Большая советская энциклопедия (БСЭ)
Статьи на букву "Г" (часть 12, "ГАЛ")

В начало энциклопедии

По первой букве
0-9 A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Г" (часть 12, "ГАЛ")

Галогеноводороды

Галогеноводороды - химические соединения галогенов (См. Галогены) с водородом, например хлористый водород HCl. При обычных условиях Г. - газы, легко растворимые в воде; их водные растворы - кислоты, например соляная кислота - водный раствор HCl.

Галогены

Галогены (от греч. hals - соль и... genes - рождающий, рожденный)

химические элементы Фтор F, Хлор Cl, Бром Br, Иод I и Астат At, составляющие главную подгруппу VII группы периодической системы Д. И. Менделеева. Названы Г. по свойству давать соли при соединении с металлами (например, поваренную соль NaCI). Иногда пользуются названием галоиды. Атомы Г. имеют во внешней электронной оболочке по 7 электронов (конфигурация s2p5, см. Атом), т. е. до устойчивой 8-электронной конфигурации инертного газа (s2p6) им не хватает одного электрона. Реагируя с металлами, каждый атом Г. отнимает у них по электрону, проявляя т. о. окислительные свойства (см. Окисление-восстановление). Все Г. весьма реакционноспособны, они непосредственно соединяются с большинством химических элементов. Химическая активность Г. падает от фтора к йоду, по мере увеличения атомного радиуса (См. Атомные радиусы). При обычных условиях фтор и хлор - газы, бром - жидкость, йод и астат - твёрдые вещества. Астат - радиоактивный элемент. Молекулы Г. двухатомны.

Галоиды

Галоиды - то же, что Галогены.

Галонен

Галонен (Ha1onen)

Пекка (1865-1933), финский живописец; см. Халонен П.

Галонен Пекка

Галонен (Ha1onen)Пекка (1865-1933), финский живописец; см. Халонен П.

Галоп

I Гало́п

один из аллюров (См. Аллюры) лошади.

II Гало́п (франц. galop)

бальный танец 19 в., исполнявшийся в стремительном, скачкообразном движении. Музыкальный размер 2/4. Г. возник, по-видимому, в Германии. В начале 19 в. распространился по всей Европе. Применялся в опере, оперетте, балете. Пользовались известностью галопы Э. Вальдтейфеля, И. Ланнера, И. Штрауса-сына. Высокохудожественные образцы Г. создали Ф. Шуберт, Ф. Лист, М. И. Глинка, П. И. Чайковский.

Галоп (аллюр)

Галоп, один из аллюров лошади.

Галоп (бальный танец)

Галоп (франц. galop), бальный танец 19 в., исполнявшийся в стремительном, скачкообразном движении. Музыкальный размер 2/4. Г. возник, по-видимому, в Германии. В начале 19 в. распространился по всей Европе. Применялся в опере, оперетте, балете. Пользовались известностью галопы Э. Вальдтейфеля, И. Ланнера, И. Штрауса-сына. Высокохудожественные образцы Г. создали Ф. Шуберт, Ф. Лист, М. И. Глинка, П. И. Чайковский.

Галофильные микроорганизмы

Галофильные микроорганизмы (от греч. hals - соль и phileo - люблю)

бактерии, дрожжи или плесневые грибы, способные расти в присутствии высоких концентраций хлористого натрия (NaCI). Г. м. устойчивы к высокому осмотическому давлению и к специфическому действию NaCI. Некоторые Г. м. развиваются в жидких питательных средах, содержащих 25% NaCI, и не растут в его отсутствии. Г. м. обитают в океанах, морях, соляных озёрах, почве солончаков и т. п. Многие виды Г. м. образуют оранжевые или красные пигменты (Каротиноиды). Развитие таких Г. м. на солёной рыбе или солёных шкурах животных сопровождается появлением красных пятен.

А. А. Имшенецкий.

Галофиты

Галофиты (от греч. hals - соль и phyton - растение)

растения, произрастающиe на сильно засоленных почвах: по берегам морей, на солончаках и т. п. Различают 3 группы Г. Солянки (эвгалофиты, или настоящие Г. ), клетки которых имеют протоплазму, очень устойчивую к высоким концентрациям солей (главным образом хлористого и сернокислого натрия), и накапливают их в значительном количестве. Они большей частью обладают мясистыми листьями и стеблями. В СССР из солянок распространены солерос, сведа и ряд пустынных полукустарников. Криногалофиты - растения, способные выделять наружу скопляющиеся в них соли при помощи особых желёзок, покрывающих листья и стебли. В сухую погоду они покрываются сплошным налётом солей, который впоследствии частью сдувается ветром, частью смывается дождями. К этой группе относятся распространённые в полупустынях и сухих степях виды кермека, тамариксы и др. Гликогалофиты - растения, корневая система которых очень мало проницаема для солей, и поэтому в их тканях нe происходит накопления солей. Это - различные виды полыни, покрывающие в СССР огромные пространства засоленных полупустынь, и др. растения. Среди культурных растений настоящих Г. нет, существуют лишь растения, обладающие большей или меньшей степенью солеустойчивости. См. Солестойкость растений.

