Политика. Толковый словарь.
Статьи на букву "О" (часть 1, "ОАГ"-"ОБЫ")

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "О" (часть 1, "ОАГ"-"ОБЫ")

ОАГ (ОРГАНИЗАЦИЯ АМЕРИКАНСКИХ ГОСУДАРСТВ)

ОАГ (ОРГАНИЗАЦИЯ АМЕРИКАНСКИХ ГОСУДАРСТВ) - (Organization of American States (OAS)) Учреждена в 1948 г. с целью упрочения мира, безопасности, взаимопонимания и сотрудничества между государствами Западного полушария. В начале 1960-х гг. ввела санкции против Кубы. С тех пор глубокие внутренние противоречия мешают налаживанию эффективного сотрудничества. Латиноамериканские государства-члены ОАГ часто выступали против политики США.

ОАЕ (ОРГАНИЗАЦИЯ АФРИКАНСКОГО ЕДИНСТВА)

ОАЕ (ОРГАНИЗАЦИЯ АФРИКАНСКОГО ЕДИНСТВА) - (Organization of African Unity (OAU)) Создана в 1963 г. в Аддис-Абебе. Членами являются все страны континента; председатели меняются на основе ротации, решения принимаются путем консенсуса. Ее целями провозглашались обеспечение единства и сплоченности ставших независимыми африканских государств, содействие их экономическому развитию, ускорение освобождения тех народов, которые еще находятся под колониальным управлением или господством "белых". Организация признавала суверенитет существующих африканских государств в рамках границ, установленных в колониальный период, поддерживала политику невмешательства во внутренние дела и отказывалась от поощрения попыток сецессии. ОАЕ оказалось неспособной эффективно вмешиваться в кризисные ситуации, затрагивающие Африку.

ОБСТРУКЦИЯ

ОБСТРУКЦИЯ - (filibuster) Попытка препятствовать нормальному ходу работы парламента посредством затягивания дебатов. Характерна для американского Сената, в котором высоко почитается право свободного обсуждения. Меньшинство сенаторов может попытаться затянуть принятие каких-либо решений или вообще воспрепятствовать этому принятию, выступая по не относящимся к делу вопросам, а также постоянно внося предложения о переносе заседаний. Законодательные органы пытались противодействовать обструкционистам введением процедур, ограничивающих дебаты, например прекращение прений (closure), снятие вопроса с повестки дня (closed rules) и "гильотинирование прений" (guillotine).

ОБЩАЯ ВОЛЯ

ОБЩАЯ ВОЛЯ - (general will) Основная политическая концепция в работах Жан-Жака Руссо (Rousseau), согласно которой общая воля проявляется тогда, когда граждане, принимая политические решения, думают о благополучии общества в целом, а не о частных интересах отдельных индивидов или групп. Первоначально общая воля - это часть богословской дискуссии относительно того, носит ли воля Божья общий характер, направленный на спасение всех людей, или - частный, означающий, что спасены будут не все. Руссо находился под влиянием философа-иезуита Мальбранша (1638-1715), который отвергал для первородного греха основную идею кальвинизма (Calvinism). Руссо считает, что общая воля может возникнуть лишь в античном городе-государстве или на его родине - в Женеве. В этих городах существовала непосредственная демократия, предоставляющая политические права своим гражданам (меньшинство населения), и никому другому. Граждане, таким образом, пользовались свободой в античном значении слова, означавшем участие в законотворческом процессе, но не в современном его смысле, а подразумевавшем существование некой сферы жизни, свободной от коллективного вмешательства. Осуществление политических прав являлось частью общего духа системы, основанного на патриотизме и отражавшего врожденные ценности всех людей, попадавших под определение граждан.

ОБЩАЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА

ОБЩАЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА - (CAP (Common Agricultural Policy)) Проводится Европейским Союзом с целью стабилизации цен на сельскохозяйственную продукцию. Включает массированный перевод средств в сферу сельскохозяйственного производства из иных отраслей экономики.

