és realizmus, Bdpst, 1956; Dely Zs., A fiatal Jókai nyelve és stilusa, Bdpst, 1969.

Е. И. Малыхина.

Йокаи Мор

Йокаи (Jókai) Мор (18.2.1825, Комаром, ‒ 5.5.1904, Будапешт), венгерский писатель. Родился в семье мелкопоместного дворянина. Первый роман «Будни» (1846) написан в традициях романтизма, с которым связано и дальнейшее творчество Й. С 1847 редактировал прогрессивный журнал «Элеткепек» («Életképek»). В 1848 с Ш. Петёфи участвовал в революции, но вскоре перешёл на позиции примирения с Габсбургами. В романах «Золотой век Трансильвании» (1852), «Сыновья человека с каменным сердцем» (1869, рус. пер. 1959, одноимённый фильм, 1965) Й. воспел национально-освободительную борьбу. В романах «Венгерский набоб» (1853, одноимённый фильм, 1966), «Золтан Карпати» (1854) и «Новый землевладелец» (1863) отразилось увлечение Й. идеей постепенных реформ. Писатель возлагает надежды на развитие капиталистической экономики ‒ романы «Чёрные алмазы» (1870, рус. пер. 1882), «Золотой человек» (1873, рус. пер. 1882). В позднем творчестве Й. большое место занимают элементы развлекательности, но роман «Узник Раби» (1879) и повесть «Жёлтая роза» (1893, рус. пер. 1956) содержат реалистические черты.

Соч.: Válogatott művei, [1‒32 köt.], Bdpst, 1954‒62.

Лит.: Кланицаи Т., Саудер Й., Сабольчи М., Краткая история венгерской литературы XI‒XX в., пер. с венг., Будапешт, 1962; Sőtér 1., Romantika és realizmus, Bdpst, 1956; Dely Zs., A fiatal Jókai nyelve és stilusa, Bdpst, 1969.

Е. И. Малыхина.

Йоккаити

Ёккаити, город и порт в Японии, на Ю. острове Хонсю, на берегу залива Исе, в префектуре Миэ. 229,3 тыс. жителей (1970). Один из важнейших центров нефтепереработки и нефтехимии страны (мощный этиленовый комбинат - 300 тыс. т продукции в год). производство хлопчатобумажных тканей, фаянсово-керамических, стекольных изделий. Цветная металлургия (медеплавильный завод), электромашиностроение. ТЭС (660 тыс. квт). Морской курорт.

Йокосука

Екосука, город и порт в Японии, на острове Хонсю, на полуострове Миура. Расположен в 16 км к Ю. от Йокохамы, в префектуре Канагава. 347,6 тыс. жителей (1970). Судостроительная и судоремонтная верфи; сухие доки, морской арсенал. Орудийный завод. Подземные нефтехранилища. ТЭС (мощность 1,2 млн. квт). База китобойной флотилии. Авиационный научно-исследовательский центр, морские учебные заведения, Морской музей. Й. - главная военно-морская база японского военного флота.

Йокохама

Иокогама, город, крупный экономический центр и порт в Японии. Административный центр префектуры Канагава. Расположен на острове Хонсю, на побережье Токийского залива, в 30 км к Ю.-З. от Токио. Вместе со столицей образует городскую агломерацию Кейхин. Площадь города 413 км2. Население 2238,3 тыс. жителей (1970). Важный транспортный узел международного значения. Один из самых крупных торгово-пассажирских портов Дальнего Востока. Общая длина причалов 14 км, крупнейшие - Синко, Осанбаси и Мидзухо. По переработке портовых грузов Й. занимает второе место в стране. Промышленный центр в индустриальном районе Канто. Наибольшее развитие из отраслей промышленности получили: судостроение и др. виды машиностроения (главным образом производство подвижного состава, электроэнергетическое машиностроение), чёрная металлургия, нефтехимия. Имеются предприятия атомной промышленности (строится атомная электростанция), военные заводы (в том числе самолётостроительный). Лёгкая и пищевая промышленность (хлопчатобумажная, шёлкомотальные, ткацкие и швейные фабрики), стекольно-керамическое производство.

