Большая советская энциклопедия (БСЭ)
Статьи на букву "З" (часть 13, "ЗАР")

В начало энциклопедии

По первой букве
0-9 A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "З" (часть 13, "ЗАР")

Заринь Карлис Карлович

Заринь, Зариньш Карлис Карлович (р. 6.7.1930, Рига), латышский советский певец (драматический тенор), народный артист СССР (1976). Член КПСС с 1977. В 1960 окончил Латвийскую консерваторию по классу пения у А. Вилюманиса; в 1960≈61 совершенствовался в Софийской консерватории (Болгария) у И. Йосифова. С 1960 солист Латвийского театра оперы и балета. Партии: Герман («Пиковая дама» Чайковского), Самозванец («Борис Годунов» Мусоргского), Радамес и Манрико («Аида» и «Трубадур» Верди), Калаф («Турандот» Пуччини), Питер Граймс («Питер Граймс» Бриттена), Вижут («Банюта» Калниня), Кангар («Огонь и ночь» Мединя), Марис («Принцесса Гундега» Скулте) и др. Участвовал в исполнении «Реквиема» Верди, «Реквиема» Моцарта, ораторий «Мессия» Генделя, «Махагони» М. Зариня, 9-й симфонии Бетховена. Государственная премия Латвийской ССР (1974). Награжден орденом Трудового Красного Знамени.

Заринь Маргер Оттович

Заринь, Зариньш Маргер Оттович [р. 11(24).5.1910, Яунпиебалга], советский композитор, народный артист СССР (1970). В 1929≈33 учился в Латвийской консерватории в Риге. В 1940≈50 музыкальный руководитель Художественного театра им. Я. Райниса (Рига). Автор преимущественно вокальных, вокально-инструментальных произведений, музыки к спектаклям. Один из основоположников латышской оратории и латышской советской оперы. Среди сочинений: оперы «К новому берегу» (1955, Рига), «Зелёная мельница» (1958, там же), «Опера нищих» (1965, там же); оратории «Валмиерские герои» (1950; Государственная премия СССР, 1951), «Борьба с Чёртовым болотом» (1951), «Махагони» (1964); кантата «Трубач из Талавы»(1937); вокально-инструментальная сюита «Ода качелям» (1940); для хора a cappella, циклы для голоса и фортепиано и др. В 1951≈52 и 1956≈68 председатель правления Союза композиторов Латвийской ССР. Республиканская премия Латвийской ССР (1957). Награжден орденом Ленина и медалями.

Лит.: Грюнфельд Н., Просторный мир музыканта, «Советская музыка», 1965, № 7, с. 29≈35; Krasinska L., Margeris Zarins, Riga, 1960.═

Заринь Янис Петрович

Заринь, Зариньш Янис Петрович [р.29.4(12.5).1913, Руисна, ныне Валмиерского района Латвийская ССР], советский скульптор, заслуженный деятель искусств Латвийской ССР (1971). Учился в Латвийской АХ (1936≈42) у К. Зале. Создал ряд монументализированных, эмоционально напряжённых портретов латышских революционеров, деятелей культуры, а также насыщенных романтическим пафосом тематических произведений: «Богатый урожай» (гранит, 1957), портрет дирижёра А. Мелбардиса (бронза, 1958) ≈ оба в Художественном музее Латвийской ССР, Рига; портрет жены (Третьяковская галерея), «Утро» (статуя установлена в районе Бастионной горки в Риге) ≈ оба гранит, 1958, Государственная премия Латвийской ССР, 1959; памятник герою Гражданской войны Я. Фабрициусу (гранит, 1954) и Борцам революции 1905 г. (гранит, 1960≈61) в Вентспилсе, В. И. Ленину в Гулбене (бронза, гранит, 1970). З. ≈ один из авторов мемориального ансамбля памяти жертв фашистского террора в Саласпилсе (бетон, 1961≈67; Ленинская премия, 1970).

Лит.: Алимов А., Мемориальный ансамбль в Саласпилсе, «Искусство», 1969, № 8; Bridaka L., Granits cinas, granits dzivo, «Māksla», 1963, № 2.

Зарифян

Ованес Геворкович [23.3(4.4).1879, Александрополь, ныне Ленинакан, - 29.7.1937, Бостон, США], армянский актёр, режиссёр, театральный деятель. В 1897 выступал в Александрополе, затем в городах Закавказья, Северного Кавказа, России, Турции. В 1920 уехал за границу. Играл в армянских труппах США, Франции, Египта, Румынии, Болгарии. Искусство З. отличалось самобытностью, мастерством перевоплощения. Лучшие роли: Гамлет, Отелло («Гамлет», «Отелло» Шекспира), Уриэль Акоста («Уриэль Акоста» Гуцкова), царь Эдип («Царь Эдип» Софокла), доктор Штокман («Враг народа» Ибсена), дядя Багдасар («Дядя Багдасар» Пароняна), Даниэл («Злой дух» Ширванзаде), отец Игумен («Старые боги» Шанта), Незнамов («Без вины виноватые» Островского).

Зарифян Ованес Геворкович

Зарифян Ованес Геворкович [23.3(4.4).1879, Александрополь, ныне Ленинакан, ≈ 29.7.1937, Бостон, США], армянский актёр, режиссёр, театральный деятель. В 1897 выступал в Александрополе, затем в городах Закавказья, Северного Кавказа, России, Турции. В 1920 уехал за границу. Играл в армянских труппах США, Франции, Египта, Румынии, Болгарии. Искусство З. отличалось самобытностью, мастерством перевоплощения. Лучшие роли: Гамлет, Отелло («Гамлет», «Отелло» Шекспира), Уриэль Акоста («Уриэль Акоста» Гуцкова), царь Эдип («Царь Эдип» Софокла), доктор Штокман («Враг народа» Ибсена), дядя Багдасар («Дядя Багдасар» Пароняна), Даниэл («Злой дух» Ширванзаде), отец Игумен («Старые боги» Шанта), Незнамов («Без вины виноватые» Островского).

