Российский гуманитарный энциклопедический словарь
Статьи на букву "Т" (часть 6, "ТРЕ"-"ТУГ")

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Т" (часть 6, "ТРЕ"-"ТУГ")

Трефолев Леон. Ник

ТРЕ́ФОЛЕВ Леон. Ник. (1834-1905) - поэт. Из дворян. Окончил Ярослав. г-зию (1856). Был учителем в воскресной школе, пом. ред (1856-66) и ред. (1866-71) неофиц. части "Ярославских губ. ведомостей"; в 1864-70 служил также в строит. отделении при Яросл. губ. правлении. С 1872 занимался земской деят-ностью и был ред. "Вестника Ярославского земства". Начал печататься с 1857; в 1860-х гг. был изв. как сотр. разнообр. периодич. изданий. Как поэт принадлежал к "некрасовской школе" (см. сб-ки "Славянские отголоски", 1877; "Стихотворения (1864-93)", 1894); изв. также как поэт-сатирик, в 1870-х гг. примыкавший к поэтам "Искры". Наиб. попул. стихотворения Т.: "Песня о камаринском мужике", с сер. 1870-х гг. часто встречающаяся в лубке, "Ямщик" ("Когда я на почте служил ямщиком." - пер. стих. В. Сыроком-ли "Почтальон").

Трёхсложные размеры

ТШХСЛОЖНЫЕ РАЗМЕ́РЫ - трехдольные размеры, трехсложники - в силлабо-тонич. системе стихосложения - размеры, осн. на стопах, состоящих из 3 слогов (отсюда назв.), - дактиль, амфибрахий и анапест. В рус. силлабо-тонич. стихе ритм Т. Р. основан на чередовании сильных (ударных) и слабых (безударных) позиций; слоговой объем сильных позиций составляет 1 слог, слабых - 2 слога. Место сильной позиции определяет вид Т. Р.: 1-й слог - дактиль, 2-й - амфибрахий, 3-й - анапест. Т. к. пропорции ударных и безударных слогов в Т. Р. ближе к естеств. ритму рус. яз., в них (в отличие от 2-сложных размеров) пропуски схемных ударений (трибрахии) встречаются редко, исключение составляет лишь 1-я стопа дактиля ("Ра́ть подыма́ется / Неисчисли́мая / Си́ла в ней ска́жется / Несокруши́мая", Н. А. Некрасов); зато значит. чаще используются сверхсхемные ударения, особенно на 1-м слоге анапеста ("За́пад га́снет в дали́ бледно-ро́зовой, / Зве́зды не́бо усе́яли чи́стое", А. К. Толстой). Поэтому ритмич. разнообразие Т. Р. достигается гл. обр. расположением сверхсхемных ударений и словоразделов. Ритмич. однородность Т. Р. позволяет им свободно сочетаться в пределах одного стихотв. текста - т. н. "трехсложник с переменной анакрузой" ("Две́ беспреде́льности бы́ли во мне́, / И мно́й своево́льно игра́ли оне́ / Вкруг меня́, как кимва́лы, звуча́ли скалы́...", Ф. И. Тютчев). Ср. объем Т. Р. - 2, 3, 4 стопы; сверхдлинные трехсложники в 5, 6 и более стоп редки и получают распространение только в 20 в. В рус. стихе Т. Р. менее популярны, чем 2-сложные. В 18 в. они ощущались как стихотв. экзотика, сознание поэтов, как правило, не различало дактиль, амфибрахий и анапест. Освоение трехсложников начинается лишь в 19 в., гл. об. в жанре баллады. Наст. расцвет Т. Р. приходится на сер. 19 в., когда не только значит. возрастает их доля в метрич. репертуаре, но за счет расширения тематики они превращаются в нейтральные размеры, годные для произв. любого жанр. и тематич. характера. В нач. 20 в. за счет освоения новых неклассич. размеров популярность трехсложников значит. снижается. В сов. поэзии с отступлением чистой тоники их доля в метрич. репертуаре вновь возросла. Соотношение наиб. употребит. стопностей - 3-й 4-стопных Т. Р., первый из к-рых в большей степени связан с лирикой, особенно песенной и романсной, второй - с эпич. жанрами и темами, а также с патетич. лирикой, - в самом общем виде можно представить как чередование периодов, отдающих предпочтение последоват. то одному, то др. размеру.

Трещотка

ТРЕЩО́ТКА (трескотуха) - рус. нар. шумовой инструмент. Представляет собой либо комплект планок (до 20), неплотно наниз. на 2 ремешка или шнурка, либо дерев. прямоуг. рамку с зубчатым валом, переходящим в рукоятку, в пазы к-рого между зубцами входят упругие планки, прикрепляющиеся противоположными концами к рамке. Звуки извлекаются либо ударами планок одна о другую - сухие, щелкающие, либо, в др. случае, вращением планки - оглушительные, напоминающие огнестрел. пальбу. В прошлом Т. выполняли ритуально-магич. функции. В Ленингр. и Новгор. обл. сохранились в качестве охотнич. и детского шумового инструментов. Совр. рус. композиторы нередко включают Т. в партитуры своих сочинений.

Три единства

ТРИ ЕДИ́НСТВА - единства времени (продолжительность худож. времени не может превышать сутки, оно должно как можно менее превосходить время представления - З ч.), места (действие должно развертываться в одном месте) и действия (в его основе должен лежать один конфликт, исключались многоконфликтность и возможность неск. сюжетных линий) - важнейшие правила, регламентирующие поэтику и худож. мир классицистич. драмы (как трагедии, так и комедии). Восходят к поэтикам Аристотеля и Горация, в России были сформулированы А. П. Сумароковым ("Эпистола о стихотворстве", 1748), учитывавшим опыт "Поэтич. иск-ва" Н. Буало (1674).

Трибрахий

ТРИБРА́ХИЙ (от греч. τρίβραχυς, букв. - из трех кратких) - 1) В метрич. системе стихосложения - вспомогат. трехмерная стопа, состоящая из 3 кратких слогов (ТрибрахийТрибрахий), употреблявшаяся как замена стоп ямба и хорея.

2) В рус. силлабо-тонич. стихосложении - условное назв. пропуска схемного ударения в 3-сложных размерах (дактиле, амфибрахии и анапесте). Традиция употребления термина (в 18-19 вв.) восходит к стопной теории В. К. Тредиаковского - М. В. Ломоносова, в соответствии с к-рой 3-сложная стопа Т. может заменять стопу дактиля или анапеста. Чаще всего Т. встречается на 1-й стопе дактиля ("И над пове́рженным ле́сом луна́ / Останови́лась, кругла и ясна́", Н. А. Некрасов); в сер. стиха Т. получают распространение в 20 в. ("Я вздра́гивал. Я загора́лся и га́с", Б. Л. Пастернак).

