Словарь литературных типов (авторы и персонажи)
Статьи на букву "К" (часть 1, "К"-"КАР")

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "К" (часть 1, "К"-"КАР")

К. ***, графиня ("Египетск. ночи", набр. II)

Смотри также Литературные типы произведений Пушкина

- "Дурнушка". Во время разговора о Клеопатре ("Клеопатра была не пошлая кокетка и ценила себя не деньгами") "постаралась придать важное выражение своему носу, похожему на луковицу, воткнутую в репу, и сказала: "Есть и нынче женщины, которые ценят себя подороже". - Что вы под этим разумеете, графиня? - спросил молодой человек, с трудом удерживая улыбку. "Я разумею, - отвечала гр. К., - что женщина, которая себя уважает, которая... Тут она запуталась..."

К., граф ("Египетск. ночи", набр. II)

Смотри также Литературные типы произведений Пушкина

- Польский граф, муж графини К., женившийся по расчету (говорят, ошибочному). Во время слов жены ("Есть и нынче женщины, которые ценят себя подороже") "покраснел, потупился и выпил свою чашку чаю".

К. Л. ("Фрег. Пал.")

Смотри также Литературные типы произведений Гончарова

- в "Списке": Лосев, К.

К. ("Фрег. Пал.")

Смотри также Литературные типы произведений Гончарова

- в "Списке": Колокольцов, А. А.

К***, Алексей Николаевич ("Татьяна Борисовна")

Смотри также Литературные типы произведений Тургенева

Помещик, приятель Татьяны Борисовны; так много рассказывал о ней своей сестре, старой деве, что та решила познакомиться с Татьяной Борис.

К*** ("Татьяна Борисовна и ее племянник")

Смотри также Литературные типы произведений Тургенева

Сестра помещика К***. "Старая девица, лет тридцати восьми с половиной, существо добрейшее, но исковерканное, натянутое и восторженное". В длинном платье; "со шляпой на голове, зеленым вуалем и распущенными кудрями", в один прекрасный день явилась к Татьяне Борисовне и высидела у нее три часа, не умолкая ни на мгновение; начала "голосом задумчивым и тронутым" так: "Вот это доброе, ясное, благородное, святое существо! Вот она эта, простая и вместе глубокая женщина! Как я рада, как я рада! Как мы будем любить друг друга! Я отдохну, наконец!!.." На вопрос растерявшейся Татьяны Борисовны, не хочет ли гостья чаю, старая дева снисходительно улыбнулась. "Wie wahr, wie imreflectirt, - прошептала она словно про себя. - Позвольте обнять вас, моя милая!" После ухода гостьи Татьяна Бор. слегла. К*** решила "довоспитать" ее. Впрочем, недели через две старая дева разочаровалась "вполне" в новой приятельнице и влюбилась в молодого проезжего студента, "с которым тотчас вступила в деятельную и жаркую переписку; в посланиях своих она, как водится, благословляла его на святую и прекрасную жизнь, приносила "всю себя" в жертву, требовала одного имени сестры, вдавалась в описания природы, упоминала о Гёте, Шиллере, Беттине и немецкой философии и довела наконец бедного юношу до мрачного отчаяния".

Кабурдин ("Затише")

Смотри также Литературные типы произведений Тургенева

Помещик. "Легкие статейки пишет. Очень бойкое у него перо", по словам Ипатова (уп. л.).

Кавадзи, Сойемоно-Ками ("Фрег. Пал.")

Смотри также Литературные типы произведений Гончарова

- Второй полномочный японского правительства, присланный из Едо в Нагасаки для переговоров с адмиралом. Переговоры эти были возложены на К. "Он был очень умен". "Каждое слово его, взгляд, даже манеры - все обличало здравый ум, остроумие, проницательность и опытность". Слушал "с напряженным вниманием"; в это время "на лбу, меняющихся узорах легких морщин, заметно отражалось, как собирались в голове у него, одни за другим, понятия и как формировался из них общий смысл того, что ему говорили. После половины речи, когда, по-видимому, он схватывал главный смысл ее, рот у него сжимался, складки исчезали на лбу, все лицо светлело: он знал уже, что отвечать. Если вопрос противной стороны заключал в себе, кроме сказанного, еще другой, скрытый смысл, у К. невольно появлялась легкая улыбка. Когда он сам начинал говорить и говорил долго, он весь был в своей мысли, и тогда в глазах прямо светился ум".

Кавалер на красных каблуках ("Призраки")

Смотри также Литературные типы произведений Тургенева

"в золоченном кафтане и кружевных манжетах, с легкой стальной шпагой на бедре..."

"Кавалер" ("Ревизор")

Смотри также Литературные типы произведений Гоголя

(Уп.). По словам Осипа - "компании захотела - ступай в лавочку: там тебе кавалер расскажет про лагери и объявит, что всякая звезда значит на небе, - так вот как на ладони все видишь".

Кавелин, Дмитрий Александрович

Смотри также Литературные типы произведений Пушкина

(1778-1851). Член современных литературных кружков, Библейского общества и масонской ложи; товарищ Жуковского по Благор. панс, первый ректор Спб. унив., "председатель на суде над Галичем, Куницыным и др. профессорами, вызванном доносами Рунича. Отсюда наименование К. - "креститель Галича, Магницкого дьячок" (Второе посл. цензору), "Белоглазый" К., "добивающийся в инквизиторы" (Тург., 1819).

Кавелин, Константин Дмитриевич

Кавелин, Константин Дмитриевич (1818-1885) - русский историк государственной школы, публицист, либеральный общественный деятель. Участник подготовки крестьянской реформы 1861 г. Редактор журнала "Век".

-----------------------------------

Смотри также Литературные типы произведений Гончарова

(1818-1885). - Юрист, философ, и историк; деятельный участник крестьянской реформы; профессор Московского и затем Спб. университетов. Одним из учителей, подготовивших К. в университет, был Белинский, с которым позднее К. связывали дружеские отношения. Принимал участие в "Отеч. зап." и "Современнике". Его капитальный труд: "Задачи этики" выдержал ряд отдельных изданий и вошел в "Сочинения К-а", Спб. 1902. Два письма Гончарова к К. "Русская мысль" 1895 г., № 2.

Каверин, Петр Павлович

Смотри также Литературные типы произведений Пушкина

(1794-1855). - Геттингенский студент, "красный гусар". Начал службу в военном ополчении, участвовал в кампании 1812-1814 г. г. В 1816 г. перешел в лейб-гусары, тогда с ним и познакомился Пушкин. Не только "один из самых лихих повес в полку", но, "наряду с проказами и скифскою жаждой", проявлял живой интерес к литературе и общ. явлениям жизни. К. был любимейшим собеседником юного Пушкина. К нему: "К-у" и "К портрету К-а" (1817). "Евг. Он.", I, 16 и 25 ("Второй Каверин, мой Евгений"). Катенину, сент., 1825 г.

Кавказский пленник

Статья большая, находится на отдельной странице.

