Профессиональное образование. Словарь.
Статьи на букву "А" (часть 1, "АББ"-"АМП")

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Следующая страница

Статьи на букву "А" (часть 1, "АББ"-"АМП")

АББРЕВИАТУРА

АББРЕВИАТУРА (итал. abbreviatura - сокращение) - слово, образованное сокращением словосочетания и читаемое по алфавитному названию его начальных букв (ЖСК, КВН, ООН), по начальным звукам (вуз, дэз, загс, МУР, НИИ), по слогам (ГОЭлРО, Гохран, МОГЭС, завуч) или являющееся транслитерацией иностранного (иноязычного) сокращения (Би-би-си, НАСА, НАТО, ОПЕК,СЕКАМ).

АБИТУРИЕНТ

АБИТУРИЕНТ (от лат. abituriens - собирающийся уходить) - 1) выпускник образовательного учреждения среднего (полного) общего образования, получивший аттестат зрелости; 2) тот, кто претендует на поступление в другое образовательное учреждение (колледж, вуз и др.).

АБОНЕМЕНТ

АБОНЕМЕНТ (франц. abonnement) - 1) заранее приобретенное или полученное право пользования в течение фиксированного срока услугами, благами, право посещать отдельные заведения (пользование библиотекой, местом в театре или концертном зале, катком, бассейном и пр.); 2) документ, удостоверяющий указанное право.

АБСТРАГИРОВАНИЕ

АБСТРАГИРОВАНИЕ (от лат. abstrahere - отвлекать) - мысленное отвлечение от ряда свойств предметов и отношений между ними и выделение существенных свойств и отношений с целью получения отвлеченных понятий - абстракций.

АБСТРАКЦИОНИЗМ

АБСТРАКЦИОНИЗМ (от лат. abstractio - отвлечение) - модернистское течение в изобразительном искусстве 20 в., принципиально отказавшееся от изображения реальных предметов и явлений (другие названия - беспредметное искусство, нонфигуративное искусство); одна из поздних модификаций абстракционизма - о п - а р т.

АБСТРАКЦИЯ

АБСТРАКЦИЯ - процесс мышления, при котором мы отвлекаемся от единичного, случайного, несущественного и выделяем общее, необходимое, существенное, чтобы достигнуть научного объективного познания. Абстракция является средством образования понятий.

АВАНГАРДИЗМ

АВАНГАРДИЗМ (франц. avant-gardisme) - условное наименование ряда течений в искусстве 20 в., для которых характерно стремление к коренному обновлению художественной практики, разрыв с ее устоявшимися принципами и традициями (модернизм, сюрреализм, экспрессионизм и др.).

АВТОГРАФ

АВТОГРАФ (от греч. autos - сам и grapho - писать) - 1) подлинник, текст, собственноручно написанный автором; 2) собственноручная надпись или подпись (на книге, картине, фотокарточке и т. п.).

АВТОДИДАКТИКА

АВТОДИДАКТИКА (от греч. autos - сам и didaktikos - поучительный) - совокупность освоенных приемов обучения, используемая субъектом учебной деятельности (учащимся) главным образом в процессе самообразования.

АВТОКРАТИЯ

АВТОКРАТИЯ (от греч. autokrateia - самодержавие, самовластие) - 1) форма правления с неограниченным, бесконтрольным полновластием одного лица (деспотия Византии, абсолютной монархии); автократией называют также политические режимы фашистского типа; 2) способ, стиль управления предприятием, учреждением, экономикой, основанный на сосредоточении власти в руках у одного лица.

АВТОМАТИЗАЦИЯ

АВТОМАТИЗАЦИЯ (от греч. automates - самопроизвольный) - применение машин, машинной техники и технологии с целью облегчения человеческого труда, вытеснения его ручных форм, повышения его производительности.

АВТОМАТИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ

АВТОМАТИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ - использование компьютеров и др. технических средств обработки и передачи информации в управлении производством, экономикой, образованием.

АВТОМАТИЗИРОВАННАЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА (АИС)

АВТОМАТИЗИРОВАННАЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА (АИС) - человекомашинная система для сбора, хранения, накопления, поиска, передачи и обработки информации с использованием вычислительной техники, компьютерных информационных сетей, средств и каналов связи.

АВТОМАТИЗИРОВАННАЯ ОБУЧАЮЩАЯ СИСТЕМА

АВТОМАТИЗИРОВАННАЯ ОБУЧАЮЩАЯ СИСТЕМА (AOQ-система, представляющая собой комплекс технического, учебно-методического, лингвистического, программного и организационного обеспечения на компьютерной основе, предназначенная для индивидуализации обучения. Функции АОС: а) выявление исходного уровня знаний, умений обучающихся, их индивидуальных способностей; б) подготовка учебных материалов (текстов, учебных и контрольных заданий и др.); в) предъявление учебного материала и его адаптация по уровню сложности, темпу представления информации; г) управление познавательной деятельностью обучающихся; д) определение показателей их работоспособности; ж) регистрация и статистический анализ показателей процесса усвоения материала каждым обучающимся и группой в целом (характер и время выполнения отдельных заданий, общее время работы, число ошибок и др.). Педагог рассматривается как пассивный исполнитель дидактического проекта; его личность, культура и квалификация не играют особой роли.

АВТОМАТИЗИРОВАННАЯ СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ

АВТОМАТИЗИРОВАННАЯ СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ (АСУ)-человекомашинная кибернетическая система, в которой умственная деятельность людей сочетается и сопрягается с переработкой информации, расчетами, логическими операциями, проводимыми с использованием вычислительной техники и современных средств хранения, передачи и обработки информации. АСУ применяется в управлении производством, транспортом, строительством и многими другими экономическими объектами и процессами.

АВТОМАТИЗМ (ОТ

АВТОМАТИЗМ (от - греч. automates - самопроизвольный) - психея. вырабатываемая путем упражнений способность человека повторять определенные действия без контроля сознания (навыки, привычки).

АВТОМАТИЧЕСКОЕ ОБНАРУЖЕНИЕ ОШИБОК

АВТОМАТИЧЕСКОЕ ОБНАРУЖЕНИЕ ОШИБОК - система, предназначенная для обнаружения и/или исправления различных искажений (обычно орфографических, реже - синтаксических и стилистических) в текстах. Базируется на словаре большого объема (напр., русская версия ОРФО 3.5 под Windows имеет словарь объемом в 240 тыс. слов, распознавая при этом до 4-х миллионов словоформ).

АВТОРИТАРИЗМ

АВТОРИТАРИЗМ (от лат. auctoritas - власть, влияние) - стиль руководства, основанный на беспрекословном авторитете руководителя, полном подчинении всех членов общественной группы единственному руководителю, в руках которого сосредоточивается вся полнота власти. Авторитаризм в образовании отражает характер взаимодействия обучающего и обучаемого и сводится к требованиям беспрекословного подчинения, угрозе наказания, эмоциональному подавлению. Результатами авторитарного стиля являются: пассивность, безынициативность, отсутствие творческой фантазии, уход от ответственности и трудностей, конформизм и одновременно скрытая жажда власти.

АВТОРИТАРНАЯ ПЕДАГОГИКА

АВТОРИТАРНАЯ ПЕДАГОГИКА - сосредоточение власти в руках педагога при устранении учащихся от участия в учебно-воспитательном процессе, подавлении инициативы и воздействии на учащихся мерами принуждения.

АВТОРИТАРНОЕ ВОСПИТАНИЕ

1) воспитание, основанное исключительно на слепом признании авторитета и предусматривающее беспрекословное подчинение воспитанников воспитателям; 2) концепция, предусматривающая безусловное подчинение воле воспитателя; подавляя инициативу и самостоятельность, авторитарное воспитание препятствует развитию активности, индивидуальности, ведет к конфронтации между воспитанниками и воспитателем. Авторитарное воспитание преобладает в условиях господства авторитарных, тоталитарных форм правления и политических режимов. Авторитарная концепция диаметрально противоположна концепции свободного воспитания.

