Литературная энциклопедия (в 11 томах, 1929-1939)
Статьи на букву "Г" (часть 2, "ГАЛ"-"ГАР")

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Г" (часть 2, "ГАЛ"-"ГАР")

ГАЛЛИЦИЗМ

ГАЛЛИЦИЗМ (латинск.) - слово или выражение, заимствованное из французского яз. и противоречащее нормам русского яз. (или какого-либо иного). В литературой речи Г. является одним из видов стилистических варваризмов (см.). Иногда Г. вводится в чистом, неизмененном виде («визави», «тур-де-бра»), чаще же звуки французского яз. заменяются соответствующими русскими, французские суффиксы также заменяются русскими (ср. «купон», «вагон», «помидор» - произносится «памидор» - и т. д.). Наряду с лексическими Г. для русской литературы типичны Г. синтаксиса, т. е. синтаксические конструкции, перенятые из французского языка. Особое место среди Г. занимают буквальные переводы французских выражений (см. Кальки), напр. «иметь место» (avoir lieu).

ГАЛЬДОС

ГАЛЬДОС Бенито Перес (Benito Perez Galdos, 1843-1920) - один из крупнейших представителей испанского романа XIX в., идеолог либеральной испанской буржуазии, борющейся с конституционным монархизмом за республиканский строй; юрист по образованию и профессии; принимал деятельное участие в политической жизни страны, - депутат республиканской партии. Литературную славу Г. завоевал своей историко-романтической эпопеей (в 46 тт.) «Национальные эпизоды» (Episodios Nacionales). Эпопея охватывает период от вторжения Наполеона до провозглашения первой республики средины XIX в. Среди романов (их свыше 20), составляющих это монументальное произведение, наиболее художественными являются: «La Corte de Carlos IV» (Двор Карла IV, русск. перев., СПБ., 1895) и «Trafalgar» (Трафальгар). Они написаны под несомненным влиянием, с одной стороны, Бальзака («Человеческая комедия»), с другой - А. Дюма и Эркмана-Шатриана и представляют собой высокие образцы политического романа.

Г. противопоставлял в этих романах героизм и патриотическую самоотверженность «народных» героев беспомощности испанской буржуазии. Он ставил себе определенную задачу - воспитать и укрепить в сознании читателя и, в частности, молодого поколения, принципы буржуазно-либеральной политической морали. Г. предшественник таких идеологов республиканского либерализма, как Бласко Ибаньес (см.).

Г. известен также и как автор ряда романов, направленных против католической церкви. Последние были характерны для эпохи упадка некогда экономически и политически могущественной Испании. Из романов этой серии наиболее популярны и не утратили своего значения в условиях испанской действительности «Dona Perfecta» (1876, русск. перев., СПБ., 1882 и 1910) и «Gloria» (1877), изобличающие жестокость и реакционную сущность католицизма.

Романы Г. - «Lo prohibido» (1885), «Tormento» (2-е изд., 1884), «Fortunata у Jacinta» (1888), «La desheredada» (1890) и «Misericordia» (1897) - изображают в натуралистических тонах быт «дна» испанских городов и вскрывают социальную механику современного капиталистического общества.

Г. также принадлежит пользовавшаяся большим успехом у широкой публики пьеса «Электра».

Библиография:

I. Собр. сочин. Г. начало выходить в 1910 (вышло 2 тт.). Русск. перев.: Очарованный кавальеро, перев. и пред. Б. А. Кржевского, Гиз, П., 1923 («Всемирн. литература»); Избр. сочин. Бенито Перес Гальдос; То же, изд. «Прибой», Л., 1927; Gerona, 1893.

II. Alarcon Capilla A., Galdos у su obras, Madrid, 1922; Dendariena G., Galdos, su genio, su espiritualidad, su grandeza, Madrid, 1922; Petriconi H., Die spanische Literatur der Gegenwart, 1926.

ГАЛЬПЕРН

ГАЛЬПЕРН Мойше-Лейб (Moische-Leib Halpern, 1886-) - один из виднейших представителей современной еврейской поэзии в Америке. Р. в Злочеве (Восточная Галиция). Сын лавочника. 12 лет уехал в Вену, где учился малярному ремеслу и живописи. С 1908 живет в Америке, где как видный деятель группы «молодых» участвует в целом ряде сборников, альманахов, во многих журналах и газетах. С основанием в 1919 еврейской коммунистической газеты в Нью-Иорке «Di Freiheit» стал активным ее сотрудником, помещая в ней стихи, поэмы и литературные статьи. Творчество Г. отличается своеобразным лирико-сатирическим стилем. Путь его развития - от индивидуалистического романтизма в ницшеанском разрезе к полному его отрицанию, высмеиванию всех «богов и кумиров» прошлого; корни его индивидуализма - в ненависти к капиталистической цивилизации, подавляющей творческие силы личности, в неприятии буржуазной культуры, пронизанной фальшью и лицемерием. В своей первой книге стихов и поэм - «В Нью-Иорке» (1919) - Г. страстно проклинает этот город «желтого дьявола», обнажает пустоту городской жизни, видя в ней лишь торжество буржуазной эксплоатации. В книге, проникнутой глубоким сочувствием люмпенпролетариату, символизирующему моральное убожество капитализма, нет ясного и зрелого социального сознания. Г. не находит выхода из социальной трагедии и ищет утешения в лирической фантастике, в романтических вымыслах. Отчаяние толкает поэта к мистическому нигилизму, глубокому пессимизму, слегка смягчаемому стремлением к социальному подвигу. Лишь наша революция отрезвила поэта и заставила его сжечь все «корабли мечтаний». Его вторая книга стихов - «Золотая пава» (1924) - является сплошной пародией на романтику; она насыщена бытовыми впечатлениями, социальной иронией, наскозь проникнута саркастической ненавистью к классовому врагу. В этой книге Г. создал особый жанр социальной баллады, в к-рой ощущения современных событий своеобразно сочетаются с ассоциациями старого быта. Г. приближается к современности через социальные воспоминания: сатирически изображая быт современного Нью-Иорка, он указывает на аналогии жестокой эксплоатации в прошлом и настоящем, на «психологическую» преемственность эксплоатации. Всегда движимый социально-этическим пафосом, он как бы «смещает» социальные планы в бытовом и психологическом смысле. Сатирически высмеивая современную американскую жизнь, в особенности городской быт, Г. однако и в «Золотой паве» не обрел цельного, устойчиво-положительного социального мировоззрения: он постоянно подвергается искушениям анархического индивидуализма, ощущает соблазны анархо-индивидуалистической «гордыни», иногда колеблется между «золотой цепью» прошлого и «железной цепью» настоящего. В некоторых стихах Г. воспевает тишину крестьянской обители на опушке леса, мирный крестьянский труд и мозолистого рабочего, являющегося для поэта единственным воплощением социальной чести и совести - единственным воплощением чего-то, по выражению поэта, «святого» на земле. Вот эта поэтическая идеализация и социальное морализирование и мешают поэту выбраться на путь сознательно-выдержанного революционного творчества. В своем стремлении дискредитировать романтику Г. сознательно культивирует цинические прозаизмы в стихах, вносит в стихотворчество прозаическую сюжетность, но всегда оправдывает свои подчас нарочитые «грубости» подлинно глубоким лиризмом, сильной поэтической фантастикой. У него немало фельетонного, но последнее ничуть не умаляет его смелых, зачастую оригинальных образов и метафор. Язык и стиль Гальперна являют этап рафинирования еврейской народной песни.

