Литературная энциклопедия (в 11 томах, 1929-1939)
Статьи на букву "Г" (часть 3, "ГАР"-"ГЕЙ")

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Г" (часть 3, "ГАР"-"ГЕЙ")

ГАРУН-АЛЬ-РАШИД

ГАРУН-аль-РАШИД - см. Тысяча и одна ночь.

ГАРШИН

ГАРШИН Всеволод Михайлович (1855-1888). - Р. в старой дворянской семье. Детство провел в военной среде (отец его был офицером). Уже ребенком Гаршин был крайне нервным и впечатлительным, чему способствовало слишком раннее умственное развитие (впоследствии страдал приступами нервного расстройства). Учился в Горном институте, но курса не окончил. Война с турками прервала его занятия: он поступил добровольцем в действующую армию, был ранен в ногу; выйдя в отставку, отдался лит-ой деятельности. В 1880, потрясенный смертной казнью молодого революционера, Г. заболел психически и был помещен в лечебницу для душевнобольных. В восьмидесятых годах припадки стали учащаться, и в один из приступов он бросился в пролет лестницы с четвертого этажа и разбился на смерть.

На литературное поприще Г. выступил в 1876 с рассказом «Четыре дня», сразу создавшим ему известность. В этом произведении ярко выражен протест против войны, против истребления человека человеком. Этому же мотиву посвящен целый ряд рассказов: «Денщик и офицер», «Аяслярское дело», «Из воспоминаний рядового Иванова» и «Трус»; герой последнего мучается в тяжелой рефлексии и колебаниях между стремлением «принести себя в жертву за народ» и страхом перед ненужной и бессмысленной смертью. Г. написал также ряд очерков, где социальное зло и несправедливость рисуются уже на фоне мирной жизни. «Происшествие» и «Надежда Николаевна» затрагивают тему «падшей» женщины. В «Attalea Princeps» в судьбе пальмы, рвущейся на свободу и погибающей под холодным небом, Г. символизировал судьбу террористов. В 1883 появился один из замечательнейших его рассказов - «Красный цветок». Герой его, психически больной, борется с мировым злом, к-рое, как ему кажется, воплотилось в красном цветке в саду: достаточно сорвать его и будет уничтожено все зло мира. В «Художниках» Гаршин, разоблачая жестокость капиталистической эксплоатации, ставит вопрос о роли искусства в буржуазном обществе и борется против теории чистого искусства. Сущность капиталистического строя с доминирующим при нем личным эгоизмом ярко выражена в рассказе «Встреча». Г. написал еще ряд сказок: «То, чего не было», «Лягушка-путешественница» и др., где та же гаршинская тема о зле и несправедливости разработана в форме сказки, исполненной грустного юмора.

Г. узаконил в лит-ре особую художественную форму - новеллу, к-рая получила полное развитие впоследствии у Чехова. Сюжеты новеллы Г. несложны. Она построена всегда на одном основном мотиве, развернутом по строго логическому плану. Композиция его рассказов, удивительно законченная, достигает почти геометрической определенности. Отсутствие действия, сложных коллизий - характерно для Г. Большинство его произведений написано в форме дневников, писем, исповедей (напр. «Происшествие», «Художники», «Трус», «Надежда Николаевна» и др.). Количество действующих лиц очень ограничено.

Драматизм действия заменен у Гаршина драматизмом мысли, вращающейся в заколдованном кругу «проклятых вопросов», драматизмом переживаний, к-рые и являются основным материалом для Г.

Необходимо отметить глубокую реалистичность гаршинской манеры. Для его творчества характерны точность наблюдения и определенность выражений мысли. У него мало метафор, сравнений, вместо этого - простое обозначение предметов и фактов. Короткая, отточенная фраза, без придаточных предложений в описаниях. «Жарко. Солнце жжет. Раненый открывает глаза, видит - кусты, высокое небо» («Четыре дня»). Широкий охват социальных явлений не удавался Г., как не удавалась и более спокойная жизнь писателю поколения, для которого основной потребностью было «претерпеть». Не большой внешний мир мог он изображать, а узкое «свое». И это определяло все особенности его художественной манеры. «Свое» для поколения передовой интеллигенции 70-х гг. - это проклятые вопросы социальной неправды. Больная совесть кающегося дворянина, не находя действенного выхода, всегда била в одну точку: сознание ответственности за зло, царящее в области человеческих отношений, за угнетение человека человеком - основная тема Г. Зло старого крепостного уклада и зло нарождающегося капиталистического строя одинаково наполняют болью страницы гаршинских рассказов. От сознания общественной несправедливости, от сознания ответственности за нее спасаются герои Г., как и он сам это сделал, уходя на войну, чтобы там, если не помочь народу, то по крайней мере разделить с ним его тяжелую участь... В этом было временное спасение от мук совести, искупление кающегося дворянина («Все они шли на смерть спокойные и свободные от ответственности...» - «Воспоминания рядового Иванова»). Но это не было разрешением социальной проблемы. Выхода не знал писатель. И поэтому глубоким пессимизмом проникнуто все его творчество. Значение Г. в том, что он умел остро чувствовать и художественно воплощать социальное зло.

Библиография:

I. Первая кн. рассказов, СПБ., 1885; Вторая кн. рассказов, СПБ., 1888; Третья кн. рассказов, СПБ., 1891; Сочин. Гаршина в I т., 12-е изд. Лит-ого фонда, СПБ., 1909; То же, в прилож. к журн. «Нива» за 1910; Рассказы с биогр., написан. А. М. Скабичевским, изд. Лит-ого фонда, П., 1919; Собр. сочин., изд. Ладыжникова, Берлин, 1920; Избранные рассказы, Гиз, М., 1920; Рассказы, Под редакцией Ю. Г. Оксмана (гот. к печати в изд. Гиза).

II. Сборники о Гаршине: «Красный цветок», СПБ., 1889; «Памяти Гаршина», изд. журн. «Пантеон лит-ры», СПБ., 1889; В прилож. к собр. сочин. Гаршина (изд. «Нива») воспоминания В. Акимова, В. Бибикова, А. Васильева, Е. Гаршина, М. Малышева, Н. Рейнгардта, Г. Успенского, В. Фаусека и автобиограф. заметка Гаршина; Арсеньев К. К., Критические этюды, т. II, СПБ., 1888; Михайловский Н. К., Сочин., т. VI; Скабичевский А. М., Сочин., т. II; Протопопов М., Литературно-критич. характ., СПБ., 1896; 2-е изд., СПБ., 1898; Златовратский Н., Из литературных воспоминаний, Сб. «Братская помощь», М., 1898; Андреевский С. А., Литературные очерки, СПБ., 1902; Баженов, Психиатрические беседы, М., 1903; Волжский, Гаршин как религиозный тип; Очерки реалистического мировоззрения, 1904, ст. Шулятикова «Восстановление разрушенной эстетики»; Коробка Н. И., Гаршин, «Образование», 1905; XI-XII; Айхенвальд Ю. И., Силуэты русских писателей, в. I, М., 1906; Чуковский К. И., О Всев. Гаршине, «Русск. мысль», 1909, XII и в кн. «Критические рассказы. В. Г. Короленко, Гаршин, История русск. лит-ры», изд. «Мир»

III. Венгеров С., Источники словаря русск. писателей, т. I, СПБ., 1900; Мезьер А. В., Русск. словесность с XI по XIX ст. включит., ч. II, СПБ., 1902; Языков Д., Обзор жизни и трудов покойных русск. писателей, вып. VIII, М., 1909 (и дополн. в след. вып.); Бродский Н., Новое о Гаршине (Обзор статей, появившихся к 25-летию со дня смерти Гаршина), в журн. «Голос минувшего», 1913, V; Владиславлев И. В., Русские писатели, 4-е изд., Гиз, 1924; Его же, Лит-pa великого десятилетия (1917-1927), т. I, Гиз, 1928.