ОБЩЕЕ БЛАГО

ОБЩЕЕ БЛАГО - (common good) Благо, не подлежащее делению и являющееся общим (т.е. разделяемым всеми) для некоторого числа людей или для сообщества (коллектива). Согласно одной из точек благо коллектива есть не что иное, как благо каждого человека. Другие исследователи считают, что благо или благополучие такой общественной единицы, как сообщество, может быть до некоторой степени отделено от блага индивидов, его составляющих. Шумпетер (Sсhumpeter), критикуя общее благо, указывал на то, что демократическая теория стремится всячески ему способствовать, однако раскрыть его содержание совершенно невозможно. Тем не менее такие понятия, как мир (покой) и община, могут служить примерами общего блага, поскольку каждое из них может стать достоянием любого человека, если ими будет пользоваться каждый.

ОБЩЕСТВЕННОЕ БЛАГО

ОБЩЕСТВЕННОЕ БЛАГО - (public good) Любое благо, которое, будучи предоставленным кому-то одному, обязательно предоставляется и всем остальным и не допускать кого-нибудь к пользованию которым либо невозможно, либо практически нецелесообразно. Третье условие, часто добавляемое к этому определению, сводится к тому, что "пользование одного индивида данным благом не должно наносить ущерб пользованию этим благом любого другого индивида" (Пол Сэмюэлсон, 1954). Скульптурные памятники, являющиеся общественным достоянием, служат почти идеальным примером общественного блага. В числе других типичных примеров можно назвать национальную оборону, национальные парки, чистый воздух. Многие блага носят как общественный, так и частный характер. Рынок сам не предоставляет общественных благ, поскольку практичные эгоистичные граждане будут стремиться воспользоваться всем бесплатно. Ни одни силы национальной обороны не обеспечивались полностью за счет добровольных пожертвований (тогда как некоторые общественные памятники поставлены на средства граждан). При этом надо иметь в виду, что понятие общественного блага отнюдь не подразумевает, что оно предоставляется или должно предоставляться государственной властью. Некоторые общественные блага предоставляются частным образом, а большинство государственных ведомств предоставляют как частные, так и общественные блага.

ОБЩЕСТВЕННОЕ МНЕНИЕ

ОБЩЕСТВЕННОЕ МНЕНИЕ - (public opinion) Этот термин был впервые использован в прямом смысле в политической мысли XVIII в. Специальное значение он приобрел (не утратив при этом общего) в 1930-е гг. с началом проведения научно разработанных опросов общественного мнения (polling). К ссылкам на общественное мнение, которое на деле часто оказывается мнением двух водителей такси и 10 шедших друг за другом прохожих, следует относиться с осторожностью.

ОБЩЕСТВЕННЫЕ ДВИЖЕНИЯ

ОБЩЕСТВЕННЫЕ ДВИЖЕНИЯ - (social movements) Включают не только политические партии и организации, проводящие кампании, но и отдельных лиц, не входящих ни в какие официальные структуры. Они объединяются вокруг идей, привносящих новые формы в общественное и политическое самосознание. Так, успех феминистского движения определяется не только различными политическими действиями, но и тем, как связанные с движением идеи заставили женщин, а затем и мужчин переосмыслить общепризнанные и казавшиеся бесспорными представления о роли женщин в обществе. Общественные движения предоставляют средство для внесения в политическую жизнь нового мышления и тем самым создают механизм для осуществления значительных политических перемен. Однако их немалый политический потенциал может быть ослаблен внутренними разногласиями относительно целей, стратегии и тактики, как это было с экологическим движением. Частичное достижение целей движения может лишить его динамизма, что хорошо видно на примере движения за гражданские права. На движении могут сказаться изменения во взглядах его участников на социальные и политические проблемы, как это произошло со студенческим движением конца 1960-х гг. Они могут институциализироваться, что и случилось с английским "рабочим движением": оно остается удобной ширмой для Лейбористской партии (Labour Party), профсоюзов, кооперативов и социалистических организаций, но более не является динамичной силой, стремящейся к радикальным переменам.

