Большая советская энциклопедия (БСЭ)
Статьи на букву "Г" (часть 25, "ГВА"-"ГВИ")

В начало энциклопедии

По первой букве
0-9 A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Г" (часть 25, "ГВА"-"ГВИ")

Гварди Франческо

Гварди, Гуарди (Guardi) Франческо (крещен 5.10.1712, Венеция, - 1.1.1793, там же), итальянский живописец-пейзажист венецианской школы. Учился у своего брата Джованни Антонио Г. В начале творчества выполнял свободные копии с работ итальянских мастеров 16-17 вв., писал пейзажи, картины на религиозные и мифологические темы, подражая А. Маньяско и М. Риччи. В конце 1760-х гг. Г. окончательно обратился к пейзажу, выполнив с рисунков А. Каналетто, гравированных Дж. Б. Брустолоном, 12 пейзажей с изображением зданий и площадей Венеции в дни празднеств (Лувр, Париж). Расцвет творчества Г. приходится на 1780-90-е гг., когда складывается творческий метод художника. Работая над излюбленными в Венеции видами пейзажа - «ведутой» (документально-точный городской пейзаж) и «каприччо» (архитектурный пейзаж-фантазия), Г. приходит к созданию пейзажа нового типа, основывающегося на непосредственности зрительных впечатлений и лирический переживаний художника. Отказываясь от торжественных пейзажей с упорядоченным «кулисным» построением, Г. вводит в композицию элементы естественной непроизвольности, пространственной свободы и динамики. Находя вдохновение в простых, обыденных мотивах, он раскрывает тонкую поэзию повседневной жизни Венеции, её залитых светом двориков, каналов и лагун со скользящими по ним гондолами, дворцов и набережных с праздничной толпой («Венецианский дворик», Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, Москва; «Рио деи Мендиканти», Галлерея Академии Каррара, Бергамо; «Подъём воздушного шара», 1784, Картинная галлерея, Берлин-Далем; «Серая лагуна», Музей Польди-Пеццоли, Милан). Живописная манера зрелого Г. отличается свободой и виртуозностью. Лёгкими динамичными красочными мазками Г. воссоздаёт трепетное движение цветовых пятен и тающих в воздушной дымке контуров, прозрачность воздуха, напоённого светом и влагой. Г. был выдающимся рисовальщиком. Его рисунки с лёгкими, воздушными, прерывистыми контурами отличаются тонкостью светотеневых градаций. Творчество Г., впитавшее многовековые традиции венецианской живописи и предвосхитившее пленэрные (см. Пленэр) искания пейзажистов 19 в., не было оценено современниками. Открытие подлинного значения художника относится к концу 19 - началу 20 вв.

Лит.: Никитюк О., Франческо Гварди, М., 1968: Fiocco G., Guardi, [Mil.], 1966; I problemi guardeschi, Venezia, 1967.

О. Д. Никитюк.

Гвардини

Гуардини (Guardini) Романо (17.2.1885, Верона, - 1.10.1968, Мюнхен), религиозный деятель, философ-идеалист, писатель и публицист. По происхождению итальянец. С 1910 католический священник, доктор теологии (1915), в 1923-39 профессор университета в Бреславле. В 1939 выступил против нацистского антисемитизма, издав во Франции под псевдонимом Л. Вальдор книгу «Христианин перед лицом расизма», после чего был отстранён гитлеровским режимом от преподавательской и общественной деятельности. С 1945 профессор истории религии в Тюбингене, с 1948 - в Мюнхене. После 1-й мировой войны пользовался влиянием как воспитатель католической молодёжи; работа Г. с этой молодёжью в организации «Квикборн» («Quickborn» - «Родник») побудила его к занятиям проблемами теории педагогики. Философская эссеистика Г., стоящая в стороне как от традиционализма консервативного крыла неосхоластики, так и от «модернистского» религиозного экзистенциализма, стремится дать католическое осмысление опыта европейского культурного творчества от античной классики до новейшего времени (особые работы Г. посвящены Сократу, Данте, И. К. Ф. Гёльдерлину, Ф. М. Достоевскому и Р. М. Рильке). В нашумевшей книге «Конец нового времени» (1950) Г. поставил ряд проблем социологической критики позднебуржуазной культуры.

Лит.: Хюбшер А., Мыслители нашего времени, пер. с нем., М., 1962, с. 104-08; Аверинцев С. С., Жак Маритен, неотомизм, католическая теология искусства, "Вопросы литературы", 1968, № 10, с. 126-143; Lopez Quintas P. A., Romano Guardini у la dialectica de la viviente, Madrid, 1965; Babolin A., Romano Guardini filosofo dell'alteritá, v. 1-2, Bologna, 1968- 1969.

С. С. Аверинцев.

Гвардини Романо

Гвардини, Гуардини (Guardini) Романо (17.2.1885, Верона, - 1.10.1968, Мюнхен), религиозный деятель, философ-идеалист, писатель и публицист. По происхождению итальянец. С 1910 католический священник, доктор теологии (1915), в 1923-39 профессор университета в Бреславле. В 1939 выступил против нацистского антисемитизма, издав во Франции под псевдонимом Л. Вальдор книгу «Христианин перед лицом расизма», после чего был отстранён гитлеровским режимом от преподавательской и общественной деятельности. С 1945 профессор истории религии в Тюбингене, с 1948 - в Мюнхене. После 1-й мировой войны пользовался влиянием как воспитатель католической молодёжи; работа Г. с этой молодёжью в организации «Квикборн» («Quickborn» - «Родник») побудила его к занятиям проблемами теории педагогики. Философская эссеистика Г., стоящая в стороне как от традиционализма консервативного крыла неосхоластики, так и от «модернистского» религиозного экзистенциализма, стремится дать католическое осмысление опыта европейского культурного творчества от античной классики до новейшего времени (особые работы Г. посвящены Сократу, Данте, И. К. Ф. Гёльдерлину, Ф. М. Достоевскому и Р. М. Рильке). В нашумевшей книге «Конец нового времени» (1950) Г. поставил ряд проблем социологической критики позднебуржуазной культуры.

