Статьи на букву "Т" (часть 5, "ТОН"-"ТРЕ")
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
ТОПО́Р БОЕВО́Й - оружие ближнего боя. Судя по археол. источникам, Т. Б. получил распространение на большой части Европы в позднем неолите и медном веке. Каменные Т. Б. всегда имели просверленное отверстие для насадки, противоположный конец выполнен в виде молотка или выпуклости. В Вост. Европе выделена особая археол. культура Т. Б. 3-2 тысячелетия до н. э. В же л. веке Т. Б. становится обычным видом вооружения у евразийских народов. Особую популярность получил в эпоху викингов. Др.-рус. Т. Б. (чеканы, секиры) имели дл. лезвия 9-15 см, шир. до 10-12 см, диам. обушного отверстия 2-3 см, вес до 450 г, дл. рукояти до 80 см. Как боевое оружие особенно распространен в 10 в. в связи с важным значением пешей рати. С возрастанием роли конницы и кав. боя в 12-13 вв. активность его использования снижается, хотя он по-прежнему остается массовым пехотным оружием. Возрождение былой популярности Т. Б. и его дальнейшее совершенствование относится к 14-15 вв. (секиры-чеканы, топоры-булавы, клевцы, бердыши). В то же время используется как парадный церемониальный предмет. Постепенно выходит из употребления к кон. 16 в. |
ТОРГО́ВАЯ КАЗНЬ - публичное наказание кнутом или плетью, получившее название по месту его совершения - "на торгу" (торговой площади), при большом стечении народа. Свое название Т. К. получилав 15 в, и оно сохранялось вплоть до отмены наказания в 1845. В конце 18 в. от Т. К. освобождались дворяне, духовенство и купцы. Свод Законов Рос. империи называет наказание кнутом Т. К. или просто казнью. Существовала и выработанная в течение многих столетий обрядовая сторона Т. К., имевшая ряд одинаковых черт с приготовлением преступника к смертной казни. Выполнение наказания начиналось чтением приговора. Иногда Т. К. проводилась в тех местах, где наказываемый совершил свои преступления. Количество ударов в приговоре не обозначалось, фактически доходило до нескольких сот; обычным исходом Т. К. была смерть преступника. |
ТОРЕ́ВТИКА (греч. τορευτικός - искусный в рельефной работе по металлу, от τορεύω - вырезываю, чеканю) - родовое понятие для иск-в рельефной обработки худож. изделий из металла. Термин применяется гл. обр. к иск-ву античного мира. Обычно под Т. подразумеваются чеканка и тиснение тонких листов металла на выпуклых формах. Примером Т. в рус. иск-ве явл. скульптурные композиции арки Главного штаба и Нарвских триумфальных ворот в СПб. Также Т. называют отделку поверхности литых изделий. |
ТОРЕ́ЛЛИ Стефано (1712-80) - итал. живописец, ученик своего отца Ф. Торелли. В 1739 польск. король и саксонский курфюрст Август III пригласил его в Дрезден, где Т. работал как портретист и плафонный живописец в течение 19 лет; с 1759 работал по контракту в г. Любеке и написал 10 больших аллегорич. картин для аудиенц-зала ратуши и ряд портретов частных лиц. В 1762 по приглашению И. И. Шувалова Т. приехал в СПб., преподавал в АХ (1762-68), затем был назначен Екатериной II придворным живописцем (1768-80). Он написал портреты Екатерины II (1763), Г. Г. Орлова (1763), вел. кн. Павла Петровича (кон. 1760-х гг.), А. А. Чернышевой (1760-е гг.), А. И. де Рибас (1773) и множество др., ист. и аллегорич. картины: "Екатерина II в образе Минервы, покровительницы иск-в" (1770), "Аллегория на победу Екатерины II над турками и татарами" (1772), "Коронование Екатерины II" (1777). Но осн. сферой деят-ности Т. была плафонная и декор. живопись. Он создал три плафона для Зимнего дворца, пять плафонов для Мраморного дворца, два плафона для Китайского дворца в Ораниенбауме, а также многочисл. десюдепорты и декор. панно для Китайского дворца и Катальной горки в Ораниенбауме. Т. виртуозно владел рисунком и композицией, а его излюбленная гамма розовых, голубых, желтых, сиреневых тонов придавала картинам элегантный, праздничный характер. С одинаково высоким мастерством он исполнил и плафон в охотничьем замке графа Г. Брюля Нишвиц (Германия) пл. ок. 100 кв. м, и камерный портрет А. И. де Рибас. В работах Т. стиль рококо прожил в России до кон. 1770-х гг. По уровню мастерства, по количеству и неизменно высокому уровню созданных произв. он был самым значительным из европ. живописцев 18 в., работавших в России. Т. умер в СПб. |
