Статьи на букву "Й" (часть 2, "ЙОВ"-"ЙОН")
Йованович Йован (1833-1904), сербский поэт; см. Змай Й. |
Йованович (Joванови·) Слободан (21.11.1869, Нови-Сад, ‒ 12.12.1958, Лондон), сербский и югославский историк, государственный деятель, идеолог великосербской буржуазии. Окончил юридический факультет в Женеве (1890). В 1897‒1941 профессор Великой школы в Белграде (в 1905 преобразована в университет). С 27 марта по 6 апреля 1941 заместитель премьер-министра в правительстве Д. Симовича. С января 1942 по июнь 1943 глава эмигрантского королевского правительства в Лондоне. С мая 1946 председатель реакционной организации югославской эмиграции Югославского национального комитета. Автор ряда работ по истории Сербии с 1838 по 1903. Соч.: Сабрана дела, [к°).] 1‒17, Београд, 1932‒40. |
Йовине (Jovine) Франческо (9.10. 1902, Гуардиальфиера, провинция Кампобассо, - 30.4.1950, Рим), итальянский писатель. Участвовал в итальянском Движении Сопротивления во время 2-й мировой войны 1939-45. В сборнике сатирических рассказов «Империя в провинции» (1945) разоблачается фашистская демагогия. Лучшее произведение - роман «Земли Сакраменто» (1950), в котором показана борьба итальянского крестьянства за землю в период прихода фашизма к власти в 20-е гг. Как выдающеюся явление литературы Неореализма, роман Й. оказал влияние на её развитие. Соч. в рус. пер.: Земли Сакраменто, М., 1955. Лит.: Потапова З. М., Неореализм в итальянской литературе, М., 1961. |
Йовине (Jovine) Франческо (9.10. 1902, Гуардиальфиера, провинция Кампобассо, - 30.4.1950, Рим), итальянский писатель. Участвовал в итальянском Движении Сопротивления во время 2-й мировой войны 1939-45. В сборнике сатирических рассказов «Империя в провинции» (1945) разоблачается фашистская демагогия. Лучшее произведение - роман «Земли Сакраменто» (1950), в котором показана борьба итальянского крестьянства за землю в период прихода фашизма к власти в 20-е гг. Как выдающеюся явление литературы неореализма, роман Й. оказал влияние на её развитие. Соч. в рус. пер.: Земли Сакраменто, М., 1955. Лит.: Потапова З. М., Неореализм в итальянской литературе, М., 1961. |
Иордан (настоящее имя Стефанов Иордан) (9.11.1880, с. Жеравна Сливенского округа, - 15.10.1937, Пловдив, похоронен в Софии), болгарский писатель. Окончив гимназию, учительствовал в сёлах Добруджи. Дебютировал в 1905 подражательными стихами в духе символистов. Литературную известность Й. принесли «Рассказы» (т. 1-2, 1917-18). В более поздних рассказах главный герой - болгарский крестьянин (сборник «Последняя радость», 1926, и др.). Й. - автор повести «Жнец» (1920), романа «Поместье у границы» (1934), нескольких пьес. Для рассказов Й., дающих реалистичную картину жизни деревни, характерно восхищение духовным богатством болгарского крестьянина. Соч.: Събрани съчинения, т. 1-7, С., 1956; в рус. пер. - Рассказы, М., 1,957. Лит.: Ильина Г. Я., Иордан Йовков, в кн.: Очерки истории болгарской литературы XIX-XX вв., М., 1959; Султанов С., Йовков и неговият свят. Литературни етюди, [С., 1968]; Минев Д., Иордан Йовков. Спомени и документи, 2 изд., Варна, [1969]. |
Йовков Иордан (настоящее имя Стефанов Иордан) (9.11.1880, с. Жеравна Сливенского округа, ‒ 15.10.1937, Пловдив, похоронен в Софии), болгарский писатель. Окончив гимназию, учительствовал в сёлах Добруджи. Дебютировал в 1905 подражательными стихами в духе символистов. Литературную известность Й. принесли «Рассказы» (т. 1‒2, 1917‒18). В более поздних рассказах главный герой ‒ болгарский крестьянин (сборник «Последняя радость», 1926, и др.). Й. ‒ автор повести «Жнец» (1920), романа «Поместье у границы» (1934), нескольких пьес. Для рассказов Й., дающих реалистичную картину жизни деревни, характерно восхищение духовным богатством болгарского крестьянина. Соч.: Събрани съчинения, т. 1‒7, С., 1956; в рус. пер. ‒ Рассказы, М., 1,957. Лит.: Ильина Г. Я., Иордан Йовков, в кн.: Очерки истории болгарской литературы XIX‒XX вв., М., 1959; Султанов С., Йовков и неговият свят. Литературни етюди, [С., 1968]; Минев Д., Иордан Йовков. Спомени и документи, 2 изд., Варна, [1969]. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Йогачары - виджнянавадины, последователи одной из двух крупнейших (наряду с мадхьямикой (См. Мадхьямика)) религиозно-философских школ Буддизма махаяны. Основные идеи учения Й. появляются в 3 в. н. э. Виднейшими представителями Й. считаются: Асанга (4 в. н. э.) - основные соч. «Йога-чарьябхуми», «Махаяна сампариграха» и «Абхидхармасамуччая» - и Васубандху (5 в. н. э.) - основные соч. «Вьякхьяюкти», «Вимшика», «Трамшика». Расцвет школы относится к 6-8 вв. н. э., когда создаются комментарии на соч. Асанги и Васубандху (труды Стхирамати и Дхармапалы) и когда протекает деятельность крупнейших буддийских логиков Дигнаги и Дхармакирти, соч. которых сохранились главным образом в тибетских, монг. и отчасти кит. переводах. Конкретизируя общее положение буддизма о единственности реальности и ценности психического бытия личности, Й. развивают идею исключительной значимости чистого сознания (виджняны), отвлечённого от всякого содержания. Пребывание в этом сознании, составляющее цель человеческих стремлений, есть бодхи (буквально «просветление»), или Нирвана; как средство её достижения у Й. особенно культивировалась Йога. Одновременно в школе Й. была распространена концепция алая виджняны («сокровищницы сознания», буквально «накопленного сознания»), своеобразного всесознания, абсолютного сознания, имеющего природу Будды и выступающего как бы в качестве общей основы для всякого эмпирического, индивидуального сознания. Й. внесли большой вклад в развитие неаристотелевской логики, создав самостоятельную её отрасль - так называемую буддийскую логику с совершенно оригинальной разработкой проблем дихотомической классификации категорий, построения фигур силлогизма и др. Лит.: Щербатской Ф. И., Теория познания и логика по учению позднейших буддистов, ч. 1-2, СПБ, 1903-09; Радхакришнан С., Индийская философия, пер. с англ., т. 1, М., 1956, с. 534-51; Stcherbatsky Th., Buddhist logic, v. 1-2, Leningrad, 1930-32; Wolff E., Zur Lehre vom Bewußtsein (Vijnanavada) bei den späteren Buddhisten, Hdlb., 1930 (Diss.); Takukasu J., The Essentials of Buddhist philosophy, Honolulu, 1947. В. П. Лугина. |
Йод - химический элемент; см. Иод. |
I (Jodl) Альфред (10.5.1890, Вюрцбург, - 16.10.1946, Нюрнберг), генерал-полковник (1944) немецко-фашистской армии. Участник 1-й мировой войны 1914-18, затем служил на штабных должностях в рейхсвере, был начальником отдела обороны страны. С августа 1939 по май 1945 начальник штаба оперативного руководства вооруженных сил фашистской Германии, главный советник Гитлера по всем оперативно-стратегическим вопросам; в конце войны деятельность его ограничивалась западными театрами войны. 7 мая 1945 по поручению адмирала К. Дёница подписал в Реймсе общую капитуляцию германских вооруженных сил перед западными союзниками. Был привлечён к суду как военный преступник, 1 октября 1946 приговорён Международным военным трибуналом в Нюрнберге к смертной казни и повешен. II йодлер (нем. Jodel, Jodler, от jodein - петь с переливами на тирольский лад), жанр народных песен у альпийских горцев (в Австрии, Швейцарии, Южной Баварии), с рефреном в форме Вокализа. Последний исполняется в своеобразной манере на одних гласных с характерным частым и резким переходом из низкого грудного регистра в головной (фальцет), на широких интервалах и разложенных аккордовых звуках. В низком регистре певец вокализирует на гласных а, о, в высоком - на е, и. Лит.: Tobler A., Kühreihen oder Kühreigen, Jodel und Jodellied in Appenzell, Z., 1891. |
Йодль (Jodl) Альфред (10.5.1890, Вюрцбург, ‒ 16.10.1946, Нюрнберг), генерал-полковник (1944) немецко-фашистской армии. Участник 1-й мировой войны 1914‒18, затем служил на штабных должностях в рейхсвере, был начальником отдела обороны страны. С августа 1939 по май 1945 начальник штаба оперативного руководства вооруженных сил фашистской Германии, главный советник Гитлера по всем оперативно-стратегическим вопросам; в конце войны деятельность его ограничивалась западными театрами войны. 7 мая 1945 по поручению адмирала К. Дёница подписал в Реймсе общую капитуляцию германских вооруженных сил перед западными союзниками. Был привлечён к суду как военный преступник, 1 октября 1946 приговорён Международным военным трибуналом в Нюрнберге к смертной казни и повешен. |
