Российский гуманитарный энциклопедический словарь
Статьи на букву "У" (часть 1, "УАН"-"УРБ")

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "У" (часть 1, "УАН"-"УРБ")

Уанстеп

УАНСТЕ́П (англ. one-step, от one - один и step - шаг) - быстрый маршеобразный танец, распространившийся ок. 1910 в США, затем в Европе и России. Возник на основе упрощ. танц. движений тустепа. Муз. размер 2/4. После 1-й мир. войны появились разл. его варианты (Turkey Trot, Grisly Bear, Tudy Walk и др.), отличавшиеся игровым и зрелищным характером. У. - предшественник фокстрота.

Уборные полтины

УБО́РНЫЕ ПОЛТИ́НЫ (разг) - разновидность серебр. полтин. 1704 и 1705, на к-рых Петр I изображен в богато украшенной ("убранной") одежде.

Уваров Ал. Ал

УВА́РОВ Ал. Ал. (1859 - ?) - граф, обществ, деятель. Депутат 3-й Гос. думы от Саратовской губ. (1907), видный деятель фракции "октябристов" (ее "левого" крыла), а позже - "прогрессистов", считался одним из лучших думских ораторов, выступления к-рого по вопросам земского х-ва, финансам, агр. проблемам имели обществ, резонанс. Известность У. принесла и ставшая знаменитой его дуэль с А. Гучковым. У. состоял чл. ряда думских комиссий - бюджетной, переселенческой, комиссии по наказу.

Уваров Сер. Сем

УВА́РОВ Сер. Сем. (1786-1855) - гос. деятель, граф (1846), през. АН (1818-55). Службу начал в 1801 в Коллегии иностр. дел. Занимался науч. деят-ностью, им опубликован ряд работ по др.-греч. лит-ре и археологии; входил в лит. об-во "Арзамас", был близко знаком с К. Н. Батюшковым, Н. М. Карамзиным, В. А. Жуковским, И. И. Гнедичем. При Николае I являлся одним из столпов теории офиц. народности. Автор формулы "православие, самодержавие, народность". В период пребывания на должности мин. просвещения (1838-49) У. способствовал совершенствованию системы образования, при нем был основан ун-т в Киеве, положено нач. реальному образованию, восстановлен порядок командировок ученых за границу, стали публиковаться отчеты по работе мин-ва. Как през. Академии У. стремился увеличить ее средства, при нем была основана Пулковская обсерватория. Инициатор принятия Университетского устава 1835. Вместе с тем заметно ужесточилась и усилилась цензура - инициатором этого как раз и выступал У. Кроме того, было известно о его явно враждебном отношении к А. С. Пушкину.

Уваров Фед. Петр.

УВА́РОВ Фед. Петр. (1773, по др. данным 1769-1824) - ген. от кавалерии (1813), герой Отеч. войны 1812. В армии с 1787, участник рус.-швед. войны (1788-90), подавления Польск. восст. (1794), войны с Францией (1805-07). В 1810 командовал авангардом Молдавской армии в период рус.-тур. войны 1806-12. Отличился в Бородинском сражении (1812), руководя вместе с М. И. Платовым рейдом во фланг и тыл наполеоновских войск. Участник сражений под Малоярославцем, Тарутино, Вязьмой и Красным; во время загран. походов рус. армии 1813-14 - под Бауценом, Дрезденом, Кульмом, Лейпцигом. С 1813 состоял при имп. Александре I. С 1821 - ком. гвард. корпуса, чл. Гос. совета.

Уварова Елиз. Ал.-др.

УВА́РОВА Елиз. Ал.-др. (1902-77) - актриса. Училась в студии Вл. Карпова. Дебютировала в т-ре "Водевиль". Наиб. значит. роль, исполн. на его сцене, - Лиза ("Вечный муж" по Ф. М. Достоевскому, 1922). С 1935 по 1945 работала в Новом ТЮЗе. Зарекомендовала себя как талантливая, многоплановая травести ролями Анютки ("Тимошкин рудник" Л. Ф. Макарьева, 1925), Франьки ("Так было" А. Я. Бруштейн и Б. В. Зона, 1929), Маленькой разбойницы ("Снежная королева" Е. Л. Шварца, 1939) и как острохарактерная актриса - ролями Варварки ("Ундервуд" Е. Л. Шварца, 1939) и Тартальоны ("Зеленая птичка" К. Гоцци, 1935), Мопси ("Голубое и розовое" А. Я. Бруштейн, 1936). С 1945 в Ленингр. т-ре комедии. Разнообразна комедийная палитра У.: лирич. теплота, окраш. мягким юмором, - Маргит ("Мы тоже не ангелы" К. Фехер, 1958), добрая усмешка - Анна Романовна ("Старый Новый год" М. М. Рощина, 1974), краски фельетона - Гренкина ("Звонок в пустую квартиру" Д. Б. Угрюмова, 1967) и полит. сатиры - Аманда ("Тележка с яблоками" Б. Шоу, 1972), беспощадный гротеск - Матильда фон Цанд ("Физики" Ф. Дюрренматта, 1962). Роли актрисы психол. выстроены, в любом жанре она органична, пластич. рисунок образа отличался графич. завершенностью.

Преподавала в Ленингр. театр. ин-те (доц.), пробовала свои силы в режиссуре (Колх.-совх. т-р, 1940).