ТОРЖЕ́СТВЕННИК - др рус сборник уставных чтений, распространенный в 14-17 вв. Т. составлен из переводных и оригин. соч.: эпидейктических слов, поучений, сказаний о церк. праздниках, житий святых. В рукописях иногда называется "Соборник". Существуют две разновидности Т.: минейная (гомилии посвящены неподвижным календарным праздникам православной церкви и исконно рус. праздникам - Покрова Богоматери, Владимирской иконы Богоматери и др.) и триодная (гомилии связаны с триодным циклом - Великим постом, Пасхой, Троицей). Прототип минейного Т. - греч. сборник, переведенный в Болгарии и дополненный местными рус. статьями. Прототип триодного Т., как и близкого ему Златоуста, окончательно сложился в слав. странах, где ядро визант. гомилий было дополнено местными рус. статьями. Триодный Т. состоит исключительно из произв. учительного и торжеств. красноречия. Внутри разновидностей выделяются три редакции для минейного Т. (1-я и 2-я имеют в основе греч. сб.) и две для триодной разновидности. В Др. Руси особенно был популярен минейный Т., постоянно пополнявшийся новыми рус. житиями. Лит.: Орлов А. С. Сборники Златоуст и Торжественник. СПб., 1905; Черторицкая Т. В. О начальных этапах формирования др.-рус. лит. сборников "Златоуст" и "Торжественник" // Источниковедение лит-ры Др. Руси. Л., 1980; Ее же. К вопросу о лит. истории др.-рус. минейного Торжественника // Др.-рус. рукописная книга. Новосибирск, 1982. |
ТО́РОПОВ Анд. Дм. (1851-1927) - книговед, библиограф. Род. в Ярославле, в семье земского служащего. Воспитывался у своего деда, страстного библиофила. В 1876 окончил юрид. ф-т Моск. ун-та и в том же году открыл первую в Москве общедоступную дет. б-ку. В 1889 основал Моск. библ. кружок, став первым пред. первой рус. науч. ассоциации библиографов. В 1894-97 был ред. ж. "Книговедение". В 1901 Т. опубликовал первый в России теоретич. библ. труд по описанию книг "Опыт руководства к подробному описанию книг, согласно требованиям совр. библиографии", а в 1902 - "Систематич. указатель лит. и худож. содержания журнала "Нива" за 30 лет (1870-99)". В 1905 Т. переехал на Кавказ, где редактировал газету "Кубань" и "Кубанская жизнь". За их рев. направленность был привлечен к суд. ответственности. Отбыв срок заключения, осенью 1906 Т. переселился в СПб. С 1907 по 1920 по решению Гл. управления по делам печати он редактировал "Книжную летопись". В 1920-25 Т. заведовал Музеем книги при НИИ книговедения в Ленинграде. В 1924 он принимал активное участие в работах по созыву 1-го Всерос. библ. съезда. Соч.: Списки трудов рус. писателей. // Книговедение. 1895. № 1-2; Статистика произведений печати, вышедших в России в 1910-15. СПб., 1911-16; Ремесла и ручной труд: Библ. указ. за последние 25 лет. Л., 1925. Лит.: Масанов Ю. И. А. Д. Торопов. М., 1951. |
ТОРО́С - хаотич. нагромождение обломков льдин среди ледяного покрова водоемов, образовавшееся в результате давления ледяных полей друг на друга и на берега. Слово вошло в междунар. геогр. терминологию. |
ТОРЦО́ВАЯ ГРАВЮ́РА - один из видов ксилографии, гравюра на доске с перпендикулярными к поверхности волокнами; допускает очень тонкую и разнообразную технику. Изобретена в 1780-х гг. англичанином Т. Бьюиком; он использовал поперечный срез ствола уже не грушевого дерева, а более твердых сортов (бук, пальма, самшит); техника позволяет делать постепенные переходы от темного к светлому. Т. Г. не так плоскостна, допускает светотень, нюансы, глубину. Получила большое распространение в 19 в. для репродуцирования сначала штриховых, а затем тоновых илл. ("политипажей") в кн. и ж., т. к. хорошо передает рис. (особенно перовой) - росчерки, сетку мелкой штриховки, пятна и т. д. Т. Г. выполнялись специалистами-резчиками, в России - Е. Е. Бернардским (1819-89), илл. к "Мертвым душам" Н. В. Гоголя с рисунков А. А. Агина, к пов. "Тарантас" В. А. Соллогуба с рисунков Г. Г. Гагарина и др.; В. В. Матэ (1856-1917), портреты деятелей рус. культуры, воспроизведения картин и рис. И. Е. Репина, В. И. Сурикова и др. |
