Статьи на букву "У" (часть 1, "УАН"-"УРБ")
УАНСТЕ́П (англ. one-step, от one - один и step - шаг) - быстрый маршеобразный танец, распространившийся ок. 1910 в США, затем в Европе и России. Возник на основе упрощ. танц. движений тустепа. Муз. размер 2/4. После 1-й мир. войны появились разл. его варианты (Turkey Trot, Grisly Bear, Tudy Walk и др.), отличавшиеся игровым и зрелищным характером. У. - предшественник фокстрота. |
УБО́РНЫЕ ПОЛТИ́НЫ (разг) - разновидность серебр. полтин. 1704 и 1705, на к-рых Петр I изображен в богато украшенной ("убранной") одежде. |
УВА́РОВ Ал. Ал. (1859 - ?) - граф, обществ, деятель. Депутат 3-й Гос. думы от Саратовской губ. (1907), видный деятель фракции "октябристов" (ее "левого" крыла), а позже - "прогрессистов", считался одним из лучших думских ораторов, выступления к-рого по вопросам земского х-ва, финансам, агр. проблемам имели обществ, резонанс. Известность У. принесла и ставшая знаменитой его дуэль с А. Гучковым. У. состоял чл. ряда думских комиссий - бюджетной, переселенческой, комиссии по наказу. |
УВА́РОВ Сер. Сем. (1786-1855) - гос. деятель, граф (1846), през. АН (1818-55). Службу начал в 1801 в Коллегии иностр. дел. Занимался науч. деят-ностью, им опубликован ряд работ по др.-греч. лит-ре и археологии; входил в лит. об-во "Арзамас", был близко знаком с К. Н. Батюшковым, Н. М. Карамзиным, В. А. Жуковским, И. И. Гнедичем. При Николае I являлся одним из столпов теории офиц. народности. Автор формулы "православие, самодержавие, народность". В период пребывания на должности мин. просвещения (1838-49) У. способствовал совершенствованию системы образования, при нем был основан ун-т в Киеве, положено нач. реальному образованию, восстановлен порядок командировок ученых за границу, стали публиковаться отчеты по работе мин-ва. Как през. Академии У. стремился увеличить ее средства, при нем была основана Пулковская обсерватория. Инициатор принятия Университетского устава 1835. Вместе с тем заметно ужесточилась и усилилась цензура - инициатором этого как раз и выступал У. Кроме того, было известно о его явно враждебном отношении к А. С. Пушкину. |
УВА́РОВ Фед. Петр. (1773, по др. данным 1769-1824) - ген. от кавалерии (1813), герой Отеч. войны 1812. В армии с 1787, участник рус.-швед. войны (1788-90), подавления Польск. восст. (1794), войны с Францией (1805-07). В 1810 командовал авангардом Молдавской армии в период рус.-тур. войны 1806-12. Отличился в Бородинском сражении (1812), руководя вместе с М. И. Платовым рейдом во фланг и тыл наполеоновских войск. Участник сражений под Малоярославцем, Тарутино, Вязьмой и Красным; во время загран. походов рус. армии 1813-14 - под Бауценом, Дрезденом, Кульмом, Лейпцигом. С 1813 состоял при имп. Александре I. С 1821 - ком. гвард. корпуса, чл. Гос. совета. |
УВА́РОВА Елиз. Ал.-др. (1902-77) - актриса. Училась в студии Вл. Карпова. Дебютировала в т-ре "Водевиль". Наиб. значит. роль, исполн. на его сцене, - Лиза ("Вечный муж" по Ф. М. Достоевскому, 1922). С 1935 по 1945 работала в Новом ТЮЗе. Зарекомендовала себя как талантливая, многоплановая травести ролями Анютки ("Тимошкин рудник" Л. Ф. Макарьева, 1925), Франьки ("Так было" А. Я. Бруштейн и Б. В. Зона, 1929), Маленькой разбойницы ("Снежная королева" Е. Л. Шварца, 1939) и как острохарактерная актриса - ролями Варварки ("Ундервуд" Е. Л. Шварца, 1939) и Тартальоны ("Зеленая птичка" К. Гоцци, 1935), Мопси ("Голубое и розовое" А. Я. Бруштейн, 1936). С 1945 в Ленингр. т-ре комедии. Разнообразна комедийная палитра У.: лирич. теплота, окраш. мягким юмором, - Маргит ("Мы тоже не ангелы" К. Фехер, 1958), добрая усмешка - Анна Романовна ("Старый Новый год" М. М. Рощина, 1974), краски фельетона - Гренкина ("Звонок в пустую квартиру" Д. Б. Угрюмова, 1967) и полит. сатиры - Аманда ("Тележка с яблоками" Б. Шоу, 1972), беспощадный гротеск - Матильда фон Цанд ("Физики" Ф. Дюрренматта, 1962). Роли актрисы психол. выстроены, в любом жанре она органична, пластич. рисунок образа отличался графич. завершенностью. Преподавала в Ленингр. театр. ин-те (доц.), пробовала свои силы в режиссуре (Колх.-совх. т-р, 1940). |
