Словарь литературных типов (авторы и персонажи)
Статьи на букву "С" (часть 1, "С"-"СБО")

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "С" (часть 1, "С"-"СБО")

С., Алексей Петрович ("Переписка")

Смотри также Литературные типы произведений Тургенева

- Алексей Петрович.

С., Василий Петрович, маиор ("Герой нашего времени")

Смотри также Литературные типы произведений Лермонтова

- Василий Петрович.

С. ("Фрег. Пал.")

Смотри также Литературные типы произведений Гончарова

См в "Списке": Савич.

Саади (Сади)

Смотри также Литературные типы произведений Пушкина

(1184-1291). - Персидский поэт. "Иных уж нет, а те далече, как Сади некогда сказал" (VIII, 51).

Сабанеев Александр Павлович

Сабанеев Александр Павлович (1843-1923) - химик, профессор Московского университета.

Сабанеев Леонид Павлович

Сабанеев Леонид Павлович (1844-1898) - зоолог и знаток охотничьего дела, редактор-издатель журнала "Природа и охота", автор ряда трудов по охотничьему делу.

Сабинина Марфа Степановна

Сабинина Марфа Степановна (1831-1892) - пианистка; деятельница здравоохранения, одна из организаторов русского отделения Красного Креста

Сабинников

Сабинников - таганрогский купец

Саблин Михаил Алексеевич

Саблин Михаил Алексеевич (1842-1898) - сотрудник редакции газеты "Русские ведомости"; статистик, публицист, общественный деятель.

Саблин ("Студент")

Смотри также Литературные типы произведений Грибоедова

- "Гусарский ротмистр". "Человек военный", "говорит просто"; "в стихах ничего не понимает", "сочинителей терпеть не может". Если женится когда-нибудь, то "разве в лет 60, на богатой купчихе"; по его мнению, "ни на одном бале нет ничего хорошего, кроме ужина". У Саблина "никогда копейки нет за душой"; "кабы не сестра, давно б от карт без мундира шатался". К сестре не переезжает лишь потому, что там "не позволяют трубок курить". По его мнению, если бы Федьку, слугу Беневольского, прислать "в эскадрон", то "пятьсот палок" и "можно поучить его послушанию". - "Меня куда хочешь позови, я всюду пойду", - признается он Беневольскому. - "Ступай и подличай", - говорит он Полюбину, когда тот изъявляет желание "пойти поладить со Звездовым".

Саботьера

Саботьера - французский народный танец, исполняемый в деревянных башмаках-сабо

Сабуров, Александр Матвеевич

Смотри также Литературные типы произведений Гончарова

(1800-1831). - Артист Имп. моск. театров.

Сабуров Андрей Александрович

Сабуров Андрей Александрович (1838-1916) - с апреля 1880 г. по март 1881 г. - министр народного просвещения

Сабуров, Яков Васильевич

Смотри также Литературные типы произведений Пушкина

- Лейб-гусар. О нем в "Евг. Он.": "тут был С., заслуживший известность низостью души, во всех альбомах притупивший, St. Priest, твои карандаши" (VIII, 26). О нем уп. в письмах к Л. С. Пушкину 1824-25 гг.

Савва Гаврилович ("Как поссорился Ив. Ив.")

Смотри также Литературные типы произведений Гоголя

Уп. л. Гость на ассамблее у городничего Петра Федоровича.

Савелий Алексеевич ("Ермолай и мельничиха")

Смотри также Литературные типы произведений Тургенева

- Мельник.

Савелий Никитич ("И. С. Поджабрин")

Смотри также Литературные типы произведений Гончарова

- Дворник.