ТОТЛЕ́БЕН Эдуард Ив. (1818-84) - военный инж., один из организаторов 1-й Севастопольской обороны в период Крымской войны 1853-56, ген.-адъютант (1855), инж.-генерал (1869), граф (1879). Окончил Гл. инж. уч-ще (1836), участник боевых действий на Кавказе в 1848-49, с 1851 - гвардейский инж. В 1854 в чине инж.-подполковника возглавил стр-во полевых укреплений на южном фасе обороны Севастополя. Удачно использовав особенности местности, руководил созданием 7 бастионов, ряда отсечных и фланкирующих позиций, укреплением Малахова кургана, завершив фортификационные работы в кратчайший срок. В результате союзники отказались от поспешного штурма города и были принуждены начать длит. осаду. В 1859 возглавил Инж. департамент. В 1863-77 занимал должность товарища ген.-инспектора по инж. части, принимал активное участие в инж. обеспечении пограничной полосы на зап. границе России. Снискал известность как популяризатор саперного дела в армии. Участник рус.-тур. войны 1877-78. В 1877 по приглашению имп. Александра II прибыл под Плевну после 3-го неудачного штурма крепости и позднее возглавил отряд обложения. Обеспечив сплошную блокаду Плевны, 28 нояб. (10 дек.) 1877 принял капитуляцию оборонявшейся тур. армии Осман-паши. Впоследствии командовал Рущукским отрядом, а в период с апр. 1878 по янв. 1879 - действующей армией, сменив вел. кн. Николая Николаевича-старшего. Член Гос. совета (1879). В 1879 - одесский ген.-губернатор и командующий войсками Одесского военного округа, в 1880 - виленский, ковенский и гродненский ген.-губернатор. В политич. отношении проявил себя как последовательный сторонник укрепления самодержавной власти. Автор трудов по военно-инж. делу, осуществлял общее рук-во по подготовке и изданию описания Севастопольской обороны. Похоронен в Севастополе. |
ТРА́ВНИК - название др.-рус. мед. сочинений 16 в. В основе их лежат переводы с лат. и европ. яз. Помимо описания лекарств. растений (оттуда и название) Т. содержали описание минералов, животных веществ, сведения о клинич. признаках болезней и рекомендации по их лечению. Переводная часть с кон. 16 в. существенно дополнялась сведениями местного рус. происхождения. Т. бытовали под названиями "Вертоградов" (церк.-слав. "сад, огород"), "Цветников" и просто "Лечебников". С 18 в. их значение как врач. справочников и руководств упало, но в крестьянской и мещанской среде они продолжали переписываться и дополняться вплоть до 20 в. Лит.: Змеев Л. Ф. Рус. врачебники. СПб., 1895. (Памятники древн. письменности; Вып. 112); Богоявленский Н. А. Др.-рус. врачевание в 11-17 вв. М., 1960. |
ТРАКТИ́Р (от лат. tractus - букв. течение, дорога) - первоначально Т. называлась гостиница с рестораном. Т. возникли на осн. постоялых дворов на почтовых станциях. Наряду с низкоразрядными Т. были и первоклассные. В СПб. Особ. славой в кон. 18 - нач. 19 в. пользовался Демутов Т., в к-ром останавливались А. С. Пушкин, А. С. Грибоедов, А. Мицкевич и мн. др. деятели культуры. В Москве одним из лучших был Большой Патрикеевский Т. И. Я. Тестова (открыт в 1868). Мн. Т. имели свой постоянный круг посетителей: в Москве в "Лондоне" и "Коломне" собирались извозчики; купцы любили Т. "Арсентьича"; Т. А. Г. Зверева посещали оптовики хлебной торговли; репортеры и газетчики облюбовали Т. Колотушина; у Тестова собиралась театр. публика и т. д. В фешенебельных Т. выступали певцы, музыканты, цыганские хоры, оркестры рус. музыки. Обслуживали посетителей в Т. половые, форменной одеждой к-рых были белые рубахи навыпуск. После того как первоклассные Т. были переименованы в рестораны, назв. Т. сохранилось лишь за третьеразрядными заведениями. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