Тринадцатисложник

ТРИНАДЦАТИСЛО́ЖНИК - в силлабич. стихосложении - стих из 13 слогов с цезурой после 7-го слога и обязат. ударением на 12-м слоге. Один из самых употребит размеров польской и рус. силлабич. поэзии 17 - нач. 18 в. Т. писали: Симеон Полоцкий, А. Кантемир, В. Тредиаковский и др. Пример Т. (Кантемир):

Уме недозрелый, плод недолгой науки!

Покойся, не понуждай к перу мои руки:

Не писав, летящи дни века проводити

Можно, и славу достать, хоть творцом не слыти.

Тринка

ТРИ́НКА - в цирке - спец. приспособление, "подушка" под спину с упором для плеч и возвышением, в к-рое арт. упирается бедрами. Применяется в номерах антипода, икарийских играх, а также при балансировании перша или лестницы ногами.

Триодь

ТРИО́ДЬ (от греч. Τριώδιον, τρει̃ς - три и ὠδή - песнь) - богослужебная гимнографич. книга, содержащая песнопения для подвижных дней годового круга богослужения. Т. получила назв. от неполных канонов из трех песней - трипе́снцев, входящих в ее состав. Временем окончательного формирования Т. считается 1-я треть 9 в. Среди творцов ее песнопений: Роман Сладкопевец (ум. после 555), патриарх Герман (ум. 740), Феодор Студит, Иосиф Студит (ум. 830) - из Константинополя. Иерусалимскую традицию представляют Андрей Критский; Косма Майюмский (ум. после 780); Иоанн Дамаскин (ум. 780), Стефан Савваит (ум. ок. 807). Составление песнопений этих гимнографов в один сборник традиция приписывает Иосифу и Феодору Студитам. Изначально в Т. входили только песнопения (каноны, стихиры, тропари, прокимны и т. д.). В дальнейшем в состав Т. были включены паремии. В настоящее время Рус. церковь использует две Т.: Т. Постную, в которую включены последования подготовит. седмиц (от Недели мытаря и фарисея) и самого Великого поста, и Т. Цветную Pentekostarion, в к-рой содержатся последования от св. Пасхи до Недели всех святых. Первоначально, в 9-12 вв., Т. была единой книгой. Наиб. ранним рус. списком полной Т. является Т. Моисея Киянина 12 в., переписанная непосредств. с болг. оригинала. Однако уже в 10 в. Пентико-старион стал отделяться от Т. У славян существует два типа деления Триоди: 1. Постная Т. до пятницы ваий (6-й седмицы поста), Цветная - с субботы Лазаря. 2. Постная Т. до службы Великой субботы включительно, Цветная - с Пасхальной недели. Славянская деленая Т. 1-го типа существует в сотнях списков. Из славянских печатных Т. к этой группе относятся Т. издания Фиоля (Краков, 1491), Венецианское изд. 1561, Моск. изд. 1590, Острожское издание 1598, Киевское изд. 1646. К славянским спискам деленой Т. 2-го типа относятся все рус. печатные Т., начиная с издания 1656 и до настоящего времени, к-рые имеют текст, исправленный никоновскими справщиками. "Никоновская" Т. появилась в результате исправления богослужебных книг на Руси при патриархе Никоне. В 1656 была издана Постная Т., а в 1661 - Цветная.

Лит.: Карабинов И. А. Постная Триодь: Ист. обзор ее плана, состава, редакции и славян. переводов. СПб., 1910; Момина М. А. Вопросы классификации славянской Триоди // Тр. Отд. др.-рус. лит. Л., 1983. Т. 37.

Триолет

ТРИОЛЕ́Т (франц. triolet - тройной) - твердая стихотв. форма, представляющая собой 8-стишие на 2 рифмы, в к-ром 1-й и 2-й стих повторяются как 7-й и 8-й и, кроме того, 1-й стих повторяется еще и как 4-й; после 2-го и 4-го стихов в "правильном" Т. должна быть пауза (точка). Схема классич. Т.: АБ.АА.АБАБ (подчеркнуты строки-рефрены). Т. появился во франц. поэзии 15 в. как сокращ. форма ронделя, был популярен в салонной поэзии барокко и рококо. Первый рус. Т. появился у М. Муравьева в 1778 (пер. неизв. франц. поэта). Первые оригинальные Т. принадлежат Н. Карамзину ("Триолет Лизетте", "Триолет Алете"). Внач. 19 в к этой форме обращались А. Бунина и А. Дельвиг, позднее - А. Кольцов. Устойчивый интерес к Т. и появление разл. его вариантов ("неправильные" Т.) отличают поэзию нач. 20 в., когда Т. пишут К. Бальмонт, В. Брюсов, И. Северянин, Ф. Сологуб (кн. Т. 1913). Две кн. Т. издал в 1917 и в 1922 И. Рукавишников, воспроизведя канонич. форму Т. Напр.:

И невозможное возможно.

Нужны лишь время, труд и гений.

Когда стремленье непреложно,

И невозможное возможно.

Все равно просто, равно сложно,

Когда в скале к богам ступени.

И невозможное возможно.

Нужны лишь время, труд и гений.

Образцы рус. "неправильных" Т. дал Северянин, использовавший для Т. неканонич. размер (традиционно Т. писали 4-стопным ямбом или хореем - наиб. близкими к франц. 8-сложнику), нарушение обязат. повторов стихов (стих при повторе варьируется либо повторяются только рифмующиеся слова), длинные стихи, напис. Т., играющими роль своеобр. строфы.

Триптих

ТРИ́ПТИХ - произв. изобр. иск-ва, составленное из трех однородных частей (рисунков, картин, рельефов), объедин. общим замыслом. Напр., складни - соединенные вместе три иконы, Т. "На Шипке все спокойно" (В. В. Верещагин, 1878-79), "Александр Невский" (П. Д. Корин, 1942-43). Т. позволяет развить сюжет во времени или в пространстве, передать разные точки зрения, сопоставить разные темы, сюжеты, разных персонажей, выявляя их общность.

Триумфальные ворота

ТРИУМФА́ЛЬНЫЕ ВОРО́ТА - постоянные или временные сооружения, предназначенные для торжеств. въезда (триумфа). Возводятся обычно в честь торжеств. событий в качестве самостоят. сооружений или частей зданий. Т. В. обычно украшаются декорат. скульптурой, надписями. Традиция сооружения Т. В. восходит к Др. Риму, когда прохождение под аркой во время триумфа имело сакральное очищающее значение. К числу наиб. известных древних Т. В. относятся арки Тита (81) и Септимия Севера (203) в Риме. Затем Т. В. получили распространение в Зап. Европе с эпохи Возрождения (напр., арка над могилой Неизвестного солдата на пл. Этуаль - ныне пл. де Голля - в Париже, 1806-37, арх. Ж. Ф. Шальгрен).