Кавказский пленник, поэма (Лермонтова)

Самое раннее из эпических произведений Л. (1828 г.). Эпиграф из Гонза: "Geniesse und leide! Dulde und entbehre! Liebe, hoff und glaube". Некоторые стихи и отдельные выражения, равно как и сюжет поэмы, целиком заимствован у Пушкина.

Гирей. - Пленник. - Черкешенка. - Черкесы.

Кавур Камилло Бенсо

Кавур Камилло Бенсо (1810-1861) - лидер либерального движения итальянского Рисорджименто. В 1852-1861 гг. - премьер-министр Сардинского королевства. Стремился объединить вокруг него Италию путем династических и дипломатических союзов. Глава правительства в едином Итальянском королевстве

(1861).

Казак ("Вадим")

Смотри также Литературные типы произведений Лермонтова

- Выезжая на гору по узкой дороге, беззаботно бросил повода и сложа руки "пел" и предавался мечтам своим; "его голос был чист и полон, его сердце казалось таким же".

Казак ("Герой нашего времени")

Смотри также Литературные типы произведений Лермонтова

- Денщик Печорина. Когда Печорин приказал, в случае если он выстрелит из пистолета, "бежать на берег", К. спросонья "выпучил глаза и машинально отвечал: слушаю, ваше благородие". Когда же Печорин возвратился домой, казак "спал крепким сном, держа ружье обеими руками" и не слыша, как шкатулку Печорина, шашку в серебряной оправе и дагестанский кинжал вытащил из хаты слепой.

Казак ("Капит. дочка")

Смотри также Литературные типы произведений Пушкина

- Изменник. "Держал над шапкою лист бумаги". Когда "солдаты" "дали залп", "К. зашатался и свалился с лошади".

Казак ("Полтава")

Смотри также Литературные типы произведений Пушкина

- Один "из полтавских казаков", "презренных" Марией. "Ее любил любовью страстной". "Он не без надежд ее любил, не докучал он ей мольбою: отказа б он не пережил"; "и ожиданием страдал и краткой встречей был утешен". "Имя нежное Марии чуть лепетал еще язык" умирающего. К. же доставлен был "донос на гетмана-злодея царю Петру от Кочубея". Во время сражения "К. на гетмана стремился сквозь битву, с саблею в руках, с безумной яростью в очах", но был убит выстрелом Войнаровского.

Казанова Джованни Джакомо

Казанова Джованни Джакомо (1725-1798) - итальянский авантюрист, писатель. Автор фантастического романа "Иксамерон" (1788) и мемуаров ("История моей жизни"), в которых описал свои бурные похождения.

Казанские Александра Дмитриевна

Казанские Александра Дмитриевна (урожд. Шер) и Павел Петрович, ее муж, капитан Генерального штаба - претенденты на куманинское наследство.

Казарин ("Арбенин")

Смотри также Литературные типы произведений Лермонтова

Образы Казарина и Неизвестного слиты вместе.

Казарин, Афанасий Павлович (Маскарад)

Смотри также Литературные типы произведений Лермонтова

- Игрок и шулер, вращающийся в высшем свете. "Мир для меня - колода карт, жизнь - банк; рок мечет - я играю…" - говорит про себя Казарин. "И если победишь противника уменьем, судьбу заставишь пасть к ногам твоим с смиреньем - тогда и сам Наполеон тебе покажется и жалок и смешон…" В игре и шулерстве "сквозь душу переходит страстей и ощущений тьма, и часто мысль гигантская заводит пружину пылкого ума…" К людям К. применяет те же "правила игры": "пусть разом тысячу я на туза поставил... Положим, что случайно, без обману, он выиграл, - я очень рад; но все никак туза благодарить не стану…" "А там итоги свел, и карту смятую - под стол". - Арбенин лучший приятель Казарина, "но в душе" К. не терпит Арбенина. "Недурно, если он, к тому ж великодушен часто, кстати имеет тысячи три душ и покровительство у знати…" Арбенину, отказавшемуся от прежней жизни, Казарин не верит: "Мне скажут: можно отучиться, натуру победить! - Дурак, кто говорит! Пусть ангелом и притворится, да черт-то все в душе сидит". Жизнь для К. "сцена и человек "актер"; К., пользуется в свете общим расположением и даже влиянием. - Но молодежь для К. просто - нож!" "Толкуй им, как угодно, не знают ни засесть, ни в пору перестать, ни кстати честность показать, ни передернуть благородно". Со Шприхом К. ведет "дела". На сравнение Арбениным Шприха - с чертом, отвечает: "Эх, братец мой, что вид наружный? пусть будет хоть сам черт, - да человек он нужный". "Наблюдатель строгий не действует нигде, зато уж" видит "много".

Казачки ("Капит. дочка")

Смотри также Литературные типы произведений Пушкина

- "Две молодые дочери хозяина избы", где жил Пугачев; "накрыли стол белой скатертью, принесли хлеба, ухи и несколько штофов с вином и пивом".

Казачок ("Обломов")

Смотри также Литературные типы произведений Гончарова

- К. из дома на Гороховой; малый, лет пятнадцати. Допытывался как барин "ругает Захара лысым": "Чортом, что ли?" Когда К. при всей дворне побил Матвей Моисеич и "назвал дураком" (за то, что он без дела торчал на дворе), К. сказал, "озадаченный и сконфуженный": "Что вы, Матвей Моисеич, за что это?" "Постоял с минуту в каком-то недоумении, мигнул раза два", "встряхнул волосами и пошел на лестницу, как встрепанный".

Казбич ("Герой нашего времени")

Смотри также Литературные типы произведений Лермонтова

- Черкес. "Не то, чтоб мирный. Подозрений на него было много, хоть он ни в какой шалости не был замечен". Бешмет на нем всегда "изорванный, в заплатках", а оружие "в серебре", а под бешметом кольчуга. "Рожа у него, по словам Максима Максимыча, была самая разбойничья; маленький, сухой, широкоплечий" и лошадь (Карагез) тоже разбойничья. Ловок К. "был как бес". Ездил с абреками за Кубань и Терек отбивать русские табуны; приводил "в крепость баранов и продавал дешево, только никогда не торговался: что запросит, давай, - хоть зарежь, не уступит". Больше всего любил своего коня Карагеза, который для К. "не имел цены". К. гордился своим Карагезом. "В целой Кабарде не найдешь такого", - говорил он и гладил своего скакуна и давал ему "разные лестные названья". На предложение Азамата променять лошадь на Бэлу "долго, долго молчал и наконец ответил старинной песней: "золото купит четыре жены, конь же лихой не имеет цены". Когда же увидел Азамата скачущим на лихом Карагезе, то кинулся "как дикий барс" вдогонку, выхватил из чехла ружье и выстрелил. Заметя, что дал промах, К. "завизжал, ударил ружье о камень, разбил его вдребезги, повалился на землю и зарыдал как ребенок". "До поздней ночи и целую ночь он пролежал ничком на земле как мертвый и даже денег, положенных рядом с ним за купленных Максимом Максимовичем баранов, не тронул". Наутро пришел в крепость и стал просить, чтоб ему назвали похитителя. При имени Азамата "глаза К. засверкали". К. отплатил Азамату и Печорину. Долго он подстерегал Бэлу, "кружась около крепости и, когда та вышла из крепости к речке", "подкрался, зажал ей рот и потащил в кусты, а там вскочил на коня". "Но конь под ним не был прежний. Печорин послал пулю вдогонку, лошадь сделала несколько прыжков, споткнулась и упала на колени". Казбич что-то закричал и занес кинжал над Бэлой и вдруг, пораженный пулей Максима Максимовича, опустил руку. Ударив кинжалом Бэлу в спину, он бросил ружье и "по кустарникам, точно кошка, карабкался на утес".