ТРА́НСФОРМАЦИОННЫЙ МЕ́ТОД - используемый в синтаксисе с сер. 20 столетия метод описания структуры предложения, в основе к-рого лежит представление о том, что все множество синтаксич. типов предложений любого яз. строится из огранич. набора исходных, или ядерных, типов с помощью небольшого числа правил, называемых трансформац. правилами, или трансформациями. Ядерными принято считать элементарные, т. е. простые, утвердит. предложения, состоящие из знаменат. глагола в форме изъявит. наклонения наст. времени действит. залога и слов, реализующих его валентности (Водитель закрывает двери, Больной кашляет). Все остальные предложения являются производными. К числу стандартных, широко употребит. трансформаций относятся, напр., пассивная (Двери закрываются водителем), вопросит. (Водитель закрывает двери?) и выделит. трансформации (Водитель закрывает двери). В результате выделительной трансформации из исходного предложения получается предложение с выделенной темой (Что касается водителя, то он закрывает двери). Исходные предложения могут трансформироваться не только в предложения, но и в словосочетания. Напр., предложение Больной кашляет преобразуется в производное словосочетание кашель больного; Ребенок плачет - плачущий ребенок. Подобные трансформации также служат для построения разл. производных предложений, эл-тами к-рых и выступают полученные словосочетания (Врача беспокоит кашель больного, Плачущий ребенок всем надоел). К числу трансформаций, в ходе к-рых происходит изменение значения исходного предложения, относятся, напр., модальная (Водитель закрывает двери - Водитель хочет закрыть двери) и фазовая трансформация (Больной кашляет - Больной начинает кашлять). В подобных случаях в производных предложениях появляются операторные модальные и фазовые глаголы. Трансформац. процесс в принципе может быть многостепенным. В результате последоват. применения разл. трансформаций образуются цепочки предложений, связанных трансформац. отношениями (Водитель закрывает двери - Водитель начинает закрывать двери - Водитель хочет начать закрывать двери). Трансформац. процесс в принципе может быть и разнонаправленным. Это значит, что из каждого исходного предложения можно построить неск. ветвящихся цепочек предложений, к-рые в совокупности образуют т. н. "древо производности". С помощью Т. М. в яз.-знании устанавливаются закономерности образования и употребления в тексте предложений, к-рые хотя и обозначают одну ситуацию, но по-разному ее характеризуют. |
ТРАНСФОРМА́ЦИЯ - (от позднелат. transformatio - преобразование, превращение) - в цирке - прием, заключающийся в мгновенной перемене костюма или его деталей. В цирке номера с Т. известны с 18 в., сначала в конном цирке (мимико-трансформац. сцены на лошади), а позже и в др. жанрах. В сов. цирке на приемах Т. были построены номера жонглера Т. Брок ("Среднеазиат. сюита"), эквилибристки на проволоке В. Сербиной ("Танцы народов СССР"), используется прием Т. клоунами, муз. эксцентриками (Е. Амвросьева и Г. Шахнин), иллюзионистами (Кио, Л. и А. Сударчиковы, Д. Запашная) и др. Существует неск. способов изготовления и приемов действия трансформац. костюмов - на кнопках, на струнах, на пружинах и др. |
