Политика. Толковый словарь.
Статьи на букву "О" (часть 2, "ОБЯ"-"ОПР")

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "О" (часть 2, "ОБЯ"-"ОПР")

ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ ГОЛОСОВАНИЕ

ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ ГОЛОСОВАНИЕ - (compulsory voting) Действующий и поныне в Австралии, Бельгии и имевший силу в некоторых прошлых режимах закон, предусматривающий обязательность голосования, а также санкции за неучастие в нем. Считается, что в Австралии основными результатами этого закона стали: 1) обеспечение несколько большей поддержки партий левого крыла (чем это было бы без применения этого закона), поскольку, как правило, сторонники левых имеют более слабую мотивацию к голосованию; 2) "мартышкино голосование", при котором недовольные или незаинтересованные избиратели просто голосуют за первых по списку кандидатов. Это давало значительное преимущество тем партиям, которым удавалось найти кандидатов, чьи фамилии начинались с первых букв алфавита, до тех пор, пока не была детально разработана методика бессистемного расположения фамилий в избирательном бюллетене и чередования их последовательности.

ОБЯЗАТЕЛЬСТВО

ОБЯЗАТЕЛЬСТВО - (оbligation) Принять обязательство сделать что-то - значит связать себя словом сделать именно это. Oblige и bind - латинские и англосаксонские слова-синонимы. Таким образом, обязательства должны быть следствием специфического акта. Обычно такой акт - обещание, но обещания имеют разные формы, в т.ч. задолженность, контракт, партнерство, брак, договор и конвенция. Очень часто функционально необходимо, чтобы принятие обязательства сопровождалось торжественной церемонией, символизирующей важность момента (обмен кольцами, печатями, использование Священного Писания, подписей или других адекватных символических действий и предметов). Для обязательств существенно то, что они должны приниматься, причем достоверно, абсолютно добровольно, а не под принуждением. В этом строгом смысле слова политическое обязательство представляет собой редкое и довольно расплывчатое явление. Натурализованные граждане страны и принявшие присягу офицеры могут давать формальные политические обязательства, но большинство из нас не выбирает страну, в которой родились, лишены реального выбора остаться или покинуть ее и не дают ей никаких обещаний. В этом смысле пытаться вывести общее для всех граждан обязательство признать данное государство и исполнять директивы его чиновников - все равно что пытаться сделать из круга квадрат. Некоторые из наиболее решительных попыток достичь этой цели можно найти в "Двух трактатах о государственном управлении" ("Two Treatises of Government") Локка (Locke), опубликованных в 1690 г. Локк усматривает "молчаливое" согласие с законами данного государства в самом факте передвижения по его территории, а акт выбора видит в отказе от эмиграции на обширные незанятые земли Америки. Первый аргумент "растягивает" смысл настолько, что разрушает его, а второй теперь просто устарел. Теоретики более недавнего времени Роберт Нозик и Джон Ролз постулируют гипотетический контракт между индивидом и государством. Этот подход предлагает, чтобы мы задали государству вопрос, является ли оно таким, к которому мы хотели бы присоединиться, если только государства вообще представляют собой то, к чему можно присоединяться. Форма такой постановки вопроса выдвигает интересный стандарт для оценки государств, однако генерирует лишь гипотетические обязательства, а не реальные. В строгом смысле слова обязательство также подразумевает, что у нас нет обязательств перед родителями, поскольку мы не просили их о нашем рождении и их контроль над нашей жизнью был таков, что любое наше обещание им должно рассматриваться как данное под нажимом. Гоббс (Hobbes) в гл. 20 своей книги "Левиафан" ("Leviathan") рассматривает обязательство подчиняться матери как естественное, так как мать имеет возможность выбирать, кормить детей или нет. Однако Гоббс ничего не говорит относительно наших собственных обязательств. От вопроса о наших обязательствах в отношении наших детей отмахнуться значительно труднее. В самом произведении потомства нет акта обязательства per se, если только не рассматривать сексуальный акт как своего рода обещание. Немногие согласятся с этим, но столь же трудно принять и то, что произведение потомства не влечет за собой никаких обязательств. Но когда именно они возникают? При зачатии? При родах? В тот момент, когда принято решение сохранить беременность? Каковы относительные моральные обязательства мужчины и женщины? Женщина, которая беременна не по доброй воле, жертва насилия, конечно же, вправе не иметь обязательств по отношению к своему отпрыску? Эти вопросы относятся к трудной области этики. Буквальный смысл обязательств - не единственный смысл, закладываемый в это понятие. Люди часто используют слово "обязательство" в смысле "обязанность". В этом смысле наши обязательства - это то, что мы должны делать в соответствии с правилами вне зависимости от того, согласны мы с ними или нет и не заключали ли иного контракта. Когда А говорит об обязанностях Б, он может иметь в виду то, что закон предписывает Б делать или что вообще ждет общество от Б, а также то, что, по мнению А, следует делать Б. Во всех этих случаях предлагаются достаточно пустые и тавтологические понятия политических обязательств. Утверждение типа "Вы должны подчиняться государству, поскольку это предписывается законом (государства)", было бы весьма опасным утверждением, если бы не было настолько неубедительным. Если подходить к ситуации в строгом значении слова "обязательство", то может оказаться затруднительным ответить на вопрос, чтóтакое политическое обязательство, а более широкое толкование сделает его вообще бессмысленным. Возможно, наиболее глубокий вопрос относительно политического обязательства заключается в том, нужна ли нам вообще теория обязательства. Локк был убежден, что ему нужна такая теория как для того, чтобы оправдать "Славную революцию", так и для предотвращения постоянной революции. Юм (Hume) и Адам Смит (Smith), жившие полвека спустя при более стабильном режиме, считали такую теорию ненужной, так как она невозможна. Благожелательность и симпатии подвигают нас к сотрудничеству друг с другом, а потребности в общем благосостоянии побуждают к сотрудничеству с государством, основанному на терпимом отношении к нему. В этом состоят реальные основы стабильного коммерческого общества, которого желали оба философа, и Юм полагал, что они более надежная основа такого общества, чем категорически сформулированная доктрина обязательств, которая предписывает, когда мы должны, а когда не должны принимать установленный государством порядок.