Савелий ("Обрыв")

Смотри также Литературные типы произведений Гончарова

- Муж Марины, дворовый из Малиновки, ведавший у Бережковой все дела "по деревне". Он был "лет сорока пяти", "сложен плотно, будто из одних широких костей и оттого" казался "толстым, хотя жиру у него не было ни золотника". Острижен в скобку, бороду брил "редко, и у него на губах и на подбородке всегда" торчала "щетина". "Он был мрачен лицом, с нависшими бровями, широкими веками, которые поднимал медленно и даром не тратил ни взглядов, ни слов". Даже движений почти не делал. От одного разговора на другой он тоже переходил трудно и медленно. "Мысленная работа совершается у него тяжело; когда он старается выговорить свою мысль, то помогает себе бровями, складками на лбу и отчасти указательным пальцем". "На вопросы обступившей его дворни (после возвращения из города, куда О. отвозил больную Марину) хотел что-то сказать, но только поглядел на всех, поднял выше обыкновенного кожу на лбу, сделав складку в палец толщиной, потом плюнул, повернулся спиной и шагнул за порог своей клетушки". - "Честный, распорядительный", "серьезный мужик", "золото-мужик", называла его Татьяна Марковна; С. - "большие дела у меня делает", говорила она: "Хлеб продает, деньги получает". - "Удостоившись, в числе прочих, благосклонного внимания Марины, С. пошел к барыне просить позволения жениться". "Через две недели ровно (барыня дала ему две недели сроку, чтоб он "хорошенько одумался") пришел в комнаты и стал в углу". - "Позвольте повенчаться!" - сказал С. и предложил за Марину] "выкуп". На возражение Татьяны Марковны о прошлом Марины, о том, что она "не уймется", отвечал уверенно: "Уймется, не будет!" Когда же Марина "не унялась" и С. застал, через две недели после свадьбы, у себя в гостях гарнизонного унтер-офицера, он "побледнел и вопросительно взглянул на жену"; "подумал немного, потупившись, "потом запер дверь, медленно засучил рукава и, взяв старую вожжу, из висевших на гвозде, начал отвешивать медленные, но тяжелые удары по чему ни попало". - "Собаке собачья смерть!" - мрачно говорил С. на увещания барыни. На вопрос - "что ты сделаешь дракой? Уймется, что ли, она?" - отвечал: "Все-таки… острастка..." С вожжой С. почти не расставался и точно чутьем узнавал, где находится Марина. - "Что тебе, леший, не спится? - говорит ему Марина: - бродит по ночам! Ты бы хоть лошадям гривы заплетал, благо нет домового!" После женитьбы С. изменился, начал худеть, реже показывался в людской, среди дворни и сильно задумывался". "На жену он прежде смотрел исподлобья, а потом почти вовсе не глядел, но всегда знал, в какую минуту где она, что делает". С. падал духом, молился Богу, сидел молча, как бирюк, у себя в клетушке. - "Сгинуть бы ей, проклятой!" - "мрачно" говорил С. и просил Райского: отправить Марину в полицию, или "хоть в Сибирь" сослать, или "хоша в рабочий дом на всю жисть", или "плетьми" ее "высечь". Между тем, он же впадал в странное противоречие: на ярмарке он все деньги истратит на жену; купит ей платье, башмаков, серьги какие-нибудь. На Святую неделю, молча, поведет ее под качели и столько накупит, и молча же, насует ей в руки орехов, пряников, черных стручьев, моченых груш, что она употчует всю дворню"; когда Марина заболела, С. "закутал ее "в теплое одеяло". - "Бог карает!" - говорил С., кряхтя, но "сам же отвез Марину в "клинику, в соседний город, за двести верст". Он любил Марину, по выражению Райского, "сосредоточенной страстью".

Савелий ("Фауст")

Смотри также Литературные типы произведений Тургенева

- деревенский повар. "Хорошо делает куриные супы с разварными луковицами, ватрушки с узорчатой каймой и пигус - знаменитое степное блюдо, от которого язык белеет и стоит колом в течение целых суток". Жареное С. засушивает так, что хоть стучи им по тарелке - настоящий картон.

Савельев Александр Иванович

Савельев Александр Иванович - воспитатель в Инженерном училище, где обучался Ф. М. Достоевский.

Савельев Дмитрий Тимофеевич

Савельев Дмитрий Тимофеевич (1860-1910) - врач, гимназический и университетский товарищ А. П. Чехова

Савельев Михайло ("Малиновая вода")

Смотри также Литературные типы произведений Тургенева

- Туман.