Увертюра

УВЕРТЮ́РА (франц. ouverture - открытие, вступление) - инструмент, вступление к сочинениям крупной формы (опера, балет, оперетта, сюита, драматич. спектакль с музыкой и т. д.). Историч. корни У. - в фанфарных сигналах, открывавших оперу на заре ее существования (напр., вступительная токката к опере К. Монтеверди "Орфей", 1607). Прообразами совр. У. в 17 в. являлись интрады, многочастные канцоны и "синфонии". Форма т. н. французской У. была создана Ж. Б. Люлли в развитие венецианской модели У. по схеме "медленно- быстро - медленно". В противоположность ей для неаполитанской У. - предтечи инструмент, симфонии - характерна последовательность частей "быстро - медленно - быстро". В 18 в. Ж. Ф. Рамо, К. В. Глюк, В. А. Моцарт все более прочно привязывают У. к основному содержанию оперы. Такова и У. Е. И. Фомина к мелодраме "Орфей" (1792) - первый выдающийся образец драматич. симфонизма в рус. музыке.

В эпоху романтизма (на рубеже 18-19 вв. и позднее) получает распространение жанр концертной программной У. (Л. Бетховен, К. М. Вебер, Г. Берлиоз, Ф. Лист, Ф. Мендельсон, испанские У. фантазии М. И. Глинки "Арагонская хота" и "Ночь в Мадриде", "1812 год" П. И. Чайковского и др.), а также внешне импозантной оперной У.-попурри, со временем все более утрачивающей глубину и драматургическое значение. Реформаторы оперного театра 19 в. (Дж. Верди, Р. Вагнер, М. П. Мусоргский) создают новый тип инструмент, вступления к опере, лаконично-концентрированного и непосредств. вводящего в действие. Позднее (в операх Дж. Пуччини, Р. Штрауса) вступление может редуцироваться до нескольких тактов. Подобный тип У. преобладает в опере 20 в., хотя в неоклассицистских, неоромантических по стилю произведениях могут воссоздаваться и иные модели У.

Угаров Бор. Сер.

УГА́РОВ Бор. Сер. (1922-91) - живописец (станковист), нар. худож. СССР (1982). Учился в Ленингр. ин-те живописи, скульптуры, архитектуры (1945-51) у И. Э. Грабаря, В. М. Орешникова А. А. Мыльникова и в аспирантуре ЛИЖСА у А. М. Герасимова (1951-54). В живописных сюжетных композициях, связ. с историей России, портретах и пейзажах ясно выражена ориентация У. на иск-во К. Коровина, В. Серова, Л. Туржанского, С. Герасимова, стремление передать красоту и гармонию окружающего мира. Осн. произв.: "Ленинградка (В сорок первом)", 1961; "Июнь 1941 года", 1975; "Портрет жены", 1974; "Сумерки. Ночное", 1978 и др. Преподавал в ЛИЖСА (1951-91), с 1977 ректор ЛИЖСА, в 1983-91 през. АХ.

Б. С. Угаров. Материнство. 1986

Б. С. Угаров. Материнство. 1986

Уголь

У́ГОЛЬ - мат-л для рисования из обожженных тонких веток или обструг. палочек ивы, липы и др. В 19 в. широко применяется "жирный У." (вымоч. в раст. масле) и "твердый" (из спрессов. угольного порошка, смеш. с растит, клеем). У. используется для самостоят. рисунков и набросков в станковой и настенной живописи; позволяет сочетать мягкий штрих с тональными пятнами.

Угрюмов Григ. Ив

УГРЮ́МОВ Григ. Ив. (1764-1823) - живописец ист. жанра. Худож. образование получил в Имп. АХ в С.-Петербурге (1770-85). Преподавал там с 1791, ректор - с 1820. Пенсионер АХ в Риме (1787-90). Манере У. присущи театр, условность композиции, поэтичность, претворение гражд. и нац. идеалов - черты, свойств, отеч. ист. живописи периода классицизма. Тяготел к сюжетам из рос. истории. Писал портреты, создав яркие образы рус. купечества. Среди его учеников А. Е. Егоров, В. К. Шебуев, А. И. Иванов, О. А. Кипренский и др. Осн. произв.: "Испытание князем Владимиром силы русского богатыря Яна Усмаря перед поединком его с печенежским богатырем" (1796-97), "Избрание Михаила Федоровича на царство" (1800), "Взятие Казани" (1800). Творчество У. оказало влияние на рус. ист. живопись.

Угрюмов Ив. Матв

УГРЮ́МОВ (Матвеев) Ив. Матв. (? - 1707) - живописец Оружейной палаты, позднее чертежник Приказа артиллерии в Москве, копировал "Верхотульские и Тобольские большие и малые земляные чертежи, также и сибирским пушкам разных статей чертежи" (1701), в 1703 переведен в С.-Петербург, где строил пильную мельницу. В кон. 1704 У. был послан в Нарву и строил там "Государевы палаты" и церковь, в конце 1705 вернулся в С.-Петербург и работал в Летнем саду, где соорудил водоподъемную машину "для возведения воды к фонтанам" и первый фонтан, строил деревянный дом для Петра I и углублял гаванец при нем, строил плотину на Фонтанке.

Удальцова Над. Анд

УДАЛЬЦО́ВА Над. Анд. (1886-1961) - живописец, график, педагог. Училась в студии К. Ф. Юона (1906), работала в студии "Палитра" (1911--12, Париж) и др. Чл. объединений "Бубновый валет" (1915), "Мир иск-ва" (1921-22), ОМХ (1928) и др. Творчески осмыслила уроки кубизма. Для ее творческой манеры характерны динамичность композиций, гармония цвет, решений, строго продуманное ритмич. построение и соотношение объемов форм ("Кухня", 1915; "Натюрморт", 1919; "Натурщица", 1924 и др.). Преподавала в Гос. скульптурно-худож. мастерских (1918), во ВХУТЕМАСе-ВХУТЕИНе (1921-34).

Н. А. Удальцова. Натурщица

Н. А. Удальцова. Натурщица

Ударение

Статья большая, находится на отдельной странице.

Ударные инструменты

Статья большая, находится на отдельной странице.

