Российский гуманитарный энциклопедический словарь
Статьи на букву "Т" (часть 7, "ТУГ"-"ТЯГ")

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Т" (часть 7, "ТУГ"-"ТЯГ")

Тугарин-Змей

ТУГА́РИН-ЗМЕЙ (также Змеевич) - былинный персонаж, враг Киева, соединяющий черты антропоморфного чудища (подобно Идолищу), мифологич. летающего змея и чужеземного насильника. Его побеждает Алеша Попович. Попытки идентифицировать Т. с половецким ханом 11 в. Тугорканом неосновательны. Более оправданно видеть в имени общеславянский корень "туг" со значением "обида", "гнет", "горе".

Тулинов Мих. Бор.

ТУЛИ́НОВ Мих. Бор. (1823 не ранее 1888) - фотограф. Родом из г. Острожска. Фотографии обучался в Воронеже у Н. И. Второва. Образование получил в Петерб. АХ (вольноприходящий ученик). В 1858 за "акварельный портрет" получил звание "неклассного худож.". Одновременно с учебой в акад. работал в Москве в собств. ателье, к-рое купил у С. Зимулина (Кузнецкий мост, дом Тверского подворья). Марка ателье - "Фотография Тулинова", после 1858 - "Фотография художника Тулинова". Мастер фотопортрета. До нашего времени дошли фотографии историка И. Е. Забелина, поэта Я. П. Полонского, публициста, историка И. С. Аксакова, декабриста Д. И. Завалишина, поэта Н. А. Некрасова и др. В ателье Т. работал ретушером молодой худож. И. Н. Крамской, к-рый впоследствии в 1868 написал маслом портрет фотографа. В 1887 по просьбе В. В. Стасова Т. написал "Воспоминания о Крамском". Т. - автор фотоальбома "Виды Зоологического сада в Москве". В 1877 продал ателье И. Гимеру.

Лит.: Кондаков С. Н. Имп. Академия художеств. СПб., 1914. Т. 2. С. 200; Морозов С. Рус. худож. фотография. М., 1961. С. 20; Сабурова Т. Фотография художника Тулинова // Сов. фото. 1992. № 7/8. С. 32-33.

Тулуп

ТУЛУ́П (тюрк. тулуб - шкура) - дорожная длинная без застежек одежда из овчины, часто с отложным воротником. Т. надевали поверх верхней одежды, чтобы не замерзнуть. Т. не приспособлен для активного движения, поэтому кучера, седоки, сторожа носили его нараспашку или подпоясывали.

Туманский Вас. Ив

ТУМА́НСКИЙ Вас. Ив. (1800-60) - поэт. Из старин. укр. дворян. рода. Учился в Харьков. г-зии, Петропавловском уч-ще в СПб. (1816-18), в 1819-21 - вольнослушатель College de France (Париж). С 1823 чиновник канцелярии губернатора Новоросс. губ. в Одессе, затем на дипломатич. службе (1835-39 - в Константинополе). В 1839-46 - помощник статс-секретаря Гос. совета по Департаменту экономии; действит. статский советник. Чл. Вольного об-ва любителей словесности, наук и художеств (1818) и Вольного об-ва любителей рос. словесности (с 1821, примыкал к левому крылу организации). Дебютировал в печати в 1817. Один из ведущих представителей элегич. школы 1820-х гг.: "Элегия" ("На грозном океане света.", 1824); "Элегия" ("Не ведает мудрец надменный.", 1825) и др., однако испытал воздействие и других лит. течений, в частности гражд. романтизма ("Век Елисаветы и век Екатерины", 1823; "Стансы", 1830 и др.). Направление эволюции поздней лирики Т. - объективизация худож. мира, прозаизация выразит. средств ("Мысль о Севере", 1830-31; "Отрады недуга", 1838 и др.). Ряд стихотв. положен на музыку: "Песня" ("Любил я очи голубые", между 1839-42) и др. В разные годы сотрудничал в "Сыне отечества", "Благонамеренном", "Моск. вестнике", "Сев. цветах", "Лит. газете" и др.

Тунгусский метеорит

ТУНГУ́ССКИЙ МЕТЕОРИ́Т - такое назв. получил феномен, имевший место 30 июня 1908 в р-не р. Подкаменная Тунгуска. Экспедиц. иссл. начались здесь только в 1927 под рук-вом Л. А. Кулика. Первонач. гипотеза о метеоритном характере Т. М. подтверждения не получила. В результате взрыва был повален лес в радиусе 30 км от эпицентра. Воздушная волна обошла земной шар трижды. Наиб. предпочтение отдается гипотезе акад. В. Г. Фесенкова о падении на Землю ядра небольшой кометы (расчетный радиус порядка 100 м) и его взрыве на выс. 5 км. Были выдвинуты гипотезы о неудачной посадке косм. кор. инопланетян, что вызвало значит. кол-во самодеят. экспедиций энтузиастов в 60-е гг. и широко использовалось в научно-фантастической беллетристике. Амер. ученые К. Коуэн и В. Либби сделали попытку объяснить феномен Т. М. встречей Земли с антивеществом. Время от времени выдвигаются самые разнообразные новые версии. Единого мнения о Т. М. среди ученых по сей день нет.

Тундра

ТУ́НДРА - безлесное пространство в зоне вечной мерзлоты, характеризующееся скудной растительностью, заболоченное, мшистое или каменистое. По-видимому, от фин. tunturi - северная гора или саамского tundaz - гора. Как науч. термин слово изв. уже б. 100 лет. Первонач. употреблялось для обозначения зонального типа ландшафтов С. европ. части России, позже распространилось на сходные р-ны Сибири и Аляски. Термин принят в междунар. геогр. и ботан. лит-ре (tundra). Горная Т. - высотный ландшафтный пояс, располож. в горах, выше границы горн. лесов.

Туника

ТУНИ́КА (лат. tunica) - древнеримская шерстяная или льняная рубаха, надевавшаяся под верх. одежду; у римских сенаторов и всадников была заткана соответственно одной широкой или двумя узкими вертик. полосами. Фасоны Т. (муж., жен., зимних, летних) варьировались довольно значительно. С 18 в. Т. (франц. tunique) именуется также жен. балетный костюм (платье и/или многослойная юбка). В нач. 19 в. "античная" мода получила распространение в России. Шили Т. из легких полупрозрачных тканей. Т., перехваченная поясом под грудью, обрисовывала фигуру. Одновременно появились Т. с меховой опушкой (а 1 а russe). Вновь увлечение античностью пришло в Россию в нач. 20 в. В столичных салонах появились модницы в Т. и сандалиях (см. "Воспоминания" М. Добужинского - о Л. Зиновьевой-Аннибал). Модели в "античном" стиле разрабатывала модельер Н. Ламанова.

