Большая советская энциклопедия (БСЭ)
Статьи на букву "А" (часть 72, "АНТ"-"АНФ")

В начало энциклопедии

По первой букве
0-9 A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "А" (часть 72, "АНТ"-"АНФ")

Антропо...

Антропо... (греч. ánthropos - человек)

составная часть сложных слов, указывающая на отношение их к человеку (например, Антропология, Антропометрия).

Антропов

Алексей Петрович [14(25).3.1716, Петербург, - 12(23).6.1795, там же], живописец, один из первых русских портретистов. Учился в Канцелярии от строений в Петербурге (с 1732) у А. М. Матвеева, с 1739 работал там же в «живописной команде» у И. Я. Вишнякова. Участвовал в выполнении декоративных росписей дворцов в Петербурге (1744-50), его пригородах и в Москве, Андреевского собора в Киеве (1752-55). Отчасти связанные с традициями парсуны (См. Парсуна), остро характерные портреты А. (атамана Ф. И. Краснощёкова, 1761, Русский музей, Ленинград; Петра III, 1762, Русский музей и Третьяковская галерея; А. В. Бутурлиной, 1763, Третьяковская галерея) отличаются непосредственностью, правдивостью образов, барочным декоративным богатством и насыщенностью цвета.

Лит.: Савинов А. Н., Алексей Петрович Антропов, в кн.: Русское искусство. Очерки о жизни и творчестве художников 18 века, М., 1952.

А. П. Антропов. Портрет А. М. Измайловой. 1759. Третьяковская галерея. Москва.

А. П. Антропов. Портрет А. М. Измайловой. 1759. Третьяковская галерея. Москва.

Антропов Алексей Петрович

Антропов Алексей Петрович [14(25).3.1716, Петербург, ≈ 12(23).6.1795, там же], живописец, один из первых русских портретистов. Учился в Канцелярии от строений в Петербурге (с 1732) у А. М. Матвеева, с 1739 работал там же в «живописной команде» у И. Я. Вишнякова. Участвовал в выполнении декоративных росписей дворцов в Петербурге (1744≈50), его пригородах и в Москве, Андреевского собора в Киеве (1752≈55). Отчасти связанные с традициями парсуны, остро характерные портреты А. (атамана Ф. И. Краснощёкова, 1761, Русский музей, Ленинград; Петра III, 1762, Русский музей и Третьяковская галерея; А. В. Бутурлиной, 1763, Третьяковская галерея) отличаются непосредственностью, правдивостью образов, барочным декоративным богатством и насыщенностью цвета.

Лит.: Савинов А. Н., Алексей Петрович Антропов, в кн.: Русское искусство. Очерки о жизни и творчестве художников 18 века, М., 1952.

Антропогенез

Статья большая, находится на отдельной странице.

Антропогенетика

Антропогенетика - см. Генетика (раздел Генетика человека).

Антропогенная растительность

Антропогенная растительность - совокупность фитоценозов, создаваемых человеком или изменяемых его деятельностью. Воздействие человека на растительность может быть непосредственным - при сенокошении, выпасе скота, вырубке лесов, и косвенным - при удобрении лугов, осушении болот, загрязнении воды, воздуха и т.д. Косвенное воздействие выявляется также при подтоплении в результате организации водохранилищ, развитии эрозии при распашке, уничтожении почвенно-растительного покрова на карьерах, межах, осыпях, отвалах, развалинах, скалках и других местах (см. Рудеральные растения), при замене уничтоженной растительности искусственной, т. е. посевами, сеяными лугами, садами, парками, лесопосадками и т.п. (см. Агрофитоценозы). А. р., как и естественным растительным сообществам, свойственны самоорганизация и саморегуляция, выраженные в разной степени (обычно в меньшей, чем в сообществах природной растительности). Исключение составляют сообщества культивируемых растений, которые приобретают всё большее значение в растительном покрове Земли. В таких сообществах человек сам регулирует взаимоотношения растений между собой и с окружающей средой. При прекращении воздействия человека на измененные им сообщества последние часто восстанавливаются до состояния, близкого к исходной естественной растительности (например, восстановление лесов на вырубках, распашках и пожарищах, степей - на залежах, болот - на осушенных землях при ликвидации мелиоративной сети и т.д.).

Лит.: Вернадский В. И., Несколько слов о ноосфере, «Успехи современной биологии», 1944, т. 18, в. 2; его же, Биосфера. Избранные труды по биогеохимии, М., 1967; Лавренко Е. М., Основные закономерности растительных сообществ и пути их изучения, в кн.: Полевая геоботаника, [т.] 1, М.-Л., 1959: Ярошенко П. Д., Геоботаника, М.-Л., 1961.

А. В. Калинина.

Антропогенные почвы

Антропогенные почвы - почвы, образующиеся в результате деятельности человека, сознательно направленной на их формирование («огородные почвы», почвы парников и теплиц и т. д.), или стихийно (почвы на отвалах горных разработок и др.). Некоторые авторы относят к А. п. также глубоко мелиорированные (например, орошаемые и осушенные) почвы.

