Российский гуманитарный энциклопедический словарь
Статьи на букву "Т" (часть 5, "ТОН"-"ТРЕ")

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Т" (часть 5, "ТОН"-"ТРЕ")

Тон Конст. Анд

ТОН Конст. Анд. (1794-1881) - архитектор нем. происхождения, выпускник Петерб. АХ. Исследователь антич. архитектуры и рус. зодчества. Начав проф. деят-ность как архитектор классицизма постройкой пристани у АХ, оформлением академич. церкви, созданием серебр. иконостаса Казанского собора, он затем на основе моск. архитектуры 16 в. разработал русско-визант. стиль и построил в этом стиле неск. десятков приходских и полковых церквей в СПб. и в провинции. Реконструировал храмы в Костроме, Казани, Пскове. Автор образцовых проектов церквей, сельских домов и образцовых селений. Главный арх. и автор проектов храма Христа Спасителя, Большого Кремлевского дворца, Оружейной палаты и др. зданий в Москве. Автор первых ж.-д. вокзалов в России - Царскосельского и Николаевских вокзалов СПб. и Москвы, десятков обществ. и частных зданий. Обществ. и дворцовые здания возводил в стиле неоренессанса, варьируя интерьеры в разных ист. стилях.

К сожалению, практически все храмы, построенные Т. или по его проектам, уничтожены или перестроены, поэтому сегодня невозможно в должной мере оценить его вклад в развитие рус. зодчества.

Николаевский (ныне Ленинградский) вокзал. Москва. Арх. К. А. Тон. 1844-1851

Николаевский (ныне Ленинградский) вокзал. Москва. Арх. К. А. Тон. 1844-1851

Тоническое стихосложение

Статья большая, находится на отдельной странице.

Топонимика

Статья большая, находится на отдельной странице.

Топор боевой

ТОПО́Р БОЕВО́Й - оружие ближнего боя. Судя по археол. источникам, Т. Б. получил распространение на большой части Европы в позднем неолите и медном веке. Каменные Т. Б. всегда имели просверленное отверстие для насадки, противоположный конец выполнен в виде молотка или выпуклости. В Вост. Европе выделена особая археол. культура Т. Б. 3-2 тысячелетия до н. э. В же л. веке Т. Б. становится обычным видом вооружения у евразийских народов. Особую популярность получил в эпоху викингов. Др.-рус. Т. Б. (чеканы, секиры) имели дл. лезвия 9-15 см, шир. до 10-12 см, диам. обушного отверстия 2-3 см, вес до 450 г, дл. рукояти до 80 см. Как боевое оружие особенно распространен в 10 в. в связи с важным значением пешей рати. С возрастанием роли конницы и кав. боя в 12-13 вв. активность его использования снижается, хотя он по-прежнему остается массовым пехотным оружием. Возрождение былой популярности Т. Б. и его дальнейшее совершенствование относится к 14-15 вв. (секиры-чеканы, топоры-булавы, клевцы, бердыши). В то же время используется как парадный церемониальный предмет. Постепенно выходит из употребления к кон. 16 в.

Топорков Вас. Осип

ТОПОРКО́В Вас. Осип. (1889-1970) - актер, педагог, д-р иск-ведения. В 1909 окончил Петерб. театр. уч-ще и вступил в труппу Петерб. т-ра Лит.-худож. об-ва. Самая заметная роль, сыгранная на этой сцене, - Платон Каратаев ("Война и мир" по Л. Толстому). В 1919-27 служил в т-ре Корша, где играл по преимуществу характерные и комедийные роли: Труффальдино ("Слуга двух господ" К. Гольдони), Бальзаминов ("Женитьба Бальзаминова" А. Островского), капитан Христоферсон ("Анна Кристи" Ю. О’Нила), Санчо Панса ("Освобожденный Дон Кихот" А. Луначарского). С 1927 - в МХАТе. Дебютировал ролью кассира Ванечки ("Растратчики" В. Катаева, 1928). Т. обладал блестящей способностью к внутреннему и внешнему перевоплощению, умел сочетать предельную естественность с острым внешним рисунком роли. Сыграв в 1932 Чичикова, продемонстрировал глубокое понимание творческой природы Н. Гоголя. Большой удачей стало исполнение Т. роли Оргона ("Тартюф" Ж. Б. Мольера, 1939), где он сумел соединить тонкость психологич. анализа с изяществом сценич. формы. Широкий творч. диапазон позволял играть самые разнообразные роли - от Береста ("Платон Кречет" А. Корнейчука, 1935) до Счастливцева ("Лес" Островского, 1948), Епиходова ("Вишневый сад" А. Чехова, 1949) и Кругосветлова ("Плоды просвещения" Толстого, 1951).

Т. принимал участие в постановке ряда спектаклей: "Последние дни" М. Булгакова (совместно с В. Станицыным), "Тартюф" (совместно с М. Кедровым). Занимался пед. деят-ностью, преподавал в Школе-студии МХАТ (с 1948 - проф.). На протяжении всей своей творч. жизни Т. был страстным пропагандистом и популяризатором системы К. Станиславского, его перу принадлежат книги "К. С. Станиславский на репетиции" (М.; Л., 1949), "О технике актера" (М., 1954), большое количество статей в периодич. изданиях.

Лит.: Рогачевский М. Л. В. О. Топорков. М., 1969.

В. Топорков и А. Андреева в спектак ле «Лиса и виноград». 1958

В. Топорков и А. Андреева в спектак ле «Лиса и виноград». 1958

Торговая казнь

ТОРГО́ВАЯ КАЗНЬ - публичное наказание кнутом или плетью, получившее название по месту его совершения - "на торгу" (торговой площади), при большом стечении народа.

Свое название Т. К. получилав 15 в, и оно сохранялось вплоть до отмены наказания в 1845. В конце 18 в. от Т. К. освобождались дворяне, духовенство и купцы. Свод Законов Рос. империи называет наказание кнутом Т. К. или просто казнью. Существовала и выработанная в течение многих столетий обрядовая сторона Т. К., имевшая ряд одинаковых черт с приготовлением преступника к смертной казни. Выполнение наказания начиналось чтением приговора. Иногда Т. К. проводилась в тех местах, где наказываемый совершил свои преступления. Количество ударов в приговоре не обозначалось, фактически доходило до нескольких сот; обычным исходом Т. К. была смерть преступника.