Зарицкий

Алексей Александрович [р.9(22).3.1911, поселок Хотимск, ныне Могилёвской области], белорусский советский поэт. Член КПСС с 1946. Первый сборник - «Эпические фрагменты» (1932). Участник Великой Отечественной войны 1941-1945. Лирика З. посвящена героизму и созидательному труду советских людей. Лучшее произведение - поэма «Повесть про золотое дно» (1954, рус. пер. 1955). Переводит на белорусский язык стихи русских, украинских, литовских, чешских, польских, немецких поэтов. Награжден орденом Отечественной войны 2-й степени и медалями.

Соч.: Выбраныя творы, т. 1-2, Miнск, 1969; в рус. пер. - Орлиный родник. Стихи, М. - Л., 1965; Вересковый мёд. Рассказы, Минск, 1965; Почему шумит тишина. Стихи и поэмы, М., 1968.

Лит.: 3алесская Л. И., Поэзия Советской Белоруссии, М., 1960; Стральцоў М., Жыцце ў слове, в его кн.: Жыцце ў слове, Miнск, 1965.

Зарицкий Алексей Александрович

Зарицкий Алексей Александрович [р.9(22).3.1911, поселок Хотимск, ныне Могилёвской области], белорусский советский поэт. Член КПСС с 1946. Первый сборник ≈ «Эпические фрагменты» (1932). Участник Великой Отечественной войны 1941≈1945. Лирика З. посвящена героизму и созидательному труду советских людей. Лучшее произведение ≈ поэма «Повесть про золотое дно» (1954, рус. пер. 1955). Переводит на белорусский язык стихи русских, украинских, литовских, чешских, польских, немецких поэтов. Награжден орденом Отечественной войны 2-й степени и медалями.

Соч.: Выбраныя творы, т. 1≈2, Miнск, 1969; в рус. пер. ≈ Орлиный родник. Стихи, М. ≈ Л., 1965; Вересковый мёд. Рассказы, Минск, 1965; Почему шумит тишина. Стихи и поэмы, М., 1968.

Лит.: 3алесская Л. И., Поэзия Советской Белоруссии, М., 1960; Стральцо╒ М., Жыцце ╒ слове, в его кн.: Жыцце ╒ слове, Miнск, 1965.

Зария

Зариа (Zaria), город в северной Нигерии, в Северо-Центральном штате. Узел железных и шоссейных дорог. 197,5 тыс. жителей (1970). Важный торговый центр хлопководческого района. Хлопкоочистительные, текстильные, маслобойные, мукомольные, табачные предприятия. Ж.-д. мастерские. Сборка велосипедов. Ремёсла: ткачество, дубление кож и др. университет. В прошлом - один из городов государств Хауса (см. Хауса государства).

Зарница

Зарница - кратковременная вспышка света, наблюдаемая на ночном небе вблизи горизонта. Вызывается освещением атмосферы молниями в местах, расположенных за горизонтом; гром не слышен из-за дальности.

Зарницкая

Зарницкая (настоящая фамилия - Азгуриди)

Ефросиния Филипповна [4(16).2.1867, Одесса, - 30.6.1936, Голта, ныне Первомайск], украинская советская актриса. В 1886 окончила музыкальную школу Общества изящных искусств (Одесса). В 1889 начала сценическую деятельность в труппе М. Л. Кропивницкого. В 1894-1912 выступала в различных украинских труппах. В 1919-24 актриса Петроградского украинского театра им. Т. Шевченко, в 1927-30 харьковского Краснозаводского театра. Один из крупнейших деятелей украинского театра, З. утверждала реалистическое, демократически направленное искусство. Роли: Харитина («Наймичка» Карпенко-Карого), Наталья («Лимеривна» Мирного), Аза («Цыганка Аза» Старицкого) и др. Обладала красивым голосом (сопрано), исполняла партии в операх - Оксана, Наталка («Запорожец за Дунаем», «Наталка-Полтавка» Гулак-Артемовского) и др.

Зарницкая Ефросиния Филипповна

Зарницкая (настоящая фамилия ≈ Азгуриди) Ефросиния Филипповна [4(16).2.1867, Одесса, ≈ 30.6.1936, Голта, ныне Первомайск], украинская советская актриса. В 1886 окончила музыкальную школу Общества изящных искусств (Одесса). В 1889 начала сценическую деятельность в труппе М. Л. Кропивницкого. В 1894≈1912 выступала в различных украинских труппах. В 1919≈24 актриса Петроградского украинского театра им. Т. Шевченко, в 1927≈30 харьковского Краснозаводского театра. Один из крупнейших деятелей украинского театра, З. утверждала реалистическое, демократически направленное искусство. Роли: Харитина («Наймичка» Карпенко-Карого), Наталья («Лимеривна» Мирного), Аза («Цыганка Аза» Старицкого) и др. Обладала красивым голосом (сопрано), исполняла партии в операх ≈ Оксана, Наталка («Запорожец за Дунаем», «Наталка-Полтавка» Гулак-Артемовского) и др.

Зародыш

Статья большая, находится на отдельной странице.

Зародышевое развитие

Статья большая, находится на отдельной странице.