В нач. 18 в. Т. В. появились и в России. Они строились гл. обр. в честь военных побед и коронац. торжеств. Старейшей существующей триумф. аркой в России являются Петровские ворота С.-Петерб. (Петропавловской) крепости. Большинство Т. В. были временными, деревянными, но богато украшенными и иллюминированными. В честь графа Г. Г. Орлова, подавившего эпидемию чумы и "чумные бунты" в Москве, была построена мраморная триумф арка Орловских ворот в Царском Селе (арх. А. Ринальди, 1777). В честь победы над Наполеоном были возведены Нарвские. Т. В. в СПб., арх. В. П. Стасов (1833), Т. В. в Москве, арх. О. И. Бове (1827-34). Триумф. арки входят в композицию зданий Адмиралтейства, Гл. штаба, Сената и Синода в СПб. Временные Т. В. неоднократно строились во время Вел. Отеч. войны.

Московские триумфальные ворота. 1834-1838. Арх. В. Стасов. Санкт-Петербург

Московские триумфальные ворота. 1834-1838. Арх. В. Стасов. Санкт-Петербург

"Тришкин кафтан"

"ТРИ́ШКИН КАФТА́Н" - назв. басни И. А. Крылова (1815), употребляется для обозначения ситуации, когда устранение одних недостатков вызывает появление новых.

Троицкий Матв. Мих.

ТРО́ИЦКИЙ Матв. Мих. (1835-99) - философ. Род. в семье священнослужителя. После окончания семинарии в 1853 поступил в Киев. дух. акад., где и остался после ее окончания. Философии учился у Д. В. Поспелова и П. Д. Юркевича. Получил степень магистра богословия. В 1861 перешел на службу в Мин-во гос. имуществ. В 1862-64 Т. изучал философию, психологию, теорию лит-ры, полит. и политэкон. науки в разл. ун-тах Германии. Занимался также проблемами эксперимент. психологии. В 1867 он представил в Петерб. ун-т докт. дисс. "Нем. психология в текущем столетии. Ист. и критич. иссл. с предварительным очерком успехов психологов со времен Бэкона и Локка". В 1867 был назначен проф. в Казан. ун-т, затем перешел в Варшав. ун-т, а в 1875 был избран ординарным проф. на кафедру философии ист.-филол. ф-та Моск. ун-та, где преподает логику, психологию, историю философии. Его осн. тр. по философии и логике - "Наука о Духе" и "Учебник логики". Т. был инициатором создания первого в России филос. Моск. психологич. об-ва, а в 1885-87 был его пред. В 1886 он передал рук-во кафедрой проф. Н. Я. Гроту, однако продолжал читать до самой смерти лекции по логике и психологии. В 1880-84 и 1889-99 был деканом ист.-филол. ф-та Моск. ун-та.

Соч.: Наука о Духе: В 2 т. М., 1882; Нем. психология в текущем столетии: В 2 т. М., 1883.

Тромбон

ТРОМБО́Н (итал. trombone - большая труба) - медный духовой инструмент. Представляет собой дважды изогнутую цилиндрическую трубку, раздвижную в средней части, заканчивающуюся широким раструбом. В верх. конец инструмента вставляется мундштук. Изменение высоты звуков у Т. достигается передвижением кулисы, выдвижение к-рой удлиняет столб заключенного в ней воздуха.

Первые упоминания о Т. относятся к 15 в В 17 в. известны 6 его разновидностей - от дисканта до контрабаса. Во 2-й пол. 18 - нач. 19 в. использовались 3 из них - альт, тенор, бас.

С 16 в. Т. применялся в церк. музыке, часто дублируя соответствующие партии хора. В 18 в. Т. используется в оперном оркестре. В симфонич. оркестре Т. стал использоваться относительно поздно, с нач. 19 в., что можно объяснить только консерватизмом самого жанра симфонии. Одним из первых Т. ввел в симфонию Л. Бетховен (финал 5-й симфонии).

Т. обладает мощным, ярким звуком с характерным треском в форте и мягким, благородным в пиано. Тембр Т. хорошо сливается с хором. Звучание инструмента может быть изменено сурдиной. Характерным приемом игры на Т. является глиссандо, которое достигается непрерывным движением кулисы. В наше время основным видом Т. является теноровый Т.

В симфонич. оркестре обычно применяются 3 Т. Также Т. используются в духовых, эстрадных, джазовых оркестрах, в различных камерных ансамблях, в качестве сольного инструмента.

Тронский Иос. Моис.

ТРОНСКИЙ (до 1929 - Троцкий) Иос. Моис. (1897-1970) - специалист в обл. классич. филологии и индоевроп. яз.-знания, проф. Ленингр. ун-та, глава семинара в Ин-те яз.-знания. Приобрел широкую известность своей "Историей антич. лит-ры", выпущенной как учебник для высших уч. заведений тремя изданиями (1946, 1951, 1957) и неоднократно переводившейся за рубежом. Эта известность была подкреплена также лингвистич. трудами Т.: "Очерки по истории лат. языка" (М.; Л., 1953), "Ист. грамматика лат. языка" (М., 1960) и "Др.-греч. ударение" (М.; Л., 1962). В последней монографии учтены папирологич. мат-лы. Как компаративист Т. известен книгой "Общеиндоевроп. языковое состояние" (Л., 1967), к-рая считается его гл. вкладом в индоевропеистику. Монография "Вопросы язык. развития в античном обществе" (Л., 1973), интерпретирующая проблемы диалектологии и ранней ист. др.-греч. яз., вышлав свет незавершенной, так как работу над ней прервала смерть автора. Подробнее о жизни и трудах Т. см. в некрологе ("Вестн. древ. истории". 1971. № 2. С. 162-166).

Тропарь

ТРОПА́РЬ (греч. τροπάριον, от τρόπος - поворот, оборот, а также как музыкальный термин: тон, лад, мелодия) - древнейший, наряду со стихирой, из дошедших до нас видов церк. песни; в широком значении - родовое понятие гимнологического жанра: песнопение, имеющее определенный ритм и напев. В зависимости от места в структуре богослужения и конкретного назначения термин "Т." употребляется в разл. значениях и с разл. определениями. Так, "Т. праздника" ("отпустительный Т.") - это краткое заключит. песнопение, прославляющее данный праздник, и т. д.