Йодль, йодлер (нем. Jodel, Jodler, от jodein - петь с переливами на тирольский лад), жанр народных песен у альпийских горцев (в Австрии, Швейцарии, Южной Баварии), с рефреном в форме вокализа. Последний исполняется в своеобразной манере на одних гласных с характерным частым и резким переходом из низкого грудного регистра в головной (фальцет), на широких интервалах и разложенных аккордовых звуках. В низком регистре певец вокализирует на гласных а, о, в высоком - на е, и. Лит.: Tobler A., Kühreihen oder Kühreigen, Jodel und Jodellied in Appenzell, Z., 1891. |
Йожа (Józsa) Бела (1898, с. Хадиш, бывший уезд Одорхей, - 22.11.1943, г. Сомеш), деятель румынского рабочего движения. В 1919-24 сначала руководил профсоюзом лесорубов в Клуже, затем профсоюзом на судостроительной верфи в Галаце. В 1924-27 работал в организации «Красная помощь» (по оказанию помощи политзаключённым) в Бухаресте. В 1927-40 возглавлял рабочую организацию солидарности в Клуже, являясь член комитета организации Трансильвании и Баната компартии Румынии. Неоднократно подвергался арестам. В 1940-43 секретарь областной партийной организации в Сомеше. Выдан провокатором и зверски замучен хортистской охранкой. |
Йожа (Józsa) Бела (1898, с. Хадиш, бывший уезд Одорхей, ‒ 22.11.1943, г. Сомеш), деятель румынского рабочего движения. В 1919‒24 сначала руководил профсоюзом лесорубов в Клуже, затем профсоюзом на судостроительной верфи в Галаце. В 1924‒27 работал в организации «Красная помощь» (по оказанию помощи политзаключённым) в Бухаресте. В 1927‒40 возглавлял рабочую организацию солидарности в Клуже, являясь член комитета организации Трансильвании и Баната компартии Румынии. Неоднократно подвергался арестам. В 1940‒43 секретарь областной партийной организации в Сомеше. Выдан провокатором и зверски замучен хортистской охранкой. |
Йожеф (Jozsef) Аттила (11.4.1905, Будапешт, - 3.12.1937, с. Балатонсарсо), венгерский поэт. Член Коммунистической партии Венгрии с 1930. Сын рабочего. Учился в Сегедском и Венском университетах и в Сорбонне. В первом сборнике Й. «Попрошайка красоты» (1922) заметно подражание Э. Ади, Д. Юхасу, У. Уитмену. Но уже в сборниках «Не я кричу» (1924), «Ни отца, ни матери» (1929), несмотря на известное влияние экспрессионизма и сюрреализма, утверждается собственная вызывающе-гротескная, а порой задушевная лирическая манера. Поэзия Й., в которой появляется напряжённый драматизм, отражает обездоленность рабочего люда и волю к революционной борьбе: сборники «Пни корчуй и не скули» (1931), «Ночь окраины» (1932), «Медвежий танец» (1934). В последнем сборнике Й. «Очень больно» (1936) ожесточённый протест переплетается с подавленностью и отчаянием. Соч.: Összes versei, [Bdpst], 1966; Összes müvei. 1-4 köt., Bdpst, 1952-67; Irodalom és szocializmus, [Bdpst], 1967; в рус. пер. - Стихотворения, М., 1958; Стихи, М., [1962]. Лит.: Шаргина Л., Аттила Йожеф, в сборнике: Писатели стран народной демократии, М., 1959; Россиянов о., Поэтический образ у Аттилы Йожефа, в сборнике: Поэзия социализма, М., 1969; Szabolcsi М., Fiatal életek indulója, Bdpst, 1963; Forgács L., József Attila esztétikája, Bdpst, 1965; Tötök G., A lira: logika, Bdpst, 1968; Balogh L., Józef Attila, 2 kiad., Bdpst, 1970. О. К. Россиянов. |
Йожеф (Jozsef) Аттила (11.4.1905, Будапешт, ‒ 3.12.1937, с. Балатонсарсо), венгерский поэт. Член Коммунистической партии Венгрии с 1930. Сын рабочего. Учился в Сегедском и Венском университетах и в Сорбонне. В первом сборнике Й. «Попрошайка красоты» (1922) заметно подражание Э. Ади, Д. Юхасу, У. Уитмену. Но уже в сборниках «Не я кричу» (1924), «Ни отца, ни матери» (1929), несмотря на известное влияние экспрессионизма и сюрреализма, утверждается собственная вызывающе-гротескная, а порой задушевная лирическая манера. Поэзия Й., в которой появляется напряжённый драматизм, отражает обездоленность рабочего люда и волю к революционной борьбе: сборники «Пни корчуй и не скули» (1931), «Ночь окраины» (1932), «Медвежий танец» (1934). В последнем сборнике Й. «Очень больно» (1936) ожесточённый протест переплетается с подавленностью и отчаянием. Соч.: Összes versei, [Bdpst], 1966; Összes müvei. 1‒4 köt., Bdpst, 1952‒67; Irodalom és szocializmus, [Bdpst], 1967; в рус. пер. ‒ Стихотворения, М., 1958; Стихи, М., [1962]. Лит.: Шаргина Л., Аттила Йожеф, в сборнике: Писатели стран народной демократии, М., 1959; Россиянов о., Поэтический образ у Аттилы Йожефа, в сборнике: Поэзия социализма, М., 1969; Szabolcsi М., Fiatal életek indulója, Bdpst, 1963; Forgács L., József Attila esztétikája, Bdpst, 1965; Tötök G., A lira: logika, Bdpst, 1968; Balogh L., Józef Attila, 2 kiad., Bdpst, 1970. О. К. Россиянов. |