Туполев Анд. Ник

ТУ́ПОЛЕВ Анд. Ник. (1888-1972) - авиаконструктор, ген.-полк.-инж., акад. АН СССР, поч. чл. Королев. Авиац. об-ва Великобритании, Амер. ин-та авиации и космонавтики. Кавалер Большой зол. медали Междунар. авиац. федерации, зол. медали основоположников авиации (Франция), лауреат премии им. Леонардо да Винчи (Италия). В 1918 окончил Моск. высшее технич. уч-ще. Вместе с Н. Е. Жуковским принимал участие в орг-ции ЦАГИ - Центр. аэрогидродинамич. ин-та. Долгие годы был зам. нач. этого ин-та. В нем начал свою конструкт. деят-ность с 1922. В 1924-25 создает первые цельнометаллич. самолеты. Его самолеты в предвоен. годы составляли основу сов. бомбардиров. авиации. К 1937 - гл. инж. Гл. управления авиац. промышленности. Арестован в окт. 1937, под следствием на Лубянке, в Бутырках. В 1939 направлен в "шарашку" НКВД на ул. Радио в Москве (Особое техн. бюро, спецтехотдел). Здесь были собраны многие десятки лучших специалистов в обл. авиапромышленности (все они, как и Т., были заключенными). Т. освобожден в июле 1941. Возглавлял одно из трех тюремных КБ в Центр. КБ-29 при Заводе опытных конструкций ЦАГИ. Здесь под его рук. создается лучший фронтовой бомбардировщик сов. военно-воздуш. сил времен войны ТУ-2 (проектируется как "103"). В послевоен. годы Т. создал целый ряд выдающихся самолетов. Всего под его рук. создано более 100 конструкций самолетов, из них 70 строились серийно. Помимо практич. конструкт. работы Т. внес большой вклад в теорию самолетостроения. Он воспитал целую школу авиаконструкторов: П. О. Сухого, В. М. Мясищева и др.

Тур Евг

ТУР Евг. (наст. фам. и имя Салиас-де-Турнемир Елиз. Вас.) (1815-92) - писательница. Родная сестра А. В. Сухово-Кобылина и мать Е. А. Салиаса. Получила домашнее образование. За одного из своих учителей, Н. И. Надеждина, хотела выйти замуж, но брак расстроился из-за "поповского" происхождения Надеждина. Лит. деят-ность начала в 1849. Автор романов и повестей из светской жизни ("Ошибка", 1849; "Племянница", 1850; "Три поры жизни", 1854 и др.). На протяжении многих лет содержала салон, к-рый в разные годы посещали многие известные писатели (А. И. Тургенев, Т. Н. Грановский, И. С. Тургенев, А. И. Левитов, В. А. Слепцов, Н. С. Лесков и др.). С нач. 1860-х гг. стала активной участницей обществ. движения; издавала газ. "Русская речь" (1861-62); за нею был установлен негласный надзор. Этот период жизни Т. нашел отражение в худож. соч. (образ маркизы де Бараль в романе Лескова "Некуда" и образ Суханчиковой в романе Тургенева "Дым"). В 1880 гг. написала ставшие в те годы широко известными повести и романы для детей ("Последние дни Помпеи", 1882; "Священная история Ветхого Завета", 1888 и др.).

Тураев Бор. Ал-др.

ТУРА́ЕВ Бор. Ал-др. (1868-1920) - египтолог, абиссиновед, историк Др. Востока и христ-ва, создатель рус. школы египтологии. Д-р всеобщей истории, акад., автор более 300 науч. работ. Двухтомная "История Др. Востока" - гл. труд жизни Т. - превосходила в свое время все аналогичные издания в разных странах. Отличит. черта науч. метода Т. - органичное включение ист. духовной культуры, прежде всего религии, в контекст древнейшей ист. человечества. Автор первого в мире сводного иссл. по егип. лит-ре, первого краткого описания коллекций егип. пам. на терр. Рос. империи; его усилиями была сохранена для России и впервые описана коллекция В. С. Голенищева, хранителем к-рой он был в 1912-20. К наст. времени египтологич. работы Т. значительно устарели; гораздо современнее его тр. по ист. и религии древней и ср.-век. Эфиопии. Будучи крупнейшим знатоком эфиопской агиологии, Т. на основании житийной лит-ры впервые вскрыл целые пласты ист. этой страны. Благодаря его огромной преподават. деят-ности (Петерб. ун-т, Моск. высшие жен. курсы) в России впервые были профессионально подготовлены кадры историков Др. Востока. Глубоко религ. человек, он был чл. Поместного собора рос. церкви. Т. воспринял рев-цию и последующие события как страшный удар и в возрасте 52 лет скончался в состоянии глубокой депрессии, до последних дней не прекращая, однако, своей работы.

Соч.: Бог Тот. Лейпциг, 1898; Иссл. в обл. агиологических источников истории Эфиопии. СПб., 1902; Египетская литература. М., 1920; История Др. Востока: В 2 т. Л., 1935.

Лит.: Personalia // Древний Восток. М., 1980. Сб. 2. С. 3-55. Библиогр.

Тургенев Ал-др Ив

ТУРГЕ́НЕВ Ал-др Ив. (1784-1845) - обществ. деятель, литератор, археограф. Дворянин. Брат Анд. И. и Н. И. Тургеневых. Воспитанник Моск. ун-тского Благородного пансиона (1797-1800) и Геттингенского ун-та (1802-04). В 1800-02 служил в Моск. архиве Коллегии иностр. дел, с 1805 - в Комиссии составления законов, с 1810 дир. Департамента дух. дел иностр. исповеданий, в 1824 уволен от должности. С 1825 жил в основном за границей, принадлежал к оппозиции. Активный участник лит. жизни своей эпохи, чл. Дружеского лит. об-ва, один из учредителей "Арзамаса", сотрудник "Вестника Европы", "Моск. телеграфа", "Современника" и др. Один из друзей А. С. Пушкина, после смерти поэта сопровождал его тело в Святогорский мон. В годы загран. жизни собрал множество архивных мат-лов, посв. России. Центр. произв. Т. - "Хроника русского", к-рую составили его загран. корреспонденции, охватывающие период 1827-45.

Тургенев Анд. Ив

ТУРГЕ́НЕВ Анд. Ив. (1781-1803) - поэт, переводчик. Из дворян. Брат Ал-др. И. и Н. И. Тургеневых. Первоначальное образование получил дома, позднее окончил Моск. ун-т (1799). Служил в Моск. архиве, Коллегии иностр. дел, Комиссии составления законов в СПб., в 1802 направлен дип. курьером в Вену. Начало творч. деят-ности Т. связано с масонской моралистич. лит-рой, вслед затем испытал увлечение соч. Н. М. Карамзина, но к кон. 1790-х гг. пришел к критике его школы, проповеди гражданственности и народности лит-ры, тираноборческим настроениям (речи "О рус. литературе", "О любви к Отечеству" - обе 1801, стихотв. "К Отечеству", 1802). Т. стоял в центре кружка, в 1801 оформившегося как Дружеское лит. об-во, оказал значит. дух. влияние на современников, воспринимался как одна из наиболее ярких личностей эпохи. В лит. движении нач. века видное место заняла его "Элегия" ("Угрюмой Осени мертвящая рука", 1802), наряду с "Сельским кладбищем" В. А. Жуковского лежащая у истоков новой рус. элегии.

Тургенев Ив. Сер.

Статья большая, находится на отдельной странице.

Тургенев Ник. Ив

ТУРГЕ́НЕВ Ник. Ив. (1789-1871) - гос. и обществ. деятель, экономист; декабрист. Из дворян. семьи. Брат Анд. И. и Ал-др. И. Тургеневых. Воспитанник Моск. ун-тского Благородного пансиона (ок. 1806), Моск. и Геттингенского (1808-11) ун-тов. Начал службу в Моск. архиве Коллегии иностр. дел, с 1812 - в Комиссии составления законов, с 1816 - помощник статс-секретаря Гос. совета, крометого, с 1819 занимал ответств. пост в Мин-ве финансов. С 1824 в загранич. отпуске. Основоположник рус. финансовой науки (книга "Опыт теории налогов", 1818). Основной мыслью всей деят-ности Т. была идея освобождения крестьян, в 1819 представил Александру I записку с предложением об ограничении и отмене крепостного права. Участник "Арзамаса"; в кон. 1810-х гг. оказал серьезное влияние на А. С. Пушкина. Член преддекабристского "Ордена рус. рыцарей" и Союза благоденствия, один из создателей и руководителей Сев. об-ва. После 14 дек. 1825 отказался вернуться в Россию, был заочно приговорен к смертной казни, замененной пожизненной каторгой. Жил в эмиграции. В 1847 издал на франц. яз. свое гл. соч. мемуарно-публицистич. характера - "Россия и русские" (Т. 1-3). В 1856 помилован, неск. раз приезжал на родину.