Тропинин Вас. Анд

ТРОПИ́НИН Вас. Анд. (1776-1857) - живописец, портретист. Род. в с. Карпове Новгород. губ., в семье крепостных. В 1790-е гг. попал в Москву, а затем в СПб. Ок. 1798 начал обучение в АХ у портретиста С. С. Щукина. Посещал мастерские Г. И. Угрюмова, И. Лампи-старшего. В 1804 по требованию своего помещика переехал на Украину. С 1821 постоянно жил в Москве. Уже в ранний, украинский период начал использовать своеобразную гамму оливково-зеленых, коричневых и золотистых тонов, стремился к непринужденности, интимности в характеристике образа (этюды-портреты И. И. и Н. И. Морковых и Н. И. Морковой, 1813; портреты жены, 1809, и сына, 1818; "Портрет украинца", 1810). В 20-30-х гг. углубляется детализация в разработке модели, усиливается интенсивность колорита, четкость объема и композиции (портрет гравера Н. И. Уткина, 1824; портрет А. С. Пушкина, 1827). Стремление создать образы реальных людей из народа с их повседневными заботами привело к разработке в произв. 30-40-х гг. особого полупортретно-полубытового с более сложной композицией ("Кружевница", 1823; "Гитарист", 1839; "Девушка со свечой", 1840-е гг.). Т. создал целую галерею образов своих современников (портреты П. А. Булахова, 1823; К. Г. Равича, 1825; В. А. Зубовой, 1834). Творчество Т. - один из важнейших этапов в развитии рус. портретной живописи 19 в. В 1969 в Москве создан музей Т. и моск. художников его времени (филиал дворца-музея творчества крепостных в Останкино).

Лит.: В. А. Тропинин: Исследования, материалы. М., 1982; Петинова Е. Ф. В. А. Тропинин. Л., 1987.

В. А. Тропинин. Портрет Е. И. Карзинкиной. После 1838

В. А. Тропинин. Портрет Е. И. Карзинкиной. После 1838

Троцкизм

ТРОЦКИ́ЗМ - полит. доктрина, развивавшаяся Л. Д. Троцким. Термин "Т." употреблял В. И. Ленин, обвинявший Троцкого в 1911 в прикрытии ликвидаторства, а затем в 1917 - в преувеличении роли раб. класса и недооценке крест-ва. Однако в дальнейшем позиции Ленина и Троцкого по кардинальным проблемам рев-ции, прежде всего о соотношении мир. пролет. рев-ции и социалистич. рев-ции, сблизились, и они стали соратниками. Если раньше Троцкий считал, что рус. рев-ция не может быть доведена до конца ни сотрудничеством пролетариата с либеральной буржуазией, ни его союзом с рев. крест-вом и что она может победить как составная часть рев-ции европ. пролетариата, то в 1917 он вместе с Лениным разделял мнение, что рев-ция в России должна развиваться как социалистическая и перерасти в мировую. Вопрос о Т. был вновь поднят в 1923 в связи с дискуссией, проходившей вокруг опубл. Троцким работы "Уроки Октября". Выступившие тогда против Т. Л. Б. Каменев и Г. Е. Зиновьев признали впоследствии, что окрещенная Т. оппозиция была права, когда предупреждала об опасности сдвига с пролетарской линии и об угрожающем росте парт.-бюрократич. аппарата. Сам Троцкий считал Т. легендой, к-рую создали его полит. противники во главе с И. В. Сталиным для того, чтобы не только устранить его с полит. арены, но и "...свести свои счеты с доктриной Маркса и Ленина". И все же доктрина Троцкого имела свои особенности. Согласно его теории "перманентной рев-ции", составляющей сердцевину Т., завершение социалистич. рев-ции в рамках одной страны невозможно: она начинается на нац. почве, развивается на интернац. и завершается на мировой. Такая схема, по мнению Троцкого, "снимает вопрос о странах "созревших" и "несозревших" для социализма". Троцкий ошибался в своем анализе капиталистич. системы, полагая, что она находится в состоянии прогрессирующего распада, к-рый должен привести в ближайшие годы к социалистич. рев-циям в крупнейших странах Европы. После высылки из СССР Троцкому удалось создать группы своих сторонников в странах Европы, Азии и Америки, к-рые в 1938 были объединены в 4-й Интернационал, существующий и поныне. Гл. задачей обновленной в 30-е гг. доктрины Т. провозглашалась борьба против сталинизма.

Троцкий Лев Дав

Статья большая, находится на отдельной странице.

Труба

ТРУБА́ - медный духовой инструмент. Представляет собой дважды согнутый и переходящий в раструб ствол цилиндрово-конического сечения с чашеобразным мундштуком. Тембр Т., яркий, блестящий, может быть сильно изменен применением сурдины.

Т. известна с глубокой древности. Применялась как сигнальное средство пастухами, охотниками, воинами, использовалась во время торжеств. шествий и религиозных церемоний. В 16-17 вв. фанфарами трубачей исполнялись спец. написанные к тому или иному празднику вступительные пьесы - интрады. Трубачи стояли на башнях городов и вместе со звонарями возвещали о приближении вражеского войска, пожарах, прибытии судов. Одним из первых Т. в оркестре использовал К. Монтеверди - в увертюре к опере "Орфей" прозвучали фанфары из пяти самостоятельных партий.

В симфонич. оркестре обычно используются 2-3 Т., иногда до 5-ти. Т. входят в состав духовых, джазовых и эстрадных оркестров. Т. часто используются как сольный инструмент, существует богатая концертная лит-ра для Т., в т. ч. рус. композиторов. Одна из самых развернутых и трудных партий Т. в мировой симфонической лит-ре - в "Поэме экстаза" А. Н. Скрябина.

Труба печная

ТРУБА́ ПЕЧНА́Я - в народных представлениях является путем, соединяющим свое, человеческое с чужим, потусторонним миром. С этими представлениями непосредств. связаны обычаи открывать заслонку Т. П. во время кончины человека ("чтобы душа вышла"); выкликать в трубу пропавшую скотину. С др. стороны, через Т. П. в дом могли проникнуть болезни; считалось, что колдуны через нее насылают на жильцов порчу. Поэтому, напр., в Вятской губ. во время свадьбы перед приездом жениха в доме невесты забивали отверстие Т. П., чтобы колдуны не смогли оборотить поезд жениха в стадо волков. Закрывали отверстие Т. П. и для того, чтобы испытать молодую при первой топке печи в доме жениха. У Т. П. произносились заговоры, в частности, "присушки". В Т. П. вешали мерку, снятую со следов вора, чтобы он так же иссох, как эта мерка.

Трубецкие

Статья большая, находится на отдельной странице.