Удила

УДИЛА́ - эл-т конской упряжи (узды), способствующий наилучшему управлению животным, подчинению его воле человека. Древнейшие У. изготовлялись, по-видимому, из сыромятных ремней и сухожилий, а начиная с эпохи бронзы - из металла. Как правило, У. состоят из единого или двух-трехчленного грызла (межзубья) и боковых подвижных прищечных ограничений - псалий. При различии конструкций они всегда оказывают прямое давление на язык и углы рта лошади.

Уезд

УЕ́ЗД - адм.-терр. единица, возникшая в 15-16 вв., в период становления единого Рус. гос-ва. С нач. 18 в. У. был составной частью губ. и подразделялся на волости. Высш. адм. властью в У., по губ. реформе 1775, обладал исправник - нач. уездной полиции. В соответствии с Земской реформой 1864 в У. были созданы органы представит. власти - земские собрания. После 1917 высшим органом власти в У. стал уездный съезд советов, состоящий из делегатов местных гор. и сел. советов. Он контролировал деят-ность уездного исполнит. к-та (УИК) и его президиума, осуществлявших в период между съездами советов всю исполнит, власть. В связи с проведением нового адм.-терр. деления (1923-29) эти органы местной власти были упразднены, У. преобразованы в р-ны.

Уездное училище

УЕ́ЗДНОЕ УЧИ́ЛИЩЕ - нач. школа в уездных городах России в 1803-1900-х гг.; вторая (после приходского уч-ща) ступень образования в России 19 в. Двухлетние У. У., по уставу 1904, готовили учащихся "всякого звания" к поступлению в г-зию. Изучались закон Божий, священная история, рус. грамматика, чистописание, всеобщая и рус. география, нач. сведения по физике, геометрии, естеств. истории. С 1828 непосредственная подготовка к поступлению в г-зию прекращена и введены 3-летние курсы, предназначавшиеся для детей купцов, мещан, мелких служащих. С 1875 преобразованы в гор. уч-ща (по положению 1872).

Указатель библиографический

УКАЗА́ТЕЛЬ БИБЛИОГРАФИ́ЧЕСКИЙ- изд., осн. содержанием к-рого является библиогр. информация и к-рое предназначено для облегчения поиска и выявления необходимой лит-ры. У. Б. содержит совокупность сведений о произв. печати, т. е. библиогр. описания, организов. в том или ином порядке (систематич., тематич., хронол.). От простейшего библиогр. пособия - списка У. Б. отличается более сложной структурой, обусловл. классификацией мат-ла. Для удобства использования информации в У. Б. м. б. включены вспомогат. указатели и др. эл-ты справ, аппарата. У. Б. м. б. текущим (включает совр. лит-ру, вышедшую за короткий отрезок времени - неделю, месяц, квартал, полугодие, издается периодически) и ретроспективным (включает лит-ру, вышедшую за определ. значит. промежуток времени). По охвату содержания У. Б. м. б. универсальным, отраслевым и тематич., по назначению - общим и спец. У. Б. м. б. издан отдельно (в виде периодич. или непериодич. изд.) или - реже - бывает включен в изд. в качестве составной части. Печатные У. Б. получили распространение в России с 18 в.

Украинизм

УКРАИНИ́ЗМ - лингв. термин, к-рый обозначает слово, выражение или оборот речи, заимствов. к.-л. яз. из укр. Среди лексич. У., освоенных рус. яз., можно назвать такие, как борщ, хлебороб, бублики др. Большое число У.-экзотизмов содержится в произв. Н. В. Гоголя (галушка, гопак, жупан и др.)

Украинский язык

УКРАИ́НСКИЙ ЯЗЫ́К - яз., принадлежащий к гр. вост.-слав. яз. И распростр. на Украине, в сопредельных обл. Белоруссии и России, Польши и Чехословакии. Большие гр. этнических украинцев проживают в США, Канаде, Австралии, Аргентине и др. странах. Общее число гворящих на У. Я. превышает 40 млн. чел.

Осн. чертами, отличающими У. Я. от остальных слав. яз. в обл. фонетики, являются: чередование о, e с і (в закр. слоге): стола - стіл, коня - кінь, кота - кіт; старослав. ѣ (ять) перешел в і (в рус. в е): хліб, сніг, гніздо, сліпий, пісок; смягчение перед е отсутствует: лебідь, невід, печиво; в системе согласных фонем имеется фрикативное г (h) и звонкие аффрикаты дз, дж: гарний, дзвінок; согласные различаются по мягкости и твердости.

Грамматич. строй У. Я. отличается от рус. наличием доп. пад. (звательного). Предл. и дат. пад. существительных муж. р. имеют оконч. -ові, -еві. Глаголы несов. вида имеют две формы буд. времени: сложную (буду робити) и составную (робитиму). Особенностью укр. синтаксиса является наличие безличных предложений, в к-рых в качестве сказуемого используется неизменяемая глаг. форма на -но, -то (місто відбудовано, глек розбито).

Лексич. запас У. Я. восходит к др.-слав. яз., но имеет, однако, ряд слов, характерных только для него: мрія (мечта), гарний (красивый), щодня (ежедневно) и др.

В совр. У. Я. выделяются три осн. диалекта: сев. (левобережные, правобережные и волынско-полесские говоры), юго-зап. (галицко-буковинские, карпатские и подольские говоры) и юго-вост. (поднепровские, слобожанские и степные говоры). Последний из упомянутых диалектов и лег в основу совр. лит. У. Я. Письменность кириллич., созд. на основе рус. гражд. шрифта.

Лит.: Украинская грамматика / В. М. Русановский и др. Киев, 1986; Ивченко М. П. Сучасна украінська Литературна мова. Киів, 1965; Жовтобрюх М. А., Кулик Б. М. Курс сучасноі украінськоі літературноі мови. Киів, 1972; Скрипник Л. Г. Фразеология украінськоі мови. Киів, 1973.