ТРА́ПЕЗА (от греч. τράπεζα - стол, кушание) - в традиционной рус. культуре акт совместной еды и питья, форма бытового и социального общения между людьми. Ежедневная трапеза - своеобр. наука в течении обыденной жизни. Обрядовая Т. - основной компонент праздника или события жизненного цикла. Т. могла происходить в доме и вне дома (в поле, лесу, на кладбище). В семье ежедневно было 4 Т.: завтрак, обед, полдник и ужин. Гл. Т. были и обед, и ужин. Ложки и ножи стали употребляться только в 16 в., индивид. вилка получила распространение не ранее 16-17 вв. До появления индивид. тарелок куски с общего блюда брали пальцами. Ложки приносили только к горячим. В представлениях народа Т. дарует Бог. Он же незримо наблюдает за поведением участников Т. и отношением к дарам. Согласно верованиям при еде присутствуют добрые и злые духи - ангелы и черти. Перед Т. и после обязательно мыли руки, садясь за стол, читали молитву и крестились, крестились перед тем, как начать резать хлеб, а раньше перед каждым новым блюдом. Бог дарует человека пищей, а человек благодарит и выражает свое почтение Богу - за столом сидит чинно и пустых разговоров не ведет. Нельзя ругать еду, а надо, напротив, хвалить, и тогда Бог пошлет вкусную пищу. Во время Т. нельзя стучать ложками, ножом или пальцами по столу. Распоряжается Т. и следит за порядком хозяин, он режет хлеб, делит мясо, солит еду. Обрядовая Т. служит выражением определ. взаимоотношений между людьми, их общностями - родств., соц., религиозными, профес, возрастными и т. д. Известны сугубо семейные рождественские Т., совместные Т. молодежи в Святки, на Троицу, Пасху и др. праздники. Состав обрядовых Т. различался в зависимости от смены сезона года. Зимние рождественско-новогодние и ранневесенние масленичные Т. состояли из плодов урожая, собранного в предыдущем году, а их обрядность была направлена гл. обр. на обеспечение будущего плодородия и благополучия. Поздне-весенние, летние и осенние Т. были связаны прежде всего с введением в пищевой рацион плодов нового урожая (запрет на первые плоды, их первое вкушение). Сервируя праздничный стол, каждому клали хлеб и ложку. Кушанья подавали на стол разрез. на куски, еду брали с общего блюда. Перед хозяином и наиб. почетными гостями ставили отдельные блюда. Существовал опред. порядок и в подаче угощений. Сначала подавались холодные закуски и печеное (жареная и отварная рыба или мясо), затем горячие похлебки, в заключение ставились всевозможные сладости. Братская Т. - общий стол в монастырях; столовая, застольная в обителях; покой, комната, где обедают. Т. церкви - зап. часть, нижний конец креста, напротив алтаря, престол в алтаре. |
ТРА́УБЕРГ Леон. Зах. (1902-90) - реж., сценарист, педагог, историк кино. Учился в студии Комич. оперетты в Пг. В 1919 открыл театр. студию в Одессе. Совм. с Г. Козинцевым организовал в Петрограде ФЭКС (Фабрика эксцентрич. актера). Преподавал в мастерской ФЭКС в Ленингр. ин-те сценич. иск-в (1926-34). До 1945 работал вместе с Г. Козинцевым. В кино с 1924. В эксцентрич. манере были поставлены ф. "Похождение Октябрины" (1924) и "Мишка против Юденича" (1925). В ф. "Чертово колесо" (1926) реж. открыл новый поэтич. облик Ленинграда. Ставили ф. на материале истории - "Шинель" (1926, по мотивам "Петербургских повестей" Н. Гоголя), "С. В. Д." (1927, из истории декабристского движения), "Новый Вавилон" (1929 - о Парижской коммуне, "в манере Э. Золя"); ф. о современности - "Братишка" (1927), "Одна" (1931). В 30-е гг. реж. манера стала строже, сдержаннее. В трилогии о Максиме ("Юность Максима", 1934; "Возвращение Максима", 1937; "Выборгская сторона", 1939) по-новому показали образ рабочего-революционера, тесно связав его с бытом и фольклором питерской раб. окраины. Последний ф., поставленный сов. с Г. Козинцевым, "Простые люди" (1945, вып. - 1956). Поставил ф. "Актриса" (1943), "Шли солдаты" (1958), "Мертвые души" (т/ф, 1960), "Вольный ветер" (1961, сореж. А. Тутышкин, по одноим. оперетте И. Дунаевского). Сценарист или соавтор сценариев большинства своих ф. В последние годы занимался кинодраматургией и лит. трудом. Написал сценарии "Жизнь в цитадели" (1948), "Вольница" (1956, по Ф. Гладкову), "Дикие лебеди" (1962, совм. с Е. Рыссом). "В мертвой петле" (1963, при участии А. Тимошенко), "Два года над пропастью" (1967, совм. с В. Дроздовым и А. Евсеевым), "Повесть о двух народах", "Тевье-молочник" и др. Соч.: Избр. произв.: В 2 т М., 1988; Свежесть бытия. М., 1988; "Чай на двоих": [Воспоминания]. М., 1993. Лит.: Добин Е. Козинцев и Трауберг. М.; Л., 1936; Козинцев Г. Глубокий экран // Собр. соч.: В 5 т Л., 1981. Т. 1. |