ОВЕЩЕСТВЛЕНИЕ

ОВЕЩЕСТВЛЕНИЕ - (reification) Неправильное истолкование абстракции как конкретной данности. Хотя многие марксисты использовали это понятие, тщательно исследовали его только Лукач (Lukacs), Бенджамин и Адорно (Adorno). Лукач считал, что оно идет от Гегеля (Hegel) и от Маркса (Marx), хотя ни в одной из их работ нельзя найти немецкое слово, означающее "овеществление" (Verdinglichung). Несмотря на это, Лукач связывает овеществление с понятием товарного фетишизма (сommodity-fetishism), объясняемого Марксом в 1-й главе "Капитала". Согласно Марксу, фетишизм существует тогда, когда социальные отношения между людьми выступают в форме отношений между вещами. Именно в этом свете Лукач и рассматривает овеществление, фокусируя внимание на том, как при капиталистическом способе производства производственная деятельность человека приобретает несвойственную ей форму. Бенджамин придавал особое значение овеществлению культуры, возникающему в результате товарного производства. Он считал, что общество производит "фантасмагорию", которая затем проявляется в культуре данного общества. Адорно, напротив, подчеркивал важность понимания овеществления как общественной категории, показывающей, каким образом обуславливается сознание. Акцент на овеществлении становится уже не просто отношениями между людьми, предстающими в виде отношения между вещами, но скорее отношениями между людьми, выступающими как свойство вещи. Адорно связывает это с различием, проводимым Марксом между потребительной стоимостью и меновой стоимостью. Овеществляется только меновая стоимость, поскольку она представляет собой форму, в которой выражается стоимость товара.

ОГРАНИЧЕННОЕ ГОЛОСОВАНИЕ

ОГРАНИЧЕННОЕ ГОЛОСОВАНИЕ - (limited vote) Избирательная процедура, при которой каждый избиратель располагает меньшим числом голосов, чем количество вакантных мест в многомандатном округе. Наиболее известны такие примеры: 1) разделение в 1867-85 гг. ряда крупных городов Англии на округа с правом избрания трех депутатов, притом что каждый избиратель располагал двумя голосами; 2) система предоставления единственного не подлежащего передаче голоса в Японии, где каждый избиратель в многомандатном округе располагал одним голосом. Ограниченное голосование - это один из путей к пропорциональному представительству (proportional representation) (хотя только К.Л. Доджсон (Dodgson) верно понимал его свойства), однако оно было отменено в Соединенном Королевстве, поскольку бирмингемские либералы нашли путь, который, по мнению современников, позволял обойти назначение такого голосования: разделив город на три зоны и призвав своих сторонников в каждой трети голосовать за разную пару своих кандидатов, они обеспечивали избрание либералов на все три места.

ОДНОЗНАЧНОСТЬ

ОДНОЗНАЧНОСТЬ - (single-peakedness) При голосовании многочисленные варианты выбора выстроены таким образом, что предпочтение каждого избирателя может быть представлено одним из трех вариантов: 1) больше всего нравится самый "левый" выбор, а каждый "правый" выбор нравится, соответственно, тем меньше, чем он "правее"; 2) больше всего нравится самый "правый" выбор, а каждый "левый" выбор нравится, соответственно, тем меньше, чем он "левее"; 3) больше всего нравится промежуточный выбор, а каждый иной, соответственно, тем меньше, чем он "левее" или "правее". "Левый" и "правый" взяты в кавычки, так как непрерывность не обязательно идет слева (left) направо (right). Если однозначность действительно имеет место, то предпочтительный выбор среднего избирателя и выявит победителя по системе Кондорсе (Condorcet), причем победитель получит простое большинство голосов. Если такой однозначности нет (например, когда некоторые избиратели считают "центристское" мнение наихудшим, независимо от того, как варианты выбора расположены вдоль континуума), может произойти цикл (cycle) мажоритарного правила (majority rule). См. также: Condorset (Кондорсе); Black (Блэк).

ОДНОПАЛАТНОСТЬ

ОДНОПАЛАТНОСТЬ - (unicameralism) Законодательные органы, состоящие только из одной палаты, скорее являются исключением, чем правилом. Большинство национальных собраний имеют двухпалатную структуру (bicameral form). К государствам с однопалатными законодательными органами, как правило, относятся либо малые страны (например, Финляндия, Греция, Норвегия), либо малые субъекты Федерации. Единственным штатом США с однопалатным законодательным органом является Небраска. Известны случаи, когда страны от двухпалатных законодательных органов переходят на однопалатные, как это случилось, например, в Новой Зеландии и Швеции - малых унитарных государствах. Федеральную систему с однопалатным законодательным органом представить трудно, поскольку вторая палата (second chambers), как считается, служит для отстаивания интересов субъектов федерации перед центральным правительством. Она также должна обеспечивать защиту от произвольных решений нижней палаты, в которой господствует одна партия. Впрочем, этой цели можно достичь и другими путями, например с помощью хартии прав, вводимой в действие решением суда.