АВТОРИТЕТ

АВТОРИТЕТ (от лат. auctoritas - власть, влияние) - 1) влияние индивида, основанное на занимаемом им положении, должности, статусе; нередко соотносится с представлением о власти; 2) признание за индивидом права на принятие ответственного решения в условиях совместной деятельности. В этом значении авторитет может и не совпадать с властью - им может пользоваться индивид, не наделенный соответствующими полномочиями, но являющийся своего рода нравственным эталоном и в силу этого обладающий высокой степенью референтности (значимости) для окружающих.

АВТОРИТЕТ ПЕДАГОГА

АВТОРИТЕТ ПЕДАГОГА - признание учащимися достоинств педагога и основанная на этом признании сила его воспитательного и образовательного воздействия. К числу этих достоинств относятся: эрудированность, педагогическое мастерство, справедливость, гражданская позиция, общественные идеалы и положение в обществе. От подлинного авторитета следует отличать ложный, принимающий самые разнообразные формы: авторитет подавления, резонерства, превосходства, мнимая доброта и дружба.

АВТОРСКАЯ ШКОЛА

АВТОРСКАЯ ШКОЛА - экспериментальное учебно-воспитательное учреждение, деятельность которого основана на педагогической концепции, разработанной одним педагогом или авторским коллективом. Статус авторской школы как одного из типов экспериментальной площадки, дающий право на оригинальное построение учебного процесса, на новую структуру образовательного учреждения, на особую оплату труда, на приоритет в материально-техническом снабжении, присваивается соответствующим органом управления образованием после проведения специальной общественно-государственной экспертизы.

АВТОРСКИЙ ДОГОВОР

АВТОРСКИЙ ДОГОВОР - соглашение между автором произведения, изобретения и издателями, исполнителями, пользователями авторских произведений, в котором устанавливаются условия использования произведений, охраняемых авторским правом. Может быть заключен с правопреемниками автора.

АВТОРСКИЙ ЛИСТ

АВТОРСКИЙ ЛИСТ - единица объема письменного документа, служащая для учета труда авторов, переводчиков, редакторов и др. Соответствует тексту в 40 тыс. печатных знаков (включая знаки препинания и пробелы между словами), т. е. примерно 22 страницам машинописного текста через два интервала, или 700 строкам стихотворного текста, или 3000 кв. см отпечатанного графического материала (иллюстраций, карт и т. п.).

АВТОРСКОЕ ПРАВО

АВТОРСКОЕ ПРАВО - особые законодательно определенные права авторов произведений науки, литературы, искусства на распоряжение и использование созданных ими творений. Согласно авторскому праву только автор вправе определять, кто и каким образом должен получать возможность использовать его произведение. Авторское право наследуется. В установленных законом случаях авторское право переходит к государству. Объектами авторского права являются: литературные, хореографические, музыкальные, аудиовизуальные произведения, программы для ЭВМ, произведения живописи, скульптуры, графики, архитектуры, градостроительства, садово-паркового искусства и др.

АВТОРСКОЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО

АВТОРСКОЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО - документ, удостоверяющий авторское право на изобретение. Если автор изобретения сохраняет за собой исключительное право на его использование, то ему выдается патент на изобретение.

АГНОЗИЯ

АГНОЗИЯ (от греч. agnosia, а - отрицание и gnosis - знание) - частичная или полная потеря способности различать предметы с помощью зрения, слуха и осязания, обычно в результате поражения мозга; проявления агнозии могут быть компенсированы специальными дидактическими приемами.

