Российский гуманитарный энциклопедический словарь
Статьи на букву "Б" (часть 8, "БИЛ"-"БЛО")

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Б" (часть 8, "БИЛ"-"БЛО")

Биллингс Иос. Иос.

БИ́ЛЛИНГС Иос. Иос. (1758-1806) - мореплаватель, капитан-командор (1799). Выходец из Англии, участник третьего кругосветного плавания Д. Кука (1776-79). С 1783 на рос. службе. Руководил совм. с Г. А. Сарычевым эксп. 1785-93, направленной для иссл. и съемки берегов сев.-вост. Сибири и Алеутских о-вов. В 1787 не смог из-за тяжелых льдов проплыть на судах "Паллас" и "Ясашна" вокруг Чукотского п-ова со стороны р. Колымы и Берингова прол. и вернулся в Охотск. В 1789 на корабле "Слава России" отправился на Камчатку и открыл о-в Св. Ионы. В 1790 достиг амер. берега у о-ва Каяк; в 1791 обследовал Командорские, Ближние, Андреяновские и о-ва Прибылова, о-ва Св. Матвея и Лаврентия. Достигнув губы Св. Лаврентия на Чукотке, поручил командование судном Сарычеву, а сам на оленях проехал вдоль побережья от Берингова прол. до Чаунской губы и тем самым завершил описание всего сев. побережья России. Результаты эксп. описаны в тр. Сарычева. В 1797-98 занимался гидрографич. работами на Черном м. от Керченского прол. до устья Днестра. Именем Б. назв. мыс Чукотского берега Вост.-Сиб. м.

Билль-Белоцерковский Влад. Наум

БИ́ЛЛЬ-БЕЛОЦЕРКО́ВСКИЙ Влад. Наум. (наст. фам. Билль, 1885-1970) - драматург, прозаик. Род. в бедной евр. семье в г. Александрия на Украине. Служил юнгой. В 1911-17 жил в США, работал кочегаром, землекопом. В 1917 вернулся в Россию. Участник гражд. войны. Автор ряда драматич. произв., написанных в публицистич., плакатной манере, среди к-рых известностью пользовалась пьеса "Шторм" (1926). В письме И. В. Сталина драматургу (1929) содержалась резкая критика творчества М. Булгакова, его пьес "Багровый остров" и "Бег". Б.-Б. был причастен к газетной травле М. Булгакова. Б.-Б. принадлежит неск. очерково-прозаич. кн.: "Смех сквозь слезы" (1920), "В чужом мире" (1948), "В стране доллара" (1949) и др.

Билярский Петр Спир.

БИЛЯ́РСКИЙ Петр Спир. (1817-67) - филолог-лингвист. Род. в семье священника. Окончил Казан. духовную семинарию, учился в Моск. духовной акад. (1834-38), одноврем. слушал лекции в Моск. ун-те. В 1843 переезжает в Пб., где служит чиновником в АН и сотрудничает в "Ж. м-ва нар. просв.". В 1855 назначен гл. наблюдателем за преподаванием рус. яз. и словесности в воен. уч. заведениях. В 1860 избран адъюнктом АН по Отделению рус. яз. и словесности, вскоре становится ред. "Записок АН". С 1865 проф. каф. рус. словесности Одесского ун-та, где читает курс лекций по истории рус. яз.

Изучая среднеболг. письменность 14 в., переписывает патриарший список летописи Манассии. Публикует иссл. о яз. летописи Манассии и о Реймском евангелии. Будучи сторонником лингвистич. взглядов В. Гумбольдта, перевел на рус. яз. его гл. труд "О различиях систем человеческого языка и о влиянии этих различий на умственное развитие человеческого рода" (1859). Работая в АН, видит свою цель в составлении словарей яз. рус. писателей. Провел большую подготовит. работу для словаря яз. М. В. Ломоносова.

Соч.: Судьбы церковного языка: Кн. 1. 2-е изд. СПб., 1858; Беккер и Гумбольдт // Сб. Отд-ния рус. яз. и словесности имп. АН. 1861-63. Т. 10; Мат-лы для биографии Ломоносова. СПб., 1865.

Бим-бом

БИМ-БОМ - дуэт муз. клоунов. Создан Ив. Сем. Радунским (Бим) (1872-1955) совм. с Феликсом Кортези (Бом) в 1891. Номера Б.-Б. открыли новое направление в рус. муз.-разговорной клоунаде. В основе - исполнение юмористич. и сатирич. диалогов, реприз, куплетов, к-рые тематически связаны с игрой на самых неожид. предметах - сковородах, горшочках, бутылках, ложках, пилах, метлах и т. п., а также и на настоящих музыкальных инструментах. По ходу номера исполнялись и акробатич. трюки. После гибели в 1907 Ф. Кортези партнером Радунского стал Мечислав Ант. Станевский (1879-1927). Гл. место в репертуаре дуэта заняли злободневные сатирич. куплеты и репризы. Исполнит. мастерство артистов отличалось высокой музыкальной культурой и общей художеств. завершенностью. Дуэт Б.-Б. имел большой успех и завоевал большую популярность. Их номера записывались на грампластинки. Артисты снимались в к/ф, нек-рые из них озвучивались с помощью граммофона. Гастролировали в крупнейших цирках Европы. В 1920-25 выступали в цирках Польши. В 1925, возвратившись на родину, Радунский восстановил дуэт вместе с Ник. Иос. Вильтзаком (1880-1960). Вместе проработали до 1941, после чего Радунский работал с др. партнерами до 1946.

Соч.: Радунский И. С. Записки старого клоуна. М., 1954.

Лит.: Альперов Д. На арене старого цирка. М., 1936; Дмитриев Ю. Рус. цирк. М., 1953.

Биобиблиографический словарь

БИОБИБЛИОГРАФИ́ЧЕСКИЙ СЛОВА́РЬ - справочное изд., в к-ром объединены сведения о персонах, библиография их произв. и литература о них. Б. С. отличается от биобиблиографич. указателя тем, что охватывает широкий круг лиц, о к-рых сообщает биографич. сведения, а от биографич. словаря - значительно большим объемом библиогр. информации. В то же время граница между биогр. и биобиблиогр. словарем достаточно условна. Так, "Рус. биографический словарь" (1896-1918. Т. 1-25) содержит весьма обширный библиогр. материал. Значит. события в истории рус. библиографии - Б. С. рус. писателей, составленные Н. И. Новиковым (1772), Г. Н. Геннади, С. А. Венгеровым (1886-1909), а также издание Ин-том рус. лит-ры совм. с изд-вом "Большая Рос. энциклопедия" биобиблиографич. словаря "Рус. писатели" (с 1989).