Йозгат (Yozgat) город в центральной части Турции; административный центр вилайета Йозгат. 27,8 тыс. жителей (1970). Узел автодорог, завод взрывчатых веществ; пивоваренный завод, мельницы. В районе Й. - добыча свинца и марганцевой руды. |
Йокаи (Jókai) Мор (18.2.1825, Комаром, - 5.5.1904, Будапешт), венгерский писатель. Родился в семье мелкопоместного дворянина. Первый роман «Будни» (1846) написан в традициях романтизма, с которым связано и дальнейшее творчество Й. С 1847 редактировал прогрессивный журнал «Элеткепек» («Életképek»). В 1848 с Ш. Петёфи участвовал в революции, но вскоре перешёл на позиции примирения с Габсбургами. В романах «Золотой век Трансильвании» (1852), «Сыновья человека с каменным сердцем» (1869, рус. пер. 1959, одноимённый фильм, 1965) Й. воспел национально-освободительную борьбу. В романах «Венгерский набоб» (1853, одноимённый фильм, 1966), «Золтан Карпати» (1854) и «Новый землевладелец» (1863) отразилось увлечение Й. идеей постепенных реформ. Писатель возлагает надежды на развитие капиталистической экономики - романы «Чёрные алмазы» (1870, рус. пер. 1882), «Золотой человек» (1873, рус. пер. 1882). В позднем творчестве Й. большое место занимают элементы развлекательности, но роман «Узник Раби» (1879) и повесть «Жёлтая роза» (1893, рус. пер. 1956) содержат реалистические черты. Соч.: Válogatott művei, [1-32 köt.], Bdpst, 1954-62. Лит.: Кланицаи Т., Саудер Й., Сабольчи М., Краткая история венгерской литературы XI-XX в., пер. с венг., Будапешт, 1962; Sőtér 1., Romantika és realizmus, Bdpst, 1956; Dely Zs., A fiatal Jókai nyelve és stilusa, Bdpst, 1969. Е. И. Малыхина. |
Йокаи (Jókai) Мор (18.2.1825, Комаром, ‒ 5.5.1904, Будапешт), венгерский писатель. Родился в семье мелкопоместного дворянина. Первый роман «Будни» (1846) написан в традициях романтизма, с которым связано и дальнейшее творчество Й. С 1847 редактировал прогрессивный журнал «Элеткепек» («Életképek»). В 1848 с Ш. Петёфи участвовал в революции, но вскоре перешёл на позиции примирения с Габсбургами. В романах «Золотой век Трансильвании» (1852), «Сыновья человека с каменным сердцем» (1869, рус. пер. 1959, одноимённый фильм, 1965) Й. воспел национально-освободительную борьбу. В романах «Венгерский набоб» (1853, одноимённый фильм, 1966), «Золтан Карпати» (1854) и «Новый землевладелец» (1863) отразилось увлечение Й. идеей постепенных реформ. Писатель возлагает надежды на развитие капиталистической экономики ‒ романы «Чёрные алмазы» (1870, рус. пер. 1882), «Золотой человек» (1873, рус. пер. 1882). В позднем творчестве Й. большое место занимают элементы развлекательности, но роман «Узник Раби» (1879) и повесть «Жёлтая роза» (1893, рус. пер. 1956) содержат реалистические черты. Соч.: Válogatott művei, [1‒32 köt.], Bdpst, 1954‒62. Лит.: Кланицаи Т., Саудер Й., Сабольчи М., Краткая история венгерской литературы XI‒XX в., пер. с венг., Будапешт, 1962; Sőtér 1., Romantika és realizmus, Bdpst, 1956; Dely Zs., A fiatal Jókai nyelve és stilusa, Bdpst, 1969. Е. И. Малыхина. |
Ёккаити, город и порт в Японии, на Ю. острове Хонсю, на берегу залива Исе, в префектуре Миэ. 229,3 тыс. жителей (1970). Один из важнейших центров нефтепереработки и нефтехимии страны (мощный этиленовый комбинат - 300 тыс. т продукции в год). производство хлопчатобумажных тканей, фаянсово-керамических, стекольных изделий. Цветная металлургия (медеплавильный завод), электромашиностроение. ТЭС (660 тыс. квт). Морской курорт. |
Екосука, город и порт в Японии, на острове Хонсю, на полуострове Миура. Расположен в 16 км к Ю. от Йокохамы, в префектуре Канагава. 347,6 тыс. жителей (1970). Судостроительная и судоремонтная верфи; сухие доки, морской арсенал. Орудийный завод. Подземные нефтехранилища. ТЭС (мощность 1,2 млн. квт). База китобойной флотилии. Авиационный научно-исследовательский центр, морские учебные заведения, Морской музей. Й. - главная военно-морская база японского военного флота. |