Лит.: Хюбшер А., Мыслители нашего времени, пер. с нем., М., 1962, с. 104-08; Аверинцев С. С., Жак Маритен, неотомизм, католическая теология искусства, "Вопросы литературы", 1968, № 10, с. 126-143; Lopez Quintas P. A., Romano Guardini у la dialectica de la viviente, Madrid, 1965; Babolin A., Romano Guardini filosofo dell'alteritá, v. 1-2, Bologna, 1968- 1969.

С. С. Аверинцев.

Гвардия

Статья большая, находится на отдельной странице.

Гвардия Людова

Гвардия Людова (Gwardia Ludowa военная организация Польской рабочей партии (См. Польская рабочая партия), действовавшая в 1942-43 в оккупированной немецко-фашистскими войсками Польше. Руководило действиями Г. Л. Главное командование (образовано в январе 1942). Первый отряд Г. Л. под командованием Ф. Зубжицкого начал действовать в мае 1942,. В 1943 Г. Л. стала массовой организацией. Наиболее активно отряды Г. Л. действовали в Люблинском, Варшавском, Келецком, Краковском, Жешувском воеводствах, в Силезии, Лодзи и др. районах. За время своего существования отряды Г. Л. провели 237 боев с фашистскими оккупантами и их пособниками, пустили под откос 127 эшелонов, уничтожили 36 ж.-д. станций и т. д. 1 января 1944 Г. Л. вошла в состав Армии Людовой.

(Gwardia Ludowa военная организация Польской рабочей партии (См. Польская рабочая партия), действовавшая в 1942-43 в оккупированной немецко-фашистскими войсками Польше. Руководило действиями Г. Л. Главное командование (образовано в январе 1942). Первый отряд Г. Л. под командованием Ф. Зубжицкого начал действовать в мае 1942,. В 1943 Г. Л. стала массовой организацией. Наиболее активно отряды Г. Л. действовали в Люблинском, Варшавском, Келецком, Краковском, Жешувском воеводствах, в Силезии, Лодзи и др. районах. За время своего существования отряды Г. Л. провели 237 боев с фашистскими оккупантами и их пособниками, пустили под откос 127 эшелонов, уничтожили 36 ж.-д. станций и т. д. 1 января 1944 Г. Л. вошла в состав Армии Людовой.

Источн.: Komunikaty dowodztwa głownego Gwardii Ludowej i Armii Ludowej, [2 wyd.], Warsz., 1961.

Лит.: Garas J.B., Ocidziały Gwardii Ludowej i Armii Ludowej 1942-1945, Warsz., 1963.

Гвардия советская

Статья большая, находится на отдельной странице.

Гваренги

Гваренги (итал. Куаренги, Quarenghi)

Джакомо (1744-1817), русский архитектор 18 в.; см. Кваренги Дж.

Гваренги Джакомо

Гваренги (итал. Куаренги, Quarenghi) Джакомо (1744-1817), русский архитектор 18 в.; см. Кваренги Дж.

Гварини

I Гвари́ни

Гуарини (Guarini) Баттиста (10.12.1538, Феррара, - 7.10.1612, Венеция), итальянский поэт, теоретик литературы и искусства. Автор изысканных мадригалов и «трагикомической пасторали» «Верный пастух» (1580-83, постановка 1590), в которой выведены условные образы пастухов, наделённых манерами и психологией итальянской аристократии 16 в. Появление пасторали Г. знаменовало разрыв с гуманистическими идеями Возрождения, отказ от ренессансной простоты. Пьеса была переведена при жизни Г. почти на все европейские языки. В "Учебнике трагикомической поэзии" (1601-02) Г. защищал развлекательную, далёкую от общественных проблем поэзию.

Соч.: Opere, a cura di L. Fasso, Torino, 1950.

Лит.: Де Санктис Ф., История итальянской литературы, пер. с итал., т. 2, М., 1964; Pasquazi S., Battista Guarini, Mil., [1958].

И. Н. Голенищев-Кутузов.

II Гвари́ни

Гуарини (Guarini) Гварино (17.1.1624, Модена, - 6.3.1683, Милан), итальянский архитектор. Работал в Риме, Модене, Мессине, Париже, с 1666 - в Турине. В творчестве Г. (церковь Сан-Лоренцо, 1668-87, дворец Кариньяно, начат в 1679, в Турине, и др.) беспокойная динамика итальянской архитектуры Барокко достигает своего апогея; сложнейший математический расчёт сочетается с мистической иррациональностью архитектурных образов, причудливостью и крайней напряжённостью форм, изощрённостью криволинейных планов.

Лит.: Portoghesi P., Guarino Guarini, Mil., 1956.

Г. Гварини. Церковь Сан-Лоренцо в Турине. 1668-87. Интерьер.