Казимировый

Казимировый - из казимира, старинной шерстяной ткани типа легкого диагонального сукна.

Казначеев, Александр Иванович

Смотри также Литературные типы произведений Пушкина

(† 1880). - Правитель канцелярии гр. Воронцова, близкий друг С. Т. Аксакова. Его жена Варвара Дмитриевна, урожденная княжна Волконская, была большая любительница литературы; ее литературные вечера П., однако, по словам Липранди, посещал "без видимой охоты" (Восп.).

Казначей ("Записки сумасшедшего")

Смотри также Литературные типы произведений Гоголя

"Жиц"; "седой черт". "Собственная его кухарка бьет его по щекам".

Казначей ("Казначейша")

Смотри также Литературные типы произведений Лермонтова

- Бобковский.

Казначейша ("Казначейша")

Смотри также Литературные типы произведений Лермонтова

- Бобковская.

Кайданов, Иван Кузьмич

Смотри также Литературные типы произведений Пушкина

(1780-1855). - Профессор истории Царск. лицея, составитель учебников по истории, очень популярных в свое время и выдержавших по десятку изданий.

Калачев Николай Васильевич

Калачев Николай Васильевич (1819-1885) - юрист, историк, первый директор созданного по его инициативе в Петербурге Археологического института

Калашников, Михаил Иванович

Смотри также Литературные типы произведений Пушкина

(Михайло) († 1858). Крепостной Пушкиных, управитель Михайловского и Болдина. Умер в глубокой старости, отпущенный на волю.

Калашников, Степан Парамонович ("Песня про царя Ивана Васильевича")

Смотри также Литературные типы произведений Лермонтова

-Молодой купец, "статный молодец". "Очи соколиные", плечи "могутные", борода "кудрявая". Родился от честнова отца и жил по закону господнему: "не позорил "чужой жены", "не разбойничал ночью темною, не таился от света небесного". Братьям младшим был "второй отец", жене верный муж. "За прилавкою" сидел в гостином дворе, "шелковые товары" раскладывал, "речью ласковой гостей" заманивал, "серебро, злато" пересчитывал; "на ночь закрывал свою лавочку дверью дубовою, да замком немецким со пружиною", "злого пса на железную цепь привязывал". "Но лиха беда приключилася": ночью темною вернулась домой "молода жена" - "сама бледная, простоволосая, косы русые расплетенные, снегом инеем пересыпаны".

Уж ты, где, жена, жена, шаталася?

На каком дворе, на площади?

................................................

Уж гуляла ты, пировала ты,

Чай с сынками все боярскими?

Грозит Степан Парамоныч жене:

Как запру я тебя за железный замок,

За дубовую дверь окованную,.

Чтобы свету Божьего ты не видела,

Мое имя честное не порочила...

"Обиды не стерпеть душе", "не вынести сердцу молодецкому". Не Алена Дмитревна, а "злой опричник царский" "из славной семьи из Малютиной опозорил семью честную". Не даст Степан Парамоныч "свою верную жену злым охульникам в поругание". "За святую правду-матушку" готов Калашников на смерть биться, до последних сил "со слугою царя Грозного". "Чему быть суждено - то и сбудется; постою за правду до последнева". "Не шутку-шутить, не людей смешить" - вышел "он на страшный бой, на последний бой" с лучшим бойцом царя Ивана Васильевича. "Горят очи его соколиные, на опричника смотрят пристально". - "По одном из нас, - говорит он в ответ Кирибеевичу, - будут панихиду петь, и не позже как завтра в час полуденный". - От удара Кирибеевича "затрещала грудь молодецкая", погнулся "медный крест" и вдавился в грудь, "как роса из-под него кровь закапала". "Изловчился он (Калашников), приготовился, собрался со всею силою и ударил своего ненавистника прямо в левый висок со всего плеча". - Отвечает царю "по правде, по совести", что убил Кирибеевича "вольной волею",

А за что, про что - не скажу тебе,

Скажу только Богу единому.

Он готов "несть на плаху" свою "головушку повинную" и просит царя не оставить лишь малых детушек, да молодую вдову, да двух братьев "последнею милостью". Прощаясь перед казнью с братьями, велит поклониться Алене Дмитревне, заказать "ей меньше печалиться", про отца его "детушкам не сказывать..."

Критика: Калашников, по определению Белинского, "один из тех упругих и тяжелых характеров, которые тихи и кротки только до тех пор, пока обстоятельства не расколыхают их, - одна из тех железных натур, которые и обиды не стерпят и сдачи дадут. После боя с Кирибеевичем, вероятно, Калашников мог бы еще спасти себя ложью, но для этой благородной души, дважды так потрясенной - и позором жены, разрушившим его семейное блаженство, и кровавой местью врагу, не возвратившей ему прежнего блаженства, - для этой благородной души жизнь уже не представляла ничего обольстительного, а смерть казалась необходимой для уврачевания ее неисцелимых ран... Есть души, которые довольствуются кое-чем - даже остатками бывшего счастья; но есть души, лозунг которых - все или ничего, которые не хотят запятнанного блаженства раз потемненной славы: такова была и душа удалого купца, статного молодца, Степана Парамоновича Калашникова! он сказал царю всю правду, скрыв, однако, причину своего мщения: "А за что, про что - не скажу тебе! Скажу только Богу единому!" Какая дивная черта глубокого знания сердца человеческого и древних нравов! Какая высокая трагическая черта!" [Белинский. Соч. т. 5.]

Калашникова, Алена Дмитриевна ("Песня про царя Ивана Васильевича")

Смотри также Литературные типы произведений Лермонтова

- жена купца Калашникова, соблазняемая Кирибеевичем

Калган

Калган - растение, пряный корень которого употребляется как приправа

Калеб

Смотри также Литературные типы произведений Пушкина

- одно из действующих лиц в "Ламермурской невесте" В. Скотта. Белинский сравнивал Савельича ("Кап. дочка") с К.

Каленник ("Майская ночь")

Смотри также Литературные типы произведений Гоголя

Мужик средних лет. - "Полезный человек, - говорит про него винокур, - побольше такого народу и винница наша славно бы пошла"... Ненавидит сельского голову и угощает его "всеми отборными словами, какие могли вспасть на лениво и несвязно поворачивавшийся язык его". Напившись, шатается "по уснувшим улицам села, отыскивая свою хату".

Калибан

Смотри также Литературные типы произведений Пушкина

шуточное прозвище Соболевского (Погодину, 1828). Ср. Слов. лит. типов, вып. VI, "Список" - Калибан.