Савельич ("Дубровский")

Смотри также Литературные типы произведений Пушкина

- Уп. л. Покровский пономарь.

Савельич ("Капит. дочка")

Статья большая, находится на отдельной странице.

Савельич (прототипы произведений Пушкина)

В редкой брошюре - "Род Всеволожских" (Симф. 1886 г.), изданной сыном Н. В. Всеволожского на правах рукописи (ссылок на нее мы не встретили в пушкинской литературе) - указывается, со слов Н. В. Всеволожского, что Пушкину был известен рассказ о верном слуге деда Всеволожского, самоотверженно спасшем жизнь детям воеводы пензенского во время пугачевского бунта. Смерть воеводы пензенского, Андрея Алексеевича, описана в "Ист. Пуг. бунта" (гл. VIII). Быть может, этот старый слуга, рассказы о самоотвержении и любви которого слышал Пушкин в доме Всеволожского, и послужил прототипом Савельичу. Белинский сближал С. с Калебом (см.), но, как верно отметил А. Бороздин, в образе Савельича "является первый правдивый тип русского слуги" ("Лит. характ.", т. I).

Савельич ("Р. Пелам")

Смотри также Литературные типы произведений Пушкина

- "Старый" "камердинер" отца Р. Пелама.

Савина (урожд. Подременцова) Мария Гавриловна

Савина (урожд. Подременцова) Мария Гавриловна (1854-1915) - великая русская актриса, с 1874 играла на сцене Александринского театра. Одна из лучших исполнительниц ролей в пьесах А. Н. Островского, Н. В. Гоголя, И. С. Тургенева.

Савицкая (по мужу Бурджалова) Маргарита Георгиевна

Савицкая (по мужу Бурджалова) Маргарита Георгиевна (1868-1911) - драматическая актриса, с 1898 г. в труппе Московского Художественного театра. В пьесе А. П. Чехова "Три сестры" исполняла роль Ольги, в "Чайке" - роль Маши.

Савич, Никанор Никанорович

Смотри также Литературные типы произведений Гончарова

- Во время кругосветного плавания Гончарова на "Палладе" был лейтенантом. "Лихой моряк", называет Гончаров С., уже умершего, в своих воспоминаниях "Через двадцать лет". О нем: "Фрег. Палл.", I, 4.

Савонарола Джироламо

Савонарола Джироламо (1452-1498) - монах-аскет, настоятель монастыря доминиканцев во Флоренции. Противник Папы. В 1497 г. отлучен от церкви и по приговору приората казнен.

Саврасенков К. Е.

Саврасенков К. Е. - владелец гостиницы и ресторана на Тверском бульваре в Москве

Саврасов ("Обрыв")

Смотри также Литературные типы произведений Гончарова

Уп. л. Сотоварищ Райского по школе "С., Ковригин, Малюев, Чудин - первые ученики". Они равно хорошо учатся и из математики, и из истории, сочиняют, чертят, рисуют, и языки знают, и все. "Их все уважают, они так гордо смотрят, так покойно спят, всегда одинаковы".

Сагаста Прокседес Матео

Сагаста Прокседес Матео (1805-1903) - испанский государственный деятель, лидер либеральной партии. В 1871-7 гг. министр внутренних дел, в 1874 г. - иностранных дел.

Сад Донасьен Альфонс Франсуа, граф де

Сад Донасьен Альфонс Франсуа, граф де (1740-1814) - французский писатель, выступавший под литературным именем "маркиз де Сад", автор эротических романов, изображающих любовные утехи, соединенные с жестокостью.

Садовник ("Капит. дочка")

Смотри также Литературные типы произведений Пушкина

- Старик; помогал в саду генералу Р. укутывать "яблони теплой соломой".

Садовник ("Обрыв")

Смотри также Литературные типы произведений Гончарова

- Уп. л. Графский С. Он, по словам городской сплетни, все видел и слышал, что происходило в оранжерее между Татьяной Марковной, Ватутиным и графом Сергеем Ивановичем. С. "молчал, боялся, был крепостной"; он рассказал о происшедшем лишь жене.