УВЕРТЮ́РА (франц. ouverture - открытие, вступление) - инструмент, вступление к сочинениям крупной формы (опера, балет, оперетта, сюита, драматич. спектакль с музыкой и т. д.). Историч. корни У. - в фанфарных сигналах, открывавших оперу на заре ее существования (напр., вступительная токката к опере К. Монтеверди "Орфей", 1607). Прообразами совр. У. в 17 в. являлись интрады, многочастные канцоны и "синфонии". Форма т. н. французской У. была создана Ж. Б. Люлли в развитие венецианской модели У. по схеме "медленно- быстро - медленно". В противоположность ей для неаполитанской У. - предтечи инструмент, симфонии - характерна последовательность частей "быстро - медленно - быстро". В 18 в. Ж. Ф. Рамо, К. В. Глюк, В. А. Моцарт все более прочно привязывают У. к основному содержанию оперы. Такова и У. Е. И. Фомина к мелодраме "Орфей" (1792) - первый выдающийся образец драматич. симфонизма в рус. музыке. В эпоху романтизма (на рубеже 18-19 вв. и позднее) получает распространение жанр концертной программной У. (Л. Бетховен, К. М. Вебер, Г. Берлиоз, Ф. Лист, Ф. Мендельсон, испанские У. фантазии М. И. Глинки "Арагонская хота" и "Ночь в Мадриде", "1812 год" П. И. Чайковского и др.), а также внешне импозантной оперной У.-попурри, со временем все более утрачивающей глубину и драматургическое значение. Реформаторы оперного театра 19 в. (Дж. Верди, Р. Вагнер, М. П. Мусоргский) создают новый тип инструмент, вступления к опере, лаконично-концентрированного и непосредств. вводящего в действие. Позднее (в операх Дж. Пуччини, Р. Штрауса) вступление может редуцироваться до нескольких тактов. Подобный тип У. преобладает в опере 20 в., хотя в неоклассицистских, неоромантических по стилю произведениях могут воссоздаваться и иные модели У. |
У́ГОЛЬ - мат-л для рисования из обожженных тонких веток или обструг. палочек ивы, липы и др. В 19 в. широко применяется "жирный У." (вымоч. в раст. масле) и "твердый" (из спрессов. угольного порошка, смеш. с растит, клеем). У. используется для самостоят. рисунков и набросков в станковой и настенной живописи; позволяет сочетать мягкий штрих с тональными пятнами. |
УГРЮ́МОВ Григ. Ив. (1764-1823) - живописец ист. жанра. Худож. образование получил в Имп. АХ в С.-Петербурге (1770-85). Преподавал там с 1791, ректор - с 1820. Пенсионер АХ в Риме (1787-90). Манере У. присущи театр, условность композиции, поэтичность, претворение гражд. и нац. идеалов - черты, свойств, отеч. ист. живописи периода классицизма. Тяготел к сюжетам из рос. истории. Писал портреты, создав яркие образы рус. купечества. Среди его учеников А. Е. Егоров, В. К. Шебуев, А. И. Иванов, О. А. Кипренский и др. Осн. произв.: "Испытание князем Владимиром силы русского богатыря Яна Усмаря перед поединком его с печенежским богатырем" (1796-97), "Избрание Михаила Федоровича на царство" (1800), "Взятие Казани" (1800). Творчество У. оказало влияние на рус. ист. живопись. |
УГРЮ́МОВ (Матвеев) Ив. Матв. (? - 1707) - живописец Оружейной палаты, позднее чертежник Приказа артиллерии в Москве, копировал "Верхотульские и Тобольские большие и малые земляные чертежи, также и сибирским пушкам разных статей чертежи" (1701), в 1703 переведен в С.-Петербург, где строил пильную мельницу. В кон. 1704 У. был послан в Нарву и строил там "Государевы палаты" и церковь, в конце 1705 вернулся в С.-Петербург и работал в Летнем саду, где соорудил водоподъемную машину "для возведения воды к фонтанам" и первый фонтан, строил деревянный дом для Петра I и углублял гаванец при нем, строил плотину на Фонтанке. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
УДИЛА́ - эл-т конской упряжи (узды), способствующий наилучшему управлению животным, подчинению его воле человека. Древнейшие У. изготовлялись, по-видимому, из сыромятных ремней и сухожилий, а начиная с эпохи бронзы - из металла. Как правило, У. состоят из единого или двух-трехчленного грызла (межзубья) и боковых подвижных прищечных ограничений - псалий. При различии конструкций они всегда оказывают прямое давление на язык и углы рта лошади. |