Галс

Галс (голл. hals)

1) курс судна относительно ветра (например, судно идёт правым Г., когда ветер дует в правый борт судна).

2) Отрезок пути судна от поворота до поворота при лавировании под парусами, выполнении промерных работ, тралении мин, ловле рыбы и т. д.

3) Снасть, крепящая к мачте нижний наветренный угол паруса (галсовый угол).

Галсанов

Цэдэн (Цыденжап) Галсанович [р. 10(23).2.1917, улус Илька, ныне Заиграевский аймак Бурят. АССР], бурятский советский поэт. Член КПСС с 1962. Печатается с 1931. Автор поэм «Четыре дня и три ночи» (1939), «Соревнование на мудрость» (1940), «Эхо на Чудском озере» (1943), «Павел Балтахинов» (1945) - о народном герое, «Поэма о пятилетке» (1947), «Мои весёлые друзья» (1962): сборников стихов «Байкальские волны» (1940), «Советское солнце» (1951), «Мы молоды» (1959) и др. Творчество Г. посвящено теме дружбы и единства советских народов и их трудовым подвигам. Переводил на бурятский язык произведения А. С. Пушкина, А. С. Грибоедова, Н. А. Некрасова, В. В. Маяковского. Награжден орденом «Знак Почёта» и медалями.

Соч.: Шэлэтдэмэл зохёолнууд, Улан-Удэ, 1948; Дуунайм дээжэ, Улан-Удэ, 1962; в рус. пер. - Избр. произведения. Стихи и поэмы, Улан-Удэ, 1948; Байкальские стихи, М., 1960.

Лит.:Хамаганов М. П., Основные черты творчества Цэдэна Галсанова,Улан-Удэ, 1948; Писатели Советской Бурятии. Биобиблиографический справочник, Улан-Удэ, 1959; История бурятской советской литературы, Улан-Удэ. 1967.

Галсанов Цэдэн Галсанович

Галсанов Цэдэн (Цыденжап) Галсанович [р. 10(23).2.1917, улус Илька, ныне Заиграевский аймак Бурят. АССР], бурятский советский поэт. Член КПСС с 1962. Печатается с 1931. Автор поэм «Четыре дня и три ночи» (1939), «Соревнование на мудрость» (1940), «Эхо на Чудском озере» (1943), «Павел Балтахинов» (1945) - о народном герое, «Поэма о пятилетке» (1947), «Мои весёлые друзья» (1962): сборников стихов «Байкальские волны» (1940), «Советское солнце» (1951), «Мы молоды» (1959) и др. Творчество Г. посвящено теме дружбы и единства советских народов и их трудовым подвигам. Переводил на бурятский язык произведения А. С. Пушкина, А. С. Грибоедова, Н. А. Некрасова, В. В. Маяковского. Награжден орденом «Знак Почёта» и медалями.

Соч.: Шэлэтдэмэл зохёолнууд, Улан-Удэ, 1948; Дуунайм дээжэ, Улан-Удэ, 1962; в рус. пер. - Избр. произведения. Стихи и поэмы, Улан-Удэ, 1948; Байкальские стихи, М., 1960.

Лит.:Хамаганов М. П., Основные черты творчества Цэдэна Галсанова,Улан-Удэ, 1948; Писатели Советской Бурятии. Биобиблиографический справочник, Улан-Удэ, 1959; История бурятской советской литературы, Улан-Удэ. 1967.

Галстушник

Галстушник (Charadrius hiaticula)

кулик рода ржанок (См. Ржанки).

Галтель

Галтель (от нем. Hohikehie)

профилированная рейка (брусок, планка), служащая для прикрытия щелей в стыках соединений (например, между полом и стеной), выступающих рёбер и краев (например, в мебели) и т. д. Под Г. понимают также скругление внешних и внутренних углов на деталях машин, в литейных формах и т. п. Г. облегчают изготовление и обработку деталей, предупреждают возникновение трещин в местах сопряжений.

Галтовка

Галтовка - процесс очистки поверхности небольших заготовок и деталей от заусенцев, окалины, формовочной земли, коррозии и др. Служит также для улучшения качества поверхности изделий - полирования (См. Полирование). Г. осуществляется в барабанах. Для ускорения Г. в барабан вместе с деталями загружают абразивные материалы - песок, наждак, корунд и др (сухая Г.), а иногда заливают различные растворители (мокрая Г.). Для полирования в барабаны вместе с деталями загружают деревянные опилки, обрезки кожи и др. (сухое полирование), иногда вводят растворы мыла, щёлочи и др. (мокрое полирование). Для лучшего перемешивания применяют барабаны с эксцентричным вращением.

При виброгалтовке рабочим камерам сообщают колебания в нескольких направлениях с частотой от 15 до 50 гц, что обеспечивает сложное перемещение деталей и абразивных частиц. Виброгалтовка позволяет обрабатывать крупные детали (в закрепленном виде).