В городе находятся главные конторы и филиалы крупнейших японских банков, монополистических концернов и торговых фирм. Й. основана в 1858 (до этого на месте современной Й. были расположены 2 небольших селения - Канагава и Й.). В 70-х гг. 19 в. Й. стала одним из важнейших портов Японии (70% внешнеторгового оборота страны). В 1923 большая часть города была уничтожена землетрясением и пожаром. В 1945 Й. подверглась большому разрушению в результате налётов американской авиации.

Йокохама. Вид части порта.

Йокохама. Вид части порта.

Йокубонис

Гедиминас Альбине (р. 8.3.1927, г. Купишкис), советский скульптор, заслуженный деятель искусств Литовской ССР (1965), член-корреспондент АХ СССР (1967). Учился в Каунасском институте прикладного и декоративного искусства (1946-51) и в Вильнюсе в Художественном институте Литовской ССР (1952) у Ю. Й. Микенаса. Для окрашенных национально-романтическим пафосом монументальных и станковых работ Й. характерны смелая обобщенность форм, энергичная выявленность пластической структуры объёма. Произведения: «Председатель колхоза» (бронза, 1957), портрет Й. Янулёниса (гранит, 1962) - оба в Художественном музее Литовской ССР, Вильнюс; памятник жертвам фашизма в деревне Пирчюпис (гранит, 1960, Ленинская премия, 1963; архитектор В. П. Габрюнас), портрет Ю. Веножинскиса (гранит, 1964), памятник В. И. Ленину на площади Ильича в Москве (бронза, гранит, 1967, архитектор В. А. Чеканаускас). Илл. см. также при ст. Литовская ССР (См. Литовская Советская Социалистическая Республика).

Лит.: Budrys St., Gediminas Jokubonis, Vilnius, 1963.

Г. А. Йокубонис. Памятник В. И. Ленину на площади Ильича в Москве. Бронза, гранит. 1967. Архитектор В. А. Чеканаускас.

Г. А. Йокубонис. Памятник В. И. Ленину на площади Ильича в Москве. Бронза, гранит. 1967. Архитектор В. А. Чеканаускас.

Г. Йокубонис. «Мать» (фрагмент). Скульптурная часть памятника жертвам фашизма в деревне Пирчюпис (Варенский район). Гранит. 1960.

Г. Йокубонис. «Мать» (фрагмент). Скульптурная часть памятника жертвам фашизма в деревне Пирчюпис (Варенский район). Гранит. 1960.

Г. А. Йокубонис.

Г. А. Йокубонис.

Йокубонис Гедиминас Альбине

Йокубонис Гедиминас Альбине (р. 8.3.1927, г. Купишкис), советский скульптор, заслуженный деятель искусств Литовской ССР (1965), член-корреспондент АХ СССР (1967). Учился в Каунасском институте прикладного и декоративного искусства (1946‒51) и в Вильнюсе в Художественном институте Литовской ССР (1952) у Ю. Й. Микенаса. Для окрашенных национально-романтическим пафосом монументальных и станковых работ Й. характерны смелая обобщенность форм, энергичная выявленность пластической структуры объёма. Произведения: «Председатель колхоза» (бронза, 1957), портрет Й. Янулёниса (гранит, 1962) ‒ оба в Художественном музее Литовской ССР, Вильнюс; памятник жертвам фашизма в деревне Пирчюпис (гранит, 1960, Ленинская премия, 1963; архитектор В. П. Габрюнас), портрет Ю. Веножинскиса (гранит, 1964), памятник В. И. Ленину на площади Ильича в Москве (бронза, гранит, 1967, архитектор В. А. Чеканаускас). Илл. см. также при ст. Литовская ССР.

Лит.: Budrys St., Gediminas Jokubonis, Vilnius, 1963.