Антропогенные факторы

Антропогенные факторы - среды, внесённые в природу человеческой деятельностью изменения, воздействующие на органический мир (см. Экология). Переделывая природу и приспосабливая её к своим потребностям, человек изменяет среду обитания животных и растений, влияя тем самым на их жизнь. Воздействие может быть косвенным и прямым. Косвенное воздействие осуществляется путём изменения ландшафтов - климата, физического состояния и химизма атмосферы и водоёмов, строения поверхности земли, почв, растительности и животного населения. Большое значение приобретает увеличение радиоактивности в результате развития атомной промышленности и особенно испытаний атомного оружия. Человек сознательно и бессознательно истребляет или вытесняет одни виды растений и животных, распространяет другие или создаёт для них благоприятные условия. Для культурных растений и домашних животных человек создал в значительной степени новую среду, многократно увеличив продуктивность освоенных земель. Но это исключило возможность существования многих диких видов. Увеличение народонаселения Земли и развитие науки и техники привели к тому, что в современных условиях очень трудно найти участки, не затронутые деятельностью человека (девственные леса, луга, степи и т. д.). Неправильная распашка земель и неумеренный выпас скота не только привели к гибели естественных сообществ, но и усилили водную и ветровую эрозию почв и обмеление рек. Вместе с тем возникновение селений и городов создало благоприятные условия для существования многих видов животных и растений (см. Синантропные организмы). Развитие промышленности не обязательно приводило к обеднению живой природы, но часто способствовало появлению новых форм животных и растений. Развитие транспорта и других средств сообщения способствовало распространению как полезных, так и многих вредных видов растений и животных (см. Антропохория). Прямое воздействие направлено непосредственно на живые организмы. Например, нерациональные рыболовство и охота резко сократили численность ряда видов. Нарастающая сила и убыстряющиеся темпы изменения природы человеком вызывают необходимость её охраны (см. Охрана природы). Целенаправленное, сознательное преобразование природы человеком с проникновением в микромир и космос знаменует собой, по В. И. Вернадскому (1944), формирование «ноосферы» - оболочки Земли, измененной человеком.

Лит.: Вернадский В. И., Биосфера, т. 1-2, Л., 1926; его же, Биогеохимические очерки (1922-1932), М.-Л., 1940; Наумов Н. П., Экология животных, 2 изд., М., 1963; Дубинин Н. П., Эволюция популяций и радиация, М., 1966; Благосклонов К. Н., Иноземцов А. А., Тихомиров В. Н., Охрана природы, М., 1967.

Антропогенный ландшафт

Антропогенный ландшафт - географический ландшафт, в формировании которого значительную роль сыграла хозяйственная деятельность человека. См. также Культурный ландшафт, Ландшафт географический.

Антропогенный рельеф

Антропогенный рельеф - рельеф, измененный или созданный деятельностью человека. Антропогенные формы рельефа впервые возникли в то время, когда охотничьи племена начали рыть ямы для ловли зверей, пещеры и т. п. При скотоводческом хозяйстве появились очаги эрозии и развевания песков вследствие скотосбоя. Наибольшее распространение А. р. получил с развитием земледелия. Различают стихийно возникающий и сознательно создаваемый А. р. Элементы первого - преимущественно «сорняки рельефа», образующиеся в результате неправильного ведения сельского и лесного хозяйства, горных выработок, строительства, прокладки дорог: овраги, конусы выноса, отмели, просадки, подвижные пески. В ряде стран развитие этих форм в корне изменило облик местности, ухудшило водный режим, уменьшило площадь пахотных земель и снизило их плодородие. Сознательное преобразование рельефа производится при мелиорации (террасирование и обвалование склонов, постройка дренажной и оросит, сети, планирование полей), строительстве (насыпи, выемки, каналы, дамбы) и т.п. К А. р. относятся также неизбежные, хотя и вредные формы: карьеры, отвалы и т. п. А. р. - компонент антропогенного ландшафта.

Д. Л. Арманд.

Антропогеновая система

Статья большая, находится на отдельной странице.

Антропогеография

Статья большая, находится на отдельной странице.

Антропоиды

Антропоиды (от Антропо... и греч. éidos - вид)

семейство обезьян; то же, что Человекообразные обезьяны.

Антропологизм

Антропологизм - философская концепция, представители которой усматривают в понятии «человек» основную мировоззренческую категорию и утверждают, что только исходя из неё и можно разработать систему представлений о природе, обществе и мышлении. Сторонники А. отстаивают либо материалистические, либо идеалистические взгляды. Наиболее значительными представителями материалистического А. были К. Гельвеций, Л. Фейербах и Н. Г. Чернышевский. Ввёл и универсально обосновал антропологический принцип в философии Фейербах. Категория «человек» была выдвинута им как антитеза «идеи» и «духа» - понятий, в которых резюмировался господствовавший в тот период объективный идеализм. Начиная со 2-й половины 19 в. быстро развиваются идеалистические варианты А. (Ф. Ницше, В. Дильтей, Г. Зиммель (См. Шелер)). Наиболее полное его обоснование было дано М. Шелером, одним из создателей современной идеалистической философской антропологии. Её приверженцы (А. Гелен и др.), а также близкие им по духу философы-экзистенциалисты выдвигают категорию «человек» в качестве антитезы понятий «общество» и «природа». Ограниченность А. проявляется прежде всего в абстрактном и одностороннем понимании самого человека, в неумении учесть особенности его жизнедеятельности как обществ. существа. А. в любых его вариантах означает идеализм в понимании общества, сведение объективных социальных отношений между людьми к идеалистически понятым связям между «Я» и «Ты». Как методологический принцип А. получил распространение в немарксистской социологии, этике, эстетике. Подробнее см. Философская антропология.