ТРА́УРНЫЙ РУБЛЬ (разг.) - серебр. монета достоинством в 1 руб. (1725), на к-рой имп. Екатерина I изображена в простой одежде и без регалий. Считалось, что эта монета, чеканившаяся непосредственно после смерти Петра I, была оформлена указанным образом в знак траура. |
ТРАФАРЕ́Т (от итал. traforetto, от traforo - прокалывание, продырявливание) - тонкий лист из металла, пластмассы, картона и пр. с отверстиями, повторяющими по форме орнаменты, буквы, цифры и пр., для получения изображения путем продавливания краски через отверстия для многократного повторения мотива. Применяется при трафаретной печати в худож. вышивке, набойке, в текст. и бум. произ-ве, при украшении керамич. изделий. |
ТРЕ́БА - 1) Языческий обряд жертвоприношения и сама жертва. 2) В нек-рых нар. говорах - потребность, нужда, просьба. 3) У христиан - священнодействие и молитвы, совершаемые священником по просьбе одного или неск. верующих в связи с опред. событиями в их жизни (крестины, венчание, погребениеит. п.). Плата за отправление Т. - один из осн. источников церк. доходов. |
ТРЕ́БНИК - в рус. правосл. церкви богослужебная кн., используемая в частных и особ. случаях. Излагает порядок совершения каждой из треб и молитвы на всякую требу. Различают большой, малый и дополн. Т. Первая часть большого Т. используется для отправления треб, совершаемых при обстоятельствах, бывающих в жизни всех или нек-рых прихожан (таинства, погребение, освящение воды и т. п.). Во второй части находятся молитвы на разные требы: освящение зданий, плодов, разрешение от клятвы, при нач. труда, благословение, об "отроках неудобоучащихся" и т. д. Малый Т. - часть большого, употребляется при совершении наиб. частых треб. Дополн. Т. содержит чины освящения храмов и принадлежащих ему вещей. Т. пришел на Русь из Болгарии в пер. Кирилла и Мефодия. В наст. время используется Т., исправ. при патриархе Никоне (1655) и переработ. патриархом Иоасафом (1662). |
ТРЕ́ВЕР Камилла Вас. (1892-1974) - иранист-историк и иск-вед, чл.-корр. АН СССР, д-р ист. наук (1939), заслуж. деятель науки Уз. СССР (1943), проф. В 1914 экстерном сдала гос. экзамены наист.-филос. ф-те Петерб. ун-та. С 1913 работала в Археологич. комиссии, занимаясь изучением и описанием ольвийских древностей. В 1919 стала ассистентом Рос. акад. истории матер. культуры, в этом же году поступила на работу в Эрмитаж и до 1926 работала хранителем Строгановского дворца. С 1922 начала заниматься историей и иск-вом Востока, прослушала курсы лекций В. В. Бартольда, И. А. Орбели, С. Ф. Ольденбурга, А. А. Фреймана. В 1926 стала доц. каф. иранистики ЛГУ, а в 1928 - помощником Орбели по превращению отдела Востока Эрмитажа в крупнейший центр востоковедения. Прекрасное образование (владение европ., классич. и вост. яз.) и широкая эрудиция вовлекли Т. в круг интересов античного мира и Востока в древности и средневековье. Т. написала более ста науч. статей и кн. по античной истории, лит-ре, истории культуры; по археологии, истории и иск-ву Кавказа, Ср. Азии, Ирана. Она иссл. проблему взаимодействия эллинской и вост. культур. Т. принадлежит постановка вопроса о существовании в Бактрии после завоевания ее Александром Македонским самобытного иск-ва, сочетавшего местные и греч. элементы. Во время Вел. Отеч. войны Т. работала в Ташкенте в Ин-те яз., лит-ры и ист. Уз. филиала АН СССР (1941-43) и в Ереване в Ин-те ист. АН Арм. ССР (1943-45). Награждена иранским орденом "За научные заслуги" (1935), орденом "Знак Почета" (1945), орденом Ленина (1954) и Почетной грамотой Верх. Совета РСФСР. Соч.: Сасанидский металл: Худож. предметы из золота, серебра и бронзы. М.; Л., 1935 (совм. с И. А. Орбели); Памятники греко-бактрийского искусства. М.; Л., 1940; Очерки по истории культуры древней Армении (2 в. до н. э. - 4 в. н. э.). М.; Л., 1953. |