ГАСКАЛА

ГАСКАЛА - см. Древнееврейская литература.

ГАСПЕ

ГАСПЕ - популярный канадский писатель - см. Северо-американская литература.

ГАСПРИНСКИЙ

ГАСПРИНСКИЙ Измаил-Бей (1851-1914) - крупный татарский общественный деятель, публицист, беллетрист, реформатор старометодной религиозной школы и идеолог панисламизма в царской России. Р. родился в деревне Гаспра, около г. Бахчисарая в Крыму, в семье небогатого татарского дворянина. Первоначальное образование получил в мектебе, затем поступил в Московское военное училище, к-рого однако не окончил. В 1866 вернулся в Бахчисарай. Жил некоторое время во Франции (1871) и около двух лет в Константинополе (1874-1875). Возвратился на родину в 1878, где в течение двух лет состоял городским головою. В 1883 Г. приступил к изданию в Бахчисарае газеты «Тарджиман» (Переводчик), к-рая до первой русской революции оставалась единственной тюркской газетой в России.

В течение 30 с лишним лет Г. играл огромную роль среди тюркско-татарских народов России. Лозунг - «в яз. и мыслях будем едины» - Г. проводил через «Тарджиман» и беллетристические свои произведения. Являясь идеологом молодой татарской буржуазии, Г. вел упорную борьбу со схоластикой, темнотой представителей ислама, пытаясь сочетать основы последнего с европейской культурой своего времени.

В газете «Тарджиман» Г. под псевдонимом Мулла-Габбаз-Франсови помещал «Европейские письма» (Франсистан-Мектубляри), в которых пытался примирить ислам с европейской культурой. В этом отношении характерен его фантастический рассказ «Дарур Рахат» (Страна блаженства, изд. в 1891 отдельным изданием), в к-ром Г. проводит мысль о том, что только в слиянии ислама с современной европейской культурой - залог дальнейшего развития человечества.

Г. объективно играл прогрессивную роль до первой русской революции, организуя вокруг «Тарджимана» либеральное движение тюркско-татарских народов России.

Библиография:

I. Газета «Тарджиман» с 1883 до 1913, Бахчисарай; Мулла-Габбас-Франсови, Дарур Рахат, Бахчисарай, 1891.

II. Валидов Д., Очерк истории образованности и литературы волжских татар, Гиз, 1923; Журн. «Ильри», Симферополь, 1927, № 12.

ГАСТЕВ

ГАСТЕВ Алексей Капитонович (1882-) - пролетарский поэт. Р. в Суздале, в семье учителя. В детстве лишился отца и рано начал жить самостоятельно. Работал слесарем, за участие в революционном движении несколько раз сидел в тюрьме, затем был сослан в Нарымский край, оттуда эмигрировал во Францию. В 1900-1907 гг. - член РСДРП, в настоящее время беспартийный. Последние годы Г. как поэт не печатается, целиком уйдя в руководство созданного им Центрального института труда (ЦИТ).

Свою лит-ую деятельность Г. начал в 1904 под псевдонимом Дозоров, когда в ярославской газете «Северный край» был напечатан его первый рассказ из жизни ссыльных. Вместе с другими рабочими поэтами Г. проходит путь своеобразного самоопределения, высвобождения пролетарского художника из-под гнета идеологических и художественных норм господствующего класса. Вначале - это творчество рабочего, еще не осознавшего своих классовых задач, выражающего психологию угнетенных классов в ряде лирических жалоб на свою горькую участь («Думы работницы»), если и мечтающего о восстании, то как о бунте, в котором сгорит и угнетатель и бунтующий («Я люблю»). Этот первый период рабочей поэзии Гастева проходит под властью наивно публицистических, художественно неубедительных форм народнической поэзии. На смену им приходит чрезвычайно расплывчатая символика, рисующая революцию в образе весны, побеждающей суровую зиму. В более поздних фазах эта наивно-идеалистическая символика насыщается мужественными ритмами поэтов капиталистического города (Верхарн, Уитмен), чтобы стать наконец выражением настроений индустриального рабочего, сознающего свою коллективную мощь.

Большую часть произведений Г. можно назвать стихотворениями в прозе: их ритм не организован до степени стихотворного, рифмы нет, да и написаны они в форме прозаических отрывков. Однако установка на лирическую выразительность, особая организация синтаксиса, повторяемость периодов и т. п. - все это приближает их по типу к произведениям стихотворным и дает полное право говорить о Г. как о лирическом поэте, отправляющемся в смысле формы от Уитмена и Верхарна.

Лучшая часть произведений Г. относится к первым годам революции и соответствует «пролеткультовскому» периоду пролетарской поэзии. Эти стихи Г. являются выражением воли наиболее передовой индустриальной части рабочего класса. Это еще не развернутый художественно показ психики передового рабочего во всей ее сложности, это - только лирическое выражение отдельных мотивов, характерных для него. Поэзия Г. - прежде всего - гимн тяжелой индустрии, глубочайшее чувство связи рабочего с ней и вера в те творческие, преображающие мир силы, к-рые в ней заключены.

Для футуристов (Маринетти) такое воспевание индустриальной мощи являлось лишь прославлением капиталистической силы, которая при помощи войны и машины сметет с земли слабое человечество, оставив лишь наиболее сильных. Для Г. же эта индустриальная мощь тесно спаяна со своим творцом - рабочим классом, насыщена его волей и волю самого поэта насыщает железом и сталью машины.

Особенно остро у Г. ощущение того, что все эти гиганты индустрии - дело рабочего подвига:

«Бетон - это замысел нашей рабочей постройки,

Работаю, подвигом, смертью вскормленный».

Индивидуализму буржуазного урбаниста противостоит в поэзии Г. самосознание коллективиста:

«Всюду иду со своим молотом, зубилом, сверлом -

По всему миру... Шагаю через границы, материки, океаны.

Весь земной шар я делаю родиной».

Библиография:

I. Поэзия рабочего удара, П., 1918 (2-е изд., 1919; 3-е изд., 1921); Пачка ордеров, Рига, 1921. Последние издания «Поэзии рабочего удара» (изд. ВЦСПС, М., 1923 и изд. 5-е и 6-е, 1924 и 1925) включают оба вышеназванных сборника. Стачка, Инсценировка В. Плетнева, М., 1922; Снаряжение современной культуры, с приложен. ст. А. Луначарского «Новый русский человек», 1923; Восстание культуры, Харьков, 1923. Г. участвовал в журналах и сборниках: «Пролетарский сборник», «Грядущее», «Пролетарская культура».

II. Калинин Ф., Путь пролетарской критики, «Поэзия рабочего удара» А. Гастева, «Пролетарская культура», 1918, IV (и в сб. Бессалько П. и Калинин Ф., «Проблемы пролетарской культуры», П., 1919); Фриче В., Пролетарская поэзия, М., 1918; Лелевич Г., О пролетарской лирике, «Октябрь», 1925, III-IV.