Лит.: Энгельс Ф., Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии, Маркс К., Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 21; Ленин В. И., Философские тетради, Полн. собр. соч., 5 изд., т. 29, с. 64; История философии, т. 5, М., 1961, гл. 7, разд. 1; Корнеев П. В., Современная философская антропология, М., 1967.

Э. Ю. Соловьев.

Антропологии институт

Антропологии институт - им. Анучина Московского государственного университета имени Ломоносова, научно-исследовательское учреждение, разрабатывающее основные проблемы антропологии (См. Антропология). Основан в 1922 Д. Н. Анучиным на базе музея и кафедры антропологии. Важное место в проблематике А. и. занимает изучение конституции человека, его физического развития, динамики морфологических и физиологических особенностей растущего организма, влияния на него различных биологических и социальных факторов. Проводятся исследования, посвященные теоретическим вопросам становления человека в свете диалектико-материалистической методологии, в частности стадиальности в эволюции гоминид (См. Гоминиды), соотношению биологических и социальных факторов на разных этапах становления человека как вида. Изучаются антропологический состав древнего и современного населения СССР, факторы расообразования, возрастная динамика расовых признаков, вопросы серологии (См. Серология), дерматоглифики (См. Дерматоглифика) и т. д. А. и. ведёт работы по прикладной антропологии, в частности разрабатывает размерные стандарты человеческого тела для различных нужд промышленности. Результаты исследований публикуются в сборнике «Вопросы антропологии» и других изданиях. В состав А. и. входит в качестве одного из отделов музей, основан в 1879, с многочисленными остеологическими, приматоведческими, археологическими и этнографическими коллекциями.

М. И. Урысон.

Антропологическая школа уголовного права

Статья большая, находится на отдельной странице.

Антропологические типы

Антропологические типы - группы людей, объединённых общим происхождением, проявляющимся в общности наследственных физических признаков. В широком смысле А. т. являются синонимом человеческих рас. Чаще, однако, под А. т. подразумевают мелкие единицы антропологической классификации, относящиеся к одной большой расе (европеоидной, монголоидной, негроидной и т. п.).

Антропологический принцип

Антропологический принцип - см. Антропологизм.

Антропология

Статья большая, находится на отдельной странице.

Антропометр

Антропометр - антропологический инструмент для измерений главным образом длины тела (роста) и высот антропометрических точек у человека над уровнем пола (см. Антропометрия), а также некоторых размеров по поперечной и передне-задней осям. Широко известен антропометр Мартина, удобный при работе в полевых условиях.

В. П. Чтецов.

Антропометрия

Статья большая, находится на отдельной странице.

Антропоморфизм

Антропоморфизм (от Антропо... и греч. morpho - вид)

уподобление человеку, наделение человеческими психическими свойствами предметов и явлений неживой природы, небесных тел, животных, мифических существ. Наивно-догматический А. представляет собой первоначальную форму мировоззрения и выражается в наделении неодушевлённых предметов способностью действовать, жить и умирать, испытывать переживания и т.д. (земля спит, небо хмурится и т.п.). Такой А. являлся господств. формой мировоззрения на ранних ступенях развития человеческого общества. Отголоски такого понимания мира представлены и в языке современных культурных народов (например, безличные глаголы типа «моросит», «светает» и др.), в искусстве, особенно в поэзии. Однако как способ мышления такой А. в настоящее время свойствен только психике ребёнка, у взрослых людей он является обычно признаком Инфантилизма. Наивно-догматический А. перерастает в религиозный А. - перенесение облика и свойств человека на вымышленные предметы, присущее большинству религиозных представлений о богах и других сверхъестественных существах. Антропоморфными, в частности, являются обычно боги т. н. высших религий, хотя в теологии это обстоятельство отрицается.

Элементы А. иногда проникают и в научное познание. Антропоморфными по своему происхождению являются, например, термины «работа», «напряжение» и т.п., хотя их реальное содержание давно утратило связи с их происхождением. С развитием науки А. вытесняется научным мировоззрением, хотя в некоторых областях знания антропоморфные представления оказываются весьма прочными (например, в зоопсихологии). Некоторые исследователи наделяют животных человеческими мыслями, чувствами, даже этикой. В современной научной («продолжительность жизни» частиц и пр.), технической, в частности кибернетической, литературе антропоморфное употребление понятий (машина «запоминает», «решает задачу» и т.п.) основано на объективном сходстве принципов функционирования и результатов действий человека и машины; оно является вполне законным, если при этом учитывается различие процессов по существу.

В. А. Костеловский.

Антропоморфология

Антропоморфология - см. Морфология человека.