АГНОСТИЦИЗМ

АГНОСТИЦИЗМ (от греч. agnostos - непознаваемый) - философское учение, отрицающее познаваемость объективного мира и объективных значений истины, ограничивающее роль науки познанием лишь явлений, считая невозможным познание сущности предметов и закономерностей развития природных и особенно социальных процессов. Главные представители агностицизма в истории философии - Д. Юм, И. Кант.

АГРАММАТИЗМ

АГРАММАТИЗМ (от лат. agrarnmatismus - неграмотный) - нарушение речи, выражающееся в неумении пользоваться грамматическим строем языка. У детей с нарушенной речью аграмматизм проявляется в недоразвитости грамматического строя; у взрослых - выражается в утрате умения грамматически правильно изменять слова и строить предложения или в непонимании значения грамматических форм. Термином «аграмматизм» характеризуется также своеобразие грамматического оформления речи у глухонемых и тугоухих. В процессе обучения данный недостаток может быть устранен.

АГРАФИЯ

АГРАФИЯ (от греч. а - отрицание и grapho - пишу) - нарушения письма, возникающие при различных расстройствах речи. Проявляется либо в полной утрате способности писать, либо в грубом искажении слов, пропусках слогов и букв, неспособности соединять буквы и слоги в слова и пр. Аграфия у взрослых обычно связана с поражением коры головного мозга, у детей нередко является следствием косноязычия, С детьми, страдающими аграфией, проводятся логопедические занятия, в результате которых этот дефект устраняется.

АГРЕЖЕ

АГРЕЖЕ (франц. agrege, букв. - принятый в общество) - ученая степень во Франции, присуждаемая по окончании университета и дающая право преподавать в лицеях и на естественнонаучных и гуманитарных факультетах университета.

АГРЕССИЯ

АГРЕССИЯ (от лат. aggredi-нападать)-целенаправленное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения, причиняющее физический вред людям или вызывающее у них отрицательные переживания, состояние напряженности, страха, подавленности и т. д. Агрессивные действия могут выступать как средство достижения какой-нибудь цели, как способ психической разрядки, как форма самореализации и самоутверждения.

АДАПТАЦИЯ

АДАПТАЦИЯ (от лат. adaptare - приспособлять) - 1) приспособление организмов к изменяющимся условиям существования; 2) лингв, приспособление (облегчение) текста для недостаточно подготовленных читателей (напр., «облегчение» текста литературно-художественного произведения для начинающих изучать иностранные языки); 3) пед. приспособление индивида к изменяющимся условиям внешней среды, производства, труда. Способность человека быстро и безболезненно адаптироваться (приспособляться) к изменяющейся социальной среде определяется уровнем его развития, в том числе содержанием его знаний и умением действовать сообразно ситуации.

АДАПТАЦИЯ ВЫПУСКНИКА

АДАПТАЦИЯ ВЫПУСКНИКА - процесс и результат успешного приспособления выпускника образовательного учреждения (начального или среднего) профессионального образования к изменившимся социальным условиям: профессиональная адаптация- приспособление к условиям производства, учебная - к условиям обучения в образовательных учреждениях среднего или высшего профессионального образования.

АДАПТИВНАЯ ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА, ОРГАНИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА

АДАПТИВНАЯ ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА, ОРГАНИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА - организационная структура образовательного учреждения, предприятия, фирмы, гибко изменяющаяся, быстро приспосабливаемая к обновляющимся целям, задачам, функциям объекта и переменам во внешней экономической, общественно-политической среде, в условиях своей деятельности.

АДАПТИВНОСТЬ

АДАПТИВНОСТЬ - одно из основных требований к системе образования взрослых; обозначает способность к гибкой переориентации содержания, форм и методов обучения, создает большие возможности для оперативного перепрофилирования и переподготовки кадров для работы в рыночных структурах и ориентации образовательных услуг на индивидуальные запросы личности. См. Система образования взрослых.