УЕ́ЗД - адм.-терр. единица, возникшая в 15-16 вв., в период становления единого Рус. гос-ва. С нач. 18 в. У. был составной частью губ. и подразделялся на волости. Высш. адм. властью в У., по губ. реформе 1775, обладал исправник - нач. уездной полиции. В соответствии с Земской реформой 1864 в У. были созданы органы представит. власти - земские собрания. После 1917 высшим органом власти в У. стал уездный съезд советов, состоящий из делегатов местных гор. и сел. советов. Он контролировал деят-ность уездного исполнит. к-та (УИК) и его президиума, осуществлявших в период между съездами советов всю исполнит, власть. В связи с проведением нового адм.-терр. деления (1923-29) эти органы местной власти были упразднены, У. преобразованы в р-ны. |
УЕ́ЗДНОЕ УЧИ́ЛИЩЕ - нач. школа в уездных городах России в 1803-1900-х гг.; вторая (после приходского уч-ща) ступень образования в России 19 в. Двухлетние У. У., по уставу 1904, готовили учащихся "всякого звания" к поступлению в г-зию. Изучались закон Божий, священная история, рус. грамматика, чистописание, всеобщая и рус. география, нач. сведения по физике, геометрии, естеств. истории. С 1828 непосредственная подготовка к поступлению в г-зию прекращена и введены 3-летние курсы, предназначавшиеся для детей купцов, мещан, мелких служащих. С 1875 преобразованы в гор. уч-ща (по положению 1872). |
УКАЗА́ТЕЛЬ БИБЛИОГРАФИ́ЧЕСКИЙ- изд., осн. содержанием к-рого является библиогр. информация и к-рое предназначено для облегчения поиска и выявления необходимой лит-ры. У. Б. содержит совокупность сведений о произв. печати, т. е. библиогр. описания, организов. в том или ином порядке (систематич., тематич., хронол.). От простейшего библиогр. пособия - списка У. Б. отличается более сложной структурой, обусловл. классификацией мат-ла. Для удобства использования информации в У. Б. м. б. включены вспомогат. указатели и др. эл-ты справ, аппарата. У. Б. м. б. текущим (включает совр. лит-ру, вышедшую за короткий отрезок времени - неделю, месяц, квартал, полугодие, издается периодически) и ретроспективным (включает лит-ру, вышедшую за определ. значит. промежуток времени). По охвату содержания У. Б. м. б. универсальным, отраслевым и тематич., по назначению - общим и спец. У. Б. м. б. издан отдельно (в виде периодич. или непериодич. изд.) или - реже - бывает включен в изд. в качестве составной части. Печатные У. Б. получили распространение в России с 18 в. |
УКРАИНИ́ЗМ - лингв. термин, к-рый обозначает слово, выражение или оборот речи, заимствов. к.-л. яз. из укр. Среди лексич. У., освоенных рус. яз., можно назвать такие, как борщ, хлебороб, бублики др. Большое число У.-экзотизмов содержится в произв. Н. В. Гоголя (галушка, гопак, жупан и др.) |
УКРАИ́НСКИЙ ЯЗЫ́К - яз., принадлежащий к гр. вост.-слав. яз. И распростр. на Украине, в сопредельных обл. Белоруссии и России, Польши и Чехословакии. Большие гр. этнических украинцев проживают в США, Канаде, Австралии, Аргентине и др. странах. Общее число гворящих на У. Я. превышает 40 млн. чел. Осн. чертами, отличающими У. Я. от остальных слав. яз. в обл. фонетики, являются: чередование о, e с і (в закр. слоге): стола - стіл, коня - кінь, кота - кіт; старослав. ѣ (ять) перешел в і (в рус. в е): хліб, сніг, гніздо, сліпий, пісок; смягчение перед е отсутствует: лебідь, невід, печиво; в системе согласных фонем имеется фрикативное г (h) и звонкие аффрикаты дз, дж: гарний, дзвінок; согласные различаются по мягкости и твердости. Грамматич. строй У. Я. отличается от рус. наличием доп. пад. (звательного). Предл. и дат. пад. существительных муж. р. имеют оконч. -ові, -еві. Глаголы несов. вида имеют две формы буд. времени: сложную (буду робити) и составную (робитиму). Особенностью укр. синтаксиса является наличие безличных предложений, в к-рых в качестве сказуемого используется неизменяемая глаг. форма на -но, -то (місто відбудовано, глек розбито). Лексич. запас У. Я. восходит к др.-слав. яз., но имеет, однако, ряд слов, характерных только для него: мрія (мечта), гарний (красивый), щодня (ежедневно) и др. В совр. У. Я. выделяются три осн. диалекта: сев. (левобережные, правобережные и волынско-полесские говоры), юго-зап. (галицко-буковинские, карпатские и подольские говоры) и юго-вост. (поднепровские, слобожанские и степные говоры). Последний из упомянутых диалектов и лег в основу совр. лит. У. Я. Письменность кириллич., созд. на основе рус. гражд. шрифта. Лит.: Украинская грамматика / В. М. Русановский и др. Киев, 1986; Ивченко М. П. Сучасна украінська Литературна мова. Киів, 1965; Жовтобрюх М. А., Кулик Б. М. Курс сучасноі украінськоі літературноі мови. Киів, 1972; Скрипник Л. Г. Фразеология украінськоі мови. Киів, 1973. Словари: Украинско-русский словарь: В 6 т Киев, 1953-1963; Російсько-украінський словник. Киів, 1968; Олейник И. С., Сидоренко М. М. Украинско-русский и русско-украинский фразеологический словарь. Киев, 1978; Словник украінськоі мови: В 11 т. Киів, 1970-1980. |