III. Владиславлев И. В., Литература великого десятилетия, т. I, М. - Л., 1928; Писатели современной эпохи, т. I, ред. Б. П. Козьмина, изд. ГАХН, М., 1928.

ГАТУЕВ

ГАТУЕВ Дзахо (1892-) - современный писатель-осетин. Написал на русском языке ряд исторических повестей, изображающих жизнь горцев (преимущественно чеченцев и ингушей), быт и нравы их. Важнейшая из них: «Зелимхан» (имя героя повести) (1926) - повесть, отображающая героическую борьбу абречества на Кавказе против тирании чиновников царского правительства (900-е гг.). Язык повести «Зелимхан», как и других повестей Г., - ровный, объективно-эпический, отвечающий важности темы. К особенностям яз. Г. должны быть отнесены такие обороты, к-рые можно было бы назвать чеченизмами, ингушизмами, осетинизмами. Г., прибегая к ним вполне сознательно, имеет в виду приблизить русский язык к конструкции речи осетин, чеченцев и др., с одной стороны, и более интимно передать настроения действующих лиц, - с другой.

В «Зелимхане» приводится много отрывков из подлинно-исторических документов, а также ряд произведений народного творчества чеченцев.

Библиография:

Зелимхан, Ростов-Дон, 1926; Ингуши, «Прибой», Л., 1927; Дикало замана, ЗИФ, 1928; Гагаул, ЗИФ, 1929.

ГАУПТМАН Г.

Статья большая, находится на отдельной странице.

ГАУПТМАН К.

ГАУПТМАН Карл (Carl Hauptmann, 1858-1920) - немецкий писатель, брат Гергарта Гауптмана. Много работал в области естествознания и философии. Ему принадлежит работа «Metaphysik in der modernen Physiologie» (Метафизика в современной физиологии, 1893). Его первые драмы («Marianne», 1894; «Wanderleute» - «Странники», 1895; «Ephraims Breite», 1898) отмечены еще влиянием Гергарта Г. Основными произведениями Г., в которых намечается творческое развитие этого глубокого, своеобразного, но лишь с значительным опозданием понятого художника, являются: «Собрание стихов и наблюдений» - «Из моего дневника» (Aus meinem Tagebuch, 1900); драмы - «Горная кузница» (Die Bergschmiede, 1902), «Заклинание» (Die Austreibung, 1905), «Игры Пана» (Panspiele, 1909); романы - «Матильда» (1902), «Эйнгарт насмешник» (Einhart der Lachler, 1907) и наконец заключающие творческую деятельность Г. произведения: «Война» (Krieg, 1913) и «Царь-отступник» (Der abtrunnige Zar, 1914). В его раннем, но многозначительном «Дневнике» убедительно раскрывается характерное противоречие, которое было противоречием и всего стиля мещанского искусства этой эпохи, от натурализма перемещавшегося к импрессионизму и далее - к символизму. С одной стороны, художник устремляется к точнейшей натуралистической интерпретации действительности - это основная струя «Дневника», и автор недаром неоднократно обращается к творческому опыту и художественным теориям Золя. Но рядом с этим проявляется стремление к символизации, построению отвлеченных образов - так намечается переход от натуралистического мировосприятия к чему-то существенно иному. От перегрузки деталей он зовет к широким основным линиям, к монументальному синтетическому искусству. Но под этим стремлением кроется лишь желание мещанского писателя уйти внутрь себя, замкнуться в своих изолированных чувствованиях. То, к чему звал Гауптман, было связано с отказом от действительности, с гиперболизацией личного. «Книга стихов и наблюдений» оказывается переломным пунктом в искусстве расслаивающейся мелкой буржуазии. Замечательный роман «Матильда» посвящен изображению рабочего быта. В этом произведении до некоторой степени воплощены представления Г. о монументальном искусстве. Основное движущее роман положение сводится не к тому, чтобы возможно более полно конкретизировать картину рабочего быта, а чтобы раскрыть трагедию большой, независимой, преодолевающей косную среду индивидуальности. Матильда - работница. Но она является образом мещанского искусства: художник, тяготеющий к рабочей среде, не случайно - здесь сказывается несомненно «социальное сострадание» - создает образ, обращенный не к реальной действительности, а к системе мещанских представлений.

От «Матильды» - прямой путь к «Эйнгарту насмешнику», только художник стал здесь более последовательным и откровенным. Перед нами тщетный искатель, сжигающий жизнь свою в трудной, бесплодной борьбе. Г. хочет монументализировать этот образ, он стремится превратить Эйнгарта в фигуру больших масштабов, и здесь становится вполне ясным, что именно означали ранние призывы Г. к искусству синтетическому. От частного Г. звал к общему. И в его романе «частным» оказывается конкретная бытовая правда, от нее художник мещанства, переживающего кризис, отворачивается с брезгливостью, а «общее» - это трагический образ, гиперболизированный до того, что он становится символом, образ непонятого и обреченного искателя.

В «Играх Пана» и в «Моисее» (Moses, 1906) мы встречаемся с образами, близко напоминающими Эйнгарта. Мы подходим здесь к основному узлу творческого развития нашего художника. Очень интересно дополняется образ непонятого мечтателя, данный в крупнейших вещах Г., его мелкими рассказами, в к-рых монументальное обобщение распадается на множество мелких и необычайно ярких черт, так что неудачливый искатель - образ падающего мещанства - оказывается здесь фигурой необычайно конкретной, насыщенной, ощутимой. В «Миниатюрах» (Miniaturen, 1904) Г. с тончайшим проникновением изображены люди усталые, утратившие смысл существования, одинокие и обреченные. В «Ночах» (Nachte, 1912) Г. дает новую россыпь миниатюр, посвященных темному, загадочному, щемящим человеческим трагедиям - несомненно, что все эти изображения тяготеют к основному образу Г., так полно раскрывшемуся в «Матильде» и «Эйнгарте».

«Неверный царь» был новым и, может быть, самым последовательным возвращением к образу мятущегося искателя. Путь от величия, спокойствия, мощи - к отшельничеству, богоискательству, самоочищению - вот путь «царя неверного». Это произведение уже явно двойническое: глубочайшая противоречивость сознания обнажена здесь настолько, что необходимо двуплановое построение. Эта «легенда» Г. была своеобразным предвосхищением «Человека из зеркала» Верфеля, типичнейшего произведения немецкого экспрессионизма. Именно экспрессионисты реабилитировали Г., все время остававшегося вне основного лит-ого потока. Это объясняется тем, что из всех художников предвоенной эпохи Г. был наиболее радикальным и последовательным выразителем драмы мещанского кризиса.

Библиография:

Muschner-Niedenfuhr Georg, C. Hauptmann’s «Bergschmiede», 1905; Berger H., v., C. Hauptmann, 1907; Spiero H., C. Hauptmann, 1910; Borcherdt H. H., C. Hauptmann, 1911; Meridies Wilhelm, C. Hauptmann’s Lebenswerk (Preussische Jahrbucher, 183 B.), 1921; Lemke Ernst, C. Hauptmann, 1922.

ГАУТАМА

ГАУТАМА - имя ряда прославленных мудрецов и аскетов древней Индии, в том числе знаменитого основателя буддизма - Г. Буддхы, в миру царевича Сиддхартхы (см.) из рода Шакья.