Торевтика

ТОРЕ́ВТИКА (греч. τορευτικός - искусный в рельефной работе по металлу, от τορεύω - вырезываю, чеканю) - родовое понятие для иск-в рельефной обработки худож. изделий из металла. Термин применяется гл. обр. к иск-ву античного мира. Обычно под Т. подразумеваются чеканка и тиснение тонких листов металла на выпуклых формах. Примером Т. в рус. иск-ве явл. скульптурные композиции арки Главного штаба и Нарвских триумфальных ворот в СПб. Также Т. называют отделку поверхности литых изделий.

Торелли Стефано

ТОРЕ́ЛЛИ Стефано (1712-80) - итал. живописец, ученик своего отца Ф. Торелли. В 1739 польск. король и саксонский курфюрст Август III пригласил его в Дрезден, где Т. работал как портретист и плафонный живописец в течение 19 лет; с 1759 работал по контракту в г. Любеке и написал 10 больших аллегорич. картин для аудиенц-зала ратуши и ряд портретов частных лиц. В 1762 по приглашению И. И. Шувалова Т. приехал в СПб., преподавал в АХ (1762-68), затем был назначен Екатериной II придворным живописцем (1768-80). Он написал портреты Екатерины II (1763), Г. Г. Орлова (1763), вел. кн. Павла Петровича (кон. 1760-х гг.), А. А. Чернышевой (1760-е гг.), А. И. де Рибас (1773) и множество др., ист. и аллегорич. картины: "Екатерина II в образе Минервы, покровительницы иск-в" (1770), "Аллегория на победу Екатерины II над турками и татарами" (1772), "Коронование Екатерины II" (1777). Но осн. сферой деят-ности Т. была плафонная и декор. живопись. Он создал три плафона для Зимнего дворца, пять плафонов для Мраморного дворца, два плафона для Китайского дворца в Ораниенбауме, а также многочисл. десюдепорты и декор. панно для Китайского дворца и Катальной горки в Ораниенбауме. Т. виртуозно владел рисунком и композицией, а его излюбленная гамма розовых, голубых, желтых, сиреневых тонов придавала картинам элегантный, праздничный характер. С одинаково высоким мастерством он исполнил и плафон в охотничьем замке графа Г. Брюля Нишвиц (Германия) пл. ок. 100 кв. м, и камерный портрет А. И. де Рибас. В работах Т. стиль рококо прожил в России до кон. 1770-х гг. По уровню мастерства, по количеству и неизменно высокому уровню созданных произв. он был самым значительным из европ. живописцев 18 в., работавших в России. Т. умер в СПб.

Торжественник

ТОРЖЕ́СТВЕННИК - др рус сборник уставных чтений, распространенный в 14-17 вв. Т. составлен из переводных и оригин. соч.: эпидейктических слов, поучений, сказаний о церк. праздниках, житий святых. В рукописях иногда называется "Соборник". Существуют две разновидности Т.: минейная (гомилии посвящены неподвижным календарным праздникам православной церкви и исконно рус. праздникам - Покрова Богоматери, Владимирской иконы Богоматери и др.) и триодная (гомилии связаны с триодным циклом - Великим постом, Пасхой, Троицей). Прототип минейного Т. - греч. сборник, переведенный в Болгарии и дополненный местными рус. статьями. Прототип триодного Т., как и близкого ему Златоуста, окончательно сложился в слав. странах, где ядро визант. гомилий было дополнено местными рус. статьями. Триодный Т. состоит исключительно из произв. учительного и торжеств. красноречия. Внутри разновидностей выделяются три редакции для минейного Т. (1-я и 2-я имеют в основе греч. сб.) и две для триодной разновидности. В Др. Руси особенно был популярен минейный Т., постоянно пополнявшийся новыми рус. житиями.

Лит.: Орлов А. С. Сборники Златоуст и Торжественник. СПб., 1905; Черторицкая Т. В. О начальных этапах формирования др.-рус. лит. сборников "Златоуст" и "Торжественник" // Источниковедение лит-ры Др. Руси. Л., 1980; Ее же. К вопросу о лит. истории др.-рус. минейного Торжественника // Др.-рус. рукописная книга. Новосибирск, 1982.

Тормасов Ал-др Петр.

ТОРМА́СОВ Ал-др Петр. (1752-1819) - ген. от кавалерии. Участвовал в рус.-тур. войне 1787-91, за сражение при Мачине был удостоен ордена св. Георгия 3-й степени. Воевал в Польше, непродолжит. время был шефом Орденского кирасирского полка. В 1808-11 - главнокомандующий в Грузии и на Кавказской линии. В 1812 - командующий 3-й Зап. армией. В июле 1812 нанес первое поражение наполеоновской армии у Кобрина, за что Александром I был награжден орденом св. Георгия 2-й степени. В 1813 - и. о. главнокомандующего рус. армией. В 1814 - главнокомандующий в Москве, был удостоен графского титула. Портрет Т. находится в Военной галерее Зимнего дворца в Петербурге.

А. П. Тормасов. Гравюра А. Афанасьева. 1-я четв. 19 в.

А. П. Тормасов. Гравюра А. Афанасьева. 1-я четв. 19 в.