Туржанский Леонард Викт.

ТУРЖА́НСКИЙ Леонард (Леон.) Викт. (1875-1945) - живописец, пейзажист. Чл. Т-ва передвижных худож. выставок (1911-12), "Союза рус. художников" (с 1912) и Ассоциации художников рев. России (с 1924). Учился в МУЖВЗ (Моск. уч-ще живописи, ваяния и зодчества) (1898-1909) у В. Н. Бакшеева, В. А. Серова, К. А. Коровина. Творчество Т. стало своеобразным развитием "крестьянского" направления в живописи Серова. Еще в ученич. годы начал работать над сев. пейзажем, используя лаконичную серебристую гамму ("Север. Тихий вечер", 1905), сохранившуюся и в дальнейшем творчестве ("Чайки. Кама", 1909). После окончания МУЖВЗ работает над созданием образов природы Урала. Больше всего Т. привлекают картины ранней весны в деревне. Постепенно усложняется цветовая оркестровка этюдов, становится энергичнее манера письма, экспрессивнее мазки. Неяркий, но сочный колорит создается перетекающими одна в другую красно-коричневыми, охристыми, буровато-зелеными красками. В деревенских пейзажах большое значение приобретает жанровый эл-т, необходимым содержанием образа становятся животные ("Весной у соломы", 1913; "Желтый жеребенок", 1914). Одним из постоянных мотивов в произв., передающих тревожное состояние природы, стал ветер, эффект к-рого передается динамич. мазками густой краски ("К вечеру", 1910).

Лит.: Л. В. Туржанский: Сб. материалов и каталог выст. / Сост. и авт. вступ. ст. В. П. Лапшин. М., 1978.

Турищева Люд. Ив

ТУРИ́ЩЕВА Люд. Ив. (род. 1952) - гимнастка, з. м. с. СССР (1970). Лучшая в мире гимнастка 70-х гг. Олимп. чемпионка в личном первенстве (1972), в командном первенстве (1968, 1972, 1976). Абс. чемпионка мира 1970, 1974; Европы 1971, 1973; СССР 1972, 1974. Чемпионка мира 1970, 1974 и Европы 1971, 1973 в командном первенстве и в отд. видах многоборья. Обладательница кубка Мира 1975-76, кубка СССР в 1967-74. Награждена Олимп. орд. (1978).

Экслибрис Л. И. Турищевой. Худ. В. Н. Чефранов

Экслибрис Л. И. Турищевой. Худ. В. Н. Чефранов

Туркин Вал. Конст.

ТУ́РКИН Вал. Конст. (1887-1958) - драматург, сценарист, критик; окончил Моск. ун-т (1912); в кино с 1915. В 1921-23 ректор Гос. техникума кинематографии, с сер. 30-х гг. проф. и зав. кафедрой кинодраматургии ВГИКа, в 1946-53 преподавал в Акад. обществ. наук при ЦК КПСС. Первая работа - сценарий короткометр. кинокомедии "Венецианский чулок" и ф. "Сердце ищет его в одинокой тоске" (1917). Наиб. изв. ф., ставшие классикой сов. кино: кинокомедии "Закройщик из Торжка" (1925) и "Девушка с коробкой" (1927, совм. с В. Шершеневичем). Автор ряда экранизаций: ф. "Коллежский регистратор" (по пов. А. Пушкина "Станционный смотритель", 1925, совм. с Ф. Оцепом) и "Привидение, которое не возвращается" (по новелле А. Барбюса "Свидание, которое не состоялось", 1930).

Т. был одним из теоретиков кинодраматургии, настаивал на драм. природе киноиск-ва, утверждал значение сценария как идейной и худож. основы ф.

По сценариям Т. поставлены ф.: "Грезы" (по ром. Ж. Роденбаха "Мертвый Брюгге", 1915, совм. с М. Басовым), "Не пойман, не вор" (по пов. У. Нотари "Три вора"), "Долина слез" (совм. с Б. Марковым, оба - 1924), "Эх яблочко, куды катишься" (1926), "Комета" (1930), "Гарри занимается политикой" (по пов. А. Иркутова "Господин Бергер уходит в отставку", совм. с М. Калужным и Б. Шелонцевым, 1933).

Соч.: Драматургия кино. М., 1938; Драм. конфликт и характер // Иск-во кино. 1953. № 2.

Лит.: Сайтов Хр. Половин век в служба на киното // Киноискусство. 1957. № 10; Памяти В. К. Турина // Иск-во кино. 1958. № 2; Юренев Р. Н. В. К. Туркин: критика, кинодраматургия, педагогика. М., 1989.

Турнир

ТУРНИ́Р (нем. Turnier - состязание, игра) - 1) Рыцарское воен. состязание. Рыцари (обычно на конях и в полном вооружении) выступали публично друг против друга - в одиночку, попарно или отрядами. Ход Т. регламентировался правилами, за соблюдением к-рых следили герольды. Т. устраивался королем или крупным сеньором по к.-л. торжеств. случаю. Победитель Т. добивался славы, внимания прекрасных дам, получал ден. награду. Хотя в Т. использовалось спец. оружие, его участники рисковали быть тяжело раненными и даже погибнуть. После того как в 1559 на Т. был смертельно ранен франц. король Генрих II, в большинстве стран Т. прекратились. Их продолжением с 17 в. стали безопасные для участников карусели, иногда по-прежнему называвшиеся Т.

В России интерес к рыцарским Т. проявила Екатерина П. Один из таких Т. (карусель) состоялся в С.-Петербурге летом 1766. Для него специально был выстроен арх. А. Ринальди цирк на Адмиралтейском лугу перед Зимним дворцом. Для более скромных Т. на месте нынешней Театральной пл. был построен деревянный амфитеатр или скорее манеж, на к-ром и проходили эти "рыцарские игры". Позже романтич. настроенный Павел I устроил для проведения Т. амфитеатр (арх. Н. А. Львов, 1797) в Гатчине. Он представляет собою земляное кольцо, окружающее ристалище. Зрители располагались на дерновых скамьях, к которым вели лестницы из дикого камня. Все сооружение было задумано для того, чтобы перенести зрителя на неск. столетий назад, в далекое средневековье. В 1829 в Потсдаме состоялся рыцарский Т. по случаю дня рождения имп. Александры Федоровны, устроенный ее дядей герцогом Карлом Мекленбург-Шверинским. В нем приняли участие 124 знатных рыцаря. Попадавших в цель осыпали белыми розами. Празднество продолжалось три дня и включало в себя Т., спектакль и маскарад. Самым знаменитым рыцарским празднеством в истории России была "Карусель", устроенная Николаем I по случаю 25-летия его свадьбы в 1842 в Царском Селе. 16 пар кавалеров и дам верхом на конях участвовали в фигурных скачках, при этом на кавалерах были надеты подлинные доспехи времен императора Свящ. Римской империи Максимилиана (16 в.) из коллекции императора Николая в Царскосельском арсенале. Рядом шли одетые в латы солдаты Кирасирского полка; на плацу "Карусели" стояли солдаты в ср.-век. костюмах трубачей; кони также были в латах. Это был, по-видимому, последний рыцарский Т. в России.