Лит.: Кауфман И. М. Русские биографич. и биобиблиографич. словари. 2-е изд. М., 1955.

Биосфера

БИОСФЕ́РА (от греч. βιοζ - жизнь и σφαιρα - шар) - область распространения жизни на земном шаре. Б. охватывает часть атмосферы, гидросферу, верх. часть литосферы, к-рые связаны сложными биогеохим. циклами миграции веществ и энергии. Термин "Б." был предложен в 1875 австр. геологом Э. Зюссом. Общее учение о Б. связано с работами В. И. Вернадского, в 20-30-х гг. 20 в. развившего идеи В. В. Докучаева о факторах почвообразования и природных зонах. В основу учения Вернадского положены представления о планетарной геохим. роли живого в-ва, под к-рым понимается совокупность всех живых организмов, существовавших в прошлом и существующих в настоящем и рассматриваемых как геол. фактор. Б. является продуктом сложного превращения живого в-ва за время геол. истории Земли. Кроме этого, Вернадский развил теорию о ноосфере (от греч. νοοσ - основа и σφαιρα - шар) - новой высш. стадии Б., связ. с возникновением и развитием в ней человечества, к-рое, создавая технику и новые неведомые природе в-ва, становится силой, сопоставимой по масштабам с геол., и начинает оказывать влияние на ход процессов в Б. Термин "ноосфера" был предложен в нач. 20 в. П. Тейяром де Шарденом и Э. Ларуа.

В понятии "ноосфера" Вернадским подчеркивалась необходимость разумной (т. е. отвечающей потребностям развивающегося человечества) орг-ции взаимодействия об-ва и природы в противоположность стихийному, хищнич., разруш. отношению к ней.

Биржа

БИ́РЖА - регулярно действующее узаконенное место совершения оптовых (а иногда и розничных) торг. сделок с ценными бумагами (фондовая Б.), иностр. валютой (валютная Б.), товарами по стандартам и образцам (товарная Б.). Б. труда наз. также организацию, осуществляющую посредничество при найме рабочей силы. Помимо перечисленных, существуют и др., менее распространенные виды Б.

История биржевой деятельности в России ведет начало с 1703, когда при содействии Петра I в Петербурге открыта первая Б. В дореволюц. годы в России преобладали Б. смешанного характера и лишь в 1890-х гг. стали возникать специализированные: Калашниковская хлебная Б. в СПб. (1895) и Моск. хлебная Б. (1896). Всего к 1913 в России действовали 93 Б. Орг-ция и деятельность Б. регулировались как общегос. законодат. актами, так и отд. биржевыми уставами. Предприниматели, занимавшиеся биржевой деятельностью на конкретной Б., формировали Биржевое об-во, непосредств. управление делами Б. осуществляли выборные Биржевые к-ты. В сов. время Б. работали в 1921-1930 как органы гос. регулирования рынка. В кон. 1980-х гг. вновь возобновилась биржевая деятельность. В 1991 в быв. СССР зарегистрировано 173 Б.

Биржевые здания обладают характерными в архит. отношении особенностями, к-рые учитывают специфику биржевой торговли. В частности, уникальным памятником рус. архитектуры является здание С.-Петерб. Б., построенное в 1805-10 гг. (арх. Ж. Тома де Томон). См. Биржа фондовая в Петербурге.

Лит.: Невзоров А. С. Рус. биржи. Вып. 1-4. Юрьев, 1898-1900; Филиппов Ю. Д. Биржа. Ее история, совр. орг-ция и функции. [СПб., 1912]

Здание городской биржи в Нижнем Новгороде

Здание городской биржи в Нижнем Новгороде

Биржа фондовая

БИ́РЖА ФО́НДОВАЯ в СПб. - пам. рус. архитектуры нач. 19 в. в стиле раннего ампира. Арх. Ж. Тома де Томон. Открыта в 1816. Б. является композиц. центром ансамбля стрелки Васильевского острова, скомпонованого по проекту А. Захарова, - петербургского морского порта. Здание Б. решено по типу античного храма, на высоком гранитном стилобате с окружающей центр. объем тосканской колоннадой. В оформлении фасадов Б. большую роль играет скульптура. Группы на аттиках ("Нептун с двумя реками" и "Кибела с Меркурием и двумя реками") изваяны из пудостского камня. Здания Б. благодаря уникальному положению в композиц. центре площади, образованной Невой, приобрело значение семиотического центра города, воплощая собой значение открытости России в Европу. В наст. вр. в здании Б. находится экспозиция Центр. воен.-мор. музея.

Лит.: Здание Центр. военно-морского музея (бывшая Биржа) в Ленинграде. Арх. Тома де Томон. Л., 1957.

Здание фондовой биржи в Петербурге

Здание фондовой биржи в Петербурге

Бирон Эрнест-Иоганн

БИРО́Н (БИ́РОН) Эрнест-Иоганн (1690-1772) - курляндский дворянин, фаворит имп. Анны Иоанновны. С 1718 состоял на службе при дворе Анны Иоанновны в Курляндии. В 1730 назначен обер-камергером, получил титул графа. В 1737 был избран герцогом Курляндским и Семигальским, управлял Курляндией из С.-Петербурга. По завещанию Анны Иоанновны стал регентом при малолетнем ими. Иване VI Антоновиче. В нояб. 1740 в результате дворцового переворота был низложен, арестован и заключен в Шлиссельбургскую крепость. Был приговорен судом к смертной казни, к-рая была заменена ссылкой в Пелым. В 1742, после воцарения Елизаветы Петровны, Б. был переведен в Ярославль. При Петре III вызван в С.-Петербург, ему были возвращены все награды. Екатерина II вернула Б. герцогство Курляндское. В 1769 Б. отказался от герцогской короны в пользу сына. Период правления Анны Иоанновны (1730-1740), обычно ассоциирующийся с засильем иностранцев, произволом, репрессиями, получил в рус. истории назв. "бироновщина".