Зародышевое сходство

Зародышевое сходство - сходство между эмбрионами животных отдалённых групп, например у позвоночных (на стадиях гаструляции, формирования зародышевых листков, органогенеза), у членистоногих и др. Впервые З. с. описано К. М. Бэром (1828). Как показал Ч. Дарвин (1859), З. с. - следствие общности происхождения животных. В соответствии с предложенной А. Н. Северцовым теорией Филэмбриогенеза, З. с. - результат эволюции, протекающей преимущественно по способу анаболии (См. Анаболия), т. е. путём добавления, надставок конечных этапов онтогенеза. Мутации, если они не обусловливают нежизнеспособность организма, не затрагивают начальных этапов зародышевого развития (См. Зародышевое развитие) и проявляются лишь в конце морфогенеза. Таким образом, З. с. - результат строгой скоррелированности и консервативности процессов, протекающих на ранних этапах онтогенеза. См. также Биогенетический закон.

Э. Н. Мирзоян.

Зародышевые листки

Статья большая, находится на отдельной странице.

Зародышевые оболочки

Статья большая, находится на отдельной странице.

Зародышевые пласты

Зародышевые пласты - слои тела зародыша многоклеточных животных и человека, образующиеся в процессе гаструляции (См. Гаструляция); то же, что Зародышевые листки.

Зародышевый диск

Зародышевый диск - то же, что Бластодиск.

Зародышевый мешок

Статья большая, находится на отдельной странице.

Зародышевый путь

Статья большая, находится на отдельной странице.

Заросток

Заросток - проталлий (prothallium), половое поколение у папоротников, хвощей, плаунов и селагинелл, развивающееся из споры и образующее половые органы (мужские - антеридии и женские - архегонии). После оплодотворения на З. вырастает Спорофит (бесполое поколение), на котором образуются споры - клетки бесполого размножения. Т. о., в цикле развития каждого такого организма происходит закономерная смена полового (заросток) и бесполого (спорофит) поколений (см. Чередование поколений). Размеры З. - от нескольких миллиметров до 5 см, форма - в виде цельных или рассеченных пластинок, нитей, клубочков простого анатомического строения. Продолжительность жизни обычно очень невелика, но З. плаунов живут до 15-20 лет.

У равноспоровых высших растений (папоротники, хвощи и плауны) клетки З. растут на поверхности почвы или в ней. З. питается автотрофно - из почвы и воздуха (у папоротников, хвощей) или гетеротрофно - за счёт перегнивающих остатков др. растений (сапрофитные З. плаунов). З. у этих растений обоеполые или однополые. У разноспоровых высших растений (водные папоротники, селагинеллы) З. раздельнополые. Мужские З. сильно редуцированы, образуются за счёт питательных веществ споры; женские З. имеют вид небольших зелёных пластинок, клетки которых способны к фотосинтезу. У семенных растений З. редуцирован ещё больше, что связано с приспособлением к наземному образу жизни и переходом к оплодотворению вне водной среды. У них имеются образования, гомологичные З., - эндосперм у голосеменных и зрелый Зародышевый мешок у покрытосеменных.

Заросток: 1 - папоротника; 2 - плауна; 3 - хвоща.

Заросток: 1 - папоротника; 2 - плауна; 3 - хвоща.

Заруб

Заруб - древнерусский город-крепость (11-13 вв.), ныне городище близ с. Зарубинцы Переяслав-Хмельницкого района Киевской области УССР, на правом берегу Днепра, против устья р. Трубеж. Вероятно, был основан для защиты переправы через Днепр; З. неоднократно упоминается в летописях (1096, 1146, 1151, 1156, 1223) в связи с военными действиями русских князей и половцев. Около городища имеются следы большого поселения времени Киевской Руси. Археологическими раскопками 1948-1949 под руководством М. К. Каргера близ З., в урочище Церковпще, открыты остатки двух каменных церквей (11-12 вв.) Зарубского монастыря, которые были украшены фресками, мозаикой и поливными керамическими плитками.

Лит.: Каргер М. К., Развалины Зарубского монастыря и летописный город Заруб в сборнике: Советская археология, М. - Л., в. 13, 1950.

Зарубин

I Зару́бин

Иван Иванович [27.9(9.10).1887, Крым, - 3.2.1964, Ленинград], советский иранист. Профессор Ленинградского университета (до 1949). Исследователь таджикского и иранского языка горцев Памира. Автор работ: «Материалы и заметки по этнографии горных таджиков. Долина Бартанга» (1917), «Вершикское наречие канджутского языка» (1927); «Белуджские сказки» (ч. 1-2, 1932-49).

Соч.: К характеристике мунджанского языка, Л., 1927; Орошорские тексты и словарь, в кн.: Памирская экспедиция, 1928. Труды экспедиции, в. 6 - Лингвистика, Л., 1930; К изучению белуджского языка и (фольклора «Записки Коллегии востоковедов при Азиатском музее АН СССР», 1930, № 5; Бартангские и рушанские тексты и словарь, М - Л 1937; Шугнанские тексты и словарь, М. - Л., 1960.

II Зару́бин

Павел Алексеевич [10(22).5.1816, Пучеж, ныне Ивановской области, - 31.7(12.8).1886, Петербург], русский изобретатель-самоучка, писатель. Создал несколько оригинальных приборов для измерения площади фигур на планах (в т. ч. планиметр-самокат, позволявший определять площадь вытянутых фигур любой длины), приборы для измерения глубины моря, скорости судна, для автоматической записи пути судна на карте, а также жатвенную машину, пожарный насос, водоподъёмник и др. механизмы. Петербургская АН дважды (1854 и 1856) отметила работы З. Демидовской премией. З. известен как автор романа «Тёмные и светлые стороны русской жизни» (1872). В 1867-78 был редактором «Петербургского листка».

Лит.: Павел Алексеевич Зарубин Человек труда и науки), СПБ, 1886.