ГАМЕРЛИНГ

ГАМЕРЛИНГ Роберт (Robert Hamerling, 1830-1889) - австро-немецкий поэт и драматург, происходит из бедной семьи.

Во время революции 1848 состоял членом известного «Академического легиона», после революции - учитель гимназии в Триесте. Гамерлинг в 60-х годах (период расцвета промышленности в Австрии) выступил с поэмой «Лебединая песня романтизма» (Ein Schwanenlied der Romantik, 1862) против века «пара и электричества», противопоставляя ему идеализированное, отвлеченное прошлое как царство красоты. Против механизации жизни он также направил и свою известную сатиру «Гомункулус» (Homunculus, 1888, русск. перев., СПБ., 1892). Г. не может примириться с духовной пустотой бюргерства, но блеск и роскошь новой буржуазной жизни увлекают его. Творчество Г. - постоянная борьба между пессимизмом и жизнерадостностью, отличающая буржуазную интеллигенцию 60-х гг. В поэме «Агасфер в Риме» (Ahasver in Rom, 1866, русск. перев. Ф. Миллера, СПБ., 1872) эта борьба показана в столкновении между Нероном и первыми христианами, в поэме «Король Сиона» (Der Konig von Sion, 1869, русск. перев. Ф. Миллера, М., 1880) - между двумя фракциями перекрещенцев, а в «Аспазии» (Aspasia, 1876, русск. перев., 2 тт., СПБ., 1884) - между философами и художниками древней Греции. Г. написал также драму «Danton und Robespierre» (1871), «Lord Lucifer» (комедия, 1880) и стихи - «Venus im Exil» (1858), «Sinnen und Minnen», и др.

Библиография:

I. Кроме указанного, на русск. яз. перев. П. Вейнбергом драм. сатира «Тевт» в «Отеч. записках» (1873, X) и там же помещены перев. «Стихотворений» Г. («Отеч. зап.», 1872; XI, XII; 1873, 1874, VIII, XII; 1876, VIII; Samtl. Werke, 16 тт., 1912; Ungedruckte Briefe, 4 тт., 1897-1901.

II. Автобиография «Stationen meiner Lebenspilgerschaft», 1899; Чешихин В., Гамерлинг, Характеристика, СПБ., 1904; Rosegger P., Personliche Erinnerungen an R. Hamerling, 1890; Rabenlechner M. M., Hamerling, sein Leben und seine Werke, 1896; Его же, Hamerlings «Danton und Robespierre» und die Geschichte, 1906; Altmann, R. Hamerlings Weltanschauung, 1914.

ГАМИЛЬТОН

ГАМИЛЬТОН (правильнее д’Амильтон) Антуан (Antoine, comte d’Hamilton, 1646-1720) - англо-французский писатель. Р. в семье шотландского аристократа, эмигрировавшего во время английской революции 1640-1658 во Францию, где Г. и получил воспитание. Вернулся на родину при реставрации. В 1688, после падения Стюартов, снова эмигрировал во Францию. В своих произведениях Г. отражает пессимизм эмигрантской аристократии; с едкой, хотя и неглубокой иронией дает он картину нравов придворной знати. Главное произведение Г. - «Memoires du comte de Grammont» - «Мемуары графа Грамона» (Филибер Грамон (1621-1707) - зять Гамильтона, участник Фронды, изгнанный Людовиком XIV и известный своими похождениями при дворе), написанное в 1704, изданное в 1713 - классический образец французской прозы XVII в., наряду с «Caracteres» Ла Брюйера (см.); Г. дал, наряду со скандальной хроникой двора и аристократии, прекрасные портреты: Кромвеля, Людовика XIV и др. Его «Contes de Feerie» (сказки), пародируя модные тогда среди аристократии волшебные сказки и «1001 ночь» Галлана, так же как и «Мемуары» являются отражением полемической устремленности Г.; они оказали значительное влияние на французскую новеллу XVIII в.

Библиография:

I. Ouvres, 3 тт., 1912, Memoires du chevalier de Grammont, precedes d’une notice sur la vie et les ouvrages d’Hamilton, par M. Auger, suivis de la table des noms propres des Memoires de Grammont et d’un choix de ses epitres en vers et de sa correspondance, 1878.

II. Furst R., Die Vorlaufer der modernen Novelle im XVIII Jahrh., 1897.

ГАМЛЕТ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ГАМСАХУРДИЯ

ГАМСАХУРДИЯ Константин (188?-) - современный грузинский писатель, член литературного объединения «Академия». Учился за границей. По образованию - доктор философии. Редактировал журнал «Ильнони» и др. издания в Тифлисе. После советизации Грузии Г. явно враждебно относился к советской власти. В 1924 он и группа его сотрудников выдвинули лозунг: «искусство вне политики и не зависит от социальных отношений». Под этим лозунгом Г. скрывал свои реакционные убеждения и ненависть к большевикам. В настоящее время Г. занимает место на правом фланге грузинской литературы.

Библиография:

Сб. мистических новелл: «Мир, который я вижу», 1924; Улыбка Диониса, Роман, 1925.

ГАМСУН

Статья большая, находится на отдельной странице.

ГАНИВЕТ

ГАНИВЕТ Анхель (Angel Ganivet, 1865-1898) - испанский писатель. Сын ремесленника; окончил Гренадский университет; занимал дипломатические посты в Антверпене, Гельсингфорсе и Риге; окончил жизнь самоубийством.

Г. - идеолог радикальной и одновременно патриотически настроенной интеллигенции могущественной в прошлом, но отсталой в настоящем страны, которая терпит поражение за поражением в борьбе с сильными конкурентами. В своем «Своде испанских идей» (Idearium espanol, 1897) он требует коренных реформ во имя спасения и возрождения нации. Но Г. сам не верит в это возрождение. Испания не может соперничать с крупными капиталистическими державами, с их подавляющей техникой и организацией. Отсюда - пессимизм, охвативший широкие круги испанской интеллигенции в связи с сознанием неизбежности катастрофы - несчастной войны с США (1898-1899), подтвердившей самые мрачные опасения патриотов. Этот пессимизм сочетается у Г. с концепцией, во многом напоминающей шпенглеровское противопоставление культуры - цивилизации. Г. считает неизбежной гибель Испании - страны старой, феодально-католической культуры - в неравной борьбе с победоносной цивилизацией, с ее машинизмом. Эти идеи и настроения выразились в его романе «Пио Сид», проникнутом характерным романтическим стремлением к первобытному. В первой части романа автор повествует об испанском авантюристе, ставшем королем небольшого африканского племени, во второй - изображается судьба того же героя по возвращении его на родину, где он ведет образ жизни мрачного чудака, стремящегося облагодетельствовать человечество. «Пио Сид» оказал сильное влияние на развитие новейшей испанской художественной прозы. Кроме указанного романа известны также следующие произведения Г.: «Granada la bella» (Гренада прекрасная, 1898), пьеса «El escultor de su alma» (Скульптор своей души, 1904), «Hombres del Norte» (Люди севера, литературные портреты Ибсена, Бьёрнсона и другие).