Иокогама, город, крупный экономический центр и порт в Японии. Административный центр префектуры Канагава. Расположен на острове Хонсю, на побережье Токийского залива, в 30 км к Ю.-З. от Токио. Вместе со столицей образует городскую агломерацию Кейхин. Площадь города 413 км2. Население 2238,3 тыс. жителей (1970). Важный транспортный узел международного значения. Один из самых крупных торгово-пассажирских портов Дальнего Востока. Общая длина причалов 14 км, крупнейшие - Синко, Осанбаси и Мидзухо. По переработке портовых грузов Й. занимает второе место в стране. Промышленный центр в индустриальном районе Канто. Наибольшее развитие из отраслей промышленности получили: судостроение и др. виды машиностроения (главным образом производство подвижного состава, электроэнергетическое машиностроение), чёрная металлургия, нефтехимия. Имеются предприятия атомной промышленности (строится атомная электростанция), военные заводы (в том числе самолётостроительный). Лёгкая и пищевая промышленность (хлопчатобумажная, шёлкомотальные, ткацкие и швейные фабрики), стекольно-керамическое производство. В городе находятся главные конторы и филиалы крупнейших японских банков, монополистических концернов и торговых фирм. Й. основана в 1858 (до этого на месте современной Й. были расположены 2 небольших селения - Канагава и Й.). В 70-х гг. 19 в. Й. стала одним из важнейших портов Японии (70% внешнеторгового оборота страны). В 1923 большая часть города была уничтожена землетрясением и пожаром. В 1945 Й. подверглась большому разрушению в результате налётов американской авиации. Йокохама. Вид части порта. |
Гедиминас Альбине (р. 8.3.1927, г. Купишкис), советский скульптор, заслуженный деятель искусств Литовской ССР (1965), член-корреспондент АХ СССР (1967). Учился в Каунасском институте прикладного и декоративного искусства (1946-51) и в Вильнюсе в Художественном институте Литовской ССР (1952) у Ю. Й. Микенаса. Для окрашенных национально-романтическим пафосом монументальных и станковых работ Й. характерны смелая обобщенность форм, энергичная выявленность пластической структуры объёма. Произведения: «Председатель колхоза» (бронза, 1957), портрет Й. Янулёниса (гранит, 1962) - оба в Художественном музее Литовской ССР, Вильнюс; памятник жертвам фашизма в деревне Пирчюпис (гранит, 1960, Ленинская премия, 1963; архитектор В. П. Габрюнас), портрет Ю. Веножинскиса (гранит, 1964), памятник В. И. Ленину на площади Ильича в Москве (бронза, гранит, 1967, архитектор В. А. Чеканаускас). Илл. см. также при ст. Литовская ССР (См. Литовская Советская Социалистическая Республика). Лит.: Budrys St., Gediminas Jokubonis, Vilnius, 1963. Г. А. Йокубонис. Памятник В. И. Ленину на площади Ильича в Москве. Бронза, гранит. 1967. Архитектор В. А. Чеканаускас. Г. Йокубонис. «Мать» (фрагмент). Скульптурная часть памятника жертвам фашизма в деревне Пирчюпис (Варенский район). Гранит. 1960. Г. А. Йокубонис. |
Йокубонис Гедиминас Альбине (р. 8.3.1927, г. Купишкис), советский скульптор, заслуженный деятель искусств Литовской ССР (1965), член-корреспондент АХ СССР (1967). Учился в Каунасском институте прикладного и декоративного искусства (1946‒51) и в Вильнюсе в Художественном институте Литовской ССР (1952) у Ю. Й. Микенаса. Для окрашенных национально-романтическим пафосом монументальных и станковых работ Й. характерны смелая обобщенность форм, энергичная выявленность пластической структуры объёма. Произведения: «Председатель колхоза» (бронза, 1957), портрет Й. Янулёниса (гранит, 1962) ‒ оба в Художественном музее Литовской ССР, Вильнюс; памятник жертвам фашизма в деревне Пирчюпис (гранит, 1960, Ленинская премия, 1963; архитектор В. П. Габрюнас), портрет Ю. Веножинскиса (гранит, 1964), памятник В. И. Ленину на площади Ильича в Москве (бронза, гранит, 1967, архитектор В. А. Чеканаускас). Илл. см. также при ст. Литовская ССР. Лит.: Budrys St., Gediminas Jokubonis, Vilnius, 1963. |
Йом - река в Таиланде, одна из составляющих р. Менам-Чао-Прая. Истоки на С. Таиланда в пределах нагорья Фипаннам, протекает по Менамской низменности. Длина около 500 км. Летнее половодье, муссонный режим. Лесосплав. Используется для орошения. |