Калимон Иванович ("Затишье")

Смотри также Литературные типы произведений Тургенева

- Тиходуев.

Калинич, Фотий Петрович

Смотри также Литературные типы произведений Пушкина

Учитель чистописания в лицее, бывший придворный певчий, дослужившийся до звания "лицейского гувернера" и чина статского советника.

Калинников ("Обломов")

Смотри также Литературные типы произведений Гончарова

- Уп. л. К нему дал поручение старый Штольц сыну. Андрей должен был доехать верхом до губернского города, получить там от К. триста пятьдесят рублей и оставить у него лошадь.

Калиныч ("Хорь и Калиныч")

Смотри также Литературные типы произведений Тургенева

Крепостной Полутыкина, "человек лет сорока, высокого роста, худой, с небольшой загнутой назад головкой", со смуглым добродушным лицом, отмеченным кое-где рябинами. "К. был человек самого веселого, самого кроткого нрава, беспрестанно попевал вполголоса, беззаботно поглядывал во все стороны, говорил немного в нос, улыбаясь, прищуривал свои светло-голубые глаза и часто брался рукою за свою жидкую клиновидную бороду". Ходил не скоро, но большими шагами, слегка подпираясь длинной и тонкой палкой. "Услуживал без раболепства, за барином наблюдал, как за ребенком". "К. - добрый мужик, - говорил о нем помещик, - усердный и услужливый мужик; хозяйство в исправности одначе содержать не может: я его все оттягиваю. Каждый день со мной на охоту ходит... Какое уж тут хозяйство..." К. ходил в лаптях и "перебивался кое-как". Он принадлежал "к числу идеалистов, романтиков, людей восторженных и мечтательных"... Покойной жены своей боялся, а детей у него не было. Бескорыстно "благоговел перед своим господином" и досадовал, когда Хорь посмеивался над ним по этому поводу. Любил и уважал Хоря. Говорил К. "с жаром, хотя и не пел соловьем"... "Заговаривал кровь, испуг, бешенство, выгонял червей; пчелы ему дались, рука у него была легкая". Вообще К. был человек непосредственный, "стоял ближе к природе", которую любил и знал. При рассказах о чужих странах К. "более трогали описания природы, гор, водопадов, необыкновенных зданий, больших городов". - "А, ах, Господи, твоя воля!" - восклицал К. во время таких рассказов. В свободные минуты К. "пел довольно приятно и поигрывал на балалайке".

Критика: 1) Белинский, сопоставляя К. с Хорем, замечает, что К. "еще более свежий и полный тип русского мужика! Это поэтическая натура в простом народе" (Белинский т. XI).

2) Т. "показал ряд личностей, одаренных изумительным поэтическим чувством природы, безгранично гуманных, соединяющих глубокую вдумчивость с младенческим незлобием. Это один тип. Другой не имеет ничего общего ни с поэзией, ни с ясной наивностью души, - но для высшей публики должен был казаться столь же неожиданным среди деревенской дикости и глупости. Одного из этих героев автор сравнивает с Сократом. Перед нами действительно самоуверенная житейская мудрость, воспитанная многолетними тяжелыми опытами, мудрость - холодная, отчасти скептическая, но спокойная, добродушная, совершенно чуждая хищнических инстинктов. Эти два типа занимают первое место в Записках. Автор каждый из них иллюстрирует несколькими фигурами: Калиныч, Касьян, отчасти Ермолай и Хорь, Моргач, Овсянников, мечтательные созерцатели и практические мудрецы. И все они при всем своем несродстве - русские до последнего нерва, русские - в каждом слове, в каждом ощущении". "…Эти своеобразные поэты и философы могли возникнуть только на русской почве и притом - крепостнической" [Ив. Иванов. Тургенев].

Калитин ("Дворянское гнездо")

Смотри также Литературные типы произведений Тургенева

Отец Лизы. "Бывший губернский прокурор, известный в свое время делец, человек бойкий и решительный". "Он получил изрядное воспитание, учился в университете, но, рожденный в сословии бедном, рано понял необходимость проложить себе дорогу и набить деньгу". "Он был недурен собой, умен и, когда хотел, очень любезен"; "большой неохотник до сельской тишины". "Заваленный делами, постоянно озабоченный приращением своего состояния, желчный, резкий, нетерпеливый, он не скупясь давал деньги на учителей, гувернеров, на одежду и прочие нужды детей, но терпеть не мог, как он выражался, нянчиться с писклятами, - да и некогда ему было нянчиться с ними; он работал, возился с делами, спал мало, изредка играл в карты, опять работал; он сам себя сравнивал с лошадью, запряженной в молотильную машину. "Скоренько жизнь моя проскочила", - промолвил он на смертном одре, с горькой усмешкой на высохших губах".

Калитина, Лиза ("Двор. гнездо")

Смотри также Литературные типы произведений Тургенева

- Лиза.

Калитина, Марья Дмитриевна ("Дворянское гнездо")

Смотри также Литературные типы произведений Тургенева

В молодости пользовалась репутацией миленькой блондинки; "и в пятьдесят лет черты ее не были лишены приятности, хотя немного распухли и сплылись. Она была более чувствительна, нежели добра, и до зрелых лет сохранила институтские замашки; она избаловала себя, легко раздражалась и даже плакала, когда нарушались ее привычки, зато она была очень ласкова и любезна, когда все ее желания исполнялись и никто ей не прекословил".

Калиф

Калиф - титул феодального верховного правителя мусульман, совмещавшего духовную и светскую власть в ряде стран Ближнего и Среднего Востока (от турецк. "преемник, наследник")

Каллиопыч ("Новь")

Смотри также Литературные типы произведений Тургенева

Старый слуга Субочевых, буфетчик. На вопрос: "не слыхал ли он, что для крепостных вышла воля", отвечал, что "это, мол, у турков бывает воля, а его, слава Богу, она миновала".

Калломейцев, Семен Петрович ("Новь")

Статья большая, находится на отдельной странице.

Каллы (Лермонтова)

Каллы (Лермонтова) (по-черкесски - убийца). Первая из юношеских поэм Л., посвященная Кавказу, если не считать явно подражательного "Кавказского пленника". Написана в 1831 г. Основной мотив "К". ср. с основным мотивом позднейшего "Хаджи-Абрека".

Аджи. - Акбулат. - Акбулата дочь. - Мулла.

Калминская ("Семейная хроника")

Смотри также Литературные типы произведений Аксакова

- Сестра Луневской. В нравственных качествах ничем не отличалась от своей сестрицы, "но была несравненно ее умнее".