ОДНОПАРТИЙНЫЕ ГОСУДАРСТВА

ОДНОПАРТИЙНЫЕ ГОСУДАРСТВА - (оne-party states) Государства, в которых одна партия законодательно или фактически наделена монополией на ведение политической деятельности. Это обеспечивается Конституцией либо является результатом лишения соперничающих партий возможности участвовать в выборах, а также отказа от проведения выборов вообще. Возможна альтернатива, когда соответствующим образом подобран состав избирателей или осуществлены другие формы манипуляций под видом консультаций с тем, чтобы сохранить у власти правящую партию. До недавнего времени однопартийные государства принадлежали к двум основным категориям: т.н. тоталитарные государства, большей частью, но не обязательно коммунистические и восточноевропейские, и многочисленные государства Третьего мира (Third World), где авторитарные режимы уже давно используют однопартийность с целью контроля над управлением, мобилизации массовой поддержки и распределения получаемой помощи. После распада или трансформации большинства коммунистических партий термин "однопартийное государство" в основном относится к третьему миру, включая бывшие республики и автономные территории Советского Союза. Это понятие отличается от системы с одной доминирующей партией, как это было в послевоенной Италии или в Индии после получения независимости, где одна партия, занимая господствующие позиции в центральном правительстве, иногда делила власть и действовала в рамках в целом соревновательной партийной системы и при наличии институтов представительной власти. Однопартийные государства в третьем мире все чаще ощущают необходимость перемен под давлением извне: международная помощь и содействие все чаще оказываются на условиях эффективного управления и создания многопартийной демократии. На протяжении почти полувека Мексика была классическим примером однопартийного государства: правительство, местная администрация, экономика и вооруженные силы были монополизированы Конституционно-революционной партией (КРП). Объединив лидеров революции, интеллигенцию, профсоюзы, а также военных, КРП занимала доминирующие позиции в центре и в провинциях. Однако недавно она была вынуждена согласиться на нечто большее, чем символическое признание роли других политических партий, что стало главным образом следствием экономического роста Мексики, диверсификации ее жизни, необходимости повышения уровня технической и административной компетенции и признания того факта, что коррупция на официальном уровне способствовала углублению кризиса внутренней задолженности. Аналогичные явления наблюдаются также в других регионах Центральной и Южной Америки, а также в Южной и Юго-Восточной Азии. Наиболее глубокие корни однопартийные государства имеют в Африке, где они сформировались вскоре после обретения независимости, восприняв наследие автократического колониального управления (опыт состязательных выборов сразу после деколонизации был недолгим). В некоторых случаях, как, например, в бывшей Танганьике, действенная оппозиция правящей партии исчезла еще до обретения независимости. Повсюду правящие партии обладают значительными преимуществами, которых лишены их оппоненты. Начав свою деятельность как добившиеся успеха националистические движения или фронты, эти партии вскоре после обретения независимости смогли извлечь выгоды из контроля над государством и расширяющейся помощью. Они пытались обеспечить свое пребывание у власти путем подавления оппозиции. Обычно выборы проводились ограниченно или строго контролировались, а иногда заменялись плебисцитами. Были возрождены и широко применялись законы о превентивном задержании - достойное сожаления наследие колониального правления. Однопартийное государство выдавалось за средство достижения национального единства, преодоления этнического сепаратизма, ускорения экономического развития и обретения национальной независимости. В большинстве случаев государство по сути превращалось в режим личной власти, при котором партия играла весьма ограниченную и в основном подчиненную роль, немногим большую, чем роль агентства по рекрутированию сторонников для правительства, проводника политического патронажа и органа надзора над лояльностью вооруженных сил и государственных служб. Подобные режимы особенно уязвимы с точки зрения возможного вмешательства военных. В некоторых случаях, как, например, в Заире при президенте Мобуту Сесе Секу, партию вскоре заменили рыхлой, но широко разветвленной сетью отношений патрон -клиент без определенной идеологии и с президентом в ее центре. В течение недолгого времени идеология и партийные структуры были более заметны в марксистско-ленинских государствах, появившихся в 1970-х гг., в частности в Анголе, Мозамбике, Гвинее-Бисау и Эфиопии. Но популистская риторика использовалась там лишь для прикрытия личной власти в форме либо гражданской, либо военной диктатуры. Так, президент Эфиопии Менгисту Хайле Мариам долго противился советскому (и кубинскому) нажиму в пользу создания "рабочей партии" при режиме, претендовавшем на наименование марксистско-ленинского. Правящие партии играли гораздо большую роль в Тунисе, Алжире и Танзании, где они укрепились до получения независимости и где руководство отводило им большую роль. В Кении и Танзании однопартийная система, допускающая ограниченные дискуссии и выдвижение нескольких кандидатов, служила режимам полезным запасным клапаном для выхода, в противном случае, скрытого недовольства. После 1989 г. в африканских однопартийных государствах нарастает давление изнутри и извне в пользу как политической, так и экономической либерализации. Это стало следствием окончания "холодной войны" (Cold War), крушения коммунизма в Восточной Европе, а также обострения ситуации с африканской задолженностью и требований демократизации в качестве условия для продолжения международной помощи. Некоторые африканские государства, в частности Ботсвана и Гамбия, имели продолжительный исторический опыт многопартийных выборов, которые, однако, не угрожали правящей партии. Другие, как Сенегал, с 1970-х гг. стали экспериментировать, вначале в ограниченном масштабе, а затем перешли к полностью и неограниченно многопартийным выборам, правда, без смены правления. Однако с начала 1990-х гг. укрепившиеся у власти однопартийные режимы в условиях меняющейся внутренней и международной обстановки оказались нежизнеспособными. В франкоговорящих государствах были созваны представительные национальные конференции, провозгласившие своей задачей подготовку новых конституций и наблюдение за проведением свободных и открытых выборов. Таким путем были вынуждены уйти некоторые долго державшиеся у власти правители в Бенине, Конго, Нигере и, наконец, на Мадагаскаре. В Камеруне, Береге Слоновой Кости (Кот-д'Ивуар) и Габоне правящие партии обьявили о своей победе на выборах над оппозицией, однако справедливость результатов этих выборов оспаривается. В Алжире под руководством ФНО (Фронта национального освобождения) процесс перехода от однопартийного государства продвинулся довольно далеко, пока военные не вмешались, чтобы обратить этот процесс вспять из страха перед внушительной победой на выборах Партии исламской оппозиции. В англоговорящей Африке свободные выборы были допущены в Замбии президентом Кеннетом Каундой, лидером Обьединенной партии национальной независимости, который затем сам потерпел поражение. Президент Кении, которая была однопартийным государством де-юре, Арап Мои ослабил свою оппозицию многопартийным выборам и затем завоевал большинство голосов, главным образом из-за раскола в рядах оппозиции. Президент Зимбабве Мугабе остается приверженцем однопартийного государства, но его собственная партия ЗАНУ дистанцировалась от подобной позиции. Тем временем в Танзании многопартийные выборы были обещаны в 1995 г., а президент Банда в Малави потерпел неудачу на референдуме по вопросу об однопартийном правлении. Оба бывших марксистских режима в Мозамбике и Анголе согласились на проведение выборов на многопартийной основе, но ни в одном из этих случаев не гарантирован успех демократии. Очень важным событием было проведение в 1994 г. находившейся у власти с 1948 г. правящей националистической партией в Южной Африке демократических выборов, в результате которых она оказалась на втором месте, далеко отстав от АНК (Африканский Национальный Конгресс).