Применяют также гидрогалтовку, при которой создаётся поверхностный наклёп, повышающий усталостную прочность материала детали. При гидрогалтовке детали закрепляются в камере, внутри, которой движется жидкость с мелкой металлической дробью.

Д. И. Браславский, В. М. Раскатов.

Галуа

Галуа (Galois)

Эварист (26.10.1811, Бур-ла-Рен, близ Парижа, - 30.5.1832, Париж), французский математик, исследования которого оказали исключительно сильное влияние на развитие алгебры. Учился в лицее Луи-ле-Гран, к моменту окончания которого уже вёл творческую работу по математике. В 1830 поступил в Высшую нормальную школу. Был исключен (1831) из неё по политическим мотивам. К этому времени относится начало активной политической деятельности Г.: он входил в тайное республиканское общество «Друзья народа». За публичное выступление против королевского режима дважды подвергался тюремному заключению. Почти сразу после освобождения, в возрасте 21 г., был убит на дуэли, по всей видимости, спровоцированной его политическими противниками.

Математическое наследие Г. составляет небольшое число очень сжато написанных работ, не понятых современниками. Г., по существу, построил всю теорию конечных Полей (называемых ныне полями Г.). В письме к другу, написанном накануне дуэли, Г. формулирует основные теоремы об интегралах от алгебраических функций, вновь открытые значительно позже в работах Б. Римана. Основной заслугой Г. является формулировка комплекса идей, к которым он пришёл в связи с продолжением исследований о разрешимости в радикалах алгебраических уравнений, начатых Ж. Лагранжем, Н. Абелем (См. Абель) и др. Построенная в результате этого Галуа теория, устанавливая описание расширений полей в терминах групп (См. Группа), напоминающее описание симметрии многогранника, сводит вопросы, касающиеся полей, к вопросам теории групп (возникшей именно отсюда).

Соч.: Сочинения, пер. с франц., М - Л., 1936.

Лит.: Инфельд Л., Эварист Галуа. Избранник богов, пер. с англ., lm.], 1958; Дальма А., Эварист Галуа, революционер и математик, пер. с франц., М., 1960.

Л. И. Скопин.

Э. Галуа.

Э. Галуа.

Галуа теория

Статья большая, находится на отдельной странице.

Галуа Эварист

Галуа (Galois) Эварист (26.10.1811, Бур-ла-Рен, близ Парижа, - 30.5.1832, Париж), французский математик, исследования которого оказали исключительно сильное влияние на развитие алгебры. Учился в лицее Луи-ле-Гран, к моменту окончания которого уже вёл творческую работу по математике. В 1830 поступил в Высшую нормальную школу. Был исключен (1831) из неё по политическим мотивам. К этому времени относится начало активной политической деятельности Г.: он входил в тайное республиканское общество «Друзья народа». За публичное выступление против королевского режима дважды подвергался тюремному заключению. Почти сразу после освобождения, в возрасте 21 г., был убит на дуэли, по всей видимости, спровоцированной его политическими противниками.

Математическое наследие Г. составляет небольшое число очень сжато написанных работ, не понятых современниками. Г., по существу, построил всю теорию конечных полей (называемых ныне полями Г.). В письме к другу, написанном накануне дуэли, Г. формулирует основные теоремы об интегралах от алгебраических функций, вновь открытые значительно позже в работах Б. Римана. Основной заслугой Г. является формулировка комплекса идей, к которым он пришёл в связи с продолжением исследований о разрешимости в радикалах алгебраических уравнений, начатых Ж. Лагранжем, Н. Абелем и др. Построенная в результате этого Галуа теория, устанавливая описание расширений полей в терминах групп, напоминающее описание симметрии многогранника, сводит вопросы, касающиеся полей, к вопросам теории групп (возникшей именно отсюда).

Соч.: Сочинения, пер. с франц., М - Л., 1936.

Лит.: Инфельд Л., Эварист Галуа. Избранник богов, пер. с англ., lm.], 1958; Дальма А., Эварист Галуа, революционер и математик, пер. с франц., М., 1960.

Л. И. Скопин.

Галун

Галун (от франц. galon)

плотная лента или тесьма разных цветов, вырабатываемая из хлопчато-бумажной пряжи, шёлка, часто с золотой, серебряной нитью или мишурой. Используется для изготовления знаков различия на форменную одежду.

Галуппи

Галуппи (Galuppi)

по прозванию Буранелло (по месту рождения) Бальдассаре (18.10.1706, о. Бурано, близ Венеции, -3.1.1785, Венеция), итальянский композитор. Руководил капеллой собора Сан-Марко в Венеции. В 1765-68 был придворным капельмейстером в Петербурге, где поставил свои оперы: «Король-пастух» и «Покинутая Дидона» (1766), «Ифигения в Тавриде» (1768). Г. - представитель венецианской школы, виднейший мастер оперы-буффа. Автор многочисленных опер, 20 из них - на либретто К. Гольдони, в том числе одна из популярнейших - «Сельский философ» (1754). Г. принадлежат также драматические кантаты, серенады, оратории, духовные концерты, сонаты и концерты для клавира и др.