ГАУФФ

ГАУФФ Вильгельм (Wilhelm Hauff, 1802-1827) - немецкий писатель, примыкающий к течению так наз. швабской романтики, связанной с именами Уланда, Юстинуса Кернера и Шваба. Являясь одним из позднейших ответвлений немецкого романтизма, швабская поэтическая школа (schwabische Dichterschule) выражает настроения консервативной части немецкой мелкой и средней буржуазии: для ее идеологии характерны - наряду с весьма умеренным протестом против пережитков феодализма и сословных привилегий дворянства - идеализация патриархального и цехового городского быта средневековья, враждебная позиция по отношению к техническому прогрессу и урбанизму, националистические тенденции, претворяющие типичные черты «доброго немецкого бюргера» - смирение, религиозность, простоту быта - в идеал германского «народного духа». В отношении формы швабская школа являет черты типичного эпигонства, используя чисто внешне декоративно богатый реквизит исторической и географической экзотики и фантастики романтизма.

Все перечисленные особенности «швабской романтики» отчетливо выступают в творчестве Г. Его сатирические романы - пародия на сентиментально-эротические романы Клаурена («Der Mann im Monde», 1826) и осмеяние политических группировок студенчества («Memoiren des Satans», 1826) - не идут далее мелочей лит-ого и университетского быта. Его исторические романы и новеллы («Lichtenstein», 1826) дают лишь декорацию немецкого средневековья; в формальном отношении Гауфф подражает здесь Вальтер Скотту. Его сказки («Marchenalmanach», 1826, 1827 и 1828), предназначенные первоначально для взрослых, быстро становятся достоянием детской лит-ры. Но как раз те черты, к-рые делают Г. слишком наивным и примитивным в качестве писателя для взрослых, способствуют его широкой популярности как сказочника: несложность идейного содержания, отсутствие иронии и эротизма, простота композиции при занимательности сюжета и богатство фантастического и экзотического реквизита (Г. широко пользуется, наряду с тематикой немецкой народной сказки, темами и мотивами арабских сказок «Тысячи и одной ночи», в частности и композиционным приемом обрамления) делают его сказки - в отличие от романтической сказки Тика и Гофмана - доступным и увлекательным чтением для детей среднего и старшего возрастов. Сказки Г. переведены почти на все европейские языки.

Из лирических стихотворений Г. некоторые - через песенники - стали достоянием немецкой народной песни («Morgenrot» «Steh’ ich in finstrer Nacht»).

Библиография:

I. На русск. яз. переведено из Г.: Отелло, Фантастич. повесть, перев. Д. Паглиновского, СПБ., 1835; Тайны Бианетти, журн. «Библ. для чтения», 1855, т. 134; Сказки Гауффа, СПБ., 1883; Лихтенштейн, Историч. роман, М., 1907; Избранные сказки, перев. М. Трауб, М., 1912; Сказки для детей среднего возраста, с рис. Ю. Ю. Черкесова, перев. Б. Д. Прозоровской, Под редакцией А. Н. Тихонова, М. - П., 1923 («Всемирная литература»). Немецкие издания сочинений Гауффа и литература о нем: Hauff Wilhelm, Sammtliche Werke, mit Biographie v. G. Schwab, Stuttg., 36 Bde, 1830; 18 Aufl., 1882, 5 Bde; Hauff’s Werke, hrsg. v. M. Mendheim, Kritisch durchgeseh. u. erlaut. Ausg., 3 Bde, Lpz., 1891; 2 Bde, Klassiker-Ausgaben, hrsg. von R. Krauss, 1921.

II. Klaiber J., W. Hauff, Ein Lebensbild des Dichters, Stuttg., 1881; Hofmann H., Dr. Wilhelm Hauff, Eine, nach neuen Quellen bearbeitete Darstellung seines Werdeganges, mit einer Sammlung seiner Briefe und einer Auswahl aus dem unveroffentlichten Nachlass des Dichters, Frankfurt a / M., 1902; Koster H. L., Geschichte der deutschen Jugendliteratur in Monographien, 3 Aufl., Braunschweig u. Hamburg, 1920; Zinkernagel F., W. Hauff, 1921; Zellermayer J., Hauff’s Novellen, 1921; Klosse J., W. Hauff’s Marchen in ihrem Verhaltnis zum Volksmarchen, 1923.

ГАУЧО

ГАУЧО - см. Испанская литература.

ГАФАРОВ

ГАФАРОВ Д. (1898-) - современный татарский поэт, беллетрист. Р. в деревне Тав-Даир Симферопольского района, в семье муддериса (преподавателя богословия). Учился в с.-х. школе и медрессе. Был сельским учителем до установления советской власти в Крыму (1920). В 1921 году вступает в комсомол, ведет борьбу с националистами, агитирует среди татарской трудящейся молодежи за вступление в комсомол, является редактором органа OK PKCM «Яш орду» (Юная армия). В 1923 г. редактирует «Яш куввет» (Юная сила); в 1928 году назначается ответственным редактором «Яни-Дунья» (Новый мир), а в начале 1929 - политико-экономич. и литературно-художественного журнала «Илеры» (Вперед).

Г. выступил впервые в печати в 1921 (стихи: «Мои чувства», «Интернационал играют» и др.). Стихи Г. проникнуты революционными настроениями и являются призывом к борьбе с мещанством и старым дореволюционным укладом жизни.

Гафаров принадлежит к группировке зачинателей пролетарской литературы татар Крыма.

Библиография:

Инкляби иширлар, Крымгиз, 1926; «Яш орду», 1921; Яни Чолпан, «Илеры», 1927-1929; в газетах «Яш куввет», «Яни-Дунья», «Алк адым»; сб. рассказов «Омурден ор неклер» (Узоры из жизни), Крымгиз, 1927.

ГАФУРИ

ГАФУРИ Меджид - современный татарский поэт. Образование Г. получил в известном медрессе Мухаммедийе. Жил некоторое время в киргизской степи. Выступил в печати небольшим сборником стихотворений «Сибирская железная дорога» (1915), посвященным строительству Сибирской жел.-дорожн. магистрали. Как идеолог молодой татарской буржуазии Г. в своем творчестве призывает татар к национальному возрождению, к культурной работе, при этом он идеализирует прошлое татар. Г. был одним из постоянных сотрудников первой татарской газеты «Казанский вестник», где впервые появились его стихи.

Яз. стихотворений Г., не отличающихся особой глубиной и художественностью, - прост, доступен широкому читателю. В первый период своей лит-ой деятельности Г. писал казакскими четверостишиями, а в дальнейшем, под влиянием поэта Тукаева (см.), - двустишиями. Г. перевел на татарский яз. басни Крылова, вышедшие отдельным изданием. Сборники стихов Г. на татарском яз.: «Моя молодость», «Любовь к народу».

ГАШЕК

ГАШЕК Ярослав (Jaroslav Hasek, 1883-1923) - чешский писатель-сатирик. Сын учителя. Образование получил в коммерческой академии. Лит-ую деятельность начал с 18 лет в газетах и юмористических журналах коротенькими, чеховского типа рассказами, которые он называл «юморесками». Уже в этих рассказах он беспощадно осмеивает религиозное ханжество, семейный быт мелкого буржуа, «коммерческий» брак, парламент, путанную и трусливую политику чешской буржуазии и т. п.

Мобилизация прервала лит-ую деятельность Гашека. Его послали на фронт. Через некоторое время Г. попадает в Россию как пленный. Здесь он активно участвует в Октябрьской революции, вступает в коммунистическую партию и в самые тяжелые моменты гражданской войны работает в Сибири (в политотделе 5-й армии восточного фронта). После окончания гражданской войны Гашек возвращается в Прагу и с этого времени отдается исключительно литературной деятельности.