Трубецкой Ник. Серг

ТРУБЕЦКО́Й Ник. Серг. (1890-1938) - лингвист и историк культуры. Сын религ. философа кн. С. Н. Трубецкого. Окончил Моск. ун-т (1913). В 1913-14 слушал лекции в Лейпцигском ун-те - центре младограмматич. направления сравнит.-ист. яз.-знания. Приват-доц. Моск. ун-та (1915-16). Доц. каф. сравнит. яз.-ведения Ростов. ун-та (1918). С 1920 проф. Софийского ун-та, с 1923 на каф. Слав. филологии Венского ун-та. Чл. Венской АН (с 1930).

Основоположник сравнит.-ист. изучения сев.-кавказских яз.; автор раздела о них в серии "Языки мира", издававшейся А. Мейе и М. Коэном (1924). Один из идеологов Пражского лингв. кружка (с 1926), бывшего одним из основных центров мировой лингвистики. В статье "Вавилонская башня и смешение языков" (1923) ввел понятие "языкового союза" для объяснения сходств, приобретаемых языками в результате интенсивных контактов независимо от генетич. родства. Выделил в качестве особого раздела яз.-знания фонологию. Сформулировал основные понятия фонологии, установил основные типы фонологич. оппозиций и описал фонологич. системы неск. десятков языков. Исследовал воздействие "степной" цивилизации на бытовой уклад, яз. и культуру рус. народа. Был одним из основных теоретиков евразийства - идейного течения, согласно к-рому русские вместе с угро-финнами и волжскими тюрками составляют особую этно-культ. зону.

Соч.: Вавилонская башня и смешение языков // Евразийский временник. 1923. Т. 3. С. 107-124; К проблеме рус. самопознания. Париж, 1927; Основы фонологии. М., 1960; Избр. труды по филологии. М., 1987. Библиогр. История. Культура. Язык. М., 1995.

Лит.: Топоров В. И. Николай Сергеевич Трубецкой - ученый, мыслитель, человек: (К столетию со дня рождения) // Сов. славяноведение. 1990. № 6; 1991. № 1.

Трубецкой Пав. Петр.

ТРУБЕЦКО́Й Пав. (Паоло) Петр. (1866/67?-1938) - скульптор. Род. в Интра (Италия). Работал в частных студиях в Милане (1884-97). В России (в Москве и СПб.) жил в 1897-1906, приезжал в 1907-14. Преподавал в Моск. уч-ще живописи, ваяния и зодчества (1898-1906). С 1906 жил во Франции, США, Италии. Произв. Т., имеющие характер быстрых набросков с натуры, выразит. передают индивид. черты, состояние человека, отличаются разнообразием композиц. решений, насыщены внутр. энергией. Обработка поверхности широкими мазками создает эффектную игру светотени, усиливает эмоц. выразительность произв. Порывистой, динамичной лепке присущи импрессионистич. черты. Автор жанровых композиций, портретных бюстов: портрет И. И. Левитана (1899, гипс), портрет Л. Н. Толстого (1899, бронза), "Московский извозчик" (1898, бронза), "Гагарина с ребенком" (1898, бронза). Самое известное его произв. - кон. пам. Александра III в СПб. (бронза, 1900-09). Памятник стоял на Знаменской пл. у вокзала, с к-рого начиналась Великая Сибирская магистраль (снят в кон. 1930-х гг., сейчас выставлен в курдонере Мраморного дворца в СПб.). Обобщенно переданная фигура царя, возвышающаяся на тяж. коне, создает впечатление могучей, уверенной в себе спокойной силы, приобретающей символич. звучание, лишает пам. черт идеализации, парадности. Ряд памятников Т. создал за пределами России.

Лит.: П. П. Трубецкой: Каталог выст. Л.; М., 1966; П. П. Трубецкой: Выст. произведений: Каталог. М., 1991.

Трубецкой Сер. Ник

ТРУБЕЦКО́Й Сер. Ник. (1862-1905) - религ. философ, публицист, обществ. деятель, последователь и друг Вл. С. Соловьева, проф. (1900), ректор (1905) Моск. ун-та, один из ред. ж. "Вопросы философии и психологии" (1900-05). Автор ряда фундам. ист.-филос. исследований: "Метафизика в Древней Греции" (1890), "Учение о Логосе и его истории" (1900). Ключевой в творчестве Т. стала интуиция всемирно-ист. смысла антич. философии в деле "преуготовления" христ-ва. Т. разрабатывает концепцию развития греч. философии из мифологии и религии. Значение антич. мысли он видит прежде всего в обеспечении ею концептуального каркаса, в рамках к-рого человечество получило возможность адекватно воспринять идеи христ. откровения. Являясь сторонником метафизики Всеединства Соловьева, Т. строит свой вариант этой концепции, наз. его "конкретным идеализмом" в отличие от абстрактного идеализма гегелевского типа, не способного, по его мнению, обосновать переход от Абсолюта к единичным вещам. Он формулирует центр. для своей системы "закон универсальной относительности". Вслед за Соловьевым Т. определяет сущее как "абсолютное Всеединство", в к-ром все стороны, моменты и элементы находятся в той или иной взаимоотносительной связи. Он возводит пространственно-временное единство эмпирич. объектов к их идеальному (логическому) единству в абс. духе. Вслед за И. Кантом Т. признавал, что пространство и время - априорные (трансцендентальные) формы наглядного созерцания (чувственности), т. е. характеристики трансцендент. субъекта. Однако в духе традиции рус. религ. философии Т. стремился наполнить понятия и категории нем. идеализма, в т. ч. кантианские, качественно новым содержанием. Т. наполняет кантовскую схему религ.-онтологич. содержанием, "гипостазирует" ее в виде Софии - универсального мирового чувствующего субъекта, понимаемого как психич. основа мира (ср. с идеей И. Ньютона о том, что Бог "в бесконечном пространстве как бы в своем чувствилище видит все вещи"). София - посредник раскрытия Бога в мире. Завершению филос. системы Т. помешала ранняя смерть мыслителя.

С. Н. Трубецкой. Москва. 1857

С. Н. Трубецкой. Москва. 1857

Трубецкой Сер. Петр.