Садовника вдова ("Обрыв")

Смотри также Литературные типы произведений Гончарова

Уп. л. "Пьяная баба", побирающаяся милостями на паперти Успенья. От нее выведал Тычков подробности отношений Татьяны Марковны к Ватутину.

Садовская (урожд. Лазарева) Ольга Осиповна

Садовская (урожд. Лазарева) Ольга Осиповна (1846-1919) - драматическая актриса, в труппе Малого театра с 1881 г. и до конца жизни.

Садовский (Ермилов), Пров Михайлович

Смотри также Литературные типы произведений Гончарова

(1818-1872). - Артист моск. имп. театров. В. Родиславский. "Русск. вестн." 1872 г., № 7.

Садовский Михаил Провович

Садовский Михаил Провович (1847-1910) - драматический артист, с 1870 г. в труппе Малого театра

Садовский (настоящая фамилия Ермилов) Пров Михайлович

Садовский (настоящая фамилия Ермилов) Пров Михайлович (1818-1872) - русский актер, с 1839 г. - в Малом театре, участник первых постановок всех пьес А. Н. Островского. Первый исполнитель роли Расплюева в пьесе "Свадьба Кречинского". Родоначальник театральной династии Садовских.

Садовский (Садовской) Борис Александрович

Садовский (Садовской) Борис Александрович (1881-1952) - поэт и литературный критик.

Садогора ("Фрег. Пал.")

Смотри также Литературные типы произведений Гончарова

- Японец-переводчик; "старый, грубый циник", - "нянька, приставленная к голландцам, и гроза их"... "Страх, как походил на пожилую девушку с своей седой косой".

Сажень

Сажень - старая русская мера длины, равная 2,1336 м (3 аршина или 7 футов)

Сазонов Георгий Петрович

Сазонов Георгий Петрович (ум. после 1924) - публицист, экономист, редактор газеты "Россия"

Сазонов, Константин

Смотри также Литературные типы произведений Пушкина

- Лицейский дядька, оказавшийся участником многих преступлений. О нем: И. И. Пущин в книге Л. Н. Майкова "Пушкин", стр. 53. На него: "Заутра с свечкою грошовой" (1816).

Сазонов Николай Федорович

Сазонов Николай Федорович (1843-1902) - актер, в 1863 г. играл в Александринском театре. Исполнитель ролей Смирнова в "Медведе" и Тригорина в "Чайке" А. П. Чехова.

Саккада

Саккада - рывок, сильный толчок (фр. saccade)

Салаев Федор Иванович

Салаев Федор Иванович (1820-1879) - московский издатель, много лет продававший произведения Ф. М. Достоевского и Л. Н. Толстого

Саламонский Альберт Иванович

Саламонский Альберт Иванович (1839-1913) - цирковой артист и предприниматель, владелец цирка в Москве.

Салгир

Смотри также Литературные типы произведений Пушкина

"Бахч. фонт.", эпилог. "Евг. Он.", I, 57.

Салиас де Турнемир Евгений Андреевич

Салиас де Турнемир Евгений Андреевич (1840-1908) - писатель, исторический романист, сын Евгении Тур (см.)

Салива

Салива - слюна (лат. saliva и фр. salive)

Саллюстий Гай Крисп

Саллюстий Гай Крисп (86-35 до н. э.) - римский историк

Салоп

Салоп - верхняя женская одежда в виде широкой длинной накидки с пелериной и прорезами для рук; салопница - нищая, которая ходит в оборванном салопе

Салопница ("Несчастная")

Смотри также Литературные типы произведений Тургенева

- уп. л.

Салтыков, Михаил Александрович

Смотри также Литературные типы произведений Пушкина

(† 1851). - Адъютант Потемкина, попечитель Казанск. унив.; арзамасец; тесть Дельвига; в 1825 г. Пушкин посылает поклон "почтенному, умнейшему Арзамасцу" (Дельв.). В 1831 г. к С. ездил Пушкин, чтобы объявить о смерти Дельвига, и "не имел духу" (Плетн.). Уп.: "Нащ." (1833).