2) Название Т. унаследовала форма проведения спорт. соревнований при числе участников свыше двух, гл. обр. в видах спорта, в к-рых происходит непосредств. (личное или командное) противоборство (спортивные игры, борьба, бокс, шахматы, шашки и т. п.). Осн. системы проведения Т.: круговая - каждый участник последовательно встречается со всеми один или неск. раз; кубковая (олимпийская) - на каждом этапе побежденные выбывают, пока не выявится единств. победитель; т. н. швейцарская - кол-во встреч (туров) значит. меньше кол-ва участников: в первом туре пары определяются обычной жеребьевкой, в следующих жеребьевка соединяет противников, имеющих равное кол-во очков; схевенингенская, при к-рой каждый чл. одной гр. участников играет со всеми чл. др. гр. (впервые применена в Схевенингене в 1923) и т. п. На протяжении одного Т. возможно поэтапное применение разл. систем.

Турунов Анат. Ник

ТУРУНО́В Анат. Ник. (1893-1954) - библиограф и краевед. Работал на каф. ист. рус. права в Томском, а затем в Иркутском ун-те. С 1923 - в Москве: науч. сотр. Центроархива (до 1930), Ассоциации с.-х. библиографии (1931-35), Б-ки АН (1937-38) и Всес. книжной палаты (1938-41). Во 2-й пол. 1920-х - нач. 1930-х гг. был также чл. библиотечно-библ. комиссии при Моск. отделении Центр. бюро краеведения. В июле 1941 Т. ушел ополченцем на фронт. После войны снова вернулся во Всес. книжную палату, а с 1948 до конца жизни - гл. библиограф Центр. науч. с.-х. б-ки. Первая библ. работа - указатель "Советская пресса в Сибири в 1917-18 гг." - была опубликована в 1922. Сибиреведч. тематике посвящен и ряд последующих библ. пособий и обзоров Т. (преим. ист. и персон. характера). В 1930-37 он был техн. ред. и выпускающим "Сибирской советской энциклопедии". Принимал активное участие в составлении и редактировании "Библиографии Дальневост. края", "Библиографии Бурят-Монгольской АССР", "Библиографии сов. библиографии" за 1939. Наряду с изд. указателей краеведч. лит-ры неотложной задачей Т. считал разработку ист. краевой библиографии. Он составил детальный план "Очерков истории краевой библиографии", написал по данной теме ряд статей, к-рые, однако, не были опубл. В теч. ряда лет библиограф работал над "Словарем библиографов-краеведов", к-рый также остался в рукописи. В статьях, рецензиях и устных выступлениях Т. рассматривались мн. важные вопросы методики краеведч. библиографии (об отборе материала, его аннотировании, группировке библ. записей и др.). Во Всес. книжной палате он был инициатором и составителем машинописного "Библиографич. бюллетеня научно-иссл. отдела" этого учреждения, где были помещены его статьи по истории гос. регистрации, краеведч. библиографии, о деятелях библиографии. В Центр. науч. с.-х. б-ке Т. был рук. изд. систематич. указателя "С.-х. литература СССР".

Лит.: Турунов Анатолий Николаевич // В. А. Николаев. Библиографы Сибири и Дальнего Востока. Новосибирск, 1973; Томина В. П. Краеведческая и библиографич. деятельность А. Н. Турунова // История сибирской библиографии. Новосибирск. 1978.

Турчанинов Петр Ив

ТУРЧАНИ́НОВ Петр Ив. (1779-1856) - дух. композитор, протоиерей, учитель пения. Учился в народном уч-ще в Киеве. Мальчиком пел в хоре ген. Леванидова, где, по легенде, был услышан Г. А. Потемкиным, отправившим Т. в СПб. для занятий у Д. Сарти. По смерти "светлейшего" Т. в 1792 возвращен в Киев, в хор Леванидова, руководимый А. Л. Веделем, у к-рого Т. продолжал занятия музыкой. В 1803 рукоположен в священники. Приняв сан, служил регентом хора киевского градоначальника Теплова и архиерея Досифея. В 1804 Т. становится регентом митрополичьего хора в СПб., в 1809 перемещен в Гатчину, в 1811 служит экономом в С.-Петерб. дух. академии.

В 1827 Т. привлечен директором Придворной капеллы Ф. П. Львовым для рук-ва работой по гармонизации Круга придворного пения, с утверждением на должность учителя пения Придворного хора. Работа не была завершена в связи с сильным противодействием высокого духовенства. С 1833 по 1841 Т. служит протоиереем разл. дворцовых церквей.

Сочинения Т. изданы в 4-х кн., заключающих 15 трехголосных песнопений, многие четырехголосные, 5 Херувимских, Задостойники, каноны, догматики и отдельные сочинения. Из переложений Т. известны: знаменного распева ирмосов Великого четверга ("Сеченное"), Великой субботы ("Волною морскою"), песнопение "Да молчит", Херувимская № 5, воскресные тропари и др. Из собственных соч. Т. выделяются трио "Да исправится", хор "Воскресни, Боже, суди земли". Т. сделаны и изданы фортепианные переложения ряда концертов Д. С. Бортнянского с благословения автора.

Турчанинова Евд. Дм

ТУРЧАНИ́НОВА Евд. Дм. (1870-1963) - актриса. Окончила драм. курсы при Малом т-ре (класс А. П. Ленского) и была принята в труппу Малого т-ра. Дебютировала ролью Ульяны ("Воевода" А. Н. Островского). За молодой актрисой закрепились роли юных героинь, преимущ. комич. характера, исполняла она и роли травестийные, играла характерных старух. Сценич. обаяние, непосредственность, жизнерадостность сделали заметными такие сценич. создания Т., как Таня ("Плоды просвещения" Л. Н. Толстого, 1891), Варвара ("Гроза", 1892), Поликсена ("Правда - хорошо, а счастье лучше" А. Н. Островского, 1897), Лиза ("Горе от ума" А. С. Грибоедова, 1899).

Т. хорошо знала рус. нац. обычаи, прекрасно исполняла нар. песни и танцы, тонко чувствовала красоту родного яз. Эти ее знания и умения широко использовались в т-ре. Она создала целую галерею "простых" женщин: Фекла Ивановна ("Женитьба" Н. В. Гоголя), Акулина Гавриловна ("Женитьба Бальзаминова" Островского), Кухарка ("Плоды просвещения") и др. Особенно близок ей был Островский, в чьих пьесах она сыграла на протяжении жизни 76 ролей.

В 1898-1907 Т. параллельно с работой в Малом т-ре сыграла ряд ролей в Новом т-ре (молодежный филиал Малого): Мария Антоновна ("Ревизор" Гоголя), Лель ("Снегурочка" Островского), Керубино ("Свадьба Фигаро" П. Бомарше), Туанет ("Мнимый больной"

Ж. Б. Мольера), блеснув новыми гранями своего дарования. Зрелым работам Т. были присущи психологич. глубина и соц. заостренность образа. Она умела облечь свои создания в четкую форму, прибегала к внутр. перевоплощению, минимально используя грим и др. средства внеш. выразительности. Т. считалась мастером немых сцен. Долгие сценич. паузы Т. были наполнены глубоким эмоцион. содержанием.