Торопов Анд. Дм

ТО́РОПОВ Анд. Дм. (1851-1927) - книговед, библиограф. Род. в Ярославле, в семье земского служащего. Воспитывался у своего деда, страстного библиофила. В 1876 окончил юрид. ф-т Моск. ун-та и в том же году открыл первую в Москве общедоступную дет. б-ку. В 1889 основал Моск. библ. кружок, став первым пред. первой рус. науч. ассоциации библиографов. В 1894-97 был ред. ж. "Книговедение". В 1901 Т. опубликовал первый в России теоретич. библ. труд по описанию книг "Опыт руководства к подробному описанию книг, согласно требованиям совр. библиографии", а в 1902 - "Систематич. указатель лит. и худож. содержания журнала "Нива" за 30 лет (1870-99)". В 1905 Т. переехал на Кавказ, где редактировал газету "Кубань" и "Кубанская жизнь". За их рев. направленность был привлечен к суд. ответственности. Отбыв срок заключения, осенью 1906 Т. переселился в СПб. С 1907 по 1920 по решению Гл. управления по делам печати он редактировал "Книжную летопись". В 1920-25 Т. заведовал Музеем книги при НИИ книговедения в Ленинграде. В 1924 он принимал активное участие в работах по созыву 1-го Всерос. библ. съезда.

Соч.: Списки трудов рус. писателей. // Книговедение. 1895. № 1-2; Статистика произведений печати, вышедших в России в 1910-15. СПб., 1911-16; Ремесла и ручной труд: Библ. указ. за последние 25 лет. Л., 1925.

Лит.: Масанов Ю. И. А. Д. Торопов. М., 1951.

Торос

ТОРО́С - хаотич. нагромождение обломков льдин среди ледяного покрова водоемов, образовавшееся в результате давления ледяных полей друг на друга и на берега. Слово вошло в междунар. геогр. терминологию.

Торцовая гравюра

ТОРЦО́ВАЯ ГРАВЮ́РА - один из видов ксилографии, гравюра на доске с перпендикулярными к поверхности волокнами; допускает очень тонкую и разнообразную технику. Изобретена в 1780-х гг. англичанином Т. Бьюиком; он использовал поперечный срез ствола уже не грушевого дерева, а более твердых сортов (бук, пальма, самшит); техника позволяет делать постепенные переходы от темного к светлому. Т. Г. не так плоскостна, допускает светотень, нюансы, глубину. Получила большое распространение в 19 в. для репродуцирования сначала штриховых, а затем тоновых илл. ("политипажей") в кн. и ж., т. к. хорошо передает рис. (особенно перовой) - росчерки, сетку мелкой штриховки, пятна и т. д. Т. Г. выполнялись специалистами-резчиками, в России - Е. Е. Бернардским (1819-89), илл. к "Мертвым душам" Н. В. Гоголя с рисунков А. А. Агина, к пов. "Тарантас" В. А. Соллогуба с рисунков Г. Г. Гагарина и др.; В. В. Матэ (1856-1917), портреты деятелей рус. культуры, воспроизведения картин и рис. И. Е. Репина, В. И. Сурикова и др.

Тотлебен Эдуард Ив

ТОТЛЕ́БЕН Эдуард Ив. (1818-84) - военный инж., один из организаторов 1-й Севастопольской обороны в период Крымской войны 1853-56, ген.-адъютант (1855), инж.-генерал (1869), граф (1879). Окончил Гл. инж. уч-ще (1836), участник боевых действий на Кавказе в 1848-49, с 1851 - гвардейский инж. В 1854 в чине инж.-подполковника возглавил стр-во полевых укреплений на южном фасе обороны Севастополя. Удачно использовав особенности местности, руководил созданием 7 бастионов, ряда отсечных и фланкирующих позиций, укреплением Малахова кургана, завершив фортификационные работы в кратчайший срок. В результате союзники отказались от поспешного штурма города и были принуждены начать длит. осаду. В 1859 возглавил Инж. департамент. В 1863-77 занимал должность товарища ген.-инспектора по инж. части, принимал активное участие в инж. обеспечении пограничной полосы на зап. границе России. Снискал известность как популяризатор саперного дела в армии. Участник рус.-тур. войны 1877-78. В 1877 по приглашению имп. Александра II прибыл под Плевну после 3-го неудачного штурма крепости и позднее возглавил отряд обложения. Обеспечив сплошную блокаду Плевны, 28 нояб. (10 дек.) 1877 принял капитуляцию оборонявшейся тур. армии Осман-паши. Впоследствии командовал Рущукским отрядом, а в период с апр. 1878 по янв. 1879 - действующей армией, сменив вел. кн. Николая Николаевича-старшего. Член Гос. совета (1879). В 1879 - одесский ген.-губернатор и командующий войсками Одесского военного округа, в 1880 - виленский, ковенский и гродненский ген.-губернатор. В политич. отношении проявил себя как последовательный сторонник укрепления самодержавной власти. Автор трудов по военно-инж. делу, осуществлял общее рук-во по подготовке и изданию описания Севастопольской обороны. Похоронен в Севастополе.

Травник

ТРА́ВНИК - название др.-рус. мед. сочинений 16 в. В основе их лежат переводы с лат. и европ. яз. Помимо описания лекарств. растений (оттуда и название) Т. содержали описание минералов, животных веществ, сведения о клинич. признаках болезней и рекомендации по их лечению. Переводная часть с кон. 16 в. существенно дополнялась сведениями местного рус. происхождения. Т. бытовали под названиями "Вертоградов" (церк.-слав. "сад, огород"), "Цветников" и просто "Лечебников". С 18 в. их значение как врач. справочников и руководств упало, но в крестьянской и мещанской среде они продолжали переписываться и дополняться вплоть до 20 в.

Лит.: Змеев Л. Ф. Рус. врачебники. СПб., 1895. (Памятники древн. письменности; Вып. 112); Богоявленский Н. А. Др.-рус. врачевание в 11-17 вв. М., 1960.