Антропонимика

Антропонимика (от Антропо... и греч. ónyma - имя)

раздел ономастики (См. Ономастика), изучающий собственные имена людей, происхождение, изменение этих имён, географическое распространение и социальное функционирование, структуру и развитие антропонимических систем. В современной русской антропонимической системе каждый человек имеет личное имя (выбираемое из ограниченного списка), отчество и фамилию (возможное число последних практически неограничено). Существовали и существуют иные антропонимические системы: в Др. Риме каждый мужчина имел преномен - личное имя (таковых было всего 18), номен - имя рода, передаваемое по наследству, и когномен - имя, передаваемое по наследству, характеризующее ветвь рода. В современной Испании и Португалии человек имеет обычно несколько личных имён (из католического церковного списка), отцовскую и материнскую фамилии. В Исландии каждый человек имеет личное имя (из ограниченного списка) и вместо фамилии - производное от имени отца. В Китае, Корее, Вьетнаме имя человека складывается из односложной фамилии (в разные эпохи их насчитывалось от 100 до 400) и личного имени, обычно состоящего из двух односложных морфем, причём количество личных имён неограничено. Особое место в антропонимических системах занимают гипокористики (ласкательные и уменьшительные имена - русские Машенька, Петя, английские Bill и Davy), а также Псевдонимы и прозвища.

Данные А. существенны и для других разделов языкознания, социологии, истории народов.

Лит: Тупиков Н. М., Словарь древнерусских личных собственных имен, СПБ, 1903; Селищев А. М., Происхождение русских фамилий, личных имен и прозвищ, «Уч. зап. МГУ», 1948, в. 128, кн. 1; Чичагов В. К., Из истории русских имен, отчеств и фамилий, М., 1959; Никонов В. А., Личное имя - социальный знак, «Советская этнография», 1967, № 5; его же, Личные имена в современной России, «Вопросы языкознания», 1967, № 6; Taszycki W., Roźprawyi studia polonistyczne, t. 1, Wrocław, 1958; Lebel P., Les noms des personnes en France, 4 éd., P., 1959; Bach A., Deutsche Namenkunde, Bd 1-3, Hdlb., 1952-56.

В. А. Никонов.

Антропонозы

Антропонозы (от Антропо... и греч. nósos - болезнь)

группа инфекционных заболеваний, возбудители которых способны поражать только человека. К А. относятся Брюшной тиф, Паратифы, Дизентерия, Холера, Полиомиелит, Дифтерия, Скарлатина, Коклюш, Корь, Грипп, Возвратный тиф, Сыпной тиф, Малярия, Рожа, Гонорея, Сифилис, Трахома и др.

Антропопатизм

Антропопатизм (от Антропо... и греч. рáthos - чувство, страсть, болезнь)

наделение предметов и явлений реального или вымышленного мира свойствами психики человека. А. присущ всем персонажам старых и новых религий, хотя современные богословы и прилагают все усилия, чтобы освободить образ бога от антропопатических черт. А. заложен уже в основном теологическом утверждении о боге как личном существе. См. также Антропоморфизм.

Лит: Фейербах Л., Сущность религии, Избр. философские произведения, т. 2, М., 1955.

Антропософия

Антропософия (от Антропо... и греч. sophiа - мудрость)

мистическое учение о человеке, включающее методику самоусовершенствования и развития предполагаемых тайных способностей человека к духовному господству над природой (система психофизических упражнений, особая педагогика и т.п.); выделилась из теософии (См. Теософия). Родоначальником А. является немецкий мистик Р. Штейнер (1861-1925), основавший в 1913 в Дорнахе (Швейцария) «Всеобщее антропософское общество» и изложивший основы А. в сочинениях «Тайная наука» (1910) и «Антропософия» (1924). В духе пантеистической традиции А. считает, что бог растворён в природе, в мире и как бы возрождается в человеке. Под этим углом зрения А. интерпретирует мифы и верования всех времён и народов (Р. Штейнер, «Мистерии древности и христианство», 1910). Социально-политические построения А. представляют собой утопию, основанную на обособлении трёх сфер обществ. жизни: государство, единственная функция которого - ограждать группы граждан от взаимного порабощения (сфера свободы); независимое правосудие (сфера равенства); экономика, зиждущаяся на свободном кооперировании (сфера братства). А. оказала влияние на некоторых представителей искусства (русский поэт Андрей Белый, немецкий поэт К. Моргенштерн, художник В. В. Кандинский, немецкий дирижёр Б. Вальтер). А. распространена в некоторых странах Западной Европы и США, иногда как практическая педагогика (в институтах, школах, даже детских садах). А. знаменует кризис традиционных религий, которые она пытается заменить, эклектически соединяя модернизированные идеи христианской мистики с установкой на естественные возможности человека.

Лит.: Geering-Christ R., Was ist Anthroposophie?, 2 Aufl., Basel, 1947.

Антропосоциология

Антропосоциология - см. в ст. Расово-антропологическая школа в социологии.

Антропофагия

Антропофагия - то же, что людоедство.