ТРУБЕЦКО́Й Сер. Петр. (1790-1860) - гвардии полк., декабрист. Правнук Н. Ю. Трубецкого. Отец - действит. статский советник, нижегородский предводитель дворянства, мать - светлейшая княжна Грузинская. Домашнее образование завершил в Нижегородской г-зии. Слушал лекции в Моск. ун-те (с 1806), в Париже - полные курсы естеств. наук (1819-21). Подпрапорщик лейб-гвардии Семеновского полка (1808), прапорщик (1810), подпоручик (июнь 1812), участник Отеч. войны 1812 ("ретирада" от Вильно до Бородина, Бородино, Тарутино, Малоярославец), загран. походов 1813-14 (Люцен, Бауцен, Кульм, Лейпциг, где ранен), отличался мужеством, хладнокровием, умением командовать, награжден орденами. Поручик (1813), полковой казначей (1815), штабс-капитан (1819). В отпуске за границей для лечения раны (сер. 1819 - сент. 1821). Переведен в лейб-гвардии Преображенский полк (1821), полк. (1822), дежурный штаб-офицер в 4-м пех. корпусе (Киев, 1824). Масон, чл. ложи "Трех добродетелей" (1816), наместный мастер этой ложи (1818-19). Один из основателей Союза спасения (1816, пред. его Верх. совета) и Союза благоденствия (1818, пред., блюститель Коренного совета, был среди авторов устава - "Зеленой книги"). Один из организаторов (1821) и правителей (1823) Сев. об-ва, написал примечания к "Конституции" Н. М. Муравьева. Вел переговоры с П. И. Пестелем об объединении Сев. и Юж. об-в, дал согласие на их совм. выступление в 1826. Играл гл. роль в подготовке восст. Разработал план захвата власти путем воен. выступления. Автор проекта "Манифеста к рус. народу" - док-та, предполагавшего коренные изменения полит. и экон. системы гос-ва. Избран диктатором восст. 14 дек. 1825. Убедившись в том, что план восст. сорван, на Сенатскую площадь не явился, хотя внимательно наблюдал за происходившим в первую половину дня. Арестован в ночь на 15(27) дек. 1825. Осужден по 1-му разряду, приговорен к смертной казни, по конфирмации - к пожизн. каторге, срок к-рой позднее сокращен. Отправлен закованным в Сибирь (июль 1826), находился в Благодатном руднике (1826-27), в Читинском руднике (1827-30), в Петровском заводе (1830-39). С 1839 на поселении в с. Оек Иркутской губ. По амнистии 1856 восстановлен в правах; княж. титул дарован только детям. Жил в Киеве, Одессе, Москве (с 1859). Автор "Записок", опубл. А. И. Герценом. Жена, урожд. графиня Ек. Ив. Лаваль, первой последовала за мужем в Сибирь. Н. А. Некрасов посвятил ей одну из глав поэмы "Русские женщины". По восп. товарищей, Т. был "муж правдивый, честный, весьма образованный, способный, на к-рого можно было положиться" (А. Е. Розен).

Трудовики

ТРУДОВИКИ́ (Трудовая группа) - фракция депутатов-крестьян, рабочих и интеллигенции неонароднического направления в 1-4-й Гос. думах (1906-17). Лидеры Т. - А. Ф. Аладьин, И. В. Жилкин, Ф. М. Анипко и др. Выступали за законодательное решение аграрно-крест. вопроса путем отчуждения всех земель, к-рые превышают устанавливаемую для каждой местности трудовую норму (отсюда название фракции), за отмену сословных и нац. ограничений, демократизацию земского и городского самоуправления. Неоднородность соц. состава группы, его персональные изменения предопределяли разногласия при разработке конкретных проектов о порядке ликвидации помещичьего землевладения, разделе земли для уравнительного пользования. На позиции сторонников решительных шагов серьезное влияние оказывали социалисты-революционеры. В то же время, особенно после поражения 1-й рус. рев-ции, Т. иногда блокировались с кадетами. В июне 1917 Т. слились с Народно-социалистич. партией (энесы).

"Трудолюбивая пчела"

"ТРУДОЛЮБИ́ВАЯ ПЧЕЛА́" - один из первых рус. частных ж. Издавался А. П. Сумароковым в февр. - дек. 1759. В "Т. П." сотрудничали А. О. Аблесимов, С. И. Глебов, И. А. Дмитриевский, А. А. Нартов, В. В. и С. В. Нарышкины, А. А. Ржевский, Е. А. Сумарокова, В. К. Тредиаковский. Изд. содержит много поэтич. произв. Сумарокова и неск. прозаич. пер., в т. ч. из "Микромегаса" Вольтера. Переводятся также произв. антич. авторов, фрагменты из Д. Свифта, статьи из англ. "Наблюдателя". Причину прекращения ж. исследователи объясняют непрерывной полемикой между М. В. Ломоносовым и Сумароковым и ориентацией последнего на "малый двор" будущей Екатерины П.

Трунин Вад. Вас.

ТРУ́НИН Вад. Вас. (1935-92) - кинодраматург и прозаик. Окончил воен. уч-ще, в 1961 - Лит. ин-т им. Горького. Первая пов. "Последний хлеб" экранизирована на к/ст "Беларусьфильм" (1963, реж. Б. Степанов). Большинство сценариев посвящено войне, жизни армии в прошлом и настоящем. Герои Т. принадлежат, как правило, к "воен." поколению - и те, кто воевал, и те, чье детство совпало с воен. лихолетьем и трудными послевоен. годами. Особое место в кинорепертуаре начала 70-х гг. занял ф. по сценарию Т. "Белорусский вокзал" (1971, реж. А. Смирнов) - произв. большой эмоц. силы и драматургич. завершенности.

По сценариям Т. поставлены ф.: "Это было в разведке" (1969, реж. Л. Мирский), "Юнга Северного флота" (1974, совм. с Э. Тополем, реж. В. Роговой), "Потому что люблю" (1975, совм. с А. Пинчуком, реж. И. Добролюбов), "Единственная дорога" (1976, сов.-югосл., реж. В. Павлович), "Вернемся осенью" (1980, реж. А. Симонов), "Через Гоби и Хинган" (1981, сов.-монг., сценарий совм. с реж. В. Ордынским при участии Л. Тудэва), "Родителей не выбирают" (1983, реж. В. Соколов), "Жаркое лето в Кабуле" (1983, сценарий при участии А. Хабиба, реж. А. Хамраев), "Победа" (1984, сов.-нем., сценарий совм. с реж. Е. Матвеевым), "На своей земле" (1987, реж. И. Апа-сян).

Соч.: Белорусский вокзал. М., 1972; Единственная дорога // Киносценарии: Альм. М., 1974; Резервисты // Там же. 1979. Вып. 2; Через Гоби и Хинган // Там же. 1980. Вып. 2 (совм. с В. Ордынским); Портрет моего отца // Там же. 1982. Вып. / Жаркое лето в Кабуле: (Сценарий) // Иск-во кино. 1982. № 11-12; На своей земле: (Сценарий) // Там же. 1985. № 3.