Зарубин Иван Иванович

Зарубин Иван Иванович [27.9(9.10).1887, Крым, ≈ 3.2.1964, Ленинград], советский иранист. Профессор Ленинградского университета (до 1949). Исследователь таджикского и иранского языка горцев Памира. Автор работ: «Материалы и заметки по этнографии горных таджиков. Долина Бартанга» (1917), «Вершикское наречие канджутского языка» (1927); «Белуджские сказки» (ч. 1≈2, 1932≈49).

Соч.: К характеристике мунджанского языка, Л., 1927; Орошорские тексты и словарь, в кн.: Памирская экспедиция, 1928. Труды экспедиции, в. 6 ≈ Лингвистика, Л., 1930; К изучению белуджского языка и (фольклора «Записки Коллегии востоковедов при Азиатском музее АН СССР», 1930, № 5; Бартангские и рушанские тексты и словарь, М ≈ Л 1937; Шугнанские тексты и словарь, М. ≈ Л., 1960.

Зарубин Павел Алексеевич

Зарубин Павел Алексеевич [10(22).5.1816, Пучеж, ныне Ивановской области, ≈ 31.7(12.8).1886, Петербург], русский изобретатель-самоучка, писатель. Создал несколько оригинальных приборов для измерения площади фигур на планах (в т. ч. планиметр-самокат, позволявший определять площадь вытянутых фигур любой длины), приборы для измерения глубины моря, скорости судна, для автоматической записи пути судна на карте, а также жатвенную машину, пожарный насос, водоподъёмник и др. механизмы. Петербургская АН дважды (1854 и 1856) отметила работы З. Демидовской премией. З. известен как автор романа «Тёмные и светлые стороны русской жизни» (1872). В 1867≈78 был редактором «Петербургского листка».

Лит.: Павел Алексеевич Зарубин Человек труда и науки), СПБ, 1886.

Зарубинецкая культура

Зарубинецкая культура - археологическая культура, распространенная около 1 в. до н. э. - 1 в. н. э. на территории Среднего и отчасти Верхнего Приднепровья. Некоторые исследователи считают ее древнеславянской. Названа по могильнику у с. Зарубинцы Переяслав-Хмельницкого района Киевской области УССР, обнаруженному В. В. Хвойкой в 1899. Для З. к. характерны бескурганные могильники с трупосожжениями. Отдельные трупоположения встречены лишь в двух пунктах (Корчеватое, Велемичи). Остатки небольших поселений З. к. со следами наземных или несколько углублённых в землю жилищ часто расположены на высоких и труднодоступных местах. Население жило родовым строем, занималось земледелием, скотоводством, а также охотой и рыбной ловлей. Орудия труда делались из железа, различные украшения - из бронзы. Керамика лепная. З. к. развивалась под влиянием латенской культуры (См. Латенская культура). На З. она граничила с пшеворской культурой (См. Пшеворская культура).

Лит.: Памятники зарубинецкой культуры, М. - Л., 1959; Кухаренко Ю. В., Зарубинецкая культура, М., 1964 (Свод археологических источников, в. Д1-19).

Ю. В. Кухаренко.

Зарубинецкая культура. Одно из погребений Корчеватовского могильника.

Зарубинецкая культура. Одно из погребений Корчеватовского могильника.

Зарубино

I Зару́бино

посёлок городского типа в Любытинском районе Новгородской области РСФСР. Ж.-д. станция (Любытино) на линии Окуловка - Неболчи. Добыча огнеупорной глины для Боровичского комбината огнеупоров.

II Зару́бино

посёлок городского типа в Хасанском районе Приморского края РСФСР. Расположен на берегу залива Посьета (Японское море), в 12 км к Ю. от ж.-д. станции Сухановка (на линии Уссурийск - Хасан). Рыбный комбинат.

Зарубино (пос. гор. типа в Новгородской обл.)

Зарубино, посёлок городского типа в Любытинском районе Новгородской области РСФСР. Ж.-д. станция (Любытино) на линии ОкуловкаНеболчи. Добыча огнеупорной глины для Боровичского комбината огнеупоров.

Зарубино (пос. гор. типа в Приморском крае)

Зарубино, посёлок городского типа в Хасанском районе Приморского края РСФСР. Расположен на берегу залива Посьета (Японское море), в 12 км к Ю. от ж.-д. станции Сухановка (на линии Уссурийск ≈ Хасан). Рыбный комбинат.

Зарубка

Зарубка - в горном деле, процесс производства Вруба в полезном ископаемом (угле, каменной соли и др.). З. получают дополнительные свободные поверхности в разрабатываемом пласте для облегчения его отбойки. До начала 20 в. З. производилась преимущественно вручную забойщиками (или зарубщиками) и была одним из самых трудоёмких процессов; ныне З. выполняется врубовыми машинами (См. Врубовая машина).

Зарудный

Статья большая, находится на отдельной странице.

Зарудный Иван Петрович

Зарудный Иван Петрович (г. рождения неизвестен ≈ умер 1727), архитектор и художник. Уроженец Украины. С 1701 ≈ на царской службе в Москве. Создатель т. н. Меншиковой башни в Москве (церковь Архангела Гавриила, 1704≈07), в которой традиционная композиция русских многоярусных церквей конца 17 в. сочетается с элементами и декоративными деталями архитектуры барокко. Те же особенности присущи приписываемой З. церкви Ивана Воина на улице Димитрова в Москве (1709≈13). Ещё более ярко барочные черты проявились в выполненных по рисункам З. сложных многоярусных иконостасах Преображенского собора в Таллине (1719) и собора Петропавловской крепости в Ленинграде (1722≈27).