Салтыков Михаил Евграфович (Н. Щедрин)

Салтыков Михаил Евграфович (Н. Щедрин) (1826-1889) - писатель-сатирик, публицист, критик. Первые пробы пера появились в журналах "Библиотека для чтения" и "Современник" (стихи). Ранняя повесть "Запутанное дело" послужила основанием для ссылки начинающего литератора в Вятку: правительство усмотрело в ней стремление к распространению революционных идей Запада. Через восемь лет, после смерти Николая I, Салтыков смог вернуться в Петербург и вскоре под псевдонимом Н. Щедрин начал публиковать "Губернские очерки", чрезвычайно современные и злободневные. О них заговорила вся Россия. Сотрудничал в "Современнике", там опубликовал первые очерки цикла "Помпадуры и помпадурши". Раскол в редакции заставил М. Е. Салтыкова выйти из ее состава. С 1868 г. печатался только в "Отечественных записках". М. Е. Салтыкову принадлежит довольно едкая эпиграмма на Ф. М. Достоевского.

Салтыков, Михайла ("Бор. Год.")

Смотри также Литературные типы произведений Пушкина

- Один из "друзей" Шуйского.

Салфет

Салфет - искаженное "salve!" ("будь здрав, здравствуй" (лат.))

Сальви

Сальви - модный в середине XIX в. итальянский певец

Сальвини Томмазо

Сальвини Томмазо (1829-1916) - итальянский трагический актер

Сальери, Антонио

Смотри также Литературные типы произведений Пушкина

(1750-1825). - Известный итальянский композитор, занимал место придворного композитора в Вене, автор ряда опер и ораторий; в числе его учеников были: Бетховен, Шуберт, Лист.

Сальери ("Моц. и Сальери")

Статья большая, находится на отдельной странице.

Сальери (прототипы произведений Пушкина)

По словам проф. Н. Кашкина, образ С. "совсем свободное создание Пушкина, не имеющее сходства с современным Моцарту композитором" (Сборн. журн. "Жизнь", стр. 143). Указание И. Щеглова (И. Л. Леонтьева) на то, что будто бы прототипом для пушкинского С. послужил поэт Баратынский ("Новое о Пушкине", Спб. 1902 г.), является ничем не доказанным предположением, т. к. нигде, ни одним намеком Пушкин не обмолвился, что он считал Баратынского завистником; не подтверждают такого предположения и опубликованные биографические данные о Баратынском. Легенде об отравлении Моцарта Сальери во времена Пушкина "верили очень многие, почти все"; но "позднейшие и очень тщательные исследования по этому вопросу Отто Яна совершенно опровергли ее". (Сб. "Жизнь", стр. 142).

Сальме (Семейная хроника")

Смотри также Литературные типы произведений Аксакова

- Одобрительно отзывается о сельском старосте Мироныче, но прибавляет: "жаль только, что у М. много родни на селе и он для нее ласков".

Сальмерон (Сальмерон-и-Алонсо) Николас

Сальмерон (Сальмерон-и-Алонсо) Николас (1838-1908) - испанский политический деятель, буржуазный республиканец. С 1873 г. - министр юстиции.

Салюсбери

Салюсбери - Солсбери

Самарин Дмитрий Федорович

Самарин Дмитрий Федорович (1831-1901) - консервативный публицист, сотрудник славянофильских изданий и "Московских ведомостей" М. Н. Каткова.

Самарин Иван Васильевич

Самарин Иван Васильевич (1817-1885) - артист Московского драматического театра; писал пьесы в духе А. Н. Островского. С 1862 г. преподаватель Московского театрального училища.

Самарин Юрий Федорович

Самарин Юрий Федорович (1819-1876) - философ, историк, публицист и общественный деятель славянофильского лагеря, старший брат Д. Ф. Самарина.

Самарова Мария Александровна

Самарова Мария Александровна (1852-1919) - драматическая актриса, с 1898 г. - в труппе Московского Художественного театра. Исполнительница ролей Марины и Анфисы в "Дяде Ване" и "Трех сестрах" А. П. Чехова.