ОБЩЕСТВЕННЫЙ ВЫБОР

ОБЩЕСТВЕННЫЙ ВЫБОР - (public choice) 1. В широком смысле слова - любое изучение политики с применением методов и исходных посылок, характерных для экономической науки. Это дедуктивные методы, основанные главным образом на дифференциальном исчислении, поскольку они исходят из принципа маргинальности. Принцип маргинальности означает, что изменения в одной величине (скажем, готовности голосовать за партию, находящуюся у власти) зависят от изменений в другой (к примеру, от уровня безработицы в предшествующем месяце). Полномасштабное применение метода общественного выбора в политике подразумевает создание теоретической модели, определение на ее основе возможных последствий, а затем проверку сделанных выводов на примере наблюдаемого поведения. На практике в большинстве случаев применение этого метода не ставит перед собой таких глобальных задач. Экономическая наука, как правило, исходит из того, что единицей анализа должны служить индивиды, а не группы или общества; что существующие вкусы принимаются как данность; что люди делают выбор, когда чего-то не хватает; что они всегда стремятся иметь скорее больше, чем меньше, но что их предпочтения отражают уменьшающуюся маргинальную взаимозаменяемость любых двух товаров. Последний пункт означает, что, имея ограниченные средства на приобретение по выбору товаров А или Б, потребитель будет отказываться от все большего количества товаров Б в пользу одного А, чем больше А он уже имеет. Среди хорошо известных исследований такого плана можно назвать следующие: а) теорему среднего избирателя Дункана Блэка (Black) и многочисленные производные от нее; б) анализ логики коллективного действия (М. Олсон, 1965), который использует дилемму заключенных (prisoners' dilemma) для выяснения, почему существуют группы интересов (предоставленные самим себе, рациональные политические деятели почти всегда предпочтут предоставить кому-нибудь другому заниматься лоббированием) и какого рода группы окажутся сильнее, чем можно было бы ожидать, исходя из их удельного веса в общей массе населения; в) литературу о "политическом деловом цикле", которая пытается прогнозировать популярность партий, основываясь на состоянии экономики; г) свойства действующих и потенциальных избирательных систем, а также рациональное поведение политических деятелей при условии, что конкретная избирательная система уже существует (этот последний случай сливается с моделью социального выбора - social choice). 2. В более узком смысле - щкола, основанная в 1960-х гг. в Виргинии Дж. М. Бьюкененом, лауреатом Нобелевской премии в области экономики (1986) и Гордоном Тюллоком. Наиболее значительная работа представителей этой школы - "Расчет согласия" ("The Calculus of Consent", 1962). В русле традиций общественного договора (social contract) в ней утверждается, что законна только Конституция, пользующаяся единодушной поддержкой граждан. Они считают, что такая Конституция является осуществлением условия Парето (Pareto condition) в области политики, поскольку никто не принял бы Конституцию, если бы не считал, что при ней он по меньшей мере не станет жить хуже, чем без нее. Виргинская школа с недоверием относится к политическим деятелям, считая, что они могут руководствоваться корыстными мотивами, как и те, кто действует в сфере экономики. Поэтому было бы непоследовательно допускать, что экономика движима корыстными интересами, а политика руководствуется альтруизмом. Последние исследования виргинской школы были сосредоточены на мнимом избытке, как они считают, бюрократии (bureaucracy) в современных демократиях и на конкурентной борьбе за получение сверхприбылей (rent-seekine). Бьюкенен и Тюллок относятся к правому крылу сторонников доктрины свободы воли, и многие их идеи были взяты на вооружение правыми политиками (см.: Thatcherism - тэтчеризм). Однако в главных идеях теории общественного выбора не содержится ничего, что с неизбежностью приводило бы к необходимости выводов правого толка.