Словари: Украинско-русский словарь: В 6 т Киев, 1953-1963; Російсько-украінський словник. Киів, 1968; Олейник И. С., Сидоренко М. М. Украинско-русский и русско-украинский фразеологический словарь. Киев, 1978; Словник украінськоі мови: В 11 т. Киів, 1970-1980.

Улан

УЛА́Н (польск. ulan, от тур. oglan - юноша, молодец) - конный воин, состоящий на службе в особых частях легкой кавалерии. В монг.-тат. войске 13-14 вв. У. назывались воины, вооруж. копьями с флюгерами, в отличие от осн. массы конницы, вооруж. луками. В 16 в. У. появились в Литве и Польше и первонач. представляли собой иррегулярные части, формировавшиеся из переселившихся сюда татар. В 18 в. полки У. были созданы в Австрии, Пруссии, а в нач. 19 в. - во Франции. Вооружение У. составляли сабли и пики с флюгером, позже пистолеты, с сер. 19 в. - карабины. Особенностью обмундирования была уланка - гол. убор с квадратным верхом (происходивший от тат. шапки). В рус. армии первый уланский полк был сформирован в 1803. В 1882 все полки У., кроме двух гвардейских, были преобразованы в драгунские. В 1907 уланские полки были восстановлены. Упразднены в 1918.

Уланова Гал. Сер.

УЛА́НОВА Гал. Сер. (1910-99) - балерина. Окончила Ленингр. театр, уч-ще в 1928 (ученица М. Романовой, А. Вагановой). В 1928-44 артистка Т-ра им. Кирова. Первая исполнительница партий: Актриса ("Пламя Парижа"), Диана ("Эсмеральда"), Маша ("Щелкунчик"), Мария ("Бахчисарайский фонтан"), Корали ("Утраченные иллюзии"), Джульетта ("Ромео и Джульетта"). Среди др. ее ролей: 7-й вальс, мазурка ("Шопениана"), Сольвейг ("Ледяная дева"), Одетта - Одиллия ("Лебединое озеро"), Аврора ("Спящая красавица"), Никия ("Баядерка"), Раймонда, Жизель в одноименных балетах. В 1944-60 - солистка Большого т-ра. Среди ее новых ролей: Параша ("Медный всадник"), Катерина ("Сказ о каменном цветке"), Тао Хоа ("Красный мак"), Золушка ("Золушка"). Величие У. состоит в том, что романтич. конфликт между мечтой и действительностью она увидела глазами сов. человека. В труднейшие для страны годы героини У. с тихим, но редким упорством напоминали зрителю о человечности, о вечных идеалах, свойств, не только исключит, личностям. Пластич. иск-во У. было редкостно гармоничным, и потому всякое нарушение этой гармонии жизни отзывалось трагедией. Имя У. стало символом лучших черт отеч. хореографии, сохран. и умнож. сов. балетом. С 1960 У. - балетмейстер-репетитор Большого т-ра. У нее совершенствовали свое мастерство И. Тимофеева, Е. Максимова, В. Васильев, С. Адырхаева, Л. Семеняка и др.

Г. С. Уланова

Г. С. Уланова

Уличи

У́ЛИЧИ - ср. век. слав. население Вост. Европы. История и судьба этой слав. группировки весьма загадочны и спорны. По одной из гипотез, до сер. 10 в. У. занимали часть Поднепровья при впадении в Днепр р. Орель (др. назв. "Угол"). Неск. южнее русло Днепра образует крутой изгиб (по др.-рус. "улучье"). Видимо, с этим ист.-геогр. особенностями связано образование имени У. (варианты: угличи, улучи, улицы и др.). Судя по летописным данным, киевские князья Аскольд и Дир, Олег и Игорь долгое время пытались подчинить У. Только в 940, после трех лет осады, уличский г. Пересечен был взят и У. вошли в состав др.-рус. гос-ва. С появлением в юж.-рус. степях печенегов часть У., видимо, вынуждена была продвинуться в более зап. р-н Сев. Причерноморья - в Побужье и Поднестровье. Здесь они зафиксированы летописью: "Уличи и тиверцы сидели по Днестру и соседи с Дунаем".

Уложение

УЛОЖЕ́НИЕ - термин, употреблявшийся в России 17 - нач. 20 в. для обозначения законов. При этом под У. обычно понимался законодат. акт, к-рый охватывал или все законодательство страны (Соборное У. 1649), или по крайней мере часть права (У. о наказаниях уголов. и исправительных, 1845). В юриспруденции У. как единый цельный законодат. акт противопоставлялось Своду, включавшему в себя имевшийся к данному моменту законодат. мат-л с неизбежными пробелами и противоречиями.

Ульянинский Дм. Вас.

УЛЬЯ́НИНСКИЙ Дм. Вас. (1861-1918) - библиограф, библиофил. Род. в г. Туле, в семье врача. В 1884 окончил физ.-мат. ф-т Моск. ун-та. С 1885 служил в Моск. удельной конторе. С 1902 до 1910 У. руководил работой Рус. библиогр. об-ва. Всю жизнь он посвятил собиранию и описанию собств. б-ки, представляющей собой уникальную коллекцию библиогр. изданий старых отеч. и иностр. кн. в России, гравиров. и литогр. портретов рус. деятелей книги. Гл. труд - каталог "Библиотека Д. В. Ульянинского: Библиогр. описание" (1912-15). Расширит, толкование библиографии, свойств. У., включавшему в это понятие библиотечное, типогр., изд. дело, историю кн. и цензуры, привело его к коллекционированию разнообр. книговедч. изд., среди к-рых встречались и ценнейшие ист.-культ. пам., и мизерный по своей значимости мат-л. Коллекция У. в 1919 была приобретена Б-кой Румянц. музея (ныне Рос. гос. б-ка). У. принадлежит также иссл. "Среди книг и их друзей" (1903), заполнившее пробел в нач. истории отеч. библиогр. гражд. печати.