Антропохория

Антропохория (от Антропо... и греч. choréo - иду, двигаюсь)

распространение растений при непроизвольном участии человека. Такие растения - антропохоры - часто выходят за пределы естественного ареала и акклиматизируются в новых условиях. К антропохорам обычно относят сорные, мусорные и другие растения, распространяемые при перевозках семян -агестохория, с посевным материалом - спейрохория, путём рассеивания семян в почве орудиями обработки - эргазиохория, и т. д. У ряда антропохоров вырабатываются специальные приспособления для разноса семян. Так, например, семена сорняков, распространяемые с посевным материалом, созревают одновременно с семенами засоряемой ими культуры и сходны с ними по ряду признаков. Эти приспособления иногда дают основание для выделения таких форм в новые систематической категории (разновидности, виды), приспособленные к засорению определённой культуры (сорняки льна и т. д.). Из многочисленной антропохоров флоры СССР наиболее распространены: полыннолистная амброзия - злостный однолетний сорняк, занесённый с посевным материалом в 19 в. из Сев. Америки; мелкоцветная галинзога - сорняк цветников, занесённый в 18 в. из Мексики в Западную Европу, а оттуда в Россию войсками Наполеона, засоряющий ж.-д. полотно; Iva xantifolia, родом из Северной Америки, распространившийся в 1870 из Киевского ботанического сада. Иногда А. понимают более широко, относя к антропохорам и культурные растения, сознательно распространяемые человеком.

Антропоцентризм

Антропоцентризм (от Антропо... и лат. centrum - центр)

воззрение, согласно которому человек есть центр и высшая цель мироздания. А. представляет собой одно из наиболее последовательных выражений точки зрения телеологии (См. Телеология), т. е. приписывания миру внеприродных, внешних ему целей. В античной философии А. формулировал древнегреческий философ Сократ, позднее этого воззрения придерживались представители патристики, схоластики и некоторые философы нового времени (например, немецкий философ К. Вольф). Некоторые элементы А. как исходной теоретической установки можно усмотреть в Экзистенциализме.

Антсла

Антсла - город в Выруском районе Эстонской ССР. Расположен на Ю. республики. Ж.-д. станция на линии Выру - Валга. 2,2 тыс. жит. (1968). Производство вязаных, швейных изделий и мебели. Город образован в 1938.

Антуан

Статья большая, находится на отдельной странице.

Антуан Андре

Антуан (Antoine) Андре (31.1.1858, Лимож, ≈ 9.10.1943, Пулиген), французский режиссёр, актёр, теоретик театра. Работая клерком в Газовом обществе в Париже, сблизился с одним из любительских театральных кружков (т. н. Гальским кружком) и на его основе в 1887 организовал Свободный театр, в котором работал до 1894. В 1897 создал Театр Антуана и руководил им до 1906; в 1906≈14 директор театра «Одеон». После 1914 отошёл от практической деятельности в театре, работал в области театральной критики и в кино.

Создавая Свободный театр, А. выступил против мелодрамы, мещанской драматургии. Горячий поклонник и пропагандист эстетических принципов Э. Золя, А. считал, что театр должен правдиво показывать жизнь, ставил пьесы, в которых действовали крестьяне, мелкие буржуа, рабочие. Заслугой А. являлась и пропаганда передовой иностранной драматургии. Он впервые во Франции поставил «Власть тьмы» Л. Толстого (1888), «Привидения» (1890) и «Дикую утку» (1891) Ибсена, «Нахлебник» Тургенева (1890), «Ткачи» Гауптмана (1893) и др. А. добивался от актёров естественности, простоты исполнения, ратовал за постоянный состав труппы, за спаянный актёрский ансамбль. Постановки А. отличались смелыми для своего времени естественными мизансценами, каждый персонаж спектакля был наделен индивидуальным характером, имел определённую сценическую задачу. А. применял разнообразные постановочные средства, помогающие создавать жизненно-достоверную атмосферу на сцене. Воспоминания А. о Свободном театре, о Театре Антуана и «Одеоне» ≈ один из ценных документов по истории французского театра конца 19 ≈ начала 20 вв., в них изложены его взгляды на театральное искусство и драматургию. В 1897 А. с группой артистов Свободного театра гастролировал в странах Европы, в том числе в России (Петербург, Москва, Киев, Одесса).

Соч.: Mes souvenirs sur ie Thétre Libre, P., 1921; Mes souvenirs sur ie Thétre Antoine et sur l'Odéоn, P., 1928; Рус. сокращ. пер. ≈ Дневники директора театра, общ. ред. А. А. Гвоздева, М.≈Л., 1939.

Лит.: Мовшенсон А., Вступ. статья, в кн.: Антуан А., Дневники директора театра, сокращ. пер. с франц., М.≈Л., 1939; Гвоздев Л. А., Западноевропейский театр на рубеже XIX и XX столетий. Очерки, М.≈ Л., 1939; Kovatchevitch М., La vie, l'oeuvre, l'influence et ie prestige de Andre Antoine..., Clermon-Ferrand ≈ P., 1941.

Антураж

Антураж (франц. entourage, от entourer - oкpyжать)

окружение, окружающая среда, обстановка.