ОБЩЕСТВЕННЫЙ ДОГОВОР

ОБЩЕСТВЕННЫЙ ДОГОВОР - (social contract) Соглашение, заключенное непосредственно между людьми, минуя политические и общественные организации. Определяет условия, на основании которых люди готовы участвовать в общественной жизни и подчиняться политической власти. Для многих авторов общественный договор "объяснял" или отражал переход от естественного состояния (state of nature) к общественному и (или) политическому существованию. Достоверность условий такого договора зависит от оценки плюсов и минусов перехода и тем самым от достоверности представлений о естественном состоянии. Сторонникам теории общественного договора нет необходимости домысливать историческую реальность соглашения, т. к. часто их интересует лишь пределы политического обязательства, на которые готова согласиться здравомыслящая личность. Было выдвинуто множество теорий общественного договора, и, несмотря на скептическое отношение к этому некоторых, например Юма (Hume), традиция договоров по-прежнему играет важную роль в политической теории.

ОБЩЕСТВЕННЫЙ ИНТЕРЕС

ОБЩЕСТВЕННЫЙ ИНТЕРЕС - (public interest) 1. Общий интерес отдельных лиц, выступающих в качестве членов общественной группы (публики). 2. Совокупность обобщенных индивидуальных интересов отдельных людей, затрагиваемых политикой или действием. Существует очевидное различие между двумя этими формулировками, поскольку есть разница между общим интересом и совокупностью индивидуальных интересов. Общий интерес - это разделяемый интерес, тогда как совокупность индивидуальных интересов зависит от итоговой оценки позиции индивидов, рассматриваемых изолированно друг от друга. "Общественный интерес" вызывает сильные сомнения по трем причинам. Во-первых, как полагают, невозможно логически объяснить значение этого термина. Во-вторых, считается, что, даже если такое объяснение и могло быть дано, на практике нельзя определить, в чем заключается общественный интерес, и установить, какая именно политика отвечает данному определению. В-третьих, высказывается политический скептицизм относительно того, могут ли практика и институты современной политической жизни обеспечить соблюдение общественного интереса. Подобный скептицизм нашел мощную поддержку в лице теории общественного выбора (public choice). Первая из приведенных выше формулировок общественного интереса относится к членам общественной группы, "публике". Публика - это группа людей без указания их характеристик: например, английский "паб" (в переводе: общественный дом, который имеет лицензию на продажу алкоголя любому - в отличие от частного клуба, который располагает лицензией на продажу алкоголя только членам и гостям данного клуба). В этом смысле составляющие публику индивиды никак не обозначены, любой может быть в их числе. Но когда речь идет о вопросах, представляющих общественный интерес, принадлежность к соответствующей общественной группе зависит от конкретных условий. Например, обеспечение безопасности в аэропортах и поддержание общественного порядка на спортивных стадионах представляют собой общественный интерес. Хотя группы тех, кто пользуется аэропортами и тех, кто посещает спортивные арены, могут частично совпадать, но могут и значительно различаться между собой. Тем не менее представление о публике рисует некую неопределенную группу людей в том смысле, что неизвестно точно, кто может пострадать, например, в результате угона самолета или из-за давки на стадионе. Первая формулировка предполагает, что индивиды могут иметь общий интерес, если они считают себя потенциальными членами какой-то необозначенной группы и абстрагируются от своего конкретного положения и своих частных интересов. Например, человек, никогда не пользовавшийся аэропортами, может забыть об этом на время и задуматься над тем, каким мерам безопасности он отдал бы предпочтение, если бы оказался в соответствующей группе людей. Такое понимание общественного интереса тесно связано с понятием общей воли (general will) у Руссо (Rousseau). Вторая формулировка может рассматриваться как подход к проблеме общественного интереса с точки зрения принципа затраты-выгоды (cost-benefit). Приверженцы такой трактовки отрицают логику или полезность первой формулировки и доказывают, что общественный интерес не может быть ни чем иным, как суммой интересов соответствующих индивидов, взятых в конкретных обстоятельствах. Тогда вопрос о том, насколько политика отвечает общественному интересу, решается путем оценки возможных приобретений и потерь, к которым, согласно прогнозам, приведет реализация данной политики.