Ульянов Ил. Ник

УЛЬЯ́НОВ Ил. Ник. (1831-86) - деятель нар. образования, педагог-демократ. Отец В. И. Ленина. В 1854 окончил физ.-мат. ф-т Казанского ун-та. В 1850-60-е гг. преподавал матем. и физику в Пензенском дворянском ин-те, затем в гимназии и жен. уч-ще в Нижн. Новгороде. С 1869 - инспектор, в 1874-86 - дир. нар. уч-ща Симбирской губ. В 1882 награжден орденом св. Владимира 3-й степени, что давало право на потомств. дворянство. Внес значит, вклад в дело развития нар. образования. Сторонник равного образования для всех. В 1871 открыл в Симбирске первую чувашскую школу, создал первые в губернии нац. школы для мордовского нас. и светские школы для татар.

Ульянов Мих. Ал-др.

УЛЬЯ́НОВ Мих. Ал-др. (род. 1927) - актер, реж. Род. в Омской обл., в семье колхозника. Нар. артист СССР (1969). Засл. деятель культуры Польши (1974). В 1944-45 учился в студии при Омском т-ре. С 1950, после окончания театр, уч-ща им. Щукина, играет в Акад. т-ре им. Вахтангова (с 1987 - его худож. руководитель). Первая работа в т-ре - роль Кирова ("Крепость на Волге" Н. Кремлева). После исполнения роли Сергея ("Иркутская история" А. Арбузова, 1960) значительно возросла популярность У. Актеру присущи ярко выраженное гражд. начало, содержательный страстный лиризм, трагич. напряженность, сочный юмор. У. владеет разнообразной творч. палитрой - Рогожин ("Идиот" Ф. М. Достоевского, 1957), Бригелла ("Принцесса Турандот" К. Гоцци, 1963), Гулевой ("Конармия" по И. Бабелю, 1966), Виктор ("Варшавская мелодия" Л. Зорина, 1967). Со временем к ней прибавился еще один штрих, пожалуй, один из важнейших для театр. работы, - доверительная манера разговора со зрительным залом - особенно он ярко проявился в спек. "Буранный полустанок" по Ч. Айтматову. Воплотил на сцене образ Ленина - "Человек с ружьем" Н. Погодина, 1970 и в спектакле "Брестский мир" М. Шатрова, 1963. Др. роли: Ричард III в одноим. пьесе У. Шекспира (1976), Цезарь ("Мартовские иды" поТ. Уайлдеру, 1991).

В кино с 1956. С первых киноработ проявил себя как актер яркого темперамента, вместе с тем придерживался строгого стиля игры. Для У. характерен глубокий анализ поведения героя (Бахирев, "Битва в пути", 1961) в сочетании с тонким психологизмом - Каширин ("Дом, в котором я живу", 1957), секр. райкома Данилов ("Простая история", 1960). Несомненная удача актера - Егор Трубников в ф. "Председатель" (1964). Дальнейшие работы в кино показали широту творч. диапазона У.: Дмитрий Карамазов ("Братья Карамазовы", 1969), трагикомическая роль ген. Чарноты ("Бег", 1971) и др. Вскоре дебютировал как реж.-пост. ф. "Самый последний день" (1972). Меняется творч. манера артиста: к углубленному психологизму (драма Абрикосова в ф. "Частная жизнь", 1982, приз на МКФ в Венеции "За лучшую мужскую роль") прибавляются гротесковые эл-ты, напр., в ф. "Без свидетелей". Актом гражданского воспитания, уважения и приязни к явлениям нац. культуры стал ф. "Тевье-молочник" (по пов. Шолом-Алейхема, реж. С. Евлахишвили).

И в кино, и в театре У. создал целую галерею "социальных героев": директор з-да, член бюро райкома и др.

Лен. премия (1966), Гос. премия СССР (1983).

Соч.: Моя профессия. М., 1976; Работаю актером. М., 1989; Возвращаясь к самому себе. М., 1986.

Лит.: Полева И. М. А. Ульянов // Труд актера. Вып. 11. М., 1963.

М. А. Ульянов (слева) и Н. С. Плотников в спектакле «Коронация». 1969

М. А. Ульянов (слева) и Н. С. Плотников в спектакле «Коронация». 1969

Ульянов Ник. Павл

УЛЬЯ́НОВ Ник. Павл. (1875-1949) - живописец, график, художник т-ра; засл. деят. иск-в РСФСР (1932), чл.-корр. АХ СССР (1949). Учился в иконописной мастерской (1887-88), в студии В. Н. Мешкова (1888-89), в Моск. уч-ще живописи, ваяния и зодчества (1889-1901) у Н. В. Неврева, И. М. Прянишникова и в мастерской В. А. Серова (1899-1902); чл. объединений Моск. т-ва художников (1902-12), Союз рус. художников (1903-29), "Мир иск-ва" (1906-21), "Голубая роза" (1906-08), "Жар-птица", АХРР (1925), "Четыре иск-ва" (1926-29). На формирование его творчества оказал большое влияние В. А. Серов. Нек-рая условность произв. 1920-х гг. позднее сменяется более детальной проработкой, колористич. многообразием. Характерны постоянные поиски новых тем, сюжетов, образной стилистики. В портретах и ист. картинах выступает как внимательный иссл. сложных характеров и судеб (портрет поэта Вяч. Иванова, 1920; "Лористон в ставке Кутузова", 1946 и др.). В 1935-37 в живописи и графике работает над образом А. С. Пушкина, стремится "пройти" вместе с поэтом его жизнь (напр., "А. С. Пушкин с женой на придворном балу перед зеркалом", 1937). Создает ряд портретов артистов в ролях, оформляет спектакли МХАТа и др. т-ров Москвы ("Синяя птица" М. Метерлинка, 1908; "Дни Турбиных", 1925-26; "Мольер", 1933-35, М. А. Булгакова и др.), исторически достоверно передает в них соотв. эпохи. Преподавал в частной худож. студии Е. Н. Званцевой (1901-07, СПб.), в Строгановском худож.-пром. уч-ще (1915-18), Гос. скульптурно-худож. мастерских (1918-22), Моск. гос. худ. ин-те им. Сурикова (1942-45).