Г. Гварини. Церковь Сан-Лоренцо в Турине. 1668-87. Интерьер.

Гварини Баттиста

Гварини, Гуарини (Guarini) Баттиста (10.12.1538, Феррара, - 7.10.1612, Венеция), итальянский поэт, теоретик литературы и искусства. Автор изысканных мадригалов и «трагикомической пасторали» «Верный пастух» (1580-83, постановка 1590), в которой выведены условные образы пастухов, наделённых манерами и психологией итальянской аристократии 16 в. Появление пасторали Г. знаменовало разрыв с гуманистическими идеями Возрождения, отказ от ренессансной простоты. Пьеса была переведена при жизни Г. почти на все европейские языки. В "Учебнике трагикомической поэзии" (1601-02) Г. защищал развлекательную, далёкую от общественных проблем поэзию.

Соч.: Opere, a cura di L. Fasso, Torino, 1950.

Лит.: Де Санктис Ф., История итальянской литературы, пер. с итал., т. 2, М., 1964; Pasquazi S., Battista Guarini, Mil., [1958].

И. Н. Голенищев-Кутузов.

Гварини Гварино

Гварини, Гуарини (Guarini) Гварино (17.1.1624, Модена, - 6.3.1683, Милан), итальянский архитектор. Работал в Риме, Модене, Мессине, Париже, с 1666 - в Турине. В творчестве Г. (церковь Сан-Лоренцо, 1668-87, дворец Кариньяно, начат в 1679, в Турине, и др.) беспокойная динамика итальянской архитектуры барокко достигает своего апогея; сложнейший математический расчёт сочетается с мистической иррациональностью архитектурных образов, причудливостью и крайней напряжённостью форм, изощрённостью криволинейных планов.

Лит.: Portoghesi P., Guarino Guarini, Mil., 1956.

Гварнери

Гварнери (Guarneri)

семья итальянских скрипичных мастеров. Андреа Г. (1622 или 1626, Кремона, - 7.12.1698, там же), старейший представитель этой семьи.Учился у Н. Амати. Первые инструменты выполнены в стиле Амати, в дальнейшем Г. изменил модель (эфы имеют неправильные очертания, свод дек более плоский, бока довольно низкие и др.). Инструменты работы Андреа Г. отличаются нежным, не очень сильным звуком. Пьетро Г. (18.2.1655, Кремона, - 26.3.1720, Мантуя), старший сын Андреа Г. Работал в Кремоне, затем в Мантуе. Изготовлял инструменты по собственной модели (широкая «грудь», выпуклые своды, эфы округлённой формы, довольно широкий завиток). Звук инструментов красив по тембру, но лишён блеска. Джузеппе Г. (21.8.1698, Кремона, - 17.10.1744, там же), внук Андреа Г., прозванный дель Джезу. Наряду с А. Страдивари Г. дель Джезу - крупнейший итальянский скрипичный мастер. Создал свой индивидуальный тип скрипки, рассчитанный на игру в большом концертном зале. Лучшие скрипки его работы отличаются силой и полнотой тона, выразительностью и разнообразием тембра. Первым, кто оценил преимущество скрипок Г. дель Джезу, был Н. Паганини.

Крупными мастерами были также сын и внук Андреа Г. - Джузеппе Г. (25.11.1666, Кремона, - 1739, там же) и Пьетро Г. (14.4.1695, Кремона, - 7.4.1762, Венеция).

Лит.: Витачек Е. Ф., Очерки по истории изготовления смычковых инструментов, 2 изд., М., 1964: Jalovec К., Italienische Geigenbauer, [Prag, 1957].

Гватемала

Статья большая, находится на отдельной странице.

Гватемала (государство в Центр. Америке)

Статья большая, находится на отдельной странице.

Гватемала (столица Гватемалы)

Гватемала (Guatemala), город, столица Гватемалы. Расположен в долине на Гватемальском нагорье, на высоте свыше 1500 м. 770 тыс. жителей в 1970 (в 1940≈165 тыс., в 1957≈360 тыс.). Узел ж. д., идущих в порты Сан-Хосе и Чамперико (на Тихом океане), Пуэрто-Барриос (на Карибском мысе) и столицы соседних стран ≈ Мехико и Сан-Сальвадор. Аэропорт. Предприятия пищевой, текстильной, кожевенно-обувной, мебельной промышленности; ж.-д. мастерские, производство цемента.

Город основан в 1524 под названием Сантьяго, позже переименован в г. Гватемала. В 1541 был разрушен землетрясением и после восстановления в 1776 стал административным центром генерал-капитанства Гватемалы. В 1821 здесь была провозглашена независимость Гватемалы от Испании, а в 1823 объявлено о создании федерации Соединённые провинции Центральной Америки, столицей которой стала Г. Город сильно пострадал от землетрясений в 1874 и особенно в 1917≈18, но был восстановлен. В 1944 в Г. произошло вооруженное восстание, явившееся началом Революции 1944≈54.

Г. распланирована по прямоугольной сетке и застроена преимущественно 1≈2-этажными домами. Среди крупных зданий ≈ собор (1782≈1815), театр (1852≈59), дворец президента (1933), дворец правительства (1941).

В Г. 4 университета (в т. ч. государственный), Национальная консерватория, Гватемальская академия, Национальный музей истории и изящных искусств и Национальный музей археологии и этнографии Г.

Гватемальская партия труда

Статья большая, находится на отдельной странице.