«Пророк испанского модернизма», Г. при всем радикализме своих политических взглядов выражает реакционную идеологию отчаявшейся общественной группы, не находящей себе места в современной жизни.

Библиография:

I. La conquista del reino de Maya por Pio Cid, 1910; Idearium espanol, 1915; Epistolario (1893-1895), 1919.

II. Almagro Melchior Fernandez, Vida y obra de Angel Ganivet, Valencia, 1925; Bonilla San Martin A., Angel Ganivet, «Revue hispanique», t. LVI; Altanura R., Ganivet, «Revista popular», Barcelona, 1898; Perez M., Angel Ganivet, poeta y periodista, Bellos trabajos, Recompilados y comentados por., 1918.

ГАНИ-ЗАДЭ

ГАНИ-ЗАДЭ Султан Меджид - современный писатель Азербайджана. Окончил горскую учительскую семинарию. Один из основателей национальной школы при царизме. Литературная деятельность Г.-З. относится к концу XIX в., к эпохе усиленного развития торговой буржуазии. Г.-З. наряду с Наримановым (см.), Везировым и Ахвердовым выражал в своих произведениях народнические настроения мелкобуржуазной интеллигенции. Центральный образ Гани-Задэ - Шейда бек Ширванский - является носителем ее идеалов. Он с большим уважением относится к чужой собственности, готов на самопожертвование, либерально настроен, борется с религиозными предрассудками, лицемерием, осуждает разврат и т. д.

Г.-З. принимал очень деятельное участие в освободительном движении тюркских народностей. После Октябрьского переворота Г.-З. занимается исключительно педагогической деятельностью.

Библиография:

Письма Шейда бека и др. рассказы выходили в разное время в Баку.

ГАНКА

ГАНКА - см. Чешская литература.

ГАНСОН

ГАНСОН Ола (Ola Hansson, 1860-1925) - шведский поэт, романист и критик; писал на немецком, датском, шведском и норвежском языках; был под сильным влиянием Ницше. Г. - типичный писатель-упадочник, представитель мелкой буржуазии, вытесняемой крупным капитализмом. Творчество Г. проникнуто крайней нервозностью, болезненной чувствительностью, мистицизмом и влечением к сексуальной патологии («Alltagsfrauen»). Г. принадлежит также ряд критических работ.

Библиография:

Основные произведения: На шведском яз.: Сб. стихотв. «Dikter» (1884), «Notturno» (1885); Рассказы «Sensitiva amorosa» (1887, перев. на русск. яз. в «Северн. сб.», 2-3 и отд. изданием, перев. М. Коваленской, M., 1908); Samlade Skrifter, 17 тт., 1920-1922. На немецком яз.: Parias (1890); Jung Ofegs Lieder (1892) (русск. перев. М. Коваленской «Видение молодого Офега», М., 1908); Vor der Ehe (1895) (на шведск. яз. - 1907); Ein Erzieher (1895); Das verlorene Land (1906); Neue Lieder (1907); Auf dem Altar der Heimat (1908); Alltagsfrauen (1891), русск. перев. «Женщины, каких много», Новеллы, перев. Под редакцией Н. Кауфмана, изд. «Пропилеи», СПБ., 1908 (конфисковано); То же, «Женщины», перев. А. Самойловой, изд. «Eos», СПБ., 1908; Frau Esther Bruce (1894) (есть также на норвежском и шведском яз.). Кроме того на русск. яз. переведены: Новеллы, перев. М. Самойловой, СПБ., 1908; Дорога к жизни, перев. М. Васильковской, М., 1910; Морские птицы, перев. ее же, М., 1910; Ангел хранитель, перев. О. Войно, М., 1911. Избран. поэтические произведения: Gedichte in Vers und Prosa (1901); Критические и историко-литературные работы: F. Nietzsche, seine Personlichkeit und sein System (1890); Das junge Scandinavien (1891); Der Materialismus in der Literatur (1892); Seher und Deuter (1895).

ГАНС САКС

ГАНС САКС - см. Сакс Ганс.

ГАПРИНДАШВИЛИ

ГАПРИНДАШВИЛИ Валериан Иванович (1890-) - современный грузинский поэт. Происходит из зажиточной крестьянской семьи. По образованию - юрист. Начал печаться в 1914 сперва в журнале С. Городецкого «Ars», а затем в разных грузинских изданиях; был редактором журнала «Грезящие газели» (на грузинском яз.). Г. - один из основателей школы грузинских символистов - «голубороговцев». Отрыв от действительности, мечта о неведомом мире, стремление к невероятному, мистические настроения - все это характерно для данной школы, крупным представителем к-рой был Г. Позднее под влиянием Верхарна антисоциальные, индивидуалистические мотивы в творчестве Г. уступили место гражданским и революционным. Советизация Грузии (1921) произвела резкий перелом в мировоззрении Г. В стихотворении «Возврат к земле» он выступил с революционным призывом. В целом ряде произведений - «Октябрь», «Загэс», «Ленин», «Парижская коммуна» и других - Г. воспевает социалистическую революцию и коммунизм. В последнее время в его стихах, правда, проскальзывают старые мотивы - презрение к городу, тяга в деревню, но по общему тону творчества Гаприндашвили можно считать попутчиком. Излюбленные формы Г.: сонеты, баллады, триолеты. Кроме того Г. является литературным критиком и одним из лучших переводчиков русских, французских, немецких и английских поэтов.

Из его переводов известны: «Двенадцать» А. Блока, «Марсельеза» и «Интернационал» Потье. Г. принадлежит также перевод на русский язык всех произведений Н. Бараташвили (см.).

Библиография:

I. Сб. стихов «Закат», Тифлис, 1918; «Поэты Грузии» (на русск. яз.), Тифлис, 1921; «Сборник стихов», Гиз Грузии, Тифлис, 1926.

II. Критические статьи о Г. разбросаны в разных журналах и газетах. Г. Т-ли

ГАРБОРГ

ГАРБОРГ Арне (Arne Harborg, 1851-) - норвежский писатель. Крестьянин по происхождению. Литературную деятельность Г. начал журналистикой. Ярый пиетист в молодости, Г. впоследствии переходит в лагерь «свободомыслящих» и издает либеральную газету «Faedreheimen» (Родина). Был ярым поборником чисто норвежского литературного яз., основанного на народных диалектах. Свои произведения писал по-норвежски.