АДЕКВАТНОСТЬ ОБРАЗОВАНИЯ

АДЕКВАТНОСТЬ ОБРАЗОВАНИЯ - соответствие полученного образования объективным потребностям развития индивида как личности.

АДЕКВАТНОСТЬ ОБУЧЕНИЯ

АДЕКВАТНОСТЬ ОБУЧЕНИЯ - соответствие обучения содержанию, характеру и уровню сложности практических и иных задач, которые предстоит выполнять субъектам учебной деятельности по завершении той или иной образовательной программы или курса образовательного учреждения.

АДЕКВАТНОСТЬ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ

АДЕКВАТНОСТЬ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ - соответствие системы образования требованиям современного общества и тенденциям его развития. В динамично развивающемся обществе решающее значение имеет способность системы образования оперативно и упреждающе реагировать на социальные перемены, перестраиваться с учетом изменений и повышающегося порога требований к человеку как субъекту многообразных видов деятельности. По общему убеждению единственно адекватной современному обществу является система непрерывного образования.

АДМИНИСТРАТИВНО-КОМАНДНАЯ СИСТЕМА

АДМИНИСТРАТИВНО-КОМАНДНАЯ СИСТЕМА - система управления обществом (включая экономику, идеологию, социальные отношения), в которой главная роль принадлежит распределительным, командным методам и власть сосредоточена у центральных органов управления, в бюрократическом аппарате. Для административно-командной системы характерно централизованное директивное планирование. Административно-командная система опирается на тоталитарный режим, она противоречит демократическим принципам управления, препятствует развитию свободного рынка, предпринимательства, конкуренции.

АДМИНИСТРАЦИЯ

АДМИНИСТРАЦИЯ (от лат. administratio-управление, руководство) - руководство предприятия, организации, фирмы, аппарат управления; круг лиц, уполномоченный осуществлять оперативное управление, выступать в качестве юридического лица, официально представлять организацию, учреждение. К администрации принято относить руководителя (президента, директора), его заместителей (вице-президентов), исполнительных директоров, главного бухгалтера, ведущих менеджеров.

АДЪЮНКТ

АДЪЮНКТ (от лат. adjunctus - присоединенный) - 1) в ряде стран Западной Европы и в дореволюционной России лицо, проходящее научную стажировку, занимающее младшую ученую должность в научном учреждении (помощник профессора); 2) лицо (офицер), готовящееся к преподавательской деятельности в военной академии, аспирант военного образовательного учреждения.14

АДЪЮНКТУРА

АДЪЮНКТУРА - одна из основных форм подготовки научных и педагогических кадров в военных вузах и научно-исследовательских учреждениях; аналогична аспирантуре в гражданских вузах.

АЖИТАЦИЯ

АЖИТАЦИЯ (от франц. agitation - сильное волнение, возбуждение) - психол. аффективная реакция человека, проявляющаяся в ответ на опасность для жизни, аварийную ситуацию и др. психологические факторы; ажитация проявляется в форме сильного беспокойства, сопровождается вегетативными нарушениями, нередко воспринимается как растерянность.

АЗБУКА

АЗБУКА (по первым славянским буквам «аз» и «буки») - 1) то же, что алфавит (см. Алфавит). Чтобы лучше запомнить, наши предки назвали каждую букву старославянского письма каким-нибудь «именем», подобрав слова с подходящими инициалами. Первую из русских букв назвали «аз», т. е. «я», вторую - «буки», т. е. «буква». Соединив два этих слова вместе, получим слово «азбука»; 2) букварь.

АКАДЕМИЧЕСКИЕ СВОБОДЫ

АКАДЕМИЧЕСКИЕ СВОБОДЫ - право преподавателей вузов вести учебную работу, опираясь лишь на свою совесть, без ограничения со стороны государства или церкви, а также право студентов на самоуправление и на организацию своих занятий по собственному усмотрению.