Самбор

Смотри также Литературные типы произведений Пушкина

город в теперешней австрийской Галиции ("Бор. Год."). "Я, Мнишек, у тебя остановлюсь в Самборе".

Самбро ("Фрег. Пал.")

Смотри также Литературные типы произведений Гончарова

Баниос; посетил фрегат на третий день прихода русских в Нагасаки.

Самозванец ("Бор. Год.")

Статья большая, находится на отдельной странице.

Самойлов, Василий Васильевич

Смотри также Литературные типы произведений Гончарова

(1813-1887). - Артист Спб. Императорских театров. Воспом. С-a "Р. С.", 1875 г., № 1; там же "Сорокалетие арт. деят. С-а".

Самойлов, Петр Петрович ("Мертвые души")

Смотри также Литературные типы произведений Гоголя

Уп. л. Управитель для мужиков Чичикова, подысканный председателем палаты.

Самойлова, Вера Васильевна

Смотри также Литературные типы произведений Гончарова

- в замужестве Мичурина († 1880). - Артистка, лучшая исполнительница Софьи в ком. "Горе от ума".

Самойлович ("Полтава")

Смотри также Литературные типы произведений Пушкина

- Уп. л. Дорошенко.

Самородок ("Дым")

Смотри также Литературные типы произведений Тургенева

Член баден-баденской русской аристокр. колонии, "гениальным музыкантом себя воображает", замечает по поводу него Потугин. "Я, говорит, конечно, ничего, я нуль, потому что я не учился, но у меня не в пример больше мелодий и больше идей, чем у Мейербеера..." С. сочинил вальс и неизменно всюду его играет.

Самосвитов ("Мертвые души", II)

Смотри также Литературные типы произведений Гоголя

"Чиновная особа. Эпикуреец, лихач, в плечах аршин, ноги страшные. Отличный товарищ, кутила и продувная бестия, как выражались о нем сами товарищи. В военное время человек этот наделал бы чудес. Если бы послать его куда-нибудь пробраться сквозь непроходимые, опасные места, украсть под носом у самого неприятеля пушку, - это его бы дело. Но, за неимением военного поприща, на котором бы, может быть, его сделали бы честным человеком, он пакостил от всех сил"; "странные он имел убеждения и правила: с товарищами он был хорош, никого не продавал и, давши слово, держал; но высшее над собою начальство он считал чем-то вроде неприятельской батареи, сквозь которую нужно пробиваться, пользуясь всяким слабым местом, проломом или упущением. За освобождение и "совершенное оправдание" Чичикова назначает цену в тридцать тысяч рублей. С. же добыл "запечатанную" при аресте шкатулку Чичикова и явился "распорядителем": "выбранил поставленных часовых за то, что не бдительны, осмотрел, приказал потребовать еще лишних солдат для усиления присмотра, взял не только шкатулку, но отобрал даже все такие бумаги, которые могли бы чем-нибудь компрометировать Чичикова, и повелел самому солдату отнести немедленно к самому Чичикову, в виде необходимых ночных и спальных вещей". "Превзошел самого себя отважностью и дерзостью неслыханною. Узнавши, где караулилась схваченная женщина (соучастница Чичикова в подлоге завещания), он явился прямо и вошел таким молодцом и начальником, что часовой сделал ему честь и вытянулся в струнку. "Давно ты здесь стоишь?" - "С утра, ваше благородие". - "Долго до смены?" - "Три часа, ваше благородие!" - "Ты мне будешь нужен. Я скажу офицеру, чтобы на место тебя отрядил другого". - "Слушаю, ваше благородие!" И, уехав домой на минуту, чтобы не замешивать никого и все концы в воду, сам нарядился жандармом, оказался в усах и бакенбардах. Сам черт бы не узнал. Явился в доме, где был Чичиков, и, схватив первую бабу, какая попалась, сдал ее двум чиновным молодцам, докам тоже, а сам прямо явился, в усах и с ружьем, как следует, к часовым: "Ступай! меня прислал командир выстоять на место тебя смену". Обменился и стал сам с ружьем". "В это время на место прежней бабы очутилась другая, ничего не знавшая и не понимавшая. Прежнюю запрятали куда-то так, что и потом не узнали, куда она делась".