Э.-И. Бирон

Э.-И. Бирон

Бирюковы

БИРЮКО́ВЫ - семья цирковых артистов. Б. Конст. Пав. (1909-89). В цирке с 1930 - участник и руководитель группового номера на тройном турнике (псевд. - Круффи), исполнявшегося в очень быстром темпе и изобиловавшего целым рядом рекордных комбинаций. Номер существовал до 1941. С 1940 Б. выступал как музыкальный эксцентрик, вначале с женой Ир. Мих. Тадэ (род. 1912), затем в номер вошли их сыновья Стуар Конст. (род. 1933) и Бор. Конст. (род. 1936). Артисты играли на большом кол-ве самых разнообр. муз. инструментов: виброфонах, трубах, маримбафоне и др. С 1975, после ухода родителей с манежа, братья Б. выступают как "Музыкальные эксцентрики с медведями". Борис Б. в течение ряда лет ученик И. Бугримовой, к-рая в 1976 передала ему свой аттракцион. Работу со львами укротитель строит в мягкой, с элементами юмора манере. Аттракцион "Среди львов" идет в высоком темпе, один трюк мгновенно сменяется другим. Львы прыгают через обруч, с тумбы на тумбу, ходят по наклонному канату. Впервые в цирке Б. показал уникальный трюк "чехарда", когда один из львов прыгает через другого. В 1966-78 с номером воздушной гимнастики "Полет на ракете" выступали жена Стуара Мария Арх. Б. (род. 1942) и жена Бориса Эмма Ник. (1947-78). В 1978-87 Мария Арх. работала этот номер одна, с 1987 - реж., инспектор манежа. Б. принимали участие в заруб. гастролях (Болгария, Румыния, Польша, Кувейт, Япония, Франция и др.).

Бисти

БИ́СТИ - назв. медных монет Грузии периода протектората России. Монеты трех достоинств - Б., полубисти и пули - чеканились в 1786-91 и 1796 гг. в царствование Ираклия II. Основанием для их чеканки послужил указ ими. Екатерины II от 30 сент. 1783, согласно к-рому груз. царям разрешалось помещать на своих монетах рос. государств. герб "в знак покровительства и верховной власти Всерос. Императоров над сими владетелями и их подданными". На аверсе монет чеканилось примитивное изображение двуглавого орла без корон, а в 1796 - преднамеренно искаженное изображение герба: одноглавый орел без короны с неправильным размещением в лапах скипетра и державы. На реверсе монет помещена надпись на груз. яз.: "Эрекле" (т. е. "Ираклий") "Чекан Тифлиса" и год хиджры - на араб. яз. Груз. монеты не имели обозначения номинала вследствие ист. традиции определять их достоинство по весовой норме.

Бисти Дм. Спир.

БИ́СТИ Дм. Спир. (1925-90) - график, лауреат Гос. пр. СССР (1978), учился в Моск. полигр. ин-те (1947-52), нар. худ. РСФСР (1984), д. чл. АХ СССР, вице-през. АХ, иллюстратор произв. рус. и заруб. классич. лит-ры. Худож. метод Б. отличают динамика и четкость ритмич. решения композиций, романтич. трактовка образных характеристик, высокий профессионализм владения разл. техниками (ксилография, офорт). Осн. произв. - оформление и илл. поэмы В. Маяковского "Владимир Ильич Ленин" (1966-67), илл. к "Новеллам" Акутагавы Рюноскэ (1973), кн. Э. Вевериса "Сажайте розы в проклятую землю" (1976), оформление поэмы Гомера "Одиссея" (1978-79) и др. Принимал участие в разработке и осуществлении науч. принципов издания и в иллюстрировании "Б-ки всемирной лит-ры" (1978). В 1978-90 преподавал в Моск. полиграф. ин-те.

Лит.: Д. С. Бисти: Графика. / Вступ. ст. М. П. Лазарева. М., 1978.

Д. С. Бисти. Иллюстрация к поэме В. В. Маяковского "Владимир Ильич Ленин"

Д. С. Бисти. Иллюстрация к поэме В. В. Маяковского

Бистр

БИСТР (франц. bistre) - краска темно(черно)-коричн. цвета, приготовляемая из древесной сажи (копоти) и клея (напр., вишневого). Б. используется при рисунке кистью. Б. - излюбл. техника старых мастеров (Рембрандт, Тьеполо, Тициан). В практике рисования кистью в кон. 18 в. Б. уступает место сепии и туши. В России Б. не получил широкого распространения.

Бистро

БИСТРО́ (фр. bistro) - предприятие питания с быстрым обслуживанием и узким ассортиментом блюд и напитков. Согласно популярной этимологической версии назв. произошло от рус. слова "быстро", занес. во Францию из России военными в 1812. Хозяева парижских таверн сделали его названием своих заведений. С нач. 90-х гг. в России (Москва и др.) появились закусочные с нац. ассортиментом блюд "Рус. бистро".

Битепаж Фед

БИТЕПА́Ж Фед. (Фридрих) (1771-1852) - мебельный мастер, в нач. 19 в. владелец магазина в Пб. Употреблял красное дерево в сочетании с бронзой - вид мебели, очень популярный в России. Выполнил мебель по рис. А. Воронихина для имп. Марии Федоровны в Павловском двореце.

Битнер Вильгельм Вильгельмович

БИ́ТНЕР Вильгельм Вильгельмович (1865-1921) - издатель, редактор, книгопродавец. Организовал в Пб. (1902-03) изд-во "Вестник знания" (просуществовало до 1918) по выпуску науч.-поп. ж. "Вестник знания" с книжными приложениями, выходившими сериями по 12 выпусков в год каждая, - "Общедоступный университет", "Энциклопедическая библиотека", "Б-ка систематического знания", "Народный университет", "Б-ка энциклопедич. знания" и др. Под ред. Б. в 1907-11 вышла изд. им "Настольная иллюстрированная энциклопедия". Стремление Б. установить тесный контакт с читателями его журнала и максимально расширить их круг в сочетании с небезупречным вкусом вызывало не всегда заслуженные насмешки современников. К. Чуковский назвал Б. "темным просветителем".

Битов Анд. Георг

БИ́ТОВ Анд. Георг. (род. 1937) - прозаик, кинодраматург. Род. в Ленинграде, в годы войны был в эвакуации в Ср. Азии. Учился в Ленинг. горном ин-те, посещая лит. студию Г. Семенова. Писал стихи. Окончил в Москве Высшие двухгодичные курсы сценаристов и режиссеров (1965-67). Первые рассказы опублик. в альм. "Молодой Ленинград" (1960). После первого сб. рассказов "Большой шар" (1963) вышли книги "Такое долгое детство" (1964), "Аптекарский остров" (1967), "Образ жизни" (1972), путевая проза представлена в кн. "Семь путешествий" (1976). В 1964-71 работал над ром. "Пушкинский дом" (опубл. в 1987). Как автор участвовал в альм. "Метрополь" (1978). После тенденциозной критики альм. произв. Б. не публиковались в течение восьми лет. В дальнейшем вышли его книги "Статьи из романа" (1986), "Человек в пейзаже" (1988), "Повести и рассказы. Избранное" (1989), "Улетающий Монахов. Роман-пунктир" (1990), "Жизнь в ветреную погоду" (1991).