Йом

Йом - река в Таиланде, одна из составляющих р. Менам-Чао-Прая. Истоки на С. Таиланда в пределах нагорья Фипаннам, протекает по Менамской низменности. Длина около 500 км. Летнее половодье, муссонный режим. Лесосплав. Используется для орошения.

Йомены

Йомены - йоменри (Yeomen, Yeomanry), крестьяне в Англии 14-18 вв., которые вели самостоятельное хозяйство на земле, являвшейся их традиционным наследственным держанием. Термин «Й.» отличался известной неопределённостью. Изначально ядро Й. составляли свободные крестьяне-фригольдеры средневекового манора (см. Фригольд). С разложением манориальной системы преобладающая часть бывших крепостных приблизилась по своему фактическому положению к мелким фригольдерам, пополнив ряды йоменри. В условиях дальнейшего развития товарно-денежных отношений слой йоменри стал размываться, поляризуясь на зажиточную верхушку и деревенскую бедноту Тем не менее вплоть до середины 17 в. Й. составляли основную массу английского крестьянства. Во время английской буржуазной революции 17 в. они (вместе с плебейским элементом городов) сыграли решающую роль в ликвидации феодально-абсолютистского режима, однако были лишены плодов победы. Дальнейшее развитие капиталистических отношений привело в столетие, следовавшее за революцией, к почти полному исчезновению Й. с исторической арены.

М. А. Барг.

Йоммелли

Йоммелли (Jommelli)

Никколо (10.9.1714, Аверса, близ Неаполя, - 25.8.1774, Неаполь), итальянский композитор, представитель неаполитанской оперной школы. Член Болонской филармонической академии (1741). Автор более 70 опер, среди которых выделяются «Меропа» (1741), «Артаксеркс» (1749), «Фаэтон» (1753, 2-я редакция 1768); церковной музыки, в том числе знаменитого «Мизерере»; интермедий, одна из которых - «Дон Фальконе» шла в Петербурге (1779), и др. В операх Й. отводит важное место аккомпанированному речитативу, усиливает драматургическую роль хора и оркестра, сближаясь с принципами оперной реформы К. В. Глюка.

Лит.: Ливанова Т. Н., История западно-европейской музыки до 1789 года, М. - Л.,1940; Abert H., Niccolo Jommelli als Opernkomponist, Halle, 1908.

Йоммелли Никколо

Йоммелли (Jommelli) Никколо (10.9.1714, Аверса, близ Неаполя, ‒ 25.8.1774, Неаполь), итальянский композитор, представитель неаполитанской оперной школы. Член Болонской филармонической академии (1741). Автор более 70 опер, среди которых выделяются «Меропа» (1741), «Артаксеркс» (1749), «Фаэтон» (1753, 2-я редакция 1768); церковной музыки, в том числе знаменитого «Мизерере»; интермедий, одна из которых ‒ «Дон Фальконе» шла в Петербурге (1779), и др. В операх Й. отводит важное место аккомпанированному речитативу, усиливает драматургическую роль хора и оркестра, сближаясь с принципами оперной реформы К. В. Глюка.

Лит.: Ливанова Т. Н., История западно-европейской музыки до 1789 года, М. ‒ Л.,1940; Abert H., Niccolo Jommelli als Opernkomponist, Halle, 1908.

Йонаго

Йонаго - город в Японии, в западной части острова Хонсю, в префектуре Тоттори. 109 тыс. жителей (1970). Ж.-д. узел; мелководный порт у лагуны Наканоуми. Металлургия, с.-х. машиностроение, судостроение и др. отрасли металлообработки. Текстильная (на базе местного производства шёлка-сырца), пищевкусовая промышленность. Серные рудники.

Йонампхо

Йонампхо - город и порт в КНДР, в провинции Пхёнан-Пукто, в устье пограничной р. Амноккан. Один из основных центров рыбной промышленности на северо-корейском побережье Жёлтого моря. Выходной порт для промышленной продукции г. Синыйджу.