ОДОБРЯЮЩЕЕ ГОЛОСОВАНИЕ

ОДОБРЯЮЩЕЕ ГОЛОСОВАНИЕ - (approval voting) Избирательная система, при которой избиратели могут подать столько голосов, сколько имеется кандидатов, но не более одного голоса за кандидата (что в противном случае уже называлось бы "кумулятивным" (cumulative vote) голосованием, т. е. методом сложения голосов). При таком голосовании избиратель может разделить список кандидатов на две категории - на тех, "кого я одобряю", и на тех, "кого я не одобряю". Идею "одобряющего" голосования поддерживают влиятельные ученые США, и оно используется там при выборах руководителей общественных организаций и членов органов местного самоуправления. Этот вид голосования дает лучшие результаты, чем избирательные системы, не содержащие "классификационных" сведений, но он менее эффективен, чем системы, предлагающие избирателю распределить кандидатов в порядке предпочтения.

ОККАМ УИЛЬЯМ

ОККАМ УИЛЬЯМ - (Ockham, William of) (ок.1285-1349) Не был в полном смысле слова политическим философом, но развивал идеи суверенитета и естественных прав. По вопросу о суверенитете был оригинален в том, что подчеркивал право и свободу людей избирать себе правителя и форму правления. Что касается прав, которые для него были прежде всего правами собственности, то он различал естественные и обычные (традиционные) права и подчеркивал отличия этих прав от разрешения. Естественное право - это законная сила (в рамках разумного), которая предшествует обычаям. У францисканцев есть естественное право на собственность, от которой они отказываются, но им разрешено пользоваться вещами, им не принадлежащими, это право может быть отозвано (usus nudus или facti) и отличается от разрешения, дающего определенные права, например право аренды (usus iuris).

ОЛДЕРМЕН

ОЛДЕРМЕН - (alderman) До принятия парламентом Великобритании в 1972 г. Закона о местном самоуправлении олдерменом назывался старший советник, избираемый на 6 лет из числа членов совета графства или города путем непрямых выборов. Олдерменов, как правило, советники избирали из собственной среды. Они составляли третью часть совета, при этом треть из них переизбирались каждые три года. Такой порядок был отменен, т.к. противоречил требованию прямых выборов членов местного самоуправления; кроме того, партийные фракции, располагавшие большинством в совете, при избрании олдерменов беспринципно пользовались своим преимуществом. Олдерменами также называются избранные в члены городских местных советов в США, особенно на северо-востоке.

ОЛИГАРХИЯ

ОЛИГАРХИЯ - (оligarchy) Власть немногих. Логически взаимоисключающие категории: правление одного лица, нескольких лиц или многих - использовались достаточно широко, хотя термины, обозначающие эти понятия, менялись. Например, аристократия (aristocracy) - это форма правления немногих. Аристотель (Aristotle) проводил различие между правителями, которые правят в общих интересах (аристократия), и правителями, которые правят в собственных интересах (олигархия). Социологи заявляли о необходимой связи между организацией и олигархией. См.также: elitism (элитизм), iron law of oligarchy (железный закон олигархии).

ОЛИГОПОЛИЯ

ОЛИГОПОЛИЯ - (оligopoly) Рынок, на котором немного продавцов, вследствие чего они могут контролировать цены и качество предлагаемых товаров путем сговора или же игровой теоретической стратегии. Большинство политических рынков, таких, где политические партии "торгуют" политикой, являются олигополистическими.

ОМБУДСМАН

ОМБУДСМАН - (оmbudsman) Термин скандинавского происхождения. Обозначает официальное лицо, принимающее жалобы. Во всех странах Европы это государственный служащий, который рассматривает жалобы граждан на злоупотребления властью в сферах общественного управления. В Великобритании имеются три типа таких чиновников: парламентский комиссар по административным делам (The Parliamentary Commissioner for Administration, PCA, учрежден в 1967 г.); комиссары по вопросам здравоохранения (The Health Service Commissioners, HSC, с 1973 г.) и комиссары по делам местной администрации (Commissioners for Local Administration, CLA, с 1976 г.). По международным стандартам число случаев, рассматриваемых британскими омбудсманами, невелико - факт, часто воспринимаемый как показатель высокого уровня работы британской государственной администрации. Но отчасти это может быть объяснено незнанием граждан о существовании и роли омбудсманов. Члены парламента и местные администрации отнюдь не заинтересованы в появлении альтернативных фигур, наделенных общественными полномочиями в той сфере, которую они воспринимают как область своей компетенции. Поэтому они принижают значимость работы омбудсмана. Чрезвычайно ограниченная юрисдикция омбудсмана ведет также к тому, что многие жалобы не рассматриваются. См. также: судебный надзор; плохое управление.