Антуриум

Антуриум (Anthurium)

род растений семейства ароидных. Многолетние вечнозелёные растения; листья кожистые, блестящие или бархатистые, с красивым жилкованием. Цветки мелкие, в початках, окруженных покрывалом, иногда ярко-окрашенным. Около 500 видов в Центральной и Южной Америке. Многие виды выращиваются в оранжереях. Наиболее известны A. hortufanum (A. Scherzerianum), A. andreanum и A. crystallinum.

Лит.: Киселев Г. Е., Цветоводство, 3 изд., М., 1964.

Антуриум (Anthurium Scherzerianum).

Антуриум (Anthurium Scherzerianum).

Анты

Статья большая, находится на отдельной странице.

Анты (арх.)

Анты в архитектуре (лат. antae), выступы продольных стен здания, ограждающие вход. Наиболее часто встречаются в древнегреческих храмах, тип которых получил наименование «храм в антах».

Анты (историч.)

Статья большая, находится на отдельной странице.

Антьокии массив

Антьокии массив - горный массив, северная часть Центральной Кордильеры Колумбии. Высоты до 3110 м. Сложен палеозойскими интрузивными и метаморфическими породами. Поверхность глубоко расчленена ущельями многочисленных рек. Вечнозелёные смешанные леса. Месторождения золота, каменного угля. Выращивание кофе, бобов, кукурузы; скотоводство.

Антьокия

Антьокия (Antioquia)

департамент на З. Колумбии. Площадь 63 тыс. км2. Население 2931,5 тыс. чел. (1969). Административный центр - г. Медельин. Расположен на Антьокийском нагорье, окаймленном Западными и Центральными Кордильерами, которые разделены долиной р. Кауки. А. даёт около 3/4 всей добычи золота и серебра Колумбии. Текстильная промышленность (главный центр Медельин). Плантации кофе, табака, посевы зерновых, главным образом кукурузы и риса.

Ану

Ану (шумерск. Ан)

в верованиях древних народов Месопотамии верховный бог неба, возглавлявший сонм богов. Согласно мифам, А. был первоначально неотъемлемо связан с богиней земли Ки, от которой породил бога воздуха Энлиля, отделившего затем небо от земли.

Анубис

Анубис - в верованиях древних египтян первоначально бог смерти в Тинитском и Кинопольском номах (областях), затем бог - покровитель мёртвых, а также некрополей, погребальных обрядов и бальзамирования. А. изображался в облике волка, шакала или человека с головой шакала. Представления об А. оказали влияние на формирование образа христианского святого Христофора Псеглавца.

Ануй

Статья большая, находится на отдельной странице.

Ануй Жан

Ануй, Ануйль (Anouilh) Жан (р. 23.6.1910, Бордо), французский драматург. Имеет незаконченное юридическое образование. Первые драмы А. («Горностай», 1934; «Путешественник без багажа», 1937; «Дикарка», 1938) построены на моральном конфликте благородного героя с ложью и жестокостью, носят камерный характер. Позднее А. объединил их в цикл «чёрные пьесы». В «новые чёрные пьесы» (1946) включены трагедии на библейский («Иезавель»), а также на шекспировский («Ромео и Джульетта») и античные («Медея», «Антигона») сюжеты. Герои А. во имя этического принципа отвергают компромисс и гибнут («Антигона», пост. 1943, изд. 1944); эта идея в пьесах 40-х гг. носит характер безнадёжности и выражена в духе экзистенциализма. К «чёрным пьесам» примыкает цикл «костюмированные пьесы» (1960): исторические драмы «Жаворонок» (1953), где народная героиня ≈ Жанна д'Арк утверждает своё человеческое достоинство, спасая от порабощения народ Франции; «Беккет, или Честь божья» (1959). Иронически-лирические комедии А. объединены в циклы «розовые пьесы» (194?, «Ужин в Санлисе», «Леокадия» и др.) и «блестящие пьесы» («Сесиль, или Урок отцам», 1951, и др.), герои которых находят счастье, отгораживаясь от мира страдания и жестокости, хотя условная театральность комедий подчёркивает иллюзорность этого счастья. Сатирические комедии А. объединены в цикл «колючие пьесы» (1956): «Орнифль, или Сквозной ветер»; «Бедняга Битос...», где тенденциозно пародируется образ Робеспьера и проводится мысль, что любое насилие является злом. Разнообразие и новизна сюжетов, непринуждённость диалога, действенность и эмоциональность, юмор ≈ всё это определяет яркую театральность пьес А.

Соч.: Théâtre complet, [t. 1≈6], P., 1962; La foire d'empoigne, P., 1961; в рус. пер. ≈ Пьесы, т. 1≈2, [Послесл. Л. Зониной], М., 1969.

Лит.: Зонина Л., Жан Ануйль, в кн.: Современная зарубежная драма, М., 1962; История французской литературы, т. 4, М., 1963; Luppé R. de, Jean Anouilh, P., [1959]; Borgal C., Anouilh, la peine de vivre, [P.], 1966 (имеется библ.).

Ануй (река в Алтайском кр.)