Лит.: Финдейзен Н., Очерки по истории музыки в России с древнейших времен до XVIII века, т, 2, в. 5, М. - Л., 1928: Келдыш Ю. В., Русская музыка XVIII в., М., 1965: Delia Corte А., В. Galuppi, Siena, 1948; Mooser R. A., Annales de la musique et des musiciens en Russie au XVIII siecle, v. 2, Gen., 1951.

Галуппи Бальдассаре

Галуппи (Galuppi), по прозванию Буранелло (по месту рождения) Бальдассаре (18.10.1706, о. Бурано, близ Венеции, -3.1.1785, Венеция), итальянский композитор. Руководил капеллой собора Сан-Марко в Венеции. В 1765-68 был придворным капельмейстером в Петербурге, где поставил свои оперы: «Король-пастух» и «Покинутая Дидона» (1766), «Ифигения в Тавриде» (1768). Г. - представитель венецианской школы, виднейший мастер оперы-буффа. Автор многочисленных опер, 20 из них - на либретто К. Гольдони, в том числе одна из популярнейших - «Сельский философ» (1754). Г. принадлежат также драматические кантаты, серенады, оратории, духовные концерты, сонаты и концерты для клавира и др.

Лит.: Финдейзен Н., Очерки по истории музыки в России с древнейших времен до XVIII века, т, 2, в. 5, М. - Л., 1928: Келдыш Ю. В., Русская музыка XVIII в., М., 1965: Delia Corte А., В. Galuppi, Siena, 1948; Mooser R. A., Annales de la musique et des musiciens en Russie au XVIII siecle, v. 2, Gen., 1951.

Галургия

Галургия (от греч. hals - соль и ergon - дело, работа)

раздел химической технологии, посвященный производству минеральных солей. В узком смысле слова к Г. относят переработку природных солей. Сырьём для галургических производств служат морская вода и отложения солей, образовавшихся при её концентрировании в засушливом климате, а также озёрные и подземные рассолы. Для выделения отдельных солей используются процессы испарения и кристаллизации как в естественных (в специа льно устроенных бассейнах), так и в заводских условиях. Теоретической основой галургических процессов служат диаграммы растворимости солей; практически наиболее важны водные системы, образованные хлоридами и сульфатами натрия, калия и магния, изученные Я. Х. Вант-Гоффом с сотрудниками (в 1897-1908) в Германии и Н. С. Курнаковым с сотрудниками (с 1917) в СССР. Для Г. характерно комплексное использование сырья; так, из рассолов морского типа добывают поваренную соль, сульфат натрия, сульфат, хлорид и окись магния, бром. Из рапы соляных озёр, кроме того, получают соду, буру, соли лития. Из минерализованных вод нефтяных месторождений извлекают бром и иод. При переработке природных калийных солей наряду с хлоридом и сульфатом калия получают хлорид и сульфат магния, бром, соли рубидия и цезия. См. также статьи об отдельных солях.

Лит.: Позин М. Е., Технология минеральных солей, 3 изд., ч. 1-2, Л., 1970; Вант-Гофф Я. Г., Океанические соляные отложения, пер. с нем., Л., 1936; Курнаков Н. С., Избр. труды, т. 3, М.,1963; Грушвицкий В. Е., физико-химический анализ в галургии, Л., 1937; Бергман А. Г. и Лужная Н. П., Физико-химические основы изучения и использования соляных месторождений хлорид-сульфатного типа, М., 1951.

Д. С. Стасиневич.

Галф ойл

Галф ойл («Галф ойл»,)

нефтяная монополия США; см. в ст. Нефтяные монополии.

Галфвинд

Галфвинд (голл. halfwind, буквально - полветра)

курс парусного судна, при котором его продольная ось перпендикулярна направлению ветра.

Галчиньский

Галчиньский (Gatczyriski)

Константы Ильдефонс (23.1.1905, Варшава, - 6.12.1953, там же), польский поэт. Печатался с 1923. В 1928 примкнул к литературной группе «Квадрига». Первые книги - сатирическая повесть «Ослик Порфирион» (1929) и поэма «Конец света» (1930). Произведения Г. 30-х гг. содержат критику правящих кругов Польши. В 1939-45 Г. был в немецком лагере для военнопленных. В 1946 вернулся в Польшу. Писал сатирические стихи, поэтические фельетоны «Письма с фиалкой» (1948), создал цикл гротескных сатирических миниатюр «Зелёный гусь». В лирических стихах Г. выражены любовь к родине, труду, искусству. В стиле Г. сочетаются элементы лирики, юмора, иронии, гротеска. Поэма «Вит Ствош» (1952) посвящена гениальному скульптору средневековья; цикл лирических миниатюр «Песни» (1953) полон раздумий о жизни, любви, искусстве.