Гватемальская революция 1944-54

Статья большая, находится на отдельной странице.

Гватемальцы

Гватемальцы - население Гватемалы. Численность 5 млн. человек (1969, оценка). Свыше 50% Г. составляют индейские народы, остальные - испано-индейские метисы. См. Гватемала, раздел Население, а также литература при этой статье.

Гваюла

Гваюла - гвайюла, гуаюла, гуаюле (Parthenium argentatum), каучуконосное растение семейства сложноцветных. Произрастает в пустынях сев. части Мексиканского нагорья, поднимаясь до 2000 м над уровнем моря, а также в Техасе. Вечнозелёный сильно ветвистый полукустарник высотой до 1 м, с длинным разветвленным стержневым корнем и многочисленными поверхностными боковыми корнями. Листья длиной 5-8 см, ланцетные или лопатчатые, выемчатые или перистораздельные с 3-5 парами лопастей. На длинных стеблевидных цветоносах по 7-30 мелких цветочных корзинок. Листья, цветоносы и однолетние ветви покрыты короткими густыми серебристыми волосками. Каучук содержится в корнях и ветвях. Г. содержит также смолы и эфирные масла.

Гваякиль

Гваякиль (Guayaquil)

город в Экуадоре см. Гуаякиль.

Гваяковая смола

Гваяковая смола - содержится (до 22%) в древесине ядра гваякового (бакаутового) дерева (Guaiacum officinale). Получают Г. с. сухой перегонкой или кипячением измельченной древесины. Смола имеет красно-бурую окраску, растворяется в спирте, ацетоне, эфире и щелочах, плавится при 85 °С, плотность - 1,2 г/см. Спиртовой раствор Г. с. под влиянием окислителей окрашивается в зелёный или синий цвет и используется как реактив на гемоглобин.

Гваяковое дерево

Гваяковое дерево - бакаутовое дерево (Guaiacum), род вечнозелёных деревьев семейства парнолистниковых. 6 видов в тропической Америке. Высокие деревья с парноперистыми листьями, имеющие твёрдую и тяжёлую (плотность 1,17-1,3 г/см3) древесину, используемую в машиностроении. Наибольшее значение в технике имеет древесина G. sanctum и G. officinale (из последней получают гваяковую смолу (См. Гваяковая смола)).

Гваякол

Гваякол - органическое соединение с сильным характерным запахом. Г. - монометиловый эфир пирокатехина: бесцветные кристаллы, tпл 28,4 °С; tkип 205 °С. Г. хорошо растворим в спирте, хлороформе, плохо - в петролейном эфире; растворяет и́од и серу. Хлорное железо окрашивает спиртовой раствор Г. в синий цвет, переходящий в зелёный. Г. содержится в продуктах перегонки гваяковой смолы (См. Гваяковая смола), в высококипящих погонах букового дёгтя, а также в продуктах сухой перегонки древесины лиственных и хвойных пород.

Синтетический Г. получают частичным метилированием пирокатехина или диазотированием о-анизидина с разложением водой образовавшегося диазосоединения. Г. применяют для синтеза Ванилина и лекарственных препаратов.

Гвда

Гвда (Gwda)

река в Польше. Длина 105 км. Берёт начало в Поморском поозёрье, протекает через оз. Велиме. впадает справа в р. Нотец. На Г. - ГЭС.

Гвездослав

Гвездослав (Hviezdoslav)

(псевдоним; настоящая фамилия Opcar, Országh) Павол (2.2.1849, м. Вишни-Кубин, - 8.11.1921, Дольни-Кубин), словацкий поэт. Родился в мелкопоместной семье. Начал печататься в 60-е гг. В поэмах «Жена лесника» (1884-86), «Ежо Влколинский» (1890), «Габор Влколинский» (1897-1899) изображены взаимоотношения дворянства и крестьян. В стихотворных рассказах «Бутора и Чутора» (1888) и др. показана жизнь деревни. В трагедии «Ирод и Иродиада» (1909), используя библейский сюжет, поэт осуждает аморальность господствующих классов. В патриотической гражданской лирике (циклы «Летние побеги», 1885-95, и др.) Г. выступал в защиту народа, осуждал национальный гнёт, развенчивал лицемерие привилегированного общества. Сборник «Кровавые сонеты» (1914) направлен против империалистической войны. В ряде стихов Г. призывал чешский и словацкий народы к сотрудничеству. Г. обогатил словацкую поэзию в области поэтических жанров и стихотворных форм. Переводил на словацкий язык Ш. Петёфи, А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, А. Мицкевича, У. Шекспира и др.

Соч.: Spisy, sv. 1-12, Martin-Brat., 1951-57; в рус. пер. - Павол Орсаг Гвездослав. Стихи. (Предисл. М. Зенкевича), М., 1961.

Лит.: Šmatlák St., Hviezdoslav, Brat., 1961: Кишкин Л. С., Патриотическая лирика Гвездослава, в кн.: Литература славянских народов, в. 5, [М., 1960].

Л. С. Кишкин.

П. Гвездослав.

П. Гвездослав.