Война и революция определили второй период его творчества. От мелких бытовых рассказов Гашек перешел к эпопее. Его «Судьбы бравого солдата Швейка в мировой войне» отразили в своих четырех томах никчемность и бессмысленную жестокость австрийской государственной системы, с трудом связывавшей бюрократизмом разваливавшуюся «лоскутную» монархию. Война еще ярче обнажила ее социальные и национальные противоречия, еще острее выявила воровство чиновников, взяточничество, саботаж. К последнему, как средству борьбы, и прибегали угнетенные народности, составлявшие бывш. Австрийскую империю, особенно чехи.

Главное лицо эпопеи - бравый солдат Швейк - талантливый саботажник, ставший теперь самым любимым в Чехо-Словакии героем. Призванный в войска, Швейк притворяется глупцом и выполняет отдаваемые ему приказания с такой точностью, что приводит их к абсурду. Утрируя послушание и подчиненность, он тем самым становится негодным инструментом в руках своих начальников. Если бы армии всех воюющих сторон состояли из таких Швейков, война прекратилась бы сама собой. Эта забавно и умно проведенная тенденция эпопеи делает ее значительным, а главное, исключительно популярным произведением, направленным против милитаризма. Буржуазия почувствовала и по-своему оценила щедрые удары сатирика по капиталистической государственности и ее фетишам. В Чехо-Словакии солдатам и школьникам запрещено чтение эпопеи. В Германии (где переработанная в пьесу эпопея была поставлена в берлинском театре Пискатора) на нее также было сделано, пока безрезультатное, нападение со стороны реакции. В формальном отношении произведение Гашека, написанное сочным яз., с примесью солдатского жаргона и пражского арго, построено на чередовании событий в солдатской жизни главного героя, изложение которых прерывается характерными отступлениями (воспоминания Швейка о случившемся с ним ранее или примеры из его житейского опыта).

Библиография:

Русск. перев.: Приключения бравого солдата Швейка, чч. 1-4, перев. Зуккау Г. А. (а с ч. 3-й - и Зуккау А. Г.), изд. «Прибой», Л., 1926-1928 (чч. 1-3 вышли вторым изд. в 1928-1929); Дружеский матч, Рассказы, перев. Скачкова М., изд. ЗИФ, М., 1927 («Б-ка сат. и юмора»); О честности, футболе и собаках, Рассказы, перев. Оленина А., Л., 1927 («Б-ка всемирной лит-ры»); Трое мужчин и акула, Рассказы, перев. Бейчек Г. И., изд. ЗИФ, М., 1927 («Б-ка сат. и юмора»); Уши св. Мартина, Рассказы, перев. Скачкова М., изд. «Моск. рабочий», М., 1927; Исповедь старого холостяка, Рассказы, перев. Скачкова М., изд. ЗИФ, М., 1928 («Б-ка сат. и юмора»); Счастливая семья. Рассказы, перев. Скачкова М., изд. ЗИФ, М., 1928 («Б-ка сат. и юмора»); Приключения сыщика Патошки, Рассказы, перев. и предисл. Живова М. С., изд. «Гудок», М., 1928 («Юмор. б-ка», «Смехач»).

ГВАДАНЬОЛИ

ГВАДАНЬОЛИ (правильнее Гуаданьоли) Антонио (Antonio Guadagnoli, 1798-1858) - итальянский поэт, участник освободительного движения 30-х и 40-х гг. (см. Итальянская литература), писавший юмористические стихотворения на политические темы. По взглядам близок к Дж. Джусти (см.); в стилистическом отношении на Г. повлиял Франческо Берни, отчасти и Беранже. Чрезвычайно легкая и доступная по форме, поэзия Г. и до сего времени не утратила своей популярности в широких читательских массах Италии.

Библиография:

I. Стихотворения Г. переизданы в 1880 и 1890 под названием «Raccolta completta delle poesie giocose».

II. Фриче В. М., Литература эпохи объединения Италии, М., 1916; Stirvelli G., Antonio Guadagnoli, poeta satirico, 1902.

ГВАРИНИ

ГВАРИНИ (правильнее Гуарини) Джамбаттиста (Giambattista Guarini, 1538-1612) - итальянский поэт. Родом из знатной феррарской семьи; был потомком знаменитого гуманиста XV века Гуарино. Образование получил в падуанском университете; вернувшись в Феррару, занял кафедру риторики в местном Атенее и стал писать стихи. Как один из самых блестящих представителей искусства был привлечен ко двору д’Эсте; долгое время занимал придворные должности и исполнял поручения герцога. Позднее служил у великого герцога Тосканы и у герцога Урбинского. Г. писал много. От него остались лирические стихотворения, комедия «La idropica» (Больная водянкой), огромное количество писем, посвященных разным вопросам искусства и культуры, трактат «Compendio della poesia tragicomica» (Учебник теории трагикомической поэзии). Но слава его основана на драматической пасторали «Pastor Fido» (Верный пастух), «пастушеской трагикомедии», как он сам ее называл. Цель, поставленная себе Г., - написать произведение, не уступающее «Аминте» Тассо, - была достигнута: и у современников и у потомства «Pastor Fido» имел огромный успех наравне с «Аминтой». Между 1590 и 1830 вышло не меньше 170 изданий пьесы; в переводах она была напечатана 50 раз по-французски, 18 - по-немецки, 15 - по-английски, 9 - по-голландски и пять раз по-испански и по-гречески. Кроме того она вызвала множество подражаний. Этим пьеса обязана действительно большим лит-ым достоинствам и еще больше тому, что она очень хорошо отвечала запросам своего времени и того общества, для к-рого ее писал Г. Итальянской лит-ре и раньше была известна «L’egloga rappresentativa» (Инсценированная эклога), кустарно изготовлявшаяся малообразованными придворными для постановки на празднествах; была также известна «La commedia pastorale» (Пасторальная комедия), возникшая в кругах средней и мелкой буржуазии; Г. вслед за Тассо приспособил драматизированную пастораль к изысканному вкусу аристократического общества, получившего вновь силу и влияние благодаря наступившей в Италии феодальной реакции. Тонкая внешняя отделка и изящная сентиментальность сюжета, красивые, но очень далекие от жизни, не претендующие на реальность фигуры пастушков и пастушек, словом - стилизация для придворных нужд одного уголка крестьянской жизни - таким только и могло быть изображение народного быта, к-рое нравилось аристократическому обществу эпохи феодальной реакции.

Библиография:

Rossi V., Guarini ed il «Pastor Fido», studio biografico-critico coi documenti inediti, Torino, 1886; Saviotti A., Guariniana, Pesaro, 1888; Marsan J., La Pastorale dramatique en France a la fin du XVI-е et au commencement du XVII-е siecle, P., 1905; Sannino G., La pastorale drammatica, «L’Aminta» e il «Pastor Fido», Napoli, 1906; Olschki L., Giambattista Guarinis «Pastor Fido» in Deutschland, Lpz., 1909; Carrara E., La poesia pastorale, Milano, 1909.