Роли: Анна Андреевна ("Ревизор", 1919), Домна Пантелеевна ("Таланты и поклонники", 1922), Мурзавецкая ("Волки и овцы", 1923), Кабаниха ("Гроза" Островского, 1923), г-жа Гранде ("Евгения Гранде" по О. де Бальзаку, 1939), Галчиха ("Без вины виноватые" Островского, 1940), миссис Хиггинс ("Пигмалион" Б. Шоу, 1943), Анна Дмитриевна Каренина ("Живой труп" Л. Н. Толстого, 1951), мисс Кроули ("Ярмарка тщеславия" У. Тек-керея, 1959) и др.

В 1959 Т. вышла из состава труппы Малого т-ра, но до 1961 иногда выступала в спектаклях.

Работала на концертной эстраде как чтица.

С 1910 занималась пед. деят-ностью, в 1918-23 преподавала на Драматич. курсах при Малом т-ре.

Тустеп

ТУСТЕ́П (англ. two-step, от two - два и step - шаг) - танец, распространившийся в нач. 20 в. в США, а затем в Европе и России. Т. - быстрый танец двудольного метра (2/4). Ритм напоминает упрощ. вариант ритма польки. Т. танцевали примерно до 1912, после чего он был окончат. вытеснен уанстепом.

Туфанов Ал-др Вас.

ТУФА́НОВ Ал-др Вас. (1887-1942) - поэт. Род. в СПб., окончил Учит. семинарию и Учит. ин-т, занимался пед. деят-ностью. Был ред. ж. "Обновленная школа", привлекался к суду за участие в рев. движении. Первый сб. стихов Т. "Эолова арфа" (1917) отмечен сильным влиянием И. Северянина. В сб. "К зауми" (1924) Т. выступает как поэт-заумник, создатель "фонической музыки", подобной птичьему пению. Теоретич. обоснование зауми представлено в открывающей сб. статье "Зауми", центр. место в к-рой занимает иссл. функций согласных фонем и их связи с опущением движения. В 1925 Т. возглавил лит. Группу "Орден заумников", в состав к-рой входили будущие обэриуты Д. Хармс и А. Введенский. Теоретич. платформа "Ордена заумников" базировалась на язык. теориях В. Хлебникова (Т. называл себя Велемиром Вторым), идеях М. Матюшина о расшир. восприятии ("Затылочном зрении") и положении о нац. характере зауми. Попытка создания зауми на основе "праславянского" яз. предпринята Т. в фрагментах поэмы "Ушкуйники" (1927), посвященной борьбе вольного Новгорода с моск. владычеством. В 1931 Т. вместе с Хармсом, Введенским и рядом др. ленингр. писателей был арестован по сфабрикованному делу "О контррев. группе детских писателей", после 3-летнего тюремного заключения жил в Орле и в Новгороде, занимался переводч. и пед. работой.

Тухачевский Мих. Ник

ТУХАЧЕ́ВСКИЙ Мих. Ник. (1893-1937) - военачальник Кр. армии. Потомств. дворянин Смоленской губ., выпускник 1-го Моск. кадетского корпуса и Александровского воен. уч-ща. В составе лейб-гвардии Семеновского полка участвовал в 1-й мир. войне, в течение полугода за мужество и храбрость был награжден шестью боевыми орденами, в февр. 1915 в Польше был взят в плен. В авг. 1917 совершил побег. Весной 1918 принимал участие в создании Кр. армии: был сотрудником аппарата Воен. отдела ВЦИК, воен. комиссаром Моск. р-на Зап. завесы, вступил в партию большевиков. Во 2-й пол. 1918 командовал 1-й армией Вост. фр., действовавшей в Поволжье. В 1919 был команд. 8-й и 5-й армий, награжден Поч. рев. оружием и орд. Кр. Знамени, в 1920 - команд. Кавк. и Зап. фронтами. В 1921 командовал войсками, подавлявшими Кронштадтское и Антоновское восстания. В дальнейшем занимал ряд крупных воен. должностей вплоть до первого зам. наркома обороны и нач. Управления боевой подготовки РККА, маршал Сов. Союза. Проявил себя как воен. теоретик. Был сторонником техн. оснащения Кр. армии передовой воен. техникой, имел серьезные разногласия по вопросам воен. стр-ва с К. Е. Ворошиловым, С. М. Буденным. В июне 1937 объявлен главой "военно-троцкистской фашистской организации" и по приговору Спец. суд. присутствия Верховного суда СССР расстрелян. Обстоятельства подготовки этого фальси-фицир. "заговора", степень участия в нем сов. и герм. спецслужб до сих пор окончательно не установлены. В 1957 полностью реабилитирован.

Тухманов Давид Фед

ТУХМА́НОВ Давид Фед. (род. 1940) - композитор, автор песен, популярных в 70-е гг. Учился композиции в Муз.-пед. ин-те им. Гнесиных, был руководителем вокально-инструмент. ансамбля "Электроклуб", Из песен Т. наиболее популярны "Как прекрасен этот мир", "Мой адрес - Советский Союз" и особенно - "День Победы". Сюита Т. "По волнам моей памяти" на стихи великих поэтов прошлого, записанная на пластинку в 1974, стала значит. событием в советской рок-музыке.

Тучковы

ТУЧКО́ВЫ - братья, герои Отеч. войны 1812.

Ал-др Ал. (1778-1812). С 1806 в чине полковника воевал против французов. Отличился в рус.-швед. войне 1808-09, был произведен в ген.-майоры. По нек-рым сведениям, в походах его сопровождала жена, М. М. Нарышкина, переодетая денщиком. Во время Отеч. войны 1812 командовал бригадой, сражался под Смоленском и Витебском. В Бородинском сражении со знаменем 1-го батальона Ревельского полка повел своих солдат в атаку, но был убит вражеской картечью. Через 3 года после окончания войны с Наполеоном вдова А. А. Т. на свои средства построила церковь близ того места, где, по рассказам очевидцев, геройски погиб ее муж. В этой церкви впоследствии был похоронен 14-летний сын А. А. Т. Вдова же приняла монашеский постриг, основала недалеко от Бородинского поля жен. монастырь и была его настоятельницей под именем игуменьи Марии. Портрет А. А. Т. кисти Д. Доу находится в Военной галерее Зимнего дворца в Петербурге.

Ник. Ал. (1765-1812). Ген.-лейтенант. Участвовал в рус.-швед. войнах 1788-90 и 1808-09, в Швейцарском походе А. В. Суворова 1799, в кампании 1807. Командовал дивизией и корпусом. В 1812 - командир 3-го пехотного корпуса в армии Барклая-де-Толли. В Бородинском сражении через 3 часа после гибели младшего брата был смертельно ранен. Его портрет кисти Д. Доу находится в Военной галерее Зимнего дворца в Петербурге.

Пав. Ал. (1775-1858). Ген.-майор. Участник кампании 1807 и рус.-швед. войны 1808-09, командовал бригадой. В Отеч. войне 1812 находился во главе арьергардных частей 2-го корпуса, участник боев под Островно и Смоленском. Руководил действиями авангарда правой колонны отступавшей 1-й армии. В сражении у Валутиной горы 7 авг. во время штыковой контратаки получил сабельное ранение в голову, штыковое ранение в бок и был пленен французами. Впоследствии, в 1815-19, командовал дивизией. Портрет П. А. Т. находится в Военной галерее Зимнего дворца в Петербурге.