Соч.: Dzieła, t. 1-5, [Warsz.], 1957-60: в рус. пер. - Варшавские голуби, М., 1962; Стихи, М., 1967 [предисл. Д. Самойлова].

Лит.: Błonski J., Gałczynski. 1945-1953, Warsz., 1955: Drawicz А., К. J. Głtczynski, Warsz., 1968 (библ.); Хорев В. А., Константы Ильдефонс Галчиньский, в кн.: История польской литературы, т. 2, М., 1969.

В. А. Хорев.

К. И. Галчиньский.

К. И. Галчиньский.

Галчиньский Константы Ильдефонс

Галчиньский (Gatczyriski) Константы Ильдефонс (23.1.1905, Варшава, - 6.12.1953, там же), польский поэт. Печатался с 1923. В 1928 примкнул к литературной группе «Квадрига». Первые книги - сатирическая повесть «Ослик Порфирион» (1929) и поэма «Конец света» (1930). Произведения Г. 30-х гг. содержат критику правящих кругов Польши. В 1939-45 Г. был в немецком лагере для военнопленных. В 1946 вернулся в Польшу. Писал сатирические стихи, поэтические фельетоны «Письма с фиалкой» (1948), создал цикл гротескных сатирических миниатюр «Зелёный гусь». В лирических стихах Г. выражены любовь к родине, труду, искусству. В стиле Г. сочетаются элементы лирики, юмора, иронии, гротеска. Поэма «Вит Ствош» (1952) посвящена гениальному скульптору средневековья; цикл лирических миниатюр «Песни» (1953) полон раздумий о жизни, любви, искусстве.

Соч.: Dzieła, t. 1-5, [Warsz.], 1957-60: в рус. пер. - Варшавские голуби, М., 1962; Стихи, М., 1967 [предисл. Д. Самойлова].

Лит.: Błonski J., Gałczynski. 1945-1953, Warsz., 1955: Drawicz А., К. J. Głtczynski, Warsz., 1968 (библ.); Хорев В. А., Константы Ильдефонс Галчиньский, в кн.: История польской литературы, т. 2, М., 1969.

В. А. Хорев.

Гальба

Сервий Сульпиций (Servius Sulpicius Galba) (ок. 3 до н. э. - 69 н. э.), римский император (правил в 68-69 н. э.). Будучи наместником провинции Тарраконская Испания, Г. вместе с Г. Виндексом возглавил в 68 восстание войск против Нерона, после смерти последнего был провозглашен императором легионами Тарраконской Испании и утвержден сенатом. Придя к власти, быстро вызвал против себя недовольство войск и преторианцев (См. Преторианцы) из-за введения суровой дисциплины в армии и отказа выдать войску обещанные подарки. Был убит во время мятежа войск.

Е. М. Штаерман.

Гальба Сервий Сульпиций

Гальба Сервий Сульпиций (Servius Sulpicius Galba) (ок. 3 до н. э. - 69 н. э.), римский император (правил в 68-69 н. э.). Будучи наместником провинции Тарраконская Испания, Г. вместе с Г. Виндексом возглавил в 68 восстание войск против Нерона, после смерти последнего был провозглашен императором легионами Тарраконской Испании и утвержден сенатом. Придя к власти, быстро вызвал против себя недовольство войск и преторианцев из-за введения суровой дисциплины в армии и отказа выдать войску обещанные подарки. Был убит во время мятежа войск.

Е. М. Штаерман.

Гальбан

Гальбан (лат. galbanum, от греч. chalbane)

камеде-смола, получаемая из растений рода ферулы (См. Ферула) семейства зонтичных. В основном Г. добывают из Ferula galbaniflua, растущей по сухим степным склонам в горах Туркмении и Ирана. Г. добывают подсочкой стеблей и из естественных наплывов, образующихся на местах, пораненных насекомыми. Г. имеет жёлто-бурую окраску, морковный запах, горький вяжущий вкус; содержит 24-66% смолы, 11-19% камеди и 6-10% эфирных масел.

Гальберг

Самуил (Фридрих) Иванович [2(13).12.1787, мыза Каттентак, Эстония, - 10(22).5.1839, Петербург], русский скульптор. Учился в петербургской АХ (1795-1808) у И. П. Мартоса. Пенсионер АХ в Риме (1818-28), где пользовался советами Б. Торвальдсена. Преподавал в петербургской АХ (с 1829, с 1836 - профессор). Представитель Классицизма. В ранний период выступил с идиллическими произведениями («Фавн, прислушивающийся к звуку ветра», гипс, 1825; мрамор, 1830, Рус. музей, Ленинград). В своих скульптурных портретах Г. стремился точно передать черты лица и его наиболее характерное выражение, используя в то же время обобщённые формы античных бюстов (портреты В. А. Глинки, гипс, 1819, Рус. музей, и А. С. Пушкина, бронза, 1837, Всесоюзный музей А. С. Пушкина, г. Пушкин). Г. - автор эскизов и проектов памятников Г. Р. Державину в Казани (1833, открыт в 1847, не сохранился), Н. М. Карамзину в Симбирске (ныне Ульяновск; 1836, открыт в 1845).