УЛА́Н (польск. ulan, от тур. oglan - юноша, молодец) - конный воин, состоящий на службе в особых частях легкой кавалерии. В монг.-тат. войске 13-14 вв. У. назывались воины, вооруж. копьями с флюгерами, в отличие от осн. массы конницы, вооруж. луками. В 16 в. У. появились в Литве и Польше и первонач. представляли собой иррегулярные части, формировавшиеся из переселившихся сюда татар. В 18 в. полки У. были созданы в Австрии, Пруссии, а в нач. 19 в. - во Франции. Вооружение У. составляли сабли и пики с флюгером, позже пистолеты, с сер. 19 в. - карабины. Особенностью обмундирования была уланка - гол. убор с квадратным верхом (происходивший от тат. шапки). В рус. армии первый уланский полк был сформирован в 1803. В 1882 все полки У., кроме двух гвардейских, были преобразованы в драгунские. В 1907 уланские полки были восстановлены. Упразднены в 1918. |
У́ЛИЧИ - ср. век. слав. население Вост. Европы. История и судьба этой слав. группировки весьма загадочны и спорны. По одной из гипотез, до сер. 10 в. У. занимали часть Поднепровья при впадении в Днепр р. Орель (др. назв. "Угол"). Неск. южнее русло Днепра образует крутой изгиб (по др.-рус. "улучье"). Видимо, с этим ист.-геогр. особенностями связано образование имени У. (варианты: угличи, улучи, улицы и др.). Судя по летописным данным, киевские князья Аскольд и Дир, Олег и Игорь долгое время пытались подчинить У. Только в 940, после трех лет осады, уличский г. Пересечен был взят и У. вошли в состав др.-рус. гос-ва. С появлением в юж.-рус. степях печенегов часть У., видимо, вынуждена была продвинуться в более зап. р-н Сев. Причерноморья - в Побужье и Поднестровье. Здесь они зафиксированы летописью: "Уличи и тиверцы сидели по Днестру и соседи с Дунаем". |
УЛОЖЕ́НИЕ - термин, употреблявшийся в России 17 - нач. 20 в. для обозначения законов. При этом под У. обычно понимался законодат. акт, к-рый охватывал или все законодательство страны (Соборное У. 1649), или по крайней мере часть права (У. о наказаниях уголов. и исправительных, 1845). В юриспруденции У. как единый цельный законодат. акт противопоставлялось Своду, включавшему в себя имевшийся к данному моменту законодат. мат-л с неизбежными пробелами и противоречиями. |
УЛЬЯ́НИНСКИЙ Дм. Вас. (1861-1918) - библиограф, библиофил. Род. в г. Туле, в семье врача. В 1884 окончил физ.-мат. ф-т Моск. ун-та. С 1885 служил в Моск. удельной конторе. С 1902 до 1910 У. руководил работой Рус. библиогр. об-ва. Всю жизнь он посвятил собиранию и описанию собств. б-ки, представляющей собой уникальную коллекцию библиогр. изданий старых отеч. и иностр. кн. в России, гравиров. и литогр. портретов рус. деятелей книги. Гл. труд - каталог "Библиотека Д. В. Ульянинского: Библиогр. описание" (1912-15). Расширит, толкование библиографии, свойств. У., включавшему в это понятие библиотечное, типогр., изд. дело, историю кн. и цензуры, привело его к коллекционированию разнообр. книговедч. изд., среди к-рых встречались и ценнейшие ист.-культ. пам., и мизерный по своей значимости мат-л. Коллекция У. в 1919 была приобретена Б-кой Румянц. музея (ныне Рос. гос. б-ка). У. принадлежит также иссл. "Среди книг и их друзей" (1903), заполнившее пробел в нач. истории отеч. библиогр. гражд. печати. |
УЛЬЯ́НОВ Ил. Ник. (1831-86) - деятель нар. образования, педагог-демократ. Отец В. И. Ленина. В 1854 окончил физ.-мат. ф-т Казанского ун-та. В 1850-60-е гг. преподавал матем. и физику в Пензенском дворянском ин-те, затем в гимназии и жен. уч-ще в Нижн. Новгороде. С 1869 - инспектор, в 1874-86 - дир. нар. уч-ща Симбирской губ. В 1882 награжден орденом св. Владимира 3-й степени, что давало право на потомств. дворянство. Внес значит, вклад в дело развития нар. образования. Сторонник равного образования для всех. В 1871 открыл в Симбирске первую чувашскую школу, создал первые в губернии нац. школы для мордовского нас. и светские школы для татар. |