Йонас

Йонас (Jonas)

Франц (р. 4.10.1899, Вена), австрийский государственный деятель. Окончил (1917) полиграфическое училище; с 1919 работал в полиграфической промышленности. Принимал участие в социалистическом молодёжном движении, затем в деятельности социал-демократической партии. В 1932-34 руководил районной социал-демократической организацией г. Вены. За участие в социал-демократическом движении подвергался арестам. После освобождения Австрии от немецко-фашистских войск (1945) работал в муниципалитете Флоридсдорфа (Вена). Участвовал в создании Социалистической партии Австрии (СПА). В 1949-65 председателем Венской организации СПА, в 1950-65 член правления и заместитель председателя СПА. В 1951-65 бургомистр Вены. В 1952-65 депутат австрийского парламента. С июня 1965 федеральный президент Австрийской Республики.

Йонас Франц

Йонас (Jonas) Франц (р. 4.10.1899, Вена), австрийский государственный деятель. Окончил (1917) полиграфическое училище; с 1919 работал в полиграфической промышленности. Принимал участие в социалистическом молодёжном движении, затем в деятельности социал-демократической партии. В 1932‒34 руководил районной социал-демократической организацией г. Вены. За участие в социал-демократическом движении подвергался арестам. После освобождения Австрии от немецко-фашистских войск (1945) работал в муниципалитете Флоридсдорфа (Вена). Участвовал в создании Социалистической партии Австрии (СПА). В 1949‒65 председателем Венской организации СПА, в 1950‒65 член правления и заместитель председателя СПА. В 1951‒65 бургомистр Вены. В 1952‒65 депутат австрийского парламента. С июня 1965 федеральный президент Австрийской Республики.

Йонг

Йонг (Jong)

Адриан Михаэл де (28.3.1888, Ньив-Фосмер, - 18.10.1943, Бларикюм), нидерландский писатель. Родился в рабочей семье. Был учителем. Печататься начал в 1916. В 1919-25 редактор газеты «Хет фолк» («Het volk»), органа социал-демократической рабочей партии Нидерландов. В 1927-28 - один из редакторов журнала «Ню» («Nu»). Участник Движения Сопротивления, Й. был расстрелян эсэсовцами.

В двух циклах романов «Юность Мерейнтье Хейзена» (ч. 1-4, 1925-28) и «Молодые годы» (Мерейнтье Хейзена ч. 1-4, 1935-38) Й. подверг критике буржуазное общество с позиций абстрактного гуманизма. Писал книги для детей и воспоминания: «Славные годы Франка ван Везеля» (1928) и др. Написанный Й. в 1942-43 биографический роман о Г. А. Бредеро «Безумный прапорщик» опубликован в1947.

Соч.: Merijntje Gijzen's jeugd, v. 1-4, Amst., 1941; De martelgang van kromme Lindert, 14 druk, Amst., 1951.

Лит.: Kelk С. J., Rondom tien gestalten, Utrecht, 1938.

Ю. Ф. Сидорин.

Йонг Адриан Михаэл де

Йонг (Jong) Адриан Михаэл де (28.3.1888, Ньив-Фосмер, - 18.10.1943, Бларикюм), нидерландский писатель. Родился в рабочей семье. Был учителем. Печататься начал в 1916. В 1919-25 редактор газеты «Хет фолк» («Het volk»), органа социал-демократической рабочей партии Нидерландов. В 1927-28 - один из редакторов журнала «Ню» («Nu»). Участник Движения Сопротивления, Й. был расстрелян эсэсовцами. В двух циклах романов «Юность Мерейнтье Хейзена» (ч. 1-4, 1925-28) и «Молодые годы» (Мерейнтье Хейзена ч. 1-4, 1935-38) Й. подверг критике буржуазное общество с позиций абстрактного гуманизма. Писал книги для детей и воспоминания: «Славные годы Франка ван Везеля» (1928) и др. Написанный Й. в 1942-43 биографический роман о Г. А. Бредеро «Безумный прапорщик» опубликован в1947. Соч.: Merijntje Gijzen's jeugd, v. 1-4, Amst., 1941; De martelgang van kromme Lindert, 14 druk, Amst., 1951. Лит.: Kelk С. J., Rondom tien gestalten, Utrecht, 1938. Ю. Ф. Сидорин.