Труппа

ТРУ́ППА (нем. Truppe) - актерский состав драматич., оперного, балетного и т. д. т-ра. Существуют смешанные Т., напр., оперная и балетная, а также играющие на разных яз. и т. п.

В 16-18 вв. существовала традиция называть Т. именем или титулом своего покровителя ("Слуги лорда-камергера"), или по имени антрепренера, или актера, возглавлявшего Т. Последнее встречается до сего дня.

Трутовский Вас. Фед

ТРУТО́ВСКИЙ Вас. Фед. (ок. 1740 - ок. 1810) - гуслист, собиратель и изд. нар. песен. Происходил из семьи священника, вывезен с Украины. В 1761 принят на службу ко Двору на должность лакея и гуслиста. В 1762 согласно именному Указу Петра III объявлено: "Вас. Трутовскому при комнате Е. И. В. продолжить службу". В 1766 получил звание "камер-гуслиста" и должность квартирмейстера "по личной просьбе". Гл. делом жизни Т. стало изд. "Собр. рус. простых песен с нотами" в 4 ч.: ч. 1-1776 (переизд. 1782, 1796), ч. 2 - 1778, ч. 3 - 1779, ч. 4-1795. "Собр." содержит 80 песен нар. (рус. и укр.), гор. и авторских, частично запис. Т. с голоса. Среди воен. молодежи успехом пользовалась песня Т. "Кружка" на стихи Г. Р. Державина.

Трутовский Конст. Ал-др.

ТРУТО́ВСКИЙ Конст. Ал-др. (1826-93) - живописец и график. Предст. реалистич. направления в рус. и укр. иск-ве. Вольнослушатель АХ (1845-49). С 1860 - акад. В живописи выступил с этногр.-бытописат. картинами из жизни укр. села (илл. к пов. Марко Вовчка "Чумак", ж. "Рус. худож. листок". 1860, № 2; "Колядки на Украине", 1864). Менее самостоят. выполнены рис. на сюжеты А. С. Пушкина ("Граф Нулин", "Борис Годунов" и др.). В 60-е гг. в графике Т. начали преобладать критич. мотивы ("Басни И. А. Крылова в 9 книгах, иллюстрир. акад. К. А. Трутовским и гравированные лучшими художниками". СПб., 1864). Ряд сатирич. рисунков получили прямое политич. звучание: несправедливый раздел земли, разорение крест-ва, коррупция чиновничества, полицейский произвол. Т. стремился приблизиться к стилю журнальной карикатуры. Но уже в 70-е гг. возвратился к традициям академизма (илл. кпроизв. Н. В. Гоголя "Вечера на хуторе близ Диканьки". М., 1874-76).

Трухин Фед

ТРУ́ХИН Фед. Ив. (1896-1946) - ген.-майор РККА, активный участник и один из лидеров Власовского движения в 1941-45. Из дворян. В 1914 окончил г-зию. Был студентом С.-Петерб. ун-та. В РККА с 1918. Окончил Академию им. М. В. Фрунзе. В 1928 - нач. штаба пехотного корпуса в Саратове. В 30-х гг. - проф., преподаватель Академии Ген. штаба. В 1941 - нач. штаба Сев.-Зап. фронта. Беспартийный. В июле 1941 раненым попал в плен. В 1942 переведен в лагерь Вустрау, где связался с подпольем Народно-трудового Союза (НТС). Вступил в НТС, стал зам. пред. Исполбюро НТС в Вустрау, впоследствии чл. Совета НТС. Согласился присоединиться к Власовскому движению, став позже одним из его лидеров. В апр. 1943 - преподаватель школы курсантов в Дабендорфе. В нояб. 1944 назначен нач. штаба Вооруженных сил К-та освобождения народов России и зам. ген. А. А. Власова. "Де-факто" был ответствен за создание Рус. освободит. армии. В мае 1945 пытался вступить в контакт с американцами; был схвачен просоветски настроенными чешскими партизанами и передан органам СМЕРШа. Судим вместе с власовцами на процессе 30 июля 1945-1 авг. 1946. Отказался признать себя виновным в измене Родине и предательстве, заявив, что боролся против Н. В. Сталина и его режима. Казнен 1 авг. 1946.

Трюфель

ТРЮ́ФЕЛЬ (нем. Truffel) - 1) - Сумчатый съедобный гриб, растущий под землей. На З. России, в Моск. обл. растет белый польск., или троицкий, Т., во Франции распр. франц. черный, или перигорский, Т. В России долгое время Т. в пищу не употребляли, их использование для приготовления блюд заимствовано из франц. кухни ("И трюфель, роскошь юных лет, / Французской кухни лучший цвет", А. С. Пушкин). Назв. Т. заимств. из нем. яз., в к-рый оно перешло из ит. - тартуффо, уменьш. тартуффоло, что в перенос. смысле имеет пренебреж. оттенок (рус. - сморчок), что и дало основание Ж. Б. Мольеру выбрать для героя своей комедии имя Тартюф, к-рое воспринималось читателями как "сморчок".

2) Сорт шоколадных конфет.

Тряпкин Ник. Ив

ТРЯ́ПКИН Ник. Ив. (род. 1918) - поэт. Род. в крест. семье. В 1930 родители переехали в подмоск. с. Лотошино ("Я вышел оттуда, где знают простейшие вещи..."). После окончания 10-летки Т. учился в Моск. ист.-архивном ин-те (1939-41). По состоянию здоровья не был призван в армию. В годы Вел. Отеч. войны оказался в эвакуации под Сольвычегодском, был пахарем, колхозным счетоводом. Пребывание на С. пробудило в Т. поэтический дар. Первые поэтич. опыты он в 1944 привез в Москву на суд П. Антокольскому, к-рый оценил самобытность стихов Т. Начал печататься в 1945. Учился на Высших лит. курсах (1956-58). Первый сб. стихов - "Первая борозда" (1953). Далее - "Белая ночь" (1956), "Распевы" (1958), "Краснополье" (1962), "Песни великих дождей" (1965), "Серебряные пруды" (1966), "Летела гагара" (1967), "Гнездо моих отцов" (1967), "Заповедь" (1976), "Скрип моей колыбели" (1978), "Огненные ясли" (1985), "Излуки" (1987) и др. Творчество Т. связано с рус. деревней, ее бытом, проникнуто любовью к коренному рус. слову (архангельскому, тверскому). Предшественники и учителя Т. - А. Кольцов, Н. Клюев, А. Прокофьев. Образность лирики Т. восходит к нар. песне, сказу. В его поэтич. словаре органично слиты фольклорные речения, разговорная стихия сегодняшней деревни и понятия, рожденные городской культурой, лексика древней былины, летописи.