Лит.: Скульптор Самуил Иванович Гальберг в его заграничных письмах и записках 1818-1828. Собрал В. Ф. Эвальд, СПБ. 1884; Мроз Е., С. И. Гальберг, М. - Л., 1948.

С. И. Гальберг. Портрет И. П. Мартоса. 1837. В бронзе отлит в 1839 П. К. Клодтом. Третьяковская галерея. Москва.

С. И. Гальберг. Портрет И. П. Мартоса. 1837. В бронзе отлит в 1839 П. К. Клодтом. Третьяковская галерея. Москва.

Гальберг Самуил Иванович

Гальберг Самуил (Фридрих) Иванович [2(13).12.1787, мыза Каттентак, Эстония, - 10(22).5.1839, Петербург], русский скульптор. Учился в петербургской АХ (1795-1808) у И. П. Мартоса. Пенсионер АХ в Риме (1818-28), где пользовался советами Б. Торвальдсена. Преподавал в петербургской АХ (с 1829, с 1836 - профессор). Представитель классицизма. В ранний период выступил с идиллическими произведениями («Фавн, прислушивающийся к звуку ветра», гипс, 1825; мрамор, 1830, Рус. музей, Ленинград). В своих скульптурных портретах Г. стремился точно передать черты лица и его наиболее характерное выражение, используя в то же время обобщённые формы античных бюстов (портреты В. А. Глинки, гипс, 1819, Рус. музей, и А. С. Пушкина, бронза, 1837, Всесоюзный музей А. С. Пушкина, г. Пушкин). Г. - автор эскизов и проектов памятников Г. Р. Державину в Казани (1833, открыт в 1847, не сохранился), Н. М. Карамзину в Симбирске (ныне Ульяновск; 1836, открыт в 1845).

Лит.: Скульптор Самуил Иванович Гальберг в его заграничных письмах и записках 1818-1828. Собрал В. Ф. Эвальд, СПБ. 1884; Мроз Е., С. И. Гальберг, М. - Л., 1948.

Гальвакс

Хальвакс (Hallwachs) Вильгельм (9.7.1859, Дармштадт, - 20.6. 1922, Дрезден), немецкий физик. Окончил Страсбургский университет в 1883. Профессор (с 1893) Высшего технического училища в Дрездене. Исследования в области фотоэлектрического эффекта. Впервые показал, что металлы под действием ультрафиолетового излучения теряют отрицательный заряд.

Соч.: Űber den EinfluB des Lichtes auf elektrostatisch geladene Kőrper, «Annalen der Physik undChemie», 1888, Bd 33; Lichteiek-trische Erműdung, «Annalen der Physik», 1907, Bd 23.

Гальвакс Вильгельм

Гальвакс, Хальвакс (Hallwachs) Вильгельм (9.7.1859, Дармштадт, - 20.6. 1922, Дрезден), немецкий физик. Окончил Страсбургский университет в 1883. Профессор (с 1893) Высшего технического училища в Дрездене. Исследования в области фотоэлектрического эффекта. Впервые показал, что металлы под действием ультрафиолетового излучения теряют отрицательный заряд.

Соч.: Űber den EinfluB des Lichtes auf elektrostatisch geladene Kőrper, «Annalen der Physik undChemie», 1888, Bd 33; Lichteiek-trische Erműdung, «Annalen der Physik», 1907, Bd 23.

Гальван

Гальван (Galvan)

Мануэль де Хесус (1834, Санто-Доминго, - 1910, там же), доминиканский писатель. Автор исторического романа «Энрикильо» (1882, рус. пер. 1963) о борьбе вождя одного из индейских племён о. Гаити за свободу и независимость. Основанный на тщательном изучении исторических источников, проникнутый духом романтизма, роман живо воссоздаёт картины эпохи.

Лит.: Стюарт Р., «Энрикильо» - книга о борьбе за свободу, «Курьер ЮНЕСКО», 1957, № 6; Вalagueг J., Literatura dominicana, В. Aires, [1950]; Meléndez С., La novela indianista en Hispanoamerica, [2-a ed.], Rio Piedras, 1961.

З. И. Плавскин.

Гальван Мануэль де Хесус

Гальван (Galvan) Мануэль де Хесус (1834, Санто-Доминго, - 1910, там же), доминиканский писатель. Автор исторического романа «Энрикильо» (1882, рус. пер. 1963) о борьбе вождя одного из индейских племён о. Гаити за свободу и независимость. Основанный на тщательном изучении исторических источников, проникнутый духом романтизма, роман живо воссоздаёт картины эпохи.

Лит.: Стюарт Р., «Энрикильо» - книга о борьбе за свободу, «Курьер ЮНЕСКО», 1957, № 6; Вalagueг J., Literatura dominicana, В. Aires, [1950]; Meléndez С., La novela indianista en Hispanoamerica, [2-a ed.], Rio Piedras, 1961.