Трактир

ТРАКТИ́Р (от лат. tractus - букв. течение, дорога) - первоначально Т. называлась гостиница с рестораном. Т. возникли на осн. постоялых дворов на почтовых станциях. Наряду с низкоразрядными Т. были и первоклассные. В СПб. Особ. славой в кон. 18 - нач. 19 в. пользовался Демутов Т., в к-ром останавливались А. С. Пушкин, А. С. Грибоедов, А. Мицкевич и мн. др. деятели культуры. В Москве одним из лучших был Большой Патрикеевский Т. И. Я. Тестова (открыт в 1868). Мн. Т. имели свой постоянный круг посетителей: в Москве в "Лондоне" и "Коломне" собирались извозчики; купцы любили Т. "Арсентьича"; Т. А. Г. Зверева посещали оптовики хлебной торговли; репортеры и газетчики облюбовали Т. Колотушина; у Тестова собиралась театр. публика и т. д. В фешенебельных Т. выступали певцы, музыканты, цыганские хоры, оркестры рус. музыки. Обслуживали посетителей в Т. половые, форменной одеждой к-рых были белые рубахи навыпуск. После того как первоклассные Т. были переименованы в рестораны, назв. Т. сохранилось лишь за третьеразрядными заведениями.

Транспортные средства

Статья большая, находится на отдельной странице.

Трансформационный метод

ТРА́НСФОРМАЦИОННЫЙ МЕ́ТОД - используемый в синтаксисе с сер. 20 столетия метод описания структуры предложения, в основе к-рого лежит представление о том, что все множество синтаксич. типов предложений любого яз. строится из огранич. набора исходных, или ядерных, типов с помощью небольшого числа правил, называемых трансформац. правилами, или трансформациями. Ядерными принято считать элементарные, т. е. простые, утвердит. предложения, состоящие из знаменат. глагола в форме изъявит. наклонения наст. времени действит. залога и слов, реализующих его валентности (Водитель закрывает двери, Больной кашляет). Все остальные предложения являются производными.

К числу стандартных, широко употребит. трансформаций относятся, напр., пассивная (Двери закрываются водителем), вопросит. (Водитель закрывает двери?) и выделит. трансформации (Водитель закрывает двери). В результате выделительной трансформации из исходного предложения получается предложение с выделенной темой (Что касается водителя, то он закрывает двери).

Исходные предложения могут трансформироваться не только в предложения, но и в словосочетания. Напр., предложение Больной кашляет преобразуется в производное словосочетание кашель больного; Ребенок плачет - плачущий ребенок. Подобные трансформации также служат для построения разл. производных предложений, эл-тами к-рых и выступают полученные словосочетания (Врача беспокоит кашель больного, Плачущий ребенок всем надоел).

К числу трансформаций, в ходе к-рых происходит изменение значения исходного предложения, относятся, напр., модальная (Водитель закрывает двери - Водитель хочет закрыть двери) и фазовая трансформация (Больной кашляет - Больной начинает кашлять). В подобных случаях в производных предложениях появляются операторные модальные и фазовые глаголы.

Трансформац. процесс в принципе может быть многостепенным. В результате последоват. применения разл. трансформаций образуются цепочки предложений, связанных трансформац. отношениями (Водитель закрывает двери - Водитель начинает закрывать двери - Водитель хочет начать закрывать двери). Трансформац. процесс в принципе может быть и разнонаправленным. Это значит, что из каждого исходного предложения можно построить неск. ветвящихся цепочек предложений, к-рые в совокупности образуют т. н. "древо производности".

С помощью Т. М. в яз.-знании устанавливаются закономерности образования и употребления в тексте предложений, к-рые хотя и обозначают одну ситуацию, но по-разному ее характеризуют.

Трансформация

ТРАНСФОРМА́ЦИЯ - (от позднелат. transformatio - преобразование, превращение) - в цирке - прием, заключающийся в мгновенной перемене костюма или его деталей. В цирке номера с Т. известны с 18 в., сначала в конном цирке (мимико-трансформац. сцены на лошади), а позже и в др. жанрах. В сов. цирке на приемах Т. были построены номера жонглера Т. Брок ("Среднеазиат. сюита"), эквилибристки на проволоке В. Сербиной ("Танцы народов СССР"), используется прием Т. клоунами, муз. эксцентриками (Е. Амвросьева и Г. Шахнин), иллюзионистами (Кио, Л. и А. Сударчиковы, Д. Запашная) и др.

Существует неск. способов изготовления и приемов действия трансформац. костюмов - на кнопках, на струнах, на пружинах и др.

Трапеза

ТРА́ПЕЗА (от греч. τράπεζα - стол, кушание) - в традиционной рус. культуре акт совместной еды и питья, форма бытового и социального общения между людьми. Ежедневная трапеза - своеобр. наука в течении обыденной жизни. Обрядовая Т. - основной компонент праздника или события жизненного цикла. Т. могла происходить в доме и вне дома (в поле, лесу, на кладбище). В семье ежедневно было 4 Т.: завтрак, обед, полдник и ужин. Гл. Т. были и обед, и ужин. Ложки и ножи стали употребляться только в 16 в., индивид. вилка получила распространение не ранее 16-17 вв. До появления индивид. тарелок куски с общего блюда брали пальцами. Ложки приносили только к горячим.

В представлениях народа Т. дарует Бог. Он же незримо наблюдает за поведением участников Т. и отношением к дарам. Согласно верованиям при еде присутствуют добрые и злые духи - ангелы и черти. Перед Т. и после обязательно мыли руки, садясь за стол, читали молитву и крестились, крестились перед тем, как начать резать хлеб, а раньше перед каждым новым блюдом. Бог дарует человека пищей, а человек благодарит и выражает свое почтение Богу - за столом сидит чинно и пустых разговоров не ведет. Нельзя ругать еду, а надо, напротив, хвалить, и тогда Бог пошлет вкусную пищу. Во время Т. нельзя стучать ложками, ножом или пальцами по столу. Распоряжается Т. и следит за порядком хозяин, он режет хлеб, делит мясо, солит еду.