УЛЬЯ́НОВ Ник. Павл. (1875-1949) - живописец, график, художник т-ра; засл. деят. иск-в РСФСР (1932), чл.-корр. АХ СССР (1949). Учился в иконописной мастерской (1887-88), в студии В. Н. Мешкова (1888-89), в Моск. уч-ще живописи, ваяния и зодчества (1889-1901) у Н. В. Неврева, И. М. Прянишникова и в мастерской В. А. Серова (1899-1902); чл. объединений Моск. т-ва художников (1902-12), Союз рус. художников (1903-29), "Мир иск-ва" (1906-21), "Голубая роза" (1906-08), "Жар-птица", АХРР (1925), "Четыре иск-ва" (1926-29). На формирование его творчества оказал большое влияние В. А. Серов. Нек-рая условность произв. 1920-х гг. позднее сменяется более детальной проработкой, колористич. многообразием. Характерны постоянные поиски новых тем, сюжетов, образной стилистики. В портретах и ист. картинах выступает как внимательный иссл. сложных характеров и судеб (портрет поэта Вяч. Иванова, 1920; "Лористон в ставке Кутузова", 1946 и др.). В 1935-37 в живописи и графике работает над образом А. С. Пушкина, стремится "пройти" вместе с поэтом его жизнь (напр., "А. С. Пушкин с женой на придворном балу перед зеркалом", 1937). Создает ряд портретов артистов в ролях, оформляет спектакли МХАТа и др. т-ров Москвы ("Синяя птица" М. Метерлинка, 1908; "Дни Турбиных", 1925-26; "Мольер", 1933-35, М. А. Булгакова и др.), исторически достоверно передает в них соотв. эпохи. Преподавал в частной худож. студии Е. Н. Званцевой (1901-07, СПб.), в Строгановском худож.-пром. уч-ще (1915-18), Гос. скульптурно-худож. мастерских (1918-22), Моск. гос. худ. ин-те им. Сурикова (1942-45). Лит.: Лаврова О. Николай Павлович Ульянов. М., 1953; Леняшин В. А. Н. П. Ульянов. Л., 1976. |
У́МОВ Ник. Ал. (1846-1915) - физик-теоретик, философ. Род. в Симбирске, в семье врача. Окончил физ.-мат. ф-т Моск. ун-та. Проф. Моск. ун-та (1893-1911), ушел в отставку в знак протеста против притеснения студенчества пр-вом. После смерти А. Г. Столетова (1896) У. возглавилкаф. физики Моск. ун-та, в течение 17 лет был през. Моск. об-ва испытателей природы. Сфера науч. интересов У. - термомеханич. явления в упругих твер. телах; теория относительности; земной магнетизм и др. У. был одним из первых рус. философов-космистов. Его взгляды на эволюцию представляли собой целостную концепцию, в к-рой сочеталось био- и ноосферное (по В. И. Вернадскому) мышление. В ст. "Роль человека в познаваемом им мире" (1912) У. писал о значении науки как реальной силы, способной утвердить власть человека "над энергией, временем и пространством". Всю жизнь У. был пропагандистом науки. Еще в студенч. годы организовал "Общество распространения техн. знаний в народе". На протяж. почти 40 лет был участником, организатором, пред. науч., естествоиспытательных, пропагандистских об-в, ред. науч.-популярного ж. "Научное слово". В 1909 У. предложил создать музей опытных наук и техники. |
УМЫКА́НИЕ - способ заключения брака путем похищения невесты. Различают настоящее (насильств.) У. и фиктивное - по предварит. договоренности семей жениха и невесты. С последним связано имитативное У. - игровой захват невесты стороной жениха в структуре свадебного обряда. |
У́НГЕРН ФОН ШТЕ́РНБЕРГ Ром. Фед. (1886-1921) - барон, один из рук. антиболыневист. движения на Д. Востоке. Происходил из старинного остзейского дворян, рода, обучался в Мор. корпусе и Оренбургском казачьем юнкерском уч-ще. Участвовал в рус-япон. войне в чине рядового, ранен, награжден солдатским Георгием (знаком отличия орд. св. Георгия). Много путешествовал по Д. Востоку и Монголии, принял буддизм. Во время 1-й мир. войны служил в 1-м Нерчинском полку Забайкальского казачьего войска, награжден орд. св. Георгия 4-й ст., Георгиевским оружием, неск. раз ранен. Вместе с атаманом Г. Н. Семеновым по поручению Врем. пр-ва формировал добровольч. части. Проявил себя сторонником паназиатских идей, борцом за создание независимого Монг. гос-ва. Произведен в ген.-лейт. (1919), командовал Конно-азиат. див. С кон. 1920 командовал белогв. формированиями в Монголии, принял титул "вана" (правителя). Войска У. с мая 1921 вновь участвовали в воен. действиях против красных партизан и Дальневост. республики, но успеха не имели. Сам У. из-за предательства в своем окружении был взят в плен и расстрелян по приговору Сиб. рев. трибунала в Новониколаевске. |