Сер. Ал. (1767-1839(30?)). Ген.-лейтенант, сенатор. Участвовал в рус-швед. войне 1788-90, в боевых действиях в Польше в 1792-94, в рус.-тур. войне 1806-12. В период Отеч. войны 1812 служил в качестве дежурного генерала в Дунайской армии адмирала Чичагова, командовал отдельным корпусом. Во время рус.-тур. войны 1828-29 состоял при главнокомандующем рус. армией.

Н. А. Тучков. Неизв. худ. Нач. 1800-х гг.

Н. А. Тучков. Неизв. худ. Нач. 1800-х гг.

Туш

ТУШ - в сер. 18 в. в Германии так стали называть короткую пьесу фанфарного склада, исполняемую во время праздников и в особо торжеств. случаях. В 19 в. Т. получил свою совр. форму и исполнялся, как правило, духовым оркестром. В 20 в. Т. - атрибут торжеств. ритуала (награждение, приветствие, чествование). В его основе - многократное повторение одного, небольшого по масштабу (обычно 4-тактного) построения в подвижном темпе.

Тушнова Вероника Мих.

ТУШНО́ВА Вероника Мих. (1915-65) - поэт. Род. в Казани, в проф. семье. Училась в Ленингр. мед. ин-те (1931-35). Работала лаборанткой во Всесоюз. ин-те эксперим. медицины в Москве. В годы Вел. Отеч. войны - медсестра, потом врач в эвакогоспиталях Москвы и Казани. Печаталась с 1944. Стихи, вошедшие в "Пеструю книгу" (1945), посвящены трагич. событиям войны, воспоминаниям о мирных днях, о близких людях. В последующие годы - сб. "Пути-дороги" (1954), "Память сердца" (1958), "Второе дыхание" (1961), "Стихи" (опубл. 1969). Лучшие стихи Т. о любви, счастливой и горькой, беспредельной, безоглядной, способной перенести разлуки, расставание навек, уход любимого и - светлой, лишенной эгоизма, пронизанной верой в человечность и т. д. Критика называла стихи Т. "кладовой тепла". Наиболее полно поэзия Т. представлена в кн. "Избранное. Стихотворения и поэмы" (1988).

Тушь

ТУШЬ (от нем. Tusche) - черная краска для черчения, а также рисования пером и кистью, часто в сочетании с др. материалами, напр. с акварелью, углем и т. п., не теряющая во временной протяженности интенсивности тона. Дает серый тон при сильном разбавлении водой. Т. получила широкое распространение в Китае, Корее и Японии; в Европе изв. с 15 в. Ранее изготовлялась из сажи от сжигания хвойного дерева, смол и растит. масел, сейчас - также из сажи, но получаемой при сжигании нефтепродуктов. Т. производится как в сухом, так и в жидком виде. Из всех графич. техник Т. наиболее "живописный", выразительный материал, очень любимый рус. мастерами (В. В. Лебедев, Н. А. Тырса, А. В. Фонвизин и др.).

Тымф

ТЫМФ - название польск. 30-грошовой монеты. Назв. Т. происходит от фамилии инициатора ее выпуска, арендатора (в 1652-67) монетных дворов Польши А. Тымфа. Монета весила ок. 6,72 г и содержала 3,36 г чистого серебра. Выпуск Т. был прекращен в 1765. В России Т. чеканились во время войны со Швецией и предназначались для использования их рус. войсками при закупках продовольствия и фуража на терр., где традиц. бытовала польско-литов. монет. система. Монеты чеканились из серебра в 1707-09 двух достоинств - Т. и полу-Т. - без обозначения номинала. На аверсе помещен погрудный портрет Петра I и круговая надпись, переходящая с аверса на оборотную сторону: "царь и вел. кн. Петр Алексеевич" (аверс) "всея России повелитель" (реверс). На реверсе в центре двуглавый орел и дата чеканки, обознач. арабскими цифрами или слав. буквами.

Тынянов Юр. Ник

ТЫНЯ́НОВ Юр. Ник. (1894-1943) - писатель, теоретик и историк лит-ры. Сын врача. Окончил ист.-филол. ф-т Петрогр. ун-та (1919), был участником Пушкинского семинара С. А. Венгерова, воспитавшего многих крупных ученых-филологов 1920-х гг. Преподавал в Ин-те ист. искусств. Был одним из гл. теоретиков формализма, участником ОПОЯЗа. Автор иссл. "Достоевский и Гоголь. К теории пародии" (1921), "Проблема стихотворного языка" (1924), "Архаисты и Пушкин" (1926) и др., отчасти собр. в сборнике "Архаисты и новаторы" (1929). С сер. 1920-х гг. обратился к ист. прозе: ром. о В. К. Кюхельбекере "Кюхля" (1925), А. С. Грибоедове "Смерть Вазир-Мухтара" (1927-28), незаконч. ром. "Пушкин" (1935-43), пов. "Подпоручик Киже" (1928), "Восковая персона" (1931), "Малолетний Витушишников" (1933). Занимался также худож. переводом (Г. Гейне). В ист. сов. культуры деят-ность Т. была одним из редких примеров органичного сочетания науч. иссл. и худож. изображения (прежде всего пушкинской эпохи).

Т. выступал также как теоретик кино и сценарист. В 1924-29 Т. создает ряд статей о кино (важнейшая - "Об основах кино", 1927), в к-рых рассматриваются фундам. проблемы кинотеории. Теоретич. изыскания Т. тесно связаны с его практич. деят-ностью в сценарном отд. к/ст. "Севзапкино", чтением лекций на киноф-те Ин-та ист. иск-в и с его сценарным творчеством. Судьбу Т. сценариста во мн. определило содружество с творч. коллективом ФЭКС - Фабрики эксцентричного актера (реж. Г. Козинцев и Л. Трауберг), чьи стилевые эксп. дали возможность Т. на практике проверить и развить свои теоретич. концепции. В сценарии "Шинель" (1926) Т. делает весьма плодотворную для дальнейших отношений лит-ры с кинематографом попытку, отказавшись от принципов киноиллюстрации, создать "фантазию в манере Гоголя". Т. первый поставил вопрос о специфич. характере сюжета и фабулы в кино, связал их с вопросом о семантике выразит. средств экрана. Предложил взгляд на сценарий не как на завершенное произв. лит-ры, а как на процесс, в к-ром, отталкиваясь от слова, рождается специфич. кинообразность. Сценарий "С. В. Д." (1927, совм. с Ю. Г. Оксманом), в основу к-рого лег эпизод из истории декабризма, тесно связан с лит. практикой Т. (ром. "Кюхля", "Смерть Вазир-Мухтара"). Поставл. в жанре ист. мелодрамы, ф. продемонстрировал новаторский для кино 20-х гг. подход к ист. материалу. В 1927 Т. пишет совм. с Оксманом и М. Блейманом либретто "Ася" (1928, реж. А. Ивановский, дальнейшая работа над сценарием осуществ. др. авторами). В том же году Т. создает первый вариант сценария "Поручик Киже", к-рый принял к постановке реж. С. Юткевич, но фильм не был поставлен. Спустя 3 года Т. пишет на мат-ле сценария одноим. рассказ, а в 1933 делает новый вариант сценария, по к-рому в 1934 реж. А. Файнциммер выпускает фильм. В кон. 20-х гг. Т. пишет сценарии "Окно над водой" (совм. с В. А. Кавериным) и "Смерть Вазир-Мухтара", в 1930-31 - сценарий "Обезьяна и колокол", интересный как с т. зр. развития ист. концепции Т., так и с позиций корректировки сценарной теории появлением звука. В 1939 совм. с Э. Шуб работает над док. сценарием о Пушкине. Все эти сценарии не были поставлены.