Лит.: Русская архитектура первой половины 18 века. Исследования и материалы, М., 1954, с. 39≈92.═

Зарудный Николай Алексеевич

Зарудный Николай Алексеевич [13(25).9.1859, Гряково, ныне Полтавской области, ≈ 17.3.1919, Ташкент], русский зоолог-орнитолог. В 1879≈92 совершил 5 экспедиций по Закаспийской области (ныне Туркменская ССР), в 1892≈1906≈4 путешествия по Восточной, Центральной и Западной Персии (отмечены Русским географическим обществом медалями и премией им. Пржевальского). С 1906, работая в Ташкенте, продолжал исследование Средней Азии. Собрал и опубликовал обширные материалы по фауне, особенно по птицам. Именем З. назван ряд видов позвоночных, насекомых и др. животных.

Лит.: Бобринский Н. А., Николай Алексеевич Зарудный. Зоолог и путешественник (1859≈1919), М., 1940 (библ.).

Зарудный Николай Яковлевич

Зарудный Николай Яковлевич (р. 20.8.1921, с. Ореховец Сквирского района Киевской области), украинский советский писатель. Член КПСС с 1948. Окончил факультет журналистики Казахского университета (1942). Участник Великой Отечественной войны 1941≈45. В 1961≈63 главный редактор Киностудии им. А. П. Довженко. Автор повести «Мои земляки» (1950), сборника рассказов «Свет» (1961), романов «На белом свете» (1967), «Уран» (1970). З. принадлежат драмы и комедии: «На крутых берегах» (1955), «Ночь и пламя» (1958), «Если ты любишь» (1959), «Мёртвый бог» (1960), «Остров твоей мечты» (пост. 1962, изд. 1963), «Фортуна» (пост. 1964, изд. 1964), «Синие росы» (пост. 1966, изд. 1966), «Верность» (пост. 1970. изд. 1970) и др., посвящены в основном современности. Награжден 2 орденами, а также медалями.

Соч.: П▒╨си, К., 1959; Анте . Збiрник п'╨с К., 1962; Одноакнi п' ╨си. збiрнiк., К., 1963; Синi роси. П'╨си, К., 1968; в рус. пер. ≈ Остров твоей мечты. Пьесы, М., 1966.

Зарудный Сергей Иванович

Зарудный Сергей Иванович [17(29).3.1821, Харьковская губерния, ≈ 18(30).12.1887, близ Ниццы], русский ученый-юрист, специалист по гражданскому праву и процессу. Занимал ряд важных должностей в Государственном совете, с 1869 сенатор. Активно участвовал в подготовке крестьянской (1861) и судебной (1864) реформы, занимая буржуазно-либеральную позицию (требовал сохранения самоуправления крестьянской общины и т.п.). Книга З. «Судебные уставы с рассуждениями, на коих они основаны» (1866) широко использовалась в практике дореволюционной юстиции. З. известен также переводами Данте и Беккариа.

Соч.: Гражданское уложение Италианского королевства и русские гражданские законы, ч. 1≈2, СПБ. 1869; Торговое уложение Италианского королевства и русские торговые законы, СПБ, 1870.

Лит.: Джаншиев Г. А., Зарудный и судебная реформа, М., 1889.

Заруцкий

Иван Мартынович (г. рождения неизвестен, Тернополь, - умер 1614, Москва), предводитель казачьих отрядов в России в начале 17 в. До лета 1607 был в войске И. И. Болотникова, затем ушёл к Лжедмитрию II, руководил отрядом донских казаков и был пожалован им в бояре. С распадом Тушинского лагеря З. перешёл на сторону польского короля Сигизмунда III. Осенью 1610 вернулся в Калугу к Лжедмитрию II; после смерти самозванца женился на вдове Лжедмитрия Марине Мнишек. В январе 1611 З. примкнул к первому ополчению, в правительстве которого после убийства П. Ляпунова добился первенства. Однако стремясь осуществить свои честолюбивые замыслы, З. в 1612 выступил против народного ополчения и пытался организовать покушение на князя Д. М. Пожарского. Продвижение ополчения к Москве заставило З. Уйти из-под Москвы в Астрахань. В 1614 с приближением правительственных войск и спасаясь от народного восстания, вспыхнувшего в Астрахани, З. бежал в уральские степи, где казаки выдали его правительству. З. и сын Марины Мнишек были казнены в Москве, Марина умерла в заточении.

Лит.: Вернадский В. Н., Конец Заруцкого, «Уч. зап. Ленинградского государственного педагогического института», 1939, № 19; Долинин Н. П., Подмосковные полки (казацкие «таборы») в национально-освободительном движении 1611-1612 г., Хар., 1958.

Заруцкий Иван Мартынович

Заруцкий Иван Мартынович (г. рождения неизвестен, Тернополь, ≈ умер 1614, Москва), предводитель казачьих отрядов в России в начале 17 в. До лета 1607 был в войске И. И. Болотникова, затем ушёл к Лжедмитрию II, руководил отрядом донских казаков и был пожалован им в бояре. С распадом Тушинского лагеря З. перешёл на сторону польского короля Сигизмунда III. Осенью 1610 вернулся в Калугу к Лжедмитрию II; после смерти самозванца женился на вдове Лжедмитрия Марине Мнишек. В январе 1611 З. примкнул к первому ополчению, в правительстве которого после убийства П. Ляпунова добился первенства. Однако стремясь осуществить свои честолюбивые замыслы, З. в 1612 выступил против народного ополчения и пытался организовать покушение на князя Д. М. Пожарского. Продвижение ополчения к Москве заставило З. Уйти из-под Москвы в Астрахань. В 1614 с приближением правительственных войск и спасаясь от народного восстания, вспыхнувшего в Астрахани, З. бежал в уральские степи, где казаки выдали его правительству. З. и сын Марины Мнишек были казнены в Москве, Марина умерла в заточении.