Ануй, река в Алтайском крае РСФСР, левый приток Оби. Берёт начало двумя истоками ≈ Чёрный А. и Белый А. Длина 327 км (от истока Белого А.), площадь бассейна 6930 км2. В верховьях течёт между Ануйским и Бащелакским хребтом. Питание снеговое и дождевое. Средний расход воды около 250 м3/сек. Замерзает в ноябре, вскрывается в апреле.

Ануйский хребет

Ануйский хребет - горный хребет на С. Алтая. Расположен между долинами pp. Ануй и Песчаная (левые притоки Оби). Средняя высота от 900 м на С.-3. до 1600 м на Ю.-В., наибольшая 1815 м. Длина около 130 км. Сложен главным образом метаморфизованными известняками, силурийскими сланцами, прорванными интрузиями гранитов. Преобладают ландшафты низкогорий с мелколиста, лесами и участками луговых степей; на Ю. - среднегорья с лиственничными лесами.

Анурадхапура

Анураджапура, город на Цейлоне, административный центр Северо-Центральной провинции 29,4 тыс. жит. (1963). Ж.-д. станция, узел автогужевых дорог. Центр важного рисоводческого района. Место паломничества буддистов. Древняя А. (5 в. до н. э. - начало 11 в. н. э.) была столицей первого Сингальского государства (См. Сингальское государство). В начале 11 в. разрушена захватившими Цейлон правителями южноиндийского тамильского государства Чола. От древнего города в центре и окрестностях современного А. сохранились многочисленные памятники: остатки древнейших на Цейлоне буддийских храмов и монастырей - колоколообразные ступы (дагобы) Тхупарама (3 в. до н. э.), Руанвели (2-1 вв. до н. э.) с каменными статуями Будды (5 в. н. э.); скальный монастырь Исурумуния с замечательными рельефами на внешних стенах (5-8 вв. н. э.), дворцы, искусств. водоёмы и др. В А. создан заповедник; некоторые древние памятники восстанавливаются.

Лит.: Прокофьев О., Искусство Юго-Восточной Азии, М., 1967; Gave Н. W., The ruined cities of Ceylon, [3 ed.], L., 1905.

«Влюблённые». Рельеф. Камень. 5 в. Монастырь Исурумуния близ Анурадхапуры.

«Влюблённые». Рельеф. Камень. 5 в. Монастырь Исурумуния близ Анурадхапуры.

Анурия

Анурия (от греч an - отрицательная частица и uron - моча)

отсутствие выделения мочи. А. бывает при тяжёлых заболеваниях почек, при закупорке мочевых путей почечными камнями, при сдавлении их расположенными по соседству опухолями, при падении сердечной деятельности. Сопровождается сухостью во рту, жаждой, тошнотой, рвотой. Лечение направлено на устранение причины А.

Анучин

Статья большая, находится на отдельной странице.

Анучин Дмитрий Николаевич

Статья большая, находится на отдельной странице.

Ануша

Абуль-Музаффар Мухаммед, хивинский хан [1663 - ок. 1686], сын и преемник хана Абулгази I, продолжавший его политику усиления ханской власти. Совершил ряд опустошительных набегов на Бухарское ханство. В 1669 и 1675 пытался восстановить прерванные ранее торговые и дипломатические отношения с Русским государством. В результате заговора придворных был свергнут и ослеплен.

Ануша Абуль-Музаффар Мухаммед

Ануша Абуль-Музаффар Мухаммед, хивинский хан [1663 ≈ ок. 1686], сын и преемник хана Абулгази I, продолжавший его политику усиления ханской власти. Совершил ряд опустошительных набегов на Бухарское ханство. В 1669 и 1675 пытался восстановить прерванные ранее торговые и дипломатические отношения с Русским государством. В результате заговора придворных был свергнут и ослеплен.

Анфантен

Анфантен (Enfantin)

Бартелеми Проспер (8.2.1796 - 31.8.1864), французский социалист-утопист, ученик и последователь Сен-Симона. Главное внимание А. привлекала экономическая сторона учения Сен-Симона и его идея «нового христианства». После смерти Сен-Симона А. вместе с Базаром возглавил сен-симонистскую школу, которая постепенно выродилась в «церковь», одним из первосвященников которой стал А. После того как острые разногласия в среде сен-симонистов по вопросам религии, брака и семьи привели к развалу сен-симонистской церковной общины («семьи», конец 1831), А. создал в Менильмонтане (близ Парижа) трудовую общину, в которой пытался осуществить идеи совместного труда и свободной любви. В 1832 эта община подверглась судебному преследованию; А. отбыл год в тюрьме «за оскорбление нравственности». В дальнейшем участвовал в инженерных работах в Египте (одним из первых выдвинул проект Суэцкого канала), был директором ж.-д. линии Париж - Лион. Положительно встретил Вторую империю и призывал Наполеона III содействовать промышленному развитию Франции.

Соч.: Oeuvres de Saint-Simon et d'Enfantin, v. 1-14, 16-17, 24-34, P., 1865-74.

Лит.: Волгин В. П., Сен-Симон и сенсимонизм, М., 1961: Charlety S., Enfantin. P., [1931].