Бицилли Петр Мих.

Статья большая, находится на отдельной странице.

Бичурин Никита Як

БИЧУ́РИН Никита Як. (в монашестве - Иакинф) (1777-1853), в детстве Б. посещал уч-ще нотного пения. В 1785 поступил в Казанскую семинарию. Преподавал в ней в 1800-01 грамматику и красноречие. В 1802 принял монашество. В сане архимандрита назначен в иркутский Вознесенский мон. и ректором Иркутской семинарии. В 1803 переведен в Тобольскую семинарию. В 1807 Синод назначил Б. нач. рус. духовной миссии в Китае и архимандритом Сретенского мон. в Пекине. В Китае Б. изучал язык, историю Китая, иероглифику. По доносу иркутского губернатора и архимандрита Б. передан церк. суду и обвинен в допущении беспорядков в духовной миссии, в 1821 сослан пожизненно с лишением сана в Валаамский мон. Освобожден за науч. заслуги. В 1826 имп. Николай I повелел причислить Б. к Азиатскому деп. с определением места жительства в Александро-Невской лавре. В 1828 за успехи в востоковедении Б. избран первым чл.-корр. Рос. Академии, в 1831 - действит. чл. Азиатского об-ва в Париже. 4 раза тр. Б. отмечались Демидовской пр. Б. сотрудничал "Отеч. записках", "Телескопе", "Сыне Отечества", "Моск. телеграфе", "Современнике", "Сев. архиве", "Рус. вестнике", общался с А. С. Пушкиным, И. А. Крыловым, В. Ф. Одоевским, К. П. Брюлловым. Пушкин высоко ценил труды Б. и использовал их при написании "Истории Пугачева". В 1830 Б. командирован в Забайкалье, откуда привез собр. тибетских и монг. кн. и коллекцию бурханов. Во время поездки Б. познакомился с декабристами (в т. ч. Н. А. Бестужевым). В 1849 Б. пожертвовал почти всю свою б-ку и рукописи в Казанскую духовную семинарию.

Б. перевел на рус. яз. сводную историю Китая "Цзы-чжи тунцзянь ган-му", геогр. описание Пинской империи ("Да Пин и тунчжи") и др. Всего Б. опубликовал 14 трудов: по разным вопросам истории, географии и культуры Китая, Тибета, Центр. Азии, Сибири и Дальн. Востока, переводы соч. китайских философов, многочисл. статьи.

Мн. рукописи Б. и по сей день хранятся неизданными в архивах С.-Петербурга, Москвы и Казани. В беллетристич. форме биография Б. изложена в ром. В. Н. Кривцова "Путь к Великой стене".

Соч.: Записки о Монголии, сочиненные монахом Иакинфом. Тт. 1-2. СПб., 1828; История Тибета и Хуху-нора с 2282 года до Р. Х. до 1227 г. по Р. Х., чч. 1-2. СПб., 1833; Статистич. описание Китайской империи, чч. 1-2. СПб., 1842; Собр. сведений о народах, обитавших в Средней Азии в древние времена; чч. 1-3. М. - Л., 1950-53; Собр. сведений по ист. географии Вост. и Срединной Азии. Чебоксары, 1960.

Лит.: Н. Я. Бичурин и его вклад в рус. востоковедение. Мат-лы конф. М., 1977; Хохлов А. Н. Н. Я. Бичурин и его труды о Монголии и Китае // Вопросы истории, 1978, № 6. Денисов П. В. Жизнь монаха Иакинфа Бичурина. Чебоксары, 1997.

Блаватская Ел. Петр.

Статья большая, находится на отдельной странице.

Благинина Ел. Ал-др.

БЛАГИ́НИНА Ел. Ал-др. (1909-89) - поэтесса. Род. в семье служащего багажной кассы ж/д. Училась в Курском пед. ин-те, с нач. 20-х гг. жила в Москве. Окончила Высший лит.-худож. ин-т им. Брюсова (1925), работала в эксп. газ. "Известия". Стихи писала еще в школьные годы, была членом Курского союза поэтов. Начала печататься с 1912; с 1933 активно сотрудничала в ж. "Затейник", "Мурзилка". Первая кн. стихов - "Осень" (1936). Лирика Б. сосредоточена на изображении дет. жизни, дет. игр, взаимоотношениях детей и взрослых, на чувстве любви к родине и родной природе ("Вот какая мама", 1939; "Посидим в тишине", 1940; "Радуга", 1948; "Гори-гори ясно!", 1955; "Научусь-ка я читать", 1964; "Бабушка-забота", 1979; "Если встанешь на заре", 1988; и др.). Известна как переводчица Т. Шевченко, Леси Украинки, Л. Квитко, Я. Купалы и др. Публиковала также свои стихи для взрослых.

Благоверный

БЛАГОВЕ́РНЫЙ - человек, проповедующий истинную веру, правоверный, православный; одна из категорий святых - цари и князья, получившие наименование святых Б. (напр., царица Феодора, вел. кн. Александр Невский). Члены императорской семьи иногда также именовались Б., а царствующий государь - Благочестивейшим. В совр. разг. речи - иронич. обозначение супруга.