З. И. Плавскин.

Гальвани

Гальвани (Galvani)

Луиджи (Алоизий) (9.9.1737, Болонья, - 4.12.1798, там же), итальянский анатом и физиолог, один из основателей учения об электричестве, основоположник электрофизиологии (См. Электрофизиология). Образование получил в Болонском университете, там же преподавал медицину. Первые работы Г. посвящены сравнительной анатомии. В 1771 начал опыты по животному электричеству; исследовал способность мышц препарированной лягушки сокращаться под влиянием электрического тока; наблюдал сокращение мышц при соединении их металлом с нервами или спинным мозгом, обратил внимание на то, что мышца сокращается при одновременном прикосновении к ней двух разных металлов. Эти опыты были правильно объяснены А. Вольта и способствовали изобретению нового источника тока - гальванического элемента. В 1791 Г. опубликовал «Трактат о силах электричества при мышечном движении». Новыми опытами (опубликованы в 1797) Г. доказал, что мышца лягушки сокращается и без прикосновения к ней металла - в результате непосредственного её соединения с нервом. Исследования Г. имели значение для медицинской практики и разработки методов физиологического эксперимента.

Лит.: Лебединский А. В., Роль Гальвани и Вольта в истории физиологии, в кн.: Гальвани А. и Вольта А., Избр. работы о животном электричестве, М.-Л., 1937.

Н. А. Григорян.

Гальвани Луиджи

Гальвани (Galvani) Луиджи (Алоизий) (9.9.1737, Болонья, - 4.12.1798, там же), итальянский анатом и физиолог, один из основателей учения об электричестве, основоположник электрофизиологии. Образование получил в Болонском университете, там же преподавал медицину. Первые работы Г. посвящены сравнительной анатомии. В 1771 начал опыты по животному электричеству; исследовал способность мышц препарированной лягушки сокращаться под влиянием электрического тока; наблюдал сокращение мышц при соединении их металлом с нервами или спинным мозгом, обратил внимание на то, что мышца сокращается при одновременном прикосновении к ней двух разных металлов. Эти опыты были правильно объяснены А. Вольта и способствовали изобретению нового источника тока - гальванического элемента. В 1791 Г. опубликовал «Трактат о силах электричества при мышечном движении». Новыми опытами (опубликованы в 1797) Г. доказал, что мышца лягушки сокращается и без прикосновения к ней металла - в результате непосредственного её соединения с нервом. Исследования Г. имели значение для медицинской практики и разработки методов физиологического эксперимента.

Лит.: Лебединский А. В., Роль Гальвани и Вольта в истории физиологии, в кн.: Гальвани А. и Вольта А., Избр. работы о животном электричестве, М.-Л., 1937.

Н. А. Григорян.

Гальванизация

Гальванизация (по имени Л. Гальвани)

метод лечения воздействия постоянным током небольшой силы и напряжения. Первые попытки применения такого тока для лечения относятся к началу 19 в.; систематическое изучение физиологического и лечебного действия началось во 2-й половине его. Постоянный ток силой до 30 ма и напряжением до 100 в вызывает в тканях перераспределение, т. е. изменение концентрации, ионов, что сопровождается сложными физико-химическими процессами, ведущими к изменению проницаемости клеточных мембран, деятельности ферментов и уровня обменных процессов. В зависимости от методики воздействия и дозировки Г. повышает или снижает функции тканей, оказывает болеутоляющий эффект, улучшает периферическое кровообращение, восстанавливает пораженные ткани, в том числе и нервы. Ток, раздражая множество нервных окончаний, вызывает не только местную, но и более или менее выраженную общую реакцию, стимулирует регуляторную функцию нервной системы. Ток для Г. получают от специальных аппаратов (раньше ток получали от гальванических элементов, аккумуляторов). Ток от аппарата подводится по проводам к больному чаще через пластинчатые электроды. Между металлической пластинкой и телом для предупреждения ожогов продуктами электролиза помещают гидрофильную прокладку (фланель или специальную пластмассу), смоченную водой. Промежуточной средой между металлическим электродом и кожей может быть также вода, налитая в ванночки. После фиксации электродов включают ток, а затем его постепенно увеличивают до необходимого значения. Интенсивность воздействия дозируют по плотности тока (количество ма/см2 прокладки) и продолжительности процедуры. Процедуру проводят при плотности тока от 0,01 до 0,1 ма/см2 в зависимости от цели воздействия, размеров электродов, возраста, состояния и ощущения больного, который во время процедуры не должен испытывать боли или жжения. По окончании процедуры так же плавно уменьшают ток до полного его выключения. Показания к применению Г.: заболевания и поражения различных отделов периферической нервной системы инфекционного, токсического и травматического происхождения (радикулиты, плекситы, невриты, невралгии различной локализации), последствия заболеваний и поражений головного и спинного мозга, мозговых оболочек, невротические состояния, вегетативно-сосудистые нарушения, хронические воспаления суставов (артриты) травматического, ревматического и обменного происхождения и др.