Лит.: Лаврова О. Николай Павлович Ульянов. М., 1953; Леняшин В. А. Н. П. Ульянов. Л., 1976.

Умов Ник. Ал

У́МОВ Ник. Ал. (1846-1915) - физик-теоретик, философ. Род. в Симбирске, в семье врача. Окончил физ.-мат. ф-т Моск. ун-та. Проф. Моск. ун-та (1893-1911), ушел в отставку в знак протеста против притеснения студенчества пр-вом. После смерти А. Г. Столетова (1896) У. возглавилкаф. физики Моск. ун-та, в течение 17 лет был през. Моск. об-ва испытателей природы. Сфера науч. интересов У. - термомеханич. явления в упругих твер. телах; теория относительности; земной магнетизм и др. У. был одним из первых рус. философов-космистов. Его взгляды на эволюцию представляли собой целостную концепцию, в к-рой сочеталось био- и ноосферное (по В. И. Вернадскому) мышление. В ст. "Роль человека в познаваемом им мире" (1912) У. писал о значении науки как реальной силы, способной утвердить власть человека "над энергией, временем и пространством". Всю жизнь У. был пропагандистом науки. Еще в студенч. годы организовал "Общество распространения техн. знаний в народе". На протяж. почти 40 лет был участником, организатором, пред. науч., естествоиспытательных, пропагандистских об-в, ред. науч.-популярного ж. "Научное слово". В 1909 У. предложил создать музей опытных наук и техники.

Умыкание

УМЫКА́НИЕ - способ заключения брака путем похищения невесты. Различают настоящее (насильств.) У. и фиктивное - по предварит. договоренности семей жениха и невесты. С последним связано имитативное У. - игровой захват невесты стороной жениха в структуре свадебного обряда.

Унгерн фон Штернберг Ром. Фед

У́НГЕРН ФОН ШТЕ́РНБЕРГ Ром. Фед. (1886-1921) - барон, один из рук. антиболыневист. движения на Д. Востоке. Происходил из старинного остзейского дворян, рода, обучался в Мор. корпусе и Оренбургском казачьем юнкерском уч-ще. Участвовал в рус-япон. войне в чине рядового, ранен, награжден солдатским Георгием (знаком отличия орд. св. Георгия). Много путешествовал по Д. Востоку и Монголии, принял буддизм. Во время 1-й мир. войны служил в 1-м Нерчинском полку Забайкальского казачьего войска, награжден орд. св. Георгия 4-й ст., Георгиевским оружием, неск. раз ранен. Вместе с атаманом Г. Н. Семеновым по поручению Врем. пр-ва формировал добровольч. части. Проявил себя сторонником паназиатских идей, борцом за создание независимого Монг. гос-ва. Произведен в ген.-лейт. (1919), командовал Конно-азиат. див. С кон. 1920 командовал белогв. формированиями в Монголии, принял титул "вана" (правителя). Войска У. с мая 1921 вновь участвовали в воен. действиях против красных партизан и Дальневост. республики, но успеха не имели. Сам У. из-за предательства в своем окружении был взят в плен и расстрелян по приговору Сиб. рев. трибунала в Новониколаевске.

Ундольский Вукол Мих.

УНДО́ЛЬСКИЙ Вукол Мих. (1815-64) - библиограф, палеограф, собиратель и публикатор пам. др.-рус. письменности. Род. в с. Ундол Владимирской губ., в семье пономаря. В 1840 окончил Моск. духовную академию. С 1842 служил в гл. архиве Мин-ва иностр. дел. где познакомился со мн. выдающ. учеными, собирателями рукоп. и кн., вел с ними переписку (историки О. М. Соловьев и К. Д. Кавелин, филолог-славист И. И. Срезневский, археограф П. М. Строев и др.). Первая печат. работа У. - "Неизвестное сочинение Стефана Яворского" (1842). С 1845 - действит. чл. "Общества истории и древностей российских". Благодаря У. впервые увидели свет тр., важные для изучения др.-рус. словесности: "Оглавление книг, кто их сложил" Сильвестра Медведева, "Каталог российским книгам библиотеки Павла Григорьевича Демидова, составл. им самим" (1846). Интесивная публикат. работа У. сочеталась с подготовкой собств. библиогр. тр. Гл. из них - "Очерк славяно-русской библиографии" (1871) - хронол. указатель кн. кириллич. печати, для к-рого он успел описать св. 3000 изд. Помимо заглавий кн. его описания содержат сведения о типографе и издателе, месте и времени изд., формате и объеме. Среди др. важнейших тр. У.: "Библиографические разыскания" (1846), "Каталог славянорусских книг церковной печати библиотеки А. И. Кастерина" (1848), "Описание славянских рукописей Московской патриаршей библиотеки" (1867). В основании науч. и справ, работ У. неизменно лежало его собств. собр. кн. и рукописей, к-рое включало 2322 экз. слав, и иностр. рукописей и кн. кириллич. печати (ныне она хранится в Рос. гос. б-ке). Составл. им описание "Славяно-русские рукописи В. М. Ундольского" было издано в 1870.

Универсалии

УНИВЕРСА́ЛИИ (языковые) - закономерности, присущие всем яз. мира и человеч. яз. вообще. Хорошо известны мн. т. н. тривиальные У. типа: 1) все яз. являются звуковыми; 2) все яз. членораздельны: любое высказывание обычно состоит из эл-тов, к-рые в раз л. комбинациях повторяются в др. высказываниях; 3) все яз. обладают системой правил, в соответствии с к-рыми осуществляется построение высказываний.