Благовест

БЛА́ГОВЕСТ - один из видов церк. колокольного звона - в противоположность "перезвону" (поочередный звон в неск. колоколов, иначе "перебор") и "трезвону" (собств. "три-звон", т. е. звон в неск. колоколов в три приема). Под Б. понимается звон в один колокол, к-рым христиане извещаются о начале богослужения; Б., кроме того, отмечается важнейшая часть литургии (обедни) начиная от слов хора "Достойно и праведно есть поклонятися Отцу и Сыну и Св. Духу..." (во время к-рых священник приступает к чтению молитвы анафоры): "К божеств. службам благовестити, и сперва в один колокол, по благовесте же и в подобное время звоните в рядовые дни в два колокола, а в воскресные дни и в Господские праздники и нарочитых святых благовестити и звонити по уставу" (грамота Новгородского митрополита Корнилия, 1692 г., опубл. в кн.: "Акты исторические", т. 5, № 213). Хотя самого слова "Б." в церк. Уставе нет - его заменяют термины "бить", "клепать", "знаменать", "ударять", напоминающие о давних временах, когда колокола еще не были в употреблении и звон производился в др. предметы), оно вошло в богослужебный обиход, соответствуя чувствам верующих, для к-рых зов церкви - радостная, благая весть: "Возрадовался я, когда сказали мне: пойдем в дом Господень" (Пс. 121.1). Б. именуется звон и в покаянные великопостные дни ("постный Б."), и в случае извещения им о траурных событиях и обстоятельствах: "И назавтрее весь день и до погребения царьского благовест был в большой колокол" (Зап. приказ. людей, 449. 17 в.). В один колокол также "били" тревогу (набат), набатом же (частым звоном) население извещалось о начавшемся в пределах церковного прихода пожаре. Во время вьюг, метелей и туманов в сельских местностях производился охранительный звон, днем и ночью, пока длилось ненастье. В отличие от набата и церк. Б., в этих случаях звонили с нек-рыми промежутками.

Лит.: Никольский К. Пособие к изучению устава богослужения Православной церкви, 7-е изд. СПб., 1907 (репринт. изд: М., 1995). С. 29-42.

Благовестие

БЛАГОВЕ́СТИЕ (слав. эквивалент греч. ευαγγελιον) - 1. Добрая, радостная весть (любая по своему конкр. содержанию), возвещение доброй вести: "Благовестие бысть Девици и еже от Нея пречистое рождение" (Изб. Свят. 1073, 248); 2. Проповедь Евангелия (благой вести о пришествии Христа и его учении): "Слышав же благовестие Христово, остави Евтихий родители, и ближния" (Кн. жит. 1705, 737). 3. Евангелие (книга). "Написах святое Благовестие в лето 6891 месяца майя в богоспасаемом и славнем граде царстем Константинополи" (писцовая запись на Четвероевангелии 1383 // Др. пам., 116); "Что же есть Евангелие? есть благовестие" (Пркп. СР 2, 23) (см. Библия, Новый Завет, Евангелие). 4. Церковный обряд возвещения новоизбранному архиерею о посвящении его в этот сан: "Благовестие же бывает сице: приуготовлеютъ его в некоей церкви, опричь зборная [соборной] идеже не еще повелитъ святитель, и одевается токо хотяй ставитися въ ризы священничьския, и стоить въ олтари у царьскихъ дверей, лицем к востоку" (Чин поставл. в епископы // РИБ, 6, 444, 1423 г.).

Благовестник

БЛАГОВЕ́СТНИК - 1. Тот, кто приносит какую-либо радостную весть. 2. Проповедник Евангелия - учения Иисуса Христа о Царствии Божием, евангелист (греч. ευαγγελιστηζ - букв. переводом к-рого и является слово "Б."). "Всяка душа властем предержащим да повинуется: аще и апостол еси, аще и благовестник, аще и пророк, аще и кто-либо" (Пркп. Ц. вл., 14). 3. Один из четырех апостолов (Матфей, Марк, Лука и Иоанн), чьи описания жизни, деяний и учения Иисуса Христа (Его "Благой Вести" - Евангелия) были признаны Церковью каноническими и включены в состав Нового Завета (см. Апокрифы). 4. Назв. толкового Евангелия Феофилакта Болгарского (архиеп. Охридского, ум. после 1126). Написанное первонач. на греч. яз., оно было вскоре переведено в Болгарии на слав. яз., а оттуда проникло в Россию, где получило широкое распр. Б. впервые напечатан в Москве в 1648-49. Его древнейший неполный список, датируемый 13 в., имеет рус. происхождение. 5. Церковный служитель, возвещающий новоизбранному архиерею о предстоящем посвящении его в этот сан: "И того же дни [6 февр. 1539] архиепископъ и епископи нареченному Иоасафу благовестие учиниша по писанию же; а благовестники были Иона архимандритъ Чюдовьский, да протопоп Гурей и протодьяконъ Иванъ Богородицкой". 6. Колокол для благовеста (благовестный колокол): "Въ лето 7038 [1530] августа 25 день, съ среды на четвертокъ... род. у великого князя Василия Ивановича всея России сынъ... Въ ту же нощь, повелениемъ преосвященнаго Макария архиепископа, и въ настоящий час рождения его, слитъ быть колоколъ ко святей Софии благовестникъ, весом полтретьяста пудовъ, вельми великъ, яко такова величеством не бывало въ Великом Новеграде и во всей Новгородской области, яко страшной трубе гласящи" (3-я Новгород. летоп. // Полное собр. рус. летописей. Т. 3. С. 248). (См. Благовест).

Благовещение Пресвятой Богородицы

Статья большая, находится на отдельной странице.

Благодать

БЛАГОДА́ТЬ - особая божеств. сила, посредством которой совершается спасение человека, ниспосылаемая ему свыше для преодоления исконно присущей ему греховности. Б. выражается также в прощении грехов и помиловании "падших". Наиболее полное раскрытие понятия Б. как милующей и спасающей любви Бога представляется в Новом Завете, где в полной мере проявляется в искуплении, совершенном Иисусом Христом. В соответствии с догматической точкой зрения Б. является свойством Бога и извечно присуща ему, к жизни же она вызвана только грехопадением, совершенным Адамом и Евой. Западные отцы церкви считали Б. единственным условием и возможностью спасения (эта точка зрения была обоснована в 5 в. Аврелием Августином). В восточной же церкви считалось, что для спасения, кроме Б., необходимы также покаяние и вера, зависящие только от свободы человека (эту позицию провозглашало учение Пелагия). В итоге христианство, примирив эти взгляды, приняло положение о том, что спасение человека совершается исключительно посредством Б., но при этом в процессе спасения признается участие через покаяние человеческой воли как в католической, так и в православной церквах, духовенство считается носителем и посредником при передаче Б., на чем основывается идея решающей роли церковной иерархии в процессе спасения верующих. В православии принято считать, что вместе с искуплением Христа в мире положено основание "царству Б.", которое в конечном счете отождествляется с церковью. В протестантизме же признается, что любой христианин имеет возможность получить Б. непосредственно, минуя церковь и священство.

Лит.: Катанский А. Л. Учение о Благодати Божией. М., 1901.