Калминский ("Семейная хроника")

Смотри также Литературные типы произведений Аксакова

- "Служил в Петербурге и недавно был переведен в Оренбург". "Человек в своем роде очень замечательный, не получивший никакого образования, но очень умный и начитанный, вышедший из простолюдинов (говорили, что он из Мордвы), дослужившийся до чина надворного советника и женившийся по расчету на дочери деревенского помещика и старинного дворянина". "Предался хозяйству и жадно копил деньги". "Имел претензию быть вольнодумцем и философом; его звали вольтерьянцем, разумеется, те, которые слыхали о Вольтере. В семействе своем он жил уединенно и отдельно, предоставляя себе полную свободу к удовлетворению своих нестрогих наклонностей и вкусов". Одевался "по городской моде". На обед к Багровым явился "во французском шитом кафтане, с двумя часовыми цепочками, с перстнями на пальцах, в шелковых чулках и башмаках с золотыми пряжками". Степан Михайлович Калминского "не жаловал", и за то, что он "происшедший" (т. е. выслужившийся), и за то, что он "еретик и развратник". "Кощунство и нравственный цинизм в семейных отношениях", которыми Калминский "не замедлил пощеголять" перед Софьей Николаевной, "поселил в ней отвращение к нему, сохранившееся навсегда". Дома, "по своей необыкновенной скупости", держал "строгий пост", "в гостях ел за двоих".

Калмык

Смотри также Литературные типы произведений Пушкина

- прозвище слуги Всеволожского; во время собраний "Зеленой лампы" К. должен был "желать здравия" всякому провинившемуся пошлым словом ("Желай мне здравия, калмык!" - Я. Толстому, 1822). "Пожелай здравия К-у" (Брату, 1824).

Калмыков, Михайла ("Воспоминания")

Смотри также Литературные типы произведений Аксакова

- Актер, выступавший в роли старого колбасника в опере "Колбасники".

Калмычка ("Капитанск. дочка")

Смотри также Литературные типы произведений Пушкина

- Уп. л. Старая. "В ребячестве" Пугачева "рассказывала" ему "сказку": "Однажды орел спрашивал у ворона: "скажи, ворон-птица, отчего живешь ты на белом свете триста лет, а я всего-на-все только тридцать три года?" - "Оттого, батюшка, - отвечал ему ворон, - что ты пьешь живую кровь, а я питаюсь мертвечиной". Орел подумал: давай, попробуем и мы питаться тем же. Хорошо. Полетели орел и ворон. Вот завидели палую лошадь, спустились и сели. Ворон стал клевать да похваливать. Орел клюнул раз, клюнул другой, махнул крылом и сказал ворону: "нет, брат, ворон; чем триста лет питаться падалью, лучше раз напиться живой кровью; а там - что Бог даст!"

Калуга

Смотри также Литературные типы произведений Пушкина

"немного гаже Москвы, которая гораздо гаже Петербурга" (Жене, 1834). В Кал. губ. находилось имение Гончаровых - Полотняный Завод.

Калужская Перетта (Перепетуя) Александровна

Калужская Перетта (Перепетуя) Александровна - жена В. В. Калужского (Лужского, см.), артиста Художественного театра.

Кальдерон де ла Барка Педро

Кальдерон де ла Барка Педро (1600-1681) - крупнейший драматург испанского барокко, создатель комедий интриг "С любовью не шутят", "Дама-невидимка", драм "Стойкий принц", "Саламейский алькальд" и др.

Кальянов, Иван Иванович ("Литер. веч.")

Статья большая, находится на отдельной странице.

Камашев, Николай Иванович ("Воспоминания")

Смотри также Литературные типы произведений Аксакова

- Главный надзиратель и инспектор гимназии. "Человек холодный, твердый", "неусыпной", "слишком строгой и педантичной деятельности"; "говорит всегда "речами весьма рассудительными, в то же время язвительными", "хотя и вежливыми", всегда тихо "и с улыбкой"; "действует с непреклонной волею", "двуличен и пристрастен". "Все без исключения боятся его больше чем директора"; "любит власть, умеет приобресть ее и пользуется ею с педантическою точностью"; хоть и распоряжается всем в гимназии, но чувство, что не он действительный начальник, - "самое больное место его". К подчиненным и ученикам относится взыскательно, сурово. "Каждое его появление производило потрясение в нервах", "посещения эти были совершенно неожиданны и внезапны": "вырастает как будто бы из земли даже в тех местах, куда и надзиратели не заглядывали". В особенности "не любит тихоней и особняков", выросших "под вредным действием женского воспитания и материнского баловства и на них, без всякой причины" возводит "несправедливые гонения". Любит читать поучения на "тему: что дурно быть избалованным мальчиком, что очень нехорошо пользоваться пристрастным снисхождением начальства и не быть благодарным правительству, которое великодушно берет на себя немаловажные издержки для образования молодых людей". Ученикам "кажется тираном, извергом, злым духом". В заседании педагогического совета остался при особом мнении и отказался подписать свидетельство о необходимости возвратить казенного воспитанника (Аксакова) на попечение родителей" и предложил взыскать с матери все издержки, "употребленные на содержание и учение воспитанника.

Каменецкий, Тит Алексеевич

Смотри также Литературные типы произведений Гончарова

(1790-1844). - Директор Моск. коммерческого училища и позднее профессор университета по кафедре географии и статистики. Гончаров отзывается о нем как о рутинере и педанте. Ср. Приложение: Автобиография.

Каменный гость

Каменный гость - написан в 1830 г., появился в печати после кончины Пушкина (Сборник "Сто р. литераторов", Спб. 1839 г.). Белинский называет "К. Г." "перлом созданий Пушкина", "богатейшим, роскошнейшим алмазом в его поэтическом венке..." "Для кого существует искусство как искусство, в его идеале, в его отвлеченной сущности, для того "Каменный гость" не может не казаться, без всякого сравнения, лучшим и высшим в художественном отношении созданием Пушкина..." "...Фантастическое основание поэмы на вмешательстве статуи производит неприятный эффект, потому что не возбуждает того ужаса, который обязано бы возбуждать. В наше время статуй не боятся и внешних развязок, deus ex machina, не любят; но Пушкин был связан преданием и оперой Моцарта, неразрывной с образом Дон-Хуана. Делать было нечего. A драма непременно должна была разрешиться трагически - гибелью Дон-Хуана; иначе она была бы веселой повестью - не больше, и была бы лишена идеи, лежащей в ее основании".

Альвар, дон де-Сольва (Командор). - Анна, донна де-Сольва. - Жуан (Диего де-Кальвидо). - Инеза. - Карлос, дон. - Лаура. - Лепорелло. - Монах.

Каменский ("Воспоминания")

Смотри также Литературные типы произведений Аксакова

- "Адъюнкт по медицинской части, с замечательным даром слова".

Камень-Виногоров

Камень-Виногоров - псевдоним П. И. Вейнберга (см.)

Камердинер ("Мертвые души", II)

Смотри также Литературные типы произведений Гоголя

Слуга Бетрищева. "Великан" "в густых усах и бакенбардах", "с серебряной лоханкой и рукомойником в руках".

Камердинер петербургский ("Фауст")

Смотри также Литературные типы произведений Тургенева

"Любил стыдить Павла Александровича и давать чувствовать свое превосходство в столичном обращении".