Йомены - йоменри (Yeomen, Yeomanry), крестьяне в Англии 14-18 вв., которые вели самостоятельное хозяйство на земле, являвшейся их традиционным наследственным держанием. Термин «Й.» отличался известной неопределённостью. Изначально ядро Й. составляли свободные крестьяне-фригольдеры средневекового манора (см. Фригольд). С разложением манориальной системы преобладающая часть бывших крепостных приблизилась по своему фактическому положению к мелким фригольдерам, пополнив ряды йоменри. В условиях дальнейшего развития товарно-денежных отношений слой йоменри стал размываться, поляризуясь на зажиточную верхушку и деревенскую бедноту Тем не менее вплоть до середины 17 в. Й. составляли основную массу английского крестьянства. Во время английской буржуазной революции 17 в. они (вместе с плебейским элементом городов) сыграли решающую роль в ликвидации феодально-абсолютистского режима, однако были лишены плодов победы. Дальнейшее развитие капиталистических отношений привело в столетие, следовавшее за революцией, к почти полному исчезновению Й. с исторической арены. М. А. Барг. |
Йоммелли (Jommelli) Никколо (10.9.1714, Аверса, близ Неаполя, - 25.8.1774, Неаполь), итальянский композитор, представитель неаполитанской оперной школы. Член Болонской филармонической академии (1741). Автор более 70 опер, среди которых выделяются «Меропа» (1741), «Артаксеркс» (1749), «Фаэтон» (1753, 2-я редакция 1768); церковной музыки, в том числе знаменитого «Мизерере»; интермедий, одна из которых - «Дон Фальконе» шла в Петербурге (1779), и др. В операх Й. отводит важное место аккомпанированному речитативу, усиливает драматургическую роль хора и оркестра, сближаясь с принципами оперной реформы К. В. Глюка. Лит.: Ливанова Т. Н., История западно-европейской музыки до 1789 года, М. - Л.,1940; Abert H., Niccolo Jommelli als Opernkomponist, Halle, 1908. |
Йоммелли (Jommelli) Никколо (10.9.1714, Аверса, близ Неаполя, ‒ 25.8.1774, Неаполь), итальянский композитор, представитель неаполитанской оперной школы. Член Болонской филармонической академии (1741). Автор более 70 опер, среди которых выделяются «Меропа» (1741), «Артаксеркс» (1749), «Фаэтон» (1753, 2-я редакция 1768); церковной музыки, в том числе знаменитого «Мизерере»; интермедий, одна из которых ‒ «Дон Фальконе» шла в Петербурге (1779), и др. В операх Й. отводит важное место аккомпанированному речитативу, усиливает драматургическую роль хора и оркестра, сближаясь с принципами оперной реформы К. В. Глюка. Лит.: Ливанова Т. Н., История западно-европейской музыки до 1789 года, М. ‒ Л.,1940; Abert H., Niccolo Jommelli als Opernkomponist, Halle, 1908. |
Йонаго - город в Японии, в западной части острова Хонсю, в префектуре Тоттори. 109 тыс. жителей (1970). Ж.-д. узел; мелководный порт у лагуны Наканоуми. Металлургия, с.-х. машиностроение, судостроение и др. отрасли металлообработки. Текстильная (на базе местного производства шёлка-сырца), пищевкусовая промышленность. Серные рудники. |
Йонампхо - город и порт в КНДР, в провинции Пхёнан-Пукто, в устье пограничной р. Амноккан. Один из основных центров рыбной промышленности на северо-корейском побережье Жёлтого моря. Выходной порт для промышленной продукции г. Синыйджу. |
Йонас (Jonas) Франц (р. 4.10.1899, Вена), австрийский государственный деятель. Окончил (1917) полиграфическое училище; с 1919 работал в полиграфической промышленности. Принимал участие в социалистическом молодёжном движении, затем в деятельности социал-демократической партии. В 1932-34 руководил районной социал-демократической организацией г. Вены. За участие в социал-демократическом движении подвергался арестам. После освобождения Австрии от немецко-фашистских войск (1945) работал в муниципалитете Флоридсдорфа (Вена). Участвовал в создании Социалистической партии Австрии (СПА). В 1949-65 председателем Венской организации СПА, в 1950-65 член правления и заместитель председателя СПА. В 1951-65 бургомистр Вены. В 1952-65 депутат австрийского парламента. С июня 1965 федеральный президент Австрийской Республики. |