ТРЕДИАКО́ВСКИЙ Вас. Кир. (1703-69) - филолог, поэт и переводчик, крупный деятель рус. классицизма 18 в. Родился в семье астраханского священника, в детстве был отдан в школу католич. монахов-капуцинов. Отказавшись от церк. службы, Т. бежал в Москву, учился в Славяно-греко-лат. акад. (1723-26), затем отправился в Гаагу и завершил образование в Сорбонне, куда пришел из Гааги пешком. В 1730 вернулся в Россию и начал лит. деят-ность с перевода галантного романа франц. писателя 17 в. П. Тальмана "Езда на остров любви", к к-рому приложил собств. любовные стихи на рус. и франц. яз. Перевод Т. имел большой успех. После этого Т. был "пиитом" и переводчиком при АН, с 1745 проф. лат. и рус. "элоквенции". Как придворный поэт, Т. писал торжеств. похвальные оды в адрес монархов и по поводу крупных событий рос. ист. (напр., "Ода торжественная о сдаче города Гданьска", 1734). Петровская эпоха была для Т. началом новой отечеств, культуры, а идеалом монарха был Петр I. Т. был знатоком и популяризатором антич. лит-ры, много занимался переводами лат. и греч. писателей (басни Эзопа, стихи Горация, соч. Сенеки, комедии Теренция и др.). Важнейшим событием в ист. культуры и науки был сделанный им перевод трудов франц. историков-антиковедов Ш. Роллена ("Древняя история" в 10 томах и "Римская история" в 16 томах) и его ученика Ж. Б. Кревье ("История о римских императорах от Августа до Константина"). Этими переводами Т. занимался в 1749-69. Сочинения Ш. Роллена и Ж. Б. Кревье стали основополаг. трудами, по к-рым рус. об-во 18 в. знакомилось с антич. историей. Античность и совр. франц. культура оказали огромное влияние и на поэзию Т. В 1750-53 он пишет филос. поэму "Феоптия" (часть стихов восходит к прозаич. трактату Ф. Фенелона "О существовании и атрибутах Бога"), в 1766 была написана его поэма "Тилемахида", стихотв. обработка романа Фенелона "Приключения Телемаха". На Т. оказала влияние и церк.-религиозная традиция; так, ему принадлежит стихотворное переложение "Псалтыри" (1754), впрочем, оставшееся в рукописи. Т. вошел в историю рус. лит-ры как теоретик и новатор поэзии. Еще в 1733 вышел трактат Т. "Новый и краткий способ к сложению российских стихов с определениями от сего надлежащих знаний". Т. изложил систему лит. жанров классицизма и дал первые в рус. поэзии образцы сонета, рондо, мадригала, оды. Он стремился избегать "глубокословныя словенщины" и обосновывал силлабо-тонический принцип стихосложения, также будучи основоположником рос. гекзаметра и инициатором жанра классич. героич. эпопеи. В 1739 в спор с Т. вступил М. В. Ломоносов, выдвинувший в кач. основного размера 4-стопный ямб. Рус. поэзия в основном пошла по стопам М. В. Ломоносова, причем правоту оппонента во многом признал и Т. Соч.: Стихотворения. М., 1935. |
"ТРЕЗВО́НЫ" - богослужебная певческая книга, содержащая избранные службы святым и иконам Богородицы. Представляет собой позднюю редакцию богослужебной певч. книги "Стихирарь минейный ("месячный")". Сборник получил распространение во 2-й пол. 17 в., а в старообрядч. традиции - вплоть до 20 в. Лит.: "Трезвоны". Собрание песнопений с крюковыми нотами по рукописи из Б-ки Рогожского кладбища. М., 1914. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
ТРЕЗИ́НИ Пьетро Антонио (1692 - после 1760) - швейц. архитектор, учился в Италии и работал на крупных стройках Милана под рук. своего отца. Приехал в СПб. в 1726 и первые 10 лет работал вольным мастером по частным заказам, в 1731-32 исполнял по контракту штукатурные и каминные работы в здании Гос. коллегий на Васильевском о-ве. В 1735 ему было поручено восстановление сгоревшей Исаакиевской ц. С нояб. 1743 руководил постройкой Преображенского собора в Литейной части. В 1745 по указу Елизаветы Петровны д. б. переделать проект по образцу Успенского собора в Моск. Кремле. Преображенский собор стал первой 5-купольной