Благой Дм. Дм

БЛАГО́Й Дм. Дм. (1893-1984) - лит.-вед. чл.-корр. АН СССР (с 1953). Проф. Моск. ун-та (с 1943) и декан филологич. ф-та МГУ. С 1936 проф. МИФЛИ. Первые выступления в науке связаны с изучением творч. Ф. Тютчева (1917) и поэтов пушкинской поры: К. Н. Батюшкова, Д. В. Веневитинова и др. Творчество А. С. Пушкина - гл. тема иссл. Б. В 1950 опубл. итоговая работа - "Творч. путь А. С. Пушкина. 1813-26". Множество работ Б. посвящено рус. лит. процессу 18-20 вв. (от А. Д. Кантемира до М. А. Шолохова) и общим проблемам лит.-ведения. Заметное явление в науке по изучению 18 в. - кн. Б. "История рус. лит-ры 18 века" (М., 1945). Под ред. Б. вышли собр. соч. К. Батюшкова, А. Одоевского, И. Крылова, А. Пушкина, В. Белинского и др.

Лит.: Дм. Дм. Благой: К 65-летию со дня рождения и 40-летию науч.-пед. деятельности. М., 1958.

Благонравов Анат. Арк

БЛАГОНРА́ВОВ Анат. Арк. (1894-1975) - академик, ученый в области механики и баллистики, ген.-лейтенант артиллерии. Учился в Петроградском политехнич. ин-те. После окончания 4 курса был зачислен на ускоренные курсы Михайловского арт. училища. С 1917 на Кавказском фронте. С 1918 в Красной Армии. В 1924 окончил Высшую арт. школу, а в 1929 - Военно-технич. академию. С этого времени и по 1946 на преподавательской работе. Написаны труды, посвященные вопросам конструирования автоматич. стрелкового и авиационного оружия, ставшие основополагающими в этих областях техники. С 1946 по 1950 - президент Академии арт. наук, затем вице-президент этой академии. С 1953 - в отставке, директор ин-та машиноведения АН СССР. В 1957-63 - академик-секретарь Отд. технич. наук АН СССР. С 1963 пред. комиссии по исследованию космич. пространства АН СССР, с 1959 - вице-президент Комитета по космич. исслед. при Международном совете научных союзов.

Благородный пансион

БЛАГОРО́ДНЫЙ ПАНСИО́Н при Московском университете - закрытое среднее уч. заведение для детей дворян. Основан в 1779 М. М. Херасковым с целью "вкоренять в сердца детей благонравие" и готовить их к гражд. или воен. службе. Принимались дети 9-14 лет (с оплатой 150 руб. в год). Срок обучения - 6 лет. Осн. дисциплины гимназич. курса - иностран. языки, словесность, история, география, математика, а также предметы, необходимые для воен. и гражд. карьеры, светские манеры и танцы. Воспитанники имели право посещать лекции в ун-те. В 1791 пансион стал самостоят. уч. заведением (с 1833 - Дворянский ин-т). В кон. 18 - нач 19 в. Б. П. - один из центров культурной Москвы: в 1801 создано "Дружеское лит. об-во", выпускали рукописные журналы и альманахи, создали театр. С 1811 в здании Б. п. заседало Об-во любителей рос. словесности. В 1830 преобразован в 1-ю дворянскую гимназию. Среди питомцев Б. П. - В. А. Жуковский, А. С. Грибоедов, М. Ю. Лермонтов и мн. др.

Благотворительность

Статья большая, находится на отдельной странице.

"Блаженны"

"БЛАЖЕ́ННЫ" - 1) песнопения, сопровождающие чтение евангельских стихов о блаженствах. Авторство приписывается Иоанну Дамаскину; 2) особые тропари из Октоиха, читаемые на литургии после третьей ектеньи перед малым входом вместе с евангельскими стихами о "блаженствах" (см. Заповеди блаженств), к-рые тоже именуются в богослужебных книгах "Б.". Исполняются в воскресные и седмичные дни и в те праздники, в к-рые не положены праздничные антифоны. В другие праздники вместо "Б." читаются тропари 3-й и 6-й песней канона утрени.

Блаженный

БЛАЖЕ́ННЫЙ, БЛАЖЕ́НСТВО (греч. μακαρια - блаженство, счастье; μακαρ, μακαριόζ - счастливый, благоденствующий, богатый) - термины, употребляющиеся в нескольких значениях; выражают преимущественно религиозно-нравственный аспект данных состояний. В античном (языч.) мире "блаженными" обычно именуются боги (Гомер), потому что они воплощают мечту человека о счастье, а также уподобляющиеся богам люди; отсюда - "Острова блаженных" - местопребывание душ прославленных героев (Гесиод). Согласно Ветхому Завету Б. достигается в "жизни с Богом", означающей полное предание себя Богу, безграничную на Него надежду ("Блаженны все уповающие на Него", - Ис. 30. 18 и др.). В Новом Завете с утверждением веры в вечную жизнь происходит переход от понятия земного счастья к "небесному блаженству". В православии "блаженный" - титул глав некоторых Церквей (патриархов, архиепископов), а также именование святых, "угодивших Богу втайне" (Б. Никита Царьградский, 12 в., память 9/22 сент.), и тех, чья святость подтверждена преимущественно свидетельством др. людей. В Древней Руси "блаженными" стали называть святых из разряда юродивых. В церковных молитвах Б. именуются также усопшие государи и высшие духовные лица.

Б. (лат. beatus) - принятое в русском обиходе именование ряда святых других Церквей, прежде всего западных (католических), в тех случаях, когда почитание им установилось до разделения Церквей (1054 г.) и они включены в православные святцы (Августин Иппонийский, Иероним Стридонский). В самой Католической Церкви термин Б. прилагается к святому на первом этапе его канонизации.

Василий Блаженный. Икона 17 в.

Василий Блаженный. Икона 17 в.

Блазис Карло

БЛА́ЗИС Карло (1795-1878) - итал. танцовщик, балетмейстер, педагог. Ученик П. Гарделя и др. Начал карьеру в Марселе, работал в Бордо. В 1817 дебютировал в Париже, в 1818 - в "Ла Скала", где поставил балет "Притворный феодал" на муз. своего отца Ф. Блазиса. В 1820-е гг. Б. занимается теорией балета, анализирует педагогику и балетмейст. дело; выпускает книги "Элементарный трактат теории и практики танца" (1820), "Кодекс Терпсихоры" (1825), "Полный учебник танца" (1830). Эти работы поставили Б. в ряд с крупнейшими теоретиками балета Ж. Новерром и Д. Анджолини. В нач. 1830-х гг. Б. вынужден закончить карьеру танцовщика из-за травмы ноги и увлекается балетмейст. деятельностью. В 1861-63 работал в моск. Большом т-ре, где поставил "Фауст" Пьяниццы и Пуни, "Два дня в Венеции" Минкуса, "Орфа" Адана и Минкуса (1862) и др. В 1837-50 он руководил Королевской академией танца при "Ла Скала".