Йонас (Jonas) Франц (р. 4.10.1899, Вена), австрийский государственный деятель. Окончил (1917) полиграфическое училище; с 1919 работал в полиграфической промышленности. Принимал участие в социалистическом молодёжном движении, затем в деятельности социал-демократической партии. В 1932‒34 руководил районной социал-демократической организацией г. Вены. За участие в социал-демократическом движении подвергался арестам. После освобождения Австрии от немецко-фашистских войск (1945) работал в муниципалитете Флоридсдорфа (Вена). Участвовал в создании Социалистической партии Австрии (СПА). В 1949‒65 председателем Венской организации СПА, в 1950‒65 член правления и заместитель председателя СПА. В 1951‒65 бургомистр Вены. В 1952‒65 депутат австрийского парламента. С июня 1965 федеральный президент Австрийской Республики. |
Йонг (Jong) Адриан Михаэл де (28.3.1888, Ньив-Фосмер, - 18.10.1943, Бларикюм), нидерландский писатель. Родился в рабочей семье. Был учителем. Печататься начал в 1916. В 1919-25 редактор газеты «Хет фолк» («Het volk»), органа социал-демократической рабочей партии Нидерландов. В 1927-28 - один из редакторов журнала «Ню» («Nu»). Участник Движения Сопротивления, Й. был расстрелян эсэсовцами. В двух циклах романов «Юность Мерейнтье Хейзена» (ч. 1-4, 1925-28) и «Молодые годы» (Мерейнтье Хейзена ч. 1-4, 1935-38) Й. подверг критике буржуазное общество с позиций абстрактного гуманизма. Писал книги для детей и воспоминания: «Славные годы Франка ван Везеля» (1928) и др. Написанный Й. в 1942-43 биографический роман о Г. А. Бредеро «Безумный прапорщик» опубликован в1947. Соч.: Merijntje Gijzen's jeugd, v. 1-4, Amst., 1941; De martelgang van kromme Lindert, 14 druk, Amst., 1951. Лит.: Kelk С. J., Rondom tien gestalten, Utrecht, 1938. Ю. Ф. Сидорин. |
Йонг (Jong) Адриан Михаэл де (28.3.1888, Ньив-Фосмер, - 18.10.1943, Бларикюм), нидерландский писатель. Родился в рабочей семье. Был учителем. Печататься начал в 1916. В 1919-25 редактор газеты «Хет фолк» («Het volk»), органа социал-демократической рабочей партии Нидерландов. В 1927-28 - один из редакторов журнала «Ню» («Nu»). Участник Движения Сопротивления, Й. был расстрелян эсэсовцами. В двух циклах романов «Юность Мерейнтье Хейзена» (ч. 1-4, 1925-28) и «Молодые годы» (Мерейнтье Хейзена ч. 1-4, 1935-38) Й. подверг критике буржуазное общество с позиций абстрактного гуманизма. Писал книги для детей и воспоминания: «Славные годы Франка ван Везеля» (1928) и др. Написанный Й. в 1942-43 биографический роман о Г. А. Бредеро «Безумный прапорщик» опубликован в1947. Соч.: Merijntje Gijzen's jeugd, v. 1-4, Amst., 1941; De martelgang van kromme Lindert, 14 druk, Amst., 1951. Лит.: Kelk С. J., Rondom tien gestalten, Utrecht, 1938. Ю. Ф. Сидорин. |
Йонгкинд (Jongkind) Ян Бартолд (3.6.1819, Латроп, Оверэйсел, - 9.2.1891, Кот-Сент-Андре, Франция), голландский живописец и график. Учился в Гааге (с 1837, в АХ и у А. Схелфхаута) и Париже (1846-49, у Э. Изабе и Ф. Э. Пико); работал в Голландии (1855-60), Бельгии (1866-69) и Франции. Реалист, оказал влияние на первых представителей Импрессионизма. В своих пейзажах внимательно изображал особенности сёл и городов каждой страны, трудовую жизнь их обитателей. Творчество Й. отличается непосредственностью впечатлений, свободной, обобщённой, подчас эскизной, манерой письма, светлой, тонкой гаммой. Й. много работал как акварелист и офортист. Лит.: Bakker-Hefting V., J. В. Jongkind, Amst., [1962]. Я. Б. Йонгкинд. «Набережная канала». 1869. Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина. Москва. |
Йонгкинд (Jongkind) Ян Бартолд (3.6.1819, Латроп, Оверэйсел, ‒ 9.2.1891, Кот-Сент-Андре, Франция), голландский живописец и график. Учился в Гааге (с 1837, в АХ и у А. Схелфхаута) и Париже (1846‒49, у Э. Изабе и Ф. Э. Пико); работал в Голландии (1855‒60), Бельгии (1866‒69) и Франции. Реалист, оказал влияние на первых представителей импрессионизма. В своих пейзажах внимательно изображал особенности сёл и городов каждой страны, трудовую жизнь их обитателей. Творчество Й. отличается непосредственностью впечатлений, свободной, обобщённой, подчас эскизной, манерой письма, светлой, тонкой гаммой. Й. много работал как акварелист и офортист. Лит.: Bakker-Hefting V., J. В. Jongkind, Amst., [1962]. |
Ёнедзава, город в Японии, в северной части острова Хонсю, в префектуре Ямагата. 92,8 тыс. жителей (1970). Центр шёлковой промышленности. Мебельные, пищевкусовые, бумажные предприятия; авиационный завод. В районе г. Й. - горячие минеральные источники Оногава. |