церк. столицы. В 1742-51 Т. работал архитектором на стр-ве Александро-Невского мон. За эти годы построил Федоровский корпус и почти завершил стр-во Федоровской ц. С 1742 он также исполнял должность арх. Гл. полицмейстерской канц. СПб. и осуществлял контроль за частными постройками и их соответствием плану города. В 1748 он выполнил проект Троицкой Новосергиевской пустыни под СПб., согласно к-рому в центре квадратного комплекса находился крестообразный в плане собор с пятью куполами и колокольней. К С. и Ю. от собора стояли два жилых корпуса. В 1751 Т. уехал в отпуск на родину, однако задержался с возвращением на неск. лет, в течение к-рых он выполнял разл. строит. работы во дворце миланского герцога. В 1760 он вновь жил в СПб., но не находился более на гос. службе, а работал, вероятно, по частным заказам. |
ТРЕПА́К - старинный рус. нар. танец, виртуозный, в быстром темпе, двудольном размере. Распространен и на Украине. Осн. движения - дробные шаги и притоптывания. Пляска импровизировалась исполнителем. По характеру мн. общего с "Камаринской" и "Барыней" - либо одиночная муж. пляска, либо перепляс. Но, в отличие от них, Т. своей традиц. мелодии не имел. Этот танец неоднокр. находил разнообр. претворение в произв. рус. комп.: "Т. (рус. танец)" из 2-го акта балета П. Чайковского "Щелкунчик", "Пляска и песня скоморохов" из 1-й картины оп.-былины Н. Римского-Корсакова "Садко", "Т." из вок. цикла М. Мусоргского "Песни и пляски смерти", "Русская" из бал. И. Стравинского "Петрушка". |
ТРЕТЬЯ́К Влад. Ал-др. (род. 1952) - хоккеист, з. м. с. СССР (1971). Один из лучших вратарей в истории сов. хоккея. Чемпион Олимп. игр (1972, 1976, 1984). 10-кратный чемпион мира 1970, 1971, 1973-75, 1978, 1979, 1981-83. 9-кратный чемпион Европы 1970, 1973-75, 1978, 1979, 1981-83. 12-кратный чемпион СССР 1970-73, 1975, 1977-84. Обладатель Кубка Канады 1981. Неоднократно признавался лучшим вратарем на первенствах мира, а также лучшим хоккеистом Европы. Первый несевероамер. спортсмен, к-рому посв. часть экспозиции в зале хоккейной славы в канадском г. Торонто (1988). Дважды был знаменосцем сов. команды на Олимп. играх (1976, 1984). |
ТРЕТЬЯКО́В Сер. Мих. (1834-92) - моск. купец, коллекционер зап.-европ. иск-ва, младший брат Пав. Мих. Т. Жил в Петербурге. По своему вкусу и пользуясь советами И. С. Тургенева, он приобрел коллекцию франц. художников барбизонской школы - Т. Руссо, Ж. Дюпре, К. Коро и др. Несмотря на различие в сферах собирательства, Т. был близок брату во взглядах на иск-во, их коллекции прекрасно дополняли друг друга. Переписка братьев показывает, какое большое место в их жизни занимали вопросы иск-ва, каким самостоятельным, тонким знатоком и ценителем его был каждый из них. Дом Т. был одним из худож. центров Москвы в 1880-х гг. и активно посещался молодыми художниками. Т. в завещании пожертвовал Москве свою коллекцию зап.-европ. живописи и свою часть семейного дома в Лаврушинском пер. для организации "Московской городской галереи Павла и Сергея Михайловичей Третьяковых". Лит.: Государственная Третьяковская галерея: Очерки истории, 1856-1917. Л., 1981. |
ТРЕФИ́ЛОВА Вера Ал-др. (Ив.) (1875-1943) - балерина. Окончила Петерб. театр. уч-ще в 1894 (кл. П. Гердта), позднее совершенствовалась у Э. Чеккети, Н. Легата, К. Берета. В 1894-1910 артистка Мариинского т-ра. С 1906 балерина. Среди ее ролей: Сванильда ("Коппелия"), Наида ("Ручей"), Эмма ("Гарлемский тюльпан"), Джанина ("Наяда и рыбак"), Китри ("Дон Кихот"), Аврора ("Спящая красавица"), Одетта - Одиллия ("Лебединое озеро"). В 1921-26 (с перерывами) танцевала в "Рус. балете Дягилева" гл. партии в "Спящей красавице", "Лебедином озере", "Видении розы". Т. - одна из последних классич. балерин дофокинского балета. Ее танец не ослеплял виртуозной бравурностью, но привлекал законч. гармоничностью, тщательной отделкой каждого движения, мягкой и пластичной кантиленой, выразительной скульптурностью поз. |