Гвездослав Павол

Гвездослав (Hviezdoslav) (псевдоним; настоящая фамилия Opcar, Országh) Павол (2.2.1849, м. Вишни-Кубин, ≈ 8.11.1921, Дольни-Кубин), словацкий поэт. Родился в мелкопоместной семье. Начал печататься в 60-е гг. В поэмах «Жена лесника» (1884≈86), «Ежо Влколинский» (1890), «Габор Влколинский» (1897≈1899) изображены взаимоотношения дворянства и крестьян. В стихотворных рассказах «Бутора и Чутора» (1888) и др. показана жизнь деревни. В трагедии «Ирод и Иродиада» (1909), используя библейский сюжет, поэт осуждает аморальность господствующих классов. В патриотической гражданской лирике (циклы «Летние побеги», 1885≈95, и др.) Г. выступал в защиту народа, осуждал национальный гнёт, развенчивал лицемерие привилегированного общества. Сборник «Кровавые сонеты» (1914) направлен против империалистической войны. В ряде стихов Г. призывал чешский и словацкий народы к сотрудничеству. Г. обогатил словацкую поэзию в области поэтических жанров и стихотворных форм. Переводил на словацкий язык Ш. Петёфи, А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, А. Мицкевича, У. Шекспира и др.

Соч.: Spisy, sv. 1≈12, Martin-Brat., 1951≈57; в рус. пер. ≈ Павол Орсаг Гвездослав. Стихи. (Предисл. М. Зенкевича), М., 1961.

Лит.: Šmatlák St., Hviezdoslav, Brat., 1961: Кишкин Л. С., Патриотическая лирика Гвездослава, в кн.: Литература славянских народов, в. 5, [М., 1960].

Л. С. Кишкин.

Гвелесиани

Романоз Николаевич (1859, с. Шалаури, ныне Телавского района, - 30.11.1884, Тбилиси), живописец и график, один из зачинателей грузинского реалистического искусства 2-й половины 19 в. Учился в петербургской АХ (1881-84). Особенно значительны его портреты, сочные по живописи, тонко передающие настроение человека («Художник А. Беридзе», 1882; «Художник Г. Габашвили», «Кахетинец с кувшином», «Портрет однокурсника» - все 1883; портрет К. Магалашвили, 1884). Создал много рисунков углём и тушью (пейзажи, народные типы и др.). Все произведения Г. - в Музее искусств Грузинской ССР, Тбилиси.

Лит.: Амиранашвили Ш., История грузинского искусства, М., 1963, с. 380-383.

Гвелесиани Романоз Николаевич

Гвелесиани Романоз Николаевич (1859, с. Шалаури, ныне Телавского района, ≈ 30.11.1884, Тбилиси), живописец и график, один из зачинателей грузинского реалистического искусства 2-й половины 19 в. Учился в петербургской АХ (1881≈84). Особенно значительны его портреты, сочные по живописи, тонко передающие настроение человека («Художник А. Беридзе», 1882; «Художник Г. Габашвили», «Кахетинец с кувшином», «Портрет однокурсника» ≈ все 1883; портрет К. Магалашвили, 1884). Создал много рисунков углём и тушью (пейзажи, народные типы и др.). Все произведения Г. ≈ в Музее искусств Грузинской ССР, Тбилиси.

Лит.: Амиранашвили Ш., История грузинского искусства, М., 1963, с. 380≈383.

Гвело

Гвело (Gwelo)

город в Южной Родезии. 41, 3 тыс. жителей (1967), в том числе европейцев 9,3 тыс. Узел железных и шоссейных дорог. Центр горнопромышленного (хромиты, асбест, золото) и с.-х. района. Цементный, металлообрабатывающий заводы; производство феррохрома.

Гвельфы и гибеллины

Гвельфы и гибеллины - политические направления в Италии 12-15 вв., возникшие в связи с попытками императоров «Священной Римской империи» утвердить своё господство на Апеннинском полуострове. Гвельфы (итал. Guelfi), получившие название от Вельфов (Welf), герцогов Баварии и Саксонии - соперников германской династии Штауфенов, объединяли противников империи (преимущественно из торгово-ремесленных слоев), знаменем которых был римский папа. Гибеллины (итал. Ghibellini), получившие наименование, по-видимому, от Вайблингена (Weiblingen) - родового замка Штауфенов, объединяли сторонников императора (преимущественно дворян). В ходе борьбы программы этих направлений приобрели сложный и условный характер; менялся и их социальный состав, ориентация отдельных социальных слоев в значительной мере зависела от конкретных обстоятельств: так, в Болонье, Милане, Флоренции торгово-ремесленные слои держались программы гвельфов, знать - гибеллинов, а в Пизе, Сиене и ряде др. городов торгово-ремесленные слои входили в лагерь гибеллинов. Объяснялось это тем, что те же слои соперничавших с ними городов придерживались курса гвельфов. Однако в целом вражда гвельфов и гибеллинов отражала глубокие противоречия между торгово-ремесленными кругами и феодальной знатью. Этот социальный антагонизм переплетался с борьбой городов за независимость от империи, папства и чужеземных государств. С 14 в. во Флоренции и некоторых тосканских городах гвельфы разделились на чёрных и белых: чёрные объединяли дворянские элементы, белые стали «партией» богатых горожан. Белые гвельфы обладали реальной властью во Флоренции, имели свой дворец, сохранившийся до наших дней. Ослабление политической роли империи и папства в 15 в. привело к затуханию борьбы гвельфов и гибеллинов.

Лит.: Баткин Л. М., О сущности борьбы гвельфов и гибеллинов в Италии, в сборнике: Из истории трудящихся масс Италии, М., 1959; Гуковский М. А., Итальянское Возрождение, т. 1, Л., 1947; Рутенбург В. И., Народные движения в городах Италии. XIV - нач. XV вв., М. - Л., 1958, с. 145-66.