Первый роман Г. «Fritenkjar» (Вольнодумец, 1881) не отличается большими художественными достоинствами. Наиболее известным произведением первой поры его творчества является роман «Bondestudentar» (Крестьяне-студенты, 1883) - жизнеописание крестьянского парня, ставшего студентом, - выходец из деревни всеми силами старается превратиться в горожанина. Город манит его своей легкой жизнью и внушает отвращение к работе, которого он не может преодолеть, даже терпя голод. Приобщение к городу для этого деревенского парня означает не принятие городской культуры, а приобретение внешнего лоска и материального благополучия мелкого буржуа. Чем больше он становится горожанином в этом смысле, тем ниже падает морально.

Герои Г. характерны для части норвежской интеллигенции. Выходцы из крестьянства, они в процессе капиталистического расслоения деревни были выброшены в город, но не сумели пустить крепкие корни в новой среде и деклассировались. Отсюда у его героев тоска по деревне и ненависть к городу, мечты о крепких бытовых и религиозных устоях. Таков Грамм из романа «Traette Maend» (Усталые люди), в к-ром Г. дает анализ душевного состояния интеллигента-крестьянина. Разочарованный в науке и политике, Грамм ищет опору в воображаемой «аристократии будущего» и находит ее в религиозной вере. Другой его герой - из повести «Потерянный отец» - находит спасение в возврате от города к полям и нивам, от атеизма к дедовской религии. Сам писатель под старость вернулся к религии, увлекся теософией и спиритизмом. Религиозным умонастроением, богоискательством проникнуты его романы «Мир», «Учитель Гаве» и особенно «I Heheim». Кроме вышеупомянутых произведений, Г. еще написал ряд рассказов, из к-рых наиболее удачны рассказы из быта крестьян, и несколько романов; из последних наибольшей известностью пользуются «Ungdom» (Юность), положивший начало целой серии романов из жизни богемы в скандинавской литературе, и «Mannfolk» (Мужчины, 1880), в котором Г. выступает как противник господствующей морали, за ничем не ограниченную индивидуальную свободу. В своих лучших романах - «Крестьяне-студенты», «Усталые люди» и другие - Г. - выдержанный натуралист.

Библиография:

I. На русск. яз. перев.: Собр. сочин., Под редакцией Я. Сегаль, 7 тт., изд. В. Саблина, СПБ., 1911 (т. I, Усталый; т. II, У мамы; т. III, Крестьяне-студенты; т. IV, Мужчины; т. V, Потерянный отец и др.; т. VI, Море и др. рассказы, т. VII, Учитель и др.); Ein Fritenkjar, 1878, Bondestudentar, 1883; Farteljingar og sogur, 1884; Mannfolk, 1886; Uforsonlige, 1888; Hjaa ho Mor; Kolbotnbrev, 1890; Knudaheibrev, 1904; Jonas Lie, 1925; Soersten, 1897.

II. Брандес Г., Скандинавская литература, т. I; Зиновьева Э., Кастовые тенденции в современной художественной литературе, журн. «Образование», 1903, I-II, VI; Фриче В. М., Художественная литература и капитализм, Гиз, М., 1922; Arne Garborg, 25 januar 1851 - 25 januar 1921, Bergen, 1921.

III. Мандельштам Р. С., Художественная литература в оценке русской марксистской критики, изд. 4-е, Гиз, М., 1928.

ГАРДАНОВ

ГАРДАНОВ Михаил - автор сборника дигорских (осетинских) народных сказаний, много работавший над записью и собиранием произведений осетинского (дигорского) народного творчества. Сборник издан Осетинским институтом краеведения.

Библиография:

Гарданов, Дигорские народные сказания.

ГАРДЕНБЕРГ

ГАРДЕНБЕРГ - см. Новалис.

ГАРДИ

ГАРДИ Томас (Thomas Hardy, 1840-1928) - английский романист, новеллист и поэт. Гарди - последний из представителей эпохи Виктории. Первые два романа: «Desperate Remedies» (1871) и «Under the Greenwood Tree» (1872), Г. выпустил анонимно. В 1874 вышел роман «Far from the Madding Crowd», сделавший Г. известным писателем. Всего Г. издано двадцать пять названий - романов, сборников рассказов и стихотворений. Большинство своих романов и рассказов посвятил крестьянам. Этому выбору среды и обстановки он дает интересное объяснение: «поведение высших классов маскируется условностями и подлинный характер не легко разглядеть; если его увидишь - зарисуешь субъективно. У представителей низших классов поступок - прямое выражение внутренней жизни; посему характер раскрывается в поведении и может быть зарисован». В описании сельской обстановки Гарди, по праву, может считаться непревзойденным в английской литературе. Описывая трагическую судьбу своих героев, Гарди обнажает социальную основу психологических конфликтов и выступает против мертвящих моральных норм викторианской эпохи. Но обращаясь к противоречиям действительности, Гарди как художник мелкой буржуазии не видит путей к их разрешению. Действительность подавляет писателя, чем определяется общий трагический тон его произведений. В «Tess of the D’Urbervilles» (1891) - лучшем романе Гарди - честная женщина, пойдя на преступление за свое счастье, гибнет на эшафоте; герои «Jude the Obscure» (1896) - жертвы буржуазной морали; герой «Mayor of Casterbridge» (1886) обрекает себя на моральное самоубийство.

Человек Г. борется с безразличными - не «добрыми», но и не «злыми» - силами, он - в конфликте с социальной средой, своими желаниями и волей третьих лиц и борьбу эту почти всегда проигрывает. Несколько особняком в ряду его романов стоит раннее произведение - сельская идиллия «Under the Greenwood Tree». Среди сборников рассказов лучшие: «Wessex Tales» (1888), «Life’s Little Ironies» (1894) - проникнуты тем же пессимизмом, как и романы. Его поэзия значительно уступает прозе. Гарди написал также трехактную драму в стихах «The Dynasts» (1904-1908) из эпохи наполеоновских войн; она интересна как попытка к возрождению эпопеи, но затейливая и громоздкая композиция обрекла эту попытку на неудачу. Сильнейшей стороной творчества Гарди является анализ трагических конфликтов и описание английского быта. В области языка он продолжает традиции английских классиков и целиком принадлежит прошлому веку.

Библиография:

I. Тесс, наследница д’Юрбервилей, Роман, «Русск. мысль», 1893, III-VIII и ЗИФ, 1929 (печ.); A pair of Blue Eyes, Роман, 1873; The Hand of Ethelberta, Роман, 1876; The Return of the Native, Роман, 1878; The Trumpet-Major, Роман, 1880; A Laodicean, Роман, 1882; Two on a Tower, Роман, 1882; A Group of noble Dames, Рассказы, 1891; The Well Beloved, Роман, 1892; Wessex Poems, Стих., 1898; Poems of the Past and Present, Стих., 1902; Times Laighing-Stocks, Стих., 1909; A Changed Man, Рассказы, 1913; Satires and Circumstances, Стих., 1914; Before Marching and After, Поэма, 1915; Selected Poems, 1916; Moments of Vision, Стих., 1917; Collected Poems, 1919; Late Lyrics, Стих., 1920; Late Lyrics and Earlier, 1922; Famous tragedy of Queen of Cornwall, 1923; Human Shows, Far Phantasies, 1925; Return of the native, 1929.

