Власть. Политика. Государственная служба. Словарь.
ГОСУДАРСТВЕННАЯ / ГРАЖДАНСКАЯ СЛУЖБА

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я

ГОСУДАРСТВЕННАЯ / ГРАЖДАНСКАЯ СЛУЖБА

ГОСУДАРСТВЕННАЯ / ГРАЖДАНСКАЯ СЛУЖБА (опыт зарубежья) Много и общего, и своеобразия имеют Г.с. различных стран Различны и опыт и законодательные документы. Так, напр., в ФРГ принципы организации государственного управления и правового положения лиц, занятых на государственной службе, заложены в Основном Законе (конституции) ФРГ, ряде специальных законов и развиваются и уточняются в решениях Федерального конституционного суда. Конституция довольно подробно регламентирует формирование и полномочия высших звеньев исполнительной власти, Президента и Правительства, но лаконична в том, что касается правового положения лиц, занятых на государственной службе. К ним относятся, прежде всего, общее положение ст. 12 о праве каждого гражданина ФРГ свободно избирать профессию. Нормы ст. 33 декларируют свободный доступ к государственным должностям, запрещают какую-либо дискриминацию при назначении на должность, а также определяют особый статус лиц, состоящих на государственной службе и связанных "узами публично-правовых отношений службы и верности". В законодательстве и правовой доктрине ФРГ к государственной службе относится широкий круг учреждений, выполняющих "публичные" функции, а также весь круг лиц, состоящих с этими учреждениями в служебных отношениях. В этом смысле в систему государственной службы кроме госаппарата входят железные дороги, почты, школы, высшие учебные заведения, суды, военные ведомства, а также их служащие. Важной частью системы государственной службы являются государственные учреждения с их аппаратом. Отметим отличия в комплектовании госслужбы в США. Здесь система органов, обеспечивающих комплектование гражданской службы и кадровую работу с государственными служащими в США, состоит из трех уровней: 1) кадровых служб в министерствах и ведомствах США, осуществляющих практическую работу в соответствующих ведомствах на основе законов, принципов "системы заслуг" и общей политики; 2) межведомственных органов, определяющих эти политику во исполнение действующего законодательства, контролирующих ее реализацию и осуществляющих практическую помощь министерствам и ведомствам; 3) высших законодательных инстанций и их контролирующих органов, отслеживающих и систематически оценивающих эффективность гражданской службы, осуществляющих совершенствование законодательной базы и постоянный контроль как за деятельностью министерств и ведомств, так и межведомственных органов по работе с кадрами. Помимо этого действует обычный механизм контроля за деятельностью государственных учреждений, в частности, через процедуру разработки бюджета и контроля за его исполнением со стороны Административно-бюджетного управления в Исполнительном управлении Президента и др. Интересен и опыт Франции. Это - страна классического чиновничества с централизованной, иерархической системой государственной службы, в которой доктрина и практика совершенствуются. Государственная служба регулируется следующими правовыми нормами. Декларация прав человека и гражданина провозглашает принципы равного доступа к должностям, свободного определения условий труда при посредничестве представителей наемных работников и осуществлении права на забастовки. Конституция от 4 октября 1958 г. в ст. 34 относит к сфере закона основные гарантии, предоставляемые гражданским и военным государственным служащим. Большая часть основных гарантий перечислена в законах от 13 июля 1983 г. и 11 января 1984 г., содержащих Статус чиновников. Это, в частности, принцип равного доступа на госслужбу, принцип конкурсного набора, право на вознаграждение за указанные услуги, право на пенсию и т.д. Общий статус содержится в четырех законах, составляющих четыре раздела Статуса: закон от 13 июля 1983 г. о правах и обязанностях служащих; закон от 11 января 1984 г., содержащий положения о центральной госслужбе; закон от 26 января 1984 г., содержащий положения статуса о местной госслужбе; закон от 9 января 1986 г., содержащий положения статуса о больничной госслужбе. Следует иметь ввиду, что многообразие видов деятельности, различие административных функций не позволяет одинаково применять нормы Общего статуса ко всем чиновникам вне зависимости от характера их функций, ранга в иерархии и т.д. Поэтому были созданы особые статусы, которые уточняют способы применения Общего статуса ко всем служащим, составляющим конкретный штат чиновников и выполняющим сходные задачи в одном или нескольких административных органах. Особый статус дополняет Общий статус и обеспечивает его исполнение. Он принимается в виде декрета Государственного Совета после консультации с Высшим советом государственной службы. Для некоторых госслужащих (полиция, воздушная навигация) статус закрепляется в законе и является специальным статусом. Опыт различных стран можно излагать и далее, но главное в том, чтобы его изучать и разумно применять.

В начало словаря