В. И. Рутенбург.

Гвереца

Гвереца - горная гвереца (Colobus guereza), обезьяна подсемейства тонкотелых семейства мартышкообразных. Длина тела самцов до 70 см, хвоста до 90 см. Шерсть чёрная; белые волосы растут вокруг лица, свисают длинными прядями по бокам тела и образуют пышную кисть на хвосте. Большой палец кисти руки очень мал, другие длинны и при быстром движении по ветвям крепко их обхватывают, образуя подобие крюка. Защёчные мешки отсутствуют. Г. обитают в Эфиопии. Встречаются группами по 15 и более особей. Питаются листьями. Очень редки, т.к. служили объектом охоты (из-за красивой шкуры).

М. Ф. Нестурх.

Рис. к ст. Гвереца.

Рис. к ст. Гвереца.

Гверрацци

Гуэррацци (Guerrazzi) Франческо Доменико (12.8.1804, Ливорно, -23.9.1873, близ Чечины), итальянский писатель-романтик, деятель Революции 1848-49, умеренный буржуазный демократ. Во время революции Г. с октября 1848 министр тосканского правительства, после свержения монархии в Тоскане (8 февраля 1849) - член триумвирата (Г., Монтанелли, Маццони), 28 марта 1849 Учредительным собранием Тосканы Г. был провозглашен диктатором; в период пребывания у власти проводил умеренный курс. Власть Г. была свергнута в результате контрреволюционного мятежа 11-12 апреля 1849. Г. был заключён в крепость, затем выслан из Тосканы. Вернувшись на родину после победы восстания 1859, Г. играл видную роль в мадзинистских рабочих обществах Тосканы.

Наибольшей известностью пользовались романы Г. «Битва при Беневенто» (1827-1828), «Осада Флоренции» (1836, рус. пер. т. 1-2, 1934-35) и «Беатриче Ченчи» (1854, рус. пер. 1863). Исторический роман «Осада Флоренции» сыграл выдающуюся роль в развитии либерально-патриотической идеологии Рисорджименто. Значительный интерес представляют «Мемуары» (1848) Г., посвященные Мадзини, и «Апология...» (1851), где изложены его политические взгляды.

Соч.: Opere, v. 1-15, Mil., 1859-67; Lettere, a cura di G. Carducci, v. 1-2, Livorno, 1880-82.

Лит.: Фриче В., История итальянской литературы 19 в., ч. 1, М., 1916; De Sanctis F., Saggie scritti critici e vari, 2 [ed.], v 2, Mil., [1941].

Н. Б. Томашевский.

Гверрацци Франческо Доменико

Гверрацци, Гуэррацци (Guerrazzi) Франческо Доменико (12.8.1804, Ливорно, ≈23.9.1873, близ Чечины), итальянский писатель-романтик, деятель Революции 1848≈49, умеренный буржуазный демократ. Во время революции Г. с октября 1848 министр тосканского правительства, после свержения монархии в Тоскане (8 февраля 1849) ≈ член триумвирата (Г., Монтанелли, Маццони), 28 марта 1849 Учредительным собранием Тосканы Г. был провозглашен диктатором; в период пребывания у власти проводил умеренный курс. Власть Г. была свергнута в результате контрреволюционного мятежа 11≈12 апреля 1849. Г. был заключён в крепость, затем выслан из Тосканы. Вернувшись на родину после победы восстания 1859, Г. играл видную роль в мадзинистских рабочих обществах Тосканы.

Наибольшей известностью пользовались романы Г. «Битва при Беневенто» (1827≈1828), «Осада Флоренции» (1836, рус. пер. т. 1≈2, 1934≈35) и «Беатриче Ченчи» (1854, рус. пер. 1863). Исторический роман «Осада Флоренции» сыграл выдающуюся роль в развитии либерально-патриотической идеологии Рисорджименто. Значительный интерес представляют «Мемуары» (1848) Г., посвященные Мадзини, и «Апология...» (1851), где изложены его политические взгляды.

Соч.: Opere, v. 1≈15, Mil., 1859≈67; Lettere, a cura di G. Carducci, v. 1≈2, Livorno, 1880≈82.

Лит.: Фриче В., История итальянской литературы 19 в., ч. 1, М., 1916; De Sanctis F., Saggie scritti critici e vari, 2 [ed.], v 2, Mil., [1941].

Н. Б. Томашевский.

Гверчино

Гуэрчино (Guercino; собственно Джованни Франческо Барбьери, Barbieri) (крещен 8.2.1591, Ченто, Эмилия-Романья, - 22.12.1666, Болонья), итальянский живописец болонской школы (См. Болонская школа). Учился в Ченто. Испытал влияние Л. Карраччи, Караваджо, венецианских художников, Г. Рени. Работал главным образом в Ченто и Болонье, а также в Венеции (1618), Ферраре (1619), Риме (1621-23), Пьяченце (1626-27) и Модене (1633-1634). С 1642 возглавлял болонскую «Академию». В лучших работах, созданных в 1610-20-е гг. (фрески в казино виллы Лудовизи в Риме, 1621; «Похороны св. Петрониллы», 1621, Капитолийские музеи, Рим; «Вознесение мадонны», 1623, Эрмитаж, Ленинград), Г. стремился сочетать характерные для Караваджизма жизненность и драматическую эмоциональность образов, композиционную динамику и резкие контрасты светотени с пышным декоративизмом Карраччи и барочными иллюзионистическими эффектами. С конца 20-х гг. Г. окончательно вступает на путь Академизма.