ГВЕРРАЦЦИ

ГВЕРРАЦЦИ (правильнее Гуэррацци) Франческо-Доменико (Francesco-Domenico Guerrazzi, 1804-1873) - итальянский романист. Участвовал в революции 1848 как сторонник республиканской партии, был другом и учеником Мадзини, испытал сильное влияние Вольтера и Байрона, что придало его творчеству социально-обличительную окраску; злободневностью проникнуты и его исторические произведения. Г. - резкий противник католицизма и папства.

Библиография:

I. Главные произведения Г. - образующие трилогию исторические романы: L’assedio di Firenze (1834), Isabella Orsini (1845), Beatrice Cenci (1854); стихотворения: лучшее - Stanze alle memorie di Byron; драма: I Bianchi e i Neri (1847): сатирические повести: La serpicina, L’asino, un sogno (1857); мемуары: Note autobiografiche. На русск. яз. перев.: Вероника Чибо. Из хроник города Венеции, СПБ., 1873; Паскуале Паоли, Роман, «Русская мысль», 1880, VI-IX; Беатриче Ченчи, Историч. роман, СПБ., 1890 (то же, прилож. к газ. «Свет», СПБ., 1890.

II. Фриче В. М., Литература эпохи объединения Италии, М., 1916; Simhart, Byrons Einfluss auf die Italienische Literatur; Bosio F., Opere e vita di Francesco Domenico Guerrazzi, Milano, 1877; Guastalla R., La vita e le opere di F.-D. Guerrazzi (1804-1835), 1903; Busolli, F.-D. Guerrazzi, 1912; G. F. G., Lettere familiari, coi ricordi degli ultimi anni suoi, Milano, 1924.

III. Vismars A., Bibliografia di F.-D. Guerrazzi, Milano, Rebeschini, 1880.

ГВИНИЦЕЛЛИ

ГВИНИЦЕЛЛИ (собственно Гуиницелли, ошибочно называемый Гвиничелли) Гвидо (Guido Guinizelli dei Principi, ок. 1230-1276) - крупнейший из поэтов Италии до Данте и непосредственный учитель Данте в лирике. Родом был из Болоньи, тогдашнего центра философских штудий в Италии. Происходил из древней именитой семьи, умер в изгнании. До нас дошло лишь незначительное количество произведений Гвиницелли (канцон и сонетов), но эти произведения по справедливости считаются первыми образцами оригинальной итальянской поэзии. До Г. итальянская поэзия, в лице «сицилийской школы», подражала провансальским трубадурам; Г. вышел из сферы чисто любовной лирики, где игра формами заслоняла тему; в его поэзии проявляются, с одной стороны, философский и спиритуалистический элементы (в канцонах), воспринятые Данте от Гвиницелли, а с другой - поэтический реализм (некоторые сонеты Г. - реальные картинки, необычные для его предшественников). Школа Г., так наз. «болонская», являлась первой носительницей так наз. «dolce stil nuovo» - «сладостного нового стиля» (см. Итальянская литература); к ней примыкали поэты: Орбичани, фра Гуиттоне д’Ареццо и др. Но Г. является также выдающимся мастером итальянского стиха, «противопоставлявшим жалкому богатству ритмов провансальцев торжественное течение итальянских стансов» (Дж. Кардуччи). Лучшим его произведением считается канцона: «Al cor gentil ripara sempre amore Come alla selva augello in la verdura» (В благородном сердце всегда пребывает любовь, как в зеленеющем весною лесу - птица).

Библиография:

Гаспари А., История итальянской литературы, т. I, M., 1895; Скартаццини, Данте, СПБ., 1905; Salvadori Giulio, Guido Guinizelli, 1893; Vossler Karl, Guido Guinizelli, 1904.

ГЕББЕЛЬ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ГЕБЕЛЬ

ГЕБЕЛЬ Иоган-Петер (Johann-Peter Hebel, 1760-1826) - немецкий поэт и прозаик, писал на аллеманском наречии. Темы стихов и рассказов Г. взяты гл. обр. из жизни и быта крестьян верхнерейнской области: «Alemannische Gedichte» (Аллеманские стихотворения, 1803), «Katechismus» (Катехизис), «Lieder und Ratsel» (Песни и загадки). Учитель (впоследствии пастор), Г. жил в Рейнской провинции, где капиталистическое хозяйство более усиленно развивалось, чем в остальной Германии. Новые общественные тенденции отразились в его попытках придать своим произведениям реалистический оттенок. Впрочем, нащупывая в некоторых своих произведениях существование общественных противоречий, Г. разрешает их в плане «христианского смирения» и покорности «воле божией» («Канитферштан» и друг.). Г. стал так. обр. одним из характерных представителей раннего, так наз. «наивного реализма» в немецкой лит-ре. Его творчество отмечено возрождением бюргерского и народного юмора, религиозно-педагогическим наставничеством и идеализацией крестьянского быта: «Biblische Geschichten» (Библейские рассказы, 1824, 2 тт.), «Kalendergeschichten des Rheinischen Hausfreundes» (1807-1814). В известном смысле Г. является предшественником Б. Ауэрбаха (см.). Некоторые из рассказов Г. стали достоянием мировой лит-ры (напр. «Канитферштан» или «Der Zundelfrieder»). Ряд стихотворений Г. переведен на русский яз. В. Жуковским («Воскресное утро в деревне», «Овсяный кисель», «Неожиданное свидание» и др.).

Библиография:

I. Собр. сочин. (1832-1834), затем неоднократно переиздавались. Werke, hrsg. von Wilhelm Zentner, 3 тт., 1924; Briefe, eine Nachlese von Carl Obser, 1926.

II. Schultheiss J. J., Hebels Leben, 1832; Langin, J. P. Hebel, 1875; Его же, Aus Hebels ungedruckten Papieren, 1882; Giehne F., Studien uber J. P. Hebel, 1894; Bianchi L., J. P. Hebel, seine Bedeutung und Stellung in der deutschen Literatur, 1921; Sutterlin, J. P. Hebel als alemannischer Dichter, 1922; Altweg Wilhelm, J. P. Hebel, Erinnerungsgabe zum 100 Todestag, 1926; Liebrich Fritz, J. P. Hebel und Basel, 1926; Гербель Н. В., Немецкие поэты в биографиях и образцах, СПБ., 1877, стр. 326-336.

ГЕБИРОЛ

ГЕБИРОЛ Шломо-бен-Егуда-ибн (около 1021-1058) - выдающийся гебраистский поэт и философ сефардско-испанской эпохи. Р. в Кордове. Биографические данные о нем очень скудны. Известно только, что он временами терпел нужду, что много странствовал по Испании; его лит-ой карьере содействовали меценаты, с к-рыми он плохо ладил. Некоторых из них он сперва воспел в своих панегириках, затем осмеял в памфлетах. Г. жил и творил в эпоху, когда в Испании владычествовали узурпаторы Альморавиды. Экономическое развитие страны заметно способствовало поднятию общего культурного уровня. Местное и иммигрировавшее еврейство принимало активное участие в культурной жизни страны. Однако политическое положение евреев чем дальше, тем больше ухудшалось. Наиболее выдающиеся представители еврейства, предвидя неминуемость катастрофических гонений и преследований евреев в арабской и христианской Испании, впадали в глубокую меланхолию и проникались романтико-пессимистическими настроениями. Последними проникнуты произведения трех лучших мастеров сефардско-гебраистской поэзии того времени: Гебирола, Моисея-ибн-Эзра и Галеви. На характер творчества Г. наложила также свой отпечаток тяжелая необходимость постоянно прибегать к помощи меценатов; эта зависимость превратилась у него в манию преследования, как у Т. Тассо, под влиянием таких же обстоятельств.