Камердинер Солобуева ("Наташа")

Смотри также Литературные типы произведений Аксакова

- "Молодой малый", "бойкий и хвастливый лакей, камердинер молодого Солобуева". "Умел напустить" "пыли в глаза рассказами о разных привычках и привередах своих богатых господ"; перечисляя количество всего штата своих господ, число повозок и доходы, "не пугался цифры" и говорил о миллионах, как о пустяках".

Камериере ("Накануне")

Смотри также Литературные типы произведений Тургенева

- прислуживавший Инсаровым в венецианской гостинице. В ответ на их рукоплескания и требования живых frutti di mare К. "пожимался и шаркал ногами, а выходя от них, покачивал головой и раз даже со вздохом шепнул: poveretti (бедняжки)!"

Камер-лакей ("Капитанск. дочка")

Смотри также Литературные типы произведений Пушкина

- "Вошел с объявлением, что государыня изволит к себе приглашать девицу Миронову" и "что государыне угодно было, чтоб Марья Ивановна ехала одна и в том, в чем ее застанут".

Камилавка

Камилавка - головной убор священнослужителя в форме высокого, расширяющегося кверху цилиндра фиолетового цвета (от греч. kamelos - верблюд). В Русской православной церкви употребляется со 2-й пол. XVII в., с 1798 г. считается почетной наградой для православного священника.

Камоэнс, Луи

Смотри также Литературные типы произведений Пушкина

(1524-1580). - Португальский поэт, автор "Лузиады". В "Бове" Пушкин "опасался" за ним "без крыл парить". Уп. "Сонет" (1830).

Кандалинцева, Вера Ивановна ("Семейная хроника")

Смотри также Литературные типы произведений Аксакова

- Уп. л. Мать Софьи Николаевны; из купеческого звания.

Кандид, или лучший из миров

Смотри также Литературные типы произведений Пушкина

("Candide") - роман Вольтера. "Сон" (1816).

Кандиоты

Кандиоты - жители острова Кипр

Канзу

Канзу - косынка, носившаяся на груди поверх платья; легкая кофточка без рукавов

Канифас

1) очень прочная льняная полосатая ткань; 2) парусина

Канкрин, Егор Францевич, граф

Смотри также Литературные типы произведений Пушкина

(1774-1845). - Русский министр финансов и писатель (писал на немецком языке), покровитель А. А. Краевского.

Каннингам ("Фрег. Пал.")

Смотри также Литературные типы произведений Гончарова

- Американский консул в Шанхае и представитель "знаменитого Америк. торг. дома "Россель и К°", "одного из лучших" в Шанхае. "Маленький белокурый и невидный из себя" человек. К К. на обед был приглашен Гончаров (II, 2). "Выстроил себе дачу где-то в горах, миль за 80 от моря (несмотря на запрещение иностранцам углубляться внутрь страны). Когда губернатор провинции протестовал против этого, К. отвечал, что католические миссионеры, в разных местах, еще дальше имеют монастыри: пусть губернатор выгонит их оттуда, тогда и он откажется от дачи". Когда к тому же к К. "пристал губернатор, зачем он снаряжает судно, да еще, кажется, с опиумом, в какой-то шестой порт [в "Списке": Япония. Примечание.], чуть ли не в самый Пекин, когда открыто только пять?" - "А зачем, - возразил тот опять, - у о. Чусана, который не открыт для европейцев, давно стоят английские корабли? Выгоните их, и я не пошлю судно в Пекин".

Канова, Антонио

Смотри также Литературные типы произведений Пушкина

(1757-1822). - Знаменитый скульптор. Уп. "К вельможе" (1830).

Канон

Канон - песнопение в честь святого или какого-либо церковного праздника, состоящее из 9 ирмосов и нескольких тропарей. Ирмосы (постоянный текст) поет хор, тропари (текст выбирается сообразно святцам) читает дьякон.

Кант Иммануил

Кант Иммануил (1724-1804) - немецкий философ-идеалист, родоначальник немецкой классической философии, почетный член Петербургской академии наук.

Кант, Эммануил

Смотри также Литературные типы произведений Пушкина

(1724-1804). - Ленский был "поклонник Канта" ("Евг. Он.", II, 6).

Кантагони ("Кирджали")

Смотри также Литературные типы произведений Пушкина

- Один из арнаутов отряда Кантакузина. "Человек очень толстый"; был "ранен копьем в брюхо. Он одной рукою поднял саблю, другою схватил за вражеское копье, всадил его в себя глубже и таким образом мог достать саблею своей убийцу, с которым вместе и повалился". [По замечанию Липранди, настоящая его фамилия - Кандогони]

Кантагрюхин. ("Гамлет Щигр. уезда")

Смотри также Литературные типы произведений Тургенева

По словам Bac. В., "храпит неблагородно". Когда же К. заспанными голосом говорит: "какой там дурак вздумал ночью разговаривать", - тот же В. В. замечает, что К. "позволительно спать, ему следует спать, ему должно набраться новых сил, ну, хоть бы для того, чтобы с тем же удовольствием покушать завтра".

Кантакузин, Георгий ("Кирджали")

Смотри также Литературные типы произведений Пушкина

- Один из начальников отряда арнаутов. О нем "можно повторить то же самое, что сказано об Ипсиланти (см.). "Накануне сражения под Скулянами К. просил у русского правительства позволения вступить в наш карантин. Отряд остался без предводителя".

Кантани Арнольдо

Кантани Арнольдо (1837-1893) - итальянский врач; разработал свои методы лечения холеры.

Кантемир Антиох Дмитриевич

Кантемир Антиох Дмитриевич (1708-1744) - поэт-сатирик, один из крупнейших русских просветителей первой половины XVIII в. Сын молдавского господаря, переселившегося в Россию из Турции. Оставил после себя, помимо сатир, ряд переводов в прозе (Фонтенель, Монтескье) и в стихах (Гораций, Анакреонт).

Кантонист

Кантонист - в России первой половины XIX в. - солдатский сын, со дня рождения числившийся за военным ведомством и обучавшийся в низшей военной школе

Кантонист-писарь ("Обрыв")

Смотри также Литературные типы произведений Гончарова

- Прохожий; когда Райский разыскивал по городу "учителя" - Козлова, привел Бориса Павловича к тому дому, откуда звонко раздавались азы. "Вот школа, вон и учитель сам сидит!" - прибавил он, указывая в окно на учителя. Когда же Райский заметил: "Да это совсем не то!" - К. сказал: "А то еще на горе есть гимназия".

Канцелярский 1-ый ("Как поссорился Ив. Ив.")

Смотри также Литературные типы произведений Гоголя

"В фризовом подобии полуфрака".

Канцелярский 2-ой ("Как поссорился Ив. Ив.")

Смотри также Литературные типы произведений Гоголя

При появлении Ив. Ник. в дверях суда "проглотил муху".

Канцелярский ("Записки сумасшедшего")

Смотри также Литературные типы произведений Гоголя

"С толстыми губами, с широкими плечами, с толстым носом, глазами, глядевшими искоса и пьяно, с разодранными локтями"; приблизился к Ив. Никиф., застрявшему в дверях суда, "сложил ему обе руки накрест, как ребенку, и мигнул старому инвалиду". "Дыханием уст своих распространил" "такой сильный запах, что комната присутствия превратилась было на время в питейный дом".