Йонкерс (Yonkers) город на Атлантическом побережье США, в штате Нью-Йорк. Северный жилой пригород Нью-Йорка на левом берегу р. Гудзон. 205 тыс. жителей (1970). В промышленности 15 тыс. занятых. Преобладает лёгкая промышленность (производство готового платья, шляп, ковров, трикотажа). Сахарорафинадные и фармацевтические заводы. |
I Йо́нна (Yonne) река во Франции, левый приток Сены. Длина 295 км, площадь бассейна 10,9 тыс. км2. Истоки в горном массиве Морван, протекает по Парижскому бассейну. Снегово-дождевое питание, паводки в холодное время года. При сильных ливнях колебания уровня до 2-3 м. Средний расход воды в устье 105 м3/сек, максимальные расходы - 1000-1300 м3/сек. Судоходна и шлюзована на 108 км от устья. Каналами связана с Луарой и с реками бассейна Роны. ГЭС. II Йо́нна (Yonne) департамент в центральной части Франции, по среднему и нижнему течению р. Йонна. Образован за счёт частей исторических областей Шампань, Орлеане. Площадь 7,5 тыс. км2. Население 290 тыс. чел. (1971). Административный центр - г. Осер. Посевы зерновых; виноградарство и виноделие. Крупный рогатый скот, овцы, свиньи. Лесообрабатывающая, машиностроительная, электротехническая, швейная промышленность. |
Йонна (Yonne), департамент в центральной части Франции, по среднему и нижнему течению р. Йонна. Образован за счёт частей исторических областей Шампань, Орлеане. Площадь 7,5 тыс. км2. Население 290 тыс. чел. (1971). Административный центр ‒ г. Осер. Посевы зерновых; виноградарство и виноделие. Крупный рогатый скот, овцы, свиньи. Лесообрабатывающая, машиностроительная, электротехническая, швейная промышленность. |
Йонна (Yonne), река во Франции, левый приток Сены. Длина 295 км, площадь бассейна 10,9 тыс. км2. Истоки в горном массиве Морван, протекает по Парижскому бассейну. Снегово-дождевое питание, паводки в холодное время года. При сильных ливнях колебания уровня до 2‒3 м. Средний расход воды в устье 105 м3/сек, максимальные расходы ‒ 1000‒1300 м3/сек. Судоходна и шлюзована на 108 км от устья. Каналами связана с Луарой и с реками бассейна Роны. ГЭС. |
Юнсон (Johnson) Эйвинд (р. 29.7.1900, близ г. Боден), шведский писатель. Член Шведской академии (1957). Первый сборник новелл - «Четверо чужеземцев» (1924). В романе «Тиманы и справедливость» (1925) разоблачается христианство как враждебное делу освобождения рабочего класса. Влияние психоанализа на Й. сказалось в романе «Воспоминания» (1928). Й. с едкой иронией рисует образ фабриканта в романе «Комментарии к падению звезды» (1929). Цикл романов об Улуфе (1934-37) рассказывает о судьбах рабочей молодёжи. Антифашистскую направленность имеют роман «Ночное учение» (1938) и трилогия «Крилон. Роман о возможном» (1941-1943). Повести Й. «Пан против Спарты» (1946), «Прибой» (1946), его исторические романы «Мечты о розах и пламени» (1949) и «Тучи над Метапонтом» (1957) проникнуты духом символизма. Й. - автор романа «Эпоха его величества» (1960) о правлении Карла Великого. Соч.: Spår förbi kolonos, [Stockh., 1961]; в рус. пер. - [Рассказы], в сборнике: Шведская новелла XIX-XX вв., М., 1964. Лит.: Svensk litteratur 1900-1950, Stockh., 11958]; Andersson U., Eyvind Johnson i Grekland, «Ny Dag», 1962, 2 Jan. А. В. Мамонтов. |
Йонсон, Юнсон (Johnson) Эйвинд (р. 29.7.1900, близ г. Боден), шведский писатель. Член Шведской академии (1957). Первый сборник новелл ‒ «Четверо чужеземцев» (1924). В романе «Тиманы и справедливость» (1925) разоблачается христианство как враждебное делу освобождения рабочего класса. Влияние психоанализа на Й. сказалось в романе «Воспоминания» (1928). Й. с едкой иронией рисует образ фабриканта в романе «Комментарии к падению звезды» (1929). Цикл романов об Улуфе (1934‒37) рассказывает о судьбах рабочей молодёжи. Антифашистскую направленность имеют роман «Ночное учение» (1938) и трилогия «Крилон. Роман о возможном» (1941‒1943). Повести Й. «Пан против Спарты» (1946), «Прибой» (1946), его исторические романы «Мечты о розах и пламени» (1949) и «Тучи над Метапонтом» (1957) проникнуты духом символизма. Й. ‒ автор романа «Эпоха его величества» (1960) о правлении Карла Великого. Соч.: Spår förbi kolonos, [Stockh., 1961]; в рус. пер. ‒ [Рассказы], в сборнике: Шведская новелла XIX‒XX вв., М., 1964. Лит.: Svensk litteratur 1900‒1950, Stockh., 11958]; Andersson U., Eyvind Johnson i Grekland, «Ny Dag», 1962, 2 Jan. А. В. Мамонтов. |