Лит.: Вернадский В. Н., Конец Заруцкого, «Уч. зап. Ленинградского государственного педагогического института», 1939, № 19; Долинин Н. П., Подмосковные полки (казацкие «таборы») в национально-освободительном движении 1611≈1612 г., Хар., 1958.

Зархи

Статья большая, находится на отдельной странице.

Зархи Александр Григорьевич

Зархи Александр Григорьевич [р. 5(18).2.1908, Петербург], советский кинорежиссёр и кинодраматург, народный артист СССР (1969). Член КПСС с 1948. В 1927 окончил Ленинградский техникум экранного искусства. В 1929 вместе с И. Е. Хейфицем (работали совместно до 50-х гг.) возглавил 1-ю комсомольскую постановочную бригаду ленинградской фабрики «Совкино» (ныне киностудия «Ленфильм»), выпустившую фильмы, посвященные советской молодёжи, ≈ «Ветер в лицо» (1930), «Полдень» (1931), комедию «Горячие денёчки» (1935). С исторической глубиной, психологической правдой, большой художественной силой показан в фильме З. и Хейфица «Депутат Балтики» (1937) приход в революцию крупного русского учёного профессора Полежаева (в главной роли Н. П. Черкасов). Значительным произведением киноискусства стал фильм З. и Хейфица «Член правительства» (1940), в центре которого образ русской крестьянки (в главной роли В. П. Марецкая), прошедшей трудный путь от батрачки до депутата Верховного Совета. Совместно с Хейфицем поставил также фильмы «Его зовут Сухэ-Батор» (1942), «Малахов курган» (1944), документальный фильм «Разгром Японии» (1945). На киностудии «Мосфильм» З. поставил фильмы «Высота» (1957), «Люди на мосту» (1960), экранизировал роман Л. Н. Толстого «Анна Каренина» (1968). Государственная премия СССР (1941, 1946). Награжден 3 орденами, а также медалями.

Лит.: Депутат Балтики, [сб. статей], М. ≈ Л., 1937.

Л. А. Парфенов.═

Зархи Натан Абрамович

Зархи Натан Абрамович (1900, Орша, ≈ 17.7.1935, Москва), советский киносценарист и драматург, заслуженный деятель искусств РСФСР (1935). Известность З. Принесли сценарии фильмов, созданные им для режиссёра В. И. Пудовкина, ≈ «Мать» (1926, по роману М. Горького) и «Конец Санкт-Петербурга» (1927); эти работы утверждали кинодраматургию как самостоятельный вид литературного творчества. Большим успехом пользовалась пьеса З. «Улица радости» (1932, премьера в Московском театре Революции), шедшая во многих театрах СССР. По сценариям З. поставлены также фильмы: «Булат-Батыр» (1928, совместно с Ю. В. Таричем), «Города и годы» (1930, совместно с Е. В. Червяковым), «Бомбист» (1932).

Соч.: Н. Зархи о своём творческом методе, в кн.: Как мы работаем над киносценарием, М., 1936; Сценарии, М. ≈ Л., 1937; О моём творческом опыте, в сборнике: Вопросы кинодраматургии, в. 3, М., 1959; Улица радости, М., 1940.

Лит.: Леонидов О., Мастер советской кинодраматургии, «Искусство кино», 1940, №7≈8; Белова Л., Н. А. Зархи ≈ теоретик кинодраматургии, в сборнике: Вопросы киноискусства, в. 8, М., 1964.

Зарьян

Наири (псевдоним; настоящие имя и фамилия Айастан Егиазарьян) [31.12.1900 (13.1.1901), с. Хараконис Ванского вилайета Западной Армении (Турция), - 12.7.1969, Ереван], армянский советский писатель. Член КПСС с 1930. Родился в крестьянской семье. Во время кровавых репрессий турецких властей против армян в 1915 З. бежал в Россию. С 1923 учился в Ереванском университете. Печатался с 1921. В поэме «Рушанская скала» (1930) изображено социалистическое преобразование села, преодоление собственнической психологии. В сборниках стихов «Крепость» (1935), «Вечные вершины» (1937) З. выступил как певец социалистического строя. Тема коллективизации получила яркое воплощение в романе «Ацаван» (1937-47, рус. пер. 1965), переведённом на многие языки. В период Великой Отечественной войны 1941-1945 опубликовал сборники «Бранный клич» (1941), «Месть» (1942), «Слушайте, века» (1942), поэму «Голос родины» (1943). Богатством выразительных средств отличаются историческая трагедия З. «Ара Прекрасный» (1946), комедии «У родника» (1948) и «Опытное поле» (1950), шедшие на сценах армянских театров. В романе «Господин Петрос и его министры» (1958, рус. пер. 1961) показано пробуждение революционного сознания народных масс в период господства дашнаков. Тема борьбы за мир занимала значительное место в поэзии З. Лучшим его произведениям присущи выразительная простота и эмоциональность стиля. З. был председателем республиканского Комитета защиты мира. Неоднократно избирался в руководящие органы СП СССР. Награжден орденом Ленина, 2 др. орденами, а также медалями.

Соч.: в рус. пер. - Избранное, М., 1954; Стихи, М., 1963; Давид Сасунский, М., 1968.

Лит.: Агабабян С., Наири Зарьян, Ер., 1956.