Канцлер ("Записки сумасшедшего")

Смотри также Литературные типы произведений Гоголя

- Уп. л. По словам Поприщина, состоит на государственной службе в Испании. Его голос наводит страх на чиновников. "Великий инквизитор".

Капельмейстер в Баден-Бадене ("Дым")

Смотри также Литературные типы произведений Тургенева

- услужливо положил на инструменты российский романс "Скажите ей".

Капитан драгунский ("Герой нашего времени")

Смотри также Литературные типы произведений Лермонтова

- Друг и секундант Грушницкого. На предложение толстой дамы (на вечере в зале благородного собрания) проучить княжну Мери отвечает: "За этим дело не станет!" "Одобрял" пьяного господина во фраке, когда тот ангажировал княжну на мазурку. "Разгоряченный видом" решил, что Печорина надо "проучить". "Эти петербургские слетки всегда зазнаются, пока их не ударить по носу!" Уверен, что Печорин "трус", и предлагает "испытать его храбрость", предоставляя "первую роль" "особо сердитому" на Печорина Грушницкому. Последний должен, по мнению капитана, придраться "к какой-нибудь глупости" и вызвать Печорина на дуэль. Предлагает себя в секунданты и набрасывает такой план: "вызов, приготовления, условия будут как можно торжественнее и ужаснее…" "Только вот закорючка: в пистолетах не будет пуль". - "Уж я вам отвечаю, что Печорин струсит - в шести шагах их поставлю, черт возьми!" Сообщил Грушницкому, что видел, как кто-то прокрался в дом к Лиговским, и отправился под окна, "чтобы подстеречь счастливца". Когда Печорин спрыгнул с балкона на дерн, схватил его за плечо. "Ага! попался! Будешь у меня к княжнам ходить ночью". - Получив от Печорина удар "по голове кулаком", поднял тревогу и начал стучаться в дом Печорина: "Вставайте... воры... черкесы". На предложение Печорина быть секундантом его, "капитан поклонился очень важно", заявив, что обида, нанесенная Грушницкому, относится и к нему: он также был ночью с Грушницким.

Капитан иноземный ("Тарас Бульба")

Смотри также Литературные типы произведений Гоголя

Приехавший к Ноздреву объявить сообщенное ему извещение, что тот находится под судом до времени решения по делу. Максимов.

Капитан ("Капит. дочка")

Смотри также Литературные типы произведений Пушкина

- "Гвардейский офицер"; "лет двадцати восьми, очень приятной наружности, ловкий и свободный в обращении". На допросе К. спросил Гринева: "По какому случаю и в какое время вошел он в службу к Пугачеву и по каким поручениям был им употреблен?" На ответ же Гринева, что он никаких поручений от Пугачева "принять не мог", К. "возразил": "Каким же образом" "дворянин и офицер один пощажен самозванцем, между тем как все его товарищи злодейски умерщвлены? Каким образом этот самый офицер и дворянин дружески пирует с бунтовщиками, принимает от главного злодея подарки, шубу, лошадь и полтину денег? Отчего произошла такая дружба и на чем она основана, если не на измене или по крайней мере на гнусном и преступном малодушии?" К. "потребовал, чтоб" Гринева "поставили на очную ставку с главным доносителем" -Швабриным.

Капитан Копейкин ("Мертвые души")

Смотри также Литературные типы произведений Гоголя

- Копейкин, капитан.

Капитан пехотный ("Ревизор")

Смотри также Литературные типы произведений Гоголя

- "сильно поддел меня: штосы удивительно, бестия, срезывает. Всего каких-нибудь четверть часа посидел - и все обобрал", - говорит Хлестаков.

Капитан ("Фрег. Пал.")

Смотри также Литературные типы произведений Гончарова

- в "Списке": Унковский, И. С.

Капитана-исправника сын ("Метель")

Смотри также Литературные типы произведений Пушкина

- Уп. л. Мальчик лет шестнадцати, недавно поступивший в уланы. Вместе с Дравиным и землемером Шмитом согласился быть свидетелем при бракосочетании Владимира с Марьей Гавриловной и даже клялся "ему в готовности жертвовать для него своею жизнью". "Маленький улан" был скромен и сохранил тайну.

Капитанская дочка

Капитанская дочка - повесть в четырнадцати главах. Окончательно отделана в 1836 г. Влияние Вальтер-Скотта сказалось лишь на выборе исторического сюжета, но не в обработке характеров действующих лиц, которые явились у Пушкина чисто русскими. Сравнение Савельича с Калебом ("Ламермурская невеста) сделано еще Белинским, сопоставление Марьи Ивановны с Джени ("Эдинбургская темница") дано М. Гофманом ("Пушкин", ред. С. Венгерова, т. IV, стр. 356-57).

Белинский в статьях о Пушкине уделил немного строк "Капит. дочке", которая, по мнению критика, нечто в роде "Онегина" в прозе. Поэт изображает в ней нравы русского общества в царствование Екатерины. Многие картины по верности, истине содержания и мастерству изложения - чудо совершенства. Таковы портреты отца и матери героя, его гувернера-француза и в особенности его дядьки из псарей, Савельича, этого русского Калеба, - Зурина, Миронова и его жены, их кума, Ивана Игнатьевича, наконец, самого Пугачева с его "господами енералами"; таковы многие сцены, которых, за их множеством, не находим нужным пересчитывать. Ничтожный, бесцветный характер героя повести и его возлюбленной Марьи Ивановны и мелодраматический характер Швабрина хотя принадлежат к резким недостаткам повести - однако ж не мешают ей быть одним из замечательных произведений русской литературы" (Белинский, т. VIII).

Гоголь считал "К. Д." решительно лучшим из русских произведений в повествовательном роде (перед ней "все наши романы и повести кажутся приторной размазнею"). "Чистота и безыскусственность взошли в ней на такую высокую ступень, что сама действительность кажется пред нею искусственною и карикатурною". Все в ней - "не только самая правда, но еще как бы лучше ее". Сочин. Гоголя, изд. 10-е, т. IV, стр. 186. Н. Страхов сравнивает "К. Д". с "Войной и миром" и называет ее одним "из драгоценнейших достояний русской литературы". К этому взгляду на "К. Д." примыкают новейшие исследователи: Н. Лернер в "Ист. р. лит.", т. I, М., 1908 г. М. Гофман: "Пушкин", ред. Венгерова, т. IV; Н. Черняев, "Кап. д.", М., 1897 г.