II. Специальный номер «The Book League Monthly», v. I, № 2, дек. 1928, N.-Y., в к-ром напечатаны стихотворения Г. и ст. о нем: «Поэзия Т. Гарди» П. Колюма, Мир Т. Гарди Д. Мэси и др. Очерк жизни и творчества Гарди: by Harold Child, London; Hedgcock F. A., Essai de critique Thomas Hardy, etudie dans les Romans du Wessex, 1910; Johnson L., The art of Hardy, 1895; Saxelby F. O., A Hardy dictionary, 1911; Braybrooke P., Thomas Hardy and his philosophy, 1927; Tomlinson H., Thomas Hardy, N.-Y., 1929.

ГАРИН

ГАРИН (1852-1906) - псевдоним Николая Георгиевича Михайловского. Инженер-путеец по образованию, участвовавший в постройке Сибирской железной дороги и Батумского порта, помещик-землевладелец, земец, Г. был многочисленными нитями связан со старым порядком. Но очень скоро работа на частной железной дороге показала ему невозможность служить одновременно интересам капитала и общества. Г. решил вступить на путь социального реформаторства, практического народничества, он предпринял опыт социалистического переустройства деревни. Для осуществления этой цели Г. приобрел имение в Самарской губ. Результаты этого социального эксперимента, окончившегося полной неудачей, описаны Г. в «историческом очерке» «В деревне». Г. временами сочувствовал марксизму. Он поддерживал материально газету «Самарский вестник» (1896-1897), когда она была в руках марксистов, и входил в ее редакцию. В 1905 активно помогал большевикам.

Из произведений Гарина наиболее художественны повести: «Детство Темы», «Гимназисты», «Студенты» и «Инженеры». Быт помещиков и интеллигенции (студенчества, инженеров и др.) показан в связи с психологией главного действующего лица, Карташева. Волевая и моральная неустойчивость роднит его с героем романа М. Горького - Климом Самгиным.

Значение повестей Г. - в живом изображении общественной атмосферы перед революцией 1905, того времени, когда система «классического» образования душила и калечила молодежь. Патриархальный обывательский быт с ранних лет уродовал ребенка, школа продолжала и довершала начатое. Одни вырастали калеками без воли и убеждений, как Карташев, другие кончали трагически, подобно юному философу Беренде. Лишь наиболее стойкие закалялись и вступали на революционный путь (последнюю тему Г. затрагивает вскользь). Первые две повести - «Детство Темы» и «Гимназисты» - художественно более выдержаны. Психология детского, отроческого и юношеского возрастов передана в них с подкупающей теплотой и свежестью. Типы юношей, девушек, педагогов, родителей нарисованы живо и выпукло. Прозе Г. присущ живой диалог, мягкий лиризм.

Библиография:

I. Полное собр. сочин., в прилож. к «Ниве» за 1916; Собр. сочин., 9 тт., изд. «Знание», СПБ., 1906-1910; в изд. «Освобождение», тт. X-XVII, СПБ., 1913-1914; не вошли в собр. сочин.: По Корее, Манджурии и Ляодунскому полуострову, Корейские сказки, изд. «Знание», СПБ., 1904. За последние годы переизданы: Детство Темы, изд. 8-е, Гиз, П., 1923 (то же, Гиз, М. - Л., 1927); Гимназисты, Гиз, М. - Л., 1927 (для юношества).

II. А. Б. (Богданович А. И.), Критич. заметки, «Мир божий», 1895, V (о «Гимназистах»); Николаев П., Вопросы жизни в современной литературе, 1902 («Гимназисты», «Деревенские панорамы», «Студенты»); Елпатьевский С., Близкие тени, СПБ., 1909; Его же, Н. Г. Гарин-Михайловский, восп., журн. «Красная нива», 1926, № 19; Луначарский А. В., Критич. этюды («Русск. литература»), изд. книжн. сектора Губоно, Л., 1925, гл. IV (глава эта печат. первоначально в журн. «Образование», 1904, V); Горький М., Н. Г. Гарин-Михайловский, журн. «Кр. новь», 1927, IV; Его же, Сочин., т. XIX, Берлин, 1927.

III. Владиславлев И. В., Русские писатели, изд. 4-е, Гиз, 1924; Его же, Литература великого десятилетия, т. I, Гиз, М., 1928.

ГАРЛЭНД

ГАРЛЭНД Хамлин (Hamlin Garland, 1860-) - американский писатель, сын фермера; с ранних лет работал на ферме (сначала в штате Иова, а затем в Дакоте). В поисках более интеллектуальной жизни Г. отправился в Бостон, где стал учителем. В 1890 напечатал свою первую книгу-пьесу «Под колесом» (Under the Wheel).

В первом романе «Главные дороги путешествий» (Main-Traveled Roads, 1890) Г. выступает как художник-реалист в отличие от господствующей в то время школы так наз. «нежного реализма» Гоуэлса и Г. Джемса. Г. изображает быт американского фермера: «Я представляю действительность не как летний путешественник, - заявляет писатель, - или молодая леди-писательница. Нет, я вижу фермерскую жизнь глазами самого трудящегося фермера». Г. этим романом начал лит-ое движение радикальной мелкой буржуазии, которое впоследствии продолжали Ф. Норрис, Ст. Крэйн и Р. Херрик.

В следующих романах - «Народ прерий» (Prairie Folk, 1892) и «Rose of Dutcher’s Coolly» (1895) - Г. столь же реалистически изображал быт фермеров, выдвигая требование о принадлежности продукта труда его производителю.

В связи с общим упадком радикального движения в XX в. Гарлэнд отходит от реализма, его последующие произведения лишены художественной силы и своеобразия его ранних романов; в традиционных романтических тонах он рисует быт обитателей горных районов («Ее горный любовник» - «Her Mountain Lover», 1901, «Кавэна, лесной сторож» - «Cavanagh, Forest Ranger», 1909, «Дочь лесника» - «The Forester’s Daughter», 1914 и другие). Это творческое оскудение Г. связано с его приближением к идеологии консервативных кругов мелкой буржуазии; подобные же явления наблюдались и у других американских писателей (Г. Джемс, М. Твэн, Черчилль и др.).

В 1917 Г. опубликовал первый том автобиографической трилогии о жизни на Среднем Западе («Сын Среднего Запада» - «A Son of the Middle Border», 1917, «Дочь Среднего Запада» - «A Daughter of the Middle Border», 1921 и «Разведчики с Среднего Запада» - «Back-trailers from the Middle Border», 1928), в которой он возвращается к своему раннему реалистическому стилю. Трилогия имеет большое общественное значение: наряду с историей жизни Г. она дает мастерское отображение быта фермерства и фронтьеров в прошлом веке.

Библиография:

I. Кроме указанных в тексте, см.: The longtrail. A story of British Columbia, 1907; Ulysses S. Grant, his life and character, 1921; Book of the American Indian, 1923; Trail-makers of the Middle Border, 1926.