ОБЩЕСТВО

ОБЩЕСТВО - (society) Смысл английского слова society ("общество") может быть расширен или сужен, может обозначать практически любую форму объединения людей, обладающих общими интересами, ценностями и целями. В XIX в. "общество" означало высший класс; теперь это понятие можно отнести к "международному научному сообществу" или "европейскому сообществу", хотя против такого использования могут возражать . Это слово употребляют главным образом и чаще всего в смысле общества, определяемого границами государства, хотя подобное употребление неточно и может ввести в заблуждение в тех многочисленных случаях, когда в пределах государства проживает более одной достаточно крупной этнической или обособленной в культурном отношении группы, как, например, в Канаде или Южной Африке. Известные немецкие социологи конца XIX - начала XX в. Вебер (Weber) и Фердинанд Тённис считали, что разные формы общества определяются природой общения между людьми. Тённис различал форму содружества, которую называл Gemeinschaft, когда люди связаны общими представлениями, традициями и семейными узами, и форму сообщества (Gesellschaft), где объединение формально предопределено, закреплено в сознании людей и носит квазидоговорный характер. Все общества содержат в себе элементы того и другого. Многие современные авторы, по примеру Гегеля (Hegel), предпочитают говорить о гражданском обществе (civil society). В этом смысле оно означает не население данного государства как таковое и отнюдь не простое объединение людей на той или иной территории. Гражданское общество - это сеть взаимоотношений и организаций, стремящихся образовать политическую систему. Например, во Франции, скажем, с 1780 г. государство неоднократно реформировалось и перестраивалось, однако в течение всего этого периода оно оставалось ярко выраженным и цельным гражданским обществом. Ни Европа, ни Бретань или Прованс, взятые в отдельности, не являются гражданским обществом, каким является Франция.

ОБЩИЙ РЫНОК

ОБЩИЙ РЫНОК - (common market) Возникает тогда, когда интеграция национальных экономик группы стран выходит за рамки Таможенного союза (сustoms union). Формируется путем общей экономической политики и ликвидации препятствий для свободного передвижения труда и капитала. Наиболее совершенным примером является Европейский Союз (European Union).

ОБЩИНА

ОБЩИНА - (community) Социальная группа людей, связанных между собой конкретным местом. Однако характер социальных связей и местоположения общины вызывают идеологические споры. Традиционные консерваторы подчеркивают, что в основе общины лежит общность происхождения (кровное родство, сходство, исторические связи) людей, живущих в определенной местности. Считается, что на такой основе объединены сельские поселки, как и национальные группы. Но общность происхождения может восходить к другому месту или к родной земле, как, например, в словосочетаниях типа "еврейская община". Социалистическая теория определяет подобную, консервативную интерпретацию понятия "община" как способ связать между собой имущих и неимущих в рамках капиталистического общества, не позволяя им видеть реальное столкновение их экономических интересов и предотвращая тем самым социальный конфликт. Стремящиеся к этой цели социалисты-реформаторы могут создать общину на основе объединения богатых территорий с бедными для перераспределения богатства и создания желаемых социальных отношений на местном уровне. Консерваторы и социалисты выделяют разные основы существования общины, но и те, и другие определяют присущие ей социальные отношения как нечто большее, чем просто совокупность забот и интересов всех входящих в нее индивидов, что и обеспечивает основу ее долговечности. Либералы в силу своей приверженности идее индивидуальной свободы отказываются понимать основу общины таким образом. Они считают, что община держится на свободно выбираемых связях индивидов, имеющих общие интересы и потребности. Такие объединения могут быть четко локализованы. Например, "финансовая община" предполагает как группу людей, имеющих общие, связанные с работой интересы и потребности, так и определенное месторасположение работы (например, Сити в Лондоне или Уолл-стрит в Нью-Йорке). Аналогичным образом "поездки к месту работы" предполагают определенное направление движения автомобилистов, пассажиров, ежедневно ездящих на работу и обратно. Эти поездки могли бы считаться подходящей основой для общины, однако они основаны на свободно выбираемом общении и на личных императивах, управляющих переменой места работы, изменением экономического и социального положения, и потому могут менять как свой характер, так и местонахождение. Например, отмена (государственного) регулирования и информационные технологии изменили организацию финансовых рынков, а развитие предместий и транспортной инфраструктуры изменили характер поездок к месту работы. Однако на практике очень часто термин "община" употребляется не в каком-то определенном смысле, а в качестве понятия, легитимирующего политическую программу.