Светская поэзия Гебирола элегична, нежна и возвышенна; иногда она принимает сатирический или анакреонтический характер, стиль ее - четкий, задушевно-образный. В сравнении с Галеви и Моисеем-ибн-Эзра Г. самый глубокий и оригинальный поэт средневековой гебраистской поэзии. Он первый ввел в гебраистскую поэзию арабский метр, основоположником к-рого является Дунаш-бен-Лобрат. Творчество Г. сильно влияло на сефардскую лирику. В религиозных стихах Г. отразились в значительной степени его философские взгляды, особенно в его поэме «Kether Malchuth», представляющей собой резюме его философской системы. Рафинированная философская культура того времени, по образцу исламских философских школ в Сирии и Персии, все более и более приближалась к пантеистическому неоплатонизму, отрекавшемуся от грубых форм религиозной догмы. Г. - первый проповедник этого неоплатонизма в Европе. Его система утверждает единство материи в различных ее формах. Даже «дух», по воззрению Г., развивается из материи, последняя, говорит он, создана богом при помощи посредствующей «воли». Этот неоплатонизм оказал большое влияние на философию христианской схоластики, на позднейшую каббалистическую систему эманаций в XIII в. Но т. к. Г. отрицательно относился к еврейской религиозной догме, то учение его сравнительно меньше повлияло на средневековую еврейскую религиозную философию. Главное философское произведение Г. «Mekor Chaim» написано по-арабски и переведено в 1150 на древнееврейский, а затем латинский яз. («Fons vitae»). С течением времени имя автора этой книги - «Ибн-Гебирол» - было по неизвестной причине заменено именем «Avicebron». Лишь в 60-х гг. прошлого столетия французский ученый Мунк установил идентичность Г. и «Avicebron’a». Г. кроме того написал ряд моралистических произведений («Tikun Midat Hanefesch», «Mibchor Hapninim»), оказавших большое влияние на моралистическую гебраистскую лит-ру; известны также его философские комментарии к Библии, напоминающие комментарии Филона Александрийского.

Библиография:

I. Полное критическое собрание поэтических произведений в издании Х. Н. Бялика «Schireh Schelomo ben Jehuda ibn Gebirol», Berlin - Tel-Awiw, t. I, 1924; t. II, 1925; t. III, 1927.

II. Sachs M., Die religiose Poesie der Juden in Spanien, Berlin, 1845; Kampf, Nichtandalusische Poesie der Andalusischen Dichter, Prag, 1858. О философии Г.: Baumker, Avicebronis «Fons vitae», Munchen, 1895; Joel, Ibn-Gabirol’s Bedeutung fur die Geschichte der Philosophie, «Beitrage zur Geschichte der Philosophie», Breslau, 1876.

ГЕБРАИЗМ

1. слово или оборот речи, заимствованный из древнееврейского яз., преимущественно из яз. Библии. Пример «...Бог, он deus caritatis» («Бранд» Ибсена - подражание древнееврейскому casus pendens). Один из видов варваризма (см.);

2. течение еврейской общественности, выдвигавшее в качестве единственного лит-ого яз. еврейства - яз. древнееврейский и отрицавшее возможность строительства национальной лит-ры на базе разговорного еврейского языка.

ГЕВАРА ВЕЛЕС

ГЕВАРА ВЕЛЕС - см. Испанская литература.

ГЕГЕЛЬ

ГЕГЕЛЬ Георг Вильгельм Фридрих (Georg Wilhelm Friedrich Hegel, 1770-1831) - см. Эстетика.

ГЕДЕВАНИШВИЛИ

ГЕДЕВАНИШВИЛИ Иосиф (1873-) - современный грузинский драматург и беллетрист. Происходит из богатой дворянской семьи. В молодости находился под влиянием передовой демократической интеллигенции и принимал активное участие в работе революционных организаций Грузии. Драматические произведения Г. («Жертва», «Предатель» и др.) вскрывают сущность экономического и правового положения рабочих в условиях капиталистического и царского режима. Они являются призывом к решительной борьбе за полное раскрепощение пролетариата. Пьесы Г. до настоящего времени входят в репертуар центральных и провинциальных театров Грузии. Беллетристические сочинения Г. разнообразны. Его рассказы из «серии прошедшего и настоящего» касаются крестьянской жизни, рисуют солдатский быт, отражают, хотя не совсем удачно, подпольную деятельность революционеров и тюремную жизнь политзаключенных; сочинения Г., особенно до установления советской власти в Грузии, имели очень большое значение в смысле революционизирования трудящихся масс. В настоящее время Г. - член ВКП(б).

Библиография:

Пьесы Г. издавались в разное время. Собрание рассказов, изд. Гиз Грузии, Тифлис, 1927.

ГЕЗ ДЕ БАЛЬЗАК

ГЕЗ де БАЛЬЗАК - см. Бальзак Жан Луи Гез, де.

ГЕЗЕЛЛЕ

ГЕЗЕЛЛЕ (Guido Gezelle, 1830-1899) - самый выдающийся фламандский лирик новейшего времени; сын городского садовника и крестьянки, по профессии католический священник. Владел 15 яз. и считался одним из лучших знатоков древнегерманских текстов.

Поэзия Г. произвела революцию во фламандской лит-ре: он в период господства романтизма писал свободным стихом. Г. предвосхитил все требования выступившего лишь 30 лет спустя раннего натурализма.

Знаменитые сборники стихов Г. - «Dichtoefningen» (1858), «Kerkhofblommen» (1858) и «Gedichten, Gesangen en Gebeden» (1861). Основное их содержание - идиллические сцены из жизни крестьян, натуралистические, фиксирующие мельчайшие детали, картинки из жизни животных и природы, написанные яркими, кричащими красками. Современная Г. критика резко осудила его за разрушение традиционной поэтической формы, и Г. в течение 30 лет ничего не писал. И лишь в 80-х гг., когда в Голландии возникло движение «De Nieuwe Gids», a во Фландрии выступила группа «Van Nu en Straks» (1893), Г. был признан лит-ым вождем и новатором. Тогда он выпустил еще два тома стихов: «Tijdkrans» (1893) и «Rijmsnoer» (1897) на старые темы. Г. создал школу фламандских поэтов, талантливейшим из к-рых был Верриэст (Hugo Verriest, 1840-1922).

Библиография:

I. Dichtwerken, 3 тт., Amsterdam.

II. Herwerden C. A. B., van, Guido Gezelle, Haarlem, 1903; Vermeylen A., Guido Gezelle, «Revue de Belgique», июль 1906; Rudder May, de, Guido Gezelle, Turnhont, 1919; Gezelle Caesar, Voor onze misprezen moedertaal, Amsterdam, 1923; Walgrave A., Het leven van Guido Gezelle, Amsterdam, 1923; Kloos W., Guido Gezelle, Nieuwere Litteraturgeschichte, IV, 16.