Обрядовая Т. служит выражением определ. взаимоотношений между людьми, их общностями - родств., соц., религиозными, профес, возрастными и т. д. Известны сугубо семейные рождественские Т., совместные Т. молодежи в Святки, на Троицу, Пасху и др. праздники. Состав обрядовых Т. различался в зависимости от смены сезона года. Зимние рождественско-новогодние и ранневесенние масленичные Т. состояли из плодов урожая, собранного в предыдущем году, а их обрядность была направлена гл. обр. на обеспечение будущего плодородия и благополучия. Поздне-весенние, летние и осенние Т. были связаны прежде всего с введением в пищевой рацион плодов нового урожая (запрет на первые плоды, их первое вкушение). Сервируя праздничный стол, каждому клали хлеб и ложку. Кушанья подавали на стол разрез. на куски, еду брали с общего блюда. Перед хозяином и наиб. почетными гостями ставили отдельные блюда. Существовал опред. порядок и в подаче угощений. Сначала подавались холодные закуски и печеное (жареная и отварная рыба или мясо), затем горячие похлебки, в заключение ставились всевозможные сладости.

Братская Т. - общий стол в монастырях; столовая, застольная в обителях; покой, комната, где обедают.

Т. церкви - зап. часть, нижний конец креста, напротив алтаря, престол в алтаре.

Трапезная

ТРА́ПЕЗНАЯ - 1) В христ. монастырях - спец. здание с залой для совместных трапез монахов (иногда вместе с паломниками), с церковью и подсобными помещениями. В Др. Руси в 16-17 вв. это чаще всего 1-столпная зала (реже 2-столпная и бесстолпная), окруженная иногда террасами-гульбищами. Т. крупных монастырей нередко имеют богатое худож. убранство (напр., в Троице-Сергиевой лавре).

2) В храме - зап. пристройка к церкви, служащая для богослужения зимой и обществ. нужд прихожан (часто встречается в рус. зодчестве 17-18 вв.).

Трапезная в Троице-Сергиевой лавре

Трапезная в Троице-Сергиевой лавре

Трауберг Леон. Зах.

ТРА́УБЕРГ Леон. Зах. (1902-90) - реж., сценарист, педагог, историк кино. Учился в студии Комич. оперетты в Пг. В 1919 открыл театр. студию в Одессе. Совм. с Г. Козинцевым организовал в Петрограде ФЭКС (Фабрика эксцентрич. актера). Преподавал в мастерской ФЭКС в Ленингр. ин-те сценич. иск-в (1926-34). До 1945 работал вместе с Г. Козинцевым. В кино с 1924. В эксцентрич. манере были поставлены ф. "Похождение Октябрины" (1924) и "Мишка против Юденича" (1925). В ф. "Чертово колесо" (1926) реж. открыл новый поэтич. облик Ленинграда. Ставили ф. на материале истории - "Шинель" (1926, по мотивам "Петербургских повестей" Н. Гоголя), "С. В. Д." (1927, из истории декабристского движения), "Новый Вавилон" (1929 - о Парижской коммуне, "в манере Э. Золя"); ф. о современности - "Братишка" (1927), "Одна" (1931). В 30-е гг. реж. манера стала строже, сдержаннее. В трилогии о Максиме ("Юность Максима", 1934; "Возвращение Максима", 1937; "Выборгская сторона", 1939) по-новому показали образ рабочего-революционера, тесно связав его с бытом и фольклором питерской раб. окраины. Последний ф., поставленный сов. с Г. Козинцевым, "Простые люди" (1945, вып. - 1956). Поставил ф. "Актриса" (1943), "Шли солдаты" (1958), "Мертвые души" (т/ф, 1960), "Вольный ветер" (1961, сореж. А. Тутышкин, по одноим. оперетте И. Дунаевского).

Сценарист или соавтор сценариев большинства своих ф. В последние годы занимался кинодраматургией и лит. трудом. Написал сценарии "Жизнь в цитадели" (1948), "Вольница" (1956, по Ф. Гладкову), "Дикие лебеди" (1962, совм. с Е. Рыссом). "В мертвой петле" (1963, при участии А. Тимошенко), "Два года над пропастью" (1967, совм. с В. Дроздовым и А. Евсеевым), "Повесть о двух народах", "Тевье-молочник" и др.

Соч.: Избр. произв.: В 2 т М., 1988; Свежесть бытия. М., 1988; "Чай на двоих": [Воспоминания]. М., 1993.

Лит.: Добин Е. Козинцев и Трауберг. М.; Л., 1936; Козинцев Г. Глубокий экран // Собр. соч.: В 5 т Л., 1981. Т. 1.

Траурный Рубль

ТРА́УРНЫЙ РУБЛЬ (разг.) - серебр. монета достоинством в 1 руб. (1725), на к-рой имп. Екатерина I изображена в простой одежде и без регалий. Считалось, что эта монета, чеканившаяся непосредственно после смерти Петра I, была оформлена указанным образом в знак траура.

Трафарет

ТРАФАРЕ́Т (от итал. traforetto, от traforo - прокалывание, продырявливание) - тонкий лист из металла, пластмассы, картона и пр. с отверстиями, повторяющими по форме орнаменты, буквы, цифры и пр., для получения изображения путем продавливания краски через отверстия для многократного повторения мотива. Применяется при трафаретной печати в худож. вышивке, набойке, в текст. и бум. произ-ве, при украшении керамич. изделий.

Треба

ТРЕ́БА - 1) Языческий обряд жертвоприношения и сама жертва.

2) В нек-рых нар. говорах - потребность, нужда, просьба.

3) У христиан - священнодействие и молитвы, совершаемые священником по просьбе одного или неск. верующих в связи с опред. событиями в их жизни (крестины, венчание, погребениеит. п.). Плата за отправление Т. - один из осн. источников церк. доходов.

Требник

ТРЕ́БНИК - в рус. правосл. церкви богослужебная кн., используемая в частных и особ. случаях. Излагает порядок совершения каждой из треб и молитвы на всякую требу. Различают большой, малый и дополн. Т. Первая часть большого Т. используется для отправления треб, совершаемых при обстоятельствах, бывающих в жизни всех или нек-рых прихожан (таинства, погребение, освящение воды и т. п.). Во второй части находятся молитвы на разные требы: освящение зданий, плодов, разрешение от клятвы, при нач. труда, благословение, об "отроках неудобоучащихся" и т. д. Малый Т. - часть большого, употребляется при совершении наиб. частых треб. Дополн. Т. содержит чины освящения храмов и принадлежащих ему вещей. Т. пришел на Русь из Болгарии в пер. Кирилла и Мефодия. В наст. время используется Т., исправ. при патриархе Никоне (1655) и переработ. патриархом Иоасафом (1662).