Н. И. Тряпкин

Н. И. Тряпкин

Тубянский Мих. Израилевич

ТУБЯ́НСКИЙ Мих. Израилевич (1893-1937) - индолог, тибетолог и монголовед. Ученик Ф. И. Щербатского и Б. В. Владимирцова. Т. является одним из пионеров преподавания новоинд. языков и лит-р в России, основоположником отечеств. бенгалистики, первым исследователем и переводчиком (непоср. с енгали) Р. Тагора. Иссл. Т. опирались на глубокое знание классич. основ инд. культуры и санскритских источников. В сферу его интересов входили религия и мифология индуизма, а также буддийская философия. В 1919-27 Т. - сотрудник Азиатского музея и препод. Петрогр. (Лен.) Ин-та живых вост. языков, в 1925-27 - препод. ЛГУ. С 1928 - науч. сотр., с 1930 - учен. секр. Учкома МНР и сотрудник сов. Полпредства в МНР. За это время им выполнен ряд работ по тибетоведению и монголоведению, приобретены ценные рукописи, собраны богатые материалы по ист. индийской философии. Вскоре после возвращения в СССР Т. был арестован, 24 нояб. 1937 в составе большой группы ленингр. востоковедов осужден по сфальсифицир. обвинению и расстрелян.

Соч.: Образцы бенгальской лит-ры. Пг., 1923; Тагор Р. Воспоминания / Пер., предисл. и примеч. М. И. Тубянского. М.; Л., 1924; Нек-рые проблемы монгольской литературы дореволюционного периода // Соврем. Монголия. 1935. № 5 (12). С. 7-30.

Лит.: Гнатюк-Данильчук А. П. Религ.-филос. взгляды Тагора - индийские и европейские корни в освещении М. И. Тубянского // Письм. памятники и проблемы истории культуры народов Востока: 23-я годич. сес. Ленингр. отд. Ин-та востоковедения АН СССР. М., 1990. Ч. 3. С. 216-230.

Туган-Барановский Мих. Ив

ТУГА́Н-БАРАНО́ВСКИЙ Мих. Ив. (1865-1919) - экономист, полит. деятель. Окончил физ.-матем. ф-т Харьк. ун-та. Экстерном сдал экзамены за юрид. ф-т. 1894 - магистр полит. экономии, 1898 - д-р, 1895-99, 1905-13 - приват-доцент Петерб. ун-та. В 1899 уволен за неблагонадежность. 1913-17 - проф. Политехн. ин-та (экон. ф-т). Преподавал в ун-те Шанявского, на Высш. жен. курсах. Кадет. В 1912 неудачно баллотировался в Гос. думу. В 1917-18 - мин. фин. Укр. Центр. рады. В 1918-19 - декан юрид. ф-та Киев. ун-та, акад. Укр. АН., советник по экон. вопросам Укр. директории. В кон. 19 - нач. 20 в. Т.-Б. - виднейший представитель "легального марксизма". Считая экон. и социол. систему Маркса самым замечат. продуктом чел. мысли в обл. познания обществ. явлений, Т.-Б. подверг критич. переосмыслению ряд положений марксист. доктрины. Причины кризисов перепроиз-ва Т.-Б. видел не в антагонистич. противоречии между обществ. характером произ-ва и частной формой присвоения, а в особенностях движения ссудного капитала (медленном и постепенном накоплении, быстром и толчкообразном инвестировании), диспропорциональном размещении капиталов между произ-вом средств произ-ва и предметов потребления, отсутствии планомерной орг-ции капиталистич. воспроиз-ва в масштабах об-ва. Идея косвенного регулирования рыночных циклов получила в дальнейшем значит. развитие в мир. экон. науке. Т.-Б. сформулировал концепцию, согласно к-рой рабочая сила не обладает стоимостью, а размер заработной платы определяется соотношением клас. сил и производительностью труда. Заработная плата - это доля рабочих в нац. доходе, имеющая тенденцию к повышению. Проблему распределения и обеспечения соц. справедливости Т.-Б. считал возможным решить отдельно от проблемы произ-ва. Данные идеи оказали сильное влияние на зап. с.-д. движение. Т.-Б. пришел к выводу о взаимосвязи и взаимодополняемости мелкого и крупного произ-ва и отсутствии устойчивой тенденции к вытеснению первого вторым. Будучи по убеждениям социалистом, Т.-Б. не видел условий для "естественной" смерти капитализма как способа произ-ва, и становление социалистич. отношений виделось ему в формировании соотв. структур распределения, развитии кооперации, внедрении в обществ. сознание соотв. этических начал.

Соч.: Основы полит. экономии. Пг., 1918; Теоретические основы марксизма. М., 1918; Периодические промышл. кризисы. История англ. кризисов. Пг.; М., 1923; Русская фабрика в прошлом и настоящем. М., 1937.

Лит.: Курская Л. В. Теория рынка и промышл. кризисов М. И. Туган-Барановского. М., 1916; Кондратьев Н. Д. М. И. Туган-Барановский. Пг., 1923.

Тугановы

ТУГА́НОВЫ - семья цирковых артистов.

Мих. Ник. Т. (1900-74). В цирке с 1922 - ученик Али-Бека Кантемирова. В 1928 создал кон. аттракцион "В горах Кавказа", в к-ром вместе с партнерами исполнял джигитовку, нар. танцы и сценки из жизни горцев. В 1939 организовал и возглавил "Ансамбль донских казаков". В ансамбль входили наездники, танцоры, певцы, музыканты. Демонстрировались раз л. виды джигитовки. В первые дни Вел. Отеч. войны ансамбль в полном составе ушел на фронт. По окончании войны Т. возобновил работу в цирке, придав своему номеру большую артистичность и обогатив его новыми трюками. В 1949 Т. осуществил постановку пантомимы "О чем звенят клинки", преобразов. затем в кон. сюиту "На Дону". В 1957 выпустил номер "Джигиты Сев. Осетии". В 1965 как реж. поставил тематич. программу "Конный цирк", в к-рой были представлены все жанры кон. цирка.

Дзерасса Мих. Т. (род. 1929) - дочь Мих. Ник. Т. В цирке с 1951 (в сюите "На Дону"). С 1957 вместе с В. С. Денисовым выступала с номером высшей школы верховой езды. С 1962 возглавляла номер джигитов, получивший название "Пристон".

Лит.: Цимбал С. Казаки в цирке. Л., 1948; Дмитриев Ю. Советский цирк. М., 1963; Гагиев С. Рожденные в седле. Орджоникидзе, 1965; Давыдов М., Лавренюк Б. Всадник на арене. М., 1970.

Предыдущая страница Следующая страница