УНДО́ЛЬСКИЙ Вукол Мих. (1815-64) - библиограф, палеограф, собиратель и публикатор пам. др.-рус. письменности. Род. в с. Ундол Владимирской губ., в семье пономаря. В 1840 окончил Моск. духовную академию. С 1842 служил в гл. архиве Мин-ва иностр. дел. где познакомился со мн. выдающ. учеными, собирателями рукоп. и кн., вел с ними переписку (историки О. М. Соловьев и К. Д. Кавелин, филолог-славист И. И. Срезневский, археограф П. М. Строев и др.). Первая печат. работа У. - "Неизвестное сочинение Стефана Яворского" (1842). С 1845 - действит. чл. "Общества истории и древностей российских". Благодаря У. впервые увидели свет тр., важные для изучения др.-рус. словесности: "Оглавление книг, кто их сложил" Сильвестра Медведева, "Каталог российским книгам библиотеки Павла Григорьевича Демидова, составл. им самим" (1846). Интесивная публикат. работа У. сочеталась с подготовкой собств. библиогр. тр. Гл. из них - "Очерк славяно-русской библиографии" (1871) - хронол. указатель кн. кириллич. печати, для к-рого он успел описать св. 3000 изд. Помимо заглавий кн. его описания содержат сведения о типографе и издателе, месте и времени изд., формате и объеме. Среди др. важнейших тр. У.: "Библиографические разыскания" (1846), "Каталог славянорусских книг церковной печати библиотеки А. И. Кастерина" (1848), "Описание славянских рукописей Московской патриаршей библиотеки" (1867). В основании науч. и справ, работ У. неизменно лежало его собств. собр. кн. и рукописей, к-рое включало 2322 экз. слав, и иностр. рукописей и кн. кириллич. печати (ныне она хранится в Рос. гос. б-ке). Составл. им описание "Славяно-русские рукописи В. М. Ундольского" было издано в 1870. |
УНИВЕРСА́ЛИИ (языковые) - закономерности, присущие всем яз. мира и человеч. яз. вообще. Хорошо известны мн. т. н. тривиальные У. типа: 1) все яз. являются звуковыми; 2) все яз. членораздельны: любое высказывание обычно состоит из эл-тов, к-рые в раз л. комбинациях повторяются в др. высказываниях; 3) все яз. обладают системой правил, в соответствии с к-рыми осуществляется построение высказываний. Хотя эти У. эмпирически не проверены, поскольку до сих пор описаны далеко не все яз., у нас есть основания считать их действительными для всех яз. Зная, как устроен речевой аппарат, мы можем, напр., утверждать, что во всех яз. представлены согл. и глас. наши представления об общих закономерностях человеч. мышления дают нам право утверждать, что во всех яз. есть указательные местоимения и т. д. Известно неск. классификаций У. Наиб. существенно разграничение на элементарные и импликативные У. Элементарными являются У. вида: "во всех яз. есть X" - напр., "во всех яз. выражены отношения между субъектом и предикатом". Импликативными наз. У. вида: "если в яз. есть X, то в нем есть и Y" - напр., "если в яз. есть сочетание согласных "плавный + носовой", то в нем существует и сочетание согласных "плавный + шумный"". Элементарные У. составляют ядро язык, системы, импликативные - фиксируют иерархически упорядоч. отношения между эл-ми язык, системы. Принято также различать абсолютные (полные) и статистич. (неполные) У. Абсолютные У. - это всего лишь др. термин для обычных У. Статистич. У. наз. высказывания вида: "для абсолютного большинства яз. имеет место X" - напр., "в абсолютном большинстве яз. есть не менее двух гласных: исключение аранта, абазинский, праиндоевропейский". Различают и противопоставляют синхронич. (ахронич.) У., формулирующие закономерности язык. систем, и диахронич. У., выражающие закономерности язык. изменений. Примером диахронич. У. может служить утверждение: "во всех яз., где у глагола есть категория времени, позже других появляется форма будущего времени". По источнику данных, на основе к-рых формулируются У., различаются дедуктивные и индуктивные У. Первые вытекают из исходных теоретич. допущений и потому обязательны для всех яз. Вторые устанавливаются эмпирически, но принципиально не доказуемы. Знакомство с язык. У. наглядно показывает одни и те же принципы, и все они строятся по одному чертежу. Лит.: Успенский Б. А. Структурная типология языков. М., 1965; Новое в лингвистике. М., 1970. Вып. 5. |