Тревер Камилла Вас.

ТРЕ́ВЕР Камилла Вас. (1892-1974) - иранист-историк и иск-вед, чл.-корр. АН СССР, д-р ист. наук (1939), заслуж. деятель науки Уз. СССР (1943), проф. В 1914 экстерном сдала гос. экзамены наист.-филос. ф-те Петерб. ун-та. С 1913 работала в Археологич. комиссии, занимаясь изучением и описанием ольвийских древностей. В 1919 стала ассистентом Рос. акад. истории матер. культуры, в этом же году поступила на работу в Эрмитаж и до 1926 работала хранителем Строгановского дворца. С 1922 начала заниматься историей и иск-вом Востока, прослушала курсы лекций В. В. Бартольда, И. А. Орбели, С. Ф. Ольденбурга, А. А. Фреймана. В 1926 стала доц. каф. иранистики ЛГУ, а в 1928 - помощником Орбели по превращению отдела Востока Эрмитажа в крупнейший центр востоковедения. Прекрасное образование (владение европ., классич. и вост. яз.) и широкая эрудиция вовлекли Т. в круг интересов античного мира и Востока в древности и средневековье. Т. написала более ста науч. статей и кн. по античной истории, лит-ре, истории культуры; по археологии, истории и иск-ву Кавказа, Ср. Азии, Ирана. Она иссл. проблему взаимодействия эллинской и вост. культур. Т. принадлежит постановка вопроса о существовании в Бактрии после завоевания ее Александром Македонским самобытного иск-ва, сочетавшего местные и греч. элементы. Во время Вел. Отеч. войны Т. работала в Ташкенте в Ин-те яз., лит-ры и ист. Уз. филиала АН СССР (1941-43) и в Ереване в Ин-те ист. АН Арм. ССР (1943-45). Награждена иранским орденом "За научные заслуги" (1935), орденом "Знак Почета" (1945), орденом Ленина (1954) и Почетной грамотой Верх. Совета РСФСР.

Соч.: Сасанидский металл: Худож. предметы из золота, серебра и бронзы. М.; Л., 1935 (совм. с И. А. Орбели); Памятники греко-бактрийского искусства. М.; Л., 1940; Очерки по истории культуры древней Армении (2 в. до н. э. - 4 в. н. э.). М.; Л., 1953.

Тредиаковский Вас. Кир.

ТРЕДИАКО́ВСКИЙ Вас. Кир. (1703-69) - филолог, поэт и переводчик, крупный деятель рус. классицизма 18 в. Родился в семье астраханского священника, в детстве был отдан в школу католич. монахов-капуцинов. Отказавшись от церк. службы, Т. бежал в Москву, учился в Славяно-греко-лат. акад. (1723-26), затем отправился в Гаагу и завершил образование в Сорбонне, куда пришел из Гааги пешком. В 1730 вернулся в Россию и начал лит. деят-ность с перевода галантного романа франц. писателя 17 в. П. Тальмана "Езда на остров любви", к к-рому приложил собств. любовные стихи на рус. и франц. яз. Перевод Т. имел большой успех. После этого Т. был "пиитом" и переводчиком при АН, с 1745 проф. лат. и рус. "элоквенции". Как придворный поэт, Т. писал торжеств. похвальные оды в адрес монархов и по поводу крупных событий рос. ист. (напр., "Ода торжественная о сдаче города Гданьска", 1734). Петровская эпоха была для Т. началом новой отечеств, культуры, а идеалом монарха был Петр I.

Т. был знатоком и популяризатором антич. лит-ры, много занимался переводами лат. и греч. писателей (басни Эзопа, стихи Горация, соч. Сенеки, комедии Теренция и др.). Важнейшим событием в ист. культуры и науки был сделанный им перевод трудов франц. историков-антиковедов Ш. Роллена ("Древняя история" в 10 томах и "Римская история" в 16 томах) и его ученика Ж. Б. Кревье ("История о римских императорах от Августа до Константина"). Этими переводами Т. занимался в 1749-69. Сочинения Ш. Роллена и Ж. Б. Кревье стали основополаг. трудами, по к-рым рус. об-во 18 в. знакомилось с антич. историей.

Античность и совр. франц. культура оказали огромное влияние и на поэзию Т. В 1750-53 он пишет филос. поэму "Феоптия" (часть стихов восходит к прозаич. трактату Ф. Фенелона "О существовании и атрибутах Бога"), в 1766 была написана его поэма "Тилемахида", стихотв. обработка романа Фенелона "Приключения Телемаха". На Т. оказала влияние и церк.-религиозная традиция; так, ему принадлежит стихотворное переложение "Псалтыри" (1754), впрочем, оставшееся в рукописи.

Т. вошел в историю рус. лит-ры как теоретик и новатор поэзии. Еще в 1733 вышел трактат Т. "Новый и краткий способ к сложению российских стихов с определениями от сего надлежащих знаний". Т. изложил систему лит. жанров классицизма и дал первые в рус. поэзии образцы сонета, рондо, мадригала, оды. Он стремился избегать "глубокословныя словенщины" и обосновывал силлабо-тонический принцип стихосложения, также будучи основоположником рос. гекзаметра и инициатором жанра классич. героич. эпопеи. В 1739 в спор с Т. вступил М. В. Ломоносов, выдвинувший в кач. основного размера 4-стопный ямб. Рус. поэзия в основном пошла по стопам М. В. Ломоносова, причем правоту оппонента во многом признал и Т.

Соч.: Стихотворения. М., 1935.

"Трезвоны"

"ТРЕЗВО́НЫ" - богослужебная певческая книга, содержащая избранные службы святым и иконам Богородицы. Представляет собой позднюю редакцию богослужебной певч. книги "Стихирарь минейный ("месячный")". Сборник получил распространение во 2-й пол. 17 в., а в старообрядч. традиции - вплоть до 20 в.