ОБЪЕДИНЕНИЕ/АССОЦИАЦИЯ

ОБЪЕДИНЕНИЕ/АССОЦИАЦИЯ - (Gemeinschaft/Gesellschaft) Термины введены в общественную науку немецким социологом Фердинандом Тоннисом в 1887 г. В самом общем смысле они означают "объединение" и "ассоциацию" (или "общество"). Эти концепции относятся не только к идеализированным обществам, но и - в более широком плане - к формам организации общества и к общественным отношениям. Движение от Gemeinschaft к Gesellschaft означает идеализированный переход от небольших сельских тесно связанных между собой сообществ, в которых преобладают родственные связи и традиционные ценности, к ассоциированному обезличенному индустриальному обществу, основанному на разумном преследовании собственных интересов и на договоре, который характеризуется гетерогенностью и различием систем взглядов. В условиях развития промышленности в ХIХ в. идея таких парных делений казалась привлекательной. Подобные представления встречаются в трудах Мейна (от статуса к договору), Бейджгота (Bagehot) (от обычая к закону) и - наиболее известное - Дюркгейма (Durkheim) (от механической к органической солидарности). Хотя такие разделения часто представляются как отражение характера общественного развития, эти концепции можно использовать в равной степени и для изучения отношений внутри самого общества. Тогда семейные отношения можно представить себе как Gemeinschaft, в то время как коммерческие и правовые сделки по своему характеру стоят ближе к Gesellschaft. Теоретики в области международных отношений, разрабатывающие теорию международного общества (international society), недавно обратились к разграничению Тонниса, чтобы объяснить возникновение сообщества государств.

ОБЪЕДИНЕНИЕ ГЕРМАНИИ

ОБЪЕДИНЕНИЕ ГЕРМАНИИ - (German unification) В октябре 1990 г. Федеративная Республика Германии и Германская Демократическая Республика достигли полного политического единства, покончив таким образом с разделением на два отдельных германских государства - этой наиболее важной проблемой времен "холодной войны" (Cold War). Конституционно объединение было достигнуто вхожднием шести новых земель, включая Берлин, территории бывшей ГДР, под юрисдикцию Федеративной Республики. Процесс объединения был ускорен падением в 1989 г. коммунистического режима в ГДР, на фоне интенсивной борьбы за социальные и политические перемены в Восточной Европе. Широкомасштабные выступления населения ГДР и массовый выезд граждан на Запад со всей очевидностью свидетельствовали о наличии безусловного требования демократизации и либерализации. Правительство Христианских демократов и Свободных демократов канцлера Коля в Федеративной Республике оперативно провели объединение, получившее одобрение на выборах в законодательный орган ГДР, позднее, в марте 1990 г., когда руководимый христианскими демократами "Альянс за Германию" одержал убедительную победу. Критики практической реализации объединения утверждают, что оно явилось фактическим "захватом" бывшей ГДР Федеративной Республикой и ее правительством, породившим экономический кризис и политическую нестабильность. Реальная действенная интеграция двух отдельных сообществ - это чрезвычайно сложная задача, решение которой, несомненно, займет много времени.