"УНИ́ЖЕННЫЕ И ОСКОРБЛЁННЫЕ" - назв. ром. Ф. М. Достоевского (1861). У Достоевского - бедные люди, У. и О. сознанием своей бедности; как наименование бедных людей укрепилось в рус. лит-ре 2-й пол. 19 в. |
У́НИЯ (церковная) (от позднелат. unio - единение) - соединение православной и католической церквей. На практике означало признание православными примата Папы Римского, чистилища, исхождения Духа Святого и от Сына (так наз. filioque), а католиками - брак белого духовенства, использование при богослужении родного (а не латинского) языка и сохранение восточного обряда. В 1596 в г. Брест-Литовске на Соборе была провозглашена У. Изначально Собор разделился на две части: православную и униатсткую; представители каждого направления заседали отдельно. В дальнейшем распространение У. шло двумя путями: проповедничества и, по преимуществу, насилия. Униатские епископы пользовались заинтересованностью офиц. властей Речи Посполитой и стремились к вытеснению православных не только из Литвы, но и из зап. ч. Украины и Белоруссии. Борьбу с У. в 16 и 17 вв. на терр. Украины и Белоруссии возглавляли т. н. братства - религ.-нац. орг-ции правосл. мещанства. Со 2-й четв. 17 в. центром борьбы с У. за православие стала Украина. После присоединения Украины к России (1654) католическая партия Речи Посполитой вынуждена была пересмотреть свое отношение к У., пообещав восстановить зап.-рус. православие, поставив его наравне с католицизмом. Но после Андрусовского мира с Россией (1667) У. в Речи Посполитой вновь стала укрепляться. В кон. 17 в. польское пр-во решило окончат. уничтожить православие в Зап. Руси, постепенно ликвидируя высшую правосл. иерархию. Когда почти все епархии перешли в руки униатов, униатский митр. Лев Кишка в 1720 созвал в Замостье Собор, на к-ром униатская церковь была провозглашена единственно законной помимо католической в пределах Речи Посполитой. Православной епархией оставалась только Белорусская. После екатерининских разделов Польши все правосл. районы, кроме Галиции, отошли к империи. В 1794 был издан указ, разрешавший свободное присоединение униатов к правосл. церкви. К нач. царствования имп. Николая I униатская церковь состояла из 4-х епархий: Брестской, Виленской, Полоцкой и Луцкой. Управление делами У. на терр. Рос. империи сосредоточивалось во втором деп. Рим.-Кат. коллегии (подчинявшейся Мин-ву нар. просвещения), представителем к-рой был униатский митрополит. После Польского восстания (1830) Луцкая униатская епархия, архиерей к-рой подозревался в измене, была закрыта, Брестская епархия соединена с Литовской; началось закрытие униатских (т. н. базилианских) монастырей. С 1837 заведование этими делами перешло в ведение Св. Синода. Пр-во Николая I добилось подписания "соборного акта" о воссоединении униатской и православной церквей (1839), хотя У. продолжала существовать в нек-рых епархиях до 1875. После 2-й мир. войны Львовский собор 1946 объявил о присоединении зап. униатов к РПЦ и о ликвидации Брест-Литовской У. То же самое произошло и на Ужгородском соборе 1949. В последние годы перестройки униатская церковь вновь стала возрождаться на терр. Зап. Украины и Зап. Белоруссии, что в очередной раз обострило отношения РПЦ с Ватиканом. |
У́НТЕР ПРИШИБЕ́ЕВ - персонаж од ноим. рассказа А. Чехова, отставной полицейский офицер, во все вмешивающийся, всем делающий замечания, всех поучающий, самозванный блюститель порядка. |
У́НЦИЯ - счетно-весовая и счетно-ден. единица: 1) единица веса у др. римлян, составлявшая 1/12 часть либры, т. е. 27,28 г; вер. века У. сначала равнялась 1/12 фунта, затем - 1/8 марки (1 У. равнялась 2 лотам); 2) как счетно-ден. единица средневековья У. соответствовала 20 пфеннигам; 3) единица вышедшего из употребления аптекарского веса; рус. У. равнялась 29,86 г, англ. - 31,1035 г. В наст, время У. тройская (31,1035 г) используется как единица веса драгоценных металлов. |