К. Блазис. Рис. А. Вивиани

К. Блазис. Рис. А. Вивиани

Бланк

БЛАНК - архитекторы нем. происхождения.

Иоганн (1708-45) учился у Г. И. Маттарнови, Н. Ф. Гербеля и М. Г. Земцова. В 1733-36 руководил постройкой церкви Рожд. Богородицы на Невском пр., в 1734 - постройкой Знаменской церкви в Царском Селе, в 1737 - постройкой зверинца в Екатерингофе, Слонового двора и манежа в СПб., галереи при дворце в Петергофе, в 1738 - сооружением "каскада против Монплезира" ("Шахматной горы") в Нижнем парке и "крытых дорог с беседками" по своему проекту в Верхнем саду в Петергофе. В 1738 произведен в архитекторы. В 1740 в связи с делом кабинет-мин. А. Волынского Б. арестован и сослан в Тобольск. По возвращении из ссылки жил и работал в Москве архитектором полиции, т. е. регулировал жилое обывательское стр-во. В 1742 руководил стр-вом Красных триумфальных ворот в Москве по проекту М. Г. Земцова.

Карл (1728-93), сын Иоганна, учился архитектуре у своего отца, а после его смерти - в команде арх. В. С. Обухова; в 1748 по аттестату обер-архитектора Растрелли произведен в "архитектурии гезели". С 1749 в теч. 10 лет Б. восстанавливал обрушившийся купол Воскресенского собора в Ново-Иерусалимском монастыре в Истре. Эта работа сделала его знаменитым специалистом в обл. реставрации и восстановления памятников архитектуры. С 1762 Б. вместе с арх. И. Мичуриным реставрировал соборы Моск. Кремля. Одновременно занимался церк. стр-вом: в 1762 завершил постройку Никольской церкви в Звонарях, в 1763 построил церк. Бориса и Глеба. В 1764 назначен гл. синодальным арх. в Москве, впоследствии все сакральные здания Москвы проектируются только им. Наиб. значительными среди них были церковь св. Екатерины на Ордынке и церк. свв. Кира и Иоанна на Солянке, сооруженные по заказу имп. Екатерины II. В окрестностях Москвы Бланком построены церкви в Спас-Козицах (1761), в Вышгороде (1764), в Киево-Спасском (1769), в Даниловском (1771). Из гражд. построек Б. заслуживают внимания "Голландский домик" в имении Вороново (1755), триумф. ворота на Тверской ул. у Земляного города (1763), деревянный Большой дворец (1769-75), а также Оранжерея, Эрмитаж и Грот (1770-е) в Кусково и Воспитательный дом на Васильевском лугу на берегу Москвы-реки (1764-80) по проекту предположит. Г. Ф. Фельтена. Последние 18 лет жизни он руководил "Экспедицией кремлевского строения". Сохранившиеся постройки Б. позволяют определить его манеру как переход от позднего барокко к классицизму. Его деятность оказала существ. влияние на формирование арх. облика Москвы 2-й пол. 18 в.

Бланк Бор. Лейбович

БЛАНК Бор. Лейбович (род. 1938) - художник кино, сценограф. В 1960 окончил ВГИК. Первый ф. "Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен" (совм. с В. Камским, 1964). Обнаружил острое чувство современности в ф. реж. Э. Климова "Похождения зубного врача" (1964, совм. с В. Камским), Ю. Карасика "Самый жаркий месяц" (1972), В. Меньшова "Розыгрыш" (1976) и др. Способствовал созданию выразит. образа минувшей эпохи в ф. "Шестое июля" (1969, реж. Ю. Карасик), "Гори, гори, моя звезда" (1969, реж. А. Митта), "Мой ласковый и нежный зверь" (1978), "Анна Павлова" (1983, оба - реж. Э. Лотяну). Эскизы Б. отличают сочетание приемов примитива, локальность и контрастность цветов с пластич. изысканностью, изяществом, использование в кино приемов театр. сценографии. Работы в т-ре: "Обыкновенная история" (т-р "Современник"), "Добрый человек из Сезуана" (Т-р на Таганке), "Гусиное перо" (Централ. дет. т-р), оформлял спектакли в т-рах Чехословакии, Болгарии, Германии. Среди др. ф. - "Дядюшкин сон" (1966), "Мать Иисуса" (совм. с Д. Алексеевым, 1990), "Простодушный" (1994, совм. с США и Францией). Как реж. пост. ф.: "Если бы знать" (1993, по мотивам пьесы А. Чехова "Три сестры"), "Месть шута" (1994) и др.

Блантер Матв. Исаакович

БЛА́НТЕР Матв. Исаакович (1903-90) - композитор-песенник. Учился в 1915-17 в Курском муз. училище РМО по кл. скрипки у А. Егудина и по кл. фп. у А. Даугуля, в 1917-19 - в Муз.-драм. училище Моск. филармонического общества по кл. скрипки у А. Я. Могилевского, по кл. теории у Н. Р. Кочетова и И. С. Потоловского. В 1920-21 занимался по композиции у Г. Э. Конюса. Оформлял музыкой спектакли Т-ра эстрадного танцовщика Н. Форрегера (1920-21, Москва), заведовал муз. частью в театрах Ленинграда, Магнитогорска, Горького (1926-33, с перерывами), руководил Гос. джаз-оркестром (1938, Москва). В 1920-е Б. - автор экзот. "боевиков" "Джон Грей", "Фудзияма", "Багдад" и др. Прекрасно чувствуя интонацию рус. нар. песни и ее жанровое разнообразие, Б. наряду с И. О. Дунаевским, братьями Покрасс, В. Г. Захаровым в 1930-е и 1940-е стал создателем популярнейших советских песен. Особенно плодотворным было сотрудничество Б. с поэтом М. Исаковским. Среди самых известных песен Б. - "Песня о Щорсе" ("Шел отряд по берегу..."), "Партизан Железняк" (1935, обе на слова М. С. Голодного), "В путь-дорожку дальнюю" (1937, слова С. Острового), "Катюша" (1938), "До свиданья, города и хаты" (1941), "Огонек" ("На позиции девушка..."), "В лесу прифронтовом" (обе - 1943), "Под звездами балканскими" (1944), "Враги сожгли родную хату" (1945), "Лучше нету того цвету" (1946), "Пшеница золотая" ("Мне хорошо, колосья раздвигая..."), "Летят перелетные птицы" (1949, все - на слова М. Исаковского), "В городском саду играет духовой оркестр" (1947, слова А. Фатьянова), "Ой ты, Северное море" (1950, слова А. Галича), "Перед дальней дорогой" (1962, слова В. Дыховичного и М. Слободского), "Кони-звери" (1966, стихи И. Сельвинского) и др. Эти песни создали Б. всенародную популярность. Лауреат Гос. премии СССР (1946). Нар. арт. СССР (1975), Герой Соц. Труда (1983).