Соч.: Поэтика. История литературы. Кино. М., 1977.

Лит.: Ю. Тынянов. Писатель и ученый. Воспоминания. М., 1966; Воспоминания о Ю. Тынянове. М., 1983.

Тырса Ник. Анд

ТЫ́РСА Ник. Анд. (1887-1942) - график, живописец. Учился в АХ (1905-09), у Л. С. Бакста (1906-10). Автор станковых графич. и живописных портретов и пейзажей, илл. к произв. рус. и заруб. лит-ры. В свободной живописной манере оформил серии книг для детей ("Снежная книга" В. В. Бианки, 1926 и др.). Творч. матере Т. свойственны острота и изысканность рисунка, лаконичность форм, гармония декор. строя произв. (портрет А. А. Ахматовой, 1928 и др.). Работал в техниках: карандаш, акварель, перо, тушь и т. п. Участник выпуска плакатов "Боевой карандаш" (с 1939).

Лит.: Н. А. Тырса: Живопись, графика, худож. стекло: Каталог выст. СПб., 1992.

Н. А. Тырса. Портрет девочки. 1929

Н. А. Тырса. Портрет девочки. 1929

Тысяцкий

ТЫ́СЯЦКИЙ (реже ты́сячник) - 1) В Др. Руси - предводитель "тысячи", гор. ополчения, делившегося на сотни. Т. изв. во многих городах. В Новгороде выборный Т. одновременно руководил делами рядовых горожан, не входивших в состав привилегир. корпораций. В Москве должность боярина-Т. упразднена при Дмитрии Донском, гор. ополчение подчинено великокняж. воеводе.

2) Старший свадебный чин, всегда из женатых мужчин, как правило, старший родственник жениха или его крестный отец. Часто он же - посаженный отец жениха. Его роль более почетна, чем роль дружки, и менее активна. Он может возглавлять поезд жениха, быть распорядителем (чаще это функция дружки), он меняет кольца во время венчания, платит за свадьбу. Название восходит к военному чину - "военачальник, командующий тысячью человек". Термин связан с военной и "придворной" символикой свадебного обряда.

Тышлер Ал-др Григ

ТЫ́ШЛЕР Ал-др Григ. (1898-1980) - живописец (станковист, театр. худож.), график, скульптор; чл. Об-ва рус. скульпторов (с 1925), засл. деятель иск-в Уз. ССР (1943), учился в Киев. худож. уч-ще (1912-17). В первые годы после рев-ции принимает участие в оформлении рев. праздников, работает в окнах РОСТа. Большое место в творчестве Т. занимает театр.-декорац. иск-во; в т-рах Москвы, Ленинграда, Узбекистана, Белоруссии и Украины Т. создает более 100 спектаклей ("Ричард III" У. Шекспира, 1935; "Мистерия-буфф" В. Маяковского, 1957 и др.). В 1920-60 Т. создает многочисл. живоп. и графич. серии ("Махновщина", 1922-65; "Цыганы", 1931-64; "Похищение Европы", 1936-66 и др.). Произв. Т. свойственны романтичность, метафоричность, фантастика. Худож. язык Т. определяют повышенная декоративность, экспрессивность фор-мо образ. эл-тов (рисунок, колорит и т. д.).

Лит.: Сыркина Ф. Я. А. Г. Тышлер. М., 1966.

А. Г. Тышлер. На подмостках. 1935

А. Г. Тышлер. На подмостках. 1935

Тэффи Над. Ал-др.

ТЭ́ФФИ Над. Ал-др. (наст. фам. Бучинская) (1872-1952) - прозаик, фельетонист, поэт, драматург. Род. в известной дворянской семье, сестра М. А. Лохвицкой. Вскоре после окончания г-зии вышла замуж и уехала с мужем в Тихвин, затем в Могилевскую губ.; после разрыва с мужем в 1900 вернулась в СПб. Дебютировала как поэт в 1901, однако громкую известность получила как автор блестящих фельетонов и юмористич. рассказов, к-рые публиковала с 1905 в разнообр. периодич. изданиях. Расцвет творчества Т. пришелся на годы ее сотрудничества в ж. "Сатирикон", постоянным сотрудником к-рого Т. была со времени основания (1908). В 10-е гг. выходят многочисл. сб. рассказов Т., к-рые пользуются неизменным успехом; книга стихов "Семь огней" (1910) была также благожелательно встречена читателями и критикой. В 1918 Т уезжаетв Крым, оттуда - в Константинополь и Париж. Бегство из России Т. подробно описала в своих "Воспоминаниях" (1928). В 1920 Т. организует лит. салон в Париже, печатается в эмигрантской прессе. Популярность ее среди эмигрантов неизменна; нек-рые рассказы становятся событием в лит. жизни рус. зарубежья ("Кё фер?" и др.). Помимо лит. деят-ности Т. активно участвует в обществ. жизни; занимается благотворительностью, организует лит. вечера и т. п. Умерла и похоронена в Париже.

Тюкалов Юр. Сер.

ТЮКА́ЛОВ Юр. Сер. (род. 1930) - спортсмен, гребец, з. м. с. СССР (1952). Один из выдающихся мастеров в истории мировой академич. гребли. Первый сов. гребец, завоевавший олимп. первенство. Олимп. чемпион 1952 в гребле на одиночке, 1956 в гребле на двойке парной (с А. Беркутовым). Чемпион Европы 1954, 1956-59, 1961, 13-кратный чемпион СССР в 1948-62 в составе разных экипажей.

Тюремные песни

ТЮРЕ́МНЫЕ ПЕ́СНИ - под этим общим названием принято объединять обширный слой дорев. песенного фольклора тюрьмы, каторги и ссылки. По содержанию и поэтике в Т. П. выделяются две основные группы. К первой относятся песни, выдержанные в традициях старой народной лирич. поэзии, в них ощутима связь с песнями разбойничьими, казачьими. В центре их - судьба "доброго молодца", "невольничка", попавшего в "темную темницу" (глухо говорится, что его погубила "зазноба" или "змея жена-лада"); он оплакивает свою "участь горькую", его заточение уподобляется сидению "ясного сокола" в клетке; ему грозит казнь или наказание плетьми; по нему скорбит жена и "малы детушки"; он обращается к родителям с просьбой выручить его из темницы, но получает отказ ("У нас в роду ни воров нет, ни разбойников"); пишет горестное письмо сударушке, просит выкупить, одарить палача ("чтобы легче наказывал") и т. д. Песни этого типа проникнуты глубоким сочувствием к попавшим в заточение, к-рое трактуется как беда.

Песни второго типа - более поздние, герои их - уголовники, каторжане, беглые; они бравируют своим прошлым. Песни эти складывались под влиянием книжной поэзии, многие из них связаны с Сибирью.