Йонгкинд

Йонгкинд (Jongkind)

Ян Бартолд (3.6.1819, Латроп, Оверэйсел, - 9.2.1891, Кот-Сент-Андре, Франция), голландский живописец и график. Учился в Гааге (с 1837, в АХ и у А. Схелфхаута) и Париже (1846-49, у Э. Изабе и Ф. Э. Пико); работал в Голландии (1855-60), Бельгии (1866-69) и Франции. Реалист, оказал влияние на первых представителей Импрессионизма. В своих пейзажах внимательно изображал особенности сёл и городов каждой страны, трудовую жизнь их обитателей. Творчество Й. отличается непосредственностью впечатлений, свободной, обобщённой, подчас эскизной, манерой письма, светлой, тонкой гаммой. Й. много работал как акварелист и офортист.

Лит.: Bakker-Hefting V., J. В. Jongkind, Amst., [1962].

Я. Б. Йонгкинд. «Набережная канала». 1869. Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина. Москва.

Я. Б. Йонгкинд. «Набережная канала». 1869. Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина. Москва.

Йонгкинд Ян Бартолд

Йонгкинд (Jongkind) Ян Бартолд (3.6.1819, Латроп, Оверэйсел, ‒ 9.2.1891, Кот-Сент-Андре, Франция), голландский живописец и график. Учился в Гааге (с 1837, в АХ и у А. Схелфхаута) и Париже (1846‒49, у Э. Изабе и Ф. Э. Пико); работал в Голландии (1855‒60), Бельгии (1866‒69) и Франции. Реалист, оказал влияние на первых представителей импрессионизма. В своих пейзажах внимательно изображал особенности сёл и городов каждой страны, трудовую жизнь их обитателей. Творчество Й. отличается непосредственностью впечатлений, свободной, обобщённой, подчас эскизной, манерой письма, светлой, тонкой гаммой. Й. много работал как акварелист и офортист.

Лит.: Bakker-Hefting V., J. В. Jongkind, Amst., [1962].

Йонедзава

Ёнедзава, город в Японии, в северной части острова Хонсю, в префектуре Ямагата. 92,8 тыс. жителей (1970). Центр шёлковой промышленности. Мебельные, пищевкусовые, бумажные предприятия; авиационный завод. В районе г. Й. - горячие минеральные источники Оногава.

Йонкерс

Йонкерс (Yonkers)

город на Атлантическом побережье США, в штате Нью-Йорк. Северный жилой пригород Нью-Йорка на левом берегу р. Гудзон. 205 тыс. жителей (1970). В промышленности 15 тыс. занятых. Преобладает лёгкая промышленность (производство готового платья, шляп, ковров, трикотажа). Сахарорафинадные и фармацевтические заводы.

Йонна

I Йо́нна (Yonne)

река во Франции, левый приток Сены. Длина 295 км, площадь бассейна 10,9 тыс. км2. Истоки в горном массиве Морван, протекает по Парижскому бассейну. Снегово-дождевое питание, паводки в холодное время года. При сильных ливнях колебания уровня до 2-3 м. Средний расход воды в устье 105 м3/сек, максимальные расходы - 1000-1300 м3/сек. Судоходна и шлюзована на 108 км от устья. Каналами связана с Луарой и с реками бассейна Роны. ГЭС.

II Йо́нна (Yonne)

департамент в центральной части Франции, по среднему и нижнему течению р. Йонна. Образован за счёт частей исторических областей Шампань, Орлеане. Площадь 7,5 тыс. км2. Население 290 тыс. чел. (1971). Административный центр - г. Осер. Посевы зерновых; виноградарство и виноделие. Крупный рогатый скот, овцы, свиньи. Лесообрабатывающая, машиностроительная, электротехническая, швейная промышленность.