Анфантен Бартелеми Проспер

Анфантен (Enfantin) Бартелеми Проспер (8.2.1796 ≈ 31.8.1864), французский социалист-утопист, ученик и последователь Сен-Симона. Главное внимание А. привлекала экономическая сторона учения Сен-Симона и его идея «нового христианства». После смерти Сен-Симона А. вместе с Базаром возглавил сен-симонистскую школу, которая постепенно выродилась в «церковь», одним из первосвященников которой стал А. После того как острые разногласия в среде сен-симонистов по вопросам религии, брака и семьи привели к развалу сен-симонистской церковной общины («семьи», конец 1831), А. создал в Менильмонтане (близ Парижа) трудовую общину, в которой пытался осуществить идеи совместного труда и свободной любви. В 1832 эта община подверглась судебному преследованию; А. отбыл год в тюрьме «за оскорбление нравственности». В дальнейшем участвовал в инженерных работах в Египте (одним из первых выдвинул проект Суэцкого канала), был директором ж.-д. линии Париж ≈ Лион. Положительно встретил Вторую империю и призывал Наполеона III содействовать промышленному развитию Франции.

Соч.: Oeuvres de Saint-Simon et d'Enfantin, v. 1-14, 16-17, 24-34, P., 1865-74.

Лит.: Волгин В. П., Сен-Симон и сенсимонизм, М., 1961: Charlety S., Enfantin. P., [1931].

Анфас

Анфас (франц. en face, буквально - в лицо)

вид лица, предмета прямо спереди; положение лицом к смотрящему.

Анфельция

Анфельция - анфельтия (Ahnfeltia), род морских красных водорослей (См. Красные водоросли). Многолетняя водоросль, имеющая вид неправильно разветвленных шнуров длиной 10-20 см и толщиной 0,5-1 мм, темно-пурпурного или почти чёрного цвета. Растет на камнях в верхних горизонтах прибрежного пояса, главным образом в холодных морях Северного полушария. Наиболее распространена (в ряде стран, в том числе в СССР, выращивается искусственно) А. plicata, из которой получают высококачественный Агар-агар.

Анфилада

Анфилада (франц. enfilade)

ряд последовательно примыкающих друг к другу помещений, дверные проёмы которых расположены на одной оси, благодаря чему при открытых дверях создаётся сквозная перспектива всех интерьеров. Чаще всего А. встречается во дворцах Барокко и Классицизма и в зданиях музеев 19-20 вв. А. также называется ряд пространственно раскрытых друг к другу площадей, образующих систему архитектурных ансамблей.

Анфилада дворца в Кускове (1769-75), построенного под руководством арх. К. И. Бланка.

Анфилада дворца в Кускове (1769-75), построенного под руководством арх. К. И. Бланка.

Анфинсен

Анфинсен (Anfinsen)

Кристиан Бемер (р. 26.3.1916, Монессен, штат Пенсильвания, США), американский биохимик, член Национальной АН США, Американской академии искусств и наук (1958), иностранный член Датского королевского общества (1964). Окончил Пенсильванский (1939) и Гарвардский университеты. Работал в Карлсбергской лаборатории в Копенгагене (1940), в Гарвардской медицинской школе (1944-50, профессор биохимии в 1962-63). В 1950-62 заведующий лабораторией цитофизиологии и метаболизма в Национальном кардпологическом институте (Бетесда, штат Мэриленд). С 1963 руководитель лаборатории биохимии Национального института по исследованию артрита и метаболизма. Основные труды по установлению структуры Рибонуклеазы. Нобелевская премия по химии (1972, совместно с С. Муром и У. Стайном).

Соч. в рус. пер. Молекулярные основы эволюции, М., 1962.

Лит.: Серебровская К. Б., Комиссаров Б. Д., Кристиан Бемер Анфинсен, «Журнал Всес. хим. общества», 1975, т. 20, в. 6; Anrinsen Ch. В., в кн.: McGraw-Hill modern men of science, v. 2, N. Y., 1968.

Анфинсен Кристиан Бемер

Анфинсен (Anfinsen) Кристиан Бемер (р. 26.3.1916, Монессен, штат Пенсильвания, США), американский биохимик, член Национальной АН США, Американской академии искусств и наук (1958), иностранный член Датского королевского общества (1964). Окончил Пенсильванский (1939) и Гарвардский университеты. Работал в Карлсбергской лаборатории в Копенгагене (1940), в Гарвардской медицинской школе (1944≈50, профессор биохимии в 1962≈63). В 1950≈62 заведующий лабораторией цитофизиологии и метаболизма в Национальном кардпологическом институте (Бетесда, штат Мэриленд). С 1963 руководитель лаборатории биохимии Национального института по исследованию артрита и метаболизма. Основные труды по установлению структуры рибонуклеазы. Нобелевская премия по химии (1972, совместно с С. Муром и У. Стайном).

Соч. в рус. пер. Молекулярные основы эволюции, М., 1962.

Лит.: Серебровская К. Б., Комиссаров Б. Д., Кристиан Бемер Анфинсен, «Журнал Всес. хим. общества», 1975, т. 20, в. 6; Anrinsen Ch. В., в кн.: McGraw-Hill modern men of science, v. 2, N. Y., 1968.

Предыдущая страница Следующая страница