Тюркология

ТЮРКОЛО́ГИЯ - комплекс гуманит. дисциплин, изуч. яз., ист., лит-ру, фольклор, культуру народов, говорящих на тюрк. яз. На территории быв. СССР св. 30 млн чел. говорят на 25 тюрк. яз. Систематич. характер изучение тюрк. яз. в России приобрело со времени создания в СПб. АН (1725). В течение 18 в. проведен ряд эксп., в ходе к-рых был собран большой лингв., этногр., ист. и геогр. мат-л, относящийся к разл. тюркоязычным племенам и народностям (П.-С. Паллас, И. И. Лепехин, И. П. Фальки др.). Широкую известность приобрели работы Ф. И. Страленберга "Сев. и Вост. части Европы и Азии", "Новое в геогр. описании Татарии.", в к-рых впервые представлены сведения о тюрк. народах Сибири. С сер. 18 в. тюрк. яз. преподавались в ряде ср. учебных заведений России (Казань, Москва, Астрахань, Тобольск, Омск). В 1769 в СПб. была издана первая грамматика одного из тюрк. яз. - "Сочинения, принадлежащие к грамматике чувашского языка". Научная Т. в России сложилась лишь в 19 в. На первом этапе она не выходила за пределы науч. описания грамматич. строя отдельных тюрк. яз. и установления методики их изучения. Иссл. В. В. Радлова, возглавившего академ. Т. в СПб. во 2-й пол. 19 в., открывается следующий период развития этой науки: планомерное сравнит, изучение всех живых и мертвых яз., всех пам. письменности, создание сравнит.-ист. фонетики тюрк. яз. и фундам. лексикографич. работ. В это же время сформировалось отдельное направление в изучении османского яз. и лит-ры (И. Н. Березин, В. Д. Смирнов, А. Н. Самойлович, П. А. Фалеев и др.). Петерб. академическая Т. вскоре получила мировое признание. В дальнейшем благодаря деят-ности Самойловича, С. Е. Малова, Н. К. Дмитриева были введены в оборот неизуч. др.-уйгур. пам., продолжено изучение регионов Востока (прежде всего Ср. Азии и Сибири: Н. И. Веселовский, В. В. Григорьев, В. В. Бартольд). Ист. развития Т. неразрывно связана с центрами преподавания и иссл. тюрк. яз., каковыми были Петерб. и Казан. ун-ты в нач. 19 в. В 1855 в Казан. ун-те был создан ф-т вост. яз., вошедший в 1919 в состав ф-та обществ. наук 1-го Петрогр. ун-та; в 1920 в Пг. был организован Центр. ин-т живых вост. яз. (с 1924 - Ленингр. Ин-т живых вост. яз., с 1927 - Ленингр. вост. ин-т, в 1938 влившийся в Моск. ин-т востоковедения). В 1944 воссоздан вост. ф-т в Ленингр. ун-те с каф. тюрк. филологии, к-рой со дня основания руководил Дмитриев. Тур. и узб. яз. преподавались в Москве в Лазаревском ин-те живых вост. яз. (1815-1918), на базе к-рого в 1921 был создан Моск. ин-т востоковедения. С 1943 существовало вост. отд. на филол. ф-те Моск. ун-та, преобразованное в 1958 в Ин-т стран Азии и Африки при Моск. ун-те. Соврем. российская Т. сохраняет лучшие традиции отеч. востоковедения. Лингв. проблемы Т. изучались в Ин-те востоковедения СССР в Москве, его филиале в СПб., Ин-те языкознания АН СССР в Москве и Ин-те лингв. исследований в СПб. В 1973 при Отд-нии лит-ры и яз. АН СССР был создан комитет тюркологов, имевший своей целью улучшение координации науч. исследований в области Т. В наст. время ощущается серьезный недостаток в притоке в Т. новых квалифицир. кадров.

Тютчев Фед. Ив

ТЮ́ТЧЕВ Фед. Ив. (1803-73) - поэт и публицист. Род. в старин. дворян. семье, первонач. образование получил дома, с 1812 его воспитателем был С. Е. Раич. В 1819-21 обучался на словесном отд. Моск. ун-та. В 1822-37 Т. служит в рус. посольстве в Мюнхене, где общается с Г. Гейне и Ф. Шеллингом, в 1837-39 - в рус. миссии в Турине. В 1841 он исключен со службы. С 1846 Т. вновь служит в Мин-ве ин. дел, в 1858-73 является пред. Комитета иностранной цензуры. В 1840-е гг. он пишет статьи "Письмо к доктору Густаву Кольбу" ("Россия и Германия", 1844; "Россия и революция", 1849; "Папство и римский вопрос", 1850). В 1848-49 работает над незаверш. трактатом "Россия и Запад". Человек европ. культуры, Т. разговаривал в семье, писал статьи и вел почти всю переписку (отмеч. исключит. эпистолярным талантом) на франц. языке. Тем не менее Т. по своим взглядам был во многом близок славянофилам, что отразилось в его публицистике и полит. лирике. Как и славянофилы, Т. соединял в своих гражд. стихах злободневную проблематику с историософскими идеями о всемирной миссии России. Во многом близок панславизму. Первые стихотв. опыты Т. относятся к 1813. В 1836 А. С. Пушкин печатает в "Современнике" 24 стихотворения Т. При жизни Т. дважды выходят сб. его стихотворений (1854, 1868), но сам он не принимал участия в их подготовке, безразлично относясь к судьбе своих лирич. стихотворений. Филос. лирика Т. - одно из высших достижений рус. поэзии, имеет свои основания в идеях шеллингианского пантеизма. Трагич. разлад человека с природным целым, таинств. соединение и борьба двух начал - хаоса и природы, любовь как разрушительное чувство, связ. с проявлениями хаотич. начала, - таковы осн. мотивы поэзии Т. В посл. годы жизни в его лирике особенно напряженной стала тема одиночества человека в безразличном мире. Во многом это было связано со смертью Е. А. Денисьевой, занимавшей в 1850-е - нач. 1860-х гг. исключит. место в жизни Т. (т. н. "денисьевский" цикл). Т. сыграл выдающуюся роль в истории рус. поэзии, оказал существ. воздействие на символистов.

Соч.: Полн. собр. стихотв. Л., 1987. (Б-ка поэта).

Лит.: Аксаков И. С. Биография Ф. И. Тютчева. М., 1886; Кожинов В. В. Тютчев. М., 1994.

Ф. И. Тютчев

Ф. И. Тютчев

Тюфяк

ТЮФЯ́К - первый образец огнестрельного оружия в России. Первое упоминание о нем встречается в Никоновской летописи и относится к осаде Москвы Тохтамышем в 1382. Этимология восходит к тюрк. "тюфенг" - ружье, огнестрельное оружие. По одной из версий, Т. попал в Москву из Волжской Булгарии.

Тяга

ТЯ́ГА - профилир. (горизонт. или вертик.) выступ в виде пояска, членящий стены или обрамляющий потолки, панно, обычно состоящий из неск. обломов.

Тягло

ТЯ́ГЛО - система ден. и натур, гос. повинностей крестьян и посадских людей в Рус. гос-ве 15 - нач. 18 в. Осн. окладная единица тяглого населения называлась сохой. Помимо прямых налогов крестьяне и посадские люди исполняли др. тяглые повинности, нередко переводившиеся в деньги. В 17 в. наиб. тяж. налогами являлись т. н. стрелецкий хлеб, или стрелецкие деньги, ямские, данные и оброчные деньги. В 1679 система обложения по сохам (посошная) была заменена подворной: важнейшие прямые налоги и мелкие сборы были объединены в один налог - стрелецкую подать. Термин "Т." после введения в 1724 подушной подати был заменен словом "подать", но употреблялся как усл. единица обложения в 18-19 вв. После крест. реформы 1861 термин "Т." исчезает.

Предыдущая страница Следующая страница