Самуйло ("Тарас Бульба")

Смотри также Литературные типы произведений Гоголя

- Уп. л. Жид.

Сангре, Дон Пабло ("Неосторожность")

Смотри также Литературные типы произведений Тургенева

- впоследствии "граф Торрено", "истинный друг Дона Бальтазара, неоценимый клад" для него. "40 лет, угрюмый, суровый, строгий, честолюбивый, упрямый и редкий человек, которого надежды, убеждения и верования все перелопались, как мыльные пузыри". Донья Долорес "боится" его, называет "хитрым, надменным, застенчивым, кошкой", говорит про него: "этот Сангре ужасен... Эти взгляды, этот ужасный смех".

Санд (Занд) Жорж - псевдоним французской писательницы Авроры Дюдеван

Санд (Занд) Жорж - псевдоним французской писательницы Авроры Дюдеван (1804-1876). Романы Жорж Санд были весьма популярны в русском обществе 30-50-х гг.

Сандараки ("Затишье")

Смотри также Литературные типы произведений Тургенева

- коллежский советник.

Сандунов (Зандукели) Сила Николаевич

Сандунов (Зандукели) Сила Николаевич (1756-1820) - актер, в 1806 г. на свои средства выстроил в Москве бани.

Санин, Дмитрий Павлович ("Вешние воды")

Смотри также Литературные типы произведений Тургенева

- Словарь литературных типов.

Санин (Шенберг) Александр Акимович

Санин (Шенберг) Александр Акимович - в 1898-1902 гг. актер и режиссер Московского Художественного театра (часто бывал вторым режиссером спектаклей Станиславского; самостоятельно поставил "Антигону"), в 1902-1907 гг. - Александринского театра, с 1919 г. - режиссер Малого театра.

Санктифировать

Санктифировать - санкционировать (от лат. sanctio - нерушимое постановление)

Сановник ("Гамлет Щигровского уезда")

Смотри также Литературные типы произведений Тургенева

Входил в общество, "покачивая головой назад, будто кланяясь", при чем выговорил "несколько одобрительных слов, из которых каждое начиналось буквой "а", произнесенной протяжно и в нос, с негодованием, доходившим до голода, посмотрел на бороду князя Козельского и подал разоренному статскому генералу с заводом и дочерью указательный палец левой руки". В течение нескольких минут успел два раза заметить, что он очень рад, что не опоздал к обеду. Во время обеда, меняя, "вероятно, ради важности", общепринятые ударения слов, рассказывает преглупый анекдот о собственном сыне, который хотел было жениться, а теперь благодарит за то, что он, сановник, ему запретил это сделать.

Сан-фасон

Сан-фасон - без церемоний, запросто (фр. sans fa?on)

Санхоньятон

Санхоньятон - легендарный финикийский историк

Сапожник-немец ("Безденежье")

Смотри также Литературные типы произведений Тургенева

Кредитор Жазикова.

Сарду Викторьен

Сарду Викторьен (1831-1908) - французский драматург, автор комедий и водевилей, многие из которых были переведены или переделаны для русской сцены.

Сарпинка

Сарпинка - тонкая бумажная ткань в клетку или полоску

Сатин, Николай Михайлович

Смотри также Литературные типы произведений Гончарова

(1814-1873). - Поэт и переводчик (Байрона, Шекспира, Гете); друг Герцена, Огарева и Белинского; сотоварищ Гончарова по Московскому университету. Отрывки из воспоминаний С. Сборник "Почин", Спб. 1895 г.

Сатиры

Смотри также Литературные типы произведений Пушкина

лесные и горные духи, спутники Диониса. "Фавн и пастушка" (1817).

Сафианос ("Кирджали")

Смотри также Литературные типы произведений Пушкина

- Арнаут из отряда Кантакузина; "расстреляв под Скулянами всю свою картечь, пришел" в карантин, "отбирая у раненых для последних зарядов пуговицы, гвозди, цепочки и набалдашники с ятаганов"; у Кирджали С. взял последние "двадцать бешлыков". "Последним покинул турецкий берег" и был убит во время переправы. [По словам Липранди, фамилия С. была Софиано; С. приходился братом офицеру, состоявшему на русской службе. "Русск. арх." 1886 г.].