Хотя эти У. эмпирически не проверены, поскольку до сих пор описаны далеко не все яз., у нас есть основания считать их действительными для всех яз. Зная, как устроен речевой аппарат, мы можем, напр., утверждать, что во всех яз. представлены согл. и глас. наши представления об общих закономерностях человеч. мышления дают нам право утверждать, что во всех яз. есть указательные местоимения и т. д.

Известно неск. классификаций У. Наиб. существенно разграничение на элементарные и импликативные У. Элементарными являются У. вида: "во всех яз. есть X" - напр., "во всех яз. выражены отношения между субъектом и предикатом". Импликативными наз. У. вида: "если в яз. есть X, то в нем есть и Y" - напр., "если в яз. есть сочетание согласных "плавный + носовой", то в нем существует и сочетание согласных "плавный + шумный"". Элементарные У. составляют ядро язык, системы, импликативные - фиксируют иерархически упорядоч. отношения между эл-ми язык, системы.

Принято также различать абсолютные (полные) и статистич. (неполные) У. Абсолютные У. - это всего лишь др. термин для обычных У. Статистич. У. наз. высказывания вида: "для абсолютного большинства яз. имеет место X" - напр., "в абсолютном большинстве яз. есть не менее двух гласных: исключение аранта, абазинский, праиндоевропейский".

Различают и противопоставляют синхронич. (ахронич.) У., формулирующие закономерности язык. систем, и диахронич. У., выражающие закономерности язык. изменений. Примером диахронич. У. может служить утверждение: "во всех яз., где у глагола есть категория времени, позже других появляется форма будущего времени".

По источнику данных, на основе к-рых формулируются У., различаются дедуктивные и индуктивные У. Первые вытекают из исходных теоретич. допущений и потому обязательны для всех яз. Вторые устанавливаются эмпирически, но принципиально не доказуемы.

Знакомство с язык. У. наглядно показывает одни и те же принципы, и все они строятся по одному чертежу.

Лит.: Успенский Б. А. Структурная типология языков. М., 1965; Новое в лингвистике. М., 1970. Вып. 5.

"Униженные и оскорблённые"

"УНИ́ЖЕННЫЕ И ОСКОРБЛЁННЫЕ" - назв. ром. Ф. М. Достоевского (1861). У Достоевского - бедные люди, У. и О. сознанием своей бедности; как наименование бедных людей укрепилось в рус. лит-ре 2-й пол. 19 в.

Уния

У́НИЯ (церковная) (от позднелат. unio - единение) - соединение православной и католической церквей. На практике означало признание православными примата Папы Римского, чистилища, исхождения Духа Святого и от Сына (так наз. filioque), а католиками - брак белого духовенства, использование при богослужении родного (а не латинского) языка и сохранение восточного обряда.

В 1596 в г. Брест-Литовске на Соборе была провозглашена У. Изначально Собор разделился на две части: православную и униатсткую; представители каждого направления заседали отдельно. В дальнейшем распространение У. шло двумя путями: проповедничества и, по преимуществу, насилия. Униатские епископы пользовались заинтересованностью офиц. властей Речи Посполитой и стремились к вытеснению православных не только из Литвы, но и из зап. ч. Украины и Белоруссии. Борьбу с У. в 16 и 17 вв. на терр. Украины и Белоруссии возглавляли т. н. братства - религ.-нац. орг-ции правосл. мещанства. Со 2-й четв. 17 в. центром борьбы с У. за православие стала Украина. После присоединения Украины к России (1654) католическая партия Речи Посполитой вынуждена была пересмотреть свое отношение к У., пообещав восстановить зап.-рус. православие, поставив его наравне с католицизмом. Но после Андрусовского мира с Россией (1667) У. в Речи Посполитой вновь стала укрепляться. В кон. 17 в. польское пр-во решило окончат. уничтожить православие в Зап. Руси, постепенно ликвидируя высшую правосл. иерархию. Когда почти все епархии перешли в руки униатов, униатский митр. Лев Кишка в 1720 созвал в Замостье Собор, на к-ром униатская церковь была провозглашена единственно законной помимо католической в пределах Речи Посполитой. Православной епархией оставалась только Белорусская. После екатерининских разделов Польши все правосл. районы, кроме Галиции, отошли к империи. В 1794 был издан указ, разрешавший свободное присоединение униатов к правосл. церкви. К нач. царствования имп. Николая I униатская церковь состояла из 4-х епархий: Брестской, Виленской, Полоцкой и Луцкой. Управление делами У. на терр. Рос. империи сосредоточивалось во втором деп. Рим.-Кат. коллегии (подчинявшейся Мин-ву нар. просвещения), представителем к-рой был униатский митрополит. После Польского восстания (1830) Луцкая униатская епархия, архиерей к-рой подозревался в измене, была закрыта, Брестская епархия соединена с Литовской; началось закрытие униатских (т. н. базилианских) монастырей. С 1837 заведование этими делами перешло в ведение Св. Синода. Пр-во Николая I добилось подписания "соборного акта" о воссоединении униатской и православной церквей (1839), хотя У. продолжала существовать в нек-рых епархиях до 1875. После 2-й мир. войны Львовский собор 1946 объявил о присоединении зап. униатов к РПЦ и о ликвидации Брест-Литовской У. То же самое произошло и на Ужгородском соборе 1949. В последние годы перестройки униатская церковь вновь стала возрождаться на терр. Зап. Украины и Зап. Белоруссии, что в очередной раз обострило отношения РПЦ с Ватиканом.

Уновис

УНОВИ́С (утвердители нового искусства) - объединение учеников К. С. Малевича (Витебск - Петроград - Ленинград, 1919-26), в своей деят-ности руководствовавшихся идеями и принципами супрематизма. В гр. входили: В. М. Ермолаева, Л. М. Лисицкий, И. Г. Чашкин, Е. М. Магарил и др.