Лит.: Grimaldi N., Il Guercino, Bologna, 1968; Il Guercino. Catalogo critico dei dipinti, Bologna, 1968.

Барокко. Гверчино. «Похороны св. Петрониллы». 1621. Капитолийские музеи. Рим.

Барокко. Гверчино. «Похороны св. Петрониллы». 1621. Капитолийские музеи. Рим.

Гветадзе

Ражден Матвеевич [28.7(9.8).1897, с. Цихиа, ныне Ткибульского городского совета, - 1.12.1952, Тбилиси], грузинский советский писатель. Литературную деятельность начал в 1915. Входил в группу грузинских символистов «Голубые роги»; позднее отошёл от символизма. В повести «Тео» (1930) Г. нарисовал правдивые картины борьбы за установление Советской власти в Грузии. Написал повести: «Костёр» (1932), «Лашаурские вечера» (1934) и «Белорусские новеллы» (1935). Автор цикла «Правдивые новеллы» (1943), стихов и поэм, повести «Жизнь начинается сначала» (1949). Перевёл индийский эпос «Рамаяна» (1943), армянский эпос «Давид Сасунский», сочинения русских и украинских писателей.

Соч.: В рус. пер. - Белорусские новеллы, Тб., 1939; Стихи и поэмы, Тб., 1942; Правдивые новеллы, Тб., 1947; Повести, Тб., 1950: Лашаурские вечера. Повести и рассказы, Тб., 1965; Рассказы, Тб., 1967.

Гветадзе Ражден Матвеевич

Гветадзе Ражден Матвеевич [28.7(9.8).1897, с. Цихиа, ныне Ткибульского городского совета, ≈ 1.12.1952, Тбилиси], грузинский советский писатель. Литературную деятельность начал в 1915. Входил в группу грузинских символистов «Голубые роги»; позднее отошёл от символизма. В повести «Тео» (1930) Г. нарисовал правдивые картины борьбы за установление Советской власти в Грузии. Написал повести: «Костёр» (1932), «Лашаурские вечера» (1934) и «Белорусские новеллы» (1935). Автор цикла «Правдивые новеллы» (1943), стихов и поэм, повести «Жизнь начинается сначала» (1949). Перевёл индийский эпос «Рамаяна» (1943), армянский эпос «Давид Сасунский», сочинения русских и украинских писателей.

Соч.: В рус. пер. ≈ Белорусские новеллы, Тб., 1939; Стихи и поэмы, Тб., 1942; Правдивые новеллы, Тб., 1947; Повести, Тб., 1950: Лашаурские вечера. Повести и рассказы, Тб., 1965; Рассказы, Тб., 1967.

Гвиана

Статья большая, находится на отдельной странице.

Гвиана (британская)

Гвиана британская, название бывшей колонии Великобритании на С. Южной Америки. С 1966 независимое государство Гайана.

Гвиана (нидерландская)

Гвиана нидерландская, колония Нидерландов на С. Южной Америки; см. Суринам.

Гвиана (французская)

Статья большая, находится на отдельной странице.

Гвиано-Бразильская подобласть

Статья большая, находится на отдельной странице.

Гвианская низменность

Гвианская низменность - низменность на С.-В. Южной Америки, в пределах Гайаны, Суринама и Гвианы французской. Расположена у подножия восточной части Гвианского плоскогорья, вдоль побережья Атлантического океана между дельтой р. Ориноко и 4° северной широты. Ширина от нескольких км до 200 км. Сложена морскими и аллювиальными отложениями; местами выступают древние кристаллические породы, образующие изолированные возвышенности. Берега выровненные, с береговыми валами, подпруживающими устья мелких рек; у крупных полноводных рек (Эссекибо с Куюни, Корантейн, Марони, Апруаг, Ояпоки) устья преимущественно лиманного типа. Климат субэкваториальный, жаркий (средние месячные температуры от 26 до28°С) и влажный (осадков до 3300 мм в год, минимальные в сентябре - октябре). На С. и Ю. преобладают вечнозелёные леса, в центре - саванны, вдоль побережья - болота и мангровые заросли. Плантации (на искусственных польдерах) риса, сахарного тростника; выращивают также какао, кофе, тропические фрукты и потребительские культуры. Рыболовство.

Гвианский щит

Гвианский щит - выступ Южно-Американской платформы; см. Южная Америка, раздел Геологическое строение и полезные ископаемые.

Гвианское плоскогорье

Статья большая, находится на отдельной странице.

Гвианское течение

Гвианское течение - тёплое течение Атлантического океана у северо-восточных берегов Южной Америки, ветвь Южного Пассатного течения. Начинается у мыса Сан-Роки (Бразилия) и направляется на С.-З. вдоль берегов Гвианы до слияния с Северным Пассатным течением. Средняя годовая температура воды 27°С, солёность 35,0-36,5‰, скорость более 3 км/час.

Гвиберт Ножанский

Гвиберт Ножанский (Guibertus, Guibert de Nogent)

(1053, Клермон, - около 1124, Ножан), французский хронист. Аббат монастыря в Ножане (с 1104). Автор хроники о 1-м крестовом походе 1096-99, в которой проступают черты, новые для средневековой историографии: проявление национального чувства (превознесение подвигов французов), элементы критического отношения к источникам (попытки разграничить действительные факты и благочестивые домыслы). В мемуарах Г. Н. («О моей жизни») дана реалистическая картина жизни французского феодального общества.