ОБЪЕДИНЕННЫЙ КОМИТЕТ

ОБЪЕДИНЕННЫЙ КОМИТЕТ - (joint committee) В двухпалатных законодательных органах совместная комиссия, состоящая из членов обеих палат. Может образовываться для координации действий, избежания дублирования в работе или для обсуждения вопросов, представляющих обоюдный интерес. В Конгрессе США объединенные комитеты играют существенную законодательную роль. Две палаты порой принимают значительно отличающиеся друг от друга варианты одного и того же законопроекта, и в этом случае создаются объединенные комитеты, куда входят, как правило, по три члена от каждой палаты. Объединенные комитеты занимаются поисками компромисса между различными вариантами законопроекта - процедура, которая зачастую влечет значительную переработку текста. Объединенные комитеты создаются и для проведения парламентских расследований или обсуждения общего для обеих палат вопроса, например о совместном использовании каких-либо помещений и т.п. или организации торжеств и памятных мероприятий. Имеется также и несколько постоянно действующих объединенных комитетов.

ОБЫЧАЙ

ОБЫЧАЙ - (convention) 1. Собрание людей, объединенных общим интересом или целью, например намерением создать конституцию. См. также партийный съезд. 2. Общепринятая или широко применяемая практика, обычно без каких-либо письменных предписаний, а иногда и без (официальных) санкций. Обычаи, регулирующие вопросы собственности и управления, занимают особо важное место в трудах Юма (Hume), поскольку они позволили ему объяснить политические институты, не прибегая к дискредитированной (с его точки зрения) теории общественного договора (social contract). Обычаи имели также важное значение для авторов анархистского (anarchist) толка как примеры социального взаимодействия при отсутствии принуждения. Неписаную конституцию Соединенного Королевства часто характеризуют как основанную на обычае, допускающем или не допускающем определенные действия. Это означает не столько то, что такая практика широко распространена (тому может быть немного примеров), сколько то, что существует общая тенденция следовать прецедентам. Динамика развития обычаев привлекает внимание социологов и философов, т.к. обычаи представляют социальное взаимодействие на добровольной основе. См. также природа.

ОБЫЧНОЕ ПРАВО

ОБЫЧНОЕ ПРАВО - (common law (lex communis)) Термин часто используется для обозначения неписаного закона, основанного на решениях конкретных судебных дел, а не на законе (статус) как источнике права. В широком смысле слова в современном английском законодательстве (или в дочерних законодательствах, например в США) обычное право может обозначать систему норм, основанную на обычаях и неписаных законах, применявшихся судами обычного права в средневековье. Различие между обычным и статутным правом часто проводится для констатации существования и развития обычного права. Термин "обычное право" также относится к самым ранним стадиям развития английского законодательства. В то время различие между судом обычного права и Канцелярским судом, который судил по нормам права справедливости (equity), было очень важно. После принятия законов о судоустройстве 1873-75 гг. и, особенно Закона о судоустройстве 1925 г., учредившего Верховный суд (Supreme Court), суды начали руководствоваться наряду с правом справедливости нормами обычного права. В английской правовой системе Верховный суд играет иную роль, чем в странах, где он согласно Конституции, является высшей юридической инстанцией. В Соединенном Королевстве Верховный суд не имеет подобной юрисдикции, так как его решения могут быть отменены парламентским актом. Обычное право различает гражданское и уголовное право. Гражданское право относится к договорному и деликтному праву. Уголовное право опирается на уголовные законы. Это различие важно для понимания материального и процессуального права. Поскольку обычное право, в отличие от статутного, развивается судьями, оно не существует в писаном виде. Его принципы складываются постепенно на основе решаемых судебных дел. Гибкость таких правовых норм является сильной стороной британской юридической системы. Милсом писал: "Обычное право - побочный продукт нашей административной системы; с его помощью за столетия после завоевания Англии норманнами управление Великобританией" стало централизованным и специализированным. ("Исторические основы обычного права" - "Historical Foundations of the Comman Law", 1981).

Предыдущая страница Следующая страница