ООН (ОРГАНИЗАЦИЯ ОБЪЕДИНЕННЫХ НАЦИЙ)

ООН (ОРГАНИЗАЦИЯ ОБЪЕДИНЕННЫХ НАЦИЙ) - (United Nations (UN)) Добровольное объединение почти 180 государств, подписавших Устав ООН (1945). Его главной целью является поддержание мира, безопасности, а также развитие международного сотрудничества в экономической, социальной и политической областях и защита прав человека (human rights). ООН со штаб-квартирой в Нью-Йорке официально является гарантом соблюдения принципа суверенного равноправия всех ее членов. Главным должностным лицом ООН является Генеральный секретарь. Основной орган, обеспечивающий международный мир и безопасность, - Совет Безопасности (Security Council); главный совещательный орган с широкими полномочиями внутри всей системы ООН - Генеральная Ассамблея, в которую входят Экономический и Социальный Советы, координирующие деятельность многочисленных специализированных межправительственных организаций и других органов, а также Международный Суд (International Court of Justice). Ассамблея принимает резолюции, но не законы; она может давать рекомендации, но не имеет права принимать обязательных к исполнению решений или обращаться к мерам принуждения. Прекращение противостояния Востока и Запада могло бы позволить ООН активизировать свои усилия по поддержанию мира. Некоторые пункты положений о невмешательстве во внутренние дела государств (Устав ООН, ст. 2:7), уже претерпели кардинальные изменения. Однако для разрешения все возрастающего объема задач ООН, финансируемой за счет взносов своих членов, понадобятся дополнительные ресурсы. Это, возможно, будет зависеть от введения в Совет Безопасности Японии и от учреждения одного места для Европейского Союза (European Union) вместо двух мест - Франции и Соединенного Королевства.

ООП (ОРГАНИЗАЦИЯ ОСВОБОЖДЕНИЯ ПАЛЕСТИНЫ)