Соч.: Gesta dei per Francos, в кн.: Migne J. P., Patrologia Latina, t. 156; De pignoribus sanctorum..., там же; The memoirs,..., N. Y., 1970.

Лит.: Вайнштейн О. Л., Западноевропейская средневековая историография, М. - Л., 1964, с. 149-51; Заборов М. А., Введение в историографию крестовых походов, М., 1966 (см. указатель).

М. А. Заборов

Гвидо д'Ареццо

Гвидо д'Ареццо (Guido d'Arezzo)

Гвидо Аретинский (990-е гг. - 17.5.1050?), итальянский музыкант Образование получил в монастыре близ Феррары. Был бенедиктинским монахом, учителем хорового пения, в течение некоторого времени работал в монастыре в Ареццо (Тоскана). Г. д'А. - один из крупнейших реформаторов в области музыкальной практики средневековья. Ввёл в употребление 4-линейный нотный стан с буквенным обозначением высоты звука на каждой линии. Реформа нотного письма, создав предпосылки для точной записи музыкальных произведений, сыграла важную роль в развитии композиторского творчества и легла в основу современной нотации. Г. д'А. изобрёл сольмизацию (См. Сольмизация) - систему названий музыкальных звуков, которую использовал для облегчения преподавания пения; он ввёл 6-ступенный звукоряд с определённым соотношением интервалов (см. Гексахорд) и слоговыми обозначениями ступеней (ут, ре, ми, фа, соль, ля). Эти названия произошли из начальных слогов первых шести строк латинского гимна св. Иоанну (согласно легенде - покровитель певцов).

Лит.: Oesch Н., Guido von Arezzo, Bern, 1954.

Гвизоция

Гвизоция - масличное растение из семейства сложноцветных; то же, что Нуг.

Гвинейская республика

Статья большая, находится на отдельной странице.

Гвинейский залив

Гвинейский залив - в Атлантическом океане, у берегов Экваториальной Африки, между мысом Пальмас (Либерия) на С. и мысом Палмейриньяш (Ангола) на Ю. Площадь 1533 км2. На крайнем С.-В. делится на 2 залива - Биафра и Бенин. В Г. з. расположены острова материкового и вулканического происхождения (Фернандо-По, Принсипи, Сан-Томе и др.). Наибольшая глубина 6363 м. температура воды 25-27°С. Соленость 34-35‰, близ устьев рек (Нигер, Вольта, Огове, Конго и др.) понижается до 20-30‰. Приливы полусуточные, их величина до 2,7 м. Главные порты - Тема, Аккра и Такоради (Гана), Ломе (Того), Лагос (Нигерия), Либревиль (Габон), Пуэнт-Нуар (Народная Республика Конго), Луанда (Ангола).

Гвинейское течение

Гвинейское течение - тёплое течение Атлантического океана в северной части Гвинейского залива; летом соединяется с Межпассатным (Экваториальным) противотечением. Средняя годовая температура воды 26-27°С, солёность 34,5-35,0‰ скорость более 3 км/час.

Гвинея

Статья большая, находится на отдельной странице.

Гвинея (Бисау)

Статья большая, находится на отдельной странице.

Гвинея Верхняя

1) название части атлантического побережья Африки между мысом Кабу-Рошу на З. и вершиной залива Биафра на В. 2) Северная Гвинея - природная область Западной Африки, прилегающая на З. и Ю. к Атлантическому океану и Гвинейскому заливу, на С. ограниченная приблизительно 10-12° с. ш., на В. - 9-10° в. д. Берега на крайнем З. мелкорасчленённые, абразионные, бухтовые, в остальной части преимущественно выровненные - абразионные, абразионно-аккумулятивные, лагунные, на крайнем В. - дельтовые (дельта р. Нигер). Над неширокой полосой береговой низменности поднимаются, частью постепенно, частью крутыми уступами, горные массивы, структурные плато и возвышенные цокольные равнины, объединяемые под общим названием Северо-Гвинейская возвышенность. Преобладающие высоты до 500-1000 м, наибольшая -1948 м (г. Бинтимани). В глубь материка Северо-Гвинейская возвышенность полого понижается, незаметно переходя в равнины Западного Судана (что определяет нечёткость северной границы Г. В.). На В. примыкает к плоскогорью Адамава. Климат экваториально-муссонный, жаркий, летневлажный; на побережье, восточнее 10° з. д., близок к типично экваториальному, постоянно-влажному. Густая речная сеть; крупнейшие реки - Нигер (протекает по территории Г. В. в верховьях и нижнем течении) и Вольта. На береговой низменности и наветренных южных склонах массивов и плато - влажные вечнозелёные экваториальные и листопадно-вечнозелёные субэкваториальные леса (площадь которых сильно сократилась в результате вырубок) на красно-жёлтых ферраллитных почвах, на плоских, затопляемых приливом берегах и в устьях рек (особенно в дельте Нигера) - мангры. Во внутренних районах преобладают вторичные (на месте уничтоженных лесов) высокотравные саванны на красных ферраллитных почвах. В пределах Г. В. полностью или частично расположены Гвинейская Республика, Сьерра-Леоне, Либерия, Берег Слоновой Кости, Гана, Того, Дагомея, Нигерия и Гвинея (Бисау, португ.).

И. Н. Олейников.

Предыдущая страница Следующая страница