Сафионос, Родося

Смотри также Литературные типы произведений Пушкина

- дочь грека, убитого в Скулянской битве, воспитанница Крупянской. О помещении С. в один из институтов Пушкин хлопотал через Жуковского. "Дочь героя... - она родня поэтам по поэзии" (ноябрь, 1824), также письмо в декабре т. г.

Сафир ("Молодые супруги")

Смотри также Литературные типы произведений Грибоедова

- Друг Ариста. По словам Эльмиры, "в полчаса" совершил "то, в чем бы во сто лет другие не успели". По словам Ариста, С. "дар слова дан". Считает, что женщина должна быть кокетлива "и сим" (кокетством) поддержать "честь пола своего". - "Я знаю, - говорит С. Эльмире, - женщинам нет легче ничего, как переменять свой вид и даже свойства, мненья". Сумел внушить Эльмире необходимость вести светский образ жизни, чтобы вызвать ревность в Аристе, возвратить любовь последнего.

Сафир Мориц Готлиб

Сафир Мориц Готлиб (1795-1858) - немецкий писатель-юморист.

Сафонов

Сафонов - владелец магазина в Москве.

Сафонов Василий Ильич

Сафонов Василий Ильич (1852-1918) - директор Московской консерватории в 1889-1905 гг., главный дирижер симфонических концертов Московского отделения Русского музыкального общества.

Сахаров, Иван Петрович

Смотри также Литературные типы произведений Пушкина

(1807-1863). - Этнограф и археолог. Пушкин интересовался работами Сахарова (В. Ф. Одоевскому, 1836). При жизни Пушкина уже вышла работа С: "Сказания русск. народа". М. 1836-37. О нем: Пыпин, "Ист. р. этнографии", СПБ., 1890.

Сахарова (урожд. Маркова) Елизавета Константиновна

Сахарова (урожд. Маркова) Елизавета Константиновна - драматическая актриса.

Саша ("Дубровский")

Смотри также Литературные типы произведений Пушкина

- Сын мамзель Мими и Троекурова: "Черноглазый мальчик, шалун лет девяти, напоминавший полуденные черты мамзель Мими"; воспитывался при отце "и признан был его сыном, несмотря на то, что множество босых ребятишек, как две капли воды похожих на Кирилу Петровича, бегали пред его окнами и считались дворовыми". Кирила Петрович выписал из Москвы для своего маленького Саши француза-учителя. "Повеса", по словам отца. Был очень привязан к сестре. "Папенька сердит и запретил всему дому вас слушаться; повелите мне сделать, что вам угодно, и я для вас все сделаю", - говорит С. сестре. Получив от Марьи Гавриловны кольцо, "во весь дух пустился бежать и в три минуты очутился у заветного дерева", из-за кольца вступил в борьбу с Митей и "закричал во все горло: "Воры, воры! сюда, сюда!" После того как Степан освободил его из рук Мити, С. успел вскочить и оправиться. - "Ты меня схватил под мышки, - сказал он Мите: - а то бы никогда меня не повалил. Отдай сейчас кольцо и убирайся!" При допросе отца "смутился, спутался", но повторял: "Папенька, прикажите ему отдать кольцо".

Сашенька ("Отрывок из романа в письмах")

Смотри также Литературные типы произведений Пушкина

- Подруга Лизы, сообщавшая ей в деревню петербургские новости; не надеялась со своим "нетерпением" прочитать Ричардсона, т. к. "и в Вальтер-Скотте" находила "лишние страницы", "милая сваха" Лизы.

Сбогар ("Jean Sbogar")

Смотри также Литературные типы произведений Пушкина

имя героя и название повести Шарля Нодье (1810). "Кумиром отроковицы" стал "нынче" "или задумчивый Вампир... или таинственный Сбогар" ("Евг. Он.", III, 12).

Предыдущая страница Следующая страница