ООП (ОРГАНИЗАЦИЯ ОСВОБОЖДЕНИЯ ПАЛЕСТИНЫ) - (PLO (Palestine Liberation Organization)) Была создана в 1964 г. по предложению президента Египта Гамаля Абделя Насера на встрече на высшем уровне глав арабских государств с целью создания государства для палестинских арабов и упразднения израильского государства. Король Иордании Хусейн опасался, что за этим скрывается идея "целостности Палестины". Западный берег реки Иордан был палестинской территорией, аннексированной его дедом, Амиром Абдуллой, в 1948 г. в результате первой арабо-израильской войны. В итоге слово "целостность" не было записано в Уставе ООП, а вместо него было использовано выражение "освобождение Палестины". Подразумевалось, что ООП должна играть действенную роль в освобождении Палестины, однако на самом деле правительства арабских стран и особенно президент Насер хотели отвлечь палестинцев от произвольного применения насилия. Они боялись, что активность палестинских партизан на территории Израиля, развернувшаяся в конце 1950-х гг. и грозившая стать реальной силой в региональной политике в 1960-х гг., могла вызвать ответные меры Израиля против арабских стран и втянуть правительства этих стран в войну, к которой они чувствовали себя не готовыми. В Национальном договоре определено, что палестинские арабы "являются частью арабской нации" и имеют законное право "на свою родину"; что палестинцы - это арабские граждане, постоянно проживавшие в Палестине до 1947 г. Их потомки также являются палестинцами. Палестинцами считаются и евреи палестинского происхождения при условии их лояльности по отношению к Палестине. Национальный договор объявил незаконными разделение Палестины и создание израильского государства. В Договоре отмечалось, что все палестинцы должны образовать единый фронт, чтобы добиться освобождения Палестины. В первые годы своего существования ООП приступила к созданию организационной структуры, в рамках которой могла бы проходить вся деятельность палестинцев: общественная, экономическая, политическая, культурная, образовательная и военная. ООП создала армию, части которой были приписаны к национальным армиям разных арабских стран. Несмотря на отсутствие суверенной территории, ООП периодически вела работу, направленную на обеспечение многочисленных нужд рассредоточенного палестинского населения. Она ставила своей целью подготовить палестинскую государственность и добиться создания государства в Палестине. С 1950-х гг. начала ослабевать вера в способность правительств арабских стран вернуть палестинские земли. Этот процесс ускорился унизительным поражением арабов в 6-дневной войне в июне 1967 г. Впоследствии отдельные группы палестинских партизан - федаинов, сформировавшихся за предыдущие десять или более лет, объединились, образовав Народный фронт освобождения Палестины (НФОП) под руководством д-ра Джорджа Хабаша, Демократический фронт освобождения Палестины (ДФОП), возглавляемый Наифом Хаватмехом, Народную партию, а также наиболее важную партизанскую группировку - Фатх (Палестинское национально-освободительное движение), созданную в 1957-58 гг., во главе с Ясиром Арафатом. На майском конгрессе ООП 1964 г. Фатх отстаивала доктрину необходимости вооруженной борьбы для возвращения Палестины. Поскольку число приверженцев федаинов росло, к 1968 г. им удалось добиться преобладающего влияния в ООП. На следующей сессии Палестинского национального совета (ПНС), состоявшейся в 1969 г., Ясир Арафат был избран председателем Исполнительного комитета. Начиная с этого времени, ООП привлекла в свои ряды многие организации федаинов, чьи лидеры были назначены членами Исполкома; "вооруженная борьба" стала стратегией ООП. Эта перемена в ООП произошла вследствие 6-дневной войны в июне 1967 г., в результате которой Израиль расширил свою территорию, установив контроль над Голанскими высотами, Западным берегом реки Иордан, включая весь Иерусалим, сектор Газа и Синайский полуостров. Обстановка в районе Суэцкого канала, разделявшего египетские и израильские позиции, несмотря на прекращение огня, оставалась напряженной. Стороны отказывались от переговоров. Иордания поняла, что федаины создали там государство в государстве, что еще больше ослабляло позиции короля Хусейна. Вслед за этим началась гражданская война в Иордании ("Черный сентябрь"), когда король Хусейн вместе с вновь сформированным правительством военных атаковал федаинов. В результате этой войны федаины были высланы из Иордании. В течение всей гражданской войны король не раз обращался к США за военной поддержкой, одновременно Израиль готовился прийти - в случае необходимости - ему на помощь. С избранием председателем Исполкома Ясира Арафата ООП стала самостоятельной силой, более неподконтрольной правительству ни одной из арабских стран. В ООП преобладала ориентация на вооруженную борьбу, однако между федаинами существовали разногласия по вопросам стратегии и тактики. Несмотря на то, что ООП добилась международного признания, она менее, чем когда-либо, была способна решить палестинскую проблему. Ясно, что в иорданском кризисе правительства арабских стран не были склонны позволить вовлечь себя в конфронтацию с Израилем, если бы они сами не сочли это необходимым. Кроме того, кризис в Иордании положил начало отношениям между США и Израилем, которые привели к стратегическому партнерству с увеличением объема помощи и продажи оружия Израилю. Это поставило палестинцев в условия, более, чем когда-либо, неблагоприятные для достижения их целей. В течение 1970-80-х гг., в ходе войны и в мирное время, ООП либо играла второстепенную роль, либо не играла никакой роли. Каждое из арабских правительств проводило по отношению к Израилю свою политику и ожидало, что ООП и палестинцы будут следовать его стратегии и любой тактике, какой бы оно ни придерживалось на данный момент. ООП, которую израильское правительство объявило террористической организацией, не могла быть участником переговоров. Дипломатические контакты и переговоры между США и ООП были ограничены рамками незаметных или секретных "теневых" каналов связи. Положение изменилось после того, как в 1988 г. король Хусейн прервал юридические и административные связи с территорией на Западном берегу реки Иордан. Тогда Ясир Арафат провозгласил существование палестинского государства на Западном берегу Иордана и в секторе Газа, а себя - его президентом. Вскоре после этого, к удовлетворению американского правительства, Ясир Арафат подтвердил, что ООП признает право израильского государства на существование в этом регионе, согласился с резолюциями ООН 242 и 338 и заявил об отказе от всех форм терроризма, после чего США сняли вето на ведение дел с ООП. Несмотря на то, что правительство США одобрило инициативы Ясира Арафата и дело дошло до "запуска" Мадридского мирного процесса, израильское правительство во главе с премьер-министром Ицхаком Шамиром по-прежнему не соглашалось на переговоры с ООП, т.к. такое согласие означало бы признание законности позиции ООП, предусматривавшей существование палестинского государства и возвращение палестинских беженцев. Пришлось пойти на несколько обходных маневров, прежде чем участники переговоров с израильской и палестинской сторон смогли собраться в одном зале. Так, была образована совместная иорданско-палестинская делегация, в которой все палестинцы были выходцами с оккупированных территорий и все были отобраны ООП. Для поддержки делегации на переговорах она назначила консультативную группу, в состав которой входили те представители, на участие которых не соглашалось израильское правительство: один - от Восточного Иерусалима и один член иорданской делегации от палестинской диаспоры. Таким образом, палестинцы имели на переговорах представительную команду, а израильтяне могли заявлять, что они не ведут дел с ООП и не признают Восточный Иерусалим частью оккупированных территорий. В 1993 г., когда заговорили о том, что вследствие войны в Персидском заливе ООП, поддержавшая Ирак во время его вторжения в Кувейт, лишилась финансирования находящихся у пролива государств, израильское правительство предложило ООП предоставить режим самоуправляющейся автономии сектору Газа и городу Иерихон на Западном берегу реки Иордан. Это предложение было поддержано Ясиром Арафатом и большинством членов Исполкома ООП, однако многие палестинцы, в т.ч. члены команды на переговорах, не поддержали его. Тем не менее 13 сентября 1993 г. в столице США Вашингтоне Ицхак Рабин и Ясир Арафат стали свидетелями подписания исторического соглашения о мире и признании каждой из сторон, а также о введении режима ограниченной автономии первоначально в двух районах оккупированных территорий. Весной 1994 г. палестинское самоуправление сделало первые неуверенные шаги в Иерихоне и секторе Газа.

ОПЕКА

ОПЕКА - (trusteeship) Система (сейчас уже относящаяся в основном к прошлому), согласно которой только Организация Объединенных Наций (Unites Nations) назначала государства для управления территориями, народы которых, признававшиеся самоопределяющимися сообществами, считались пока неспособными к осуществлению территориального суверенитета (sovereignty). Опека ООН заменила мандаты Лиги Наций (League of Nations), явившись, таким образом, средством передачи под управление государств-победителей колоний, ранее принадлежавших странам, потерпевшим поражение в двух мировых войнах, не ставя под угрозу их демократические и антиимпериалистические устремления. Совет по опеке ООН, подчиняющийся Генеральной Ассамблее, имел право разрабатывать вопросники и требовать отчетов от государств, управляющих подопечными территориями, а также принимать петиции от населения этих территорий. После обретения независимости Руанда, Бурунди, Танзания, Того, Камерун, Науру и Сомали, на основании соглашений об опеке, полностью или частично управлялись бывшими метрополиями или США.