Акулина Памфиловна. - Акулька. - Андрей Афанасьевич. - Андрей Карлович. - Анна Власьевна. - Аринушка. - Б. князь. - Башкирец. - Бикбаев, Фомка. - Белобородов (Наумыч). - Бопре, m-r. - Вахмистр. - Вожатый. - Выборный. - Генерал. - Голицын, князь. - Гриневы: Авдотья Васильевна, Андрей Петрович, дед, Петр Андреевич. - Гришка Отрепьев. - Зурин, Ив. Ив. - Инвалид. - Казаки. - Казачка. - Калмычка. - Камер-лакей. - Капитан. - Капрал. - Кузнец. - Кузов. - Курочкин. - Максимыч. - Мальчик. - Маркер. - Мироновы: Василиса Егоровна, Иван Кузьмич, Марья Ивановна (Капитанская дочка). - Мужик. - Настасья Герасимовна. - Негулина, Устинья. - Палаша. - Парамонов, Степан. - Полежаев, Иван. - Портной. - Прохоров. - Пугачев. - Работник. - Садовник. - Сержант. - Смотритель. - Соколов (Хлопуша). - Староста. - Старуха. - Старшина. - Сторож. - Татарин. - Траубенберг. - Урядник. - Фредерик. - Харлова. - Хрущова. - Швабрин, Алексей Иванович. - Целовальник. - Чиновник. - Чуваш. - Чумаков. - Юлай. - Ямщик.

Капитолина Марковна ("Дым")

Смотри также Литературные типы произведений Тургенева

- Шестова.

Капитон Климов ("Муму")

Смотри также Литературные типы произведений Тургенева

Дворовый московской барыни, башмачник с оловянными глазками и беловатыми волосами, "которые так и ерошились во все стороны". Носил истасканный и оборванный сюртук, заплатанные панталоны и дырявые сапоги. "Пьяница горький". К. учился мастерству в Петербурге, "почитал себя существом обиженным и не оцененным по достоинству, человеком образованным и столичным..." "Красноречие не покидало его даже в крайних случаях". Пил, как уверял, с горя, или, как уверял дворецкого Гаврилу Андреевича (см.), "по слабости здоровья спиртным напиткам подвергался...", да и в этом случае виноват не он, а более один товарищ, который его "сманил да и сполитиковал", т. е. ушел. К дворецкому К. вошел, "закинул руки назад и, развязно прислонясь к выдающемуся углу стены подле двери, поставил правую ножку крестообразно перед левой и встряхнул головой". На женитьбу для собственного исправления, по приказу барыни, на Татьяне - "соизволяет", если бы не глухонемой Герасим. Этот последний приводит Капитона в ужас. "Да помилуйте, Гаврила Андреич! - говорит он, вытаращив глаза и отделившись от стены: - Ведь он меня убьет, ей-Богу, убьет, как муху какую-нибудь прихлопнет, ведь у него рука, ведь вы извольте сами посмотреть, что у него за рука; ведь он глухой, бьет и не слышит, как бьет!.." "Ведь это какой-то зверь, идол, - говорит дальше К. о Герасиме, - хуже идола... осина какая-то..." И в конце концов возвышается до пафоса: "Господи! Горемыка я, горемыка неисходная! Судьба-то, судьба-то моя, подумаешь! В молодых летах был я бит через немца хозяина; в лучший сустав жизни моей бит от своего же брата, наконец, в зрелые годы вот чего дослужился..." "Мочальная душа", определил К. дворецкий. Через год после женитьбы К. окончательно спился "и, как человек решительно никуда не годный", был отправлен с обозом в дальнюю деревню вместе с женой. В день отъезда сначала очень храбрился, но потом упал духом, стал жаловаться и так ослабел, что "собственную шапку на себя одеть не мог".

Капитон Тимофеич ("Смерть")

Смотри также Литературные типы произведений Тургенева

Фельдшер больницы села Красногорья, страстный охотник. Больница его состояла из бывшего господского флигеля. К. "купил на свои деньги шесть кроватей и пустился, благословясь, лечить народ Божий".

Капитон ("Холостяк")

Смотри также Литературные типы произведений Тургенева

Сапожник. Уп. л.

Капитонушка ("Старые портреты")

Смотри также Литературные типы произведений Тургенева

Молодой гусар, племянник и "предмет" Телегиной, которая полагала, что К. был убит на дуэли из-за нее; по более достоверным известиям, К. умер от удара кием по голове в трактирной компании. Акварельный портрет К. хранился у Телегиной в секретном ящике.

Каплан

Каплан - искаж. капеллан: католический священник при домашней церкви или воинском отряде

(лат. capellanus)

Капнист, граф Петр Иванович

Смотри также Литературные типы произведений Гончарова

(1830-1898). - Сослуживец Гончарова по цензурному ведомству, позднее (1868-1874 г.г.) редактор "Прав. вестн."; автор многих стихотворений (сочинения К-a в 2-х т. М. 1901 г.); его же перу принадлежит характеристика печати и литер. 60-х годов, представленная императору Александру II. Письма к нему Гончарова "Ежем. сочинения", 1903 г., № 1.

Каподистрия, Иоанн, граф

Смотри также Литературные типы произведений Пушкина

(1776-1831). - Русский министр иностранных дел, позднее президент Греции. Воспитанник Падуанского университета; в 1809 г. перешел на русскую службу и с 1816 по 1822 гг. являлся руководителем русской иностранной политики, которую одновременно создавали ученик Меттерниха и друг Священного союза, Нессельроде, и враг обоих Каподистрия. Во время греческого восстания, которому русское правительство, под влиянием Меттерниха и Нессельроде, не сочувствовало, гр. Каподистрия занял выжидательное положение, но вскоре же должен был взять бессрочный отпуск; избранный президентом Греции, вскоре был убит. О нем: В. Теплов, "Ист. вестн.", №№ 8-9, 1893 г.

Капрал ("Капит. дочка")

Смотри также Литературные типы произведений Пушкина

- "Явился" к Гриневу "с донесением, что казаки ночью выступили из крепости, взяв с собою насильно Юлая и что около крепости разъезжают неведомые люди".

Каптенармус

Каптенармус - унтер-офицер, ведающий хранением имущества и выдачей провианта (фр. captain d'armes)

Капустина Надежда Яковлевна

Капустина Надежда Яковлевна (1855-1922) - племянница Д. И. Менделеева, писательница (псевдоним В. Семенова), автор романа "К росту".

Капфиг Батист-Оноре-Ремонд

Капфиг Батист-Оноре-Ремонд (1802-1827) - французский историк и литератор, автор компилятивных исторических сочинений.

Карабчевский Н. П.

Карабчевский Н. П. (1851-1925) - известный русский адвокат, выступавший на процессе Семеновой, бывшей сельской учительницы, обвинявшейся в убийстве девочки Сарры Беккер (см.) и признавшей себя виновной.

Каравелов П.

Каравелов П. - один из трех регентов после отречения Баттенберга, князя Болгарии.

Кара-Георгий

Смотри также Литературные типы произведений Пушкина

или Черный Георгий, вождь сербов, убитый по приказу турок Милошем Обреновичем († 1817). пьесу. "Дочери К." (1820 г.). "Песн. зап. слав.", XI.

Караджич, Вук Степанович

Смотри также Литературные типы произведений Пушкина

(1787-1864). - Отец новейшей сербскохорватской литературы. Его сборником сербских народных песен (1814) пользовался Пушкин для своих "Песен зап. славян" (Песни Х и XIV).

Предыдущая страница Следующая страница