Зарьян Наири

Зарьян Наири (псевдоним; настоящие имя и фамилия Айастан Егиазарьян) [31.12.1900 (13.1.1901), с. Хараконис Ванского вилайета Западной Армении (Турция), ≈ 12.7.1969, Ереван], армянский советский писатель. Член КПСС с 1930. Родился в крестьянской семье. Во время кровавых репрессий турецких властей против армян в 1915 З. бежал в Россию. С 1923 учился в Ереванском университете. Печатался с 1921. В поэме «Рушанская скала» (1930) изображено социалистическое преобразование села, преодоление собственнической психологии. В сборниках стихов «Крепость» (1935), «Вечные вершины» (1937) З. выступил как певец социалистического строя. Тема коллективизации получила яркое воплощение в романе «Ацаван» (1937≈47, рус. пер. 1965), переведённом на многие языки. В период Великой Отечественной войны 1941≈1945 опубликовал сборники «Бранный клич» (1941), «Месть» (1942), «Слушайте, века» (1942), поэму «Голос родины» (1943). Богатством выразительных средств отличаются историческая трагедия З. «Ара Прекрасный» (1946), комедии «У родника» (1948) и «Опытное поле» (1950), шедшие на сценах армянских театров. В романе «Господин Петрос и его министры» (1958, рус. пер. 1961) показано пробуждение революционного сознания народных масс в период господства дашнаков. Тема борьбы за мир занимала значительное место в поэзии З. Лучшим его произведениям присущи выразительная простота и эмоциональность стиля. З. был председателем республиканского Комитета защиты мира. Неоднократно избирался в руководящие органы СП СССР. Награжден орденом Ленина, 2 др. орденами, а также медалями.

Соч.: в рус. пер. ≈ Избранное, М., 1954; Стихи, М., 1963; Давид Сасунский, М., 1968.

Лит.: Агабабян С., Наири Зарьян, Ер., 1956.

Заря

Статья большая, находится на отдельной странице.

Заря (в атмосфере)

Заря, совокупность красочных световых явлений в атмосфере при заходе Солнца или перед его восходом; представляет собой закономерную смену окраски неба, которая зависит от положения Солнца относительно линии горизонта (рис.). Когда Солнце склоняется к горизонту и нет облаков, небо над горизонтом окрашивается в жёлтый или оранжево-красноватый цвет, иногда с коричневым оттенком. Это объясняется тем, что при прохождении солнечными лучами длинного косого пути в атмосфере голубые и фиолетовые лучи ослабляются благодаря рассеянию света, оставшиеся же лучи, а заодно и освещаемая ими атмосфера приобретают желтоватую и красноватую окраску. После захода Солнца над горизонтом на востоке начинает подниматься тень Земли, верхний край которой окрашен в серо-синий цвет в результате того, что лучи света, проходящие на высотах 15≈25 км, попадают в слой атмосферы озона, поглощающего жёлтые лучи. Когда Солнце находится уже под горизонтом, на западе над ним возникает яркое светлое пятно ≈ т. н. сияние зари, а на востоке над синеватой тенью Земли появляются красная и оранжевая полосы, цвет которых постепенно принимает зеленоватые и синие оттенки. При опускании Солнца на 2≈3° под горизонт в сиянии зари появляется розовое пятно т. н. пурпурного света, которое становится всё ярче (до момента, когда Солнце опустится на 5°) и принимает постепенно форму сегмента, расположенного над зашедшим Солнцем и освещающего пейзаж (в особенности снежный) розоватым светом. По-видимому, он возникает там, где красноватые лучи Солнца попадают в запылённый слой атмосферы, недавно открытый на высоте около 20 км. Позднее пурпурный свет затухает, но оранжевые или красные цветные полосы над горизонтом становятся ярче. Беловатое или синеватое пятно сияния зари при этом медленно опускается вниз и тускнеет. Вместе с угасанием пурпурного света быстро темнеет. При погружении Солнца на 7° уже нельзя читать без искусственных источника света (конец гражданских сумерек). Тень Земли на востоке и её цветная кайма размываются и уже почти не видны на фоне темнеющего неба. При погружении Солнца на 12° цветные полосы на западе становятся зеленоватыми, а при 18° исчезают окончательно, видны самые слабые звёзды, наступает ночь.

Утренняя З. развивается аналогично, но в обратном порядке.

Лит.: Миннарт М., Свет и цвет в природе, пер. [с голл.], М., 1969.

А. Х. Хргиан.

Заря (воен. сигнал)

Заря, воинский церемониал и военный сигнал, исполняемый в установленное время на барабане, горне (трубе) или оркестром. З. появилась в различных армиях в 18 в. В Советских Вооруженных Силах при расположении в учебных центрах и лагерях З. исполняется ежедневно после окончания вечерней поверки, а при расположении войск в казармах ≈ после окончания общей батальонной или полковой вечерней поверки. Музыка З., исполняемая ныне, написана композитором С. А. Чернецким. При расположении войск в лагере в дни государственных праздников СССР, праздников видов Вооруженных Сил, родов войск, годовых праздников частей (соединений) и при посещении лагерного сбора лицами, перечень которых определён Уставом внутренней службы Вооружённых Сил СССР, проводится торжественная З. Для этого весь личный состав лагерного сбора выстраивается на месте, указанном начальником лагерного сбора. В определённое для З. время пускаются одна за другой 3 сигнальные ракеты и назначенная артиллерийская батарея производит залп холостыми выстрелами, сводный оркестр играет З., а затем исполняет Гимн Советского Союза, после чего войска проходят под оркестр.

Лит.: Устав внутренней службы Вооруженных Сил Союза ССР, М., 1969.

И. И. Андронов.