УПРА́ВА - 1) В нар. творчестве и лит-ре прошлых веков: а) управление кем-л., чем-л., способ правления; б) удовлетворение за обиду, преим. в форме суд. приговора; в) расправа над кем-л.; г) убранство, снаряжение для боя, охоты, празднества и т. п. 2) В России 18 - нач. 20 в. назв. местных учреждений, ведавших адм., сословными и обществ, делами: а) У. благочиния - орган гор. полицейского управления, учрежденный в 1782 по Уставу благочиния; б) У. - исполнит, орган земских собраний (земская реформа 1864), а также гор. дум (гор. реформа 1870), ведающих делами земского и гор. х-ва и управления; в) орган управления к.-л. сферы мест, жизни, напр. врачебная У.; г) орган сословного управления, ведал делами внутр. устройства сословий, распределял обществ, повинности и др. (ремесленная У., мещанская У. и т. д.); д) орган управления нек-рых обществ, организаций, действовавших на основании част, уставов (напр., лоцманских об-в); е) назв. отделений Юж. об-ва декабристов. |
УПРАВЛЕ́НИЕ - разновидность синтаксич. связи, при к-рой зависимое слово - сущ. (или местоименное сущ.) ставится в определенной падежной или предложно-падежной форме, требуемой гл. словом - глаголом, отглагольным сущ., прил. или безлично-предикативным словом (читать книгу, встретиться с другом, увлекаться математикой, борьба за мир, скупой на похвалы, вредно для здоровья). При У. изменение гл. слова не влечет за собой изменения формы зависимого слова (любить детей, люблю детей, любил детей и т. д.). Т. о., состав управл. форм является постоянной характеристикой слова, способного к У., и образует основу его синтаксич. валентностей. Исключение составляют, с одной стороны, формы страдат. залога (пассива), образование к-рых сопровождается утратой У. прямым дополнением и приобретением У. агентивным дополнением (Он проделал большую работу - Им проделана большая работа), а с другой стороны - формы степ, сравнения, каждая из к-рых характеризуется собственным У. (выше дома; самый высокий в классе). Различают сильное и слабое У. При сильном У. между гл. словом и конкретной формой зависимого слова есть необходимая связь (встретить друга, любоваться природой, бороться с трудностями). К слабому У. относят случаи, когда выбор зависимой формы оказывается относительно свободным (находиться на столе, у стола, под столом) либо когда само наличие зависимого слова не обязательно (вернуться на рассвете; грести веслом; споткнуться о камень). Существуют и более детальные классификации разновидностей У. Лит.: Пешковский А. М. Русский синтаксис в научном освещении. М., 1956; Скобликова Е. С. Согласование и управление в русском языке. М., 1971; Белошапкова В. А. Современный русский язык. Синтаксис. М., 1977. |
"УРА́ЛКИ" - См. |
УРБА́НСКИЙ Евг. Як. (1932-65) - актер, засл. арт. России (1962). Учился в горном ин-те. После окончания Школы-студии МХАТа (1957) играл в Моск. драм, т-реим. Станиславского. Еще в студенч. годы начал сниматься, дебютировал в ф. Ю. Райзмана "Коммунист" (1958), в к-ром сыграл гл. роль - Вас. Губанова. Яркая героич. внешность, личностная значительность, сила характера и темперамент привлекли к мужественному герою У. обществ, внимание; худож. выразительность ф. в целом и актерской работы У. на мн. годы сделали Вас. Губанова персонажем из легенды, к образу к-рого снова и снова обращались и кинематограф, и т-р. Все экранные герои У. - круп. личности и максималисты - остаются верны себе и, несмотря ни на что, проходят свой трудный, часто трагич. путь до конца. Драм. судьбы пройдены на экране героями У. в ф. реж. Г. Чухрая "Баллада о солдате" (1959, безымянный офицер-инвалид) и "Чистое небо" (1961, Алексей Астахов). В те же годы У. снимался в ф. М. Калатозова "Неотправленное письмо" (1960, проводник Сергей) и в ф. В. Ордынского по ром. Г. Владимова "Большая руда" (1964, шофер Пронякин). В 1965 У. трагически погиб на съемках ф. реж. А. Салтыкова по сценарию Ю. Нагибина "Директор". Впоследствии ф. был снят заново с др. исполнителями. Лит.: Лещинский И. Евгений Урбанский // Актеры сов. кино. М., 1964. Вып. 1 (с фильмогр.); Шнейдерман И. Григорий Чухрай. Л., 1965. С. 95-209; Евгений Урбанский: [Сб.]. М., 1968. |