II. Contemporary American Novelists 1900-1920, by Carl van Doren, N.-Y., 1922.

ГАРНЕТТ

ГАРНЕТТ Давид (David Garnett) - современный английский романист. Гарнетт - мелкобуржуазный писатель, отталкивающийся от буржуазной действительности, находящийся в конфликте с нею, но бессильный дать этим конфликтам какое бы то ни было разрешение. Он не борется, но и не примиряется целиком с этой действительностью, избирая третий путь - в экзотику («Возвращение моряка»); стремится к замене обычных жизненных отношений странными и необычными: женщина-лисица, человек-экспонат в зоологическом саду и т. д. Посредственный художник, Гарнетт однако именно в этом, в необычном, обретает свое своеобразие.

Библиография:

I. Женщина-лисица, перев. И. Гербач, изд. А. Ф. Маркс, Л., 1924; Человек в зоологическом саду, перев. М. М. Любимова, с пред. Мих. Левидова, изд. «Соврем. проблемы», М., 1925; Возвращение моряка, перев. Л. Л. Слонимской, изд. «Петроград», Л., 1926; Черная жена, перев. Н. Губинского и Н. Ковальской, изд. «Всемирной лит-ры», Гиз, Л., 1927; (русск. перев.) Она должна уйти, 1927.

II. Ст. Вилляр Леони, в Revue Anglo-Americaine за август 1927, и предисловие Левидова Мих. к «Человеку в зоологическом саду».

ГАРНЬЕ

ГАРНЬЕ Робер (Robert Garnier, 1534-1590) - французский драматург. Гарнье принадлежит к последователям Ронсара и «Плеяды» (см.). Его трагедии, вернее мелодрамы, лучшие среди которых - «Les juives» (Иудейки) и «Bradamante» - в значительной мере навеяны трагедиями Сенеки; в них много книжности, обширных морализующих монологов и т. п., но они все же являются значительным шагом вперед по сравнению с трагедиями Жоделя и «Плеяды». Интрига более разработана, диалог оживлен, а политический пафос Г. - сторонника аристократии - во многом предвосхищает Корнеля, на которого Г. не мало влиял. Не будучи сценичными, трагедии Г. скоро были вытеснены театром Арди (см.).

Библиография:

II. Bernage, Etude sur Robert Garnier, s. a.; Carrington-Lancaster H., The French Tragicomedy, 1907.

ГАРРЕТ

ГАРРЕТ - см. Португальская литератуpa.

ГАРРИС

ГАРРИС Джоель Чандлер (Joel Chandler Harris, 1848-1908) - американский писатель, публицист и поэт. Р. в штате Джорджия, где основной рабочей силой были негры. Г. с глубоким интересом наблюдал их быт и изучал их сказки и песни.

В 1883 появилась первая книга Гарриса: «Дядя Римес: его песни и рассказы; фольклор старой плантации», которая содержит 34 негритянских легенды и сказки, несколько поговорок, девять негритянских песен, рассказ о гражданской войне и 21 мнение и высказывание дяди Римеса, прототипом к-рого был старый негр Джордж Тиррель (с ним Г. близко познакомился на одной плантации). За этой первой книгой последовал ряд других: «Ночи с дядей Римесом: мифы и легенды старой плантации» - 39 новых легенд (1883), «Дядя Римес и его друзья» (1892), «Мистер Рэббит дома» (1895), «Рассказ о бэби и другие стихи дядя Римеса» (The Tar-Baby Story and other Rhymes of Uncle Rumes, 1904), «Рассказано дядей Римесом» (1905), «Дядя Римес и Брер Рэббит» (1907) и «Дядя Римес и мальчишка» (1910). Из всех этих книг наибольший интерес представляют две первые.

«Моей задачей было передать легенды в их оригинальной простоте и в тесной связи с причудливым диалектом - именно поэтому они и являются неотъемлемой частью домашней истории каждого семейства на Юге», - пишет Г. в предисловии к первой книге. Герой Г. - старый негр Римес - пережил три значительных для бывших рабовладельческих штатов периода - рабства, гражданской войны и реконструкции. Являясь одним из привилегированных рабов, а затем слуг, Римес в социальном смысле характерен для наиболее консервативных негритянских слоев. Изображению этих консервативных негритянских слоев и обязан Г. тем исключительным успехом своих произведений, к-рым они пользовались на Юге даже в ближайший после гражданской войны период (в наше время день рождения Г. празднуется во всех школах Джорджии).

Ценность цикла о Римесе не в философских и религиозных высказываниях последнего, а в обильном фольклорном материале. Г. положил начало изучению негритянского фольклора, после него разрабатывавшегося многими учеными, в том числе и неграми (Е. Б. Дюбуа, Р. К. Кеннеди и др.). Особой красочностью отличаются рассказы Гарриса о животных, в особенности же о зайце, в образе которого некоторые исследователи (К. А. Смит) видят воплощение самих негров. Зоомотивы книг Гарриса имеются и в фольклоре греческом, индейском, бразильском, бушменском, негров Конго, готтентотов и др. (исследования Э. Ланга, Ромеро, Д. Хоней, Тони фон Хельда, Д. Джекобса).

Цикл о Римесе Г. написал на диалекте негров дальнего юга и юго-запада Америки. К остальным негритянским диалектам Америки - виргинский, «гулла» и диалект креольских негров Луизианы - Г. прибегал лишь в очень редких случаях.

Библиография:

II. The Cambridge History of American Literature, v. II, chapter 20 (Нью-Иорк - Лондон, 1917-1921); Harris J. C., The Life and Letters of Joel C. Harris, 1919.

ГАРСИА КАЛЬДЕРОН ВЕНТУРА

ГАРСИА КАЛЬДЕРОН ВЕНТУРА - см. Испано-американская литература.

ГАРСИЛАСО ДЕ ЛА ВЕГА

ГАРСИЛАСО де ла ВЕГА (Garcilaso de la Vega, 1503-1536) - испанский поэт. Р. в Толедо в служилой дворянской семье, близкой ко двору. Сопровождал Карла V в походах и исполнял ответственные поручения дипломатического характера. Убит при штурме укрепления. Вместе со своим другом каталонским поэтом Хуаном Босканом Альмошвэром (1490-1542) Г. является реформатором испанской поэзии. Его творчество обеспечило победу новой «итальянской школы», формам итальянской поэзии (сонет, канцона и др.), которые со времени появления его первых стихотворений, окончательно вошли в испанский лит-ый обиход. В историческом отношении Г. представляет любопытную фигуру «поэта-барина», к-рого в XVI-XVII вв. в связи с преобразованиями в общественной жизни Испании, сменил «поэт-разночинец».

Библиография:

Лит-ое наследие Г., состоящее из 38 сонетов, в духе Петрарки, 5 поэм, 3 эклог, 2 элегий, послания и нескольких стихотворений в старокастильском роде, издавалось неоднократно. Лучшим изданием считается Bibl. de Aut. Esp., t. XXXII; Works. Crit. text with a bibliography Ed. H. Keniston (Hispanic Society of America), N.-Y., 1925.