Лит.: "Трезвоны". Собрание песнопений с крюковыми нотами по рукописи из Б-ки Рогожского кладбища. М., 1914.

Трезини Доменико

Статья большая, находится на отдельной странице.

Трезини Пьетро Антонио

ТРЕЗИ́НИ Пьетро Антонио (1692 - после 1760) - швейц. архитектор, учился в Италии и работал на крупных стройках Милана под рук. своего отца. Приехал в СПб. в 1726 и первые 10 лет работал вольным мастером по частным заказам, в 1731-32 исполнял по контракту штукатурные и каминные работы в здании Гос. коллегий на Васильевском о-ве. В 1735 ему было поручено восстановление сгоревшей Исаакиевской ц. С нояб. 1743 руководил постройкой Преображенского собора в Литейной части. В 1745 по указу Елизаветы Петровны д. б. переделать проект по образцу Успенского собора в Моск. Кремле. Преображенский собор стал первой 5-купольной церк. столицы. В 1742-51 Т. работал архитектором на стр-ве Александро-Невского мон. За эти годы построил Федоровский корпус и почти завершил стр-во Федоровской ц. С 1742 он также исполнял должность арх. Гл. полицмейстерской канц. СПб. и осуществлял контроль за частными постройками и их соответствием плану города. В 1748 он выполнил проект Троицкой Новосергиевской пустыни под СПб., согласно к-рому в центре квадратного комплекса находился крестообразный в плане собор с пятью куполами и колокольней. К С. и Ю. от собора стояли два жилых корпуса. В 1751 Т. уехал в отпуск на родину, однако задержался с возвращением на неск. лет, в течение к-рых он выполнял разл. строит. работы во дворце миланского герцога. В 1760 он вновь жил в СПб., но не находился более на гос. службе, а работал, вероятно, по частным заказам.

Тренёв Конст. Анд

ТРЕНЁВ Конст. Анд. (1876-1945) - драматург. Сын крестьянина. В 1903 окончил Петерб. археол. ин-т и одновременно дух. акад., в 1921 - агрономический ф-т Таврического ун-та. Длит. время работал учителем. Лит. деят-ность начал в 1895 в газ. "Донская речь" (очерки, фельетоны, памфлеты). В 1907 был выслан в Волочанск, где начал писать пьесы. Наиб. значит. произв. этого периода - "Дорогины" ("Отчего порвались струны", 1911). В 1924 закончил нар. трагедию "Пугачевщина", где определилось стремление Т. к соц. насыщенной драматургии. Центр. в творчестве Т. является драма "Любовь Яровая" (1926). Коллизии гражд. войны раскрыты здесь как соц. процесс, оправдывающий необходимость личных жертв во имя общей цели. Отстаивая "красную правду", Т. высмеивает идеалы культуры прошлого, понятия чести и достоинства "бывших", чьи образы в пьесе окарикатурены. Др. пьесы Т.: "Жена" (1926), "Ясный лог" (1931), "Опыт" (1934), "Гимназисты" (1935), "Анна Лучинина" (1941), "Навстречу" (1942), "Полководец" (1944). Т. одним из первых в драматургии обратился к образу В. И. Ленина - "На берегах Невы" (1937). Автор рассказов, пов. "Владыко" (1912), "Батраки" (1918), выступал со статьями по проблемам драматургии.

К. А. Тренев

К. А. Тренев

Трепак

ТРЕПА́К - старинный рус. нар. танец, виртуозный, в быстром темпе, двудольном размере. Распространен и на Украине. Осн. движения - дробные шаги и притоптывания. Пляска импровизировалась исполнителем. По характеру мн. общего с "Камаринской" и "Барыней" - либо одиночная муж. пляска, либо перепляс. Но, в отличие от них, Т. своей традиц. мелодии не имел. Этот танец неоднокр. находил разнообр. претворение в произв. рус. комп.: "Т. (рус. танец)" из 2-го акта балета П. Чайковского "Щелкунчик", "Пляска и песня скоморохов" из 1-й картины оп.-былины Н. Римского-Корсакова "Садко", "Т." из вок. цикла М. Мусоргского "Песни и пляски смерти", "Русская" из бал. И. Стравинского "Петрушка".

Третьяк Влад. Ал-др.

ТРЕТЬЯ́К Влад. Ал-др. (род. 1952) - хоккеист, з. м. с. СССР (1971). Один из лучших вратарей в истории сов. хоккея. Чемпион Олимп. игр (1972, 1976, 1984). 10-кратный чемпион мира 1970, 1971, 1973-75, 1978, 1979, 1981-83. 9-кратный чемпион Европы 1970, 1973-75, 1978, 1979, 1981-83. 12-кратный чемпион СССР 1970-73, 1975, 1977-84. Обладатель Кубка Канады 1981. Неоднократно признавался лучшим вратарем на первенствах мира, а также лучшим хоккеистом Европы. Первый несевероамер. спортсмен, к-рому посв. часть экспозиции в зале хоккейной славы в канадском г. Торонто (1988). Дважды был знаменосцем сов. команды на Олимп. играх (1976, 1984).

Третьяков Пав. Мих.

ТРЕТЬЯКО́В Пав. Мих. (1832-98) - купец, промышленник, меценат, коллекционер. Основатель Третьяковской галереи, "почетный вольный общник" (с 1868) и действ. чл. (с 1893) АХ. Один из первых чл. Моск. об-ва любителей художеств, с 1872 "почетный член" об-ва, с того же года - действ. чл. Моск. худож. об-ва. Разделял взгляды художников демокр. направления, оказывал поддержку передвижникам. Собирая в течение 25 лет (с 1856) произв. рус. художников, составил самую значит. частную картинную галерею в России. С 1880-х гг. проявляет особое тяготение к монумент. форме станковой живописи. Нек-рые худож. произв. Т. приобретал вопреки мнению о них представителей офиц. власти; так, он купил "Сельский крестный ход на Пасхе" В. Г. Перова, "Иван Грозный и сын его Иван" И. Е. Репина, военные произведения В. В. Верещагина. Передвижники воспринимали третьяковское собрание как мерило творческого успеха, и Т. писал И. И. Крамскому, что своей коллекцией он во многом обязан бескорыстию художников.