АКАДЕМИЧЕСКИЙ ОТПУСК

АКАДЕМИЧЕСКИЙ ОТПУСК - продолжительное освобождение от работы с полным или частичным сохранением жалованья, предоставляемое для учебных целей. Первоначально правом на такой отпуск пользовались только преподаватели системы высшего профессионального образования, в настоящее время оно все более широко распространяется на других преподавателей, а также на работников науки, промышленности и коммерции.

АКАДЕМИЯ

АКАДЕМИЯ (от греч. Akademia) - 1) название учреждений научного, учебного и художественного характера. Происходит от наименования прославленной философской школы, основанной Платоном (ок. 387 до н. э.) близ Афин и названной по имени мифического героя Акадэма. Это слово стало означать определенный тип высших учебных заведений, сообщество ученых; 2) высшее учебное заведение, деятельность которого направлена на развитие образования, науки и культуры путем проведения научных исследований и обучения на всех уровнях высшего послевузовского и дополнительного образования преимущественно в одной из областей науки, техники и культуры. Академия является ведущим научным и методическим центром в сфере своей деятельности, в широких масштабах осуществляющим подготовку специалистов высшей квалификации и переподготовку руководящих специалистов определенной области (отрасли).

АКВАБИЛДИНГ

АКВАБИЛДИНГ (от лат. aqua - вода и англ, building - строение, формирование) - упражнения в воде, оказывающие благотворное влияние на весь организм, помогающие укреплять тело, делать его красивым, стройным, крепким.

АККРЕДИТАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

АККРЕДИТАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ - признание уровня деятельности образовательного учреждения, отвечающего критериям и требованиям государственных или общественных образовательных организаций. Государственная аккредитация осуществляется федеральными (центральными) и ведомственными органами управления образованием на основании заявления образовательного учреждения и заключения по его аттестации. Общественная аккредитация не влечет за собой финансовых или иных обязательств со стороны государства.

АККУЛЬТУРАЦИЯ

АККУЛЬТУРАЦИЯ (англ, acculturation от лат. ad - к и cultura - образование) - взаимное уподобление и приспособление культур различных народов и отдельных явлений этих культур при доминировании культуры народа более развитого в общественном отношении.

АКРОНИМ

АКРОНИМ (от греч. akros - верхний и onoma, onyma - имя) - сокращение, образованное из начальных букв слов или словосочетаний (АЭС, СПО, НИИ, ГУВД, СНГ и др.); то же, что буквенная аббревиатура.

АКСЕЛЕРАТ

АКСЕЛЕРАТ - подросток, чье физиологическое развитие опережает нормальные темпы и обгоняет нормальный уровень психического, интеллектуального и социального созревания; физиологически взрослый, но социально незрелый индивид.

АКСЕЛЕРАЦИЯ

АКСЕЛЕРАЦИЯ (от лат. acceleratio - ускорение) - ускорение полового созревания, увеличение роста и скорости его нарастания у детей и подростков, отмечаемое со второй половины 20 в.; представляет интерес для антропологии, психологии, педагогики, особенно в части обучения физиологически взрослых, но социально незрелых индивидов.

АКСИОЛОГИЯ

АКСИОЛОГИЯ (от греч. axia - ценность и logos - учение) - 1) фшос. учение о ценностях и об оценках в этике (этика ценностей), которое исследует, в частности, смысл человеческой жизни; ценность является не свойством какой-либо вещи, а сущностью и одновременно условием полноценного бытия объекта; 2) пед. новое понятие, заимствованное из философии-учение о природе человеческих ценностей: о смысле жизни, о конечной цели и оправдании человеческой деятельности; 3) лингв, раздел социологии языка, изучающий систему оценок естественных языков и их элементов.

АКТИВИЗАЦИЯ

АКТИВИЗАЦИЯ (от лат. activus - деятельный) - 1) усиление, оживление деятельности; побуждение к решительным действиям; 2) пед. мобилизация интеллекта, воли, нравственных сил учащегося.

АКТИВИЗАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

АКТИВИЗАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ - совокупность мер, предпринимаемых с целью интенсификации и повышения эффективности учебной деятельности; осуществляется по трем направлениям: педагогическому, социально-психологическому и социально-экономическому.

АКТИВНОЕ ВООБРАЖЕНИЕ (ВОССОЗДАЮЩЕЕ)

АКТИВНОЕ ВООБРАЖЕНИЕ (ВОССОЗДАЮЩЕЕ) - мысленное представление предмета, соответствующее заданной схеме, чертежу, рисунку или словесному описанию. Этот вид воображения является непременным атрибутом любой учебной деятельности и проявляется при чтении литературы, изучении географических карт, исторических описаний, рассмотрении чертежей и проектов.

АКТИВНОЕ ВООБРАЖЕНИЕ (ТВОРЧЕСКОЕ)

АКТИВНОЕ ВООБРАЖЕНИЕ (ТВОРЧЕСКОЕ) - создание нового, оригинального образа, объект которого не существует в действительности; стимулируется потребностями человека, уровнем его развития, интересами всего общества.

АКТИВНОСТЬ

АКТИВНОСТЬ (лат. activus - деятельный) - качество личности, выраженное в усиленной деятельности, во внешнем проявлении взглядов и убеждений. Социальный смысл активности определяется ее направленностью и мотивами. По этому критерию активность подразделяется на позитивную и негативную. Позитивная активность порождает высокие социально значимые результаты лишь в сочетании с глубокой компетентностью. Противоположность - пассивность.

АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ

АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ - методы, стимулирующие познавательную деятельность обучаемых. Строятся, в основном, на диалоге, предполагающем свободный обмен мнениями о путях разрешения той или иной проблемы. Наиболее распространенными и характерными активными методами обучения являются: беседа, диспут, семинар, тренинг, деловая игра.

АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ

АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ - методы, требующие активной мыслительной, продуктивной деятельности учащихся, проявляющейся в их способности корректировать собственные действия, в самостоятельном выборе и целесообразном сочетании способов деятельности, в планировании своего труда, анализе и предотвращении ошибок, в производственной смекалке.

АЛГОРИТМ

АЛГОРИТМ (от лат. algorithm, algorismus-от латинского перевода имени среднеазиатского математика аль-Хорезми)- )мат. совокупность правил, определяющих последовательность проведения вычислительных операций, процедуру нахождения искомого результата; 2) четкое предписание о наиболее целесообразном выполнении действий с учетом реальных условий, приводящих кратчайшим путем к желаемому результату.

АЛЕКСИЯ

АЛЕКСИЯ (греч. а-отрицание и lexis - слово) - потеря способности чтения в результате поражения речевых центров головного мозга; часто сочетается с нарушением речи (афазией) и потерей способности писать (аграфией).

АЛИЕНАЦИЯ

АЛИЕНАЦИЯ (лаг. alienatio - отчуждение, отпадение) - филос. отчуждение; процесс, при котором известные творения человека «отрываются» от него, приобретают как бы самостоятельное существование, и человек, вместо того чтобы видеть в них свое произведение, начинает считать их высшими силами, господствующими над ним; алиенацией называется иногда сам отчужденный предмет.

АЛФАВИТ

АЛФАВИТ (от названий первых двух букв греческого алфавита «альфа» и «бета») - совокупность букв, принятых в письменности какого-либо языка и расположенных в принятом для данного языка порядке. Это слово - синоним славянского «азбука».

АЛФАВИТНО-ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ

АЛФАВИТНО-ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ (АПУ)-указатель, состоящий из упорядоченного по алфавиту множества слов, словосочетаний и фраз естественного языка, обозначающих предметы какой-либо отрасли науки или практической деятельности.