ОПЕК (ОРГАНИЗАЦИЯ СТРАН- ЭКСПОРТЕРОВ НЕФТИ)

ОПЕК (ОРГАНИЗАЦИЯ СТРАН- ЭКСПОРТЕРОВ НЕФТИ) - (OPEC (Organization of Petroleum Exporting Countries)) Была создана в 1960 г. по инициативе Венесуэлы и Ирана. Это межправительственная организация, членами которой являются Алжир, Ирак, Кувейт, Ливия, Катар, Саудовская Аравия, Объединенные Арабские Эмираты, Иран, Нигерия, Венесуэла, Габон и Индонезия (Эквадор вышел из организации в январе 1993 г. из-за отказа ОПЕК повысить его квоту производства). ОПЕК была создана как реакция на ценовую и производственную политику крупных нефтяных компаний в 1959 и 1960 гг. Побудив западные компании занять оборонительные позиции, ОПЕК сделала возможным для стран-производителей рассчитывать на более высокую цену и в конечном счете установить контроль над большей частью западной собственности в регионе. В течение 1960-х гг. излишки в производстве нефти приводили к понижению реальных цен на нефть. В этих условиях задачи ОПЕК заключались в том, чтобы предотвратить дальнейшее падение цен. К 1970 г. ситуация на рынке способствовала появлению тенденции повышения цен на нефть. В октябре 1973 г., с началом войны на Ближнем Востоке, на нефтяном рынке произошли радикальные изменения: входящие в ОПЕК арабские страны -производители нефти, в свою очередь объединенные в Организацию арабских стран-экспортеров нефти, ввели эмбарго на поставку нефти в США и Нидерланды за их поддержку Израиля. За этим последовало увеличение странами ОПЕК цены на нефть в 4 раза - до 10, 84 долл. США за баррель. Такая тенденция продолжалась вплоть до 1978 г., и в течение этого периода многие правительства стран ОПЕК национализировали нефтяные компании, действующие на их территории. ОПЕК оказалась в состоянии устанавливать цены на нефть и определять политику в области ее производства и сбыта. Это изменение в ценах на нефть способствовало перелому в развитии мировой экономики. Арабские нефтяные монархии получили огромные массы нефтедолларов, которые инвестировались главным образом в странах Европы и в США. Такое резкое увеличение доходов профинансировало большой экономический бум 1970-х и начала 1980-х гг. на Ближнем Востоке и привело к более медленному и неравномерному экономическому росту в промышленно развитом мире. Затем вторая волна повышения цен на нефть в 1979-80 гг., почти до 40 долл. США за баррель, привела к падению мировых цен, в частности товарных. Цены на нефть вскоре стали падать, достигнув рекордно низкого уровня - 8 долл. в 1986 г., а затем повысились до 18 долл. в 1987 г. После использования нефти в качестве политического оружия в 1973-74 гг. могущество ОПЕК заключается в способности устанавливать такие цены на нефть, которые потребители вынуждены платить. Внутри самой ОПЕК не было и нет единства, и согласие возникает только по вопросам установления выгодных для нее цен на нефть, но даже здесь единство не всегда очевидно. Саудовская Аравия - единственная из стран-производителей, которая способна увеличивать или сокращать производство нефти на миллионы баррелей в день без серьезного ущерба для своей экономики или политики - по крайней мере так было до войны в Персидском заливе 1991 г. В течение какого-то времени она пыталась дисциплинировать других членов ОПЕК, которые не придерживались установленных для них квот, угрожая увеличить или снизить свое собственное производство. Эта политика полностью провалилась в 1980-е гг. Начиная с 1982 г. рынок был "наводнен" нефтью. Когда в 1986 г. произошел обвал цен, конференция ОПЕК установила максимальные уровни производства, согласовав систему квот для всех членов организации (за исключением Ирака) с целью остановить падение цен и стабилизировать их к 1987 г. на уровне 18 долл. Но когда в 1988 г. закончилась ирано-иракская война и обе страны, Ирак и Иран, вернулись на нефтяной рынок, согласованная система квот была подорвана. Между 1988 и 1990 гг. в связи с вторжением Ирака в Кувейт она развалилась. Во время войны в Персидском заливе Саудовская Аравия увеличила свое производство на 3 млн. баррелей в день, доведя его до 8,5 млн., и после окончания войны отказалась вернуться к довоенному уровню. Произошло падение цен из-за фактически возникшего для всех свободного уровня производства. Так как многие из стран-членов ОПЕК испытывали острую потребность в доходах, возникла проблема: как справиться с разделением бремени от снижения производства или как установить цены, которые сохранили бы привлекательность нефти для промышленно развитого мира, становящегося все более чувствительным к проблемам экологии и готовящегося к 1999 г. еще более ограничить использование нефти. Саудовская Аравия и Иран конкурировали между собой за участие в рынке до возобновления Ираком производства нефти. Кувейт не чувствовал себя обязанным уменьшать производство в период послевоенного восстановления. Индонезия, Алжир и Нигерия как производители среднего масштаба, испытывающие большую потребность в доходах, считали, что от них нельзя требовать сокращения производства. Страны, производящие нефть в небольших количествах, также полагали, что было бы несправедливым требовать от них уменьшения производства. ОПЕК привнесла большие изменения в мировую экономику и обеспечила большие выгоды для своих членов, но ей не удалось выработать принципы сотрудничества между странами-членами.