Т. являлся обладателем более 50 произв. др.-рус. иск-ва, будучи одним из первых ценителей иконы, и прекрасной коллекции живописи эпохи рус. классицизма. Большой интерес представляла собранная Т. коллекция портретов музыкантов, актеров, литераторов и др. деятелей иск-ва. В конце жизни Т. живо заинтересовался произв. представителей новых худож. течений. В 1892 Т. передал в дар Москве свое собрание вместе с коллекцией брата, Сер. Мих. Третьякова. Став попечителем галереи, начиная с 1893 ежегодно издавал каталоги собрания.

Т. делал вклады в Уч-ще живописи и ваяния и в формирование коллекции слепков для Румянцевского музея. В 1897 "во внимание к его заслугам и великому дару" ему было присвоено звание почетного гражданина Москвы.

Лит.: Крамской И. И., Третьяков П. М. Переписка. 1869-1887. М., 1953; Государственная Третьяковская галерея: Очерки истории, 1856-1917. Л., 1981; Боткина А. П. П. М. Третьяков. М., 1986; Зилоти В. П. В доме Третьякова. М., 1992.

П. М. Третьяков. С картины И. Е. Репина. Гравер В. В. Матэ

П. М. Третьяков. С картины И. Е. Репина. Гравер В. В. Матэ

Третьяков Сер. Мих.

ТРЕТЬЯКО́В Сер. Мих. (1834-92) - моск. купец, коллекционер зап.-европ. иск-ва, младший брат Пав. Мих. Т. Жил в Петербурге. По своему вкусу и пользуясь советами И. С. Тургенева, он приобрел коллекцию франц. художников барбизонской школы - Т. Руссо, Ж. Дюпре, К. Коро и др. Несмотря на различие в сферах собирательства, Т. был близок брату во взглядах на иск-во, их коллекции прекрасно дополняли друг друга. Переписка братьев показывает, какое большое место в их жизни занимали вопросы иск-ва, каким самостоятельным, тонким знатоком и ценителем его был каждый из них. Дом Т. был одним из худож. центров Москвы в 1880-х гг. и активно посещался молодыми художниками. Т. в завещании пожертвовал Москве свою коллекцию зап.-европ. живописи и свою часть семейного дома в Лаврушинском пер. для организации "Московской городской галереи Павла и Сергея Михайловичей Третьяковых".

Лит.: Государственная Третьяковская галерея: Очерки истории, 1856-1917. Л., 1981.

Третьяковская галерея

ТРЕТЬЯКО́ВСКАЯ ГАЛЕРЕЯ - крупнейшее собр. рус. иск-ва. Создана в Москве на основе коллекций П. М. и С. М. Третьяковых. Оба собрания были переданы в 1892 в дар Моск. гор. думе. На момент передачи коллекции насчитывали 1369 картин, 454 рис., 10 скульптур. К 1916 в Т. Г. находилось уже 4000 произв. иск-ва. После рев-ции в окт. 1917 в Т. Г. были включены собрания Румянцевского музея, коллекции Ф. И. Прянишникова, К. Т. Солдатенкова, И. Е. Цветкова, И. С. Остроухова. В 1918 Т. Г. была национализирована. С 1913 Т. Г. является систематически оборудованным музеем, с размещением коллекций по ист.-худож. принципу. В Т. Г. представлены произв. живописи, графики, скульптуры, охватывающие все периоды рус. иск-ва: др.-рус. живопись 11-17 вв. (произв. Андрея Рублева, Дионисия, С. Ушакова), портретная живопись 18 в. (Ф. С. Рокотов, Д. Г. Левицкий, В. П. Боровиковский), живопись 1-й пол. 19 в. (О. А. Кипренский, В. А. Тропинин, К. П. Брюллов, П. А. Федотов, А. А. Иванов). Особенно широко представлено иск-во передвижников, составляющее основу коллекции П. М. Третьякова: произв. В. Г. Перова, И. Н. Крамского, В. М. Васнецова, А. К. Саврасова, И. И. Шишкина, а также работы И. Е. Репина, В. В. Верещагина. Среди произв. кон. 19 - нач. 20 в. - работы И. И. Левитана, М. А. Врубеля, В. А. Серова, художников "Мира иск-ва", "Союза рус. художников", "Бубнового валета" и др. Значит. часть экспозиции и фондов Т. Г. отведена послерев. периоду. Т. Г. размещается в реконструир. доме Третьякова с пристройками (автор проекта гл. фасада - Васнецов, 1902).

Лит.: Государственная Третьяковская галерея. М., 1957; Государственная Третьяковская галерея: Очерки истории, 1856-1917. Л., 1981.

Третьяковская галерея. 1975

Третьяковская галерея. 1975

Трефилова Вера Ал-др.

ТРЕФИ́ЛОВА Вера Ал-др. (Ив.) (1875-1943) - балерина. Окончила Петерб. театр. уч-ще в 1894 (кл. П. Гердта), позднее совершенствовалась у Э. Чеккети, Н. Легата, К. Берета. В 1894-1910 артистка Мариинского т-ра. С 1906 балерина. Среди ее ролей: Сванильда ("Коппелия"), Наида ("Ручей"), Эмма ("Гарлемский тюльпан"), Джанина ("Наяда и рыбак"), Китри ("Дон Кихот"), Аврора ("Спящая красавица"), Одетта - Одиллия ("Лебединое озеро"). В 1921-26 (с перерывами) танцевала в "Рус. балете Дягилева" гл. партии в "Спящей красавице", "Лебедином озере", "Видении розы". Т. - одна из последних классич. балерин дофокинского балета. Ее танец не ослеплял виртуозной бравурностью, но привлекал законч. гармоничностью, тщательной отделкой каждого движения, мягкой и пластичной кантиленой, выразительной скульптурностью поз.

Предыдущая страница Следующая страница