ГЕЗИОД

ГЕЗИОД из Аскры (произн. Гесиод) (‘Ηεσιοδος, VII-VIII вв. до христ. эры) - греч. поэт эпохи начала распада феодальных отношений, обеднения крестьянства и первых этапов борьбы торгового капитала с родовой аристократией. Крестьянин, сын обедневшего торговца из М. Азии, переселившегося в Беотию, Г. становится профессионалом рапсодом, т. е. исполнителем эпических песен, но в собственных произведениях использует язык и стилистическую технику малоаз. героического эпоса для новых задач религиозного и нравственного учительства. Г. выступает как пророк, «призванный» музами вещать истину, и, в отличие от безымянных певцов гомеридов, первый в греческой поэзии определяет себя как личность и называет свое имя. Наиболее значительное произведение Г. - дидактическая (наставительная) поэма «Работы и дни» (Εργα και Ημεραι) - выражает индивидуалистическое миросозерцание зажиточного крестьянина, к-рый ненавидит «царей-дароядцев» за их кривосудие и безделие, женщин - за мотовство, наживает свой достаток в упорном труде обработкой родного участка и лишь скрепя сердце готов пуститься за наживой в морское плавание. Ухудшение положения крестьянства создает пессимистическое отношение к современности, к царству неправды (миф о непрерывном ухудшении условий человеческой жизни от «золотого» века до «железного»), и обреченному на гибель социальному слою остается только уповать на справедливость Зевса. Вера в божественную справедливость и в единоспасающую силу труда - центральная идея поэмы, написанной в форме увещаний, обращенных к брату поэта Персу, который ведет с Г. тяжбу о наследстве и которого Гезиод убеждает не надеяться на неправедный суд подкупленных «царей» и свое пошатнувшееся состояние поправить трудом. Соединение двух тем («справедливости» и «труда») дает возможность ввести в поэму разнообразный материал нравственных правил и хозяйственных наставлений, обильно уснащая их народными афоризмами и пословицами и иллюстрируя баснями и мифами. Значительный интерес для истории и фольклора представляет вторая часть поэмы (тема «труда»), где в форме наставлений Персу систематически описываются работы земледельца, мореплавателя и приметы, связанные с различными днями месяца. Поэту не удалось привести разнородный материал в стройный порядок, однако мнение, что «Работы и дни» представляют собою сборник отдельных произведений разных авторов, в настоящее время отвергнуто, и поэма признается единым произведением Г., лишь в отдельных частях обросшим позднейшими вставками. Дидактическую цель преследуют и другие поэмы Г.: «Θεογονια» (Происхождение богов) является попыткой привести в систему разноречивые эпические сказания о богах и связать богов в единое генеалогическое древо, начиная от предвечных Хаоса, Земли и Эрота (мифологические прообразы позднейших идей пространства, материи и движения) и кончая, через ряд поколений богов, Зевсом, устроителем современного поэту миропорядка, и его потомством. Продолжением «Теогонии» была сохранившаяся лишь в немногих отрывках поэма «Каталог женщин» или «Ээи», список красавиц, от брака к-рых с богами произошли герои, родоначальники знатных родов; здесь в генеалогической форме изъяснялось между прочим происхождение греческих племен. Г. создал школу, которая разрабатывала генеалогический и дидактический эпос, пока эти темы не стали достоянием научной и философской прозы. Однако и в более позднее время сочинения Г. высоко ценились и каждый раз, когда в античной лит-ре возрождался дидактический эпос, он стремился связать себя с традициями поэзии Г.

Библиография:

I. Голенищев-Кутузов П., Творения Гезиода, М., 1807; Огинский А., Творения Гезиода Аскрейского, СПБ., 1830; Гезиод, вступление, перевод и примечания Георгия Властова, СПБ., 1885, 2-е изд. 1898, Гезиод. Работы и дни, перев. В. Вересаева, М., 1927 (там же статьи о жизни и поэзии Гезиода); Hesiodos Erga, Erklart v. U. v. Willamowitz-Moellendorf, Berlin, 1928.

II. Waltz P., Hesiode et son poeme moral, Bordeaux, 1906.

III. Указания на др. переводы и лит-ру о Гезиоде см. Прозоров П., Систематический указатель книг и статей по греческой филологии, СПБ., 1898; Paulson J., Index Hesiodeus, 1890.

ГЕЙ

ГЕЙ Джон (John Gay, 1685-1732) - английский поэт и драматург, автор басен, песен, пасторалей и комедий; склонялся к реализму. Господствовавшей в то время итальянской опере, ее напыщенному стилю и экзотичности он нанес сильный удар своей «Оперой босяков» (The Beggar’s Opera), которая выдержала подряд 62 представления.

Библиография:

I. Underhill’s edition of Gay (1893); John Gay, Life and Letters by L. Merville (1921); «Beggar’s Opera», Edition de luxe (1922).

II. Kidson F., The Beggar’s opera, its predecessors and successors, 1922.

ГЕЙБЕЛЬ

ГЕЙБЕЛЬ Эммануил (Emanuel Geibel, 1815-1884) - немецкий поэт; в 30-х гг. находился под влиянием поздних романтиков. В 40-х гг. выпустил ряд сборников песен на злободневные политические темы: «Голоса времени» (Zeitstimmen, 1841), «Июньские песни» (Juniuslieder, 1848), «Двенадцать сонетов» в защиту Шлезвиг-Гольштейна и др. Это - политическая лирика, характерная для умеренной буржуазии. После поражения революции 1848 Г. был приглашен баварским королем на кафедру эстетики в Мюнхен (1852), где он вместе с П. Гейзе (см.) стал во главе лит-ого кружка поэтов-эстетов, сторонников «чистого искусства». Идеологически Г. с этого времени выражает настроения немецкого бюргерства эпохи примирения с феодально-бюрократическим режимом; возводя «нейтральное, чистое искусство» в высший принцип своего творчества, он избегает социально-политических тем. Кроме стихотворений: «Новые стихотворения» (Neue Gedichte, 1856), «Листья поздней осени» (Spatherbstblatter, 1877), Г. написал также эпическое произведение «Сватовство короля Сигурда» и ряд драм («Лорелея», «Мейстер Андри», «Брунгильда» и др.), не пользовавшихся однако большим успехом. Вместе с некоторыми другими представителями мюнхенского литературного кружка Гейбель перевел ряд лирических произведений («Испанские народные песни и романсы», «Funf Bucher franzosischer Lyrik», «Klassisches Liederbuch» и др.). Во второй половине XIX в. Г. стал любимым поэтом немецкой буржуазии: считая себя «чистым художником», он фактически в течение 30 лет пропагандировал идеи монархического объединения Германии, и его сборник стихов «Heroldsrufe» (Призывы Герольда, 1871) является восхвалением эпохи Бисмарка. Некоторые стихотворения Г. переведены на русский яз. П. Вейнбергом и Ф. Миллером.

Библиография:

I. Перев. избр. стихов см. у Гербеля, Немецкие поэты в биографиях и образцах, СПБ., 1877; кроме того имеется перев. Д. Александрова траг. «Софонизба», М., 1895; Собр. сочин., 8 тт., 1889; нов. изд. Stammler’a, 1920, Dusel’я, 1920 и др. Письма: Jugendbriefe, 1909; Briefwechsel mit P. Heyse, 1922.

II. Gaedertz, E. Geibel Denkwurdigkeiten, 1886; Litzmann Th., E. Geibel. Aus Erinnerungen, Briefen und Tagebuchern, 1887; Leimbach, Geibels Leben, 1894; Kohut, E. Geibel als Mensch und Dichter, 1915; Nietzki M., Geibel und das Griechentum, 1915; Merker Paul, Geibel und Otto Ludwig, «Das Literarische Echo», 1917; Sonntag Adalbert, Geibel als Dramatiker, 1922.

Предыдущая страница Следующая страница