АЛФАВИТНЫЙ КАТАЛОГ

АЛФАВИТНЫЙ КАТАЛОГ - каталог, в котором описания произведений печати располагаются (независимо от их содержания) в алфавитном порядке фамилий авторов, а также заглавий произведений, принадлежащих более чем трем авторам или изданных без указания автора. Одно из основных спра-вочно-библиографических средств библиотеки или информационного органа. С его помощью читатель может найти произведения определенного автора, узнать шифр интересующей его книги в книгохранилище и заказать ее.

АЛЬМАНАХ

АЛЬМАНАХ - непериодический или продолжающийся сборник литературных произведений разных авторов, объединенных по тематическому, жанровому, идейно-политическому или какому-либо другому признаку.

АЛЬТЕРНАТИВА

АЛЬТЕРНАТИВА (франц. alternative, от лат. after-один из двух) - необходимость или допустимость выбора одного из двух или нескольких возможных (или взаимоисключающих) решений, предоставляемых вариантов действий и т. п.; 2) один из возможных вариантов педагогического решения, сравниваемый с другим вариантом в целях выбора лучшего способа действий.

АЛЬТЕРНАТИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

АЛЬТЕРНАТИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ - совокупность новоучрежденных (обычно по инициативе частных лиц) образовательных учреждений, работающих по экспериментальным программам, сформированным в порядке альтернативы ранее существующим. Как правило, это негосудрственные образовательные учреждения, предоставляющие платные образовательные услуги.

АЛЬТЕРНАТИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ

АЛЬТЕРНАТИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ - применение новых технологий обучения, способствующих интенсификации образовательного процесса, мобилизации потенциальных ресурсов личности, усиливающих дидактическую значимость тех способов и форм обучения, которые имеют исторически устойчивые традиции и возможности.

АЛЬТРУИЗМ

АЛЬТРУИЗМ (франц. altruisme, от лат. alter - другой) - нравственный принцип, заключающийся в бескорыстной заботе о благе других, в готовности жертвовать ради других своими личными интересами; противоположен Эгоизму.

АМБИВАЛЕНТНОСТЬ

АМБИВАЛЕНТНОСТЬ (от лат. ambo - обе и valentia - сила) - двойственность, проявляющаяся в чувствах и действиях, находящихся в противоречащих друг другу устремлениях, в том, что один объект вызывает у человека одновременно два противоположных чувства, напр, любовь и ненависть, симпатию и антипатию; обычно одно из этих чувств вытесняется (бессознательно) и маскируется другим. В этом смысле амбивалентность играет определенную роль в психоанализе и графологии.

АМОРАЛИЗМ

АМОРАЛИЗМ (от греч. а - отрицательная частица и лат. moralis - нравственный) - безразличие к требованиям морали и общепринятым нормам поведения в обществе.

АМПЛИФИКАЦИЯ

АМПЛИФИКАЦИЯ (от лат. amplificatio-расширение)-филол. 1) в языке прием, заключающийся в накоплении нескольких сходных определений для усиления характеристики явления (напр., он храбрый, отважный человек); 2) увеличение протяженности текста при переводе с одного языка на другой (англ, cow-creamer = русск. кувшинчик для сливок в виде коровы).

АМПЛИФИКАЦИЯ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

АМПЛИФИКАЦИЯ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ - всемерное использование потенциала возможностей психического развития личности на каждой возрастной стадии за счет совершенствования содержания, форм и методов воспитания. Подход, утверждающий принцип амплификации, противостоит подходу, в котором обосновывается необходимость искусственной акселерации развития, т. е. форсирования темпа развития ребенка и как можно более раннего перехода на последующую возрастную ступень развития. Внедрение программ обучения, ориентированных на усвоение новых «полезных» знаний, умений и навыков, начиная уже с раннего и дошкольного возраста, и ускоренный переход к «более взрослым» видам деятельности приводит к сокращению детства. Напротив, сторонники идеи амплификации отстаивают право ребенка на детство, как особо значимый период в возрастном развитии, и выступают за обогащение содержания и «культивирование» специфически детских видов деятельности в жизни ребенка и, в первую очередь, игры.

Следующая страница