Лит.: УНОВИС // Искусство. Витебск, 1921. № 1; Советское искусство 1920-30-х гг./Авт. вступ. ст. Е. Ф. Ковтун. Л., 1988.

К. Малевич. В Пенхухе. 1925

К. Малевич. В Пенхухе. 1925

Унтер Пришибеев

У́НТЕР ПРИШИБЕ́ЕВ - персонаж од ноим. рассказа А. Чехова, отставной полицейский офицер, во все вмешивающийся, всем делающий замечания, всех поучающий, самозванный блюститель порядка.

Унция

У́НЦИЯ - счетно-весовая и счетно-ден. единица: 1) единица веса у др. римлян, составлявшая 1/12 часть либры, т. е. 27,28 г; вер. века У. сначала равнялась 1/12 фунта, затем - 1/8 марки (1 У. равнялась 2 лотам); 2) как счетно-ден. единица средневековья У. соответствовала 20 пфеннигам; 3) единица вышедшего из употребления аптекарского веса; рус. У. равнялась 29,86 г, англ. - 31,1035 г. В наст, время У. тройская (31,1035 г) используется как единица веса драгоценных металлов.

Управа

УПРА́ВА - 1) В нар. творчестве и лит-ре прошлых веков: а) управление кем-л., чем-л., способ правления; б) удовлетворение за обиду, преим. в форме суд. приговора; в) расправа над кем-л.; г) убранство, снаряжение для боя, охоты, празднества и т. п.

2) В России 18 - нач. 20 в. назв. местных учреждений, ведавших адм., сословными и обществ, делами: а) У. благочиния - орган гор. полицейского управления, учрежденный в 1782 по Уставу благочиния; б) У. - исполнит, орган земских собраний (земская реформа 1864), а также гор. дум (гор. реформа 1870), ведающих делами земского и гор. х-ва и управления; в) орган управления к.-л. сферы мест, жизни, напр. врачебная У.; г) орган сословного управления, ведал делами внутр. устройства сословий, распределял обществ, повинности и др. (ремесленная У., мещанская У. и т. д.); д) орган управления нек-рых обществ, организаций, действовавших на основании част, уставов (напр., лоцманских об-в); е) назв. отделений Юж. об-ва декабристов.

Управление

УПРАВЛЕ́НИЕ - разновидность синтаксич. связи, при к-рой зависимое слово - сущ. (или местоименное сущ.) ставится в определенной падежной или предложно-падежной форме, требуемой гл. словом - глаголом, отглагольным сущ., прил. или безлично-предикативным словом (читать книгу, встретиться с другом, увлекаться математикой, борьба за мир, скупой на похвалы, вредно для здоровья). При У. изменение гл. слова не влечет за собой изменения формы зависимого слова (любить детей, люблю детей, любил детей и т. д.). Т. о., состав управл. форм является постоянной характеристикой слова, способного к У., и образует основу его синтаксич. валентностей. Исключение составляют, с одной стороны, формы страдат. залога (пассива), образование к-рых сопровождается утратой У. прямым дополнением и приобретением У. агентивным дополнением (Он проделал большую работу - Им проделана большая работа), а с другой стороны - формы степ, сравнения, каждая из к-рых характеризуется собственным У. (выше дома; самый высокий в классе).

Различают сильное и слабое У. При сильном У. между гл. словом и конкретной формой зависимого слова есть необходимая связь (встретить друга, любоваться природой, бороться с трудностями). К слабому У. относят случаи, когда выбор зависимой формы оказывается относительно свободным (находиться на столе, у стола, под столом) либо когда само наличие зависимого слова не обязательно (вернуться на рассвете; грести веслом; споткнуться о камень). Существуют и более детальные классификации разновидностей У.

Лит.: Пешковский А. М. Русский синтаксис в научном освещении. М., 1956; Скобликова Е. С. Согласование и управление в русском языке. М., 1971; Белошапкова В. А. Современный русский язык. Синтаксис. М., 1977.

"Уралки"

"УРА́ЛКИ" - См. Колокольчики.

Урбанский Евг. Як

УРБА́НСКИЙ Евг. Як. (1932-65) - актер, засл. арт. России (1962). Учился в горном ин-те. После окончания Школы-студии МХАТа (1957) играл в Моск. драм, т-реим. Станиславского. Еще в студенч. годы начал сниматься, дебютировал в ф. Ю. Райзмана "Коммунист" (1958), в к-ром сыграл гл. роль - Вас. Губанова. Яркая героич. внешность, личностная значительность, сила характера и темперамент привлекли к мужественному герою У. обществ, внимание; худож. выразительность ф. в целом и актерской работы У. на мн. годы сделали Вас. Губанова персонажем из легенды, к образу к-рого снова и снова обращались и кинематограф, и т-р. Все экранные герои У. - круп. личности и максималисты - остаются верны себе и, несмотря ни на что, проходят свой трудный, часто трагич. путь до конца. Драм. судьбы пройдены на экране героями У. в ф. реж. Г. Чухрая "Баллада о солдате" (1959, безымянный офицер-инвалид) и "Чистое небо" (1961, Алексей Астахов). В те же годы У. снимался в ф. М. Калатозова "Неотправленное письмо" (1960, проводник Сергей) и в ф. В. Ордынского по ром. Г. Владимова "Большая руда" (1964, шофер Пронякин).

В 1965 У. трагически погиб на съемках ф. реж. А. Салтыкова по сценарию Ю. Нагибина "Директор". Впоследствии ф. был снят заново с др. исполнителями.

Лит.: Лещинский И. Евгений Урбанский // Актеры сов. кино. М., 1964. Вып. 1 (с фильмогр.); Шнейдерман И. Григорий Чухрай. Л., 1965. С. 95-209; Евгений Урбанский: [Сб.]. М., 1968.

Предыдущая страница Следующая страница