II. E. Fernandez de Navarrete, Vida de Garcilaso de la Vega, «Documentos ineditos», t. XVI; Croce В., Interno al seggiorno di Garcilaso de la Vega in Italia, Napoli, 1894; Flamini, Imitazioni italiane in Garcilaso de la Vega, «Bibl. delle scuole italiane», Milano, 1899; Marques de Laurencin, Documentos ineditos referentes al poeta Garcilaso de la Vega, Madrid, 1915.

ГАРТ

1.. Союз украинских пролетарских писателей, организованный в 1923 В. Элланом - Блакитным. Платформа Г. почти ничем не отличалась от платформы ВАППа, за исключением требования писать на том яз., на к-ром говорит окружающая масса. Наиболее видные члены Г.: Блакитный, Хвыльовый, Тычина, Сосюра, В. Полищук, Коряк, Днипровский, А. Любченко и др. После смерти Блакитного эта организация окончательно распалась под влиянием шовинистического выступления Хвыльового, организовавшего в 1925 году «Свободную ассоциацию пролетарских писателей» - Ваплiте (см.).

2. «Гарт» - альманах вышеописанной лит-ой группировки, вышедший в 1924 и являющийся первой демонстрацией продукции пролетарских писателей Украины. В этом же альманахе напечатана статья В. Блакитного «Без манiфесту» - идеологическая платформа гартованцев. 3. «Гарт» - литературно-художественный журнал Украинского союза пролетарских писателей - ВУСПП. Издается с 1927, в редколлегию входят: Мыкытенко, Кулык и Коряк (см.).

Библиография:

«Гарт», альманах перший, ДВУ, Харкiв, 1924; Шляхи розвитку украiнськоi пролетарськоi лiтератури, Лiтературна дискусiя, изд. «Укр. робiтник», Харкiв, 1928.

ГАРТМАН

ГАРТМАН Мориц (Moriz Hartmann, 1821-1872) - австро-немецкий политический поэт и беллетрист, родом из Чехии, представитель домартовской немецкой политической поэзии; в 1845 выпустил сборник стихов «Чаша и меч» (Kelch und Schwert) а в 1847 - «Новые стихи» (Neuere Gedichte), в которых воспевал революционные подвиги чешских крестьян в средние века (цикл «Чешские элегии»), противопоставляя деревенский «социализм» индустриальному городу. Во время революции 1848, в которой Г. принимал деятельное участие, он примыкал к крайней левой буржуазной демократии и написал одну из лучших политических сатир того времени - «Reimchronik des Pfaffen Mauritius» (Рифмованная хроника попа Маврикия, 1849), в к-рой высмеиваются и бичуются ошибки революции 1848-1849. В период реакции Г. жил в эмиграции. Возвратившись в 1868 в Вену, он до конца дней своих пропагандировал в буржуазно-демократической «Neue Freie Presse» всегерманское объединение немецких земель. Кроме стихов и баллад, Г. написал также ряд эпических произведений («Адам и Ева»), романов («Война в лесу», «Последние дни короля»), рассказов и новелл («От весны к весне», «Сказки и истории с востока и запада», «С натуры» и др.), главным образом из жизни чешских крестьян, быт к-рых он мастерски изображал. Лучшие лирические стихотворения и песни Г. переведены на русский яз. А. Плещеевым, П. Вейнбергом, Д. Михаловским и А. Михайловым.

Библиография:

I. Собр. сочин., 10 тт., изд. в 1873-1874; Избранные письма, 1921; Ausgewahlte Werke, hrsg. von Otto Rommel, 1910.

II. Wittner, Hartmanns Leben und Werke, 1907; Гербель Н. В., Немецкие поэты в биографиях и образцах, СПБ., 1877, стр. 573-580.

ГАРТМАН ФОН АУЭ

ГАРТМАН фон АУЭ (Hartman von Owe, Ouwe, ок. 1170-1210) - знаменитый эпический и лирический поэт немецкого средневековья, старший современник Вольфрама фон Эшенбах (см.) и Готтфрида Страсбургского (см.). Последний в «Тристане», оплакивая кончину Г., восхваляет его творчество как высший образец куртуазного стиля, противопоставляя его ясность и изящную легкость темноте «диких сказаний» Вольфрама фон Эшенбах.

Действительно, в своей жизни и поэзии Г. - яркий выразитель идеологии служилого рыцарства времен расцвета феодальной культуры. Швабский дворянин, вассал владетеля замка Ауэ, участник крестовых походов, во время которых тесное соприкосновение рыцарства различных национальностей способствовало развитию классовой культуры и обмену ее ценностями, благодаря своему пребыванию во Фландрии ознакомившийся с более совершенными, чем немецкие, формами феодальной культуры фламандского и французского рыцарства, - Г. в своих произведениях соединяет идеал светской куртуазии, «вежества», с мотивами христианского «отречения и покаяния».

В его лирике наряду с превосходными образцами куртуазной любовной песни представлены и «крестовые песни» (Kreuzlieder), характерные для настроения первых крестоносцев. В своих ранних эпических произведениях Г. переносит в немецкую литературу тематику и формы романов артуровского цикла, пересказывая куртуазные эпопеи Кретьена де Труа (см.) - «Erec» (Эрек) и «Iwein» (Ивейн). Сильнее и глубже, чем его прототип, выдвигает он основную идею рыцарского долга - преодоление личного счастья во имя «чести», большее место занимает у него анализ переживаний героев; в этом отношении он является предшественником Готтфрида Страсбургского. Мотив отречения, приобретающего религиозную окраску, выступает ярче в позднейших, более оригинальных произведениях Г.: небольшой стихотворной повести о «Столпнике Григории» (Gregorius von Steine) - эпической переработке христианского варианта легенды об Эдипе - и наиболее известном произведении Г. - стихотворной повести о «Бедном Генрихе» (Der arme Heinrich), - не раз вдохновлявшей поэтов романтизма и символизма («Бедный Гейнрих» Гауптмана). Характерно для идеологии средневекового рыцаря-крестоносца, что и в этой трогательной истории о молодой крестьянке, готовой исцелить своей невинной кровью пораженного проказой господина, на первое место выдвигается не мотив жертвенной любви, а мотив долга вассала по отношению к сеньору; юная героиня произносит длинные поучительные речи о тщете земной жизни и сладости отречения. Дидактический элемент вообще настолько сильно проникает это произведение, что делает его художественно трудно восприемлемым.

В области формы Г. как мастер стиха значительно превосходит своего предшественника - фламандца Гейнриха фон Фельдеке (см.): по богатству рифмы, легкости ритма и ясности изложения Г. превосходит только Готтфрид Страсбургский.