Лит.: Аникин М. М. и Варшавер Г. С., Основы физиотерапии, 2 изд., М., 1950; Ливенцев Н. М., Электромедицинская аппаратура, 3 изд., М., 1964.

В. Г. Ясногородский.

Гальваническая ванна

Гальваническая ванна - аппарат для нанесения на поверхность изделия гальванических покрытий, а также для изготовления изделий гальванопластическим способом. См. Гальванотехника.

Гальванические покрытия

Гальванические покрытия - металлической плёнки толщиной от долей мкм до десятых долей мм, которые наносят методом электролитического осаждения на поверхность металлических изделий с целью защиты их от коррозии и механического износа, а также сообщения поверхности специальных физических и химических свойств. См. Гальванотехника.

Гальванические элементы

Гальванические элементы - устройства, позволяющие получать электрический ток за счёт химической реакции. См. Химические источники тока.

Гальвано

Гальвано... (по имени Л. Гальвани), часть сложных слов, употребляющаяся вместо «гальванический», «гальванизм» (например, гальванометр, гальванопластика).

Гальвано..

Гальвано.. (по имени Л. Гальвани), часть сложных слов, употребляющаяся вместо «гальванический», «гальванизм» (например, гальванометр, гальванопластика).

Гальванокаустика

Гальванокаустика (от гальвано (См. Гальвано..)... и греч. kaustikós - жгучий)

гальванотермия, термокаустика, электрокаустика, прижигание тканей тела особыми металлическими петлями разной формы, т. н. гальванокаутерами, накаливаемыми проводимым через них электрическим током. Г. применяют для разрушения и удаления небольших доброкачественных опухолей, для разделения сращений и спаек, образующихся между тканями и органами в процессе болезни, для остановки кровотечения из мельчайших кровеносных сосудов - капилляров, выжигания татуировок и т. п. Источниками тока служат гальванические или аккумуляторные батареи либо используется трансформированный до напряжения 2-4 в при силе 20 ма ток промышленно-осветительной сети. См. также Электрокоагуляция.

В. Г. Ясногородский.

Гальваномагнитные явления

Статья большая, находится на отдельной странице.

Гальванометр

Статья большая, находится на отдельной странице.

Гальванопластика

Гальванопластика (от гальвано (См. Гальвано..)... и греч. plastike - ваяние)

получение точных металлических копий методом электролитического осаждения металла на металлическом или неметаллическом оригинале. См. Гальванотехника.

Гальваноскоп

Гальваноскоп (от гальвано (См. Гальвано..)... и греч. skopéo - смотрю)

простейший стрелочный прибор для обнаружения тока в цепи и определения его направления, прообраз Гальванометра.

Гальваностегия

Гальваностегия (от гальвано (См. Гальвано..)... и греч. stégo - покрываю)

нанесение металлических покрытий на поверхность металличческих изделий методом электролитического осаждения. См. Гальванотехника.

Гальваностереотипия

Гальваностереотипия (от гальвано (См. Гальвано..)... и Стереотипия)

способ изготовления копий форм высокой печати (стереотипов) методом гальванопластики (См. Гальванопластика). Г. впервые в мире (1839) была применена в Экспедиции заготовления государственных бумаг в Петербурге для размножения печатных форм. Она включает: матрицирование, собственно электролитическое осаждение металла (обычно меди) на матрицу для получения печатной формы (когда осаждаемый слой металла достигает нужной толщины - 0,25-0,30 мм, его отделяют от матрицы) и отделку. Г. даёт более точное воспроизведение оригинальной (исходной) формы, чем обычный литой стереотип. Износоустойчивость медных гальваностереотипов - до 200-250 тыс. оттисков (цинковых -25-30 тыс. оттисков), а после дополнительного покрытия их тонким слоем железа или никеля - до миллиона оттисков. Гальваностереотипы применяются преимущественно для печатания книг и журналов с большим количеством иллюстраций, а также многотиражных цветных репродукций. См. также Гальванотехника.

Гальванотаксис

Гальванотаксис (от гальвано (См. Гальвано..)... и греч. táxis - расположение, порядок)

активное движение животных (инфузории и др растительных организмов (вольвокс и др.), а также микробов (кишечная палочка и др.) и клеточных органелл (пластид ориентированное электрическим током, проявляется в водной среде или в почве в зависимости от плотности тока, его напряжения, характера растворённых в воде веществ и реакции среды организмы могут направляться к аноду (положительный Г.) или к катоду (отрицательный Г.). Основой Г. считают Хемотаксис на сдвиг концентрации катионов и анионов, возникающий под влиянием электрического тока.

Гальванотерапия

Гальванотерапия - физиотерапевтический метод, то же, что Гальванизация.

Гальванотехника

Статья большая, находится на отдельной странице.

Предыдущая страница Следующая страница