Йонна (департамент во Франции)

Йонна (Yonne), департамент в центральной части Франции, по среднему и нижнему течению р. Йонна. Образован за счёт частей исторических областей Шампань, Орлеане. Площадь 7,5 тыс. км2. Население 290 тыс. чел. (1971). Административный центр ‒ г. Осер. Посевы зерновых; виноградарство и виноделие. Крупный рогатый скот, овцы, свиньи. Лесообрабатывающая, машиностроительная, электротехническая, швейная промышленность.

Йонна (река во Франции)

Йонна (Yonne), река во Франции, левый приток Сены. Длина 295 км, площадь бассейна 10,9 тыс. км2. Истоки в горном массиве Морван, протекает по Парижскому бассейну. Снегово-дождевое питание, паводки в холодное время года. При сильных ливнях колебания уровня до 2‒3 м. Средний расход воды в устье 105 м3/сек, максимальные расходы ‒ 1000‒1300 м3/сек. Судоходна и шлюзована на 108 км от устья. Каналами связана с Луарой и с реками бассейна Роны. ГЭС.

Йонсон

Юнсон (Johnson) Эйвинд (р. 29.7.1900, близ г. Боден), шведский писатель. Член Шведской академии (1957). Первый сборник новелл - «Четверо чужеземцев» (1924). В романе «Тиманы и справедливость» (1925) разоблачается христианство как враждебное делу освобождения рабочего класса. Влияние психоанализа на Й. сказалось в романе «Воспоминания» (1928). Й. с едкой иронией рисует образ фабриканта в романе «Комментарии к падению звезды» (1929). Цикл романов об Улуфе (1934-37) рассказывает о судьбах рабочей молодёжи. Антифашистскую направленность имеют роман «Ночное учение» (1938) и трилогия «Крилон. Роман о возможном» (1941-1943). Повести Й. «Пан против Спарты» (1946), «Прибой» (1946), его исторические романы «Мечты о розах и пламени» (1949) и «Тучи над Метапонтом» (1957) проникнуты духом символизма. Й. - автор романа «Эпоха его величества» (1960) о правлении Карла Великого.

Соч.: Spår förbi kolonos, [Stockh., 1961]; в рус. пер. - [Рассказы], в сборнике: Шведская новелла XIX-XX вв., М., 1964.

Лит.: Svensk litteratur 1900-1950, Stockh., 11958]; Andersson U., Eyvind Johnson i Grekland, «Ny Dag», 1962, 2 Jan.

А. В. Мамонтов.

Йонсон Эйвинд

Йонсон, Юнсон (Johnson) Эйвинд (р. 29.7.1900, близ г. Боден), шведский писатель. Член Шведской академии (1957). Первый сборник новелл ‒ «Четверо чужеземцев» (1924). В романе «Тиманы и справедливость» (1925) разоблачается христианство как враждебное делу освобождения рабочего класса. Влияние психоанализа на Й. сказалось в романе «Воспоминания» (1928). Й. с едкой иронией рисует образ фабриканта в романе «Комментарии к падению звезды» (1929). Цикл романов об Улуфе (1934‒37) рассказывает о судьбах рабочей молодёжи. Антифашистскую направленность имеют роман «Ночное учение» (1938) и трилогия «Крилон. Роман о возможном» (1941‒1943). Повести Й. «Пан против Спарты» (1946), «Прибой» (1946), его исторические романы «Мечты о розах и пламени» (1949) и «Тучи над Метапонтом» (1957) проникнуты духом символизма. Й. ‒ автор романа «Эпоха его величества» (1960) о правлении Карла Великого.

Соч.: Spår förbi kolonos, [Stockh., 1961]; в рус. пер. ‒ [Рассказы], в сборнике: Шведская новелла XIX‒XX вв., М., 1964.

Лит.: Svensk litteratur 1900‒1950, Stockh., 11958]; Andersson U., Eyvind Johnson i Grekland, «Ny Dag», 1962, 2 Jan.

А. В. Мамонтов.

Предыдущая страница Следующая страница