Заря Востока

Заря Востока («Заря́ Восто́ка»,)

республиканская газета Грузинской ССР. Издается на русском языке. Основана 3 мая 1922 как орган Закавказского крайкома Коммунистической партии (большевиков); с образованием Грузинской ССР в 1936 газета стала республиканской. Выходит в Тбилиси 6 раз в неделю. За плодотворную деятельность по мобилизации трудящихся республики на успешное выполнение задач коммунистического строительства «З. В.» в 1957 в связи с 35-летием и выходом в свет 10-тысячного номера награждена орденом Трудового Красного Знамени. Тираж (1972) 130 тыс. экз.

Заря (журнал)

«Заря», марксистский научно-политический журнал; издавался в 1901≈02 в Штутгарте редакцией газеты «Искра». Вышло 4 номера (3 книги): № 1≈ в апреле 1901 (фактически 23 марта по новому стилю), № 2≈3 ≈ в декабре 1901, № 4 ≈ в августе 1902. Задачи «З.» определены в «Проекте заявления редакции "Искры⌠ и "Зари⌠», написанном В. И. Лениным (см. Полн. собр. соч., 5 изд., т. 4, с. 322≈33). Журнал пропагандировал идеи революционного марксизма, выступал с критикой народничества, «легального марксизма», бернштейнианства и др. течений международного оппортунизма. В «З.» были напечатаны работы Ленина «Гонители земства и Аннибалы либерализма», «Аграрная программа русской социал-демократии», «Г. г. критики в аграрном вопросе», «Внутреннее обозрение», «Случайные заметки», а также работы Г. В. Плеханова «Критика наших критиков. Господин П. Струве в роли критика марксовой теории общественного развития», «Cant против Канта, или духовное завещание г. Бернштейна» и др. авторов.

Лит.: Ленин В. И., Полн. собр. соч., 5 изд. (см. Справочный том, ч. 1, с. 162).

Заря (шхуна)

«Заря», 1) парусно-моторная шхуна русской арктической экспедиции (1900≈02) под командой Э. В. Толля. Водоизмещение 443 т. Экспедиция работала в районе Новосибирских островов. После 2 зимовок у острова Таймыр и на острове Котельном 8 сентября 1902 «З.» пришла в бухту Тикси, где была выброшена на мель и оставлена участниками экспедиции. 2) Моторно-парусная шхуна, построенная в 1953 в Финляндии для систематического изучения магнитного поля Земли. Корпус деревянный, металлические части из немагнитных материалов. Длина 52 м, ширина 9 м, водоизмещение 605 т. С 1953 советскими учёными на «З.» ведутся исследования в Атлантическом, Индийском и Тихом океане. К 1970 выполнено 16 экспедиционных рейсов протяжённостью 270 тыс. миль.

Заряд

Статья большая, находится на отдельной странице.

Заряд электрический

Заряд электрический - см. Электрический заряд.

Заряд элементарный

Заряд элементарный - элементарный электрический заряд (е), наименьший Электрический заряд, положительный или отрицательный, величина которого равна е = (1,6021917 ± 0,0000070)∙10-19 к - в системе СИ или е = (4,803250 ± 0,000021)∙10-19см3/2г1/2сек-1 - в системе СГСЕ. Первые точные измерения величины З. э. были выполнены в 1911 Р. Милликеном.

Как показывает опыт, передаваемый при взаимодействиях тел электрический заряд - всегда целое кратное от величины е. Почти все элементарные частицы обладают электрическим зарядом, равным +е или -е, или являются незаряженными (исключение составляют некоторые резонансные частицы (См. Резонансы) с зарядом, кратным е). Однако не установлен какой-либо строгий физический закон, согласно которому величина наименьшего электрического заряда должна быть равна е. В частности, в теории элементарных частиц предлагались гипотетические схемы, в которых существенную роль играют частицы с зарядами, кратными 1/3 е (т. н. Кварки). Но экспериментально частицы с дробными электрическими зарядами (в единицах е) не наблюдались.

Лит.: Шпольский Э. В., Атомная физика, 5 изд., т. 1, М., 1963, гл. 1.

Н. М. Дрёмин.

Заряда сохранения закон

Статья большая, находится на отдельной странице.

Зарядка

Зарядка - ежедневная утренняя гигиеническая Гимнастика. З. укрепляет и развивает мышечную систему, повышает жизнедеятельность и трудоспособность, способствует закаливанию организма (См. Закаливание организма). Особое значение имеет З. для людей, занимающихся умственным трудом и ведущих малоподвижный образ жизни. Комплексы З. продолжительностью в 10-15 мин состоят из 8-10 упражнений для мышц рук, ног, брюшного пресса. Не реже 1-2 раз в месяц упражнения обновляются, видоизменяются.

Лит.: Апарин В. Е., Физкультура для среднего и пожилого возраста, 2 изд., М., 1968; Глинтерник А. М., 68 уроков здоровья, [М.]. 1967; Гусалов А. Х., Гимнастика для всех, 2 изд., М., 1969.

Зарядное устройство

Статья большая, находится на отдельной странице.

Зарядный генератор

Зарядный генератор - электрический генератор, предназначенный для зарядки аккумуляторных и конденсаторных батарей. В качестве З. г. применяют генераторы постоянного тока с параллельным (шунтовым) возбуждением (см. Постоянного тока генератор). Напряжение на клеммах такого генератора регулируется в широких пределах реостатом в цепи возбуждения; применяются главным образом для работы циклами «заряд - разряд». Для непрерывной подзарядки З. г. должен иметь пологую внешнюю характеристику. Этому требованию удовлетворяют генераторы смешанного возбуждения с полюсами рассеяния в нейтральной зоне, соединёнными с главными полюсами магнитным мостиком. При нагрузке З. г. поток утечки главных полюсов под действием потока полюсов рассеяния направляется в якорь. В результате полезный магнитный поток увеличивается и внешняя характеристика З. г. в рабочей части получается почти горизонтальной.

Предыдущая страница Следующая страница