Библиография:

I. Erec, изд. Haupt, 1839; нем. перев. Fistes, 1851; Iwein, изд. Lachmann, 1827, нем. перев. Baudissin, 1845; Gregorius, изд. H. Paul, 1873, нем. перев. Reclam’s Universal Bibliothek, № 1887; Der arme Heinrich, изд. H. Paul, 1882, нем. перев. Recl. Un. Bibl., № 456; Лирика - Des Minnesanges Fruhling, посл. изд. 1920; Собр. сочин., изд. Bech, 1867.

II. Schreier, Untersuchungen uber das Leben und die Dichtungen Hartman von Aue, 1874; Lippold, Ueber die Quelle des Gregorius Hartman von Aue, Lpz., 1869; Settegasti, Hartmans «Iwein», vergliechen mit seiner franzosischen Quelle, Marb., 1873; Kassel P., Die Symbolik des Blutes und der «Arme Heinrich» des Hartman von Aue, Berlin, 1882; Piquet, Etude sur Hartman d’Aue, 1898.

ГАРТНЫЙ

ГАРТНЫЙ Тишка (1887-) - псевдоним видного белорусского поэта и беллетриста Дмитрия Федоровича Жилуновича. Р. в местечке Копыль, Слуцкого уезда, в семье чернорабочего; в детстве был пастухом. С 1905 г. принимал активное участие в революционном движении. К этому же времени относятся его юношеские лит-ые опыты на русском яз. В 1906 Г. - член Комитета Копыльской соц.-дем. организации. В 1908 примыкает к белорусскому национальному движению и с тех пор пишет исключительно по-белорусски. Во время Октябрьской революции Г. выдвинулся как крупный революционный и общественный деятель: в 1919 он был предсовнаркома БССР. В настоящее время Г. - начальник Главискусства.

Все творчество Г. пронизано социальными темами: труд мелкого ремесленника, рабочее и крестьянское движение до Октябрьской революции, Октябрь в его динамике, обрисовка наших дней с их колоритными фактами строительства новой жизни. Эти тематические линии взаимно перекрещиваются в творчестве Г. Особенно рельефно выделяется в его произведениях мотив борьбы, к-рый представляет собой творческую доминанту писателя; он выступает у Г. в аспекте натуралистическом, психологическом и социальном: писатель обрисовывает борьбу стихий в природе, преимущественно останавливаясь на ее грозных и могущественных явлениях и отступая так. обр. от идиллически-крестьянского штампа, укрепившегося в белорусском литературном пейзаже; психика человека дана в творчестве Гартного преимущественно как арена борьбы и коллизий; но с особой любовью и проникновением развертывает автор социальную борьбу масс за свое освобождение (роман «Сокi цалiны»).

В белорусскую, преимущественно народническую, лит-ру Г. вносит новые темы рабочего движения и мотивы урбанизма.

Творчество Г. отражает пролетарскую психо-идеологию. Его мироощущение пронизано коллективизмом. Революцию он воспевает не как посторонний наблюдатель и зритель, а как непосредственный участник борьбы и современного строительства. Главный источник творчества писателя - его собственный жизненный опыт - от тяжелого труда кожевника и деятельности в соц.-дем. организации до ответственной роли в современном советском строительстве. В торжествующем темпе революции поэт находит свой высший идеал красоты. Но революция - это только отправной пункт эстетики Г. Как нечто торжественное он воспринимает жизнь в целом («Урачыстасьць»).

Рядом с положительными сторонами творчество Г. имеет и некоторые отрицательные, гл. обр. в области формально-художественной: композиционная неслаженность, противоречащая принципу художественной телеологичности, стилистическая растянутость и эйдологическая узость - все это безусловно представляет собой пассив Г. Но позднейшие произведения («Урачыстасьць» и сб. «Прысады») обнаруживают значительные достижения в области эвфонии, ритмики, композиции и более динамического художественного синтаксиса.

На общем фоне белорусской лит-ры Г. выделяется как писатель, в творчестве которого наиболее ярко отразилось пролетарское течение.

Библиография:

I. Г. принадлежат следующие сборники стихов: «Piesni», 1913; «Песьнi працы i змаганьня», Бэрлiн, 1922; «Урачыстасьць», Мэнск, 1925. Художественная проза его представлена произведениями: «Трэскi на хвалях», М., 1924; «Прысады», М., 1927 - два сборника рассказов; «Сокi цалiны» - роман в 3 частях (вышло пока две части: «Бацькава воля», Бэрлiн, 1922 и «На перагiбе», М., 1926). Написано им и нессколько драматических произведений: «Хвалi жыцьця», альманах «Зажынкi», М., 1918; «Соцыялiстка», «Сцэнiчныя творы», сш. I, Мэнск, 1923; «На стыку», сборник «Прысады»; Повести и рассказы, перев. с белор. В. Д. Раковский, со вступит. ст. Сергея Городецкого, М. - Л., 1929. Кроме того много произведений Г. помещено в разных периодических изданиях. Ему принадлежит и целый ряд этюдов в области белорусской критики.

II. Пiотуховiч М. М., проф., Пролетарская поэзiя i лiрыка Цiшкi Гартнага, Юбилейный сборник, посвященный 15-летию лит-ой деятельности поэта, Мэнск, 1923; Его же, Творчасьць Цiшкi Гартнага, «Росквiт», 1928, № 1; Его же, ст. в журн. «Полымя», 1929, № 1; Его же, Ц. Гартный у лiтературнай крытыца, Менск, 1929.

ГАРУН

ГАРУН Алесь (1887-1920) - псевдоним белорусского писателя Александра Владимировича Прушинского. Р. в рабочей семье, юношей принимал участие в революционном движении, 9 лет провел в ссылке, в глуши Иркутской губ. - обстоятельство, ярко отразившееся в его творчестве. В 1917 он выпустил сборник стихов «Матчын Дар», в основу которых положены народные поверья, сказки и легенды. Видное место, занимаемое Г. в белорусской лит-ре, обусловлено силой и непосредственностью его лиризма. Звучность его стиха достигается обильным применением внутренних рифм. Его строфика разнообразна, оригинальна и всегда соответствует тематическому замыслу.

Г. - поэт нашенивского периода (см. Белорусская литература). Он отводит значительное место мотивам белорусского возрождения. Мысль о национальном возрождении связана у Г. с идеей социального переустройства общества. Из современной ему действительности он берет образы крайней нищеты, покинутости.

Г. известен, кроме того, как автор пьес для детского театра, в которых, по мнению критики, проявил исключительно тонкое понимание детской души. Выпущенной в 1920 книжкой «Жывыя казкi для дзiцячага тэатру» Г. положил в Белоруссии основание детской художественной лит-ре.

Свои опыты повествовательной прозы Г. подписывал преимущественно псевдонимом Р†. Жывiца. Они остаются до сих пор рассеянными по разным журналам. В настоящее время белорусской Академией наук подготовляется полное собрание сочинений писателя.

Библиография:

О творчестве Г. см. отдельные главы в общих обзорах белорусской лит-ры Е. Ф. Карского, М. И. Горецкого, М. Н. Пиотуховича и статью Е. И. Боричевского (журн. «Узвышша», 1928, № 2).

Предыдущая страница Следующая страница