О ПОЛОЖЕНИИ СТРАНЫ, ПОСЛАНИЕ

О ПОЛОЖЕНИИ СТРАНЫ, ПОСЛАНИЕ - (State of the Union message) Ежегодный доклад о политической и экономической ситуации в стране, представляемый президентом США Конгрессу. Конституция требует, чтобы президент выступил с речью, но не указывает, как часто это должно происходить.

ОПРОС НА ВЫХОДЕ

ОПРОС НА ВЫХОДЕ - (exit poll) Опрос уже проголосовавших людей, проводимый при их выходе с избирательного участка. Преимущества "опроса на выходе" таковы: 1) меньшая вероятность того, что человек ошибется или скроет свои пристрастия по сравнению с тем, когда он отвечает на вопросы о намерениях до голосования; 2) поскольку вопросы на выходе задаются только тем, кто уже проголосовал, практически исключается возможность ошибки, связанной с предварительной оценкой числа людей, заявивших о своих намерениях; 3) легче соблюсти правильную пропорцию между различными социально-экономическими группами, чем при обычной пропорциональной выборке (см. Опрос общественного мнения). В ходе недавних всеобщих выборов в Британии и других странах "опросы на выходе" дали более точный прогноз результатов выборов, чем любой из предварительных опросов общественного мнения. И было бы очень печально, если бы не дали. Однако в Британии на всеобщих выборах 1992 г. даже такая форма опроса завысила, хотя и не в такой степени, как опрос, проведенный до выборов, число голосов, отданных лейбористам, по сравнению с консерваторами,. Журналисты, занимающиеся электоральными прогнозами и располагающие мощными базами для обработки данных, конечно, будут продолжать "опросы на выходе". Однако, памятуя о недостатках, свойственных этим опросам, как и любым другим, основанным на пропорциональной выборке, ученые-аналитики пользуются ими с определенной долей осторожности.

ОПРОС ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ

ОПРОС ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ - (survey research) Изучение на научной основе политического поведения масс началось в 1930-х гг. с открытия, что правильно спланированное исследование поведения небольшого числа людей может дать более точный прогноз, чем неправильно спланированное исследование большого числа людей. В 1936 г. журнал "Литерари дайджест" ("Literary Digest") опубликовал прогноз, предсказавший поражение Франклина Д. Рузвельта на президентских выборах того года. Прогноз основывался на результатах телефонного опроса примерно 2 млн. человек (см.: Гэллап). Одновременно опрос общественного мнения был проведен Институтом Гэллапа. Было выборочно опрошено всего около 2 тыс. человек, в результате была предсказана внушительная победа Рузвельта, что и произошло на самом деле. Прогноз "Литерари дайджест" оказался неверным, т.к. в 1936 г. телефонные аппараты были главным образом у богатых людей, большей частью выступавших против Рузвельта: т.е. опрос имел неправильную "систему выборки". В теории статистики выборка - это репрезентативная часть населения при условии (и только при условии), что каждый член этого "населения" имеет одинаковую вероятность быть отобранным в качестве объекта исследования. Надежный способ получить представительную выборку - взять список населения, соответствующий теме опроса (например, список избирателей для выборки по голосованию) и выбрать каждого (P/n)-ного представителя, где Р - это численность населения, а n - желаемая величина выборки (группы обследуемых). На практике чаще используется не очень точный, но эффективный метод "квоты", при котором опрашивающий должен опросить определенный процент каждой социальной и демографической группы населения или провести выборочный опрос в определенном географическом районе. Если выборка группы опрашиваемых (респондентов) составлена правильно, то законы статистики позволяют предсказать, насколько близко полученное с ее помощью распределение исследуемого параметра (например, прогноз голосования) к неизвестному распределению этого же параметра среди населения, из которого произведена выборка. Форма такого прогноза всегда предполагает высокую вероятность (обычно 95-99%) того, что отклонение в ту или другую сторону от действительного распределения выборки очень незначительно (не более чем на 1-3%). Авторы заголовков недостаточно хорошо понимают эту форму, поэтому они часто преувеличивают значение небольших колебаний в намерениях электората, выявленных удачными опросами. Есть одно средство - "опрос опросов" (включая все авторитетные опросы общественного мнения, проведенные примерно в одно и то же время) и сведение воедино их результатов для получения наиболее правильного из возможных прогнозов о намерениях электората. Наибольший интерес для политической науки представляют не выяснения намерений электората (по типу: "Если бы всеобщие выборы состоялись завтра, как бы вы голосовали?", но при этом каждый респондент знает, что завтра выборов не будет), а скорее, те исследования, которые выявляют отношение и поведение на более глубоких уровнях. Общенациональные предвыборные исследования, постоянно проводимые в США с 1952 г. и в Великобритании с 1963 г., дают исчерпывающие представления о том, почему люди голосуют так, а не иначе. Предшествующие этим опросы предназначались для подтверждения мнения Мичиганской школы (Michigan school), изображавшей электорат плохо информированным и реагирующим скорее на традиционную "партийную идентификацию", чем на предвыборные программы. В одном из более поздних исследований высказывается мысль о том, что избиратели больше соответствуют созданному школой рационального выбора (rational choice) образу человека, отдающего предпочтение партии, наиболее полно отвечающей его потребностям. Современные ученые признают, что обе школы внесли ценный вклад в понимание того, что заставляет избирателей голосовать. Исследования на основании опросов общественного мнения - залог удачной эмпирической работы по изучению групп с большой численностью населения в области политической науки и социологии, т.к. нет другого пути получить о них достоверные и надежные сведения (что не удерживает многих самоуверенных людей от ненадежных обобщений).

Предыдущая страница Следующая страница