Лит.: Зак В. Матвей Блантер. М., 1970.

Блима Франц Ксавер

БЛИ́МА Франц Ксавер (1770-1811/12, по др. данным 1822) - композитор, скрипач, дирижер, по нац. чех. В 1790 служил капельмейстером в оркестре Петровского т-ра в Москве, позже - на Волыни, в капелле гр. М. Комбурлея. Б. написаны две симфонии (1799-1803), скрипичные и фортепианные пьесы. Наиб. популярность имела опера Б. "Старинные святки" (либр. А. Ф. Малиновского, 1798), поставленная в Москве в 1800, в к-рой воссоздан на сцене подлинный нар. обряд святочных гаданий. В период Отеч. войны 1812 постановка оперы вызвала взрывы патриотич. чувств. Влияние оперы на современников можно усмотреть в балладе В. Жуковского "Светлана", в сцене гадания и сне Татьяны в ром. "Евгений Онегин" А. С. Пушкина.

Лит.: Рабинович А. Рус. опера до Глинки. М., 1948. С. 130-132.

Блины

БЛИНЫ́ - тонкие круглые изделия из жидкого дрожжевого теста, выпеченные (жаренные) на сковородке. Б. до крещения Руси были у вост. славян жертв. хлебом. ("Тысячелетний блин, внук Дажбога. Блин кругл, как настоящее щедрое солнце. Блин красен и горяч, как всесогревающее солнце, блин полит растопл. маслом - это воспоминание о жертвах, приносимых могуществ. идолам. Блин - символ солнца, красных дней, хороших урожаев, ладных браков и здоровых детей" (А. И. Куприн. "Юнкера", гл. 25). Б. потом стали поминальным блюдом на похоронах, тризнах и в церковные дни поминовения усопших "от Адама доднесь". В 19 в. Б. превратились в традиц. масленичное блюдо. До этого на масленую делали хворост, разл. виды печенья, пельмени и вареники, сладости. В старину Б. пекли из гречневой или из смеси гречневой и пшеничной муки, а затем и из одной пшеничной. Приготовление их было связано со мн. обрядами и суевериями. Видов Б. было много: русские (гречневые), царские и боярские (сдобные), красные (особого качества), пшенные и т. д. Делали их и с припекой (заливали тестом припеку - жареный лук, мелкую рыбу и т. п.). К ним подавали масло, сметану, икру, малосольную рыбу, рубленую сельдь и др. В наст. время Б. - традиц. блюдо рус. кухни.

Блок Ал-др Ал-др.

Статья большая, находится на отдельной странице.

Блок Люб. Дм

БЛОК Люб. Дм. (1881-1939) - драм. актриса, историк балета, жена А. А. Блока. Под псевд. Басаргина выступала (1906-22) в драм. труппах В. Мейерхольда, А. Зонова и др., первой на эстраде исполнила "Двенадцать" А. Блока. Расставшись со сценой из-за болезни сердца, Б. нашла свое второе призвание как историк балета. Ей принадлежат лит. обработка книги А. Вагановой "Основы классич. танца" и ряд статей в периодич. печати 1930-х, в к-рых всякое явление балетного т-ра рассматривалось в ист. перспективе. Однако уникальный труд Б. "Возникновение и развитие техники классич. танца" издан лишь в 1987 в сб. Б. "Классич. танец". Систематизируя и анализируя обширный фактич., в основном иконографич., материал, Б. создала историю балетного т-ра как историю выдающихся исполнителей, обогащающих классич. танец.

Блонский Пав. Петр.

БЛО́НСКИЙ Пав. Петр. (1884-1941) - педагог и психолог. В 1907 окончил ист.-филол. ф-т Киевского ун-та. Науч. и пед. деятельность начинал как историк философии (см., напр., кн. "Философия Плотина". М., 1918). В дальнейшем многосторонние интересы ученого сосредоточились на проблемах обучения и воспитания. В психологии Б. отстаивал генетич. метод изучения и "объективные" формы иссл. психики ("Очерк науч. психологии", 1921). В педагогике ученый разработал концепцию трудовой политехн. школы, проникнутую пафосом индустриализма и активных методов обучения (см. монографию "Трудовая школа", 1919). Б. искренне соотносил свои идеи с теорией и практикой "социалистич. стр-ва". В 20-х - нач. 30-х гг. был одним из виднейших предст. отечеств. педологии (комплексного изучения детства; см. такие его работы, как "Педология" (изд. 1925, 1934, 1936), "Возрастная педология" (1930, и др.). После опубликования постановления ЦК ВКП(б) от 4 июля 1936 "О педологич. извращениях в системе наркомпросов" Б. вместе с др. сторонниками этого объявленного "буржуазной лженаукой" направления (в частности, с уже покойным к этому времени Л. С. Выготским) подвергся жестокой травле в печати. В результате его тр., из к-рых мн. входят в зол. фонд совр. мир. психологии, оказались на мн. годы изъяты в нашей стране из науч. обихода.

Соч.: Избр. педагогические и психологические сочинения: В 2 т. М., 1979.

Блохин Олег Вл

БЛОХИ́Н Олег Вл. (род. 1952) - футболист и тренер. Выступал в качестве нападающего команды "Динамо" (Киев). На его счету 211 голов - рекордное кол-во в истории отечественного футбола. Семикратный чемпион СССР (1974-86). Обладатель Кубка кубков европ. стран (1975, 1986) и Суперкубка (1975). В 1975 признан лучшим футболистом Европы.

Предыдущая страница Следующая страница